Сочинение 15.3 «Что такое нравственный выбор» по тексту Алексина

Сочинение 15.3 «Что такое нравственный выбор» по тексту Алексина

Сочинение 15.3 «Что такое нравственный выбор» по тексту Алексина

15.3 Как вы понимаете значение словосочетания «нравственный выбор»? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР».

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Есть люди,
которые болезненно переживают чужие успехи. (2)Таким был Сеня Голубкин. (3)Ему
всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. (4)Если кто-то
заболевал, Сенька говорил: (5)«Ясно… (6)Решил отдохнуть!» (7)Если кто-то
получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: (8)«Что, мамочка с

папочкой потрудились?»

(9)Ему казалось,
что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. (10)Зависть, в которой

кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое…

(11)Трудно было
отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту
пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь,
блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после
урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил

невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.

(15)Однажды был
назначен «районный» диктант, и Сеня Голубкин был в панике: двойка за тот

диктант грозила ему второгодничеством.

(16)После
диктанта Сенька бегал по коридору и выспрашивал у своих

одноклассников:

– (17)Как
пишется «в течение»?
– (19)Одна
ошибочка есть! – говорил он и загибал палец. – (20)А ты сам-то как

написал? (21)Правильно?

(22)Если
оказывалось, что правильно, Сенька скулил:

– (23)Ну,
коне-е-чно, сам написа-ал!

(24)После
«районного» диктанта у Сеньки не хватило пальцев на обеих

руках: он насчитал двенадцать ошибок. (25)Кроме запятых и тире…

(26)На переменке
ко мне подошёл Ваня Белов и спросил:

– (27)Что
ж, Вера Матвеевна, Голубкину теперь на второй год оставаться?

– (28)Не
знаю. (29)Ещё не проверила.

(30)Когда я
уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли.

(31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани.

(32)На большой
перемене мы с директором в опустевшем классе стали
пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы,

появился Ваня Белов и сказал:

– (34)Я
пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!

(35)Я не верила,
что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли,
переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел

обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.

(38)Он не
проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. (39)Голубкин не простил благородства, как не прощал
он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. (40)Ваня Белов это
понял. (41)После того как Сенька очередной раз насолил в чём-то своему

спасителю, я как бы мимоходом сказала Ване:

– (42)Ну
что… ни одно доброе дело не остается безнаказанным?

– (43)Мало
ли что бывает! – ответил он. – (44)Из-за этого всем не верить?
* Алексин Анатолий Георгиевич
(род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как
«Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в

пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.

Нравственный выбор – это осознанно
принятое человеком решение, это ответ на вопрос «Как поступить?»: 
пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными
представлениями о жизни. Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.

          Один из героев текста А.Г.Алексина, Ваня Белов, в критической ситуации сделал свой
нравственный выбор: он взял на себя вину друга, Сени Голубкина, который из
страха остаться на второй год украл из учительской несколько тетрадей с районным диктантом. Ваня бесстрашно сознался в содеянном перед директором.
Он совершил этот благородный поступок потому, что хотел помочь своему другу

перейти в седьмой класс. Ваня поступил по законам дружбы.


          Свой нравственный выбор сделал и Пётр Гринёв, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Когда Петруша проиграл в бильярд офицеру Зурину сто рублей, Савельич стал убеждать своего воспитанника не отдавать долг этому аферисту. Гринёв и сам понимал, что Зурин обвёл его вокруг пальца, но всё же принял решение отдать деньги. Он поступил так, как учил его отец — по законам чести.
         Таким образом, человек очень часто оказывается в ситуации выбора. И принятие решения во многом зависит от его моральных устоев. (183 слова)
Сочинение 15.3 «Что такое нравственный выбор» по тексту Алексина

Что такое нравственный выбор?

Нравственный выбор — это выбор человека, сделанный на основе его жизненных убеждений. Три варианта сочинений с аргументацией и примерами помогут лучше Вам понять данную тему как для ОГЭ, так и для общего развития.

Первый вариант сочинения (по тексту А.Г. Алексина «Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи…»)

Сочинение 15.3 «Что такое нравственный выбор» по тексту АлексинаОпределение понятия

Нравственный выбор – совокупность действий и поступков, слов и мыслей в зависимости от морального и нравственного опыта человека. Другими словами, это правила, которые каждый человек устанавливает сам для себя, и применяет их в различных жизненных ситуациях.

Аргумент из прочитанного текста

В тексте А.Г. Алексина повествуется о становлении характера людей в юные годы, о разном отношении к жизни двух школьников – Вани и Сени Голубкина.

На противопоставлении этих образов автор пытается показать, что некоторые люди не постесняются обвинить других во всех своих несчастьях, способны при этом пойти нечестной дорогой. Таков Сенька. Ваня же обладает более глубокой душевной организацией.

В порыве сочувствия он берет на себя вину одноклассника, но тот отвечает ему презрением вместо благодарности. Однако вера в людей в душе Ваньки настолько сильна, что он осознает: по одному только человеку нельзя судить о качествах всего человечества.

Аргумент из личного опыта

Все мы знаем, что в одной и той же ситуации люди способны повести себя абсолютно по-разному. Наглядный пример – отношение к бездомным животным. Одни способны приютить грязного, дрожащего на морозе котенка, обогреть его, накормить, вымыть. А другие могут просто не обратить внимания на истошно кричащий серый комочек и пройти мимо.

Заключение

Нельзя думать только о себе, о собственном благополучии. Каждый из нас несет определенную ответственность за все, что происходит с окружающими людьми. Порой одно вовремя сказанное слово способно полностью изменить судьбу человека. В жизни очень важно делать правильный нравственный выбор.

Второй вариант сочинения (по тексту Э.Ю. Шима «Ребята ушли со двора, собирают походное снаряжение…»)

Определение понятия

Нравственный выбор – то, на что способен решиться человек во имя других людей, знакомых или чужих, родных или незнакомцев. Некоторые обладают настолько чуткими сердцами и глубокими душами, что готовы рискнуть собственной жизнью во имя спасения рядом стоящего человека, путь он и ведет себя не позволительно грубо, легкомысленно.

Аргумент из прочитанного текста

В тексте Э.Ю. Шима рассмотрена ситуация нравственного выбора молодого человека, который долгое время терпит от девочки, которая ему нравится, всевозможные издевательства. Она то просит его тайно принести духи матери, то поджигает самодельную ракету его товарищей.

Автор уверен, что таким образом она пользуется любовью мальчика, его первыми настоящими чувствами. От этого она становится жестокой, переходит границы дозволенного. Но как только жизнь Верочки оказалась в опасности, Гоша, не задумываясь, бросился на подожжённый снаряд.

И кто знает, чем закончилась эта жестокая шалость девочки…

Аргумент из личного опыта

Часто люди готовы жертвовать своей жизнью и здоровьем во имя других. Известно множество случаев, когда мужчины или женщины без страха бросались в горящий дом и выносили оттуда детей и животных. В тот момент они с легкостью совершали свой нравственный выбор – лучше рискнуть собой, чем позволить кому-то погибнуть.

Заключение

Думаю, что не все способны на такие подвиги. Очень часто люди стараются оставаться в стороне от происходящих катастроф. Но мы не вправе судить их, у каждого есть свои причины поступать так или иначе. Просто это другой нравственный выбор.

Третий вариант сочинения (на примере текста В.К. Железникова «Утром в хрустальной вазе на столе Витя увидел огромный букет…»)

Определение понятия

Нравственный выбор – способность человека предпринимать те или иные действия, не взирая на общепринятые нормы и понятия. Тут все зависит только от него самого, от его воспитания, понятий, жизненного опыта, внутреннего самосознания.

Аргумент из прочитанного текста

Так, в рассказе В.К. Железникова описана банальная жизненная ситуация. Папа подарил маме букет цветов на 8 Марта, и мама предложила сыну взять с с собой несколько веточек мимозы, чтобы делать приятное его соседке по парте – Лене Поповой.

Когда оказалось так, что он оказался единственным, кто подарил цветы девочке из всего класса, его начали высмеивать. Дети часто жестоки.

Витя, став предметом насмешек одноклассников, так расстроился и разозлился на мать, что даже не смог почувствовать, какой поступок он совершил – теперь Лена навсегда запомнит этот день, и эти цветы, и Витю. Возможно, впоследствии он поймет, что делать людям приятное – не стыдно.

Аргумент из личного опыта

Действительно, часто в жизни приходится делать свой нравственный выбор, основываясь на мнении окружающих. К примеру, если коллектив выбрал кого-то для битья, то общаться с ним сможет не каждый. А тот, кто на это решится – сам станет объектом издевательств одноклассников. Вот только если мы будем принимать решения, основываясь на мнении большинства, то это будет уже не наш выбор.

Заключение

Очень важно принимать в жизни правильные решения. Нужно стараться не обращать внимания на тех, кто считает, что проявлении симпатии или просто доброго отношения к окружающим – это постыдно. Нельзя заключать сделки с совестью, ведь с тем нравственным выбором, который мы совершаем, жить только нам.

Что такое нравственный выбор?(По тексту А.Алексина.)

Что такое нравственный выбор, рассуждает А. Г. Алексин в тексте, рассказывая о двух одноклассниках. Мальчики писали «районный» диктант, плохая отметка за который грозила Сене второгодничеством.

Ваня, понимая это, взял тайком тетрадь Голубкина и исправил его ошибки. Однако тот не «проникся благодарностью» к своему спасителю, а наоборот, невзлюбил Ваню.

Это был его выбор:  недоброжелательность к успешному и доброму однокласснику, порожденная завистью, в которой «кроется исток многих человеческих слабостей и пороков».

  Машинист петербуржского метро тоже стоял перед выбором: остановить подорванный поезд или,  следуя инструкции, «двигаться в сторону станции». Он выбрал второе, и, благодаря этому, удалось избежать большей трагедии. Ведь останови он локомотив в туннели, сколько людей задохнулось бы и не было спасено.

Таким образом, нравственный выбор – это выбор каждого человека: делать ему что-то во благо других или думать о собственной выгоде. Я считаю, что те, кто идет по  первому пути, люди благородные: совершая поступок, они беспокоятся об окружающих, а не о себе.

Читайте также:  Злострастие Олега ЛСП в композиции «Канат»

Влада

Текст 11.1 (из повести А. Г. Алексина  «Третий в пятом ряду»)

 (1)Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи. (2)Таким был Сеня Голубкин. (3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. (4)Если кто-то заболевал, Сенька говорил: (5)«Ясно… (6)Решил отдохнуть!» (7)Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: (8)«Что, мамочка с папочкой потрудились?» 

(9)Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. (10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое…

(11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.

  • (15)Однажды был назначен «районный» диктант, и Сеня Голубкин был в панике: двойка за тот диктант грозила ему второгодничеством.
  • (16)После диктанта Сенька бегал по коридору и выспрашивал у своих одноклассников:
  • – (17)Как пишется «в течение»? 
  • (18)Ему отвечали. 

– (19)Одна ошибочка есть! – говорил он и загибал палец. – (20)А ты сам-то как написал? (21)Правильно?

(22)Если оказывалось, что правильно, Сенька скулил:

– (23)Ну, коне-е-чно, сам написа-ал!

(24)После «районного» диктанта у Сеньки не хватило пальцев на обеих руках: он насчитал двенадцать ошибок. (25)Кроме запятых и тире…

(26)На переменке ко мне подошёл Ваня Белов и спросил:

– (27)Что ж, Вера Матвеевна, Голубкину теперь на второй год оставаться?

– (28)Не знаю. (29)Ещё не проверила.

(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани.

(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:

– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия! 

(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.

(38)Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. (39)Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. (40)Ваня Белов это понял. (41)После того как Сенька очередной раз насолил в чём-то своему спасителю, я как бы мимоходом сказала Ване:

– (42)Ну что… ни одно доброе дело не остается безнаказанным?

– (43)Мало ли что бывает! – ответил он. – (44)Из-за этого всем не верить?                                       (По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.

Решу огэ

Задание 9 № 7827

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К. А. Федина.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки».

  • Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
  • Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  • Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

  1. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  2. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
  3. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи. (2)Таким был Сеня Голубкин. (3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. (4)Если кто-то заболевал, Сенька говорил: (5)«Ясно… (6)Решил отдохнуть!» (7)Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: (8)«Что, мамочка с папочкой потрудились?»

(9)Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. (10)Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое…

(11)Трудно было отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь, блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.

(15)Однажды был назначен «районный» диктант, и Сеня Голубкин был в панике: двойка за тот диктант грозила ему второгодничеством.

(16)После диктанта Сенька бегал по коридору и выспрашивал у своих одноклассников:

– (17)Как пишется «в течение»? — (18)Ему отвечали.

– (19)Одна ошибочка есть! — говорил он и загибал палец. — (20)А ты сам-то как написал? (21)Правильно?

(22)Если оказывалось, что правильно, Сенька скулил:

– (23)Ну, коне-е-чно, сам написа-ал!

(24)После «районного» диктанта у Сеньки не хватило пальцев на обеих руках: он насчитал двенадцать ошибок. (25)Кроме запятых и тире…

(26)На переменке ко мне подошёл Ваня Белов и спросил:

– (27)Что ж, Вера Матвеевна, Голубкину теперь на второй год оставаться?

– (28)Не знаю. (29)Ещё не проверила.

(30)Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. (31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани.

(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:

– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!

(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.

(38)Он не проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно с тех пор и невзлюбил его. (39)Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. (40)Ваня Белов это понял. (41)После того как Сенька очередной раз насолил в чём-то своему спасителю, я как бы мимоходом сказала Ване:

– (42)Ну что… ни одно доброе дело не остается безнаказанным?

– (43)Мало ли что бывает! — ответил он. — (44)Из-за этого всем не верить?

  • (По А. Алексину) *

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924) — писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.

1

Задания Д A4 № 3247

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ПО­ЛУ­ЧАЛ все со­глас­ные звуки твёрдые.2) В слове ПОДОШЁЛ буква Ё обо­зна­ча­ет один звук.3) В слове ИЗ­ВЕСТ­НЫХ 8 зву­ков.4) В слове ПЯТЁРКУ ко­ли­че­ство зву­ков и букв сов­па­да­ет.Пояснение.

Согласный Ч не имеет пары по твердости, он всегда мягкий.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Источник: Банк заданий ФИПИ

2

Задания Д6 № 3349

Замените разговорное слово «чудились» из предложения 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Пояснение.

  1. Слово ЧУДИЛИСЬ можно заменить стилистически нейтральным синонимом КАЗАЛИСЬ
  2. Слово «мерещиться» имеет пометку разговорное, его нельзя.
  3. Ответ: казались

Ответ: казались|виделись

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант E33D7A

Пояснение.

15.1 Нельзя не согласиться с высказыванием Константина Александровича Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

Словом можно передать наши чувства и переживания, можно согреть человека, можно ранить и даже убить. Все оттенки наших переживаний, настроений, мыслей мы в состоянии передать, используя огромный арсенал слов и языковых средств.

Для подтверждения справедливости слов Федина обратимся к тексту А. Алексина.

В предложении 3 используется просторечное слово «чудились», которое в полной мере отражает отношение Сени Голубкина к окружающим: неуверенность в себе, подозрительность мешают и ему самому, и находящимся рядом людям. Кроме того, употребление именно этого слова показывает отношение автора к проповедуемой Голубкиным жизненной позиции: она совершенно не оправдана.

В предложении 14 перед нами еще один пример авторского мастерства. Словом «верзила» автор характеризует Сеню, тем самым подтверждая уже формирующееся у читателя негативное отношение к герою.

Таким образом, проанализировав примеры из текста, мы с уверенностью может утверждать, что в русском языке достаточно слов, выражений и средств, чтобы запечатлеть наш мир во всем его многообразии, нужно только уметь подбирать слова, чтобы звучали они точно и емко.

15.2 Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, выбора между добром и злом, между правдой и ложью, между милосердием и равнодушием.

В приведённом фрагменте текста автор с сожалением говорит о Голубкине, который не способен на «человеческие» поступки, «человеческие» отношения.

Жестокость, подлость, зависть к другим сопровождают его отношение к миру, к окружающим людям, даже тем, которые помогали ему.

В третьем предложении (Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие) автор характеризует Сеньку как человека беспринципного, злобного, не способного верить, и самое страшное — верить в доброе. Такой человек легко пойдёт по головам для собственной выгоды, растопчет другого, лишь бы он не оказался лучше него.

Читайте также:  Анализ пьесы корнеля «сид»

Голубкин всегда ищет виноватых вокруг, не пытается покопаться в себе, в его голове не может зародиться мысль о том, что что-то не так именно с ним, а не с окружающими. Подтверждение этому находим в предложениях номер 9—10.

Важнейшими формами нравственного сознания являются стыд, совесть, долг, обязанность, ответственность. Хочется надеяться, что человечество не изживёт себя, растеряв на пути прогресса эти важные качества, определяющие отличие человека от животного.

15.3 Каждый из нас попадает в ситуации, когда надо сделать выбор. В основе нравственного выбора — борьба между эгоистическими желаниями и стремлением помочь людям. Каждому из нас приходится это испытывать.

Этот выбор происходит не только в важнейших, судьбоносных решениях: убить или быть убитым, спастись самому или спасти другого ценой собственной жизни, а в любых, повседневных ситуациях: уступить место в транспорте или нет, опоздать или прийти вовремя на встречу.

В приведённом тексте автор характеризует Сеньку как человека беспринципного, злобного, не способного верить, и самое страшное — верить в доброе.

Такой человек легко пойдёт по головам для собственной выгоды, растопчет другого, лишь бы он не оказался лучше него.

Голубкин всегда ищет виноватых вокруг, не пытается покопаться в себе, в его голове не может зародиться мысль о том, что что-то не так именно с ним, а не с окружающими. Сенька Голубкин — пример безнравственного человека.

Очень важно, когда правильные нравственные ориентиры сформированы у наших политиков. Человек, знающий, что такое страдание и боль, желающий оградить своего ребёнка, находясь во главе государства, не станет разжигать огонь войны, потому что война принесёт горе другим людям.

У человека всегда есть возможность выбора между добром и злом, между жизнью по совести или приспособленчеством, между службой делу или службой лицам. Каждое поколение людей решает для себя нравственную проблему. Если человек способен заглянуть внутрь себя самого, всегда есть надежда на то, что он сделает правильный нравственный выбор.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 2
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса 1
  • Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,
  • ИЛИ
  • тезис не доказан,
  • ИЛИ
  • дано рассуждение вне контекста задания,
  • ИЛИ
  • тезис доказан на бытовом уровне
С2К2: Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте 3
  1. Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,
  2. ИЛИ
  3. привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,
  4. ИЛИ
  5. привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте
2
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте 1
  • Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,
  • ИЛИ
  • экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
  1. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
  2. — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
  3. — в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
  • Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО
  • допущена 1 логическая ошибка,
  • И/ИЛИ
  • в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
1
  1. В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
  2. НО
  3. допущено более 1 логической ошибки,
  4. И/ИЛИ
  5. имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста
С2К4: Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2
  • Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
  • НО
  • допущена 1 ошибка в построении текста
1
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста
Максимальный балл 9
Критерии оценки грамотности и фактическойточности речи экзаменуемогоБаллы
ГК1: Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки 2
Допущено 2–3 ошибки 1
Допущено 4 и более ошибки
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок 2
Допущено 3–4 ошибки 1
Допущено 5 и более ошибок
ГК3 Соблюдение грамматических норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок 2
Допущено 3–4 ошибки 1
Допущено 5 и более ошибок
ГК4 Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок 2
Допущено 3–4 ошибки 1
Допущено 5 и более ошибок
ФК1 Фактическая точность письменной речи
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет 2
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов 1
Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов
Максимальный балл 10

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант E33D7A

Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года

Сочинение 15.3: Что такое нравственный выбор? (по тексту Алексина)

(228 слов) Какой выбор в нашей жизни можно назвать нравственным? Этот вопрос интересует многих, но точного ответа на него нет. По моему мнению, нравственным выбором считать нужно выбор между удобным, выгодным злом и сложным, изнуряющим, требующим времени, сил, здоровья добром. Чтобы обосновать свою позицию, приведу примеры из приведённого текста и жизненного опыта.

Текст А. Алексина может служить ярким подтверждением моей точки зрения. Сеня, герой текста, не любит радоваться за других, когда они совершают что-то яркое, выдающееся.

Когда Ваня честно рассказывает о пропавших тетрадях, в Сене нет чувства признательности. Он даже начинает относиться к Ване хуже прежнего, демонстрируя, как именно он сделал собственный нравственный выбор.

Между необходимостью поблагодарить одноклассника и эгоистичным желанием не потерять иллюзию своейправоты Сеня выбирает второе.

Другим моим аргументом является мой жизненный опыт. В моей жизни я часто сталкиваюсь с неким подобием выбора, не в прямом его значении, но в косвенном. Я не должна каждый день делать что-то одно из двух, что-то конкретное.

Но зато я постоянно встречаюсь с выбором между помощью другим и тратой своего времени на личные нужды.

Из-за того, что я приучена оказывать людям поддержку в сложных ситуациях, я часто вынуждена метаться между своими интересами и стремлением помочь.

На основании всех аргументов можно сказать следующее: нравственный выбор уникален для каждого человека, он далеко не всегда очевиден и человек может выбрать как добро, так и зло. Поэтому необходимо заранее привыкать совершать добрые поступки, вести себя порядочно.

Дополнительные аргументы:

Пример из кино: Героиня фильма Джеймса Кэмерона «Титаник» Роза вынуждена сделать выбор прямо во время страшного кораблекрушения.

Она может или спастись на шлюпке с остальными богатыми пассажирами или остаться на лайнере, чтобы найти своего возлюбленного и остаться с ним. Девушка, рискуя жизнью, выбирает второе, и они с Джеком спасаются на небольшой доске.

Но, к сожалению, выживает только Роза, ведь доска была мала для двоих, и Джек замёрз в ледяной воде.

Пример из литературы: В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна влюбляется в главного героя, но не встречает взаимности.

Спустя несколько лет уже замужней светской дамой Татьяна вновь встречается с Евгением. Теперь любовь зарождается уже в душе Онегина, но Татьяна, которой он по-прежнему нравится, всё же его отвергает.

Ведь она была замужем, и, встав перед выбором между чувством и долгом, героиня выбрала долг.

Пример из СМИ: Никита Баранов, семилетний мальчик, вытащил из воды утопающего трёхлетнего Диму. Он упал в воду потому, что за ним никто не присматривал. Никита быстро среагировал на крики о помощи и спас Диму.

Сочинение 15.3

Предлагаем вашему вниманию примеры сочинений 15.3 из открытого банка заданий ФИПИ.

Задание #1 (номер задачи на fipi.ru — B1EF9E)

Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  • Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)По дому плавали запахи и крики. (2)Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3)Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта.

(4)Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома.

(5)Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда – с дочерью. (7)Она командует, унижая её.

(8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.

(11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».

– (12)Пап, ну скажи ей, – громко пожаловалась Оксана. – (13)Чего она мне нервы мотает?

– (14)Как ты разговариваешь с матерью? – одёрнул Корольков.

– (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…

– (19)Что значит «ляпнет»?

– (20)Ну, не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…

– (24)Довольно-таки противно тебя слушать, – объявил Корольков. – (25)Ты говоришь, как законченная эгоистка.

– (26)Но ведь мой день рождения. (27)Мне же шестнадцать лет. (28)Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?

(29)Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли.

(30)Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. (31)А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. (32)И не амбулаторно, как говорят врачи, – пришёл, ушёл. (33)А стационарно.

(34)Каждый день. (35)Чтобы не пропустить возможных осложнений. (36)А осложнения, как он понимал, неизбежны.

(37)Позвонили в дверь. (38)Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (39)С ней было всё в порядке. (40)Впереди праздник, и жизнь – как праздник.

(По В. Токаревой)*

* Токарева Виктория Самойловна (род. в 1937 г.) – современный российский прозаик и сценарист.

Читайте также:  Жизнь Лермонтова: кратко о главном

Жизненные ценности — это идеалы, убеждения, принципы, которые для нас наиболее значимы. Эти ценности служат ориентирами, критериями качества жизни и «правильности» решений, действий. У каждого человека ценности разные. Для многих людей самое ценное — это семья, дети.

Вот и Корольков, герой текста Виктории Токаревой, задумывается о том, какие жизненные ценности смог он заложить в дочь, раз она так ведёт себя по отношению к матери: грубит, пренебрегает её желаниями, готова «пожертвовать» ею, лишь бы сделать всё так, как задумала. Наверное, немало просчётов допустил он в воспитании дочери. Отец понимает, что с такой жизненной позицией Оксане будет непросто общаться с людьми. Именно поэтому ещё не поздно поучаствовать в судьбе девочки, чтобы заложить «фундамент всей дальнейшей жизни».

Примером правильных семейных ценностей может стать семья Ростовых из романа Толстого «Война и мир». В ней царят любовь, взаимопонимание, поэтому дети Ростовых вырастают хорошими людьми, впитавшими семейные устои, которые будут нести в свои семьи.

Наши жизненные ценности играют ключевую роль в судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, взаимоотношения с другими людьми. Хорошо, если в семье формируются правильные жизненные

ценности, тогда человеку проще идти с ними по жизни.

Задание #2 (номер задачи на fipi.ru — A296BB)

Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

  1. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  2. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
  3. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Началась эта мука в далёкие годы, в классе пятом или шестом.

(2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон.

(3)Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу.

(5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.

(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух.

(9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе.

(10)Он пользовался ею расчётливо и умно́ приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости.

(11)Продолжалась глебовская власть – ну не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа.

(12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее – опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе.

(16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь.

(17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.

(19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.

(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.

(По Ю. Трифонову)*

* Трифонов Юрий Валентинович (1925–1981) – русский советский писатель, мастер «городской» прозы.

Выбор — главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных.

Шекспир был прав, подчеркивая исключительную важность таких моментов в жизни: «Быть или не быть, вот в чем вопрос… ».

Человек часто оказывается в ситуации выбора: профессии, института, любимого человека и друзей, мировоззрения… Ему приходится отдавать предпочтение одним ценностям и нормам, отвергая другие.

Главный герой текста А. И. Деникина становится военным вовсе не потому, что когда-то ему выпало это предначертание по старинному поверью. Для осуществления своей детской мечты ему понадобилось упорство и огромное желание.

На мальчика повлияли рассказы отца, занятия в гимнастическом городке Стрелкового батальона, суровая романтика стрельбищ. Всё это не только укрепило детскую мечту, но и помогло добиться реальных результатов в военном деле.

Свой первый серьёзный выбор предстоит сделать и нам после окончания девятого класса. И выбор этот у меня, например, возник не сегодня, не сию минуту.

Я давно мечтала связать свою жизнь с медициной, чтобы приносить пользу людям, чтобы помогать им, когда, кажется, нет спасения от боли и страдания. Вот почему я иду в медицинский колледж.

Надеюсь, что у меня всё получится — я смогу осуществить свою мечту и быть счастливым человеком, утром идя на работу, а вечером — домой.

Задание #3 (номер задачи на fipi.ru — E41655)

Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  • Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1)Я не любила эту куклу.

(2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.

– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.

(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня – «статуэткой», мне не было легче.

(7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете.

(8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».

– (10)Не огорчайся: конец – делу венец! – услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.

(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно.

(15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась.

(16)Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.

(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке.

(20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.

(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.

– (22)Любишь наказывать? – вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила:

– (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.

  1. – (26)На зло отвечают, – возразила я.
  2. – (27)Чем?
  3. – (28)Подчиняются.

– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них… (31)Для тебя! – уже совсем серьёзно сказала мама.

(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34)Но я к этому отвращения не питала.

(35)С появлением Ларисы многое изменилось. (36)Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37)Так смотрела на Ларису и я. (38)Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.

(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.

Когда говорят о внутреннем мире человека, чаще всего подразумевают мир духовный, создаваемый мыслями и переживаниями, отражающийся в наших поступках и отношении к миру. Говорят: «Какой у него богатый внутренний мир!» Или: «Какая мелкая у него душонка!» Это всё о самой глубинной сущности человека. Героиня Анатолия Алексина привыкла командовать в мире игрушек.

Однако с появлением куклы Ларисы многое в восприятии героини изменилось. Она восприняла Ларису как своего рода разрушителя своей безраздельной власти в кукольном царстве. Девочка поняла, что для того, чтобы властвовать, надо что-то из себя представлять, чем-то выделяться.

Вот почему в предложении номер 38 героиня заявляет: «Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек».

Управлять и командовать — разные вещи. Героиня Анатолия Алексина хочет именно командовать: наказывать, обижать бессловесных. Она не привыкла брать ответственность за других, пусть пока даже кукол.

Именно против такой позиции дочери протестует мама, которая пытается разъяснить девочке, что оскорбительно командовать теми, кто не может тебе ответить, противостоять (предложения номер 29—31), ведь, в конечном итоге, это показатель твоей внутренней

культуры, духовности.

Именно благодаря внутреннему миру мы все разные. Но сделать свой внутренний мир богаче, интереснее под силу каждому из нас, нужно только стремиться к этому, осознав своё предназначение быть человеком

Ссылка на основную публикацию