Анализ произведения «размышления у парадного подъезда» (н. а. некрасов)

Анализ произведения «Размышления у парадного подъезда» (Н. А. Некрасов)

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 153.

Обновлено 27 Февраля, 2021

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 153.

Обновлено 27 Февраля, 2021

Стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда» написано по личным впечатлениям поэта, он написал его всего за несколько часов. Краткий анализ «Размышления у парадного подъезда» по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, поможет школьникам глубже понять произведение.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Размышления у парадного подъезда.

История создания – произведение написано в 1858 году, впервые вышло в печать без указания фамилии Некрасова в журнале Герцена «Колокол».

Тема стихотворения – участь русского народа вообще и крестьян в частности. Мольбы простого народа никак не пробьются к господам и никогда не пересекутся с их миром, так что все, что остается простым людям, по мнению Некрасова, – это найти в себе силы и пробудиться самостоятельно.

  • Композиция – данное произведение состоит из трех частей, каждая из которых имеет своих героев и небольшую историю.
  • Стихотворный размер – разностопный (трех- и четырехстопный) анапест.
  • Жанр – произведение соединяет в себе черты нескольких литературных жанров: элегии, и сатиры и песни.
  • Метонимия – «город, одержимый холопским недугом».
  • Эпитеты – «заветные двери», «пышный подъезд», «загорелые лица и руки», «армячишко худой».
  • Метафоры – «не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках».
  • Ирония – «дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением)».

О том, как было написано это стихотворение, рассказала Авдотья Панаева.

По её словам, однажды ненастным осенним днем 1858 года поэт смотрел в окно на соседнее парадное (в доме жил министр государственных имуществ), куда стекалось множество просителей, которых и дворник, и городовой прогоняли палками.

Панаева видела, что поэт был очень опечален увиденным, оно глубоко поразило его.

Некрасов сразу же, по свежим впечатлениям набросал жанровую сценку, использовав реальные крестьянские образы, дополнил её сатирой и обобщением – и буквально через пару часов уже закончил своё творение. История создания произведения показывает, насколько поэт был неравнодушен к судьбе народа. В то же время он видел, что крестьянство пребывает в таком же сне, как и вельможи – именно поэтому «Размышления у парадного подъезда» стали призывом к пробуждению.

Позже Герцен напечатал его в журнале «Колокол», но подписи поэта под стихотворением не стояло. Впоследствии последняя часть «Размышлений у парадного подъезда» стала песней студентов.

Основная тема – это печальная участь русского крестьянства, вынужденного приходить с прошением к богачам и уходить ни с чем, смиренно сняв шапку и покорившись своей участи.

Сценка, которую Некрасов показывает, согласно его замыслу, должна сподвигнуть людей на размышления о несправедливом устройстве общества, а образы крестьян – вызвать сочувствие.

Вид лирики по тематике можно определить как гражданская лирика, ведь в стихотворении не только описывается проблема русского общества, но и явно высказывается позиция автора, который выступает за народное пробуждение. Некрасова одинаково возмущён и равнодушием ленивой знати, и раболепием перед ней людей помельче, и покорностью крестьянства.

Произведение являет собой пример композиционного совершенства: оно разделено на три части, каждая из которых ставит свою проблему, но при этом все они объединены общим смыслом.

Так, в самом начале описывается «торжественный» день у парадного богатого вельможи, к которому приходят просить милости. Не все получают то, что хотели, а мужиков и вовсе прогоняют.

Вторая часть рассказывает о вельможе, который спит, когда у его подъезда уже стоит толпа. Жизнь его, по мнению лирического героя, обеспечена, но пуста – и останется такой до самой его смерти.

Третья часть показывает, что произошедшее у дома вельможи – не исключение, а типичный для русских реалий случай.

На Руси спят не только дворяне, но и крестьяне, поскольку не протестуют против своего бедственного, бесправного положения – это проблема, поставленная в стихотворении.

В этом произведении Некрасов использует такой стихотворный размер, как разностопный анапест: трёх- и четырёхстопные стихи. Рифма также разнообразна – использована и мужская, и женская. Также поэт чередует и виды рифмовки, применяя кольцевую, перекрёстную и парную рифмы.

Произведение соединяет в себе черты нескольких литературных жанров: это и элегия (грустные размышления о судьбе простого народа), и сатира (обличение властьимущих, их равнодушия к народу), есть и черты песни (фольклорные песенные мотивы слышим в конце стихотворения).

Это произведение поэта наполнено различными выразительными средствами. Так, Некрасов использовал такие тропы:

  • Метонимия – «город, одержимый холопским недугом».
  • Эпитеты – «заветные двери», «пышный подъезд», «загорелые лица и руки», «армячишко худой».
  • Метафоры – «не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках».
  • Ирония – «дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением)».

Кроме того, поэт также создает яркие образы, пользуясь для описания бурлаков сравнением («стон песней зовётся», то есть песня как стон). В стихотворении также есть антитеза: образы крестьян, некрасивых, измученных, в самодельных лаптях противопоставляются образу вельможи, который сладко спит и вкусно ест, проводя свою жизнь в праздности.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 153.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 11/16

Гость завершил

Тест «Биография Линкольна»с результатом 8/10

Гость завершил

Тест «Гроза»с результатом 8/19

Гость завершил

Тест «Гроза»с результатом 17/19

Гость завершил

Тест «Бежин луг»с результатом 12/12

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Анализ стихотворения Размышления у парадного подъезда Некрасова 7 класс

Николай Алексеевич Некрасов всегда отличался внимательностью и чуткостью к проблемам простого народа. Он всем сердцем и душой, как мог, откликался на зов нуждающихся людей. Немало интересным произведением Некрасова стало “Размышления у парадного подъезда” написанное им в 1858 году.

История написания берет начало с того времени, когда писатель из своего окна увидел крестьян, собравшихся около подъезда министра государственного имущества. Им здесь не рады их прогоняет городовой, их в спину гонит даже дворник.

Впечатлен этой сценой, ставшей основой, Некрасов создает стихотворение, раскрывая жизнь простого человека и его проблем.

Главной темой произведения Некрасов использует социальные проблемы общества. С первой минуты стихотворения становится понятно, что в одном из городских домов живет барин. К этому барину, со своими просьбами и проблемами приходят горожане, именно они и создают толпу у подъезда.

Поэт в свою очередь изображает не только сам подъезд и людей вокруг него. Он смотрит гораздо глубже. Он будто четко описывает отношение власти, к которой в трудную минуту пришел народ. Люди приходят каждый день к своему барину, пытаясь показать ему какие-то сведения или бумаги. Но всегда их здесь встречают сурово и недовольно.

Барину словно полностью все равно, что будет с этими людьми.   

Барин, изображенный Некрасовым в стихотворении, выступает неприятной фигурой. Ему нет никакого дела до проблем простого населения. Он будто ждет, когда же визит закончится, и он освободится от них.

Произведения Некрасова слишком тонко передает неприязнь между богатыми и простыми рабочими. Благодаря использованным метафорам в стихотворении, словно расставляется все по своим местам.

Человеческие проблемы, касающиеся низов, и нежелание их замечать у властей.

Само произведение можно поделить на несколько частей, каждая из которых открывает новые проблемы жизни. Первая часть рассказывает об обычной жизни подъезда, которого в обычный день посещают горожане, а в торжества приезжают важные лица.

Во второй части идет уклон на жизнь самого барина, и его неприязнь к бедным. Третья часть словно подводит итог сказанного раньше. Автор приходит к мысли, что нет места на земле, где бы ни страдал простой рабочий человек. Общество словно спит, и чтобы изменить свою жизнь ему просто следует проснуться.

Ведь как бы там ни было, знать была и будет ленивой и равнодушной, а рабочие крестьяне – должны им повиноваться, не имея при этом никаких прав. Свои стихотворением Некрасов словно обращается к людям, пытается пробудить их сознательность.

Автор критикует не только богатое сословие государства, он упрекает еще и других, которые согласны так жить, не имея желание, что-то менять.

Вариант №3

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» Некрасов написал в 1858 году, оно является одним из лучших примеров из категории гражданской лирики у поэта. Таких образцов у него много. Николай Алексеевич был одним из тех, кто в своих произведениях раскрывает жизнь такой, какая она есть на самом деле, не приукрашивая.

Темой размышления стала тяжёлая судьба русского народа. Как непросто приходится обычным крестьянам в сравнении с господами.

Сюжетная линия проста и незатейлива. Сначала описывается жизнь парадного подъезда, как в торжественные дни приезжают важные гости, а в обычные – «осаждают убогие лица». Далее идёт описание действий простых мужиков, которые просили помощи, проделали тяжёлый путь для этого.

А их даже на порог не пустили из-за того, что они некрасивы на взгляд. После следует описания владельца палат. Говориться о его беспечной и беззаботной жизни, о том, что эти люди уже привыкли так жить, могут потерпеть.

Дальше идёт речь о предполагаемой смерти хозяина, о семье, которая ждёт этой самой гибели с нетерпением, о тихом проклятии отчизны. В конце обобщаются все мысли о русском народе. О том, как им трудно живется.

В конце писатель задаёт нам вопрос, не заканчивая свои размышления, давая читателю возможность додумать мысль самому.

Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты (убогие лица, роскошные палаты), метафоры (сном объят, держишь громы) и т. д. Большое внимание писатель уделяет для описания крестьян (убогие лица, загорелые лица и руки, спины согнуты и т. д.).

Стихотворение «Размышление у парадного подъезда остальных» мне понравилось тем, что оно говорит нам о русских мужиках не как об идеалах, но в тоже время не принижает их среди всех остальных. Произведение необычно красиво объединяет различные жанры. Оно привлекает своей необычностью и гармоничностью.

По плану кратко 7 класс

Читайте также:  Итоговое сочинение: Нужно ли хранить обычай и традиции?

Анализ произведения «Размышления у парадного подъезда» (Н. А. Некрасов)

  • Анализ стихотворения Лермонтова Узник 9 класс
    Самое известное стихотворение Лермонтова – «Смерть поэта». Оно было написано в 1837 году как реакция на гибель Пушкина от пули Дантеса. Стихотворение это было встречено властями неодобрительно, и Лермонтов за него жестоко поплатился:
  • Анализ стихотворения Есенина Пускай ты выпита другим
    С. А. Есенин всегда описывал красоту природы и любовь. Его темы яркие, но также печальные. Поэт всегда сначала показывает счастье, а затем грусть. Есенин много стихов посвятил женщинам. Данное стихотворение автор посвящает актрисе Августе Миклашевской,
  • Анализ стихотворения Жуковского Жаворонок
    Стихотворение «Жаворонок» входило в книгу Жуковского, посвященную детям. Сам автор называл ее «педагогической поэмой». Она посвящена была и обучению азбуке, счету. Стихи, вошедшие в нее – это произведения,
  • Анализ стихотворения Цветаевой Москва
    Марина Цветаева отличалась от остальных поэтов, то, что она писала небольшие произведения, и они, безусловно, имели смысл. Она в своих стихах всегда передавала свое душевное состояние, и это ее не отличало от остальных поэтов. Цветаева
  • Анализ стихотворения Ласточки Майкова
    Знаменитый поэт Апполон Майков начал публиковать свои произведения уже в возрасте 13 лет, однако относился к каждому своему произведению с иронией и насмешкой, считая что все это несерьезно. Всерьез задумываться именно

Размышления у парадного подъезда ???? краткое содержание, о произведении

  • Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
  • Одержимый холопским недугом,
  • Целый город с каким-то испугом
  • Подъезжает к заветным дверям;
  • Записав свое имя и званье,
  • Разъезжаются гости домой,
  • Так глубоко довольны собой,
  • Что подумаешь – в том их призванье!
  • А в обычные дни этот пышный подъезд
  • Осаждают убогие лица:
  • Прожектеры, искатели мест,
  • И преклонный старик, и вдовица.
  • От него и к нему то и знай по утрам
  • Всё курьеры с бумагами скачут.
  • Возвращаясь, иной напевает “трам-трам”,
  • А иные просители плачут.
  • Раз я видел, сюда мужики подошли,
  • Деревенские русские люди,
  • Помолились на церковь и стали вдали,
  • Свесив русые головы к груди;
  • Показался швейцар. “Допусти”,- говорят
  • С выраженьем надежды и муки.
  • Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
  • Загорелые лица и руки,
  • Армячишка худой на плечах,
  • По котомке на спинах согнутых,
  • Крест на шее и кровь на ногах,
  • В самодельные лапти обутых
  • (Знать, брели-то долгонько они
  • Из каких-нибудь дальних губерний).
  • Кто-то крикнул швейцару: “Гони!
  • Наш не любит оборванной черни!”
  • И захлопнулась дверь. Постояв,
  • Развязали кошли пилигримы,
  • Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
  • И пошли они, солнцем палимы,
  • Повторяя: “Суди его бог!”,
  • Разводя безнадежно руками,
  • И, покуда я видеть их мог,
  • С непокрытыми шли головами…
  •   А владелец роскошных палат
  • Еще сном был глубоким объят…
  • Ты, считающий жизнью завидною
  • Упоение лестью бесстыдною,
  • Волокитство, обжорство, игру,
  • Пробудись! Есть еще наслаждение:

Вороти их! в тебе их спасение!

  1. Но счастливые глухи к добру…
  2.   Не страшат тебя громы небесные,
  3. А земные ты держишь в руках,
  4. И несут эти люди безвестные
  5. Неисходное горе в сердцах.
  6.   Что тебе эта скорбь вопиющая,
  7. Что тебе этот бедный народ?
  8. Вечным праздником быстро бегущая
  9. Жизнь очнуться тебе не дает.
  10. И к чему? Щелкоперов забавою
  11. Ты народное благо зовешь;
  12. Без него проживешь ты со славою
  13.       И со славой умрешь!
  14. Безмятежней аркадской идиллии
  15. Закатятся преклонные дни.
  16. Под пленительным небом Сицилии,
  17. В благовонной древесной тени,
  18. Созерцая, как солнце пурпурное
  19. Погружается в море лазурное,
  20. Полосами его золотя,-
  21. Убаюканный ласковым пением
  22. Средиземной волны,- как дитя
  23. Ты уснешь, окружен попечением
  24. Дорогой и любимой семьи
  25. (Ждущей смерти твоей с нетерпением);
  26. Привезут к нам останки твои,
  27. Чтоб почтить похоронною тризною,
  28. И сойдешь ты в могилу… герой,
  29. Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой!..

  • Впрочем, что ж мы такую особу
  • Беспокоим для мелких людей?
  • Не на них ли нам выместить злобу?-
  • Безопасней… Еще веселей
  • В чем-нибудь приискать утешенье…
  • Не беда, что потерпит мужик:
  • Так ведущее нас провиденье
  • Указало… да он же привык!
  • За заставой, в харчевне убогой
  • Всё пропьют бедняки до рубля
  • И пойдут, побираясь дорогой,
  • И застонут… Родная земля!
  • Назови мне такую обитель,
  • Я такого угла не видал,
  • Где бы сеятель твой и хранитель,
  • Где бы русский мужик не стонал?
  • Стонет он по полям, по дорогам,
  • Стонет он по тюрьмам, по острогам,
  • В рудниках, на железной цепи;
  • Стонет он под овином, под стогом,
  • Под телегой, ночуя в степи;
  • Стонет в собственном бедном домишке,
  • Свету божьего солнца не рад;
  • Стонет в каждом глухом городишке,
  • У подъезда судов и палат.
  • Выдь на Волгу: чей стон раздается
  • Над великою русской рекой?
  • Этот стон у нас песней зовется –

То бурлаки идут бечевой!..

Волга! Волга!.. Весной многоводной

  1. Ты не так заливаешь поля,
  2. Как великою скорбью народной
  3. Переполнилась наша земля,-
  4. Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
  5. Что же значит твой стон бесконечный?
  6. Ты проснешься ль, исполненный сил,
  7. Иль, судеб повинуясь закону,
  8. Всё, что мог, ты уже совершил,-
  9. Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Краткое содержание

Анализ произведения «Размышления у парадного подъезда» (Н. А. Некрасов)

Г. Мясоедов. Земство обедает. 1872

Возле одного помпезного подъезда ежедневно кипит бурная жизнь. Но, право на вход в этот красивый подъезд имеют лишь люди, облачённые в дорогую, красивую одежду. В доме с роскошным подъездом проживает знатный вельможа, не желающий оскорблять свой взор визитёрами, одетыми бедно и скромно: таких людей его слуги безжалостно выдворяют из подъезда.

Слуги являются точно такими же подневольными рабами властного вельможи, как те крепостные крестьяне, которых они выгоняют.

А бедные крестьяне вынуждены преодолевать сотни километров, чтобы добраться до парадного подъезда и высказать вельможе свои многочисленные чаяния и проблемы, робко надеясь на его помощь и участие.

  Выдворенные крестьяне, перекрестившись на купола местного храма, покорно уходят прочь от богатого подъезда.

Некрасов открыто говорит о никчёмности существования большинства вельмож и мелких чиновников, так как все они являются паразитами на «крестьянском теле». Помещики, утратившие честь и совесть, задорно проживают свою бесполезную жизнь, умирая в глубокой старости на прекрасных берегах Средиземноморья.

История создания

Гражданская супруга Некрасова Авдотья Панаева поведала в своих воспоминаниях о том, как было создано это произведение. По словам женщины, однажды осенью 1858 г. её супруг долго смотрел в окно на противоположный парадный подъезд богатого дома, к которому постоянно стекалось множество просителей. При этом, городовой и дворник не пропускали людей в подъезд, грубо отгоняя палками.

Панаева заметила, что муж был крайне удручён увиденной картиной. Он тут же уселся за письменный стол и быстро набросал жанровую зарисовку, использовав только что увиденные крестьянские образы. При этом он талантливо дополнил их метким обобщением и едкой сатирой. Спустя пару часов произведение было написано.

Эта любопытная история, поведанная Авдотьей Панаевой, наглядно демонстрирует то, насколько Некрасов был неравнодушен к судьбе простого народа. Поэт видел, что крестьяне пребывают точно в таком же «летаргическом сне», как и угнетающие их помещики. Написав это произведение, Некрасов надеялся призвать народ к незамедлительному пробуждению и восстанию.

Позднее писатель публицист А.И. Герцен напечатал данное стихотворение на страницах революционного журнала «Колокол», но без подписи Некрасова под произведением. Спустя несколько лет, заключительная часть этого стихотворения стала популярной студенческой песней.

Жанр, направление, размер

Данное произведение невозможно однозначно отнести к определённому литературному жанру, так как оно успешно совмещает внутри себя:

  • черты элегии (размышления передают грустные раздумья лирического героя от всего увиденного);
  • черты сатиры (отражение образа жизни «владельца роскошных палат»);
  • черты песни (песенные мотивы присутствуют в последней части стихотворения).

При всём многообразии жанровых маркеров можно уверенно определить литературное направление данного произведения – это гражданская лирика, так как в стихотворении лирический герой выражает своё личное отношение к происходящим общественным событиям.

Поэтический размер – разностопный анапест с чередованием трёх- и четырёхстопных отрезков. Рифма разнообразная, мужская/женская. Присутствует чередование различных рифмовок: кольцевой, перекрёстной и смежной.

Композиция

Данное стихотворение является образцовым примером композиционного совершенства: оно чётко разделяется на три самостоятельные части, каждая из которых содержит свою собственную проблематику. Но, вместе с тем, все три стихотворных сегмента объединяются единым смыслом.

  1. Первая часть – описание одного «торжественного» дня возле «парадного подъезда» могущественного вельможи, к которому стремится попасть множество простых людей. Все они рассчитывают на милость и помощь с его стороны. Но, далеко не все просители получают желанную помощь: большинство простолюдинов жестоко прогоняют лакеи, преданно служащие вельможе.
  2. Вторая часть повествует о вельможе, который крепко спит в то самое время, когда возле его роскошного подъезда стоят сотни просителей. Жизнь вельможи с точки зрения лирического героя обеспечена на много лет вперёд, но, при этом, абсолютно пуста и бессмысленна.
  3. Третья часть – в ней повествуется о том, что происходящее у подъезда могущественного вельможи не является исключением. К сожалению, это типичная ситуация для России. При этом на Руси крепко «спят» не только помещики, но и сами крестьяне, не способные к активному сопротивлению власть имущим.

Образы и символы

В данном произведении Некрасов создал четыре важных смыслообразующих образа:

  • образ «парадного подъезда» – центральный. Данный образ выступает символом бед и страданий простых людей, бедных крестьян. К помпезному подъезду постоянно приходят разные просители, чаще всего это «убогие лица». Вельможу не интересуют людские чаяния: он, владея «роскошными палатами», даже ни разу не соизволил выйти к людям, так как «сном был глубоким объят»;
  • образ деревенских мужиков (просителей) – данный образ является собирательным. Автор отразил посредством этого образа трагическое положение всех простых народных тружеников, вынужденных терпеть пренебрежительное отношение со стороны вельможи, трудиться до «седьмого пота» и пр. Именно на деревенских мужиках циничные помещики вымещают свою злобу, не считая их за полноправных граждан страны. Хотя, именно такие мужики и являются настоящей опорой России;
  • образ Волги – данный образ имеет огромное символическое значение. Поэт сравнивает скорбь простых крестьянских мужиков с разливающимися волнами свободолюбивой Волги. Тем самым автор передаёт эмоции глубочайшего уныния и, одновременно, масштабность общекрестьянского народного горя;
  • образ лирического героя – легко заметить, что эмоциональное состояние романтического героя изменчиво. Сначала герой с интонациями гневного пафоса обвиняет циничного вельможу в «глухоте к добру», в никчёмности существования. Вместе с тем, герой абсолютно по иному относится к несчастным просителям: он искренне сочувствует им, сожалеет об их нищенском одеянии, бедственном положении и пр.
Читайте также:  Смысл жизни в рассказе Горького «Челкаш»

Темы и настроение

Главная тема произведения – трагическая доля русских крестьян, вынужденных приходить с челобитными к различным вельможам и уходить ни с чем.

Самое обидное для Некрасова заключается в том, что униженные крестьяне смиряются со своей горькой судьбиной, даже не пытаясь что-либо изменить.

Сцена, описанная поэтом в произведении, призвана была «разбудить» униженных и оскорблённых людей на реальное восстание против подобных вельмож.

Основная идея

Основная идея произведения – неспособность простых тружеников свергнуть вельмож,  добиться восстановления социального равенства. Простолюдины в России находятся в сильнейшей зависимости от вышестоящих помещиков, но они не готовы ничего предпринять во имя собственного спасения. Автора чрезвычайно возмущает подобное положение вещей.

Средства выразительности

Данное стихотворение изобилует многообразием различных средств выразительности. В нём присутствуют следующие тропы:

  • эпитеты – «пышный подъезд», «заветные двери», «загорелые лица и руки»;
  • метафоры – «не страшат тебя громы небесные, а земные ты держишь в руках»;
  • метонимия – «город, одержимый холопским недугом»;
  • ирония – «дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением)»;
  • антитеза – нищие крестьянские образы противопоставляются образу богатого вельможи, привыкшему вкусно кушать и сладко спать;
  • анафора (единоначалие) – «стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам»;
  • риторические вопросы – «Что тебе этот бедный народ?», «Не на них ли нам выместить злобу?»

Анализ произведения «Размышления у парадного подъезда» (Н. А. Некрасов) | Литерагуру

Guru · 20.09.2018

«Страстный к страданью поэт» — воскликнет Достоевский после прочтения «Последних песен» Некрасова. Действительно, мотив глубокой скорби красной нитью проходит сквозь всё творчество этого народного автора. «Размышления у парадного подъезда» — одно из его произведений, где мы слышим вечный стон русского народа.

История создания

Некрасову потребовалось всего два часа, чтобы создать этот шедевр. В 1858 году в дождливый осенний день жена позвала поэта к окну, откуда было видно крестьян, которые «желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому», где жил министр государственных имуществ.

Некрасов подошёл именно в тот момент, когда «дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину» (из воспоминаний Панаевой). Сцена сильно подействовала на него и послужила появлению нового стихотворения.

Жанр, направление и размер

Стихотворение сложно отнести к определенному жанру: оно совмещает в себе черты элегии (грустные размышления о народной судьбе), сатиры (отражение образа жизни «владельца роскошных палат»), песни (песенные мотивы присутствуют в заключительно части произведения, начиная со слов «Родная земля! »). Однако можно однозначно определить направление — гражданская лирика: лирический герой отражает своё отношение к общественным событиям.

Произведение написано разностопным анапестом (чередование трёхстопного и четырехстопного).

Образы и символы

Образ «парадного подъезда» становится воплощением страданий бедных крестьян, жестокости, социального неравенства. К нему приходят все «убогие лица». Но богачам нет дела до холопов: владелец «роскошных палат» проявил равнодушие к несчастным просителям, он даже не вышел к ним, «сном был глубоким объят».

Образ деревенских мужиков собирательный: Некрасов отразил положение всех тружеников, вынужденных терпеть пренебрежение со стороны вельмож, работать до изнеможения, обеспечивая своим трудом всю страну. На бедняках всегда вымещают злобу, их не считают за людей, хотя они и есть опора государства, его сила.

Также важно символическое значение Волги: поэт сравнивает скорбь мужиков с разливающимися водами реки, отражая чувство глубокого уныния, а также масштабность народного горя.

Темы, проблемы и настроение

Основная тема стихотворения — тема крестьянской судьбы. Некрасов отразил реальное положение крестьян в пореформенной Руси (в 1861 году была отмена крепостного права).

Народ всё так же терпит угнетения со стороны господ, пытается любыми способами достать средства на существование, изнемогая на тяжелых работах.

Реформа не помогла им, ведь об адаптации простых людей в новой жизни никто не подумал. Они так и остались зависимыми рабами.

Проблема социальной несправедливости также привлекает внимание автора. Некрасов на примере бедных просителей и влиятельного вельможи показывает, как сильно отличается жизнь богатых и бедных. В то время как одни ведут праздную жизнь, вдоволь едят, устраивают приёмы, другие обуты в «самодельные лапти», имеют «загорелые лица и руки» от постоянного труда под палящим солнцем.

Некрасов в произведении затрагивает и тему сострадания. В последних строках лирический герой обращается непосредственно к народу:

Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Автор пишет о беспомощности народа, о неспособности мужика изменить свою жизнь. Он скорбит по несчастным бурлакам, вынужденных нести свою ношу десятками лет. Нет такого места, где бы «сеятель и хранитель» Русской земли не стонал, этот звук стал настолько обыденным, что уже «песней зовётся».

В произведении настроение лирического героя меняется. Он со злобным пафосом описывает жизнь «владельца роскошных палат», обвиняя его в «глухоте к добру», в бессмысленном существовании. Однако герой по-иному относится к бедным просителям: он проникнут сочувствием к судьбе простого народа, с жалостью говорит об их нищем внешнем виде, их тяжелом положении.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – невозможность крестьян добиться счастливой жизни при социальном неравенстве. Они находятся в сильной зависимости от вышестоящих людей, не способны что-то предпринять для собственного спасения.

Простой труженик терпит жестокость, угнетение, несправедливое отношение, а паразит на теле страны, очередной господин, тратит народное достояние на шикарные и праздные будни. Автора возмущает, что все это видят, но никто ничего не делает.

Поэтому он решается донести правду до высших слоев общества, показав, что такое отношение к простым людям ведет страну в пропасть.

Смысл некрасовской антитезы прост и нагляден: пока труженики безуспешно борются за свои законные права, их угнетатели, бесполезные и бессовестные, гробят страну расточительством и своей ленью. Поощряя подобное расслоение общества, человек становится врагом своей страны.

Средства художественной выразительности

Произведение Некрасова схоже с рассказом: мы можем проследить последовательность действий, в нём присутствует несколько героев. Однако речь, безусловно, позволяет нам назвать его стихотворением. Это не только рифмующиеся фразы, но и особые тропы:

  • Эпитеты, определяющие не только вид образа, но и авторское отношение к нему: «бедный народ», «убогие лица», «владелец роскошных палат».
  • Анафора (единоначалие) Приём усиливает мотив страдания, человеческого горя: «Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам».
  • Злобный пафос в начале произведения осуществляется с помощью инвективы – резкого обличения зажиточного существования вельможи.
  • Тема социальной несправедливости раскрывается благодаря такому художественному приёму как антитеза: пышному парадному подъезду противопоставляются обычные «убогие лица», приходящие сюда за помощью.
  • Несколько раз автор использует риторический вопрос («Что тебе этот бедный народ? », «Не на них ли нам выместить злобу? »), этой стилистической фигурой и заканчивается произведение. Некрасов обращается ко всему народу, пытаясь призвать его на борьбу с несправедливостью. Эти строки звучат как «вызов».

Анастасия Сметанова

«Размышления у парадного подъезда» – анализ стихотворения Н.А. Некрасова

Основные персонажи

Если сделать анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда», то станет видно, что его главной темой является тяжелая участь простых крестьян, которые вынуждены приходить со своими просьбами к богачам и уходить без ничего, смиренно покорившись своей участи. По замыслу автора это произведение должно было заставить людей задуматься о несправедливом устройстве общества того времени и вызвать сочувствие к крепостным.

Главными героями стиха «Размышления у парадного подъезда» Николая Некрасова являются:

  • вельможа — гордый и богатый мужчина, который владеет чужими судьбами;
  • крестьянские ходоки — бедные люди, пришедшие на прием к помещику.

Если кратко, то композиция произведения представляет собой яркий пример лирического литературного жанра. В нем рассказывается не только об общественных проблемах, но и высказываются собственные идеи поэта, который выступал за пробуждение простого народа

. Автора сильно возмущало равнодушие алчной знати, преклонение перед ними людей помельче, и постоянная покорность крестьянства.

Краткое содержание

Около роскошного подъезда постоянно кипела бурная жизнь. Однако в него впускали лишь прилично одетых и презентабельных людей. Остальных же, кто мог испоганить своим внешним видом настроение вельможи, безжалостно выгоняли его слуги. Они также были обычными подневольными рабами, как и крепостные крестьяне, преодолевшие огромное расстояние, чтобы высказать помещику свои наболевшие проблемы и робко попросить о справедливости.

Посетители покорно уходили, перекрестившись на купола местного храма. Автор думал о бесполезности существования многих вельмож и мелких чиновников, которые беспроблемно проживают свою жизнь и спокойно умирают в глубокой старости на далеких берегах Средиземного моря.

Чиновники никогда не шли навстречу бедным крестьянам, потому что они были для вельмож обычной помехой. Эти оборванные и грязные бездельники могли только петь свои грустные песни и пить водку в кабаках. Затем поэт задался вопросом, сколько же таких несчастных во всей России. Они делают самую трудную и важную работу, за счет которой наслаждаются жизнью столичные личности.

Некрасову было жаль деревенских батраков, живущих в поле, и бурлаков, тянущих огромные суда под свои грустные песни, и простых рабочих, не видящих белого света. Эти люди были специально опущены до касты неприкасаемых и не имели права переступать лакированный порог барских покоев.

Читайте также:  Леонид андреев: биография и творчество

Анализ и план пересказа

История парадного подъезда была воплощением страданий простых крестьян, жестокого обращения с ними и социальной несправедливости. К богачам приходило много холопов, но тем не было до них никакого дела. Хозяин роскошных палат равнодушно относился к бедным просителям и даже не посмотрел на них, так как был занят созданием махинаций.

После анализа стихотворения о парадном подъезде Некрасова становится видно, что образ сельских мужиков является собирательным.

При помощи разностопного стихотворного размера автор отразил бедственное положение всех работников, которые вынуждены терпеть пренебрежительное отношение чиновников, трудится из последних сил, чтобы обеспечить роскошную жизнь высшего общества.

На бедняках постоянно вымещали злобу и не считали их за людей, хотя именно они являлись силой и опорой страны .

Основной мыслью произведения является невозможность простого народа добиться счастливого существования при общественном неравенстве.

Крестьяне постоянно зависят от высокостоящих вельмож и не могут что-то сделать для своего спасения. Поэта возмущало, что многие это видят, но не желают ничего делать.

По этой причине он решился донести горькую правду до чиновников и показал, что подобное отношение к людям ведет государство в пропасть.

Смысл повествования очень прост и нагляден — пока рабочие безуспешно борются за собственные права, их бесполезные и алчные угнетатели гробят Россию расточительством и своим равнодушием. Поощряя такое расслоение общества, люди становятся злейшими врагами своего государства.

Если внимательно прочитать краткое содержание «Размышлений у парадного подъезда», то можно составить такой план пересказа сюжета:

  • подробное описание парадного подъезда в праздничные дни и заискивания ходоков перед богатым вельможей;
  • рассказ о жизни около подъезда в буднее время;
  • осуждение рассказчиком праздного времяпровождения хозяина роскошных хором и его жалость к судьбе крестьян.

Это произведение посвящено рассуждениям автора о безропотном поведении и полном бесправии простого люда перед богачами.

Тяжелые условия жизни и унизительное отношение со стороны чиновников воспринимается крестьянами как норма. Они терпят и стараются не жаловаться.

Анализ стиха о парадном подъезде поможет понять, какие средства выразительности использовал поэт, чтобы донести до читателя свои мысли.

Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда» (с планом)

Поэтический подвиг Некрасова заключался в том, что он пел без прикрас о Руси, о народе; поэт никогда не мог смириться с тем, что народ бесправен, угнетен. Народу он посвятил свою лиру.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» (1858 г.) — один из лучших образцов гражданской лирики поэта.

История создания стихотворения «Размышления у парадного подъезда» такова. Однажды из окна своей квартиры на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге Некрасов наблюдал сцену, как городовой и дворники отгоняли от подъезда дома, где жил министр государственных имуществ М.Н.

Муравьев, группу крестьян-просителей. Городовой и дворники толкали их в спины. Те притаились за выступом подъезда, стояли, обдумывая дальнейшие шаги. По воспоминаниям А.Я.

Панаевой, Некрасов нервно сжал губы, отошел от окна, и через некоторое время прочел ей стихотворение «Размышления у парадного подъезда».
.

Главная тема стихотворения – размышления о судьбе народа. Способен ли народ на борьбу за справедливое мироустройство или он «навеки духовно почил»?

Сюжетная линия стихотворения такова: к парадному подъезду (к дверям власти) подходят простые русские мужики. Они глубоко верят в то, что найдут у государева чиновника помощь и поддержку, что тот разберется с их жалобами. Но их не допускают даже до дверей вельможи.

Ходоки искренне верят в добропорядочность царя и его окружения, поэтому и прошли долгий путь по Руси, об этом недвусмысленно свидетельствует то, что у них «кровь на ногах». Кульминация стихотворения представляет собой раздумья на тему «судьбы народа».

Заканчивается произведение вопросом.

Композиционно стихотворение делится на пять строфоидов, в которых по 40, 8, 4, 25, 40 строк соответственно. Такое композиционное решение является довольно оригинальным.

Первая строка стихотворения очень конкретна: «Вот парадный подъезд…» Место действия определено – это парадный подъезд богатого дома. Именно к этому подъезду в торжественные дни подъезжают люди, чтобы засвидетельствовать своё почтение. Они оставляют записи в особой книге. Довольные собой они разъезжаются по домам.

Далее, от картины богатства автор переходит к картинам нищеты.

А в будние дни у этого подъезда можно увидеть совсем другие лица – «убогие». Кто они? Прожектеры, искатели мест, глубокие старики…

Однажды к парадному подъезду подошли простые русские мужики. На них обратил внимание лирический герой, который впервые заявил о себе всего тремя словами: «Раз я видел…» Цель мужиков-ходоков – попасть на прием к влиятельному вельможе, но швейцар их не пропускает. Он оглядел подошедших – вид их непригляден. Кто-то подсказал швейцару решение: «Гони». И ходоки отправились ни с чем…

Второй строфоид отделен от первого многоточием. Начинается он с противительного союза «а». «А владелец роскошных палат…». Чем он занят? Он объят глубоким сном.

Простые мужики ушли, «солнцем палимы», значит, солнце уже в зените, а вельможа всё ещё спит. Мотив сна — один из ключевых мотивов в стихотворении «Размышления у парадного подъезда».

Жизнь «владельца роскошных палат» — сон. «Пробудись…», — призывает его автор.

В третьем, небольшом по объему строфоиде, автор вновь делает резкий разворот от мира богатства к миру бедности. От влиятельного вельможи, объятого крепким сном, к безвестным людям, несущим «горе в сердцах».

В следующей части стихотворения интонации резки, напористы, предельно конкретны. Идёт обращение к тому, кому принадлежат роскошные палаты:

«Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?..»

Обвинения, выдвигаемые в адрес обличаемого лица, серьёзны и суровы. Никогда не поймут простых людей те, кто ценят лесть, нескончаемые развлечения. К стону народа они глухи. Для них жизнь – вечный праздник. Прозреть, очнуться этот вечный праздник не дает.

В жанровом отношении третий и четвертый строфоиды — это инвектива. (Инвектива — форма литературного произведения, резко обличительного характера). Имеет место гневный пафос, прямое обращение к адресату обличения, строки, включающие проклятие:

«И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною…»

В заключительном строфоиде, пронзительном и откровенном, Некрасов, обращаясь к народу, вопрошает:

«Ты проснешься, ль, исполненный сил?..»

Горько было видеть поэту покорность народа, который не смел даже роптать на свою участь. Глубокими раздумьями заканчивается стихотворение. Да, народ бесправен, но не раздавлен. Мысль о бесправном положении народа неотделима в стихотворении от мыслей о дремлющих, но подлинных силах народа. Некрасов был убежден, что настанет время, когда народ «проснется», сбросит с себя оковы рабства.

  • Главная мысль стихотворения
    «Размышления у парадного подъезда» — мысль о несовместимости достойного человеческого существования и бесправия.
  • Темы, поднятые Некрасовым в стихотворении «Размышления у парадного подъезда», — темы сострадания, униженности народа, его забитости, долготерпения, произвола, пробуждения.
  • Контрасты в стихотворении:
  • — «владелец роскошных палат» и обездоленные бедняки, «мелкие люди»,
    — богатый дом с парадным, пышным подъездом и бедный домишко, «харчевня убогая»,
  • — широкая Волга и широкое народное горе (даже могучая Волга не в таком масштабе заливает поля, сколь широко народное горе).
  • Проблематика произведения
    Философские проблемы, поднятые в произведении – сущность национального характера, проблемы человеческого счастья.

Размер и рифма
Стихотворный размер «Размышления у парадного подъезда» – разностопный анапест. Схемы рифмовки варьируются: начинается произведение с кольцевой схемы (абба), затем следует перекрестная (абаб). Далее идут вариации смежной, перекрестной и кольцевой схемы рифмовки. В строках используется как мужская, так и женская рифмы.

  1. Средства художественной выразительности
  2. Эпитеты — «торжественным дням», «заветным дверям», «деревенские русские люди», «оборванная чернь», «харчевня убогая», «роскошных палат».
  3. Метафоры — «Пышный подъезд», «худой армячишка», «убогие лица», «скорбь вопиющая», «преклонные дни».
  4. Метонимия — «Целый город… подъезжает».
  5. Простонародные выражения – «выдь», «кошли» (котомки), «покуда».

Риторические фигуры (риторические обращения) – «Волга! Волга!», «Родная земля!», «Эх, сердечный!».

Восклицания — «Гони!», «Пробудись!», «Вороти их!»

  • Стилистическая фигура — анафора
    «Стонет он по полям…»
    «Стонет он по тюрьмам…»
  • «Стонет он под овином…»
  • Многократная анафора (повторение в начале) «стонет» умножает восприятие жизни как непосильного груза.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» мне понравилось тем, что оно написано на особом нерве. Оно не идеализирует русского мужика, но и не дает его в обиду. Некрасов ценит мужика, он понимает, что стараниями именно таких мужиков создается основа общественного благосостояния.

Для детальной прорисовки картины классические жанровые рамки поэзии были Некрасову тесны. Поэтому он создал произведение «Размышления у парадного подъезда» , где органично сосуществуют разные жанры: элегия, песня, инвектива, философская ода («Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?»).

Произведение такого рода представляет особый интерес.

План анализа стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
1. Вступление
2. К какому направлению в лирике принадлежит?
3. История создания стихотворения
4. Главная мысль стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
5.

Композиционное строение
6. Краткое содержание стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
7. Главная мысль стихотворения
8. Темы, поднятые в стихотворении
9. Контрасты в стихотворении
10. Проблематика
11. Размер и рифма
12.

Средства художественной выразительности

13. Чем понравилось стихотворение?

Ссылка на основную публикацию