Смысл жизни в рассказе Горького «Челкаш»

Смысл жизни в рассказе Горького «Челкаш»

  • В данной работе представлен анализ произведения «Челкаш».
  • По плану кратко изложена история создания рассказа, дано содержание текста в сокращении, которое можно прочитать по главам, характеристики героев, определены темы, проблематика и основная идея.
  • Материалы, данные в сокращении, можно использовать для читательского дневника и при работе над сочинением.

История создания

Горький описал случай, услышанный им от одесского босяка, с которым лежал в больнице в Николаеве. Мужик попал в лечебное заведение после того, как был избит сельскими мужиками за то, что вступился за истязаемую женщину.

Смысл жизни в рассказе Горького «Челкаш»

Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков (1868-1936)) — русский писатель, прозаик, драматург. «Челкаш» — первое произведение, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году. Написано в августе 1894 года в Нижнем Новгороде.

Однажды молодой писатель поделился воспоминаниями с В. Короленко, который посоветовал написать об этой истории и дал впоследствии положительный отзыв к рассказу, опубликованному в 1894 г.

Сюжет, взятый из жизни босяков, заставил задуматься о тех, кого раньше считали всего лишь изгоями общества.

Максим Горький Челкаш краткое содержание по главам

Смысл жизни в рассказе Горького «Челкаш»

Волны моря, вспененные от хлама, закованные в гранит гавани, подавляются тяжестью судов, их бортами и остроносыми килями.

Пространство заполнено звоном якорных цепей гудящих пароходов, грохотавшими вагонами, дребезжащими телегами, шумом и грохотом, криками портовых людей. Эти звуки сравниваются с гимном богу торговли – Меркурию.

Железные чрева огромных торговых судов, которые презрительно шипят и свистят, наполняют товарами ничтожные и пыльные людишки, таскающие на спинах огромные тяжести, чтобы заработать себе небольшой кусок хлеба.

Величественные корабли, блестящие на солнце, противопоставлены усталым, оборванным и потным людям. Автор видит в этом жестокую иронию, ибо созданное человеком его же и поработило.

Глава I

Смысл жизни в рассказе Горького «Челкаш»

Весь гаванский люд знает этого ловкого вора. Он разыскивает своего подельника Мишку.

Таможенного сторожа, который осведомлен о его промыслах, приветствует по-приятельски, но пугает обещанием зайти в «гости», намекая, что тот тоже ворует. Все его побаиваются, но и уважают.

Оставшись без напарника, который попал в больницу, Челкашу случайно встретился крестьянский парнишка Гаврила. Тот рассказал, что подрабатывал на покосе, потому что у него умер отец, осталась старуха мать, хозяйство пришло в запустение. Думал в зятья пойти к зажиточному мужику, но тот заставит долго на себя батрачить.

Гавриле нужны деньги, и Челкаш, назвавшись рыбаком, предлагает заработать. Гаврила понял, кто такой Челкаш на самом деле, но согласился. Они заходят в трактир, им подают все в долг.

Тот, кто казался жуликом, вызвал у Гаврилы уважением тем, что он известная личность и к нему относятся с доверием. Захмелевшего парня Гришка уложил в тени спать, почувствовав себя господином, думает о том, что в его власти сделать с жизнью этого человека что угодно.

Глава II

Смысл жизни в рассказе Горького «Челкаш»

В море ему представлялось, что душа очищается от житейской скверны, и он становится лучше.

Гавриле, сидящему на вёслах, в море боязно, он шепчет молитву. Трясущийся от страха, он стал умолять отпустить его.

Доплыв до места, Челкаш отбирает у него паспорт, чтобы не сбежал, и исчезает в темноте пристани. Стало еще страшнее одному в темноте и зловещей тишине, и он обрадовался возвращению хозяина, который спустил в лодку какие-то тюки.

На обратном пути, проходя возле кордонов, море осветил луч прожектора, показавшийся Гавриле огненным мечом. Испугавшись, он бросил весла и прижался к дну лодки, но после ударов и ругани Челкаша вновь стал грести. Гаврила был опустошен и подавлен.

Гришка, радуясь удачной добыче, завел разговоры о деревенской жизни, что может себе теперь позволить Гаврила. Тот слушал и пожалел этого человека, шатающегося, отлученного от земли, задев его самолюбие.

Челкаш вспомнил свое прошлое: деревню, семью и почувствовал одиночество. Сбыв товар на каком-то судне, они легли спать.

Глава III

Смысл жизни в рассказе Горького «Челкаш»

Увидев огромные деньги, Гаврила падает в ноги, просит отдать их, ведь он знает, на что их применить.

Чувствуя свое превосходство, Челкаш отдал деньги Гавриле, но, услышав признание, что тот в море помышлял его убить и утопить, отнимает деньги и хочет уйти.

Гаврила швыряет вдогонку камень и попадает в голову вора. Испугавшись, что чуть не убил, кинулся бежать, но вернулся, стал приводить Челкаша в чувство, просить прощения.

Очнувшегося Гришку взбесило, что Гаврила отказывается от денег, и он сует ему их в лицо. С трудом поднявшись, пошатываясь, Гришка уходит, а Гаврила, собрав деньги и перекрестившись, направился в другую сторону.

Характеристика главных героев

Сравнивая телосложение, лица, взгляд в описаниях внешности героев, можно сделать вывод, что это герои-антиподы. Весь облик Гришки Челкаша говорит о том, что он человек далекий от изнурительного повседневного труда.

У него руки вора с длинными и цепкими пальцами, острый, оценивающий взгляд, крадущаяся походка, автор описывает его следующим образом: «длинный, костлявый, немного сутулый». Его сутулость происходит от непроизвольного желания быть менее заметным.

Смысл жизни в рассказе Горького «Челкаш»Челкаш – босяк, вор и пьяница. Он не признает моральные устои и закон, у него нет никаких привязанностей.

Хотя он с тоской вспоминает свою прошлую жизнь в деревне. Но влекла его вольная жизнь, и он все бросил. Он способен любоваться красотой природы, у него одухотворенная натура.

Челкаш выделяется из обезличенной толпы своей независимостью, чувством собственного достоинства.

Заметно его отношение к деньгам он без сожаления расстается с ними, презрительно швыряет эти бумажки пресмыкающемуся перед ним Гавриле. Деньги никогда не сделают его рабом. Он сильная и свободная личность.

Автор сравнивает его с хищником, старым травленным волком, ястребом. Но он одинок, как говорит Гаврила, никому такой не нужен, никто из-за него не будет поднимать шум. Оттого в финале неясно, как сложится будущее героя, уходящего нетвердой походкой.

Сущность Гаврилы Челкаш оценивает с первого взгляда по его виду. По выражению лица — простоват, судя по косе, бережно обмотанной, крепким рукам, загоревшему лицу и лаптям крестьянин, работавший на сенокосе.

Гаврилу Гришка называет теленком, мякишем, тюленем, что определяет его характер. Гавриле недоступно эстетическое наслаждение, он не замечает красоты окружающего мира. Он приземленный «жадный раб».

Поведение в минуту опасности выдает его трусость. Ему страшно в трактире одному без сильного хозяина, в море от страха прячется в лодке, прижимаясь к днищу.

Ради денег готов унижаться, валяться в ногах, даже решиться на убийство. Получив деньги, Гаврила свободно и легко уходит. Его будущее определено, он получит свою землю и будет на ней работать до конца своих дней.

Образ Челкаша автор создал более привлекательным, чем образ Гаврилы.

Смысл названия Челкаш

В названии именем Челкаша определен главный герой повествования – босяк, деклассированная личность, не утратившая человеческого достоинства, благородства, духовности.

Он противопоставлен обществу, в котором нивелировались духовные и нравственные ценности.

Жанр и направление

По жанру это произведение рассказ. Поскольку ранним реалистическим рассказам Горького присущи черты романтизма, направление можно определить, как романтический реализм.

Конфликт

За внешним конфликтом героев проявляется более глубокий конфликт мировоззрений, проявляющийся в противоречивом отношении к деньгам, к образу жизни, свободе.

Темы произведения М. Горького

Смысл жизни в рассказе Горького «Челкаш»

В описании портового пейзажа люди противопоставлены тому, что создано их умом и руками. Достижения технического прогресса порабощают человека, обезличивают, лишают духовности.

На этом фоне звучит тема драматизма судеб Челкаша и Гаврилы, героев со своими представлениями о свободе. У каждого своя правда, свои ценности. Гавриле для свободы нужны только материальные ценности, а Челкашу для того, чтобы быть свободным, не нужны блага цивилизации.

Проблематика

Основная проблема выбор личной свободы и причины, делающие человека рабом.

Внешняя причина – экономическая, просто нет денег, но есть еще и внутренняя – трусость. Потому Челкаш и Гаврила противопоставлены друг другу. Один становится хозяином другого, который готов быть порабощенным.

Челкаш хозяин собственной жизни, он не станет никогда рабом или жертвой. Он удивлен, что у его подельника тоже есть свои представления о свободе. Гаврила мечтает стать хозяином на своей земле, не зависеть от других. Он стремится к тому, отчего Челкаш отказался.

Гавриле не понятна такая босяцкая свобода. То, что Челкаш считает независимостью, для него определяется, как ненужность никому.

Основная идея

Свобода Челкаша делает человека духовно богаче, но не счастливее. Автор пытается показать, чем такая свобода обернется для человечества, если оно откажется от того, на чем держатся устои общества: от законов, моральных принципов, привязанности к своей земле, семье и родному дому.

Вывод

Основная мысль состоит в том, что социальная укорененность необходимое условие жизни в обществе, она дает определенную свободу, но и ограничивает ее обязательствами, делает человека зависимым от всего, что у него есть.

Анализ произведения Горького «Челкаш»: история создания и проблематика, описание героев рассказа

«Челкаш» является одним из первых творений Максима Горького. Он был опубликован журналом «Русское богатство». Рассказ, который написан в традициях позднего романтизма, открыл новое течение соцреализма в русской прозе и добился большого успеха. Анализ произведения Горького «Челкаш» позволяет вникнуть в его основные особенности и понять смысл этой книги.

История создания и жанр

Рассказ принес популярность Горькому. В. Г. Короленко поддержал писателя и выпустил его творение в журнале «Русское богатство» в 1895 г.

, хотя работа над книгой была окончена в 1894 году в Нижнем Новгороде. Публикация открыла новые возможности юному и талантливому автору, и его персону стали активно обсуждать в литературных кругах.

Уже в 1898 году книга Горького была выпущена в двух томах.

«Челкаш» был написан всего за 2 дня, ведь автор был глубоко вдохновлен реальной историей своего собеседника, которая и легла в основу сюжета.

Героем рассказа стал босяк, сосед по палате, с которым писатель познакомился, когда попал в больницу в 1891 году.

Творчество Горького соответствовало жанру реализма, но имело черты раннего романтизма, то есть отмечалось смешивание двух литературных направлений:

Смысл жизни в рассказе Горького «Челкаш»

  • признаки обыденной жизни бродяги, живая речь, общественные проблемы указывают на реализм;
  • образы природы (моря), индивидуализм главного героя являются чертами романтизма.

Горький привнес новое направление в русскую литературу — социальный реализм. Оно и сюжетом, и лексикой значительно отличается от работ известных авторов, таких как Толстой и Чехов.

Произведение Горького было раскритиковано из-за того, какому слою оно было посвящено. Эксперты в своих очерках посчитали, что писатель несправедливо возвеличил социальную группу, которую нельзя назвать самой благородной из существующих.

Композиция рассказа

Рассказ «Челкаш» содержит вступление и 3 главы. Вначале описывается морской порт. Горький показывает читателям окружающую главных персонажей среду. Тут, на фоне огромных кораблей, шумной атмосферы, люди, словно муравьи, беспорядочно передвигаются по территории.

Смысл жизни в рассказе Горького «Челкаш»

В первой главе рассказа писатель дает представление о главном герое, Челкаше. Автор знакомит с характеристикой человека, который известен всему порту и пользуется уважением со стороны людей, несмотря на то, что он является находчивым вором. Здесь же случается связка: читатель знакомится с новым действующим лицом — Гаврило.

Вторая глава раскрывает главного героя еще больше, описывая его внутренний мир. Но не только Челкаш показывается перед читателями, здесь же происходит кульминация, проявляется характер Гаврило, автор раскрывает нутро обоих персонажей.

Описанием морских волн, которые смыли за собой следы недавнего конфликта, автор завершает повествование. Таковы особенности композиции рассказа «Челкаш». Анализ произведения также предполагает изучение других важных аспектов, в частности, имеющего в нем место конфликта.

Описание конфликта

В рассказе встречается несколько конфликтов, которые детально раскрывают тематику. Первый — между человеком и научным прогрессом. История берет начало именно с этого момента.

Продвижение в науке, как многие полагают, должно было подарить комфортную жизнь людям, помочь избавиться от трудностей настолько, насколько это возможно, однако автор не разделяет эту мысль.

Он размещает по сюжету огромные роскошные пароходы рядом с бедными работниками, обслуживающими их. Прочие конфликты:

Смысл жизни в рассказе Горького «Челкаш»

  1. Бродяжничества и крестьянства. По тексту совершенно разные люди, несмотря на отличие, находят друг в друге роднящие их качества. Челкаш замечает в Гаврило человека, мечтающего о свободе, а тот, смотря на своего знакомого, видит обычного крестьянина. Разное прошлое этих двоих не позволяет прийти к согласию.
  2. Конфликт, происходящий внутри Челкаша. Если описать его кратко, главному герою чужда мысль, что человек может чувствовать себя свободным, будучи привязанным к дому, семье, уюту и другим человеческим ценностям.
Читайте также:  Сочинение: Война в моей семье

Именно по этой причине, встретившись с человеком, который не освободившись от указанных ценностей, может иметь такую же точку зрения и вкус к жизни, герой задается множеством вопросов.

Характеристики главных героев

Челкаш — смелый и находчивый вор, мужчина средних лет, который неизменно следует своим принципам. Он является настоящим романтическим героем, не терпящим алчных людей рядом с собой. Хоть персонаж и имеет суровую внешность, автор показывает его с огромной душой, склонным к сочувствию. Ему позволяют выделиться из толпы:

  • независимость;
  • избавление от привязанности ко всему;
  • способность к пониманию чувств и эмоций других людей.

Смысл жизни в рассказе Горького «Челкаш»

Гаврило — бедный молодой крестьянин. В отличие от Челкаша, он живет без принципов и конкретных целей. На первый взгляд, парень кажется наивным, добродушным и доверчивым.

Однако читатели позже знакомятся с его темной стороной. Гаврило желает свободы и финансовой независимости, однако он готов пойти на разные низкие поступки ради своей выгоды.

Вот почему даже Челкаш испытывает к нему неуважение.

Босяк, имеющий сложное прошлое, вызывает у читателя большую симпатию, нежели наивный крестьянин, который таит в себе злость. Трусость, алчность, любовь к деньгам отталкивают читателей от Гаврило.

Челкаш по сравнению с ним оказывается более достойным человеком. Такой вывод напрашивается и после того, как приходится наблюдать за жалким поступком Гаврило.

Юноша произносит цитату, обращённую к нему: «Пропащий ведь ты… Нет тебе пути…» Получается, он уверен, что у того нет будущего. И всё же у него есть свои представления о морали. Допустим, Челкаш презирает жадных людей и в то же время не испытывает иллюзий по поводу того, какой образ жизни ведет сам.

Темы и проблематика

Первая и основная тема — смысл жизни. Автор представляет 2 разные судьбы. Один из персонажей показывается, как опытный человек, повидавший на своем веку многое. А второй, Гаврило, только начинает входить в нее, обретать счастье.

Для него смысл жизни состоит в создании семьи и наличии денег. Челкаш же, понимая всю тяжесть бытовой жизни, осознанно отказался от такого мировоззрения, а также от привязанности к семье, дому и другим ценностям.

Для героя счастье состоит в полной свободе его действий и решений, возможности провести день в спокойствии. Остальные темы:

Смысл жизни в рассказе Горького «Челкаш»

  1. Природа. Она играет важную роль в рассказе, автор возвышает ее мощность, силу над людьми. Настроение и внутреннее состояние героев передается с описанием природы. Эта среда выступает в качестве символа независимости.
  2. Свобода. Она является главной темой рассказа, так как цель обоих героев состоит в ее достижении. Однако понимание этого слова у них разное. Для Челкаша важна свобода в своих действиях. Ему необходимо не быть привязанным к чему-либо, спокойно проживать день здесь и сейчас. А для Гаврило свобода больше связана с финансовой независимостью. Ему хочется иметь возможность обеспечить мать и любимую жену.

В рассказе поднимается целый ряд проблем. Они занимают важное место в произведении. Среди ключевых моментов можно обозначить:

  1. Алчность. Это основная тема, которую затрагивает автор с помощью противопоставлений. Тот, кто нуждается больше всех в деньгах, босяк, не имеющий средства даже на завтрашний день, не имеет такой страсти к деньгам, как крестьянин, у которого есть дом, семья и работа с хорошим доходом. Челкаш проявляет сочувствие к людям. Даже имея возможность получить всю прибыль, он оставляет себе лишь часть добытых средств, которых хватило бы на еду. В то же время Гаврило готов убить человека, чтобы забрать у него деньги. Им овладела страсть к обогащению.
  2. Трусость. В рассказе автор сравнивает персонажей не только по отношению к деньгам, но и их качества, такие как смелость и решимость. Челкаш, освободившись от привязанности к дому и семье, избавился и от страха перед недостатком денег.

Челкаш пытается поставить своего напарника на путь истинный, говоря про деньги: «Все беды от них!». Что касается Гаврило, он противоположность ему. Парень боится оказаться без средств к существованию, привычной работы, его трусость все больше раскрывается перед читателями.

Смысл книги

Максим Горький писал множество книг на тему алчности, бедности, ведь он сам когда-то пребывал в нищете. Однако об этом редко говорили в обществе тех времен, описывая жизнь состоятельного сословия.

Рассказ «Челкаш» выделялся этим среди других произведений. Его главной идеей является чувство справедливости, к которому взывает автор. Он словно просит читателей, чтобы не судили по внешности людей.

Горький, как и его главный герой, Челкаш, говорит, что достойные уважения люди необязательно должны иметь приличный достаток. В то же время не все, кто выглядит опрятно, может похвастаться такой же чистой душой. Бывает и наоборот, и приведенный рассказ является тому примером.

Смысл жизни в рассказе Горького «Челкаш»

С помощью специальных фраз автор указывает на отвержение людей. Это передается через слова Гаврило «Ненужный на земле!», обращенные к босяку. Челкаш резко реагирует на них.

Писатель ставит двух совершенно разных людей, имеющих несовпадающие опыты, ценности и цели, в одинаковые условия. Соответственно, каждый реагирует по-своему на происходящее.

Ведь наивный, добродушный крестьянин, который часто напоминает о Боге, поступил плохо ради выгоды.

Для Челкаша важно было лишь получить то, на что можно купить поесть, а лишнего он не желал. Автор доказывает, что большинство граждан, к которым общество обычно относится, как к «ненужным», это те, кого не хватает на этой земле.

Ради денег Гаврило был готов убить человека, поступить низко с тем, кто ему доверял. Мысли о богатстве портят людей, делают их жадными и беспринципными. Горький же хотел передать своим читателям, что зло таится в деньгах, они же убивают человечность.

Таково краткое содержание книги. Ознакомление с ним поможет ученикам старших классов, которым необходимо написать итоговое сочинение по теме или подготовиться к уроку литературы. Они смогут составить самостоятельно портрет главных героев, обозначить своё мнение по поводу произведения и привести соответствующие аргументы.

«Челкаш»: краткое содержание и анализ произведения

Челкаш: YouTube/Классное Чтение

Свобода и смысл жизни, противопоставление бродяжничества крестьянству, проблема выбора и поиск своего пути — все эти темы емко раскрыты в рассказе «Челкаш». Краткое содержание поможет быстро познакомиться с произведением и теми глубокими мыслями, которые выразил в нем Горький. «Челкаш» не оставит равнодушным и даст пищу для размышлений.

«Челкаш»: краткое содержание

Рассказ «Челкаш» Горький создал в 1894 году. Спустя год произведение появилось на страницах «Русского богатства». Поздний романтизм с умело вплетенными реалистичными элементами — отличительные черты рассказа «Челкаш». Кратко описывая сюжет, следует уточнить, где и когда происходят события.

В гавани туда-сюда в суете бегают люди. Оглушительная музыка трудового дня — это звенящие цепи, грохот вагонов, пароходных свистков и криков рабочих. Наступает обеденное время, и об этом сообщает звон колоколов.

События разворачиваются так:

Краткое содержание: «Челкаш», I глава

Ближе к обеду среди грузчиков мы видим главного героя рассказа — вора по имени Гришка Челкаш. Ему нужен друг и подельник Мишка. По словам сторожа, тот находится в больнице из-за отдавленной ноги. Гришка не унывает и думает о том, где бы найти помощника.

Смысл жизни в рассказе Горького «Челкаш»Челкаш в порту: YouTube/Российский гуманитарий

Дальше происходит следующее:

  • На улице ему встречается молодой крестьянский парень, который жалуется на отсутствие денег. Парню надо помочь овдовевшей матери, да и самому как-то стать на ноги, но при этом хочется свободы.
  • Услышав эту историю, Гришка рассказывает, что занимается ловлей рыбы, и приглашает нового знакомого поработать ночью. Парень ему не нравится, но нужен как напарник.

Они отправляются в трактир, где Челкаш покупает еду в долг. Парень чувствует уважение к «рыбаку», а Челкаш опаивает его. В какой-то момент неприязнь к Гавриле постепенно переходит в чувство, похожее на отеческое.

Краткий пересказ: «Челкаш», II глава

Темной ночью Челкаш и Гаврила вышли на лодке в открытое море. Парень боится воды, замечает отсутствие снасти и начинает нервничать. Челкаш прикрикивает на него и заставляет быстро грести. Лодка проходит мимо охраны, и вор сообщает напарнику, что если бы их поймали, то им бы не поздоровилось.

На этом приключения не заканчиваются:

  • Перепуганный Гаврила умоляет Челкаша отпустить его, даже плачет.
  • Вор отнимает у него паспорт и исчезает в воздухе.
  • Вернувшись, он опускает на дно лодки тяжелый предмет.
  • Гаврила гребет изо всех сил обратно, чтобы миновать охрану и навсегда расстаться с новым знакомым.
  • Из-за внезапного появления огромного огненно-голубого меча парень падает на дно лодки.
  • Оказывается, что так светил фонарь на таможенном крейсере, и сообщники спокойно плывут дальше к берегу.

Челкаш увлеченно рассказывает Гавриле, что в эту ночь «тяпнул полтысячи», а то и больше. Парень при этих словах задумывается о своем убогом хозяйстве, а в Челкаше видит равного себе крестьянина.

Вор также мысленно обращается к своему прошлому: вспоминает родные места, детство, родителей, супругу, как отец гордился им, гвардейским солдатом. За разговорами мужчины добираются до барки и остаются в ней на ночлег.

Рассказ «Челкаш»: III глава

Смысл жизни в рассказе Горького «Челкаш»Челкаш и Гаврила в море: YouTube/Российский гуманитарий

Поутру Гришка проснулся, унес куда-то добычу, а вернулся в новом наряде. Разбудив Гаврилу, он сказал, что пора возвращаться на берег. Парень с интересом спросил о выручке. Показав 540 рублей, Челкаш отдал 40 из них Гавриле, а остальное оставил себе.

После того как сообщники сошли на берег, разыгрываются следующие события:

  • Гаврила бросается Челкашу в ноги и валит того на землю, умоляя отдать ему все деньги.
  • Вора охватывает изумление и злоба. Он вскакивает и со смесью жалости и ненависти на лице бросает в парня купюры.
  • Гаврила с восторгом прячет деньги за пазуху и признается, что на воде задумал ударить сообщника веслом, чтобы избавиться от него и отобрать добычу.
  • Со злостью Челкаш хватает Гаврилу за горло, требуя деньги назад, отбирает их и уходит.
  • Парень вдогонку бросает в него камень, Челкаш падает, схватившись за голову.
  • Гаврила вначале убегает, а затем возвращается и просит прощения.
  • Челкаш пытается его прогнать прочь, но безуспешно. Чтобы отделаться от парня, он отдает ему все деньги, кроме одной купюры.

Герои расходятся — так заканчивается произведение «Челкаш». Читать его интересно: динамичный сюжет захватывает дух и завораживает психологизмом.

«Челкаш»: анализ произведения

Наблюдения за реальной жизнью и собственный жизненный опыт использовал в произведении Максим Горький. «Челкаш» — один из первых его рассказов, после которого талант писателя заметили в литературной среде:

История создания

В 1891 году Горький оказался в больнице, в одной палате с босяком. Тот рассказывает соседу о своих жизненных перипетиях.

Через три года после этих событий Горький по мотивам услышанного создает рассказ и передает его В. Г. Короленко. Коллега его одобряет и помогает напечатать на страницах «Русского богатства».

Анализ рассказа «Челкаш»: тема и проблематика

Главная тема произведения — это судьба человека. На ее фоне автор рассматривает проблему человеческих взаимоотношений.

Проблематика построена на вопросах моральных ценностей. Система образов позволяет читателю осмыслить основные моральные коллизии на примере историй Челкаша и Гаврилы:

  1. Рассказ начинается с описания шумного утра южного порта. Автор описывает людей, сравнивая их и «железных колоссов», из-за чего люди кажутся ничтожно маленькими. Человек выглядит в этих условиях как жалкий раб, вынужденный каждый день тяжело трудиться.
  2. Именно здесь происходит знакомство читателя с вором и пьяницей. Челкаш находится в поисках помощника для сомнительных дел. Встретив крестьянина и узнав о его нужде в деньгах, Гришка обманывает его и уговаривает стать соучастником кражи.
  3. Гаврила недолго сопротивляется, его привлекают легкие деньги.
  4. Челкашу кажется, что он превратил парня в своего раба. Но концовка показывает, что Гаврила — раб собственных желаний: из-за денег готов пойти даже на убийство.
  5. Челкаш демонстрирует достоинство и благородство, которые сохранились в нем, несмотря на воровскую жизнь.

Отметим, что сам вор родился в крестьянской семье, у него была собственная семья, он когда-то служил гвардейцем. Вспоминая о прошлом, Челкаш тоскует, но все же не желает возвращаться к той былой рабской жизни. Ему дорога свобода, пусть и добытая преступным путем.

Читайте также:  Все стихи андрея белого на одной странице: список стихотворений белого

Конфликты и идея произведения

Смысл жизни в рассказе Горького «Челкаш»Челкаш и Гаврила расстаются: YouTube/Российский гуманитарий

Сюжет рассказа «Челкаш», герои которого столь противоречивы и неоднозначны, построен на переплетении внутреннего и внешнего конфликтов:

  • Внутренний заключается в сомнениях и мыслях каждого из главных героев.
  • Внешний проявляется в драматическом противостоянии героев.

Основная идея автора проявляется в желании показать, как важно оставаться свободным, быть над обстоятельствами, независимым от денег, как находить достойный выход из сложной ситуации.

Основную мысль, которую хотел выразить автор, можно сформулировать так: «Мы сами превращаем себя в рабов».

Особенности композиции и жанра

Композиционная характеристика «Челкаша» такова:

  • В рассказе есть три главы.
  • Сюжет построен линейно.
  • Экспозиция погружает читателя в атмосферу, знакомит его с местом действия и главным героем.
  • Завязка — поиски помощника и встреча с Гаврилой.
  • Развитие событий (ужин в трактире, ночная кража, разговоры) ведет к кульминации — эпизоду ссоры между напарниками.
  • В развязке Челкаш отдает Гавриле большую часть денег.
  • Композиционная особенность рассказа состоит в обрамлении: произведение начинается и завершается описанием моря.

Произведение небольшое по объему, в нем одна сюжетная линия, описан короткий временной промежуток, в событиях задействованы два персонажа. Эти признаки соответствуют определению рассказа. Художественное направление «Челкаша» — реализм.

«Челкаш», краткое содержание которого теперь вам знакомо, отображает мотивы, получившие широкое распространение в мировой литературе эпохи реализма. Автору удалось создать оригинальную интерпретацию традиционных образов, углубиться в психологию, кратко и емко выразить глубокую идею.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1900461-celkas-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedeniya/

Смысл произведения "Челкаш" Максима Горького | Какой Смысл

Стиль Максима Горького отличается особой народностью, интересом к жизни низших слоев, а также реализмом, иногда имеющим мрачные оттенки. За это его не раз критиковали в литературном кругу. Сам же писатель утверждал, что он стремится показать душу даже в самых непривлекательных персонажах. Одним из рассказов Максима Горького является «Челкаш».

Сюжет

Рассказ повествует о лихом воре Гришке Челкаше. Промышляя мелкими преступлениями, он снискал нехорошую славу среди обитателей порта. Но наряду с этим его побаивались и лишний раз старались не ссориться. Челкаш получил выгодное дело и искал своего друга, так как ему был необходим помощник. Он встретил молодого парня Гаврилу, которого пришлось взять вместо него.

После удачной совместной кражи, Челкаш честно отдает долю заработка парню, но тот, видя, сколько осталось у вора, кидается тому в ноги. Он умоляет отдать деньги под предлогом того, что ему, крестьянину, они будут нужнее. Между бывшими напарниками случается потасовка, Гаврила ударяет вора камнем по голове.

Придя в себя, Челкаш презрительно плюет в лицо парню, который слезно извиняется перед вором, и отдает ему все деньги.

Суть рассказа

Основная мысль рассказа «Челкаш» в том, что никогда не стоит судить о людях, не разобравшись в них. Даже самый приличный и молодой крестьянин из порядочной трудовой семьи может оказаться гнилым внутри. И даже самый пропащий пьяница и вор сможет сохранить достоинство и честь в глубине души.

Гаврилу, несмотря на все внешние преимущества, съедает зависть и скупость. В своих помыслах он нечист, а законов чести для него не существует. Ради личной выгоды и денег он готов на все: унижаться, предать себя и других, лицедействовать и даже убить. Для такого человека нет преград — он способен идти по головам, достигая своих целей.

И также он не имеет собственного лица — если велит ситуация, он легко подстраивается под людей. Окружающие для него лишь ресурс, который можно использовать с выгодой для себя. Гаврилой движет расчет и личная выгода.

Челкаша он считает на порядок ниже себя, но трусость не позволяет показывать этого в открытую. Кроме того, парень понимает, что вести себя с ним лучше кротко и подобострастно.

Челкаш в свою очередь сначала испытывает к парню неприязнь и даже зависть, но потом это чувство сменяется на отеческое. Старый вор хоть и относился к Гавриле как к рабу, но все-таки чувствовал свою ответственность за него. Ему тоже не занимать самолюбия и высокомерия, но оно скорее защищает Челкаша.

Жизнь сделала из него сурового и черствого преступника, но в глубине души он все ещё оставался ранимым. Челкашу не присуща жадность, хотя и удачный улов он никогда не упустит. Его свобода — самая ценная вещь, и никакие деньги её не заменят.

Поэтому когда произошла ситуация на берегу, где Гаврила на глазах извратился ради денег, Челкаш почувствовал себя героем. Он четко понимал, что сам никогда не опустится до такого. Ему было противно смотреть на парня, и потому он отдал деньги. Пусть и сам он остался на мели, но точно зная, что не продал душу ради бумажек.

Выводы

Максим Горький превосходно описал, как обманчива может быть наружность человека. Финальная сцена на берегу вызывает такое яркое чувство отвращения к Гавриле, потому что она выглядит реалистично. Каждый из нас встречал хотя бы одного человека, похожего на этого молодого крестьянина.

Автор учит нас не смотреть на внешний лоск и сладкие речи, а заглядывать в души людей. Рассказ как никогда актуален в современном мире. Поэтому так важно научиться противостоять соблазнам и в любой ситуации сохранять собственное достоинство. Богатство, престиж и комфорт не должны быть выше морали, чести и великодушия.

О чем мечтают и спорят герои рассказа челкаш?

  • В рассказе Максима Горького “Челкаш” представлены два главных героя, Гришка Челкаш и Гаврила.
  • Обладая совершенно разными характерами, жизненными ценностями и путями, эти герои противопоставляются друг другу главным образом своими переживаниями, мыслями, мечтами.
  • Оказавшись ненадолго и совершенно случайно сведённые жизнью вместе, герои очень ярко проявили свою человеческую суть, как делом, так и словами и мыслями.

Оба бедные, каждый хотел получить денег. Если Челкаш, давно бросивший обыденную жизнь крестьянина, одинокий вор-бродяга, мечтал получить деньги своим воровским промыслом и как следует загулять, то Гаврила был обременен мыслями о своем крестьянском хозяйстве, бытовых делах, где деньги бы очень пригодились встать на ноги.

Челкашу на данный момент была ценна только свобода, независимость, и хотя он и вспоминал свою прошлую жизнь, но не столько мечтал ее вернуть, сколько просто переживал о том, что было и осталось далеко в прошлом. Деньги для него особой ценности не имели, он легко и быстро с ними расставался в трактирах.

Гаврила, увидев перспективу неплохо заработать, размечтался о пользе денег для него, чтобы он сделал, как бы поднял хозяйство, отстроил дом, стал видным женихом на деревне.

Увидев, что Челкаш “заработал” на порядок больше, чем ему отдает, Гаврила начал рассуждать, что зачем бродяге-алкоголику эти деньги, а ему нужнее, все в дело пустит, а тот пропьет.

Вобшем, эти мысли и привели его к финалу рассказа, когда жадность Гаврилы взяла верх над ним самим и довела до греха.

В итоге, мечты у Гаврилы были простые и обыденные, желание обогатившись стать человеком в его понимании. А жизнь нормальная привязана исключительно к простым мерилам в виде богатства, хозяйства, уважения.

Челкаш мечтал меньше, он жил сегодняшним днём.

Спорили ли о чем-то главные герои?

Напрямую практически нет, их спор заочный, спор мыслей и рассуждений, оценки свободы. Свободу ценили оба, но для Челкаша она воспринималась шире, и как свобода передвижения, независимость ни от кого, и как обладание своим домом и куском земле делает свободным хотя бы в этих рамках. Гаврила свободу видел больше во владении землей и имуществом.

Гаврила посчитал жизнь бродяги неудачной, бесполезной, в отличии от своей, где просто не хватало денег. А раз жизнь бесполезная, то и цена ей грош, когда речь идёт о возможности завладеть деньгами. Челкаш же думал, что какой бы он ни был, вор, гуляка, бродяга, но никогда не станет таким алчным, жадным и завистливым, как Гаврила. Вот такой спор. Вечный спор.

Две правды… (Урок по рассказу М.Горького "Челкаш".)

  • Цели урока: 
  • 1.Продолжить знакомство с творчеством Горького;
  • 2.Развить представление о романтическом герое;
  • 3.Продолжить выявление особенностей идеала личности в раннем творчестве Горького (поэтизация гордых и сильных людей);
  • 4.Учить аналитически и синтетически работать с художественным текстом;
  • 5.Повторить понятие экспозиции и композиции;
  • 6.Показать особенную роль пейзажа в раннем творчестве Горького;
  • 7.Выявить особенности роли фигуры умолчания в рассказе;
  • 8.Познакомить с таким понятием, как слово- лейтмотив;
  • 9.Продолжить работу над изобразительно-выразительными средствами текста;

10.

Воспитывать любовь к слову и чувство патриотической гордости за мастеров родного слова.

                                        Эпиграфы урока:

«Люблю человека. «Люблю»,- это у меня не слово, а, так сказать, излюбленное моё ре-месло и даже, может быть, искусство…»

                                                                              М.Горький – В.Я.Зазубрину,1928г.

«Чёрт побери все пороки человека вместе с его добродетелями – не этим он замечателен и дорог мне – дорог он своим чудовищным упрямством быть чем-то больше самого себя».

                                                                              М.Горький. 

«Люди, их характеры, сложные и противоречивая игра настроений, мыслей, пережива-ний – вот что интересует писателя».

                                                                              Смирнова Л.А.

Ход урока:

1 Вступительное слово учителя.

-Мне хотелось бы начать урок, наверное, так: в критике начала века писателя про-должали величать «певцом босячества» много лет спустя после того, как был напи-сан последний «босяцкий» рассказ.

Хотя стоит рассказать, что и до Горького босяки становились персонажами литературных произведений. Но главное, конечно, в том, что писатель под наслоением тех же классовых черт видит в персонаже то, что гово-рит о его принадлежности к роду человеческому,- живую душу.

А рассказ, с которым Горький вошёл в большую литературу, был написан о босяке и воре со странной кличкой Челкаш.

2 Фронтальная работа с классом по выявлению уровня первичного воспитания:

– Какое настроение создаётся рассказом? (в рассказе есть и радость, и горе, и страда-ние, и ощущение свободы и одновременно горестной жизни, в котором существуют горьковские герои)  

– Каково ваше первое впечатление о героях? (первое впечатление говорит о человече-ском превосходстве контрабандиста Челкаша над крестьянином Гаврилой, который, обуреваемый «собственническим инстинктом», готов пойти на убийство; или «подтал-кивает» читателя к тому, чтобы объявить Челкаша «злодеем», а Гаврилу представить носителем высших моральных ценностей: хотя авторская позиция далека от одно-значности и прямолинейности).

3 Составление сравнительной характеристики героев. 

-Чем и, самое главное, когда похожи герои рассказа?  (перед тем, как сбыть краденое, они вместе мечтают о будущем, вспоминают прошлое и рассуждают о   жизненных идеалах. Между ними возникают почти родственные связи.

Челкаш, например, испыты-вает к Гавриле «отцовское» чувство, Гаврила постоянно обращается к своему хозяину со словом «брат».

Да и нельзя не сказать о том, что за короткое время знакомства они пе-реживают ненависть, страх, презрение, любовь, жалость). 

– Как они выглядят?

А) Портрет Челкаша: стр.

35: «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор…», всклокоченные чёрные с проседью волосы, острое, хищное лицо, «длинный, костлявый, немного сутулый…,поводя горбатым, хищ-ным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными, серыми глаза-ми…». Длинные, кривые и цепкие пальцы, сходство со степным ястребом, хищная худоба, прицеливающаяся походка, плавная и покойная с виду, но внутренне возбужденная и зор-кая, как лёт хищной птицы.

Читайте также:  Смысл названия повести «Собачье сердце»: сочинение

Б) Портрет Гаврилы: стр. 38: «молодой парень…широкоплеч, коренаст, русый, с загоре-лым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша до-верчиво и добродушно…добродушный парень с ребячьими светлыми глазами…», круглая физиономия.

Какой художественный приём положен в основу портретов героев? – эпитет, верно, но  сами портреты контрастны по своей сути: невольно ощущается следующая антитеза: хищная птица и ребёнок.

– Что мы знаем о их прошлом?

А) Жизнь Гаврилы: стр. 39: «Отец у меня – умер, хозяйство – малое, мать – старуха, земля высосана, – что я должен делать? Жить – надо. А как? Неизвестно. Пойду я в зя-тья в хороший дом. Ладно. Кабы выделили дочь – то!..». Марфу « не выделят», на Кубани «не выгорело»…Своим хозяйством не справится.

Б) Жизнь Челкаша: стр.52: «Отец – то был из первых богатеев в селе…», стр.54: 11лет босяк, краснощекая, пухлая мать с добрыми серыми глазами, отец – рыжебородый ги-гант с суровым лицом, истовый крестьянин.

Жена – черноглазая Анфиса, с длинной ко-сой, полная, мягкая, веселая. Сам красавец, гвардейский солдат, усатый, здоровый, лов-кий. Снова отец, уже седой и согнутый работой. Мать, морщинистая, осевшая к земле.

– В прошлом они оба были крестьянами, жили на земле и землей.

  1. К чему стремится каждый из них?
  2. А) Челкаш мечтает о том, как прокурить полученные деньги.
  3. Б) Гаврила хотел пустить то, что ему выделил  Челкаш, на укрепление и подновление хо-зяйства. 

-Какой персонаж вам более симпатичен? Почему? (Челкаш. Он ярче, сильнее, интерес-нее.) Можем ли мы считать Челкаша романтическим героем? Да.

Давайте вспомним опре-деление романтизма – романтизм открыл необычайную сложность, внутреннюю глубину человеческой индивидуальности. Человек в романтизме – микрокосм, малая вселенная. Аб-солютизация личностного начала, философия индивидуализма.

В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обще-ству, его законам и морально – нравственным нормам. 

-Что же представляет собой микрокосмос Челкаша? Чем  он вам интересен? В чем  правда жизни этого героя? Он анархичен – добровольно отказался от жизни в обществе, по-своему, диковато, красив, ловок, постоянно рискует, способен видеть красоту, жалеть, любить.. К этому персонажу сам автор испытывает неподдельную симпатию, докажите это. НО! Всякая личность – если это духовно здоровая величина – должна стремиться к миру,  а не от мира – вот мудрость жизни.

– А Гаврила? Безусловно, такие характеристики, как: «дубина стоеросовая», «теля», «гнус» – сильно снижают его образ. Но Горький, как писатель-гуманист (как вы по-нимаете это определение?), показывает нам, что и у Гаврилы есть своя правда жиз-ни. В чем вы её видите? Гаврила проще Челкаша.

Он боится и подельщика, и моря, и прожектора таможенного катера. Страх опустошает его, выматывает душу, вымывает «все человеческое. И истоки страха не в том, что он крестьянин, а в отсутствии собствен-ного, выстраданного и осмысленного отношения к жизни.

Понятие «хозяин» он свя-зывает со свободой, которую определяет так: «сам себе хозяин, пошел – куда хошь, делай – что хошь». Только вот неуклюжий Гаврила неуклюже формулирует свои мысли. Гораздо лучше его это делает Челкаш: «Король ты на своей земле! У тебя есть лицо… Ты можешь от всякого требовать уважение к себе…».

Характер Гаврилы сложнее, чем может показаться. Искренне он любит свою деревню, жалеет Челкаша, кается в «мысленном гре-хе», боится, что не будет прощен. И достоин если не любви, то сочувствия.

– Перечитаем заключительную фразу рассказа: «И на пустынном берегу моря не ос-талось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся  между двумя людьми». Ощущаем ли мы, читатели, что драма эта, действительно, маленькая? 

(Нет, не ощущаем, происходящее воспринимается нами как поистине страшная трагедия, и наше ощущение подкрепляется даже на уровне построения композиции). 

4. Почему это происходит? Давайте обратимся к композиции рассказа. Какова его экспозиция? (вступительная часть произведения, в которой излагаются обстоятельства, предшествующие сюжету): как и во многих ранних произведениях Горького, экспозиция представлена морским пейзажем. Только этот пейзаж не так экзотичен, как в «Старухе Изергиль», «Песне о соколе».

Горький рисует каторгу, адскую тяжесть труда. Стр. 33-34. И обратите внимание на имя греческого бога – Меркурия. О чем оно говорит? Что это за гимн? (гимн можно воспринять как развернутую метафору могущества денег, ведь порт – это место купли-продажи.

Не стоит также пренебрежительно относиться к контекстным антонимам: чтобы заработать на несколько фунтов хлеба, грузчики перетаскивали тысячи пудов в животы пароходов).

5. Роль пейзажа в рассказе.

Морской пейзаж описывается в рассказе несколько раз. Рассказ буквально «пропи-тан» морем. 

– это и экспозиция, о которой мы говорим: здесь пейзаж буквально прожигается солнцем.

– и темная ночь – стр. 43 «По небу двигались толстые пласты лохматых туч…» Именно в таком пейзаже – приморском, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького. Пейзаж рождает в душе человека «могучие мечты», делает его сильнее, красивее, свободнее. Стр.45: «Он, вор, любил море.

Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась…На море в нем всегда поднималась широкое, теплое чувство, – охватывая всю его душу, оно немного очищало её от житейской сквер-ны.

Он ценит это и любит видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда  теряют – первые – остроту, вторая – цену.

По ночам над морем плавно носится  мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук  влива-ется в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могу-чие мечты…». Мне кажется, что даже  неопытный читатель видит насколько гармоничны морской пейзаж и душевное состояние Челкаша.

-И страшное единение моря и неба тогда, когда Челкаш договаривается о сбыте наворо-ванного, стр. 47-48: « … между стеной и бортом этого гроба (что это символизирует для Гаврилы?), видно было море, молчаливое, пустынное, с черными над ним тучами.

Они медленно двигались…» Здесь нет гармонии, но нет и Челкаша. Гаврила чужой этому миру, ему нет здесь места. Создается буквально ощущение скорой его гибели.

И если под ду-ховным понимать небесное, а под телесным – земное, то не понятно, чему суждено уме-реть: телу Гаврилы или душе?

– И   «расхождение» их, стр. 49: «Теперь уже небо не походило  на взволнованное море – тучи расплылись по нем и покрыли его ровным  тяжелом пологом, низко опустившемся над водой и неподвижным.

А море стало ещё спокойней, черней, сильнее пахло тёплым, солёным запахом и уже не казалось таким широким, как раньше».

Эта зарисовка, на мой взгляд, как бы «упрочивает» материальность Гаврилы и скрывает от него возможность увидеть небо.

– И после страшного голубого меча, стр.51: «Ветер пронёсся и разбудил море, вдруг заи-гравшее частой зыбью. Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней, но всё небо было об-ложено ими.

Несмотря на то, что ветер, хотя еще легкий, свободно носился над морем, тучи были неподвижны и точно думали какую – то серую, скучную думу».

Которая как бы отражает тоску в душе героя, вялое передвижение его «испуганных мыслей» по замкнутому кругу.

– И перед дележом денег, стр.

57: «Над ними небо, серое, ровно затянутое тучами, и лодкой играет мутно – зеленое море, шумно подбрасывая ее на волнах, пока еще мелких, весело бросающих в борта светлые, соленые брызги…льется глухой гул, рокочущий и вме-сте с плеском волн создающий хорошую, сильную музыку…И на все наброшена тонкая пелена пепельного тумана, отдаляющая предметы друг от друга…». Жизнь как бы идет не здесь, она отделена от происходящего. Ей нет дела до тех, кто не занят работой,

– И после того, как Гаврила ранит Челкаша, стр. 60: «волны шуршали, взбегая на песок, сливаясь с него и снова взбегая. Пена шипела, и брызги воды летали по воздуху». Одухо-творенная природа у Горького протестует против происходящего.

«Посыпался дождь. Сначала редкий, он быстро перешёл в плотный, крупный, лившийся с неба тонкими струйками. Они сплетали целую сеть из ниток воды – сеть, сразу закрыв-шую собой даль степи и даль моря». Она (природа) как бы защищается от происходящего между этими людьми сетью дождя. 

–  И завершающий рассказ, стр. 62: «море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая их брызги в пену.

Дождь ретиво сек воду и землю… ветер ревел…Все кругом наполнялось воем, рёвом, гулом…За дождем не видно было ни моря, ни неба».

Мне кажется, что это не только реакция природы на злодеяние, это и протест авто-ра, который очень любил людей и хотел, чтобы они стали лучше, чище, совершеннее.

( Какое произведение вы вспомнили, почему?)

 По крайней мере, 8 достаточно полных пейзажных зарисовок, не считая отдельных упо-минаний о море, небе и т.д.

И я считаю, что вполне можно сказать, что море, небо, тучи, ветер, дождь – это особые действующие лица у Горького («Песня о Соколе»,  «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Песня о буревестнике»…).

Мастерство писателя выражается не в одном лишь открытии поразительных переливов света и цвета: не менее разнообразна реакция на них и героев, и читателей.

6.Подведем итоги о роли пейзажа в рассказе. 

Что дает для понимания героев пейзаж? Прежде всего, пейзаж у Горького одухотворен – все живет своей особенной жизнью.

Но пейзаж также является средством выражения авторской оценки происходящего (голоса автора мы напрямую не слышим), наверное, уместнее воспринимать его не только как «горизонтальное» измерение художественного пространства, но и как своеобразную «вертикаль» мировоззрения, вечности. Ведь не зря же так переживает за непрощение своей души Гаврила?!

7. Также мы не можем не сказать сегодня о том, что Горький в качестве синтаксического средства выразительности на протяжении всего рассказа использует фигуру умолчания. С какой целью мастер слова использует намеренный обрыв высказывания, предполагая, что читатель догадается о недосказанном?

Вашему вниманию мы хотим представить мини-инсценировку той части рассказа, где практически после каждой фразы героев «читается» фигура умолчания (инсценировка). Попробуйте объяснить, почему ребята сыграли именно так?

(фигура умолчания передает взволнованность речи героев, которые находятся в сильном нервном напряжении, она подсказывает, насколько насыщена сцена внутреннем действи-ем, мелкими нюансами поведения).

8.Подведение итогов урока.

Итак, перед нами 2 персонажа.

Как вы думаете, почему тема нашего урока сформулирова-на следующим образом: «две правды»? Да, мы чувствуем, что симпатия автора на стороне босяка Челкаша, но можем ли мы проиллюстрировать и мнение А.

Блока: « Сердце Горь-кого тревожится и любит,  не обожествляя, требовательно и сурово». И как вы сей-час понимаете эпиграф урока? Изменилось ли ваше восприятие этих слов? 

 Да, вы совершенно правы. В рассказе Горького воплощена мечта о красоте, которая за-давлена прозой жизни, ее суетой, мелочностью душ. Но автор верит в человека, в его воз-можность к самосовершенствованию. Он верит в нас, читателей, которым необходимо «взглянуть в свой внутренний мир, задуматься – еще раз – о цели и смысле бытия».

•Некоторые исследователи считают, что одной из особенностей прозы раннего Горького  является наличие в ткани произведе-ния слов – лейтмотивов. Как вы думаете, какие слова-лейтмотивы сопровождают героев? Докажите свою точку зре-ния.  

  • Для Челкаша – это слово «хищный», он вор, босяк – хищник.
  • Для Гаврилы – это слово «хозяин», так как не может он пока, во всяком случае, жить са-мостоятельно, – раб.
  • И еще одна интересная смысловая параллель: очень часто «хищник» Челкаш называет Гаврилу «теленком».

9.Домашнее задание: составить письменный план – исследование «Ранние романтиче-ские произведение М. Горького («Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе»- мож-но расширить список по желанию). О ком они написаны? Как они написаны? Зачем они написаны?»

Материалы для справок:

Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение ка-кого-нибудь эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц – особенность жанровой формы.

  1. Терминология:
  2. Эпитет, композиция, олицетворения, контраст, антитеза, портрет, фигура умолчания, сло-во-лейтмотив, романтизм, рассказ, портретная характеристика, художественное простран-ство.
  3.  Углёва Наталья Георгиевна
Ссылка на основную публикацию