Смысл названия повести «Собачье сердце»: сочинение

«Собачье сердце» М. А. Булгакова – одно из самых известных произведений автора, которое на момент опубликования было не понято и не принято современниками.

Связано это было не только с тем, что положительным героем произведения был представитель интеллигенции, а в те времена это было недопустимо, ведь сторонники пролетарской революции сторонились интеллектуальных слоев общества, но и с тем, что читатели не поняли не названия произведения не его сути. Версии у читателей были самые разные, одни считали, что автор пытался намекнуть на то, что жизнь рабочего класса больше напоминала «собачью», другие склонялись к мысли что это не более чем описание необычного эксперимента. Но и те другие ошибались, название произведения имеет не один скрытый смысл, но основная идея все – таки очевидна.

Сюжет повести основан на эксперименте, который предполагал пересадку человеческого сердца животному. Как оказалось, тот, кому принадлежал пересаженный орган вел не самый порядочный образ жизни, был той еще «собакой»: занимался бродяжничеством и сквернословием, пьянствовал и нарушал законы.

Шарикову вместе с новым органом достались те же особенности поведения.  Была у него и положительная сторона, которая как это не парадоксально досталась ему от пса, но человеческая сущность со всеми ее пороками одерживала верх над добротой, заложенной природой.

Тем самым автор пытается донести до читателя, что по природе своей все люди не плохие, но власть тиранов выбивает из нас все доброе и светлое, пробуждая лишь зло.

Булгаков выбрал собаку, чтобы на ее примере показать читателю, что животное, которым нередко пользуются, чтобы оскорбить противника на самом деле находится на более высокой ступени эволюции, чем многие люди.

Еще один смысл повести кроется в том, что Булгаков сравнивает натуру советских граждан с «собачьим сердцем», они до смерти преданы новой власти и слепо верят в нее не имея собственного мнения. Они не способны не мыслить по – людски не жить и принимают Шарикова в своё безликое общество-стаю только для того, чтобы укусить буржуя – профессора как можно больнее.

В финале повести Филипп Филиппович раскаивается в содеянном и хочет исправить свою ошибку. Тем самым автор выносит свой приговор стремлению революционного правительства насильственным путем, подобно хирургическому вмешательству положить начало созданию нового общества и государства, подобно тому как профессор вмешался в природу и создал Шарикова.

Вариант 2

Булгаков Михаил Афанасьевич, написавший одно из самых великих произведений русской литературы, за свою жизнь создал ещё множество замечательных произведений, многие из которых недооценены. Но есть роман, который стоит на одном месте с «Мастером и Маргаритой», «Иваном Васильевичем» и «Морфием» – это «Собачье сердце».

В произведении говорится об учёном, который решил поэкспериментировать и пересадить собаке гипофиз человека. Проделав эту операцию, профессор открыл для себя и не только новые возможности, однако последствия не заставили себя долго ждать, и он пожалел, что провёл эту операцию. В конце романа профессор снова превратил Шарикова в обычную собаку.

Это одно из самых интересных для изучения произведений, даже его название порой ставит читателей в тупик. Так в чём же его смысл? «Собачье сердце» 0 очень метафоричный роман, в котором, если приглядеться, затронута тема революции. В то время, когда Булгаков писал его, было запрещено не положительно высказываться о власти, поэтому писатель всё так хорошо завуалировал.

На самом деле, «собачье сердце» принадлежит пролетариям, жизнь которых после революции должна была улучшиться, которые должны были захватить власть. Сердце у них собачье, потому что они были не готовы к этому, у них не было ни интеллекта, нужного для управления, ни целей, ни умений.

Конечно, пролетарии вышли из так называемой кабалы, они стали людьми с большой буквы, но на деле остались такими же злыми и чёрствыми, как Шариков. По мнению Булгакова, существуют люди, которые ненавидят род человеческий, им хоть делай, хоть не делай операций, они всё равно не изменятся.

Шариковы – это те, кем управляют. Управляют, как власть это делала в года после революции. Таким людям можно крикнуть «фас» и они с радостью побегут исполнять приказ, сами не думая головой. Именно это называется чёрствым собачьим сердцем.

К сожалению, таких людей очень сложно, если даже не невозможно исправить.

Михаил Афанасьевич очень любил метафорически описывать события, происходящие в реальной жизни.

Он, как и любой писатель не мог молчать, когда его родины губят, причём губят люди, простой народ, хоть и не осознавая этого.

Создавая «Собачье сердце», Булгаков хотел открыть думающим людям глаза на происходящие события. На глупость и упрямство простых людей и хитрость с наглостью вышестоящих личностей, обманом пришедших к власти.

Несколько интересных сочинений

Смысл названия повести «Собачье сердце»: сочинение

Повесть “Собачье сердце”, как и другие произведения автора ждало забвение при жизни писателя: слишком правдивым, откровенным и актуальным оказалось оно для своего исторического отрезка.

Автор дважды выступал с прочтением произведения, оба раза его ждал ошеломительный успех. Но откровенная метафора, лежащая в основе главного образа стала решающим аргументом при отказе издательств печатать повесть.

Впервые “Собачье сердце” было издано за рубежом в 1968 году, это означало, что на родине у гениального текста нет шансов.

Прошли годы, и лишь в 1987 году повесть была напечатана на родине писателя. Произведение, созданное Булгаковым в 1925 году, прошло длинный путь – 60 лет, прежде чем стало открыто распространяться в России. Гениальность творения была тут же оценена литераторами и кинематографистами, его экранизировали, создав не менее шедевральную кинокартину.

Аллегория в «Собачьем сердце»

В биографии Михаила Булгакова, написанной в 1984 году Э. Проффер, можно найти попытку ответить на вопрос о том, в чем смысл названия повести «Собачье сердце». Произведение рассматривается Проффер в качестве аллегории трансформации всего советского общества во время революции как предостережение об опасности человеческого вмешательства в дела природы.

Смысл названия повести «Собачье сердце» заключается не только в истории превращений Шарикова, но и в истории изменения общества, которое развивается по иррациональным, абсурдным законам.

Если в повести фантастический план завершен сюжетно, то открытым остается нравственно-философский: «шариковы» на земле продолжают плодиться и утверждаться в жизни.

Следовательно, «чудовищная история» современного писателю общества продолжается.

Смысл названия

Профессор Преображенский проводит экспериментальную операцию (пересаживает собаке органы человека), которая заканчивается тем, что пёс превращается в человека. Органы, которые были “внедрены” животному ранее принадлежали человеку(Климу Чугункину), который вёл асоциальный образ жизни: пил, бродяжничал, сквернословил, участвовал в драках.

  Сочинение Мой любимый праздник (День рождения)

Существо, которое появилось в результате эксперимента, имеет человеческий облик, но продолжает вести “собачий” образ жизни. В своём моральном, нравственном развитии он движется крайне вяло.

Он лживый, трусливый, наглый и неблагодарный. Полиграф Полиграфович Шариков олицетворяет пролетариат, который добравшись до власти, оказался неготовым к ответственности – ни с точки зрения интеллекта, ни в плане готовности вершить историю.

Пускай у персонажа человеческий облик, его сердце – “собачье”, он полон ненависти к людям, готов “облаять” каждого, кто не способен дать отпор. Злость, раздражение, ненависть к людям – вот то, что скрывается за названием повести.

Есть род людей, которые имеют “собачьи сердца” от рождения, им не делали операций, это сорт людей, которых не исправить.

Смысл повести «Собачье сердце» (М.А. Булгаков)

Смысл повести “Собачье сердце” (М.А. Булгаков)аключен в названии произведения и имеет двойное значение. С одной стороны, повесть названа в честь эксперимента профессора Преображенского.

С другой, в название заложен подтекст о людях с собачьими сердцами. Такими, как Шариков и Швондер. У них отсутствует духовный мир, они глупы и грубы. Их интересы ограничены низменными потребностями.

Такими людьми очень легко управлять, потому что они не способны к анализу и не имеют собственного мнения.

В центре повести невероятное событие в сфере науки. Профессор Преображенский сделал величайшее открытие: пересадил от пьяницы к собаке гипофиз мозга и семенные железы. К великому удивлению ученого, эксперимент удался, и собака превратилась в человека. Конечно, профессор ликует.

Но можно ли назвать эксперимент успешным? Ответ на очевидный, казалось бы, вопрос не однозначен для читателя, на первый взгляд. Ведь с одной стороны, экспериментом достигнута поставленная цель, и бывший пес Шарик облачается в человеческое тело и даже осваивает речь.

Но писатель лишает Шарикова самых главных человеческих качеств, и в ходе эксперимента получатся глупая, хамоватая, наглая личность, дошедшая в своем невежестве до того, что собирается убить профессора. Он вобрал в себя все самые худшие пороки человечества и собаки. «То есть говорил?», – спрашивал профессор уже в эпилоге пришедших арестовывать его людей.

И добавил: «это еще не значит быть человеком.» По своей сути Шариков остается зверем. Не желая работать, обзаводится себе подобными друзьями, всецело попадая под их влияние.

Почему же при таком фантастическом начале эксперимент профессора Преображенского нельзя считать удачным?

Ответ кроется в подтексте повести. И чтобы получить его, нужно обратиться к идее, вложенной Булгаковым в свое произведение.

Дело в том, что Шариков – это образ пролетариата, у которого в руках оказалась неограниченная власть. А повесть Булгакова – это иносказательное описание происходящего в обществе начала XX века. Писатель настроен резко против насильственного изменения истории.

Как Шариков, созданный посредством грубого вмешательства человека в природу, так и попытки новой власти сломать и перекроить общество, строящееся веками, на новый лад, провальные уже изначально идеи.

Конечно, к власти пришли обычные, на первый взгляд, люди, вот только с властью они так и не смогли обращаться правильно. А под их влияние попали Шариковы, люди без собственного мнения, не способные принимать решение и анализировать ситуацию.

Читайте также:  Почему говорят, что проигрывать надо достойно?

Это духовно незрелые личности, которыми легко управлять, но которые не способны к развитию страны и общества.

Потратив немало усилий на попытку сделать из Шарикова интеллигентного и воспитанного человека, чтобы довести начатый эксперимент до конца, Преображенский теряет всякую надежду на это. Признав свой эксперимент неудачной попыткой сделать невозможное, профессор решается на обратную операцию и возвращает Шарикова в его привычное обличие. И вскоре Евграф Шариков становится обычным дворовым псом.

Но если к Преображенскому довольно быстро приходит осознание ужаса, который может натворить его подопечный и он радикально прерывает дальнейшую работу над опытом, то, к сожалению, общество прошло более долгий и мучительный путь к пониманию совершенной когда-то ошибки. Шариковы уже успели заполонить все общественное пространство, лишив интеллигенцию каких-либо привилегий. Окончательно убедившись в собственной власти, Шариковы возомнили, что им дозволено все.

Но повесть «Собачье сердце» не только про Шариковых, созданных искусственно. Ведь есть еще и Швондеры, которых никто не создавал, они уже были готовым материалом для реализации антигуманных идей.

По мнению Булгакова, такие люди лишены жалости и сострадания, они много говорят о светлом будущем, на самом деле слабо представляя, каким оно должно быть и не умея ничего для этого делать.

Все мысли и идеи навязаны им пролетариатом.

Главными пороками Шариковых Булгаков считал вседозволенность, невежество и паразитизм. Но из-за невозможности высмеять это открыто у писателя и родился такой фантастический сюжет. Несмотря на завуалированность идеи произведения, его не издавали долгое время и решились напечатать уже после смерти писателя. Что только лишний раз подтверждает его правоту.

Повесть М.А. Булгакова звучит продолжением «Вишневого сада». Написанная 20 лет спустя, она подтверждает боль Чехова за будущее страны. Но у драматурга опасения звучат, как предположения, неясно; он только намекает читателю образами Яши и Дуняши о возможном пути развития России.

У Булгакова же второстепенные герои чеховской пьесы обретают более реалистичные черты и уже играют первую скрипку в истории страны, беспринципно ломая то, что сами не строили.

К сожалению, для появления таких людей в стране были созданы все условия, благодаря чему они успешно просуществовали несколько десятилетий.

Вся суть Шариковых и боль писателя за будущее страны содержится в словах профессора Преображенского: «Наука еще не знает способов превращать зверей в людей. Вот я попробовал да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние. Атавизм».

Социально-политический подтекст

Литераторы, исследователи творчества М. Булгакова выдвигают ещё одну версию, которая может лежать в основе названия художественного текста.

Название повести – намёк на тех людей, которые слепо, преданно следуют за новой властью, они слишком недалёкие, необразованные, чтобы брать на себя ответственность за ход истории.

Ими управляют те, кто “дёргают за верёвочки”, им достаточно дать команду “фас”, и новоиспечённые обладатели власти выполнят любую команду.

Само произведение содержит горькую иронию над социально-политической ситуацией в стране. Автор сумел заглянуть в далёкое будущее, он предсказал, что насильственный “перелом” истории не приведёт ни к чему хорошему.

Всё искусственно насажденное даётся обществу и истории болезненно, чревато трагедиями, перегибами, непоправимыми последствиями. Время доказало, что Булгаков был прав. Его произведение – своеобразная интерпретация истории общества, в образе Шарикова.

Гениальной идеей было то, что “дитя” пришло к тому, чтобы убить своего создателя – профессора Преображенского. Именно таков философский смысл того, что творилось в духовной жизни общества.

В нашей статье предлагается анализ названия произведения Булгакова. Этот материал будет полезен при подготовке к сочинению “Смысл названия повести “Собачье сердце”.

Люди, подобные Швондеру

Им не пересаживали собачьих сердец. У таких людей они с рождения. Швондера можно назвать человеком без духовного мира, хамом, бездельником. Можно сказать, что он искусственно создан, ведь у этого героя нет своего мнения. Все его взгляды навязаны ему извне.

Швондер является воспитанником пролетариата, то есть группы людей, которые поют о светлом будущем, но при этом ничего не делают. Именно они не ведают сочувствия, скорби, жалости. Эти люди глупы и некультурны. У них с рождения собачьи сердца, хотя одинаковые сердца имеют не все собаки.

Вот какой смысл названия повести «Собачье сердце» можно увидеть.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Собачье сердце»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Собачье сердце»
  • для самых компанейских — Главные герои «Собачье сердце»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Собачье сердце»
  • для самых любопытных — Анализ «Собачье сердце» Булгаков

Тест по произведению

Можно ли переделать натуру Шарикова?

Отвечая на вопрос о том, в чем смысл названия повести «Собачье сердце» Булгакова, следует рассмотреть несколько подробнее образ Шарикова. Натуру этого героя переделать невозможно, как нельзя изменить и наклонности швондеров, чугункиных и им подобных.

Борменталь спрашивает Преображенского о том, что было бы, если бы мозг Спинозы пересадили Шарикову. Однако профессор убедился уже в бесперспективности человеческого вмешательства в природную эволюцию.

Он говорит, что не видит необходимости фабриковать Спинозу искусственно, когда его «может родить в любое время любая баба». Такой вывод для понимания социального подтекста произведения даже важнее: нельзя вмешиваться искусственно не только в природную эволюцию, но и в социальную.

К страшным последствиям может привести нарушение в обществе нравственного равновесия. Вот в чем смысл названия повести «Собачье сердце».

Смысл названия повести Собачье сердце Булгакова

Сразу после написания повести в 1925 году на нее обрушился град обвинений со стороны критиков. Власти и литераторы, как один, выступили против публикации, что не замедлило отразиться и на социальном статусе писателя.

Рукописи были изъяты, и широкая общественность даже не подозревала о существовании этого великолепного произведения, и лишь относительно недавно, уже в 60-е годы ХХ века, она нашла не только своего читателя, а впоследствии и зрителя, который сумел оценить по достоинству таланты как писателя, так и постановщиков нетленной рукописи. И если поначалу книга распространялась лишь в самиздате, то в 1968 году она, наконец, увидела свет, причем за рубежом, что также очень многозначительно. Первое официальное издание на просторах нашей страны повесть увидела уже совсем недавно – в 1987 году.

Нападки на произведение, как, впрочем, и на ее автора начались по причине присутствия агента ОГПУ при первом чтении произведения.

Обыск, изъятие рукописей, все это черные страницы тотальной цензуры, имевшей место в формирующемся государстве рабочих и крестьян. Но вернемся к основному посылу статьи.

Прежде чем мы рассмотрим смысл названия рассказа «Собачье сердце», следует чуть углубиться в основной фактический материал.

Тайны нашего кино

Один из главных показателей популярности фильма у зрителей – это разбор картины на цитаты.

«Собачье сердце» на цитаты-афоризмы растащили ещё 25 лет назад, когда фильм Владимира Бортко показали на Центральном телевидении, а актёры, снявшиеся в нём, стали ассоциироваться со своими персонажами.

Но почему Евгений Евстигнеев не хотел играть Преображенского? Как съёмки в картине перевернули жизнь Владимира Толоконникова?

Справедливости ради надо отметить, что картина Бортко не была первой экранизацией некогда запрещённой повести Михаила Булгакова: в 1976 году вышел одноимённый итало-немецкий фильм. Однако он не стал знаковым событием в кино, а вот Бортко удалось произвести настоящий фурор. В СССР повесть «Собачье сердце» почти 50 лет была запрещена.

Легально она разошлась по стране только в 1987 году, после публикации в журнале «Знамя». И вот однажды по коридорам «Ленфильма» разнёсся слух, что режиссёр Владимир Бортко собирается экранизировать повесть. Злопыхатели твердили, что донести философский смысл булгаковского произведения ему не удастся.

Бортко понимал, что для того, чтобы фильм получился, нужно не прогадать с актёрами. Точные типажи Преображенского, Борменталя и Шарикова могли стать залогом успеха картины. – Когда начались пробы на роль профессора Преображенского, режиссёр оказался в растерянности. Бортко отказал нескольким известным актёрам, например, Кириллу Лаврову и Михаилу Ульянову.

Не подошли и Леонид Броневой и Владислав Стржельчик, – рассказывает шеф-редактор программы «Тайны нашего кино» Юлия Микитенко.

  Конфликт и основные образы трагедии Король Лир.

И тогда его выбор пал на Евгения Евстигнеева. Правда, тот перед съёмками поставил одно условие: или он снимается только по выходным, или не снимается вообще. Сделал он это не из-за вредности или звёздной болезни, а из-за большой любви к молодой супруге Ирине Цывиной.

Фильм снимали в Ленинграде, а супруги жили в Москве, поэтому актёру не хотелось надолго оставлять Ирину одну.

А почему многие из окружения актёра были против этого брака? Какая трагедия произошла в семье Евстигнеева? И что он напророчил Ирине? К моменту съёмок «Собачьего сердца» Евгений Евстигнеев уже успел поработать более чем в ста картинах, а вот у Владимира Толоконникова фильмографии не было вообще.

Артисту на тот момент исполнилось уже 45 лет, но самым большим его достижением были роли в спектаклях Алма-атинского драматического театра. Но именно его Бортко предпочёл одному знаменитому актёру.

Кого обошёл Толоконников? И почему для Владимира пришлось вызывать «скорую помощь» после съёмок одного из эпизодов? Доктором Борменталем могли стать Алексей Жарков или Владимир Симонов, но режиссёр отдал предпочтение Борису Плотникову, который в то время находился на волне успеха после дебюта в фильме «Восхождение». И не прогадал.

Что и говорить, весь актёрский ансамбль сработал в экранизации на «отлично», в том числе и пёс Карай, сыгравший роль Шарика. Что интересно, Карай в то время состоял на службе в милиции и в прямом смысле слова карал преступников: на счету этой героической дворняги было 38 задержаний! Чтобы попасть в фильм, Карай обошёл двадцать хвостатых претендентов. Вот только на съёмках ему пришлось ох, как не просто. Так, например, чтобы придать ему бродячий и больной вид, пса мазали желатином, в котором несчастный ходил несколько дней подряд. Но лохматый артист показал себя настоящим профессионалом и безоговорочно выполнял все указания хозяйки Елены Никифоровой.

Читайте также:  Сочинение: Тема родины в лирике С. Есенина

– Она Караю говорит тихо, не прикармливая ничем, не в приказном порядке: «Карай, видишь, вот там труба водосточная? Сядешь, сидишь, пройдут солдаты, видишь, вот они, выйдет дядька с метлой и ударит тебя один раз. Ты сиди. Второй раз – уходи». Мотор. Солдаты идут не туда, эти – не туда.

Один Карай, выходит, сидит, дворник бьёт его, и он только со второго раза уходит. Это что-то фантастическое! — рассказывает художник-постановщик картины Владимир Светозаров.

После удачного дебюта Карай снялся ещё в четырёх картинах, а потом случилось несчастье… Что же стало с псом? Почему Владимир Толоконников стал верить в мистику после съёмок и как живёт сейчас?

Юлия Палагина

Немного о сюжете

Профессор Преображенский, кстати, неподражаемо исполненный в экранизации замечательным актером Евгением Евстигнеевым, ставит фантастический эксперимент по пересадке гипофиза и семенных желез человека в организм собаки.

Означенные органы были взяты у погибшего в драке пьяницы. Удачная пересадка заканчивается поразительными для самого профессора результатами. Пес по имени Шарик вдруг начинает превращаться в человека.

Причем Франкенштейн профессора становится не только довольно разумным человеческим существом, но и очень отвратительным, наглым и беспардонным «товарищем», пытающимся выжить его самого из собственной квартиры.

Ситуация хоть и фантастическая, но совершенно недвусмысленно намекающая на захват власти в Советском Союзе людьми из низов, пролетариата, еще пару лет назад ничего из себя не представляющего, но уже выползающего на мировую политическую арену с дубиной наперевес.

Основной смысл

Итак, смысл названия повести Булгакова «Собачье сердце», по всей видимости, можно раскрыть двояко.

С одной стороны, тело собаки, а вместе с ним и сердце, оказалось снабжено некоторыми человеческими органами, что вызвало невообразимые последствия, чуть не приведшие к катастрофе самого создателя.

Получается намек на то, что собачье сердце в человеческом организме — это не только опасно, но и может привести к саморазрушению общества, состоящего из подобных недолюдей.

С другой стороны, смысл названия «Собачье сердце» глубоко метафоричен. Напоминая о людях без сердца, в довольно большом количестве окружающих современного человека. Для них обмануть или предать близкого не только не представляет никаких сложностей, а более того, зачастую становится смыслом всей жизни.

Смысл названия повести «Собачье сердце»

Мне кажется, что название повести “Собачье сердце” имеет двойной смысл.

Повесть могла быть так названа в честь самого эксперимента, произведенного профессором Преображенским, он пересадил человеческое сердце в тело собаки, о которой в дальнейшем пойдет речь в посети.

Также смысл названия может заключаться в самих людях, таких, как Швондер. Им никто не пересаживал собачьих сердец, они у них с рождения. Швондер – это человек без своего духовного мира, бездельник, хам. Можно сказать, что он создан искусственно, Швондер не имеет собственного мнения. Все взгляды были навязаны ему.

Швондер – воспитанник пролетариата. Пролетариат – это группа людей, поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями. Именно эти люди не знают не жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они не культурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.

Информация о работе «Смысл названия повести «Собачье сердце»»

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 887 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

  • Художественное своеобразие повести Булгакова «Собачье сердце»
  • 21385

… человека, тоталитаризма. Повесть “Собачье сердце”, как и другие произведения писателя, сложная и многозначная по .

своему идейно-художественном смыслу. Поскольку в России она опубликована недавно, то критических работ, специально посвященных “Собачьему сердцу”, как, впрочем, и сатире Булгакова вообще, крайне мало.

На Западе также нет крупных исследований, однако уже наметились основные подходы к …

Изучение в школе повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

  1. 121329

… . – М., 1974. 8. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. – М., 1962. 9. Гудков А. В. Коммен­тарии к повести М. Булгакова «Собачье сердце» // Булгаков М. Собр. соч.: В 5 т.— М., 1990.— Т. 2.— С. 690). 10. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. – М.;Л., 1996. 11. Изучение литературы в вечерней школе / Под ред. Т. Г. Браже. – М., 1977. 12. Изучение …

Тема эксперимента в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

  • 36823

… повесть. Её новаторство состоит в сложной философской концепции: по мнению автора, человечество оказывается бессильным в борьбе с тёмными инстинктами, просыпающимися в людях.

Тема эксперимента в повести Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного духовного развития общества, а безответственным и …

Материал для сочинения по литературе

  Все сочинения по литературе за 8 классКоллектив авторов

  1. 505291
  2. 11
  3. 2

… жизни и отдает жизнь «за единственный взгляд».

Женщина у Ахматовой и выступает хранителем того высокого и вечного, трагического и мучительного чувства, имя которому любовь. Ахматовский Петербург (материалы для сочинения) Петербург в литературе минувшего века существовал в двух традициях.

Первая – Пушкинский город, «полночных стран краса и диво», гордый и прекрасный, город – судьба России, «окно в …

«Новые» люди

Продолжая разговор о метафоричности повести, можно еще глубже раскрыть смысл названия произведения «Собачье сердце». «Новое человечество», созданное Великой Октябрьской революцией, явило собой страшное лицо бессердечного его представителя.

Это действительно нечто созданное, как в упомянутой аналогии о Франкенштейне, некий монстр из пробирки, но только это целый класс. Пролетариат, оголтело вышедший на арену власти, некультурный, лузгающий семечки, через слово упоминающий родную маму.

Он вдруг стал управлять страной с огромным историческим и культурным наследием, которое он не только напрочь забыл, но проклинает, стремится задавить в себе и своем окружении.

Эта метафора, этот сумасшедший прогноз, сделанный Булгаковым еще в далеком 1925 году, когда страна только вставала с колен, едва перенеся Гражданскую войну, зазвучал ужасающим памфлетом.

Вот почему цензура незамедлительно растоптала замечательное по своей силе и предсказанию произведение, краем сознания почувствовав, что речь именно о ней, об оголтелом классе плебеев, вдруг захватившем власть над огромной и могучей страной.

Прогноз оправдался

И как же он был прав! Смысл названия «Собачье сердце» Булгакова не только проник в саму суть ситуации, сложившейся в Советском союзе, он предсказал ужасную катастрофу, которая разразилась над страной, отбросив ее в культурном отношении на много веков назад. Ведь уже давно не секрет, какое количество интеллектуальной элиты спустя какие-то годы сгноил Сталин и его клика в лагерях и шарашках.

Именно собачье сердце целого класса, господствующего класса партаппарата, вызвало катастрофические последствия для всей страны, для ее интеллектуального ресурса. Не позволив ей стать культурным источником для всего современного мира, а позволив стать провокатором железного занавеса, гонки ядерных вооружений и других, бессмысленных с точки зрения разумности, безумных игрищ человечества.

Все это продолжает давать нам понимание, в чем смысл названия «Собачье сердце».

«Новое» человечество, сформированное идеями коллективизма, прошлось разрушительной волной по культурным ценностям, создав Советский Союз, как несостоятельное извращение разумных идей об обществе, где правит справедливость.

И, к сожалению, поколение Шариковых до сих пор продолжает существовать, а идея об идеальном обществе так и осталась идеей, заставляя нас и дальше мечтать о неосуществимом.

Смысл названия повести «Собачье сердце» Булгакова

Повесть Михаила Булгакова Собачье сердце в свое время вызвала негодование литературных критиков, и даже неодобрение властей. Собачье сердце было изъято, а повесть запрещена к публикации. Лишь спустя время ее смог увидеть читатель.

А все потому, что многие не поняли смысл произведения, как впрочем, был непонятен и смысл названия Собачье сердце. Кто-то думал, что смысл названия — это намек на собачью жизнь рабочего класса. Другие считали, что таким образом автор дает понять, что все люди псы.

А были и те, кто полагал, что здесь описан эксперимент из области фантастики, и не более. Так в чем заключается смысл названия повести Собачье сердце на самом деле? Порассуждаем в нашем сочинении.

Собачье сердце: в чем смысл названия

Раскрывая в сочинении тему смысла названия повести Булгакова, хочется проработать разные версии. Стоит отметить, что смысл названия Собачьего сердца поверхностный, и намекает на сюжетную линию произведения.

Профессор решается на эксперимент и пересаживает гипофиз и семенники человека в тело животного. Вот только донор оказался той еще собакой и все черты скверного характера человека передались Шарикову, хотя у него была и вторая сторона — положительная, унаследованная от пса.

Этим автор показал, что порой собаки, чьим именем часто оскорбляют оппонента в ссоре, стоят гораздо выше человека.

Другой смысл названия находится глубже. По одному из вариантов Булгаков заложил в название повести философский смысл, где указывает на новых людей, на новое поколение с собачьим сердцем. Они преданы власти, слепо ей следуют, слушаются, при этом своего ума не имеют.

Они полностью лишены воли и ими можно руководить, как вздумается. Поколение с собачьим сердцем мечтает о воле, но к ней они не готовы, ведь не могут Шариковы взять на себя ответственность, не способны они и жить по людским законам. Вот и остается им, только лаять.

В конце повести профессор Преображенский решает все исправить. Возвращая Шарикова в его природное состояние, автор выносит приговор попытке правительства создать искусственно новое общество. Невозможно измениться вмиг. Ведь насильственный переворот, подобен хирургической операции. Все должно происходить постепенно, а люди не собаки, и не могут по команде Фас, выполнять волю хозяина.

Читайте также:  Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

Смысл названия повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Прием гротеска

Михаил Афанасьевич Булгаков глубоко понимал людей и происходящие исторические события. Писатель также очень тонко чувствовал, в каком направлении развиваются те или иные ситуации. Свои наблюдения он воплотил в повести «Собачье сердце». Здесь дано сатирическое разоблачение науки, лишенной этической основы.

И в центре такого описания встает профессор Преображенский. Он жрец, кудесник, божество, которое творит новую жизнь. Филипп Филиппович стремится улучшить природу. Но суть его эксперимента была в другом.

Профессор добивался омоложения, а получилось очеловечивание. Подобная операция маловероятна, наверное, и с научной точки зрения. Поэтому её можно обозначить как гротесковую.

Новое существо оказалось способным постепенно приобретать человеческий облик, хотя и немного странный:

У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу на ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка.

Оно также приобретает и человеческие навыки. Некоторые из них достаются по наследству, другие же приобретаются не без помощи окружающей среды. Для описания таких новых качеств Шарикова писатель использует различные проявления гротеска. Новый человек сначала лишь произносит отрывочные непонятные слова. Но со временем у него появляется и реакция на окружающий мир.

В 5 часов событие: впервые слова произнесенные существом, не были оторваны от окружающих явлений, а явились реакцией на них.

В дальнейшем скудный словарный запас не обогащается, в нем присутствует лишь брань. Гротескную основу имеет и воспитание Шарикова Швондером. Швондер упорно настаивает на том, что Шариков должен иметь документы. Заканчиваются все попытки домкома тем, Шариков получает документы.

Но стоит лишь на миг задуматься: существо, созданное лабораторным путем, получает документ, удостоверяющий его личность и дающий ему право на жилплощадь. А ведь это выглядит как абсурд, если при этом еще вспомнить, что «родителями» ему послужили пес Шарик и уголовник Чугункин.

И такой полноценный теперь человек — Полиграф Полиграфович Шариков — гоняется за котами и не может открыть щеколду в ванной. Получается поистине что-то фантастическое и уродливо комическое в этих ситуациях.

Для проявления гротеска служат и характеристики персонажей. Булгаков преувеличено описывает яркие особенности внешности и действий героев. И за счет таких доминант перед нами порой возникают чудовищные люди. Вот как описан профессор при встрече незваных гостей:

Он стоял у письменного стола и смотрел на вошедших, как полководец на врагов. Ноздри его ястребиного носа раздувались. Вошедшие топтались на ковре.

Так же гротескно дан портрет Филиппа Филипповича Преображенского, вошедшего в азарт.

Ястребиные ноздри его раздувались. Набравшись сил после сытного обеда, гремел он подобно древнему пророку, и голова его сверкала серебром.

После двух таких характеристик перед нами возникает просто какой-то сверхчеловек. Ведь он — то полководец перед войском, то подобен древнему пророку, а то говорит змеиным голосом. Преувеличены и действия Борменталя во время описания операции. «Борменталь набросился хищно, стал комьями марли давить Шарикову рану».

И взгляд ассистента не просто убивает, он сравнивается с оружием. «Глаза у того (Борменталя) напоминали два черных дула, направленных на Шарикова в упор», — так описывает автор помощника профессора в момент, когда Шариков приходит домой (после известия о доносе).

«Удивленный Шариков пришел и с неясным страхом заглянул в дуло на лице Борменталя».

Гротескно Булгаковым описана и обстановка действия. Здесь можно остановиться на операции Шарикову.

Тишина покрывала квартиру, заползала вовсе углы. Полезли сумерки, скверные, настороженные, одним словом, мрак

В такой обстановке начинается эта странная операция. Здесь также виден гротеск. После пересаживания органов новое человеческое существо снова становится псом. Но соседи отметили, что в этот вечер горели не все огни у Преображенского.

Так действительно, что же было на самом деле это за существо? Превращенный в человека пёс или оживление человека в собаке? Это, наверное, самый сложный вопрос. И мы ответим — это зависит от сердца. Ведь все порывы продиктованы действием именно этого органа. Какое же сердце имеет новое существо? В названии повести стоит собачье сердце. Но что под ним подразумевается?

Если посмотреть с точки зрения эксперимента, то это — сердце собаки. Ведь от человека псу пересаживают лишь яичники и гипофиз. Но по повествованию понято, что облик человека определяет именно гипофиз. То есть получается человек действительно с собачьим сердцем.

На этом настаивает Борменталь: «Еще! Одни коты чего стоят! Человек с собачьим сердцем». Но профессор Преображенский опровергает его предположения. Ведь ассистент относит Шарикова к собачьей породе только лишь по причине ненависти к котам.

Профессор же считает, что вопрос о дисциплине можно решить в течение двух-трех недель.

Однако на самом деле все-таки сердце становится человечьим. И применяя к нему определение, данное в названии писателем, мы еще раз сталкиваемся с приемом гротеска.

«Сейчас Шариков проявляет уже только остатки собачьего, — говорит профессор ассистенту, — и поймите, что коты — это лучшее из всего, что он делает. Сообразите, что весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце.

И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!» Созданное существо очеловечилось как внешне, так и внутренне. Собачье сердце стало только основой, неподготовленной почвой для развития человеческого.

Такая благодатная почва и берет себе из окружающего мира все его новые качества и нововведения. Но Шариков все равно не становится настоящим человеком. Ведь для придания подобного статуса нужно больше, чем сердце.

Да и поведение его невольно заставляет вспомнить, что ведет он себя по-скотски. То есть человеческого в его поступках мало. А мы говорили выше, что поступки и действия определяет именно сердце.

Полиграф Полиграфович Шариков так и остается на самой низшей ступени в развитии человеческих качеств. Новое существо Преображенского не прошло испытание окружающей действительностью.

Оно так и осталось с собачьим сердцем.

Названием повести «Собачье сердце» Михаил Афанасьевич Булгаков в самой основе заложил гротескные нотки. Ведь подобное преувеличение — собачье сердце в груди человека — кажется просто фантастикой. И эта гротескная линия, заданная в самом названии прослеживается на протяжении всего повествования.

Гротеск писателя создавался из своеобразного юмористического переосмысления событий реальной жизни и поэтому кажется некоторым фантастической неожиданностью. Это прием помог писателю намного глубже проникнуть в потаенные уголки души людей, в исторические перипетии и события.

Смысл книги Собачье сердце | Какой Смысл

Название повести носит двойной смысл, более поверхностный заключается в том, что автор в двух словах наметил стержень, на который нанизаны все сюжетные ходы произведения – эксперимент по превращению пса в человека.

Боле глубокий смысл заглавия кроется в аллегорическом описании сущности мышления пришедших к власти пролетариев, которые, подобно стае собак, выражают слепую преданность делу революции, не вникая в суть происходящего.

Собачье сердце доморощенного революционера не позволяет ему иметь собственное мнение и моральные ценности, но наделяет его готовностью в любой момент вцепиться в горло врага по первой же команде хозяина.

Основной сюжет произведения

Москва, середина 1920-х годов, гениальный профессор Филипп Филиппович Преображенский проводит уникальные операции в своих апартаментах, состоящих из семи комнат, на две из которых претендует жилищный комитет в лице председателя домкома Швондера.

Профессор, при помощи своего ассистента, доктора Ивана Арнольдовича Борменталя, решает провести эксперимент по пересадке человеческого гипофиза собаке.

Для этого он подбирает на улице доброго и спокойного пса Шарика, материал для пересадки был взят у погибшего в пьяной драке вора и пьяницы по имени Клим Чугункин.

После успешно проведенной операции Шарик постепенно превращается в малоприятного человека, сохранившего все повадки донора. Профессор и доктор пытаются учить его хорошим манерам, но безуспешно, зато Швондер имеет огромное влияние на примитивный разум бывшего пса.

Со временем Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, обзаводится документами, требует комнату в квартире и даже хочет жениться. Параллельно он устраивается на работу в отдел очистки, где с удовольствием истребляет уличных котов.

Развязка наступает, когда Шариков пытается убить профессора, попытка пресекается, и после повторной операции Шариков вновь становится милейшим псом.

Смысл произведения

Фантастический сюжет повести является лишь канвой к философским рассуждениям о месте интеллигенции в постреволюционной России, захваченной пролетариями с их примитивными потребностями и слепым повиновением власть имущим.

Скорбь о гибели культуры на всех уровнях жизни, начиная от уборных в домах и заканчивая административным аппаратом, сквозит в каждой строке произведения.

Главной темой повести являются размышления о том, куда приведут страну пришедшие к власти бездуховные и неразвитые, но уверенные в своей правоте люди, получившие свободу, но не знающие, как ею воспользоваться.

Кроме того, в повести поднимается вопрос об этичности научных исследований в области медицины. Действительно ли профессор, подобно Создателю, имеет право вмешиваться в законы природы, меняя их по собственному желанию.

Ведь и сам он признает свой эксперимент неудачным и бессмысленным, озвучивая, что гения может родить любая баба. Да и Шариков со своим заявлением о том, что он вовсе не просил превращать его в человека, абсолютно прав.

Смысл финала

Финал повести замыкает кольцевую структуру композиции, возвращая Шарика в исходное состояние, показав всю чудовищность подобных экспериментов над живыми существами.

Эта насильственная операция является аллюзией на революцию, которая своим жестоким хирургическим вмешательством искалечила общество, не дав тому развиваться естественным путем, создав своих швондеров с собачьими сердцами в груди, почти также, как профессор создал Шарикова.

Ссылка на основную публикацию