Сочинение: Проблематика в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

«Война и мир» был опубликован в виде сериализованного романа в 1869 году. Известный своим охватом и обширными амбициями, он объединяет исторические факты с выдуманными персонажами, а философию — с вымыслом.

По этим причинам роман изначально сбил с толку многих критиков, хоть он и нашел славу при жизни автора, а его устойчивая репутация почти повсеместна.

Проблематика романа «Война и мир» заслуживает отдельного рассмотрения.

Основные проблемы произведения

Прежде чем написать «Войну и мир», Толстой намеревался создать отчет об освобождении революционеров-декабристов после 25-летнего тюремного заключения.

Писатель обнаружил, что для каждой истории, которую он хотел рассказать, ему нужно было вернуться назад, чтобы контекстуализировать действие.

Таким образом, Толстой решил начать сюжет книги с 1805 года, когда Россия впервые осознала, что она должна бросить вызов военной экспансии Наполеона.

Список тем и проблем, раскрытых в романе:

Сочинение: Проблематика в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

  1. Альтернативная религия и оккультизм.
  2. Всепрощение.
  3. Патриотизм.
  4. Брак по любви и брак и по расчету.
  5. Пацифизм.
  6. Культ личности.
  7. Сплетни.
  8. История.

Толстой в романе смог поднять множество проблем и ошибок, актуальных и для современного общества.

Альтернативная религия и оккультизм

Альтернативные религиозные практики появляются во всем романе, в основном в качестве реакции на социальные потрясения. Мария Болконская принимает странствующих людей Божьих и даже рассматривает возможность присоединения к ним.

Сочинение: Проблематика в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Пьер присоединяется к масонам. Хотя они не являются религиозной группой, они включают религиозные учения в свою философию, и многие из их странных ритуалов имеют религиозную основу. Карагин посылает княгине Марии мистическую книгу, которая была популярна в то время в Москве.

В каждом из этих случаев персонажи быстро подавляют угрозу установленному порядку. Мария не может отказаться от своей семьи, Пьер в конце концов находит удовлетворение за пределами масонов. Тем не менее, альтернативная религия всегда скрывается на заднем плане романа, предлагая радикальный выход из пугающего мира.

Эта проблема также указывает время от времени (особенно в случае Пьера) на отчаяние, желание найти реализацию в мире, где установленное христианство не всегда дает положительные результаты. Последний урок романа — о том, что простая вера в Бога — это путь к осуществлению, — сам по себе является индивидуальным ответом миру и может обсуждаться как альтернатива более ритуализированной церкви.

Всепрощение в романе

Прощение необходимо для нравственного развития каждого из главных героев:

Сочинение: Проблематика в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

  • князь Андрей прощает Наташу за ее неосторожность;
  • Пьер прощает Долохова и воздерживается от убийства на дуэли;
  • Наташа прощает Анатолия Курагина, когда она молится в церкви;
  • Мария прощает своего отца за его старческую жестокость.

На самом деле многие персонажи остаются второстепенными и статичными именно из-за своей неспособности простить. Графиня Ростова разрушена горем и негодованием после смерти Петра, и князь Николай Болконский никогда не прощает свою дочь за целую литанию бед, реальных и воображаемых.

Губительный патриотизм

Война дает Толстому возможность исследовать хорошие и плохие стороны патриотизма.

В трогательной сцене ближе к концу книги царь Александр готов умереть, чтобы сохранить хоть какой-то клочок достоинства и безопасность своего народа.

Однако царь также отвечает за приказ преследовать бегущих французов — патриотическое решение, которое является тактически несостоятельным и стоит его народу больше жизней.

Кроме того, Николай Ростов иллюстрирует более проблемные аспекты патриотизма. Он слишком одержим эмоциями во время политических дебатов с Пьером, склонен прославлять насилие, а когда он видит царя, то не способен мыслить критически. Толстой, кажется, считает, что патриотизм в духе самопожертвования благороден, но патриотизм ради романтики и славы ведет только к насилию и смерти.

Сочинение: Проблематика в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Брак по любви и по расчету

Персонажи в сложных финансовых ситуациях, такие как Ростова, Елена Курагина и Борис Друбецкой, пробуют жениться ради денег, но у них не получается.

Хотя читатель не видит изнутри браки Бориса, Николая и Элен, в разной степени все они несчастливы в своих браках. Напротив, Пьер и Наташа, наконец, находят счастье вместе, когда перестают пытаться жениться на деньгах или статусе, а вместо этого вступают в брак по любви. Даже абстрактная концепция брака за деньги влияет на то, как герои Толстого ведут свои отношения.

Человеческий пацифизм

Одним из самых сильных скрытых сообщений в «Войне и мире» является жгучее обвинение в насилии и бойне войны. Толстой утверждает, что война вызвана неконтролируемыми историческими силами и поэтому неизбежна.

Тем не менее он до сих пор создает ужасающее описание страданий в битве.

Хотя ни один персонаж не выступает за мир — за исключением Пьера, чьи сентиментальные аргументы Толстой пишет со степенью скептицизма, — это один из самых заметных подводных камней в книге, которая в остальном очень ясно говорит о своих политических посланиях.

Культ личности

  • Как в русской, так и во французской армиях Толстой демонстрирует, как присутствие лидера может вдохновить людей — но также и привести их к ненужному насилию.
  • Сочинение: Проблематика в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
  • Это связано с его теорией истории, в которой великие люди имеют ограниченное влияние на события.

Наполеон и царь Александр велики, поскольку они влияют на своих людей. Тем не менее этот эффект является значительным. Не нужно заглядывать дальше, чем Николай Ростов, чтобы понять, какое влияние оказывает культ личности, окружающий царя. Подобный культ развивается вокруг генерала Кутузова — поляризующей фигуры, которая внушает любовь и верность сторонникам.

Сплетни и слухи

Большая часть действия романа управляется слухами и сплетнями. Действительно, это основной способ распространения информации в Петербурге и Москве.

Пьер ошибочно слышит, что князь Андрей и Анатоль Курагин умерли в Бородино, и он узнает о смерти своей жены (или ее намерении вступить в повторный брак), когда проходит несколько недель после этого.

Эта неспособность сплетен вовремя добраться до него заставляет его преследовать свой глупый план покушения на Наполеона, когда иначе он не смог бы этого сделать. Этот выбор приводит к его заключению и духовному обновлению.

Тем не менее сплетни также облегчают романы между многими персонажами, включая Николая и Марью, Пьера и Наташу. Обе пары романа обретают уверенность от сплетен в начале своих отношений.

Сочинение: Проблематика в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Тема истории

История — неявная проблема романа с самого начала. В романе переплетаются реальные и вымышленные персонажи, и автор явно озабочен тем, как крупные исторические события влияют на жизнь отдельных людей. Однако позже Толстой проясняет свои философские намерения, когда начинает описывать свои теории через авторские междометия.

Он отрицает заблуждение о том, что история создается «великими» людьми, вместо этого полагая, что история — это результат бесконечного количества минут и решений, принятых множеством мужчин и женщин.

Таким образом, это сродни судьбе, поскольку никто не может остановить это.

Мысли Толстого об истории вызывают вопрос о ценности и силе индивидуальной свободы воли — вопрос, который он продолжает решать в течение всего романа как в явной, так и в неявной форме.

Практическая часть

Для лучшего понимания тем, которые решился затронуть автор, следует рассмотреть краткий список вопросов к роману:

Сочинение: Проблематика в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

  1. Как сюжет романа иллюстрирует взгляды Толстого на мораль?
  2. Как Толстой изображает Наполеона Бонапарта?
  3. Нравственное развитие Пьера в течение романа.
  4. Считает ли Толстой, что у людей есть свобода воли?
  5. Проанализировать цитату Андрея Болконского: «Если бы каждый воевал только по своим убеждениям, войны бы не было».

Примеры ответов на вопросы к произведению могут быть следующие.

Вопрос о морали. Толстой восхищается благочестивыми, аскетичными людьми, такими как княгиня Мария Болконская, но он также предлагает людям стремиться к мирскому счастью.

Кажется, он подразумевает, что это моральный императив, а не просто индивидуальный приоритет.

Моральное развитие Марии состоит не в том, чтобы стать более набожной, а в том, чтобы примирить благочестие и альтруизм со здоровой семейной жизнью.

Соня же никогда не учится балансировать свои потребности с нуждами окружающих. Из-за этого она сталкивается с несчастной, пустой жизнью в конце романа.

А Пьер и Андрей постоянно борются против конфликта между духовной и материальной жизнью (окончательное счастье Пьера, как и Марии, приходит от обретения духовного счастья в материальном мире, от которого они никогда не смогут полностью отказаться).

Вопрос о свободе воли. Хотя Лев Николаевич утверждает, что история предопределена, он все еще верит в индивидуальную свободную волю.

Он примиряет эти противоречивые точки зрения, объясняя, что ход истории определяется бесконечно маленьким свободным выбором.

Он добавляет, что Бог соединяет ход истории со свободной волей, и пока человек верит в Бога, противоречие между ними не является значительной интеллектуальной проблемой.

Проблемы романа Война и мир Толстого (проблематика)

Роман-эпопея переполнен глубокими мыслями, анализом различных жизненных ситуаций, поиском себя и своего места в этом большом мире, разнообразными отношениями, благородством и пороками, любовью и ненавистью, предательством и одиночеством.

Роман поднимает так много тем, что их придется долго перечислять. Читатель прослеживает множество сюжетных линий, судеб, которые плетутся веретеном. В этом мире всё очень сильно взаимосвязано. Читатель знакомится с жизнью аристократов, высших слоев и простого народа.

Автор показывает, в чем заключается разница между простыми людьми и богатыми аристократами.

Ключевая проблема романа – поиск смысла жизни. Человек постоянно находится в поиске смысла своего существования. Многие осознают, что они рождены не просто так, а для чего-то. В постоянных и неустанных исканиях находятся такие герои, как Андрей и Пьер. Андрей понимает, что обыденная жизнь аристократов не для него. Он жаждет великих подвигов и славы.

Его сердце лежит к другому. Болконский долго искал этого, но после ранения многое переосмыслил. Его жизнь полна сложных моментов и испытаний, но несмотря на это, герой не останавливается. Пьер по началу вел разгульный образ жизни, но быстро опомнился. Он искал себя, как только можно.

Вступал в масонскую ложу, отправился на войну, познавал жизнь обычного народа, был в плену.

Следующая проблема – проблема отношений. В произведении мы видим людей с разными характерами, с разным воспитанием и поведением. У каждого свои границы дозволенного: одни думают, как помочь окружающим и никого не обидеть; а другие как улучшить и упрочить свое положение за счет других. Исходя из этого строится всё остальное.

Например, пока Пьер не получил богатое наследство и не стал графом, он был никому не интересен. Все чурались его и говорили, что он неуклюжий, всё делает невпопад. Однако, как только он стал графом, всё изменилось. Он стал уважаемым и многие к нему потянулись. Разумеется, это делалось не из чистых мотивов.

Читайте также:  Анализ стихотворения «я не люблю иронии твоей» (н. а. некрасов)

Проблема отношений на расстоянии поднялась между Андреем и Натальей. Девушка не выдержала испытания и попалась на мимолетной интрижке с Анатолем. Наташа так просто убила любовь, думая, что нашла настоящую.

На самом же деле только Андрей мог сделать ее по-настоящему счастливой, а Анатоль просто заинтересовался ее красотой и миловидностью, но не любил душу, как Болконский.

Проблема богатых людей и их отличие от простого народа. Автор показывает, что обыкновенные люди заинтересованы в благосостоянии окружающих, всегда придут на помощь и не бросят в беде. Чего не скажешь о большинстве аристократов, которые думают только о себе.

2 вариант

Роман-эпопея Льва Толстого «Война и мир» поднимает множество проблем актуальных во все времена.

Одна из главных проблем романа — это противопоставление истинного и ложного патриотизма. В столичных салонах нарядные люди обсуждали новости, в том числе и военные. К ним относится и князь Василий Курагин, и Анна Павловна Шерер, а также остальные завсегдатаи светских обществ.

Патриотизм этих людей выражался в отказе от французского языка, французской кухни и французского театра. Лев Толстой осуждает их. Эти поверхностные люди не были способны чувствовать глубоко, поэтому и патриотизм их был ложным, показным. Истинный патриотизм выражался на поле боя Тушиным, Андреем Болконским и Николаем Ростовым.

Эти люди, не жалея себя и своих сил, делали все, чтобы победить врага.

Второй важной проблемой, поднятой автором, является проблема роли семьи в жизни человека. Семья Курагиных подносится автором как пример негативный. Мать завидует красоте дочери, между родными нет близких отношений и понимания. Их семья держится исключительно на деньгах и связях.

Люди в ней несчастные и счастливыми не будут оттого, что не знают как. Семья Ростовых — полная противоположность. Дети очень привязаны к матери. Они доверяют ей все свои секреты. В семье Ростовых принято не скрывать свои чувства и говорить обо всем. Наташа, Николай, Петя выросли счастливыми и открытыми.

Исключение составляет Вера, но и она обрела свое счастье.

Третьей важной проблемой романа является роль народа и личности в истории. Автор противопоставляет Наполеона и Кутузова.

Наполеон был убежден в своей исключительности, поэтому считал все победы армии своей заслугой.

Кутузов, наоборот, считал, что только народ может победить в освободительной войне, что он играет важнейшую роль в победе. Симпатии автора приходятся на сторону Кутузова, а Наполеона он осуждает.

Четвертой проблемой является поиск смысла жизни. Два главных героя романа — Андрей Болконский и Пьер Безухов — были поглощены поиском смысла своего существования. Их образы противопоставляются образу Наташи Ростовой, которая жила просто так, не задумываясь. Каждый из этих героев в конце приходит ко своей позиции, но для этого им пришлось многое пройти.

Кроме этих тем в романе «Война и мир» поднимаются и другие: проблема любви, светских моралей того времени, гуманизма на войне, добра и зла, красоты внешней и внутренней.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблематика романа Война и мир

Сочинение: Проблематика в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Популярные сегодня темы

Одним из основных персонажей произведения является Алексей Нилыч Кириллов, представляющий философа-самоубийцу, разработавшего собственную теорию суицида.

Мой класс очень большой и дружный. В нем учатся 20 девочек и 14 мальчиков. И я могу с уверенностью сказать, что мы заметно отличаемся от других. Например, если в параллельных классах делается

В этом произведении Н. В. Гоголя хотелось бы раскрыть образ Пацюка. На мой взгляд когда читаешь книгу и когда встречаешься с этим персонажем слишком много вопросов возникает в голове.

Сочинения по творчеству Шукшина

Жанровая направленность произведения представляет собой короткую новеллу, предназначенную для детской читательской аудитории.

Проблематика романа «Война и мир» Льва Толстого – сочинение

Роман «Война и мир» своего рода роман-исследование, затрагивающий важные темы, волнующие любого человека. Проблематика романа «Война и мир» до сих пор является причиной жарких споров между историками и литераторами.

Автор постарался отразить в произведении все существующие на тот момент в России проблемы.

Среди которых можно выделить проблему семьи и брака, бытовые проблемы, ложный и истинный патриотизм, проблемы, связанные с войной, напыщенная, покрытая фальшивым лоском жизнь аристократов.

Проблема семьи

Проблема семейных отношений глубоко волновала Толстого. На примере нескольких семей автор высказал свою точку зрения о том, каким в идеале должен быть домашний очаг, где царит любовь, тепло и забота друг о друге.

Семья Курагиных

Для этих людей нет ничего святого. Поддержка и забота друг о друге им чужда. Им наплевать на проблемы других, каждый думает лишь о себе. Глядя на них не подумаешь, что это семья.

Слишком явно выражена в них злоба, зависть и собственный эгоизм. Подлые, низкие люди, способные с легкостью нанести удар, подставив близкого человека.

В достижении целей пойдут на все, но могут ввести в заблуждение незнакомых людей, создав видимость благополучия и гармонии в семье.

Ростовы и Болконские

Ростовы и Болконские являются полной противоположностью Курагиных. В семье Ростовых все пропитано любовью. В доме царит гармония и уважение к каждому члену семьи. Они привыкли решать проблемы вместе, искренне переживая друг за друга. Семья Болконских вызывает явную симпатию Толстого.

Три поколения, описанные в романе, свято чтут семейные традиции. Для них не пустые слова честь, достоинство, отвага. На примере этих двух семей Толстой показал, что только те семьи счастливы, в которых отсутствует злоба и фальшь. Другим счастья не видать.

Немалую роль играет воспитание детей, моральные принципы родителей.

Проблема народа и личности

Проблема народа является лидирующей по важности для Толстого. Он ценил в людях доброту, искренность, честность. Только тогда жизнь человека имеет ценность, когда он вместе с народом, а не отдельно от него.

Во время войны людям пришлось объединиться. Общее горе сближает. Именно в беде проявляются лучшие качества человека. Неважно, к какому сословию относился человек, какого пола, в душе каждого смогла найти место огромная любовь к Родине. Подтверждали люди любовь не пустыми словами и красивыми фразами, а настоящими поступками, рискуя собственной жизнью.

Толстой поднял проблему патриотов и лжепатриотов, воспользовавшихся сложившейся ситуацией себе во благо. Пока другие проливали кровь на поле боя, лжепатриоты протирали до дыр штаны в штабах, думая лишь об одном, как подняться по карьерной лестнице и прицепить на лацкан мундира очередной орден.

Автор подчеркивал что, действуя врозь ничего не добьешься. Только объединившись, можно горы свернуть, победить любого врага. Простой народ он считал единственной силой, против которой никто не устоит.

Проблема человеческого поступка

Толстой словно специально провел героев романа через тернии на пути к счастью. Явный пример Пьер Безухов. Неприятности одна за другой. Вечные стычки с женой, неприятие образа жизни, который они ведут, душевное расстройство после дуэли с Долоховым.

Пьер задумался, для чего он живет, к чему стремится, что хорошо, а что плохо. Масонский деятель помог Безухову обрести себя, направив в правильное русло. Творить добро – вот выход. Принося пользу людям, ощущаешь свою значимость.

Сделав много добрых дел, Пьер стал жить в ладу с совестью, а ощущение правильности сделанных поступков придало уверенности в жизни.

Проблема личности. Ее влияние на ход истории

Толстой был твердо убежден, что ход истории зависит не от одного человека. Ее делают массы. Пример этому Кутузов и Наполеон. Кутузов в отличие от Наполеона жил интересами солдат, народа. Наполеон никогда не жил интересами войска. Он был тщеславен и эгоистичен. По мнению Толстого личность может влиять на ход истории в том случае, если ее интересы совпадают с интересами народа.

«Война и мир» — проблематика

Всем добрый день! Начинаем разбирать проблематику универсальных произведений.

Проблематика романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого.

  • Указаны основные проблемы, в рамках каждой группы, конечно же, можно рассмотреть ещё множество других формулировок.
  • Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (княжна Марья и старый князь Николай Андреевич Болконский).
  • Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви (Николай Ростов и его родители, которые дают сыну деньги для выплаты карточного долга).
  1. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.

Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление его нравственных ориентиров (Петя Ростов, желая быть похожим на брата, идёт на войну).

Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков? (светское общество в большей степени отрицательно влияет на Наташу Ростову).

Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?(княжна Марья чувствует вину за смерть матери).

  1. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
  1. Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе
  2. Почему современная молодёжь стала меньше читать?
  3. Изменилось ли в обществе отношение к книге?
  1. Сложность и противоречивость человеческих поступков.

Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Долохов предаёт Николая Ростова).

Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации (Пьер остаётся в Москве для того, чтобы убить Наполеона).

Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью (героизм: Пьер, Кутузов, Петя Ростов и т.д.; лжегероизм: Долохов).

Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей (Анна Михайловна Друбецкая).

В чём заключается истинное величие человека? (справедливый, добрый, простой Кутузов).

  1. Честь и человеческое достоинство.
  • Проблема утраты моральных ценностей (Долохов, Элен и Анатоль Курагины).
  • Проблема защиты чести и достоинства (Пьер Безухов защищает честь Наташи Ростовой после её неудачной попытки бегства с Анатолем Курагиным).
  • Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.
  1. Отношения человека с другими людьми.
  1. Проблема проявления эгоизма по отношению к другим людям (Элен и Анатоль Курагины).
  2. Проблема истинной дружбы (Пьер Безухов и Андрей Болконский).
  3. Проблема рабской любви (“любовь” Пьера Безухова к Элен Курагиной).
  4. Проблема отношения к пожилым людям (Пьер помогает Платону Каратаеву).
  5. Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя (старшая княжна помогает Пьеру прийти в себя после плена).
  1. Восприятие человеком окружающего мира.
  • Проблема обретения радостного мировосприятия (Наташа Ростова).
  • Подходы к изучению истории (авторские рассуждения).
  • Проблема религии (Пьер и массоны, авторские рассуждения).
  • Понятия научного и лженаучного (авторские рассуждения).
  • Проблема одинокой старости (отец Пьера, Кирилл Владимирович Безухов).
  • Проблема восприятия музыки человеком (Николай Ростов приободряется после проигрыша в карты благодаря пению Наташи).
  1. Отношение человека к миру природы.
Читайте также:  Трудно ли быть взрослым?

Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека (Андрей Болконский).

Отношение к бездомным животным (Платон Каратаев с любовью относится к собачке, которая прибегает к нему).

  1. Бережное отношение человека к языку.

Влияние иностранных слов на русский язык (в 19 веке российское дворянство говорило чаще всего на французском языке, поэтому «Война и мир» написан на двух языках: на русском и на французском).

  1. Человек и власть, которой он наделён.
  1. Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Кутузов, Александр I, Тушин).
  2. Понятия «случай» и «гений» (авторские рассуждения в эпилоге).
  3. Проблема действенного сострадания (Наташа Ростова убеждает семью взять с собой раненых из Москвы).
  4. Проблема отношения человека к войне (отношение к войне меняется у Пьера Безухова, у Николая Ростова, у Пети Ростова).
  5. Проблема душевного состояния человека в условиях войны.
  6. Проблема поведения человека на войне.
  7. Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях (Петя Ростов помогает пленному мальчику).
  8. Проблема ложного патриотизма (гости салона Анны Павловны Шерер).

Примеры сочинений по направлению «Война и мир»

09.10.2019

Сборник примерных готовых сочинений по направлению ВОАЙНА И МИР для итогового сочинения в 2019-2020 учебном году.

Раздел будет обновляться. СОХРАНИТЕ В ЗАКЛАДКИ!

Поведение человека на войне (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

150 лет книге «Война и мир»

Автор сочинения – Петрунина Людмила Григорьевна

Великий писатель – реалист Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» поставил перед собой задачу – сказать историческую правду о событиях 1812 года. С этой целью он отвел большое место в своем романе-эпопее партизанской войне. Он считал её законной и целесообразной в борьбе против врага.

Гениальный художник нарисовал яркие картины этой войны и целую галерею замечательных образов народных мстителей как из офицерского состава (Василий Денисов, Долохов), так и из крестьян (Тихон Щербатый, старостиха Василиса и другие). Писатель справедливо считал, что никаких правил для уничтожения людей не может быть.

И если враг пришёл на чужую землю с целью её завоевания, то благо тому народу, который берёт первую попавшуюся дубину и мужественно расправляется с ним.

Перед нами образ народного мстителя – партизана Тихона Щербатого. Это был один из самых нужных людей в партии, полезный и храбрый. Никто больше его «не открыл случаев нападения», никто больше его не побил французов. Его ненависть к врагу не знала границ.

Он проявлял отвагу и смелость, когда по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а также приводил пленных. Находчив и ловок был, когда со всего размаха раскалывал топором брёвна, а потом, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки, вырезывал ложки.

Когда нужно было сделать что – нибудь особенно трудное, все указывали на Тихона, зная его большую физическую силу и выносливость. Добродушный русский юмор и лукавый ум выделяли Тихона среди других партизан. Он шутил над ранением в спину и разрешал товарищам не раз смеяться над своим способом лечения раны.

В лице Тихона Щербатого Толстой дал яркий образ партизана, мстителя за преданное огню и мечу Отечество. Несмотря на тяжёлые условия ведения партизанской войны, русские партизаны не унывали, не падали духом, и в тех условиях они любили пошутить и посмеяться.

Все эти качества партизана эпохи Отечественной войны 1812 года в полной мере проявились и в Великой Отечественной войне с гитлеровской Германией.

Патриотическое поведение русских людей в Отечественной войне 1812 года выражалось по – разному. Смоленский купец Ферапонтов, увидев, что городу грозит падение, раскрывает двери магазина и разрешает тащить все из него, чтобы не досталось «дьяволам». Жители Смоленска покидают город с возами.

Княжна Марья отдает приказание подготовить подводы к отъезду. Мысль пользоваться покровительством и благодеяниями господина генерала Рамо приводила в ужас. Замечательным патриотическим подвигом русских людей была эвакуация из Москвы почти всего населения.

Толстой пишет, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов. Под их управлением нельзя было быть. Это понимал каждый житель. Патриотизм простых русских крестьян Карпа и Власа выразился в том, что они отказывались продавать французам сено даже по дорогой цене и сжигали его.

Патриотический подъем в народе хорошо выражен в словах одного ополченца: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят».

Подводя итог сказанному, снова обращаюсь к страницам замечательного произведения:« Каждый русский человек… на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах,…- делал просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию».

Отношение Толстого к войне в романе «Война и мир», Война и мир

Колосов Алексей Алексеевич

В своем романе-”Война и мир” Лев Николаевич Толстой показал две стороны человеческой жизни, в честь которых и названо само произведение. Об отношении автора к невоенному периоду жизни говорить не приходится, он,точевидно, положительно относится к мирному времени.

Но как автор великого романа относится к войне? Ответ, на самом деле, не сложен, отношение Л.Н Толстого к войне негативное. В подтверждение этому служит множество примеров. Мнение автора выражается как изображением картин войны, так и действиями и словами героев романа. Я думаю, трудно не показать то, насколько ужасна война, говоря о ней. Л.

Н Толстой в подробностях изобразил все её аспекты, что позволяет в полной мере понять её бессмысленность и ужас. Сразу на ум приходят события, которые мы видим глазами таких героев как Андрей, Пьер, Николай Ростов: люди, которые падают замертво от очередной пули, Бородинское поле, покрытое трупами, солдаты, оставшиеся без рук или ног.

Говоря о Николае, нельзя не вспомнить его визит к Денисову, в госпиталь, полный измученных, больных людей, которые умирают на глазах друг друга. Говоря о выражении автором своего отношения к войне посредством поступков и слов героев, на ум приходят Андрей Болконский и М.И Кутузов.

Андрей, который так рвался заполучить славу на поле боя, оказавшись в гуще боевых действий, на примере Тушина, который совершил настоящий подвиг, видит, что командование не воздает капитану почестей, его отчитывают за потерю пушки.

Князь Болконский видит людей, которые вместо того чтобы думать о том, как победить врага, думают о том, как побыстрее продвинуться по карьерной лестнице. Всё это заставляет молодого князя сомневаться, это всё совсем непохоже на то, о чём он мечтал.

Говоря о Кутузове, нельзя не сказать того, что он всеми силами пытался избежать тех сражений, которых не считал крайне необходимыми. Всё это для того, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, под Шенграбеном он послал отряд Багратиона для задержания неприятельской армии, всё для того чтобы остальная часть русского войска смогла отступить. Он был против и сражения под Аустерлицем, которые было проиграно и привело к

множеству жертв, как он и говорил. Все свои силы он направлял на сохранение как можно большего количества жизней. В заключении хочется сказать, что война, это безусловно ужасное событие в жизни любого человека, и Л.Н Толстой отчетливо изобразил все её ужасы и всю её бессмысленность, чем ясно дал понять своё негативное отношение к ней.

Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» наиболее интересны для Вас (Сочинение)

Тип работы: Сочинение
Дата добавления: 23.09.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки сочинения.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

  • По этой ссылке вы научитесь писать сочинения на любые темы:
  • Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:
  • Введение:

“Война и мир” – эпический роман Льва Толстого. На сегодняшний день книге 150 лет. В своем творчестве писатель затронул и осветил все проблемы не только российского общества, но и государства в целом. Опираясь на исторические факты, автор детально описывает военные действия – сражения, настроение людей и солдат. 

Проблем, поднятых автором, много, но для меня наиболее интересна проблема отношений между мужчиной и женщиной и проблема патриотизма. 

Проблему отношений между мужчиной и женщиной можно проиллюстрировать на примере Андрея Болконского и Наташи Ростовой, а также Пьера Безухова и Наташи Ростовой.

Андрей Болконский – овдовевший князь, разочаровавшийся в любви. Наталья Ростова – молодая девушка, отличающаяся простотой и открытостью с раннего возраста. Наташа напоминает алый цветок, выросший в любви и заботе, защищенный от воздействия света.

При знакомстве с молодой красавицей Андрей, кажется, оживает, пробуждает забытые чувства, давая ему новый импульс в жизни. Л. Толстой сравнивает принца со старым дубом, который оживает после долгого “застоя”. Для Болконского любовь Наташи – как живая вода, которая дает ему новые силы.

Но, к сожалению, этой любви не суждено стать вечной. Мимолетная связь с Болконским дала почву для развития чувств к Пьеру Безухову. Молодой граф был советником и лучшим другом князя Андрея. Наташа также обратилась к Безухову за помощью. После смерти князя.

Дружба между графом и графиней превратилась во что-то большее – в союз, подобный браку. Если наблюдать за героями на протяжении всего романа, можно увидеть их сходство в их взглядах на жизнь, они понимали друг друга, можно сказать, что Наташа и Пьер были родственными душами.

Читайте также:  Почему человек разочаровывается в своей мечте?

На примере своих героев Лев Толстой показал, что такое настоящая любовь, как важно взаимопонимание между мужчиной и женщиной.

Другая, не менее важная проблема – проблема патриотизма. Патриот – это человек, преданный своей Родине, своему государству. Андрей Болконский и Пьер Безухов – два главных героя, которые по-разному защищали Россию. Князь Андрей неоднократно проявлял себя в боях, доказывая свою любовь к Родине.

В качестве примера можно привести, что испуганная армия солдат бросилась на отступление. Преодолевая страх, Андрей со знаменем в руках бросился в атаку, что придало уверенность солдатам. Разве это не проявление патриотизма? Военная служба Болконского была богата, защищая честь своей страны, Андрей умер.

Пьер Безухов не был вовлечен в боевые действия, и все его попытки извлечь выгоду на поле боя увенчались неудачей. Но разве только так модно быть полезным лагерю? Нет, понимая, что Толстой дает своему герою не только жизнь, но и верную спутницу. Во время войны 1812 года Пьер участвует в благотворительности.

А после этого, в декабре 1825 года, он защищает права народа. Разве это не патриотизм? Несмотря на свою беспомощность во время войны, Пьер вносит значительный вклад в развитие государства. Он заботится не только о чести своей страны, он заботится прежде всего о ее народе (строит школы).

На примере этих двух совершенно противоположных героев Лев Николаевич показал, что у России есть свои защитники, не одержимые славой и властью. 

Роман Льва Николаевича “Война и мир” является огромным и бесценным сокровищем в русской литературе. Он отражает как историю России, так и нравы высокого мира, развитие самого государства и его народа.

Проблематика жанра Война и мир

Проблема жанра. “Война и мир” – произведение, уникальное не только для русской, но и для мировой литературы, прежде всего с точки зрения его жанра.

Еще современники писателя отметили сложность и проблематику жанровой природы произведения “Войны и мира”. Н. Страхов увидел в этом произведении семейную хронику. И. Тургенев подчеркивал, что в нем соединились черты эпопеи, исторического романа и очерка нравов. “Войну и мир” сравнивали то с “Пармской обителью” Стендаля, то с “Отверженными” В. Гюго, то с романами В. Скотта. Но толстовское произведение превосходило любое из них по широте охвата действительности проблематике. Сам автор затруднялся определение жанра своего произведения. В 1865 году он отмечал, что будущий роман – это “картина искусных нравов, созданная на основе исторических событий”, а позже указывал, что “Война и мир” – “это вовсе не роман, еще менее хроника исторических событий, еще меньше это поэма”. Писатель назвал свое произведение просто книгой, как Библия, где соединено множество разнопланового материала. Толстой признавал влияние эпической традиции на свое творение: как в “Илиаде”, отдано предпочтение общественной жизни над частной, личной. С народным эпосом и героической поэмой “Войну и мир” роднит тема народного подвига в войне 1812 года.

Хотя действие в “Войне и мире” развивается по романным законам, произведение выходит за рамки любого романа: здесь нет главного героя, нет общей завязки и развязки повествования, интрига играет далеко не главную роль, нельзя в строгом смысле говорить о завершённости произведения (эпилог может выступать началом для следующего романа). В произведении Толстого есть черты нравоописательного, социально-психологического, философского, романа воспитания и это все усложняет определение жанра произведения.

Хотя истории писатель уделяет огромное внимание (ей посвящены 186 глав из 333), выводит на страницах произведения и императоров (Александр І, Наполеон, Карл XII, Фридрих Прусский), и их полководцев (Кутузов, Мюрат, Даву), подробно описывает несколько битв, наконец, создает собственную концепцию истории, “Война и мир” не укладывается не в какие рамки исторического романа. История здесь не фон, а полноправный объект изображения, как и любой из героев романа. В произведении Толстого иногда трудно провести границу между историческим событием и эпизодом из личной жизни героев.

Бесспорным является и тот факт, что в “Войне и мире” есть черты семейной хроники. Толстой подробно рассказывает о семьях персонажей изображенных в его романе. Но их описанием произведение не исчерпывается. Вообщем семейная хроника тоже своего рода является проблематикой жанра “Войны и мира”.

В XX веке большинство исследователей относили “Войну и мир” к эпопее, отмечая объем произведения и проблемно-тематическую энциклопедичность. Действительно объем “Война и мир” довольно внушительных размеров не только для своего времени, но и для сегодняшнего.

"Война и мир" Л.Н. Толстого: замысел, проблематика, композиция, система образов

Определение 1

Эпопея – это крупное произведение, в котором повествуется о значительных исторических событиях.

Замысел романа Л.Н. Толстого «Война и мир» восходит к произведению «Декабристы», над которым писатель начал работать в 1856 году. Героем этого романа должен был быть декабрист, который вместе с семьей возвращается из ссылки. Временные границы романа постепенно расширились. Писатель углубился в историю русского общества, и в конечном счете, повествование в произведении началось с 1805 года.

Толстой планировал провести героев произведения через исторические события 1805 – 1856 гг.

Роман «Война и мир» им был задуман только как часть еще более масштабного произведения, который охватывает несколько эпох русской истории. Однако этот грандиозный замысел в полном виде не был осуществлен.

Писателю пришлось сократить временные границы. В конечном итоге, повествование охватывает период с 1805 по 1820 гг.

В работе над произведением Толстой использовал исторические материалы. В романе отражены и семейные предания. Известно, что прототипом княжны Марьи была мать Толстого, урожденная княжна Волконская.

Наташе присущи черты молодой жены писателя и ее сестры. Но при этом образ Наташи писателем представляется как идеал, пример для подражания для всех, в том числе и для жены Толстого, Софьи Андреевны.

В романе писатель поднимает широкий круг проблем.

Историческая проблематика:

  • Причины военных неудач в 1805-1806 гг.;
  • Роль отдельных личностей в истории на примере Кутузова и Наполеона;
  • Картины партизанской войны;
  • Роль русского народа в исходе Отечественной войны 1812 года.

Кроме исторических проблем, в романе писатель раскрывает актуальные вопросы 1860-х гг.:

  • Роль дворянства в государстве;
  • Эмансипация женщин;
  • Вопрос о личности истинного гражданина России.

Поэтому в произведении отражены самые значительные явления общественной и политической жизни России, различные идейные течения (зарождение декабристского движения, законодательная деятельность Сперанского, масонство).

Композиция романа «Война и мир»

Важнейшей особенностью романа-эпопеи Л.Н. Толстого является сложная многоуровневая композиция. Каждый том, каждая часть и все произведение в целом имеют свою кульминацию и развязку.

В романе несколько сюжетных линий, и все они тесно переплетаются.

Свободно переходя от одних персонажей к другим и от частных судеб к крупным историческим событиям, Толстой прибегает к чередованию общих и крупных планов, портретных зарисовок и массовых сцен.

Основу построения романа составляет многоплановое противопоставление, которое наблюдается и в названии, и в соотношении эпизодов, и в последовательности частей и томов, и в группировке образов.

В романе фальшивая жизнь высшего света противопоставляется естественной жизни (салон Шерер и дом Ростовых). Полной противоположностью являются и отдельные герои (например, Наташа Ростова и Элен Курагина, Наполеон и Кутузов, княжна Марья Болконская и Жюли Карагина, и т.

д.) и исторические события (Бородинская битва и Аустерлицкое сражение).

Толстой в окончательной версии романа выделил четыре тома и эпилог. В первом томе описывается война 1805 года. Эта война чужда русскому народу, а главным героям свойственны честолюбие и тщеславные мечты (например, Пьер Безухов преклоняется перед Наполеоном, Андрей Болконский мечтает «о своем Тулоне»).

Во втором томе герои оказываются в жизненном тупике, и основное внимание автора приковано к мирной семейной жизни. Третий том посвящен Отечественной войне 1812 года. В четвертом томе вместе с прозрением главных героев наступит мир. В третьем и четвертом томах Толстой больше изображает простой народ и собственно исторические эпизоды, значительно увеличивается объем философских раздумий.

В Эпилоге описывается дальнейшая судьба героев, а также излагается концепция истории.

Система образов романа «Война и мир»

Замечание 1

В характеристике образов романа Толстого первичными являются два критерия:

  • отношение персонажа к Родине и к русскому народу;
  • моральное состояние персонажа.

Произведение начинается с изображения салона Анны Павловны Шерер. В светском обществе царят лицемерие и ложь. Постоянные посетители салона описаны автором сатирически. Круг интересов этих людей – придворные сплетни, интриги, беседы о карьере и деньгах.

Воплощением эгоистической жизни аристократии стали образы Курагиных. Василий Курагин пытается выдать дочь замуж за Пьера Безухова. Элен Курагин – красивая, но бездушная кокетка.

А своего сына Анатоля Курагина, «беспутного дурака», Василий пытается женить на богатой Марье Болконской.

Толстой иронически изобразил князя Друбецкого, считавшегося человеком больших возможностей. Это волевой, умный, активный человек. Однако постепенно Толстой раскрывает его холодное корыстолюбие, проявляющееся в тот момент, когда он достигает цели – богатства, женившись на Жюли Карагиной.

Иронические мотивы присутствуют и в изображении Берга. Полковник, отсиживаясь в штабе, получил немало наград. Приехав в Москву, он рассказывает графу Ростову о доблести российской армии. Однако Берг обеспокоен не судьбой страны, а личными корыстными интересами.

Также автор развенчивает государственную администрацию, изображая сатирически Аракчеева и Ростопчина.

Совершенно иначе Толстой изобразил близкое к народу провинциальное дворянство.

В Ростовых писатель ценит простоту, любовь, уважение друг к другу, жизнерадостность, гостеприимство, хорошее отношение к крестьянам.

Николай Ростов, женившись на княжне Марье, стал внимательным хозяином, заботящимся о жизни простых людей. Но при этом Толстой нисколько не приукрашивает жестокость крепостного хозяйства помещиков.

Семью Болконских Толстой изображает с глубокой симпатией. Старший князь Болконский – властный, упертый, гордый, независимый человек, который не преклоняется ни перед кем.

Он честный, образованный человек с тяжелой судьбой. Князь воспитал двух достойных детей – дочь, княжну Марью, и сына Андрея. Андрей Болконский пытается найти смысл жизни.

Ростовы, Болконские, Пьер Безухов в романе противопоставляются автором столичной аристократии.

Ссылка на основную публикацию