Смысл песни Егора Летова «Евангелие»

Сегодня — 55 лет со дня рождения омского музыканта

Сегодня исполнилось бы 55 лет знаменитому омскому музыканту, человеку и аэродрому Егору Летову. В прошлом году мы вспоминали, каким был лидер «Гражданской обороны», подобрав 15 необычных фактов из его жизни. Но для юбилея это было бы слишком просто, поэтому мы повысили уровень сложности. Сегодня мы сосредоточимся на героях песен Егора Летова. Мы предлагаем вам догадаться, как в своём творчестве музыкант отзывался об известных политических деятелях, о своих коллегах по цеху и о других исторических личностях. Какие из этих строчек принадлежат Летову, а какие — другим музыкантам? Давайте разбираться!

Летов был бунтарём, который активно боролся с советской властью, а затем точно так же активно выступал против сменившей её демократии. И, конечно, в своих текстах он не мог пройти мимо коммунистических лидеров.

Начнём с великого советского вождя Владимира Ленина. Как думаете, какие из этих строк написал Егор Летов?

Смысл песни Егора Летова «Евангелие»

  • «Один лишь дедушка Ленин хороший был вождь» Вот такой подарочек в первом вопросе — все ответы правильные! Ну, а не узнать композицию «Всё идёт по плану» — попросту преступление
  • «Ленин — это шуточки, которыми нас травят, / Ленин — это пряники, которыми нас манят» Вот такой подарочек в первом вопросе — все ответы правильные! Тут всё до банального просто, песня называется «Песня о Ленине»
  • «Ленин горит, / Небо горит, / Ленин говорит, / Скоро всё заговорит» Вот такой подарочек в первом вопросе — все ответы правильные! Здесь задачка посложнее, но фанаты Егора Летова без труда вычислили «Песню радости и счастья (беспредельного житья)»

Теперь поговорим о главном коммунисте Северной Кореи — Ким Ир Сене. Вот тут будет тяжеловато, потому что не пойдёт по плану. Скажите, какая из этих строчек принадлежит Летову?

Смысл песни Егора Летова «Евангелие»

  • «Над Северной Кореей вечная весна. / Ким Ир Сена имя будет в веках» Ну что вы, какой Летов? Это корейская художественная труппа «Мансудэ» посвятила песню своему полководцу, а вот вторая цитата — верная
  • «Любимый вождь товарищ Ким Ир Сен несёт Корею / К неведомому счастью неземного коммунизма» Ого, вы узнали его из тысячи! Да, это песня «Гражданской обороны» — «Паломники в Корею»
  • «Перечитай красный цитатник Великого Кормчего. / Перечитай идею Чучхе, Ким Ир Сена премудрого» Тут вы перемудрили, это группа «Оргия праведников» с песней «Перечитай». Перечитайте тексты Летова, тогда вы без труда поймёте, что верная цитата — под номером два

Вот мы и добрались до вестника перестройки — Михаила Горбачёва. Что же о нём писал Егор Летов?

Смысл песни Егора Летова «Евангелие»

  • «Мне запрещает любить госплан, / Мне запрещает любить госстрой. / Накажи их, товарищ Горбачёв! / Накажи их, отец родной!» В точку! Песня, как обычно, называется бесхитростно просто — «Товарищ Горбачёв»
  • «Ну, как ты нам в глаза глядел, Мишаня, / Из-под своих бессовестных очков» Странно, что вы не вычислили здесь блатной шансон. Это группа «Лесоповал» и песня «Мишаня», а правильным был первый вариант
  • «Господин президент, почему ваш оппонент — / Преступник Горбачёв — от вас по левое плечо на съезде?» Нет, эти смелые строчки принадлежат Игорю Талькову и взяты из его последней песни «Господин президент». Правильным же был первый вариант

Помимо политических деятелей Летов пел и о своих коллегах-музыкантах.

Лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков настолько весомая фигура в российской музыке, что ему посвящают целые песни. А что о нём написал Егор Летов?

Смысл песни Егора Летова «Евангелие»

  • «Плюю в лицо слуге по имени Народ, / Мне нравится БГ, а не наоборот» Вы не узнали «Палату № 6» Александра Башлачёва? Примите наши соболезнования, а здесь надо было нажать на третий вариант
  • «Кто-то думал: “Я как Гребенщиков, / Я даже круче умею петь!”» Бог с вами, это же песня «Право на выбор» Гарика Сукачёва. Здесь правильным был третий вариант
  • «Если б я мог выбирать себя, я был бы Гребенщиков» Егор Летов не мог выбирать себя, зато вы выбрали правильный ответ! Это строчка из песни «КБГ — рок»

Одна из строчек прошлого вопроса принадлежала музыканту Александру Башлачёву, поэтому, раз уж мы заговорили о нём, пора разобраться, какие слова посвятил ему наш герой

Смысл песни Егора Летова «Евангелие»

  • «И вижу тени — Башлачёв и Пушкин / Ждут третьего на меченом снегу» Оригинально, но это не Летов. Это группа «Зимовье зверей» и песня «Контрабандист», а за правильным вариантом обращайтесь в окошко номер два
  • «Как рвалась и плавилась последняя рубашка, / Как и что обрёл-обнял летящий Башлачёв?» Это знает ваша свобода, это знает ваше поражение, это знает ваше торжество! Песня «Свобода», и вы восхитительны!
  • «На моей стене два фото — Башлачёва и “Битлов”» Два фото были на стене Сергея Чигракова, лидера группы «Чиж и Ко», в его песне «Предрассветная политика». А правильный ответ — под цифрой два

Как вы знаете, Егор Летов — «крёстный отец» русского панк-рока. Поэтому в своём творчестве он не мог не упомянуть западных коллег по цеху, например, басиста Sex Pistols Сида Вишеса, который скончался в 21 год. Что же сказал Летов о своём брате по оружию?

  • «Сид Вишес умер у тебя на глазах, / А ты остался таким же, как был» Конечно же! Любимая многими песня «Харакири»
  • «Но мы с тобою будем вместе, / Как Сид и Нэнси, Сид и Нэнси» Вернули свой 2007-й? Это группа Lumen и их хит «Сид и Нэнси», а строчка Летова спряталась в первом варианте
  • «Дурак Сид Вишес всё принял всерьёз! / Он тоже всё принял всерьёз!» Поклонники «Бригадного подряда» неодобрительно грозят вам пальцем, потому что это песня «Всерьёз» от питерских панков. А строчка Летова — в первом варианте

Почему бы не упомянуть в своём творчестве о себе любимом? Какие строчки про «Гражданскую оборону» принадлежат Егору Летову?

  • «Я Егорка Летов, / Мой фан — Киркоров и запись рэпа» Прикалываетесь, что ли? Рэпер Слава КПСС, конечно, перепевал пару сочинений Летова, но это не превращает его в омского музыканта. Кстати, трек так и называется — «Егор Летов», а правильный вариант — второй
  • «Даже пальто, се ля ви пуркуа, может, Г.О.» Вы наверняка помните, что сказала клалафуда в этой абсурдной песне «Детский доктор сказал: “Ништяк”»
  • «Он не жалеет ни о чём, он держит дома шесть альбомов “ГО” и пять альбомов БГ» Нет, это «Чиж и Ко» с песней «Такие дела». А правильный ответ на второй строчке
Читайте также:  Краткое содержание рассказа «Крыжовник» для читательского дневника (А. П. Чехов)

А что же Егор Летов спел ещё об одном не менее знаменитом российском рок-музыканте, Викторе Цое? Подумайте хорошенько, в этом вопросе мы специально заготовили подвох

  • «Пьяный мат алкашей у забора, на котором лицо / И надпись “Ты всегда с нами, Цой”» Слишком лирично, не находите? Это Александр Розенбаум и его «Посмертная записка», а строчек Летова в этом вопросе нет
  • «Уйду и я таинственным гонцом / Туда, куда ушёл, ушёл от нас внезапно / Поэт и композитор Виктор Цой» Не много ли пафоса? Это песня Игоря Талькова «Памяти Виктора Цоя», а строчек Летова здесь нет
  • «Их территория помечена, отравлен водопой, / Если ты туда полезешь, то закончишь, как Цой» Поклонники «Бригадного подряда» неодобрительно грозят вам пальцем — вы перепутали песню «Попса» с творчеством Летова. На самом деле в этом вопросе ему не принадлежит ни одной строчки
  • Могли бы придумать подвох посложнее, здесь нет строчек Летова Да, мы не придумали подвох посложнее, здесь нет строчек Летова

Ну и, конечно, в творчестве начитанного и образованного музыканта присутствовали и библейские мотивы.

«В белом венчике из роз / Впереди — Иисус Христос». Так говорил Александр Блок, а как говорил Егор Летов?

  • «Мне снилось, что Христос воскрес и жив, как я и ты, / Идёт, несёт незримый вес, а на руках бинты» Вообще это Nautilus Pompilius с песней «Христос», а Егор Летов на третьей строчке
  • «Я верю в Иисуса Христа, я верю в Гаутаму Будду, / Я верю в пророка Мухаммеда, я верю в Кришну, я верю в Гаруду» Не много ли для одного Летова? На самом деле нет, но это всё равно песня «Я верю» группы «Ляпис Трубецкой», а правильный вариант — на третьей строке
  • «Зоркие окна… / Кто согреет зоркие окна? / Пожалей беззвучными словами / Своего оловянного Христа» Правильно! Это Егор Летов и его песня «Евангелие»

Последний вопрос для вас на сегодня. А где же строчка Егора Летова об Иуде?

  • «Но Иуда будет в раю, / Иуда будет в раю, / Иуда будет со мной» Всё правильно! Отгадаете название? Ладно, скажем: «Иуда будет в раю»
  • «Кто из вас выдаст меня, / Кто-то заложит меня, / Остыть не успеет косой, / Целую тебя, Иуда» Слушаете запрещёнку, товарищ! Клип рэпера Хаски на трек «Иуда» заблокирован на YouTube, и — да, это не Летов, вам строчкой выше
  • «Прямо передо мною тихо идёт Иуда — маленький, одинокий, старый человек» Это песня дуэта «ВерЛен» на стихи Александра Радковского, а строчка Летова — первая

Темы: Регионы, Музыка

Как играть Евангелие от Егора Летова (Гражданская оборона): аккорды, текст, табы

Оглавление

  • 1 Вступление
  • 2 Аккорды
  • 3 Бой
  • 4 Текст

Видео песни:

Итак, берите в руки свою шестиструнную подругу. Мы начинаем!

Внимание! Если вы хотите играть на гитаре синхронно с треком (в той же тональности), настройте её на полтона ниже (1 струна — Eb).

Вступление

  • В нотах/табах расписана гитарная партия вступления, практически так, как она звучит в оригинальной записи (вариант аудиодорожки из видео).
  • Состоит из повторов аккордовой последовательности первой части песни: Bm / D / Em / F# /
  • Но в каждом квадрате есть свои вариации: штрихи, паузы, удары по приглушенным струнам.
  • Удары по открытым струнам (по одной или двум, например, второй и третьей) играются во время перехода с одного аккорда на другой.

Совет! Вступление можно сыграть «нота в ноту» (как написано в табах) или же взять какие-то отдельные элементы из него и сделать собственный вариант. Например, сыграть боем и сделать ритмические рисунки по приглушенным струнам в завершении квадратов. У Летова есть различные версии исполнения этой песни (как группой, так и под одну гитару).

Аккорды

Ну что ж, самое время рассмотреть аккомпанемент для вокала. Аппликатуры взяты из этой версии исполнения темы Летовым:

Bm (си минор) — без баррэ; басовые струны приглушаются большим пальцем (см. фото).

Примечание. Если неудобно размещать большой палец на линии баррэ, его можно смещать на лад вперёд. Например, в Bm — со второго лада на третий. Особой разницы в звучании не будет, так как выполняется глушение басовых струн.

  1. D (ре мажор) — также аппликатура с большим пальцем на основе баррэ ре мажор в V позиции.

Em (ми минор) — «нулевая» позиция с открытыми струнами, но играется третьим и четвёртым пальцем. Такая пальцовка была использована видимо для удобства перехода на последующий F#.

F# (фа диез мажор) — большим пальцем (обозначен в гитарной сетке буквой «T») нужно зажать шестую струну (в этой аппликатуре она звучит). В остальном расположение пальцев, как и на баррэ F# (II позиция). Первый палец прижимает 1 и 2 струны.

  • C (до мажор) — схожая аппликатура с D (ре мажор), но на 3 ладу.

F#7 (фа диез доминантсептаккорд) — это финальный аккорд (в акустической версии — первое видео в статье). Его отличие от выше рассмотренного F# только лишь в том, что первая струна открытая. Звук E в данном случае — септима (добавочная ступень) аккорда.

  1. Если вы только начинаете изучать приём баррэ на гитаре, рекомендуем прочесть эту статью.

Бой

Ритм довольно простой:

  • На каждый аккорд четыре удара — три вниз и один вверх.
  • Первые два удара — относительно сильные.
  • Третий — акцентированный (сильный), в табах отмечен.
  • Четвёртый — удар медиатором вверх.

В табах бой и аккорды песни Евангелие Егора Летова (первая часть куплета):

Примечание. На слова «Задуши послушными руками… » по одному удару вниз на каждый аккорд.

Текст

После каждого куплета проигрыш (напев по квадрату — Bm/ D/ Em/ F#; квадрат играется 2 раза).

Теперь вы знаете, как играть Евангелие от Егора. Успехов вам в разучивании этой песни!

Удивительно, но Егора Летова считали и считают «своим» многие думающие православные миряне и даже священники

Александр Храмов

Опубликовано на портале Credo.ru 21.02.08

http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=726

  • «Несомненно, ибо невозможно».
  • Памяти Егора Летова.
  • Смерть.

Я попытаюсь сказать о возможном христианском опыте понимания творчества и личности Егора Летова. Вопрос об этом отнюдь не случаен. Ведь Егора Летова считали и считают «своим» многие думающие православные миряне и даже священники (из первых, что пришли в голову, могу назвать о. Димитрия Карпенко, о. Алексия Секова).

Но  Летов никогда не включал в свои песни строк о православии и вере в Бога, он не звал на свои концерты проповедовать православных батюшек, как это делает Кинчев. Он не демонстрировал  веры, да и не держал веры  в душе, пусть и «потаенно». Егора Летова никак нельзя назвать верующим  в традиционном смысле этого слова.

Читайте также:  Верность — это не чувство, это решение

Но тем не менее что-то тянуло и тянет христиан к нему.

Думаю, это связано с тем, что мир Летова, несмотря на всё выше сказанное, существует прежде всего в христианских координатах. Образы его песен соответствуют христианскому мироощущению. Едва ли сам Летов был христианином,  но пространство его текстов совпадает со значительным участком христианской вселенной. Собственно, о топографии этого участка я и попытаюсь сказать несколько слов.

Мало кто из поэтов так глубоко прочувствовал и сумел выразить христианское понимание греха, как это сделал Летов. Грех – это не столько проступок или нарушение той или иной заповеди, сколько состояние мира в целом.

Между миром, вышедшим из рук Божьих, и миром, в который вошел грех и который «лежит в лукавом», по слову апостола, существует принципиальная разница.

Собственно, это разница и составляет аксиому христианского мировоззрения: если бы греховное искажение мира было бы не столь радикальным, то не понадобилось и столь радикальное средство, как Боговоплощение. Если бы мир не был бы столь искажен грехом, в нем не распяли бы его Творца.

Одно из ключевых мест в пространстве греховного мира занимает смерть.

Опять же, смерть в христианском понимании – это не столько единичное событие, обрывающее человеческую жизнь, сколько реальность, перманентно присутствующая в греховном мире.

В каком-то смысле мы все уже мертвы до своей физической смерти. «Оставьте мертвым хоронить своих мертвецов» – так выразил это Спаситель. «Вы все так боитесь умереть, но вы все уже давно сдохли!» – пел Летов.

В текстах Летова смерть фигурирует очень часто: но в большинстве случаев говорится о смерти не как о точке на линии жизненного пути, а как о мировой реальности, причем физическая смерть является далеко не самым важным ее проявлением. В самом деле, какое значение имеет то, что ты умрешь, раз ты уже умер, раз ты – «живой мертвец». «А труп гуляет по земле, гордо, шуршит газетой, лазит в Интернет», как пел Летов в своем последнем альбоме.

Пожалуй, один из наиболее сильных текстов Летова – это песня «Как в мясной избушке умирала душа / как в мясистой хатке догнивала душонка». Летовым понята и расписана физиология этого умирания, вся его вонь и тошнота, все боли, сопровождающие его.

Летов прочувствовал все судороги, все пульсации умирающей души.

«И домики падали то вверх то вниз/ вверх – вниз / вверх – вниз…» И вот итог, диагноз, заключение: «Пластмассовый танк объявил войнушку пластилиновой вселенной / блудный сынишка ушел навсегда / не успел вернуться / не смог возвернуться / слишком далеко зашел / заблудил / заплутал».

Разве так не может оканчиваться евангельская история о блудном сыне? Нет, слишком часто она так и заканчивается: «блудный сынишка не смог вернуться». Вот и всё. Не встретил, не нашел человек Бога.

И поразительной силы словами Летов завершает свой рассказ об этом «блудном сынишке»: «На рассвете кто-то в окно постучал / Тихо-тихо / Никто не услышал / Никто не открыл». Всё, умерла в «мясной избушке» душа. Некому открывать.

Стук Божий в наше сердце остался без ответа.

Но всегда у самого нераскаянного грешника, убийцы, блудного сына, который заплутал в пространствах греховного мира, умер духовно, остается надежда. «В каждом теле – труп, в каждом трупе – бог», пел Летов. Труп – это душа, умершая в теле, «мясистой хатке».

Но и  в таком «трупе» есть неотчуждаемые образ и подобие Божьи. Даже на последних стадиях деградации человека в его глубинах остается запечатленным неповторимое личностное начало и сохраняется последний запас нерастраченной свободы, делающий возможным обращение к Богу.

«Из глубины воззвал к Тебе, Господи», по словам псалмопевца.

Но в пространстве Летова нет самого этого «вопля к Богу», нет отчаянного «обращения из глубин». Блудный сын в его текстах никогда не возвращается, хотя сама возможность этого возвращения остается. Но не думаю, что это стоит ставить Летову в упрек.

Опыт самого обращения к Богу – вещь настолько интимная и исходящая из самых недосягаемых глубин личности, что его просто нельзя описать в форме художественного произведения, всегда являющегося объективированным продуктом (как говорил Бердяев). Вспомним хотя бы про Достоевского. Вся психология падения у Раскольникова им описана досконально.

А обращение к Богу дано как схема (и не очень убедительная) на последних страницах романа.

 Тоталитаризм.

Распространен миф о якобы «политизированности» музыки Летова, обусловленный главным образом активностью самого Летова в постперестроечных политических движениях. Но Егор Летов ни как личность, ни тем более как поэт никогда не был «политизирован».

Его борьба с Советским Строем, а затем и уход в маргинальные движения девяностых имеют метафизические мотивы. Летов никогда не боролся с советской системой как с политическим строем.

Он видел в ней воплощение Системы мировой, мирового тоталитаризма, лишь одно из проявлений которого находится в политическом измерении.

«Для меня все мною используемые тоталитарные категории и реалии есть образы, символы вечного, метафизического тоталитаризма, заложенного в самой сути любой группировки, любого ареала, любого сообщества, а также в самом миропорядке», как сказал Летов в каком-то из своих интервью.

Как видим, структура образа «тоталитаризма», «Системы» в текстах Летова аналогична структуре образа «смерти». И тоталитаризм же (наряду со смертью) – это еще одно измерение греховного мира, каким его понимает христианство. Этот мир репрессивен в самых своих основах.

Любое отступление от мировых законов карается. Вот женщина мыла окно, оступилась, упала вниз. А она мать, жена. Но закону свободного падения тела всё равно: он не сделает для нее исключения. Перед физическим законом все равны: и падающий камень, и падающий человек.

В этой «универсальности», неумолимости и явлен мировой тоталитаризм. А как биологические существа мы подвержены ему еще сильнее.

Как пел Летов:  «Тоталитаризм, тоталитаризм / Мы все выделяем желудочный сок / Красные дни, тотальное время /Тоталитаризм, тоталитаризм /Мы все одобряем тотальный рефлекс».

«Тотальный рефлекс» не ведает исключений, для Системы все равны, являются безликими номерами, объектами для манипулирования, винтиками. Поэтому Система принципиально антиперсоналистична, враждебна по отношению к единичному человеку.

Если Бог ищет единственную «заблудшую овцу», то греховному миру глубоко безразлична судьба отдельного, маленького человека.

Да, человек всегда исчезающее мал и ничтожен перед Системой: вот принцип любого тоталитаризма, советского или вселенского.

Читайте также:  К правильной цели может привести только правильный путь

И тут остается всего два выбора: либо встать на сторону Системы, либо на сторону личности, хотя, по всем законам Системы, она не может не проиграть, ибо, как только она восстанет против мирового тоталитаризма, она будет неминуемо раздавлена.

Летов встал на сторону личности. «Я человек, свято и отчаянно верующий в чудо. В чудо неизбежной и несомненнейшей победы безногого солдата, ползущего на танки с голыми руками. В чудо победы богомола, угрожающе топорщащего крылышки навстречу надвигающемуся на него поезду.

Раздирающее чудо, которое может и должен сотворить хоть единожды в жизни каждый отчаявшийся, каждый недобитый, каждый маленький». Летов верит в невозможную победу. Но то, что невозможно для человека, возможно для Бога, писал апостол. Собственно, только Бог может придти на помощь безногому солдату.

Из мира, который подчинен Системе, ему неоткуда ждать помощи.

Не знаю, читал ли Егор Летов Льва Шестова, думаю, что читал. Но в любом случае они чрезвычайно мировоззренчески близки.

Вера в победу «малых сих», «нищих духом», немыслимую для мира, но возможную для Бога – вот что лежит в основании христианства и что с равной силой выразил Летов в поэзии, а Лев Шестов – в философии.

Еще из интервью Летова: «Это очень здорово, вечно и вздорно сигануть выше крыши, вытащить себя за шиворот из болота, как Мюнхгаузен, понять то, чего нельзя понять, обрести неподдающееся обретению, сочинить то, что нельзя сочинить, позволить себе непозволительное».

Но разве не это имел в виду Тертуллиан, писавший: «Сын Божий распят – это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий – это совершенно достоверно, ибо нелепо; и погребенный, воскрес – это несомненно, ибо невозможно»?

Летов никогда не хотел становиться на сторону победивших, он хотел быть вместе с потерпевшими поражение.  Поэтому не стоит удивляться его «политическим» метаморфозам: они никогда не были политическими по сути своей.

Когда Летов видел, что сила на стороне Советского Строя, он был против советского режима.

Когда он увидел, что сила на стороне Ельцина, когда увидел, как избивали дубинками и расстреливали в октябре 1993 года тех, кто сочувствовал коммунистам, он влился в ряды «красно-коричневых». Но никакой национализм, квасной патриотизм, прохановщина не прилипали к нему.

Он был воистину «снаружи всех измерений». Он был с НБП, с Лимоновым и Дугиным лишь потому, что видел, что эта затея обречена на поражение. Нет ничего более чуждого Летову, чем желание «захватить власть», то есть сделаться частью Системы.

Я сказал, что Летов не «взывал из глубины». Но его вера в чудо, в полную победу в условиях полного поражения соответствует христианскому пониманию спасения. «Блудный сынишка» возвращается домой, несмотря на то, что не мог вернуться. Человек спасается, несмотря на то, что не может быть спасен. Божьим чудом, Божьей благодатью.

Летов не вошел в эту дверь, но стоял перед ней. Видел, что она открыта. Верил, что  возможно чудо в Системе мирового тоталитаризма, такой универсальной и потому отвергающей всякое чудо. Верил в открытую дверь, хотя все двери по всем законам должны быть закрыты.

  «Я сподобился ощутить суровый, зловещий и праздничный сквознячок из чуть приотворенной двери, лучик из дверного глазка. Для меня единственно важное из всего, что происходи со мной и вокруг меня – эта вот открытая дверь, постоянное ожидающее присутствие истинного, родного начала, существующего параллельно всей этой дешевой бутафории».

Вошел ли Летов в эту дверь? «Воззвал ли из глубины?» Это ведомо только Богу.

Борьба с Богом.

Но говоря о христианском понимании пространства Летова нельзя умолчать и о его богоборчестве. Разве можно игнорировать его песню «Евангелие», такую красивую и страшную одновременно? В которой поется: «Круглое небо. /Кто накажет круглое небо?.. /Задуши послушными руками /Своего непослушного Христа».

Страшные слова. Или из того же альбома: «В начале было слово – все слова п***ж!» Признаюсь, когда я впервые купил кассету с альбомом «Сто лет одиночества», я не смог ее слушать. Я не смог держать ее в доме. Я просто взял и выкинул ее в форточку.

Настолько сильный богоборческий заряд в ней был заложен, как мне казалось.

Но ведь богоборчество, в отличие от обыкновенного атеизма, предполагает со стороны богоборца признание бытия Божьего. Даже если Бог – твой противник, то Он всё равно представлен в твоей жизни. Он реален, пусть даже как Тот, с Кем ты борешься. Вспомним про борьбу Иакова с Богом. Кто знает, какая эта была борьба… Но едва ли она напоминала что-то благочестивое.

Борьба с Богом, Его отторжение могут быть эпизодом в отношениях человека с Господом. Но уж точно это означает, что Бог для человека «существует всерьез», что Бог не безразличен,  раз человек готов бросить Ему вызов.

Думаю, именно это имел в виду Лютер, когда писал: «богохульство звучит иной раз приятнее для слуха Божьего, чем даже Аллилуйя или какое хотите торжественное славословие. И чем ужаснее и отвратительнее богохульство, тем приятнее Богу».

Может быть, стоит вспомнить эти слова Лютера, скажем, применительно к пронзительным и отчаянным богохульствам летовского «Евангелия»?..

Если богоборцем на определенных этапах своего творчества Летов был, то атеистом, безразлично отрицающим бытие Божье – едва ли. Но ведь была же песня «Бога нет» (правда, автор слов – Кузя Уо), со словами: «Бога нет/ а ну и хрен с Ним!», казалось бы, апофеоз такого «безразличного» атеизма. И Летов включил ее в альбом.

Но, по-моему, потом он стеснялся ее и, кажется, никогда не исполнял ее на концертах. А когда его попросили прокомментировать эту песню, он рассказал достаточно брутальную (думаю, им же и выдуманную) историю ее создания:  дескать, Кузя Уо сидел в туалете и со скуки набросал эту песню на туалетной бумаге. И относится к ней надо соответствующе…

Летов, ведший беспорядочную жизнь, бешено пивший, который на вопрос «верите ли вы в Бога» мог ответить: «да, наверно, Там есть что-то такое», короче, по всем параметрам не являющийся христианином и тем не менее создавший в своих песнях неповторимое христианское образное пространство – будет ли он в вечности? Будет ли он спасен? По человеческим меркам – нет. Но то, что невозможно человеку, возможно Богу. «Несомненно, ибо невозможно».

Ссылка на основную публикацию