К правильной цели может привести только правильный путь

Человек по своей природе отличается от животных способностью ставить цели и достигать их. Однако и эта способность не всегда приносит человеку необходимые плоды.

Отчасти это происходит и потому что человек не всегда идёт до конца в достижении своих целей, отчасти потому что цель была поставлена неправильно. Неправильная цель подобна перевернутой карте в руках человека – не только не позволит достичь желаемого, но и отдалит от него.

Так что для нас важен не только процесс достижения цели, но и то, что же такое правильные цели и как их ставить

Правильные цели

Правильные цели – это цели, которые позволяют человеку стать счастливее и достигать блага для себя и окружающих, а также соответствуют его природе и характеру.

Правильные цели — это очень важная тема для многих людей, так как опыт большинства показывает либо неспособность поставить правильные цели, либо обладание неправильными. Неправильные цели, в большинстве, очень похожи друг на друга и носят собой одну единственную цель – чувственное наслаждение.

Чувственное наслаждение само по себе является ненадежным источником счастья, так как не только не оставляет внутри человека что-то хорошее, но и привносит негативные черты характера, унося с собой положительные.

Это очень просто понять, если мы вспомним концепцию семи смертных грехов, в каждом из которых заключено чувственное наслаждение, которое и приводит к падению человека. Правильные цели же, напротив, приносят человеку счастье, которое очень трудно у человека забрать.

Такое счастье будет с человеком не только в момент достижения цели, но и в процессе достижения, и после достижения. Главное — понять разницу между временным наслаждением и внутренним счастьем, они различаются как дом без фундамента и дом с фундаментом. Первое рухнет при малейшем воздействии извне, второе будет стоять крайне долго.

Правильные цели также требуют понимания себя, своих способностей и своей природы. Исходя из своих талантов и сильных сторон, человек способен поставить цель, которой он может добиться не надламывая себя, а наоборот испытывая от этого умиротворение и внутреннее удовольствие, которое только поддержит его на пути стремления к достижению цели.

Если человек ставит себе цель, пусть даже и благую, исходя не из своей природы, его ждут большие трудности и разочарование. Трудно будет имитировать чужие способности и быть заинтересованным в этом, идя против своей природы.

Разочарование же будет не только в цели, но и в самом себе, и жизни в целом. Цель-то может быть и благая, сил приложено много, а результатов нет. Почему? Потому что она была неправильно поставлена или потому что это чужая цель.

Идти по чужому пути опасно

Бхагавад-Гита.

  • По этой причине, первое условие постановки действительно глобальной и правильной цели – понимание себя, своей природы и своего места в жизни.
  • Второе условие – это соответствие цели природе и характеру человека.
  • Если
    цель человека приносит благо другим и
    самому человеку, исходит из понимания
    себя, соответствует природе человека
    и приносит человеку внутреннее счастье,
    такая цель может называться предназначением.

Постановка правильной цели – это не та вещь, которую можно легко достичь с первой же попытки. Для этого понадобятся практика и опыт.

Но одна-единственная правильная цель способна дать огромный вкус и смысл жизни человека, которые будут двигать человека вперед, избавлять его от трудностей и страданий, привносить счастье и ощущение самореализации. Но для этого нужно поставить всего лишь одну правильную цель.

Правильные ориентиры

Также важно, уже походу реализации цели, понять какие внутренние ориентиры двигают человека на этом пути. Человек может совершать одно и то же дело, руководствуясь различными ориентирами. Результат, в конечном счёте, будет разный.

Например, если духовный учитель учит ученика, имея внутренним ориентиром желание помочь и чувство долга – это будет успешное обучение.

Если учитель руководствуется желанием наживы, почёта, оказанием бесплатных услуг – то это приведет к большим проблемам: будут конфликты, споры, ссоры, требования, претензии. В конечном итоге, это все развернется против самого учителя.

Существуют моменты, когда человек, ставя себе цель, имеет внутренним ориентиром желание наслаждаться.

Человек думает, что после достижения определенной цели он получит огромное количество возможностей для наслаждения, удовольствий и так далее. Вернёмся к примеру с учителем и учеником.

Если учитель стремится к наслаждениям, к моменту достижения цели, то он размышляет таким образом: «Я должен сделать своего ученика успешным, чтобы потом наслаждаться его богатством и славой».

Такой подход имеет большой недостаток: человек, встретив трудность, будет соотносить потенциальное наслаждение с реальной, существующей в данный момент трудностью.

Рано или поздно человеку на пути встречается очень большое препятствие, это может быть крах, отсутствие успеха, болезнь, личные проблемы и, соотнося те наслаждения, которые он может получить, с тем как много бед ему приносит его цель, человек будет вынужден отказаться от цели, чтобы избавиться от страданий.

Фокусировка на плодах труда сбивает человека с пути и не дает ему преодолевать цели.

Если человек постоянно смотрит на потенциальный конечный результат своего труда, а не на свой путь – он споткнется или столкнется, по невнимательности, с большой преградой.

Действуя таким образом, человек ограничивает свои возможности для достижения целей. Но если человек не привязан к плодам своего труда, если он больше заботится о том, как идти по своему пути, то он, по сути, более успешен.

Снова вернемся к примеру ученика и учителя. Если учитель стремится наслаждаться плодом своего труда – славой и богатством ученика, он будет крайне нетерпим к его неудачам. Обладая жаждой к плодам, он не будет терпим к постепенному и естественному развитию человека. Напротив, он будет требовать от него больше и больше труда.

Такое давление приведёт к разрушению. Но учитель, который будет движим чувством долга и желанием помочь человеку, будет обладать огромным терпением и спокойствием. Отсутствие стремления к наживе даст возможность достигать целей шаг за шагом. Такой подход будет способствовать постепенному росту цели, и она пробьётся через тернии. Постепенно, шаг за шагом.

Так и достигаются цели.

Ориентиры, в конечном счете, опираются на внутренние качества человека. Если негативных или, говоря на религиозный манер, греховных качеств человека больше – человек будет вынужден чаще сталкиваться с желаниями, страхами и стремлением наслаждаться.

Чем больше положительных или праведных качеств – тем человек будет устойчивее и надежнее идти по своему пути. Правильные цели в этом случае достижимы без каких-то особых и колоссальных препятствий.

Ведь на пути высоких, внутренних целей, на пути предназначения самое главное препятствие внутри самого человека.

Правильные цели

Таким образом, правильные цели нуждаются в понимании себя и обладании правильными внутренними ориентирами. Непонимание себя приводит к постановке недостижимых целей или целей, которые не соотносятся с внутренней природой человека. На протяжении всего пути это будет очень сильно мешать.

Правильные цели должны приносить благо как самому человеку, так и всем живым существам. Правильная цель не может быть эгоцентричной или направленной только на самого человека.

Конечно, на первых этапах предстоит много внутренней работы, которая никак не будет относиться к другим людям, но даже внутренняя работа одного человека приносит благо всему обществу, так как создает более совершенного и в общении, и в деяниях человека.

Большая цель сама по себе является ценной и труднодостижимой, поэтому важно уже на первых этапах подходить к ней ответственно и ставить себе правильные цели. Удачи.

К правильной цели может привести только правильный путь

Аргументы «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

13.09.2021

Список аргументов из литературы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» для итогового сочинения в 2021-2022 учебном году в 11 классе

Дорога – это не только физическое расстояние, которое человек проходит, двигаясь из пункта А в пункт Б, но также путь в метафорическом смысле, означающий накопление знаний и осмысление опыта в процессе жизни.

Жизненный путь похож на странствие или путешествие, ведь во время него тоже нужно преодолевать препятствия, принимать решения и достигать цели, чтобы прийти в конечную точку на маршруте другим человеком, подобно героям классических произведений, которых дорога меняет кардинально.

Маршрут никогда не может быть линейным, он всегда – извилист, иногда – тернист, часто – изобилует внезапными поворотами. Если путь вниз – быстрый и легкий, то дорогу вверх – осилить невозможно без труда, прилежания и самопожертвования. Но ради этого стоит жить, ведь это –  путь к вершине, к себе и к Богу.

В величайшем романе “Война и мир” гений слова и мысли Лев Толстой акцентирует на том, что для человека, благородного сердцем, не существует препятствий.

У каждого из главных героев – Андрея Болконского и Пьера Безухова – своя дорога, свой собственный путь, который они прошли смиренно и с честью, не склонив голову под тяготами судьбы.

Твердость духа и верность своим идеалам позволила обоим героям достигнуть цели, сохранив человеческое достоинство и благородство души.

Князь Андрей, раненый лежа под небом Аустерлица, не потерял веры в жизнь, наоборот, он осознал ее величайшую ценность по сравнению с мимолетностью славы, о которой когда-то мечтал. Ему стали чужды идеи и идеалы, которые он взращивал, восторгаясь кумиром своей юности Наполеоном.

Встретившись с ним лицом к лицу, князь Болконский понял, что все, кроме самой жизни – тлен. Его духовное перерождение не стало конечной точкой его жизненного пути, но подножием вершины, на которую еще предстоит взойти герою.

Читайте также:  Сочинение: Тема Родины в творчестве Ивана Бунина

Судьба Андрея является примером того, что поиск верного пути – долог и труден, но только так можно познать себя и отыскать смысл собственного существования.

В отличие от трагической судьбы князя Андрея Болконского, путь Пьера Безухова заканчивается счастливо, несмотря на многочисленные передряги и препятствия, которые пришлось преодолеть герою, борясь не только с внешними трудностями, но и с самим собой. Честность, самоуважение и доброта позволили ему обрести не только семейное счастье и  место в обществе, но  также покой души.

Герои Толстого с честью прошли свой путь, так же как и Петр Гринев, центральный персонаж “Капитанской дочки” А. С. Пушкина.

Петр был послушен ориентирам, которые дал ему отец, учивший сына беречь честь, защищать слабых и не пресмыкаться перед теми, кто сильнее.

Вера в свои принципы и самоуважение придавали ему сил в самые трудные минуты жизни благодаря чему он не только сумел спасти возлюбленную, создав крепкую семью, но и выполнить долг перед Родиной.

Петр Гринев прошел свой путь, полный суровых испытаний, до конца, и стал только сильнее, приумножив человеческое достоинство. Герой Пушкина укрепился в вере в свои принципы и идеалы, не отступив от них ни на шаг.

Но другому известному персонажу русской литературы пришлось пересмотреть свои взгляды вследствие допущенных ошибок. Речь идет о знаменитом профессоре Преображенском из “Собачьего сердца” М. А. Булгакова.

Следует заметить, что ошибки присущи каждому человеку, и невозможно обойтись без них на дороге жизни, если целью является подлинное становление личности.

В повести Булгакова профессор очеловечивает бродячего пса Шарика, надеясь вырастить уникальную личность, пересадив животному гипофиз недавно умершего человека из низших слоев населения.

В результате успешной операции Шарик действительно превращается в человека, но, к сожалению, вместо чистого листа, Преображенский получает уже готового индивида, в точности копирующего скверный характер донора Клима Чугункина.

Новоиспеченный член общества приносит профессору и его окружению только проблемы, что и побудило Преображенского решиться на обратную операцию.

Для того чтобы зваться человеком недостаточно иметь человеческий облик – вот в чем мораль повести. А также в том, что вмешательство в природу не всегда оправдано, и часто – опасно. Профессор сумел исправить свои ошибки, доказав, что способность ошибаться никак не зависит от возраста и знаний, а является неотъемлемой частью жизненного пути человека.

Если герой Булгакова во время осознал свою ошибку, то Родион Раскольников из романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского совершил то, что невозможно исправить.

Убийство – это не ошибка, а преступление, которое оставляет черный след  в душе человека и накладывает отпечаток на весь его жизненный путь. Убийство невозможно перечеркнуть и  отмотать назад, а можно только искупить раскаянием длиною в жизнь.

Именно это и произошло с бедным студентом Раскольниковым, ищущим доказательств своей теории, о том, что люди делятся на два типа – «обыкновенных» и тех, кто «право имеют». Следуя эгоистичным целям и идеям, их оправдывающим, студент убивает старуху-процентщицу и ее сестру, за что попадает на каторгу.

Но не только физические муки испытывает Раскольников. Спустя время тяжелейшее осознание вины пыткой ляжет на душу героя, и лишь чистейшее раскаяние позволит ему пережить этот страшный период.

Преступление приводит к наказанию, причем не только физическому, но и душевному, погружая жизнь человека во мрак, делая путь непроходимым. В отличие от Родиона Раскольникова, помещик Обломов из одноименного романа И. А. Гончарова не совершил никакого преступления.

Собственно говоря, он вообще ничего не совершил, прожив тусклую, безликую и безрадостную жизнь, которая стала закономерным результатом его безвольности и лени. Обломов – это пример того, что путь нужен для того, чтобы по нему идти. Ведь если на нем стоять, а тем более лежать, то можно получить только бесцельно потраченное время.

Для достижения целей нужны усилия, а лень и потакание своим слабостям приведут к потере себя и деградации личности.

“Человек в футляре” А. П. Чехова похож на Илью Обломова стремлением оградить свою жизнь от любых изменений. При этом эпитет «безвольный» не вполне соответствует главному герою Беликову.

Его следует называть замкнутым и тревожным, так как он стремится прожить жизнь, не вылезая из «футляра» –  его собственного «кокона» из привычек и склонностей, в котором нет места ничему новому.

Впоследствии Беликова загоняет в могилу необходимость готовиться к женитьбе, с которой он так и не смог смириться.

Пример Беликова демонстрирует, что нужно довериться жизни, а не стремиться  контролировать каждое ее мгновение. “Человек в футляре” боялся жить, вот почему не преуспел в этом искусстве.

Для Евгения Онегина, героя одноименного романа в стихах А. С. Пушкина жизненный путь неразрывно связан с поисками себя. Он отказывается плыть по течению, превратившись в одного из бесчисленных прожигателей жизни, такой путь претит ищущей душе героя.

Ради поисков себя Онегин готов отказаться от места в обществе, стать настоящим изгоем. Принес ли ему этот путь счастье – сложно сказать.

Но его идеи и порывы заслуживают уважения, ведь являются отражением пытливого ума, не готового мириться с привычным укладом жизни.

Каждый человек рано или поздно оказывается лицом к лицу с дорогой. Впереди – путь длиною в жизнь, который нужно пройти так, чтобы в конце не пожалеть ни об одном шаге, ведь каждый из них приближает к обретению, познанию и принятию себя.

10 признаков того, что ты выбрал неправильный жизненный путь

Правильный жизненный путь — это когда ты чувствуешь себя комфортно и уверен в правильности своих действий, несмотря на все невзгоды, которые наваливаются на тебя в процессе реализации цели или мечты.

Неправильный жизненный путь — это уже более сложная для понимания вещь, но её можно охарактеризовать дискомфортом и другими отрицательными эмоциями.

Сегодня мы расскажем о нескольких признаках, которые покажут тебе, что ты, скорее всего, двигаешься не в том направлении, и, возможно, стоит изменить свои цели.

1. Твои достижения не приносят тебе удовольствия

Никто не знает, что ждёт его в жизни, и нередко, условно говоря, инженерам приходится работать в пиар-отделах, а менеджерам — заниматься технической работой. Неважно, что ты делаешь, но если ты этим недоволен, пришло время обдумать свои действия и определить, действительно ли тебе нужно это занятие, каким бы престижным оно ни было. Да, возможно, тобой не будут гордиться так, как если бы ты, родившись в семье потомственных юристов, пошёл работать в адвокатуру, зато ты будешь удовлетворён своим выбором.

2. Ты употребляешь слишком много стимуляторов

Выпить полбокала вина после трудного рабочего дня — это вполне нормально, но вот когда ты начинаешь злоупотреблять алкоголем, курением и другими стимуляторами лишь для того, чтобы хоть как-то скрасить свои серые будни, знай: ты на неправильном пути.

Когда ты в гармонии с собой, когда тебя всё устраивает, дополнительные стимуляторы не нужны, ведь ты и так постоянно будешь получать дозу эндорфина, радуясь событиям в течение дня.

Любой, даже самый сильный человек устанет после недели работы над сложным проектом по 12 часов в день без выходных.

Но если ты просыпаешься уставшим уже в понедельник и понимаешь, что, когда начнётся рабочий день, ты будешь желать только одного — побыстрее отдохнуть, то ты на неправильном пути.

И это касается не только работы, но и других вещей, к примеру отношений. Уставать от партнёра, видя его только за завтраком и в постели перед сном, — это не норма.

Почему ты чувствуешь себя усталым после сна

4. У тебя есть сомнения

Постоянное сомнение в том, что ты делаешь, — это яркий показатель того, что ты где-то свернул с правильного пути. Особенно показателен факт, когда человек начинает спрашивать у других, всё ли он делает правильно. В этом случае он осознаёт, что что-то идёт не так, но ищет одобрения у других, чтобы те, сказав своё «конечно, ты всё делаешь верно», хоть немного уменьшили его сомнения.

5. Ты пытаешься оправдаться

Неважно, перед собой или перед другими, но ты пытаешься оправдать тот жизненный путь, который выбрал, чем угодно, начиная с финансовых трудностей и заканчивая классическими «Да это временно, потом будет лучше. Нужно просто потерпеть».

Если при мысли о чём-то ты переходишь в оборону, пытаясь найти плюсы в своей ситуации, и у тебя на одной стороне доски оказывается множество недостатков и парочка достоинств, то это показатель неверно выбранного пути.

Читайте также:  Образ Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

6. Ты не вдохновлён

Когда что-то становится рутиной, днём сурка, который только и делает, что вызывает апатию или даже раздражение, ты начинаешь чувствовать себя разбитым и подавленным.

Когда ты чувствуешь, что то, что ты делал до этого, не приносит тебе удовольствия или даже вносит в жизнь разлад, самое время пересмотреть свои цели и понять, где ты сделал ошибку, чтобы вернуться к тому моменту, когда ты ощущал радость жизни.

Изредка делать что-то для других — это хорошо, но когда ты всё время сосредоточен не на себе, то это неправильный выбор. Мы говорим, к примеру, о желании родителей видеть своего ребёнка великим математиком, хотя тот мечтал стать композитором. Ребёнок делает это для родителей, чтобы не разочаровывать их, и живёт не своей жизнью, что явно не способствует гармонии с собой.

8. Ты постоянно чувствуешь тревогу

Беспокоиться о чём-то, особенно если у тебя грандиозные планы, — это нормально. Но когда ты находишься на неправильном пути, то бороться с тревогой становится сложно. Мозг подсознательно даёт тебе понять, что то, что ты делаешь, неправильно, и ему не хочется заниматься решением данной задачи.

Человек, который знает, что идёт верным путём, может испытывать тревогу, но это связано чаще всего с волнением, вызванным неизвестностью, а не депрессией по поводу отсутствия реализации в жизни.

9 причин, почему ты часто испытываешь тревогу

9. Ты не можешь чётко сформулировать цели и мечты

Просто спроси себя: «В чём моя цель?» Затем задай вопрос: «И к чему это приведёт?» А потом: «Стоит ли оно того?» И самый важный вопрос: «Принесёт ли это счастье и умиротворение?» Если ответы на эти вопросы тебя не устраивают, то это показатель того, что тебе стоит что-то менять в своей жизни.

10. Тебя легко переубедить

Кто-то не особо знакомый говорит, что то, что ты делаешь, — это глупо/несерьёзно/не стоит того, и ты с ним легко соглашаешься? Возможно, стоит пересмотреть свои взгляды на жизнь, ведь твёрдую убеждённость в чём-то, продуманный план или вожделенную мечту, мысль о которой не даёт уснуть по ночам, настолько она хороша, не получится подвергнуть сомнению, даже приведя существенные аргументы против них.

7 заблуждений о самоуважении, знание которых облегчит жизнь и поднимет самооценку

Сочинение по литературе 21-22.НОВОЕ!

Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Примерные темы по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема»

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг.
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Может ли преступник раскаяться в содеянном?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Как бороться с преступностью?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Что такое совесть?
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам?
  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Список произведений «Преступление и Наказание – вечная тема»

  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель»,
  • «Война и мир» Л.Н.Толстой
  • «Дубровский» А.С.Пушкин
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • «Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • А. Островский «Гроза»
  • Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • И. Тургенев «Муму»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
  • А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка»,»Моцарт и Сальери»

Короткие произведения

  • Л. Андреева “Предстояла кража”
  • О. Генри “Родственные души”
  • А.П. Чехова “Злоумышленник”

Преступление и наказание — вечная тема

Темы этого направления не будут ограничиваться только произведением Ф. М. Достоевского, поскольку затрагивают важную философскую тему «преступления» в широком смысле этого слова. Стоит обсудить и последствия, с которыми сталкивается «преступник».

В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:

  • мораль и нравственность;
  • совесть;
  • честь;
  • ответственность;
  • вина и раскаяние.

Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения.

В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской).

Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

  • Из комментариев ФИПИ
  • В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление «Преступление и наказание»
  • Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми.

К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника.

С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников.

Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон.

Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном.

В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей.

Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь.

Читайте также:  Эссе: Кино в моей жизни

В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой.

Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.

Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

Источник: https://ctege.info/napravlenie-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema/primeryi-sochineniy-po-napravleniyu-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema.html

Обратите внимание на структуру сочинения!

1.В выбранной теме выделены ключевые слова.Далее во вступлении они расшифрованы.

2.В конце вступления есть тезис-это то,над чем человек будет рассуждать в своем сочинении и к чему вернется в выводе.

3 В аргументах –продолжение ваших размышлений с опорой на ключевые слова сочинения (в данном сочинении речь о различии ошибки и преступления)

4.Выводы –это не просто слова типа…в этих аргументах мы все доказали..

Это подведение итогов и ответ на поставленный в теме вопрос с опорой на ваши личные размышления.

Список всех аргументов из литературы “Преступление и Наказание — вечная тема”

«Преступление» этимологически означает «преступить черту», которая является запретной. Этого невозможно сделать, если не пренебречь моральными законами и пойти в сговор с собственной совестью. Совесть, будучи голосом Творца в голове человека, никогда не утихнет, если преступник сохранил хотя бы крупицу человечности.

Убегая от совести, человек придумывает оправдания противозаконному поступку, преисполняется гордыней, снимает с себя ответственность, чтобы снова и снова вершить новые преступления.

Но если от совести не удается убежать, то появляется единственная надежда искупить содеянное. Это – раскаяние, на что и пошел Родион Раскольников, главный героя романа Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание».

Есть ли оправдание преступлению?

Родион Раскольников, бедный студент, совершил преступление, находясь в тяжелой жизненной ситуации. Никто, кроме грешницы поневоле Сони Мармеладовой, не готов оправдать его. Только несчастная Соня видит в студенте заблудшую душу, такую же, как она сама, а потому Родион получает сочувствие девушки.

Мирное время – это не война, когда преступления оправдываются, ведь законы перестают действовать. Родион Раскольников живет в мирное время и горе ему, если он не сумел приспособиться к жизни в общих для всех условиях.

Каждый преступник – плохой человек?

Можно ли назвать Родиона Раскольникова, обыкновенного студента, плохим человеком? Он – один из многих, нищих и неспособных прокормить себя, а потому решающих пойти на отчаянный шаг. Родион отличается от них лишь тем, что нашел себе оправдание в виде высшей цели, к которой он стремится.

Был ли Раскольником плохим человеком или просто заблудшим, как думает Соня? А может, он был просто слишком самоуверенным и даже оторванным от реальности? Это гораздо ближе к сути. Так что же произошло в голове этого человека, чтобы решиться на убийство?

Крайняя нужда заставила простого студента пойти на преступление. Он решает убить старуху-процентщицу, чтобы хоть немного решить финансовые проблемы. В качестве оружия он выбирает топор. В миг убийства его обнаруживает сестра потерпевшей, и Родион убивает ее тоже.

Страшное орудие подчеркивает не столько хладнокровие преступника, сколько его отчаяние, страх и нужду.

Ведь у студента нет денег на оружие, и он выбирает топор, что делает его преступление еще более ужасающим, в первую очередь – для него самого.

Ведь Родион – совсем не плохой человек, в обычном смысле этого слова. Он – не обманщик, не мошенник, не плут, не вор. Так что же сделало из него убийцу?

«Идти по головам» на примере Раскольникова

«Цель оправдывает средства», «идти по головам» – в языке много конструкций, которые означают достижение результата любыми способами. Можно сказать, что герой Достоевского идет к своей цели, не видя препятствий, но это – то, что лежит на поверхности.

На самом деле Раскольников прекрасно видит, на что он идет и что совершает, но вступает в сделку с самим собой, доказывая, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет». Эта теория заглушает голос совести, опьяняя его в минуты слабости и страшной нужды.

Родион не идет по головам, он не стремится к цели, он – испытывает себя, свою совесть, силу которой изначально недооценивает.

Теория о сверхчеловеке

Преодолеть свое эго ради великой цели – вот что отличает сверхчеловека от обыкновенного в понимании Раскольникова. Руководствуясь этой идеей, Родион и замышляет преступление. Он старательно вытесняет тот факт, что деньги ему действительно нужны, а значит, на преступление он идет не для того, чтобы преодолеть эго, а наоборот – чтобы удовлетворить эгоистичную цель.

Можно ли называть сверхчеловеком того, кто способен на преступление ради удовлетворения собственных нужд? Риторический вопрос, скорее всего, такого человека назовут слабым.

Но Родион под словом «эго» подразумевает совесть, а ее ему преодолеть точно не удалось. Наоборот – она стала его величайшим наказанием.Какова цена человеческой жизни?

Жизнь человека принадлежит богу, а значит, только он распоряжается ею. Родион, будучи под властью навязчивой идеи, разделил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», за что и поплатился. Он считал, что существует определенная когорта гениев, которым позволено все, ведь они пришли в мир для созидания, и все остальных, являющихся в его понимании расходным материалом, которого не жалко.

Желая проверить свою избранность, Родион идет на убийство. Он доказывал самому себе ничтожность фигуры старухи, сравнивая ее с собой – гением в стесненных обстоятельствах.

Но откуда взялись муки совести? А оттого, что к герою пришло осознание бесценности человеческой жизни, которой не вправе распоряжаться никто, кроме ее создателя. Это осознание привело к жесточайшему раскаянию и падению с воображаемого пьедестала, на котором стоят необыкновенные гении – сверхлюди.

«Кто я – тварь дрожащая, или право имею?»

Совершив преступление и осознав его цену, Родион Раскольников понимает, что двигало им при составлении теории о сверхлюдях. Гордыня. Всего лишь человеческая гордыня, движимая нуждой, стала спусковым крючком для сделки с совестью.

Не существует великой идеи, для которой все способы хороши. Не принесет счастья злодеяние, как и не превратится в сверхличность бедный студент без гроша в кармане.

Реальность оказалась настолько далека от иллюзий, что чуть не убила несчастного героя. Лишь искреннее раскаяние стало его путеводной звездой, а спасти душу помогла простая человеческая любовь, которой его наградила такая же несчастная, как и он, девушка.

Нравственность и преступление

Нарушение нравственных норм часто влечет за собой наказание, как административное или уголовное преступление. Нормы законы тесно связаны с моралью, что ясно видно на примере героев романа. Здесь каждый преступает черту, при этом стремясь доказать законность своего поступка, ведь иначе никак…

Свидригайлов, литературный «двойник» Раскольникова не мучается от угрызений совести, найдя оправдание всему злу, что нанес другим. Мармеладов переступает через жизнь родных. Его жена переступает через Бога. А его дочь Соня переступает через себя. Все они, как и Родион, простые люди, оправдывающие слабости и пеняющие на судьбу.

Но все-таки, сквозь каждую строку романа сквозит мысль, что остаться человеком можно в любой ситуации, даже самой трудной, но для этого нужна твердость характера, которой нет у «обыкновенных» людей.

Муки совести

Совесть – индикатор нравственности человека. Совесть – самый строгий инквизитор, ведь посылает человеку нестерпимые муки, справиться с которыми по силам не каждому. Родион Раскольников в полной мере столкнулся с муками совести, противиться которым он не смог, будучи, в первую очередь, нравственным человеком, хотя и отрицал это.

Только приняв решение о чистосердечном признании, герой чувствует освобождение. Тяжелый камень, лежащий у него на душе, наконец, свалился, и теперь любые физические страдания не кажутся пугающими.

Что бы ни пришлось пройти герою – он навсегда запомнит, как невыносимы муки совести, и эти терзания ни за что не согласиться испытать вновь.

Герой решает, что раскаяние – единственный способ искупить преступление. А потому заново ищет путь к самому себе, обретая, наконец, целостность личности и покой в душе.

  1. Вывод
  2. Оступиться легко, искупить вину – невозможно в полной мере, ведь любая жизнь – бесценна, а сделка с собственной совестью не принесет ничего, кроме мучительных страданий.

Источник: https://ctege.info/napravlenie-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema/argumentyi-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema.html

Ссылка на основную публикацию