Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос»

Тип работы:  Сочинение 
Дата добавления:  02.11.2020

Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос»
Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос»

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос» Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос»

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос»

Сюжет этой работы Гоголя заключается в том, что главный герой по имени Ковалев “потерял нос”, что является фантастическим сюжетом этой истории, и это главный сюжет. Потеря носа – не первое странное событие в этой работе, другое дело, что этот нос способен двигаться самостоятельно, как будто он живой. Он ведет себя как человек.

Сначала Гоголь описывает темный и мрачный город Петербург, а затем появляется сам герой – майор, ищущий “теплое место”.

Что касается истинных событий рассказа, то автор поднимает проблемы социализма и бюрократии.  Вымысел и реальность в охоте на гоголя слились в единое целое. Ведь то, что случилось с Ковалевым – это фантастическое событие, оно общепринято в народе, не вызывает никаких чувств и эмоций. И сам герой очень спокойно к этому относится.

Эта история описывает тот факт, что сам нос пошел прогуляться по городу, и он был одет как обычный человек. Это просто чудеса. Все, к кому обращался Ковалев, считали его сумасшедшим, а газеты отказывались печатать его объявление о пропаже носа.

И так каким-то образом полиция схватила его за нос, когда он уезжал в Ригу с поддельными документами. Главный герой был очень рад такому событию. Это был не тот же нос, что у несовершеннолетнего чиновника, а нос более высокого ранга. Но сначала нос не захотел идти на свое прежнее место, даже врач его не принял. Но чуть позже нос все еще был на своем месте.

Это необычное событие полон иронии и имеет смысл, что Ковале остается “с носом” в конце концов. Ковалев хотел подняться за счет столь необычного характера.

Объединив вымышленные и реальные события, Гоголь попытался объяснить читателю всю систему чиновников, в которой живут лицемерные и бесчувственные лица.

Такой фантастический инцидент, который Гоголь описывает в своем романе, раскрывает многие недостатки нашего общества. И когда читатель читает этот рассказ, он не может четко различить все признаки того, что он читает, потому что они переплетаются и сливаются друг с другом и не предают друг друга до конца.

1181. Реальное и фантастическое в повести Нос Гоголя сочинение Русский язык

Сюжет данного произведения Гоголя в том, что главный персонаж по фамилии Ковалев «потерял свой нос», в этом и есть фантастическое действие этой повести и это является в сюжете главным. Пропажа носа, отнюдь не первое странное событие в этом произведение, еще одно-это, то что этот нос способен самостоятельно передвигаться, словно живой. Он ведет себя как человек.

Сначала Гоголь описывает темный и мрачный город Санкт-Петербург, а потом уже появляется и сам герой – майор, который ищет себе «теплое место».

Что касается реальных событий в повести, то автор поднимает здесь проблемы социализма и тему бюрократизма.  Фантастика и реальность в повети гоголя слились в единое. Ведь то, что произошло с Ковалевым, это фантастическое событие, она обыденно принимается людьми, оно ни у кого не вызывает никаких чувств и эмоций. Да и сам герой относится к этому весьма спокойно.

В данном сюжете описывается то, что нос сам по себе ушел гулять по городу, и при этом он был одет, как обычный человек. Это ведь просто чудеса. Все люди, к которым Ковалев обращался за помощью, считали его просто сумасшедшим, а газеты отказались печатать его объявление про пропажу носа.

И вот милиция как- то схватила нос, когда тот пытался уехать в Ригу по фальшивым документам. Главный герой очень обрадовался такому событию. Это был уже отнюдь не прежний нос мелкого чиновника, а уже более высокого ранга. Но нос сначала совсем не хотел вставать на свое прежнее место, даже доктор не брался за это. Однако чуть позже нос все-таки оказался на своем месте.

Это необычное событие наполнено иронией и несет в себе смысл в том, что в итоге Ковале остается «с носом». Ковалев хотел возвысить себя за счет такого необычного персонажа.

Гоголь, соединив вымышленные события и реальные, попробовал объяснить читателю всю систему чиновников, где обитают лицемерные и черствые лица.

Гоголь таким фантастическим происшествием, описанным в своей повести, раскрывает многие недостатки нашего общества. И при чтении этого сюжета, читатель не может четко разделить все признаки прочитанного, так как они сплетаются меж собой и сливаются в единое и этим не выдают себя до конца.

Вариант 2

В русской литературе 19 века фантастика из под пера Н.Гоголя занимает едва ли не первое место. Знаменитая повесть «Нос» является, наверное, самой нелепой и одновременно имеет немалое значение в социальном плане. Читателю предоставляется весь обзор жизни самых обыкновенных людей, занимающихся каждый своим делом в Петербурге.

В своем произведении «Нос» автор, Н. Гоголь показал всё своё мастерство в описании реальности и фантастики. В реальных событиях он отображает город Петербург с его проспектами, великолепными дворцами и многочисленными каналами.

Реальными остаются взаимоотношения между чиновниками, да и вообще весь быт и нюансы общения между людьми описываются весьма реалистично.

Фантастика заключается в факте потери носа, который отправился путешествовать сам по себе. Майор Ковалев, главный герой повести, модник и франт, как – то утром, после пробуждения, не нашел вдруг своего носа на обычном месте.

Позже его обнаружил цирюльник Иван Яковлевич в своей булочке.

Скажете, не чудо? Дальше дело было так: нарядившись в мундир, нос отправился гулять по городу, катался на извозчике, посетил даже Казанский собор, чтобы совершить молитву.

На Ковалева все смотрят как на умалишенного, когда он взывает о помощи. Редакция газеты отказывает ему в его просьбе напечатать объявление, что у него пропал нос. Пристав отказывает ему вести расследование, мотивируя это тем, что у людей порядочных носы не пропадают и их никто не ворует.

Почти вся повесть описывает преследование майором Ковалевым своего носа. Он всячески уговаривает его вернуться, умоляет, но все его попытки бесполезны. Нос считает себя независимой личностью и вообще отказывает признавать свою принадлежность майору.

Существует ли виновник столь необычного отсоединения носа от своего хозяина остаётся тайной.

К концу повести нос всё – таки удалось схватить, когда он, по липовому паспорту направился в Ригу. Но нос ни в какую не хочет возвращаться на положенное ему место. Даже профессиональный доктор не рискнул взяться за это абсурдное дело.

В апреле нос с горем пополам всё таки возвратился на прежнее место. Радости и счастью майора Ковалева не было предела.

На основании всего рассказа приходишь к выводу, что во многих шедеврах Н.Гоголя, не только в этом произведении, реальные и фантастические вещи происходят всегда где то рядом. Они помогают отобразить весь абсурд социальных отношений с помощью сатиры и гротеска.

Все сочинения

Учебный комментарий – Повесть Н.В. Гоголя "Нос". Комментарий и внеклассная работа

В качестве учебного к повести Н.В. Гоголя «Нос» предлагается опорный
материал для анализа наиболее значимых аспектов произведения, выбор которых
основан на часто встречающихся темах к домашнему сочинению,
выполняемому обучающимися  по итогам
изучения данной повести.

1. Фантастика и реальность в
повести Гоголя «Нос».

В это повести происходят невероятные, фантастические события. Они никаким
образом не поддаются логическому объяснению. Даже сам повествователь в конце
концов бросает попытки и говорит: «Чепуха совершенная делается на свете
Просто я не знаю, что это…».

Он понимает, что описываемое им событие – «необыкновенно-странное
происшествие» и нет никакой возможности его объяснить, хоть и достоверно
известно, когда и где оно произошло. Это необъяснимое событие вторгается во вполне
объяснимую реальность, с точными бытовыми подробностями, вписанную в реальное
(и обозначенное) время и пространство – в реальную действительность.

Откуда же
появляется в рациональной, понятной и знакомой каждому непостижимое,
иррациональное? Но как только повествователь касается причин этого, он тут же
уходит, увиливает от ответа, вставляя в свою речь множество вводных слов и
предложений.

Вопрос о границе между реальным и фантастическим здесь снимается
задолго до финала, так как все возможные причины – естественные и сверхъестественные
– отвергнуты. Единственным объяснением происходящего становится реплика
Ковалева: «Черт хотел подшутить надо мною!».

Действительно, то, что нос майора Ковалева самовольно покидает свое
привычное место, можно с уверенностью назвать необъяснимым, фантастическим,
иррациональным происшествием. Еще более странным является то, что в конце
повести нос добровольно возвращается на подобающее место.

Кроме того, что это
невозможное  событие погружено в самую
обычную реальную действительность,  находка и пропажа носа вызывают вполне
обычные, рациональные действия со стороны других персонажей повести.

Иван
Яковлевич в страхе, что полицейские, разыскивая пропажу, найдут нос у него,
завертывает его в тряпицу и сбрасывает с Исаакиевского моста, после чего идет
отметить удачный исход дела в пивную. Сам Ковалев даже не изменяет своим
привычкам: он первым делом идет в гостиницу.

Когда же он встречает свой нос, то
его внимание отвлекает «легонькая дама», узнаваем также тон, которым он говорит
с носом, – обычный для разговора чиновника среднего
уровня с большим начальством. Но и в эти разумные действия постоянно
вмешивается фантастическое начало: чем разумнее поступки, относящиеся к странностям,
тем больше возникает нелепостей.

Читайте также:  Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишневый сад»

Так, например, странной можно назвать поимку
носа, а также то, что вернули его Ковалеву уже в бумажке, а не в тряпке.
Рациональные, разумные действия персонажей всюду пересекаются с иррациональным,
невероятным, причем оно возникает как будто бы из ничего. Можно сделать вывод,
что фантастика заложена в самой действительности, в самой повседневной жизни –
невероятное является свойством самой фактической реальности.  

2. Сатира и гротеск в повести.

Нос является частью лица, а потому с его пропажей пропадает и все лицо в
целом – исчезает человеческая личность. Однако нос сам становиться некой
человеческой персоной – часть заменила целое, сама стали им.

Автор играет с
такими превращениями: он не только привлекает множество пословиц и поговорок,
касающихся носа, но он в самом тексте сталкивает «нос» и «лицо».  Нос майора Ковалева сам обретает лицо: у него
есть глаза, брови и т.д.

Интересно, что нос даже вернувшись на место сохраняет
некоторую самостоятельность: он сидел на лице Ковалева «как ни в чем не бывало
не показывая даже вида, чтобы отлучался по сторонам».

Можно утверждать, что
невероятное происшествие гротескно –  результатом его является обезличивание
человека (посредством исчезновения части его лица), и обретение исчезнувшим
носом самостоятельности, нового лица, где все оказывается на своем месте.

Гоголевский гротеск проясняет абсурдность социального миропорядка,
которая заключена в том, что человеческая функция становится выше самого
человека – ведь у носа нет ни имени, ни фамилии, мы знаем только его чин
(личность заменяется чином).

Получается, что, чтобы достичь значимого
социального положения, надо потерять свое человеческое лицо. Именно
человеческая личность в этой фантастической действительности всегда находится в
опасности.

Но откуда именно исходит угроза? 
Майора Ковалева никто не преследует: в повести нет какого-либо носителя
зла, который характерен для других гротескных произведений. Устраняя конкретного
преследователя, Гоголь усиливает ощущение фантастического, необъяснимого
чувства ужаса. Угроза, хоть и не исходит ниоткуда, исходит отовсюду.

Человек в
любой момент может стать жертвой демонической силы. Но не с кем вступать
борьбу, так как нет носителя зла. Следственно, фантастика и абсурд лежат в
самой основе существующей бюрократической системы.

Сатирический эффект создается смешением
невероятного и повседневного. Не раз было замечено, что в гротескном мире «Носа»,
где невероятные события нагромождаются друг на друга, где царят хаос и абсурд,
незыблемо сохраняются общественные отношения, принадлежащие обыденной жизни.

При любых поворотах действия остаются нерушимыми иерархия чинов и званий, власть
полиции, законы чиновничьего и бытового мира, связанные с ними обычаи и
предрассудки.

Словом, «реальности бюрократической системы вполне органично
входят в царство абсурда: так обнаруживается их подспудное родство», – пишет
В.М. Маркович.

3. Петербургское общество в
повести.

Гоголь изображает общество, одержимое получением чинов и собственной
карьерой в принципе. Здесь каждый стремится подняться как можно выше по
служебной лестнице, а главное – к привилегиям, которые из этого следуют.

Такая
одержимость создает целый мир искусственных целей и отношений, мир, где чин и
его атрибуты важнее человека, где фикции заменяют реальных людей, где
продвижение по службе  (или его
невозможность) порождает нелепые поступки.

Совершенно очевидно, что подобное
смятение несет за собой гибель человеческой личности и, как следствие, общества.

В условиях, где достоинство человека связывается с преуспеванием,
превосходством, признанием или приличием, самоутверждение возможно только
внешнее — в чужих оценках. Результатом этого является раздробленная личность, а
также похожесть героев повести друг на друга.

По мнению Гоголя, «сама природа
человека оказывается искалеченной, даже извращенной пагубными тенденциями,
господствующими, в российской общественной жизни».

Именно поэтому личность
Ковалева как бы расщепляется на две половинки, причем сам Ковалев перестает
быть человеком (потому что какой же человек без носа?), а нос наоборот
становится полноправным героем повести, у которого есть своя жизнь и даже – что
важнее всего – положение в обществе.

В фантастическом рассказе о небывалом происшествии Гоголь раскрывает
мысль о близорукости большинства людей, не только привыкших видеть только чин, а
не человека, личность, но и стремящихся к этому. Устами полицейского,
принесшего Ковалеву его нос, произнесены  слова, которые выражают чрезвычайно важную
идею повести: «…странно то, что я сам
принял его сначала за господина.

Но к счастию, были со мной очки, и я тот же
час увидел, что это был нос. Ведь я близорук, и если вы станете передо мной, то
я вижу только, что у вас лицо, но ни носа, ни бороды, ничего не замечу. Моя
теща, то есть мать жены моей, тоже ничего не видит
».

К счастью для Ковалева,
полицейский надел очки, которые позволили ему увидеть, что за чином скрывается
обыкновенный нос, а не человек.

4. Майор Ковалев. Характеристика
персонажа.

Имя Ковалева заключает в себе двойную семантику образа: с одной стороны,
шаблонную и общераспространенную фамилию (укр. коваль — кузнец), с другой — имя
и отчество (Платон Кузьмич), содержащее одновременно иронический намек на
греческого философа Платона и диссонирующее с ним простоватое отчество. Его
философия, как у Хлестакова (и Пирогова), «срывать цветы удовольствия».

Майор Ковалев— «кавказский» коллежский асессор (чин 8-го класса
соответствовал майору в военной табели о рангах). На Кавказе этот чин получить
было проще, поэтому туда съезжались за чином молодые титулярные советники. М.К.

именует себя майором необоснованно, ибо по указу Екатерины II от 15 -ноября
1793 г. статские не имеют права именовать себя воинскими чинами.

Следовательно,
сущность героя — амбиция, сознание иерархического ранга в качестве незыблемого
жизненного закона.

Образ Ковалева распадается надвое: он сам и его Нос. Двойник майора (Нос)
метонимически отделяется от своего носителя.

Гротескные приключения Носа, как
телесного показателя амбиции Ковалева, иронически обыгрываются Гоголем в духе
назидательного рассказа о справедливо наказанном тщеславии.

Притом Нос на три
чина выше самого Ковалева и служит по другому ведомству, что разрушает стройный
мир иерархического порядка в сознании героя.

Нос Ковалева в ранге статского
советника — превратившаяся в отдельного человека и отделившаяся от героя
воплощенная мечта, мыслимый предел его тайных карьеристских желаний. Между тем
майор Ковалев попадает в центр по сути несуществующей интриги – вступает в
конфликт с собственным носом. От исхода этой борьбы зависят все блага жизни для
Ковалева: повышение по службе, а также женитьба без носа невозможны.

Мистическая пропажа носа и страдания, связанные с ним, забываются героем
как только нос возвращается на место, но вновь обретенный нос только
подчеркивает потерю человеческого лица.

 Образ Носа М.К. Гоголь заимствовал
из журнальной «носологии», романа Л.Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди,
джентльмена», а также из общего увлечения в 20-30-х гг. XIX века.
натурфилософскими и мистическими учениями.

Использованная литература:

  1. Виноградов В.В.
    Натуралистический гротеск (Сюжет и композиция повести «Нос») // Виноградов В.В.
    Избранные труды: Поэтика русской литературы. – М., 1976.
  2. Бочаров С.Г.
    Загадка «Носа» и тайна лица // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985.
  3. Маркович В.
    Петербургские повести Н. В. Гоголя: Монография. — Л., 1989.
  4. Литература. 10
    класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч.
    Ч.1 / В.И. Коровин. – 12-е изд. – М., – 2012. 

Сочинение на тему: реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос»

Гоголь, наверное, самый загадочный автор в русской литературе. Это уникальный писатель, который в своем творчестве мог смешать смешное с трагическим, а реальное с фантастическим. Вот о реальном и фантастическом в повести Гоголя Нос мы и поговорим.

Повесть Н.В. Гоголя Нос

Данная работа вошла в знаменитый цикл произведений, что известен всем под названием Петербургские повести, где Нос — очередная работа. Она знакомит нас с одной из проблем того времени и это проблема маленького человека. Данная тематика в повести Нос раскрыта с помощью применения реальных и выдуманных фантастических событий.

Реальное и фантастическое в повести

На уроке мы рассмотрели и познакомились с сюжетом повести Н.В. Гоголя Нос и теперь можем ответить на вопрос, что же такого реального и фантастического имеется в этом произведении.

События происходят в реальном Санкт-Петербурге, где живет наш герой Ковалев. Он может быть вполне реальным человеком и в его образе изображены люди, которые искали свое место в обществе. И вот уже вначале работы автор вводит фантастические события. Майор Ковалев не обнаруживает своего носа.

Он попросту убежал, ни с того, ни с сего, ни за деньги, а просто так. Как говорится, уж лучше бы на дуэли его отрубили, а тут просто так исчез. Вы только представьте, что можно испытать, не обнаружив носа на лице? Вот и Ковалев чуть не сошел с ума. При этом свой нос он нашел.

Он разгуливал по Невскому проспекту, молился в храме, гулял в одежде статского советника и никак не хотел возвращаться на место. Не фантастика ли это?

Чистой воды фантастика, которая сочетается с реальностью. И здесь мы видим применение такого приема, как гротеск в повести Нос Гоголя, благодаря которому, показывая противоестественность.

Автор раскрывает типичные черты окружающего мира, где люди зависели от установленных норм и правил. Отделив одну из частей тела нашего героя, и дав ей возможность существовать отдельно, автор показал, как главный герой теряет свое Я.

Как высокое положение в обществе значит больше, чем сама индивидуальность человека, весит и значит больше, чем сам человек.

Главные герои

Герои в повести — это асессор Ковалев, который себя называл майором. Это один из тех тунеядцев, и карьеристов, что любит гулять по Невскому проспекту. Это карьерист, который приехал в Петербург за выгодной женитьбой и за чином. Здесь же мы знакомимся с Носом Ковалева, полицейским и цирюльником.

Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Нос» ℹ️ анализ произведения, проблематика и художественное своеобразие, основной смысл и идея

Гоголь написал произведение «Нос» в 1832−1833 году и оно было включено в сборник «Петербургские повести». Об истории создания книги известны следующие факты:

  1. Автор придумал сюжет, вдохновившись известным анекдотом тех лет, об утерянном носе. Подобные истории были популярны и обладали множеством вариаций.
  2. Сюжет повести несколько раз менялся в течение нескольких лет, это происходило из-за введения цензуры, а также по причине того, что писатель желал реализовать свою идею наилучшим образом. Автор менял концовку произведения, в одном варианте все реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос» оказалось просто сном главного героя.
  3. Сначала Николай Васильевич хотел опубликовать повесть в издании «Московский наблюдатель», но ему не позволили это сделать. Гоголю помог Александр Сергеевич Пушкин, который тогда стал издавать свой журнал. «Нос» был напечатан в «Современнике» в 1836 году.

Критика

Повесть «Нос» вызвала широкий резонанс в литературной среде первой половины 19 века. Не все журналы соглашались публиковать произведение, обвиняя Н.В. в пошлости и несуразности написанного.

Чернышевский же, к примеру, относился к этой повести не более чем, как к пересказанному анекдоту, бытовавшему в то время. Первым признал достоинства «Носа» А.С. Пушкин, разглядев фарсовый характер творения. Весомым был отзыв В.Г.

Белинского, призвавшего читающую публику обратить внимание, что таких майоров Ковалёвых в обществе можно встретить не одну личность, а сотни, даже тысячи. С. Г. Бочаров видел величие произведения в том, что автор здесь побуждал социум взглянуть в глаза реальности. В.

Набоков считал эту повесть одним из ярких изображений мотива, который сквозной темой проходит через всё творчество Н.В. Гоголя.

Александра Барбашова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жанр и строение произведения

Еще до выпуска «Носа» автор уже стал известным благодаря своему сборнику «Вечера на хуторе близ Диканьки», пропитанного темой мистики.

Но если в «Вечерах…» сверхъестественные моменты были вдохновлены народными суевериями, то в «Петербургских повестях» Гоголь мастерски соединял фантастику и социальные проблемы.

Писатель стал основателем нового направления — фантастический реализм в литературе.

  Что такое «базаровщина»? (по роману Тургенева «Отцы и дети»)

Автор всегда обращал внимание на общественные диссонансы, замечал несправедливость, но будучи писателем, он мог только рассказывать об этих наблюдениях в своих произведениях. Добавление фантастических деталей позволяло еще ярче изобразить жизнь современников. В дальнейшем таким же приемом пользовался Михаил Булгаков, Салтыков-Щедрин и другие писатели.

Гоголь делит свое саркастическое произведение на три части: завязка, кульминация и развязка. События развиваются последовательно, хотя не всегда их логичность понятна. Подробности о строении композиции:

  1. В первом блоке описаны главные герои, их жизнь и начало повествования. Эта часть тоже содержит 3 блока: нахождение носа, желание от него избавиться, прощание с бременем, которое оказалось ложным.
  2. Во второй части автор рассказывает о майоре Ковалеве. Тут также присутствует завязка (обнаруживается, что нос пропал), развитие (поиски пропавшего) и завершение — нахождение носа.
  3. Заключительная часть предельно лаконична.

Как написать сочинение: «Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос»?

Произведение это фантастическое уже по своей сути, так как описывает совершенно невозможное событие — не просто пропажу носа, что еще допустимо, а тот факт, что нос начинает жить самостоятельной жизнью.

Он посещает церковь, он прогуливается по Невскому и даже сделав фальшивые документы пытается сбежать в Европу, видимо чтобы не возвращаться на свое законное место. Это все фантастика, которую можно просто читать наслаждаясь мастерством великого писателя и не выискивая аллегорий в тексте повести.

Ну а к реалиям можно отнести жизнеописание быта и нравов обывателя того времени. Ведь что делает Ковалев обнаружив пропажу? Едет давать объявление в газету, обращается к приставу и встречает непонимание и бюрократические проволочки. Он начинает грешить на «темные силы» бабок-колдовок, то есть пытается найти сверхъестественное объяснение.

Между тем, другие ведут себя еще интересней, цирюльник избавляется от носа, боясь привлечения к ответственности, любопытные специально приходят поглазеть на прогулки носа, ведь для них это развлечение. Очень типичное поведение, которое и сейчас исповедуется многими.

Сюжет книги

Провести анализ произведения «Нос» довольно просто. Развитие сюжета происходит по схеме: утрата носа — его поиск и нахождение. В повести рассказывается о следующих происшествиях:

  1. Двадцать пятого марта брадобрей Иван Яковлевич видит в своем хлебе нос одного из посетителей — майора Яковлева. Цирюльник стремится от него избавиться и выбрасывает неожиданную находку в реку. Иван с облегчением вздыхает, но затем к нему подходит полицейский. Суть их диалога остается неизвестной.
  2. Майор Ковалев просыпается и понимает, что у него нет носа. Он направляется к обер-полицмейстеру. Дома того не оказывается, зато по пути встречается сам нос, который не желает входить в контакт со своим владельцем.
  3. Ковалев старается вернуть себе недостающую часть тела, хочет разместить объявление в журнале, но ему отказывают в этом.
  4. Наконец пропажу находят при попытке эмиграции и отдают владельцу, только нос не хочет прирастать на положенное ему место.
  5. Ковалев предполагает, что на него навела порчу штаб-офицерша Подточина. Он пишет ей письмо, но получает ответ с недоумением, после чего осознает, что ошибся.
  6. Через 2 недели майор просто видит свое лицо в естественном виде, проблема исчезает сама по себе.

Вариант 2

В русской литературе 19 века фантастика из под пера Н.Гоголя занимает едва ли не первое место. Знаменитая повесть «Нос» является, наверное, самой нелепой и одновременно имеет немалое значение в социальном плане. Читателю предоставляется весь обзор жизни самых обыкновенных людей, занимающихся каждый своим делом в Петербурге.

В своем произведении «Нос» автор, Н. Гоголь показал всё своё мастерство в описании реальности и фантастики. В реальных событиях он отображает город Петербург с его проспектами, великолепными дворцами и многочисленными каналами.

Реальными остаются взаимоотношения между чиновниками, да и вообще весь быт и нюансы общения между людьми описываются весьма реалистично.

Фантастика заключается в факте потери носа, который отправился путешествовать сам по себе. Майор Ковалев, главный герой повести, модник и франт, как – то утром, после пробуждения, не нашел вдруг своего носа на обычном месте.

Позже его обнаружил цирюльник Иван Яковлевич в своей булочке.

Скажете, не чудо? Дальше дело было так: нарядившись в мундир, нос отправился гулять по городу, катался на извозчике, посетил даже Казанский собор, чтобы совершить молитву.

На Ковалева все смотрят как на умалишенного, когда он взывает о помощи. Редакция газеты отказывает ему в его просьбе напечатать объявление, что у него пропал нос. Пристав отказывает ему вести расследование, мотивируя это тем, что у людей порядочных носы не пропадают и их никто не ворует.

Почти вся повесть описывает преследование майором Ковалевым своего носа. Он всячески уговаривает его вернуться, умоляет, но все его попытки бесполезны. Нос считает себя независимой личностью и вообще отказывает признавать свою принадлежность майору.

Существует ли виновник столь необычного отсоединения носа от своего хозяина остаётся тайной.

В апреле нос с горем пополам всё таки возвратился на прежнее место. Радости и счастью майора Ковалева не было предела.

На основании всего рассказа приходишь к выводу, что во многих шедеврах Н.Гоголя, не только в этом произведении, реальные и фантастические вещи происходят всегда где то рядом. Они помогают отобразить весь абсурд социальных отношений с помощью сатиры и гротеска.

Другие сочинения:← Дорога в произведении Мертвые души↑ ГогольГлавные герои повести Ночь перед Рождеством →

Реальность и фантастика

Николай Васильевич Гоголь мастерски умел соединять повседневную реальность со сверхъестественными элементами. Но если в «Шинели» фантастика появляется в конце произведения, то в повести «Нос» она возникает с самого начала.

Казалось бы, писатель изобразил реальный Петербург тех времен, события происходят в точные даты и все идет своим чередом. Фантастической является только одна деталь — от майора убегает нос. По мере развития сюжета отделившаяся часть тела становится чуть ли не самостоятельной личностью, а в конце повести все разрешается само по себе.

Однако эта выдумка не воспринимается как что-то шокирующее, потому что самый большой абсурд заключается в другом. Автор описывает, как люди преклоняются перед чиновниками и фанатично переживают о чужом мнении. Гоголь считал, что такое поведение понять сложнее, чем пропажу носа.

Художественное своеобразие

В повести «Нос» использован весьма богатый писательский инструментарий. Наиболее широко Гоголь применяет такое средство выразительности как гротеск. Во-первых, это автономность Носа, превосходящего по положению своего хозяина.

Во-вторых, комическое преувеличение характерно для изображения взаимоотношений людей разного социально уровня.

Ковалёв боится подойти к Носу, а Иван Яковлевич с неимоверным трепетом и волнением начинает относиться к своему клиенту после приключившегося.

Гоголь очеловечивает нос, но приём олицетворения также использован в укрупненном масштабе. Нос становится независимым от хозяина практически полноправным членом общества, он даже собирался бежать за границу.

На синтаксическом уровне Гоголь обращается к зевгме: «Доктор имел прекрасные смолистые бакенбарды, свежую, здоровую докторшу». Эти особенности помогают писателю изображать юмор и иронию в произведении.

Характеристика главных героев

В повести Гоголя всего несколько ключевых персонажей, но каждый из них может многому научить читателя. Можно составить следующую таблицу с характеристикой участников сюжета:

  1. Платон Ковалев — асессор, человек невежественный, пустой и пошлый. Мечтает только о продвижении по службе и богатой невесте. На первом плане у этой личности — впечатление, которое он может произвести на больших шишек. По отношению к людям, находящимся ниже него по статусу, ведет себя высокомерно, если перед ним высокопоставленное лицо — старается угодить и начинает подлизываться. Любит называть себя кратко — майор.
  2. Нос — часть тела асессора, сошедшая с лица своего владельца. Является отдельным героем, потому что обладает созданием, умеет разговаривать и хмуриться. Умен, притворялся статским советником, но был разоблачен из-за неудачно подделанных документов. Проворачивает свои дела благодаря людской слепоте. Окружение может воспринимать даже такой откровенный гротеск и принимать за своего столько странное создание, если оно имеет чин.
  3. Иван Яковлевич — брадобрей, склонный к алкоголизму. Настолько боится, что на него обратят внимание власти, что даже готов лишить Ковалева носа на всю жизнь и разрушить его телесность.
  4. Санкт-Петербург — город, представленный в олицетворенной форме и своем художественном своеобразии.

Суетливый и шумный, величественный Невский проспект зациклен на самом себе, здесь никому не интересны людские проблемы. Жители равнодушны и безразличны. Они считают нос полноценной личностью, потому что тот имеет чин.

Фантастическое

В основе всей повести лежит фантастическое событие: главный герой Ковалев не обнаружил у себя носа, который вскоре находит Иван Яковлевич. Эта история становится двигателем сюжета.

Создавая свое произведение, Н. В. Гоголь использовал прием гротеска, который становится в повествовании основным. Факт пропажи носа является первым в череде странностей, описанных в повести. Нос не просто пропал, он оказывается олицетворенным, способным перемещаться без своего хозяина. Нос ведет себя как полноценный человек: гуляет по улицам, планирует уехать в Европу.

Темы и проблематика

Тематика произведения очень масштабна. Можно выделить список того, какие пороки раскрывает автор в своей книге:

  1. Ключевая тема повести — неравенство. Каждый человек занимает свое место в социальной лестнице. Поведение людей соответствует их формальному положению. Чиновники высшего чина грубят титулярным советникам, а титулярные советники с пренебрежением относятся к обслуживающему персоналу.
  2. Тема маленького человека раскрыта во всех аспектах. Ковалев не имеет связей с большими людьми, он не может даже написать в газете об утрате части своей физической оболочки. И что удивительно, не способен приблизиться к своей собственности, потому что она выше него по чину.
  3. Присутствует и тема духовности. Главное для Ковалева — его положение и визуальный портрет. Этот человек даже не задумывается, почему именно внешность занимает для других ключевую роль, а гнилая душа совсем не воспринимается как порок. Майор ведет себя фривольно, он увлекается девицами, но специально дает надежду дочери Подточиной.

Гоголь поднимает несколько важных проблем. В подробном анализе повести «Нос» для 10 класса можно выделить следующие моменты:

  1. Основная проблема — филистерство. Чиновник обладает узким видением мира, он мечтает о продвижении по службе и его беспокоит, что телесный дефект станет мешать в карьере. Больше всего он печется о мнении окружающих. Ковалев переживает, что подумают люди о человеке без носа.
  2. Образ цирюльника связан с проблемой безнравственности. Он даже не думает вернуть часть тела ее хозяину. Вместо этого брадобрей бежит избавляться от находки, чтобы его не обвинили в случившемся.
  3. Еще одна проблема — лицемерие. Высокомерный нос отказывается общаться с людьми, которые ниже него по статусу, так же как и его владелец.

В повести Гоголя в жанре сатира содержится рассуждение о кризисе личности, подверженной порокам и тщеславию. Главный герой не задумывается о смысле своей жизни, он одержим женщинами, карьерой и развлечениями. Образ Ковалева собирателен, в окружении автора было много таких людей. В своем произведении писатель предупреждает социум о приближающейся катастрофе, которая может коснуться каждого.

Несколько интересных сочинений

  • Жизненный путь — это постоянный выбор сочинение 11 класс Выбор является символом свободы. Глубоко внутри нас есть жажда и потребность в независимости. При выборе всегда полезно следовать логике наших устремлений и позиций, чтобы мы могли быть ближе к цели.
  • Анализ рассказа Бежин луг Тургенева 6 класс Иван Сергеевич был настоящим Сыном Отечества. В своих рассказах он всегда описывал красоту Русской природы. Произведение Бежин луг было написано для детской аудитории.
  • Сочинение по картине Нисского Подмосковная зима (описание) Картина называется Подмосковная зима. И сразу рождаются вопросы — почему именно Подмосковная? Чем она отличается от Московской или какой-либо другой? Ответы находятся в идее художника
  • Сочинение по произведению Три товарища Ремарка Э. М. Ремарк вошел в историю своими произведениями на околовоенную тематику. Быть точным, благодаря произведениям о Первой мировой войне.
  • Сочинение Война в истории моей семьи В нашей стране нет ни одной семьи, где бы ни чтили память героев Великой Отечественной войны, унесшей жизни миллионов советских людей. Эта война оставила не заживающий след в истории каждой семьи

Повесть “Нос” входит в третий цикл произведений Н. В. Гоголя под названием “Петербургские повести”.

Перед читателем предстает столица Российской империи Петербург. В повести жизнь людей в своих типических проявлениях раскрывается при помощи приемов сатиры, гротеска.

  • Краткое содержание повести Гоголя «Нос»

Последний прием часто строится на сочетании реальных признаков жизни и фантастического их восприятия.

Что реальное мы видим в повести? Перед нами Петербург, Невский проспект, по которому снуют люди. А вот и главный герой, майор Ковалев, франт и модник, ищущий в столице тепленькое местечко. Ничего фантастического!

Сплошная проза жизни!

Фантастика начинается в тот момент, когда майор на Невском проспекте вдруг увидит. свой нос! Герой ошарашен, изумлен! Да и как не испытать этого, если его собственный нос “был в мундире”, разъезжал на извозчике, молился в церкви. Ковалев “чуть не сошел с ума”.

Он преследует свой нос, пытается уговорить его вернуться на место. Да где там! Нос ведет себя независимо и принадлежность майору Ковалеву отрицает.

Тайна захватывает читателя буквально с первой фразы, о ней постоянно напоминается, она достигает кульминации, а разрешения этой тайны нет. Таинственным является не только отделение носа, но и то, как он существовал самостоятельно. Думаете, в финале повести мы узнаем, чем закончилась эта занимательная история?

Нет! Финал повести сохраняет фантастическую интригу: “Но здесь происшествие закрывается туманом, и что далее произошло, решительно ничего не известно”.

Таким образом, могу сделать вывод, что фантастика и реальность идут в повести рука об руку и служат одному: нарисовать чудовищную власть чинопочитания, показать всю нелепость человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо-бюрократической субординации, когда личность, как таковая, теряет всякое значение.

Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя “Нос”

Фантастическое и реальное в повести "Нос"

Фантастика — 
это особая форма отображения 
действительности, логически несовместимая 
с ре­альным представлением об окружающем мире. Она распространена в мифологии, фольклоре, ис­кусстве и в особых, гротескных и «сверхъестест­венных», образах выражает миросозерцание чело­века.

   В повести 
«Нос» у Гоголя полностью снят 
носитель фантастики – персонифицированное 
воплощение ирреальной силы. Но 
сама фантастичность остаётся. Отсюда 
впечатление загадочности от 
повести. Даже ошарашивающей странности.

   Перечень 
попыток найти причину таинственного 
поведения носа Ковалёва мог 
бы составить большой и курьёзный 
список. Ответа найти пока не удалось. Да и вряд ли удастся. Пожалуй, уж больше смысла в словах самого Ковалёва: «И пусть бы уже на войне отрубили или на дуэли, или я сам был причиною; но ведь пропал ни за что ни про что, пропал даром, ни за грош!…»

   Смысл событий 
«Носа» – в их неспровоцированности. Нет их прямого виновника. Нет преследователя. Но само преследование остаётся.

   Необычайность 
гоголевской повести вступает 
в её отношения к тайне. Романтическая 
фантастика неотделима от тайны, 
от поэтики тайны.

 Обычно повествование 
начинается с какого-либо странного 
необъяснимого события, то есть 
читатель с первых строк ставится перед тайной.

Напряжение тайны возрастает всё больше и больше, пока в загадочном не открывается наконец воля или влияние носителя фантастической силы.

В произведениях с завуалированной фантастикой протекает аналогичный процесс идентификации фантастики со сверхъестественной силой, с той разницей, что сохраняется возможность второго («реального») прочтения. В тех же случаях, когда фантастический план в ходе повествования уступал место реальному, снятие тайны также происходило с помощью реально-причинных (подчас даже бытовых) объяснений.

   Как же 
соотносится с этими различными 
формами существования тайны 
гоголевская повесть?

   «Нос» принадлежит 
к тем произведениям, которые 
ставят читателя перед тайной 
буквально с первой фразы. «Марта 25 числа случилось в Петербурге 
необыкновенно-странное происшествие».

 
Если необыкновенное, значит, будет 
разъяснение, разгадка? Нос ведёт 
себя так, как подобает «значительному 
лицу», имеющему чин статского 
советника: молится в Казанском 
соборе, прогуливается по невскому 
проспекту, заезжает в департамент, 
делает визиты, собирается по 
чужому паспорту уехать в Ригу.

Откуда он взялся, никого, в том 
числе автора, не интересует. Любое, 
даже самое бредовое, предположение 
не исключается. Главное в другом – в «двуликости» носа. По одним признакам, это точно реальный нос коллежского асессора Ковалёва, но второй «лик» носа – социальный, который по чину стоит выше своего хозяина, поэтому чин видят, а человека – нет.

В одном месте Гоголь одновременно играет обоими ликами носа: полицейский, «который в начале повести стоял в конце Исаакиевского моста» (то есть тогда, когда нос, завёрнутый в тряпку, был брошен в воду), говорит, что «принял его сначала за господина. Но, к счастью, были со мною очки, и я тот же час увидел, что это был нос» и т.д.

Никакой художник не сможет проиллюстрировать эту метаморфозу, потому что он заведомо призван сделать зримым то, что должно оставаться неуловимым и неразъяснённым. Фантастика «Носа» – тайна, которой нет нигде и которая везде.

  Тайна достигает 
своего апогея, а разрешения её 
всё нет. Наконец, в финале, где существовала последняя возможность 
раскрыть карты, повествователь 
вдруг отходит в сторону и 
начинает изумляться вместе с читателем: «Чепуха совершенная делается на свете. Иногда вовсе нет никакого правдоподобия».

   Изменяется 
в повести и функция слухов.

«Между тем, слухи об этом 
необыкновенном происшествии распространились 
по всей столице и, как водится, 
не без особенных прибавлений… 
Скоро начали говорить, будто 
нос коллежского асессора Ковалёва 
ровно в 3 часа прогуливается 
по Невскому проспекту…Сказал кто-то, что нос будто бы находился в магазине Юнкера… Потом пронёсся слух, что не на Невском проспекте, а в Таврическом саду…» и т.д. «Слухи помещены в необычный контекст. Они не служат средством завуалированной фантастики. Но они даны и не на фоне только что отменённой фантастики. Слухи выступают на фоне фантастического происшествия, поданного как достоверное. Благодаря этому картина осложняется. Гоголь искусно сохранил силу таинственности, высмеивания авторов слухов, он открывал в жизни нечто ещё более неправильное и фантастическое, чем то, что могли предположить любая версия или любой слух.

   Тончайшая 
ирония гоголевской повести в 
том, что она всё время играет 
на ожидании разгадки романтической 
тайны, пародируя её поэтику 
и всё дальше и дальше заманивая 
читателя в ловушку.

 Одним ударом 
Гоголь порывает со всеми возможными 
формами снятия романтической 
тайны. И это логично: ведь 
он устранил носителя фантастики, в идентификации которой заключалось 
раскрытие тайны.

 Вместе с тем 
Гоголь далёк и от снятия 
тайны реальным планом, с помощью 
реально-причинных мотивировок.

   Эта повесть 
явилась своего рода апофеозом 
прославления носа как такового 
в творчестве Гоголя. К изображению 
же этого органа писатель часто 
(настолько часто, что это кажется 
немного странным) прибегал на 
протяжении всей своей литературной 
деятельности.

Как раз на этой 
проблеме заостряет внимание 
в статье о Гоголе Владимир 
Набоков. Оказывается, носу у 
писателя отведена далеко не 
последняя роль. Образ носа, идея 
носа, всё, что связано с этим 
органом, преследовало Николая 
Васильевича до самой смерти.

В описании Набоковым болезни 
писателя и его кончины нос 
наделяется какими-то роковыми, фатальными 
свойствами.

   Какова же 
дальнейшая судьба развития гоголевской 
фантастики? Вопрос этот является 
частью другого: есть ли в 
нефантастических произведениях 
Гоголя элементы, адекватные или 
близкие рассмотренным формам 
фантастики?

   Воздерживаясь 
пока от общих выводов, заметим 
лишь одно. Такие элементы уже 
не объяснить понятием чуда 
или тайны, проистекающих от прямого вмешательства носителя фантастики, от его воздействия из прошлого или же от какой-либо неизвестной причины. Они располагаются уже в плоскости не ирреального, но скорее странно-необычного.

Ссылка на основную публикацию