Анализ повести «Выстрел» (А.С. Пушкин)

Анализ повести «Выстрел» (А.С. Пушкин)Повесть А.С. Пушкина «Выстрел» входит в сборник повестей Белкина. Это произведение отличается компактностью и сжатостью, характерными для пушкинской манеры написания прозаических произведений. Повествование ведется от имени некоего подполковника И. Л. П, бывшего на момент событий молодым офицером российской царской армии. Но в повести присутствуют еще два рассказчика – Сильвио и граф, который должен был стреляться с Сильвио. Это — композиционная особенность произведения, которая дает читателю возможность увидеть события, описываемые в повести, и ее главных героев, под разными углами зрения.

Сначала полковник И. Л. П. знакомит читателя с Сильвио, не военным, но человеком, который любит стрелять, и изрешетил в своем доме все стены. Описание Сильвио и его дома представляет собой экспозицию.

Когда-то Сильвио служил в гусарском полку, но вышел в отставку. Поэтому можно понять его дружбу с офицерами, служившими в том местечке, устраивает для них обеды. Но никто из его гостей не знал, кто он, откуда.

И что было в его прошлом.

Повесть «Выстрел» написана в романтическом стиле. Сильвио — довольно примечательная романтическая личность. Для литературного романтического героя было характерно иметь тайну, тяготившую его душу.

Рассказчик представляет главного героя таинственной, демонической личностью, на совести которой «какая-нибудь несчастная жертва». Офицеры нередко заводили разговоры о поединках между собой, но Сильвио такие разговоры не поддерживал.

Даже если у него спрашивали, предпочитал отмалчиваться.

Если присмотреться к Сильвио внимательнее, то перед читателем предстает добрый и порядочный человек, для которого честь – не пустой звук. Он – не убийца. Он может вдавить в стену муху, но всегда находит причину, чтобы не стрелять в человека.

В качестве развлечения здесь же организовывались карточные игры. Конфликт, вспыхнувший во время такой игры, служит завязкой сюжета. Эпизод, когда Сильвио отказался стреляться с Р. – это кульминация главы. Развязка – отъезд Сильвио и рассказ его о графе.

События второй части происходят в другое время и в другом месте. И. Л. П. по семейным обстоятельствам вышел в отставку, и вел жизнь обычного помещика, днем занимаясь хозяйственными делами, а по вечерам скучая о своей прежней жизни. С помещиками он дружбу не водил, жил уединенно. Экспозицией служит описание жизни И. Л. П.

В Н-ском уезде прошел слух о приезде нового помещика с женой. Начинается завязка. И. Л. П. решил познакомиться с новыми соседями и поехал к ним, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Здесь подполковник услышал продолжение той истории, которую ему рассказал Сильвио перед отъездом.

Сюжетная линия повести основана на конфликте между Сильвио и графом. Когда-то граф сильно задел самолюбие Сильвио, привыкшего во всем первенствовать, и между ними состоялась дуэль. Граф свой выстрел сделал. Но Сильвио увидел, что граф равнодушен к происходящему и не ценит собственную жизнь.

И Сильвио, поняв, что даже если убьет своего обидчика, тому сейчас будет все равно. Он отложил свой выстрел на неопределенное время. Прошло 6 лет. Сильвио узнал, что граф женился и счастлив. Он понял, что теперь граф не будет так беспечен к собственной жизни.

Тогда он собрался и уехал из местечка, где познакомился с И. Л. П.

Сильвио приехал к графу и увидел страх в его глазах. Граф любил свою жену и боялся причинить ей боль. Можно предположить, что Сильвио, увидев красивую молодую женщину, тоже не захотел отбирать у нее счастье.

Он насладился беспокойством и страхом своего обидчика, всадил в картину пулю, в том же месте, куда выстрелил граф, и ушел. Своим выстрелом он дал понять, что жизнь графа была в его руках.

Рассказ графа о приезде к нему Сильвио служит кульминацией 2-й главы и всей повести в целом.

Таким образом, в повести «выстрел» заложен глубокий смысл. Это повесть о смысле жизни человека, о добре и зле, о чести и бесчестии.

Анализ повести А.С. Пушкина "Выстрел"

Сильвио о графе. А.С.Пушкин. “Выстрел”.Сильвио о графе. А.С.Пушкин. “Выстрел”.

Тема рассказа – человеческие эмоции, которые основываются на обостренном самолюбии: это соперничество, зависть и месть. Автор показывает нам, насколько большую роль эти чувства могут играть в жизни иных людей.

Образ Сильвио

Бывший офицер загадочен и соткан из противоречий: он бедно живет и плохо одевается, но ежедневно угощает обедами всех служащих гарнизона. Это говорит о его большой щедрости и нестяжательстве.

По духу своему он истинный военный с головы до ног: смелый и даже дерзкий кутежник. Самая большая его страсть – это стрельба.

«Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью бедной мазанки, где он жил. Искусство, до коего достиг он, было неимоверно, и если б он вызвался пулей сбить грушу с фуражки кого б то ни было, никто б в нашем полку не усумнился подставить ему своей головы».

Образ его во время прощальной исповеди перед рассказчиком несколько романтичен:

«Мрачная бледность, сверкающие глаза и густой дым, выходящий изо рту, придавали ему вид настоящего дьявола».

Сильвио искренен и беспощаден к себе, когда признается рассказчику в собственной зависти ко графу:

«Я спокойно (или беспокойно) наслаждался моею славою, как определился к нам молодой человек богатой и знатной фамилии (не хочу назвать его). (…) Первенство мое поколебалось. (…) Я его возненавидел. Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние».

  • Здесь можно провести параллель с образами Моцарта и Сальери из «Маленьких трагедий», написанных в ту же осень 1830 года, что и повесть «Выстрел».
  • Гордость и военная натура Сильвио противопоставлена простому человечному характеру графа – человека, видимо, более развитого и образованного, который совсем не воспринимает всерьез все то, что так важно для Сильвио.
  • Для Сильвио важно чувствовать свою значительность, но рядом с веселым, блистательным графом, любимцем женщин и фортуны, он лишь острее ощущает свою неполноценность.

А спокойствие графа во время дуэли вовсе выводит Сильвио из себя. Ведь оно лишний раз подчеркивает великолепие натуры его соперника!

«Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? Злобная мысль мелькнула в уме моем».

Злобная мысль мелькнула в уме моем- в этой характеристике герой использует беспощадный к себе эпитет (злобная).

И мысль эта состоит в том, чтобы затаиться и долго ждать, когда настанет тот момент, в который графу станет по-настоящему жаль расстаться с жизнью. Это ожидание мести становится смыслом жизни главного героя. И Сильвио дождался.

Суть рассказа в том, что уязвленное человеческое самолюбие заставляет людей идти на жестокое мщение.

Даже когда они по натуре не являются злодеями.

Ведь Сильвио не подл, не коварен – о его щедром характере достаточно говорится в начале повести. В смысле моральных качеств он обыкновенный солдат, не слишком высоких способностей, но честный и прямой.

Убийцей он не был. И он прекрасно знал, что если хоть чуть-чуть прицелится, то точно убьет графа. Поэтому он и не стал стрелять.

Все, что ему было нужно – просто удовлетворить свое самолюбие. Наконец заставить жертву затрепетать, испытать что-то серьезное по отношению к нему.

А тем, что он не стал стрелять в графа, он лишь подчеркнул свое превосходство, снисхождение, жалость к нему. Именно этого так жаждал его душа, так как в обычной жизни не могла этого получить : граф казался во всех отношениях превосходнее – и чем ярче сверкало его превосходство, тем сильнее ненавидел его Сильвио.

По-моему, Пушкин здесь превосходно показал психологию зависти. И все же главное в рассказе – это не зависть, а именно самолюбие. Это очень тонкие оттенки эмоций, выявленные писателем.

То есть Сильвио – это не пушкинский Сальери, несмотря на сходство сюжетов. Как ни завидует Сильвио графу, он не жаждет его гибели.

Итак – единственной целью его было восстановить свое самолюбие, которое было поколеблено от встречи с графом. Именно этого он и искал.

Главная мысль произведения – ничто так не уязвляет гордого, самолюбивого человека, как равнодушное и пренебрежительное к нему отношение.

Иногда его самолюбие чувствует себя отомщенным, просто увидев реальное чувство, например, страх, в глазах своей жертвы. И все это потому, что человеку крайне необходимо чувствовать свою важность, свою значительность.

Это бывает часто с такими людьми, как Сильвио, которые не имеют никакого другого наполнения в своей жизни, кроме как эгоцентрическое самоутверждение в обществе.

Но Сильвио в конце рассказа участвует в освободительной войне в Греции. Этой концовочной деталью повествования Пушкин намекнул нам о том, что в душе героя под конец жизни, к счастью, начали развиваться более ценные идеи, нежели просто тщеславное самоутверждение.

Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.

Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в х!

Анализ повести «Выстрел» (А.С. Пушкин)

Слайд 1

Анализ повести «Выстрел» (А.С. Пушкин) Над проектом работали : Пак Платон , Кирилл Деревянко, Левинец Илья, Розовел Тимур, Дмитрий Матвеев, Ничукин Артём, Твердов Матвей. Руководитель: Учитель русского языка и литературы ГБОУ Школы№ 1595 г.Москвы

Слайд 2

О.А. Кипренский. «Портрет Пушкина». 1827 г.

Слайд 4

Болдинская осень Осень 1830 года А.С. Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии. Из-за вспыхнувшей холеры он был вынужден задержаться здесь. А.С. Пушкину пришлось прожить в Болдино 3 месяца. За это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен, около 30 лирических стихотворений, «Повести Белкина».

  • Слайд 6
  • В «Повестях Белкина» Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая ее. Он рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества «Повести Белкина» – цикл, состоящий из пяти повестей: «Выстрел» «Метель» «Гробовщик» «Станционный смотритель» «Барышня – крестьянка» «Повести Белкина»
  • Слайд 7

Повесть “Выстрел” писалась Пушкиным осенью 1830 года в Болдине. Первоначально повесть “Выстрел” состояла только из первой главы. Пушкин закончил ее 12 октября 1830 г.. В конце он приписал: “Окончание потеряно”. Другими словам, сначала Пушкин не собирался писать вторую часть.

Однако через 2 дня, 14 октября 1830 г., Пушкин сочинил вторую главу “Выстрела”. Повесть “Выстрел” стала четвертой по счету повестью, созданной для “Повестей Белкина”. После “Выстрела” Пушкин вскоре написал последнюю, пятую повесть – “Метель”. В основу повести лег реальный случай из жизни А. С.

Пушкина, когда последнего вызвал на дуэль его знакомый, офицер Зубов. Александр Сергеевич был вызван своим товарищем на поединок, так как поэт обвинил Зубова в нечестной игре в карты.

Во время сатисфакции, когда противник прицеливался в него, Пушкин спокойно ел черешни (впоследствии этот момент отразится и в тексте повести). ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Слайд 8

Дуэль Дуэлью назывался поединок между дворянами, который проводился по строго установленным правилам. Существовали так называемые дуэльные кодексы, в которых был детально прописан порядок проведения поединков.

Слайд 9

Дуэльный кодекс Например,”Дуэльный кодекс” Ф. В. Дурасова (1908 год) содержит 5 частей с 500 пунктами.

Слайд 10

Автор делится историей о Сильвио — метким в стрельбе и очень принципиальном в жизни человеке. Сильвио сразился на дуэли с молодым графом. Противник стрелял первым и промахнулся. А Сильвио, заметив, что в молодом человеке нет ни капли страха или сожаления, разозлился и решил отложить своё право выстрела.

Спустя шесть лет, когда его недруг женился, Сильвио отправился к нему в деревню, чтобы воспользоваться отложенным правом. Граф вновь стрелял первым и не попал. Сильвио навёл прицел на старого обидчика, но увидев искренний страх в его глазах и на лице его супруги, намерено промахнулся. Он лишь выстрелил в картину и покинул дом супружеской пары.

По слухам Сильвио погиб, принимая участие в греческих восстаниях. сюжет

Слайд 11

Главный герой Главным персонажем повести «Выстрел» является Сильвио . Он предстает перед нами как храбрый, умный, честный, добивающийся поставленной цели человек.

Читайте также:  Патриотизм в творчестве анны ахматовой: по стихотворению "мне голос был. он звал утешно…"

В Гусарском полку он имел сильное влияние на молодых офицеров, но после случая, когда герой отказывается вызвать на дуэль своего обидчика, теряет свой авторитет. Причиной отказа от дуэли послужило нежелание подвергать свою жизнь опасности, не отомстив врагу.

Мы видим человека, кардинально изменившего свою жизнь, полностью подчинив ее планам мести.

Слайд 12

Композиция – последовательное построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Повесть состоит из 2-х глав. 1-ая глава: Здесь идет речь о первой дуэли Сильвио с графом, в ней же автор рассказывает о самом Сильвио. 2-ая глава: В ней говорится о второй дуэли Сильвио с графом, идет рассказ офицера о графе. Композиция повести

  1. Слайд 13
  2. ПЕРСОНАЖИ
  3. Слайд 14
  4. Основная мысль Даже после сильной обиды месть можно осуществить не только убийством
  5. Слайд 15

Смысл книги прост : не обязательно проявлять жестокость, чтобы зарекомендовать себя как смелого офицера. Нужно поступать по чести, быть благородным и в нужное время суметь пощадить даже самого злейшего врага, предоставив его своей совести. Как утверждает Г. Макогоненко, Сильвио чуждо смирение.

Для героя находится более важная цель в жизни – сражение за свободу греков. Высокая цель способствует духовному обновлению, обогащению личности. Месть сменяет великодушие. В этом и состоит главная мысль повести.

Чему учит? Произведение учит благородству, хладнокровию в поступках, умению сдерживаться в сложных ситуациях, где всё может выйти из-под твоего контроля.

Слайд 16

Спасибо за внимание !

3267. Анализ произведения Выстрел Пушкина 6 класс Русский язык

Произведение «Выстрел» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году в селе Болдино. Оно входит в цикл произведений «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Изначально в задумке автора была лишь одна часть, а далее было приписано «окончание было утеряно».

Спустя несколько дней Александр Сергеевич всё-таки дописал вторую часть повести. Произведение отчасти носит автобиографический характер. Пушкин был вызван на дуэль своим товарищем, офицером Зубовым из-за нечестной игры в карты, а писатель во время выстрела завтракал черешней.

Кажется, что «Выстрел» должен носить жанр рассказа по своему небольшому размеру, на самом деле, как упоминалось выше, жанр этого произведения – повесть.

Литературное направление тоже не так просто, как кажется на первый взгляд. Наш главный действующий персонаж в начале показан романтической натурой, но, узнавая его ближе, мы видим дерзкую, полную решимости личность.

Поэтому литературным направлением является реализм.

Основная мысль очень кратка, проста и актуальна в наше время: даже, отстаивая свою честь, иногда лучше проявить великодушие вместо жестокости.

В произведении раскрываются темы жажды отмщения, длиной в шесть лет, сострадания, благородства и, конечно, отстаивания собственной чести.

Действующих лиц в произведении немного, их будет легко пересчитать по пальцам. Сначала повествование ведётся от автора, лирического героя, который находится на службе.

Далее он сближается с отставным гусаром по имени Сильвио, который перед своим отъездом рассказывает ему ситуацию, волнующую его уже шесть лет. Во второй части произведения лирический герой знакомится с графом.

По прошествии этого диалога он узнаёт, что этот граф являлся тем самым врагом Сильвио и наш лирический герой узнаёт окончание этого противостояния.

Перейдём к последнему и самому важному пункту в любом анализе – личное отношение к герою и произведению в целом. Несмотря на то, что повесть была написана почти два столетия назад, мы можем применить эту ситуацию и к нашему веку.

Повесть учит тому, что в любой неприятной ситуации стоит находить золотую середину, не нужно всеми способами, возможно даже жестокими, отстаивать свою честь или своё мнение. Нужно уметь сдерживаться в сложных ситуациях, особенно когда всё может выйти из-под твоего контроля.

Лучшее место проявления жестокости – поле битвы, а не человек из твоего окружения.

Вариант 2

История создания

Повесть «Выстрел» является четвертой по счету в цикле «Повести Белкина». Произведение, состоящее из двух частей было написано на основе реального случая из жизни автора. Однажды А.С. Пушкина вызвал на дуэль товарищ, обвинив его в нечестной игре в карты. Когда противник целился, писатель спокойно ел черешню (этот момент отражается в тексте повести).

Стоит отметить тот факт, что изначально, написанное в 1830 году произведение не предполагало наличие второй части, а в конце первой главы даже была приписка: «Окончание потеряно». Однако через пару дней все же у автора созрело продолжение и произведение приобрело окончательный вид, 14 октября 1830 года.

Жанр

Произведение относится к жанру повети, а литературным направлением является реализм.

Сюжет и тема

В произведение поднимается очень важная тема – ценность жизни человека.

События произведения развиваются в России в начале двадцатого века, временной промежуток растягивается на несколько лет.

Главным рассказчиком является один из молодых офицеров, которые так тяготели к обществу отставного военного Сильвио. Герой любит проводить время с бывшим офицером, но чувствует, что у того есть какая – то тайна.

Однажды Сильвио решается покинуть место своего обитания и перед отъездом решается поведать товарищу одну историю.

Как – то он поспорил с молодым графом и получил от него пощечину, что очень унизило и оскорбило офицера, он вызвал обидчика на дуэль.

Однако, во время поединка ему пришло осознание того, что молодой человек совсем не дорожит своей жизнью. Будучи отменным стрелком Сильвио, дождавшись выстрела соперника так и не спустил курок. Граф же промахнулся.

Несколько лет отставной военный вынашивает мысли о мести, когда он сможет вызвать в обидчике страдания и испуг. Слухи о намеренье молодого графа жениться побуждают в нем мысли о том, что наконец настал час расплаты.

Спустя несколько лет рассказчик случайно оказывается в доме графа и узнает продолжение старой истории. Сильвио встретился со своим обидчиком, жребий первого выстрела достался сопернику, но он промахнулся, на шум выстрела прибежала молодая жена графа.

Увидев смятение и робость на лице обидчика, Сильвио не стал разрушать его семейное счастье, а выстрелив в место, куда угодила хозяйская пуля покинул поместье и больше его никто не видел. Позже рассказчик узнает, что герой погиб в одном из сражений.

Главные герои

В повести выделены три главных героя, выступающими рассказчиками.

Офицер Сильвио – представлен добрым и порядочным человеком, со своими тайнами, которые словно тяжелый груз лежат на его душе. Но все его положительные качества очернены злобой и мстительностью к человеку, который превзошел его.

Граф – соперник Сильвио, молодой человек из богатой и знатной семьи. Веселый и остроумный, храбрый и успешный. Поспорил с Сильвио и дал ему пощечину.

Рассказчик – офицер, которому участники событий рассказывают свои истории. Хороший знакомый Сильвио, с уважением относящийся к старшему товарищу.

Композиция

Произведение делится на две части, в которых описываются события, произошедшие с разницей в пять лет. Офицер – рассказчик намекает читателю на некую историю, скрывающуюся за поведением его знакомого. История раскрывается в конце первой главы, но обрывается и продолжение начинается спустя несколько лет, когда рассказчик встречается со вторым участником конфликта.

Анализ 3

Данная работа была создана в 1830 году. Повесть делится на две части. Примечательно, что Александр Сергеевич изначально не собирался писать вторую главу. Но спустя два дня все изменилось, и автор принялся писать вторую часть. Основой данной работы является настоящий случай из жизни поэта. Пример с черешнями взят именно оттуда.

Данная работа написана в жанре повести. Основано на направлении реализма. Примечательно, что герой произведение проходит путь от романтизма до реализма.

На первый взгляд можно подумать, что герой смотрит на все сквозь розовые очки. Однако, не все так просто. Сильвио очень резок в принятии решений, моментами даже проявляет дерзость.

Герой очень пылкого и холерического склада характера.

В процессе прочтения мы видим коренное изменение героя. Теперь это не романтик, а самый настоящий реалист. Он теперь объективно оценивает происходящее вокруг. Теперь герой не боится поставить обидчика на место. Если это необходимо, он сделает это правильным образом. В итоге, Сильвио погиб в одном из сражений. Пал смертью храбрых.

Александр Сергеевич поднимает очень серьезные темы, которые касаются таких понятий, как благородство, месть и сострадание. Темой работы является месть и методы ее преодоления. Автор обличает месть, показывая ее истинную сущность. Это неправильный путь.

Далее поднимается тема защиты собственной чести и попытки восстановить доброе имя после того, как его нагло опорочили. Обиженный считает, что через совершение убийства сможет отстоять себя.

Автор хочет донести, что не стоит быть таким жестоким и кровожадным. Это не является единственным показателем того, что ты являешься смелым и настоящим офицером.

Всегда важно поступать честно, нигде не запятнать собственную честь, тогда все будет в порядке. Благородство очень ценное качество, нужно знать, когда уместно оставить обидчика на суд его собственной совести.

Она может замучить его, куда сильнее, чем что-либо другое.

Сильвио не может смиряться. Однако, ему помогла высокая цель, которая заключалась в освобождении греков. Высокая цель рождает обновление духовности и оживляет личность. Месть уходит на задний план, вместо нее впереди великодушие. Вот в чем заключается смысл произведения.

Данная повесть воспитывает благородство. Учит тому, что хладнокровие сохраняет от многих неправильных поступков. Порой люди часто поступают сгоряча, а потом очень жалеют о совершённом.

Месть лишает человека способности логически мыслить. У него как бы появляется пелена перед глазами, она способен думать только об одном. О том, как отомстить и поставить обидчика на место.

Обиженный готов положить на алтарь жизнь другого человека, только бы утешить раненое самолюбие. Уязвленный человек становится очень злым и не способным на сострадание.

Хладнокровие же помогает расставить все по местам и объективно оценить ситуацию.

6, 7 класс

Все сочинения

"Выстрел" – краткое содержание повести Александра Сергеевича Пушкина

Время на чтение: 11 минут

Анализ произведения

«Выстрел» А. С. Пушкин написал во время своего наиболее плодотворного периода — Болдинской осени 1830 года. Тогда же были созданы «Маленькие трагедии» и «Сказка о попе и работнике его балде». Все эти произведения изучают на уроках литературы в 6 классе .

Повесть «Выстрел» написана в зарождающемся в то время жанре «реализм». По сведениям литературоведов, основанием для ее создания стал случай, произошедший с самим поэтом.

Пушкина вызвал на дуэль его знакомый офицер Зубов, которого он уличил в нечестной игре. Во время поединка поэт ел черешни, не обращая внимания на противника.

Зубов стрелял и промахнулся, а Пушкин отказался от своего выстрела.

Произведение состоит из двух глав. В первой происходит завязка сюжета, во второй — его окончание. От имени автора выступает один и тот же человек, но действие происходит в разных местах. В книге «Выстрел» есть главные герои:

  • Сильвио — гусарский офицер в отставке;
  • Рассказчик — молодой армеец, от имени которого ведется повествование.

Также там имеются второстепенные персонажи. Автор дает им следующие характеристики:

  • Граф Б *** — мужчина в возрасте около 30 лет, привлекательный наружности, владелец большого имения. В молодости он был гусарский офицером, стрелялся с Сильвио на дуэли;
  • Графиня Б *** — жена графа, красивая женщина.

Чтение краткого пересказа повести Белкина «Выстрел» для читательского дневника не сможет дать полной картины произведения. Этого недостаточно для того, чтобы раскрыть тему или составить план сочинения, но оно поможет понять смысл названия повести и запомнить главное в развитии сюжета.

Описание героя и случай на обеде

Действие первой части происходит в захолустном городке, где был расквартирован гвардейский полк. Молодые офицеры скучали от размеренной гарнизонной жизни. Их развлекало лишь знакомство с проживающим там отставным гусаром Сильвио, который часто устраивал для них обеды. Это был угрюмый человек крутого нрава, обладающий злым языком. Он никому не рассказывал, почему получил отставку и зачем проживал в захолустье. Его доходы и состояние также были неизвестны.

Читайте также:  Анализ повести «барышня-крестьянка» (а. с. пушкин)

Хотя обеды Сильвио не отличались роскошью, там всегда было много шампанского. Этот загадочный человек владел искусством необыкновенно меткой стрельбы.

Несмотря на это, он никогда не принимал участия в разговорах офицеров о поединках. Когда его спрашивали, доводилось ли ему самому драться, он коротко отвечал, что доводилось.

Молодые офицеры полагали, что этот великолепный стрелок убил кого-то на дуэли.

Однажды на обеде у Сильвио произошел странный случай. Подвыпившие гости устроили карточную игру, при этом банк метал сам хозяин. Как обычно во время игры, он молча исправлял ошибки понтеров в записях.

Одному молодому прапорщику, недавно появившемуся в полку, не понравилось, что Сильвио исправил его ошибку. Он потребовал объяснений, но отставной гусар упорно молчал.

Тогда разошедшийся прапорщик в бешенстве запустил в него шандалом, после чего хозяин попросил его удалиться.

Все полагали, что Сильвио отомстит за оскорбление и вызовет обидчика на дуэль. Зная его необыкновенную меткость, они считали его противника уже мертвым.

Но вопреки ожиданиям, вызова на дуэль не последовало, Сильвио удовольствовался небрежным извинением. Это обстоятельство поначалу испортило репутацию отставного гусара. Но вскоре все забылось, и жизнь вернулась в прежнее русло.

Однако один из офицеров, которому Сильвио больше всех симпатизировал, не мог смириться с его унижением.

История дуэли

Все разъяснилось в тот день, когда на имя отставного гусара пришел пакет в полковую канцелярию. Прочитав послание, Сильвио объявил офицерам, что вскоре уезжает, и созвал всех на прощальный обед. После его окончания, когда все расходились по квартирам, он попросил остаться симпатичного ему молодого человека, от лица которого ведется рассказ, и открыл ему обстоятельства своей жизни. Он объяснил, что не вызвал на дуэль оскорбившего его офицера, потому что не может рисковать.

Оказывается, несколько лет назад Сильвио служил в полку, где отличался буйным и веселым нравом.

Его первенство среди офицеров было неоспоримым до тех пор, пока там не появился соперник, богатый и знатный молодой человек. Это был жизнерадостный повеса, которому всегда и во всем везло.

Сначала юноша пытался подружиться с Сильвио, но ему не удалось этого сделать. Тогда он без сожаления удалился.

Сильвио бесило, что молодой граф превосходил его во всем. Он пытался писать на него эпиграммы, но тот отвечал на них весело и остроумно. В конце концов Сильвио возненавидел своего соперника. Однажды на балу у знакомого помещика Сильвио отпустил плоскую шутку о даме, с которой у графа был роман, за что тот ударил его.

Дуэль была назначена на утро. Противник пришел на нее с фуражкой, полной черешен. Ему опять повезло — он должен был стрелять первым. Граф выстрелил и прострелил Сильвио фуражку.

Когда Сильвио целился, его враг спокойно постоял под дулом пистолета и ел черешни. Равнодушное поведение противника возмутило Сильвио, и он отказался стрелять. На это граф ответил, что он может сделать выстрел, когда ему будет угодно.

После этого Сильвио недолго оставался в полку и вскоре подал в отставку.

Он желал отомстить своему оскорбителю, но понял, что молодой офицер не дорожит собственной жизнью. Поэтому он решил дождаться того времени, когда все изменится. И вот, наконец, этот час настал. Ему написали, что граф собирается жениться на молодой красивой девушке.

Сильвио решил посмотреть, так ли его противник будет равнодушно стоять под дулом пистолета перед собственной свадьбой, как тогда в полку, когда он ел черешни. Рассказав эту историю, он простился с другом и вскоре уехал.

Реванш Сильвио

Через несколько лет рассказчик подал в отставку и поселился в принадлежащей ему небогатой деревеньке. Там он скучал до тех пор, пока не стало известно, что в соседнее имение возвращается его владелец с молодой женой, которых автор в сокращении называет граф и графиня Б *** . Рассказчик сразу же отправился к ним с визитом.

По описанию автора, супруги оказались очень симпатичными людьми. Они радушно приняли соседа и произвели на него очень приятное впечатление.

Внимание гостя привлекла картина, которая была пробита двумя пулями, всаженными одна в другую. Он сказал, что некогда был дружен с человеком, который мог сделать подобный выстрел.

Граф поинтересовался, как звали этого меткого стрелка, и сосед рассказал, что его имя Сильвио.

Это имя привело молодую пару в смущение. Граф спросил, не сообщил ли его друг о произошедшей с ним странной истории. Тут рассказчик понял, что встретил давнего врага Сильвио. Граф рассказал ему о новой встрече со своим противником.

Она произошла 5 лет назад в этом имении, где супруги проводили медовый месяц. Однажды они возвращались с прогулки, и случилось так, что граф приехал первый, а его жена отстала. Когда он зашел в дом, ему сообщили, что его дожидается человек, который не назвал своего имени. В гостиной граф увидел Сильвио, и тот напомнил, что за ним остался выстрел.

Нежданный гость предложил опять тянуть жребий. Граф сильно волновался, ведь вот-вот должна была возвратиться его жена. Ему опять достался первый выстрел. Он выстрелил против всех правил и попал в картину. Через минуту в комнату вбежала испуганная женщина, и граф стал уверять ее, что они просто шутят со старым другом. Но все, что происходило, совсем не было похоже на шутку.

Женщина была на грани обморока, и граф закричал Сильвио, чтобы тот немедля стрелял. На это его противник серьезно ответил, что ему достаточно того, что он видел испуг своего врага, остальное пусть останется на его совести.

Он пошел к двери, но по пути повернулся и выстрелил, почти не целясь. Пуля попала в то же самое место, куда стрелял граф. После этого случая Сильвио исчез.

Вскоре стало известно, что он погиб, участвуя в греческом восстании Александра Ипсиланти против турецкого владычества.

Выводы из произведения

Прочитав краткое содержание повести «Выстрел», можно понять, в чем смысл этого произведения и почему оно так называется. В нем говорится о том, что для Сильвио было важно не убить своего противника, а сделать выстрел, чтобы тот почувствовал страх перед смертью. Он доказал графу, что нельзя легкомысленно относиться к своей жизни.

Пушкин поднимает вопрос о том, как судьба влияет на жизнь героев, их решения и поступки. Он делится своими размышлениями с читателем и делает следующие выводы:

  • нельзя распоряжаться чужой жизнью лишь для того, чтобы удовлетворить собственные амбиции;
  • мелочные обиды и ущемленное честолюбие не стоят того, чтобы ради них убивать своего ближнего;
  • нельзя решать судьбу другого человека в угоду себе, какой бы сильной ни была обида.

Главный герой в конце повести поступил мудро. Он увидел в графе не злейшего врага, а обычного человека, который дорог своим близким. Сильвио простил нанесенное ему оскорбление и ушел не убийцей, а достойным человеком.

Отзывы

Во второй части повести главный герой выступает не как мститель, но как строгий судья. Его приговор: граф может жить, так как его жизнь теперь приобрела особый смысл.

В повести происходит сопоставление двух противоположных натур: мрачного и завистливого Сильвио и жизнелюбивого повесы графа.

Из всех повестей Белкина только «Выстрел» достоин гения Пушкина.

Онтологический анализ повести А. С. Пушкина «выстрел»

Аннотация

В статье дан онтологический анализ повести А.С. Пушкина «Выстрел», который позволит снять стереотипы с образа главного героя и постичь его характер и бытие.

Самым загадочным и дискуссионным из всех пушкинских героев является Сильвио из повести «Выстрел», открывающей цикл «Повестей Белкина». Эпицентр спора интерпретаторов сконцентрирован на постижении причин необычной дуэли главного героя с графом Б..

Одни считали, что причина эта лежит в социальной плоскости (бедный и богатый), другие – религиозной (католик и православный), третьи видят перед собой героя романтического. Что касается последней точки зрения, то за романтической маской у автора скрывается абсолютно реалистический персонаж.

Такие односторонние подходы не проясняют ни характер героя, ни мотивы его поведения, ни его внутренний мир. Пушкин в период с 1823 – 1830 годы находится в поисках своего стиля и своей темы, и, как точно заметил В.С.

Непомнящий, «начинает перемещаться из области литературно – идеологических задач в область «тайн бытия», из сферы эмпирической практики в сферу сущностей и смыслов» [1, с. 256].

Онтологический анализ пушкинской повести позволяет снять накопившиеся стереотипы в оценке её главного героя, получить ответы на спорные вопросы, многое понять в его характере и мировидении, осмыслив бытие его имени, личных вещей, символику цвета и ключевые онтологические мотивы.

Внимание необходимо сосредоточить на решении спорных вопросов:

  1. Какую цель преследует русский офицер гусарского полка, меняя своё исконное имя на иностранное?
  2. Почему рассказчик назвал своего героя именем Сильвио?
  3. Зачем герой шесть лет, думающий о мести, рисует своего противника в светлых красках, а о себе говорит сурово и с осуждением?
  4. Почему, получив право на выстрел и рискнув ради этого своей жизнью, Сильвио отказался стрелять в противника?
  5. Что привело этого бешеного себялюбца в ряды героев, восставших против османского ига?

Главным действующим лицом повести является бывший гусар, с необычным для русского уха именем – Сильвио. Интересно, что у автора все остальные герои повести безымянны. Следовательно, это знаковое имя, которое поможет понять сущность героя, девизом которого стали слова: «Я привык первенствовать». Эта страсть, как признаётся сам герой, была ему свойственна смолоду.

Судьба героя для всех окружена тайной, никому неизвестно является ли имя его настоящим. Однозначно, что тайна имени героя связана с его страстью быть первым. Можно исследовать две версии бытия имени героя.

Версия первая: настоящее имя героя не было аристократическим, о чём свидетельствует его жизнь после отставки в бедном местечке и скромном жилище. Известно, что офицерская служба в гусарских полках считалась престижной и подкупала не только роскошной формой, но и громкой славой лихих гуляк и храбрых воинов. Она влекла в свои полки и аристократическую молодёжь.

Чтобы первенствовать среди гусар-аристократов, молодой человек незнатной фамилии должен обладать особым военным даром или искусством.

В полку Сильвио наслаждался заслуженной славой редкого стрелка.

 «Искусство, до коего достиг он, было неимоверно, и если б он вызвался пулей сбить грушу с фуражки кого бы то ни было, никто б в нашем полку не усомнился подставить ему своей головы», — утверждает рассказчик – сослуживец.

Герой, возможно, и наградил себя звучным иностранным именем, чтобы отвлечь внимание от своих незнатных корней. Имя Сильвио восходит к латинскому слову «silva» – лес». В римской мифологии первоначально это был бог лесов и дикой природы, отождествляемый с Паном.

Следовательно, Сильвио – «лесной» синоним слов «дикий, звериный, свирепый». Такое имя может обозначать романтическую настроенность самого рассказчика – армейского офицера, и его стремление передать характерные черты внешнего портрета героя: «обыкновенная угрюмость», «крутой нрав» и «злой язык».

Версия вторая: имя Сильвио созвучно с именем, данным ему по святцам. Пушкин признавался, что имеет привычку ставить даты создания своих произведений. В данной повести зафиксирована дата написания её второй части, а именно: 14 октября.

В святцах имя героя соотносимо только с именем Сильвана Газского, пресвитера и распространителя веры Христовой, рождённого 14 октября. Пройдя через многие истязания, Сильван не отрекся от Христа. Впоследствии он принял мученическую кончину: вместе с сорока воинами- христианами был обезглавлен.

Его трагическая история может пролить свет на постижение финала жизни главного героя повести и его гибель с повстанцами под C ку лянами.

Попытка отдельных исследователей связать имя героя с латинской пословицей in silvam Iigna ferre («носить дрова в лес»), на наш взгляд, противоречит мотивам поведения пушкинского героя. Во всех европейских языках данная пословица строится одинаково.

Только в русском и английском они составлены из другого словесного материала. В русском это – носить воду в решете. В английском более поэтично, поскольку пришло с древнегреческого: носить сов в Афины – to bring owis to Athens. Однако эти пословицы используются для характеристики пустого безделья и бездельников.

Пушкинский же герой по своей харизме и энергетике не может относиться к этой категории людей.

Выбор автором имени своему герою – это онтологический символ его судьбы. Обратим внимание на три исторические личности в тексте повести: Денис Давыдов, Алексей Бурцев и Александр Ипсиланти. C одной стороны, эти имена передают дух эпохи, героику исторических событий и прославленные имена этого времени.

Читайте также:  Маленькие герои большой войны

C другой стороны, эти громкие имена – вехи в истории пушкинского героя. Первые два имени связаны с гусарским периодом его жизни. Третье имя появляется в финале повести.

Александр Ипсиланти – участник войны 1812 года, генерал-майор русской армии, он возглавил восстание против османского порабощения Молдавского княжества, руководил организацией «Филики Этерия» и поднял национально-освободительное восстание в Греции.

В повести есть два сквозных онтологических мотива, отражающие реалии быта и жизни гусарского полка: мотив пьянства и мотив игры в карты и с собственной жизнью.

 Герой признается, что в полку его молодости все «пили очень много», «хвастались пьянством», герой однажды перепил знаменитого гусара Бурцева, друга Дениса Давыдова.

Все играли в карты, поэтому «дуэли в полку случались поминутно».

Главной ценностью в полку признавалась только храбрость как «верх человеческого достоинства», прощающая и списывающая все имеющиеся у гусара пороки.

Сам герой бывал на всех дуэлях «или свидетелем, или действующим лицом». Играя с судьбой, офицеры полка, в том числе и сам герой, приравнивали жизнь к карточной игре и разменивали ее в расточительстве и пьянстве.

Оба мотива имеют прямую связь с миром тьмы. Никто и не задумывался о том, что игральные карты – это не просто атрибут азартной игры, но и «модель господства князя тьмы над его вольными и невольными подданными».

Пьяный же человек сверхдоступен для тёмных сил, которые проникают в его душу.

Сильвио усвоил психологию и «философию» гусарского полка. Его внутренний портрет никому неизвестен. По своей природе он добрый и сильный человек, обладающий благородством и умением прощать.

Однако эти качества были непопулярны в среде офицерства.

Герой пытается преодолеть в себе эти добродетели, культивируя в своём внешнем портрете таинственное и «демоническое» начала, пряча от чужих глаз свои подлинные добродетели.

Обратим внимание на бытие отдельных личных вещей героя. Многое могут рассказать о герое книги, которые он имел и читал, «большею частью военные, да романы». Выбор не случайный.

Сильвио зачитывался военными историческими книгами, именно здесь он учился храбрости и твёрдости духа, волновали его и истории любовных романов.

В книгах герой находил разные модели жизненного первенства.

Герой всегда, даже будучи уже штатским, имеет при себе оружие – пистолет. Автор-рассказчик отмечает, что «единственной роскошью его бедной комнаты» было «богатое собрание пистолетов.

Стены его комнаты были все источены пулями, все в скважинах, как соты пчелиные».

Ежедневно он упражнялся в стрельбе из пистолетов, а главным подтверждением этих тренировок являются лежащие на полу использованные пули.

Всем известно, что герой отменный стрелок, ни никто из сослуживцев не может привести ни одного факта о его «крутом нраве» или «демоническом зле», за ним нет ни одного убийства. «Впрочем, нам и в голову не приходило подозревать в нем что-нибудь похожее на робость.

Есть люди, коих одна наружность удаляет таковые подозрения», – замечает рассказчик. Оружие в руках не только военного человека, но и любого другого, наделяет его свободой и смелостью. В онтологии оружия ключевой оппозицией является «жизнь-смерть», которая тесно связана с категорией выбора.

Выстрел никогда не является случайным, а зависит всегда от выбора самого человека. Металлы, из которых сделано оружие и пули – сталь и свинец, относятся к огнестойким и долговечным, но потенциально несущие всему живому смерть. Часто с человеком, имеющим в руках оружие, происходит метаморфоза.

Он, словно переносит свойства металла на себя, и тогда его сердце становится стальным, а значит непреклонным и не знающим милосердия. Однако с Сильвио такой метаморфозы не произошло. Анализ онтологии личных вещей героя подводит к пониманию того, что герой становится пленником своего выбора, который сделал не в свою пользу.

Шесть лет тренировок и отшельничества, но не во имя убийства, а во имя успокоения собственного себялюбия.

Успех сопутствовал ему до тех пор, пока не прибыл в полк блистательный «молодой человек богатой и знатной фамилии…», имеющий всё: «ум, красоту, веселость, самую бешенную храбрость, самую беспечную, громкое имя, деньги…» Молодой граф, как ему показалось, оттеснил его первенство и пробудил в нём зависть, отчаяние и ненависть.

Поединок бешеной страсти и бешеной храбрости привели к дуэли, которая послужила поводом для его отставки, поставив крест на его военной карьере. Право первого выстрела выпало графу, который, не задумываясь, пробил навылет красную фуражку Сильвио, прострелив «на вершок ото лба». Герой же шёл на психологическую дуэль, хотел проучить и помучить молодого графа.

Тот же, ожидая выстрел, спокойно лакомился спелыми черешнями. Его равнодушие «взбесило» героя, и он боялся, что выстрел может быть не точным, воздержался от него. Такое поведение графа Сильвио посчитал беспечностью молодости, не знающей цену жизни. Однако такое поведение нельзя назвать ни беспечностью, ни бешеной храбростью, а только игрой с собственной жизнью.

Сильвио не стал стрелять, а молодой человек оставил ему право на выстрел.

Принято было считать, что право выстрела, по правилам дуэли, осталось за Сильвио. Это отмечали все авторы, кто анализировал «Повести Белкина».

В действительности же дуэльный кодекс был нарушен главным героем, потому что такой длительный перерыв в дуэли менял условия и требовал прежних или новых секундантов. Если условия нарушены, то «дуэль превращается в преднамеренное убийство» [2, с. 382].

Опытный в дуэлях Сильвио знал эти условия, а молодой граф таких тонкостей не ведал. Граф соглашается на повторную дуэль, потому что не мог отступить от своего слова.

В усадьбе графа поражает в портрете Сильвио новая деталь. Он «увидел в темноте человека, запыленного и обросшего бородой». Борода в русской культуре занимает важное место, она носит сакральный смысл: приближает человека к Богу, является символом благочестия и силы. Однако часто имеет и негативную окраску.

Борода возникает в рассказе графа о своей последней встрече с Сильвио, который приехал реализовать право на выстрел.

Неожиданное появление Сильвио вызывает у графа чувство внутреннего страха, поэтому восприятие портрета героя подаётся в демоническом ореоле, делая его ещё более «таинственным и мрачным» в сравнении с его светлыми характеристиками, которые дал ему рассказчик. Его появление из темноты воспринимается, как явление беса, пришедшего за жизнью.

После отставки черный цвет в одежде Сильвио стал постоянным, он «ходил вечно пешком, в изношенном черном сюртуке…» В этом описании чёрный цвет приобретает негативный оттенок. Он всегда есть противоположность белого, являясь цветом «неизвестности, конца, и в общем, физической смерти в будущем» [3, с. 245].

Герой приезжает в усадьбу графа в чувствительное время, а именно: в медовый месяц. Сильвио думает, одержимый жаждой встречи: «Посмотрим, так ли равнодушно примет он смерть перед своей свадьбой, как некогда ждал ее за черешнями!». В сцене второй дуэли раскрываются благородные качества героя. Сильвио предлагает вновь бросить жребий – первым вновь стрелял граф.

Герой увидел соперника под дулом пистолета испуганным, сломленным и униженным. Самое главное для него, что он заставил графа вновь стрелять в него. Этого герою хватило, чтобы уйти достойно. Уходя, Сильвио сказал графу: «Не буду… я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести».

В повести Пушкин не обозначил ни одной даты, одну можно найти в исторических справочниках – сражение под Скулянами произошло 17 июня 1821 года. Исследователи подсчитали время первой (1810 г.) и второй (не позднее 1816 г.) дуэли.

Если вдуматься в хронологию этих событий, то нельзя не заметить, что между началом и концом этой необычной дуэли пролегла отечественная война 1812 года. История героя такова: ему было уже 35 лет, наступало преддверие героического времени войны 1812, когда можно было сделать блестящую военную карьеру и прославить своё имя.

Однако шесть лет герой находится вне службы, выжидая время продолжения дуэли с графом Б… Жажда мщения у героя была настолько мучительной, что не сгорела в огне патриотической войны. Возможно, война только усилила и довела ненависть до стремления отомстить.

Тогда мотивы поведения героя понятны: после дуэли герой вышел в отставку, потому что рухнуло не только первенство в полку, но и надежда пробиться к славе и почёту. Во время этой войны с его храбростью, решительностью и энергией можно было бы получить громкое имя. Следовательно, герой мог ненавидеть молодого графа за то, что тот испортил ему военную карьеру.

Безусловно, в пушкинском тексте нет намёка на эту войну, но проведенные подсчёты дают развитие читательскому воображению. А иначе, как понять, почему все эти шесть лет Сильвио избегает дуэли с жестоко оскорбившим его поручиком. В ссоре, вспыхнувшей за картами, тот пустил в Сильвио шандал, которым игроки били шулеров.

Историческая справка о сражении под Скулянами свидетельствует о том, что 700 повстанцев стояли до конца против 15 тысяч турецкой конницы. Накануне трагического сражения отряд остался без предводителей. Вот тогда пушкинский Сильвио возглавил обречённых героев и погиб вместе с ними.

Вновь возникают вопросы: что побудило героя стать предводителем восставших: жажда славы, стремление покончить счёты с жизнью или защитить идею свободы? На наш взгляд, упоминание имени Александра Ипсиланти в словах о гибели Сильвио в сражении под Скулянами – это стремление автора показать своего героя в свете тех событий, которые воспринимались передовыми людьми России и Европы как подвиг мужества и свободолюбия.

Перед читателем первый в русской прозе характер «наполеоновского» типа, один из самых заметных характеров эпохи, долго привлекавший пристальное внимание отечественной литературы. Сильвио – предвестник множества образов: Германна в «Пиковой даме», лермонтовского Арбенина в «Маскараде».

Новизну этих образов увидел Федор Достоевский и создал галерею петербургских типов, претендующих на роль сверхчеловека Натура, наделённая мощными духовными силами, стремящаяся к первенству, не слишком разборчивая в средствах достижения цели, рано или поздно переживающая крах своих замыслов – это знамение времени.

Общее в Сильвио с его литературными «потомками» лишь оттеняет своеобразие характера, созданного Пушкиным. Это реалистический характер, который несёт нечто пророческое, потому что в нем воплощены определённые тенденции общественной психологии.

Сильвио – личность живая, противоречивая, наделённая яркой индивидуальностью и социальной типичностью, развивающаяся на протяжении повествования. Его ненависть выражена не столько к графу как человеку, а к воплощению всех тех, кому счастье доставалось без усилий, кто по праву рождения наделён и громким именем, и богатством.

Уже через шесть лет после первой дуэли, когда он произносит свою исповедь нельзя не почувствовать, что это во многом уже другой человек, который восхищается молодым графом.

Инерция жизни, целиком отданная мщению, ещё сохраняется. Глаза героя сверкают, когда он читает письмо-известие о том, что настал час для долгожданного выстрела.

Право на выстрел, которое казалось ему неоспоримым, теперь видится им как право на убийство. Совесть не позволила герою сделать выстрел.

Смертью своей с повстанцами во имя свободы Сильвио поднялся на высоту, достойную человека.

Литература:

  1. Непомнящий В.И. Поэзия и судьба – M.1983
  2. Таганцев Н.С. О преступлении против жизни по русскому праву – СПб.1870, т.
  3. Энциклопедия символов, знаков, эмблем – M.2005.

Фамилия автора: Крылова Л.А.

Ссылка на основную публикацию