Краткое содержание рассказа «Человек в футляре» (А.П. Чехов)

Кадр из мультфильма «Человек в футляре»: YouTube / Ukranima

Яркий пример остросоциальной прозы, где рассматривается судьба «маленького человека», — «Человек в футляре». Краткое содержание произведения поможет проникнуть в драму индивидуальности. Насколько безопасно жить в придуманном мире без эмоций? И почему людям свойственно избегать потока чувств? Ответы на эти вопросы дал Антон Чехов.

«Человек в футляре»: краткое содержание

Рассказ «Человек в футляре», краткое содержание которого знакомо каждому, поднимает ряд волнующих вопросов, которые не теряют своей актуальности и для наших современников. По сути, Антон Павлович Чехов лаконично описал непростое социальное явление «футляризма», которому свойственны замкнутость, зацикленность на устаревших догмах и мнимое ощущение безопасности.

Рассмотрим рассказ «Человек в футляре» кратко:

Экспозиция

Экспозиция рассказа «Человек в футляре» короткая и фрагментарная. Автор красочно рисует унылую обстановку сарая старосты Прокофия, стоявшего на самом краю деревни Мироносицкое. Именно в этом месте остановились двое путников, запоздалых охотников, возвращающихся с добычей. Ими были:

  • ветеринарный доктор Иван Иванович Чимша-Гималайский;
  • учитель городской гимназии Буркин.

Теплая обстановка сарая, приглушенный свет и усталость путников сподвигла мужчин на разговор об одиноких людях. Речь Буркина все больше персонализировалась и со временем обогатилась реальными примерами.

Краткое содержание рассказа «Человек в футляре» (А.П. Чехов)Иллюстрация Ники Харгияновой к произведению «Человек в футляре»: YouTube / Nika Nova

Завязка

В контексте философских задушевных размышлений друзей Буркин вспомнил о Мавре — жене старосты, у которого путники остановились на ночлег. Мавра:

  • имела высокий рост, крупное телосложение;
  • была здоровой и ладной;
  • имела ограниченный кругозор и никогда не выезжала из деревни.

В последнее время Мавра и вовсе перестала выходить из избы, просиживая весь день за печью и выбираясь на свежий воздух исключительно, когда смеркалось.

Развитие сюжета

Полностью углубившись в воспоминания, Буркин вспоминает о забавном персонаже Беликове, образ которого подробно описан в развитии сюжета рассказа «Человек в футляре». Герои постепенно восстанавливают детали его жизни. Буркин работал с ним в гимназии, поэтому знает массу подробностей.

Его коллега Беликов обожал спокойное времяпрепровождение и свой особенный, тихий ритм жизни. Для него было важно не отступать от собственных правил и придерживаться порядка, а все новое для персонажа становилось причиной стресса и беспокойства. Открытие театра или чайной студии герой характеризовал лишь одной фразой: «Это все хорошо, но как бы чего не вышло».

Но тут рассказ «Человек в футляре» приобретает неожиданный поворот — на горизонте появляется призрачная возможность женитьбы.

Избранницей педанта стала Варенька, милая девушка-преподаватель, которая переехала в город вместе со своим братом Михаилом Саввичем Коваленок.

Все тут же заприметили, что бойкая девушка оказывает знаки внимания Беликову и нашептали ему, что было бы неплохо наконец устроить свою личную жизнь.

Конечно же, это сильно выбило из колеи главного героя, поскольку ситуация для него была волнующая и непривычная. Но Беликов отважился и все больше проводил времени с семьей Коваленок. Брат Вареньки эти отношения не одобрял, но и не мешал возлюбленным строить личное счастье.

Кульминация

Ярко выраженной кульминации в произведении нет, но читатель все равно может наблюдать один эмоционально напряженный момент, от которого пострадал Беликов. «Человек в футляре» продолжается рассказом об одной провокационной ситуации, которая напрочь выбила из колеи главного героя.

Краткое содержание рассказа «Человек в футляре» (А.П. Чехов)Скульптурная композиция Давида Бегалова «Человек в футляре»: Instagram / Shateni_

Один из гимназистов нарисовал карикатуру на влюбленных преподавателей. Рисунок быстро разошелся между учительским составом и оказался в городской канцелярии. У Беликова событие вызвало шок и смущение. Общественные пересуды привели его к болезни, Беликов впервые пропустил работу.

Беликов считал Вареньку недостойной и распущенной особой, ведь она позволяла себе кататься на велосипеде. В мозгу педанта подобные вещи были несовместимы с благочестием. Решив прояснить этот момент с Михаилом Саввичем, Беликов попал на ответную агрессию — его спустили с лестницы. Вскоре учитель умер и, наверное, только после смерти обрел вожделенный покой и стабильность.

Развязка

В финале рассказа «Человек в футляре» Чехов приводит философские размышления Ивана Ивановича Чимши-Гималайского на тему одиночества, замкнутости и иллюзии стабильности. Вопрос «футляризма» поднимается и в контексте жизни социума, если учитывать реалии того времени.

«Человек в футляре»: анализ произведения

Теперь знаете, кто написал «Человек в футляре» и какую цель при этом преследовал Антон Павлович Чехов. Он создал остросоциальный рассказ на злобу дня, а вопросы, заданные в произведении, не теряют актуальности. Поможет понять художественные особенности рассказа «Человек в футляре» анализ:

История создания

История создания «Человек в футляре» непримечательна, но это ни в коей мере не преуменьшает значение произведения. «Человек в футляре» — часть известной «Маленькой трилогии» автора. Антон Павлович Чехов уже знал о своем смертельном заболевании (туберкулезе) и стремился оперативно закончить книгу.

Он написал рассказ в 1889 году и в том же году опубликовал его в журнале. Талант Чехова как тонкого психолога в полной мере выражен в произведении. Рассказ понравился многим читателям и критикам, стал примером психологической прозы.

Тема и конфликт

Рассказ «Человек в футляре» наполнен деталями описания жизни главных героев. Автор поступил таким образом, чтобы читатель мог создать четкий психологический портрет каждого из действующих лиц. В произведении поднимается сразу две важных темы:

  • «маленького человека»;
  • «футляризма».

Они нашли отражение при раскрытии проблематики «Человека в футляре»:

  1. Конфликт замкнутого человека и общества. Нужно помнить, что люди — существа социальные, для полноты жизни им нужно пребывать на виду, иметь друзей и недругов, влюбляться и расставаться. Специально ограничивая себя, человек становится равнодушным, апатичным и скучным.
  2. Конфликт проактивной и пассивной жизненной позиции воплощены в образах Михаила Саввича Коваленок и Беликова. Оптимизм, отвага и смелость в выражении мыслей и чувств сталкивается с замкнутостью и страхом осуждения. В итоге Беликов проигрывает битву, попадая в футляр, который навсегда скроет его от посторонних глаз.

Краткое содержание рассказа «Человек в футляре» (А.П. Чехов)Кульминация «Человека в футляре»: YouTube / MyBook

Особенности композиции и жанр

«Человек в футляре» — яркий пример рассказа в рассказе, поскольку он является частью знаменитой «Маленькой трилогии». Этому определению также способствуют некоторые признаки:

  • лаконичность изложения;
  • динамичность сюжета;
  • отсутствие четкой кульминации (акцент на психологическом состоянии героя);
  • главный герой лишь один, ему и посвящено повествование.

Композиционно рассказ состоит из небольших смысловых эпизодов, которые делают изложение логичным и поступательным, все больше и больше завлекая читателя и погружая его в конкретную проблему.

Характеристика главных героев

Для лучшего понимания идеи произведения следует более детально охарактеризовать главных героев:

Беликов

Беликов — удивительно скучный человек:

  • даже в хорошую, солнечную погоду мужчина не выходил на улицу без резиновых сапог, зонта и пальто на вате;
  • он работал преподавателем греческого «мертвого» языка, изо дня в день покорно спешил в гимназию;
  • каждая вещь педантичного мужчины была на своем месте, имела свой футляр. Казалось, что даже лицо Беликов «упаковывал» под маску равнодушия.

Краткое содержание рассказа «Человек в футляре» (А.П. Чехов)Мультфильм «Человек в футляре» по мотивам произведения Чехова: YouTube / InternetUrok

Михаил Саввич Коваленок

Коллега Беликова, преподаватель географии в гимназии, Михаил Саввич:

  • полный антипод Беликова, проактивный и смелый человек;
  • подвижный, катается на велосипеде;
  • любознательный и ироничный;
  • открытый, не боится осуждения, обладает внутренней силой.

Варвара Саввишна Коваленок

Она преподаватель гимназии:

  • красивая 30-летняя девушка;
  • очаровательно поет и ведет активную жизнь;
  • не боится осуждения, жизнерадостная хохотушка.

Скучное и унылое существование Беликова служит гиперболой бессмысленной замкнутой жизни в футляре. Важно быть готовым к неожиданным поворотам судьбы, принимая все изменения и метаморфозы как данность.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1881158-celovek-v-futlare-kratkoe-soderzanie-i-analiz/

Кратко «Человек в футляре» А. П. Чехов

⭐⭐⭐⭐⭐ «Человек в футляре» за 2 минуты и подробно за 4 минуты. 

«Человек в футляре» включен Чеховым в трилогию «маленьких» рассказов, кроме него в этом цикле представлены произведения: «Крыжовник» и «О любви».

«Человек в футляре» — это переосмысленный авторский взгляд на проблему «маленького человека» в литературе.  Герой рассказа Чехова в корне отличается от знакомого всем гоголевского персонажа-одиночки, тем, что представляет собой буквально целое общественного явления. 

Очень краткий пересказ рассказа «Человек в футляре»

Два охотника, Буркин и Чимша-Гималайский, останавливаются на ночь в сарае. Один из них — учитель, другой — ветеринар. Первый из них рассказывает второму историю учителя греческого языка Беликова.

Коллега Буркина был необычным человеком — уединенно жил и был крайне озабочен мнением окружающих, особенно тех, кто стоял выше по должности. Его ежедневное поведение и внешний вид подтверждали привычку постоянно чего-то опасаться.

Даже в солнечную погоду Беликов “упаковывал” себя в “футляр” из зонта, калош и тёмных очков. Порой казалось, что своим состоянием “как бы чего не вышло” учитель заражал весь городок.

Затем в гимназию устроился новый учитель Коваленко, сестра которого приглянулась нелюдимому Беликову. Надо сказать, Варенька нравилась всем — жизнерадостная, общительная, приятной наружности. Местные дамы сразу решают поженить Варю и Беликова. Всё это выглядело очень мило пока кто-то не нарисовал карикатуру на эту пару.

Невинная шутка весьма расстроила Беликова. А когда он увидел девушку на велосипеде, его мир вообще перевернулся. Беликов даже отправился с беседой к брату Вареньки. Ведь это же верх неприличия: женщина на велосипеде! Однако Коваленко так не считал и спустил Беликова с лестницы. Всем, даже Вареньке, эта ситуация показалась забавной.

Всем, но не Беликову, который в ужасе поспешил домой. Мысль, что о происшедшем узнает весь город довела его до болезни и, спустя месяц, он умер. Во время похорон стояла дождливая погода.

Провожающим покойника казалось, что они освободились от его влияния, но на самом деле жизнь в городе ничуть не изменилась. А сам усопший, лёжа в гробу, выглядел чуть ли не счастливым. Ведь он теперь был навечно защищён футляром.

Главные герои и их характеристика:

Чехов мастерски подобрал для своего произведения персонажей: кажется невозможно их совместить, но они работают в одной гимназии и уживаются в небольшом городке.

Именно этот контраст помогает читателю прочувствовать острые вопросы морали, личного выбора и совести, поднятые автором рассказа.

  •  Иван Иванович Чимша-Гималайский  – врач-ветеринар, отдыхающий на свежем воздухе в селе Мироносицкое. Худощавый, высокий старик с длинными усами.
  •  Беликов  – персонаж, которому автор не дал имени. Учитель греческого, о котором и идёт речь в произведении. Чрезмерно осторожный до всего нового человек. Запрет для него закон, а чужое мнение — первично. Беликов ощущал себя комфортно только находясь в “футляре”: внутренне, не выступая за границы “дозволенного”, а внешне, не снимая темных очков и плаща. Он даже умер от переживаний, что весь город узнает как над ним посмеялись.
  •  Варенька Коваленко  – незамужняя сестра учителя Коваленко. Около 30-ти лет, высокая и стройная, красивая хохотушка. Своим пением и жизнерадостностью девушка мгновенно очаровала всех вокруг и, в том числе, Беликова.
  •  Михаил Коваленко  – новый преподаватель географии и истории, брат Вари. Рослый мужчина с грубым голосом. На дух не переносил Беликова.
  •  Буркин  – учитель из гимназии, рассказавший историю Беликова. Ростом мал, полный по комплекции, лысый, но с длинной бородой. Хороший рассказчик, наблюдатель. Его можно назвать “местным философом”.
  •  Афанасий – постоянно пьяный повар Беликова.
  •  Мавра – немного странная женщина, супруга старосты села Мироносицкое. Мавра днём находилась дома. а по ночам разгуливала по деревне.
Читайте также:  Сочинение: Образ старухи-процентщицы в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»

Краткое содержание рассказа «Человек в футляре» подробно по плану

Краткое содержание рассказа «Человек в футляре» (А.П. Чехов) Антон Павлович Чехов  Повествование в произведении построено по принципу рассказ в рассказе и ведётся от лица учителя Буркина в адрес Ивана Ивановича, которые на окраине села Мироносицкого остановились на ночлег. 

I. Жизнь за стенками «футляра»

Одинокий мужчина чуть старше среднего возраста преподавал греческий язык в гимназии. Окружающие звали его «человек в футляре» за его излишнюю боязливость и ведение замкнутого образа жизни.

Для всего у него был предусмотрен свой футляр или чехол: для часов, для ножа, для зонта и т.д. У учителя этого была ещё и необычная привычка — приходить с визитом в дом к кому-то из коллег и молча там сидеть.

Таким образом, он выполнял «товарищеские обязанности». Он был строг к себе и ко всем кого встречает на пути. За это его побаивались. Даже директор гимназии относился к нему с опаской.

II. Отношения с Варенькой

В гимназию устроился новый педагог — Михаил Коваленко. У него была незамужняя сестра Варя. Жизнерадостная, певучая и смешливая девушка очаровывает всех вокруг себя, даже Беликов проникся к ней симпатией.

Педагогический коллектив надеялся “свести” этих двоих в пару, вдруг, тогда господин Беликов станет мягче. Был даже некий прогресс: Беликов ходил в гости к Коваленко, но предложение девушке делать не спешил.

Он беспокоился: «как бы чего не вышло», ведь «брак это дело серьёзное», а Варенька была уж больно бойкой особой.

III. «Велосипедная история»

А потом всё испортил случай. Сначала кто-то неудачно подшутил, изобразив на пару карикатуру, да ещё распространив её по всему педсоставу. Беликов очень тяжело перенёс эту ситуацию.

Не успел он оправиться, как увидел свою пассию и её брата во время велосипедной прогулки. Тут он стал мрачнее тучи, так как пребывал в полной уверенности, что женщина ни в коем случае не должна ездить на велосипеде. Это очень неприлично.

IV. Беликов опозорен

Выкинуть из головы события, что произошли с симпатичной ему женщиной, Беликов не мог. Он даже не высидел весь рабочий день, отпросился. Вечером отправился к Коваленко, но застал дома только Михаила, который, мягко говоря, недолюбливал зануду-учителя.

Беликов попытался провести что-то вроде воспитательной беседы с Коваленко. Сказал, что на велосипеде неприлично кататься, особенно женщинам и педагогам. Однако у Коваленко на это было собственное мнение, он в сердцах столкнул надоедливого Беликова с лестницы и тот упал.

На беду в это время подошла Варенька с двумя знакомыми дамами. Она подумала, что её ухажер свалился по нелепой случайности и рассмеялась от всей души. Это стало страшным позором для учителя греческого. Он поспешил домой, там занемог, слёг и уже через месяц его не стало.

V. Мир после ухода Беликова

Беликова похоронили. многие чувствовали облегчение по этому поводу. Не станет зануды — станет проще и веселее жить. Так думали все. Но жизнь в гимназии и в городе ничуть не изменилась. Она так и осталась серой, скучной, обыденной.

Когда Буркин поставил точку в своём повествовании, Иван Иваныч сделал вывод: жизнь в душном городе, в тесных комнатах, ненужная писанина на службе и надоевшая игра в винт по выходным — ни чем не лучше футляров Беликова.

Кратко об истории создания рассказа

Сатирический рассказ «Человек в футляре» был написан в начале лета 1898 года, он завершал небольшую трилогию. На момент написания произведения А.П. Чехов уже был серьёзно болен.

Обнаруженная в его организме чахотка не давала талантливому писателю работать «на всю катушку», но, несмотря на спад активности творческого процесса, он достойно завершил свою «летнюю» трилогию.

Рассказ вышел в печать в этом же году в журнале «Русская мысль».

Краткое содержание «Человек в футляре»

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 8001.

Обновлено 1 Октября, 2021

Рассказ «Человек в футляре» Чехов написал в 1898 году. Произведение является первым рассказом «Маленькой трилогии» – цикла, включающего также рассказы «Крыжовник» и «О любви».

В «Человеке в футляре» Чехов рассказывает об учителе мертвых языков Беликове, который всю свою жизнь пытался заключить в «футляр». Автор по-новому переосмысливает образ «маленького человека». Беликов более масштабен, чем гоголевский персонаж, он становится воплощением целого общественного явления – «футлярности».

Прочитать краткое содержание «Человека в футляре» по главам можно на нашем сайте.

  • Беликов – учитель греческого и латинского языков («мертвых языков»), «человек в футляре», преподавал в одной гимназии с Буркиным, соседом рассказчика.
  • Варенька – сестра Коваленко, «лет тридцати», «высокая, стройная, чернобровая, краснощекая», «не девица, а мармелад».
  • Коваленко Михаил Саввич – учитель географии и истории, «из хохлов», «молодой, высокий, смуглый, с громадными руками».
  • Буркин – учитель гимназии, сосед Беликова, который рассказал его историю Ивану Ивановичу.
  • Чимша-Гималайский Иван Иваныч – ветеринарный врач.

«На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники» – Иван Иваныч и Буркин. Мужчины не спали, рассказывая разные истории. Разговор зашел об одиноких людях, «которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу».

Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликов. Тот отличался тем, что в любую погоду всегда выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом пальто на вате.

Для каждой вещи у Беликова был свой чехол: и для зонта, и для часов, и для перочинного ножа, даже лицо его, «казалось, тоже было в чехле», потому что он «прятал его в поднятый воротник», носил очки.

«У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр от внешних влияний».

Даже его предмет – «мертвые языки», был для учителя своеобразным способом убежать от действительности.

Для Беликова были понятны только те газетные статьи, в которых что-то запрещалось. Любое отступление от правил вызывало в нем уныние, а любимым его выражением было «как бы чего не вышло». Своей мнительностью и осторожностью учитель угнетал весь город.

У Беликова была странная привычка: он ходил по квартирам учителей, сидел там молча и уходил, считая такие визиты своей «товарищеской обязанностью». Беликов был соседом Буркина, поэтому рассказчик знал, что дома у «человека в футляре» тоже «ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, и – ах, как бы чего не вышло!».

Однако Беликов, несмотря на свой характер, едва не женился. К ним в школу назначили нового учителя истории и географии – Михаила Саввича, который приехал вместе с сестрой Варенькой, смешливой женщиной, певуньей. Как-то на именинах у директора, видя Варю и Беликова рядом, учителям пришла мысль, что «хорошо бы их поженить».

Все начали убеждать учителя в необходимости жениться. Варя тоже была не прочь выйти замуж и оказывала Беликову «явную благосклонность».

Решившись на брак, Беликов все чаще бывал у Коваленок, но делать предложение откладывал, делясь с Буркиным своими опасениями по поводу того, что у Вари слишком бойкий характер, а «брак вещь серьезная».

Брат Вари с первого же дня возненавидел учителя греческого, дав ему название «глитай абож павук», но их отношениям не препятствовал.

Однако все перевернул один случай. Какой-то проказник нарисовал карикатуру с надписью «влюбленный антропос», изобразив Беликова и идущую с ним под руку Варю.

Рисунок при неясных обстоятельствах оказался у всех учителей, чиновников и у самого Беликова. «Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление».

А когда, выходя из дома, учитель увидел Коваленко и Варю на велосипедах, он был омрачен еще сильнее, так как считал, что ездить на велосипеде женщинам и преподавателям гимназии неприлично.

На следующий день Беликов чувствовал себя нехорошо и даже впервые ушел с занятий. Вечером он отправился к Коваленкам, где застал только брата. Беликов пытался объяснить, что кататься на велосипедах неприлично, чем только разозлил Михаила Саввича. И когда учитель греческого пообещал доложить о содержании их разговора директору, Коваленко не выдержал и спустил Беликова с лестницы.

Как раз в это время в дом вошла Варя с двумя женщинами. Решив, что Беликов упал сам, она не удержалась и громко захохотала. Мысль о том, что о случившемся узнает весь город была настолько ужасна для учителя, что он, «вернувшись к себе домой, лег и уже больше не вставал».

Через месяц Беликов умер. Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было приятное и кроткое, «точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет». После его смерти все испытали облегчение.

Вскоре «жизнь потекла по прежнему», «не стало лучше».

Буркин закончил свой рассказ. Иван Иваныч, размышляя над историей Беликова, произносит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?».

В рассказе «Человек в футляре» Чехов впервые обозначил одну из ведущих тем своего творчества – тему «футлярности».

По мнению автора, это социальное явление отражается в боязни окружающего мира, мнительности, робостью перед чем-то новым и нежеланием это новое пускать в свою жизнь, ведь «как бы чего не вышло».

На примере Беликова автор в гротескной форме обличает все недостатки «футлярности» и показывает, что она ведет только к деградации и опустошению личности.

Предлагаемый краткий пересказ «Человека в футляре» будет полезен школьникам при подготовке к урокам и проверочным работам по русской литературе.

Тест для самопроверки запоминания краткой версии рассказа:

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 8001.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 11/15

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 12/16

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 16/19

Гость завершил

Тест «Гроза»с результатом 19/19

Гость завершил

Тест «Биография Гончарова»с результатом 10/12

Гость завершил

Тест «Бедная Лиза»с результатом 8/11

Гость завершил

Тест «Капитанская дочка»с результатом 8/16

Гость завершил

Тест «Хорь и Калиныч»с результатом 11/12

Гость завершил

Тест «Тихий Дон»с результатом 10/18

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

⚰️ «Человек в футляре» за 4 минуты. Краткое содержание рассказа Чехова

: Учитель гимназии, боящийся всего на свете и живущий согласно распоряжениям начальства, решает жениться. Долгое сватовство извлекает учителя из его «футляра», и он умирает, испугавшись реальной жизни.

Охотники Иван Иваныч и Буркин остановились на ночлег. Они делились друг с другом историями из жизни.

  • Иван Иваныч Чимша-Гималайский — ветеринарный врач, высокий худощавый старик с длинными усами.
  • Буркин — учитель гимназии, преподаёт точные науки, наблюда­тельный, ироничный, замкнутый.
  • Буркин стал рассказывать о своём коллеге — учителе греческого языка Беликове.
  • Беликов — учитель греческого языка, служивший вместе с Буркиным в гимназии, маленький человек с лицом, похожим на морду хорька, боязливый, мнительный зануда и бюрократ.

Продолжение после рекламы:

Этот человек носил тёмные очки, фуфайку, тёплое пальто, зонт и галоши даже в тёплую погоду. Все его вещи были в чехле, а сам он в постоянной тревоге «как бы чего не вышло».

Читайте также:  Все повести Пушкина в одной подборке

Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний.

Беликов боялся абсолютно всего.

Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние. Дома у него также были сплошные ограждения: халат, колпак, замки, задвижки. Кровать Беликова была словно ящик, а спал он, укрывшись с головой. Женской прислуги он не держал, потому как боялся сплетен.

Старик Афанасий был его единственной прислугой.

Афанасий — слуга Беликова, полоумный пьяница 60-ти лет.

На всех собраниях препода­вателей Беликов жаловался, предлагал исключать учеников и наказывать всех за несоблюдение порядков.

Буркин ошарашил Иван Иваныча тем, что сообщил, что однажды Беликов чуть не женился. В гимназию направили нового учителя — Коваленко.

Михаил Саввич Коваленко — учитель истории и географии; молодой, смуглый, высокий мужчина, родом из Малороссии, говорит гулким басом и ходит в вышитой сорочке.

Брифли существует благодаря рекламе:

Тот приехал не один, а со своей сестрой Варенькой.

Варенька Коваленко — сестра Михаила Саввича, 30 лет, высокая, стройная, чернобровая и румяная, весёлая певунья и хохотушка.

При их знакомстве с Беликовым она привлекла его внимание своим пением. И тут весь педагогический состав вспомнил, что Беликов не женат и надо бы их с Варенькой свести.

Вареньке было 30 лет, а Беликову за сорок. Она была не против выйти замуж, тем более что с братом отношения не были гладкими. Варенька стала показывать явную благосклонность к Беликову, а тот всё взвешивал предстоящие обязанности и ответственность.

…решение жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел и, казалось, ещё глубже ушёл в свой футляр.

Между тем кто-то нарисовал карикатуры на него и Вареньку, и Беликов переживал такие насмешки очень тяжело. Затем, когда Беликов прогуливался с Буркиным, им навстречу ехал Коваленко с сестрой на велосипедах. Варенька, как обычно, громко смеялась. Этот факт ужасно возмутил Беликова. Он стал рассказывать Буркину, что негоже преподавателю, тем более женщине, ездить на велосипеде.

С этой мыслью он посетил Коваленко и высказал все свои замечания. На что тот, в свою очередь, в грубой манере дал понять, что будет делать то, что ему нравится. Настойчивый Беликов в итоге был спущен с лестницы. Когда он скатился с лестницы, вошла Варенька с двумя дамами и, глядя на него, расхохоталась.

И этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова.

Вернувшись домой, Беликов убрал со стола портрет Вареньки, лёг и больше уже не вставал. Через месяц он умер.

Продолжение после рекламы:

Погода была пасмурная и дождливая, на похоронах все были с зонтиками и в галошах. Все почувствовали свободу и облегчение, когда похоронили Беликова.

Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже весёлое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет.

Но вскоре обнаружили, что легче жить не стало. Жизнь осталась такой же скучной и унылой.

Иван Иваныч отметил, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — всё это и есть футляр.

Иван Иваныч всё размышлял о трудностях жизни, о вещах, которые не дают ему покоя: ложь, обиды, унижения. Буркин предложил просто лечь спать и через десять минут уже спал. А Иван Иваныч всё не мог уснуть, а потом встал, вышел наружу и снова закурил трубку.

Краткое содержание Чехов Человек в футляре

В старом сарае сидели два охотника: ветеринарный врач и учитель. Спать ещё не хотелось, поэтому они развлекали друг друга интересными историями.

Учитель вспомнил случай о своём товарище, который работал вместе с ним в гимназии. Странный это был тип. Даже в солнечную погоду он ходил с зонтиком и в калошах. И все вещи, которые у него были, тоже находились в чехлах и чехольчиках.

Дома он тоже жил, как в футляре, за закрытыми окнами и дверями. Когда ложился спать, прятался под одеяло с головой. Служанку себе в наём не брал, боялся, чтобы плохо о нём не подумали. Готовил и убирал у него вечно пьяный повар.

В гимназии его боялись не только ученики, но и учителя и сам директор. Всё он делал по правилам, осуждал тех, кто уклонялся от своих обязанностей. На совещании в гимназии постоянно жаловался, что учащиеся на уроках шумят, что молодёжь ведёт себя плохо.

Однажды к ним в гимназию назначили нового преподавателя по географии, который приехал со своей сестрой Варей. Всем понравились их шумные и весёлые характеры. Девушка прекрасно исполняла украинские песни.Все были от её пения в восторге, и Беликов тоже.

Местные дамы решили познакомить их поближе: то в театре вместе посадят, то в гости пригласят. Так они незаметно сблизились и стали встречаться. С предложением Беликов не торопился, считал, что надо подумать перед таким серьёзным шагом. Но вдруг случилось непредвиденное событие. Кто-то нарисовал на Беликова карикатуру.

На ней он был изображён вместе с Варей, идущими под зонтом по улице.

Такие рисунки получили все преподаватели учебных заведений в городе. Беликову тоже достался экземпляр. Можно представить его состояние. Даже тем, кто относился к нему неприязненно, стало его жалко.

Но тут Беликов увидел, как мимо него проехали на велосипеде Варя с братом. Он был возмущён до глубины души.

На следующий день он пришёл к брату Вари и начал отчитывать его за такое поведение, а также за поведение его сестры.

Беликов считал, что учителям, а также женщинам неприлично разъезжать по городу на велосипеде. Закончилось это тем, что разгневанный учитель географии столкнул Беликова с лестницы. Возвратившаяся домой с двумя подругами Варя увидела эту сцену и громко рассмеялась.

Беликов был в отчаянии. Он понял, что такого позора он не перенесёт. Он вернулся домой, слёг и больше не поднялся. Хоронили его в холодный и дождливый день, прячась под зонтиками. А лицо Беликова в гробу было спокойным и довольным, как будто его устраивал этот футляр.

Главная мысль

Рассказ учит жить счастливой и полноценной жизнью, не обращать внимания на мелкие неприятности.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

Человек в футляре. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание День рождения Инфанты Оскара Уайльда
    День рождения Инфанты – это сказка, написанная Оскаром Уайльдом. Как видно из названия, события произведения происходят в двенадцатый день рожденья испанской принцессы Инфанты.
  • Краткое содержание Мёрдок Чёрный принц
    Все изложение начинается с незамысловатого предисловия, из которого следует, что автор опубликовал три книги. Имя автора – Бредли Пирсон. Всю свою сознательную жизнь он проработал на посту инспектора в налоговой.
  • Краткое содержание сказки Заяц и еж Гримм
    Однажды, в теплый погожий денек стоял Ёж у своего дома. Делать было нечего, и он решил сходить на поле и посмотреть, как растет брюква. На поле Ёж встретил Зайца
  • Краткое содержание сказки Толстого Иван да Марья
    На берегу лесного озера жили в избушке брат с сестрой – Иван и Марья. Брат часто отлучался по делам, сестра его дома хозяйничала и брата ждала. Уходя, он всегда предупреждал её, чтобы она ночью из избы не выходила
  • Краткое содержание Шварц Два брата сказка
    Глубоко в лесу жил в избушке лесничий Чернобородый вместе с семьей – женой и двумя сыновьями, 12 и 9 лет. Не были братья дружными между собой, и это очень огорчало отца.

Человек в футляре – краткое содержание

Ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, охотники, останавливаются на ночлег возле села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия. Чтобы скрасить время, они рассказывают истории.

Вспоминают Мавру, жену старосты, замкнутую женщину, которая в последние годы из дома выходит только ночью.

Буркин развивает идею, что возможно, стремление закрыться, запереться в скорлупе, — это атавизм, воспоминание о временах, когда предок человека не был еще общественным животным и жил одиноко в своей берлоге. Таких людей немало, убежден Буркин.

Он приводит пример – учитель греческого языка Беликов, его недавно умерший сосед. Он всегда одевался не по погоде тепло, словно пытаясь «запечатать» себя в одежду, и каждая деталь его гардероба, будь то часы, нож или зонтик, все было в отдельном чехле.

«У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний»

Буркин о Беликове

Он словно боялся действительности, отрицал настоящее и хвалил прошлое, и даже предмет, который он преподавал, служил ему своеобразным футляром.

«И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь»

В разрешениях учитель видел что-то недосказанное и смутное, а неопределенность его страшила. Боялся он и любой новизны, как чего-то еще не проверенного и потому ненадежного. Он стремился перестраховаться во всем, боялся начальства и даже отчислял учеников, которые казались ему угрозой стабильного течения жизни в гимназии. Общаться Беликов не умел даже со своими “товарищами-учителями”:

«придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него “поддерживать добрые отношения с товарищами»

Беликов в общении

Все побаивались Беликова, помня, что человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет, находя способы внушения своих странных желаний и незаметно, но активно воздействуя на жизнь города. Как и Беликов, мало-помалу жители города стали бояться всех и всего, осторожничать в действиях, руководствуясь принципом как бы чего не вышло!

Страх не оставлял Беликова и дома, он прятался от него в крошечной спальне, таком же футляре, как и его одежда. Он боялся, что его зарежет повар Афанасий, и прятался под одеялом, страшился воров, и даже ночью ему снились кошмары.

Однажды Беликов чуть не женился на сестре учителя истории и географии Михаила Саввича Коваленко, украинке Вареньке.

«лет тридцати, …высокая, стройная, чернобровая, краснощекая, …не девица, а мармелад, и такая разбитная, шумная, всё поет малороссийские романсы и хохочет»

Варенька Коваленко

Она нравится учителю, и сама общается с ним довольно дружелюбно. Директорша гимназии высказывает мысль, что можно было бы поженить их. Чего только не делается у нас в провинции от скуки, сколько ненужного, вздорного! — замечает Буркин.

Затея эта сразу кажется ошибочной, хотя бы потому, что Варенька любит бывать на публике, а Беликов этого боится. С братом Варенька ссорится, они кричат друг на друга даже при гостях. Замужество кажется ей возможностью избавления от вздорного брата, и она начинает оказывать…Беликову явную благосклонность.

Весь город, и товарищи, и дамы, уговаривает Беликова жениться, однако несчастный Беликов, хоть, кажется, и решается на авантюру, но начинает страдать. Нанося визиты Коваленко, он еще сильнее замыкается в себе.

Нерешительность его обостряется, он вновь начинает думать, чтобы потом чего не вышло, и все медлит с предложением. Брат Вареньки, сильно недолюбливая Беликова, воспринимает возможный брак с безразличием.

Однажды кто-то рисует карикатуру на Беликова с Варенькой, подписав героя влюбленный антропос («человек» — греч.), карикатуру доставляют всем учителям гимназии, в том числе и самому Беликову. Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление.

Позже он встречает Вареньку с братом, они катаются на велосипедах, что кажется учителю чудовищным неприличием.

Впечатление это так будоражит Беликова, что он отправляется в дом Коваленко и объясняет Михаилу Саввичу, что это – верх неприличия, ведь не существует документа, дозволяющего это:

«Вы катаетесь на велосипеде, а эта забава совершенно неприлична для воспитателя юношества… Когда я увидел вашу сестрицу, то у меня помутилось в глазах. Женщина или девушка на велосипеде — это ужасно!»

Читайте также:  Горячий тур для толкиенистов

Беликов объясняет, что это может дойти до попечителя, и Михаил Саввич выходит из себя, грубо осаживая учителя. Тот оскорбляется, заявляет, что Коваленко неуважительно отзывается о власти (хотя этого не было), они окончательно ссорятся, и Беликов уходит, обещая донести на ссору директору.

Вспыльчивый Коваленко спускает его с лестницы на глазах вошедшей Вареньки, которая, видя нелепый вид «жениха», смеется во все горло. Так завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова: дня через три повар Беликова Афанасий приходит к Буркину и просит вызвать доктора – учителю плохо.

Месяц спустя он умирает.

«… когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!»

Буркин о похоронах Беликова

Буркин говорит Ивану Иванычу, что после похорон у всех на душе было светлое чувство – так ощущалась свобода, ведь скованность «человек в футляре» унес с собой. Однако всего неделю спустя это чувство забылось, жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне.

Закончив рассказ, Буркин выходит полюбоваться лунной ночью. Село кажется не стесненным ничем ни извне, ни снаружи.

«… мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор — разве это не футляр?»

Иван Иваныч о свободе

Перед сном оба охотника слышат, как ходит вокруг сарая жена старосты Мавра.

Чехов – Человек в футляре: краткое содержание, пересказ для читательского дневника – РуСтих Кратко

Два охотника, ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин устроились на ночлег в сарае старосты Прокофия. Уснуть сразу не удалось, и приятели рассуждают о странностях человеческой натуры. К примеру, об одиноких людях, которые «стараются уйти в свою скорлупу».

В подтверждение своих слов Буркин излагает историю учителя греческого языка Беликова. Всем своим обликом он отгораживался от мира, в любую погоду носил темные очки и теплое пальто, поднимал воротник, и питал слабость к чехлам.

Одним словом, окружал себя своеобразной защитной оболочкой, футляром от окружающего мира. Он и греческий язык охотно преподавал потому, что тот был мало связан с действительной жизнью.

«Как бы чего не вышло» – постоянный страх этого человека «с лицом хорька».

При этом волновался он не только за себя, но и за других. Правил не нарушал, не опаздывал, и как-то исподволь добивался исключения из гимназии учеников-шалунов.

Чуть ли не пятнадцать лет этот незаметный человек в калошах и с зонтиком держал всю округу в страхе.

Коллеги с трудом переносили его молчаливые визиты к ним, дамы перестали участвовать в театральной самодеятельности, кто-то забросил книги и помощь беднякам: мало ли, дойдет до Беликова.

Буркин жил с ним в одном доме и наизусть знал все его привычки. Вся жизнь его была построена на ограничениях, и он даже мирился с «полоумным поваром» Афанасием – лишь бы не брать в дом женщину-кухарку. И все-таки однажды этот нелюдимый человек чуть было не женился.

К ним поступил на службу учитель истории и географии малоросс Коваленко, и привез с собой краснощекую сестру Вареньку лет тридцати. Ее жизнерадостный нрав пришелся по вкусу даже Беликову. Гимназические дамы вдруг загорелись идеей их поженить.

Беликов поддался общим настроениям, но все тянул, уверяя, что семейная жизнь – шаг слишком серьезный. А тут еще разошлись карикатуры на него, влюбленного, и Вареньку. Он решился переговорить с ее братом, который его недолюбливал.

Тем более что и повод был: Беликов своими глазами видел их катающимися на неприличных звания учителя велосипедах. Однако коллега в ответ бесцеремонно спустил его с лестницы, чему и Варенька стала свидетельницей. Причем, вся сцена вызвала у нее обидный для Беликова смех.

Беликов вернулся к себе, залег под одеяло и три дня не поднимался. А через месяц и вовсе умер. В гробу, своеобразном футляре, он выглядел почти веселым. Коллеги хоронили его почти с тайным удовольствием. Неделю все будто глотнули свободы, а затем жизнь вошла в привычную, бестолковую колею.

Выслушав историю, Иван Иваныч вдруг в сердцах сказал, что жизнь большинства людей заключена в тот же футляр – пустых разговоров, дел, угодничества, страха, в окружении «глупых, праздных женщин». Однако Буркин не поддержал его порыв и предложил вздремнуть. Ивану Иванычу же еще долго не спалось.

Читательский дневник по рассказу «Человек в футляре» Чехова

Сюжет

На ночлеге после охоты учитель Буркин делится с ветеринаром Иваном Иванычем Чимша-Гималайским историей учителя греческого языка Беликова. Зануда и трус, он жил в футляре правил, боялся всего нового и живого, всем делал замечания.

И вдруг поддался обаянию Вареньки, сестры учителя Коваленко, хотел жениться. Но взял и упрекнул их за легкомысленное катанье на велосипедах. Тогда Коваленко скинул его с лестницы, а Варенька высмеяла. От шока он слег и умер.

Выслушав, Иван Иваныч добавляет, что в футляре пустоты, лжи и страха живут почти все люди.

Отзыв

Нужно ценить жизнь во всех ее проявлениях, не испытывать страха перед переменами. Не только отдельный человек, но и общество в целом создает под себя те или иные ненужные «футляры», ограничения. Если человек осуждает других, то и сам будет осужден.

Краткое содержание рассказа «Человек в футляре» Чехова

Охотники, заночевавшие в селе Мироносицком, не могли заснуть. Один из них, Иван Иванович, работал ветеринарным врачом, а второй – Буркин, преподавал в гимназии. Разговор зашел о жене старосты, Мавре, умной женщине, которая на улицу выходить стала только по ночам, а днем сидела у печи.

Диалог о Мавре навеял на Буркина одно воспоминание. Он начал рассуждать об одиночестве, о людях, спрятавшихся от внешнего мира под панцирь. И принялся говорить о своем знакомом, Беликове, который недавно умер. Он преподавал греческий язык в той же гимназии, что и Буркин. С этого момента охотник начал говорить только о Беликове, о его жизни.

Этот странный человек буквально прятал в чехол себя и свои вещи. Его лицо с поднятым воротником напоминало чехол. Зонтик, часы, ножичек – все было в чехле.

Он старался защититься, любым способом оградить себя. Беликов стремился спрятать в футляр даже свои мысли. Запреты, существовавшие в жизни, были понятны ему, а то, что разрешено вызывало сомнения, сопровождавшиеся фразой «как бы чего не вышло».

Заседание педагогического совета не обходились без комментариев Беликова. Он говорил, что стоит исключать отстающих учеников, волновался, что о каких-то незначительных событиях узнает начальство.

Его страхи, мнительность и нытье действовали на коллег угнетающе. Его опасались не только учителя, но и директор.

Этот мрачный человек в темных очках, лицом напоминающий хорька, целых пятнадцать лет держал в страхе гимназию.

Тут Иван Иванович вставил несколько слов, сказав, что коллеги терпели Беликова, поэтому он на них и давил. Буркин рассказал, что он жил с Беликовым в одном подъезде, на одном этаже. В атмосфере его дома чувствовался один большой запрет. Колпак, задвижки, ставни добавляли ограничений, настоятельно напоминая «как бы чего не вышло».

Женщин он в прислуги не брал, чтобы не было сплетен. Его слугой был повар Афанасий – шестидесятилетний старик со странностями, бывший постоянно навеселе. Спал он, зарывшись с головой в одеяло, в маленькой комнате, напоминавшей ящик. Одеяло Беликова не спасало, он боялся воров, его мучали кошмары.

Утром, бледный, он плелся в гимназию, многолюдность которой была ему ненавистна.

Тут Буркин, к большому удивлению Ивана Ивановича, рассказал, что этот отстраненный человек чуть было не женился. Назначили в их гимназию нового учителя, украинца, Михаила Коваленко. Он приехал вместе со своей сестрой Варенькой – молодой миловидной женщиной, лет тридцати. Брат и сестра – оба высокие и красивые.

Варенька – чернобровая, смешливая, подвижная, шумная, прекрасно пела малороссийские песни. Первое знакомство с этими необычными людьми состоялось на именинах директора. Своим исполнением романсов Варенька очаровала даже Беликова. Он сказал ей несколько слов и получил от женщины чувственный и убедительный ответ.

Наблюдая за их диалогом, коллеги решили поженить эту пару.

Варенька, действительно, очень хотела выйти замуж. Она была уже не молода, жила с братом, с которым ругалась. Их споры на повышенных тонах частенько слышали окружающие. Варенька стала выделять Беликова, оказывая ему знаки внимания.

Беликов стал бывать у Коваленко. Придет к ним, сядет и молчит, а Варенька ему романсы поет. Буркин рассказал, что Беликов делился с ним, рассказывал о своих чувствах к Вареньке. Он даже поставил у себя в комнате ее портрет. Беликов вдруг похудел, стал обдумывать этот ответственный шаг, сомневаться. И все никак не решался сделать Вареньке предложение.

Брат Вареньки возмущался Беликовым, называя атмосферу в гимназии удушающей, его – «фискалом», а сослуживцев – «чинодралами». По поводу сестры считал, что не должен вмешиваться, «пускай она выходит хоть за гадюку».

Однажды Беликов увидел, как Варенька с братом, счастливые и довольные, ехали на велосипедах. Молодая женщина весело поприветствовала своих знакомых. Беликов, увидев ее на велосипеде, испытал самый настоящий шок.

На следующий день он был явно не в духе, ушел с занятий, а после направился к Коваленкам. Беликов рассказал Михаилу, что ему тяжело, что он считает недопустимым для учителя гимназии катание на велосипедах.

Коваленко побагровел, разговор перешел на повышенные тона. Беликов упомянул начальство и сказал, что будет вынужден уведомить директора о сути их разговора. Михаил, схватив Беликова за воротник, спустил его с лестницы.

Входящая в дом Варенька, увидела Беликова. Глядя на его смешную физиономию, и полагая, что он упал сам, она раскатисто рассмеялась. Ее заливистое «ха-ха-ха» и стало для Беликова кульминацией.

Через три дня он заболел, а через месяц умер.

Буркин рассказал о том, что хоронил своего коллегу с большим удовольствием. Все, кто присутствовал на кладбище, не показывали своей радости, которая скрывалась за скромными физиономиями. Буркин испытал почти детское состояние, когда взрослые уезжали.

Можно было шалить, бегать, радоваться свободе. Буркин восторженно повторил слово «свобода» несколько раз. Потом сказал о том, что ничего не изменилось в их коллективе. Беликов умер, но не стало легче.

И потекла жизнь дальше, такая же серая, рутинная, однообразная.

Ссылка на основную публикацию