Все повести Пушкина в одной подборке

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.» — сборник повестей Александра Сергеевича Пушкина, более известный под кратким названием «Повести Белкина». Рассказчиком выступает вымышленный помещик Белкин.

В цикл входят пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка». Написаны они были в другом порядке: первым — «Гробовщик», последней — «Метель».

Все повести созданы Болдинской осенью 1830 года, с 9 сентября по 20 октября. Чуть позже к ним добавлено предисловие «От издателя» с биографией подставного автора — Ивана Белкина. Впервые повести были изданы отдельной книгой в 1831 году. «Повести Белкина» стали первым из напечатанных прозаических произведений Пушкина, до этого он был известен исключительно как поэт.

Все повести Пушкина в одной подборке

Издатель с инициалами А.П. приводит письмо с рассказом об Иване Петровиче Белкине, написанное соседом покойного. Сосед-помещик сообщает, что Белкин родился в селе Горюхине в 1798 году. Был он «человек не богатый, но умеренный».

До 1823 года служил в пехотном егерском полку, а потом уехал к себе в имение. С крестьянами обращался мягко, и потому дела шли не очень хорошо, сетует автор письма. Представленные повести были первым литературным опытом Белкина.

Осенью 1828 года помещик «занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер» на 30-м году жизни.

«Выстрел»

Бывший офицер Сильвио мечтает о мести. Когда-то ему дал пощечину молодой граф, и они стрелялись на дуэли. Граф прострелил сопернику фуражку, а затем равнодушно ждал ответного выстрела, поедая черешню. Оскорбленный Сильвио сказал, что отложит свой выстрел на потом.

Спустя несколько лет Сильвио узнает, что его обидчик женится. Мститель решает, что его час пришел: он является к молодоженам во время медового месяца и требует от графа повторить дуэль. Графу по жребию достается первый выстрел, но он промахивается. Сильвио отказывается от своего выстрела и уходит: ему достаточно того, что в этот раз противник испуган.

Краткое содержание повести «Выстрел».

Все повести Пушкина в одной подборке Иллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Выстрел»

«Метель»

Дочь богатого помещика Марья Гравриловна бежит из дома, чтобы без родительского благословения обвенчаться с женихом — бедным прапорщиком по имени Владимир. Однако сам Владимир из-за метели сбивается с дороги, и в храме его не оказывается. Зато проезжающий мимо гусарский полковник Бурмин ради злой шутки выдает себя за жениха и венчается с Машей, после чего сбегает.

В войну 1812 года Владимир гибнет. Бурмин же возвращается героем и влюбляется в Марью Гавриловну, не подозревая, что она и есть та самая девушка из церкви. Однажды он признается возлюбленной в своем грехе и с удивлением узнает от Марьи Гавриловны, что она и есть его жена.

Краткое содержание повести «Метель».

Все повести Пушкина в одной подборке Иллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Метель»

«Гробовщик»

Московский гробовщик Адриян Прохоров обижается на шуточное предложение соседа выпить за здоровье своих «клиентов» и в сердцах заявляет, что на новоселье позовет не соседей, а мертвецов.

Возвратившись домой следующей ночью, он застает дома множество покойников, которых сам некогда хоронил. Мертвецы сообщают, что явились по его приглашению. Скелет самого первого человека, похороненного Прохоровым, пытается обнять гробовщика. Тот отталкивает мертвеца, и кости рассыпаются. Другие покойники начинают ругать Адрияна и угрожать ему, он падает без чувств.

Гробовщик просыпается и с радостью понимает, что это был всего лишь сон.

Краткое содержание повести «Гробовщик».

Все повести Пушкина в одной подборке Иллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Гробовщик»

«Станционный смотритель»

Смотритель почтовой станции Самсон Вырин живет с дочерью Дуней. Однажды у них останавливается проезжий гусар, который обманом увозит девушку с собой в Петербург.

Вырин едет в столицу и находит обоих: кажется, Дуня и правда влюблена в ротмистра. При виде отца девушка теряет сознание, и гусар грубо выгоняет смотрителя. Униженный Вырин возвращается на станцию, спивается и умирает.

Спустя несколько лет на кладбище, где похоронен станционный смотритель, приезжает богато одетая барыня с тремя детьми. Она плачет на его могиле.

Краткое изложение повести «Станционный смотритель».

Все повести Пушкина в одной подборке Иллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Станционный смотритель»

«Барышня-крестьянка»

У враждующих помещиков Муромского и Берестова есть взрослые дети: дочь Лиза и сын Алексей. Чтобы познакомиться с юношей, Лиза наряжается простой крестьянкой и «случайно» встречается с ним в лесу. Молодые люди влюбляются друг в друга, часто видятся на природе и ведут переписку.

Вражда отцов Лизы и Алексея заканчивается внезапно: Берестов выручает упавшего с лошади Муромского, а вскоре они становятся друзьями.

Отец Алексея решает женить его на дочери соседа. Юноша не догадывается, что она и есть его возлюбленная, и наотрез отказывается. Алексей едет в поместье Муромских, чтобы сорвать свадьбу, и там узнает в Лизе свою ненаглядную «крестьянку Акулину». Счастью влюбленных больше ничто не мешает.

Краткое изложение повести «Барышня-крестьянка».

Все повести Пушкина в одной подборке Иллюстрация Д.А. Шмаринова к повести «Барышня-крестьянка»

«Повести Белкина»: анализ цикла

Со времен Белинского многие литературоведы относятся к «Повестям Белкина» как к «изящной безделушке, шалости гения», отмечают авторы учебного пособия для филологов «Цикл А.С. Пушкина “Повести Белкина”» В.Е. Хализев и С.В. Шешунова. Однако повести эти не так уж просты: чем больше узнаешь о Пушкине и его эпохе, тем больше нового в них открывается.

Все произведения цикла написаны Пушкиным в считанные дни, легко и стремительно. Анна Ахматова назвала «Повести Белкина» «воздушной громадой»: они выглядят предельно простыми и легкими лишь благодаря мастерству автора. Нельзя забывать, что это тот самый Пушкин, что уже написал «Евгения Онегина».

Проблематика произведений при этом убрана в подтекст: автор не поучает и не читает мораль. Его отношение чаще звучит в форме ненавязчивой шутки. «Повести Белкина» — это «творение одновременно и серьезное по мысли и насквозь шутливое по тону», пишут Хализев и Шешунова.

«Повести Белкина» содержат массу литературных аллюзий: отсылок к Шекспиру, Вальтеру Скотту, Байрону, Грибоедову, Баратынскому, Мериме, Марлинскому. В шутку и всерьез используются приемы романтизма и сентиментализма. Значительный пласт произведения составляет скрытая полемика с современными Пушкину авторами о литературе и российской жизни.

Иван Петрович Белкин: загадка подставного автора

Образ Ивана Петровича Белкина автор придумал уже после того, как написал первые три повести. Однако литературоведы отмечают, что образ рассказчика, не тождественный самому Пушкину, присутствует во всех произведениях цикла. При этом одни считают этот образ крайне важным для понимания повестей, другие — незначительным.

Белкин — фигура загадочная, описанная лишь вскользь. Он сам — отражение «белкинского мира», описанного в повестях: такой же простой и человечный, знакомый с новыми веяниями просвещенной эпохи, при этом не интеллектуал. Пушкин в одном из писем назвал своего Белкина «славным малым».

Благодаря наличию подставного автора в цикле сразу два речевых пласта: «язык Пушкина» и «язык Белкина». Сам автор говорил о Белкине: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно». Действительно, в повестях нет ни ярких авторских метафор, ни поэтических гипербол.

Лишь изредка Белкин пытается улучшить повествование «красивыми» оборотами («Сие да будет сказано не в суд, и не во осуждение, однако же nota nostra manet»). В этим моменты он комичен, как любой провинциальный писатель-дилетант.

Складывается впечатление, что рассказчик пытается придать простым историям назидательность, но его ложный пафос Пушкин стирает своим лукавым юмором.

«Повести Белкина» как энциклопедия русской жизни

В «Повестях Белкина» литературоведы видят возросший интерес зрелого Пушкина к провинциальной России, к обыкновенной жизни и красоте повседневности, переход от романтизма к реализму. Как и роман «Евгений Онегин», этот цикл можно назвать своего рода «энциклопедией русской жизни».

Россия в повестях показана с разных сторон: тут и армейский быт в «Выстреле», и усадебная жизнь в «Барышне-крестьянке», будни и праздники ремесленника в «Гробовщике».

В числе персонажей есть и богатый граф, и мелкий чиновник. Показаны люди разного психологического склада: от романтичных барышень вроде Лизы или Марьи Гавриловны до хмурого гробовщика Прохорова. При этом всех героев объединяет то, что они действуют органично и непосредственно, им чужды «байронические» метания и глубокая рефлексия эпохи романтизма.

В жизни этих персонажей сплетаются вещи искусственные, навязанные извне, и природные качества: доброта, честность, простодушие. Отчасти «Повести Белкина» можно трактовать как размышления Пушкина о судьбах русской культуры и ее связи с западным просвещением.

Повторяющиеся мотивы

Мир «Повестей Белкина» во многом идиллический. На протяжении всего цикла звучит мотив непосредственной, мгновенно возникающей симпатии людей друг к другу. В этом мире общительность и доброжелательность — норма. Многие герои склонны к забавам и веселым проделкам.

Конечно, в этом «белкинском мире» есть место и конфликтам, разрушительным силам, эгоизму и обману.

Здесь есть ротмистр Минский, разрушающий жизнь станционного смотрителя; есть мстительный Сильвио; есть полковник Бурмин, чья «проказа» в храме лишила влюбленных права на счастье; есть мрачный гробовщик Прохоров, вечно ругающий дочерей.

Однако все они получают у Пушкина второй шанс и в итоге оказываются не такими уж плохими людьми. Минский искренне любит Дуню, Сильвио щадит графа, Бурмин раскаивается и обретает любовь, даже гробовщик Прохоров после ночного кошмара глядит на мир веселее.

Мотивы вины, раскаяния и духовного возрождения показаны в повестях не явно, но при желании легко прочитываются. Характерно, что Пушкин не навязывает читателю определенную мораль.

Он не выносит приговор и не наказывает персонажей, а просто дает им возможность быть хорошими людьми.

По-видимому, Пушкину хотелось верить во врожденную нравственность людей: даже те, кто заблуждается, в итоге могут найти верную дорогу.

Эмоциональная окраска повестей

Все повести из сборника можно описать как истории с неожиданным поворотом. Однако в разных новеллах Пушкин обыгрывает разные жанры и литературные направления. Кроме того, повести отличаются разной эмоциональной окраской.

Цикл начинает драматичный «Выстрел», близкий к произведениям романтизма. Потом идет грустная «Метель» со счастливым финалом. Затем — «Гробовщик», мрачный и в то же время исполненный черного юмора. Предпоследнее произведение цикла — «Станционный смотритель», самая трагическая из повестей. А завершается сборник игривой «Барышней-крестьянкой».

Порой автор допускает перекличку между различными повестями, словно высмеивая сам себя. Так, Сильвио вопрошает соперника перед второй дуэлью: «Ты не узнал меня, граф?». И этими же словами веселый скелет обращается к гробовщику: «Ты не узнал меня, Прохоров..?».

Все вместе это заставляет задуматься, что жизнь полна неожиданностей, она может быть и смешной, и страшной, и доброй, и грустной.

Биография Пушкина в «Повестях Белкина»

В произведении заметны некоторые черты автобиографизма. В «Гробовщике» описана Большая Никитская, где Пушкин бывал у Гончаровых. В «Барышне-крестьянке» угадывается атмосфера Тригорского, куда он наведывался из Михайловского. Упомянутые Белкиным сказки ключницы заставляют вспомнить, как сам Пушкин в ссылке записывал сказки няни Арины Родионовны.

В «Выстреле» Пушкин пишет о дуэлях, которые знал не понаслышке. Как мрачный Сильвио, поэт сам постоянно упражнялся в стрельбе. Как его соперник-граф, однажды на дуэли завтракал черешнями под дулом пистолета.

Читайте также:  Краткая биография А. Н. Островского: жизнь и творчество великого драматурга

В «Станционном смотрителе» некоторые видят отражение истории о том, как Пушкин соблазнил крепостную крестьянку Ольгу Калашникову. Отец Калашниковой вымогал у Пушкина деньги и в дальнейшем, по некоторым данным, спился.

Начало русской классической прозы

«Повести Белкина» стали первым завершенным образцом прозы Пушкина. По сути — первым образцом русской классической прозы, предваряющим эпоху реализма в отечественной литературе.

При этом «Повести Белкина» остались во многом непонятными. Кое-кто из современников критиковал их за легковесность. Так, Фаддей Булгарин писал, что это «несколько анекдотцев (из коих некоторые давно известны)».

А потомки уже не видели в пушкинских текстах отсылок к современной полемике и двойного дна: искали объяснения сюжетам с точки зрения социальных противоречий, психологии, философии.

В итоге многие «не придавали значения занимательности, остроумию, изяществу стиля, которыми так дорожил автор», отмечают Хализев и Шешунова.

«Повести Белкина» — новаторское произведение, соединившее в себе множество жанров, воссоздавшее картину эпохи в движении и противоречивой изменчивости и в то же время затронувшее ряд вечных тем. Все это позволяет считать данный цикл предшественником прозы Тургенева, Достоевского, Толстого и Чехова.

Книга «Повести Белкина (сборник)»

Выстрел
Повествование ведётся от лица свидетеля событий, который в бытность свою армейским офицером, познакомился с Сильвио. Среди прочих отставной гусар слыл весьма угрюмым человеком, но мало кто-то б решился указать ему это в лицо: Сильвио — прекрасный стрелок.

И вот однажды, увлекаемый обстоятельствами к отъезду, Сильвио рассказывает свою историю.

Дескать, шесть лет назад, он был участником дуэли с одним молодым повесой, который, мало того, что, стреляя первым, как будто нарочно подпортил Сильвио его кивер, так ещё и отнёсся к ответному выстрелу весьма равнодушно (легкомысленно ел черешню, сплёвывая косточки в сторону).

Взбешённый таким поведением, и пренебрежением противника к возможной предстоящей смерти, Сильвио откладывает свой выстрел, подаёт в отставку и уезжает. И вот, спустя шесть лет, он узнаёт, что его обидчик женится, и решает вернуть ему должок.

Окончание этой истории, рассказывает уже помещик, граф — тот самый некогда молодой повеса, оскорбивший Сильвио. Выясняется, что Сильвио его нашёл, вынудил снова разыграть выстрел (определить, кто из противников стреляет первым), мотивируя это тем, что не может стрелять в безоружного человека. И увидев, что теперь-то графу есть чего терять, увидев слёзы его испуганной жены, удовлетворённый Сильвио уезжает.

Впоследствии становится известно, что Сильвио погибает на войне за освобождение греческого народа.

Метель
Начало действия приурочено к 1811 году, продолжается после заграничного похода русской армии. Главные герои — Марья Гавриловна, решившаяся бежать с армейским прапорщиком Владимиром Николаевичем, и гусарский полковник Бурмин, с которым героиня по ошибке обвенчалась.

Гробовщик
История рассказана автору приказчиком Б. В. Повесть начинается с того, что гробовщик Адриан Прохоров переезжает с улицы Басманной на Никитскую с двумя дочерьми. На новом месте он открывает свою похоронную лавку. Его приглашает к себе сосед из дома напротив, немец по имени Готлиб Шульц, отметить свою серебряную свадьбу.

Адриан соглашается и в назначенное время отправляется с дочками к соседу.
Гости долго распивают пиво, после чего один из гостей, толстый булочник, поднял рюмку и воскликнул: «За здоровье тех, на которых мы работаем, unserer Kundleute (нем. — наших клиентов)!».

Гости начали кланятся друг другу, тогда будочник Юрко повернулся к Адриану и сказал: «Пей, батюшка, за здоровье своих мертвецов». Это ужасно разозлило гробовщика; придя домой, он раздражённо объявляет, что позовёт к себе праздновать новоселье мертвецов, которых хоронил.

Он лёг спать, однако вскоре его разбудили и позвали подготовить к похоронам умершую женщину.
Адриан вернулся домой поздней ночью и заметил у своей калитки человека в треуголке, который хотел войти в дом. Адриан подумал, что это вор, но, увидев его, гость подошёл к нему. Адриан пригласил его войти.

Гробовщик заметил, что по его дому ходят люди. Он вошёл и увидел сидящих за столом пирующих мертвецов. В человеке, встретившего его на улице, Адриан узнал бригадира, похороненного во время проливного дождя. Тот пояснил, что они откликнулись на его приглашение (те, которые были в силах встать из могил).

Один из мертвецов, от которого остался только скелет, подошёл к Адриану, обрадованный встрече и обнял его. Адриан со страхом оттолкнул скелет, тот упал и рассыпался. Все мертвецы, возмущенные его поступком, набросились на него.

На этом месте Адриан проснулся, с ужасом вспомнил всё произошедшее и с облегчением вздохнул, поняв, что это был сон.

Барышня-крестьянка
Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский, помещики, не ладят между собой. Берестов вдовец, преуспевает, любим соседями, имеет сына Алексея. Муромский «настоящий русский барин», вдовец, англоман, хозяйство ведёт неумело, воспитывает дочь Лизу.

Алексей Берестов хочет делать военную карьеру, отец не соглашается, и пока Алексей живёт в деревне «барином», производя неизгладимое впечатление на романтических уездных барышень, в том числе на Лизу, дочь Муромского. «Ей было 17 лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо».

Однажды горничная Лизы Настя идёт в гости к служанке Берестова, видит Алексея. Лиза представляла его себе «романтическим идеалом»: бледным, печальным, задумчивым, но, по рассказам Насти, молодой барин весел, красив, жизнерадостен. Несмотря на то что в деревне распространяется слух о несчастной любви Алексея, он «баловник», любит гоняться за девушками.

Лиза мечтает с ним встретиться. Она решает нарядиться в крестьянское платье и вести себя как простая девушка. В роще встречает Алексея, который едет на охоту. Молодой человек вызывается её проводить. Лиза представляется Акулиной, дочерью кузнеца. Назначает Алексею следующее свидание. Целый день молодые люди думают только друг о друге.

Увидев Алексея вновь, Лиза-Акулина говорит, что это свидание будет последним. Алексей «уверяет её в невинности своих желаний», говорит «языком истинной страсти». Условием следующей встречи Лиза ставит обещание не пытаться ничего о ней узнать. Алексей решает держать слово. Через 2 месяца между Алексеем и девушкой возникает взаимная страсть.

Однажды Берестов и Муромский случайно встречаются в лесу на охоте. От испуга лошадь Муромского понесла. Он падает, Берестов приходит к нему на помощь, а затем приглашает к себе в гости. После обеда Муромский, в свою очередь, приглашает Берестова приехать с сыном в своё имение.

«Таким образом вражда старинная и глубоко укоренившаяся, казалось, готова была прекратиться от пугливости куцей кобылки». Когда Берестов с Алексеем приезжают, Лиза, чтобы Алексей не узнал её, появляется набелённая, насурьмлённая, с фальшивыми локонами.

За обедом Алексей играет роль «рассеянного и задумчивого», а Лиза «жеманится, говорит сквозь зубы и только по-французски». На другое утро Лиза-Акулина встречается с Алексеем в роще. Тот признаётся, что во время визита к Муромским даже не обратил внимания на барышню. Начинает обучать девушку грамоте. Та «быстро учится».

Через неделю между ними завязывается переписка. Почтовым ящиком служит дупло старого дуба. Помирившиеся отцы подумывают о свадьбе детей (Алексею достанется богатое имение, у Муромских большие связи). Алексею же приходит в голову «романтическая мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами». Он делает Лизе-Акулине предложение в письме и едет объясниться с Муромским. Застаёт дома Лизу, читающую его письмо, узнаёт в ней свою возлюбленную.

Повести покойного Ивана Петровича Белкина — Александр Пушкин – Художественная литература

Г‑жа Про­ста­кова.
То, мой батюшка, он еще сыз­мала к исто­риям охотник.

Ско­ти­нин.

Мит­ро­фан по мне.

Недо­росль

От издателя

Взяв­шись хло­по­тать об изда­нии Пове­стей И. П. Бел­кина, пред­ла­га­е­мых ныне пуб­лике, мы желали к оным при­со­во­ку­пить хотя крат­кое жиз­не­опи­са­ние покой­ного автора и тем отча­сти удо­вле­тво­рить спра­вед­ли­вому любо­пыт­ству люби­те­лей оте­че­ствен­ной сло­вес­но­сти.

Для сего обра­ти­лись было мы к Марье Алек­се­евне Тра­фи­ли­ной, бли­жай­шей род­ствен­нице и наслед­нице Ивана Пет­ро­вича Бел­кина; но, к сожа­ле­нию, ей невоз­можно было нам доста­вить ника­кого о нем изве­стия, ибо покой­ник вовсе не был ей зна­ком.

Она сове­то­вала нам отне­стись по сему пред­мету к одному почтен­ному мужу, быв­шему дру­гом Ивану Пет­ро­вичу. Мы после­до­вали сему совету, и на письмо наше полу­чили ниже­сле­ду­ю­щий жела­е­мый ответ.

Поме­щаем его безо вся­ких пере­мен и при­ме­ча­ний, как дра­го­цен­ный памят­ник бла­го­род­ного образа мне­ний и тро­га­тель­ного дру­же­ства, а вме­сте с тем, как и весьма доста­точ­ное био­гра­фи­че­ское известие.

Мило­сти­вый Госу­дарь мой ****!

Почтен­ней­шее письмо ваше от 15-го сего месяца полу­чить имел я честь 23 сего же месяца, в коем вы изъ­яв­ля­ете мне свое жела­ние иметь подроб­ное изве­стие о вре­мени рож­де­ния и смерти, о службе, о домаш­них обсто­я­тель­ствах, также и о заня­тиях и нраве покой­ного Ивана Пет­ро­вича Бел­кина, быв­шего моего искрен­него друга и соседа по поме­стьям. С вели­ким моим удо­воль­ствием испол­няю сие ваше жела­ние и пре­про­вож­даю к вам, мило­сти­вый госу­дарь мой, все, что из его раз­го­во­ров, а также из соб­ствен­ных моих наблю­де­ний запом­нить могу.

Иван Пет­ро­вич Бел­кин родился от чест­ных и бла­го­род­ных роди­те­лей в 1798 году в селе Горю­хине. Покой­ный отец его, секунд-майор Петр Ива­но­вич Бел­кин, был женат на девице Пела­гее Гав­ри­ловне из дому Тра­фи­ли­ных. Он был чело­век не бога­тый, но уме­рен­ный, и по части хозяй­ства весьма смыш­ле­ный.

Сын их полу­чил пер­во­на­чаль­ное обра­зо­ва­ние от дере­вен­ского дьячка. Сему-то почтен­ному мужу был он, кажется, обя­зан охо­тою к чте­нию и заня­тиям по части рус­ской сло­вес­но­сти. В 1815 году всту­пил он в службу в пехот­ный егер­ский полк (чис­лом не упомню), в коем и нахо­дился до самого 1823 года.

Смерть его роди­те­лей, почти в одно время при­клю­чив­ша­яся, пону­дила его подать в отставку и при­е­хать в село Горю­хино, свою отчину.

Всту­пив в управ­ле­ние име­ния, Иван Пет­ро­вич, по при­чине своей неопыт­но­сти и мяг­ко­сер­дия, в ско­ром вре­мени запу­стил хозяй­ство и осла­бил стро­гий поря­док, заве­ден­ный покой­ным его роди­те­лем.

Сме­нив исправ­ного и рас­то­роп­ного ста­ро­сту, коим кре­стьяне его (по их при­вычке) были недо­вольны, пору­чил он управ­ле­ние села ста­рой своей ключ­нице, при­об­рет­шей его дове­рен­ность искус­ством рас­ска­зы­вать исто­рии.

Сия глу­пая ста­руха не умела нико­гда раз­ли­чить два­дца­ти­пя­ти­руб­ле­вой ассиг­на­ции от пяти­де­ся­ти­руб­ле­вой; кре­стьяне, коим она всем была кума, ее вовсе не боя­лись; ими выбран­ный ста­ро­ста до того им потвор­ство­вал, плу­туя заодно, что Иван Пет­ро­вич при­нуж­ден был отме­нить бар­щину и учре­дить весьма уме­рен­ный оброк; но и тут кре­стьяне, поль­зу­ясь его сла­бо­стию, на пер­вый год выпро­сили себе наро­чи­тую льготу, а в сле­ду­ю­щие более двух тре­тей оброка пла­тили оре­хами, брус­ни­кою и тому подоб­ным; и тут были недоимки.

Быв при­я­тель покой­ному роди­телю Ивана Пет­ро­вича, я почи­тал дол­гом пред­ла­гать и сыну свои советы и неод­но­кратно вызы­вался вос­ста­но­вить преж­ний, им упу­щен­ный, поря­док. Для сего, при­е­хав одна­жды к нему, потре­бо­вал я хозяй­ствен­ные книги, при­звал плута ста­ро­сту и в при­сут­ствии Ивана Пет­ро­вича занялся рас­смот­ре­нием оных.

Моло­дой хозяин сна­чала стал сле­до­вать за мною со все­воз­мож­ным вни­ма­нием и при­леж­но­стию; но как по сче­там ока­за­лось, что в послед­ние два года число кре­стьян умно­жи­лось, число же дво­ро­вых птиц и домаш­него скота наро­чито умень­ши­лось, то Иван Пет­ро­вич доволь­ство­вался сим пер­вым све­де­нием и далее меня не слу­шал, и в ту самую минуту, как я сво­ими разыс­ка­ни­ями и стро­гими допро­сами плута ста­ро­сту в край­нее заме­ша­тель­ство при­вел и к совер­шен­ному без­мол­вию при­ну­дил, с вели­кою моею доса­дою услы­шал я Ивана Пет­ро­вича крепко хра­пя­щего на своем стуле. С тех пор пере­стал я вме­ши­ваться в его хозяй­ствен­ные рас­по­ря­же­ния и пре­дал его дела (как и он сам) рас­по­ря­же­нию всевышнего.

Читайте также:  Весь мир – игра, и versus – не исключение

Сие дру­же­ских наших сно­ше­ний нисколько, впро­чем, не рас­стро­ило; ибо я, собо­лез­нуя его сла­бо­сти и пагуб­ному нера­де­нию, общему моло­дым нашим дво­ря­нам, искренно любил Ивана Пет­ро­вича; да нельзя было и не любить моло­дого чело­века столь крот­кого и чест­ного.

С своей сто­роны Иван Пет­ро­вич ока­зы­вал ува­же­ние к моим летам и сер­дечно был ко мне при­вер­жен.

До самой кон­чины своей он почти каж­дый день со мною виделся, дорожа про­стою моею бесе­дою, хотя ни при­выч­ками, ни обра­зом мыс­лей, ни нра­вом мы боль­шею частию друг с дру­гом не сходствовали.

Иван Пет­ро­вич вел жизнь самую уме­рен­ную, избе­гал вся­кого рода изли­шеств; нико­гда не слу­ча­лось мне видеть его наве­селе (что в краю нашем за неслы­хан­ное чудо почесться может); к жен­скому же полу имел он вели­кую склон­ность, но стыд­ли­вость была в нем истинно деви­че­ская.[1]

Кроме пове­стей, о кото­рых в письме вашем упо­ми­нать изво­лите, Иван Пет­ро­вич оста­вил мно­же­ство руко­пи­сей, кото­рые частию у меня нахо­дятся, частию упо­треб­лены его ключ­ни­цею на раз­ные домаш­ние потребы. Таким обра­зом про­шлою зимою все окна ее фли­геля закле­ены были пер­вою частию романа, кото­рого он не кон­чил.

Выше­упо­мя­ну­тые пове­сти были, кажется, пер­вым его опы­том. Они, как ска­зы­вал Иван Пет­ро­вич, боль­шею частию спра­вед­ливы и слы­шаны им от раз­ных особ.[2] Одна­кож имена в них почти все вымыш­лены им самим, а назва­ния сел и дере­вень заим­ство­ваны из нашего око­лодка, отчего и моя деревня где-то упо­мя­нута.

Сие про­изо­шло не от злого какого-либо наме­ре­ния, но един­ственно от недо­статка воображения.

Иван Пет­ро­вич осе­нью 1828 года зане­мог про­студ­ною лихо­рад­кою, обра­тив­ше­юся в горячку, и умер, несмотря на неусып­ные ста­ра­ния уезд­ного нашего лекаря, чело­века весьма искус­ного, осо­бенно в лече­нии зако­ре­не­лых болез­ней, как то мозо­лей и тому подоб­ного. Он скон­чался на моих руках на трид­ца­том году от рож­де­ния и похо­ро­нен в церкви села Горю­хина близ покой­ных его родителей.

Иван Пет­ро­вич был росту сред­него, глаза имел серые, волоса русые, нос пря­мой; лицом был бел и худощав.

Вот, мило­сти­вый госу­дарь мой, все, что мог я при­пом­нить каса­тельно образа жизни, заня­тий, нрава и наруж­но­сти покой­ного соседа и при­я­теля моего.

Но в слу­чае, если забла­го­рас­су­дите сде­лать из сего моего письма какое-либо упо­треб­ле­ние, все­по­кор­нейше прошу никак имени моего не упо­ми­нать; ибо хотя я весьма ува­жаю и люблю сочи­ни­те­лей, но в сие зва­ние всту­пить пола­гаю излиш­ним и в мои лета непри­лич­ным. С истин­ным моим почте­нием и проч.

1830 году. Ноября 16.
Село Ненарадово

Почи­тая дол­гом ува­жить волю почтен­ного друга автора нашего, при­но­сим ему глу­бо­чай­шую бла­го­дар­ность за достав­лен­ные нам изве­стия и наде­емся, что пуб­лика оце­нит их искрен­ность и добродушие.

А. П.

Читать

Повести покойного Ивана Петровича Белкина

  • Г-ж а Простакова.
  • То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.
  • Скотинин.
  • Митрофан по мне.
  • Недоросль

От издателя

Взявшись хлопотать об издании Повестей И. П. Белкина, предлагаемых ныне публике, мы желали к оным присовокупить хотя краткое жизнеописание покойного автора и тем отчасти удовлетворить справедливому любопытству любителей отечественной словесности.

Для сего обратились было мы к Марье Алексеевне Трафилиной, ближайшей родственнице и наследнице Ивана Петровича Белкина; но, к сожалению, ей невозможно было нам доставить никакого о нем известия, ибо покойник вовсе не был ей знаком.

Она советовала нам отнестись по сему предмету к одному почтенному мужу, бывшему другом Ивану Петровичу. Мы последовали сему совету, и на письмо наше получили нижеследующий желаемый ответ.

Помещаем его безо всяких перемен и примечаний, как драгоценный памятник благородного образа мнений и трогательного дружества, а вместе с тем, как и весьма достаточное биографическое известие.

Милостивый Государь мой ****!

Почтеннейшее письмо ваше от 15-го сего месяца получить имел я честь 23 сего же месяца, в коем вы изъявляете мне свое желание иметь подробное известие о времени рождения и смерти, о службе, о домашних обстоятельствах, также и о занятиях и нраве покойного Ивана Петровича Белкина, бывшего моего искреннего друга и соседа по поместьям. С великим моим удовольствием исполняю сие ваше желание и препровождаю к вам, милостивый государь мой, все, что из его разговоров, а также из собственных моих наблюдений запомнить могу.

Иван Петрович Белкин родился от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхине. Покойный отец его, секунд-майор Петр Иванович Белкин, был женат на девице Пелагее Гавриловне из дому Трафилиных. Он был человек не богатый, но умеренный, и по части хозяйства весьма смышленый. Сын их получил первоначальное образование от деревенского дьячка.

Сему-то почтенному мужу был он, кажется, обязан охотою к чтению и занятиям по части русской словесности. В 1815 году вступил он в службу в пехотный егерский полк (числом не упомню), в коем и находился до самого 1823 года. Смерть его родителей, почти в одно время приключившаяся, понудила его подать в отставку и приехать в село Горюхино, свою отчину.

Вступив в управление имения, Иван Петрович, по причине своей неопытности и мягкосердия, в скором времени запустил хозяйство и ослабил строгий порядок, заведенный покойным его родителем.

Сменив исправного и расторопного старосту, коим крестьяне его (по их привычке) были недовольны, поручил он управление села старой своей ключнице, приобретшей его доверенность искусством рассказывать истории.

Сия глупая старуха не умела никогда различить двадцатипятирублевой ассигнации от пятидесятирублевой; крестьяне, коим она всем была кума, ее вовсе не боялись; ими выбранный староста до того им потворствовал, плутуя заодно, что Иван Петрович принужден был отменить барщину и учредить весьма умеренный оброк; но и тут крестьяне, пользуясь его слабостию, на первый год выпросили себе нарочитую льготу, а в следующие более двух третей оброка платили орехами, брусникою и тому подобным; и тут были недоимки.

Быв приятель покойному родителю Ивана Петровича, я почитал долгом предлагать и сыну свои советы и неоднократно вызывался восстановить прежний, им упущенный, порядок. Для сего, приехав однажды к нему, потребовал я хозяйственные книги, призвал плута старосту и в присутствии Ивана Петровича занялся рассмотрением оных.

Молодой хозяин сначала стал следовать за мною со всевозможным вниманием и прилежностию; но как по счетам оказалось, что в последние два года число крестьян умножилось, число же дворовых птиц и домашнего скота нарочито уменьшилось, то Иван Петрович довольствовался сим первым сведением и далее меня не слушал, и в ту самую минуту, как я своими разысканиями и строгими допросами плута старосту в крайнее замешательство привел и к совершенному безмолвию принудил, с великою моею досадою услышал я Ивана Петровича крепко храпящего на своем стуле. С тех пор перестал я вмешиваться в его хозяйственные распоряжения и предал его дела (как и он сам) распоряжению всевышнего.

Сие дружеских наших сношений нисколько, впрочем, не расстроило; ибо я, соболезнуя его слабости и пагубному нерадению, общему молодым нашим дворянам, искренно любил Ивана Петровича; да нельзя было и не любить молодого человека столь кроткого и честного.

С своей стороны Иван Петрович оказывал уважение к моим летам и сердечно был ко мне привержен.

До самой кончины своей он почти каждый день со мною виделся, дорожа простою моею беседою, хотя ни привычками, ни образом мыслей, ни нравом мы большею частию друг с другом не сходствовали.

Иван Петрович вел жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств; никогда не случалось мне видеть его навеселе (что в краю нашем за неслыханное чудо почесться может); к женскому же полу имел он великую склонность, но стыдливость была в нем истинно девическая.[1]

Кроме повестей, о которых в письме вашем упоминать изволите, Иван Петрович оставил множество рукописей, которые частию у меня находятся, частию употреблены его ключницею на разные домашние потребы. Таким образом прошлою зимою все окна ее флигеля заклеены были первою частию романа, которого он не кончил.

Вышеупомянутые повести были, кажется, первым его опытом. Они, как сказывал Иван Петрович, большею частию справедливы и слышаны им от разных особ.[2] Однакож имена в них почти все вымышлены им самим, а названия сел и деревень заимствованы из нашего околодка, отчего и моя деревня где-то упомянута.

Сие произошло не от злого какого-либо намерения, но единственно от недостатка воображения.

Иван Петрович осенью 1828 года занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер, несмотря на неусыпные старания уездного нашего лекаря, человека весьма искусного, особенно в лечении закоренелых болезней, как то мозолей и тому подобного. Он скончался на моих руках на тридцатом году от рождения и похоронен в церкви села Горюхина близ покойных его родителей.

Иван Петрович был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав.

Вот, милостивый государь мой, все, что мог я припомнить касательно образа жизни, занятий, нрава и наружности покойного соседа и приятеля моего.

Но в случае, если заблагорассудите сделать из сего моего письма какое-либо употребление, всепокорнейше прошу никак имени моего не упоминать; ибо хотя я весьма уважаю и люблю сочинителей, но в сие звание вступить полагаю излишним и в мои лета неприличным. С истинным моим почтением и проч.

1830 году. Ноября 16.

Село Ненарадово

Почитая долгом уважить волю почтенного друга автора нашего, приносим ему глубочайшую благодарность за доставленные нам известия и надеемся, что публика оценит их искренность и добродушие.

А. П.

Выстрел

Стрелялись мы.

Баратынский

Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел).

Вечер на бивуаке

I

Мы стояли в местечке ***. Жизнь армейского офицера известна. Утром ученье, манеж; обед у полкового командира или в жидовском трактире; вечером пунш и карты. В *** не было ни одного открытого дома, ни одной невесты; мы собирались друг у друга, где, кроме своих мундиров, не видали ничего.

Александр Сергеевич Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

Осень в Болдино 1830 года стала самым серьёзным рубежом в жизни и в творчестве Александра Сергеевича Пушкина.

  • Кроме целого ряда произведений, Пушкин написал пять повестей, озаглавив их:
  • «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
  • Меньше чем через неделю по приезду в Болдино, 9 сентября, им закончена повесть «Гробовщик»,
  • 14 сентября – «Станционный смотритель»,
  • 20 сентября – «Барышня-крестьянка»,
  • и после почти месячного перерыва написаны две последние повести: «Выстрел» – 14 октября и «Метель» – 20 октября.
  • Пушкин расположил повести не по времени написания, а исходя из композиции, чередуя «благополучные» и «неблагополучные» концовки.
Читайте также:  С.А. Есенин «Я покинул родимый дом» — анализ произведения

Автором повестей заявлен некий Иван Петрович Белкин, к тому же покойный. Это, конечно, литературная мистификация.

Почему Александр Сергеевич намеренно скрыл своё авторство?

В эпоху Пушкина это было модно. Кроме того, возможность писать от лица человека простого, который и сам вроде бы слышал всё это от разных людей, придавала этим историям полную достоверность.

Облик кроткого и смиренного Белкина возникает перед читателем в предисловии.

В добродушно-шутливых тонах Пушкин сообщает все сведения об Иване Петровиче Белкине, который родился «от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхино», имел обычную, ничем не примечательную внешность «росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав» и был спокойным и милым человеком, потому как «вёл жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств; никогда не случалось… видеть его навеселе…»

Осенью 1828 года этот симпатичный персонаж заболел «простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер…»

В конце октября 1831 года появились «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.», а в 1834 году они вышли в свет с полным обозначением имени настоящего автора – Александра Сергеевича Пушкина.

И с тех пор «Повести Белкина» являются замечательным образцом реалистической прозы XIX века.

«Повести Белкина» задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. Его герои попадают в ситуации, в которых развиваются различные романтические истории.

Пушкин высмеивает «романтические наклонности» своих героев и противопоставляет им реальную жизнь со своими вопросами, своим сюжетом. Он решает их жизненные проблемы не совсем обычным, но вполне реальным способом. И от этого «Повести Белкина» оказывают на читателей какое-то особое влияние, заставляют задуматься о личных поступках и решениях, о том, как бы они поступили на месте героев.

Часто Пушкин помещает своих героев в сложные ситуации, когда возникает необходимость бороться за свою честь и защищать своё достоинство. И от того, как они будут себя вести, какие качества проявят, зависит не только дальнейшее развитие всей истории, но и читательское отношение к её героям.

В повести «Выстрел» Александр Пушкин подвергает такой проверке двух своих героев — Сильвио и графа Б***.

Долгие годы Сильвио жил лишь тем, что хотел увидеть унижение «блистательного везунчика» графа Б***. И не потому, что тот оскорбил его честь или посягал на его жизнь. Ненависть к графу возникла потому, что он своими достоинствами

и манерами превзошёл самолюбивого и тщеславного Сильвио. Вызвав противника на дуэль, Сильвио желал вернуть себе право первенства, которое у него отнял граф Б***. Взбешенный равнодушным спокойствием своего противника, Сильвио не стал стрелять, оставив за собой право выстрела до того времени, когда жизнь будет графу дорога намного больше, чем в день дуэли.

  1. Сильвио дождался такого момента и увидел на лице графа Б*** испуг, но это был страх не за свою жизнь, а за переживания любимой женщины.
  2. Поведение графа вызывает у читателя восхищение, а поведение Сильвио — отвращение, потому что только внутренне слабый человек может самоутверждаться, пользуясь беззащитностью других.
  3. Александра Сергеевича всегда интересовала роль случайности в жизни человека.
  4. В нехитром сюжете повести «Метель» Пушкин показывает историю двух молодых легкомысленных людей и одновременно развивает тему ответственности человека за свои поступки.

Героиня повести, Марья Гавриловна, провинциальная задумчивая барышня, которая мечтает выйти замуж за бедного юношу. Но родители против этих отношений. Маша и Владимир, по классическим законам жанра романа, решают бежать и тайно обвенчаться.

Всё у них было спланировано и рассчитано, верные слуги готовы помочь, друзья жениха соглашаются стать свидетелями, священник готов их венчать… Но вмешался случай, и судьба рассудила по-своему.

Поднялась метель, закружила в поле жениха, и он опоздал на «собственную свадьбу». Эта же метель привела к деревенской церкви проезжего офицера Бурмина, и он оказался под венцом с незнакомой девушкой.

Бурмину всё происходящее казалось шуткой, игрой, и только потом он осознал, что шутить с человеческой судьбой опасно! Два незнакомых друг другу человека были соединены узами брака, стали супругами, но не имели права надеяться на любовь и супружескую жизнь. Ведь они не могут найти друг друга, так как не знают даже имён.

За ошибку молодости Марья Гавриловна и Бурмин платят годами одиночества и раскаяния.

Герои повести достойно приняли случившееся. И судьба снова пошутила, но по-доброму. Она свела случайных супругов, дала им возможность узнать и полюбить друг друга.

  • Этот невероятный союз, который когда-то начался нелепой свадьбой, и только через несколько лет продолжился знакомством и искренней любовью, по мнению Пушкина может быть счастливым.
  • Повесть «Гробовщик».
  • Из мира гусаров с их «проказами» и бары­шень с «романтическим воображением» мы переносимся в мир гробовщика Адриана Прохорова, в мир, где не занимаются праздными фантазиями, а подсчитывают барышИ.
  • Гробовщик Адриан ждёт не дождется смерти купчихи Трюхиной и беспокоится, что конкуренты, воспользовавшись его переселением с Басманной на Никитскую, перехватят у него богатые похороны.

Смерть людей для него — нажива. К покойникам Адриан относится, как к заказчикам, потребителям его изделий. Его совершенно не интересует, какие это были люди до того, как стали они «предметом» его мрачного ремесла. Даже во сне, когда мертвецы являются поздравить Адриана с новосельем, он различает их только по убыточным или прибыльным для него похоронам.

Например, бригадир в треугольной шляпе, которого хоронили под проливным дождём, причинил ему ущерб, так как мантии от дождя сузились, шляпы покоробились, отчего предвидятся «неминуемые расходы».

А вот этот бедняк, что «смиренно стоит в углу» и не смеет подойти к гробовщику, «стыдясь своего рУбища», был похоронен по приказу квартального совсем даром, чем лишил Адриана возможности заработать на его похоронах.

  1. Проснувшись, гробовщик обрадовался, что это был всего лишь сон, и продолжил жить дальше той же жизнью, как и прежде.
  2. Четвертая повесть «Станционный смотритель» начинается
  3. с авторского отступления о судьбе станционных смотрителей, на которых каждый проезжающий считает своим долгом выместить раздражение.
  4. Пушкин обращает внимание читателя, что, если на первый взгляд, труд станционного смотрителя кажется бестолковым и бесхитростным, то на самом деле кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот.

Сам автор изъездил всю Россию и знал многих станционных смотрителей. В память об одном из них, Самсоне Вырине, «смотрителе почтенного сословия, написана эта повесть».

Самсон Вырин описывается Пушкиным как добрый семьянин, любящий муж и отец. После смерти красавицы жены он не женится вторично, а живёт вдвоём с дочерью, которая становится смыслом его жизни.

Проезжий рОтмистр Минский, поражённый красотой дочери смотрителя, увозит Дуню в город. После бегства Дуни с Минским, станционный смотритель не находит себе места, думая о дочери. Его преследуют ужасные мысли о «молоденьких дурах», которые «сегодня в атласе да бархате», а завтра метут улицы «вместе с голью кабацкою».

Вырин прилагает все усилия, чтобы спасти свою «заблудшую овечку». Он разыскивает Минского, умоляет возвратить ему дочь. Но всё напрасно: сунув несчастному отцу пачку ассигнаций, Минский считает, что его обязательства по отношению к смотрителю исполнены, а дальнейшая связь между ними невозможны.

 В повести сообщается о жизни Самсона Вырина после разлуки с дочерью. С горя он спился, из свежего и бодрого человека лет пятидесяти он превратился в седого старика с глубокими морщинами на лице, со сгорбленной спиной.

В конце повести читатель узнаёт, что старый смотритель умер в бедности и одиночестве.

А Дуня всё же возвращается к отцу, чтобы преклонить колени у его могилы и попросить у него прощения. Ощущение свершившейся трагедии не покидает читателей, даже после возвращения «блудной дочери» к отцу.

  • Повесть Александра Пушкина «Станционный смотритель» учит нас внимательнее относиться к окружающим людям и ценить их за чувства, мысли и поступки, а не за богатство и должности.
  • В основе пятой повести Пушкина «Барышня-крестьянка» лежат взаимоотношения двух молодых людей:
  • Лизы МУромцевой и Алексея БЕрестова.

Лиза хочет познакомиться с молодым Берестовым. Для осуществления своего плана Лиза отправляется в лес, нарядившись крестьянской девушкой. Между молодыми людьми завязался разговор, который послужил началом их взаимоотношений.Алексею всё нравилось в крестьянской девушке. Лиза тоже была покорена красотой, обаянием и благородством молодого человека.

Молодые люди начали встречаться, и со временем «мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили».

Вскоре перед молодым человеком встала проблема выбора: либо согласиться с требованиями отца жениться на дворянке Лизе Муромцевой и жить в богатстве, либо жениться на крестьянке Акулине без отцовского благословения и добывать средства на жизнь своим трудом.

Алексей размышляет недолго: благородство и сила любви к крестьянской девушке так сильны, что он решает жениться на Акулине, «и чем более думал он о сем решительном поступке, тем более находил в нём благоразумия».

Алексей пишет Акулине письмо, в котором предлагает ей свою руку и сердце. Положив письмо в дупло, как они и договорились, молодой Берестов «лёг спать весьма довольный собою».

Вскоре последовала и развязка – Алексей узнаёт, что Акулина на самом деле не Акулина, а Лиза Муромцева. Его любимая — не крестьянка, а такая же, как и он, дворянка.Главный герой повести Алексей Берестов готов был переступить через условности, которые ему навязывали общество и его дворянское звание и которые никак не мирились с его внутренним миром.

В этой повести мы наблюдаем, как ради любви и желания стать счастливым человек готов отказаться от всех своих принципов и пренебречь условностями дворянского общества.

Может возникнуть впечатление, что в повести «Барышня-крестьянка» Пушкин идеализирует свою эпоху, описывая её временем радости и любви. Просто автор хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь это произведение о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства.

«Повести Белкина» были поворотным пунктом в творчестве Александра Сергеевича Пушкина.

За ними последовали другие прозаические произведения: «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», в которых ещё правдивее, ещё шире и глубже отразилась действительность пушкинской эпохи.

Ссылка на основную публикацию