Сочинение на тему: Особенности композиции рассказа Александра Солженицына «Матренин двор»

У современных школьников оно, как правило, вызывает гнетущее впечатление: те, кому удается его дочитать, воспринимают рассказ как один сплошной поток негатива.

Но картины жизни советской послевоенной деревни, написанные Солженицыным, заслуживают более внимательного взгляда.

Ключевая задача учителя литературы — сделать так, чтобы учащиеся не ограничились формальным заучиванием финала, а прежде всего разглядели в темной и печальной истории то, что спасает человека в самых бесчеловечных условиях, — свет сохраненной души.

Это одна из ведущих тем советской литературы 60-х — 70-х: опыт индивидуального существования человека среди тотального съезжания государства и общества вниз.

В чем суть?

В основу рассказа положены реальные события — судьба и смерть Матрены Захаровой, у которой автор, освободившись после десятилетнего заключения и трехлетней ссылки, поселился в деревне Мильцево Гусь-Хрустального района Владимирской области (в рассказе — Тальново).

Его желанием было — уйти как можно дальше от назойливо гремящих репродукторов, затеряться, оказаться как можно ближе к нутряной, глубинной России.

На деле, Солженицын увидел беспросветную нищету народа и наглую безответственность власти на местах — то, что приводит человека к нравственному оскудению, обесцениванию добра, бескорыстия и благородства. Панораму этой жизни и воссоздает Солженицын.

В рассказе «Матренин двор» мы видим сборище пошлых, жадных, злобных людей, которые, вероятно, могли бы быть совсем другими в иных условиях, если бы не бесконечные бедствия: две мировые войны (эпизод про замужество), хроническое недоедание (ассортимент магазина и «меню» рассказчика), бесправие, бюрократия (сюжет про пенсию и справки), вопиющая бесчеловечность власти на местах (про работу в колхозе)… И эта беспощадность проецируется на отношения между людьми: немилосердны друг к другу не только близкие, сам человек к себе беспощаден (эпизод болезни Матрены). Человеку здесь никто ничего не должен, никто не друг и не брат… а он — должен?

Легкие ответы — «да» или «нет». Но они не про Матрену Васильевну Григорьеву, единственную, кто до конца своих дней сохранил свою личность, внутренний стержень и человеческое достоинство.

Матрена только кажется бесхребетной безответной рабой, хотя именно такой ее видят корыстные соседи, родственники, наглая жена председателя колхоза — те, кому невдомек, что труд может согревать человека изнутри, что добро — это не имущество, а состояние души, а сбережение души важнее внешнего благополучия.

Матрена сама знает, что и зачем делать, кому что должна, а себе — в первую очередь: выживать, не творя зла, отдавать, не жалея. Это и есть «ее двор», место «жизни не по лжи». Выстроился этот двор посреди ущербного неряшливого быта с мышами и тараканами, вопреки несправедливо жестокой женской судьбе, в которой спасаться — значит от много отказаться.

Рассказ — о том, что Двор этот обречен, что «добрые люди» его постепенно раскатывают по бревнышку, и вот уже становится не в чем и негде жить душе после непостижимого людского варварства. Сама природа замерла перед значительностью смерти Матрены (эпизод ночного ожидания ее возвращения). А люди продолжают пить водку и делить имущество.

Сочинение на тему: Особенности композиции рассказа Александра Солженицына «Матренин двор»

Что взять для проработки?

Портрет безбытности. Описание Матрениной избы вызывает у нас отталкивающее впечатление, однако рассказчик остается здесь жить и даже не слишком противится найденной у себя в супе тараканьей лапки: «не было в этом никакой фальши». Что в связи с этим вы думаете о рассказчике?

Неравная битва. Матрена постоянно находится в трудах, постоянно действует, но действия ее напоминают сражение с ужасной непобедимой силой. «Притесняют меня», — так говорит она о себе. Собирать торф, чтобы топить печь зимой, запрещено: поймают и под суд отдадут.

Раздобыть траву для козы — только нелегально. Огороды обрезали, и кроме картошки ничего нельзя вырастить — а на отнятой земле растет бурьян. Матрена больна, но беспокоить врача стесняется.

Матрене никто не помогает — но зато и соседи, и колхоз призывает ее на помощь (саму-то ее из колхоза исключили как инвалида). Она никому не отказывает и денег не берет.

Но почему же? Почему она не даст отпор, не откажет, не огрызнется ни разу на своих мучителей, а продолжает позволять себя использовать? И как назвать эту непобедимую силу, которая не может победить (унизить, растоптать) Матрену? В чем сила Матрены? А слабость?

Не стоит село без праведника. Это — первое авторское название рассказа. Твардовский, говоря об этом рассказе, называл его «Праведница», но отвергал название как прямолинейное.

Потому что читателю надо дойти до финала, чтобы понять, что вот эта ущербная Матрена и есть та праведница, которую обещало заглавие. Заметим: никакого отношения к религии Матрена не имеет; в рассказе нет Бога как высшей силы, поэтому не может быть и праведника в полном смысле слова.

А есть обычный человек, который выживает за счет труда, незлобивости и гармонии с собой: «Матрена все время занята трудом, делами, а поработав, возвращается в свою неустроенную жизнь свежая и сияющая». «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда»…

«Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала… ни рубля. Потому что пенсии ей не платили… А в колхозе она работала не за деньги — за палочки».

Застенчивая, доброжелательная, жертвенная, никого не осуждающая (единственное ее ругательство «паразиты несочувственные», да и то в адрес властей) — она, как ни крути, — маргинал, живущий на краю жизни большинства. Как/почему связаны праведник и маргинал?

Люди, испорченные жизнью. При жизни Матрена всегда одна, один на один со всеми бедами. Но когда она умирает, оказывается, что у нее есть сестры, деверь, племянница, золовка — и все они ни минуты не пытались ничем ей помочь. Не ценили, не любили, даже после смерти отзываются о ней «с презрительным сожалением». Словно они с Матреной из разных миров.

Взять слово «добро»: «Как так случилось у нас, что добром народ называет имущество?» — вопрошает рассказчик. Ответьте ему, пожалуйста, пользуясь фактами из рассказа (после смерти Матрены все окружение начинает делить между собой ее добро, позарившись даже на старый забор.

Золовка пеняет: отчего Матрена не держала в хозяйстве поросенка? (А мы-то с вами догадываемся, почему?).

Особое внимание стоит обратить на образ Фадея, нарочито демонизированного автором. После катастрофы на железнодорожных путях деверь Матрены Фадей, только что ставший свидетелем ужасной смерти нескольких человек, включая собственного сына, больше всего печется о судьбе хороших бревен, которые теперь пустят на дрова. Жадность, доводящая до потери не только духовности, но и разума.

Но точно ли виной всему тяжелые условия жизни людей и бесчеловечный режим? Только ли поэтому люди портятся: становятся алчными, недалекими, подлыми, завистливыми? Быть может, духовная деградация и сдача человеческих позиций — удел массового человека в любом обществе? Что такое «массовый человек»?

Что обсудить на классном часе?

По Солженицыну, тяжелые жизненные условия и бесчеловечность, возведенная в ранг государственной политики, рождают чудовищ.

С этим сложно поспорить, но ведь известны случаи, когда в суровые времена люди, наоборот, находили в себе силы сохранить добрые, теплые отношения, помогали друг другу, сохраняли присутствие духа.

Попросите учеников расспросить родителей, бабушек и дедушек: удавалось ли им или их знакомым прожить в тесноте и бедности, но не в обиде и не в злобе — в коммунальной квартире, в годы дефицита, во время войны или коллективизации? Каждая такая история — драгоценность, потому что, обсудив ее, мы сможем понять, что именно не дает человеку озвереть. Это может быть работа, как у Матрены, или общая традиция, сила духа одного человека, который поддерживает всех вокруг, музыка, идея — все что угодно. Это сложная, «взрослая» тема — но она действительно важна, и когда еще взяться за нее, как не при чтении Солженицына.

Сочинение на тему: Особенности композиции рассказа Александра Солженицына «Матренин двор»

Что обсудить в контексте литературного мастерства?

Красноречивые детали.

Этот рассказ был высоко оценен современниками не только с точки зрения содержания (январский журнал НМ за 1963 год нельзя было достать несколько лет подряд), но и с художественной стороны: о безукоризненном языке и стиле текста сразу по прочтении писали Анна Ахматова и Лидия Чуковская, дальше — больше.

Точные и образные детали — конек Солженицына-художника.

Эти брови Фадея, которые сходились и расходились, как мосты; стена на кухне Матрены будто шевелится от обилия тараканов; «толпа испуганных фикусов» в час смерти Матрены; мышами «овладело безумие», «отдельный сруб горницы разобрали по ребрышкам»; сестры «слетелись», «захватили», «выпотрошили», и еще: «…пришли громко и в шинелях». То есть — как пришли? Страшно, бесцеремонно, властно? Интересно поискать и повыписывать образные детали и соотнести их с «сигналами», которые подает текст: опасность, безбытность, безумие, фальшь, расчеловечивание…

Это задание хорошо выполнять в группах, рассматривая сразу несколько тем-настроений. Если вы пользуетесь сервисом «Классная работа» платформы LECTA, вам будет удобно не тратить время урока, а задать работу над текстом на дом.

Разбейте класс на группы, создайте рабочие кабинеты для каждой группы и следите за тем, как ученики заполняют таблицу или презентацию. Сервис позволяет работать не только с текстом, но и с иллюстрациями, аудио и видеоматериалами.

Попросите учеников из разных групп поискать иллюстрации к рассказу или просто релевантные визуальные ряды — например, полотна Питера Брейгеля старшего, известного певца деревенского средневекового быта.

Литературные аллюзии. Их в рассказе очень много. Начать с Некрасова: ученики могут сами без труда вспомнить Матрену Корчагину из «Кому на Руси жить хорошо» и знаменитый отрывок из поэмы «Мороз-красный нос»: что похоже, что разное? Возможно ли подобное воспевание женщины в европейской культуре… почему… а какое там принято?

Неявный мотив «маленького человека» из гоголевской «Шинели»: Матрена, получив с трудом добытую пенсию, сшила себе пальто из железнодорожной шинели и зашила в подкладку 200 рублей на черный день, который вскоре и настал.

К чему отсылает аллюзия с Башмачкиным? «Не жили хорошо, не надо и начинать»? «Кто в бедности родился, тат в бедности умрет»? — эти и другие пословицы русского народа поддерживают психологию покорности и смирения.

Можно ли думать, что и Солженицын поддерживает?

Толстовские мотивы неизбежны; портрет Льва Николаевича висел у Солженицына над тумбочкой. Матрена и Платон Каратаев — оба круглолицые, нерефлексирующие, но обладающие верным инстинктом жизни. Матрена и Анна Каренина — мотив трагической смерти на железной дороге: при всем несходстве героинь, обе не могут ни принять сложившуюся ситуацию, ни изменить ее.

Тема метели как руки судьбы (пушкинская): до роковой катастрофы на путях две недели мела метель, отсрочивая перевозку бревен, но никто не образумился. После этого у Матрены пропала кошка. Странная отсрочка — и зловещее предсказание.

А еще про безумие много — в каком смысле и почему персонажи рассказа сходят с ума? В здравом ли уме читатель, написавший в отзыве «доброта и довела Матрену Васильевну до гибели»?

#ADVERTISING_INSERT#

Сочинение: Композиция рассказа «Матренин двор» (А.И. Солженицын)

Сочинение на тему: Особенности композиции рассказа Александра Солженицына «Матренин двор»

(413 слов) Знаменитое произведение Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор» знакомит читателей с историей жестокости и несправедливости реального мира. Он пишет о непростых судьбах русских людей, о суровых советских законах послевоенного периода. Повествование ведётся вовсе не от лица главной героини, а то лица рассказчика Игнатьича. В его образе предстает сам автор. Анализируя эту книгу, следует обратить особое внимание на композицию произведения. Рассказ Солженицына «Матренин двор» разделён на три части. 

В первой рассказывается об истории жизни Игнатьича. Читатель узнает, что герой является бывшим заключённым, а в настоящее время работает учителем в школе. Он приехал сюда, чтобы обрести спокойствие.

Не секрет, что в сталинский период людям, отсидевшим в тюрьме определённый срок, было очень трудно найти себе рабочее место. И многие люди с блестящим образованием становились все лишь сельскими учителями даже после смерти вождя. Игнатьич останавливается у одной женщины, которую зовут Матрена.

Герой осознает, что ему очень легко с ней в общении, и от этого ему становится спокойно на душе. 

Читайте также:  Какую смелость можно назвать безрассудной?

Вторая часть рассказа повествует о непростой судьбе Матрёны. В юности героиня была вынуждена пережить многие испытания и трудности. Суровая война забрала у девушки ее жениха Фаддея, и она вышла замуж за его брата, у которого остались дети. Однако проходит три года, и Фаддей возвращается. Матрёна любит его до сих пор.

Только он возненавидел ее и своего брата за предательство. Все дети Матрены от брака с нелюбимым мужчиной умерли. Она взяла на воспитание дочку Фаддея — Киру. Несмотря на все жизненные испытания, которые выпали на долю бедной женщины, Матрёна сумела сохранить доброту, честность и порядочность.

Она пронесла эти качества через весь свой жизненный путь. 

Третья часть особенно показывает несправедливость жестокого мира. Рассказчик узнает о смерти Матрёны: она перетаскивала часть своего дома в подарок Кире и погибла под колесами поезда.

Он рассказывает читателям о том, как проходили похороны и поминки. Автору до глубины души обидно, что родные и близкие люди Матрены плачут не от горя, а просто потому что так принято. Они думают лишь о скорейшем разделе имущества героини.

А возлюбленный Матрёны Фаддей на поминки и вовсе не пришёл. 

Композиция рассказа «Матренин двор» линейная, тип повествования — хронологический. Автор рассказывает историю по мере развития событий. Однако во второй части он использует прием ретроспективы, говоря о прошлом героини. Это самая драматичная часть книги.

После нее мы проникаемся уважением к Матрене и от души сочувствуем ей, в отличие от глухих к чужим страданиям жителей деревни. Такая композиция позволяет понять, почему они стали такими. Многочисленные испытания сделали людей чёрствыми и злыми.

И этот депрессивный фон создает для них именно тоталитарное государство, где народ ценится меньше земли.

Сочинения по литературе
Сочинение рассуждение

Поделиться

Матренин двор сочинение по рассказу Солженицына

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Разные

Отзывчивость — одна из лучших черт характера человека. Такие люди очень надёжные, они всегда помогут и придут на помощь. Тема отзывчивости наблюдается в рассказе» Матренин двор».

Главной героиней рассказа А. И. Солженицына является Матрена, которая выступает в роли праведника. Женщина очень добрая, она готова помочь всем нуждающимся, вот только окружающие не ценят это, они принимают её помощь как должное.

Матрена — женщина в возрасте, живущая совершенно одна. Рассказчик Игнатич знакомится с ней при таких обстоятельствах. Он возвращается с войны и решает работать учителем в глубинке страны. Так рассказчик и попадает в поселение с названием Торфпродукт. Тут Игнатич и попадает в дом Матрены, которая позволила ему жить в своём доме.

Матренин а изба была довольно просторной, помимо женщины здесь также жила старая кошка. Интересно, что кошка была нездорова, Матрена Васильевна приютила её из жалости. Это уже раскрывает черты главной героини.

Изначально женщина не разговаривала со своим сожителем, но спустя некоторое время у них завязывались вечерние разговоры, из которых Игнатич узнал много информации о жизни хозяйки дома. В молодости Матрена работала в колхозе, таскала тяжёлые мешки.

Из-за сложной работы у женщины появилось много заболеваний, но она не признана инвалидом и долгое время не получает пенсию. В деревне её называют порченной из-за сложной истории с замужество и смерти всех детей в малолетстве. Героиня воспитывала свою племянницу Киру и считала её своей дочерью.

Судьба Матрены Васильевны очень непростая, но в ней самой есть огромная сила.

Женщина всегда помогала всем вокруг: родственникам, соседям, она никогда никому не отказывала и ничего не просила взамен можно смело сказать, что для себя она и не жила.

Всё добрые дела Матрена делала бескорыстно, именно на таких людях все и держится, не даром Солженицын изначально хотел назвать свой рассказ «Не стоит село без праведника».

В конечном итоге Отзывчивость героини приводит её к смерти. Матрена помогает бывшему возлюбленному Фаддею перевозить бревна на санях через железную дорогу и из-за чистой случайности оказывается под поездом. На похоронах Матрены Васильевны все плачут не из-за жалости, а словно из обязанности, а Фаддей вовсе не появляется на поминках.

Сочинение 2

Рассказ «Матрёнин двор», первоначально названный А.И. Солженицыным «Не стоит село без праведника», увидел свет в 1963 г. на страницах журнала «Новый мир». Он создан на автобиографическом материале.

С горькой иронией автор пишет о том, как вынужден был обосноваться в селении с названием, лишённым всякой поэзии, – Торфопродукт. В селе же Высокое Поле, первоначально намеченном для проживания, прекрасное название радовало слух, но не было насущно необходимого: хлеб там не выпекали, продукты не продавали. Жители тащили всё в котомках и мешках из областного центра.

  • Присматриваясь после лагеря и ссылки к окружающей действительности, рассказчик отмечает, как плохо русская деревня приспособлена к мало-мальски нормальной жизни в ней.
  • Во всём наблюдается хаос, а то, что власть объявляет порядком, видится как абсурд.
  • Деревня Тальново, где снял жильё герой-рассказчик, стоит на торфяных залежах, но получить торф для личных нужд крестьяне не могут – только украсть под страхом быть осуждёнными.

Остаётся впечатление враждебности власти к своим забитым нуждой гражданам. Кажется, что единственная цель начальства – внушить всем людям чувство вины. Так в страхе они продолжают жить. Хотя война закончилась, но радость так и не пришла.

На общем сером фоне жизни среднерусской деревни писатель раскрывает судьбу удивительной женщины – Матрёны Васильевны Григорьевой. Став её постояльцем, он разделил быт одинокой 60-летней вдовы и пошёл учителем в школу.

В доме хозяйки нет идеального порядка, тараканы и мыши шуршат за стенами. Житьё скудное: только на овощи с огорода да на молоко от грязно-белой козы может рассчитывать пожилая женщина.

Квартирант не расспрашивал Матрёну о её жизни, полагая, что ничего особенного в ней быть не может. Но из отдельных бесед, обмолвок, признаний, поступков встала история неординарной и мужественной женщины. Судьба будто проверяла её на терпеливость, выносливость и способность сохранить доброту и любовь к людям.

Ей была дана юношеская любовь к односельчанину Фаддею, а замуж пришлось выйти за его брата Ефима. После трёхлетнего пребывания в плену Фаддея ожидала суровая правда: так сложилась жизнь. Перенести свою любовь на другую женщину не получилось, он пытался найти похожую, но только имя у жены было такое же – Матрёна, а полюбить её не смог, но часто обижал.

Материнского счастья Матрёна Васильевна не обрела: все шестеро детей умерли в младенчестве, а муж Ефим не вернулся с войны. Зато в семье Фаддея у другой Матрёны, тоже родившей шестерых детей, все они выжили.

Попросить у счастливой матери на воспитание девочку и вырастить её до замужества смогла бы не каждая женщина, а только имеющая большое сердце, не знающее зависти и эгоизма. Так героиня воспитала приёмную дочь Киру.

Умение радоваться чужим удачам проявляется в том, что героиня работает на соседских огородах не за деньги и искренне счастлива, когда у соседей хороший урожай.

Удача улыбнулась и ей: ценой мытарств и хождений по конторам Матрёна оформила пенсию. Только её радость завистливые кумушки разделить не готовы. Даже три младшие сестры, которые никогда не навещали Матрёну, слетелись вдруг все, думая не перепадут ли им крохи.

Постоялец постепенно понял, что его хозяйка – человек особенный. Её души не коснулись уныние, зависть, стремление стать богаче. А радость она находит в труде, отдавая людям своё время, умение. Грехов у неё меньше, чем у кошки-хромоножки, которую она подобрала из жалости. Та хоть мышей ловила на корысть себе.

Трагический финал рассказа вполне логичен. Когда-то его героиня остановила лошадь на скаку и не погибла. Но в столкновении с человеческой алчностью и чёрствостью она не выстояла.

Отписанную Кире по завещанию часть избы Фаддей уговорил Матрёну отдать при жизни. Вид разрушенного жилья раскроил душу женщины. А гибель на переезде поставила точку в судьбе человека большой души. Погиб и сын Фаддея, и один машинист.

Но у жителей села эта история на переезде стала только поводом посудачить. Даже сёстры Матрёны пришли на похороны поплакать напоказ. В мыслях же у каждого – что-то заполучить из имущества погибшей. Искренняя печаль коснулась только сердца приёмной дочери Киры и «второй Матрёны».

  1. Рассказ учит вдумчиво относиться к жизни и людям, не давать поселиться в душе равнодушию; изживать казённо-бюрократическое отношение к простому человеку и ценить его как труженика, создающего блага и достойного уважения.
  2. Другие темы: ← По сказке Снегурочка↑ РазныеРусская литература второй половины XIX века →
  3. `

Эссе по рассказу «Матренин двор»

Эссе по рассказу «Матренин двор»

В нашей стране в настоящее время, пожалуй, нет людей, не знающих фамилии Солженицын. Александр Исаевич родился 11 декабря 1918 г. в Кисловодске.

За полгода до этого отец его, Исаакий Семенович, 27-летний офицер царской армии, трагически погиб от несчастного случая на охоте. Мать, Таисия Захаровна, осталась вдовой в 24 года. Отменное знание стенографии и машинописи помогли ей и сыну выжить в это суровое время.

Спустя шесть лет мать перевезла Сашу в Ростов-на-Дону. Здесь Солженицын окончил среднюю школу, а затем физико-математический факультет Ростовского государственного университета.

Перед войной он два года учился на заочном отделении литературного факультета Московского института философии, литературы и истории. Уже тогда, несмотря на техническое образование, Солженицын мыслил себя писателем.

Так и вышло. В своем творчестве Александр Исаевич развивал толстовскую традицию русской прозы в реалистическом направлении. Рассказ «Матренин двор» – не исключение.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа Антона Чехова «Жалобная книга»

Жизнь русской деревни в произведении отражена настолько объективно и многообразно, что произведение приближается к жанру «рассказ романного типа».

В этом жанре характер героя показан не только в переломный момент своего развития, но и освещена история характера, этапы его становления. В судьбе героя отражается судьба всей эпохи и страны (как говорит Солженицын, земли).

«Матренин двор» – это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далеких от городской суеты и спешки, – о жизни в социалистическом государстве. Этот рассказ, как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен», отчество рассказчика – Игнатич – созвучно с отчеством А. Солженицына – Исаевич.

Редактор журнала «Новый мир» А.Т. Твардовский настоял заменить время действия рассказа «Матренин двор» с 1956 на 1953 год. Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена до хрущевской оттепели. Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображенная картина.

«Облетели листья, падал снег – и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся». В основе рассказа обычно лежит случай, раскрывающий характер главного героя. По этому традиционному принципу строит свой рассказ и Солженицын.

Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием – Торфопродукт. Здесь «стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, свели под корень. В деревне уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным – стол стал скуден и беден.

Колхозники «до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега. Характер главной героини рассказа, Матрены, автор раскрывает через трагическое событие – ее гибель. Лишь после смерти «выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок».

На протяжении всего рассказа автор не дает подробного, конкретного описания героини.

Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором – «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Но к концу рассказа читатель представляет облик героини.

Авторское отношение к Матрене чувствуется в тональности фразы, подборе красок: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, – и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее – уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

Запоминается плавная, певучая, исконно русская речь Матрены, начинающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». Окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской печью – это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни.

Все здесь органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая, подобранная Матреной из жалости кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут с избой своей». Любимые фикусы «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».

Много горя и несправедливости пришлось хлебнуть героине на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

Но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. «У нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа».

И на старости лет не знала Матрена отдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешком на болото накосить травы для своей грязно-белой козы, то отправлялась с другими бабами воровать тайком от колхоза торф для зимней растопки. «Сердилась Матрена на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала.

Более того — по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Да и любой дальней родственнице или соседке не отказывала в помощи, без тени зависти рассказывая потом постояльцу о богатом соседском урожае картошки.

Никогда не была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием.

Но гибнет Матрена – и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля». Горек финал рассказа. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не преследующий, тем не менее так до конца ее и не понял.

И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

Рассказ «Матренин двор» – это своего рода авторское покаяние, горькое раскаянье за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.

Автор преклоняет голову перед человеком бескорыстной души, абсолютно безответным, беззащитным. Несмотря на трагизм событий, рассказ выдержан на какой-то очень теплой, светлой, пронзительной ноте.

Он настраивает на добрые чувства и серьезные размышления и учит современное поколение добру и справедливости!

Популярные сочинения

  • Анализ повести Н.В. Гоголя «Страшная месть» Как известно Николай Васильевич Гоголь всегда отличался от других писателей того времени особой страстью к мистицизму. Один из главных венцов его творения, цикл произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  • Сочинение на тему Маленький человек в литературе Образ так называемого маленького человека в русской литературе является весьма характерным. Условно традицию изображения такого характера принято отсчитывать от станционного смотрителя
  • Сочинение на тему Умен ли Чацкий? В любом произведении название играет ключевую роль, поэтому является также тезисом главной мысли, заключенной в повествовании. Первым названием Грибоедов как бы говорит: «Горе уму»

Анализ «Матренин двор», Солженицын

Рассказ «Матренин двор» был основан на реальных событиях, которые пережил сам автор Солженицын.

В этом повествовании рассказывается о нелегкой судьбе старушки, бывшей колхозницы, которая была оставлена без помощи родственников, друзей и собственной страны.

И вынуждена была рассчитывать под старость лет только на свои силы. Но даже при таких обстоятельствах ее душа не зачерствела, моральные качества этого человека остались положительными.

Матренин двор краткий анализ

Рассказ написан в 1956 году. Анализируя рассказ «Матренин двор», мы видим, что автор затрагивает тему о непростой жизни людей в российской глубинке. О тяжелом труде, который они вынуждены исполнять каждый день, чтобы прокормить свои семьи. Также в этой повести показываются отношения простых людей с властью и духовный облик человека.

Композиция и жанр

Жанр этого произведения — монументальный рассказ, основанный на реальных событиях, увиденных автором.

Ниже будет приведен краткий анализ рассказа Солженицына.

✔️ 1-я глава. Рассказ начинается с того, что главный герой, уставший от жизни решает уехать в глубинку. Он мечтает поселиться в каком-нибудь тихом и спокойном месте и наслаждаться российской природой. Автор находит такое место, и снимает дом у старушки. Там он работает учителем математики по утрам, а по вечерам уединяется со своими мыслями.

✔️ 2-я глава. Во второй главе происходит знакомство с загадочным образом старушки. Автор начинает все больше узнавать о жизни Матрены. Она рассказывает ему о своей нелегкой судьбе: смерти детей, муже, не вернувшимся с войны, о приемной дочери Кире. И своей помолвке в молодости со старшим братом мужа — Фаддеем. В конце концов Матрена трагически погибает под колесами поезда.

✔️ 3-я глава. В третьей главе описываются похороны старушки. Все родственники и соседи собираются на поминках Матрены, оплакивая ее. Но целью их прихода является не горе, а желание заполучить как можно больше имущества усопшей. Единственный человек, который действительно переживает потерю — это ее приемная дочь Кира.

Главные герои

Игнатьич — рассказчик этой истории. Простой спокойный человек, любящий уединение. Он весьма неприхотлив в плане жилищных условий и пищи. Это человек, который хорошо разбирается в людях и умеет разглядеть сокрытый смысл.

Матрена — женщина в возрасте, пережившая многие испытания в молодости и оставшаяся практически без поддержки и помощи. Она не боится физической работы, напротив, находит в ней покой и умиротворение. Матрена — это образ праведницы, помогающей людям, простой и душевной.

Фаддей — старший брат Матрениного мужа. Когда-то он любил ее и хотел жениться. Но, пропав без вести, а затем вернувшись и узнав о том, что возлюбленная вышла замуж за его младшего брата, он никогда не смог простить этого. Человек суровый, малодушный и жадный. Даже после смерти Матрены его беспокоит только дележка имущества.

Проблематика произведения

Исходя из анализа рассказа «Матренин двор» мы понимаем, какой была жизнь простых людей в русской глубинке. Государство не помогало им, как на примере с Матреной, и люди вынуждены были воровать торф, чтобы согреть печь в зиму.

Читайте также:  Суть сказок пушкина

В действительности старушка была одинока, но она радовалась каждому дню и скрашивала свою жизнь, трудясь и помогая другим. Женщина не гналась за мирскими благами. Многие осуждали ее простоту и пользовались ею. Но Матрена никогда никого не осуждала.

После ее смерти многие отзывались о ней плохо, хотя грехов у нее было меньше, чем у кошки, которая душила мышей. На самом же деле люди, по черствости собственных душ, не могли принять образ Матрены, так отличавшийся от большинства добротой и искренностью.

Главная мысль

В конце рассказа звучат слова: «Не стоит село без праведника».

Автор подразумевает, что смысл бытия не в покупке новой одежды, чтобы похвастаться обновкой, не в нажитом богатстве, потому что в итоге его поделят посторонние люди после твоей смерти. А истинный смысл, чтобы чувствовать себя счастливым, — это быть свободным от зависти, осуждений, помогать людям, не отчаиваться и верить в добро, как делала это Матрена.

"Стилистические особенности рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор»

Стилистические особенности рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор»

Публикация в 1963 году в журнале «Новый мир» рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» стала огромным событием. «Матренин двор» открыл новые грани таланта писателя.

Критика сразу отметила, что это одно из лучших произведений последнего времени. Спустя годы Вл.

Максимов назвал этот рассказ «подлинно гениальным» и сказал, что «все наши деревенщики» вышли из «Матрениного двора», как послепушкинская проза из гоголевской «Шинели».

Женская судьба, о которой идет речь в рассказе, была жестокой, несправедливой и трагичной, но совестливость и трудолюбие Матрены Васильевны Григорьевой, величие ее духа поставили героиню в один ряд с «праведниками» из произведений Тургенева, Толстого, Лескова.

Время действия рассказа читатели шестидесятых воспринимали как современность. Рассказ был правдив и достоверен, повествовал о страшном разорении деревни, которая всегда была опорой и надеждой России и материально и духовно.

Обращает на себя внимание и еще один важный аспект – стиль писателя. Отличался он сложным синтаксисом, особенными были речевые характеристики героев, насыщенные архаизмами и диалектизмами.

Описывая жизнь этих людей, живущих в средней полосе России, где все испорчено, исковеркано, уничтожено, писатель говорил не только о нравственных сторонах характеров героев, но и любовался их речью, ее разнообразием, богатством, выразительностью, точностью.

Несмотря ни на что и герои, и автор чувствуют ее красоту, умеют хранить говор, унаследованный от предков, привнося и свое словотворчество.

Солженицын пишет: «… от красоты, может быть, и остались только названия». Они-то и привлекают рассказчика. Душа Игнатича сразу откликается на поэтичность слов «Высокое поле». В поселке с таким названием «не обидно было бы жить и умереть».

А вот на «Торфопродукт» он реагирует с горечью и обидой: «Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое».

И единственное уродливо название – Торфопродукт –четче всего оттеняет «Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово», – столь милые сердцу рассказчика.

  • Этими слова автор рассказа с самого начала обращает внимание на красоту и выразительность русской речи, воспитывает языковое чутье читателя, который со школьных лет знает Тургенева как лучшего стилиста и ценителя «великого, могучего, правдивого и свободного русского языка».
  • Так же как и названия сел и деревень России, у Игнатича вызывает интерес и речь женщины на рынке: «она не говорила, а напевала умильно, и слова ее были те самые, за которыми меня потянула тоска из Азии».
  • Он испытывает удовольствие от этих «пей с душой желадной», «у нее не так уборно», подчеркивая, что и в языке, да и во всем образе жизни деревенских, существует особый уклад, который нельзя нарушить, не задев всего уклада жизни.

Звучат по радио романсы Глинки. Заслышав их, Матрена выходит из-за перегородки «растепленная, держась за фартук, с пеленой слез в неярких своих глазах». «А вот это по-нашему»,- прошептала она.

Наше (свое) она определяет каким-то внутренним чутьем.

В этом эпизоде запечатлена глубокая связь героини с поколениями ее предков, для которых музыкально-речевая культура составляла нравственную основу жизни.

Рассказчик, зачарованный своей героиней, и свою речь строит по ее стилистике. Этот провинциальный говор он перенимает не случайно. Его описания, наблюдения принимают особую выпуклость потому, что его лексика нередко мало чем отличается от той, какой пользуются герои.

Напевность и мелодичность речи Матрены создается сочетанием старинных русских слов и форм речевого выражения: летось, по-бывалошному, иззаботилась, закружавилась, кому часу приходить-то.

Интересны также пословицы, поговорки, образные выражения, которых в рассказе немало: «умная выходит замуж после Покрова, а дура – после Петрова дня», «незнайка на печи лежит, а знайку на веревочке ведут».

Героиня оказалась в родном селе непонятой. Даже после смерти родственники характеризуют ее нелестно – и того она не умела, и другого.

Отрицаний много, они буквально нанизаны друг на друга: «у всех поросенок – в каждой избе – у нее не был, а она не имела, не гналась за нарядами, не скопила имущества к смерти… И вдруг еще одно не как укор нам: «Все мы жили рядом с ней и не поняли»… Не поняли самого главного, что «есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село». И усиливается это добавлением авторской отрицательной частицы НИ: «НИ город. Ни вся земля наша».

Мысли о языке, о его роли в жизни человека никогда не покидают писателя. Муж Матрены не вернулся с войны: либо погиб, либо в плен попал. Матрена тоже свыклась с тем, что его нет в живых. И вдруг авторский вывод: «И хорошо, что думала так. Хоть и был бы он теперь жив – так женат где-нибудь в Бразилии или в Австралии. И деревня Тальново, и русский язык изглаживаются из памяти его…»

Авторская пунктуация Солженицына – черта индивидуального стиля писателя. Побывав в творческой лаборатории Александра Ивановича, человек, интересующийся русским языком, сделает для себя немало открытий. Об этом очень хорошо сказала Л. К. Чуковская: «Солженицын пишет на основном русском языке, это такая редкость и радость».

Анализ рассказа Солженицына "Матрёнин Двор" | Какой Смысл

Произведение датируется 1959 годом. Александр Исаевич Солженицын первоначально назвал свой рассказ «Не стоит село без праведника», отсылая читателя к известной русской пословице. Несколько раз изменялось время действия «Двора», и в конце концов, оказывая дань уважения Никите Сергеевичу, основные события имели место в 1953, а не в 1956, как планировалось.

Кроме того, рассказчик в произведении — сам автор. Солженицын после реабилитации проживал в деревне у Матрёны и имел возможность чрезвычайно точно передать типичные особенности русской деревеньки, от быта до местного диалекта.

Литературное направление и жанр

В творениях пера Солженицына нашла своё место и традиция реализма Толстого. Рассказ не только изобилует элементами жития и художественных очерков, но и рассказа. Русская деревенька показана во всём своём живом великолепии, настолько, что литературные критики приближают жанр «Двора» к «рассказу романного типа».

Такой жанр позволяет существенно обогатить описание героев, продемонстрировав нам не только судьбу самого героя в самый сложный момент развития, но и уделить большое внимание родному отечеству героини, родной земле.

Сюжет и композиция

Великий и могучий русский язык, а точнее особый русский говор привёл нашего рассказчика в деревню, в которой происходит место действия.

Сам сюжет описывает нам жизнь Матрёны Григорьевны, судьба которой становится нам известной от неё самоё.

Хоть некоторые подробности женщина сама рассказывает герою, больше всего о ней рассказчик узнаёт благодаря своим собственным наблюдениям, а не словам молчаливой героини рассказа.

Отдельную роль в композиции литературного произведения играет образ избы Матрёны. Изба стоит у озера на довольно живописном месте и её образ как некого «Ноева ковчега» играет свою роль в жизни героини.

Изба в описываемом рассказе это совершенно одушевлённый объект, который традиционно делится на две половины: жилая изба с печкой и на горницу, которая была построена для отделения сына после женитьбы.

Без понимания роли традиционной избы в русском быту невозможно в полной мере понять смысл этой литературы.

Момент разрушения второй половины избы это кульминация рассказа, которая довершала развитие персонажей, их существования в гармонии(Главного героя и Матрёны Григорьевны), которые находили смысл своего существования «не в еде».

Проблематика и анализ

Интереснейший жанр «монументального рассказа», в котором автор донёс свои мысли, прекрасно подходит для поставленной нравственной проблемы и проблемы отношений простого человека с властью.

Разве стоит огромное количество людских жизней какого-то захваченного участка? Разве стоит жизнь человека материальных ценностей, денежных средств? Сын и жена Фаддея погибли, зять рискует угодить в тюрьму, дочь не находит себе утешения, но герою более всего по душе думать о том, как спасти не сожжённые доселе брёвна на переезде.

Совершенно точно можно сказать, что Матрёна Григорьевна — воплощение крестьянки с русской глубинки. Она подобна иконе, как и её дом подобен Ноева Ковчегу. Образ жизни героини можно сравнивать с житием святых. И гибель нашей русской женщины это символ гибели Отечества, гибель от того самого «советского» поезда, чего так страшилась Матрёна Григорьевна.

Александр Исаевич Солженицын в своём монументальном рассказе «Матрёнин Двор», наделил героев живыми, интересными судьбами и жизнью, дабы через них поставить перед читателем актуальную на все времена проблему, о которой ещё многим поколениям придётся задуматься.

Ссылка на основную публикацию