Анализ стихотворения О. Мандельштама «Я вернулся в мой город, знакомый до слез»

  • История создания: стихотворение посвящено Петербургу — родному городу Мандельштама, самому важному городу для него.
  • Литературное направление: модернизм (акмеизм).
  • Литературный жанр: стихотворение.
  • Вид лирики: философская, патриотическая.

Тема

Лирический герой возвращается в город своего детства — Петербург. Герой словно ощущает детские болезни (распухшие желёзки), чувствует вкус лекарств из детства (так им воспринимается жёлтый «рыбий жир» фонарного света).

Стихотворение обретает тональность молитвы и мольбы: лирический герой говорит родному городу, что ещё не хочет умирать, что у него есть признаки живого — телефонные номера и адреса, по которым когда-то жили его ныне мёртвые друзья и близкие.

Лирический герой живёт «на чёрной лестнице», черновой жизнью и находится в постоянном ожидании «гостей дорогих» (то ли умерших товарищей, то ли желающих его арестовать комиссаров). Дверные цепочки — его кандалы. Дом приобретает явственные черты любимой тюрьмы.

Метрика

Размер: четырёхстопный анапест.

Рифма: смежная (аабб).

Тропы и фигуры речи

  1. Эпитеты: «до детских припухлых желез», «ленинградских речных фонарей».
  2. Метафоры: «знакомый до слёз».
  3. Олицетворение: «Рыбий жир ленинградских речных фонарей», «и в висок / Ударяет мне вырванный с мясом звонок», «Шевеля кандалами цепочек дверных».

Повторы: «Петербург! Петербург!».

Инверсия: «город, знакомый до слёз».

Риторическое обращение: «Петербург! я ещё не хочу умирать!».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Образ какого города возникает в стихотворении Мандельштама «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…»?

Ответ. Образ Петербурга.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. инверсия
  2. ирония
  3. олицетворение
  4. оксюморон
  5. повтор

Ответ. 135.

Пример инверсии: «город, знакомый до слёз».

Пример олицетворения: «в висок / ударяет мне вырванный с мясом звонок».

Пример повтора: «Петербург! Петербург!».

Поделиться ссылкой

«Ленинград» О. Мандельштам

  • Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
    До прожилок, до детских припухлых желез.
  • Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
    Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
  • Узнавай же скорее декабрьский денек,
    Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург! я еще не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.

Дата создания: декабрь 1930 г.

Анализ стихотворения Мандельштама «Ленинград»

Осип Мандельштам родился в Варшаве, однако своим любимым городом всегда считал Петербург, где провел детские и юношеские годы.

Ему довелось учиться за границей, бывать в Москве, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление, и исколесить всю Россию после гражданской войны, проведя несколько лет в скитаниях.

Однако Мандельштам всегда мечтал вернуться в Петербург, который теперь назывался Ленинградом, но, сменив имя, остался все тем же величественным, красивым и удивительно притягательным городом для поэта.

В конце 20-х годов мечта Мандельштама осуществилась, однако ему понадобилось некоторое время, чтобы придти в себя от увиденного. Город преобразился, а его улицы заполнили люди самых различных национальностей и социальных слоев.

Правда, на набережной Мойки уже невозможно было встретить романтических барышень в кисейных платьях и кавалеров в элегантных костюмах – их место заняли угрюмые мужики в лаптях и растоптанных сапогах, а также крестьянские бабы в платках.

Но этот по-прежнему был город юношеских грез поэта.

Удручающее впечатление на Мандельштама произвели старинные питерские особняки, превращенные в коммуналки, где в каждой квартире могло проживать до 50-60 человек. Она из таких коммуналок стала домом и для Осипа Мандельштама с супругой. Но поэт был по-настоящему счастлив, пообещав себе, что больше никогда не покинет этот удивительный город.

Тем не менее, в 1930 году ему пришлось по просьбе члена Политбюро ЦК ВКП(б) Николая Бухарина отправиться в командировку на Кавказ, где поэт, к тому времени уже практически переставший писать стихи, проводит несколько месяцев.

По возвращении из командировки он создает стихотворение «Ленинград», в котором не только признается в любви своему городу, но и словно бы открывает его для себя вновь.

Действительно, всего за 13 лет город, созданный Петром I, изменился до неузнаваемости, однако для Мандельштама он по-прежнему «знакомый до слез», и «рыбий жир ленинградских речных фонарей» дарит поэту давно забытое чувство умиротворения.

Тем не менее, автор ощущает себя в родном городе чужестранцем, который словно бы совершил путешествие во времени, зловещее и необратимое. Обращаясь к любимому городу, поэт заявляет: «Петербург, я еще не хочу умирать».

Он словно бы предвидит свою судьбу и предчувствует, что стрелка часов, именуемых жизнью, лично для него уже начала свой обратный отсчет.

Цепляясь за прошлое и, вместе с тем, не видя себя в будущем, Мандельштам отмечает, что где-то в недрах города еще сохранились телефонные номера, принадлежащие поэту, а также старые адреса, по которым он может найти «мертвецов голоса».

Последнее образное выражение, к сожалению, не является преувеличением, так как большинство друзей юности автора давно уже нашли свой последний приют в болотистой питерской земле. А их квартиры, знавшие звонкий смех и жаркие споры литераторов, теперь служат пристанищем для вчерашних крестьян, которые даже понятия не имеют о том, чьи именно занимают апартаменты.

Сам же поэт утверждает: «Я на лестнице черной живу, и в висок ударяет мне вырванный с мясом звонок». Это заявление соответствует действительности, так как семья Мандельштама действительно снимает каморку под лестницей в бывшем доходном доме на 8 линии Васильевского острова. При этом поэт опасается ареста, отмечая: «И всю ночь напролет ожидаю гостей дорогих».

Предчувствия Мандельштама не обманывают, так как спустя 3 года он первый раз будет взят под стражу, а в 1937 году вновь попадет в застенки НКВД. Но это случится в Москве, чужой и холодной. А угрюмый послереволюционный Ленинград навсегда останется для поэта самым уютным и дорогим местом на земле.

Мандельштам Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Анализ поэтического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама "Ленинград"

  • КОГВ(С)ОКУ В(С)ОШ при
  • ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области 
  • АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА

(на примере стихотворения О.Э.Мандельштама «ЛЕНИНГРАД»)

  1. подготовила
  2. учитель русского языка и литературы
  3. Заслуженный учитель Российской Федерации
  4. Васенина Тамара Александровна

г. Омутнинск, 2012 год.

https://www.youtube.com/watch?v=jRHLxqWns9I

АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА

(на примере стихотворения

О.Э.Мандельштама «Ленинград»)

 Лирика – это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием.

Важно, чтобы в процессе работы над анализом стихотворения ученикам было интересно, чтобы они поняли, что есть книги, которые будто « нас читают», чтобы сформировалась потребность  в чтении стихов, в сопереживании с автором и героями. Готовить учащихся к самостоятельному чтению и пониманию лирического текста необходимо как можно раньше.

  Уже на первых занятиях нужно выяснить, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества лирики. Выясняем, что цель лирики – передача чувств, выражение настроений героев, отношение автора к происходящим событиям.

Хорошие стихи никого не отставят равнодушными, глубоко затронут, учащиеся душой откликнутся на настоящую поэзию и попытаются выразить свои чувства. Иногда глубина поэтического текста такова, что только 3-4 ученика из класса могут настроиться на образ лирического героя.

В работе с лирическим текстом особую роль играет выразительное чтение и самостоятельные усилия каждого ученика.  Вспоминаем основные особенности прозы и поэзии.

Основные особенности прозы поэзии
Сфера Освоение повседневного бытия людей во всей его сложности Непосредственная правда личного переживания, подлинный и неповторимый человеческий голос поэта
Содержание Важен сюжет, последовательное развитие событий Внутренний мир человека, его эмоции, чувства, переживания
Язык Художественно-выразительные средства (тропы) занимают менее значительное место; характерно взаимодействие различных речевых планов: речи автора, рассказчика, персонажей. Использование художественно-выразительных средств (тропов); необычайная организация речи, присущая стиху; емкость всех составляющих элементов; особое построение стиха, рисунок фразовых ударений, словоразделов, пауз.
  •          С течением времени сложился свой алгоритм анализа поэтического текста.
  • АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
  • Год написания произведения.
  • В какой период творчества поэта оно написано ( ранний, зрелый, поздний).
  • Тема стихотворения ( о чем говорится в данном стихотворении)
  • Идея, главная мысль, ради которой оно написано, там, где она есть ( что хотел выразить автор).

Сюжет (ряд событий, положенных в его основу). Если есть, или лирический сюжет ( нарастание эмоциональной волны).

  1. Композиция (построение произведения).
  2. Жанр произведения ( если не указан выше)
  3. Система образов ( её описание, ключевые слова, рисующие образы).
  4. Язык художественного произведения.

Выразительные средства языка ( тропы, стилистические фигуры и т.д.).

Определите размер стиха: двусложный – хорей или ямб, трехсложный – дактиль, амфибрахий или анапест.

Собственная аргументированная оценка, вывод.

 Привожу примерный анализ стихотворения  О.Э.Мандельштама «ЛЕНИНГРАД»

  • Я вернулся в мой город, знакомый до слез
  • До прожилок, до детских припухлых желез.
  • Ты вернулся сюда – так глотай же скорей
  • Рыбий жир ленинградских речных фонарей!
  • Узнавай же скорее декабрьский денек,
  • Где к зловещему дегтю подмешан желток.
  • Петербург! Я еще не хочу умирать:
  • У тебя телефонов моих номера.
  • Петербург! У меня еще есть адреса,
  • По которым найду мертвецов голоса.
  • Я на лестнице черной живу, и в висок
  • Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
  • И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
  • Шевеля кандалами цепочек дверных.
  •                              1930г.
Читайте также:  Краткое содержание «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, главы 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
1 Год написания произведения О.Э.Мандельштам – поэт трагической судьбы (1891-1938). 1930г
2 В какой период творчества поэта оно написано                                               В литературу Мандельштам пришел до революции. Октябрьскую революцию встретил уже сложившимся поэтом. Круг увлечений молодого поэта был необычайно широк. Современники отмечали незаурядный талант, высокую духовную культуру, строгую взыскательность к собственному творчеству молодого поэта. Для новой власти Мандельштам был чужим. Стихотворение написано в период подъема поэтической активности Мандельштама, незадолго до первого ареста.
3 Тема стихотворения Лирический герой возвращается в любимый Петербург, в котором прошло его детство. Здесь было тепло и уютно. Но город уже стал Ленинградом, в котором герою нет места, в котором жить страшно и одиноко.
4 Идея стихотворения Лирический герой любит мир прошлого (Петербург). Он боится жить в новом мире, где подавляется все живое. Новый город холоден и жесток..
5 Сюжет
  1. Стихотворение состоит из 7 строф:
  2. 1-я строфа – слова лирического героя о возвращении в любимый город;
  3. 2-я,3-я строфы – диалог лирического героя с самим собой;
  4. 4-я.5-я строфы – слова лирического героя, обращенные к Петербургу, которого нет;
  5. 6-я,7-я строфы – слова лирического героя о своих ощущениях в Ленинграде.
6  Композиция Композиция строится на противопоставлении образов Петербурга и Ленинграда. В основе композиции лежит прием антитезы: Петербург детства противопоставлен Ленинграду взрослого человека.
7 Жанр произведения Стихотворение
8 Система образов Можно выделить два художественных образа: образ лирического героя и образ города (мой город, знакомый..)Ключевые слова – я и город. «Я» – лирический герой, «город» – Петербург и Ленинград.
9 Язык художественного произведения В стихотворении преобладает общеупотребительная лексика, наблюдаем приемы повтора и противопоставления. В стихотворении преобладают имена существительные и местоимения. Их более 30. Автору важны ощущения и мысли лирического героя. Мы наблюдаем скрытый диалог ТЫ  – Я.. В стихотворении всего 8 предложений, из них 3 восклицательных. Ощущение страха и насилия передается средствами всех уровней языка.
10 Выразительные средства языка
  • Эпитеты –лестница черная, зловещий деготь;
  • Метафора –рыбий жир фонарей, мертвецов голоса, вырванный с мясом звонок;
  • Инверсия – кандалы цепочек дверных, в последних трех предложениях.;
  • Олицетворения – Петербург как живое существо, звонок ударяет в висок; звонок, вырванный с мясом;
  • Антитеза: приметы умершего Петербурга и живого Ленинграда
  • Анафора – Я в 1-м и последнем предложениях, Петербург.
  • Находим аллитерацию:

Образ Петербурга создают звуки –Р,Л,З,Ж,Д, а образ Ленинграда – звуки – Р, Щ,Щ,Ж,Ч. Прием противопоставления.

11 Размер стиха Трехсложный размер стиха с ударением на 3-м слоге – четырехстопный  анапест
12 Собственная аргументированная оценка «Ленинград» – одно из наиболее известных стихотворений Мандельштама. На первый взгляд, в стихотворении нет ничего особенного. Лирический герой вернулся в родной город, который сейчас называется иначе. Знакомый до слез город превратился в город смерти  Декабрьский денек  вызывает у героя ощущение страха, тревоги, тоски, отчаяния. Художественные образы говорят о приближении катастрофы. Родной Петербург мертв, страшный Ленинград живет. Все самое дорогое для героя связано с Петербургом, т.е. с прошлым, которого нет.

  1.  Я на лестнице черной живу, и в висок
  2.  Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
  3. Поэт еще помнит адреса знакомых, по которым можно узнать об их судьбе:
  4.  по которым найду мертвецов голоса.

 Поэт в страхе всю ночь ждет гостей дорогих ( сотрудников НКВД), шевеля кандалами цепочек дверных. Боль и отчаяние звучат в этом стихотворении.

Литература:

1.Газета «Сокрытое сокровище» №7, 2010г

      2. Н.А.Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М., 2005г.

      3.Журнал «Русский язык и литература для школьников» №1, 2006г.

Анализ стихотворения Я вернулся в мой город, знакомый до слез Мандельштама

Произведение, написанное очень эмоционально, отражает впечатления автора, возвратившегося в город, который он считал своей родиной и самозабвенно любил.

Если первое название стихотворения «Ленинград» просто говорит о предмете, которому оно посвящено, то второе – “Я вернулся в мой город, знакомый до слез…” не просто отражает его отношение к культурной столице России, но поразительно точно показывает чувства автора.

Мандельштам родился не в Санкт-Петербурге. В этом городе он провел свои детство и юность. Однако Петербург произвел на него неизгладимое впечатление.

Несмотря на то, что Мандельштаму довелось побывать и жить в разных местах (и в разных городах России, и за границей, где он учился) он тосковал по городу, ставшему для него родным. Поселившись в конце двадцатых годов в Ленинграде, он не желал больше его покидать.

Однако после возвращения из командировки на Кавказ, длившейся несколько месяцев, поэт испытал мощный прилив чувств, вызванный разлукой и встречей со своим любимым городом. 

Поэт ценил в Ленинграде не красоту его монументальной архитектуры и. В стихотворении нет упоминаний о дворцах или проспектах.

Детали внешнего облика Ленинграда, фигурирующие в стихотворении, достаточно прозаичны и неприглядны. Это просто фонари, а также его комната в коммуналке под черной лестницей.

Подчеркнув дверной звонок, вырванный с мясом, поэт хотел выразить, что комфорт для него гораздо менее важен, чем дух Ленинграда.

Родной город для Мандельштама – это, прежде всего, люди. Он упоминает, что многое в Ленинграде изменилось, говоря о голосах мертвецов, по хорошо известным ему адресам.

Упоминание о детстве показывает, почему в этом стихотворении звучит фраза о нежелании умирать и чем вызвана такая страстная любовь к городу.

Детские воспоминания, среди которых явно было много теплых и радостных, нахлынули на Мандельштама при переезде в Ленинград. Он вернулся не просто в любимый им город, но в счастливейшую пору своей жизни.

Это вдохнуло в поэта новые силы и он, несмотря на тяжелое время, которое переживала тогда страна, чувствовал желание жить, видеть дорогих ему людей.

В начале тридцатых годов, когда было написано данное стихотворение, поэт  предчувствовал, что перспектива смерти или тюрьмы становится все более отчетливой. В этом произведении он выразил не только любовь к любимому городу, но и желание жить.

Вариант 2

Произведение по жанровой направленности относится к элегии и в качестве основной тематики рассматривает авторские размышления о встрече с родным городом.

Центральное место в стихотворении занимает образ Петербурга и отношения к нему лирического героя, раскрывающегося в особой любви и восхищении к городу, ставшего еще в далеком детстве родным и близким.

Композиционная структура стихотворения условно разделяется на двустишия (дистихи), представляющие повествование от имени лирического героя, связанное с ощущениями от любимого города. При этом каждый дистих посвящается определенному образу города либо описывает эмоциональное настроение героя.

В качестве стихотворного размера произведения поэт использует форму четырехстопного анапеста, строки которого объединяются перекрестной рифмовкой в сочетании с парными мужскими рифмами, придающими звуковой интонации протяжный, напевный оттенок, пересекающийся с энергичным, страстным речевым движением.

Среди художественных средств выразительности в стихотворении «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» присутствуют многочисленные развернутые метафоры и эпитеты, создающие атмосферу близкого общения с родным местом, имеющим важное значение в жизни поэта, хранящим его прошлое и память о потерянных людях. При этом использование метафор имеет значение метонимии, усиливающейся зрительными предметными элементами, а также своеобразными психолого-поведенческими ассоциациями с включением детских воспоминаний («глотать рыбий жир фонарей»).

  • Разговорный лейтмотив речевого повествования иллюстрируется сложно-слитными деталями смысловых переживаний лирического героя, объединяющихся в лирическое обращение в виде множества образов.
  • Эмоциональная атмосфера повествования в виде поэтического накала выражается восклицательными предложениями, вплетенными в строки-обращения лирического героя к родному городу, выражающими искренние признания в любви к нему.
  • Целостность стихотворению придает использованная поэтом форма многосоставного общения, напоминающая простую дневниковую запись в виде разговора с самим собой и любимыми образами города, но при этом выражающая чувство смутного страха, тревожного смятения, а также тягостного одиночества. 
  • Стихотворение создает впечатление отрывка из личного дневника, отличающегося внутренней завершенностью, а также четкими линиями контура повествовательного изложения, заключающегося в сближении разновременных исторических пластов (Петербурга и Ленинграда), сливающихся в едином стихотворном высказывании.

Отличительной особенностью произведения является применение поэтом черно-желтой цветовой гаммы, подчеркивающей болезненные авторские ощущения беспокойной тоски и грусти.

Однако в поэтических строках слышится надежда поэта на светлые и приятные жизненные моменты в так и не ставшим ему чужим городе, где каждая деталь знакома до слез в глазах и вызывает нежные, а порой болезненные, воспоминания.

Анализ стихотворения Я вернулся в мой город, знакомый до слез по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Сонеты солнца Бальмонта
    Стихотворение является частью одноименного сборника, который содержит существенное количество сонетов и, главное, сонетов весьма оригинальных. Как известно, есть такой критерий оценки искусства как наличие чего-либо качественно нового
  • Анализ стихотворения Во всем мне хочется дойти Пастернака
    Стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути» является известным творением русского поэта Бориса Пастернака. Оно написано в тяжелое время для поэта. Все коллеги Пастернака пошли на него войной и стали главными врагами.
  • Анализ стихотворения Некрасова Признание
    В этом стихотворении автор признается в любви к своей ненаглядной. Сколько прекрасных имен, эпитетов он для нее придумывает! Она и краса младая, и царица… А герой, понятно, готов стать её рабом.
  • Анализ стихотворения Вся суть в одном-единственном завете Твардовского
    Стихотворения Твардовского по большей части посвящены каким-то конкретным, не пространным сферам и не часто он рассматривает вопрос собственного предназначение, фигуру поэта в этом мире.
  • Анализ стихотворения Я ненавижу свет Мандельштама
    Произведение является собой глубокие мысли о своей судьбе, предназначении и сущности бытия, навеянные ему знакомством с Мариной Цветаевой. Оба они чувствовали некую труднообъяснимую духовную близость, которая, однако, не кончилась романом.

Осип Мандельштам

  • Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
    До прожилок, до детских припухлых желез.
  • Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
    Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
  • Узнавай же скорее декабрьский денек,
    Где к зловещему дегтю подмешан желток.
  • Петербург, я еще не хочу умирать:
    У тебя телефонов моих номера.
  • Петербург, у меня еще есть адреса,
    По которым найду мертвецов голоса.
  • Я на лестнице черной живу, и в висок
    Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
  • И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
    Шевеля кандалами цепочек дверных.

Анализ стихотворения «Ленинград» Мандельштама

Осип Мандельштам – русский поэт, переводчик и критик. Является одним из крупнейших представителей 20 века. Его стихотворения публиковались в различных журналах и газетах, одним из которых было «Ленинград». В нем четко выражены все переживания лирического героя. Данное творчество изучается в одиннадцатом классе.

История создания: Стихотворение было написано в 1930 году. Автор как раз вернулся с Кавказа в родной город Санкт-Петербург (Ленинград). Мандельштам очень ждал этой поездки, поэтому и написал данное произведение.

Основная тема: возвращение в родной город и встреча с ним. В стихотворении герой с радостью сообщает о своем возвращении домой, но в тоже время у него есть легкая тревога. Связано это с тем, что в Петербурге появилась новая власть.

Автор сравнивает всю атмосферу города с дегтем, но все же старается найти во всем что-то светлое и приятное.

Герой признает, что Ленинград остается для него самым родным местом, ведь там остались адреса его знакомых и близких. Мужчина очень сильно хочет увидеть своих близких, поэтому и живет на лестнице. Герой живет с надеждой.

Каждый звонок в дверь напоминает ему удар в висок, а дверная цепочка похожа на тяжелые и неприятные кандалы.

Стихотворный размер: четырехстопный анапест.

Жанр: Элегия. Герой с печалью сообщает о том, как сильно изменилось его родное место.

Идея: Автор хочет показать то не лучшее время, когда в город приходит новая власть. Также раскрыть всю тревожность данного периода. Автор рассказывает о том, как сильно дорог ему родной город, но даже, несмотря на оставшиеся связи, он не может спокойно там находиться.

Средства выразительности: При помощи языковой выразительности, поэт более ярко воссоздает образ Петербурга. Например, эпитеты «лестница черная» и «декабрьский денек».

В стихотворение есть и метафоры: «к зловещему дегтю подмешен желток», «кандалы цепочек дверных». В конце стихотворения представлены более жесткие высказывания. Это «вырванный с мясом» и «кандалы цепочек дверных».

Они создают не самые приятные ощущения.

Ленинград – город, в котором поэт нашел свое призвание, обрел близких и родных ему людей. Между ними очень сильная связь. Главная мысль заключается в том, что на город и героя постепенно надвигается катастрофа. Петербург уже стал другим, но в нем еще осталась частичка старого и прошлого времени. В целом стихотворение показывает боль и отчаяние героя. Ощущается трагическая развязка всего.

Методическая разработка по литературе по теме: Анализ поэтического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама "Ленинград"

Родной город Осипа Мандельштама – Варшава. Поэт много ездил по миру, учился за границей, но его любимым местом оставался город детства Петербург. Он мечтал вернуться в Ленинград, и в конце 1920-х годов его желание сбылось.

Но что же увидел автор? Коммуналки вместо особняков, разношёрстную толпу на набережных вместо неторопливых барышень в пышных юбках. Город изменился не только внешне. И люди в нём теперь другие. Кто-то охвачен ужасом, кто-то всегда в погоне за богатством.

Как бы хотелось вернуть старое время…

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я вернулся в мой город, знакомый до слез.История создания – произведение появилось в 1930 г., а спустя год его опубликовали в «Литературной газете»

Тема стихотворения – встреча с родным городом.

Композиция – Стихотворение О. Мандельштама – рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов).

Жанр – элегия.

  “Легенда об Арионе” – краткое содержание и история написания

Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка перекрестная ААВВ

Метафоры – «рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург! У тебя телефонов моих номера!», «кандалы цепочек дверных».

Эпитеты – «декабрьский денек», «лестница черная».

Смысл

Каждый может увидеть в стихотворении разные смыслы. Для кого-то это крик души измученного человека, для кого-то – описание двух диаметрально противоположных миров, означающее временной перелом. Правильно и то, и другое. Поэт показывает, что революция, призывающая свободу, обернулась тиранией, равной которой Россия не знала.

Если раньше он поддерживал перемены, с восторгом встречал их, то теперь он видит, как ошибался. Естественная жизнь его города, как и всей страны, не должна была нарушаться переворотом. Изменения должны были быть постепенными, как в природе, а то, что получилось в результате искусственного вмешательства, свободой, братством и равенством назвать нельзя.

Такова основная идея стихотворения.

Представляется вероятным, что для автора стихотворение стало возможностью признаться в любви городу детства и выразить свои чувства. Главная мысль — это своеобразный призыв к потомкам: сохранить наследие прошлого.

История создания

Осип Мандельштам родился в Варшаве, но детство и юность провел в Петербурге. Русский город он считал родным.

На некоторое время поэту пришлось расстаться с любимым городом, ведь учился мужчина за границей, а во времена гражданской войны побывал в разных уголках страны.

Пока Осип Эмильевич скитался по чужим землям, Петербург переименовали: он стал Ленинградом. Вот почему в анализируемом произведении автор употребляет оба названия.

В 1930 г. О. Мандельштам вынужден был отправиться на Кавказ, где провел 12 месяцев. В этом году в предвкушении встречи с родным городом был создан «Ленинград». В 1931 г. произведение увидело мир на страницах «Литературной газеты».

Тематика и проблематика

Мандельштам рассказывает читателям о том, как быстро может измениться мир – настолько, что даже «знакомый до слёз» город станет неприветливым. И это происходит не только потому, что на смену старому строю приходит новый.

Меняются люди, впечатления, характер бесед… Былые времена можно воскресить теперь только в воспоминаниях. Поэтому основная тема стихотворения – ностальгия по свободному и улыбчивому прошлому, которое сменилось временами грозными и опасными.

Также чувствуются патриотические мотивы, ведь автор все равно любит свой Петербург и не хочет его покидать, несмотря на угрозу попасть под волну задержаний.

Автор пытается уйти от настоящего, цепляясь за прошлое. Ему тесно в новом мире. Дверные цепочки напоминают кандалы, дверной звонок – набат, в который бьют тревогу. Мандельштам предчувствует будущее: скоро ему предстоит оказаться в НКВД – правда, в Москве.

Поэтому главная проблема, поставленная в произведении, — это неприятие репрессивной политики нового государства и постоянное ощущение опасности.

Политические проблемы дополняются нравственными и социальными вопросами: люди меняются вместе с обстановкой, доносят друг на друга, прячутся и могут сделать все, что угодно, лишь бы миновать участи арестованных и загубленных смельчаков, осмелившихся восстать против тирании.

Тема

В стихотворении поэт развивает тему долгожданной встречи с родным городом. В центре авторского и читательского внимания лирический герой и Петербург. В первых строках герой рассказывает, что вернулся в знакомый с детства город. Во второй строфе стихотворения он обращается к самому себе: «глотай же скорей рыбий жир ленинградских речных фонарей».

Зная, какой вкус имеет рыбий жир, можно предположить, что герою не понравилось, как изменился город.

Атмосферу Петербурга мужчина сравнивает с дегтем, но все же пытается найти что-то светлое, приятное. Герой обращается к городу с искренними признаниями. В строках-обращениях используются восклицательные предложения, которые намекают на эмоциональный накал мужчины. Он признается, что Петербург, не стал для него чужим, ведь хранит номера и адреса его знакомых.

Главный герой очень хочет снова увидеть близких людей. В ожидании он живет на лестнице. Никто из знакомых не приходит, поэтому каждый звонок в двери напоминает герою удар в висок, а дверная цепочка – кандалы.

Образы и символы

Ключевым образом «Ленинграда» является сам город, будто живой. Для автора он сохранил старое название – Петербург. Где-то в переулках до сих пор звучат голоса умерших, а по старым адресам можно найти символы прошлого. Пустуют квартиры, где когда-то звучал смех, и велись беседы на тему литературы. Город мрачен и неприветлив, по вечерам тьму рассеивает только «рыбий жир» речных фонарей.

Петербург представлен как бы в двух образах. Один – тот самый, знакомый, город детства. Другой – место, где все живут в постоянном страхе. Герой в каморке под лестницей ждёт «гостей дорогих», то есть тех, кто придёт его арестовать под покровом ночи.

  На Облаке /точка ком/ О людях, делающих нашу жизнь лучше.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным анапестом. Парная рифмовка с мужскими рифмами жёсткая, как удары или выстрелы, трёхсложный размер подобен сбившемуся дыханию испуганного героя.

  • «Notre Dame», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Мы живём, под собою не чуя страны…», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Бессонница, Гомер, тугие паруса…», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Нежнее нежного», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Век», анализ стихотворения Мандельштама
  • «О свободе небывалой», анализ стихотворения Мандельштама
  • «За гремучую доблесть грядущих веков», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Сохрани мою речь навсегда», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Вечер нежный», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Золотистого меду струя из бутылки текла…», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Я ненавижу свет», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Только детские книги читать», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Батюшков», анализ стихотворения Мандельштама
  • Осип Эмильевич Мандельштам, краткая биография

По произведению: «Ленинград»

По писателю: Мандельштам Осип Эмильевич

Образ города

В ходе анализа «Ленинграда» Мандельштама необходимо прежде всего обратиться к заглавию текста. Название символично и во многом выражает его основную идею. В первой строфе стихотворения местность не называется по имени, именуясь «городом, знакомым до слёз». Но внимательный читатель понимает, что городом детства для Осипа Мандельштама является именно Петербург.

С этим местом Мандельштама связывает многое: здесь он вырос и впервые попробовал себя как поэт, почувствовал себя по-настоящему значимым в искусстве, нашёл друзей по поэтическому ремеслу.

Петербург фигурирует во многих стихотворениях Осипа Мандельштама. Это город, омываемый Невой, украшенный гранитными мостовыми, вдохновляющий творцов и сам являющийся произведением искусства.

С Петербургом связаны творческие фантазии автора, воспоминания о светлых днях детства и ученичества.

В стихотворении «Адмиралтейство» 1911 года Мандельштам провозглашает Петербург центром всемирных вечных морей, пространством красоты и творческой энергии.

Только к любимому городу готов обращаться лирический герой Мандельштама, поэтому в дальнейшем в стихах город упоминается именно как Петербург, хотя в действительности это уже Ленинград. Это же название вынесено в заглавие стихотворения.

В Ленинграде лирическому герою попросту нет места. Символическое и сюжетное пространство наполняют чужие и страшные вещи.

  • предательски жёлтый свет ленинградских фонарей;
  • адреса мёртвых друзей;
  • постоянная слежка;
  • страх и одиночество.

Похожие образы появятся в более поздней поэме близкого друга Мандельштама, его соратницы в акмеистическом объединении «Цех поэтов» А. А. Ахматовой «Реквием», написанной в 1937 году и посвящённой страшному времени ежовщины: казённые окровавленные сапоги, топчущие Ленинград, шины чёрных «марусь», отнимающие надежду.

Ленинград предрекает герою гибель и страдание. В городе не осталось ничего, что было дорого сердцу лирического героя, ничего, за что мог бы зацепиться взгляд. Ещё хранятся почему-то адреса и телефоны знакомых, но всё бессмысленно, ведь некогда знакомые люди уже ушли в небытие. Герой не узнаёт в страшном и полном несчастий месте «свой» город, в который мечтал вернуться.

Средства художественной выразительности

Автор использует большое количество эпитетов, чтобы подчеркнуть «чужеродность» города: Ленинград теперь «чёрный», «зловещий». Впечатление усиливают метафоры – свет фонарей сравнивается с рыбьим жиром, ночная темнота – со зловещим дёгтем. Метафоры становятся всё более жёсткими: «кандалы цепочек», «вырванный с мясом звонок».

Также в стихотворении прослеживается антитеза: противопоставление старого новому, прошлого – будущему. «Ленинград» оставляет сильное впечатление у читателей.

Виктория Арутюнян Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из семи двустиший. Это разговор с самим собой и с городом. Лирический герой выносит слово «Ленинград» в название, во второй строфе появляется определение «ленинградский». К Ленинграду лирический герой не обращается, а только к Петербургу в четвёртой и пятой строфах.

Первое двустишье написано от первого лица. Это повествовательное предложение о возвращении в город детства. Вторая и третья строфы – обращение к самому себе. Это горечь узнавания города, который сегодня вызывает негативные эмоции.

Четвёртая и пятая строфы – обращение к сущности города, просьба о защите. Лирический герой хотел бы вернуть прошлое, но не только его знакомые мертвы, но и сам он на грани гибели, утратил место жительства.

В этих строфах лирический герой дважды обращается к городу «Петербург».

Последние две строфы подчёркивают тревожное эмоциональное состояние лирического героя, который боится ареста, прихода «гостей дорогих» настолько, что вырвал звонок и проверяет по ночам дверные цепочки.

Тема стихотворения – гибель города и целой страны, человека в этом городе. Основная мысль — предчувствие беды, которое проявляется на всех уровнях организации текста.

Жанр произведения

По жанру стихотворение можно отнести к элегии. Это один из характерных жанров Мандельштама, существующих в его творчестве наравне с посланием, ведь вся его поэзия — это удивительное переплетение символизма и акмеизма.

Стихотворение пронизано грустью и глубокой печалью. Почему же так выходит? Лирический герой сердцем видит все изменения, произошедшие в городе, ведь он теперь стал совсем другим, не таким, как в его юношеские годы.

Все пребывание героя в пределах дома — это ожидание старых знакомых, которые уже не спешат в гости: «И всю ночь напролет жду гостей дорогих, / Шевеля кандалами цепочек дверных».

В последних двустишиях ярко видны разочарование и тоска.

«Ленинград» написан четырехстопным анапестом с перекрестной рифмовкой.

Вариант 2

Стих «Ленинград» Мандельштамом был написан в 1930 году, после того, как он вернулся с Кавказа в Санкт-Петербург. Свое произведение автор написал в предвкушении возвращения домой, ведь туда он был послан не по своему желанию.

Мандельштам затрагивал тему возвращения на родину. Его лирический герой с огромным воодушевлением говорил о том, что возвращается в родной Ленинград. Однако, какие-то мысли не давали покоя, тревожили героя.

Сама идея стихотворения заключается в том, чтобы показать то время, которое пришло с тем, как пришла новая власть. Именной этой власти не по душе пришлись многие люди творчества того времени. Мандельштам описывает то, как все-таки дорог герою его родной город, ведь с ним немого чего было связано, остались связи, однако, и это не придало герою уверенности в себе.

Весь сюжет стихотворения «Ленинград» развивается постепенно и плавно. Изначально лирический герой с огромным восторгом говорит о том, что наконец-то возвращается в родные места. Он говорит, что это его даже доводит до слез.

Несмотря даже на то, что первые описания города очень даже мрачные, лирический герой все-таки восхищен величественным Ленинградом. Однако, совсем неожиданно для читателя герой говорит о том, что совсем не хочет погибать.

Ведь у него есть друзья, хорошие знакома, однако, возможно кто-то уже умер.

Мандельштам для того, чтобы сделать текст более ярким и выразительным, использовал разные интересные художественные приемы. К примеру, было много эпитетов: черная лестница, декабрьский день. Так же, автор использовал различные метафоры, которые олицетворяли все, что происходило вокруг.

Поэт использовал и олицетворения: дверной звонок ударяет в висок. Все эти приемы помогли Мандельштаму описать то, что он хотел, еще с большей яркостью. Все стихотворение было написано в интересной форме, а именно: четырехстопным анапестом.

Строки между собой соединялись прекрасной и восхитительной рифмой.

Самое стихотворение Мандельштама «Ленинград» довольно-таки пессимистичное, унылое, пер без какой-либо надежды на положительное разрешение судьбы лирического героя.

Нужно учесть так же тот факт, что Мандельштам в последствии подвергался репрессии, его отправили в ссылку, где он и трагически скончался.

Вся его жизнь была трудной, тернистой, полно неожиданностей и трудностей, однако, он справлялся со всем и дарил миру свои восхитительные произведения.

Анализ стихотворения Ленинград по плану

Ссылка на основную публикацию