Идейно-художественное своеобразие повести «судьба человека»

Идейно-художественное своеобразие повести «Судьба человека»

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 3628.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 3628.

Нельзя забывать уроки, которые человечество вынесло из общей трагедии народа, Великой Отечественной войны.

Война нанесла непоправимый ущерб миллионам наших сограждан, и одним из них был Андрей Соколов, главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека».

Достоверность величайшего творения автора, которое завоевало мировую популярность, поражает своим трагизмом и человечностью. Предлагаем анализ произведения «Судьба человека» по плану для подготовки к уроку литературы в 9 классе.

Год написания – 1956 г.

История создания – В основу рассказа легли реальные события. Свою историю писателю рассказал один человек, повстречавшийся ему на охоте. История поразила писателя до того, что он решил обязательно напечатать рассказ.

Тема – Основной темой произведения является тема войны, наряду с ней раскрывается тема силы духа человека, поиска жизненного смысла.

Композиция – Композиция этого произведения – рассказ в рассказе. Сначала повествование идет от лица автора, потом свою историю рассказывает его новый знакомый. Заканчивается произведение словами автора.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

Интересна история создания этого рассказа. Однажды на охоте М. Шолохов встретил человека. Между новыми знакомыми завязался разговор, и случайный прохожий рассказал Шолохову о своей печальной судьбе.

Трагическая история глубоко затронула душу писателя, и он решил обязательно написать рассказ. К работе он приступил не сразу, в течение десяти лет писатель вынашивал эту идею, и лишь потом всего за несколько дней перенес её на бумагу, и год написания рассказа стал 1956.

Произведение увидело свет в самом конце года, в канун года 1957.

Рассказ «Судьба человека», был посвящён писателем Е. Г. Левицкой. Она была в числе первых читателей «Тихого Дона», и способствовала выпуску этого романа в свет.

Анализ рассказа «Судьба человека» сразу же выявляет главную тему, тему войны, и не только войны, а человека, участвовавшего в ней. Эта трагедия целой страны раскрывает самые глубины человеческой души, она ясно даёт понять, что представляет собой человек на самом деле.

До войны Андрей Соколов был обычным человеком, у него был дом, семья, работа. Как и все обычные люди, Соколов жил и трудился, может быть, о чем-нибудь мечтал. Во всяком случае, война в его планы никак не входила.

Андрей выучился на шофёра, работал на грузовике, дети хорошо учились в школе, жена занималась хозяйством. Все шло как обычно, и вдруг грянула война. Уже на третий день Соколов отправился на фронт.

Как истинный патриот своей Родины, Соколов становится ее защитником.

Шолохов был одним из писателей, который был уверен в силе духа русского человека, способного в кровавом побоище сохранить настоящие человеческие качества.

В его рассказе основной мыслью озвучена судьба Андрея Соколова, сумевшего остаться человеком, и его судьба созвучна с миллионами других советских людей, прошедших через мясорубку войны, плен, концлагеря, но сумевших вернуться к нормальной жизни, не потеряв в себе самого главного – человечности.

В этом произведении выражена проблематика нравственности и духовности. Война каждого поставила перед выбором, и каждый сам решает эти проблемы.

Такие, как Андрей Соколов, не согнулись перед врагом, сумели устоять, выдержать, и только ещё больше укрепить свою веру в могущество Родины и русского народа.

Но были и такие, которые ради сохранения своей жизни готовы были предать и товарища, и Родину.

Человек остаётся человеком в любой ситуации, какой бы страшной она ни была. В худшем случае человек выберет смерть, но человеческое достоинство не позволит совершить предательство. А если человек выбирает себе жизнь ценою жизни своих товарищей, он уже не может называться человеком. Так поступил и Соколов: услышав о готовящемся предательстве, он просто придушил этого подленького гадёныша.

Трагически сложилась судьба Андрея Соколова, и на войне ему приходилось несладко, а после войны стало еще хуже. Его семью разбомбили немцы, старший сын погиб в День Победы, и остался он совсем один, без семьи, и без дома. Но и тут выстоял Соколов, подобрал беспризорного мальчишку и назвался его отцом, дав надежду на будущее как ему, так и себе.

Сделав анализ рассказа, можно сформулировать вывод, что человечность непобедима, так же как и благородство, смелость и отвага. Каждый, кто прочитает «Судьбу человека», должен понять, чему учит этот героический рассказ. Этот рассказ о мужестве и героизме целого народа, победившего вероломного врага, и сохранившего веру в будущее страны.

Годы войны сломали множество судеб, отобрали прошлое и лишили будущего. Герой рассказа прошел все тяготы военного времени и остался один. Потеряв дом и семью, он теряет и смысл жизни.

Без дома и семьи остался и маленький мальчуган, такой же неприкаянный, как и Соколов. Два человека нашли друг друга, и снова нашли смысл жизни, и возродили веру в будущее. Теперь им есть для кого жить, и они счастливы, что судьба свела их вместе.

Такой человек, как Соколов, сумеет воспитать достойного гражданина страны.

Композиционно в произведении представляется рассказ в рассказе, речь идет от двух авторов. Повествование начинается от лица автора.

Один из критиков тонко подметил, как отличается язык автора от языка Соколова. Эти выразительные художественные средства умело применяет Шолохов, и его произведение получает яркость и глубину содержания, придает необычайный трагизм истории Соколова.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Судьбы человека».

Сам Шолохов назвал свое произведение рассказом, по сути своей он и соответствует этому жанру. Но по глубине содержания, по своей трагичности, охватывающей судьбы целого человечества, его можно сравнить с эпохальной эпопеей, по широте обобщения, «Судьба человека» – это изображение судьбы всего советского народа в годы войны.

Рассказ имеет ярко выраженное реалистическое направление, оно создано на реальных событиях, и герои имеют своих прототипов.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 3628.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «Биография Ивана 3»с результатом 9/10

Гость завершил

Тест «Мастер и Маргарита»с результатом 15/16

Гость завершил

Тест «Биография Шуберта»с результатом 7/10

Гость завершил

Тест Том 1 «Война и Мир»с результатом 9/12

Гость завершил

Тест «Биография Мечникова»с результатом 9/10

Гость завершил

Тест на тему “Гласные буквы”с результатом 4/5

Гость завершил

Тест по Алканамс результатом 9/10

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Конспект урока литературы на тему: «Идейно-художественное своеобразие рассказа Михаила Шолохова « Судьба человека»

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя
    общеобразовательная школа №7 города Ноябрьска ЯНАО
  • Конспект урока литературы на
    тему: 
  • «Идейно-художественное
    своеобразие рассказа Михаила Шолохова « Судьба человека»
  •     
    учителя высшей квалификационной категории
  • МОУ СОШ № 7 г. Ноябрьска
  • Танкина Кульзираш Шаехметовна
  • 2017 год

Тема урока. «
Идейно-художественное своеобразие  рассказа      М.А.Шолохова « Судьба человека»

Ход урока:

1. Организационный
момент.

2. Слово учителя :

Здравствуйте! Сегодня
на наш урок пришло много гостей, давайте поприветствуем их и будем работать.

  Итак, сегодня на
уроке мы рассматриваем рассказ М.Шолохова « Судьба человека», его
идейно-художественное своеобразие.

  Наша основная
задача определить в чем же проявилось мастерство Шолохова-рассказчика, его
умение в небольшом по объему произведении обозначить важные проблемы.

  – Ну, что ж,
начнем.

  – Однажды, находясь
на охоте, Шолохов встретился с шофером у степной речушки, он был не один, а с
приемным сынишкой. Шофер поведал писателю печальную повесть своей жизни.
Рассказ случайного знакомого захватил писателя. Возвратившись с охоты и
находясь под впечатлением от встречи, Шолохов сказал, что обязательно напишет
об этом.

   Однако к исповеди
своего случайного знакомого Шолохов вернулся только через 10 лет в 1956 году.

  Толчком к этому был
случай в Москве. Шолохов, находясь по своим делам в столице, случайно прочел
повесть Э.Хемингуэя « Старик и море», и свое произведение он определил как полемику
вокруг повести Хемингуэя.

 Мы прочли повесть
Э.Хемингуэя раньше.

  Вопрос: Почему
считается рассказ «Судьба человека» полемикой вокруг повести « Старик и море»?

  Ответ: Лейтмотив
повести – человек, который не сдается. Смирение и гордость в старике Сантьяго.
Смирение, которое пришло с возрастом.Старик ведет титаническую борьбу в
одиночестве. Воля к победе « Я все равно ее одолею, я докажу ей, на что
способен человек, и что он может вынести».

  Счастье,
завоеванное  в тяжелой борьбе с рыбой, у него украли акулы. Старик не одинок в
этом жестоком мире. Он терпит поражение, но в высшем смысле он остается
непобежденным, торжествует его человеческое достоинство.

  Звучат пафосные
слова : « Человек  не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно
уничтожить, но нельзя победить».

Прошло 10 лет и
материал жизни откристаллизовался и приобрел обобщающий характер. И, наверное, поэтому
перед нами не талантливая запись одного житейского случая, а художественное
произведение, созданное по всем законам типизации.

– 2 –

Некоторые мотивы рассказа содержались в другом
рассказе Шолохова «Наука ненависти» (1942).

Вспомните, о чем этот рассказ Шолохова?

О воинах, попавших в
плен, совпадают сцены проводов на фронт, что видели в плену и тылу Герасимов и
Соколов. Но рассказ уступает на порядок и поэтому в « Судьбе человека» Шолохов
обрел полновесную художественную выразительность.

2. Анализ рассказа

Вопрос: Как вы
думаете, почему рассказ М.А.Шолохова назван « Судьба человека», а не « Судьба
Андрея Соколова» или « Жизнь Андрея Соколова» ?

«Человека» – это
коллективный портрет, а не портрет одного героя, более того, это означает
портрет любого, а, может, и целого поколения.

 Слово «человек»
по Горькому. »Все для человека и все от человека и добро и зло, существует
только человек». Он способен все вынести, всех победить. Существует ли предел
человеческим возможностям?

Вывод: заглавие  указывает на программность.
История случайного прохожего претендует на широкое обобщение, содержит в себе нечто
типичное и значительное .В судьбе одного человека  видится судьба целого
народа.

Читайте также:  Образ Ленского в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Вопрос: Как
построен рассказ?

Открытая в
пространство композиция, открытый финал рассказа, эпическая широта, монолог,
переходящий в диалог. Композиция кольцевая.

  1.  Экспозиция –
    автор-повествователь, вступающий в разговор с Соколовым о его жизни.
  2.  Рассказ в
    рассказе.
  3.  Произведение
    четко делится на 3 рассказа о жизни Соколова:
  4.          –  1
    часть – жизнь до войны;
  5.          –  2
    часть – жизнь во время войны;
  6.          – 3 часть
    – жизнь после войны.
  7. До – во –
    после   ( формула)
  8. – 3 –
  9. Лирическое начало,
    пронизывающее весь рассказ, является композиционно – художественной основой
    рассказа: весь рассказ пронизан прямым лиричным отношением автора, в конце
    рассказа приобретает лирико –философское звучание.
  10. Вопрос:
    Определите, где кульминация произведения?

Сцена усыновления
Ванюшки. Жизнеутверждающий мотив.

  • Основная идейная
    нагрузка рассказа: через судьбу, характер одного человека,   показать силу
    характера целого народа с его силой духа, жаждой жизни.
  • Кто главный герой
    рассказа?
  • Человек, в биографии
    которого не было ничего внешне примечательного, олицетворил красоту идеалов
    своей эпохи.
  • Андрей Соколов –
    биография ( обращаемся к тексту )
  • Почему ничего
    примечательного, всё, оценивает сам герой,  «обыкновенно».

   С самого начала
рассказа о своей жизни нет ничего такого, что бы отделяло его от народа. Горе
горевал со всеми вместе. С самого начала жизнь его ничем не баловала.

    Жил, как многие в
те годы. Родился и рос в деревне, работал в разных городах, был по-своему
счастлив. Обо всем этом Соколов рассказывает скупо, как говорится, без лишнего
красного словца.

А зачем автору
понадобилось этот рассказ до войны вводить в повествование жизни Соколова? Не
проще ли было сразу войну показать, ведь именно там разворачиваются главные и
яркие моменты рассказа?

  1.   Шолохов с
    неповторимой силой показал, что могучие силы, народное жизнелюбие , а главное –
    любовь к своей Земле – все эти качества неслучайно возникли и проявились особо
    в годы испытаний и потерь, когда людям свойственно объединяться и быть сильнее.
  2.   Шолохов стремится
    показать истоки этой силы духа, невероятной выносливости.
  3.                                         
    – 4 –
  4. Слово учителя.
  5. Вообще персонажи
    Шолохова – яркие, жизненные, рельефные, вымышленные,  но в произведениях  они
    теряют свою нереальность и приобретают свойства живой человеческой личности.

Вопрос : Ребята, а
чувствовали ли вы себя во время чтения рассказа соучастниками событий? Почему?

   Действительно,
читатель вместе с героем проживает его жизнь: вместе с ним горюет, страдает,
радуется. И это вовсе не случайно: рассказ пронизан необыкновенной правдой
жизни, он чрезвычайно реалистичен.

Шолохов достиг в
рассказе классической высоты в создании национального характера, охваченного в
своем историческом развитии.

Вопрос. В каких
произведениях мы  касались темы русского национального характера?

1. Ф.И.Тютчев

  •         Умом Россию
    не понять,
  •         Аршином общим
    не измерить.
  •         У ней
    особенная стать:
  •         В Россию
    можно только верить.

2. Н.С.Лесков «
Очарованный странник « Иван Северьянович  Флягин. Иван – это Россия.
Несчастная, постоянно сражающаяся со злым роком, романтическая Россия как
очарованный странник.

3.Л.Н.Толстой на
страницах « Войны и  мира « раскрывает два замечательных образа, ярких
представителей народа, воплотивших в себя  национальный характер-это простой
русский мужик  Платон Каратаев, возродивший Пьера к жизни. Всегда в трудах и
заботах, и только ночью мог раскрыть свою душу и по простому философствовать.

  Тихон Щербатый
-народный мститель, партизан., а до войны деревенский шут и клоун, но именно он
поднял в трудную годину народ против врага.

  1. В изображении
    национального характера Шолохов достигает классической высоты. ( Параллельно в
    тетради ведется запись « Черты национального характера»)
  2. Слово учителя
  3.    В 1959 году
    режиссер и актер Сергей Бондарчук обратился к этому рассказу и решил снять фильм.
  4.    После встречи с
    Шолоховым Бондарчук вспоминал: « Шолохов говорил о правде искусства, о том, что
    писать правду чрезвычайно трудно, но этим не ограничивается писательское
    предназначение – сложнее писать истину.»
  5.   Истина по – шолоховски
     связана прежде всего с глубинным постижением народного характера, с
    необычайной зоркостью взгляда, прозорливым
  6.                                                
    – 5 –
  7. проникновением в
    поэзию земного, с удивительным познанием того, о чем Шолохов писал.
  8. Вопрос
  9.   Откуда в Соколове
    концепции национального характера ?
  10.  В прошлом, в
    глубинах России.
  11. Сам Шолохов считал
    самой лучшей чертой национального характера – готовность защищать Родину( древнейшая
    черта).

Пришла беда, не его
личная беда, а общая. Не задумываясь, отправляется Соколов защищать свою землю.
Поведение Соколова на войне объясняется его внутренней готовностью и
преданностью Родине.

 Вопросы:

     – Страницы,
посвященные войне, самые яркие и отличаются от мирного повествования. Чем?

        
Реалистичностью, точностью повествования, эмоциональным накалом событий.

      – Рассмотрим
небольшой эпизод со снарядами. Какие качества личности Соколова раскрыты в этом
эпизоде?

    Человек один –
ничто, он всегда часть целого, в данном случае коллектива, надо выручать всех ,
даже ценю своей жизни.

   – Эпизод в плену с
предателем. На какие мысли он вас наталкивает ?

  Непримиримость.

    – Соколов
попадает в плен. Его поведение в плену?

    – Как относится
герой рассказа к голоду, смерти. окружающим людям?

    – Какие простые
слова подбирает простой русский солдат, чтобы описать тяжесть плена? Найдите
эти слова.

     – Какие слова в
произведении являются ключевыми? Они постоянно звучат в рассказе.

  •        Всё
    вытерпеть, всё преодолеть, всё перенести.
  • Сила характера у
    Шолохова в рассказе – в умении героя всё преодолеть на своем пути и выйти
    победителем, как бы его жизнь ни ломала.
  •    Сила в
    преодолении.
  •    – Что человеку для
    этого так необходимо ?
  • Конечно же, высокая
    нравственная закалка.
  • Экспресс анализ
    эпизода.
  • Эпизод с Мюллером .(
    Просмотр эпизода по телевизору)
  •  Вопросы:

1. О чем думает в
начале эпизода Соколов?

                                     
– 6 –

2. Соколов готов к
смерти?

3. Как ведет себя
герой перед немцами?

4. Немцы заметили,
что Соколову страшно от мысли о смерти?

5. Почему немцы его
пощадили?

6. Кто, по-вашему,
одержал победу в этом противостоянии?

Соколов одержал над
немцами победу – нравственную.

Выводы : Место
эпизода в рассказе значительно и велико, потому что он с пронзительной силой
обнажает силу национального характера.

 – В чем же составляющая
сила характера Соколова? ( В поступках, в вере, в умении противостоять).

Слово учителя: мы не
раз отмечали при изучении художественных произведений особенность речи того или
иного героя. Что можно сказать о речи Андрея Соколова?

   Она проста,
понятна, по – народному колоритна.

Проверка домашнего
задания.

Учащиеся дома должны
были просмотреть по тексту  речь героя рассказа. Были созданы три группы,
первая – работала с пословицами, которые использует Соколов; вторая  – со
сравнениями, которые проводит герой рассказа; третья – с просторечиями, которые
использует в своей речи Соколов.

Слово учителя. Нельзя
не заметить, как автор обостряет свое внимание на особой детали в рассказе –
сердце героя.

  Я предлагаю вам
проследить , как Соколов  в тексте говорит о сердце.

 1. « Сердце до сих
пор, как вспомню, будто тупым ножом режут « ( тупая боль в сердце – есть такое
выражение).

 2. « Сердце сжалось
в комок и не разжимается «.Сжалось – метафора.

 3. « Сердце уже не в
груди, а в глотке бьется, трудно становится дышать»

 4. «Сердце
раскачалось – поршня надо менять. Схватит и прижмет».

  5.Автор в рассказе:
« Мягкая, но когтистая лапа сжала мое сердце – я поспешно отвернулся».

Сердце способное к
возрождению.

Через жест.
Малозаметную деталь Шолохов показывает внутренние переживания героя.

  1. Вопрос : Какая деталь
    в портрете Соколова   наиболее яркая? ( Глаза)
  2. Словесное рисование
    глаз героя в рассказе.
  3.                                       
    – 7 –
  4. Сам Шолохов писал:
    Две – три черты  и человек живет».
  5. Много раз
    ломала жизнь героя, но не смогла сломать.
  6. Отсюда учащиеся
    должны вывести основную проблему рассказа: сохранить человеческое  в
    человеке  в бесчеловечных условиях, трагических обстоятельствах.

Вспомните слова
Соколова: « За что же ты, жизнь, меня покалечила? За что исказнила?»

 Что стоит за этими
словами?

    Боль , страдания
, ИСПЕПЕЛЁННАЯ войной душа.

Казалось всё! Баста!
Вот он предел! Иссякли силы!

   Когда наступает
этот момент? ( Убили единственного сына)

Но есть ещё силы!!!

Слово учителя. Нашел
силы для возрождения старый солдат. И опять же не пустые слова, а дело –
протягивает руку помощи осиротевшему, такому, как он, мальчонке.

Вывод: нет,
неисчерпаема сила духа у настоящего человека, переполненного жаждой жизни,
стремления к человеческому  общению, действенной жизни.

Английский писатель Дж. Линдсей писал: « В «
Судьбе человека» всё сгущено Шолоховым до основных черт трагедии, и всё-таки 
как бы находит простое, земное завершение то, что осталось символом в последней
сцене « Тихого Дона».

          Жизнь,
окоченелая, изломанная, нагая. бездомная, снова пускает корни; из безжалостного
и бесчеловечного  утверждает себя человеческая близость  на более широкой
полной и более надежной основе.

Вопрос. Каков же
характер рассказа?  ( Антивоенный )

Слово учителя. 
Отношение М.Шолохова к войне общеизвестно, но в рассказе звучит ещё и
предостережение относительно её повторения.

  Подумайте, всегда
ли мы внимательны к людям, может, за неприглядною внешностью – трагическая
судьба.

  Мы всегда должны помнить
о том, что и мы ответственны за то ,что происходит вокруг нас.

  •   Понятие двусторонней ответственности : ЧЕЛОВЕКА
    ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ И ОБЩЕСТВА ПЕРЕД
    ЧЕЛОВЕКОМ.                                                                                
  • – 8 –
  • Важно, чтобы человек был отзывчивым, был сопричастным,
    умел выслушать и понять, а главное – принять часть чужой боли на себя – это
    основное свойство русского национального характера.
  1. Заключительная
    часть урока.
  2.    Ну вот и
    закончился ещё один этап работы над идейно-художественным своеобразием
    художественного произведения.
  3. Попробуем сделать
    общие выводы.
  4. Слово учителя.
  5.   Шолохов как мастер
    – художник, умело, просто, легко и доступно донёс до нас главное: как в
    нечеловеческих   испытаниях жизни , потеряв всё, человек выстоял, победил и
    возродился, потому что он вместе со своим народом. И боролся он против такого
    гиганта, как фашизм, в отличие от старика у Хемингуэя
Читайте также:  Сочинение: Образ старухи-процентщицы в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»

"Судьба человека": анализ рассказа. Шолохов, произведение "Судьба человека". Идейно-художественное своеобразие повести «Судьба человека

Рассказ М.Шолохова «Судьба человека» был написан в 1956 году. В основе этого произведения лежат реальные события. В 1946 году автор встретил неизвестного, который и рассказал историю своей жизни. Именно эта жизненная ситуация и стала сюжетной основой произведения.

Тема рассказа не была новой или особенной, ибо после Великой Отечественной войны многие писатели и поэты обращались к тем ужасным годам. М.Шолохов создал произведение о великих страданиях русского народа и его удивительной стойкости.

Основной идеей рассказа, на мой взгляд, является стремление показать духовную, внутреннюю силу русских людей. Ничто не способно сломить дух тех, кто защищает родную землю от врага.

Рассказ можно разделить на три части. Первая – это своеобразная экспозиция, представляющая собой размышления автора. Вторая – основная часть, которая является ключевой и представляет собой повествование героя. Третья часть – концовка, в которой автор подводит некоторые итоги и дает, на мой взгляд, собственную оценку тому, что было рассказано героем.

Безусловно, подобная композиция – рассказ в рассказе – оправдана, ибо историю жизни может лучше всего передать лишь тот человек, который сам все это испытал.

В самом начале произведения Шолохов повествует о первой послевоенной весне. Таким образом, он словно подготавливает читателя к последующему рассказу главного героя – Андрея Соколова.

Далее повествование ведется от лица самого персонажа, который рассказывает о своей жизни случайному попутчику.

Чуть ли не самое главное место в портрете Соколова отводится его глазам, которые «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть».

По моему мнению, глаза – зеркало души, и, естественно, что они в большей степени передают страдания героя.

Андрей Соколов с самого детства узнал тяготы человеческого существования. Он сражался в гражданскую войну, затем работал, женился, у него появились дети. Недолгой была семейная жизнь героя. Снова война изменила его судьбу коренным образом, оторвала от родного дома и близких людей.

Очень тяжело вспоминать Андрею Соколову сцену прощания с женой. Помнит он, что она прижалась «как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может». Не знал еще тогда герой рассказа, что это была последняя их встреча.

Уже во время войны выпадает на долю Соколова еще одно испытание – плен. Герой не может смириться с ним и поэтому пробует бежать. Выбравшись из плена, он снова воюет с врагами своей родины. Но «беда не ходит одна». Андрей узнает, что от фашистской бомбы погибли жена и дочь. А в последние дни войны убит и его единственный сын.

Несмотря на те страдания, которые пришлось испытать главному герою, он все же остается настоящим человеком. Единственной панацеей от душевной боли для него стал мальчик Ванюша, «со светлыми, как небушко, глазами».

Этот маленький человек также одинок, как и Андрей Соколов. Таким образом, два одиноких человека становятся опорой друг для друга.

Найден смысл жизни! А, следовательно, боль, страдания и тоска если не ушли из жизни каждого, то, по крайней мере, притупились, уступив место любви и пониманию.

  • Ключевыми, по моему мнению, являются слова автора в конце рассказа, которые подводят своеобразный итог: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».
  • Нельзя оставить без внимания и то состояние «тяжелой грусти», которое охватило рассказчика от всего услышанного, ибо в этой грусти – и боль, и восхищение, и преклонение перед теми, кто не жалел себя ради будущего родной земли.
  • Вторая мировая война – это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число разрушенных сел и городов, трагедия Хиросимы и Нагасаки, потрясшая мир, заставили человека внимательнее вглядеться в самого себя и заново ответить на
  • вопрос: «Что ты есть, Человек, и каково Твое предназначение? »

Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека».

Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты рационального русского характера.

Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война… Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других таких же, как он, война столкнула Андрея с неотвратимыми и неизбежными ужасами.

Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь Андрея Соколова как бы опрокинулась: на него обрушилось чудовище военных злодеяний, жизнь вдруг ни за что стала бить и хлестать его изо всех сил.

За что же этот человек так наказан?

Страдания Соколова – это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Русскому человеку были навязаны ужасы второй мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа «Судьба человека».

Повествование в рассказе ведется от первого лица, и это раскрывает человека не только в действии, но и в размышлениях, обнажает внутренний мир человека, дает представление о глубинных мотивах героического и о силе человеческого духа.

Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее.

«Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным… – рассказывает Соколов.

– Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? «Какой разговор! – отвечаю ему. – Я должен проскочить, и баста!»

В этом эпизоде Шолоховым подмечена основная черта настоящего человека – чувство товарищества; способность думать о другом больше, чем о себе, способность помочь максимально.

Но, оглушенный разрывом снаряда, очнулся Андрей уже в плену у немцев. С болью смотрит он, как идут на восток наступающие немецкие войска. Услышав ночью, что рядом с ним предатель хочет выдать командира, Соколов принял решение не допустить этого и на рассвете своими руками задушил предателя.

Не уронил человеческого достоинства шолоховский герой ни в немецком плену, ни на фронте, куда он снова вернулся, бежав из плена. Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря.

В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Размышляя о своей судьбе, он с болью в душе говорит: «Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену.

Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука».

А сцена психологической дуэли Андрея Соколова с комендантом концлагеря только подтверждает эту мысль.

Ненавистью дышат слова Андрея, когда речь заходит о врагах Родины: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Вдали от Родины Андрей Соколов пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе титаническое мужество и до конца оставался человеком.

Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество.

Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни «для себя»: семью, любовь, счастье… Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле.

На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела огромная воронка от немецкой авиабомбы.

Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось бы, мог назвать жизнь чумой. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца.

Он усыновил потерявшего в войну родителей Ванюшу, пригрел, осчастливил сиротскую душу и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни.

«Ночью-то погладишь его, сонного, то волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…» – признается Соколов своему собеседнику.

Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коем случае не сломлен и не может быть сломлен жизнью. Пройдя сквозь самые тяжелые испытания, он сохранил самое главное – свое человеческое и гражданское достоинство, свою любовь к жизни, человечность, помогающие жить, бороться, трудиться.

Андрею Соколову органически присуще «золотое правило» нравственности: не делать больно другому.

Он добр, доверчив к людям, по-настоящему любит свой дом, жену, детей, заботлив, предупредителен с товарищами, внимателен к человеку, попавшему в беду, справедлив и ни при каких обстоятельствах не теряет высокого человеческого достоинства, совести, чести. Нравственные связи с людьми у него так крепки, что даже тяжелейшие перипетии войны не смогли их оборвать.

Читайте также:  Сочинение по картине Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Андрей Соколов прежде всего думает о собственных обязанностях перед близкими, Товарищами, Родиной, народом, человечеством. Это – не личностная, не эгоистическая, а народная мораль. Вот почему судьба Соколова – судьба человеческая, судьба народная.

И этим мне дорог Андрей Соколов. Его мысли, думы, переживания близки и Понятны нам, сегодняшним одиннадцатиклассникам, выходящим из стен школы и вступающим в самостоятельную жизнь.

  1. (1
    votes, average: 5.00

Художественные особенности рассказа М.Шолохова «Судьба человека»

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Судьба человека / Художественные особенности рассказа М.Шолохова «Судьба человека»

  Скачать сочинение
Тип: Идейно-художественный анализ произведения

    Рассказ М.Шолохова «Судьба человека» был написан в 1956 году. В основе этого произведения лежат реальные события. В 1946 году автор встретил неизвестного, который и рассказал историю своей жизни. Именно эта жизненная ситуация и стала сюжетной основой произведения.

    Тема рассказа не была новой или особенной, ибо после Великой Отечественной войны многие писатели и поэты обращались к тем ужасным годам. М.Шолохов создал произведение о великих страданиях русского народа и его удивительной стойкости.
    Основной идеей рассказа, на мой взгляд, является стремление показать духовную, внутреннюю силу русских людей.

Ничто не способно сломить дух тех, кто защищает родную землю от врага.
    Рассказ можно разделить на три части. Первая – это своеобразная экспозиция, представляющая собой размышления автора. Вторая – основная часть, которая является ключевой и представляет собой повествование героя.

Третья часть – концовка, в которой автор подводит некоторые итоги и дает, на мой взгляд, собственную оценку тому, что было рассказано героем.
    Безусловно, подобная композиция – рассказ в рассказе – оправдана, ибо историю жизни может лучше всего передать лишь тот человек, который сам все это испытал.
    В самом начале произведения Шолохов повествует о первой послевоенной весне.

Таким образом, он словно подготавливает читателя к последующему рассказу главного героя – Андрея Соколова.
    Далее повествование ведется от лица самого персонажа, который рассказывает о своей жизни случайному попутчику.

Чуть ли не самое главное место в портрете Соколова отводится его глазам, которые «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». По моему мнению, глаза – зеркало души, и, естественно, что они в большей степени передают страдания героя.
    Андрей Соколов с самого детства узнал тяготы человеческого существования.

Он сражался в гражданскую войну, затем работал, женился, у него появились дети. Недолгой была семейная жизнь героя. Снова война изменила его судьбу коренным образом, оторвала от родного дома и близких людей.
    Очень тяжело вспоминать Андрею Соколову сцену прощания с женой. Помнит он, что она прижалась «как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может».

Не знал еще тогда герой рассказа, что это была последняя их встреча.
    Уже во время войны выпадает на долю Соколова еще одно испытание – плен. Герой не может смириться с ним и поэтому пробует бежать. Выбравшись из плена, он снова воюет с врагами своей родины. Но «беда не ходит одна». Андрей узнает, что от фашистской бомбы погибли жена и дочь.

А в последние дни войны убит и его единственный сын.
    Несмотря на те страдания, которые пришлось испытать главному герою, он все же остается настоящим человеком. Единственной панацеей от душевной боли для него стал мальчик Ванюша, «со светлыми, как небушко, глазами». Этот маленький человек также одинок, как и Андрей Соколов.

Таким образом, два одиноких человека становятся опорой друг для друга. Найден смысл жизни! А, следовательно, боль, страдания и тоска если не ушли из жизни каждого, то, по крайней мере, притупились, уступив место любви и пониманию.
    Ключевыми, по моему мнению, являются слова автора в конце рассказа, которые подводят своеобразный итог: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

    Нельзя оставить без внимания и то состояние «тяжелой грусти», которое охватило рассказчика от всего услышанного, ибо в этой грусти – и боль, и восхищение, и преклонение перед теми, кто не жалел себя ради будущего родной земли.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Судьба человека / Художественные особенности рассказа М.Шолохова «Судьба человека»

Сюжет и анализ рассказа "Судьба человека" Шолохова – Шолохов М.А. Литература 20 века

Рассказ «Судьба человека» (1956) — одно из лучших произведений Шолохова, созданных им в послевоенный период. Оно мыслилось, по словам писателя, как своего рода «подступ к большому разговору о большой войне».

Рассказ имеет конкретное посвящение: «Евгении Григорьевне Левицкой, члену КПСС с 1903 года», в котором угадывается намек на связь времен.

Шолохов как бы напоминает о той роли в жизни народа, какая принадлежала Октябрьской революции.

В «Судьбе человека» проявились важные особенности творческого метода Шолохова. Писатель сознательно избирает предельно простую композицию: пейзажное введение, случайная встреча, исповедь прохожего и авторское размышление, придающее произведению признаки философского раздумья о коренных проблемах современного бытия.

Основной сюжетный мотив рассказа — судьба простого русского солдата Андрея Соколова. Жизнь его «была обыкновенной», как у миллионов советских людей. Герой — ровесник века, 1900 года рождения, уроженец Воронежской губернии. В Гражданскую войну был в Красной Армии, в дивизии Киквидзе. В 1922 году подался на Кубань «ишачить на кулаков, потому и уцелел». Отец, мать и сестра умерли от голода.

Андрей Соколов остается в одиночестве. Вернувшись с Кубани на родину, он продал родительскую хатенку и уехал в Воронеж, работал в плотницкой артели, на заводе, выучился на слесаря, женился. У него была крепкая и дружная семья (жена Ирина, сын Анатолий и две дочери — Настенька и Оленька).

На второй день войны Андрей Соколов получил повестку из военкомата, на третий день семья провожала его на фронт. В мае 1942 г. под Лозовеньками он попадает в плен.

За два года он объехал «половину Германии»: работал на силикатном заводе в Саксонии, на шахтах в Рурской области, на земляных работах в Баварии, содержался в лагере под Кюстрином и Б-14 под Дрезденом, откуда был переброшен на шахты в Рурскую область, где и пробыл до сорок четвертого года.

Позднее работал в «Тодте» — «шарашкиной конторе по строительству дорог и оборонительных сооружений», возил немца-инженера. Из прифронтовой полосы Андрей Соколов бежит к своим, взяв в плен и немца-майора. Находясь в госпитале, он получил письмо с печальным известием: в дом, где жили его жена и две дочери, угодила немецкая авиабомба. Все они погибли.

Посетив пепелище, Андрей Соколов возвращается в свою часть. В последние дни войны он находит Анатолия в Берлине, получает от него письмо. Утром 9-го мая капитан Соколов погибает от пули немецкого снайпера. Сына, «последнюю свою радость и надежду», Андрей Соколов похоронил в немецкой земле. После демобилизации он поселяется в доме своего приятеля в Урюпинске, работает шофером. Встретив в чайной мальчика-сироту, Андрей Соколов усыновляет его. Такова сюжетная линия рассказа.

Художественное своеобразие «Судьбы человека» (эпопеи, ужатой до формы рассказа) — в необыкновенной емкости его содержания. Жизнь героя, ровесника века, соотнесена с биографией страны. Шолохов сконцентрировал внимание на кульминационных моментах судьбы Андрея Соколова, в которых его характер проявляется наиболее сильно и глубоко.

Одна из важнейших черт его — он был всегда связан с важнейшими событиями истории. Шолохов ставит судьбу своего героя в прямую связь с историей страны, народа. Писателем создан образ не только типический, но и собирательный.

Черты, свойственные народу, нашли свое воплощение в духовном облике Андрея Соколова, неповторимых чертах его личности: бескорыстии, самоотверженности, твердости духа.

В «Судьбе человека» дана панорама истории, высвечены потрясающие по драматизму военные эпизоды.

Лаконизм, сочетающийся с детализацией, подробностями отдельных эпизодов и картин, позволил Шолохову в жанре рассказа воплотить большую эпическую тему, создать характер емкий и многогранный.

В отличие от Хемингуэя, Шолохов следует по пути открытий социально-исторической детерминированности характера. В образе Андрея Соколова типизированы качества, свойственные людям труда.

Андрей Соколов с честью выдержал поединок с комендантом лагеря Мюллером, отстоял достоинство русского солдата. В знак признания его солдатской доблести комендант сохраняет ему жизнь.

Основная мысль рассказа усилена троекратным отказом Соколова от закуски: «Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол.

Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться их подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Война, исказнившая Андрея Соколова, отняла у него все, но не вытравила в нем главного — величия его души. В любви к усыновленному мальчику Ванюшке Андрей Соколов нашел преодоление своей личной трагедии. Черты личности Андрея Соколова, запечатленные Шолоховым, надолго стали камертоном военной прозы.

Окрашенное пафосом патриотизма авторское раздумье в конце рассказа вселяет в сердца читателей ноту оптимизма: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, если к этому его позовет его Родина».

В жанровом плане рассказ «Судьба человека» — «малая эпопея». «Исповедь героя» в нем избрана писателем в качестве основной формы реализации замысла. Своим рассказом Шолохов первым напомнил современникам о реальной судьбе тех, кто отстоял Родину.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. – СПб.: “Нева”, 1998

Ссылка на основную публикацию