Анализ произведения «Красавица» (И.А. Бунин)

Анализ произведения «Красавица» (И.А. Бунин)

Читая рассказ «Красавица», можно сказать, что автор – тонкий художник, которому не чужда тема детства. В описании разобщенности мира взрослых и мира детей четко проявляется авторская позиция Бунина. Краткое содержание рассказа смотрите тут.

Анализ произведения

Повествование построено в форме лаконичного рассказа, ведется от 3-го лица и начинается с описания немолодого вдовца, чиновника казенной палаты, женившегося не так давно второй раз.

Портретная характеристика, построенная на контрасте, помогает познать сущность героя. К примеру, чиновник «молчалив», «скромен», «худой», «пожилой», «чахоточного сложения».

А жена красавица «знает себе цену», «молоденькая», «отлично сложена».

Обозначая персонажей, автор подбирает описательную лексику: «красавица», «отец мальчика», «семилетний мальчик», «покойная мама» и пр. Писатель не называет их по именам, чтобы, во-первых, указать на заурядность определенного типа личностей, а во-вторых, вывести повествование на высокий уровень обобщения.

Описывая поведение мачехи к приемному сыну, повествователь использует эпитет «спокойно возненавидела». Что значит спокойно ненавидеть? Когда возможна такая спокойная ненависть? Видимо, только при ясном, полном осознании собственного превосходства, и это лишний раз подчеркивает бездушие людей так называемого «порядочного» общества.

Во втором абзаце читатель сталкивается со следующей ситуацией.

Сначала мачеха делает вид, что не замечает мальчика, потом отец, желая не раздражать свою молодую жену, притворился, что у него нет сына, а затем и мальчик затаился, постарался сделаться незаметным, как будто перестал дышать, а значит, и жить.

По принципу усиления здесь звучит мысль – от недостатка внимания, любви, тепла любой человек, тем более ребенок станет нелюдимым и одиноким. Нравственное уродство губит любое проявление заботы и человечности.

Круглое одиночество мальчика автор передает в последнем абзаце. Особый подбор лексики вызывает сочувствие и жалость к ребенку: «в уголку гостиной», «рисует домики», «читает книжечку» и т. д.

Сюжет повествования лишен развязки – и в этом также проявляется авторская позиция – просто мучительно думать, а дальше то что? Что с ним случится? И выживет ли мальчик в обстановке холодного эгоизма, страха и одиночества? Мы не знаем ответ.

Этот рассказ напоминает нам, взрослым, о том, какие чувства испытывают отверженные дети, как больно быть таким одиноким ребенком. И это напоминание стоит сохранить до того момента, когда мы сами станем родителями и не забывать никогда. Так как нелюбимым детям сложно любить самим и доверять миру. Даже если мальчик и выживет, то вряд ли расцветет.

Не зря детей называют «цветами жизни» — они тоже требуют внимания и заботы, без этого невозможен ни рост, ни развитие.

И можно ли считать красивой женщину, от которой веет холодной расчетливостью, равнодушием, самовлюбленностью? Бунин уверенно доказывает, что нет.  Внешняя красота должна быть подкреплена внутренним богатством и теплотой.

А значит, и само название произведения иронично. И красота человека исходит не только из внешности — поступки и устремления имеют решающее значение.

Прочитав рассказ до конца, мы уже не воспринимаем эту женщину как красавицу, она вызывает у нас, читателей, неприязнь и отвращение.

Рассказ  анализировала Антонова Елена.

Другие разборы произведений Бунина:

Анализ рассказа «Антоновские яблоки»

Рецензия на «Темные аллеи»

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::

Анализ произведения «Красавица» (И.А. Бунин)

Guru · 19.12.2020

В своих сочинениях Иван Бунин часто задумывается над вопросами морали, человеческой природой, описывает мотивы поведение персонажей. В произведении «Красавица» он изображает семейную жизнь пожилого главного героя и его супруги. В отличие от своей характеристики, данной в названии рассказа, женщина оказывается отталкивающей от себя героиней.

История создания

Произведение было написано осенью 1940 года. В то время писатель уже было семидесяти лет. Как раз наступает момент, когда вспоминаешь всю свою жизнь, задумываешься о натуре человека, анализируешь полученный опыт. Это так или иначе наблюдается в сюжете, где внешность человека разительно отличается от его внутренних убеждений, характера.

Жанр, направление

Сочинения Бунина занимает почётное место среди лучшей русской прозы. Будучи поклонником реализма, автор максимально точно отображает реальную жизнь и реальных людей в своих рассказах, персонажах.

Он поразительно точно и внимательно описывает части жизни, помогающие как можно лучше донести мысль писателя к читателям.
«Красавица» — маленький рассказ, его события описывают совместную жизнь трёх героев.

Рассказ имеет три сюжетные линии.

  1. Первая линия изображает отношения мужа с новой женой. Брак этого непримечательного человека с «красавицей» вызвал искреннее удивление окружающих их людей. Также представлен уклад семьи. Оказалось, что глава семьи испытывает страх перед женой, отдает бразды правления хозяйством в руки супруги, «забывает» о родном сыне, чтобы угодить женщине, которой нет дела до пасынка.
  2. Вторая линия знакомит читателей с женой, порядках, которые были установлены ею в доме. Она сильно заботиться о мебели, а также вещах предыдущей хозяйки, в то время как к живым людям – мужу и пасынку она относится равнодушно и без интереса.
  3. Третья линия рассказывает о жизни сына главного героя от первого брака, который, лишившись матери, окончательно потерял внимание и тёплое отношение со стороны близких. Ему приходится спать на полу, так как мачеха вынудила его переселиться с дивана, многократно читать единственную книжку и жить тихой, монотонной жизнью.

Характеристика персонажей

Чиновник. Мужчина преклонного возраста, работающий в государственном учреждении, является обычным человеком. Описание не внушает симпатию к персонажу. Отношения с женой, а именно страх перед ней представлено в одной фразе, из которой становится очевидно, что подобное было и с покойной женой.

Это объясняет причины, по которым женщины вступили в брак – они имели неограниченную гегемонию в доме.
Красавица. Жена чиновника. Став полноценной хозяйкой, она начала распоряжаться как захочет со всеми вещами в доме, а в довесок – жизнью пасынка.

В ее разговорах часто проскакивают прямые приказы, она привыкла управлять людьми, думать о своей пользе.

Сын чиновника. Потеряв мать, жизнь мальчика резко изменилась, причём в худшую сторону. Он стал пустым местом в доме. Вся его жизнь – маленькое пространство в прихожей, немного личных вещей, и бесконечное одиночество в течении одинаковых дней, идущих друг за другом.

Тема

Рассказ затрагивает проблему счастья в семье, взаимоотношений между её членами. В «Красавице» взгляд на семью совсем противоположный, в отличие от реальной жизни, где родные являются опорой и поддержат человека во всех бедах.

Любви, которая и есть прочной основой семьи, между главными героями попросту нет. Нездоровые взаимоотношения вредят всем членам семьи. Выходом из сложившейся ситуации является суметь почувствовать друг друга близкими людьми, одним целым.

Автор противопоставляет красивую внешность, которая может быть обманчивой, внутренней испорченности. Этим приёмом писатель пытается объяснить читателям, что внешность часто бывает обманчивой.

Проблемы

Проблематика рассказа предопределена темой отношений в семье.

  1. Одиночество. Является самой острой поднятой проблемой. Это показано на жизни мальчике, живущим «самостоятельной, обособленной от всего дома» жизнью, оставленный один на один с собой и мачехой и отцом.
  2. Равнодушие. Безразличие взрослых к ребёнку вызывает чувство одиночества у последнего. Такое отношение не вызвано злостью взрослых, поведением мальчика. Забыв о ребёнке, они принесли в его жизнь тяжелые испытания и переживания. Такое отношение к близким, особенно к детям, может легко поломать их дальнейшую судьбу.
  3. Страх. Слабость и трусость главного героя в отношениях главного героя непростительны, так как он заставил испытывать маленького сына серьёзные испытания. Не будучи заложником обстоятельств, он мог дать возможность сыну прожить более счастливое детство.

Основная идея

Рассуждая о сущности человека, Бунин приходит к главной мысли рассказа – несоответствии внешности и внутреннего содержания. Со слов автора выходит, что для счастья в браке, семейной жизни нужна не только внешняя красота, но и любовь, приязнь к близким людям. Не имея всего этого у ребёнка с большой вероятностью будет тяжёлая жизнь.

Он или станет замкнутым в себе, запуганным человеком, или станет похожим на отца.
На примере главного героя автор показал, что люди делают те же ошибки, не извлекая опыт с предыдущих случаев.

Выбрав жену глазами, а не сердцем, мужчина подменил настоящие ценности ошибочными, тем самым обрекая новую семью на отсутствие доброты, искренности, любви в отношениях

Мораль рассказа

Смысл рассказа можно истолковать так – для совместного счастья от человека в первую очередь требуется внутренняя красота и только потом внешняя. Описав особенности внутренней жизни этой семьи, автор заставляет читателей задуматься и сделать выводы насчёт жизненных ценностей, манерах, которые смогут помочь выстроить хорошие отношения с людьми.

Критика рассказа

Многие критики отмечали «необычный реализм», «изысканный психологизм», которых очень много в сочинениях Бунина.

Обойдясь несколькими маленькими штрихами, он сумел создать вполне реальных и живых героев, параллельно изобразив основную идею рассказа. Всего несколько абзацев понадобилось И. А.

Бунину, чтобы в полной мере показать семейную трагедию и натолкнуть читателей на мысль о необходимости быть внимательным и добрым по отношению к другим людям.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Красавица», анализ рассказа Бунина, сочинение

Начиная анализ рассказа “Красавица”, нужно в первую очередь обратить внимание на время его написания Буниным – сентябрь 1940 года.

В следующем месяце писателю исполнилось семьдесят: возраст, при котором так приятно предаваться очаровывающим воспоминаниям юности, и при этом так легко видеть суть вещей и людей сквозь обманчивую внешность.

Само название “Красавица” уже является провокацией, ведь из рассказа мы выносим совсем другое впечатление. Скрытый приём – антитеза названия и содержания – придаёт драматичности обычному повествовательному жанру.

Сюжетных линий в рассказе можно выделить три: отношения отца-чиновника с первой и второй женой, отношение красавицы к дому и семье, в которой она воцарилась, и жизнь мальчика – по сути, главного героя рассказа. Не случайно, говоря о второй жене, употреблено слово “воцарилась”.

На её властность автор указывает неоднократно: “взгляд имела зоркий”, “отец, от страха перед ней, притворился…” Во всём рассказе лишь один раз появляется прямая речь, исходит она из уст красавицы, и значимость её ещё усилена словами “я велела”.

Читайте также:  Значение дуэли в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Эта женщина изменила жизнь в доме, в который вошла, и эти изменения являются стержнем произведения.

Мальчик, “от природы живой, ласковый”, начинает бояться жить. Бунин наделяет его эпитетом “несуществующий”, добавляет, что и отец сделал вид, будто у него нет сына.

Однако он есть, но жизнь его никому не нужна и по сути никчёмна, это подчёркивается словами с уменьшительными суффиксами: у мальчика “диванчик”, “уголок”, “книжечка”, “постелька”, “добришко”.

Так, не описывая дальнейшие события, автор даёт понять, что ребёнок и в будущем останется заброшенным и никому не нужным.

Что же является главной проблемой в этом рассказе? Осуждение равнодушия. Вторая жена “спокойно возненавидела” мальчика, а ненависть не бывает спокойной. Этот оксюморон подчёркивает именно убийственность равнодушия, при котором человека не замечают – и он почти перестаёт существовать.

Отец ребёнка ещё в начале рассказа предстает безразличным и даже безличным человеком: молчалив, скромен, с сиплым голосом, неинтересен. Характерная деталь – “очки цвета йода”, которые закрывают чиновника от мира и служат щитом от того, чего он замечать не хочет. Даже если это его собственный сын.

И при этом преступном попустительстве ребёнок будет жить “в круглом одиночестве на всём свете”.

Пять небольших абзацев, всего три основных действующих лица – и такая глубокая трагедия. Бунин мастерски обрисовал людей, которые способны равнодушием уничтожить человека. А то, что так поступает “настоящая красавица”, заставляет другими глазами смотреть на внешний облик людей и их жизни.

После анализа «Красавицы» обратите внимание на остальные сочинения:

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»

  • «Темные аллеи», анализ рассказа Бунина

  • Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»

  • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина

  • «Кукушка», краткое содержание произведения Бунина

  • «Вечер», анализ стихотворения Бунина

  • «Чистый Понедельник», краткое содержание рассказа Бунина

  • «Лапти», краткое содержание рассказа Бунина

  • «Цифры», краткое содержание рассказа Бунина

  • «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина

  • «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина

  • «Деревня», анализ повести Бунина

  • «Листопад», анализ стихотворения Бунина

  • «Сверчок», анализ рассказа Бунина

  • «Господин из Сан-Франциско», краткое содержание рассказа Бунина

По писателю: Бунин Иван

Целостный анализ прозаического текста. И.А.Бунин «Красавица»

  • Кузнецова Анастасия,
  • ученица 11 класса МАОУ СОШ №14
  • Учитель: Миронова Елена Владимировна.
  • Целостный анализ прозаического текста.

И.А.Бунин «Красавица».

        И.А.Бунин – превосходный писатель. Мне безумно нравится его творчество.

Особенно мне запомнились такие его произведения, как: «Темные аллеи» и «Легкое дыхание», написанные на тему любви, трагической любви.

Мы знаем, что писатель эмигрировал во Францию, долгое время жил в Париже, но его мысли вновь и вновь возвращались к России. Поэтому огромное место в его творчестве занимает тема Родины.

        Рассказ «Красавица» посвящен теме тяжелого детства, взаимоотношений в семье. В нем раскрывается идейно-нравственная проблематика (герой познает изменения, происходящие в окружающем его мире).

        Рассмотрим систему образов. «Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой», «он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу».

И вот, столь жалкий, убогий по описанию человек смог жениться «на красавице, дочери воинского начальника», которая «была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий».

        Можно сделать вывод о том, что чиновник был далеко не красавцем, в его описании автор использует такие эпитеты и сравнения, которые создают образ совершенно физически нездорового, хилого человека, преобладает какой-то желтоподобный цвет, который еще больше убеждает нас в его нездоровости («очки цвета йода», «чахоточного сложения», «срывался в фистулу»).

Отсюда следует, что цель автора состоит в том, чтобы показать, что внешность – это не самое главное в отношениях, а также, что любви все возрасты покорны, ведь чиновник был пожилым, а жена – красавица молодой. Прослеживается антитеза.

Текст называется «Красавица», наверное, потому что рассказчик хотел показать то, что красота эта внешняя – может являться только маской.

        Первая жена чиновника умерла, заметен трагический пафос.

        Второй брак… но от первого брака остался сын: «мальчик, от природы живой, ласковый», которого «вторая красавица спокойно возненавидела»(оксюморон). У мальчика нет портрета, но у него мы видим внутренний духовный мир, в то время как у родителей он очень скудный. Опять антитеза: детский мир, искренний, чистый, противопоставлен взрослому.

        Мальчику приходится нелегко, можно провести параллель с  жизнью Ваньки из одноименного рассказа А.П.Чехова.

        Мальчик подвергается жестокому отношению со стороны мачехи, которая почувствовала себя единственной хозяйкой в доме, например: «Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой…» или «Стелите ему, Настя, на полу…»

        Самое обидное, что отец просто забыл о своем сыне, что еще раз подчеркивает его низость, жалкость, убогость, трусость. («Отец, от страха перед нею, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына».

) «И Мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, – неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день».

Малыш живет в своем маленьком мирке «в уголке гостиной», занимается своими делами: «рисует на грифельной доске домики» или «шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме», «смотрит в окно».

        И.А.Бунин использует уменьшительно-ласкательные суффиксы («домики», «книжечку»), показывая этим то, что мальчику дороги эти вещи, он рисует именно домики (дом – символ семьи, домашнего очага), он хранит в душе теплые воспоминания о прошлой жизни, жизни, в которой он был кому-то нужен, в жизни, где он был окружен любовью и теплотой.

Книжечка, а также сундук – символ любви к матери, это книжка – единственный «огонек», согревающий душу мальчика. Но, несмотря на все трудности, мальчик сохранил в себе человеческие качества. Прослеживается близость к фольклору, семь – мистическое число, мальчику семь лет. Он – «лучик света» в доме чиновника.

Окно – портал, который погружает ребенка в прошлое, одновременно помогая увидеть мир, неизвестный ему.

        Остановимся на хронотопе. Действие происходит в доме, где живет мальчик. Этот дом когда-то был для него родным, но с уходом матери становится чужим. Автор подчеркивает это с помощью эпитета «как бы несуществующем». Мальчика перестали замечать в доме, поэтому он уходит в другой мир – свои мысли и чувства.

На протяжении всего текста пересекаются прошлое и настоящее. Завязка – описание прошлого, того, что за невзрачного мужчину выходят замуж красивые девушки, описание первой жены. Дальше описывается настоящее, «новая» жизнь чиновника и его «новой» семьи (кульминация). Развязка: мальчик живет в настоящем, но обращается к прошлому.

        Видна детальность, автор четко описывает различные мелочи («спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой»). За счет этого мы видим вся трагичность положения ребенка. Важной деталью является сон. Семилетний ребенок спал беспокойно, даже во сне он не чувствовал себя защищенным.

        Также писатель использует эпитеты, чтобы читатель как можно ярче мог представить описываемую картину: «убранную синей бархатной мебелью», «беспокойный сон», «жизнь неслышная, незаметная, одинаковая…», повторы «совершенно самостоятельный, совершенно обособленный», «сам стелет, сам убирает».

        Мне очень понравился этот рассказ. Я очень сочувствую мальчику, остается только гадать, что будет с ним дальше (открытый финал). И.А.Бунин дает нам возможность самим придумать продолжение. Я верю, что мальчик будет счастлив, ведь он чистый, искренний человечек, которого не сломили беды и страдания.

Сочинение Анализ рассказа Красавица Бунина

Короткий рассказ Бунина Красавица, который занимает не более страницы, порождает гораздо больше рассуждений, которым может не хватить и джины страниц. В основе сюжета новое обручение пожилого чиновника с красивой девушкой. Военный овдовел, остался с семилетним сыном и теперь снова получает красивую супругу.

Бунин отрывисто описывает главных героев, практически ничего не говорит о внутренних качествах, по большей части только внешность. Новая красавица знает себе цену, а чиновник скромен и молчалив. Они начинают жить, и девушка не хочет терпеть маленького мальчика.

Со временем сын военного переезжает из отцовской спальни на диван гостиной, а затем и вовсе на пол, на небольшой тюфячок, дабы не «истереть бархат на диване». Бунин довольно акцентированно намекает на новое положение мальчика, который становится подобным домашнему животному: спит на полу, молчалив и никто его практически не замечает.

Перед нами история о том, как молчаливо отец забывает о своем маленьком сыне, так как оказывается покорен своей новой супруге. Безусловно, он меняет родительскую близость на красоту женщины. Для того чтобы отплатить за эту красоту, он отдает нечто более ценное.

Хотя, конечно, судить так довольно условно, ведь он ищет в красавице собственного счастья, а искать счастья – вполне естественно для людей и вполне нормально.

Печально только, когда поиски этого счастья приводят к такому неравному размену, когда ради собственного удовольствия люди способны отдать счастью других и не считаться с другими.

В этом рассказе чиновник отдает счастье сына за собственное счастье.

Наверное, в дальнейшем этот ребенок вырастет, и более не будет вспоминать однообразные дни, когда он смирно сидел и рисовал домики и спал на полу. Тем не менее, он никогда не увидит близости и родительской теплоты, а ведь в этом возрасте они так нужны.

Наверное, он навсегда оставит свое сердце закрытым для других людей, подобно тому, как закрыты все его скромные пожитки в небольшом сундучке.

Так Бунин описывает простые бытовые истории, но в этой простой зарисовке огромная трагичность и печаль, которые заставляют о многом поразмыслить читателя.

Анализ произведения Красавица

Основным и лидирующем приёмом в рассказе русского писателя Ивана Александровича Бунина «Красавица» является антитеза, заключающаяся в тотальном противоречии с названием произведения и личностью, что стоит за этим образом.

Поражающая действительность сюжета туго «прожёвывается» мозгом. Старый и невзрачный на вид чиновник берёт в жены молодую красавицу : самодовольную и считающую себя центром мироздания девушку. Надо заметить, что у чиновника к тому моменту имеется сын от бывшей жены.

Автор наделяет мальчика нежными и прекрасными характеристиками «ласковый, от природы живой». Но, с первых дней невзлюбив мальчишку, красавица прибегает к методу ограждения его от своего круга внимания.

Довольно жестоко и несправедливо поступает и отец мальчика, как бы не замечая своё чадо, тем самым буквально потакая наглой прихоти своей жёнушки.

Постепенно мальчишка становится никому не нужным, оставленным, брошенным без какой-либо моральной поддержки со стороны своего родителя. Его сердцу ни высказаться, ни выплакаться, ни поведать о своих переживаниях некому.

Таким образом Иван Александрович бичует и нападает на прискорбное и массовое в наше время равнодушие, старается привлечь в своём рассказе внимание на данную тематику, оставить глубокий след в восприятии человека человеком. Он показывает пример морального уничтожения личности из-за равнодушного отношения.

Подспудный смысл имеет и красавица, которая, хоть и обладая поразительной внешностью, внутри оказалась пустым и бездушным человеком, способным по причине своего самодурства растоптать право на счастливое существование крохотного и беззащитного создания. Осознавая это, автор как бы намекает нам о бесполезности оценивания кого-либо по внешнему облику.

Преступлением можно считать и поступок отца, который заслуживает на всеобщее презрение.

 Давая нам пищу для размышления, автор ещё в 20-м веке указывал на ряд проблем, присущих нашему обществу и в данный момент. Акцентировал он наше внимание на необходимости помощи другим, вызывая это чувство через миниатюрные, но бьющие точно в цель фразы.

И, действительно, перечитав данное произведение, я взглянул на мир совершенно по-другому, тщательно пересмотрев и откорректировав то, чем я руководствовался раньше в отношении моих близких и друзей

← Анализ рассказа Холодная осень
← Анализ рассказа Жизнь Арсеньева↑ БунинАнализ рассказа Солнечный удар →
Критика о рассказе Антоновские яблоки Бунина →

  • Образ народа в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение
    Некрасов Николай Алексеевич – истинно народный поэт, который всегда переживал за судьбу русского человека, жалел его и изучал нравы и быт простых крестьян. Многие произведения его творчества строятся на теме крепостничества
  • План рассказа Фантазеры Носова
    Однажды во дворе на лавочке сидели два мальчика Миша и Стасик. Они были друзьями и любили фантазировать. Их фантазии были на разные темы. Например, Миша выдумал: как он может переплыть большую речку и целый океан
  • Анализ романа Бесы Достоевского
    Произведение по жанровой направленности представляется реалистичным, поскольку повествует о действительности во всех ее многообразных проявлениях в виде хроникальности, сурового историзма мышления, философичности
  • Почему человек должен быть добрым? Итоговое декабрьское сочинение 11 класс
    Добрым человек должен быть потому, что мы пришли в этот мир для того чтобы оставить после себя хорошие воспоминания. Нельзя постоянно делать неприятности другим людям и при этом становиться счастливым человеком.
  • Сочинение Описание внешности человека 7 класс (Подруги, друга, бабушки)
    У меня есть подруга. Она очень интересный человек. Мы часто проводим время вместе. Я могу сказать, что ее характер довольно мягкий, иногда она бывает вспыльчива, но в ней нет злобы.

Анализ рассказа «Красавица» (И. А. Бунин)

В своей прозе И. А. Бунин нередко поднимает вопросы нравственности, рассуждает о сущности человеческой природы, разбирает психологические мотивы поведения героев. В небольшом по объему рассказе «Красавица» писатель рисует картину семейного быта чиновника и его новой жены.

Названная красавицей в названии текста, молодая женщина предстает перед читателем совсем непривлекательным персонажем. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ рассказа «Красавица» по плану, который поможет разобраться в особенностях сюжета и проблематики произведения.

История создания

Рассказ «Красавица» написан в сентябре 1940 года. Писателю на тот момент было почти семьдесят лет – в возрасте, когда предаешься воспоминаниям о прошлом, задумываешься о философских вопросах человеческой природы, обобщаешь и систематизируешь накопленный опыт. Эти процессы заметны в сюжете рассказа, где внешняя красота контрастирует с внутренним содержанием человека.

В сороковые годы Бунин проживал в эмиграции и остро нуждался в деньгах. Во Франции он жил по соседству со многими эмигрантами и много беседовал с ними, вспоминая прошлое и все же страдая от одиночества, ведь его родина была далеко, и он писал ее портрет по памяти в каждом своем рассказе.

Жанр, направление

Рассказы Ивана Бунина занимают значимое место среди русской реалистической прозы. Реализм как направление в литературе предполагает максимально достоверное воспроизведение действительности.

Бунин последовательно и скрупулезно представляет те аспекты жизни, которые помогают передать занимающую писателя мысль.

С присущим ему тонким психологизмом, Бунин раскрывает не только внешнюю, но и внутреннюю жизнь своих героев.

«Красавица» — это совсем не большой по объему рассказ, действие которого сосредоточено на трех основных персонажах и их взаимоотношениях.

Суть: о чем?

В рассказе «Красавица» можно выделить три сюжетные линии.

  1. Первая линия раскрывает отношения отца-чиновника с молодой женой. Этот непримечательный на первый взгляд человек женится на «красавице, дочери воинского начальника», что невольно удивляет окружающих. Читатель же имеет возможность увидеть внутренний семейный уклад: оказывается, что «отец семейства» боится своей жены, дает ей полную власть над домашними делами и даже в угоду ей «забывает» о собственном сыне.
  2. Вторая сюжетная линия описывает, как новая хозяйка «воцаряется» в доме. Избалованная и практичная, она больше думает о состоянии мебели и вещах покойной барыни, нежели о живых людях – собственном муже и его сыне от первого брака.
  3. В центре третьей линии – сам сын, маленький мальчик, который не только лишается матери, но и становится незаметным для родного отца. «В своем круглом одиночестве» мальчик спит на полу, куда его переселила с дивана мачеха, перечитывает одну и ту же книжку и живет тихой, однообразной жизнью.

Спокойная ненависть

Этот оксюморон автор использовал, описывая чувства женщины по отношению к своему пасынку.

Но разве ненависть может быть спокойной? Такое странное словосочетание позволяет читателю понять отношение главной героини к семилетнему мальчику. Она делает вид, что не замечает его.

Сразу же после свадьбы отправляет в небольшую комнату, которая находится рядом со столовой. Мальчик, живя среди людей, имея отца, оказывается «в круглом одиночестве».

Главные герои и их характеристика

Образы героев рассказа «Красавица» прописаны Буниным отдельными яркими штрихами, позволяющими составить определенное представление о каждом из них. Многомудрый Литрекон описал систему образов в таблице:

Чиновник Пожилой чиновник казенной палаты, женившийся на молодой красавице, выглядит человеком ничем не примечательным: «худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу». Портрет героя не вызывает особой симпатии. О его отношениях с женой рассказано всего в одном предложении: «От страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына». Можно предположить, что похожим образом он вел себя и с предыдущей женой-красавицей, тогда становится ясно, зачем эти женщины выходили за него замуж. Они получали полную власть над домом и мужем.
Главная героиня рассказа та самая красавица, о которой говорится в названии. Она «знала себе цену», была хозяйственна и «глаз имела зоркий». Красавица стала абсолютной хозяйкой в доме мужа, начала распоряжаться не только вещами, но и судьбой его сына. Интересно, что единственная прямая речь в рассказе – слова Красавицы. Очевидно, что теперь это самый значимый, если не единственный слышимый голос в доме чиновника. В ее словах ключевым является глагол «велела»: она привыкла отдавать приказания, привыкла быть практичной и думать о выгоде.
Сын чиновника Роль мальчика в этом семействе может вызвать лишь сочувствие. С приходом новой хозяйки жизнь ребенка круто поменялась. Он стал как бы «несуществующим в доме». Его жизнь – это уголок гостиной, небогатый набор вещей, оставшихся от мамы, и одинокие, однообразно сменяющие друг друга дни.

Характеристика персонажей

Чиновник. Мужчина преклонного возраста, работающий в государственном учреждении, является обычным человеком. Описание не внушает симпатию к персонажу. Отношения с женой, а именно страх перед ней представлено в одной фразе, из которой становится очевидно, что подобное было и с покойной женой.

Это объясняет причины, по которым женщины вступили в брак – они имели неограниченную гегемонию в доме. Красавица. Жена чиновника. Став полноценной хозяйкой, она начала распоряжаться как захочет со всеми вещами в доме, а в довесок – жизнью пасынка.

В ее разговорах часто проскакивают прямые приказы, она привыкла управлять людьми, думать о своей пользе. Сын чиновника. Потеряв мать, жизнь мальчика резко изменилась, причём в худшую сторону. Он стал пустым местом в доме.

Вся его жизнь – маленькое пространство в прихожей, немного личных вещей, и бесконечное одиночество в течении одинаковых дней, идущих друг за другом.

Темы

Тематика рассказа «Красавица» описана Многомудрым Литреконом не так уж подробно, чтобы не утяжелять разбор. Если нужно дополнить, то напишите об этом в х:

  1. Основная тема рассказа – семейное счастье , отношения между близкими людьми. По традиции, семья – это самое дорогое для человека, именно семья дает опору и поддержку в любых жизненных ситуациях. В «Красавице» семья чиновника имеет совсем другой вид. Для мальчика, сына чиновника, родной дом становится местом, где его существования как будто не замечают. Отец в угоду молодой жене начинает игнорировать сына, и тот замыкается в собственном одиночестве.
  2. Любовь , которая должна быть фундаментом брака, в рассказе Бунина практически не заметна. Чиновник боится своей жены, молодая женщина больше занимается домом, нежели своей новой семьей, сын остается без теплого родительского участия. Писатель демонстрирует, что такие нездоровые отношения вредят всем домочадцам, и единственный выход для них – попытаться почувствовать себя одной семьей.
  3. Красота . Автор описывает внутреннее уродство, которое может скрываться за миловидной маской, чтобы убедить читателя, что внешность все-таки очень обманчива. Женщина красива, но в душе ее плесень мещанства и гниль жадности. Она не хочет делить дом и мужа даже с его ребенком.

Анализ произведения Красавица

Основным и лидирующем приёмом в рассказе русского писателя Ивана Александровича Бунина «Красавица» является антитеза, заключающаяся в тотальном противоречии с названием произведения и личностью, что стоит за этим образом.

Поражающая действительность сюжета туго «прожёвывается» мозгом. Старый и невзрачный на вид чиновник берёт в жены молодую красавицу : самодовольную и считающую себя центром мироздания девушку. Надо заметить, что у чиновника к тому моменту имеется сын от бывшей жены.

Автор наделяет мальчика нежными и прекрасными характеристиками «ласковый, от природы живой». Но, с первых дней невзлюбив мальчишку, красавица прибегает к методу ограждения его от своего круга внимания.

Довольно жестоко и несправедливо поступает и отец мальчика, как бы не замечая своё чадо, тем самым буквально потакая наглой прихоти своей жёнушки.

Постепенно мальчишка становится никому не нужным, оставленным, брошенным без какой-либо моральной поддержки со стороны своего родителя. Его сердцу ни высказаться, ни выплакаться, ни поведать о своих переживаниях некому.

Таким образом Иван Александрович бичует и нападает на прискорбное и массовое в наше время равнодушие, старается привлечь в своём рассказе внимание на данную тематику, оставить глубокий след в восприятии человека человеком. Он показывает пример морального уничтожения личности из-за равнодушного отношения.

Подспудный смысл имеет и красавица, которая, хоть и обладая поразительной внешностью, внутри оказалась пустым и бездушным человеком, способным по причине своего самодурства растоптать право на счастливое существование крохотного и беззащитного создания. Осознавая это, автор как бы намекает нам о бесполезности оценивания кого-либо по внешнему облику.

Преступлением можно считать и поступок отца, который заслуживает на всеобщее презрение.

Давая нам пищу для размышления, автор ещё в 20-м веке указывал на ряд проблем, присущих нашему обществу и в данный момент. Акцентировал он наше внимание на необходимости помощи другим, вызывая это чувство через миниатюрные, но бьющие точно в цель фразы.

И, действительно, перечитав данное произведение, я взглянул на мир совершенно по-другому, тщательно пересмотрев и откорректировав то, чем я руководствовался раньше в отношении моих близких и друзей

Проблемы

Проблематика текста обусловлена темой семейных взаимоотношений. Она может быть расширена, если Многомудрый Литрекон услышит призыв в х.

  1. Одиночество . Наиболее остро поднимается проблема одиночества. Мальчик живет «самостоятельной, обособленной от всего дома» жизнью, заброшенный не только мачехой, но и родным отцом. Каждый день он «смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками». Уменьшительные суффиксы в словах «книжечка», «постелька», «добришко», описывающих быт мальчика, дополнительно подчеркивают его незначительность в доме.
  2. Равнодушие . Одиночество ребенка рождается из равнодушия взрослых, и это еще одна проблема, которую поднимает писатель. Чиновник и его жена не желают мальчику зла, они лишь равнодушно «забывают» о его существовании, что для ребенка оказывается равнозначным, если не более тяжелым, испытанием. Безразличие к близким людям, неспособность увидеть в другом такого же человека, как ты сам, нередко становится причиной большого зла, например, ломает судьбу заброшенного ребенка.
  3. Трусость . Страх и малодушие заставили героя отречься от своего сына и полностью поддаться новой жене. Такое поведение непростительно, ведь это его ребенок. Не сила и не сложные обстоятельства заставили его забыть о сыне, а банальная слабость и нежелание противостоять жене.

Основная идея

В своем рассказе Иван Бунин рассуждает об истинной человеческой сущности. Он называет текст «Красавица», но рисует перед читателем далеко не привлекательную героиню: практичную и хозяйственную, однако холодную и равнодушную к мужу и его маленькому сыну. Антитеза названия и содержания текста усиливает драматичность повествования.

Несоответствие внешнего вида и внутреннего содержания – главная мысль рассказа «Красавица». Писатель подчеркивает, что одной красоты недостаточно для счастливой жизни, нужны любовь и теплое отношение к близким людям. Без них мальчика, скорее всего, ждет незавидная жизнь.

Он либо вырастет запуганным и тихим, как его отец, либо, наоборот, ожесточится.

Смысл рассказа «Красавица» заключается в том, что люди обманывают себя, подменяя истинные ценности ложными. Женщине многое прощается за внешнюю красоту, однако куда важнее ее внутренние качества. Для формирования семьи важны доброта, искренность, умение любить, а не миловидность, но мужчины раз за разом совершают одну и ту же ошибку, выбирая глазами, а не сердцем.

«Темные аллеи»

Над этими рассказами писатель начал работать в конце 30-х. Сегодня сборник включен в школьную программу, признан одной из лучших книг о любви, созданных русскими прозаиками.

«Темные аллеи» состоят из трёх частей. В довольно сложных условиях создавал свои лучшие произведения Бунин. «Красавица», к анализу которой приступим чуть позже, включена во вторую часть.

Написана в Париже, во время немецкой оккупации.

  Открытый финал. О книге Сергея Чупринина «Оттепель»

Некоторые рассказы из сборника «Темные аллеи» были экранизированы. Фильмы, созданные по рассказам из этого сборника, — «Два голоса», «Грамматика любви», «Несрочная весна», «Лето любви» и другие.

Анализ бунинской прозы всегда нужно начинать с прочтения первоисточника. Даже в том случае, если содержание того или иного рассказа хорошо известно. Произведения последнего русского классика достойны многократного прочтения. Писатель очень бережно относился к словам.

Иногда, уже отправив в издательство рукопись, он неоднократно требовал убрать запятую, поменять то или иное прилагательное на синоним, убрать какое-либо предложение. Его проза чрезвычайно поэтична. И кажется, в ней нет ни одного лишнего слова.

Таким образом, прежде чем делать анализ «Красавицы» Бунина, стоит еще раз прочитать этот небольшой рассказ. На это уйдет не более трех минут.

Немолодой чиновник, вдовец, женится на юной красавице. От первого брака у него есть сын. Но о существовании мальчика чиновник словно забывает.

Всё дело в том, что молодая жена не проявляет ни внимания, ни ласки по отношению к пасынку. Его переселяют в гостиную.

Затем мачеха приказывает горничной постелить мальчику на полу — чтобы не портил бархатные покрывала. Вот и всё содержание рассказа «Красавица» Бунина.

Анализ произведения делать нужно для того, чтобы оценить мастерство автора. Писателю удалось благодаря удивительному умению подбирать точное слово, передать страдание мальчика, эгоизм мачехи, преступное равнодушие отца. При этом Бунин почти не использовал прямой речи и не высказывал своего мнения относительно поступков героев.

Чему учит?

Мораль рассказа «Красавица» можно сформулировать как необходимость для счастья не только внешней, но и внутренней красоты.

Внимание новой молодой хозяйки сосредоточено на вещах и устройстве быта, она имеет «зоркий глаз», но при этом «не замечает», как страдает сын мужа, как он целый день тихо сидит в отведенном ему углу комнаты и как беспокойно спит по ночам.

Отец, из страха перед новой женой забывший о сыне, и мачеха, приказавшая стелить мальчику на полу, могут даже не задумываться, что они ломают ребенка.

Бунин последовательно разворачивает перед читателями картину семейного уклада чиновника, чтобы те могли сделать правильные нравственные выводы. О чем заставляет задуматься рассказ «Красавица»? О том, что важно выстроить в своей жизни правильные ценности и ориентиры, которые позволят создать гармоничные взаимоотношения с людьми.

И. А. Бунин, «Красавица»: содержание

Начинается повествование с сообщения о том, что пожилой вдовый чиновник женился на молоденькой девушке. Она оказалась редкой красавицей.

Сам по себе мужчина этот был тихим и скромным, совершенно непривлекательным, вполне заурядным человеком. И окружающие задавались вопросом о том, как ему удалось жениться на такой красивой девушке.

Особенно смущало всех, что и первая жена чиновника была прекрасна.

Все было хорошо в молодой супруге. Она была аккуратной, хозяйственной, умной и спокойной. Сразу взяла всю власть в доме в свои хрупкие руки.

Но случилось так, что маленький семилетний сын ее мужа от первого брака не пришелся ей по нраву. Она возненавидела его и стала полностью игнорировать, делая вид, что мальчика не существует.

Покорный ее власти отец ребенка вскоре поддался влиянию жены и, чтобы не сердить супругу, перестал вовсе обращать внимание на свое дитя.

Мальчика отселили из комнаты отца в небольшую комнатушку, где стоял обитый бархатом диван, ставший его кроватью. Так как ребенок спал беспокойно, красавица-хозяйка забеспокоилась, что он может протереть бархат на диване. Она велела служанке достать старый матрас из сундука его покойной матушки и стелить постель для пасынка на полу.

После этого мальчик зажил совершенно обособленно от всей семьи. Никто им не занимался и не интересовался. Все его развлечения составляло рисование мелом на доске или чтение одной и той же книги, которая была куплена ему еще его мамой. Никому не было дела до этого ребенка.

Критика и художественные особенности

Критикой многократно о и «тонкий психологизм», свойственные прозе И. А. Бунина. В рассказе «Красавица» писатель мастерски, всего несколькими отдельными штрихами создает живые образы персонажей, поднимает проблему несоответствия внешней и внутренней красоты.

Очень точно писатель отбирает слова для описания своих героев и их действий. Ему удается передать обыкновенность чиновника, властность и практичность его молодой жены, одиночество и тоску забытого взрослыми ребенка.

В небольших пяти абзацах своего рассказа «Красавица» Бунину удается передать глубокую семейную трагедию. Его текст поднимает важные нравственные вопросы, демонстрирует, что внешняя красота нередко бывает обманчива, учит быть внимательнее и добрее к другим людям.

Юлия Филипская

Ссылка на основную публикацию