Значение дуэли в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

После выполнения военного задания Печорин едет в Пятигорск на воды. Здесь он снова встречает раненного юнкера Грушницкого:

“…Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись…

” 
В Пятигорске Печорин и Грушницкий проводят вместе время:

“…Мы встретились старыми приятелями. Я начал его расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах…

Существует ли дружба между Печориным и Грушницким? 

Между Печориным и Грушницким нет дружбы. Почему? На это есть несколько причин. Во-первых, Печорин не верит дружбу. У него есть только приятели. И Грушницкий для Печорина не более чем приятель:

“…я к дружбе неспособен да притом у меня есть лакеи и деньги!..” (Печорин о себе)
Как известно, Печорин хорошо знает людей и видит их насквозь. Печорин видит все недостатки и слабости Грушницкого: его трусость, хвастовство и т.д. Грушницкий на любит Печорина за то, что тот его “раскусил”. Между Печориным и Грушницким существует взаимная неприязнь, хотя внешне они кажутся приятелями:

“…Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что‑то не русская храбрость!..”
Печорин предвидит, что напряженные отношения с Грушницким однажды могут вылиться в конфликт, который может плохо кончиться:

“…Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда‑нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать…”

Значение дуэли в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
Грущницкий и княжна Мери.
Художник М. Врубель

В чем причина дуэли Печорина и Грущницкого?

Причиной дуэли Печорина и Грущницкого становится недостойное поведение Грушницкого по отношению к княжне Мери и Печорину. Как известно, находясь Пятигорске, Грушницкий влюбляется в княжну Мери:
“…Видишь: я ее люблю до безумия… и я думаю, я надеюсь, она также меня любит…”
Однако княжна Мери не отвечает ему взаимностью – она влюблена в Печорина. Грушницкий ревнует и злится на княжну Мери за то, что та дала ему ложные надежды:

“…Пеняй на свою шинель или на свои эполеты, а зачем же обвинять ее? Чем она виновата, что ты ей больше не нравишься?..” (Печорин) 

“…Зачем же подавать надежды?..” (Грушницкий)

В конце концов Грушницкий решает отомстить княжне Мери за то, что та якобы обманула его:

“…Я должен был этого ожидать от девчонки… от кокетки… Уж я отомщу!..”

Обиженный Грушницкий распускает сплетни о том, что Печорин по ночам тайно посещает княжну Мери:

“…видим мы, сходит кто‑то с балкона… Какова княжна? а? Ну, уж признаюсь, московские барышни! после этого чему же можно верить?..”

Подобные сплетни во времена Лермонтова могли испортить репутацию девушки навсегда. Узнав об этих сплетнях, Печорин вызывает Грушницкого на дуэль, чтобы защитить честь княжны Мери:

“…Прошу вас, – продолжал я тем же тоном, – прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка. Я не думаю, чтоб равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение. Подумайте хорошенько: поддерживая ваше мнение, вы теряете право на имя благородного человека и рискуете жизнью…”

Грушницкий отказывается извиняться за свою клевету. В результате приятели встречаются на дуэли. 

Дуэль и гибель Грушницкого

Перед дуэлью Грушницкий замышляет подлость: он хочет подсунуть Печорину незаряженный пистолет и тем самым опозорить его. Но Печорин случайным образом раскрывает этот подлый замысел:

“…я узнал намерение этих господ подурачить меня, заставив стреляться холостыми зарядами. Но теперь дело выходило из границ шутки: они, вероятно, не ожидали такой развязки…”

В ходе дуэли Печорин предлагает Грушницкому перемирие и просит отказаться от своей клеветы о княжне Мери:

“…Грушницкий! – сказал я, – еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено; вспомни – мы были когда‑то друзьями…”

Но Грушницкий идет до конца. Он предпочитает погибнуть на дуэли вместо того, чтобы признать свою неправоту:

“…Стреляйте! – отвечал он, – я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из‑за угла. Нам на земле вдвоем нет места…” (слова Грушницкого)

Наконец Печорин требует себе заряженный пистолет, и подлый замысел Грушницкого не удается. Противники стреляют на равных. Печорин ранит Грущницкого. От полученного ранения тот падает с обрыва и погибает:

“…Я выстрелил…”

Дуэль Печорина и Грушницкого

Роман «Герой нашего времени» является многоплановым произведением, состоящим из нескольких сюжетных линий. Одна из них — глава, посвященная знакомству Печорина с княжной Мери. Печорин в этой главе является главным героем и одновременно рассказчиком. Центральные герои главы — княжна Мери Лиговская, Грушницкий, Вера.

Участники дуэли

Драгунский капитан, которому Лермонтов не дает никакого имени, занимает далеко не последнее место в развитии сюжета этой главы романа. Это человек низкой души и низких поступков, недостойный называть себя дворянином.

Этот человек, обозленный на Печорина за то, что тот унизил его перед пьяными приятелями, решил свести с ним счеты чужими руками.

Возможно, лишив капитана имени, Лермонтов подчеркивает отношение к нему, как к чему-то низкому, может быть, даже неодушевленному.

Это он, капитан, подбил малодушного Грушницкого спровоцировать ссору и хотел избавиться от врага чужими руками. Так поступают только ничтожные, жалкие людишки. К счастью Печорина, он случайно подслушал разговор капитана с Грушницким и узнал о замысле заговорщиков.

Примечательно, что второго секунданта Грушницкого, которого почти не было ни видно, ни слышно, Лермонтов назвал по имени-отчеству Иваном Игнатьевичем.

Дуэли были запрещены, и Печорин думал не только о заговоре вчерашнего друга, но и о том, чтобы секунданты не понесли наказания, в случае гибели дуэлянтов. Этот факт говорит все-таки о благородстве Печорина.

Сцена дуэли

Значение дуэли в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Печорин воспользовался своим правом выбора места, где должна была состояться дуэль. Это был небольшой треугольный выступ в скале, площадка, размером не превышавшая шести шагов. Дуэлянты стояли на самом краю площадки. Малейшее ранение, малейший толчок в грудь и раненный улетал в пропасть.

Правда, Григорий Александрович нашел точку опоры даже на этом пятачке. Он уперся ногой о камень и немного подался вперед.

Наблюдая за тем, как в Грушницком борются чувства: страх, совесть, нерешительность Печорин до последней минуты надеялся, что Грушницкий поступит как человек благородный, и откажется стрелять в безоружного.

Но, видя, как тот целится в него, понял, что великодушия ждать не приходится, и дал себе слово, что не пощадит Грушницкого, если останется в живых.

Печорин был уверен в себе, он знал, что хорошо и метко стреляет. Он также был зол на Грушницкого, и уверен в своей правоте. А значит, рука не дрогнет.

Когда Грушницкий выстрелил, Печорин, скорее, интуитивно сделал несколько шагов подальше от обрыва. Он нарочито громко и спокойно попросил Вернера проверить свой пистолет.

В планы капитана это не входило, он попытался воспротивиться, ссылаясь на правила. Тогда Печорин предложил капитану стреляться на таких же условиях, и капитан сник.

Тем более что чувствовавший свою вину Грушницкий не поддержал капитана, и потребовал, чтобы пистолет был проверен и заряжен. В последнюю минуту Печорин предлагает Грушницкому извиниться. Но тот чувствовал себя униженным и раздавленным окончательно. Он заявил: я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…

После таких слов Печорину ничего не оставалось, как выстрелить в упор.

В сцене дуэли ощущается накал сюжета. Этому способствует природа, скалы, живо описано душевное состояние героев – Печорина, Грушницкого, Вернера. Доктор Вернер близко к сердцу принимал происходящее. Он был готов в любой момент прекратить дуэль. Слова Печорина «Может быть, я хочу быть убит…» слегка охладили пыл Вернера, он ничего не сказал, но в глубине души переживал за своего друга.

Заключение. В чем заключена интрига?

В романе есть скрытая интрига. Да, Печорин слышал разговор Грушницкого и компании, где они решили испытать Печорина на храбрость, придравшись к чему-нибудь. И Печорин был уверен в том, что этот вызов был провокацией.

Но, Печорин не знал, что друзья, ловившие его в темноте, действительно не видели, из чьей комнаты выбрался Печорин.

Ведь о его отношениях с Верой не знал никто, зато все знали, что Григорий Александрович волочился за княжной Мери.

Поэтому, Печорин, требовавший от Грушницкого извинений, был убежден, что тот умышленно оклеветал юную барышню, а Грушницкий с капитаном были убеждены в том, что Печорин уходил от Мери, и считали его обманщиком.

Каждый при этом чувствовал собственную правоту. Возможно, если бы ревность не застилала бы глаза Грушницкому, а злость — Печорину, если бы приятели нашли в себе силы объясниться, то и дуэли никакой бы не было.

Значение дуэли в романе Герой нашего времени Лермонтова

Произведение «Герой нашего времени» представляет собой роман из нескольких глав, каждую из которых можно назвать самостоятельной повестью с одним и тем же героем. Написано это творением Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Произведением можно назвать психологическим. Главным героем является молодой человек по имени Григорий Печорин.

Он живет в такое время, когда любое проявление свободной мысли карается властью. Потому Печорин озлоблен на окружающий мир. Он циничен, эгоистичен и холоден к людям. Все потому, что он не смог отыскать в этом обществе применение своему уму, знанию, умениям в нужном месте.

Все из-за власти, которая боится любых проявления свободомыслия после бунта декабристов, что был жестоко подавлен.

Герой ищет свое счастье в этом мире, но безуспешно. В итоге он умирает по дороге в Персию, но перед этим он успел столкнуться по жизни со многими людьми и даже некоторым из них разрушить жизнь, ранить душу и сердце безответной любовью.

В главе под названием «Княжна Мэри» жизнь сталкивает главного героя с таким человеком, как Грушницкий. Сначала они неплохо ладят, но в журнале, который ведётся Печориным, он записывает, что как-то не по душе ему приходится Грушницкий.

Григорию не нравится в его новом друге то, что он глуповат и постоянно пытается создать себе образ успешного военного, дабы очаровать местную красавицу, приехавшую отдохнуть с матерью, княжну Мэри. Мэри же влюбляется в Печорина, а тот не принимает ее чувств.

За это Грушницкий разозлился на своего нового знакомого и вызвал его, как было принято в то время, на дуэль. 

В качестве своего секунданта Печорин взял товарища Вернера, а Грушницкий – какого-то драгунского капитана, который вступил в сговор с ним, и они хотели нарушить правила, чтобы выставить Печорина в плохом свете.

Этот капитан хочет позабавиться и выставить главного героя посмешищем, но он даже не мог представить, каким ужасным концом обернется для его «подопечного» эта дуэль. Печорин и Вернер прибыли вовремя, как и надо.

Грушницкий был слишком глуп, так как доверился такому безответственному и легкомысленному человеку, который только накалил ненависть между героями еще больше.

Вся соль заключается в том, что Печорин убивает Грушницкого, который побоялся предложить мир, глядя в сторону общественного мнения, олицетворенного своим коварным секундантом.

Другие темы:

← Мой любимый поэт Лермонтов↑ ЛермонтовЛирика Лермонтова →

`

Значение дуэли в романе Герой нашего времени

Популярные сочинения

Дуэль Печорина и Грушницкого: конфликт, причина дуэли

Дуэль Григория Печорина и его приятеля Грушницкого является одним из самых напряженных эпизодов в романе “Герой нашего времени” Лермонтова. 

История отношений Печорина и Грушницкого

Прапорщик Печорин и юнкер Грушницкий знакомятся во время службы на Кавказе. В какой-то момент они служат в одном действующем отряде в полку К.: “…Я познакомился с ним в действующем отряде…” “…

причина, побудившая его вступить в К. полк, останется вечною тайною…” После выполнения военного задания Печорин едет в Пятигорск на воды. Здесь он снова встречает раненного юнкера Грушницкого: “…

Читайте также:  Сочинение по картине серова «мика морозов»

Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись…” 

В Пятигорске Печорин и Грушницкий проводят вместе время: “…Мы встретились старыми приятелями. Я начал его расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах…” 

Существует ли дружба между Печориным и Грушницким?

Между Печориным и Грушницким нет дружбы. Почему? На это есть несколько причин. Во-первых, Печорин не верит дружбу. У него есть только приятели. И Грушницкий для Печорина не более чем приятель: “…я к дружбе неспособен… да притом у меня есть лакеи и деньги!..” (Печорин о себе) 

Как известно, Печорин хорошо знает людей и видит их насквозь. Печорин видит все недостатки и слабости Грушницкого: его трусость, хвастовство и т.д. Грушницкий на любит Печорина за то, что тот его “раскусил”. 

Между Печориным и Грушницким существует взаимная неприязнь, хотя внешне они кажутся приятелями: “…Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что то не русская храбрость!..” 

Печорин предвидит, что напряженные отношения с Грушницким однажды могут вылиться в конфликт, который может плохо кончиться: “…Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать…”

В чем причина дуэли Печорина и Грущницкого?

Причиной дуэли Печорина и Грущницкого становится недостойное поведение Грушницкого по отношению к княжне Мери и Печорину. 

Находясь Пятигорске, Грушницкий влюбляется в княжну Мери: “…Видишь: я ее люблю до безумия… и я думаю, я надеюсь, она также меня любит…” Однако княжна Мери не отвечает ему взаимностью – она влюблена в Печорина.

Грушницкий ревнует и злится на княжну Мери за то, что та дала ему ложные надеж-ды: “…Пеняй на свою шинель или на свои эполеты, а зачем же обвинять ее? Чем она виновата, что ты ей больше не нравишься?..” (Печорин) “…

Зачем же подавать надежды?..” (Грушницкий) 

В конце концов Грушницкий решает отомстить княжне Мери за то, что та якобы обманула его: “…Я должен был этого ожидать от девчонки… от кокетки… Уж я отомщу!..” Обиженный Грушницкий распускает сплетни о том, что Печорин по ночам тайно посещает княжну Мери: “…

видим мы, сходит кто то с балкона… Какова княжна? а? Ну, уж признаюсь, московские барышни! после этого чему же можно верить?..” Подобные сплетни во времена Лермонтова могли испортить репутацию девушки навсегда.

Узнав об этих сплетнях, Печорин вызывает Грушницкого на дуэль, чтобы защитить честь княжны Мери: “…Прошу вас, – продолжал я тем же тоном, – прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка.

Я не думаю, чтоб равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение. Подумайте хорошенько: поддерживая ваше мнение, вы теряете право на имя благородного человека и рискуете жизнью…” 

Грушницкий отказывается извиняется за свою клевету. В результате приятели встречаются на дуэли. 

Дуэль и гибель Грушницкого

Перед дуэлью Грушницкий замышляет подлость: он хочет подсунуть Печорину незаряженный пистолет и тем самым опозорить его. Но Печорин случайным образом раскрывает этот подлый замысел: “…я узнал намерение этих господ подурачить меня, заставив стреляться холостыми зарядами. Но теперь дело выходило из границ шутки: они, вероятно, не ожидали такой развязки…” 

В ходе дуэли Печорин предлагает Грушницкому перемирие и просит отказаться от своей клеветы о княжне Мери: “…Грушницкий! – сказал я, – еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все.

Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено; вспомни – мы были когда то друзьями…” Но Грушницкий идет до конца. Он предпочитает погибнуть на дуэли вместо того, чтобы признать свою неправоту: “…Стре-ляйте! – отвечал он, – я себя презираю, а вас ненавижу.

Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из за угла. Нам на земле вдвоем нет места…” (слова Грушницкого) 

Наконец Печорин требует себе заряженный пистолет, и подлый замысел Грушницкого не удается. Противники стреляют на равных. Печорин ранит Грущницкого. От полученного ранения тот падает с обрыва и погибает: “…Я выстрелил…” 

Так трагически заканчиваются сложные взаимоотношения Печорина и Грущницого. После дуэли Печорина высылают служить в крепость N, где он знакомится с Максимом Максимычем и Бэлой.

В.Н.Петров

Сочинение по роману Лермонтова «Герой нашего времени». Анализ эпизода «Дуэль Печорина с Грушницким»

У него такой гордый и храбрый вид.» Дуэль была неизбежна, так как дама, за которой ухаживал Грушницкий, большее внимание обращала на Григория Александровича, что создавало впечатление предательства Печорина.

В ночь перед  дуэлью Печорин не мог уснуть. Он думал о шести шагах,назначенных Грушницким, о предстоящем роковом событии в его жизни.

Ощущая трагичность ситуации, Григорий Александрович стал задумываться о смысле своего существования: «Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…»  Осмелюсь предположить, что он начал ценить жизнь,  стал понимать для чего жил и ради чего. Перед  угрозой смерти, Печорин оценивал, все совершённые им, поступки.

«Я не помню утра более глубокого и свежего!» — говорит Печорин о утре перед  дуэлью. И действительно, Лермонтов описывает природу тихой и безмятежной, передавая нам спокойствие Печорина.

Только, становясь на шаг ближе к предсмертному часу, можно заметить тревожность и мрачность природы. «Там путь всё становился уже, утесы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемой стеной.

» Это говорит нам о нарастающем волнении главного героя.

Даже во время дуэли Печорин хотел насолить  Грушницкому. «…но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать» . Главный герой хочет, чтобы Грушницкий чувствовал не только физическую, но и моральную боль, в случае, если дуэль не состоится. По результатам жребия, Грушницкий должен был стрелять первым. К счастью, он промахнулся, оцарапав колено Печорину.

  И вот, находясь напротив Грушницкого с вытянутой рукой, держащей пистолет, Печорин испытывал внутри себя самые кипящие и бурлящие чувства.

«Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувство кипело тогда в груди моей: то было и досада оскорблённого самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек, теперь с такою уверенностью, с такой спокойной дерзостью на меня глядящий, две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку, ибо раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утёса. » Перед тем, как выстрелить, Печорин, не показывая, своей злобы и ненависти, шутит над Грушницким и пытается вытащить из него слова извинения , что ещё раз говорит нам, о нетерпении главным героем этого  персонажа.

Когда «комедия была окончена» и окровавленный труп Грушницкого лежал между расселинами скал, Печорин вдруг почувствовал какую-то грусть и ответственность за смерть человека. «У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели.

»  О мрачности настроения главного героя нам говорит окружающий его пейзаж: «..уж солнце садилось, когда я подъехал к Кисловодску  измученный, на измученной лошади.

» После поединка  Печорин хотел побыть один: «Вид человека был бы мне тягостен…» Это повествует нам о том, что  у Печорина есть сердце.

Эпизод дуэли в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» помогает нам лучше понять главного героя через оценку событий, диалоги с окружающими и пейзаж.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Анализ дуэли Печорина и Грушницкого (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Анализ эпизода дуэли Печорина и Грушницкого, а также предшествующих ей событий и последствий поможет читателю лучше понять роман «Герой нашего времени», написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. В качестве главного приёма, применяемого в описании конфликта и его причин, автор использовал психологизм. Анализ отрывка помогает понять причины противостояния и характеры героев.

Краткая характеристика героев

  1. Итак, Печорин Григорий Александрович – центральная ось романа, которая держит на себе весь сюжет. Он — личность неординарная, горделивая, самолюбивая, и в то же время мы видим его как потерявшегося человека, человека без цели и места в мире. Задача жизни героя – понять, кто он есть и зачем существует.

  2. Грушницкий – это человек с пылкой душой, но со слабым и трусливым характером. Он способен на красивую речь, чтобы покорить дам, готов размахивать шашкой в сражении. Но не это делает его слабым. Наш герой слаб из-за того, что не умеет признавать свою неправоту.

    Он — некая ущемлённая личность, которая старается прикрыть свою слабину фарсом и обольщением.

Знакомство героев

Первый раз герои встретились на Кавказе, в одном из полков. Звание первого — прапорщик, второго — юнкер. Второй раз судьба их свела в Пятигорске. Грушницкий был ранен и отправлен сюда на реабилитацию. Встретились они старыми приятелями, затем Печорин стал расспрашивать Грушницкого об образе жизни на водах.

Несмотря на внешнее приятельство и дружеские отношения, нельзя сказать, что они являются друзьями. Причем так считает как первый, так и второй. Григорий Александрович просто не верит в искренность дружбы, он считает бескорыстные чувства утопией. У него нет друзей. Всех, с кем он хорошо общается, он называет приятелями.

  “Окаянные дни”, Бунин: краткое содержание по главам

Что касается Грушницкого, то у него все еще хуже. Нет, он не считает искреннюю дружбу невозможной, скорее не испытывает ее именно к Печорину.

Юнкер не относился к богатым дворянам, поэтому часто страдал от недостатка денежных средств. Он не получил хорошего образования, не мог позволить себе жить роскошно, в отличие от Печорина.

Грушницкий обычный завистник, чья дружба показная и ненастоящая.

Печорин хорошо разбирается в людях — он легко видит как положительные стороны героя, так и отрицательные. Позднее Грушницкий понимает, что Печорин знает обо всех его намерениях, поэтому между ними развивается вражда.

История их дружбы

Казалось бы, такие две натуры просто не могут находиться рядом друг с другом. Но сначала героев сводит служба, а потом уже лечебные воды Пятигорска. Их нельзя назвать друзьями, скорее они — знакомые по вине обстоятельств.

Печорину дружба не нужна, он считает, что к ней не имеет способности. Своего якобы «товарища» он видит насквозь, все его недостатки и слабость. Грушницкий же видит в нём того, кому может рассказать о своих любовных интригах или же поговорить о службе.

Но он также в тайне ненавидит своего «друга» за то, что тот полностью раскусил его жалкую душонку.

Между Печориным и Грушницким возникают натянутые отношения, которые выливаются в инцидент с печальным финалом.

Сцена дуэли

Сцена дуэли является кульминацией романа. Именно здесь конфликт характеров Печорина и Грушницкого в паре с капитаном достигает максимального накала. Сюжет держит в напряжении читателя до конца эпизода, когда Печорин сделал свой роковой для Грушницкого выстрел.

Печорин воспользовался своим правом выбора места, где должна была состояться дуэль. Это был небольшой треугольный выступ в скале, площадка, размером не превышавшая шести шагов. Дуэлянты стояли на самом краю площадки. Малейшее ранение, малейший толчок в грудь и раненный улетал в пропасть.

Правда, Григорий Александрович нашел точку опоры даже на этом пятачке. Он уперся ногой о камень и немного подался вперед.

Наблюдая за тем, как в Грушницком борются чувства: страх, совесть, нерешительность Печорин до последней минуты надеялся, что Грушницкий поступит как человек благородный, и откажется стрелять в безоружного.

Но, видя, как тот целится в него, понял, что великодушия ждать не приходится, и дал себе слово, что не пощадит Грушницкого, если останется в живых.

Печорин был уверен в себе, он знал, что хорошо и метко стреляет. Он также был зол на Грушницкого, и уверен в своей правоте. А значит, рука не дрогнет.

Когда Грушницкий выстрелил, Печорин, скорее, интуитивно сделал несколько шагов подальше от обрыва. Он нарочито громко и спокойно попросил Вернера проверить свой пистолет.

В планы капитана это не входило, он попытался воспротивиться, ссылаясь на правила. Тогда Печорин предложил капитану стреляться на таких же условиях, и капитан сник.

Тем более что чувствовавший свою вину Грушницкий не поддержал капитана, и потребовал, чтобы пистолет был проверен и заряжен. В последнюю минуту Печорин предлагает Грушницкому извиниться. Но тот чувствовал себя униженным и раздавленным окончательно. Он заявил: я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…

После таких слов Печорину ничего не оставалось, как выстрелить в упор.

В сцене дуэли ощущается накал сюжета. Этому способствует природа, скалы, живо описано душевное состояние героев – Печорина, Грушницкого, Вернера. Доктор Вернер близко к сердцу принимал происходящее. Он был готов в любой момент прекратить дуэль. Слова Печорина «Может быть, я хочу быть убит…» слегка охладили пыл Вернера, он ничего не сказал, но в глубине души переживал за своего друга.

Причина дуэли

Дуэль между нашими героями является самой напряжённой сценой всего романа.

Из-за чего она, собственно, происходит? Ответом на это вопрос является безнравственный поступок Грушницкого по отношению к княжне и самому Печорину. Дело в том, что между героями возник любовный треугольник.

Грушницкий влюблен в Мери, та любит Печорина, но он к ней совершенно холоден, любовь девушки для него лишь игра. Задето самолюбие юнкера.

За то, что Лиговская ему отказала, герой сеет сплетни о княжне и Печорине. Это могло полностью испортить репутацию барышни, а вместе с тем и её дальнейшую жизнь. Узнав об этом, Григорий вызывает клеветника на дуэль.

Повод

Печорин, уже зная о намерении подшутить над ним во время дуэли с Грушницким, не дожидается того, что его бывший друг вызовет его на поединок. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» делает это сам.

В тот момент, когда Грушницкий распускает в обществе слух о том, что Печорин был ночным посетителем княжны Мери, главный герой произведения находится прямо напротив своего соперника.

Печорин просит клеветника отказаться от своих слов и, убедившись, что Грушницкий не будет этого делать, вызывает его на дуэль.

Смысл эпизода и его роль в романе

Очевидно, автор добавил этот фрагмент не просто так. В нем он наиболее полно отражает характер Печорина.

Основной особенностью произведения и его новаторством является психологизм (детальное описание внутреннего мира героев и их чувств через обстановку, жесты и внешность, интерьер дома и т.д.

), поэтому Лермонтову было очень важно раскрыть душу Григория Александровича. Данной цели подчиняются все персонажи и события. Поединок — не исключение.

Как же дуэль раскрыла характер героя? Она показала его хладнокровие и равнодушное отношение к окружению. Даже за честь Мери он вступается потому, что охраняет свои скелеты в шкафу, а именно роман с замужней гостьей Лиговских.

Григорий оказался на их территории в поздний час на глазах у Грушницкого, но не потому, что шел к Мери. Он покидал покои Веры. Поединок стал отличным средством избавления от ненужных догадок, которые могли бы поставить на кон репутацию самого Печорина.

Значит, его можно назвать расчетливым эгоистом и лицемером, ведь он заботится лишь о внешнем соблюдении приличий. Также героя можно охарактеризовать такими качествами, как мстительность и жестокость.

Он убил человека за то, что тот попытался его обмануть и не признал этого. Об этом поступке он ни капли не сожалел.

Таким образом, сцена дуэли завершает тот портрет, который автор набросал в других главах. В последующих описаниях он лишь набросает последние штрихи.

Ксения Митрошина Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Характеристика персонажей

Для того чтобы понять, почему Печорин вызвал Грушницкого на дуэль, стоит кратко рассмотреть характеристики этих персонажей. Григорий Александрович Печорин является офицером и аристократом из Петербурга. Его образ типичен для молодежи 30-х годов позапрошлого столетия. У него хорошее образование и воспитание, а состояние вполне достаточное для хорошей жизни.

Он обладал приятной внешностью, которая нравилась дамам. Несмотря на все достоинства и имеющиеся средства, он неудовлетворен жизнью. Все окружающее ему быстро надоедает, и он не чувствует себя счастливым. Именно поэтому Григорий Александрович постоянно путешествует: то он находится в кавказской крепости, то отдыхает в Пятигорске, то рискует жизнью в Тамани.

Подробное описание внешности героя помогает раскрыть в некоей степени его характер. У Печорина вьющиеся белокурые волосы, его карие глаза кажутся надменными и холодными. В них невозможно прочесть мысли героя, и они никогда не смеются. Сочетание светлых волос и темных бровей выглядит необычно и привлекательно.

Душа его жаждет приключений, но он не знает, как направить это в нужное русло. Где бы он ни появлялся, после себя он оставлял горести и зло. Это касается и Бэлы, дочери кавказского князя, и княжны Мери, и даже Грушницкого. Единственная женщина, которую он искренне любил, тоже обречена на страдания.

Григорий Печорин в раннем возрасте тянется к людям и хочет общения, но не находит отклика, это делает его черствым и странным в глазах других. Собственные желания он ставит на первый план, пусть даже для этого придется манипулировать людьми и подчинять их.

Однако не все так просто и Печорин не обладает одними лишь недостатками. У него много достоинств, благодаря которым он заслуживает симпатии и сочувствия.

Он наделен острым умом, способным осуждать не только окружающих, но и быть критичным и требовательным к себе. Он понимает поведение людей, отлично чувствует природу и любит ее красоты.

Во время сражений и дуэлей он не трусит и не отступает. Несмотря на эгоизм, он способен любить.

Образ Грушницкого в романе в целом можно назвать негативным. Частично на это влияет его позерство, он любит «производить эффект». Для любой жизненной ситуации у него заготовлена пышная фраза, которую он иногда произносит на французском. Он не желает найти что-то прекрасное в жизни, ему хочется придумывать и изображать «возвышенные страсти и исключительные страдания».

Грушницкий настолько влюблен в себя, что поначалу не замечает угрозы со стороны Печорина. Он плохо разбирается в людях, потому что всю жизнь был занят одним лишь собой. Грушницкий никогда не слушает людей, выдавая длинные тирады, которые не являются ответом на аргументы, а лишь представляют собой продолжение предыдущей фразы.

Грушницкий тоже не является однозначным персонажем. Когда он перестает играть выбранную им роль, он вполне мил и забавен в общении. «Остер на язык», но недостаточно, «чтобы убить оппонента одним словом». В бою он слывет храбрецом, даже добиваясь расположения княжны, он не играет ее чувствами.

Портрет Грушницкого: имя, возраст, воинское звание, описание внешности

Автор не сообщает, как звали Грушницкого, поскольку этот герой представлен в главе «Княжна Мери», которая является частью дневника Печорина. В ней он называется так, как его называет автор дневника, то есть по фамилии.

  «Ася» — читательский дневник по повести И. Тургенева

Сколько Грушницкому лет тоже неизвестно, Печорин считает, что едва ли 21 год, хотя выглядит он лет на 25. Он черноволос, смугл, хорошо сложен.

«Грушницкий — юнкер», то есть солдат из дворян. На службе он только год, но у него уже есть орден — «георгиевский солдатский крестик».

Свою толстую серую солдатскую шинель Грушницкий носит с особым франтовством, носит её гордо, так как хочет предстать перед окружающими существом, обречённым «каким-то тайным страданиям».

Поэтому княжна Мери подумала, что он разжалован в солдаты за дуэль и в её глазах он стал романтическим героем.

Личность Печорина

Всем, что тщится продемонстрировать Грушницкий, обладает Печорин. И разочарованностью в жизни, и богатым прошлым, и властью над женским сердцем. В принципе, анализ дуэли Печорина и Грушницкогои впрямь следует начинать с характеристики противников.

Положительного героя в этом произведении нет, хотя персонаж, от имени которого ведется повествование, все-таки выглядит предпочтительнее. Печорин, по крайней мере, бесспорно, умен и способен не лгать хотя бы самому себе. А это качество вообще довольно редко в людях.

Привычка главного героя постоянно препарировать собственные чувства, возможно, где-то сыграла с ним злую шутку.

Он и сам признается, что личность его раздваивается: один Печорин живет, другой – пристально за ним наблюдает. Надо сказать, что с этой задачей он справляется на «отлично», не щадя свое «альтер-эго» ни капельки.

Ничего удивительного, что и окружающие становятся объектом столь же недоброжелательного внимания.

В каждом человеке Печорин видит слабости и пороки – и не может найти в себе ни силы, ни желания их простить.

Популярные сочинения

  • Сочинение Характеристика города Калинова Очень часто в произведениях Островского главной темой выступали человеческие пороки, которые автор презирал и ненавидел. Островский был человеком, который старался сделать мир лучше
  • Сочинение Письмо Васютке из произведения Васюткино озеро Астафьева В письме к Васютке я хотел бы подчеркнуть многие черты его характера, ведь когда человек занимается каким-либо делом, и даже во времена своего бездействия, человек показывает свой характер.
  • Сочинение-описание по картине Желтый букет Жилинского Д.Д. Жилинский – талантливый русский художник. Его работы отличает особая теплота, уют и восхитительная палитра оттенков. Картина «Желтый букет» сразу же приковывает к себе внимание

Дуэль Печорина и Грушницкого – причина, описание в произведении, характеристика героев

Повод

Печорин, уже зная о намерении подшутить над ним во время дуэли с Грушницким, не дожидается того, что его бывший друг вызовет его на поединок. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» делает это сам.

В тот момент, когда Грушницкий распускает в обществе слух о том, что Печорин был ночным посетителем княжны Мери, главный герой произведения находится прямо напротив своего соперника.

Печорин просит клеветника отказаться от своих слов и, убедившись, что Грушницкий не будет этого делать, вызывает его на дуэль.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Старый Новый год Один из самый популярных праздников в России, является такой праздник, как Новый Год. Его ждут все с нетерпением, готовят подарки для близких и родственников. Вся страна встречает его с залпами салютов
  • Сочинения по картинам Сочинения по картинам художников
  • Сочинение Николай Иванович в рассказе Певцы (образ и характеристика) Целовальник Николай Иванович является одним из второстепенных персонажей произведения И. Тургенева «Певцы», написанного в 1850 году. Он владелец кабака

Причины

Однако истинные предпосылки берут свое начало в самих взаимоотношениях героев. Грушницкий и Печорин с самого начала своей дружбы не любили и не уважали друг друга. Печорин предполагал, что их взаимоотношения когда-нибудь приведут к трагедии: «Я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

Причиной таких взаимоотношений было то, что главный герой произведения понимал, каким человеком на самом деле является Грушницкий. Он пытался задеть его гордость и самолюбие, именно поэтому стал ухаживать за княжной Мери, которую любил Грушницкий. Уже тогда между героями пропасть стала увеличиваться, внутреннее недовольство стало переходить во внешний мир.

Взаимная неприязнь позволяет ответить на вопрос, почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной. Она была обречена и неотвратима.

Краткая характеристика героев

  1. Итак, Печорин Григорий Александрович – центральная ось романа, которая держит на себе весь сюжет. Он — личность неординарная, горделивая, самолюбивая, и в то же время мы видим его как потерявшегося человека, человека без цели и места в мире. Задача жизни героя – понять, кто он есть и зачем существует.

  2. Грушницкий – это человек с пылкой душой, но со слабым и трусливым характером. Он способен на красивую речь, чтобы покорить дам, готов размахивать шашкой в сражении. Но не это делает его слабым. Наш герой слаб из-за того, что не умеет признавать свою неправоту.

    Он — некая ущемлённая личность, которая старается прикрыть свою слабину фарсом и обольщением.

Дуэль

Важно понять, каково было поведение Грушницкого и Печорина во время дуэли. Грушницкий был уверен в том, что пистолет его противника не будет заряжен. Так запланировала его «шайка», которая хотела проучить Печорина и доказать, что тот поступит трусливо во время дуэли. Печорин знает о намерениях «вражеской шайки», которые были похожи на настоящее убийство.

Описание Грушницкого во время поединка говорило о его пугливости и трусливости: «тусклая бледность покрывала его щеки», во взгляде его было «беспокойство, изобличавшее внутреннюю борьбу». Как отмечает Печорин в своем дневнике, лицо Грушницкого «ежеминутно менялось».

Печорин поступает как человек благородный. Зная о предательстве Грушницкого, он предлагает ему отказаться от клеветы, тем самым избавив себя от дуэли. Эта характеристика говорит о том, что Печорин не хотел смерти Грушницкого, он хотел справедливости.

Услышав о намерении стреляться, Печорин до последнего не показывал Грушницкому и драгунскому капитану, что он знает об их преступном обмане. Хотя пульс, как отметил доктор Вернер, у Печорина был «лихорадочный», на лице его волнение никак не отразилось.

Главный герой поставил условие стреляться на самом краю площадки, тем самым Печорин поставил Грушницкого в «затруднительное положение», которое заставило бы его либо стать убийцей, либо «оставить свой подлый замысел».

Такое предложение действительно повлияло на Грушницкого. Он долго спорил с капитаном, не желая осуществлять предложенный им план, потому что «ему было стыдно убить человека безоружного».

Колени Грушницкого дрожали, он не мог выстрелить, однако презрение драгунского капитана заставило его это сделать. Печорин следил за противником, пытаясь найти хотя бы «легкий след раскаяния», однако он видел скрываемую улыбку.

Печорин вновь спросил у Грушницкого, не готов ли он отказаться от своей клеветы, а затем попросил доктора перезарядить пистолет, раскрыв их злой замысел. Печорин вновь предложил Грушницкому раскаяться, напомнив ему, что они когда-то были друзьями. После слов Грушницкого о том, что им нет на земле места вдвоем, Печорин выстрелил. «Грушницкого на площадке не было».

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Дуэль Печорина и Грушницкого», подробно проанализирует эпизод дуэли, раскроет ее причины и повод.

Смысл эпизода и его роль в романе

Очевидно, автор добавил этот фрагмент не просто так. В нем он наиболее полно отражает характер Печорина.

Основной особенностью произведения и его новаторством является психологизм (детальное описание внутреннего мира героев и их чувств через обстановку, жесты и внешность, интерьер дома и т.д.

), поэтому Лермонтову было очень важно раскрыть душу Григория Александровича. Данной цели подчиняются все персонажи и события. Поединок — не исключение.

Как же дуэль раскрыла характер героя? Она показала его хладнокровие и равнодушное отношение к окружению. Даже за честь Мери он вступается потому, что охраняет свои скелеты в шкафу, а именно роман с замужней гостьей Лиговских.

Григорий оказался на их территории в поздний час на глазах у Грушницкого, но не потому, что шел к Мери. Он покидал покои Веры. Поединок стал отличным средством избавления от ненужных догадок, которые могли бы поставить на кон репутацию самого Печорина.

Значит, его можно назвать расчетливым эгоистом и лицемером, ведь он заботится лишь о внешнем соблюдении приличий. Также героя можно охарактеризовать такими качествами, как мстительность и жестокость.

Он убил человека за то, что тот попытался его обмануть и не признал этого. Об этом поступке он ни капли не сожалел.

Таким образом, сцена дуэли завершает тот портрет, который автор набросал в других главах. В последующих описаниях он лишь набросает последние штрихи.

Ксения Митрошина Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Герой нашего времени»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Герой нашего времени»
  • для самых компанейских — Главные герои «Герой нашего времени»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Герой нашего времени»
  • для самых любопытных — Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов
  • для самых крутых — Читать «Герой нашего времени» полностью

Тест по произведению

  Краткое содержание романа «Всадник без головы» М. Рида

Франция и Британская империя: сухопутные войска против военно-морских сил

Прежде чем вернуться к наполеоновским войнам, необходимо сначала понять общую картину. Географические и стратегические реалии сыграли важную роль в формировании истории и различных стратегий, используемых странами во время военных конфликтов.

Британская империя находилась в изоляции от европейского континента, так как фактически являлась большим островом. Это способствовало формированию британской национальной идентичности и помогло построить государство, находящееся вдали от конфликтов, происходящих на европейском континенте.

Англия намеренно использовала дипломатическую изоляцию, чтобы дистанцироваться от конфликтов в Европе и проводить собственную политику.

Она пыталась объединить сухопутные и амфибийно-десантные силы, чтобы изменить баланс сил в регионе и более плотно заняться обеспечением безопасности своих морских торговых путей как главного источника богатства Британской империи, обеспечивающего ее превосходство над остальными державами.

Британская империя была вынуждена сохранять господство на море из-за географического положения и особенностей (остров), и зависимости от торговли с иностранными государствами.

Но мир был и остается разделенным между странами, полагающихся на свою военно-морскую мощь (Британская империя и позже — США), государствами, которые в основном зависят от сухопутной мощи и географической экспансии (Франция), и странами, пытающихся добиться господства и на море, и на суше.

В то время как французские войны на европейском континенте были борьбой между сухопутными державами, конфликт между Францией и Британской империей был борьбой между сухопутной и морской державами. Географическое положение и особенности имели большее значение, чем господствующая идеология и политические стратегии, принятые в конфликтующих странах.

В свете британского военно-морского превосходства, Франция в эпоху Наполеона полагалась на обширные территории и мощь сухопутных сил.

После того, как Наполеон одержал ряд военных побед до 1806 года, он увидел, что, несмотря на эти победы, он не сможет победить британцев в военном конфликте, если британский флот не будет нейтрализован или Франция не создаст более сильный военно-морской флот.

Следует отметить, что создание флота стало бы дорогостоящим и трудноисполнимым проектом для такой сухопутной державы, как Франция, особенно с учетом господства британцев на море.

В свете этих фактов стратегия Наполеона опиралась на сдерживание британских военно-морских сил.

Он стремился изолировать Британскую империю путем установления полного контроля над всем европейским континентом напрямую или через альянсы с другими европейскими державами.

Кроме того, он постоянно угрожал британским торговым путям или оккупацией ее территории. В 1806 году Наполеон объявил континентальную блокаду Англии, разорвав с ней отношения и закрыв для нее все европейские порты.

Хотя заклятым врагом Франции были англичане, французы до Наполеона и в эпоху его правления стремились установить контроль над европейским континентом, прежде чем выступать против Британской империи, не позволяя ей продавать товары в европейских странах.

Французы стремились изолировать и ослабить Англию, чтоб затем подчинить ее соответствующими договорами.

Поэтому Наполеон, хотя и не без конфронтации с британскими силами и поддерживаемыми Британской империей армиями, был сконцентрирован на войнах с европейскими сухопутными державами.

Сочинение на тему Дуэль Печорина и Грушницкого

При помощи описания дуэли Лермонтов хотел более точно передать характеры героев. С самого начала произведения перед читателем представляется два совершенно противоположных героя. Грушницкий больше романтик, который идет больше за модой, а не за душой. Из этого следует, что Грушницкий играет свою жизнь и свои чувства, подстраиваясь под окружение. Он наполнен ненастоящими чувствами.

Важную роль играла дуэль для Печорина. Он вполне настроен на смерть и готов умереть. Печорин решается изменить правила дуэли, выбирает опасное место, где нет ни малейшего шанса на выживание. Таким место была выбрана вершина горы.

Изначально была заметна ненависть Грушницкого к Печорину, нельзя назвать точной причины, но противник явно был мудрее и сильнее.

Грушницкий идет на дуэль зная, что проиграет и так получается, что он не может даже выстрелить. Печорин всячески пытался пойти на примирение, давал возможность противнику уйти, но тот в свою очередь продолжал играть в свою игру не понимая, что заходит слишком далеко.

Описание дуэли можно разделить на несколько частей, первая охватывает день перед дуэлью, а вторая само происшествие. Печорин всегда знал, что он делает и отдавал отчет своим действиям, поэтому он никогда не сомневался и ни жалел ни о чем. Лермонтов не открыл полностью образ Печорина, поэтому читатель не может до конца дать ответ на вопрос о том, каким же точно был герой.

Но главным является то, что автор построил произведение таким образом, что каждый читатель найдет что-то для себя. Так же сцена дуэли не дает нам четкого представления о человеке. Автор добавил много внутренних монологов, которые добавляют атмосферы в дуэль.

Главное, что можно вынести из произведения это, что автор путем передачи образа Печорина призывает человека посмотреть на себя со стороны и заглянуть в свою душу, дабы понять есть ли следы печоринских черт у самого себя.

  Краткое содержание романа А. Мердок «Черный принц»

Характер Грушницкого

Динамика развития отношений этих персонажей — одна из основных в повести. Автор демонстрирует читателю короткий путь от неприязни к ненависти, от глупости к подлости, от самовлюбленности к агрессии. Прежде чем начинать анализ дуэли необходимо понять, что же заставило молодых людей взять в руки оружие.

Итак, в Пятигорске, на водах, встречаются два человека. Они недолюбливают друг друга, но при этом поддерживают приятельские отношения. Печорин Грушницкого презирает.

По его мнению, тот глуп, напыщен, мало способен на искреннее чувство.

Вся жизнь молодого юнкера — притворство, даже солдатская шинель, которую он носит, следуя новой кавказской моде, ничего не значит, ведь скоро молодой человек будет произведен в офицеры.

Во-первых: окружение противника

Наполеон любил использовать «стратегию окружения вражеских сил». Она использовалась, когда армия Наполеона численно превосходила вражеские силы.

Французская армия обладала способностью маневрировать в соответствии с географическими особенностями региона, где происходило сражение, и использовала обманный маневр, разделяя свои силы на две части.

В то время как вражеская армия была занята надвигающимся противником, другая часть французской армии ударяла в тыл, стремясь окружить врага и не позволить ему найти пути отхода, отрезая линии снабжения и связи с любыми возможными тыловыми линиями.

Эта стратегия может показаться простой, но ее довольно сложно реализовать. Помимо необходимости создания соответствующих условий, командующий армией должен полностью знать об этих условиях, чтобы оптимально использовать их против врага.

Также необходимо тщательно скрывать планы и заниматься разведкой, чтобы противник не догадался о выбранной тактике и не придумал контрпланы. Разделение армии может быть очень опасным, если вражеские силы узнают об этом, так как они могут уничтожить одну из частей армии.

Кроме того, необходимо принять меры предосторожности против реализации противником аналогичного плана.

Ссылка на основную публикацию