Тема семьи в романе “Тихий Дон” (М. Шолохов)

Тема семьи в романе

Любовь к Дону, Кубани всегда была для Шолохова на первом месте. Описывая природу родной земли, он становился мягким и лиричным. Для него дороги были казаки с их основательностью, любовью к земле и семье. Поэтому семья в романе «Тихий Дон» становится основой жизни народа. Время, изображенное в романе, жестокое и кровавое, потому и ценность этого понятия поднялось на десятикратную высоту. Время течет, меняется, люди смертны, но они находят продолжение в своей семье, в детях. Потому писатель уделяет особое внимание истории семей Коршуновых, Мелеховых, Листницких.

 В первой книге эпопеи встречается множество описаний, раскрывающих основы на которых строятся семьи казаков. Так из эпизода драки Пантелея Прокофьевича с сыном следует, что честь ( «Не срами отца!») и единство («Не пакости соседу!») для казаков не пустой звук.

Казаки уважительно относятся к старикам, подчиняются им, даже если это подчинение является следствием применения силы. Вспомним, вначале Григорий Мелехов противоречит отцу, но позже покоряется и женится на дочери Коршуновых Наталье. А характер Григория? Несдержанный, неистовый.

Но корни этой эмоциональности тоже следует искать в семье. Его отец такой же.

Тема семьи в романе

Родственные связи и семья всегда святы для казаков. Потому закономерно и начало романа: он начинается с изложения истории рода Мелеховых. В первой главе писатель подробно рисует семейный портрет, в котором видны фамильные черты: по материнской линии унаследованы волосы пшеничного цвета, а от отца достались Григорию миндалевидные глаза и коршунячий нос.

Семья в романе – живой организм. И каждый герой произведения чувствует с нею неразрывную связь.

Григорий, например, когда грешная любовь к Аксинье вынуждает его покинуть хутор, говорит о том, что из родных мест он не уйдет и выдвигает множество причин.

Но главная мысль, это любовь к родной семье, хутору, близким людям. Не годится дело… От земли я не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?»,- говорит он.

Шолохов не возвеличивает жизнь донских казаков. Он дает правдивую жизненную картину, приводит примеры не просто строгости, а даже жестокости. Например, когда ожесточенная толпа расправляется с женой Прокофия Мелехова или сцена изнасилования отцом Аксиньи своей дочери, а его избивают за это до смерти его же жена и сын.

Григорий Мелехов не исключение из правил. Он также ревностно блюдет интересы своей семьи и чувствует свой долг перед ней. Искренне любя Аксинью, он не разделяет ее волнения и тревоги, на вопрос любимой о том, как же они будут жить после возвращения ее Степана, он безразлично отвечает: «А я почем знаю».

Таким образом, в отношениях с Аксиньей Григорий подчиняется голосу сердца и не думает о последствиях. В отношениях же с Натальей, он исполнил долг перед семьей, хотя уже на венчании понял, что обрек себя на безрадостную жизнь с нелюбимой женщиной.

Действие романа охватывает десять лет. Его герои переживают самые тяжелые события: революцию, мятежи, восстания и гражданскую войну. Это определяет судьбу их семей и судьбу Григория Мелехова, который и на поле боя думал о семье и родном доме как об оплоте, береге, который ждет его возвращения.

Разгром белой армии стал концом не только всего белого движения, но и концом семейного уклада, концом семьи Мелеховых. В третьей книге Шолохов показывает разрушение мелеховской семьи. О смерти Петра родные помнят и скорбят. Отец Григория утрачивает свое положение хозяина и главы семьи.

Смерть Дарьи, ведущей до сих пор распутную жизнь, ломает сложившиеся устои семейного уклада. Отдаляется от семьи Дуняша, бунтуя против власти родителей. Так в конце романа рушится все, что еще в начале его казалось прочным и неразрывным. «У всех все рухнулось,» — произносит Пантелей Прокофьевич в разговоре с Григорием.

И хотя разговор шел об упавших плетнях, эта фраза имеет и иной смысл : развал Дома, Семьи коснулся не только семьи Мелеховых, но и всего казачества.

Тема разрушения дома и семьи в романе-эпопее «Тихий Дон» — Мама в доме

Тема дома и семьи является смысловой доминантой романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон». В романе представлена своеобразная авторская концепция семьи, связанная с темой национального единства, осмыслением писателем судьбы нации.

В романе писатель создает грандиозную эпопею казачьей жизни, показывает нам жизнь и быт казачества. В этой среде всегда существовали свои определенные незыблемые традиции.

Казак должен был служить царю и Отечеству, почитать и уважать старших, повиноваться родительской воле. В основе жизни были православные ценности — вера в Бога, любовь к семье. За недостойные поступки — оскорбление женщины, измену Родине — могли покарать человека смертью.

Тема семьи в романе

Казаки были трудолюбивы, дисциплинированны, отзывчивы. Такова в романе семья Мелеховых. История этой семьи представлена уже в самом начале повествования. «Ме-леховский двор — на самом краю хутора» — так писатель начинает роман.

И далее мы узнаем об обитателях этого двора — о трагедии Прокофия Мелехова, похоронившего красавицу-турчанку, о его потомках. Так, глава настоящей семьи Мелеховых — Пантелей Прокофьевич, складный, кряжистый старик. Он трудолюбивый, хозяйственный, по-крестьянски мудрый.

На первый взгляд, обладает крутым нравом («в гневе доходил до беспамятства»), но в душе добрый и отходчивый.

В трудные времена он старается сплотить всю семью, сохратть хозяйство, несет в дом все, что находит, даже пулемет. Тангелей Прокофьевич следит и за моральной атмосферою! семье: всеми силами он пытается помешать преступи* любви Григория и Аксиньи, стремится сохранить семью сына, избавить от страданий Наталью.

Мучительно пероивает герой все происходящее в стране: через дом Мелск«ых проходит линия обороны, и неоднократно приходится его покидать родной дом, спасая свою жизнь и хозяйство. В трудные минуты он всегда готов поддержать семью, помочь леям.

Большим горем становится для него смерть старшего сына Петра, неопределенность судьбы Григория.

Постепенно разоряется крипкое мелеховское хозяйство, все приходит упадок. Но Пантелей Прокофьевич махнул рукой на эти потери: «Все, чего лишался старик, по его словам, было никуда не годное.

Такая уж у него повелась привычка утешать себя».

Тяжелым испытанием становится для героя раскол некогда дружной семьи: Дуняшка, «отцова слабость», влюбляется в убийцу своего брата Мишку Кошевого; Наталья, жена Григория, отдалится от семьи; Дарья, старшая сноха, почти не живет в дом.

Потом и вовсе приходит беда: Наталья избавляется от ребенка и умирает от потери крови, топится Дарья, подхватившая «дурную болезнь». А вскоре от тифа погибает и сам Пантелей Прокофьевич. И умирает он вдали от родного дома, на Кубани, куда вынужден бежать, спасаясь от наступления красных.

Пытается сохранить семью и Ильинична. Автор называет ее «мужественной и гордой старухой». В финале она смиряется с выбором дочери. Ильинична переживает за единственного оставшегося живых сына, и перед смертью она прощается с ним в степи: «Гришенька! Родненький мой! Кровинушка моя!»

Вслед за Ильничной умирает от скарлатины Полюшка, дочь Григория. Сам же он уходит с Аксиньей на Кубань, но в пути она погибает. Так рушатся родственные связи, гибнет то, что, по мысли автора, должно быть вечно и незыблемо.

Разрушение семьи и гибель любимой женщины «лишает Григория связи с миром и желания в этом мире существовать, более того, оно означает распад всей органической целостности бытия».

Характерно в романс замечание Пантелея Прокофьевича: «У всех одинаково все рухнулось». Ш

Шолохов с горечью показывает, как драматична судьба каждой казачьей семьи. В романс гибнут и распадаются семьи Коршуновых, Кошевых, Моховых. И виноват в этом не только натиск внешнего мира, войны и революции, деливших зачастую «отцов и детей» на два враждебных лагеря. Но таковы, по мысли автора, и тенденции внутреннего течения жизни в романс.

Вся история «запретной» любви Григория и Аксиньи, приведшая к гибели Натальи, сюжетная линия Митьки Коршунова и Лизы Моховой, поведение Дарьи, конфликт Дуняшки со старшими из-за ее любви к Мишке Кошевому показывают, что надломился привычный уклад казачьего бытия, в основе которого всегда была патриархальность, безусловный авторитет старшего, а также религиозные и нравственные законы.

Таким образом, семья — это центр художественного мира у Шолохова. Нравственное единство «отцов и детей» — это тот положительный идеал, который противостоит «трагическому для нации разобщению человека с человеком». Поэтому гибель семьи осмысливается писателем как национальная трагедия.

Образ Григория Мелехова как тип героя-правдоискателя. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение по роману «Тихий Дон»

Как раскрывается мысль семейная в романе М. Шолохова "Тихий Дон"?

Наряду с другими темами в романе Шолохова “Тихий Дон” поднимается вопрос семьи и семейных отношений.

Семья имела огромное значение для казаков. Это было основное в их жизни. Создавали семьи, чтобы продолжать казачий род, жить, любить, работать.

Молодым людям очень часто подбирали пару родители. Так было и с Григорием Мелеховым. Красивую, добрую и покладистую Наталью ему выбрал в женв отец. И сын не имел права отказаться, ведь воля родителей – закон.

Война внесла страшные изменения в жизнь донских казаков. Гибли люди, разрушались семьи, разрушалось все, что было построено и накоплено собственным трудом.

Вообще-то семейная тема в Тихом Доне не главная. Писатель раскрыл в романе то трудное непонятное время, когда люди становились по разную сторону баррикад, часто не осознавая где правда, где ложь. Метались (яркий пример Григория Мелехова), переходя от “красных” к “белым” и наоборот.

Были и твёрдо убежденные до фанатизма большевики (Михаил Кошевой). И на фоне этого конечно же люди жили простыми радостями и горестями. Большая, яркая любовь Григория и Аксиньи конечно же украсила весь роман.

Патриархальная семья Мелеховых показала весь типичный семейный уклад казачества тех лет.

Важнейшей чертой романа-эпопеи является то, что судьба героев дается в тесной связи с судьбой их семей, родов и, наконец, народа в целом.

Как и в романе Л. Толстого “Война и мир”, в романе М. Шолохова описывается судьба сразу нескольких семей, точнее – четырех поколений Мелеховых, Коршуновых, двух поколений дворян Листницких, купцов Моховых, казаков Кошевых. Рассказывается о семье пролетария Бунчука.

Как и в романе Толстого, в финале шолоховского произведения три главные семьи – Кошевые, Мелеховы, Коршуновы – породняются.

Читайте также:  Краткая биография Рэя Брэдбери

Таким образом, в романе звучит мысль семейная: как бы ни страшна была война, любовь, семья, кровь объединяют людей, спасает народ от уничтожения.

“Дьяволиада” была написана в 1923 году. Она имеет подзаголовок: “Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя”. Сам Булгаков повесть не любил, считал, что она “ни к черту не годная”. Особого внимания она не вызвала ни у читателей, ни у критиков, разве что Замятил отметил, что “произведению присуща фантастика, врастающая корнями в быт”.

И весе-таки Дьволиада” – очень интересная книга, рассказывающая история гоголевского маленького человечка, столкнувшегося с бездушной бюрократической машиной.

Автор здесь является продолжателем традиций, Гоголя, Гофмана, виден и как новатор, и как продолжатель русской классической литературы.

Ну а мысль о том, какие бездны могут таиться в душе маленького, невзрачного человека, заставляют вспомнить еще одного писателя – Ф.М. Достоевского.

Эта книга в числе других булгаковских произведений привлекала читателя тем, что отвечала на вопрос, как изменилась Советская Россия, ее люди.

Смысл в том и заключается,что главный герой это врач Юрий Андреевич Живаго,с детства мечтавший стать поэтом,но ставший талантливым врачом(пошел по стопам своего приемного отца).А если рассматривать с точки зрения-почему именно была выбрана такая фамилия-Живаго,т.е. какова история возникновения названия романа и был ли у главного героя прототип,то:

Тема семьи в романе

Прототипом Сони была троюродная сестра Л.Н. Толстого. Троюродная сестра Татьяна Ергольская воспитывалась в доме отца Толстого. В молодости у них был роман, но он не завершился браком, так как его родители были категорически против. Но после смерти Толстого старшего, она занималась воспитанием его детей.

И критики, и читатели восприняли роман очень по-разному. Особенно острая дискуссия разгорелась на страницах популярных тогда журналов “Современник” и “Русское слово”. Спорили о том, как относится И.С. Тургенев к молодому поколению.

Сложились три точки зрения. М.А. Антонович утверждал, что роман совсем не художественное произведение, что герои его нетипичны, что Тургенев унизил, развенчал и оклеветал детей. Д.И. Писарев возразил ему, высоко оценил роман И.С. Тургенева. Н.Н. Страхов согласился с общей оценкой Д.И. Писарева, кроме причин нигилистического отношения к герою. Сам же Тургенев не принял ни одну точку зрения.

Ожесточенность споров показала, что роман затронул живой нерв эпохи.

Карамазовщина -это весьма высокая степень отсутствия морали , безответственности,которая к тому же сопровождается длительными колебаниями по причине нравственных падений к душевным порывам, как бытовое, психологическое или национальное явление.

Семья Мелеховых в романе "Тихий Дон": характеристика, описание членов семьи

Тема семьи в романе
Семья Мелеховых.
Художник С. Корольков

Семья донских казаков Мелеховых – это группа центральных персонажей романа “Тихий Дон” Шолохова. В этой статье представлена краткая характеристика членов семьи Мелеховых в романе “Тихий Дон” (описание героев).
Смотрите: Все материалы по роману “Тихий Дон”

Семья Мелеховых в романе “Тихий Дон” состоит из следующих членов семьи:

Характеристика членов семьи Мелеховых (описание героев)

1. Пантелей Прокофьевич Мелехов

Пожилой донской казак Пантелей Прокофьевич Мелехов – отец главного героя, Григория Мелехова. По происхождению Пантелей Мелехов наполовину турок (по матери).

В молодости бил и изменял своей жене Ильиничне, но на старости лет остепенился. Энергичный и трудолюбивый старик, вспыльчивый и упрямый. В своей большой семье является настоящим главой.

Умирает от тифа во время Гражданской войны.
     Смотрите: Характеристика Пантелея Мелехова

2. Ильинична 

Василиса Ильинична Мелехова, или просто Ильинична – пожилая донская казачка, мать семейства Мелеховых, мать главного героя, Григория Мелехова. Ильинична – трудолюбивая, гостеприимная и рачительная хозяйка.

Она вынесла много обид и измен со стороны своего вспыльчивого мужа. Мудрая и заботливая жена, мать и бабушка. После смерти мужа и сына Петра старушка Ильинична теряет смысл жизни. Она умирает, не дождавшись сына Григория с фронта.

     Смотрите: Характеристика Ильиничны

3. Петро Мелехов

Петр Пантелеевич Мелехов – старший сын в семье Мелеховых, старший брат главного героя, Григория Мелехова. Смирный, тихий человек. На войне он старается угодить и начальству и подчиненным, за что получает награды и повышения. Петро терпит измены своей “беспутной” жены Дарьи. У Петра и Дарьи рождается ребенок, который умирает во младенчестве. Петр погибает во время Гражданской войны от рук коммуниста Мишки Кошевого.
     Смотрите: Характеристика Петра Мелехова

4. Григорий Мелехов

Григорий Пантелеевич Мелехов – главный герой романа, младший из двух сыновей Мелеховых. Григорий – молодой донской казак, своенравный, храбрый и честный человек.

В ходе Гражданской войны он сначала воюет на стороне “красных”, затем переходит на сторону казаков-повстанцев, а затем снова воюет за “красных”. Всю свою молодость Григорий проводит на фронтах Первой мировой войны и Гражданской войны.

Война опустошает его и уносит жизнь почти всей его семьи.   
     Смотрите: Характеристика Григория Мелехова, 

5. Дуняша Мелехова 

Дуняша (Евдокия Пантелеевна) Мелехова – младшая сестра главного героя, Григория Мелехова. В начале романа Дуняша является веселым подростком. С годами Дуняша превращается в красавицу-казачку. Она выходит замуж за Мишку Кошевого, виновного в смерти ее брата Петра. Дуняша помогает брату Григорию в тяжелых ситуациях. 

      Смотрите: Характеристика Дуняши Мелеховой

6. Дарья Мелехова

Дарья Мелехова – жена Петра Мелехова, старшая сноха в семьей Мелеховых. Дарья – ленивая, легкомысленная женщина, которая думает только о развлечениях и “игрищах”. У Дарьи и Петра рождается ребенок, который умирает во младенчестве.

Дарья изменяет мужу, как только остается без его присмотра. После смерти Петра Дарья ведет беспорядочную жизнь и заболевает сифилисом. Она отказывается лечить болезнь, чтобы на хуторе не узнали о ее позоре. Дарья кончает жизнь самоубийством.

    Смотрите: Характеристика Дарьи Мелеховой

7. Наталья Мелехова 

Наталья Мелехова (в девичестве Коршунова) – жена главного героя, Григория Мелехова, младшая сноха в большой семье Мелеховых. Наталья – добрая, трудолюбивая женщина. Она выходит за Григория замуж по любви, но муж бросает ее ради соседки Аксиньи.

Спустя время Григорий возвращается к Наталье и у них рождается двое детей. Счастливая жизнь с Григорием длится недолго. Наталья узнает, что Григорий снова видится с Аксиньей. Беременная Наталья делает аборт, который проходит неудачно. Она умирает.

    

     Смотрите: Характеристика Натальи Мелеховой

8. Полюшка и Мишатка Мелеховы (дети Григория и Натальи)

В 1915 г. у Натальи и Григория рождается двойня – мальчик Мишатка и девочка Полюшка. В конце романа дочь Полюшка умирает осенью 1921 г. У Григория остается сын Мишатка.

Это была краткая характеристика членов семьи Мелеховых в романе “Тихий Дон” Шолохова: список членов семьи с кратким описанием.

Смотрите: Все материалы по роману “Тихий Дон”

Исследовательская работа роль образа Дома в русской литературе

  • Сочинения
  • По литературе
  • Шолохов
  • Образ дома в романе Тихий Дон

«Тихий Дон» — роман-эпопея Михаила Александровича Шолохова, затрагивающий события Гражданской войны и влияние этой войны на судьбу донского казачества. Теме дома в этом произведении отведено особое значение, ведь вся жизнь казаков строилась на ведении совместного хозяйства, создании семьи, хранении домашнего очага.

Примером значения дома для простого казака, оказавшегося на рубеже времён, является главный герой произведения — Григорий Мелехов. Дом для него — не просто здание, но и все люди, которые в нём живут.

Пусть между ними происходят ссоры, что не чуждо любой семье, но их отличает главное: в случае беды, болезни они объединяются с целью вместе перешагнуть через трудности, превозмочь их и спасти друг друга. Всё то хозяйство, с любовью созданный в доме уют и достаток — цель жизни для Григория.

Так жили его родители, так существует и он сам и точно те же устои передаст своим детям, ведь даже в самые трудные для главного героя времена любящая семья и родимый дом были местом, где он чувствовал себя по-настоящему счастливым.

Важно помнить, что дом для человека — это не только семья и родной курень, но и вся его малая родина со своими традициями и обычаями. Неслучайно роман-эпопея «Тихий Дон» прозван критикой энциклопедией казачьего Дона. Здесь собрана только казакам свойственная речь со всеми её особенностями, устройство быта, привычка наряжаться, петь песни, употреблять в пищу особые блюда.

На Дону Григория Мелехова всегда встречала природа и воздух, сравнимые с которой он нигде не мог отыскать по всему свету, поэтому он всегда был так счастлив возвращаться в родной хутор.

Возлюбленная же Григория, Аксинья Астахова, всю жизнь переходила из дома в дом, не понимая, где её настоящее пристанище, поэтому и погибла она так, как провела всю жизнь — в дороге, в поиске счастья.

Стоит отметить, что именно любовь главного героя к дому во многом спасла его.

Возвратившись в родной курень тогда, когда у него не осталось ни одного близкого человека, кроме сына Мишатки, только осознание того, что он находится у себя на родине, удерживало Григория Мелехова на этом свете: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». Герой потерял многие жизненные ориентиры, потерял семью, которую так любил, но в его жизни сохранилось главное — чувство любви и привязанности к дому, где он родился и вырос.

Тема дома в романе

М.А. Шолохов в своём любовном произведении «Тихий Дон» показал обыкновенную личность в условиях грандиозных вошедших в историю событий.

В круговороте битв, государственных переворотах, радикальных перемен социума автор сохраняет образ, можно представить, ничем не представляющих интерес личностей, их надежды и мечты.

Особое положение в литературной работе имеет тематика правдивой родной земли, мира, что оказывается очень важно в эпоху, когда прежняя жизнь умирает, и его жители принимаются истошно пытаться найти своё угол в такой новой безжалостной действительности.

На начальном этапе любовного произведения Шолохов показывает читателю образ жизни действующего лица истории, Григория Мелехова, ещё до боевых действий.

Рассказывая в подробностях даже самые отвратительные детали мира казаков, автор отображает представление необыкновенной жизни, существующий по своим правилам. В подобном месте и живет Григорий, накапливает опыт, допускает промахи и, в конечном итоге, составляет собственный ясный взгляд на жизнь.

Читайте также:  Анализ стихотворения Некрасова «Рыцарь на час»

Не кто иной, как Хутор Татарский, его обитатели и семейство Мелеховых оказываются для персонажа истинным пристанищем, который он обожает и уважает.

Но наступает война 14 года, и Мелехов, отделенный от отечества, оказывается в незнакомой действительность, которая создает в нем омерзение и отсутствие понимания. Это все является причиной того, что Григорий уже в ходе братоубийственной войны отстраняется от борьбы, веря в возвращение к спокойным семейным делам.

Но автор не предоставляет ему данной возможности. Бойцы Красной армии дерзко разрушают действительность казаков, нападая и расстреливая миролюбивых людей, что вводит персонажа в бешенство.

В первый раз за продолжительное время он приобретает чёткую задача — отстоять собственную землю, собственное семейство, собственный жизненный уклад, собственное жилище.

Но в то же время Шолохов демонстрирует, что желания персонажа невыполнимы, уходит в мир иной его супруга Наталья, папа убегает от красноармейцев и умирает от тифа, а сам он в результате убегает из своего поместья, бросая родных отпрысков и маму на произвол судьбы.

Как раз в это время Григорий осознает, что ему некуда возвратиться и нечего спасать, он начинает деградировать, преображаясь из амбициозного казака в обыкновенного преступника. В конечном итоге, не в состоянии перенести расставания с семейством, персонаж покоряется власти, для того чтобы хоть на время встретить и поговорить с сыном.

Шолохов продемонстрировал читателям трагизм простой личности той поры, который в ходе грозных вихрей и немыслимых катастроф стремился просто отстоять собственный клочок земли, но был зверски и беспощадно перемолот колесом времени, лишившись всего, что он прежде любил.

«Тема дома в романе «Тихий дон» М. ШОЛОХОВА»

В романе-эпопее «Тихий Дон» М. Шолохов нарисовал грандиозную картину жизни казачьего Дона с его исконными традициями, своеобразным бытом. Тема родного дома, семьи — одна из центральных в романе. Эта тема мощно звучит с самого начала произведения.

«Мелеховский двор — на самом краю хутора», — так начинается роман-эпопея, а на протяжении всего повествования М. Шолохов будет рассказывать нам об обитателях этого двора.

Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но для героев отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть.

Жизнь обитателей дома Мелеховых предстает в переплетении противоречий, притяжений и борьбы.

В первых главах показано, как общее дело, хозяйственные заботы соединяют этих разных людей в единое целое — семью. Именно потому так подробно описывает М.

Шолохов различные трудовые процессы — ловлю рыбы, пахоту и т. д. Взаимопомощь, забота друг о друге, радость труда — вот что объединяет семью Мелеховых.

Дом держится на главенстве старших. Пантелей Прокофьич, Ильинична действительно являются оплотом семьи. Пантелей Прокофьич был трудолюбивым, хозяйственным, очень вспыльчивым, но в душе добрым и чувствительным.

Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьич старается соединить в одно целое куски старого быта — хотя бы ради внуков и детей. Постоянно он стремится принести что-нибудь в дом, сделать что-нибудь полезное для хозяйства.

И в том, что он умирает вне дома, который любил больше всего на свете, — трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое — семью и кров.

Ильиничну М. Шолохов называет «мужественной и гордой старухой». Ей присущи мудрость и справедливость. Она утешает своих детей, когда им плохо, но она же сурово судит их, когда они совершают неправедные поступки.

Все ее мысли связаны с судьбами детей, особенно младшего — Григория.

И глубоко символично, что в последнюю минуту перед смертью, уже понимая, что ей не суждено увидеть Григория, она выходит из дома и, обращаясь к степи, прощается с сыном: «Гришенька! Родненький мой! Кровинушка моя!»

Вся семья Мелеховых оказалась на перекрестке больших исторических событий. Но мысль о родном доме жива и в душах представителей младшего поколения этой семьи.

Кровную связь с родным домом, родной землей ощущает Григорий Мелехов. Страстно любя Аксинью, на ее предложение уйти, все бросить, он отвечает отказом.

Лишь позже он решается уйти, да и то недалеко, за пределы хутора. Родной дом и мирный труд видятся ему главными ценностями жизни.

На войне, проливая кровь, он мечтает о том, как будет готовиться к севу, и от этих мыслей у него теплеет на душе.

Тесно связана с домом Мелеховых и Наталья. Даже поняв, что она нелюбима, даже зная, что Григорий с Аксиньей, она остается в доме свекра и свекрови. Инстинктивно она понимает, что только здесь, в доме мужа, она может его дождаться и начать с ним новую счастливую жизнь.

И, возможно, именно потому с самого начала обречена любовь Аксиньи и Григория, что она бездомна. Они встречаются вне дома, вне установленных обычаев. И для того, чтобы быть вместе, им обоим необходимо уйти из дома. Глубоко символично, что Аксинья умирает в дороге, а Григорий в финале романа оказывается перед родным домом, с сыном на руках.

И это оказывается его единственным спасением и надеждой уцелеть в рушащемся раскалывающемся на части мире.

Человек для М. Шолохова — самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, — это его дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обязательно вернется.

Образ дома как олицетворение родного края

Большое значение в романе отведено картинам описания природы родного края, символизирующие красоту, простоту и широту, свойственную и людям, проживающим в этом удивительном Донском крае.

Домом казаки считали не только свою хату, а и родную землю.

За нее они отчаянно сражались со всеми, кто хотел на нее посягнуть и нарушить размеренный ритм жизни, которая заключалась в обрабатывании земли, выращивании хлеба для своей семьи и воспитании новых поколений.

Будучи на фронте, Григорий мечтает о том, как вернется домой, будет засевать и выращивать хлеб. Когда он старается найти правду в перипетиях Гражданской войны, он размышляет так: «у каждого своя правда, своя борозда.

За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди…. Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее…».

Он не понимал лучшей жизни и большего счастья, чем свободно жить и работать на родной земле.

Вариант №2

Роман эпопея М. Шолохова затрагивает множество тем, таких как война и противостояние белых и красных, но главной темой романа является тема дома и семьи. С самых первых строк произведения Шолохов описывает двор Мелеховых. Писатель детально описывает каждую мелочь двора и дома, он особое внимание уделяет ловле рыбы и работе на поле.

Во дворе и доме Мелеховых постоянно кипит жизнь, их дом находится на краю хутора и на него постоянно нападают то красные, то белые, потому что он стоит на границе. Для жителей дома он навсегда остается местом, где поддержат, любят и всегда обогреют. Дом Мелеховых описан как место, где живут близкие и родные люди, которые готовы принять в любое время.

Семью Мелеховых объединяет одно дело, с которым они все очень хорошо справляются. Все жители дома заботятся друг о друге и переживают, добывают вместе еду и стараются прийти на помощь по первому зову близких. Обитатели дома Мелеховых разные люди с разными принципами и жизненными принципами, но они настолько сплотились, что стали действительно одной большой семьей.

Так, например Шолохов пишет о жене Григория Наталье, что когда муж уезжает, она решает остаться в доме свекра и свекрови и дождаться своего мужа. Ни один из жителей дома не решается уехать с него далеко и надолго, их постоянно всех тянет в отчий дом, в котором жизнь складывается совсем по-другому, чем снаружи двора.

Григорий, который всю свою жизнь любил девушку Аксинью тоже не хочет, уходит с отчего дома и лишь на некоторое время его покидает, но не уходит далеко от него, чтобы успеть вернутся к своим близким. Главными в этом доме все же являются Пантелей Прокофьич и Ильинична, которые смогли воспитать в своих детях любовь и уважение к своему дому и месту где они живут и всегда могут сюда вернуться.

Вся большая семья Мелеховых хоть и вынуждены, часто находится вне дома, но они всегда знают о том, что дома их ждут и любят и им эта мысль греет сердце и душу когда они далеко. Каждый из семьи Мелеховых знает, что им есть куда вернуться и что их всегда примут несмотря ни на что. Мелеховы ценили все то, что у них было и любили свой дом и всегда могли там покой и уют.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ / ГИА

Отношение человека к окружающей среде – это уже и сам человек, его характер, его философия, его душа, его отношение к другим людям.

С.П. Залыгин

Понятие «дом» многогранно. Для каждого человека он имеет своё значение, вызывает свои ассоциации. Для большинства людей это место, связанное с детством, с родными людьми, мамой. Мысли о доме вызывают приятные, трогательные воспоминания: это начало жизненного пути; это аромат свежеиспечённых блинчиков, ворсинки шерсти на стареньком диване, детские рисунки на стенах; мамин голос, тепло…

Многое в нашей жизни определяется домом и семьёй: с детства мы впитываем атмосферу домашнего очага, семейные традиции. Именно в семье, в родном доме нам прививаются нравственные ценности, формируется особое видение мира. Со временем понятие расширяется, родными становятся улица, край, страна, планета.

На нашей планете живет более шести миллиардов человек. Сколько из них считают ее настоящим домом? Многим кажется, что для этого нужно побывать в разных странах, чувствовать себя одинаково хорошо в любой точке земного шара. Однако это не так.

Земля – наш общий дом. Каждый сознательный человек понимает, что все в мире взаимосвязано. Веками мы пользуемся дарами природы, воспринимаем её как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности.

Читайте также:  Вера звягинцева - на смерть есенина: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Такое отношение к природе неизбежно приводит к угрозе экологической катастрофы и причина всему – деятельность человека. Ярким примером может служить катастрофа в Чернобыле, на АЭС в Фукусиме, взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе.

Эти трагедии унесли жизнь многих людей и продолжают отравляют жизнь. Последствия ещё многие годы будут служить страшным упрёком всему человечеству.

В литературе проблема экологии не нова. Писатели разных поколений затрагивают в своих произведениях тему взаимоотношений человека и природы, бережного отношения к природе.

Еще в 70-е годы Чингиз Айтматов поднимал вопрос безысходности пути, при котором человек губит природу. Она обязательно отомстит вырождением и бездуховностью.

Эту тему автор рассматривает в таких произведениях, как «После сказки», «Буранный полустанок», «Плаха». Сильное впечатление оставляет после себя роман «Плаха». Этот роман – призыв одуматься.

Интересно, что проблему экологии писатель рассматривает неразрывно с проблемами разложения человеческой личности.

Роман начинается с описания жизни волчьей семьи, которая обитает на своей территории, пока не появляется человек. Он бессмысленно и грубо уничтожает все на своем пути. Становится не по себе, когда читаешь про варварскую облаву на сайгаков. В этой бойне погибают волчата Акбары.

На этом несчастья волчицы не кончились: еще пять волчат погибают во время пожара, который специально устроили люди, чтобы легче было добывать дорогое сырье: “Ради этого можно выпотрошить земной шар, как тыкву”.

Автор понимает причину такой жестокости – алчность, борьба за собственное благополучие.

А люди не подозревают, что природа за все отомстит и намного раньше, чем они думают. У природы, в отличие от людей, есть только одно несправедливое действие: она, мстя людям за разорение, не разбирает, виновен ты или нет. Волчица, оставшись одна по вине человека, тянется к людям.

Свою неистраченную материнскую нежность она хочет перенести на человеческого детеныша. Это оборачивается трагедией, но на этот раз и для людей. Акбара не виновата в гибели мальчика. Это человек в своем жестоком порыве страха к непонятному поведению волчицы стреляет в нее, но промахивается и убивает собственного сына.

Человек поплатился за свою жестокость.

В романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» также звучит мысль об ответственности человека за природу. Главного героя романа беспокоит поведение приезжих туристов. Он видит озеро, опустевшее от браконьерской ловли, муравейник, облитый бензином и подожжённый туристами для забавы, белых лебедей, некогда украшавших озеро, а теперь сваренных в котле.

  Прогулки по Саратову: главные достопримечательности города

Хочется закончить словами русского писателя Ю.

Бондарева: «Порой самодовольному человечеству кажется, что оно, подобно вселенскому полководцу, природу подчинило, покорило, обуздало…Человек забывает о том, что в длительной войне победа обманчива, а мудрая природа чересчур терпелива. Но в срок положенный приходит всему конец. Природа грозно поднимает карающий меч».

Мы убиваем свой дом. Живой, развивающийся и меняющийся дом, в котором первоначально было всё для человека. И этот дом рано или поздно перестанет им быть, если мы не научимся его беречь.

Грищенкова Елена Юрьевна.

619 слов

Шолохов М.А. "Тихий Дон". Краткий анализ

Роман – эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» в четырех томах создавался с 1925 по 1940 годы. Тома с 1 по 3 были написано с 1925 по 1932 год, публиковались в журнале «Октябрь» в 1928-1932 гг. Четвертый том был закончен в 1940 году и опубликован в журнале «Новый мир».

Тема, проблема, идея и значение произведения

Основная идея романа Шолохова «Тихий Дон» заключается в том, чтобы описать жизнь донского казачества и связать ее с историческими событиями. В эпопее охватывается период великих потрясений в истории страны, которые отразились на судьбе донского казачества.

Основные ценности казачества – это любовь к Родине, к женщине, уважение к старшему поколению и необходимость свободы. Жизнь казаков основана на двух понятиях – они одновременно являются и воинами, и хлеборобами. Казаки в произведении Шолохова показаны именно традиционными.

Вечные законы бытия, по которым живет вольное казачество, широко представлены в романе. И именно на эти законах основывается сюжет произведения.

Замечание 1

Основной темой романа-эпопеи является революция, переросшая в гражданскую войну, а также ее влияние на жизнь народа. Кроме темы революции, в романе поднимаются вечные темы любви, семьи и Родины.

В романе любовь проявляется в разных ипостасях. Это и страсть Аксиньи и Григория, и преданная любовь Натальи. Это и любовь и дело революции у Дуняши и Михаила Кошевого, Анны и Бунчука. Это ветреная любовь Дарьи, материнская любовь Натальи и Ильиничны к своим детям. Чувства в этом романе не такие возвышенные, но настоящие и чрезвычайно сильные.

Семья является основой для жизни всех главных героев. Именно в семье заключается их смысл существования, а дом для героев является тихой гаванью. Поэтому тема семьи в романе является одной из магистральных. Григорий постоянно хочет вернуться в семью, насладиться крестьянским бытом и забыть о войне и крови. Любовь семьи и покой отражается даже в повседневных заботах.

С темой семьи пересекается тема Родины. В первую очередь Родина – это родной хутор, семья, дом, это место, которое хочется защитить для того, что потом туда вернуться. Это является одной из причин метаний Мелехова.

Перед читателем встает также и тема казачества, которое неоднозначно приняло революцию. Для большинства казаков революция и ее последствия – настоящее бедствие, которое практически уничтожило их как общественный класс.

Проблематика романа Шолохова разнообразна:

  • проблема поиска правды является одной из ключевых проблем. В романе эта проблема предстает в виде выбора стороны в гражданской войне. И главный герой не может сделать этот выбор, однако жизнь заставляет выбирать. В узком смысле проблема выбора заключается в выборе главного героя между двумя женщинами.
  • проблема революции и гражданской войны в романе рассматривается с пацифистской точки зрения. Война для писателя – это трагедия. Автор поддерживает большевиков, но не рассматривает их исключительно положительно.
  • проблема кризиса нравственных ценностей раскрывается в осуждении войны, убийства, измены и распутства, трусости и подлости. Автор выступает за вечные ценности – Родину, правду, семью, любовь.
  • проблема отцов и детей.

Жанр, сюжет, композиция

Роман написан в достаточно редком жанре. «Тихий Дон» – это роман-эпопея.

Определение 1

Роман-эпопея – это крупное эпическое произведение, для которого характерны сложное повествование, большое количество героев и общенародных событий.

Повествование начинается с описания Мелеховского куреня. Затем постепенно писатель погружает читателя в повседневную жизнь казачьего хутора. Затем действие разворачивается за пределами хутора, захватывает фронт и империалистическую войну.

Расширение места событий сопровождается сужением времени действия. В первых двух частях время действия составляет почти два года, в третьей части – восемь месяцев.

С конца первой книги принцип двуплановости композиции становится характерной структурной особенностью. Описание быта народа чередуется с описаниями общеполитических событий и показом фронтов империалистической войны.

В композиции произведения выделяются два начала: внутреннее движение и внешнее.

Композиционное значение приобретают картины народного быта, олицетворяющие состояние покоя, которое предшествует социальному взрыву. Чередование картин, описывающих противоборствующие лагеря, является важнейшим композиционным принципом.

Действие романа «Тихий Дон» охватывает период времени с мая 1912 по март 1922 г. В романе подробно описывается жизнь донского казачества перед Первой мировой войной. Начало первой мировой войны показано в третьей части первого тома, действие которой заканчивается приездом Григория в ноябре 1914 года в отпуск и разрывом с Аксиньей, изменившей ему.

События третьей части происходят далеко от Дона. Четвертая часть начинается с октября 1916 года, до Февральской революции остается несколько месяцев и всего год до Октябрьской. Однако кульминацией романа становятся не сами революции, первая попытка установления советской власти на Дону ставшая неудачной, описывается значительно подробнее.

В шестой части третьей книги время повествования уплотняется. Книга посвящена по большей части Верхнедонскому восстанию 1919 года. В конце седьмой части Мелехов и его товарищи, которые в составе белой армии отступили до Новороссийска, остаются в городе, когда туда входят красные.

Григорий, уволенный из Красной армии, даже на родном хуторе не находит покоя и вынужден бежать. После разгрома банды Фомина, куда привел его случай, он пытается уехать с Аксиньей, однако ее гибель лишает Григория возможности начать жизнь сначала. Не дожидаясь амнистии, Григорий возвращается в свой хутор.

Там от большой семьи осталась только Дуняшка, сестра Григория и маленький сын Мишатка. Четвертая часть романа рассказывает о затянувшейся агонии семьи Мелеховых.

Система персонажей и их характеристика

Главные герои романа

Григорий Мелехов противоречив и многогранен. Это запутавшийся искатель правды. Его жизнь бездумна, но подчинена традициям. Григорий будто живет без интереса, следуя традиционным принципам и правилам. Даже страстная любовь к Аксинье не всколыхнула в нем жажду жизни. не являясь сторонником кровавых мер, Григорий был вынужден взять в руки саблю.

Особое место в романе отведено образу Наталью. Ее образ связан с любовным треугольников, в котором две женщины полюбили одного мужчину. Жизнь Натальи трагична. Наталья – трудолюбивая, работящая женщина. Ее образ является олицетворением незыблемых нравственных устоев.

Образ Аксиньи является центральным в произведении. Аксинья сильная, независимая, привлекательная женщина, способная пожертвовать собой во имя любви. Образ Аксиньи – образ истинной казачки. Героиня шла за любимым, подчиняясь любви и страсти.

Второстепенные персонажи

Степан Астахов, обладатель железных рук и свинцовых кулаков. Муж Аксиньи.

Пантелей Прокофьевич Мелехов, отец Григория. Горяч и своенравен, но трудолюбив и энергичен.

Василиса Ильинична Мелехова, мать семейства Мелеховых. Гостеприимная хозяйка. После смерти мужа и сына Петра умирает, не дождавшись Григория.

Петр Мелехов, старший брат Григория. Покладистый и располагающий к себе человек. Жена Дарья изменяет ему со Степаном.

Дарья, жена Петра. Дерзка, остра на язык и любительница мужчин. Заразилась сифилисом и покончила собой.

Дуняша, младшая сестра Григория и Петра. Вышла замуж за Мишу Кошевого вопреки протестам семьи.

Мирон Коршунов, тесть Григория. Гордится своим богатством. С приходом советской власти его арестовывают.

Замечание 2

Всего в романе более 800 персонажей.

Ссылка на основную публикацию