Анализ стихотворения Некрасова «Рыцарь на час»

Анализ стихотворения Некрасова «Рыцарь на час»

Стихотворение «Рыцарь на час» Николая Некрасова

Произведение Николая Алексеевича Некрасова «Рыцарь на час» в свое время потрясло целое поколение. Ф. Достоевский считал его одной из вершин всего творчества поэта.

Стихотворение написано в 1862 году. Его автору 41 год, издаваемый им журнал «Современник» находится под временным цензурным запретом из-за усилившихся мятежных настроений в стране.

По жанру — исповедальная элегия, по размеру — трехстопный анапест со смешанной рифмой. Лирический герой — сам автор. По композиции условно делится на несколько частей: в первой герой воспрянул духом в морозную ночь, во второй — мысли его переходят к родной деревне и покойной матери, в третьей — в утреннем свете ночные чувства гаснут и кажутся смешными.

Лексика возвышенная и просторечная, с интонацией народной песни, каждая строфа являет богатство языка и эмоций.

Россыпь восклицаний и риторических вопросов: поднимись! Слава Богу! Я твою призываю любовь! Мечты! С погибающим сыном твоим? Много повторов: если, как он, крылья, вздрогнул.

Метафоры: ожившая грудь, чувство свободы, волны белого света. Олицетворения: ум тоскует, совесть запевает. Эпитеты: мысли свежи, ноги выносливы.

Он больше не верит в себя, остро переживает свою ненужность, прошедшие годы считает бесплодными. В названии стихотворения есть ирония, даже горькая издевка над самим собой. Образ исстрадавшейся матери накладывается на образ Родины.

Вообще, поэт рисует отрадные картины мирной русской жизни, знакомые с детства пейзажи и чувства, лица и символы. Перемены, которых так жаждет Н.

Некрасов, наступят через пятьдесят с лишним лет, но, парадоксальным образом, многовековой крестьянский уклад жизни будет разрушен, перекроено мировоззрение, родные могилы заброшены.

Последняя строка сразу стала афоризмом: суждены вам благие порывы, но свершить ничего не дано.

Что ж, каждый человек рано или поздно приходит к схожим выводам о самом себе, всем знаком и голос совести, и горечь сожаления.

Какое «великое дело любви» имеет в виду поэт? Наверняка это борьба за улучшение доли крестьянства. Сегодня этот призыв звучит в более широком смысле: любви, сострадания, прощения, как всегда, не хватает в нашем мире.

Стихотворение «Рыцарь на час» Н. Некрасова в 1862 году воспринималось исключительно в народническом духе. Спустя почти два века становится понятна его непреходящая ценность, универсальность переживаний его лирического героя.

22 сентября 2021 в 13:58

Анализ «Рыцарь на час» Некрасов / LibAid.Ru — cайт-энциклопедия литературных произведений

Произведение Николая Алексеевича Некрасова «Рыцарь на час» раскрывает душевные переживания автора. Во многом это стихотворение-покаяние поэта, разочаровавшегося в собственных идеалах. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Рыцаря на час» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Рыцарь на час.История создания – Стих написан в 1862 году. На его создание автора подтолкнуло разочарование в прежних идеалах и жизненных позициях.

Тема стихотворения – Исповедь лирического героя, его раскаяние в собственной бездеятельности.

Композиция – Композиция стихотворения простая, состоит из трех частей. В первой части лирический герой любуется ночным пейзажем, во второй – предается горестным воспоминаниям об умершей матери, в третьей – признается в собственном бессилии.

  • Жанр – Элегия
  • Стихотворный размер – Трехстопный анапест.
  • Метафоры – «ожившая грудь», «волны белого лунного света»
  • Эпитеты – «пасмурный», «веселый», «поздняя».
  • Олицетворения – «ветер бушует», «ум бездействует», «мгла воцаряется».

Проблематика

В стихотворении «Рыцарь на час» мы находим некий упадочный психологический настрой человека, его бездеятельную, обречённую на празднословие сущность и самые сокровенные мысли, являющиеся подтверждением внутренней неспособности к действию.

Некрасов описывает чувства лирического героя, который под действием силы красоты и природы строит себе мечты и цели, дает обещания видению умершей матери. Но утром уже нет и следа от мечтательных порывов, остаются лишь скука, лень и бесполезность стремлений.

Возвышенные речи обрываются, когда наступает утреннее прозрение: становится ясно, что ночные фантомы были лишь шалостями воображения, а реальный мир со вчерашнего дня нисколько не изменился. Кажется, что герой уснул, видел сон, а проснувшись, убедился, что все это был мираж.

Стихотворение настолько разное по эмоциональной окраске и по внутренним сплетениям, что остается вопрос — был ли это душевный подъем или иступленное покаяние?

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Если пасмурен день, если ночь не светла, Если ветер осенний бушует, Над душой воцаряется мгла, Ум, бездействуя, вяло тоскует. Только сном и возможно помочь, Но, к несчастью, не всякому спится…

Слава богу! морозная ночь — Я сегодня не буду томиться. По широкому полю иду, Раздаются шаги мои звонко, Разбудил я гусей на пруду, Я со стога спугнул ястребенка.

Как он вздрогнул! как крылья развил! Как взмахнул ими сильно и плавно! Долго, долго за ним я следил, Я невольно сказал ему: славно! Чу! стучит проезжающий воз, Деготьком потянуло с дороги… Обоняние тонко в мороз, Мысли свежи, выносливы ноги.

Отдаешься невольно во власть Окружающей бодрой природы; Сила юности, мужество, страсть И великое чувство свободы Наполняют ожившую грудь; Жаждой тела душа закипает, Вспоминается пройденный путь, Совесть песню свою запевает…

Я советую гнать ее прочь — Будет время еще сосчитаться! В эту тихую, лунную ночь Созерцанию должно предаться. Даль глубоко прозрачна, чиста, Месяц полный плывет над дубровой, И господствуют в небе цвета Голубой, беловатый, лиловый.

Воды ярко блестят средь полей, А земля прихотливо одета В волны белого лунного света И узорчатых, странных теней.

От больших очертаний картины До тончайших сетей паутины Что как иней к земле прилегли,- Всё отчетливо видно: далече Протянулися полосы гречи, Красной лентой по скату прошли; Замыкающий сонные нивы, Лес сквозит, весь усыпан листвой; Чудны красок его переливы Под играющей, ясной луной; Дуб ли пасмурный, клён ли весёлый — В нём легко отличишь издали; Грудью к северу; ворон тяжелый — Видишь — дремлет на старой ели! Всё, чем может порадовать сына Поздней осенью родина-мать: Зеленеющей озими гладь, Подо льном — золотая долина, Посреди освещенных лугов Величавое войско стогов — Всё доступно довольному взору… Не сожмется мучительно грудь, Если б даже пришлось в эту пору На родную деревню взглянуть: Не видна ее бедность нагая! Запаслася скирдами, родная, Окружилася ими она И стоит, словно полная чаша. Пожелай ей покойного сна — Утомилась, кормилица наша!..

Спи, кто может,- я спать не могу, Я стою потихоньку, без шуму На покрытом стогами лугу И невольную думаю думу. Не умел я с тобой совладать, Не осилил я думы жестокой…

В эту ночь я хотел бы рыдать На могиле далекой, Где лежит моя бедная мать…

В стороне от больших городов, Посреди бесконечных лугов, За селом, на горе невысокой, Вся бела, вся видна при луне, Церковь старая чудится мне, И на белой церковной стене Отражается крест одинокий.

Да! я вижу тебя, божий дом! Вижу надписи вдоль по карнизу И апостола Павла с мечом, Облаченного в светлую ризу. Поднимается сторож-старик На свою колокольню-руину, На тени он громадно велик: Пополам пересек всю равнину.

Поднимись!- и медлительно бей, Чтобы слышалось долго гуденье! В тишине деревенских ночей Этих звуков властительно пенье: Если есть в околотке больной, Он при них встрепенется душой И, считая внимательно звуки, Позабудет на миг свои муки; Одинокий ли путник ночной Их заслышит — бодрее шагает; Их заботливый пахарь считает И, крестом осенясь в полусне, Просит бога о ведреном дне.

Звук за звуком гудя прокатился, Насчитал я двенадцать часов. С колокольни старик возвратился, Слышу шум его звонких шагов, Вижу тень его; сел на ступени, Дремлет, голову свесив в колени.

Он в мохнатую шапку одет, В балахоне убогом и темном… Всё, чего не видал столько лет, От чего я пространством огромным Отделен,- всё живет предо мной, Всё так ярко рисуется взору, Что не верится мне в эту пору, Чтоб не мог увидать я и той, Чья душа здесь незримо витает, Кто под этим крестом почивает…

Повидайся со мною, родимая! Появись легкой тенью на миг! Всю ты жизнь прожила нелюбимая, Всю ты жизнь прожила для других. С головой, бурям жизни открытою, Весь свой век под грозою сердитою Простояла,- грудью своей Защищая любимых детей.

И гроза над тобой разразилася! Ты, не дрогнув, удар приняла, За врагов, умирая, молилася, На детей милость бога звала. Неужели за годы страдания Тот, кто столько тобою был чтим, Не пошлет тебе радость свидания С погибающим сыном твоим?..

Я кручину мою многолетнюю На родимую грудь изолью, Я тебе мою песню последнюю, Мою горькую песню спою.

О прости! то не песнь утешения, Я заставлю страдать тебя вновь, Но я гибну — и ради спасения Я твою призываю любовь! Я пою тебе песнь покаяния, Чтобы кроткие очи твои Смыли жаркой слезою страдания Все позорные пятна мои! Чтоб ту силу свободную, гордую, Что в мою заложила ты грудь, Укрепила ты волею твердою И на правый поставила путь…

Треволненья мирского далекая, С неземным выраженьем в очах, Русокудрая, голубоокая, С тихой грустью на бледных устах, Под грозой величаво-безгласная,- Молода умерла ты, прекрасная, И такой же явилась ты мне При волшебно светящей луне. Да! я вижу тебя, бледнолицую, И на суд твой себя отдаю.

Не робеть перед правдой-царицею Научила ты музу мою: Мне не страшны друзей сожаления, Не обидно врагов торжество, Изреки только слово прощения, Ты, чистейшей любви божество! Что враги? пусть клевещут язвительней.

Я пощады у них не прошу, Не придумать им казни мучительней Той, которую в сердце ношу! Что друзья? Наши силы неровные, Я ни в чем середины не знал, Что обходят они, хладнокровные, Я на всё безрассудно дерзал, Я не думал, что молодость шумная, Что надменная сила пройдет — И влекла меня жажда безумная, Жажда жизни — вперед и вперед! Увлекаем бесславною битвою, Сколько раз я над бездной стоял, Поднимался твоею молитвою, Снова падал — и вовсе упал!.. Выводи на дорогу тернистую! Разучился ходить я по ней, Погрузился я в тину нечистую Мелких помыслов, мелких страстей. От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви! Тот, чья жизнь бесполезно разбилася, Может смертью еще доказать, Что в нем сердце неробкое билося, Что умел он любить… _____________

Читайте также:  Стокгольмский синдром в книге Эли Фрей

(Утром, в постели)

О мечты! о волшебная власть Возвышающей душу природы! Пламя юности, мужество, страсть И великое чувство свободы — Всё в душе угнетенной моей Пробудилось… но где же ты, сила? Я проснулся ребенка слабей. Знаю: день проваляюсь уныло, Ночью буду микстуру глотать, И пугать меня будет могила, Где лежит моя бедная мать.

Всё, что в сердце кипело, боролось, Всё луч бледного утра спугнул, И насмешливый внутренний голос Злую песню свою затянул: «Покорись, о ничтожное племя! Неизбежной и горькой судьбе, Захватило нас трудное время Неготовыми к трудной борьбе. Вы еще не в могиле, вы живы, Но для дела вы мертвы давно, Суждены вам благие порывы, Но свершить ничего не дано…»

История создания

Судьба не слишком баловала Николая Алексеевича. Его отец был жестоким, деспотичным мужчиной, который тиранил не только прислугу, но и своих домашних. Особенно сильно доставалось матери поэта, Елене Андреевне, которая всю свою любовь и нежность отдавала детям. Не в силах терпеть домашнее насилие, молодой Некрасов рано покинул отчий дом, за что был лишен отцом наследства.

Оставшись без средств к существованию, Николай Алексеевич был вынужден вести нищенский образ жизни. Однако тяжелые испытания не сломили молодого человека: напротив, благодаря им у него выкристаллизовалась собственная гражданская позиция. Впрочем, со временем поэт стал разочаровываться в своих идеях, понимая, что они не находят поддержки в обществе.

В своем произведении «Рыцарь на час», написанном в 1862 году, Некрасов пытается проанализировать, почему он предал идеалы, в которые свято верил в юности. Первоначально стихотворение имело другое название – «Бессонница».

По замыслу поэта, «Рыцарь на час» должен был стать частью автобиографической поэмы, однако этого не произошло, и произведение получило статус отдельного стихотворения. Оно было напечатано в 1863 году в журнале «Современник».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом (первая строчка четырёхстопная). Речь близка к разговорной. Женская рифма чередуется с мужской, кольцевая и перекрёстная рифмовка чередуются неупорядоченно, некоторые строчки остаются без рифмы, на них падает логическое ударение.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
  • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
  • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
  • «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Поэту (Памяти Шиллера)», анализ стихотворения Некрасова
  • «Умру я скоро», анализ стихотворения Некрасова
  • «Блажен незлобивый поэт», анализ стихотворения Некрасова

По произведению: «Рыцарь на час»

По писателю: Некрасов Николай

Тема

Центральная тема произведения – задушевное покаяние лирического героя в собственной бездеятельности. Пройдя тернистый жизненный путь, в зрелых годах он полностью переоценивает свои ценности и идеалы, в которые раньше так свято верил.

Лирическое описание природы, наслаждение ночным пейзажем позволяет герою раскрыться, выразить собственные переживания, мысли, вызванные чувством глубокого раскаяния. Он честен перед самим собой, своей совестью, и в словах героя звучит презрение к самому себе.

Лирический герой сравнивает себя с рыцарем на один час, который готов к решительным действиям исключительно на словах, а на деле оказывается жалким и слабовольным трусом.

  «Молодость», анализ стихотворения Марины Цветаевой

В своем произведении автор акцентирует внимание читателей на основной мысли – недостаточно просто принять жизненную философию, нужно упорно добиваться поставленной цели, невзирая на все преграды и сложности.

Средства художественной выразительности

С первых же строчек лирический герой отделяет себя от других людей – для него наступил момент пробуждения, а ночь стала спутником его мыслей.

Его порывистое «Слава богу!» отдает поспешной радостью и открытием новых чувств. Именно природа становится причиной возбужденного состояния рассказчика.

Чтобы больше оживить окружающий мир, поэт использует анафору: «Как он вздрогнул! как крылья развил! Как взмахнул ими сильно и плавно!».

В стихотворении мы слышим звуки, чувствуем запахи и любуемся видами. Все органы чувств задействованы, и оттого картина единения окружающей обстановки и внутреннего мира героя полнее: «Деготьком потянуло с дороги…Обоняние тонко в мороз, Мысли свежи, выносливы ноги». Известное некрасовское «Чу!» оживляет тишину природы.

Чувство свободы и независимости преобладают в сердце героя. Но он не полностью освобожден от мыслей о прошлом: «Вспоминается пройденный путь, Совесть песню свою запевает…». Характерно олицетворение совести, как некого живого существа внутри человека.

Некрасов использует всевозможные эпитеты и метафоры для описания живописного русского пейзажа: «Даль глубоко прозрачна, чиста..», «..А земля прихотливо одета..», «ворон тяжелый», «Величавое войско стогов..». Цель поэта — показать не настоящую российскую деревню, а таинственный, мечтательный образ ночного поселения.

Первое пробуждение героя происходит в поверхностном возбуждении и в душевном подъеме, когда все естество сосредоточено на окружающей действительности. Наступает второе пробуждение. Этот взрыв мыслей и чувств в тишине природы и человека:

…И невольную думаю думу. Не умел я с тобой совладать, Не осилил я думы жестокой…

В воображении мерещатся родные места: «…Церковь старая чудится мне», «Да! я вижу тебя, божий дом!». Появляется сторож-старик, чей образ, возможно, олицетворяет всю крестьянскую мощь, которой пора подняться и медленно бить в колокол.

Звон колокола чудится герою, и он уже мыслями и душой в своем воображении. Практически исчезают возвышенные эпитеты, преобладают просторечия: «осенясь», «о ведряном дне», « в балахоне убогом…».

Композиция

Композиция произведения простая, делит стихотворение на три большие части.

  • Первая часть – вступление, которое включает в себя размышления лирического героя. Он восторгается красотой осеннего пейзажа, описывает очарование лунной ночи. Романтический пейзаж как нельзя лучше подчеркивает настроение героя: при свете луны он чувствует себя счастливым, сильным, вдохновленным.
  • Вторая часть стихотворения, напротив, полна грусти и печали. Лирический герой предается воспоминаниям об умершей матери, которая была для него самым близким и любимым человеком. По сути, это исповедь лирического героя, который искренне просит у матери прощения и поддержки.
  • В заключительной части лирический герой возвращается в реальность. Он признается в том, что уже не способен на свершение подвигов и обращается к теме слабого и безвольного молодого поколения.

«Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова

Стихотворение «Рыцарь на час» было написано в 1862 г. и опубликовано в № 1-2 «Современника» за 1863 г. Первоначально называлось «Бессонница».

В стихотворении отразились впечатления Некрасова от пребывания в Грешневе и Абакумцеве, где за оградой церкви Петра и Павла похоронена мать Некрасова.

Достоевский считал, что «Рыцарь на час» – шедевр творчества Некрасова. Сам Некрасов всегда читал его взволнованно, «со слезами в голосе».

Литературное направление, жанр

«Рыцарь на час» – покаянное стихотворение поэта-реалиста Некрасова, близкое по жанру к элегии. В нём есть элементы пейзажа, портрета, плача, эпический сюжет. Стихотворение «Рыцарь на час» должно было стать частью поэмы, которая так и не была написана.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение начинается с бессонницы лирического героя, вызванной осенней непогодой (вступление).

В основной части описана прогулка героя морозной ночью.

Он наблюдает за жизнью ночной деревни, наслаждается окружающими звуками (шум, производимый птицами, стук проезжающего воза и звон собственных шагов), запахами (дёгтя от воза). Бодрость природы передаётся лирическому герою.

Созерцание деревенского пейзажа, вида деревни, окружённой скирдами, настраивает на философский лад, и лирический герой мыслями улетает к церкви, где похоронена его мать.

Герой мысленно преодолевает пространство: «От чего я пространством огромным отделён – всё живёт предо мной». Он взывает к тени умершей матери, вспоминает её несчастливую жизнь, вызывает в памяти её портрет. Образ матери является лирическому герою, и он исповедуется в своей жизни и просит наставить его на истинный путь, деятельный путь любви.

  • Пробудившись утром, лирический герой осознаёт своё бессилие, свою неспособность к действию (заключение).
  • Тема стихотворения – исповедь лирического героя, покаяние в бездеятельности.
  • Основная мысль: недостаточно осознать своё предназначение и поддаться минутному порыву; тернистый путь любви – это упорство и бесстрашие в достижении цели.

Тропы и образы

Во вступлении для описания состояния природы и лирического героя Некрасов использует олицетворения и метафоры: ветер бушует, мгла воцаряется, ум бездействует.

Изменившееся под влиянием путешествия по зимнему морозцу внутреннее состояние героя описывается с помощью метафор (великое чувство свободы наполняет ожившую грудь, жаждой дела закипает душа, совесть запевает свою песню) и эпитетов (обоняние тонко, мысли свежи, ноги выносливы). Здесь появляется мотив деятельной жизни, которой требует душа. В конце стихотворения он вспоминается снова как нереализованный.

Пейзаж (спящую природу) Некрасов рисует с помощью эпитетов и метафорических эпитетов: тихая, лунная ночь, даль глубоко прозрачна, чиста, месяц полный, узорчатые странные тени, тончайшие сети паутины, сонные нивы, играющая, ясная луна, пасмурный дуб, весёлый клён, тяжёлый ворон, старая ель, поздняя осень, освещённые луга. В пейзаже важны цвета. Хотя дело происходит ночью, краски яркие: небо голубое, беловатое и лиловое, земля одета «в волны белого лунного света» (метафора), красные полосы гречки, зеленеющая озимь, золотая долина подо льдом.

К мыслям о матери и её могиле лирического героя приводит ассоциация с родиной-матерью, родной деревней-кормилицей, о которой вспоминает герой. И родина, и родная деревня, запасшаяся стогами на зиму, олицетворяются. Герой мысленным взором переносится к церкви, где похоронена мать.

В описании церкви важны контрасты: белая стена – и чёрная тень старика-звонаря, дряхлый старик – и его громадно великая тень на полравнины, тишина ночи – и звук бьющего 12 раз колокола.

Читайте также:  Стихи про ветер для детей и взрослых: красивые стихотворения о ветре классиков

Вызвав в памяти образ матери, «чистейшей любви божество», лирический герой исповедуется ему. Портрет матери написан эпитетами: «русокудрая, голубоокая, с тихой грустью на бледных устах», величаво-безгласная, молодая, прекрасная, бледнолицая.

Лирический герой просит вывести его на тернистую дорогу, по которой идут погибающие за великое дело любви (метафора). Он приходит к выводу, что только смертью может доказать свою смелость и любовь (как сделала его мать, страдая за детей). Ритмический обрыв свидетельствует о том, что мольба героя была продолжена.

Но утром от решимости лирического героя не осталось и следа. Он слаб и испуган, подчиняется убеждениям внутреннего голоса, что благие порывы не приведут к действиям.

Название стихотворения – это метафорическая характеристика человека, который отказывается от достижения благородных целей под влиянием жизненных трудностей, лишь иногда вспоминая о них, а таковы почти все люди.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом (первая строчка четырёхстопная). Речь близка к разговорной. Женская рифма чередуется с мужской, кольцевая и перекрёстная рифмовка чередуются неупорядоченно, некоторые строчки остаются без рифмы, на них падает логическое ударение.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова

  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова

  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова

  • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова

  • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова

  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова

  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова

  • «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова

  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

  • «Поэту (Памяти Шиллера)», анализ стихотворения Некрасова

  • «Умру я скоро», анализ стихотворения Некрасова

  • «Блажен незлобивый поэт», анализ стихотворения Некрасова

  1. По произведению: «Рыцарь на час»
  2. По писателю: Некрасов Николай

Построчный анализ стихотворения А.Н.Некрасова «Рыцарь на час» (1860-1861г.г.) Построчный анализ стихотворения А.Н.Некрасова «Рыцарь на час» (1860-1861г.г.) – презентация

1 Построчный анализ стихотворения А.Н.Некрасова «Рыцарь на час» ( г.г.) Построчный анализ стихотворения А.Н.Некрасова «Рыцарь на час» ( г.г.

) Цели: 1) Исследовать исповедальный характер поэтики Некрасова на примере стихотворения «Рыцарь на час» 1) Исследовать исповедальный характер поэтики Некрасова на примере стихотворения «Рыцарь на час» 2) Ответить на вопросы: 2) Ответить на вопросы: а) В чём и кому исповедуется зрелый Некрасов? б) Чем объясняет он причины самобичевания? в) В чём видит выход поэт?

2 «Рыцарь на час»-поэтическая исповедь Некрасова своей матери «в позорных пятнах» Я пою тебе песнь покаяния, Чтобы кроткие очи твои Смыли жаркой слезою страдания Все позорные пятна мои!

3 За что бичует себя поэт? О чём сожалеет? За что бичует себя поэт? О чём сожалеет? Погрузился я в тину нечистую Мелких помыслов, мелких страстей… От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви ! Называет свои помыслы мелкими и готов погибнуть за великое дело. Любовь к матери перерастает в покаянную любовь к России…

4 Что важно для поэта в данный момент? Что важно для поэта в данный момент? Не робеть перед правдой-царицею Не робеть перед правдой-царицею Научила ты музу мою: Научила ты музу мою: Мне не страшны друзей сожаления, Мне не страшны друзей сожаления, Не обидно врагов торжество, Не обидно врагов торжество, Изреки только слово прощения, Изреки только слово прощения, Ты, чистейшей любви божество! Ты, чистейшей любви божество! Поэт исповедуется матери и находит лишь в ней утешение … Поэт исповедуется матери и находит лишь в ней утешение …

5 Считает ли нужным себя поэт? Увлекаем бесславною битвою, Увлекаем бесславною битвою, Сколько раз я над бездной стоял, Сколько раз я над бездной стоял, Поднимался твоею молитвою, Поднимался твоею молитвою, Снова падал – и вовсе упал! Снова падал – и вовсе упал! Поэт видит бессмысленность своего существования в этой битве. Поэт видит бессмысленность своего существования в этой битве.

6 В чём видит свой приговор судьбы поэт? Есть ли выход из создавшегося положения? Покорись, о ничтожное племя! Покорись, о ничтожное племя! Неизбежной и горькой судьбе, Неизбежной и горькой судьбе, Захватило вас трудное время Захватило вас трудное время Неготовыми к трудной борьбе. Неготовыми к трудной борьбе.

Вы ещё не в могиле, вы живы, Вы ещё не в могиле, вы живы, Но для дела вы мёртвы давно, Но для дела вы мёртвы давно, Суждены вам благие порывы, Суждены вам благие порывы, Но свершить ничего не дано… Но свершить ничего не дано… Поэт ощущает неизбежный трагизм и обречённость мечты о революционном подвиге России Поэт ощущает неизбежный трагизм и обречённость мечты о революционном подвиге России

7 «Рыцарь на час»- поэзия «рыдательная», покаянная, исповедальная. В ней весь трагизм Некрасова, пронизанный сыновней любовью к матери, перерастающей в покаянную любовь к Родине… «Суждены вам благие порывы, Но свершить ничего не дано»

«Рыцарь на час» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – тема, идея, жанр

Если пасмурен день, если ночь не светла, Если ветер осенний бушует, Над душой воцаряется мгла, Ум, бездействуя, вяло тоскует. Только сном и возможно помочь, Но, к несчастью, не всякому спится…

Слава богу! морозная ночь — Я сегодня не буду томиться. По широкому полю иду, Раздаются шаги мои звонко, Разбудил я гусей на пруду, Я со стога спугнул ястребенка.

Как он вздрогнул! как крылья развил! Как взмахнул ими сильно и плавно! Долго, долго за ним я следил, Я невольно сказал ему: славно! Чу! стучит проезжающий воз, Деготком потянуло с дороги… Обоняние тонко в мороз, Мысли свежи, выносливы ноги.

Отдаёшься невольно во власть Окружающей бодрой природы; Сила юности, мужество, страсть И великое чувство свободы Наполняют ожившую грудь; Жаждой тела душа закипает, Вспоминается пройденный путь, Совесть песню свою запевает…

Я советую гнать ее прочь — Будет время ещё сосчитаться! В эту тихую, лунную ночь Созерцанию должно предаться. Даль глубоко прозрачна, чиста, Месяц полный плывет над дубровой, И господствуют в небе цвета Голубой, беловатый, лиловый.

Воды ярко блестят средь полей, А земля прихотливо одета В волны белого лунного света И узорчатых, странных теней.

От больших очертаний картины До тончайших сетей паутины, Что по воздуху тихо плывут,— Всё отчетливо видно: далече Протянулися полосы гречи, Красной лентой по скату бегут; Замыкающий сонные нивы, Лес сквозит, весь усыпан листвой; Чудны красок его переливы Под играющей, ясной луной; Дуб ли пасмурный, клен ли весёлый — В нем легко отличишь издали; Грудью к северу, ворон тяжёлый — Видишь — дремлет на старой ели! Всё, чем может порадовать сына Поздней осенью родина-мать: Зеленеющей озими гладь, Подо льном — золотая долина, Посреди освещенных лугов Величавое войско стогов — Всё доступно довольному взору… Не сожмется мучительно грудь, Если б даже пришлось в эту пору На родную деревню взглянуть: Не видна ее бедность нагая! Запаслася скирдами, родная, Окружилася ими она И стоит, словно полная чаша. Пожелай ей покойного сна — Утомилась, кормилица наша!..

Спи, кто может,— я спать не могу, Я стою потихоньку, без шуму На покрытом стогами лугу И невольную думаю думу. Не умел я с тобой совладать, Не осилил я думы жестокой…

В эту ночь я хотел бы рыдать ‎На могиле далекой, Где лежит моя бедная мать…

  Краткое содержание «Дым отечества» Паустовский

В стороне от больших городов, Посреди бесконечных лугов, За селом, на горе невысокой, Вся бела, вся видна при луне, Церковь старая чудится мне, И на белой церковной стене Отражается крест одинокий.

Да! я вижу тебя, божий дом! Вижу надписи вдоль по карнизу И апостола Павла с мечом, Облаченного в светлую ризу. Поднимается сторож-старик На свою колокольню-руину, На тени он громадно велик: Пополам пересек всю равнину.

Поднимись!— и медлительно бей, Чтобы слышалось долго гуденье! В тишине деревенских ночей Этих звуков властительно пенье: Если есть в околодке больной, Он при них встрепенётся душой И, считая внимательно звуки, Позабудет на миг свои муки; Одинокий ли путник ночной Их заслышит — бодрее шагает; Их заботливый пахарь считает И, крестом осенясь в полусне, Просит бога о ведреном дне.

Звук за звуком гудя прокатился, Насчитал я двенадцать часов.

С колокольни старик возвратился, Слышу шум его звонких шагов, Вижу тень его; сел на ступени, Дремлет, голову свесив в колени, Он в мохнатую шапку одет, В балахоне убогом и темном… Всё, чего не видал столько лет, От чего я пространством огромным Отделен, — всё живет предо мной, Всё так ярко рисуется взору, Что не верится мне в эту пору, Чтоб не мог увидать я и той, Чья душа здесь незримо витает, Кто под этим крестом почивает…

Повидайся со мною, родимая! Появись легкой тенью на миг! Всю ты жизнь прожила нелюбимая, Всю ты жизнь прожила для других. С головой, бурям жизни открытою, Весь свой век под грозою сердитою Простояла ты,— грудью своей Защищая любимых детей.

И гроза над тобой разразилася! Ты, не дрогнув, удар приняла, За врагов, умирая, молилася, На детей милость бога звала. Неужели за годы страдания Тот, кто столько тобою был чтим, Не пошлет тебе радость свидания С погибающим сыном твоим?..

Я кручину мою многолетнюю На родимую грудь изолью, Я тебе мою песню последнюю, Мою горькую песню спою.

О прости! то не песнь утешения, Я заставлю страдать тебя вновь, Но я гибну — и ради спасения Я твою призываю любовь! Я пою тебе песнь покаяния, Чтобы кроткие очи твои Смыли жаркой слезою страдания Все позорные пятна мои! Чтоб ту силу свободную, гордую, Что в мою заложила ты грудь, Укрепила ты волею твердою И на правый поставила путь…

Треволненья мирского далекая, С неземным выраженьем в очах, Русокудрая, голубоокая, С тихой грустью на бледных устах, Под грозой величаво-безгласная — Молода умерла ты, прекрасная, И такой же явилась ты мне При волшебно светящей луне. Да! я вижу тебя, бледнолицую, И на суд твой себя отдаю.

Не робеть перед правдой-царицею Научила ты Музу мою: Мне не страшны друзей сожаления, Не обидно врагов торжество, Изреки только слово прощения, Ты, чистейшей любви божество! Что враги? пусть клевещут язвительней.

Я пощады у них не прошу, Не придумать им казни мучительней Той, которую в сердце ношу! Что друзья? Наши силы неровные, Я ни в чём середины не знал, Что обходят они, хладнокровные, Я на всё безрассудно дерзал, Я не думал, что молодость шумная, Что надменная сила пройдет — И влекла меня жажда безумная, Жажда жизни — вперед и вперед! Увлекаем бесславною битвою, Сколько раз я над бездной стоял, Поднимался твоею молитвою, Снова падал — и вовсе упал!.. Выводи на дорогу тернистую! Разучился ходить я по ней, Погрузился я в тину нечистую Мелких помыслов, мелких страстей. От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви! Тот, чья жизнь бесполезно разбилася, Может смертью еще доказать, Что в нем сердце неробкое билося, Что умел он любить… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

‎(Утром, в постели)

О мечты! о волшебная власть Возвышающей душу природы! Пламя юности, мужество, страсть И великое чувство свободы — Всё в душе угнетенной моей Пробудилось… но где же ты, сила? Я проснулся ребенка слабей. Знаю: день проваляюсь уныло, Ночью буду микстуру глотать, И пугать меня будет могила, Где лежит моя бедная мать.

Всё, что в сердце кипело, боролось, Всё луч бледного утра спугнул, И насмешливый внутренний голос Злую песню свою затянул: «Покорись, о ничтожное племя! Неизбежной и горькой судьбе, Захватило вас трудное время Неготовыми к трудной борьбе. Вы еще не в могиле, вы живы, Но для дела вы мертвы давно, Суждены вам благие порывы, Но свершить ничего не дано…»

1862 (опубл. 1863)

Рыцарь на час

Некрасов. Рыцарь на час. Аудиокнига

На нашем сайте вы можете прочитать и анализ этого стихотворения.

Если пасмурен день, если ночь не светла, Если ветер осенний бушует, Над душой воцаряется мгла, Ум, бездействуя, вяло тоскует. Только сном и возможно помочь, Но, к несчастью, не всякому спится… Слава богу! морозная ночь – Я сегодня не буду томиться.

По широкому полю иду, Раздаются шаги мои звонко, Разбудил я гусей на пруду, Я со стога спугнул ястребенка, Как он вздрогнул! как крылья развил! Как взмахнул ими сильно и плавно! Долго, долго за ним я следил, Я невольно сказал ему: славно! Чу! стучит проезжающий воз, Деготьком потянуло с дороги… Обоняние тонко в мороз, Мысли свежи, выносливы ноги. Отдаешься невольно во власть Окружающей бодрой природы; Сила юности, мужество, страсть И великое чувство свободы Наполняют ожившую грудь; Жаждой дела душа закипает, Вспоминается пройденный путь, Совесть песню свою запевает…

Я советую гнать ее прочь – Будет время еще сосчитаться! В эту тихую, лунную ночь Созерцанию должно предаться. Даль глубоко прозрачна, чиста, Месяц полный плывет над дубровой, И господствуют в небе цвета Голубой, беловатый, лиловый.

Воды ярко блестят средь полей, А земля прихотливо одета В волны белого лунного света И узорчатых, странных теней.

От больших очертаний картины До тончайших сетей паутины, Что по воздуху тихо плывут, – Всё отчетливо видно: далече Протянулися полосы гречи, Красной лентой по скату бегут; Замыкающий сонные нивы, Лес сквозит, весь усыпан листвой; Чудны красок его переливы Под играющей, ясной луной; Дуб ли пасмурный, клен ли веселый – В нем легко отличишь издали; Грудью к северу, ворон тяжелый – Видишь – дремлет на старой ели! Всё, чем может порадовать сына Поздней осенью родина-мать: Зеленеющей озими гладь, Подо льном – золотая долина, Посреди освещенных лугов Величавое войско стогов – Всё доступно довольному взору… Не сожмется мучительно грудь, Если б даже пришлось в эту пору На родную деревню взглянуть: Не видна ее бедность нагая! Запаслася скирдами, родная, Окружилася ими она И стоит, словно полная чаша. Пожелай ей покойного сна – Утомилась, кормилица наша!.. Спи, кто может, – я спать не могу, Я стою потихоньку, без шуму На покрытом стогами лугу И невольную думаю думу. Не умел я с тобой совладать, Не осилил я думы жестокой…

В эту ночь я хотел бы рыдать На могиле далекой, Где лежит моя бедная мать… В стороне от больших городов, Посреди бесконечных лугов, За селом, на горе невысокой, Вся бела, вся видна при луне, Церковь старая чудится мне, И на белой церковной стене Отражается крест одинокий.

Да! я вижу тебя, божий дом! Вижу надписи вдоль по карнизу И апостола Павла с мечом, Облаченного в светлую ризу. Поднимается сторож-старик На свою колокольню-руину, На тени он громадно велик: Пополам пересек всю равнину.

Поднимись! – и медлительно бей, Чтобы слышалось долго гуденье! В тишине деревенских ночей Этих звуков властительно пенье: Если есть в околодке больной, Он при них встрепенется душой И, считая внимательно звуки, Позабудет на миг свои муки; Одинокий ли путник ночной Их заслышит – бодрее шагает; Их заботливый пахарь считает И, крестом осенясь в полусне, Просит бога о ведреном дне. Звук за звуком гудя прокатился, Насчитал я двенадцать часов. С колокольни старик возвратился, Слышу шум его звонких шагов, Вижу тень его; сел на ступени, Дремлет, голову свесив в колени, Он в мохнатую шапку одет, В балахоне убогом и темном… Всё, чего не видал столько лет, От чего я пространством огромным Отделен, – всё живет предо мной, Всё так ярко рисуется взору, Что не верится мне в эту пору, Чтоб не мог увидать я и той, Чья душа здесь незримо витает, Кто под этим крестом почивает…

Повидайся со мною, родимая! Появись легкой тенью на миг! Всю ты жизнь прожила нелюбимая, Всю ты жизнь прожила для других. С головой, бурям жизни открытою, Весь свой век под грозою сердитою Простояла ты, – грудью своей Защищая любимых детей. И гроза над тобой разразилася! Ты, не дрогнув, удар приняла, За врагов, умирая, молилася, На детей милость бога звала.

Неужели за годы страдания Тот, кто столько тобою был чтим, Не пошлет тебе радость свидания С погибающим сыном твоим?..

Я кручину мою многолетнюю На родимую грудь изолью, Я тебе мою песню последнюю, Мою горькую песню спою. О прости! то не песнь утешения, Я заставлю страдать тебя вновь, Но я гибну – и ради спасения Я твою призываю любовь! Я пою тебе песнь покаяния, Чтобы кроткие очи твои Смыли жаркой слезою страдания Все позорные пятна мои! Чтоб ту силу свободную, гордую, Что в мою заложила ты грудь, Укрепила ты волею твердою И на правый поставила путь… Треволненья мирского далекая, С неземным выраженьем в очах, Русокудрая, голубоокая, С тихой грустью на бледных устах, Под грозой величаво-безгласная – Молода умерла ты, прекрасная, И такой же явилась ты мне При волшебно светящей луне. Да! я вижу тебя, бледнолицую, И на суд твой себя отдаю. Не робеть перед правдой-царицею Научила ты Музу мою: Мне не страшны друзей сожаления, Не обидно врагов торжество, Изреки только слово прощения, Ты, чистейшей любви божество! Что враги? пусть клевещут язвительней.

Я пощады у них не прошу, Не придумать им казни мучительней Той, которую в сердце ношу! Что друзья? Наши силы неровные, Я ни в чем середины не знал, Что обходят они, хладнокровные, Я на всё безрассудно дерзал, Я не думал, что молодость шумная, Что надменная сила пройдет – И влекла меня жажда безумная, Жажда жизни – вперед и вперед! Увлекаем бесславного битвою, Сколько раз я над бездной стоял, Поднимался твоею молитвою, Снова падал – и вовсе упал!.. Выводи на дорогу тернистую! Разучился ходить я по ней, Погрузился я в тину нечистую Мелких помыслов, мелких страстей. От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви! Тот, чья жизнь бесполезно разбилася, Может смертью еще доказать, Что в нем сердце неробкое билося, Что умел он любить… ……………………………………………………………… (Утром, в постели) О мечты! о волшебная власть Возвышающей душу природы! Пламя юности, мужество, страсть И великое чувство свободы – Всё в душе угнетенной моей Пробудилось… но где же ты, сила? Я проснулся ребенка слабей. Знаю: день проваляюсь уныло, Ночью буду микстуру глотать, И пугать меня будет могила, Где лежит моя бедная мать. Всё, что в сердце кипело, боролось, Всё луч бледного утра спугнул, И насмешливый внутренний голос Злую песню свою затянул: «Покорись, о ничтожное племя! Неизбежной и горькой судьбе, Захватило вас трудное время Неготовыми к трудной борьбе. Вы еще не в могиле, вы живы, Но для дела вы мертвы давно, Суждены вам благие порывы, Но свершить ничего не дано…» 1860-1862

Ссылка на основную публикацию