Анна Аркадьевна Каренина – персонаж романа Л. Толстого “Анна Каренина”
Погружаясь в атмосферу романа «Анна Каренина» Льва Николаевича Толстого, читатель невольно задумывается над непростой судьбой женщины, смыслом ее жизни и ролью любви. Характеристика.
Главная героиня романа – Анна Каренина предстает перед нами светской молодой женщиной с весьма привлекательной внешностью. Она открыта, доброжелательна, весела.
Анна лишена всего этого напускного, присущего светским дамам того времени, она прекрасная мать и любящая жена. Для окружающих ее семья представляется образцовой. Но только Анна знает, что за показным лоском скрывается фальшь и притворство.
Супругов связывает вовсе не любовь, а только лишь взаимное уважение.
Картина Крамского. Прообраз Карениной
Встреча с Вронским свежим ветром перемен врывается в жизнь главной героини романа. Ее завораживает нахлынувшее чувство, которому она не в силах противостоять. Анна начинает испытывать жажду жизни и потребность в любви.
В конце концов, эта страсть овладевает ею полностью. При всем этом Анна испытывает мучительные угрызения совести, ощущает себя предательницей. Поведение Каренина усугубляет ее состояние, он великодушно прощает изменницу, старается сохранить брак.
Чувства Анны к супругу от безразличия перерастают в ненависть.
Уход от мужа не приносит Анне Карениной долгожданного душевного покоя. Никто и ничто не может избавить Анну от тягостных мыслей. Ее сердце перестало радоваться и маленькой дочери и возлюбленному Вронскому. Она разочарована в том, что ее любовь не смогла преодолеть, выпавшие на ее долю испытания. В своих бедах женщина начинает обвинять Вронского:
«Моя любовь…все делается страстнее и себялюбивее, а его все гаснет и гаснет, и вот отчего мы расходимся, и помочь этому нельзя».
Усугубляется ситуация, тем, что Анна вынуждена пребывать в разлуке с собственным сыном. Героиня начинает чувствовать себя несчастной, а излишнее употребление морфия и вовсе усугубляет ее состояние. Анна устала чувствовать себя виноватой и обреченной, героиню все чаще посещают мысли о смерти. Жизнь Карениной рушится в порыве искренних, правдивых и настоящих чувств.
В основе романа заложено традиционное понятие о нравственности женщины. В романе четко прослеживается одна из основных тем творчества Толстого – отчужденность мира от человека.
Любовь Анны Карениной к Вронскому оказалась под мощным влиянием общественного порицания.
Неискренность и разобщенность в семье, стали главной причиной трагедии, случившейся с этой привлекательной и искренней женщиной.
Лев Николаевич, будучи тонким психологом, в своем романе избегает однозначных характеристик героев и их поступков.
Это позволяет читателю оценить ситуацию, в которую попала Анна Каренина, самостоятельно, опираясь на собственную систему ценностей и представления о «плохом» и «хорошем». Ответ на вопрос: «Кто повинен в смерти Анна Карениной ?», автор оставляет открытым.
Однако он подводит читателя к осознанию того, что главной причиной разрушения личности является расстройство душевного баланса и моральное разрушение.
Анна Каренина, персонаж, который будет иметь своих прототипов во все времена. В современном обществе немало женщин, которые вынуждены бороться за свою любовь, вступаю в конфронтацию с обществом и противоречия с собой. Кинематографические и театральные постановки представляют нам образ Анны Карениной, через призму собственного видения.
На смерть героини можно посмотреть как на душевную слабость, а можно оценивать наоборот, как силу характера. Глубина чувств, целостность характера и злободневность вечных человеческих проблем выходят на первый план в романе и реализуются в образе Анны Карениной.
Актрисы сыгравшие Каренину:
Грета ГарбоВивьен ЛиТатьяна СамойловаСофи МарсоКира Найтли
Образ Анны Карениной
Кадр из фильма Анна Каренина |
Образ Анны Карениной – самый сложный в романе. Анна необычная, талантливая молодая женщина, полная сил и энергии, рождена для счастья, погибает духовно, столкнувшись с ложью высшего мира, в котором она выросла и получила воспитание.
О ее жизни до встречи с Вронским узнаем уже, когда возник между ними роман. В браке Анна была духовно одинокой, что не сочеталось с ее характером. Поэтому ее любовь к сыну Сереже полна постоянного волнения и трепета. Но это было до встречи. То, что пережила Анна за неделю в Москве и за одну ночь в поезде, в котором она возвращалась в Петербург, полностью изменило взгляды на жизнь, а значит, и саму ее жизнь. Сцена размышлений главной героини в поезде – настоящее художественное открытие писателя, исследует неисчерпаемую сложность души и неповторимости каждого переживания человека. Нам надо запомнить образы веселого и страшного забвения героини, потому что они в дальнейшем развитии сюжета наберут символического и трагического содержания. А пока на остановке Анна выходит на платформу станции …
Писатель описывает метель. Это описание природы передает внутреннее состояние героини. В русской литературе метель – особая тема, и крупнейшего художественного значения она набирает в творчестве Александра Пушкина. В его повести “Метель” сильный ветер со снегом меняет судьбы людей. Страшную, пугающую силу метели отражено художником и в стихотворении “Бесы”, а в повести “Капитанская дочка” герой, символизирующий стихийную силу народного бунта, Пугачев, появляется прямо из метели.
В романе Толстого разговор Анны с Вронским происходит на станции, когда «страшная буря рвалась и свистела между колесами вагонов ».
– Я не знала, что вы едете. А зачем вы едете? – Сказала она … И несдержанная радость и оживление сияли у нее на лице.- Зачем я еду? – Повторил он, глядя ей прямо в глаза. – Вы знаете, я еду для того, чтобы быть там, где вы, – сказал он, – я не могу иначе.
И в это же время, как бы преодолев препятствия, ветер начал сыпать снегом с крыш вагонов, забарабанил каким-то железным оторванным листом, и впереди плаксиво и мрачно заревел густой свисток паровоза. Весь ужас метели показался ей теперь еще прекраснее. Он сказал именно то, чего желала ее душа, но чего она боялась рассудком.
Этот прозаический отрывок воспринимается как поэзия, которая создает образы-символы, связанные с глубинными и впечатляющими переживаниями героев: метель, холод, ветер, снег, скрежет металла, рев паровоза создают единую картину страсти сильнее мысли. Именно они (и только они!) Способны передать силу важнейших чувств как Анны, так и Вронского. Без этих символических образов мы не поймем и трагедии, на которую обречены герои.
Любовь к Вронскому Анна осознает как катастрофу всей предыдущей жизни, но ничего противопоставить своему “Преступлению” не может. И жизнь героини теряет целостность: все в ней начинает раздваиваться.
А еще Анна столкнулась с тем, что в высшем свете поддерживают тайную измену, но не поддерживают искреннее, открытой любви. Алексей Александрович решил поговорить с женой и предостеречь ее от ошибки. Он надеялся на откровенность такой искренней Анны.
Понимая, о чем будет разговор, женщина отвечает так, будто ничего не случилось, ей самой удивительно, как легко она может врать: “чувствовала себя одетой в непроницаемую броню лжи”.
Для постороннего человека поведение Анны показалась бы естественным, но не для Алексея Александровича, который знал ее, знал, что, когда он ложился спать на пять минут позже, она это замечала и спрашивала о причине, для него, знавшего, что о всякой радости, горе она сразу же говорила ему, – для него теперь видеть, что она не хотела замечать его состояния, не хотела и слова сказать о себе, означало многое.
Так Анна полностью отворачивается от человека, который был самым близким для нее в течение девяти лет.
Анна не захочет поверить в страдания мужа; зная свою вину перед ним, она не себя, а его обвинят в бесчувственности и лицемерии.
Внутренние отношения супругов полностью меняются, а это значит, что жизнь потеряло целостность. Как покажет сюжет романа, неполноценные отношения приводят к катастрофическим последствиям.
Толстой считал, что люди делают “вечную ошибку”, представляя себе счастье «осуществлением желания», и поэтому его удивляло, что в большинство романов заканчивается свадьбой героев, а главное – дальнейшая их жизнь – остается в воображении читателей.
Но истинная сущность вещей, смысл человеческих поступков раскрываются на протяжении всей жизни, и получается, что понимание счастья и самой жизни – это большая разница. Жизнь Анны после того, как осуществилась ее “волшебная мечта быть счастливой”, становится тяжелой брешью.
Она видит страшный сон, который имеет драматические последствия сверхъестественных попыток “соединить в одно любовника и отца своего ребенка … “
С этого ужасного состояния надо как-то выходить, Анна инстинктивно тянется к знакомым. Все ее знакомые – это люди высшего общества, и Толстой ненавязчиво показывает, существующую разница между Анной и ее приятельницами. Ближайшая знакомая Анны – Бетси Тверская, княгиня, двоюродная сестра Вронского.
У нее собираются самые модные женщины со своими кавалерами. Все знают о любовных связях Бетси Тверской, Сафо Штольц, Лизы Меркаловой и других, но их поведение, основана на лицемерии, которое давно стало правилом хорошего тона, не затрагивает лживых основ этого общества.
Анна не понимает то, что так мучает ее, совсем обходит стороной других женщин высшего общества. Бетси говорит Анне:
Видите, на одну и ту же вещь можно смотреть трагически и сделать из нее муку, и смотреть просто и даже весело. Возможно, вы склонны смотреть на вещи слишком трагически.
Это – своеобразная мораль, которая оправдывает жизненное поведение человека винного мира и основывается на принципе самоутверждения, когда точкой отсчета в жизни человека является “я сам, отдельный”.
Такая точка зрения отталкивается от понимания своего “я” не только как отдельного от всего остального в мире, но и как самого главного: все будет хорошо, когда ты поймешь, что ничего важнее в мире нет, кроме тебя самого, только надо не забывать о обычаях и правилах, которыми руководствуется цивилизованная часть общества.
Эту точку зрения высказывает и Степан Аркадьевич Оболонский: “в этом же и цель образования: из всего делать наслаждение”. Такой тотальный эгоизм и эгоцентризм в изысканной и роскошной оболочке.
Однако Анна другая, она искренняя и откровенная, глубокая и правильная, и когда происходит ее «падения», то единственный выход, который она находит – это смерть.
Положение героини не просто драматическое, оно трагическое, и полностью этот трагизм выступает, когда Анна хочет вернуть сына.
Она не может сказать Вронскому, что страдает без ребенка, потому что он не поймет всей глубины ее несчастья, которое является платой за их любовь.
Тайно от графа (он так и не узнает о драматическом свидание матери и сына) Анна в день рождения Сереже приходит в дом, который был ее в течение девяти лет.
– одна из самых волнующих в романе. Каренина приезжает в восемь часов утра, когда сын только проснулся.
Она застает сонного мальчика, жадно осматривает его и видит, как он изменился; у нее нет слов, чтобы сказать о своей любви к нему и о своем несчастье, но Сережа понял все, что она хотела сказать ему. Он понял, что она была несчастна и любила его. Он понял …
что матери с отцом нельзя встречаться. Но вот он не мог понять: почему на ее лице появился испуг и стыд … Она не виновата, а боится его и чего стесняется … Он видел, что она страдает, и ему было жалко ее.
Когда мальчик, прижавшись к матери, шепотом попросил: “Не уходи, он не скоро придет”, – Анна чувствует боль, потому что у нее нет ни прав, ни возможности быть с сыном … Вернувшись в отель, она понимает, «кто был причиной настоящего горя».
Еще на первом свидании Анна сказала Вронскому, что кроме него у нее больше никого нет. После свидания с сыном она чувствует этот факт с новой силой, теперь единственное оправдание ее жизни заключается в любви.
Потому что Анна – человек, которому нужно не просто жизнь, а жизнь со смыслом, потому что жизнь без смысла теряет свою силу и превращается в абсурдность и зло. Поэтому любовь к Вронскому становится единственным смыслом ее жизни.
Но что собой представляет это любовь?
“Анна Каренина” – это роман о любви, и поэтому в произведении она играет концептуальную роль.
В XI главе первой части, передовая разговор Левина с Облонским, Толстой вспоминает древнегреческого философа Платона, который в трактате “Пир” определяет, что настоящая любовь – это путь человека к Истине, Красоте и Бессмертие. Он назвал такую любовь Афродитой Ураниею, т.е.
Небесной, и только она открывает связь между человеком и всем миром. Этой Афродите противопоставляется Афродита Пандемос (Всенародная) – чувственная, сексуальная страсть, отделяет человека от мира и сосредоточивает ее на себе.
Современник Толстого, русский философ Владимир Соловьев считал, что целью любого существования абсолютная полнота бытия, и эта идея присутствует в сознании каждого человека. Абсолютной полноты бытия можно достичь только в любви ко всему миру, Бога.
Такие идеи были близкие Толстому, ведь еще в “Войне и мире” он показал, что смысл жизни заключается в гармоничной целостности и в связи человека со всем миром, в период работы над “Анной Карениной” писателю приходится снова искать ответ на вопрос: что отделяет людей друг от друга и от всего мира.
Жизнь Вронского проходит почти так же, как и до встречи с Карениной. Светское общество не отказывается от него. Что же касается Анны, то здесь действуют другие законы, которые понял по себе Алексей Александрович Каренин после того, как его оставила жена.
Он почувствовал презрение людей не потому, что «был плохой», а потому, что «он позорно и отвратительно несчастлив». Анна была одной из тех, кто ненавидел его. Теперь высший свет отречется и от Анны и презирать ее за то, что она осмелилась быть счастливой.
Отношение светского общества к героине ярче видно, когда она едет в театр послушать знаменитую итальянскую певицу Патти. Каренина, понимая, как ее встретит высший мир, будто бросает ему вызов. Вронского поведение Анны вызывает раздражение.
Выход Анны в мир заканчивается скандалом, унизительным для нее, но она «собрала свои последние силы, чтобы выдержать взятую на себя роль ». Роль внешнего покоя вполне прибегала ей, но Толстой говорит:
Кто не знал ее и ее круга, не слышал всех высказываний сочувствия, негодования и удивления женщин, она позволила себе появиться в мире и показаться так заметно в своем кружевном наряде и со своей красотой, те любовались спокойствием и красотой этой женщины и не догадывались, что она переживала то же, что человек, выставленный у позорного столба.
Любовь Анны и Вронского – это именно связь, а не единение, но эта связь настолько сложная и сильная, что приводит к трагедии.
После последней ссоры с Вронским Анна едет по улицам Москвы и думает о своей жизни.
Этот момент в романе является еще одним художественным открытием Толстого и вестником психологических поисков художников XX века таких, как Джеймс Джойс или Марсель Пруст. Героиня обращает внимание на все, что встречается ей по дороге.
Впечатления от увиденного перетекают в ее мысли. Впервые в литературе «поток жизни» переходит в “поток сознания”, а Анна впервые сопоставляет свою жизнь с жизнью других, и делает выводы.
– которые так ее захватили, является художественным отражением мыслей немецкого философа XIX века Артура Шопенгауэра.
В своей философской работе “Мир как воля и представление” мыслитель доказывает, как сути любой жизни есть воля, иррациональная сила, неудовлетворенность, что толкает природные силы (растительные, животные, человеческие) на непрерывную борьбу за право доминировать друг над другом.
Эта изнурительная борьба, учит человека подчинять природу и себе подобных, порождая жестокие формы эгоизма. Поэтому человек является самой совершенной “объективацией” воли к жизни, существом желаний. Покинутая всеми, одинокая и неуверенная ни в чем, она погружается в стихию тревоги и угроз, которые растут.
Поэтому жизнь – непрерывная борьба за существование, в котором есть только одна безысходность: сокрушительное поражение в финале – смерть. Трагическим является не только существования человека, но и вся история человечества, которую можно рассказать только как историю войн и мятежей.
Открытие Анной мира Толстой называет “пронзительным светом”, который “открывало ей теперь смысл жизни и человеческих отношений”. Она чувствует, что ее любовь становится “все горячее”, а Вронский “все хочет отойти от меня”. И снова, рассматривая улицу большого города, женщина осознала все, до конца:
Этих улиц я совсем не знаю. Горы какие-то, и все дома, дома … И в домах все люди, люди … Сколько их, края нет, и все ненавидят друг друга.
Эти выводы о лжи и зло окружающего мира будто успокаивают героиню. Анна понимает, что ее судьба отражает общее состояние трагедии человеческой жизни.
Образ Анны Карениной в одноимённом романе Л.Н. Толстого
Образ Анны Карениной в одноимённом романе Л.Н. Толстого воплотил в себе переживания писателя относительно современной ему действительности. Российское государство 70-х годов отражено в произведении со всех сторон, начиная двором императора и заканчивая простой крестьянской избой.
В основе романа лежит не частная история, а исторически устоявшееся явление, которое коснулось жизни всего народа. Эти порядки отображаются не на прославленных героях или государственных деятелях, а на обыкновенных людях, составляющих основу типичного аристократического общества.
Послереформенное время оказалось трудным для большинства: семейные драмы на фоне разорения, крах денежной системы, катастрофы на железных дорогах.
Роман «Анна Каренина» создавался писателем на протяжении четырёх лет, изначальный замысел несколько раз пережил значительные изменения: его сюжет и композиция увеличивались и усложнялись, изменялись действующие лица и их имена. Главную героиню первых редакций, вряд ли кто-нибудь бы сейчас узнал. Л.Н.
Толстой с каждой поправкой, внесённой в роман, делал Анну Каренину более высоконравственной натурой, вызывающей у читателя сожаление. Сам писатель хотел показать её «потерявшей себя» женщиной, но в то же время «невиновной». Она была вынуждена отказаться от обязанностей жены и матери, только потому, что не было иного выхода.
Лев Николаевич её оправдывает, но трагический финал подобной судьбы неизбежен, по его мнению.
Известно, что перед началом работы над романом писатель узнал о разводе, случившемся в семье близких знакомых. В то время бракоразводный процесс не был привычным делом и вызывал у общественности резко негативное отношение.
Люди осуждали и не одобряли подобное поведение, исключая из своих рядов рискнувших совершить подобное. Несмотря на сложившиеся устои, знакомая Льва Николаевича всё же развелась со своим мужем, причём по своей инициативе, а через несколько месяцев вышла замуж за любимого человека.
Следом за этой историей произошёл неприятный случай: возлюбленная соседа Толстого покончила жизнь самоубийством, бросившись под колёса поезда на глазах у самого писателя. Ужасная картина с изуродованным телом долго стояла перед его глазами и не давала прийти в себя.
Именно эти события принято считать основополагающими при задумке и создании романа.
Анна Каренина – главная героиня романа Л.Н.
Толстого, которая в начале произведения представляется читателю только с лучшей стороны, но этот идеальный образ разрушается сразу же, как только в её жизни появляется граф Вронский.
С этих пор Анна готова поступить всем, в чём заключались её самые важные ценности в жизни: ребёнок, семья, положение в обществе, собственные принципы и достоинство.
В основу данного образа Л.Н. Толстой вложил характеристики своих знакомых и членов семьи. Анна – это светская замужняя женщина, у которой есть восьмилетний сын. Её высокое положение в обществе – полностью заслуга мужа, знатного петербургского чиновника.
Их брак был безукоризненным и образцовым до тех пор, пока главная героиня не отправилась погостить в дом своего брата Степана Облонского, позвавшего сестру в надежде на то, что ей удастся помирить его с женой, узнавшей об интрижке с прислугой. Дарья Александровна Облонская уличила своего мужа в измене, совершённой с гувернанткой и не хотела его прощать.
Только влияние образцовой жены и матери в лице Карениной было способно изменить сложившуюся ситуацию.
Вронского Анна встретила в первый раз на вокзале, сразу же после приезда в Санкт-Петербург.
Тогда ещё она не проявляла никаких особых признаков внимания, но молодой офицер заметил заинтересованность собственной персоной по едва заметной улыбке, пробежавшей по лицу прекрасной незнакомки.
Вряд ли тогда кто-то мог подумать, что из этой искры разгорится такой пожар. Особую роль для дальнейшего развития событий играет то, что именно в этот день Алексей хотел сделать предложение Кити, но после нежданной встречи резко передумал.
Жизнь главной героини ничем не отличается от жизни любой другой представительницы высшего сословия, отличается только сама Анна: она не умеет лицемерить и приспосабливаться по необходимости. Она умная, сильная женщина с богатым внутренним миром.
Больше всего главная героиня ценила свободу и искренние чувства, именно поэтому внезапно вспыхнувшая страсть затмила страдания мужа и материнский долг.
Она не ожидала, что Вронский бросится вдогонку за ней и, позабыв о нормах приличия, начнёт свои ухаживания, несмотря на то, что его возлюбленная – замужняя женщина.
На протяжении года, молодые люди пытались обмануть свои чувства, стараясь ограничиться только душевной близостью и светскими разговорами, но любовь в итоге взяла верх. Всё высшее общество, включая мужа Анны, знало об этой запретной связи и наблюдало за её развитием.
Супруг главной героини оставался с ней рядом даже после того, как она забеременела от другого мужчины. Он насильно держал её возле себя, угрожая отнять ребёнка, если посмеет подать на развод.
Но для любви не страшны никакие преграды, поэтому Анна бросила всё и уехала с красавцем-любовником и их совместной дочерью заграницу, оставив родного сына с его отцом.
Анна думала, что её ждёт безоблачное будущее, но все мечты разбились о серые будни, полные забот и рутины. Главная героиня, недопустимая в приличное общество, страдала от недостатка внимания.
Она сильно ревновала Вронского, требовала его постоянного присутствия, но паническая навязчивость действовала совершенно иным способом – он всё больше и больше отдалялся, не замечая больше той прекрасной незнакомки, в которую влюбился.
Теперь Анну действительно трудно узнать, она уже потеряла способность растворяться в любимом человеке, дарить ему теплоту и заботу, теперь всё полностью изменилось – она только требует и подчиняет своей воле.
Для завершения бракоразводного процесса молодая пара была вынуждена вернуться в Москву, где пришлось ожидать решение суда долгие полгода, которые стали решающими в их судьбе.
Отношения с каждым днём становились всё хуже и хуже, у Анны началась самая настоящая паранойя по поводу неверности Вронского. Она решила, что лучше всего будет уехать снова в деревню и вести там прежний уединённый образ жизни.
Алексей согласился со своей возлюбленной, но перед отъездом отправился к матери для решения важных деловых вопросов. Анна и в этом визите нашла подвох, и кинулся вдогонку за возлюбленным на вокзал.
Там на главную героиню нахлынули воспоминания о том, как начиналась вся история сумасшедшей любви и, не выдержав мук совести и подозрений, вконец запутавшаяся женщина кинулась под колёса поезда.
Главная роль в романе отведена писателем не конкретному человеку, а семье в целом. Все значимые события всегда начинают развиваться в семейном кругу или же в нём заканчиваются. Взгляды на семью в светском обществе того времени были весьма странными: дети воспитывались гувернёрами, а не родителями, понятие семейной верности обесценилось.
Было важно лишь то, что подумают окружающие, именно поэтому муж Анны закрывал на её измену глаза, лишь бы не стало известно об этом в свете. Если бы главная героиня жила в своё удовольствие, но придерживалась внешней благопристойности, от неё бы не отвернулось общество. Но Анна не могла увязнуть во лжи, это противоречило её натуре.
Получается, что главным препятствием к счастью Карениной были представители высших сословий во главе с её мужем.
Молодая женщина пыталась бороться, но не получала поддержки даже со стороны своего возлюбленного.
Анна пыталась найти выход из сложившейся ситуации в глобальном плане – она загорелась идеей женского образования, однако её положение и род занятий не принёс никаких успехов, и утешение пришло в виде порочных наслаждений. Главная героиня просто устала, её силы были надломлены.
Жертвы, принесённые ради осуществления мечты о большой любви, давили непомерным грузом на хрупкие женские плечи.
Общество не смогло простить Анне её искренние и чистые чувства, а Вронский был типичным представителем этого «общества», поэтому оказался по другую сторону от переживаний своей возлюбленной. Драма жизни главной героини состоит в том, что она пошла наперекор общепринятым стереотипам отношений своей среды и всей современной эпохи в целом.
В образе Анны Карениной тесно переплелись добро и зло – два понятия, раскрыть которые Л.Н. Толстой пытался на протяжении всей своей жизни.
Главная героиня всем существом стремилась к счастью, но на её пути встали силы зла, которые в итоге привели запутавшуюся женщину к гибели.
Любовь женщины настолько же сильная, как и любовь матери, поэтому эти чувства оказались для Анны Карениной равноценно необходимы, жить по-другому она просто не смогла.
Анна Каренина в романе "Анна Каренина". Образ героини – Толстой Л.Н
- Сочинения
- По литературе
- Толстой Лев
- Образ Анны Карениной
Анна Каренина — героиня одноименного романа Л.Н. Толстого. Это молодая, необычайно красивая женщина, полная энергии. Она родилась и выросла в высшем обществе, получила отличное воспитание. Она умна, интеллигентна, пишет рассказы для детей.
Каренина замужняя дама, растит сына Сережу. Сын — самый дорогой для нее человек, Анна, чувствуя себя духовно одинокой, обрушивает все свои трепетные чувства на сына. Когда-то Анна любила своего мужа, но со временем любовь угасла. Обыденность в отношениях сделала свое дело, совместная жизнь тяготит ее. Карениной нужен глоток свежего воздуха, она стремиться к новому, интересному.
Встреча с Вронским полностью перевернула жизнь Анны Аркадьевны. За неделю, проведенную в Москве, она изменила свои взгляды, и как следствие изменилась сама. Ради Алексея героиня бросает прежнюю жизнь.
Анна, выросшая в обществе, где соблюдение приличий было неотъемлемой частью, столкнулась с тем, что ее тайная измена вполне нормальное явление. А вот открытой любви общество не приемлет. Муж пытается предостеречь ее от ошибки, вызвать на откровенный разговор.
Но Анна Каренина уже не та милая, искренняя женщина, к которой привык Алексей Алексеевич. Перед ним женщина, которая может легко врать, притворяться, делать вид, что ничего не случилось.
Так Анна отвернулась от близкого на протяжении нескольких лет ей человека. Ослепленная своей виной перед мужем, Анна не замечает страданий и мук Каренина. Теперь у героини нет никого кроме Вронского. Об этом она говорит еще на первом свидании.
После вынужденной разлуки с сыном, Каренина ощущает это с новой силой. Анна действительно одна. Высший свет отвернулся от нее, знакомые осуждают ее поступок. Лицемерие и ложь — вот составляющие общества, к которому принадлежала Каренина. Анна не может следовать советам знакомых, она не может лицемерить.
Она хочет любить искренно и открыто. Но ей недоступна такая любовь.
Ее сердце разрывается на части из-за невозможности видеть сына. Она не обсуждает это с Вронским, потому что он не в состоянии понять глубину ее страданий, являющихся расплатой за любовь.
В день рождения Сережи мать тайно приходит к нему. Эта трагическая сцена пронизана любовью и болью. Анна чувствует невыносимую боль от просьбы Сережи остаться. Она понимает, что это невозможно.
Разлука с сыном-это ее наказание, расплата за желание быть любимой и счастливой.
Василий Теркин: 4. Переправа. Александр Твардовский.
Ее «падение» заканчивается трагической смертью. Покинутая всеми, измученная непрерывной борьбой за существование, в котором нет ничего, кроме безысходности. не видя выхода из ситуации Анна бросается под поезд.
Вариант 2
Анна Аркадьевна Каренина является центральным персонажем одноимённого романа, шедевра русской классической литературы, который написал Лев Николаевич Толстой.
Девичья фамилия героини — Облонская. Её точный возраст в романе не указан, однако, в соответствии с его содержанием, можно предположить, что женщине приблизительно 25-30 лет. Анна является замужней дамой. Её супруг — крайне влиятельный человек.
Они живут в Петербурге и состоят в законном браке уже восемь лет, соответственно, Анна выходила замуж ещё совсем юной девушкой. В романе упоминается, что муж героини значительно старше неё и ему около пятидесяти лет. Анна стала его женой, однако, автор даёт читателю понять, что она никогда не любила Алексея (так зовут её мужа).
В этом браке женщина родила ребёнка, мальчика, которому дали имя Серёжа. Анна считает его прелестным и очень любит своего сына.
Каренина является дамой из светского общества. Благодаря высокопоставленному положению её мужа в городе, женщину всегда приглашают на различные торжественные вечера, где собирается вся элита Петербурга. У Анны прекрасное воспитание, утончённые манеры и острый ум. Она знает, как правильно вести себя в обществе и пользуется славой прекрасной и образованной дамы.
Что касается внешнего облика Анны, то автор описывает его следующим образом: выразительные серые глаза, обрамлённые густыми и длинными ресницами, очень красивые и правильные черты лица, чёрные и вьющиеся волосы, оживлённая улыбка, хрупкая фигура, точёные плечи и маленькие руки. У Карениной лёгкая, грациозная походка, прямая осанка, её движения элегантны и органичны. Анна имеет хороший вкус. Она всегда красиво и утончённо одета, аккуратно причёсана. Окружающие считают её очень привлекательной женщиной.
Каренина имеет религиозное воспитание. Она прямолинейна, открыта и не любит лгать. Анна не лишена чувства природной гордости, однако, она всегда сочувствует тем, кто, по её мнению этого заслуживает и пытается добиться справедливости в любой ситуации.
Почему нет домашних зебр?
Ведь Льва Николаевича действительно читают во всем мире и среди тех, кто прочел его «Анну Каренину», был известный американский ученый и популяризатор научных идей Джаред Даймонд.
В 1998-м году ему присудили престижную Пулитцеровскую премию за книгу «Ружья, микробы и сталь», по которой через несколько лет сняли документальный фильм.
Так вот, в названии одной из глав этой переведенной на многие языки (и, конечно, на русский) популярной книги упоминался «принцип Анны Карениной».
Правда, на этот раз речь шла не о людях, а об одомашнивании животных. А также о неодомашненных копытных – зебрах. И уважаемый Даймонд, подчеркнул, что Лев Николаевич прав не только относительно человеческих браков, а гораздо шире.
Именно принцип Анны Карениной – в той его части, где говорится о важности всех факторов — показывает, по словам Даймонда, почему ряд животных, в том числе, упомянутые зебры, так и не был человеком одомашнен. Слишком много характеристик должно было совпасть, чтобы процесс не просто приручения отдельных экземпляров, но выделения из дикого вида домашней разновидности пошел успешно.
Характеристика Анны Карениной
Анна Каренина является петербургской аристократкой. Она довольно близко подошла к идеальному образу. Обладает умом, красотой, богатством, весьма начитана и способна довольно хорошо разбираться в искусстве.
Также она умеет писать детские рассказы. Для неё любовь существует. Но она воспринимает любовь не только как прогулки в лунную ночь за руку с любимым человеком, но и семейные заботы.
И это стремление к чистой любви и верности создаёт барьер между Анной и обществом.
У героини есть муж — Алексей, однако ей с ним одиноко. Она чувствует себя несчастной в этом браке. Ей приходится нелегко жить с человеком, который притворяется живущим. Она не любит Алексей, а потому всю свою любовь отдаёт сыну Сергею. Конечно она верит в возможность прощения, ради дружной семейной жизни. Однако она ставит любовь превыше всех обязанностей.
Впоследствии Анна покидает Алексея и уходит к Вронскому. Но уйдя от своего бывшего мужа, она всё равно любит сына. Поэтому она даже проникает в дом, чтобы поздравить Сёрежу с днём рождения. Жизнь с Вронским оказывается не такой уж хорошей, как казалась. Он перестаёт любить Анну, отчего Каренина начинает искать в себе причину, по которой стала безразлична Вронскому.
Общество уже давно изгнало Анну и своих светских кругов. Если она вдруг появляется там, то непременно будет осуждена и оскорблена. Причиной тому является открытая измена Анны.
Общество может понять тайную любовь, но ни за что не примет открытую, как в случае с Анной. Лицемерные женщины тайно изменяют своим мужам, но это вполне принимается светским обществом.
Для Карениной тайная измена неприемлема. Она не в состоянии пойти на такое дело.
Постепенно весь жизненный путь Анны пропитывается напряжённостью, не выполненными заботами и мечтами о своей независимости. Вскоре она спорит практически со всеми людьми, а позже и со своей жизнью. Её моральный дух уничтожается, она лишается последней поддержки и опоры. Это всё в дальнейшем подводит Анну к совершению самоубийства.
Конспектирование статьи Д. И. Писарева «Базаров»
Смерть героини рассматривают как с одной стороны, так и с противоположной. Для кого-то ближе то, что Анна не обладала сильным духом, не смогла устоять под натиском жизненных проблем. Другие считают, что это сильный поступок. Ведь не каждый человек сможет так закончить свою жизнь.
Анна Каренина в романе «Анна Каренина». Образ героини
Каренина Анна Аркадьевна — главная героиня романа, очаровательная женщина, нежная мать, изменившая жена, ревнивая любовница, не вытерпевшая своей жизни. Ее прототипом послужила дочь А.С. Пушкина М. А. Гартунг (1832 — 1919). В русском литературном контексте ее предшественницей парадоксально оказывается Татьяна Ларина.
Все в облике героини уравновешено и уместно: прекрасная осанка, энергичные движения рук, твердый легкий шаг. Держится она естественно и вместе с тем светски. Прожив восемь лет с уважаемым мужем и обожаемым сыном, Анна Каренина влюбляется в Алексея Кирилловича Вронского во время своего визита в Москву.
Они знакомятся на Николаевском вокзале через ее брата Стиву Облонского. В момент их встречи случается несчастье: на путях гибнет железнодорожный сторож, задавленный составом. Видя потрясение Анны при этом известии, Вронский жертвует семье погибшего деньги.
Каренина чувствует, что между ее новым знакомством и страшной смертью существует какая-то связь и называет гибель сторожа дурным предзнаменованием.
Возвращение в поезде домой — одна из многих лирических партий романа «Анна Каренина». В сознании героини, то погружающемся в сладостное забытье, то выходящем из него, возникают два образа: закутанная фигура человека и резкие сокрушающие звуки.
Эти образы напоминают о раздавленном железнодорожном стороже, про гибель которого в вокзальной толпе говорилось «был то ли пьян, то ли слишком закутан от сильного мороза».
Нежелание Анны Карениной признаться себе в нечаянной, сильной и запретной любви, ее стремление как можно глубже скрыть, спрятать от себя свою вину находят свое воплощение в реальной действительности: закутанная фигура — это тень, отражение погибшего сторожа, напоминание героине о ее преступлении, а резкие, сокрушающие звуки — это звуки железной дороги, металлический голос судьбы. Жгучий восторг смешивается с зимней бурей, вьюгой, которой она дышит и любуется в Бологом. Появление среди бушующей снежной стихии Алексея Вронского воспринимается ею как завершение пейзажа мечты.
Вернувшись в Петербург, Анна Каренина сближается с Вронским через жену своего двоюродного брата княгиню Бетси Тверскую — хозяйку модного петербургского салона.
Алексей Александрович Каренин все больше раздражает свою жену («Ах, Боже мой! отчего у него такие уши?»), она думает, что ему безразлична ее измена, что он тревожится только из-за мнения света, а более всего, как показывает Толстой, она ненавидит мужа за свою вину перед ним.
На его попытку напомнить о долге жены и матери она отвечает веселой ложью.
Сделавшись любовницей Вронского, Анна Каренина, униженная и счастливая своим преступлением, признается мужу во всем после Красносельских скачек, но, ужасаясь ожидающему ее позору при разводе и, еще сильнее, возможности потерять любимого сына, она соглашается на требование соблюдать видимые приличия, оставив все как есть, и встречается с Вронским вне дома.
Это и без того мучительное положение осложняется ее беременностью. Анну преследует кошмар: ей снится мужик с взъерошенной бородой, не обращающий на нее внимания, нагибающийся над каким-то мешком, копошащийся в нем и бормочущий по-французски: «Надо ковать железо, толочь его, мять…» Во сне же Анна Каренина слышит из уст своего слуги Корнея, что умрет родами.
Однако они проходят благополучно, хотя героиня заболевает опасной родильной горячкой. Она посылает за Алексеем Александровичем, чтобы он простил ее перед смертью.
Каренин взбешен несоблюдением своих минимальных требований — встречей с Вронским у себя дома, он, переполняемый мстительным чувством, уже начал бракоразводный процесс, однако у постели умирающей жены он переживает душевный переворот и прощает ее.
Анна Каренина выздоравливает. Вместе с жизненными силами к ней возвращается любовь к Вронскому и ненависть к мужу, усилившаяся из-за его великодушия. Она, отказываясь от развода и не желая принимать новых жертв от Каренина, с любовником и дочерью уезжает в Италию.
Там героиня «непростительно счастлива», а вернувшись в Петербург, осознает, как она несчастна: разлучена с единственным близким человеком — сыном Сережей и отвергнута всем светом. Видя, что двери, закрытые для нее, открыты для Вронского, героиня романа Толстого начинает упрекать его в своем унизительном положении.
Чтобы успокоиться, они едут в имение Алексея Воздвиженское, но там их отношения лишь поначалу складываются удачно. Анна Каренина начинает раздражаться всем, что отвлекает Вронского от любви к ней: его хозяйственной и административной деятельностью, его желанием иметь детей.
Она чувствует, что «прелесть новизны» ушла из их отношений, и воспринимает это как охлаждение Вронского. Героиня не хочет думать о разводе потому, что он означает окончательную разлуку с любимым сыном.
Она часто забывает о дочери, устраивает Вронскому сцены, и во время одного из столкновений, вызванных ее беспредметной ревностью, ему удается уговорить ее обратиться к Каренину с просьбой о разводе.
Они переезжают в Москву ждать его ответа. Но и здесь Вронский и Анна все чаще заходят в тупик в своих отношениях. Каренин отказывает в разводе, и они, решив вернуться в Воздвиженское, опять ссорятся. После очередной размолвки Вронский уезжает по делу в имение матери.
Оставшись одна, Анна Каренина впервые серьезно задумывается о смерти как возможности освободить Вронского и одновременно наказать его. Она отправляет письмо ему вслед с просьбой приехать и объясниться, посылает телеграмму того же содержания в имение его матери, когда узнает, что ее записка опоздала.
Героиня едет к Долли Облонской с намерением все ей рассказать, найти сочувствие и поддержку, но уезжает, так ничего и не сказав.
Параллельно действиям заглавной героини романа Толстого «Анна Каренина» звучит ее знаменитый внутренний монолог, особенности передачи которого позволяют исследователям говорить, что Толстой предвосхитил один из самых изощренных приемов модернистской литературы XX в. — «поток сознания».
Действительность видится ей злой и уродливой гримасой. Вся ее жизнь и все ее беды как будто освещены теперь ярким светом, и Анна видит цепь причин и следствий, приведших ее к катастрофе. Ее сознание замкнулось на себя, и она ни в чем не находит опоры.
Приехав на станцию и вспомнив свой кошмар с взъерошенным мужиком и железом, героиня бросается под колеса поезда.
Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. — М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997
Презентация "Образ Анны Карениной в одноимённом романе Л.Н.Толстого "
1 СЛАЙД
Женщины занимали не последнее место как в жизни писателя, так и на страницах его произведений. Героини Толстого обладают самыми разнообразными характерами, со всевозможными оттенками.
- 2 СЛАЙД
- Твой разум – зеркало. Безмерное оно,
- Склоненное к земле, природу отражает:
- И ширь, и глубь, и высь, траву, зерно…
- Весь быт живой оно в себе переживает.
А. Жемчужников.
3 СЛАЙД
АННА КАРЕНИНА — героиня романа Л.Н. Толстого, один из наиболее популярных женских образов русской классической литературы. Толстому хотелось написать роман о женщине из высшего общества, «потерявшей себя».
4 СЛАЙД
В первой части романа героиня предстает примерной матерью и женой, уважаемой светской дамой и даже примирительницей неурядиц в семье своего брата. Жизнь Анны Аркадьевны более всего наполняла любовь к сыну. Отношение к мужу строилось на безусловном уважении.
- 5 СЛАЙД
- Правдивая, искренняя Анна, ненавидящая всякую фальшь и ложь, имеющая в свете репутацию справедливой и морально безукоризненной женщины, сама запутывается в лживых и фальшивых отношениях с мужем и светом.
- 6 СЛАЙД
- Под влиянием встречи с Вронским резко изменяются отношения Анны со всеми окружающими: она не может терпеть фальши светских отношений, фальши взаимоотношений в своей семье, и поэтому открыто уходит от мужа и просит у него развода.
- 7 СЛАЙД
- Сблизившись с Вронским, Анна осознает себя преступницей.
- Ни маленькая дочь, ни поездка с Вронским в Италию, ни жизнь в его имении не дают ей желаемого покоя, а приносят лишь осознание глубины своего несчастья
- 8 СЛАЙД
Больше всего мучений Анна испытывает от невозможности соединить вместе сына и Вронского. Душевный разлад, двусмысленность общественного положения не могут успокоить ни роскошь, ни чтение, ни интеллектуальные интересы, ни привычка к успокоительным лекарствам с морфием.
9 СЛАЙД
Постепенно Анна приходит к полному отчаянию, мыслям о смерти. Она хочет , чтобы её пожалели , а не считали виноватой.
10 СЛАЙД
История жизни Анны говорит нам о невозможности достижения собственного счастья за счет несчастья других и забвения своего долга и нравственного закона.