Сочинение: Пейзаж в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Сочинение: Пейзаж в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

  • Показывают автора, как человека чуткого, любящего родной край, природу.
  • Образуют фон, на котором происходят те или иные события;
  • Создают настроение;
  • Помогают автору раскрывать внутренний облик своих героев.

Самый первый пейзаж возникает в начале второй главы, где Пушкин описывает деревню и дом, в котором поселился наш герой. Пушкин немногословен. Его описания отличаются емкостью и краткостью.

Сочинение: Пейзаж в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Так описывает Пушкин деревню, доставшуюся в наследство Онегину. Видно, что у дяди Евгения был добросовестный и умный приказчик. Нет нигде следов убогости и нищеты. Это описание говорит о том, что Онегину досталось хозяйство, крепко стоящее на ногах.

А вот описание дома:

Сочинение: Пейзаж в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Дядя однажды, в молодости, построил этот дом и больше ничего в нем не менял, не обновлял. Его все устраивало. Поэтому …все это ныне обветшало. Обновлять дом должен был уже Онегин, но как покажут дальнейшие события, ему тоже будет не до того.

В третьей главе Пушкин показывает сад Лариных, где встретились Евгений и Татьяна.

Сочинение: Пейзаж в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Кусты сирен, куртины, мостики – все это говорит о том, что сад ухожен. В нем есть цветочные композиции – куртины, мостики через ручьи, ухоженное озеро. И далее –

В саду служанки, на грядах,

Сбирали ягоду в кустах.

Здесь описание сада приводится, чтобы подчеркнуть романтический настрой свидания. Что может быть загадочнее и романтичнее роскошного барского сада. Многие литераторы устраивают самые значимые свидания своих литературных героев в тенистых садах.

В четвертой главе появляется описание наступившей осени.

Сочинение: Пейзаж в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Здесь осенний пейзаж показывает бег времени. Закончилось лето, и наступила осень. День стал короче. Листопад оголил лес, улетели крикливые гуси. Наступает не просто скучная пора. Это пора тишины. Поэт не говорит, что наступил декабрь. Он показывает первый зимний месяц в морозном пейзаже.

Сочинение: Пейзаж в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Картина жизнерадостная, а когда представляешь себе гуся на льду, это вызывает невольную улыбку.

Пятая глава начинается описанием зимнего дня.

Сочинение: Пейзаж в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

И далее читатель встречает торжествующего, радостного крестьянина, отправившегося в лес за дровами, и мальчишку, играющего с Жучкой. Здесь зимний пейзаж играет двоякую роль. С одной стороны, читатель должен был представлять себе, как движется в романе время. Не писать же, в самом деле, что наступил январь. Поэт придает этому событию поэтическую форму.

С другой стороны, читатель должен был видеть русскую зиму, которую любила Татьяна. Приближались святки с гаданиями и ее именины. Те самые, которые теперь стали студенческим праздником.

Весенним пейзажем начинается седьмая глава. Трагическая зима пролетела. Наступает весна. Кс Пушкин посвятил очаровательные строки:

Сочинение: Пейзаж в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Хотя сам Пушкин признавался, что весна навевает на него тоску.

Сочинение: Пейзаж в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Этот пейзаж – чудный вечер поздней весны, настигший Татьяну в поле чистом. Он отражает настроение самой Татьяны, любившей бродить одна по окрестностям. Так она вышла к дому Онегина. Татьяна пока не знает, что этот вечер должен изменить ее судьбу. Она набрела на дом, в котором жил ее любимый.

Пушкин чаще других героев поэмы показывает на фоне природы юную Татьяну, чувствительную, романтически настроенную барышню. Этим он старается подчеркнуть уровень ее духовного и нравственного потенциала.

Сочинение: Пейзаж в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Пролетело очередное лето, наступила осень. Любимому времени года Пушкин посвятил всего 3 строчки.

  • Настала осень золотая.
  • Природа трепетна, бледна,
  • Как жертва, пышно убрана…
  1. По тому, как стремительно поэт перешел от осени к зиме, можно сделать вывод, что в тот год зима была ранняя, либо он хотел подчеркнуть, что осень в тот год не выделилась особыми событиями.
  2. А вот на зиму была намечено важное в жизни Татьяны мероприятие – ее переезд в Москву на ярмарку невест.

И вновь весна, оживившая Онегина в Петербурге после затяжной депрессии, или как говорили во времена Пушкина, хандры. Весна пока еще календарная. Солнце стало чуть повыше, да снег мягче, сырее. Типичная картина для Петербурга.

  • Здесь Пушкин показывает, как на Евгения повлияла наступающая весна.
  • Эту статью о пейзаже в романе Пушкина «Евгений Онегин» завершим словами Белинского:
  • «Пушкину не нужно было ездить в Италию за картинами прекрасной природы: прекрасная природа была у него под рукою здесь, на Руси, на ее плоских и однообразных степях, под ее вечно серым небом, в ее печальных деревнях и ее богатых и бедных городах…».

Роль пейзажей в романе «Евгений Онегин»: описание времен года в произведении, отношение героев к природе

Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях всегда уделял большое внимание описаниям природы.

Красочно и живописно он представлял ее в поэзии, вызывая приятные чувства и любовь у читателя к родным краям. Писатель отвел важную роль пейзажам в романе «Евгений Онегин».

Они задают фон происходящему, хорошее или тоскливое настроение, предстают в образах полноценных картин или легких авторских упоминаний.

Значение пейзажной лирики

В описании всего произведения всплывают картины природы в романе «Евгений Онегин», которым посвящены поэтические отрывки. Подобные словесные зарисовки составляют композиционную основу, тонко повествуют о красоте родных просторов, помогают проникнуться любовью к России. Словами писатель рисует живописные изображения, реалистичные, насыщенные картинки.

Читатель четко понимает, какова функция таких природных описаний:

  • Создание особенного фона для романа, будто рисованного с натуры.
  • Задача позитивного или же грустного, тоскливого настроения.
  • Создание логических отступлений, пауз в повествовании.
  • Перенесение читателя в приятные мгновения жизни, ассоциирующиеся с тем или иным временем года.

Александром Сергеевичем упоминаются разные времена года. Каждое из них весьма поэтично, колоритно, выглядит особенно. Незримая связь наблюдается между природой главными героями произведения.

Отношение главного героя к природе

Сочинение: Пейзаж в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Евгений рос среди пыльных городских улиц. Ему непривычно любоваться природными пейзажами, получать удовольствие от зеленых полей, цветущих деревьев. Свое отношение Онегин к природе демонстрирует после приезда в деревню.

Как быстро увлекающийся и охладевающий человек, он недолго восторгается красотами, новыми ощущениями. Спустя несколько дней пейзажи утрачивают ту свежесть в глазах, наскучивают, приводят героя к хандре.

Персонажу проблематично проникаться красотой русской природы. Она быстро из восхитительного превращается в обыденность. Это говорит о том, что по своей натуре Онегин далек от поэтичности, тонкости оценивания прекрасного. Светские рауты и прочие развлечения праздной городской жизни развратили героя. Естественная, природная среда чужда Евгению.

Любовь Татьяны к родному краю

Сочинение: Пейзаж в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Наиболее красочное описание природы в «Евгении Онегине» появляется с повествований о главной героине романа.

Писатель с особой любовью рассказывает о земных красотах, приоткрывает занавес поэтичности натуры Татьяны Лариной.

Тонкая, мечтательная душа девушки горячо воспринимает русскую природу, демонстрирует неприязнь ко всему светскому. Автор произведения преподносит героиню, как ценителя прекрасного, доброго снаружи и внутри.

Прочитав цитаты с отношением героини к природе, можно легко понять, что Ларина тонко и чувственного воспринимает мир. Ей нравится русская зима, весна, осень, лето. Романтичная девушка любит наблюдать за ночными пейзажами, ночным небом, падающими небесными светилами.

Времена года, встречающиеся в описании

Автор упоминает про все времена года в «Евгении Онегине». Первой встречается в описании весна, становящаяся порой любви и томного волнения.

Она ассоциируется у автора с юностью, сердечными трепетаниями, откровенностью, беззаботностью, пылкостью чувств. Главный герой хочет проникнуться этими эмоциями, но ему чуждо наслажденье.

Радующие и ликующие блики весны наводят на Онегина скуку и томленье.

В произведении весенние пейзажи олицетворяют чувства влюбленности между Татьяной и Евгением. Они духовно перерождаются, сердце героя медленно оттаивает. Скованное ранее льдом сердце готового открыться миру эмоций. В середине весны чувства персонажей достигают своего пика. А к концу сезона страсть утихает вовсе. Их отношения так и не развились.

Другие времена года также весьма символичны:

  • Лето — настолько же холодное, как зима, поэтому выглядит в описании автором весьма карикатурно. Но такая пора года близка русской душе. Она манит величественными, прохладными реками, могущественными лесами, широкими степными просторами.
  • Осень — любимая пора писателя. Пушкин особо проникался ноябрьскими пейзажами. Поэтому Пушкиным упоминается в романе ноябрь. Герои с приходом этого месяца понимают, что взаимная первая любовь окончилась, пора прекратить напрасно грезить об объекте желания. Евгений и Татьяна окунаются в циничный мир, наполненный ложью, лживостью, лицемерием.
  • Зима — описывается Пушкиным наиболее красочно. Зимняя природа затягивает и погружает читателя в красивую сказку. Время года ассоциируется с грациозностью, очарованием. Серебряные узоры, белоснежные снежные ковры, бесподобные падающие снежинки — видимо, поэтому зима становится любимым сезоном Татьяны. Героиня настолько же таинственна и загадочна.

Сочинение: Пейзаж в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

В целом, природные пейзажи, описанные Александром Сергеевичем, помогают глубоко проникнуть в русскую душу. Простые люди объединены с ними, живут ими. Дворяне имеют свое отношение к природе, что становится их отличительной чертой.

Образы персонажей насыщаются через призму рисованных пейзажных картин. Открыв эти сокровенные смыслы, каждый школьник с легкостью сможет написать сочинение по теме.

Сочинение: Пейзаж в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

Вам также может понравиться

Сочинение: Русский пейзаж в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Когда-то Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Наша современная действительность нуждается в спасении: в труд­ных материальных условиях человек должен найти точку опо­ры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых проблем и неурядиц, не замкнуться в самом себе. И в этом нам помогает природа, она дает духовные силы. Пушкин писал роман «Евгений Онегин» около восьми лет. Это огромный период в жизни великого поэта. Из юноши он превратился в окончательно сложившегося, зрелого человека и художника. В талантливом и искреннем романе современники Пушкина увидели живую действительность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных. Они услышали живую, раз­говорную русскую речь, еще сильнее почувствовали, как вели­колепна русская природа. На широком фоне русских картин жизни показана драмати­ческая судьба лучших людей, передовой дворянской интелли­генции эпохи декабристов. В поэтическом наследии Пушкина поражает большая разносторонность его дарования. Изобра­жая пейзаж, чуткий и тонкий ценитель красоты в каждой кар­тине передает свое особенное, порой неуловимое обычным гла­зом, видение. Пейзаж у Пушкина не бесчувственный, он имеет свой смысл. Автор пишет: «Иные нужны мне картины: люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сло­манный забор…». Перед поэтом Пушкиным — жизнь и ее по­вседневная проза.

Читайте также:  Сочинение что такое честь?

[sms]

Уже в первых главах «Евгения Онегина» дана зарисовка столицы и отношение к ней самого автора: «Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Новы, где, может быть, родились вы или блистали, мой читатель.

Там некогда гулял и я, но вре­ден север для меня!». Этой небольшой фразой Пушкин иронич­но намекает на свою ссылку, в которую он отправился не по своей охоте. Море, буйная стихия вдохновляют Пушкина.

Он точно дает зарисовку своего мятежного духа, отдаваясь воспо­минаниям молодости:

Я помню море пред грозою: Как я завидовал волнам, Бегущим бурною чредою,

С любовью лечь к ее ногам.

Не таков Онегин. Он вырос в Петербурге, не был на юге, природа быстро надоедает ему, как и все на свете. Попав в де­ревню, Онегин только первые два дня восхищается переменой в его жизни, а потом снова хандрит. Пушкин пишет:

«Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубравы, Журчанье тихого ручья. На третий роща, холм и поле Его не занимали боле, Потом уж наводили сон, потом увидел ясно он, Что и в деревне скука та же…».

Отчего же природа не вылечила Онегина? Выросший в све­те, который успел своим ядом отравить его, Евгений не был по­этически тонкой натурой, как Ленский, он был ценителем жен­ской красоты, но часто красота внешняя не соответствовала красоте внутренней, поэтому Онегин, развратившись и пресы­тившись любовью, быстро остывал. Ум его требовал пищи, но душа молчала. Пушкин, как никто другой, остро чувствует тишину, приро­ду, сливаясь с ней целиком. Самые счастливые творческие мгновения дала ему природа. Поэт грустит о несостоявшейся мечте, когда пишет: «Я был рожден для жизни мирной, для де­ревенской тишины; в глуши звучнее голос лирный, живее твор­ческие сны». И далее продолжает: «Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! я предан вам душой. Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной». Татьяна близка автору тем, что она тонко воспринимает красоту полей, лесов, она «дитя природы». Многие писатели от­мечали, что девушки, выросшие в глухой провинции, более вос­приимчивы к красоте. «Деревня, где скучал Евгений, была пре­лестный уголок», а Татьяна жила рядом, среди красот русской природы, где «стада бродили по лугам» и «сени расширял гус­тые огромный, запущенный сад». Какая идиллия! Казалось бы, Ленский внутренне больше подходит Татьяне, он мог бы понять то, чем она жила. Пушкин о Ленском пишет: «Он рощи полюбил густые, уеди­ненье, тишину, и ночь, и звезды, и луну». Это все очень близко Татьяне, она воспитана на этом романтизме и мечтательности. Но Ленскому дает вдохновение Ольга, он приписывает ей чер­ты, которые выдумал сам. Мила, прелестна, но не более того. Внутренне пустая и недалекая, она казалась Ленскому другой. Он боготворил в ней то, что ему хотелось видеть, то есть «не­винной прелести полна, она цвела, как ландыш потаенный, не­знаемый в траве глухой ни мотыльками, ни пчелой», а вместо ландыша оказалось, что вырос глупенький сорнячок, который «он любил, как в наши лета уже не любят, как одна безумная душа поэта еще любить осуждена». Сон Татьяны оказался пророческим, она чутка, у нее хорошо развита интуиция. Я думаю, что такую душу она получила от матери-природы.

На всю деревенскую природу: на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму — Пушкин смотрит глазами Татьяны.

Так любовно и трепетно воспроизведены гадания при луне или поэзия русских Святок со старой песней о потерянном мужиц­ком рае. Поэтические картины природы в «Евгении Онегине» просто великолепны. «Как грустно мне твое явленье, весна, весна! По­ра любви! Какое томное волненье в моей душе, в моей кро­ви», — пишет автор. Все эти лирические отступления помогают нам лучше понять героев и эпоху, проникнуть в душу самого автора, ощутить полноту и краски жизни. Белинский очень точно заметил, что Пушкин чувствует бег времени, он выражает лучший тип русского национально ха­рактера своей эпохи. Душе поэта чужда кастовая изоляция и духовная ограниченность. Богатая духовная жизнь позволяла ему открывать таящуюся в природе красоту. Пейзаж очень важен в романе: он создает психологически верные портреты героев и передает дух времени. Картины при­роды в творчестве Пушкина, кроме того, служат превосходным средством воспитания любви к Родине, потому что можно лю­бить лишь ту землю, ту красоту, среди которой вырос. Милые сердцу картины не забываются никогда, как никогда нельзя за­быть детство. Природа делает нас нравственно чище. В «Евгении Онегине» Пушкин писал о себе, о своих чувствах, о своей Роди­не, где страдал и любил, где набирался творческих сил. Говоря об идейном значении реалистического пейзажа Пушкина, критик Томашевский, написавший ряд замечатель­ных работ о поэте, отметил, что «точность описаний, отказ от жеманства, правдивость отличают поэзию Пушкина и ставят ее в первый ряд по грандиозности изображения русской при­роды».[/sms]

Природа в романе «Евгений Онегин»

В своих произведениях Александр Сергеевич Пушкин всегда большое внимание уделял описаниям природы, которые у поэта получались настолько красочными и сочными, что пейзажи до мельчайших подробностей формировались в читательском воображении.

Александр Сергеевич мастерски подмечал самые важные детали, благодаря которым и создается впечатление присутствия в самом пейзаже, полное погружение в природу тех или иных мест.

По его природным описаниям художники могли бы писать свои полотна — возможно именно этим и обусловлено такое большое количество иллюстраций, например, к “Евгению Онегину”, самому известному произведению автора и первому отечественному роману в стихотворной форме.

В “Евгении Онегине” описания природы призваны выполнять сразу несколько задач. В первую очередь зарисовки природы и различных пейзажей украшают роман, придают ему целостность и глубину:

Но наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнет и нет: известно это, Хоть мы признаться не хотим… Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора

Поэт не видит смысла в украшательстве того, что прекрасно само по себе, поэтому природу он описывает без лишнего романтизма и восторженности, так, как воспринимает ее.

Также в романе природа служит инструментом для создания особых образов: Пушкин рисует не просто портреты сезонов года, а создает такие описания, в которых раскрывается взгляд его героев на природу и погодные явления:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя,

  • Плетется рысью как-нибудь
  • “Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ
  • Коньками звучно режет лед

Если в строках, приведенных ранее, Александр Сергеевич с помощью описаний природы приоткрывал читателю дверь в крестьянский быт, повседневные сезонные забавы и работу, то в следующем фрагменте природа помогает автору составить портреты главных героев через сравнение и сопоставление с ней. Поэт выстраивает между ними особую связь, природа становится спутниками героев, а не просто молчаливым наблюдателем или декорациями для разыгрываемого представления.

Так, например, через взаимосвязь, а вернее отсутствие отношений Онегина с природой раскрывается натура героя. Евгений родился и вырос в Петербурге, природа для него не приобретает особой важности даже после переезда в деревню. Местные красоты быстро надоедают ему, не вызывают никакого интереса или потребности любоваться пейзажами хоть изредка.

Для него природа, такая изменчивая, прекрасная и всепоглощающая — всего лишь обыденность, одна из многих вещей который уже успели наскучить и вызвать глубокое разочарование.

Возможно, в глубине его души по-прежнему живет поэтичная глубокая натура, но в момент действия романа она погребена под толстым слоем апатии, разочарования и пресыщенности светскими развлечениями.

Татьяна же, наоборот становится воплощением русской природы, со всей ее дикостью, цельностью и неизбежными трансформациями. Девушка чувствительна к природе, умеет любить и ценить окружающий ее мир. Именно через эту героиню Александр Сергеевич словно транслирует свое собственное отношение к природе со всеми ее неожиданными проявлениями. Большое внимание поэт уделяет русской зиме:

  1. Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздней Сиянье розовых снегов,
  2. И мглу крещенских вечеров

Сама Татьяна является отражением зимней стужи, она — необузданная стихия льда и метели, которой со временем суждено переродиться и расцвести. Природа постоянно сопровождает девушку, становится прекрасным сопровождением для ее мыслей, необдуманных поступков и неожиданных открытий.

Но не всегда природа созвучна с духовным миров героев А.С. Пушкина. Порой душевные переживания становятся противоположностью тех процессов, что протекают в природе, что еще больше подчеркивает их тяжесть и болезненность:

Как грустно мне твое явленье, Весна, весна! пора любви! Какое томное волненье В моей душе, в моей крови! С каким тяжелым умиленьем Я наслаждаюсь дуновеньем

В лицо мне веющей весны

В заключении стоит еще раз отметить чем же для Александр Сергеевича Пушкина является природа и все ее проявления. Для поэта она — источник гармонии, внутреннего покоя, силы и мудрости, духовной тонкости.

Связью с природой он наделяет героев с глубокой натурой, чувственных, вдумчивых, способных понимать красоту мира, развиваться и меняться подобно природе. Неприятие и равнодушие к окружающей среде для поэта символизируют душевную бедность, внутренний застой и упадок.

Но у каждого героя остается шанс на возрождение и изменение, как и у природы после долгой и суровой зимы — об этом свидетельствует открытый финал романа и нерассказанная дальнейшая история Онегина.

Читайте также:  Анализ стихотворения С.Есенина «Лебёдушка»

Тема русской природы в романе а.с. пушкина «евгений онегин» — сочинение-рассуждение

Перед вами сочинение-рассуждение на тему “Русская природа в романе “Евгений Онегин” А.С. Пушкина”. Сочинение рассчитано на учеников 9 класса, однако может быть использовано в любом классе.

Надеюсь, это сочинение даст вам множество новых идей для написания своего сочинения.

Если Вам нужно повторить содержание романа в стихах – краткое содержание вы найдете здесь. Другие сочинения по роману “Евгение Онегин” – на этой странице.

Тема Русской природы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

  • Но, может быть, такого рода
  • Картины вас не привлекут:
  • Все это низкая природа;
  • Изящного не много тут.

А. С. Пушкин

Когда В. Г.

Белинский называл роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», то, в первую очередь, конечно, выделял разнообразие сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта, показанных писателем.

Но в этой «энциклопедии» заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах романа то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин в несколько строф.

Интересно отметить, что пространно описывать родную природу поэт начинает только с четвертой главы, в которой перед нами постепенно раскрывается поэтическая душа Татьяны. Кажется, что автор через восприятие природы пытается раскрыть характер героев. В Лариной сливается особое восприятие мира, любви. И недаром ведь Пушкин говорил:

  1. Татьяна, русскою душою,
  2. Сама не зная почему,
  3. С ее холодную красою
  4. Любила русскую зиму…

Можно догадаться, почему из всех времен года Александр Сергеевич выбрал именно зиму. Сделано это для того, чтобы подчеркнуть «русскость» героини, ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жившие в России, это долгая зима (подобной нет в Европе), русские холода, заснеженность. Это для нашей страны, можно сказать, «визитная карточка». А над русским летом подшучивает и сам поэт:

  • Но наше северное лето,
  • Карикатура южных зим,
  • Мелькнет и нет…

Если, рассказывая о своем «милом идеале», создатель романа дает, образно выражаясь, сочные, вольные, то непоэтичный Онегин порой вызывает у него слегка насмешливое отношение к природе. Даже сравнения, которые употребляет Евгений, говорят, насколько он равнодушен к ее красотам. Так, в разговоре Ленским он сравнивает Ольгу с луной:

  1. Кругла, красна лицом она,
  2. Как эта глупая луна
  3. На этом глупом небосклоне.
  • А ведь Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому:
  • «И, утренней луны бледней…»
  • Онегин скучал в городе, где «равно он зевал средь модных и старинных зал», так же скучно ему и в имении, хотя «деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок».

Сам творец романа в стихах, запертый долгое время в Михайловском, несомненно, и смеялся над надоевшим деревенским однообразием, и рвался в столицу, но одновременно и наслаждался красотами родной природы. Как известно, больше всего любил он осень.

  1. Уж небо осенью дышало,
  2. Уж реже солнышко блистало,
  3. Короче становился день.
  4. Лесов таинственная сень
  5. С печальным шумом обнажалась
  6. Ложился на поля туман,
  7. Гусей крикливых караван

Тянулся к югу..

Описания природы в произведении «Евгений Онегин» неразрывно связаны с жизнью народа, подчеркивается единство крестьянского быта и природы. Пушкин едко противопоставляет свое «низкое» описание полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу «роскошным слогом» в романтическом стиле. Но именно эти картины «низкой природы» удивительно глубоко западают в душу.

Великий художник слова в своих описаниях очень разнообразен. Стиль и язык его описаний постоянно меняются в зависимости от того, какие цели он ставит. То он по-бытовому описывает работы крестьян, то вдруг его описания становятся тонкими и лирическими. К примеру, в сценах сна Татьяны, такого же романтического, как и любовь этой девушки к Онегину, природа становится таинственной, загадочной.

  • Пред ними лес; недвижны сосны
  • В своей нахмуренной фасе;
  • Отягчены их ветви все
  • Клочками снега; сквозь вершины
  • Осин, берез и лил нагих
  • Сияет луч светил ночных;
  • Дороги нет; кусты, стремнины
  • Метелью все занесены,
  • Глубоко в снег погружены.

А место, где похоронен Ленский, «поэт, задумчивый мечтатель», убитый приятельской рукой, описано так, чтобы подчеркнуть, каким видел мир этот юноша.

  1. Есть место: влево от селенья,
  2. Где жил потомец вдохновенья,
  3. Две сосны корнями срослись;
  4. Под ними струйки извились
  5. Ручья соседственной долины.
  6. Там пахарь любит отдыхать,
  7. И жницы в волны погружать
  8. Приходят звонкие кувшины;
  9. Там у ручья в тени густой
  10. Поставлен памятник простой.

Прекрасны пушкинские описания зимы и осени. И мне хочется закончить сочинение не менее чудесным описанием весны, которым начинается седьмая глава.

  • Гонимы вешними лучами,
  • С окрестных гор уже снега
  • Сбежали мутными ручьями
  • Синея блещут небеса.
  • Еще прозрачные, леса
  • Как будто пухом зеленеют

Надеюсь, это сочинение еще раз подтвердило мысль о том, что А.С. Пушкин прекрасно чувствовал природу и мог передать состояние человека посредством описания природы.

Пейзаж в романе Евгений Онегин сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Роль пейзажа в романе Евгений Онегин

Великий русские писатель Александр Сергеевич Пушкин был известен своей любовью к природе и родным пейзажам.

С помощью своего умения ярко и красочно описывать окружающий мир, он сделал его не только фоном, на котором разворачиваются действия, но и инструментом выражения характеров главных героев. Различные природные явления могли ярче выражать чувства персонажей, делая картину более полной.

Это отразилось во многих его произведениях. Одним из таких стал «Евгений Онегин».

Хорошо становится понятна позиция героев романа, когда в моменты их описания, наравне с ними встают пейзажи окружающего мира. Для главного героя Евгения Онегина автор делает родным пейзажи большого города.

Они отражают его предпочтение к четким линиям больших зданий, холодным, каменным тротуарам и неприветливым серым оттенкам. В этом пейзаже отражается весь негатив светской жизни, которая так разочаровала Евгения.

По приезду его в деревню пейзаж меняется. Поначалу Онегин смотрит на него с восторгом. Его радуют новые ощущения от увиденного. Но вскоре это однообразие и нехватка городской суеты навевает на него хандру и скуку. В эти моменты прослеживается неспособность Евгения оценить простую красоту, указывая на его черствость и пренебрежение к каким либо романтическим чувствам.

С особой любовью и лаской деревенские пейзажи показаны при описании нежной Татьяны Лариной, подчеркивая ее мечтательность и сдержанную красоту. Привлекательность и тонкость ее натуры отражается в ее любви к родным краям и деревенским просторам.

Ее чувства развиваются на фоне звездной ночи, падающей звезды и светящей луны. Больше всего автор выделяет любовь Татьяны к русской зиме, с пушистым снегом и волшебными вечерами.

Она со слезами на глазах уезжает из своего родного имения, меняя тишину деревни на московскую суету.

Любовь к природе показывает и поэтичный Владимир Ленский. Являясь романтической личностью, он восторгается ее красотой, тишиной и чистотой.

В заключительной части романа природное очарование начинает чувствовать и Онегин. При описании весны автор подчеркивает пробуждение чувств Евгения и отмечает изменение его взгляда на жизнь.

При описании какой-либо сцены природные пейзажи создают не только общий фон, на котором происходит действие, но отражают особое настроение, как например описание того, как Татьяна в ночи пишет письмо. Темнота отражает секретность и страх героини, но рассвет приносит покой и надежду.

В романе отражены все красоты и прелести каждого времени года, но дополнительно их быстрая перемен и перечисление друг за другом показывает, как много проходит времени с одного момента до другого, заставляя чувствовать масштабность всего произведения.

Роль природы в «Евгении Онегине»

Природа в «Евгении Онегина» описывается Пушкиным с собой нежностью и любовью. Он тонко и разнообразно описывает родные просторы, в них чувствуется русский дух и огромная любовь к Родине. Все описания красочны и реалистичны, насыщенны ощущением реальности и красоты. Пушкин упомянул и холодную зиму, и благодатную весну. Вспомнил он о дождях в осеннюю пору и о жарком лете.

Каждое время года предстает в описании автора очень поэтичным и колоритным. Зима с ее морозами, снегами и пушистым снегом выглядит особенно привлекательно. Весна ассоциируется с первой любовью, нежностью и юностью. Пейзажи в произведении очень символичны и играют важную роль в создании образов.

Описание природы выполняет в романе разные роли. Это и создание особенного фона для повествования, и создание настроения. С помощью описания пейзажей в лирических отступлениях, автор делает паузу в повествовании, чтобы перенести читателя в другой промежуток времени. Особую связь можно увидеть между природой и главными персонажами романа.

Татьяна и природа

Описывать родную природу Пушкин начинает с особенной любовью именно тогда, когда в повествовании появляется главная героиня. Автор приоткрывает занавес поэтичной и мечтательной души Татьяны.

Она очень тонко воспринимает и горячо любит красоту русской природы. Через это автор пытается донести до читателя тонкость и красоту натуры героини.

Она восприимчива не только к внешней красоте (именно к красоте природы, а не напыщенности светского общества), но и к внутренней.

Через отношение к природе Пушкин показывает в Лариной тонкое и чувственное восприятие мира, особую широту и красоту русской души. Не случайно Татьяна очень любит русскую зиму. Описание природы глазами Татьяны раскрывает образ героини. Оно передает ожидание первой любви и истинную романтичность девушки. В романе Татьяну часто можно заметить на фоне ночного неба, падающей звезды, луны.

Пушкин глазами Татьяны как будто выражает собственное отношение к природе. Именно через ее образ он с особой любовью описывает любую русскую погоду, красоту пейзажей и широту природы.

Описание природы помогает глубже узнать русскую душу, понять жизнь русского человека. Крестьянин объединен с природой, он живет ей. Но и дворянина можно узнать, посмотрев на его отношение к природе.

Образы героев через природу наполняются смыслом и дают читателю особенные характеристики.

Открывая новые смыслы в образах природы в романе, можно с легкостью написать сочинение «Пейзаж в романе «Евгений Онегин».

Читайте также:  Александр твардовский стихи: читать лучшие стихотворения александра трифоновича твардовского онлайн

Большой Бейсуг

Природа дает нам духовные силы, как родник усталому путнику в знойный день. Природа делает нас нравственно чище. В «Евгении Онегине» Пушкин писал о себе, о своих чувствах, о своей Родине, где страдал и любил, где набирался творческих сил.

Пушкин писал роман «Евгений Онегин» дольше семи лет. Это огромный период в жизни великого поэта. Из юноши он превратился в окончательно сложившегося зрелого человека и мощного художника. В талантливом и искреннем романе современники Пушкина увидели живую действительность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню.

Они услышали живую, разговорную русскую речь, еще сильнее почувствовали, как великолепна русская природа. Изображая пейзаж, чуткий и тонкий ценитель красоты в каждой картине дает свое особенное, порой неуловимое обычным глазом, понимание. Пейзаж у Пушкина не бесчувственный, образ он имеет свой символ, свой смысл.

Он пишет: Иные нужны мне картины Люблю песчаный косогор, Перед избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор… Перед Пушкиным — жизнь и ее повседневная проза. Уже в первых главах «Евгения Онегина» дана зарисовка столицы и отношение к ней самого автора. Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Новы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель.

Там некогда гулял и я, Но вреден север для меня! Этой небольшой фразой Пушкин иронично намекает на свою ссылку, в которую он отправился не по своей охоте.

Море, буйная стихия вдохновляют Пушкина. Он точно дает зарисовку своего мятежного духа, отдаваясь воспоминаниям молодости: Я помню море пред грозою: Как я завидовал волнам, Бегущим бурною чредою, С любовью лечь к моим нoгaм. Не таков Онегин. Он вырос в Петербурге, природа быстро надоедает ему, как и все на свете.

Попав в деревню, Онегин только первые два дня восхищается переменой в его жизни, а потом снова хандрит. Пушкин пишет? «Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубравы, Журчанье тихого ручья.

На третий роща, холм и поле Его не занимали боле, Потом уж наводили сон, Потом увидел ясно он, Что и деревне скука та же». Отчего же природа не вылечила Онегина? Выросший в свете, который успел своим ядом отравить его, Онегин не был поэтически тонкой натурой, как Ленский.

Он был ценителем женской красоты, но часто красота внешняя не соответствовала красоте внутренней, поэтому Онегин, развратившись и пресытившись любовью, быстро остывал. Ум его требовал пищи, а пищи вокруг он не видел, душа его молчала. Пушкин, как никто другой, остро чувствует тишину, природу, сливаясь с ней целиком.

Самые счастливые творческие мгновения дала ему природа. Поэт грустит о несостоявшейся мечте, когда пишет: Я был рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины: В глуши звучнее голос лиры, Живее творческие сны.

И далее Александр Пушкин продолжает: Цветы, любовь, деревня, праздность. Поля! Я предан вам душой. Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной. Татьяна близка Пушкину тем, что она тонко воспринимает красоту полей, лесов, она «дитя природы». Многие писатели заметили, что девушки, выросшие в глухой провинции, более восприимчивы к красоте.

«Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок», а Татьяна жила рядом, среди красот русской природы, где «стада бродили по лугам» и «сени расширял густые огромный, запущенный сад». Какая идиллия! Какой простор для творчества! Странная судьба героев, казалось бы, Ленский внутренне больше подходит Татьяне, он мог бы понять то, чем жила эта героиня.

Пушкин о Ленском пишет: Он рощи полюбил густые, Уединенье, тишину, И ночь, и звезды, и луну. Это все очень близко Татьяне, она воспитана на этом романтизме и мечтательности. Но Ленскому дает вдохновенье Ольга, он приписывает ей черты, которые выдумал сам. Мила, прелестна, но не более того. Внутренне пустая и недалекая, она казалась Ленскому другой.

Он боготворил в ней то, что ему хотелось видеть, то есть «невинной прелести полна (в глазах родителей), она цвела, как ландыш потаенный, не знаемый в траве глухой ни мотыльками, ни пчелой», а вместо ландыша оказалось, что вырос глупенький сорнячок, который «он любил, как в наши лета уже не любят, как одна безумная душа поэта еще любить осуждена».

Сон Татьяны, в котором ей приснилось, что Онегин поверг Ленского, неожиданно оказался пророческим. Татьяна чутка, у нее хорошо развита интуиция, я думаю, что эту часть души она получила от матери-природы и одиночества. На всю русскую деревенскую природу; на весну, на осень, на зиму – Пушкин смотрит глазами Татьяны.

Благодаря ей любовно и трепетно воспроизведены гадания при луне, загадывания желаний при виде падающей звезды или поэзия русских святок со старой песней о затерянном мужицком рае. Поэтические отражения природы в «Евгении Онегине» просто великолепны. Как грустно мне твое явленье, весна, весна! Пора любви! Какое томное волненье в моей душе, в моей крови, — пишет автор.

Все эти лирические отступления помогают нам глубже увидеть героев и эпоху, понять душу самого автора, почувствовать красоту окружающей природы, ощутить полноту и краски всей нашей жизни. Белинский очень точно заметил, что Пушкин чувствует бег времени, он выражает лучший тип русского национального характера своей эпохи.

Душе поэта чужда кастовая изоляция и духовная ограниченность. Богатая духовная жизнь поэта позволяла ему открывать таящуюся в природе красоту. Литературовед-пушкинист Томашевский, написавший ряд замечательных работ о поэте, о. Пейзаж очень важен в романе, через него Пушкин дал психологически верные портреты героев, донес до нас дух времени.

Картины природы в творчестве Пушкина служат превосходным средством воспитания любви к Родине, потому что можно любить лишь ту землю, ту красоту, среди которой вырос. Милые сердцу картины не забываются никогда, как никогда нельзя забыть детство.

похожие материалы

  • Идейное значение картин русского пейзажа в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • Пейзаж в лирике Пушкина и русских поэтов
  • Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова.

Пейзажи в творчестве Пушкина

Родную природу Александр Сергеевич любил, и это можно заметить во всех его произведениях. Куда бы ни отправила судьба — в родовое гнездо в Михайловском, Оренбург, кавказские горы или на Черное море, везде он замечал красоту природы и с нежностью воспевал ее. В «Евгении Онегине» временам года посвящены целые отрывки:

  Урок по книге очерков А.И. Куприна “Листригоны” в 10 классе

  • читатель увидел приход весны;
  • наступление осени;
  • зимние виды глазами поэта.

Простыми и теплыми словами он так точно и ярко описывал красоты, что с его слов можно было создавать картины и пейзажи. В «Евгении Онегине» описание осени даже не вызывает уныние.

Онегин и природа

Евгений вырос в городе. Природа чужда для него и быстро надоедает, как и все остальное. Даже попав в деревню, герой восторгается новыми ощущениями только несколько дней. Потом ему становится скучно, он начинает хандрить. Такому персонажу сложно постигать красоту русских пейзажей, для него это быстро становится обыденностью и надоедает.

Неспособность оценить красоту природы говорит о том, что натура Онегина далека от поэтических чувств и тонкости ценителя прекрасного. Развращенный праздностью городской жизни, Онегин не может находиться в естественной среде.

Вариант 2

Александру Сергеевичу Пушкину нравилось подавать природу и родные пейзажи в своих литературных творениях.

Он умел ярко и в красках описывать мир вокруг, и это не было площадкой, на которой происходили описываемые события, а выступало способом выражения характеристик персонажей.

С помощью природных явлений ярче выражались чувства героев, что делало картину более объемной. Подобный прием нашел применение в большинстве его произведений. «Евгений Онегин» не стал исключением.

Роли персонажей произведения становятся более понятными, когда их действия и мысли выражаются, сопоставляясь с пейзажами окружающего мира. Главный герой выражается с помощью родных пейзажей огромного города.

Это отражается в четких линиях больших зданий, холодных, каменных тротуарах и неприветливых серых оттенках.

Таким образом описывается негативное отношение героя к светскому образу жизни, который так его разочаровал.

Когда Евгений приезжает в деревню, пейзаж изменяется. Сначала Онегин восторгается им. Он радуется новым ощущениям. Но уже скоро однообразная и размеренная жизнь окунает его в серость хандры и скуки. Это говорит о неспособности Онегина оценивать обычную красоту и указывает на его сухость и отсутствие романтики.

Нежная Татьяна Ларина описывается вместе с любовью и лаской деревенских пейзажей, что подчеркивает ее мечтательный и сдержанный характер. Привлекательная и тонкая натура находит отображение в любви к родному краю и деревенским просторам.

Звездная ночь, падающая звезда и светящаяся луна разворачивают чувственность Татьяны. Ярче всего автором выделяется любовь Лариной к русской зиме, пушистому снегу и волшебству зимнего вечера.

Ей тяжело расставаться с тихой деревней и уезжать в вечно суетящуюся Москву.

Поэтичность Владимира Ленского, также, демонстрируется любовью к природе. Красота, тишина и чистота ее восторгает героя, что говорит о его романтической натуре.

В конце произведения Онегин начинает ощущать очарование природой. Описывая весну, писатель обращает внимание на появление чувств героя и замечает перемены во взглядах на жизнь.

Отдельные сцены романа отражаются с помощью природных явлений. Эпизод, в котором Ларина пишет ночью письмо, описывается с применением эффекта времен суток. В темноте легче всего сохранить секрет и спрятать страх, но утро успокаивает душу и сердце.

Другие сочинения: ← Троекуров старинный русский барин↑ ПушкинИстория любви Гринева и Маши Мироновой →

Ссылка на основную публикацию