Сочинение: Характеристика героев рассказа А.П. Чехова «О любви»

29.03.2019

Рассказ Чехова «О любви» написано от лица Павла Алехина, рассказывающего о своей жизни. Он передает знакомым историю развития глубоких чувств к замужней Анне Алексеевне. Главных героев в произведении три и они в какой-то степени составляют любовный треугольник.

Алехин Павел Константинович

Сочинение: Характеристика героев рассказа А.П. Чехова «О любви»

Трудолюбивый герой быстро получает должность мирового судьи, знакомится с Дмитрием Лугановичем и его женой. Павел сразу почувствовал «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые умные глаза… уже видел когда-то в детстве…» в девушке всего 22 лет. Семья считает героя своим, заботится о его благополучии, предлагает деньги. Павел чувствует небезответное влечение к Анне, но порядочный человек не желает разрушать чужой брак. Влюбленные видятся, вместе обедают, посещают театр, играют на рояле. В городе начинают ходить нелестные слухи, но в них нет и доли правды. Герои даже не говорят о своих чувствах, в семье Анны уже двое детей. Постепенно здоровье женщины ухудшается, она вынуждена уехать для лечения. Алехин заскакивает в поезд, чтобы отдать забытую вещь. Он в первый раз открывается в своих чувствах, обнимает и целует плачущую Анну. Павел жалеет о напрасно потраченных годах.

Дмитрий Луганович

Товарищ председателя окружного суда, добился выгодного положения в обществе. Женат на Анне Алексеевне, в конце произведения имеет двоих детей. По словам Павла, «милейшая личность».

Несмотря на лишь отдаленное знакомство с Алехиным, Дмитрий приглашает его к себе обедать после тяжелого заседания. «Луганович – добряк…», простодушный человек. Он лишен всяческого культурного развития, не старается вникать в глобальные проблемы. Ближе к концу произведения Павел поражается, почему умная, интеллигентная Анна вышла замуж за такого скучного человека.

Анна Алексеевна

Жена Дмитрия Лугановича. Чехов впервые показывает ее в возрасте двадцати двух лет, недавно родившую ребенка. Павла восхищает «взгляд, изящная благородная рука… ее домашнее платье, прическа, шаги…». Впервые встретившись с нею, он видит «молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную…» женщину.

Оба главных героя чувствуют влечение, но ни один не делает первого шага. Анна переживает о делах Павла, радуется его приходу в дом.

Скрываемые чувства тяготят женщину, постепенно она становится раздражительной, злится на любимого. О чем бы ни спорил Павел, Анна защищала позицию противника. Забытая вещь вызывала слова презрения.

Лишь перед лицом неизбежного расставания, женщина показывает истинные чувства. Анна плачет, обнимая Павла.

Есть в рассказе Чехова «О любви» и второстепенные персонажи: пьяница-повар Никанор, влюбленная в него Пелагея, а также Буркин и Иван Иваныч, которым Алехин поведал свою историю.

В произведении раскрывается проблема оценки чувств. Много лет героев сковывали мысли о правильности поступков, влюбленные боялись разрушить семью. Что лучше: поддаться страстям или остаться верным долгу – каждый решает для себя сам.

Анализ рассказа Чехова «О любви» | СуперСоч

Одно из почетных мест в плеяде великих русских писателей по праву занимает Антон Павлович Чехов. Это писатель с большой буквы, мастер коротких, но весьма содержательных рассказов, повестей, пьес.

Все произведения Чехова наполнены глубоким смыслом, сатирой, правдой жизни.

Одним из самых знаменитых работ Антона Павловича является цикл «Маленькие трилогии», завершающим произведением в которой стал рассказ «О любви».

 

История создания

Произведение было написано в 1898 году, однако его истоки берут начало из молодости писателя, который в ту пору был страстно влюблен.  Биографам не составило труда выяснить, что прототипом Анны Алексеевны была Лидия Александровна Авилова.

Русская писательница и мемуаристка познакомилась с Чеховым на приеме у издателя «Петербургской газеты» Худякова Сергея Николаевича.

Как впоследствии призналась сама Авилова, к тому времени она была очарована творчеством Антона Павловича, и знала наизусть все его произведения.

Знакомство Чехова и Авиловой стало судьбоносным. Лидия Александровна тонко чувствовала и любила литературу, однако ее супруг не разделял увлечение жены литературой. Со стороны Авиловой также не было нежных чувств к мужу – замуж она выходила не по любви, а по расчету.

Впрочем, женщина не скрывала от него своей платонической связи с Чеховым, и даже давала ему читать некоторые письма из переписки с писателем. В Антоне Павловиче Авилова нашла верного друга, единомышленника, рецензента и персонального критика, который всячески помогал ей в публикации работ.

Теплая, полная душевной привязанности переписка лишь изредка прерывалась личными встречами. Эта связь многое значила как для Авиловой, так и для Чехова. С большой теплотой Авилова отзывалась о ней в своих мемуарах «А. П. Чехов в моей жизни», которые были опубликованы лишь в 1940 году.

Со своей стороны, Антон Павлович выразил свою трогательную привязанность к Лидии Александровне Авиловой в рассказе «О любви».

Жанр и направление

Любимым жанром Антона Павловича был короткий рассказ, который по своему содержанию можно сопоставить с романом – настолько он был наполнен красками, образами, глубокой жизненной философией. Особенность работ Чехова такова, что в них без труда отслеживается направление реализма – именно оно было максимально близко по духу писателю.

Важнейшим элементом всех произведений Антона Павловича является деталь, которой он уделял особое внимание. Незначительный, на первый взгляд, штрих, описание персонажа способно было максимально раскрыть образ.

Возможно, именно благодаря этой особенности рассказы Чехова никого не оставляют равнодушными, ведь в них гармонично переплетена малая литературная форма и глубокое реалистичное содержание.

Рассказ «О любви» является завершающим произведением цикла «Маленькая трилогия». Название цикла не является авторским, оно позже было дано исследователями творчества Чехова. Все произведения, вошедшие в цикл «Маленькая трилогия», объединены общей темой «человека в футляре», которая была особенно любима писателем.

Суть

Название произведения весьма красноречиво, и прямо указывает на то, что основной линией в нем является любовная тема. Главный герой рассказа – помещик, средних лет дворянин по имени Павел Константинович Алехин.

Он учился в университете, но после смерти батюшки был вынужден вернуться в родительское имение и заняться делами, чтобы погасить отцовские долги. Молодому человеку, прекрасно образованному и привыкшему к культурному обществу, поначалу было тяжело привыкнуть к новому образу жизни. Его откровенно тяготила работа на земле, общение с крестьянами.

Но со временем Алехин сам не заметил, как отказался от изящных привычек, которые придавали его жизни очарование и едва уловимый флер роскоши.

Спустя некоторое время Павел Константинович был произведен в мировые судьи. Во время одного из заседаний он познакомился с Дмитрием Лугановичем – приятным в общении, простодушным человеком, и тот пригласил Алехина на обед. В доме своего нового  приятеля Алехин познакомился с его женой – Анной Алексеевной.

Молодая, красивая женщина поразила воображение Павла Константиновича, который все чаще стал бывать у Лугановичей. Общение с тонкой, умной, образованной женщиной доставляло огромное удовольствие главному герою, который влюбился в нее со всей страстью своего сердца.

Вскоре он понял, что его чувство взаимно, и это понимание одновременно и обрадовало, и смутило Алехина. Будучи глубоко порядочным человеком, он страдал от чувства вины перед открытым и доброжелательным Луановичем, который искренне считал его своим другом.

Впрочем, Анна Алексеевна ничем не выдавала себя, и герои любили друг друга, не смея открыто признаться в своих чувствах.

Со временем невысказанная любовь, словно птица, запертая в клетку, стала тяготить Анну Алексеевну. Женщина стала нервной, возбудимой, и легко раздражалась от малейшего пустяка. Она даже вынуждена была лечиться от нервного расстройства.

Когда Луганович получил повышение по службе, семье предстоял переезд в другой город. Павел Константинович с ужасом осознал, что навсегда расстанется с женщиной, которую он так страстно и нежно любил все эти годы.

В последний момент он влетел в купе поезда, где находилась Анна Алексеевна. Между влюбленными произошла трогательная сцена, ставшая завершающим аккордом их отношений.

Глядя вслед уходящему поезду, Алехин с тоской понял, что добровольно отказался от собственного счастья…

 

Композиция

Особенностью композиции большинства чеховских произведений является прием «рассказ в рассказе», благодаря которому писатель мог охватить большой временной промежуток без использования дополнительных литературных средств. Как правило, рассказ начинается с описания некоего случая из жизни героя, которое естественным образом переходит к основному повествованию. В большинстве случаев это монолог главного героя.

Так же и в рассказе «О любви» повествование начинается с упоминания Алехина о странных взаимоотношениях пьянчужки Николая и красавицы Пелагии, безропотно терпевшей от своего возлюбленного побои и оскорбления. Эта история послужила фоном к размышлениям главного героя о превратностях любви, после которого началось основное повествование.

Концовка рассказа является гармоничным и вместе с тем абсолютно логичным обрамлением центральной части произведения. Немаловажное значение играет и погода за окном.

Так, в самом начале истории из окна виднелось серое, пасмурное небо, а в конце повествования из-за дождевых туч выглянуло солнце.

Подобный прием стал подсказкой к душевному состоянию главного героя – история безнадежной любви вызывала в нем тяжелые эмоции, но ее окончание облегчило душевное состояние, очистило мысли и душу.

 

Главные герои и их характеристика

Поскольку «О любви» является кратким литературным произведением, в нем присутствует ограниченное число персонажей. Как правило, Чехов выделяет не более двух-трех персонажей, среди которых более полная характеристика дается рассказчику.

  1. Алехин Павел Константинович – главный герой, дворянин около сорока лет, который своим внешним видом напоминал более писателя, ученого или художника, нежели помещика. Он с детства привык к роскоши, красивой жизни, обладал утонченными манерами, умел видеть и ценить красоту. Однако смерть отца и оставшиеся после него долги вынудили героя изменить своим привычкам и начать работать в имении. Павел откровенно тяготился подобным образом жизни, в котором уже не было места его былым увлечениям. Важные качества героя – трудолюбие и целеустремленность, благодаря которым он не только погасил долговые обязательства отца, но и стал мировым судьей. Павел Константинович – человек тонкой душевной организации, порядочный, прекрасно воспитанный, культурный, но вместе с тем нерешительный в проявлении чувств. Именно это и стало причиной его глубокого одиночества.
  2. Луганович Анна Алексеевна – супруга Дмитрия Лугановича, красивая, умная, деликатная, образованная женщина. В ней главный герой увидел идеал женщины, который он только мог представлять в своих мечтах. Он распознал в ней родственную душу, так чутко и тонко понимавшую все, что невозможно было выразить словами. Героиня испытывала нежные чувства к Павлу Константиновичу, однако никогда не давала повода для ревности мужу. Ее любовь к главному герою была платонической, но, тем не менее, оставаясь невыраженной, она съедала Анну изнутри. Женщина не отваживалась на признание, поскольку боялась потерять мужа, детей, стабильное положение в обществе. Ее страх подпитывался нерешительностью Алехина, и лишь в конце рассказа влюбленные смогли открыто признаться в своих чувствах друг к другу.
  3. Луганович Дмитрий – респектабельный, богатый дворянин, доброжелательный, уравновешенный мужчина средних лет. Стал хорошим товарищем для Алехина, который искренне не понимал, как такая красивая и тонкая женщина как Анна Алексеевна смогла выбрать себе в мужья такого откровенно скучного и ничем не примечательного мужчину.
Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое любовь» по тексту Львовского

Темы

Центральной темой рассказа «О любви», безусловно, является любовь, простое человеческое счастье, которое, увы, не всегда бывает возможным. Писатель демонстрирует, как привычка к определенному образу жизни, страх перемен, инфантильность стали преградами к такому сильному и чистому чувству как любовь.

Не смотря на то, что оба героя – и Алехин, Анна Алексеевна – были влюблены друг в друга, испытывали родственность душ, они так и не решились на признание. В течение долгого времени герои молча страдали от невозможности быть вместе, но ни один из них не отважился на важные перемены в жизни.

Лишь в момент их расставания стало ясно, насколько тяжело далась героям их слабость и неспособность менять жизнь к лучшему. Со временем Алехин пришел к простой мысли – истинная любовь не терпит нерешительности или рационального подхода, она не поддается никаким земным законам и не нуждается в длительном анализе.

Почувствовав в душе это великое чувство, нужно незамедлительно действовать, чтобы не упустить синюю птицу счастья. К сожалению, герой слишком поздно осознал эту истину, и на всю жизнь остался несчастным и одиноким человеком.

Проблемы

Как было сказано выше, рассказ «О любви» является отражением любимой чеховской темы «человека в футляре». Главные герои произведения, так или иначе, являются носителями этого столь многогранного образа.

  1. Павел Алехин – молодой, образованный дворянин, полный радужных надежд. Однако ему не суждено было в полной мере раскрыть все свои способности и таланты. Он был вынужден прожить чужую жизнь, занимаясь хозяйством, чтобы иметь средства к существованию. Жизнь в деревне, среди крестьян и малообразованных мещан постепенно изменила характер героя. Он привык к своей скромной холостой жизни, в которой не было радости и счастья, но вместе с тем не было и проблем. Даже влюбившись в Анну Алексеевну, Алехин не смог изменить устоявшимся привычкам. Он не рискнул привычной жизнью ради светлого и яркого чувства, которое требовало от него решительных поступков и большой ответственности. Спрятавшись в своем футляре, он попросту дождался логической развязки столь мучительных для него отношений.
  2. Воплотила в себе черты «человека в футляре» и Анна Алексеевна. Несмотря на все свои положительные качества, героиня не обладала той решительностью и настойчивостью, с которой люди добиваются счастья в личной жизни. Молодая женщина не собиралась жертвовать привычным образом жизнью ради любви к Алехину. Брак с Лугановичем был скучным и обыденным, но столь понятным и привычным, что героиня не хотела рисковать им ради призрачного счастья со своим избранником. Новая жизнь пугала ее своей неизвестностью, и Анне не хватало сил и смелости, чтобы пойти ей навстречу. Так и невысказанная любовь к Алехину вылилась у нее в неврозы и скрытые упреки, которые она постоянно выказывала своему возлюбленному. Анна Алексеевна добровольно отказалась от счастья, о чем сожалела всю жизнь.
  3. Еще один прообраз «человека в футляре» – Дмитрий Луганович, супруг Анны Алексеевны. Его закрытость заключалась, прежде всего, в том, что он не воспринимал духовное и личное развитие, был безучастен ко всему, что олицетворяло собой интеллигентное общество. Будучи успешным дельцом, он был слеп и глух ко всему, что не интересовало его практичный ум. Луганович легко и неспешно плыл по течению жизни, не предпринимая никаких шагов к личностному росту и развитию.

Анализируя проблематику произведения, можно сделать вывод, что Антон Павлович не отступил от своей любимой темы, в очередной раз раскрыв новую грань «человека в футляре». Все герои рассказа, несмотря на всю разность их характеров, объединяет нерешительность и нежелание трудиться ради собственного счастья.

Смысл

В своем произведении Антон Павлович продемонстрировал, как человеческая слабость, банальный страх перед неизвестным способны на корню убить любовь – редкий дар богов, который следует трепетно беречь и хранить.

Нежелание жертвовать собственным комфортом, привычной спокойной жизнью, положением в обществе являются мощными внешними факторами, подавляющими волю человека. Однако это не является оправданием для тех, кто добровольно отказывается от настоящего чувства.

Герои попросту оказались слабовольными личностями, не решившими оказать сопротивление общепринятой морали.

Идея произведения заключается в том, что человек собственноручно способен уничтожить светлое, высокое чувство, которое могло бы озарить всю его жизнь. Следование общественным законам и нормам, добропорядочность и соблюдение внешних приличий еще не гарантируют счастья, а вот чувство может уйти и уже более никогда не возникнуть в жизни.

В своем рассказе Антон Павлович с критикой отнесся к обществу, в котором люди вынуждены подчиняться неписаным правилам приличия в ущерб личному счастью.  

Вывод

Небольшой по своему размеру рассказ включает в себя множество важных тем, заставляет задуматься о смысле жизни. Главные герои весьма противоречивы и неоднозначны, их нельзя отнести к однозначно положительным или отрицательным.

Это, прежде всего, живые люди, со своими слабостями, страхами, комплексами. Не до конца выраженной остается и авторская позиция. Писатель как бы дает читателям возможность вынести свою субъективную оценку описанной истории, сделать личные выводы.

Для Чехова важным было донести мысль, что любовь неподвластна никаким законам, и нужно относиться к ней с особой бережностью.

Критика

Рассказ «О любви» был высоко оценен современниками писателя. Многие выдающиеся литераторы не оставили без внимания это произведение. Так, А.

Скабичевский считал, что виной всех бед главных героев рассказа «О любви» было отсутствие цели в их жизни.

  Алехин и Анна Алексеевна просто жили, как живется, не имея никаких планов и целей, что и сделало их такими слабыми и безвольными личностями.

В Павле Алехине А. Богданович видел никчемного человека, который не нашел в себе силы изменить собственную жизнь к лучшему. Он прогнулся под внешние обстоятельства, похоронив себя заживо в деревне, а затем добровольно отказался от счастья с любимой женщиной.

В свою очередь, А. Измайлов по достоинству оценил в произведении накал драматизма, столь характерного для поздних работ Антона Павловича. Критик отметил перелом в творчестве писателя, который был отличительной чертой  у многих выдающихся авторов 19 века.

Сочинение: Главные герои рассказа «О любви» и их характеристика (А.П. Чехов)

(602 слова) Любовь — это загадка, разгадать которую по силам не каждому. В чём заключается феномен этого сказочного чувства? Наверное, ответить на этот вопрос не удастся ни одному учёному в мире.

В рассказе «О любви» Антон Павлович Чехов рассказывает читателям печальную историю любви, знакомую каждому жителю планеты. Когда не получилось, не вышло, не сложилось, а на душе остался осадок в виде сожаления.

Чтобы лучше изучить смысловое богатство рассказа, нужно изучить характеристику героев знаменитого произведения Антона Павловича Чехова.

Повествование ведётся от лица Павла Алёхина. По происхождению персонаж дворянин, однако в изображении автора он больше напоминает художника или учёного. Несмотря на своё знатное происхождение, Алёхин беден: «Много работаю, но всегда без гроша.». 

Чехов наделил героя положительными качествами:

«…этот человек с добрыми, умными глазами, который рассказывал им с таким чистосердечием…»

Отец оставил Павла без средств к существованию, но с долгами, поэтому Павел начал трудиться. Поначалу он работал с крестьянами на поле: «Пахал, сеял, косил».

Такая жизнь герою очень наскучила, он надеялся примирить её со старыми привычками и манерами. Однако автор показывает, как Алёхин «перебрался вниз, стал обедать в людской кухне». И только прислуга отца напоминает ему о роскошной жизни.

Привыкший жить в достатке, Павел оказывается неспособным к физическому труду.

Живя в Софьине, персонаж забывает об образованности и культуре . Однако одно из его характерных качеств — трудолюбие — позволяет герою получить почётную должность мирового судьи. Исполняя свои должностные обязанности, Павел знакомится с Дмитрием Лугановичем и его супругой. Вскоре Алёхин начинает питать нежные чувства к героине:

«Существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые умные глаза… уже видел когда-то в детстве…». 

Павел, как человек высоких моральных принципов, не желает разрушать семью, однако он понимает, что его чувства к Анне самые искренние. Павел и Анна периодически видятся друг с другом, вместе обедают и играют на рояле.

Постепенно в городе начинают ходить всякие слухи, но герои не придают им значения, поскольку сами ни разу не говорили о своих чувствах. Неожиданно здоровье Анны стало ухудшаться, и ей необходимо уехать.

Именно в поезде Павел признаётся в любви Анне. 

Читайте также:  Человек и общество в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Можно сказать, что в образе Павла Алёхина Чехов воплотил одинокого человека, который не способен решиться на ответственный шаг ради достижения цели. Перед нами не покоритель, а жертва судьбы. Все обстоятельства загоняют Алехина в тупик, и он не может преодолеть их, а потому смиряется с ними.

В образе Дмитрия Лугановича предстаёт товарищ председателя окружного суда и супруг Анны Алексеевны. Поначалу Павел Алёхин восхищается Дмитрием, называя его простодушным и добрым человеком. По мнению Павла, это «милейшая личность».

Однако Луганович лишён всякого культурного развития.

И в середине произведения Алёхин начинает задумываться, почему такая образованная и умная женщина, как Анна, вышла замуж за такого скучного господина? Но и она была жертвой обстоятельств, сложившихся не в ее пользу.

Впервые Чехов показывает Анну Алексеевну в возрасте двадцати двух лет. Недавно у нее родился ребёнок. В отличие от своего мужа, Дмитрия Лугановича, Анна умна, культурно развита и сообразительна. Ее тянет к творчеству, она увлекается музыкой и беседами о высоком. Муж не разделяет ее увлечений, и ей с ним скучно.

Павел сразу же разглядел в ней прекрасные качества: «Взгляд, изящная благородная рука… ее домашнее платье, прическа, шаги…». Анна и Павел испытывают взаимную любовь, но они не делают первого шага навстречу друг другу. Их можно понять, ведь Анну связывает не только муж, но и дети. Она не может решиться на разрыв, ведь ее решение отразится на детской судьбе.

Лишь в поезде Анна плачет, показывая свои искренние чувства Павлу и подводя черту их несбыточной мечте.

Можно утверждать, что Антон Павлович Чехов в своём произведении остро поставил тему любви. Что лучше: поддаться страсти или остаться верным своему долгу? Этим вопросом задался писатель, создавая знаменитое произведение. Финал произведения остаётся открытым, автор дал возможность читателю поразмышлять над историей великого чувства.

Виктория Комарова

Сочинения по литературе
Сочинение рассуждение

Сочинение: Характеристика героев рассказа А.П. Чехова «О любви»

А. П. Чехов (1860 — 1904)

Основные действующие лица в рассказе, это:

  1. Павел Константинович Алехин

    – дворянин, на момент происходящих событий был молодым человеком, недавно окончившим учебу. Он вернулся в отцовское имение, в котором трудился не покладая рук. Никогда не мечтал о работе на земле, но долг и ответственность перед семьей толкают его на труд и жизнь в деревне.

  2. Дмитрий Луганович

    – председатель суда, человек в возрасте, которому на момент событий было уже более сорока лет, добряк, простак, вялый, ненужный, с покорным выражением лица, при этом здравомыслящий человек. На балах держится возле деловых людей. Любящий муж и отец.

      Раздел имущества – краткое содержание рассказа Алексина

  3. Анна Алексеевна

    – молодая жена Лугановича, красивая, искренняя, добрая женщина.

    Покорно и смиренно несет свой крест, будучи замужем за нелюбимым мужчиной, она его уважает и ценит. Заглушает свои действительно глубокие, настоящие чувства к Алехину ради детей и мужа, чувствуя долг жены и матери.

    Способна на сильную любовь и самопожертвование.

Рассказ О любви сюжет

Алёхин Павел Константинович был владельцем прекрасного имения. После учёбы в Москве он вернулся в Софьино и узнал, что у отца большие долги. Молодой человек посчитал, что именно на его учёбу ушли эти деньги.

Он решил не уезжать из дома до тех пор, пока не рассчитается с долгами. Он рьяно взялся за дело: вместе с крестьянами сажал, косил и пахал. По вечерам пил кофе с ликёром и читал газету.

Со временем он втянулся в эту жизнь и остался в имении даже после смерти отца.

Алёхин всегда был рад гостям и с удовольствием кормил их обедом, приготовленным поваром Никанором. Однажды за столом гости завели разговор о любви. Павел Константинович тоже присоединился к беседе. Он рассказал, что в его доме служит горничная Пелагея, очень красивая и добрая молодая женщина.

Она давно любит Никанора, но замуж за него не выходит из-за его беспробудного пьянства и тяжёлого характера. Присутствующие очень удивлялись этим отношениям, но, в конце концов, пришли к выводу, что любовь любого человека – великая тайна и нет смысла пытаться её разгадать.

Вечер был пасмурным и холодным, поэтому гости продолжали рассказывать свои истории. Поделился своей сердечной тайной и Алёхин.

Иногда Павел Константинович выезжал в город, где он участвовал в заседаниях суда, так как его в первый же год выбрали в мировые судьи. Знакомые его уважали и часто приглашали в гости. Особенно близко он сошёлся с Лугановичем, с которым он познакомился на одном из заседаний. У него была молодая и красивая жена, звали её Анной Алексеевной.

Кроме внешней привлекательности она обладала и прекрасными душевными качествами: добротой, искренностью, обаянием. Незаметно Алёхин стал для их семьи близким другом. Лугановичи дарили ему небольшие подарки, а он, чтобы не оставаться перед ними в долгу, передавал из имения домашнюю птицу и цветы.

Когда он долго не приезжал к ним, они беспокоились.

Часто Алёхин просиживал с Анной Алексеевной вечера, они рассказывали друг другу о своей жизни, после посещения театра делились впечатлениями. За несколько лет ни один из них так и не посмел заговорить о своих чувствах. Не известно к чему привели эти отношения, но муж получил новое назначение и вскоре должен был отбыть по месту службы.

Анна Алексеевна по совету доктора собиралась в Крым. Провожать её приехали ближайшие родственники и друзья. Перед отправлением поезда, когда все уже простились с Анной Алексеевной, Алёхин вбежал в вагон, чтобы попрощаться с ней наедине. За столько лет он впервые обнял любимую женщину и признался ей в своих чувствах.

Расставаясь с ней навсегда, он сожалел, что не сказал о своей любви раньше.

Рассказ учит искренности, доброте, умению отдаваться своим чувствам.

Второстепенные персонажи

Список второстепенных персонажей невелик, к ним относятся приятели главного героя: Иван Иванович и Буркин

, им Алехин и рассказывает случившуюся с ним историю.

Они втроем являются героями всей «Маленькой трилогии», состоящей из трех небольших рассказов, третий из которых — это повествование от лица Алехина, рассказ «О любви». Первый рассказ цикла «Человек в футляре» друзья слышат от Буркина, второй «Крыжовник» от Ивана Ивановича.

Оба эти героя в цикле равны Алехину, но в то же время менее важны как персонажи, так как рассказанные ими истории повествуют не об их личной жизни, а о событиях, произошедших с их близкими и знакомыми — Буркин рассказывает о судьбе своего сослуживца, а Иван Иванович о сюжете из жизни своего брата.

А. П. Чехов «О любви» — краткое содержание

Гости в доме Алехина Павла Константиновича за завтраком завели необычный разговор, который возник неожиданно после посещения повара Никанора, зашедшего узнать, что гости желают к обеду. Разговор начал сам хозяин дома, он вдруг заговорил о любви.

Разговор возник из рассказа о Никоноре и красавице Пелагее. Алехин рассуждал о том, как зарождается любовь, и почему эта женщина полюбила именно Никонора, мужчину грубого и совершенно иного по своим душевным качествам, нежели она сама. Почему она не полюбила кого-нибудь другого, более подходящего ей?

Алехин пришел к выводу, что сколько бы ни говорили в мире о любви, ничто не раскроет ее истинной сути, так как любовь – это великая тайна. О любви нельзя говорить в общих чертах. Рассуждая о ней, необходимо рассматривать каждый случай и каждую историю в отдельности.

Гости почувствовали, что хозяин хочет о чем-то рассказать, ведь людям, живущим в деревне, только и остается, что делиться своими переживаниями с гостями, нечасто собирающимися в доме.

Погода на улице была плохая и все находящиеся в комнате понимали, что единственным способом развлечься в такой день является послушать чью-то историю, и Алехин, уловив это настроение, заговорил о своем прошлом.

Алехин уже очень давно жил в деревне, куда ему пришлось вернуться после окончания учебы, так как он посчитал это долгом перед своим отцом, который залез в большие долги, чтобы сын получил образование. Поэтому молодой человек решил уплатить долг и восстановить имение.

Первое время ему приходилось много работать, так как единственным способом вести хозяйство не в убыток было управлять им на крестьянский лад, а точнее работать в поле самому. Вместе с крестьянами Алехин выполнял все виды работы: сеял, пахал, ухаживал за землей.

Со временем молодой Алехин совсем забыл барские привычки, часто спал на земле, в сарае, перестал читать газету, стал обедать с прислугой. Он сильно уставал, а также сильно скучал и тосковал.

Вся жизнь его перевернулась, когда однажды в городе его выбрали в мировые судьи, после чего Алехин нередко начал ездить в город, где и состоялось знакомство, изменившее все. В суде он встретился с Лугановичем, знакомство с которым стало для него самым приятным из всех остальных.

Во время разбора одного из сложных дел о поджоге, Луганович пригласил Алехина к себе на обед, где и состоялась его первая встреча с женой Лугановича, Анной Алексеевной.

Она сразу понравилась Алехину, он увидел в ней человека близкого и как будто давно знакомого. Она была очень молода и только недавно родила своего первого ребенка.

Алехин обратил внимание, что муж и жена имели между собой хорошие отношения, они понимали друг друга без слов, дружно готовили кофе, заботились о госте, смотрели, чтобы он хорошо поел.

Несколько месяцев после этого визита Алехин не приезжал в город, но все это время мысли об Анне Алексеевне не оставляли его, он думал о ней даже в поле за работой.

Осенью он снова поехал в город, в театр, где вновь увидел ее, в этот момент его опять охватило то самое чувство, которое он испытал при первой встрече с Анной. При разговоре она поинтересовалась, почему Алехин так долго не появлялся в городе и не навещал их.

Анна Алексеевна выказала беспокойство о его внешнем виде и здоровье и между делом призналась, что весной, при их первой встрече, она слегка увлеклась им. Так начались мучительные для него чувства, которые он вынужден был скрывать.

С этого дня Алехин стал регулярно бывать у Лугановичей, он заезжал к ним в каждый свой приезд в город. К нему привыкли и стали принимать за своего.

Он помогал Анне Алексеевне с покупками, подолгу мог беседовать с ней, слушать, как она играет на рояле, заниматься с ребенком.

Если же он долго не появлялся, Анна Алексеевна начинала волноваться, да и сам Луганович беспокоился о Павле Константиновиче.

Оба, муж и жена, переживали о том, что Павел Константинович вынужден так много физически работать, когда он имеет отличное образование: им казалось, что он страдает. Алехин постоянно чувствовал на себе их сочувствующие взгляды и был им благодарен особенно тогда, когда ему действительно приходилось нелегко.

Алехин и правда чувствовал себя несчастным, но совсем не по причине постоянного труда и усталости. Он страдал от любви к Анне Алексеевне, он старался разгадать загадку любви и жизни, чтобы ответить на вопрос, как могли сложиться события так, что он полюбил ее, что она еще до встречи с ним стала женой другого и матерью его детей.

Время шло, у Анны Алексеевны уже родился второй ребенок, Павел Константинович продолжал быть другом семьи, продолжал любить ее и молчать о своем чувстве, как и сама Анна Алексеевна. Они продолжали проводить время друг с другом, подолгу молчали, но боялись открыть свою тайну даже себе. От невысказанных чувств отношения между ними начинали напрягаться и немного портиться.

Анна Алексеевна со временем стала раздражительнее и постоянно по мелочам придиралась к Алехину. В городе о них уже стали ходить слухи, но в том, что говорили люди, не было ни одного слова правды.

  Николай Гоголь. Краткое содержание: «Пропавшая грамота»

Павел Константинович любил Анну Алексеевну всем своим сердцем, но боялся оборвать мирное течение семейной жизни Лугановичей. Он считал себя недостойным ее, ведь он не мог предложить ей ничего лучше того, что у нее уже было, он попросту не мог предать тот дом, где его так любили и где ему верили.

Анна рассуждала подобным же образом, она думала о муже, о детях, о своей матери, боялась осложнить жизнь Павла Константиновича, поэтому они оба продолжали молчать. Когда Алехин приходил к Лугановичам, все домашние безумно радовались, не представляя, как на самом деле он мучился.

Со временем у Анны Алексеевны стало появляться ощущение бессмысленно прожитой жизни, она стала лечиться от расстройства нервов, а они с Алехиным все молчали и молчали.

Наконец Лугановича назначили на должность в другой губернии, и все стали готовиться к разлуке. Первой должна была уехать Анна Алексеевна, а немного позже Луганович с детьми. Провожали ее на поезд большой компанией, когда уже было объявлено об отправлении, Алехин вбежал к ней в купе, чтобы вернуть корзинку, которую она забыла.

Тогда впервые их обоих оставили все душевные силы, и они признались друг-другу. Алехин обнял Анну Алексеевну, она прижалась к его груди. Они попрощались навсегда, он вышел от нее и проехал до первой станции в соседнем купе, проплакав все это время.

Когда Алехин кончил свой рассказ, дождь уже перестал лить, его собеседники вышли на улицу. Оба они видели Анну Алексеевну в городе, были с ней знакомы и даже считали ее красивой.

Читать краткое содержание О любви Чехов

Товарищи завтракали, периодически к ним заглядывал повар Никанор. Алехин поведал, что красавица Пелагея была влюблена в Никанора, но отказывалась идти за него замуж, так как он был не дурак выпить.

Алехин пустился в рассуждения, что любовь – одна сплошная тайна. Все влюблённые люди, по его мнению, постоянно о чём-то думают и рассуждают.

И все эти возникающие один за другим вопросы отвлекают от самого чувства.

Было очевидно, что Алехин жаждал рассказать что-то сокровенное. Все одинокие люди любят порой излить душу. Мрачная осенняя погода за окном благоволила долгим беседам, и Алехин всё-таки начал свой рассказ.

Окончив университет, Алехин переехал в Софьино. Его отец был весь в долгах, и большая часть долгов набралась для уплаты обучения сына. Алехин чувствовать себя должным, начал пахать, сеять, косить вместе с мужиками.

В начале он пытался совместить мужицкий труд и помещичий уклад: читал после поля газеты, попивал кофе. Но труд его настолько изнурял, что он начал засыпать в санях, не добравшись до постели.

Потихоньку он распустил всех слуг, оставив только тех, кто работал ещё при его отце.

Спустя какое-то время Алехин был выбран мировой судьей. Периодические выезды из деревни в город на заседания стали чем-то вроде развлечения.

Как-то после особого затянувшегося дела, новый знакомый Луганович пригласил его на обед. В гостях Алехин увидел его двадцатидвухлетнюю супругу Анну Алексеевну. Она была молода, мила, интеллигентна и обаятельна.

Уехав после в Софьино на всё лето, у Алехина периодически всплывал в памяти образ женщины.

Осенью Алехин отправился в театр, где случайно встретил Анну Алексеевну. Она поинтересовалась его здоровьем, сказала, что вспоминала его летом. На следующее утро Лугановичи позвали героя к себе на завтрак, а после все вместе отправились к ним на дачу.

Так Алехин в каждый свой приезд гостил у Лугановичей. Если он долго их не навещал, они начинали беспокоиться о его здравии. Они сетовали на его крестьянский физический труд и безденежье, говоря, что он с его образованием должен заниматься наукой.

Супруги дарили ему подарки и настаивали, чтобы он взял у них денег, если возникала проблема с кредиторами. Алехину было неловко, и он старался их отблагодарить, каждый раз привозя из поместья цветы, птицу и масло. Но занимать у них себе запретил.

Он всё больше думал об Анне Алексеевне, и всё более становился несчастным. Он не мог понять, почему она в столь юном возрасте вышла замуж за мужчину в возрасте, и почему он не встретил её раньше Лугановича.

Алехин сомневался в правильности своих чувств и от этого боялся признаться в них.

Ему верили в этом доме, семья была счастливой, мог ли он всё это разрушить неосторожными словами? Возможно ли, что они бы разлюбили друг друга в итоге, и что тогда? Женщина думала так же: она не хотела ни врать, ни причинять боль своей семье.

Прошло несколько лет. У Анны родился уже второй ребенок. Луганович и дети всегда приветливо встречали Алехина, радуясь его визитам. Сам же он продолжал мучиться от любви. Они часто ходили вдвоём с Анной Алексеевной в театр, чем породили слухи в городе.

У женщины от переживаний всё чаще портилось настроение, появилась усталость от жизни, спасалась она, лишь уезжая от мужа и детей к матери. Затянувшееся молчание привело к нервному расстройству.

Она начала раздражаться и на самого Алехина, демонстративно оспаривая все его слова при других.

И вдруг Лугановича отправили в другую губернию по работе. Пришло время прощаться: в конце лета Анна должна была уехать в Крым по настоянию докторов, а чуть позже супруг с детьми отправятся на новое место.

В день отъезда на вокзале собралось много людей, провожающих Анну Алексеевну. Простившись с супругом и детьми, она вошла в поезд. Алехин вбежал к ней в купе отдать забытую корзинку, и неожиданно крепко обнял её.

Из глаз женщины потекли слезы. Мужчина признался ей в своих чувствах, осознавая, что все преграды на их пути теперь казались глупыми и несущественными.

В любви нельзя исходить из соображений несчастья или греха, ведь есть гораздо более важные вещи.

Алехин поцеловал женщину, и они навсегда распрощались. Поезд уже тронулся, мужчина сел в соседнее пустое купе и проплакал там до ближайшей станции. До Софьино он дошёл пешком.

Буркин и Иван Иваныч вышли после рассказа на балкон: дождь уже кончился и ярко светило солнце. Они оба знали Анну Алексеевну и считали её красавицей. Каждый подумал о том, с какой тоской в сердце должно быть прощались влюбленные.

Оцените произведение:

Ссылка на основную публикацию