Образ Макара Девушкина в романе «Бедные люди»

Макар Девушкин – скромный и очень добрый герой, от которого «рождались» некоторые персонажи других произведений Достоевского. отождествляющий роль ни чем не выдающегося человека в огромном светском Петербурге.

Макар сам понимает кто он, знает себе место и выражает своё состояние открыто, но с должной гордостью. Он часто указывает на то, что одет в обноски, что не может себе позволить не только излишества, да и обычные ежедневные нужды.

Происхождение имени и фамилии

Происхождение и значение имени Макара Девушкина было подсказано самим Достоевским[13]. В одном из своих писем к Варваре Доброселовой его герой пишет: «Вот, маточка, видите ли, как дело пошло: все на Макара Алексеевича; они только и умели сделать, что в пословицу ввели Макара Алексеевича в целом ведомстве нашем.

Да мало того, что из меня пословицу и чуть ли не бранное слово сделали, — до сапогов, до мундира, до волос, до фигуры моей добрались…»[14] Таким образом, имя Макара осмысляется пословицей «На бедного Макара все шишки валятся»[13].

Филолог Моисей Альтман особенно подчеркнул, что уже в первом романе Достоевский воспользовался художественным приёмом осмысления имени литературного героя посредством его сопоставления с тождественным именем из пословицы[14].

На возможное происхождение фамилии главного героя обратили внимание уже первые читатели произведения. Сам Макар в одном из писем признаётся: «У бедного человека… тот же самый стыд, что у вас, примером сказать, девический»[13].

Особое внимание читателей и критиков оказалось обращено на это признание, а также на уменьшительные слова, характерные для «девического» стиля писем Девушкина[15]. Другая версия происхождения фамилии героя основывается на схожести его стиля писем и стиля писем матери Достоевского.

Отсюда исследователи приходят к выводу, что фамилия Девушкин может служить символом материнского начала[13].

В имени главного героя оказались слитно отражены школа сентиментализма и школа натурализма, при этом фамилия «Девушкин» больше относится к сентиментализму, а имя «Макар» к натурализму[16].

Действующие лица

  • Макар Алексеевич Девушкин — чиновник средних лет. Небогат. Чувствителен. Семьи нет.
  • Варвара Добросёлова — бедная девушка с образованием. Сирота.
  • Господин Быков — обеспеченный человек, низменный и безнравственный.
  • Горшков — молодой мужчина, жених Вареньки Добросёловой.
  • Пётр Покровский — юноша, бывший студент. Болен туберкулёзом (чахоткой).
  • Анна Фёдоровна — родственница Вареньки, жестокая женщина.
  • Ратазяев — малоуспешный и не слишком талантливый писатель. Сосед Макара Девушкина.
  • Федора — женщина, которая даёт Вареньке Добросёловой приют.

Литература

  • Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1975. — 280 с.
  • Накамура К. Словарь персонажей произведений Ф. М. Достоевского. — Санкт-Петербург: Гиперион, 2011. — 400 с. — ISBN 978-5-89332-178-4.
  • Сараскина Л. И. Достоевский. — 2-е изд.. — Москва: Молодая гвардия, 2013. — 825 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-235-03595-9.
  • Фридлендер Г. М. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. Г. М. Фридлендера. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 1. — 520 с. — 200 000 экз.
  • Щенников Г. К. Бедные люди // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник / под ред. Г. К. Щенникова и Б. Н. Тихомирова. — Санкт-Петербург: Издательство «Пушкинский Дом», 2008. — С. 13—16. — 470 с. — ISBN 5-87324-041-8.

Влияние на дальнейшее творчество

Макар Девушкин послужил литературным прообразом Якова Петровича Голядкина, главного героя повести «Двойник», который также является мелким и бессильным чиновником, испытывающим страх от общения с людьми и ощущающим, что окружающие его презирают[21]. Исследователь творчества Достоевского Кэнноскэ Накамура полагает, что Достоевскому было интересно проследить эволюцию подобного типажа, поэтому Голядкин представляет собой Девушкина, оставшегося в одиночестве после отъезда Вареньки в деревню[22].

Исследователь творчества Достоевского Владимир Николаевич Захаров отметил влияние образа главного героя «Бедных людей» на всё дальнейшее творчество писателя: «Макар Девушкин был первым откровением великой идеи Достоевского — идеи „восстановления“ человека, духовного воскрешения забитых и бедных людей, униженных и оскорбленных»[23].

Примечания

  1. 1234 Накамура, 2011, с. 10.
  2. Щенников, 2008, с. 13.
  3. Накамура, 2011, с. 10—11.
  4. Сараскина, 2013, с. 26.
  5. Сараскина, 2013, с. 29.

  6. 12345678910 Щенников, 2008, с. 14.
  7. 12 Накамура, 2011, с. 12.
  8. 123 Накамура, 2011, с. 11.

  9. 1234 Накамура, 2011, с. 13.
  10. Фридлендер, 1972, с. 468.
  11. Накамура, 2011, с. 11—12.
  12. 123 Щенников, 2008, с. 15.

  13. 1234 Альтман, 1975, с. 12.
  14. 12 Альтман, 1975, с. 11.
  15. 12 Альтман, 1975, с. 13.
  16. Альтман, 1975, с. 14.
  17. 12 Накамура, 2011, с. 14.

  18. Фридлендер, 1972, с. 474.
  19. Накамура, 2011, с. 13—14.
  20. Накамура, 2011, с. 15.
  21. Накамура, 2011, с. 16.
  22. Накамура, 2011, с. 17.
  23. Щенников, 2008, с. 16.

Образ героя в произведении

(Макар Девушкин читает повесть Гоголя «Шинель» . Иллюстрация Н. Верещагин)

Судьбоносная «Шинель» Гоголя, предложенная для прочтения Девушкину, Варварой, ударила по душевному состоянию «маленького человека». Макар обнаружил феноменальные сходства главного героя с самим собой.

Началась эпоха перерождения, переосмысливания всей его жизни и дальнейших действий. Конечно, Макар был в действительном шоковом состоянии и его переживания довели человека до бутылки. Изначально он стал ругать и отрицать всю возможную литературу.

Казалось, что он отвергает с обиды и злости, поняв критику своей же жизни. Однако, вместе с этим, пришло понимание, что не стоит так относится к происходящему – сложа руки и покорившись судьбе.

Макар начинает говорить о том, что слишком долго он жил для кого угодно, но не для себя. В то время, когда вокруг всем было, ровным счётом, всё равно до чужих проблем и жизни в целом.

(Сцена из спектакля «Бедные люди» Театр Юных Зрителей имени А.А. Брянцева, Санкт-Петербург)

Вместе с всплеском эмоций проявляется и истинное его отношение к Варваре Добросёловой. Если изначально читатель мог думать о влюблённости тихого Макара в душевную Вареньку, то к концу произведения становится отчетливо понятно, что Девушкин от своей замкнутости переходит к энергетическому вампиризму.

Варя для него – свободные уши и тот островок в океане одиночества, с которого всегда приходит ответ. Сможет ли войти в нормальное социальное русло такой человек, как Макар — увы, не ясно.

Но комплекс «маленького человека», не приспособленного к стремлениям принятия двух сторон одной медали, раскрыт автором в герое потрясающе точно.

Краткое содержание

Действие начинается со знакомства с помощником руководителя Девушкиным Макаром Алексеевичем. Он большую часть жизни проработал в департаментском отделении, где платили маленькую зарплату.

Сорокасемилетний мужчина проживает в новом доме недалеко от Фонтанки. Жилище Макара расположено в общей кухне за перегородочной стеной, но его это не беспокоит.

Героя радует, что комнатка недорогая, так как основная часть денег уходит на оплату квартиры его подопечной Варвары Доброселовой.

Их общение в основном состоит из переписки, хоть живут они рядом. Девушка зарабатывает деньги пошивом одежды на дому. У нее есть дальняя родственница Анна Федоровна. Они с матерью какое-то время проживали у нее, но из-за больших расходов на ее содержание им пришлось расстаться. Однажды тетка знакомит девушку с неким Быковым — богатым помещиком. Позднее он изнасиловал Вареньку.

Макар Иванович спас девушку от гибели и стал заботиться о ней. Молодая особа боится, что родственники Быкова узнают ее адрес и заявятся к ней свататься. Этот страх становится причиной болезни. Девушкин вновь оказывает Вареньке помощь, покупает лекарства, дает деньги на лечение, которые получает за проданный фрак.

После выздоровления к Варе все-таки приезжает Быков. Он предлагает ей руку и сердце, та соглашается от безысходности.

Девушка старается оценить брак с материальной стороны и с точки зрения положения в обществе, любовь для нее не играет решающей роли. Макар не одобряет ее решения, но сделать ничего не может. После свадьбы молодожены уезжают, а Девушкин остается один.

История создания

Роман «Бедные люди» оказался успешным. Произведение принесло молодому Достоевскому славу и статус талантливого писателя. Критики Григорович, Белинский и Некрасов положительно комментировали его работу.

Писатель Федор Достоевский

  Описание белых пуделей: характер, уход, предназначение

Впервые роман, написанный в эпистолярном жанре, опубликован в 1846 году в «Петербургском сборнике».

Работая над ним, Достоевский вдохновлялся примерами из собственной жизни. Его семья была небогата. Отец работал в больнице, куда судьба приводила немало искалеченных душ.

Юношей Достоевский слышал много историй о лишениях и роковых ошибках.

Макар Девушкин, придуманный Достоевским для изображения в романе, имел характеристику фантастического персонажа. Так его окрестили литературоведы. Увлеченный творчеством Шиллера и Пушкина, Достоевский долго искал подходящий образ для героя.

Начав работать с типом личности, которого автор называл «странный человек», Достоевский понемногу стал ощущать сочувствие и интерес к подобным персоналиям.

Описывая эту реалистическую и вместе с тем фантастическую фигуру, он искренне переживал за героя, признаваясь, что в некоторых моментах писал Девушкина с самого себя.

Акакий Акакиевич

Герой романа «Бедные люди» Макар Девушкин – яркий пример «маленького человека», с типажом которого читателей знакомили Гоголь и Пушкин.

Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» и Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» обладали схожими чертами характера. Девушкин, в отличие от Башмачкина, одержим любовью не к вещи, а к человеку.

В этом смысле важно значение имени героев. Их фамилии напрямую указывают на приоритеты.

Отождествление с автором

Современные Достоевскому критики первое время отождествляли стили и характеры Макара Девушкина и самого Достоевского, что вызывало раздражение у писателя: «В публике нашей есть инстинкт, как во всякой толпе, но нет образованности. Не понимают, как можно писать таким слогом. Во всем они привыкли видеть рожу сочинителя: я же моей не показывал. А им и невдогад, что говорит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе говорить не может»[15][17][6].

До «Бедных людей» Достоевский был увлечен историческими драмами Шиллера и Пушкина, но открыв для себя «странного» человека и ощутив к нему глубокое сочувствие и интерес, написал первый роман именно о нём, одновременно осознав своё литературное предназначение.

Данный персонаж жил в нём самом, поэтому при помощи «Бедных людей» Достоевский писал самого себя. Косвенным признаком схожести является тот факт, что Девушкин мечтает стать «поэтом», а сам Достоевский — «писателем».

Возмущаясь отождествлением персонажа с автором, Достоевский хочет сказать, что Макар Девушкин, на самом деле, является его двойником, но писатель настолько умело притворился Девушкиным, что читатель этого не заметил[17].

Читайте также:  Сочинение всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )Образ Макара Девушкина в романе «Бедные люди»

Макар Девушкин – характеристика, образ, описание | Роман "Бедные люди"

“…было мне всего семнадцать годочков, когда я на службу явился, и вот уже скоро тридцать лет стукнет моему служебному поприщу…” (письмо Макара от 12 июня)

“Состою я уже около тридцати лет на службе; служу безукоризненно, поведения трезвого, в беспорядках никогда не замечен…

” (письмо Макара от 8 июля)

На службе Макар занимается переписыванием документов. (Так как во времена Достоевского еще не существовало копировальных аппаратов, копированием документов вручную занимались мелкие чиновники.

) Макар понимает, что его работа является не самой важной, но все же он гордится своей профессией:

“…я немного делаю тем, что переписываю; да все-таки я этим горжусь: я работаю, я пот проливаю…” (письмо Макара от 12 июня)

Он носит чин титулярного советника. Это довольно невысокий чин: 

“Этот, так же как и я, титулярный советник, и мы с ним во всем нашем ведомстве чуть ли не самые старые, коренные служивые…” (письмо Макара от 3 августа)Макар Девушкин принадлежит к сословию мещан, то есть бедных городских жителей. Судя по всему, отец его был крестьянином или мещанином:

“Не графского рода! Родитель мой был не из дворянского звания и со всей-то семьей своей был беднее меня по доходу. Я не неженка!…” (письмо Макара от 12 апреля) 

О внешности Макара известно следующее:“Дожил до седых волос; греха за собою большого не знаю…” (письмо Макара от 8 июля)  “Или не жаль вам седых волос ваших?” (письмо Вареньки от 14 августа) “…даже лысина моя покраснела…” (письмо Макара от 1 августа) “…приметят, что я одет неприлично!…” (письмо Макара от 3 августа)“Да и сапоги-то у меня больно худы, маточка, да и пуговок нет… да того ли еще нет у меня!…” (письмо Макара от 3 августа) “…мне без пуговок быть нельзя; а у меня чуть ли не половина борта обсыпалась!…” (о фраке и пуговицах, письмо Макара от 4 августа) “Мой фрак старый продам и в одной рубашке стану ходить по улицам, а уж вы у нас нуждаться не будете…” (письмо Макара от 28 июня)  “Ну что бы я тогда, например, с моими сапогами стал делать? Они у меня, замечу вам мимоходом, маточка, почти всегда в заплатках, да и подметки, по правде сказать, отстают иногда весьма неблагопристойно.” (письмо Макара от 26 июня) Посмотрите ка на себя, в каком вы старом платье ходите. Срам! всё в заплатках. Нового то у вас нет; это я знаю, хоть вы и уверяете, что есть.” (Варенька о его одежде, письмо Вареньки от 20 июня) 

Макар называет себя “маленьким человеком”, то есть простым, бедным, смирным и ничем не приметным человеком:

“А оттого, что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек…” (письмо Макара от 12 июня) “…не блещу ничем, лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек…” (письмо Макара от 21 августа) 
Всю свою жизнь он прожил в одиночестве и бедности на съемных квартирах:

“Неужели ж вы так всю свою жизнь прожили, в одиночестве, в лишениях, без радости, без дружеского приветливого слова, у чужих людей углы нанимая? Ах, добрый друг, как мне жаль вас!” (Варенька о нем, письмо Вареньки от 8 апреля)

Макар считает себя добрым, незлобивым человеком, не способным вредить ближнему. Он говорит, что у него “овечье сердце”:

“…я человек добрый, незлобивый, ко вреду ближнего неспособный…”(письмо Макара от 12 июня) 

“Маточка моя, я не зол и не жестокосерден… у меня сердце овечье. и я, как и вам известно, не имею позыва к кровожадности…” (письмо Макара от 21 августа) 

По словам Вареньки, у Макара доброе сердце и даже слишком доброе: 

“…у вас доброе сердце, Макар Алексеевич…” (Варенька о нем, письмо Вареньки от 3 сентября)
“…у вас доброе сердце, но я скажу, что оно уж слишком доброе…” (Варенька о нем, письмо Варенька от 11 июня)  

По мнению Вареньки, Макар слишком близко все принимает к сердцу и из-за этого он обречен всегда быть несчастным:

“Какой у вас странный характер, Макар Алексеевич! Вы уж слишком сильно всё принимаете к сердцу…” (письмо Вареньки от 5 августа)
Он является скромным и благоразумным человеком, по словам Вареньки:

“Вы, которого я и все уважали за доброту души, скромность и благоразумие, вы теперь вдруг впали в такой отвратительный порок…” (Варенька о нем, письмо Вареньки от 27 июля)

Макар Алексеевич – честный, благородный, амбициозный человек, по словам Вареньки:

“Вы человек честный, благородный, амбиционный – ну, как все узнают про вас!” (письмо Вареньки от 14 августа)

Он является человеком “благородных правил”, по словам господина Быкова:

“Тут он расспрашивал о вас, сказал, что про всё слышал, что вы благородных правил человек…” (письмо Вареньки от 23 сентября) 

Макар Девушкин называет себя смирным, тихим человеком:

“А оттого, что я смирненький, а оттого, что я тихонький, а оттого, что добренький!” (письмо Макара от 12 июня)

Он считает себя нетребовательным и небрюзгливым человеком:

“…я не брюзглив и не требователен…” (письмо Макара от 8 апреля) 

Он бывает застенчив, по его собственным словам:

“…уж я застенчив подчас…” (письмо Макара от 12 апреля)

Макар Девушкин является незлопамятным и доверчивым человеком. Когда у него случается хорошее настроение, он первым идет мириться со своим соседом Ратазяевым, который недавно обзывал его “ловеласом” и высмеивал его дружбу с Варенькой. Макар просит у Ратазяева прощения, хотя извиняться должен не он, а Ратазяев:

“С Ратазяевым я помирился. Сам, на радостях, пошел к нему. Он, право, добрый малый, маточка, и что про него говорили дурного, то всё это был вздор. Я открыл теперь, что всё это была гнусная клевета. Он вовсе и не думал нас описывать: он мне это сам говорил. Читал мне новое сочинение. А что тогда Ловеласом‑то он меня назвал: так это всё не брань или название какое неприличное: он мне объяснил. Это слово в слово с иностранного взято и значит проворный малый, и если покрасивее сказать, политературнее, так значит парень – плохо не клади – вот! а не что‑нибудь там такое. Шутка невинная была, ангельчик мой. Я‑то, неуч, сдуру и обиделся. Да уж я теперь перед ним извинился…” (письмо Макара от 11 сентября)

Макар признается, что, хотя он с виду “тихонький”, на самом деле он человек “не промах”:

“Вы не смотрите на то, что я такой тихонький… я про себя не промах…” (письмо Макара от 8 апреля)

Он называет себя темным, глупым и тупым человеком, хотя на самом деле он не настолько глуп и темен:

Макар является верующим человеком. По воскресеньям он ходит на службу в церковь:

Последнее время Макар снимает “комнату” (угол в кухне) в большом доме, в котором живет множество разных людей. Мужчина называет свое жилье “трущобой” и жалуется на шум и неприятный запах:

“Прежде ведь я жил таким глухарем, сами знаете: смирно, тихо; у меня, бывало, муха летит, так и муху слышно. А здесь шум, крик, гвалт!…” 

“Я живу в кухне, или гораздо правильнее будет сказать вот как: тут подле кухни есть одна комната … так у меня вдоль поперечной стены перегородка, так что и выходит как бы еще комната … одним словом, всё удобное. Ну, вот это мой уголочек…” (письмо Макара от 8 апреля)

         Смотрите: Описание жилья Макара Девушкина 

“А ведь я вам почти родная.” (Вареньки о себе, письмо Вареньки от 27 июня)  “Уж как бы там ни было, а я вам хоть дальний родной, хоть, по пословице, и седьмая вода на киселе, а все таки родственник, и теперь ближайший родственник и покровитель…” (Макар о себе, письмо Макара от 8 апреля) 

          Смотрите: Отношения Макара и Вареньки 

По словам Вареньки, добрый Макар сделал для нее много добра, когда она была в тяжелом положении. За это девушка очень благодарна ему:

“…вы для меня то сделали, чего никакими деньгами не заплатишь…” (Варенька о доброте Макара, письмо Вареньки от 23 сентября)

Макар всем сердцем любит Вареньку. Он утверждает, что испытывает к ней исключительно отцовскую, родственную любовь, но, судя по всему, его чувства к Вареньке перерастают во влюбленность. Макар понимает, что он беден и что он старше Вареньки на 30 лет. Вероятно, в какой-то момент у него возникает надежда жениться на ней, но из-за нищеты он не может себе этого позволить:

“Об вас вспоминал с умилением в молитве. Вы одни, ангельчик, укрепляли меня, вы одни утешали меня, напутствовали советами благими и наставлениями. Я этого, маточка, никогда забыть не могу. Ваши записочки все перецеловал сегодня, голубчик мой!” (письмо Макара от 11 сентября)

К сожалению, Варенька выходит замуж за господина Быкова и уезжает из Петербурга в провинцию. Там она, вероятно, умирает от болезни, которая беспокоила ее последнее время. Несчастный Макар остается один в Петербурге. В последнем своем письме, не полученном Варенькой, он признается, что непременно умрет из-за разлуки с ней:

“Где мне вас найти потом, ангельчик мой? Я умру, Варенька, непременно умру; не перенесет мое сердце такого несчастия! Я вас, как свет господень, любил, как дочку родную любил, я всё в вас любил, маточка, родная моя! и сам для вас только и жил одних! Я и работал, и бумаги писал, и ходил, и гулял, и наблюдения мои бумаге передавал в виде дружеских писем, всё оттого, что вы, маточка, здесь, напротив, поблизости жили.” (последнее письмо Макара, без даты)

О дальнейшей судьбе Макара не известно. Вероятно, он действительно умирает, не пережив разлуку с Варенькой. Также возможно, что он лишает себя жизни, бросившись в Неву (на это он намекает в письме от 1 июля):

Читайте также:  Судьба Левши в России (по произведению Н. Лескова «Левша»)

“Я привык к вам, родная моя. А то-что из этого будет? Пойду к Неве, да и дело с концом. Да, право же, будет такое, Варенька; что же мне без вас делать останется!” (письмо от 1 июля) 

Это был цитатный образ и характеристика Макара Девушкина в романе “Бедные люди” Достоевского: описание персонажа в цитатах.

Образ и характеристика Макара Девушкина в романе Бедные люди сочинение

В начале романа перед нами предстаёт главный герой, Макар Девушкин. С первых строк нам становится известно, что он обычный житель Санкт-Петербурга, к тому же ещё и бедный.

А работает он титулярным советником. За свой долгую жизнь, много было сказано, много написано.

Его основной и единственной обязанностью является, переписывание документов, хотя он получает гроши, но работа его устраивает

Тяжело живется в одиночестве, у него не было друзей, он жаждал найти товарища, друга, с кем бы он мог поделиться сокровенным. Он живет совсем просто, даже не имея в собственности жилья, он постоянно снимает квартиры, от одной к другой. Но есть некий друг, Варенька Доброселова. Оба они одиноки, несчастны, но всегда стараются помочь друг другу и оказывают всевозможную поддержку.

Голод и нищета на протяжении всей его долгой и сложной жизни, его не оставляют, но он не отчаивается и находит с каждым разом физические и моральные силы продолжать жизнь.

Сложно приходится главному герою, ведь его постоянный голод, опека и забота над воспитанницей, сделали из него очень неопрятного человека. Но если бы это было только пол беды.

Дело в том, что его по этой причине могут вполне уволить.

Но осознание того что он просто необходим Варе, заставляет его идти нам многое, перешагивать через себя, свою желания и потребности, ведь его главная цель, это сделать так, чтобы Варя ни в чем ни нуждалась. Спасает его лишь невозмутимое чувство что все будет хорошо и его чувство невозмутимости.

Его большое сердце целиком и полностью принадлежит ей, воспитаннице. Он застенчив и нередко смущается при посторонних, ведь он верит в правоту людей, доверяет им целым сердцем, отчего становится понятно, что его очень легко обмануть.

Признание в своей глупости не страшит его, он совершенно точно не переживает, когда действительно чего-то не понимает, когда у него что-то не получается.

В то время как его подопечная, очень воспитана и начитана, он всегда с книжкой и готова подсказать что именно стоит ему прочитать.

Его доброта, искренность и абсолютная неготовность противостоять сложностям жизни, играют с ним жестокую шутку, ведь спустя какое-то время происходит то что, меняет его жизнь кардинально.

Его единственная цель в жизни, его смысл, его Варя, находит своего единственного, выходит замуж и навсегда покидает своего Макара Девушкина. Жизнь потеряла смысл, больше нет необходимости стараться, пытаться, читать, верить, любить.

Теперь жизнь его окончена, ведь то ради чего он жил пропало. И стать абсолютно одиноким его не прельщает, как и любого другого случайно оказавшегося на его месте человека.

После такой потери он пропадает, день его жизнь уехала и смысла продолжать стараться у него отныне теперь не было.

2 вариант

Дебютный роман Достоевского Фёдора Михайловича, сразу ставший известным и прославивший своего автора, являлся отличным «учебником» по изучению «маленького человека», ведь именно в нём Достоевский показал жизнь несчастных, никому не нужных и страшащихся этого мира людей.

Один из двух главных героев произведения – это Макар Девушкин, который вот уже как тринадцать лет работал титулярным советником, очень тщательно выполняя свою работу.

Он никогда не отлынивал от дел, всегда подходил к ним ответственно, что «роднит» этого персонажа с другим маленьким человеком – Акакием Акакиевичем из произведения Гоголя «Шинель».

Несмотря на то, что Макару платили ничтожно маленькую зарплату, он всё равно занимался тем, чем занимался и не роптал на жизнь.

Внутренне Макар Девушкин был глубоко одиноким человеком, который боялся людей, но верил в них, верил в их доброту и честность, из-за чего постоянно обжигался и вёл себя застенчиво. Как и любой другой несчастный одиночка, Макар нуждался в дружеском понимании, в человеке, который поддержит, на которого можно положиться.

И такой человек у него был – Варенька, с которой они часто переписывались и встречались в жизни. Он воспитывал такую же как он бедную сиротку и даже влюбился в неё.

Девушка не могла ответить ему взаимностью, но он ни на что не претендовал, потому что действительно искренне любил её и желал Вареньке только добра и счастливой жизни. Из-за своего доброго и альтруистичного характера Макар помогал девушке.

Сам одеваясь как попало, не евши ничего хорошего и плохо живя, он умудрялся отдавать деньги и единственные вещи, которые у него есть Вареньке только для того, чтобы она ни в чём не нуждалась. Макар Девушкин настолько незлобив и настолько сильно любит Вареньку, что готов сам умереть от голода, лишь бы только она была счастлива.

К сожалению, в силу своей слабости, как внешней, так и внутренней, он не может ничего изменить. Макар не боится признаваться в том, что он глупый человек и мало читает. Девушкин восхищается своей воспитанницей, которая обучает его и советует ему книги.

Макар Девушкин – типичный представитель литературных «маленьких людей». У него очень большое сердце, сам он готов отдать ради другого человека последнюю рубаху, но такой человек не может жить нормально, он вынужден либо постоянно бедствовать и как-то пытаться заработать, чтобы свести концы с концами, либо страдать и ждать своей смерти.

← Город в романе Преступление и наказание
← Дети в романе Преступление и наказание↑ ДостоевскийПочему Раскольников убил старуху-процентщицу →
Цвета в произведении Преступление и Наказание →

  • Сочинение Спор о человеке в пьесе На дне Горького
    Произведение Горького, получившее название «На дне», было написано около восьмидесяти лет назад. На протяжении всего времени оно вызывало множество споров и проблем. Дело в том, что социальные вопросы
  • План сказки Золушка 2, 3 класс
    Жил на свете один знатный мужчина. Рано став вдовцом, он решил жениться второй раз. Женщина эта была сварливая и вредная, такая же, как ее две дочери. У мужа тоже была дочь, но добрая и отзывчивая
  • Интересные факты из жизни Астафьева
    Виктора Астафьева, советского и российского писателя, по праву считают очень талантливым человеком. В течение своей жизни он создал много произведений, в которых талантливо и правдиво описывалась деревенская жизнь.
  • Характеристика и образ Дуняши в пьесе Чехова Вишнёвый сад сочинение
    Дуняша – второстепенный герой произведения, который, все же, привлекает и манит. Это более комический персонаж, ведь ее поступки парой необдуманные и смешные.
  • Почему погиб Мцыри? сочинение
    Мцыри – герой одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. Это повествование о трагической судьбе молодого человека, лишенного против воли своей родины.

Макар Девушкин («Бедные люди»)

«Бедные люди» — первый опубликованный роман Фёдора Достоевского, вышедший в 1844–1846 годах. Центром этого романа является главный герой — Макар Девушкин. Характеристика образа Макара Девушкина привлекает тем, что она весьма неоднозначна; исследователи указывали на возможность разного прочтения романа, вследствие чего фигура Макара Девушкина приобретает различный смысл.

Кто такой Макар Девушкин

Макар Девушкин — мелкий бедный чиновник пожилого возраста, который никак не может сделать успешную карьеру. Его жизнь скучна и однообразна, в ней не происходит ничего примечательного. Это типичный «маленький человек», который боится окружающего мира, не может разговаривать с людьми и предпочитает проводить время наедине со своими фантазиями и мечтаниями.

Живёт Макар в дешёвой съёмной квартире где-то на окраине Санкт-Петербурга. Он старается лишний раз не выходить на улицу, чтобы его не увидели окружающие люди. На работе он тоже старается не отрывать взгляд от бумаг, не выходит из-за стола без особой надобности; при этом ему кажется, что за его спиной сослуживцы перешёптываются, насмехаются над ним, желают ему зла.

Так протекает жизнь персонажа довольно долгое время. Однако впоследствии с ним происходит неожиданная вещь: он влюбляется. Объектом его интереса и даже своеобразной страсти становится одинокая девушка Варенька Добросёлова, которая живёт в квартире напротив.

Макар Девушкин начинает с ней переписываться, рассказывает ей в письмах о своей жизни, проблемах и чувствах. Однако жениться на ней он не желает: ему кажется, что окружающие его засмеют или будут злобно критиковать и осуждать, ведь это очень необычно — брак пожилого человека и молодой девушки.

Из писем Макара Девушкина состоит весь роман.

Характер

Современники рассматривали роман «Бедные люди» как одно из первых произведений в русской литературе, в котором затрагивается тема «маленького человека» и проявляется к таким людям сочувствие. Бедный и несчастный герой романа, действительно, способен вызвать жалость у читателя.

При этом ещё Белинский, один из первых читателей романа, заметил, что Макар Девушкин не отличается большим и острым умом, но имеет доброе сердце. По словам критика, ум героя как бы «перетекает в сердце».

При таком прочтении можно сделать вывод, что Достоевский пытается выразить такую мысль: за внешностью незаметного и бедного «маленького человека» кроется широкая и благородная душа, которая способна развиваться и реализовываться, если «маленький человек» найдёт достойного собеседника.

Действительно, сам Макар в своих письмах к Вареньке признаётся, что она полностью изменила и преобразила его, придала ощущение смысла жизни.

Однако впоследствии стали появляться другие исследования, более непредвзятые. Так, японский исследователь Кэнноскэ Накамура отмечает, что Макар Девушкин — это странный человек, страдающий комплексом неполноценности. Он имеет ослабленную способность к социальному взаимодействию, что приводит его к неудачам в карьере, финансовых делах, в личной жизни.

Боязнь людского осуждения не позволяет ему осуществить то, что он в душе хочет больше всего – жениться на Вареньке. У Макара Девушкина необычайно развиты чувствительность и воображение, из-за чего он и не может общаться с людьми напрямую, предпочитая контактировать с ними через письма.

Читайте также:  Творчество в романе «Мастер и Маргарита»

Макар Девушкин в итоге предстаёт приниженным и больным человеком, который производит смешное впечатление.

Макар Девушкин и другие литературные персонажи

Неразвитость и комплекс неполноценности чиновника проявляются и в том, что он постоянно узнаёт себя в героях известных литературных произведений. Это герои «Станционного смотрителя» и гоголевской «Шинели», а также фольклорный Макар, который постоянно вынужден куда-то гонять телят.

Таким образом, персонаж сам ассоциирует себя с литературными «маленькими людьми», вместо того чтобы отрешиться от этого образа.

Он не способен самостоятельно управлять своей жизнью, ценить её и находить для себя какие-то более достойные идеалы, он целенаправленно ставит себя в положение слабого.

Макар Девушкин увлекается литературой, он очень любит читать. Однако он по-настоящему не разбирается в литературе и не может распознать истинные шедевры.

Любовь к литературе становится одной из причин того, что он сам общается с внешним миром преимущественно в письменной форме. Девушкин пишет много, его письма приобретают черты разнообразных жанров — автобиография, физиологический очерк и т. д.

Вместе с тем он производит впечатление графомана, которому просто нравится писать — много и всё равно о чём.

Заключение

Образ Макара Девушкина весьма неоднозначен. Между тем это произведение молодого Достоевского заложило основы его последующего творчества, в котором персонажи, подобные Макару Девушкину, появляются постоянно.

Образ Макара Девушкина в романе "Бедные люди" – Достоевский Ф.М. Литература 19 века

Девушкин Макар Алексеевич — главный герой романа «Бедные люди» Достоевского, пожилой чиновник. Тип маленького человека.

Ближайшие литературные предшественники героя — гоголевские «маленькие люди» Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» и Поприщин из «Записок сумасшедшего», Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» Пушкина. Образ Девушкина, продолжая гоголевскую линию изображения маленького человека, также отчасти полемичен по отношению к нему.

Если герой Гоголя одержим желанием приобрести шинель, вещь, то герой Достоевского одушевлен бескорыстной любовью к живому человеку (фамилия «Башмачкин» — вещная, «Девушкин» — личная. К. Мочульский).

Добрый, смирный, и тихий, Макар Девушкин тридцать лет на службе, всю жизнь переписывает бумаги, подвергаясь насмешкам и издевательствам со стороны сослуживцев и соседей. Он живет в страшной нищете, впроголодь. Он вынужден постоянно как бы оправдываться в своем существовании.

Бедность — не только социальная, но и личная трагедия Девушкина. Она порождает особое душевное состояние, которое герой сам осознает как чувство беззащитности, запуганность, униженность и вследствие этого ожесточенность, мнительность. Время от времени его охватывает тоска от постоянного самоуничижения.

Макар Девушкин бессилен помочь Вареньке Доброселовой, когда ей угрожает голодная смерть, когда она больна и обижена злыми людьми. Время от времени в нем поднимается протест.

В конце концов он начинает задаваться «либеральными» вопросами: отчего одни счастливы и богаты, а другие бедны и несчастны? Отчего такая несправедливость?

Невзрачная наружность героя контрастирует с его горячим сердцем, душой отзывчивой и впечатлительной. Он любит цветы, птичек, идиллические картины природы, жизнь безмятежную и мирную. Все его восхищает и трогает. Он глубоко, целомудренно и самоотверженно любит Вареньку, которой бескорыстно помогает из своих скудных средств.

Благодаря этой любви он чувствует себя человеком, в нем просыпается сознание собственного достоинства. Он нарочно поселяется поблизости от нее, чтобы видеть ее окошко. Однако Девушкин старается скрыть их отношения, целомудренно опасаясь возможных насмешек и сплетен.

Встречаются они редко и далеко от дома (Девушкин водит ее гулять и в театр), а в остальное время обмениваются письмами.

В них он, человек одинокий и замкнутый, до встречи с ней живший очень уединенно, делится с возлюбленной всеми горькими и радостными событиями своей жизни, трогательно заботится о ней, укоряет ее за то, что она утомляет себя работой, называет ее ласковыми именами: «маточка», «жизненочек».

Идеалист и мечтатель, Макар Девушкин из романа «Бедные люди» Достоевского пытается защитить Вареньку от грубых и грязных посягательств жизни. Он выслеживает офицера, приходившего к Вареньке с «недостойным предложением», является к нему в дом с целью объясниться — и в результате спущен с лестницы.

Драма Девушкина не только в его бедности, но и в неразделенной любви к Вареньке, которая ценит его как друга и благодетеля, но не более. Свою любовь он скрывает под отеческой приязнью, придумывает различные предлоги, чтобы удержать Вареньку, обещает, что сделает все, чтобы она не знала забот.

Он понимает, что малообразован, и жаждет высокого, с энтузиазмом принимает участие в литературных собраниях своего соседа-литератора Ратазяева и даже мечтает сам стать «сочинителем литературы и пиитой». Девушкин заботится о слоге своих посланий.

Он читает «Шинель» Гоголя, которую дает ему пекущаяся о пополнении его образования Варенька, узнает во всех подробностях быта Акакия Акакиевича свою жизнь и тем не менее считает изображение «неправдоподобным», а повесть называет «пасквилем» и «пустым примером из вседневного, подлого быта».

В отличие от гоголевской повести «Станционный смотритель» Пушкина по душе Макару, в ней он узнает свое «собственное сердце, какое оно уже там ни есть». В его последнем, прощальном письме Вареньке звучит глубокое страдание и отчаяние.

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. – М.: Олимп; ООО “Издательство АСТ”, 1997

Макар Алексеевич Девушкин — образ и характеристика героя романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди»

Герой романа Фёдора Михайловича Достоевского «Бедные люди» чиновник Макар Девушкин — один из череды «маленьких людей», образы которых являются главным вкладом русской литературы в культурный багаж человечества.

Каждый из этих персонажей (Самсон Вырин, Акакий Башмачкин, Семён Мармеладов и другие) несёт типовые черты и вместе с тем индивидуален.

Характеристика образа Макара Девушкина даёт представление о самобытности его натуры, своеобразии его положения и сложности отношений с миром.

«Маленький» человек

Переписчик Девушкин необычайно близок к гоголевскому Башмачкину. Тот же предельно скромный быт, минимальные запросы, крайне заниженное представление о самом себе, замкнутость, невольный страх перед другими людьми.

Необычная, ласково звучащая фамилия персонажа в сочетании с простонародным, грубоватым именем Макар указывает на несоответствие нежной, ранимой (как у девушки) души убогому, неухоженному внешнему виду,  грубости, приземлённости образа жизни. Чувствительность, трепетность в отношениях с миром в полной мере проявляется только в письмах Девушкина.

Письма

Макар Алексеевич и Варенька крайне редко встречаются лично. Пожилой чиновник боится скомпрометировать юную, одиноко живущую девушку, не может позволить злым языкам возводить на неё напраслину. Их общение происходит по переписке.

Повествование в письмах не редкость в русской и в зарубежной литературе XIX века. Давая героям высказаться в своих посланиях, автор полнее раскрывает их внутренний мир, погружает читателя в мысли и чувства пишущего, создаёт представление о речевой культуре, начитанности, образованности, способности оформлять в слова эмоции, убеждения, сомнения.

Девушкин не раз печалится о своём неумении писать «гладко», «по-книжному». Порой искренне радуется постепенно формирующемуся у него приличному, как он считает, стилю.

Башмачкин, герой «Шинели», вряд ли смог бы написать хотя бы пару строчек от себя, ведь даже минимальное изменение переписываемого текста для него было непосильной задачей. Макару Алексеевичи же по силам многостраничные послания. Пусть они сумбурны,  излишне подробны, слишком эмоциональны.

Он злоупотребляет ласковыми обращениями к собеседнице, которые ухитряется вставлять едва ли не в каждую строчку. Однако мысль его всё же понятна, чувства ясны. В общем, из переписки Девушкина видно, что его духовный мир богаче, чем у других «маленьких» людей.

В то же время он остро чувствует недостаточность своих знаний о жизни. 30 лет, проведённые за столом в канцелярии не слишком расширили его кругозор. Однако по письмам видно, насколько внимательна, впечатлительна, чутка к внешним воздействиям его натура.

Каких только тем он не затрагивает! Пишет о петербургском климате и нравах, социальной несправедливости и религиозных вопросах, рассказывает о наблюдаемых им событиях, рассуждает о милосердии и подлинных мотивах человеческих поступков. Его мир вовсе не ограничен службой и бытом.

Макар Девушкин и Варенька Добросёлова

47-летний Макар Алексеевич считает себя стариком и своё отношение к молоденькой дальней родственнице не раз характеризует как отцовские чувства. На самом деле, то, что герой испытывает к Вареньке, намного глубже и сильней, чем потребность заботиться о слабом, беззащитном, обижаемом существе.

Варенька Добросёлова изменила всё существование Девушкина, сделала его осмысленным, наполненным реальным содержанием. Она для немолодого чиновника – источник бесконечной радости и показатель нужности своей жизни на этом свете.

Покупая девушке конфеты, цветы, платочек, Макар счастлив, представляя её удивление и радость. Обеспечивая ей не слишком надёжную, но всё же защиту от грязных посягательств, персонаж ощущает собственную значимость.

Мелкий чиновник единственным своим предназначением полагает обеспечение благополучия сироты, каких бы жертв это ему не стоило. Безмерно огорчает его лишь то, что никакие усилия не могут сделать её счастливой и даже просто спокойной.

Если бы его смерть могла исправить положение, Девушкин с радостью отдал бы жизнь, но тогда даже такой хрупкой поддержки Добросёлова лишится.

«Благословляя» брак Вареньки с мерзавцем Быковым, Макар действует именно из соображений недостаточности своих стараний. Варенька всё равно живёт впроголодь, часто болеет, убивает себя работой, плохо одевается и подвергается оскорбительным приставаниям. Быков сумеет обеспечить ей нужный уровень заботы и защиты, здоровые условия и покой.

После отъезда Вареньки Девушкин осознаёт, что вместе с ней из его жизни ушло самое главное. Пропало то, что заставляло скромного переписчика чувствовать себя полноценным человеком.

Пропало то, что наполняло каждый день порой тяжёлыми, но радующими его заботами. Недаром такое сочувствие вызывает у Макара Алексеевича герой «Станционного смотрителя».

Ему понятна боль от невозвратной утраты существа, которому отдана вся жизнь.

Вывод

В романе «Бедные люди» Ф. М. Достоевскому удалось в образе Макара Девушкина воплотить более многомерный, более сложный характер, по сравнению с другими персонажами этого типа.

Ранимость, чувствительность, способность к бескорыстной любви и состраданию, стремление к развитию, зарождающееся чувство собственного достоинства, напряжённый интерес к окружающему миру – всё это отличает неприметного чиновника Достоевского от героев Пушкина и Гоголя.

Характеристика образа Макара Девушкина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Ссылка на основную публикацию