Судьба Левши в России (по произведению Н. Лескова «Левша»)

О некоторых главных выводах, изложенных в этой небольшой книжке, мы поговорили с ее автором.

Карикатура на оружейника

– Михаил, откуда возник такой интерес к теме Левши?

Судьба Левши в России (по произведению Н. Лескова «Левша»)

Михаил Майоров

– Всё очень просто. Когда-то, будучи еще сотрудником музея «Тульский некрополь», я получил предложение исследовать этот бессмертный образ, не такой простой и примитивный, каким его принято считать. И для меня как для исследователя было важно ответить на вопросы: кто такой Левша и откуда он? в чем был замысел произведения?

– Удалось ответить?

– Несмотря на почти 150 лет, прошедших со времени появления в литературе образа Левши, ответ на этот вопрос не дан ни в одном литературоведческом исследовании. Лесков будто бы услыхал рассказ о Левше от рабочего Сестрорецкого завода, перешедшего туда из тульского оружейного.

Это уже подозрительно, ибо Лесков неоднократно бывал в Туле и ничего тут «не слыхал». Сестрорецкой версией писатель обеспечил себе надежный тыл.

Во всех собраниях сочинений Лескова, где сказ комментировался, источниковая база подверглась странному расширению: появление сказа объяснялось уже «эпосом работников», «баснословной легендой». Эти сведения никто не проверял.

Судьба Левши в России (по произведению Н. Лескова «Левша») 11 июня 1981 г. в Орле открыли мемориальный комплекс из 5 бронзовых фигур, посвященный Лескову

– Получается, образ мастера сформировался сам по себе, безотносительно к той идее, что была заложена в произведение?

– В 2005 году, определяя место лесковского персонажа в современной культурной жизни, кандидат филологических наук Нина Алексеевна Щеглова обратилась к тулякам с просьбой внимательно вчитаться в литературный оригинал: «Левша у Лескова предстает неучем и пьяницей.

Это фарс, карикатура на тульского оружейного мастера и фактическое отклонение от сущности при внешнем соответствии». Нина Алексеевна Щеглова, между прочим, коренная тулячка, лауреат премии им. Мосина, автор «Технического словаря тульских оружейников XVII–XVIII вв.».

– Почему же сразу неуч? Подковы блохе прибивать – очень тонкая работа.

– Давайте разбираться. Действие этой истории происходит в первой половине XIX века, когда оружейное производство достигло высокой технической культуры. На тульских заводах уже давно хорошо было налажено обучение ремеслу.

Помимо оружейной школы для детей-сирот на 60 человек, где обучали грамоте, рисованию, арифметике и геометрии, существовала система обучения по цехам. Ученики распределялись по лучшим мастерам, и те обязаны были передать им секреты мастерства.

После этого происходила торжественная церемония освидетельствования ученика в мастерстве, когда он в присутствии всего цеха демонстрировал новые «инвенции».

Настоящий, невыдуманный мастер не мог не знать «расчет силы» и четырех правил арифметики, а потому не мог лишить аглицкую блоху способности прыгать.

Также он не мог утверждать, что в России ружья кирпичом чистят, – с самого начала оружейного производства к каждому ружью и пистолету для чистки ствола прилагался шомпол с трещоткой и пыжовником.

– Нельзя же литературное произведение считать историческим документом.

– Вряд ли и Лесков претендовал на серьезный исторический анализ оружейного дела в Туле. Его Левша – это метафора, если хотите, миф. А мифы порой бывают более живыми и реальными, чем факты из учебника истории.

Ведь даже самый продвинутый знаток литературы не сразу сообразит, к какому историческому периоду относится действие всех произведений о Левше.

И что именно должно прославляться, когда сей персонаж сломал уникальное английское изобретение, неизвестно зачем его подковав.

Судьба Левши в России (по произведению Н. Лескова «Левша») Таким увидели тульского мастера в 1970-е годы члены содружества Кукрыниксы

Левша или левша?

– У Лескова довольно странное для положительного персонажа определение «косой левша» прописано со строчной буквы.

– И кстати, редкий литературный персонаж выделяется среди прочих внешними данными. Обратные примеры можно пересчитать по пальцам: Гаргантюа, Пантагрюэль, Сирано де Бержерак, Портос, Квазимодо.

Изображая странную внешность оружейника – косой, левша, на щеке родимое пятно, крестится левой рукой, – Лесков, по всей вероятности, подразумевал связь фантастического мастерства с нечистой силой.

Поэтому, по авторскому замыслу, для словесного портрета достаточно словосочетания из двух слов: «косой левша».

– Да еще и левша со строчной буквы.

– Прославление и увековечение мастерового, сломавшего британский антиквар, принадлежит казанскому и тульскому дворянину, начальнику замочной части тульского завода Сергею Зыбину.

В узкоспецифическом бюллетене «Оружейный сборник» он разместил статью «Происхождение оружейничьей легенды и о тульском косом Левше». Прописную букву Зыбин без околичностей и объяснений употребил уже в названии.

С этого момента появился именно тот Левша, которого знает современный читатель и зритель.

– То есть прозвище стало именем только в начале XX века?

– Эту тонкость вообще очень трудно заметить, особенно если не иметь перед глазами прижизненное издание. Речь идет о таком определяющем компоненте произведения, как самый обычный оним, то есть имя в любом значении этого слова: персоним, топоним, эргоним и т. д.

Собственно как персоним Левша встречается, например, в изысканиях Н. М. Тупикова: «Левша Михайлович, боярин в Литовском княжестве», «Левша Терпигорев, боярин Василия Шемячича» и так далее. Эти примеры убедительно демонстрируют варианты одного и того же имени Алексей.

Версии «Лев», «Александр», «Леонид» для реалий того времени представляются весьма сомнительными.

– Это могло быть имя – даже не Левша, а Лёвша?

– Возникающий соблазн разместить ударение на последнем слоге относится к тем же рефлексам, что ударения типа диспАнсер, стОляр и др. Ответ прост, но следует начать от противного, исходя из самого текста. Лесков употребляет только прозвище безымянного героя. Это самый существенный момент, от которого отталкивается вся дальнейшая эволюция образа и его имени.

– А почему именно прозвище? Он действительно мог быть мастером, который работает левой рукой лучше, чем правой.

– Термины левый – правый, характерные для времен сегодняшних, на рубеже восемнадцатого-девятнадцатого веков еще не вошли в язык настолько плотно, чтобы Лесков имел основание использовать именно такое прозвище.

Всё, конечно, относительно, но нельзя забывать, что мастеровые наряду с крестьянами и священством в обиходной речи пользовались архаизмами десница (правая) и шуйца, шуя (левая).

Имена прилагательные левый и правый внедрялись почти насильственно.

Миф «Сурнин – Левша» не обоснован

– В Туле при всём при этом не сомневаются, что у Левши был реальный прообраз – мастеровой Алексей Михайлович Сурнин.

– Есть два мифа. Изначальный миф о левше – это наследие Лескова, писатель не обязан отталкиваться от реальности, если его целью прежде всего становится не факт, а предмет художественного изображения. Но миф «Сурнин – Левша» не имеет права на существование, он насильственно навязан и противоречит истине.

– Миф именно навязан?

– С совершенно неясной целью Зыбин принялся за поиски возможных прототипов обновленного им Левши. Учитывая явную творческую безапелляционность Зыбина, легко предположить, как скоро он нашел прообраз. В 1785 году тульские мастера Алексей Сурнин и Андрей Леонтьев по инициативе графа Григория Потемкина были снаряжены в Англию для повышения оружейной квалификации.

Сурнин в 1792 году вернулся в Россию и впоследствии прославился экспериментами по усовершенствованию оружия. Но доказательств осведомленности Лескова об этом факте не имеется.

Сурнин не упомянут ни в одном сочинении Лескова.

Фигура Сурнина подверглась посмертному внедрению в лесковское творчество теми патриотами, которых доктор филологических наук Борис Бухштаб, говоря о Зыбине, обозначил эпитетом «наивные».

В итоге «Тульский биографический словарь», например, без сомнений и ссылок называет лесковский сказ источником жизнеописания Сурнина.

Причем как-то не замечается, что, в отличие от Левши (или левши), в биографии Сурнина не зафиксировано ни одного яркого, выдающегося и достойного литературной обработки факта: ни взлетов, ни падений, ни приключений, ни конфликтов.

Сурнин был самым обычным человеком, хоть и отмеченным наградами, и не в пример Левше наплодившим кучу детей.

Согласно же Лескову, косой левша – убежденный холостяк, этакий местный простофиля со своими комплексами и склонностью к поучениям: «Англичане ружья кирпичом не чистят!»

– Кто-то еще эту Вашу точку зрения разделяет?

– Профессор Вадим Николаевич Ашурков предложил в одной из своих работ наиболее честный подход к параллели «Сурнин – Левша».

При этом следует учитывать положение самого Ашуркова: он не мог допустить мысли об открытом противостоянии официальному краеведению, поэтому в качестве главной опоры доводов избрал свидетельство сына писателя Андрея Николаевича Лескова о нереальности личности левши.

Среди прочего Ашурков писал, что «…сопоставил некоторые факты биографии Сурнина и Леонтьева» со «Сказом» Лескова и усмотрел «определенные совпадения».

Кратко передавая содержание «Сказа», Вадим Николаевич успевает и поздравить пребывающего в Англии левшу с патриотизмом, и выругать царей, и посочувствовать нищете «народных талантов».

Главное не это, а то, что, цитируя Лескова, Ашурков довольно смело выделяет жирным шрифтом четыре слова: «…Я весь этот рассказ сочинил в мае прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное».

Основания для написания этого имени с прописной буквы здесь отсутствуют, скорее, это явная инициатива тульского редактора, но жирный шрифт Ашуркова намеренно игнорировался и педагогами, и писателями, и журналистами тульского края.

– В 2000 году даже нашли реальную могилу Алексея Сурнина.

– Надгробие Сурнина по подсказке профессора Ашуркова в далеком уже в 1986 году нашли и атрибутировали москвич В. А. Простов и туляк А. А. Камоликов. В 2005 году ныне покойный начальник службы тульского городского транспорта Т. В. Шарыпов организовал установку дублирующего надгробия-стелы рядом с «саркофагом» Сурнина.

Эпитафия, содержащая грубейшую орфографическую ошибку, гласит: «Сурнин Алексей Михайлович. 1767–1811. Легендарный Тульский Левша. Неутомимому труженнику в приобретении успехов в пользу России». Вот так неистребимая безграмотность нашла увековечение, ибо исправить слово «труженник» технически невозможно, да и некому.

Судьба Левши в России (по произведению Н. Лескова «Левша») Уже в наше время на могиле Сурнина поставили памятник

как неутомимому тружеННику.

Судьба Левши в России (по произведению Н. Лескова «Левша»)

– А миф стал историческим фактом?

– Вопреки предупреждениям Ашуркова и откровениям самого Лескова ложное тождество реального Сурнина и литературного персонажа по сей день используется. Многим читателям советского периода были знакомы сборники с названиями типа «Наследники Левши», «Потомки Левши» и проч., изданные массовыми тиражами.

Читайте также:  В каких поступках проявляется великодушие?

Ни о каком левше (или, конечно же, Левше) там не говорится ни слова, а герои – мастера с тульского оружейного и подобного ему заводов.

Давая этому шаржированному персонажу вторую жизнь в образе современных мастеров, составители подобных сборников не отдавали себе отчета в том, что попросту оскорбляют тех, кто аглицких блох не ломал и даже не практиковался за границей. Литературная эволюция закончилась курьезом.

  • Никогда не живший на свете левша был переименован в Левшу и наряду с невыдуманными людьми стал фантазийным тульским брендом, которому наставили памятников, хотя кроме истории с блохой ни один другой подвиг этого странного человека неизвестен.
  • Зато после выноса памятника Левше с территории машзавода он прекрасно устроился напротив памятника настоящему императору.

Судьба Левши в России (по произведению Н. Лескова «Левша») Тульский памятник Левше в народе получил

меткое название – «памятник зарплате».

Судьба Левши в России (по произведению Н. Лескова «Левша») Сидящего за работой Левшу можно встретить в Челябинске.

Его установили 20 сентября 2004 г.

Трагическая судьба талантливого человека в сказе «Левша»

Мысли о неприятии и даже открытом издевательстве в России над умными, талантливыми, но принадлежащими к низшим сословиям личностям, были одними из самых главных, волнующих писателя Николая Лескова, тем. В одном из своих писем он однажды отметил, что простой, работящий и при этом безмерно талантливый мужик в нашей стране принимается как должное, то, что будет всегда и то, чего нет смысла опекать.

Судьба Левши в России (по произведению Н. Лескова «Левша»)

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Левша – один из тульских мастеров, которого было решено взять с собой к государю, а потом и в Европу дабы продемонстрировать работу. Он совершил невозможное, но не зазнается, принимает необходимость встречи с государем как рабочий момент. Он приходит на встречу в своей старой одежде.

Он не пытался льстить императору, не старался ему угодить, говорил тихо, спокойно и просто, так как умел. Все вокруг дивились с этой простоты, пытались намекнуть на необходимость быть услужливее. Левша, конечно же, понимал, что перед ним стоит правитель страны, но это никак не повлияло на манеру его общения.

Он обращался скромно и уважительно к каждому, будь то государь или его товарищ рабочий. Для Левши все люди равны.

И вправду, манеры, дорогая одежда ничтожны перед истинным талантом: одежда может износиться, манеры могут быть забыты в определенных ситуациях, а талант всегда останется с человеком.

Левша, благодаря своей смекалке и золотым рукам, добравшийся до императора и заграницы, сделался очень несчастным человеком. По сути дела, новое окружение его совсем не понимало. Да и временное повышенное внимание к мужику носит лишь показной характер.

Его помыли в бане, переодели и взяли с собой в Лондон. Но он проводит всю дорогу, не съев и куска и поддерживает силы лишь кислянкой Платова.

Император публично целует Левшу, но ничего не делает, чтобы сделать его жизнь лучше или хотя бы действительно отблагодарить за совершенное.

В противовес русским, англичане проявляют человеческую заботу о Левше, стремятся создать ему все условия хорошего путешествия.

Соотечественники же не видят в мастере человека, который достоин хоть капли уважения; для них он раб, обязанный все это делать. Англичане зовут Левшу к себе, обещая достойную работу и оплату труда.

Но несмотря на это, наш мастер грезит лишь Россией, и жаждет поскорее вернуться домой. В свою темную каморку.

Он возвратился в Петербург, в болезненном состоянии, так как всю дорогу пил на спор со шкипером.

Однако шкипера по приезду отправляют в больницу, где быстро приводят в чувства, о простой мужик Левша всю ночь перетаскивается с исключительной небрежностью от дверей одной больницы до другой, и, не получив должной помощи, умирает.

Человек прославивший свою страну, вместо почета и уважения, получил полное безразличие. Левшу не принимали в больницах, так как у него не было документа и денег.

Но Левша не был душевно сломлен до самой последней минуты своей жизни: его волновало лишь, как успеть передать информацию о том, что англичане не чистят ружья кирпичом, и от этого они служат дольше.

Он оказался единственным мудрым человеком с открытой душой, единственным патриотом своей страны среди массы бессердечных людей, потерявших чистоту души в погоне за славой и материальным достатком.

Сказ о Левше, что подковал блоху, стал преданием, а сам Левша — символом безграничного таланта простого русского человека, часто угнетенного и забытого.

Сочинение на тему: "Трагическая судьба талантливого человека в повести "Левша", 6 класс

Николай Лесков очень любил русский народ. В своей сказке “Левша” он показывает насколько талантливы русские люди, они очень трудолюбивы и добры. На примере одного человека мы увидели самобытность всего народа, его житье, традиции, которых он придерживается.

Государь приказал своему помощнику найти в стране людей, которые могли бы посоперничать мастерством с англичанами, которые выковали железную блоху на заводном механизме. Это непростое дело было поручено тульским мастером, одним из которых был Левша.

Мужчины трудились не покладая рук, в итоге им удалось достичь невозможного, они подковали английскую блоху. Когда Левша приходит на прием к государю, он не стыдится своей простой одежды, не лебезит и не боится говорить простым языком. Даже государь разрешает говорить ему, как он умеет.

Автор стремился показать, неважно как ты выглядит и как ты одет, а главное, чего ты стоишь на самом деле. Левшу отправляют к англичанам, чтобы показать его работу. Они очень удивлены, что есть такие люди на земле, и при этом восхищены его талантом, пытаются уговорить его остаться у них в стране, предлагают отличные условия труда.

Однако мастер непреклонен, он не берет денег, и женитьба его не прельщает. Левша очень хочет вернуться обратно на родину. Он постоянно повторяет слова, что вера у нас самая правильная и что у него родители остались дома, и им нужна помощь. Его не прельщают никакие блага и изобилия. Он очень рвется домой.

По пути обратно он заболевает, потом его еще и арестовывают за то, что он без документов. А когда таскают по больницам, то ударяют затылком. В итоге умирает он никому не нужный в какой-то отдаленной больничке для простолюдинов. По истине судьба его трагична. Даже при смерти он переживает за родину и пытается попросить, чтобы его слова передали государю.

Он узнал секрет англичан, что нельзя чистить ружья кирпичом. Однако просьба его не выполняется, кому какое дело до того, что говорит простолюдин. Вот так человек, мастер своего дела, истинный профессионал оканчивает свою жизнь непонятно где.

В этом произведении Левша – образ всего народа. Очень часто в русской истории были случаи, когда простых людей не ценили как должно, ссылали, и поэтому таланты гибли. Автор хочет обратить внимание, что в русском народе много тех, кто талантлив, умен и честен, но чаще всего такие люди остаются в тени богатых и жадных, что конечно же, очень грустно.

Пример 2

В сказе «Левша» Николая Семёновича показана трагическая судьба талантливого человека. В чём заключается печальная участь самородка?

На русской земле всегда рождалось много великих талантов, известных всему миру. Тут и Михаил Ломоносов, и Александр Сергеевич Пушкин, и многие другие. Автор описал одного из гениев в сказке «Левша». Главный герой – обычный тульский мастер кузнечного дела, ранее никем не замеченный.

Левша – самоучка, не знает никакой науки, не владеет специальными приборами измерения, все делает просто на глаз. Его жизнь резко меняется, когда он и еще 3 мастера берутся за невиданное ранее дело – подковать блоху.

Сделав гвоздики для каждой подковы, главный герой не чувствует себя великим мастером, он остаётся таким же простым деревенским мужичком, каким был и раньше. Сначала Левшу отправляют в Петербург, потом заграницу. В дороге он почти не ест, только пьёт вино.

В Англии главный герой окружен почётом, его величают практически как героя, предлагают деньги, работу и успешный брак. На Родине его могло не ждать ничего из этого. Однако Левша не соглашается и решает уехать домой. В дороге он спорит с английским шкипером, и герои вместе пьют всю дорогу без остановки.

Их состояние доходит до того, что персонажи видят чертей в море. Когда друзей высаживают на берег, их пути расходятся. Левшу уже никто не ждёт в России, он забыт. Его лишают подарков, оставляя только старую, разодранную одежду, и отправляют в госпиталь, где умирают бродяги и нищие. Там главный герой и уходит из жизни.

В чём заключается трагедия Левши? Во-первых, очень многие гении губят свой талант, злоупотребляя спиртным и наркотиками. Левша ушел из жизни в первую очередь потому, что не ценил своё умение, не берёг его, потому и пил во время всей поездки, чего организм не выдержал.

Во-вторых, главного героя можно было спасти, если бы хоть один человек ждал его в Петербурге. Но даже Платов пришел слишком поздно.

Трагедия талантливого человека заключается в том, что он популярен только небольшой промежуток времени, затем все забывают о гении, оставляют в бедности, безвестности и одиночестве.

Таким образом, Николай Семёнович Лесков в сказе «Левша» раскрыл трагедию талантливого человека на примере главного героя. Судьба гениев печальна, они обычно уходят в безвестности из-за пагубных пристрастий. Так это случилось с Левшой, так это происходило с многими самородками в реальной жизни.

Урок по литературе. Н.С.Лесков "Судьба Левши"

Н.С. Лесков. «Левша».

3 час. Тема: «Судьба левши»

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа с текстом и анализ.

– Как показаны Платов и Николай I в 11 и 12 главах?

(Симпатии рассказчика всё больше склоняются в сторону царя: «Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал». На недоверие Платова отвечает:» Я знаю, что мои меня не могут обманывать».

Читайте также:  Роль пейзажа в повести «Олеся» (Куприн)

Платов же – «струсил», «хоть никакого в свете неприятеля не пугался», что ему придётся отвечать перед государём за невыполненную работу тульских мастеров. Платов, не разобравшись, срывает зло на левше: «словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели». И всё же уважение рассказчика к Платову сохраняется: «царедворцы…

все от него отворачиваются, думают: попался Платов и сейчас его из дворца вон погонят, – потому они его терпеть не могли за храбрость».)

Читаем 13 главу по ролям.

– Как изображён левша? Как он держится с царём и его окружением?

( Левша, как говорит Платов, был «в очень злом виде»: «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван». Обратим внимание на уменьшительные суффиксы, которые усиливают впечатление жалкого вида левши.

Однако он ведёт себя довольно уверенно, «не конфузится», разговаривает с царём смело, «просто», а не как придворные – «с лестью или хитростью». Царь противопоставлен вельможам в духе народных представлений о «добром царе», поэтому он внимательно слушает левшу, разговаривает с ним почти на равных, а поняв, что же сделали мастера, «обнял.

.. и поцеловал» неумытого, неубранного левшу.)

Читаем 14 главу по ролям.

– Как наградили левшу за его удивительное мастерство?

(«Платов ему сто рублей дал и говорит: «Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал». Вспомним, что государь Александр I англичанам за блоху миллион рублей дал. Левшу отправили к англичанам, сто «показать работу и каковые у нас в Туле мастера есть». Заметим, что с Платовым отношения у левши налаживаются – тот даже своей «кислярки» на дорогу прислал.)

– Расскажите о приключениях левши в Англии.

(Пересказ 15 и 16 глав – 2-3 человека.)

– Почему англичане стараются напоить левшу? Чем он удивлял иностранцев? Что его поразило у английских мастеров?

(Англичане хотят выведать секрет тульских мастеров. Им не верится, что левша не знает даже арифметики. Они предлагают левше остаться: «мы вам большую образованность придадим». Левша соглашается погостить, его водят по заводам и всё показывают. Левша же «больше всего внимание обращал,… как старые (ружья) в каком виде состоят». Англичане не могут понять, что же так удивляет левшу.)

– Почему левша заскучал в Англии и заторопился домой?

(Левша рассматривает старые ружья и разгадывает тайну английского оружия. Мы узнаём, в чём дело, только в конце сказа. Уже перед смертью левша велит передать государю, «что у нгличан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то… они стрелять не годятся».)

  • – Какие качества левши проявляются в этих эпизодах?
  • (Патриотизм, преданность своему делу, своей родине, горячая любовь к ней, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одарённость и вместе с тем поразительное невежество.)
  • – Почему английский «полшкипер» держал пари с левшой?

(Он хотел выведать, какой секрет везёт в Россию левша, и поэтому решил напоить его. Так до самого Петербурга никто никого перепить не смог.)

– Какова была судьба участников пари после прибытия в Петербург?

(Англичанина привезли в посольский дом, позвали к нему лекаря и аптекаря, те лечили его и ухаживали за ним. Левшу же, у которого «тугамента» не было, отвезли в полицейский участок, «в квартал», «свалили на пол», обыскали, отобрали часы и деньги, таскали по больницам и в конце концов привезли в «простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают».)

– Почему предсмертные слова левши не передали государю?

(Военный министр граф Чернышев показан самоуверенным и надалёким человеком. По мнению рассказчика, это он не выслушал предсмертный наказ левши и из-за этого Россия потерпела поражение в Крымской кампании.)

– Кто же виноват в страшной судьбе левши?

(Виноваты безответственные люди, представляющие власть, высокомерные и неблагодарные, но умеющие ценить талант. Гениальный мастер был по существу убит. Он не прельстился предложениями англичан, а стремился на любимую родину, где его ждала смерть.)

– Какое впечатление оставил у вас рассказ Лескова?

(Несмотря на то, что сказ кончается трагически – левша умирает в больнице для бедных, общий пафос его оптимистический, выражает гордость за таланты, которыми богата русская земля, за патриотизм народа. Эта мысль и в последней главе рассказа.)

– Чем последняя, 20 глава, отличается от остальных? Какова главная мысль этой главы?

(Это эпилог. Он отличается от сказа по стилю: это речь автора, его реплика по поводу темы сказа. Автор сожалеет о тех славных временах, когда работали такие мастера, как левша. Высказывает убеждение в том, что машины только губят «артистическую удаль», и ценит то, что нынешние работники вспоминают о старине «с гордостью и любовью»,)

III. Описание иллюстраций и устное рисование

Рассмотрим рисунки Н.Кузьмина и Кукрыниксов, изображающие левшу.

– Каким увидели левшу художники? Каков левша в вашем представлении?

(На рисунке Кузьмина левша изображён, когда он рассматривает «аглицкую блоху» и прикидывает, как можно англичан превзойти. Рисунок передаёт сметливость левши, его цепкий ум.

На рисунках Кукрыниксов левша показан жалким, вызывающим сочувствие. Он теряется среди блестящий царедворцев, а у «Обухвинской больницы» выглядит совсем беспомощным – его, как мешок с костями, тащит могучий городовой.

У этих рисунков, скорее, обличительный пафос.)

Слушаем варианты изображения левши – 3-4 человека.

Итак, рисунки передают основные мысли автора: с одной стороны, гордость за талантливость и патриотизм русского народа, с другой – горькое чувство от его униженности и бесправия, безответственного и преступного к нему отношения со стороны властей.

Д/з: прочитать рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

Трагическая судьба талантливого русского человека по сказке Левша (Лесков Н С)

Одним из лучших произведений Н. С. Лескова считается известная сказка “Левша”. Именно в ней автор сумел создать образ талантливого русского человека, который отличается своим трудолюбием и чувством юмора. Таким образом, Лесков показал не отдельную личность, а целый народ, ведь, на самом деле, Россия всегда славилась своей смелостью и самобытностью.

В первую очередь следует заметить, что вся сказка пропитана глубоким патриотизмом и верой. Каждый человек просил Божьего благословения перед любым делом. Автор также показывает, что русский

народ славы не любит, а только всеми силами старается сохранить свою честь.

Трагичность судьбы таких людей показана в том, что многие из них были попираемы и гонимы.

Левша, как яркий представитель талантливого человека на Руси, спокойно приходит к государю в старой одежде, которая уже давно изжила себя. Он не пытается как-то льстить вышестоящему лицу. В нем нет ни капли угодничества.

Все вокруг стали удивляться, когда он говорил с государем просто и безмятежно. Да, Левша понимал, что говорил с высшим человеком, но это никак не повлияло на его характер. Он остался самим собой. Толпа старалась намекнуть ему, как следует себя вести, но не смогла добиться ничего от этого простого русского человека.

Даже сам правитель сказал: “Оставьте…, пусть отвечает как он умеет”.

Главная задача Лескова в этом эпизоде была в том, чтобы показать ничтожество манер, лести и внешнего вида перед настоящим талантом. Ведь любого прохожего можно красиво одеть и научить его разным изящным словам, а талант – это то, что дано от природы. Это то, что никто и никогда не сможет покинуть.

Черты патриотизма в Левше проявлялись на протяжении всей сказки. Англичане всеми силами старались как-то подбить его на то, чтобы тот изменил свое поведение, но так и не смогли добиться желаемого.

Постоянно слышим мы такие фразы, которые только подчеркивают любовь к Родине: “Мы все к своей родине привержены”, “У меня дома родители есть”, “Наша русская вера самая правильная, и как верили наши праотцы, так же точно должны верить и потомки”.

Левша оказался среди изобилия, которое могло увлечь бы многих. Но на героя все это влияет совсем по-другому. Чем больше удобств, вкусной еды и одежды, тем сильнее он тосковал по Руси: “Как вышли из буфета в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить…”.

Судьба Левши действительно трагична. Он вернулся на родину, но вместо добродушного приема, получил настоящее безразличие. Его гибель бессмысленна.

Такое очень часто случалось в истории русского народа. Таланты гибнут, будучи пренебреженными своими современниками. И только потомки своими горькими слезами и воспоминаниями еще удерживают память о таких великих людях.

Как бы страшно не звучал этот отрывок, но он в точности передает правду жизни: “Везли Левшу так непокрытого, да как с одного извозчика на другого станут пересаживать – все роняют, а поднимать станут – ухи рвут, чтобы в память пришел.

Привезли в одну больницу – не принимают без тугамента, привезли в другую – и там не принимают, и так в третью, и в четвертую – до самого утра его по всем отдаленным кривопуткам таскали и все пересаживали, так что он весь избился”.

Даже, будучи на смертном одре, Левша переживает за свой народ: “Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, пусть чтобы и у нас не чистили, а то храни Бог войны, они стрелять не годятся”.

Левша – это поистине символ русского народа, который богат на талантливых умельцев, которые терпеливы и честны.

По повести Н. Лескова "Левша": "Судьба русского гения"

Из писателей второй половины XIX века наибольший вклад внесли в познание России Толстой, Достоевский, а к самому закату века –  Чехов. Но рядом с ними высится еще одна фигура, громадная, угловатая, не изученная до конца, фигура Николая Семеновича Лескова.

Его творчество обширно. Среди книг писателя   –  романы, сатирические повести, хроники. Им созданы бытовые и путевые очерки, серия блестящих новелл, классические рассказы.

Проза Лескова –  это сокровенная жизнь пестрых российских сословий, сотни живых лиц, сотни незабываемых типов. Он сумел развернуть широкую критику русского самодержавия. Читатель увидел паразитирующих вокруг трона “казенных людей”, узнал свою родину отставшей от запада даже в “искусстве обрабатывать землю”.

Читайте также:  Всегда ли чувства нужно подвергать проверке разумом

Но Лесков создал и галерею положительных образов, причем резко оригинальных.

Этой оригинальностью проникнуты исторические рассказы, обращенные своим содержанием в прошлое, которое получило название “глухой поры”.

В центре большинства исторических рассказов Лескова стоит “праведник” –  человек благородной идеи, огромного таланта, живущий в “неправедном” социальном мире. Нация выдвигает “праведников” из всех слоев общества, но более всего из среды простого народа.

Так в рассказе “Левша” автор рисует судьбу человека без имени, оружейника Левшу, судьбу русского гения. Гений создает…безделку. Бедняк “в опорочках и ветхом азямчике”, учившийся “по Псалтырю и Полусоннику”, не знающий “нимало арифметики”, сумел сработать нечто “сверх понятия”  –  подковал лондонскую блоху мельчайшими тульскими подковками и еще выгравировал на них имена русских рабочих.

Это парадокс, но, по мнению Лескова, человек в России – всецело во власти парадокса, ибо жизнь русская – трагический фарс.

Патриотизм и талант Левши употреблены на удовлетворение тщеславия “государя Николая Павловича”. Левша беспомощен и не нужен, когда хочет совершить гражданский подвиг. Он необходим не царю, а России.

“Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся”,  –  говорит умирающий Левша.

Но граф Чернышов, которому врач передает последние слова мастера, кричит нерасторопному эскулапу: “Не в свое дело не мешайся! В России на это генералы есть!”.

Слова Левши умирают вместе с ним, а в Крымской компании это оборачивается катастрофой для России.

Драма Левши –  это историческая драма родины, где сплошь засилье “парадных генералов”, безгласность, бесправие народа.

Вот сцена, где Платов принимает работу от тульских мастеров. Сколько здесь юмора и сарказма одновременно! Рисуя никчемность правящей верхушки, автор пишет: “Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были куцапые: ловил – никак не мог ухватить ни блохи, ни ключика от ее брюшного завода”. И вот гнев от бессилия переносится на Левшу:

“…протянул руку, схватил своими куцапыми пальцами за шивороток косого Левшу, так что у того все крючочки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги”. И поехал Левша на доклад к царю вместо “пубеля” /пуделя/. Таких слов, оборотов речи, требующих “перевода” в повести великое множество. Язык в этом “сказе” необычен.

Все иностранные слова перелицованы остроумнейшим образом: барометры  –   “буреметры”, микроскоп – “мелкоскоп”, фельетон –  “клеветон”.Кажется, не было после Гоголя в России писателя, который бы так умел уловить живое трепетание слова. Оттого-то искусство прозаического сказа, начатое в литературе еще Рудым Панько, было поднято именно Лесковым на высоту национального художественного явления.

Необычен язык, необычны и ситуации. Вот царь рассмотрел имена мастеров на подкове английской блохи, а имени Левши там нет. А почему? А потому что мастер “работал мельче этих подковок”. Он гвоздики выковал, которыми подковки забиты. А тут уж никакой “мелкоскоп” не возьмет.

Как просто и буднично объяснил все это царю неграмотный русский мужик. И какое великое искусство кроется за его словами! Мастер достойно ведет себя в этой ситуации. Он выполнил обыкновенную работу, как он считает.

Чего здесь такого? Только вот зря за волосы отодрал его Платов!

Так и вспоминаются слова мужиков Салтыкова-Щедрина: “Мы люди приличные, мы все могем!” И действительно, привыкший к побоям и встряске Левша спокойно говорит на извинения Платова: “Бог простит! Это нам не впервые такой снег на голову!” Интересны сцены пребывания Левши за границей. Как ни умасливали его англичане, как ни упрашивали остаться навсегда. Левша отвечал : “У меня дома родители есть”. Одно слово – родители. А сколько в нем других слов? Это и родина, и род, и родная сторона, которая не подкупается и не продается.

Очень достойно ведет себя Левша в Англии, не уронил честь России, но как она его встретила после возвращения? Нельзя без боли читать эти строчки: “…его сейчас обыскали, пестрое платье с него сняли и часы с трепетиром, и деньги обрали…”.

Пролежал Левша на “холодном парапете”, да и умер в простонародной Обухвинской больнице, перед смертью думая о России: “Не так у нас ружья чистят!”

Своим творчеством Лесков оказал самое большое влияние на Чехова, где мы видим в нормальных рассказах “ анормальности явлений”. Мы видим новых праведников в рассказах Горького “Царские писари” и провинциальный быт у Куприна.

“ Как художник слова, Лесков Н.С. вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы, как Л.Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров.

Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает названным авторам, а широтою охвата явлений жизни, тонким знанием языка он редко превышает названных предшественников,” –   говорил М.Горький.

Эти слова навсегда утверждают место Николая Лескова в истории русской литературы.

Левша из сказа «Левша»

Левша является главным героем одноимённой повести Николая Семёновича Лескова, которая имеет подзаголовок: «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе».

Талантливый оружейный мастер всё делал левой рукой, поэтому автор его и называет левшой. Характеристика образа левши отражает собирательный образ русского народа. По этой причине автор не указал, как звали героя сказа.

Впоследствии Лесков писал, что «там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ“».

Левша — народное достояние

Главный герой сказа появляется в повествовании не сразу: автор словно подготавливает читателя к встрече с ним, из-за чего складывается впечатление, что главным героем является другой персонаж — донской казак Платов. Левша упоминается как-то вскользь, внимание читателя на нём не задерживается.

Лесков поступает так неслучайно. Подобный приём помогает ему подчеркнуть близость героя простому рабочему народу: он не ищет славы, признания, почестей и богатств. Это простой трудяга, живущий скромно, свято чтущий традиции предков, хранящий православную веру и любящий родное Отечество.

Образ левши — это обобщённый образ русского народа. Вероятно, именно поэтому у главного героя сказа нет ни имени, ни даже прозвища; автор называет его левшой из-за того, что он всё делает левой рукой (в тексте слово «левша» пишется с маленькой буквы).

Вообще, образ главного героя сказа весьма размытый, что лишний раз подчёркивает его собирательность. О нём практически ничего неизвестно: автор не указывает ни его возраст, ни семейное положение. Лесков даёт лишь небольшое описание внешности левши: он косой, «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». Одевался он в казакин, носил сапоги.

Талант главного героя

Ради того, чтобы поразить англичан и самого императора, трём тульским оружейникам донской казак Платов велел придумать что-нибудь, чтобы превзойти английских мастеров, сделавших миниатюрную стальную блоху, умеющую танцевать. Придумали они подковать эту блоху. Так как левша был самым искусным из них, он выковал для подковок блохе гвоздики, не пользуясь микроскопом, купить который ему было не на что.

Когда донскому казаку Платову оружейные мастера представили свою работу, тот стал ругаться, подумав, что они ничего с блохой не сделали и, наверно, даже её испортили. За то, что он усомнился в их мастерстве, левша с другими оружейниками от него держал в секрете выполненную работу. Сказали мастера, чтобы Платов отвёз блоху царю, и тот поймёт, что они сделали.

Примечательно, что в описании демонстрации своей работы императору раскрывается скромность главного героя сказа, который не привык хвастать своим невероятным талантом. Император не сразу смог разглядеть его ювелирную работу. Тогда мастер очень толково объяснил, что работу оружейников из Тулы нужно через «мелкоскоп» (микроскоп) разглядывать.

Характер левши

Главный герой сказа обладает следующими чертами характера:

  • Трудолюбие, увлечённость творческой работой.
  • Сметливость. Он понял, что у англичан ружья хорошо стреляют из-за того, что их не чистят кирпичом.
  • Патриотизм. Англичане предлагали оружейнику жить в их стране, но левша не остался в Англии, потому что очень соскучился по Родине и родителям. Он решил сообщить государю, чтобы русские солдаты не чистили ружья кирпичом — тогда пули в них не будут болтаться. Когда левша узнал в Англии этот секрет, сразу заторопился домой.
  • Скромность. На корабле англичане поместили мастера в хорошую каюту, но он стеснялся сидеть там с господами. Часто сидел он на палубе и смотрел в ту сторону, где была родная страна.
  • Религиозность. Перед тем, как преступить к работе, которую им заказал Платов, тульские мастера ходили в Мценск поклониться иконе святого Николая.

Трагическая судьба левши

На корабле, идущем из Англии в Россию, левша ослабел от морской болезни и от алкоголя (он на спор пил с английским «полшкипером»).

В Петербурге в квартальном отделении полиции его обобрали, а в больницах не принимали без документов.

Наконец, приняли в простонародную больницу, где левша умер от того, что когда его повезли из полиции и пересаживали из одних саней в другие, его роняли. В результате у него был разбит затылок.

Перед смертью левша успел сказать врачу, чтобы передал он царю, что англичане не чистят кирпичом ружья, и что русским следует так же делать.

Но предсмертные слова левши государю не передали, потому что граф Чернышёв, приближенный царя, решил, что врач не в своё дело суётся.

Автор замечает, что если бы слова мастера передали государю, «в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Заключение

В повести «Левша» Н. С. Лесков привлекает внимание читателей не только к талантливости, одарённости русского человека, но и к его трагической судьбе: талант его растрачивается на пустяки, приносит ему несчастье, а не благополучие. Эту идею лесковского сказа помогает выявить образ левши, являющийся обобщённым образом русского народа.

Ссылка на основную публикацию