Философия жизни в романе булгакова “мастер и маргарита”

Слайд 1Философия жизни в романе Булгакова Описание слайда:

Философия в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Морозов Никита 11 класс.

Слайд 2Философия жизни в романе Булгакова Описание слайда:

Философская неясность романа. Нравственно-философские позиции романа «Мастер и Маргарита», изложенные его автором Михаилом Булгаковым, до сих пор не определены чётко. Более того: многие исследователи творчества писателя и вовсе не обнаруживают их в романе.

В самой работе эти позиции, возможно, и не предложены целостно, но их невозможно потерять в многомерном контексте романа.

Обнаруженные и накопленные исследователями романа устойчивые символы, скрытые цитаты, архетипы, литературные реминисценции, предполагаемые объекты пародирования должны быть подвергнуты обширному текстологическому и историко-литературному анализу.

Слайд 3Философия жизни в романе Булгакова Описание слайда:

Композиционная константа романа. Внутри романной формы соотносятся часть и целое, один макроэлемент — конкретный признак философского романа, с другими элементами текста в художественной органике формообразования, жанровом синтезе. Самостоятельной и существенной жанрово-композиционной константой является в «Мастере и Маргарите» философский диалог.

Слайд 4Философия жизни в романе Булгакова Описание слайда:

Историофилософские вопросы. В философском диалоге Воланда, Берлиоза и Бездомного, состоявшемся на Патриарших прудах, Михаил Булгаков «решает» историософские и богословские вопросы, которые в дальнейшем отражены в художественном построении романа.

В обозначенном выше диалоге на Патриарших прудах излагается идея объективной линии западноевропейского рационализма, протянувшейся от Аристотеля до Иммануила Канта и далее — до атеистического марксизма. Благодаря беседе Воланда с Берлиозом становится понятно, что роман Мастера идейно отправляет нас в самое начало девятнадцатого века.

Именно тогда, после появления работы И.Канта «Критика чистого разума» взял своё начало процесс рационалистической демифологизации христианских священных текстов. Этот процесс предполагал рассудочное объяснение Священного Писания. Эта линия рационализма на протяжении полутора веков господствовала в Европе.

Получила она своё господство и в атеистическом советском государстве, в котором и разворачиваются действия романа.

Слайд 5Философия жизни в романе Булгакова Описание слайда:

Морально-философский конфликт романа. Сердцевина морально-философского конфликта романа изображается в диалогах Иешуа и Пилата. Конфликт интересов бродячего философа Иешуа и прокуратора Иудеи Понтия Пилата — это конфликт реальной и идеальной власти.

Идеи и внутренний мир Иешуа в романе не раскрывается, они домысливаются читателем исходя из мифических проекций и религиозных символов Священного Писания. Согласно «Евангелию от Воланда», написанному рукой Мастера, Иешуа, в отличие от Иисуса Христа, не имеет сакрального смысла.

Иешуа, к тому же, стремится давать ответы на «последние вопросы». На вопросы, касающиеся царства истины, Бога и веры, власти кесаря и т.д.

Смысловым завершением беседы Воланда, Берлиоза и Бездомного о Боге и дьяволе становится непримиримый философский поединок: спор о добре и истине, о судьбе человека в мире находит продолжение в споре о том, кто же всё-таки наделён конечной властью над их определением.

Слайд 6Философия жизни в романе Булгакова Описание слайда:

Тема добра и зла. Тема добра и зла является одной из наиболее важных в романе. Булгаков считает, что зло всегда уравновешивает добро. Распространителями зла на земле являются люди, которыми движет жажда власти, богатства, зависть, трусость и страх.

Эти чувства являются проводниками зла. 
Главным испытанием зла в романе является Воланд со своей свитой (Коровьевым, Бегемотом, Азазелло). Воланд – князь тьмы, сатана, но для москвичей он иностранец, профессор чёрной магии.

Испытывая людей в условиях новой советской действительности, Воланд приходит к выводу, что люди, как и прежде, алчны и завистливы (об этом свидетельствует фокус, проведённый свитой Воланда в варьете, когда на сцену посыпались деньги, все за ними кинулись, а через некоторое время они превратились в прозрачные бумажки). Носитель зла нужен для того, чтобы выявлять пороки человечества. 

Слайд 7Философия жизни в романе Булгакова Описание слайда:

Порождение добра и зла. И зло, и добро, утверждает Булгаков, в равной степени существуют в мире, но они порождены пржде всего самими людьми. Булгаков считает, что каждый человек должен быть свободным в своём выборе. 
Говоря о добре и зле, нельзя не вспомнить о Мастере.

Мастер погружён в творчество и вовсе не думает о корысти, он пишет роман скорее даже для себя. Но, столкнувшись с миром литераторов, который занят всем, чем угодно, но только не творчеством, не выдержал травли и возненавидел свой роман.

Это вычеркнуло мастера из жизни, он престал бороться за свой роман. Отказ от творчества оказался губительным для него. Его пристанищем стала клиника для душевнобольных – только там он может найти покой, которого его лишили “добрые люди”. Мастер стремится к свету, стремится к добру.

Но он отказался от борьбы за свой роман, проявил малодушие, поэтому ему отказано в “свете”. 

Слайд 8Философия жизни в романе Булгакова Описание слайда:

Вопрос о равновесии добра и зла. Лишь в одном диалоге романа появляется идея о равновесии света и тьмы, добра и зла. Этот диалог состоялся при встрече Воланда с бывшим сборщиком податей Левием Матвеем. Проблема «равновесия» открывается в общении между ними. Проблема ставится автором как неразрешимая.

В этой сцене Левий Матвей посещает Воланда по поручению силы, излучающей свет. Он приходит к повелителю теней с просьбой дать покой Мастеру. Среди многочисленных исследователей и комментаторов романа «Мастер и Маргарита» бурные дискуссии вызвала фраза Левия Матвея: «Он не заслужил света, он заслужил покой».

Принципиальный спор Левия Матвея с Воландом демонстрирует нескончаемую борьбу сил за право освещать или накрывать мраком «грустную» землю. В этой антиномии Воланд лишается своего могущества, его всеведение больше не предстаёт абсолютным. Левий Матвей, тем временем, приобретает тяжёлый опыт столкновения с дьяволом.

Этот эпизод есть иллюстрация неизбежной враждебности добра и зла. Об этой враждебности упоминается, в частности, в Евангелии от Иоанна: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

Слайд 9Философия жизни в романе Булгакова Описание слайда:

Заключение. Каждый из обозначенных здесь диалогов органично вплетён автором в структуру повествования, в изложение им художественного конфликта. Это обстоятельство задаёт высокое эстетическое качество произведения. Можно с уверенностью заявить, что роман “Мастер и Маргарита” обладает своим собственным стилем и, вобрав в себя формы трагического и комического, стал философским.

В чем суть и смысл книги "мастер и маргарита" | какой смысл

Сегодня, пожалуй, трудно найти человека, который не читал бы роман Булгакова «Мастер и Маргарита», или, на худой конец, не знал бы его содержания по сериалам от Юрия Кары или Владимира Бортко.

Даже не подозревая о том, что цитируют роман, люди говорят: «Рукописи не горят», «Тоже мне бином Ньютона» или «Сижу, никого не трогаю, примус починяю».

Как нынче говорят, это уже стало мемами, как и «Разруха в головах» из повести того же автора.

Пересказывать сюжет романа Михаила Афанасьевича нет смысла, во-первых, потому что он достаточно сложный и не линейный, а, во-вторых, даже доскональное знание содержания книги не может помочь пониманию философского, религиозного и любовного смыслов произведения.

По мнению большинства литературоведов, в «Мастере и Маргарите» прослеживаются три связанные между собой сюжетные линии, а именно:

  • мистически-бытовая, в которой рассказывается о всех хитросплетениях пребывания в Москве конца 20-х годов прибывшего туда «с инспекцией» Воланда со свитой;
  • религиозная, повествующая о жизни и смерти Иешуа Га-Ноцри, о трусости, душевных муках и страданиях Понтия Пилата и о предательстве Иуды из Кириафа;
  • любовная, в которой идет речь о знакомстве и великой любви Маргариты – женщины вполне земной, и Мастера – писателя с нелегкой судьбой, являющегося посланцем Бога и в какой-то степени пророком.

Смысловой анализ романа в значительной степени затруднен, поскольку некоторые персонажи являются неоднозначными фигурами.

Довольно просто понять мотивы поведения московских обывателей, которых Булгаков писал, что называется, «с натуры». Это его знакомые писатели, поэты, литературные критики, завсегдатаи театральной среды.

Автор копирует их не буквально, но люди того времени обычно понимали, о ком конкретно идет речь.

Образ Маргариты является синтезом героини Фауста» Гете и второй жены самого Булгакова. А история отношений с Мастером почти полностью воспроизводит коллизию, которая происходила с автором и его будущей супругой.

Мастер же – это отнюдь не копия самого Михаила Афанасьевича. Внешность их не совпадает, а в том, что касается характеров и темпераментов, Булгаков был более решительным и общительным.

Мастер – интроверт в кубе, Булгаков же по воспоминаниям современников был более открытым. Некоторые детали биографии персонажа и автора схожи.

Так, Булгаков, как и Мастер, подвергался травле за свои произведения, а эпизод со сжиганием рукописи имел место в действительности.

Споры о том, кто является прототипом Воланда, не прекращаются по сию пору. За основу Булгаков, безусловно, взял гетевского Мефистофеля. Да автор и сам не отрицал этого. Однако в романе Булгаков наделил своего персонажа многими положительными чертами, такими, как бескорыстное покровительство таланту, уважение к человеческой любви и желание помочь людям, которые попали в безвыходную ситуацию.

Прочие персонажи, входящие в свиту Воланда, являются синтезированными из разных мифических и мистических героев. У Булгакова было 10 лет, в течение которых он работал над романом, чтобы «прошерстить» большое количество разных источников.

И, наконец, обитатели Ершалаима. История Иешуа и Пилата – это роман в романе, написанный Мастером. В центре повествования находятся присланный кесарем пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат и его визави Иешуа Га-Ноцри. Оба персонажа трагические. Булгакову, пожалуй, более интересен Пилат.

Умный, волевой, но, в то же время, ранимый, Пилат представляет тип человека, который в трудных ситуациях не может принять правильное решение. И его «I wash my hands», которое не звучит в романе, является капитуляцией перед самим собой. Послав человека, в котором он успел почувствовать неразгаданную тайну и великую силу, на смерть, прокуратор обрекает себя на вечные муки совести.

Иешуа представляется читателю человеком с железной волей, хотя внешне он мягок и добр. В любом разговоре моральная победа остается за ним, даже если его визави думает иначе. Сходство Иешуа с Иисусом в романе весьма отдаленное, что в целом отражает религиозные взгляды Булгакова.

Финал произведения – это квинтэссенция философии романа. Покой и прощение важнее любых человеческих страстей. Но он доступен лишь людям с чистой совестью. Те, кто предал или струсил, обречены на вечные муки.

44. Философская проблематика романа М.Булгакова лМастер и Маргарита╗

44.
Философская проблематика романа
М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

М
и М (1929-1940) – пик творчества Булгакова.
Проблематики: психологическая, соц, но
основные: нравственная и филсофская.

Тема
добра и зла является одной из наиболее
важных в романе. Булгаков считает, что
зло всегда уравновешивает добро.
Распространителями зла на земле являются
люди, которыми движет жажда власти,
богатства, зависть, трусость и страх.

Главным
испытанием зла в романе является Воланд
со своей свитой (Коровьевым, Бегемотом,
Азазелло, Гелла). Воланд – князь тьмы,
сатана, но для москвичей он иностранец,
профессор чёрной магии.

Испытывая людей
в условиях новой советской действительности,
Воланд приходит к выводу, что люди, как
и прежде, алчны и завистливы (об этом
свидетельствует фокус, проведённый
свитой Воланда в варьете, когда на сцену
посыпались деньги, все за ними кинулись,
а через некоторое время они превратились
в прозрачные бумажки). В романе по прямому
указанию Воланда никого не убивают. Ни
один приличный человек от рук Воланда
не пострадал. Барон Майгель (на балу) –
штатный осведомитель, доносчик –
единственный человек, который погибает
по прямому указанию Воланда ≈ Иуда в
романе Мастера. Кара следует даже за
намерение донести (Варенуха).

Булгаков
первым совершенно осознанно изобразил
общество как патологическое, причем
тогда, когда общество еще не имело
критериев для своей оценки и потому
считало себя здоровым. Общество было
еще не готово осознавать современную
им жизнь как нечто патологическое.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа А. П. Чехова «Анна на шее» и отзыв

Но
Булгаков, понимая все происходящее,
воспринимал все иначе: общество как
абсурдное, иррациональное бытие, а это
родная стихия дьявола. Фигура дьявола
появляется не случайно. Мастер живет в
насквозь порочном мире без будущего.
Булгаковский Воланд попадает в странную
ситуацию.

Его дело – совращать с пути
истинного, а эта работа уже произведена,
и ему остается только раздавать наказания.
Если возникает сложность, то только с
Мастером и его возлюбленной.

Но
не следует делать из Воланда борца за
справедливость. Люди прежде всего сами
несут в себе своё наказание(Так Понтий
Пилат страдает, мучается угрызениями
совести – это его наказание). Да, Воланд
делает всё, что подобает сатане. Но он
не всесилен, доброе ему неподвластно.
То одна из основных мыслей романа.

Иешуа
в романе является носителем “света”.
В романе он ассоциируется с Христом:
вера во всепобеждающую силу добра, в
то, что настанет время, когда человечество
перейдёт в царство истины и справедливости.

Но Булгаков намеренно отходит и от
исторической, и от евангельской версий.
У него Иешуа не бог, а прежде всего
человек, никому не причинивший зла ни
мыслью, ни поступком. В образе Иешуа
воплощена традиционная христианская
идея о милосердии.

Перед лицом смерти
Иешуа остался верен своим убеждениям,
он выбирает смерть, в итоге заслуживает
“свет”.

И
зло, и добро, утверждает Булгаков, в
равной степени существуют в мире, но
они порождены прежде всего самими
людьми.

Говоря
о добре и зле, нельзя не вспомнить о
Мастере. Мастер погружён в творчество
и вовсе не думает о корысти, он пишет
роман скорее даже для себя. Но, столкнувшись
с миром литераторов, который занят всем,
чем угодно, но только не творчеством,
не выдержал травли и возненавидел свой
роман. Это вычеркнуло мастера из жизни,
он престал бороться за свой роман.

Отказ
от творчества оказался губительным для
него. Его пристанищем стала клиника для
душевнобольных – только там он может
найти покой, которого его лишили “добрые
люди”. Мастер стремится к свету, стремится
к добру. Но он отказался от борьбы за
свой роман, проявил малодушие, поэтому
ему отказано в “свете”.

Встреча Мастера
с Воландом происходит только благодаря
Маргарите, а избавление от страданий –
благодаря заступничеству Иешуа.

М.
Чудакова: Мастер не заслужил света,
только покой, потому что пользовался
услугами дьявола. Согласиться нельзя.
Мастер ничего не подписывал. Вопрос о
грехе Мастера – один из главных вопросов
романа.

Булгаков отвечает однозначно:
Мастер был грешен, но только до тех пор,
пока в нем не проснулся творец. Его жизнь
– его творчество.

Мастер никак не мог
слепо идти за Воландом хотя бы потому,
что то, в чем проявляется божественное
начало, для дьявола недоступно, а
творчество – проявление божественного
начала.

Булгаков
демонстрирует идею справедливости,
веру в закон милосердия на всех героях,
кроме Мастера. Мастер испытывает на
себе действие закона веры (получил то,
что по этой вере было возможно).

Вера
Мастера, который устал от своего романа
и боялся его и в конце концов сжег его.
Уготованный Мастеру покой означает то,
что мера усталости, безверия – это и
был грех Мастера. Они должны были
исчерпаться в покое, прежде чем покой
сможет смениться светом.

Трагедия
Мастера – отраженная трагедия Булгакова,
автора.

Диалектика
добра и зла. Ход истории – вечное
противостояние добра и зла, света и
тьмы.

Важная
для Булгакова мысль о механизме равновесия
добра и зла, от которого зависит
устойчивость миропорядка, – основная
мысль романа. Вера в закон справедливости,
в правый суд, который неизбежен, в то,
что злу обязательно должно быть возмездие.
Дьявол – своеобразный вершитель
справедливости.

Воланд выступает
трубадуром закона справедливости, но
в этом законе есть сторона, неприятная
Воланду – идея милосердия. Воланд глух
к этой идее. В романе милосердием
занимается другое ведомство – ведомство
милосердия (Маргарита жалеет Фриду).
Понтий Пилат, как и Фрида, наконец
получает прощение.

Мастер может закончить
роман одной фразой.

Свобода
– несвобода. Понтий Пилат – не свободен,
он человек тоталитарного государства.
Иешуа обладает внутренней свободой,
именно она дает ему силу. Понтий –
трусость, она губит человека. Но ему
дано прощение – он смог взять вину на
себя. Б показывает, что вину надо искупать
не кровью, а раскаянием. Только совесть
и покяние может очистить и воскресить.

Роман
Булгакова называют философским,
философско-нравственным. Это глубоко
философский роман, роман-трагедия.
Романный мир Мастера полон чудес и
построен на надежной основе. Все, кто
находится внутри, спасаемы (Маргарита
и крем). Мастер – не внутри, и он не
спасаем. Мастер – единственный реально
трагический образ в романе. Трагедия
Мастера – отраженная трагедия автора.

Главная
тема – власти и времени. Власть
представлена в концентрированном виде,
в форме диктатуры. Могут ли в таких
условиях диктатор и художник не вступать
в конфликт? Эта тема определила
раздвоенность романа.

Кара
настигает всех, даже за пределами
физического существования человека.

Нравственно-философский
смысл романа

состоит в категорическом неприятии
любой формы жизни, которая подавляет в
человеке духовное начало и сводит
человека на уровень биологического
существа. Это «страшный суд» над
административной системой и ее
создателями. Роман о Мастере и роман о
Понтии Пилате – не один, а два романа.

Основная философская проблематика романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» до сих пор остается не разгаданным до конца, волнует воображение читателя, не дает покоя критикам. Широта проблематики произведения впечатляет.

Уникальность проблематики в том, что все проблемы завязаны на одной главной, обозначенной в эпиграфе, – проблеме добра и зла, если говорить шире – света и тьмы.

Говорим ли мы о нравственных терзаниях героев, постоянной необходимости взвешивать и делать выбор, о проблеме любви и одиночества, все зависит от того, какую сторону принимает герой – свет или тьму, добро или зло.

Проблема выбора

Каждый участник действий, разворачивающихся в Москве 30-х годов или в историческом романе, написанном Мастером, стоит перед проблемой выбора. Каждый на своем уровне. Позариться на деньги, падающие с неба, квартиру соседа или остаться порядочным человеком.

Даже эпизодические персонажи постоянно решают, быть или не быть, взять или не взять. Мелочные подленькие проявления все больше погружают мир во тьму.

На уровне героев первого плана происходят главные сражения тьмы и света, от выбора здесь зависит не временное благополучие, а жизнь и смерть, судьба, любовь, торжество истины.

Мастер

Так, Мастер, отказавшись от борьбы за свое детище, за роман всей его жизни, от борьбы за любовь, делает свой выбор и оказывается в психбольнице. Но и здесь он остается Мастером, передавая свои знания, опыт, смирение, мудрость молодому поэту, переворачивая его мировоззрение. Из больницы Иван Бездомный выйдет совсем другим человеком и понесет в мир свет, добро. Он свой выбор уже сделал.

Маргарита

Маргарита – женщина, измученная тоской, одиночеством, отсутствием любви – получает все, о чем мечтала, на что уже не надеялась, встретив Мастера. С этого момента каждую минуту ей приходится делать выбор.

На бытовом уровне – смена роскошных апартаментов на подвальное помещение, измена мужу, даже авантюрное предложение от Азазелло – выбор дается героине легко, потому что она ведома любовью.

Все, что дает ей шанс быть рядом с любимым, не подвергается сомнению и принимается без оглядки.

Главное испытание Маргариты – бал сатаны. Согласиться быть королевой бала – не самое страшное, что предстояло женщине. Выбор – просить для себя или для несчастной Фриды – рубеж, который решил все. Нравственный выбор героини был вознагражден.

Понтий Пилат

Выбор этого героя – спасти Иешуа, погубив себя, или казнить бродячего философа, отодвинув тем самым собственные проблемы, – одна из кульминаций всего романа.

Именно на этом поле боя свет и тьма, добро и зло, совесть и бесчестие, сошлись лицом к лицу в своих высших проявлениях.

Страх и слабость прокуратора не позволили ему сделать выбор по совести, навсегда лишив его покоя при жизни и еще на две тысячи долгих лет после смерти.

Есть в романе герои, освобожденные от необходимости принимать решения. Это те, кто знает Истину, служит ей. Иешуа Га-Ноцри несет истину людям, проповедуя добро. Однажды сделанный им выбор определяет его дальнейшую судьбу, поэтому без колебаний он принимает все, что ему уготовано.

Как ни странно, той же истине служат высшие силы Тьмы в лице Воланда и его свиты. Парадоксальность роли сатаны и его спутников обозначена еще в эпиграфе к роману: «…вечно хочет зла и вечно совершает благо». Служителям Истины не надо делать выбор, потому что они орудие в ее руках.

Нравственные проблемы

Нравственная сторона поступка, слова, выбора как основа человеческого существования подчеркивается в произведении на всех уровнях.

В историческом романе Мастера центральные фигуры с точки зрения проблемы нравственности – это не только Понтий Пилат, но и Иуда из Кириафа. Очень красивый молодой человек обуревает двумя страстями.

Он встречается с замужней женщиной, но больше всего он любит деньги. Безнравственность в ценностях и отношениях приводят молодого человека к предательству, подлости и гибели.

В романе четко прослеживается линия возмездия за сделки с совестью. Кто-то лишается жизни, кто-то ума, кто-то покоя. Безнравственность рядовых москвичей нарисована общими красками, например, зрительская масса в зале варьете, или имеет портретное описание: пустая болтовня Бенгальского, алчность Андрея Фокича – простого буфетчика, корысть Алоизия Могарыча. Каждый из них понес свое наказание.

Население Москвы 30-х годов, погрязшее в воровстве, зависти, доносительстве, подлости, лизоблюдстве, вызывает отвращение не только у Воланда, но и у читателей романа. Но насколько стали лучше люди XXI века по сравнению с согражданами, жившими сто лет назад? Стали ли мы добрее, совестливее? Именно этот вопрос должен волновать читателей и 100, и 200 лет спустя после написания романа.

Замысел автора

М. Булгаков писал роман несколько лет. Но учёные считают его незавершённым. Автор сжигал часть работы, оставлял черновые варианты и принимался за них спустя годы. Елена Сергеевна Булгакова, жена писателя, после смерти мужа приняла на себя заботу о рукописях. Работа над ними длилась около двадцати лет.

Читайте также:  Сочинение 15.3 «Что такое преданность» по тексту Андреева

«Мастер и Маргарита» — роман со сложной структурой. В нём несколько сюжетных линий, и все они связаны между собой множеством образов, которые живут в разных мирах.

Это московское общество периода 30-х годов, мистический «дом» дьявола и время правления Понтия Пилата. Библейские и демонические образы переплетаются с московскими типажами.

Основных героев можно представить кратко в таблице:

Древний Ершалаим Москва 30-х годов Дьявольский мир
Понтий Пилат обитатели Дома Грибоедова (Берлиоз, Иван Бездомный, Латунский, Александо Рюхин, Арчибальд Арчибальдович) Воланд
Марк Крысобой Барон Майгель Коровьев
Левий Матвей Босой Никанор Иванович Азазелло
Иуда из Кириафа Алоизий Могарыч кот Бегемот
Иешуа Га-Ноцри доктор Стравинский Гелла
Афраний «театралы» (Лиходеев, Варенуха, Бенгальский, Семплеяров, Римский)

Два героя — Мастер и Маргарита — находятся во всех измерениях. Они связывают три времени, зримо или незримо присутствуя в них.

Автор мистического замысла сделал попытку показать изъяны человеческих отношений. Вопросы, которые затронул Булгаков, не уместятся в одном списке. Проблематика романа «Мастер и Маргарита» широка:

  • добро и зло;
  • любовь;
  • настоящее творчество;
  • нравственный выбор;
  • свобода;
  • власть;
  • вера;
  • истина и ложь;
  • одиночество;
  • трусость.

Каждый пункт писатель осветил в историях жизни основных героев. И объединил их в схватке добрых и злых сил.

Проблема творчества

Все грани проблемы творчества раскрываются в романе на примере трех ярких образов. Номенклатурная богема, бюрократия, бездарность, пошлость воплощаются в общей картине Дома литераторов и ярком портрете Берлиоза, председателя Массолита.

Цель этого псевдотворческого болота – отхватить побольше, удержать покрепче. А чтобы дух свободного писательства не поколебал завоеванных интригами позиций, молодых литераторов следует поставить на те же рельсы: восхищаться, восхвалять, воспевать.

Иван Бездомный – тот редкий представитель «творческой» молодежи, кому посчастливилось, правда, при активной помощи нечистой силы, прозреть, оценить свое творчество и прикоснуться к истинным ценностям. Став учеником Мастера, молодой поэт не сможет творить по заказу, выполнять план, как его бывшие товарищи по писательскому цеху.

  В чем заключается драматизм судьбы Онегина? (Пушкин А. С.)

Высшее проявление творческого начала – Мастер. Для него роман – это не путь к славе, положению, деньгам. Мастер изначально знает, что этот роман наоборот лишит его всех возможных благ: не укладывается он в общую концепцию Массолита. Роман для Мастера – смысл жизни, сама жизнь.

Ценность настоящего искусства

Все члены МАССОЛИТа представлены Булгаковым как бесталанные люди, заботящиеся только о своем достатке и набивании желудка. Они пишут на заказ, лишь о том, о чем нужно партии. Берлиоз как предводитель этой «шайки» оказывается под трамваем, расплатившись за всех своих подопечных и продажность своего творчества.

Его уже не исправить, поэтому его жизнь прекращается под трамваем. Второй стороной выступает Мастер. Это настоящий талант, который в своем произведении поднимает истинные и глубокие темы. Этот гений отвергается членами МАССОЛИТа, не понятый и принятый из-за их ограниченности.

Понимают и по достоинству оценивают его произведение лишь высшие силы и Маргарита, а современники слишком заняты обслуживанием времени, чтобы разглядеть талант. Но «рукописи не горят», и настоящее искусство имеет свое место в мире под защитой высших сил.

Мостиком между искусством и бездарностью служит талантливый писатель, который еще имеет возможность не потерять свой талант, не прогнуться под заказ времени. Это Иван Бездомный. В итоге он оказывается в псих больнице, все же имея шанс исправиться и раскрыть свой настоящий талант.

Проблема любви

Линия главных героев, Мастера и Маргариты, – это тема всеобъемлющей, самоотверженной и бескорыстной любви.

Только встретив друг друга, он, успешный писатель, и она, не знающая ни в чем отказа жена очень обеспеченного специалиста, обрели смысл жизни.

Герои поняли, что такое счастье, перестали быть одинокими при былой успешности. Только после того, как любовь поразила их обоих, они начали жить, словно до этого жизни вовсе не было.

Великий дар проходит великие испытания. Расставание, безвестность о судьбе любимого человека не погасили любви Мастера и сподвигли Маргариту на отчаянную борьбу.

Отстаивая право на счастье, Маргарита пережила угрызения совести перед мужем, который не виноват в том, она встретила свою любовь, пошла сделку с дьяволом, вынесла невероятные физические муки на балу у сатаны.

Роман – гимн любви, яростной и милосердной, верной, вечной. Имена главных героев стали символом людей, которых не в силах разлучить даже смерть.

Проблема одиночества

Проблема одиночества – одна из магистральных в романе. Центральные образы этой темы – Понтий Пилат, Маргарита, параллельные линии Иешуа и Мастера, Левия и Бездомного. Каждый из них, находясь в гуще исторических событий, в окружении людей, чувствует оторванность от мира, чуждость всему, неприкаянность, даже бездомность.

Понтий Пилат – временщик, ему неуютно в роскошном дворце. Единственное живое создание, кому он может доверить свой сон, – собака. Одиночество увидел Мастер в глазах женщины с желтыми цветами в руках.

Сам Мастер до встречи с Маргаритой был настолько одинок, что даже не припомнит имени бывшей жены. Иешуа, бродяга-философ, не помнит своего отца, у него нет соратников, единомышленников. Лишь Левий Матвей следует за ним тенью – еще один странник без роду и племени.

Апогей этой бездомности – Иван Понырев, взявший себе красноречивый псевдоним. Бездомна послереволюционная Россия, пережившая гражданскую войну, которая разрушила семейные связи, кровные узы.

Эта бездомность озлобила граждан, одних толкала на хитрость, других на подлость. Не зря Воланд заметил, что «квартирный вопрос» испортил москвичей.

М.А. Булгаков оставил потомкам в назидание роман-исповедь, роман-откровение, роман-пророчество, главные проблемы которого всегда будут актуальны. Вечная борьба добра и зла, света и тьмы будет многие поколения москвичей и других граждан мира проверять на веру, совесть, честь, верность.

  • Общеобразовательный комплекс «Школа – детский сад» № 77
  • УРОК ПОИСКА ИСТИНЫ
  • Предмет: литература
  • Класс: 11

Тема: Основная философская проблематика романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тип урока: обобщающий

Учитель: Аубакирова С.С.

Караганды — 2014

Тема: Основная философская проблематика романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

  1. Цели:
  2. — обобщить изученный материал по роману и попытаться понять замысел Булгакова; — продолжить работу над анализом художественного произведения, исполь-зуя технологии RWCT; учить умению грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения; — воспитывать нравственные чувства: нетерпимость к трусости и предательству, доброту и порядочность.
  3. Оборудование урока:

фотовыставка «Жизнь и творчество М.А.Булгакова», текст романа «Мастер и Маргарита», эпизод из фильма В.Бортко «Мастер и Маргарита», презентация «Викторина по роману «Мастер и Маргарита».

  • Ожидаемые результаты
  • : работая в группе, смогут выделить нравственно-философские проблемы романа; покажут знание текста и умение анализи-ровать художественный текст, работая в группе; все этапы урока помогут разрешить Проблему, поставленную перед учениками.
  • Ход урока
  • Психологический настрой на урок (Я Сауле – смелая, Я…)

I.Организационный момент.2 мин. (слайд 1, 2)

— Сегодня у нас заключительный урок по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Тема урока… Цели: обобщим изученный материал, вы покажете, как умеете грамотно и аргументированно выражать собственную точку зрения. В конце урока попробуем решить такую Проблему: «Что такое истина?»

  1. (слайд 3-4)
  2. Словарная работа.
  3. Истина
  4. – то, что существует в действительности, отражает действительность, правда.
  5. (слайд 5)

II. Слово учителя.2 мин. Проблематика романа “Мастер и Маргарита” сложна и разнообразна, понимание ее требует серьезных исследований.

Однако можно сказать, что каждый читатель по-своему проникает в глубину булгаковского замысла, открывая для себя новые грани таланта писателя. Читатель с чуткой душой и развитым умом не может не полюбить это необычное, яркое и притягатель-ное произведение.

Именно поэтому талант Булгакова завоевал столько искренних поклонников во всем мире. «Мастер и Маргарита» — роман о жизни, роман о любви и творчестве. Не случайно именно Мастер и Маргарита дают название книге. «Мастер и Маргарита» — это роман о чуде.

О том, что есть мир, в котором обыденность уступает место безграничной фантазии. Этот мир внутри самого человека. Вашему вниманию викторина на проверку содержания текста романа.

III. Презентация

. «Викторина по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». (проверка содержания текста)5 мин. (слайд 6- 32)

IV. Слово учителя.1 мин. В своём романе «Мастер и Маргарита» М.А.Булгаков создаёт и разви-вает философско — художественную концепцию «троемирия», согласно которой жизнь многомерна, существование человека не исчерпывается внешним, видимым планом, бытие имеет скрытые стороны, не доступные логическому познанию. Исследователи находят в романе три мира. Какие это миры?

  • — Древний ершалаимский.
  • — Вечный потусторонний.
  • — Современный московский.
  • (слайд 33)

Задание: дать характеристику этих миров, назвать героев, населяющих этот мир, привести цитаты из текста. Каждая группа характеризует один из миров. (выбор темы по жребию)

V.Работа в группе.5 мин. Обсудите в группе 4 мин., выберите спикера. (листы и маркеры на партах)

Выступления спикеров 3 мин.

VI. Беседа о проблемах, поставленных в романе.

Конфликтное взаимодействие этих трёх миров и определяет общую нравственно-философскую проблематику романа Булгакова. И именно потусторонние силы, активно проникая в реальность, играют роль особого связующего звена между древним и современным мирами.

Назовите проблемы, которые ставит Булгаков в своём романе. 2 мин.

VII. Работа над раскрытием проблемы в группе.6 мин. Из всего сказанного мы можем выделить 4 основные нравственно-философские проблемы:

(слайд 34)

  • Вера и истина
  • Власть и свобода
  • Добро и зло
  • Любовь и творчество

Задание: в течение 5 мин. в виде тезисов раскрыть вашу проблему, оформить на листах, выбрать спикера.

(учитель работает над четвёртой проблемой)

Выступления спикеров 5 мин.

VIII. Просмотр эпизода из фильма В.Бортко

«Понтий Пилат и Иешуа» — Допрос. (серия 1,22 – 26 минута)4 мин. — Главный вопрос разговора героев коснулся понятия «истина

» (см. словарную работу). А если спросить вас, то как бы вы ответили на вопрос«Что такое истина?» . (ответы учащихся)

(вернуться к слайду 4)

В ответе Иешуа неземное, далекое понятие – «истина

» — вдруг оказы-вается человеческим понятием. Посмотрите на последнее предложение: «Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет». Чудо? Нет. Исцеление словом. В основе слова – внушение и проницательность, и ум, и наблюда-тельность, и главное, сострадательность. Она и лечит Понтия Пилата.

Сострадание избавило человека от страдания. Не таинственная магия, а простое человеческое участие. Обратите внимание, какова реакция секретаря (см. текст).

Далее Иешуа говорит: «…рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Не веры, а истины

! Истина есть правда (у Горького в пьесе «На дне» звучат слова: «Правда – Бог свободного человека!»). Вера может быть слепа,истина – нет. Правду –

Читайте также:  Короткие стихи о мужчине со смыслом: красивые небольшие стихотворения

истину

легко говорить человеку свободному от пут зависти, денежных пут, от карьеры, от зла, от лжи, от равнодушия, от чинопочитания… Значит, вновь выходим на проблему свободы – несвободы (внутренней). Следовательно, Иешуа проповедует одно: «Идите, люди, от зла к добру, от веры —

к истине

». Это и есть путь человечества: к внутренней свободе!

О чем на самом деле роман «мастер и маргарита» и есть ли у его персонажей реальные прототипы

Роман «Мастер и Маргарита» стал не только наиболее известным произведением Михаила Афанасьевича Булгакова, но и одной из самых таинственных книг XX века. Читатели растащили его на цитаты, персонажи стали по-настоящему культовыми, а исследователи романа бьются над его трактовкой уже несколько десятилетий.

Мы в AdMe.ru решили разобраться, почему именно этот роман Булгакова так любим читателями разных возрастов и поколений и какие мысли заложил автор в свое произведение.

© Мастер и Маргарита / Госкино, Канал Россия

Судьба легендарного романа довольно трагична: первую версию Булгаков сжег, а потом восстанавливал текст по памяти. Писатель решил «отыграться» на своем новом произведении, после того как в театре запретили постановку его пьесы «Кабала святош». Вскоре он отправил правительству письмо с такими строками: «И лично я своими руками бросил в печку черновик романа о дьяволе…»

Кроме того, Михаил Афанасьевич так и не успел закончить свое детище: после смерти писателя сведением воедино всех черновиков и редактированием занималась его вдова, Елена Сергеевна. Роман пролежал на полке более 25 лет и мог бы остаться безвестным, но супруга Булгакова дала жизнь рукописям, совсем как Маргарита в романе.

Первая публикация романа, журнал «Москва», № 11, 1966 год.

В начальной версии произведение называлось «Копыто инженера», а среди героев не было ни Мастера, ни Маргариты. Всем известное название появилось только в 1937 году. Изначально Булгаков задумывал написать что-то вроде русской фаустианы, и потому центральным персонажем был Воланд.

Маргарита и ее возлюбленный, который поначалу именовался Поэтом и Фаустом, появились во второй версии романа. Кстати, до этого слово «мастер» не встречалось в произведениях Булгакова и имело скорее негативную коннотацию, так как было синонимом слова «ремесленник» (нетворческий человек). Булгаков придал ему новое значение и приравнял к слову «художник».

Музей «Булгаковский дом».

Книга была невероятно важна для писателя, о чем свидетельствует обнаруженная на одном из листков реплика автора: «Помоги, Господи, написать роман».

Мастер. Существует большое количество трактовок этого образа. Кто-то считает, что прототипом послужили Максим Горький или Мандельштам (на шапочке у Мастера была вышита буква М).

Также есть версия, что Мастер — это русский Фауст, творец, который одержим пониманием мира. К слову, в романе у многих персонажей есть двойники. Так, двойник Мастера — Иешуа Га-Ноцри.

Он тоже беззащитный мыслитель, человек, который хочет заниматься своим делом — бродить по миру и проповедовать.

© Мастер и Маргарита / Госкино, Канал Россия

Воланд. Когда Булгаков прочитал первые две главы романа своим друзьям, он спросил, кто, по их мнению, Воланд. Примечательно, что не все посчитали его дьяволом. Наверное, так оно и есть: он не абсолютное зло.

Воланд — один из вариантов этого зла, который ведает земными проблемами: устанавливает некую справедливость, наказывает взяточников и дураков, дарит немногим приличным людям «покой» и улетает.

Двойник Воланда в романе — Понтий Пилат, ведь он тоже Закон, который вершит судьбы людей.

Драматург Эдвард Радзинский видел в Воланде черты Сталина: «Под палящим летним солнцем 1937 года, когда другой дьявол уничтожал дьявольскую партию, когда один за другим гибли литературные враги Булгакова, писал Мастер свой роман… Так что нетрудно понять, кто стоял за образом Воланда».

При этом сам Булгаков отрицал, что у этого образа есть какой-либо прототип. Он говорил: «Не хочу давать поводы любителям разыскивать прототипы. У Воланда никаких прототипов нет».

© Мастер и Маргарита / Госкино, Канал Россия, © wikipedia

Маргарита. В Маргарите угадываются черты как литературных персонажей, так и реальных женщин. Во время работы над романом Булгаков обращался к героине «Фауста» Маргарите (Гретхен), а также к образу реальной женщины — Маргариты Наваррской, «королевы Марго». По словам исследователей, их сближают «дерзость в любви и решительность в поступках».

Кроме того, Маргарита Николаевна напоминает третью жену писателя — Елену Сергеевну, ведь она тоже в свое время ушла к Булгакову от мужа. Схожесть есть даже в описании внешности: «косящий разрез глаз» у Елены Сергеевны и «чуть косящая на один глаз ведьма» — Маргарита.

© Мастер и Маргарита / Госкино, Канал Россия, © wikipedia

Иешуа. Кто-то полагает, что Иешуа — это Иисус. Однако булгаковеды утверждают, что между этими образами нельзя поставить знак равенства.

В романе персонажу около 27 лет, в то время как Иисусу было 33 года, когда его распяли. Иешуа не помнит своих родителей и по крови «кажется, сириец», что также не вполне соответствует биографии Христа.

Кроме того, у булгаковского героя всего один ученик — Левий Матвей, а не 12.

Александр Мирер в своей книге «Евангелие Михаила Булгакова» пишет, что Иешуа — это не Христос, а богочеловек. Спаситель, который никого не спас, в отличие от Иисуса. А образ Христа проявляется в двух персонажах: Иешуа олицетворяет его милосердие, а Понтий Пилат — карающую сущность (именно он руками Афрания расправляется с предателем Иудой).

© Мастер и Маргарита / Творческая Ассоциация Международных Программ

Понтий Пилат. Пилат в романе отличается как от исторического персонажа, так и от евангельского образа.

Писатель сделал своего прокуратора нарочно «негероическим», подверженным сомнениям и проклинающим себя за минуту трусости.

По словам театроведа Виталия Виленкина, однажды Булгаков спросил его о главном человеческом пороке, а потом сам ответил: «Трусость — вот главный порок, потому что от него идут все остальные».

© Мастер и Маргарита / Творческая Ассоциация Международных Программ

Фагот (Коровьев). Имя рыцаря, Фагот, видимо, является отсылкой к названию музыкального инструмента: его форма с длинной трубкой отдаленно напоминает тощую фигуру Коровьева.

Что касается фамилии — Коровьев, — то есть версия, что на иврите слово «каров» значит «приближенный», а Фагот — старший из подчиненных Воланда.

По другой версии, фамилия — отсылка к персонажу повести Алексея Толстого «Упырь» статскому советнику Теляеву, который оказался рыцарем и вампиром.

© Мастер и Маргарита / Госкино, Канал Россия

Азазелло. Образ демона пустыни Азазеля Булгаков взял из Ветхого Завета. Этот падший ангел научил мужчин создавать оружие, а женщин — украшать свое тело и красить лицо. Неслучайно именно Азазелло убивает барона Майгеля и преподносит Маргарите волшебный крем.

© Мастер и Маргарита / Госкино, Канал Россия

Кот Бегемот. Если верить «Булгаковской энциклопедии», то прообразом этого яркого персонажа послужило морское чудище из книги «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях». Также, согласно демонологической традиции, Бегемот — демон чревоугодия.

При этом вторая жена Булгакова Любовь Белозерская утверждала, что прототипом Бегемота послужил их огромный домашний кот Флюшка. Характер и повадки Флюшки отражены во фразе Бегемота: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».

Михаил Александрович Берлиоз. Вероятнее всего, это собирательный образ советских идеологов. Среди возможных прототипов данного героя — основатель Российской ассоциации пролетарских писателей Леопольд Авербах. Кстати, многие задаются вопросом, за что Берлиозу отрезали голову.

Кто-то полагает, что он был наказан за то, что не верил в бога и проповедовал атеизм поэту Бездомному. Однако есть версия, что Михаил Александрович попал под трамвай просто потому, что Воланду нужна была его квартира.

Иными словами, автор говорит, что часто для террора и зла не нужна глубокая философская причина.

Иван Бездомный. Скорее всего, прообразами этого героя могли быть поэты Александр Безыменский и Демьян Бедный, которые печатали в газете «Правда» антирелигиозные стихи.

© Мастер и Маргарита / Госкино, Канал Россия

Критик Латунский. Прототипом персонажа, который разгромил роман Мастера, стал реальный человек — Осаф Литовский, советский драматург, выступавший с резкой критикой Булгакова. Современники писателя говорили, что Елена Сергеевна в гневе даже обещала отравить Литовского за разгромную статью «Против булгаковщины».

Аннушка. Героиня с этим именем не первый раз появляется в произведених Булгакова и всегда знаменует собой начало чрезвычайных происшествий. Например, в одном из ранних рассказов персонаж Аннушка Пыляева растапливает печь и устраивает пожар. Также, по свидетельствам современников писателя, Аннушкой звали соседку Булгакова.

© Мастер и Маргарита / Госкино, Канал Россия

Роман породил множество самых невероятных трактовок и теорий.

Некоторые исследователи, например писатель и литературовед Дмитрий Быков, полагают, что в романе угадываются два слоя. Первый — обращение к Сталину, которому автор хотел донести мысль: да, мы понимаем, что ты — зло и пришел как суд, который мы заслужили. Ты можешь делать с обывателями все что захочешь, но, пожалуйста, не трогай художника.

И в этом смысле образ Мастера нарисован так, чтобы он был понятен именно Сталину. Мастер — это творец, который доведен до отчаяния и ждет снисхождения, и его нужно непременно спасти, ведь он призван исцелить человечество.

© Мастер и Маргарита / Госкино, Канал Россия

Некоторые полагают, что это послание сработало. В 1947 году вдове Булгакова якобы удалось передать рукопись романа секретарю Сталина, и, может быть, поэтому в конце 40-х сталинские репрессии в меньшей степени касались творческих людей.

© Мастер и Маргарита / Госкино, Канал Россия

Второй слой произведения с его мистичеcкой и сатирической составляющей обращен ко всем читателям. Весь роман пропитан двойственностью. По всей видимости, 30-е годы располагали к этому — советские граждане жили двойной жизнью. Днем все было пристойно: люди работали, строили коммунизм и пили воду с сиропом, а ночью устраивали тайные встречи с шампанским и приемы у послов.

© Мастер и Маргарита / Госкино, Канал Россия

Одна из ключевых мыслей романа: самый страшный человеческий порок — трусость. Также Булгаков попытался понять, можно ли сотворить добро из зла, и пришел к выводу, что нет, нельзя. Нет такого зла, которое могло бы превратиться в добро.

Однако автор сделал зло в своем произведении столь обаятельным, что в итоге массовый читатель был очарован Воландом и создал из этого персонажа некий культ. Долгое время в Москве даже устраивались празднования Вальпургиевой ночи на Воробьевых горах — там, где Князь тьмы прощался с Москвой в конце романа.

© Мастер и Маргарита / Творческая Ассоциация Международных Программ

Есть легенда, будто Булгаков «мстит» за любое прикосновение к своему роману, поскольку не хочет, чтобы его экранизировали. Писатель Дмитрий Быков рассказывает о том, что было несколько попыток снять фильм по мотивам «Мастера и Маргариты», но все они провалились.

© Мастер и Маргарита / Творческая Ассоциация Международных Программ

После публикации произведение долго не экранизировали. Режиссеры Владимир Наумов и Александр Алов мечтали о постановке. Вдова Булгакова Елена Сергеевна даже обещала отдать авторские права на экранизацию «Мастера и Маргариты» именно им, но скоропостижно умерла и не успела оформить необходимые бумаги.

Прошло 16 лет, и в 1986 году Наумов вновь подал заявку на фильм, но тут выяснилось, что Союз кинематографистов уже ведет переговоры с компанией Columbia Pictures. Режиссер был очень расстроен. Вернувшись домой, он лег спать и вдруг услышал резкий звонок в дверь. Он пошел в прихожую, в полутьме наткнулся на табурет и ушиб ногу.

Открыв дверь, Наумов увидел, что перед ним стоит покойная вдова Булгакова и говорит: «Володя, я к вам на минуточку. Хотела сказать, что ни у кого не получится экранизировать роман, потому что Михаил Афанасьевич этого не хочет».

Утром Наумов проснулся и подумал: «Какой странный был сон» — и тут же увидел синяк на ноге.

© Мастер и Маргарита / Творческая Ассоциация Международных Программ

Как бы там ни было, через месяц Сolumbia Pictures разорвала контракт, потому что юристы не смогли договориться с наследниками Булгакова. Потом за фильм взялся режиссер Юрий Кара, но из-за конфликта с правообладателем фильм лег на полку на 20 лет. В итоге его сокращенная версия вышла только в 2011 году, когда картина была уже никому не интересна.

Наконец съемками решил заняться режиссер Владимир Бортко. Сериал должен был получить хорошее финансирование, Бортко даже договорился с одной из студий в США, чтобы ему сделали великолепного компьютерного кота Бегемота.

Однако через пару месяцев случился финансовый кризис, контракт с американцами был разорван, а зрители увидели вместо анимационного Бегемота нелепую ростовую куклу из меха.

Вообще, надо сказать, сериал Бортко получил крайне отрицательные отзывы критиков.

Череда этих событий будто и правда говорит о том, что автор не очень «хотел», чтобы роман «Мастер и Маргарита» выходил на экраны.

© Мастер и Маргарита / Госкино, Канал Россия

Как вы относитесь к роману «Мастер и Маргарита»? Есть ли у вас любимый персонаж?

Ссылка на основную публикацию