Анализ стихотворения «я научилась просто, мудро жить» (а. а. ахматова)

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить» А. А. Ахматовой стало одним из первых известных произведений тогда ещё молодой поэтессы. Она готовилась стать матерью, превратилась из девочки в умудренную женщину – и всё это отразила в поэтической форме.

Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить» (А. А. Ахматова)

Сочинение и анализ стиха «Я научилась просто, мудро жить», который может быть использован на уроке литературы в 8 классе, покажет, как видела мир эта повзрослевшая поэтесса, о чём она мечтала и молилась.

Текст стихотворения «Я научилась просто, мудро жить»

  • Анна Ахматова
  • Я научилась просто, мудро жить
  • Я научилась просто, мудро жить,
  • Смотреть на небо и молиться Богу,
  • И долго перед вечером бродить,
  • Чтоб утомить ненужную тревогу.
  • Когда шуршат в овраге лопухи
  • И никнет гроздь рябины желто-красной,
  • Слагаю я веселые стихи
  • О жизни тленной, тленной и прекрасной.
  • Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
  • Пушистый кот, мурлыкает умильней,
  • И яркий загорается огонь
  • На башенке озерной лесопильни.
  • Лишь изредка прорезывает тишь
  • Крик аиста, слетевшего на крышу.
  • И если в дверь мою ты постучишь,
  • Мне кажется, я даже не услышу.
  • 1912 г.

Краткий анализ произведения

Философские мотивы в лирике Анны Ахматовой впервые начали звучать еще в раннем периоде творчества. Хотя, тогда это были лишь отдельные нотки. Личностная, больше любовная лирика поэтессы не предусматривала углубления в философский мир, рассмотрения проблем бытия.

Особняком ото всех произведений начального периода стоит стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» Первый раз мы слышим голос мудрой женщины, размышляющей о тленности жизни. Все стихотворение проникнуто грустным, меланхолическим настроением.

  • История создания – Ахматова написала это стихотворение, когда жила в усадьбе, принадлежавшей её мужу, Николаю Гумилеву. Очевидно, он, любитель путешествий, как раз отправился покорять мир, оставив жену хранить семейный очаг. Её грусть из-за отсутствия взаимопонимания и разочарование в муже стали основой данного произведения.
  • Тема – основной темой являются размышления героини о своей жизни, её тоска по нормальному семейному очагу.
  • Композиция – стихотворение состоит из четырёх строф. Первая является зачином, две последующие рассказывают о жизни лирической героини, а третья резюмирует её душевное состояние. Таким образом, можно говорить о трёхчастной композиции.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Эпитеты – “ненужная тревога”, “желто-красная рябина”, “весёлые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озёрная лесопильня”.
  • Метафоры – “утомить тревогу”, “огонь загорается”, “крик прорезывает тишь”.
  • Инверсия – “и яркий разгорается огонь на башенке озёрной лесопильни“.

Стихи Анны Ахматовой могут вырасти из мелочей будничной жизни, в которой переплетаются противоречивые чувства, сосуществуют красота и неприглядность, розы и лебеда, песни любви и «сердитый окрик». Но ведь это редкий дар художника – умение зачерпнуть поэзию из обиходности, придать бренной прозе жизни поэтический блеск.

Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить»

Стихотворение А.А. Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…», написанное в 1912 году, проникнуто грустным настроением, в нём звучит мотив одиночества.

Жанр стихотворения — элегия, лирика — философская и любовная. Основная мысль — размышления о тленности жизни, спокойствии. Эмоциональное состояние лирической героини выражено в отчуждении, непринятии тревог.

  1. В стихотворении используется следующие художественные средства: эпитеты («ненужную тревогу», «весёлые стихи», «о жизни тленной»), олицетворение («шуршат в овраге лопухи», «никнет гроздь рябины», «прорезывает тишь крик аиста»).
  2. Композиция стихотворения последовательная, размер — пятистопный ямб, рифма — точная («жить — бродить», «Богу — тревогу», «лопухи — стихи»), рифмовка — перекрестная, присутствует инверсия: «И яркий загорается огонь на башенке озёрной лесопильни».
  3. В стихотворении представлены как и простые, и сложносочиненные предложения с однородными членами, так и сложноподчинённые, в которых из частей речи больше всех преобладают существительные и глаголы, описывающие действия как и самой лирической героини, так и того, что её окружает.

Подробный анализ стихотворения

История создания

К моменту написания этого стихотворения у Ахматовой уже сложились достаточно напряженные отношения с Николаем Гумилевым – именно с этим фактом и связана его история создания. Ветреный муж уехал в очередное путешествие, оставив супругу в своём имении в Слепнёве.

Анне было одиноко, она много гуляла и писала, среди написанного в 1912 году было и стихотворение “Я научилась просто, мудро жить”, которое вошло в опубликованный в том же году сборник “Вечер”. Поэтесса не скрывала того, что глубоко разочарована в муже, но всё же надеялась на возобновление прежней жизни, поскольку всё ещё испытывала к Гумилёву глубокие чувства.

Тема

Лирическая героиня этого произведения тоскует о семейном очаге – это и есть основная его тема. Она старается унять тоску, считая её уже ненужной, пытается отказаться от своих чувств к возлюбленному и найти утешение в природе и привычных жизненных буднях.

Но всё же она хотела бы стать действительно спокойной, и потому говорит о своем умиротворении как о том, что действительно с ней происходит.

Композиция

Композиция этого стихотворения трёхчастная. В первой строфе она говорит о своём желании обрести покой как об уже свершившемся факте. Следующие две строфы являются описанием того, какую спокойную жизнь она ведёт, прогуливаясь и любуясь осенней природой, а потом возвращаясь к тёплому очагу и ласковому коту.

Но конец стихотворения показывает её неуверенность в обретённом покое: она вроде бы забыла свои прошлые переживания и даже готова к тому, что не услышит, когда в её дверь постучит любимый, но фраза “мне кажется”, использованная в последней строке, завершает последовательно развивающуюся композицию мыслью о том, что её душевное спокойствие всё же зыбко. Это основная мысль произведения.

  • Произведение написано пятистопным ямбом с точной рифмой, что помогает передать эмоциональное состояние и показать, что лирическая героиня находится в спокойном и умиротворённом, но всё же достаточно зыбком душевном настрое.
  • Жанр
  • Это лирическое стихотворение, которое описывает чувства лирической героини, её душевные метания и желание обрести спокойствие.
  • Средства выразительности
  • В этом стихотворении поэт использует разнообразные средства выразительности, которые помогают ей максимально полно передать переживания лирической героини. Это такие средства, как:
  • Эпитеты – “ненужная тревога”, “жёлто-красная рябина”, “весёлые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озерная лесопильня”.
  • Метафоры – “утомить тревогу”, “огонь загорается”, “крик прорезывает тишь”.
  • Инверсия – “и яркий разгорается огонь на башенке озёрной лесопильни“.

Великая Анна Ахматова стала нашим поэтом. Нашим великим русским поэтом, который так дорог и любим всеми современниками. А её умение мудро просто жить является главным устремлением сильных настоящих женщин.

Сочинение о стихотворении Я научилась просто, мудро жить

При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты “серебряного века” в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии.

В бурях века Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и запрещает кому бы то ни было отнимать у человека. Мужа, Николая Гумилева, расстреляли по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, сына репрессировали, сама подвергалась гонениям и нападкам со стороны не только “литударников”, но и государственных блюстителей партийной идеологии.

И все-таки в огне событий она не потеряла свою царственную осанку, а поэзия ее всегда была исполнена благородства, любви и веры в торжество добра над злом. В ее произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила своей душой, чем она и дорога мне.

«Я научилась просто мудро жить…» Моё знакомство с творчеством Анны Андреевны началось именно с этого стихотворения. Оно является шедевром лирики поэтессы. Потрясающее стихотворение, потрясающая Ахматова!

Это поэтическое произведение было создано Анной Ахматовой в 1912 году, почти в самом начале её творчества. Но уже в нем мы можем уловить тонкие ноты философской лирики. Поэтесса размышляет о жизни, о смерти, о столь драгоценных минутах, которые каждому нужно научиться находить в своей жизни.

Стихотворение “Я научилась просто, мудро жить…” – одно из лучших лирических стихотворений автора. Оно находится несколько в стороне от остальных поэтических произведений Ахматовой этого времени, поскольку именно в нём первый раз зазвучали философские ноты.

В своем стихотворении Анна почти впервые размышляет о том, насколько быстротечна наша земная жизнь и, осознав эту негласную истину для самой себя, она учится «просто, мудро жить», успокаивает «ненужную тревогу» и слагает «веселые стихи».

Таким образом, она старается уловить каждую минуту, каждое мгновенье этой мимолетной жизни. Ничто уже не заставит ее вернуться к прежней жизни, наполненной трудностей и «ненужных тревог».

В последних двух стихах можно уловить и ноты любви, возможно, несчастной, если лирическая героиня не хочет возвращаться к чувствам и отказываться от своей «простой, мудрой» жизни. Она и не вернется. Настолько наполнил ее покой и тихая радость, что «стук» прошлого, зов старых ран уже не тронет струн ее души.

Она уже не услышит печальный звон «бывшей» тленной жизни, теперь у нее жизнь другая – наполненная меланхоличной радостью, тихой и мягкой. Эта радость окутывает ее чувством, что жизнь, несмотря на свою временность, прекрасна и стоит того, чтобы ее прожить правильно и приятно для своей души.

Все свое спокойствие и тихую радость лирическая героиня находит в окружающем ее мире и природе: это и лопухи, что шуршат в овраге, и рябиновые желто-красные грозди, и яркое пламя огня, и пушистый кот.

Лирическая героиня Ахматовой далека от бытовых мелочей и связанных с ними треволнений, не окружённая бытом и сиюминутными тревогами, но бытийная, вечная женщина. В то же время она — обычная смертная женщина.

В стихотворении говорится о тленности жизни: ” жизни тленной, тленной и прекрасной”. Ничего нет вечного, всё приходящее. Но остановись, мгновенье! Посмотрите, как всё кругом прекрасно, божье творение. Часто ли мы это замечаем, задумываемся об этом. Вот об этом и стихотворение- миниатюра. Прислушайтесь, с каким по-женски добрым настроем звучит стих.

Таким образом, стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» Анны Ахматовой помогает осознать главное: наша жизнь быстротечна, и ценить нужно каждую минуту, поэтесса сама говорит нам о нашей «жизни тленной, тленной и прекрасной». То, что наша жизнь тленна, не должно заставлять нас отказываться от нее, отказываться видеть ее яркие краски, прекрасные картины, которые нас окружают.

Читайте также:  Согласны ли вы с утверждением Суворова: «Только трусы жестокосердны»?

Все наоборот: только лишь оттого, что когда-нибудь мы уйдем из этого мира, мы должны как можно больше внимания и времени посвятить всем тем чудесным вещам, которые есть в нашей жизни. Только когда мы научимся, как и поэтесса, «просто, мудро жить», только тогда мы и обретем настоящее счастье и покой.

Анализ стихотворения «Мужество» Анны Ахматовой.

Анна Ахматова – великий поэт своей эпохи, её творчество оценено не вполне, даже учитывая современное к нему отношение. Она не только поэт эпохи – она сама эпоха. В её жизни в полной мере отразились все перипетии конца девятнадцатого начала и середины двадцатых веков. Она вынесла на своих плечах войны, революции, репрессии – всё, чем так богат был страшный век.

Но, тем не менее, в своей автобиографии она напишет: «Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». Сколько мудрости в этих словах. Как после стольких испытаний быть счастливой и не проклинать ни время, ни судьбу. Для этого надо было научиться «…просто мудро жить».

Краткий анализ произведенияПодробный анализ стихотворенияАнализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить»Сочинение о стихотворении Я научилась просто, мудро жить

«Я научилась просто, мудро жить» анализ стихотворения Ахматовой по плану кратко – идея, история создания – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Стихотворение “Я научилась просто, мудро жить” стало одним из первых известных произведений тогда еще молодой поэтессы.

Она готовилась стать матерью, превратилась из девочки в умудренную женщину – и все это отразила в поэтической форме.

Краткий анализ “Я научилась просто, мудро жить” по плану, который может быть использован на уроке литературы в 8 классе, покажет, как видела мир эта повзрослевшая поэтесса, о чем она мечтала и молилась.

Краткий анализ

История создания – Ахматова написала это стихотворение, когда жила в усадьбе, принадлежавшей ее мужу, Николаю Гумилеву. Очевидно, он, любитель путешествий, как раз отправился покорять мир, оставив жену хранить семейный очаг. Ее грусть из-за отсутствия взаимопонимания и разочарование в муже стали основой для данного произведения.

Тема – основной темой являются размышления героини о своей жизни, ее тоска по нормальному семейному очагу.

Композиция – стихотворение состоит из четырех строф. Первая является зачином, две последующие рассказывают о жизни лирической героини, а третья резюмирует ее душевное состояние. Таким образом, можно говорить о трехчастной композиции.

  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Эпитеты – “ненужная тревога”, “желто-красная рябина”, “веселые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озерная лесопильня”.
  • Метафоры – “утомить тревогу”, “огонь загорается”, “крик прорезываеть тишь”.
  • Инверсия – “и яркий разгорается огонь на башенке озерной лесопильни“.

История создания

К моменту написания этого стихотворения у Ахматовой уже сложились достаточно напряженные отношения с Николаем Гумилевым – именно с этим фактом и связана его история создания. Ветреный муж уехал в очередное путешествие, оставив супругу в своем имении в Слепневском.

Анне было одиноко, она много гуляла и писала, среди написанного в 1912 году было и стихотворение “Я научилась просто, мудро жить”, которое вошло в опубликованный в том же году сборник “Вечер”.

Поэтесса не скрывала того, что глубоко разочарована в муже, но все же надеялась, что возобновление прежней жизни, поскольку все еще испытывала к Гумилеву глубокие чувства.

Тема

Лирическая героиня этого произведения тоскует о семейном очаге – это и есть основная его тема.

Она старается унять тоску, считая ее уже ненужной, пытается отказаться от своих чувств к возлюбленному и найти утешение в природе и привычных жизненных буднях.

Но все же она хотела бы стать действительно спокойной – и потому говорит о своем умиротворении как о том, что действительно с ней происходит.

Композиция

Композиция этого стиха трехчастная. В первой строфе-зачине она говорит о своем желании обрести покой как об уже свершившемся факте. Следующие две строфы являются описанием того, какую спокойную жизнь она ведет, прогуливаясь и любуясь осенней природой, а потом возвращаясь к теплому очагу и ласковому коту.

Но окончание стиха показывает ее неуверенность в обретенном покое: она вроде бы забыла свои прошлые переживания и даже готова к тому, что не услышит, когда в ее дверь постучит любимый, но фраза “мне кажется”, использованная в последней строке, завершает последовательно развивающуюся композицию мыслью о том, что ее душевное спокойствие все же зыбко. Это основная идея произведения.

Жанр

Это лирическое стихотворение с элементами пейзажной лирики, которое описывает чувства поэтессы, ее душевные метания и желание обрести спокойствие.

Произведение написано пятистопным ямбом с точной рифмой, что помогает передать эмоциональное состояние и показать, что лирическая героиня находится в спокойном и умиротворенном, но все же достаточно зыбком душевном настрое.

Средства выразительности

В этом стихотворении поэтесса использует разнообразные средства выразительности, которые помогают ей максимально полно передать переживания лирической героини. Это такие классические приемы, как:

  • Эпитеты – “ненужная тревога”, “желто-красная рябина”, “веселые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озерная лесопильня”.
  • Метафоры – “утомить тревогу”, “огонь загорается”, “крик прорезываеть тишь”.
  • Инверсия – “и яркий разгорается огонь на башенке озерной лесопильни“.

ПредыдущаяСледующая

Анализ стихотворения Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…» :: сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

Стихотворение “Я научилась просто, мудро жить” стало одним из первых известных произведений тогда еще молодой поэтессы.

Она готовилась стать матерью, превратилась из девочки в умудренную женщину – и все это отразила в поэтической форме.

Краткий анализ “Я научилась просто, мудро жить” по плану, который может быть использован на уроке литературы в 8 классе, покажет, как видела мир эта повзрослевшая поэтесса, о чем она мечтала и молилась.

Краткий анализ

История создания – Ахматова написала это стихотворение, когда жила в усадьбе, принадлежавшей ее мужу, Николаю Гумилеву.

Очевидно, он, любитель путешествий, как раз отправился покорять мир, оставив жену хранить семейный очаг. Ее грусть из-за отсутствия взаимопонимания и разочарование в муже стали основой для данного произведения.

Тема – основной темой являются размышления героини о своей жизни, ее тоска по нормальному семейному очагу.

Композиция – стихотворение состоит из четырех строф. Первая является зачином, две последующие рассказывают о жизни лирической героини, а третья резюмирует ее душевное состояние. Таким образом, можно говорить о трехчастной композиции.

Жанр – лирическое стихотворение.

Эпитеты – “ненужная тревога”, “желто-красная рябина”, “веселые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озерная лесопильня”.

  Курсовая работа “Евгений Онегин” – опера и роман”

Метафоры – “утомить тревогу”, “огонь загорается”, “крик прорезываеть тишь”.

Инверсия – “и яркий разгорается огонь на башенке озерной лесопильни“.

Тема

Лирическая героиня этого произведения тоскует о семейном очаге – это и есть основная его тема.

Она старается унять тоску, считая ее уже ненужной, пытается отказаться от своих чувств к возлюбленному и найти утешение в природе и привычных жизненных буднях.

Но все же она хотела бы стать действительно спокойной – и потому говорит о своем умиротворении как о том, что действительно с ней происходит.

«Зимнее утро» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко (6 класс) – главный герой, жанр, гипербола, тема

История создания

К моменту написания этого стихотворения у Ахматовой уже сложились достаточно напряженные отношения с Николаем Гумилевым – именно с этим фактом и связана его история создания. Ветреный муж уехал в очередное путешествие, оставив супругу в своем имении в Слепневском.

Анне было одиноко, она много гуляла и писала, среди написанного в 1912 году было и стихотворение “Я научилась просто, мудро жить”, которое вошло в опубликованный в том же году сборник “Вечер”.

Поэтесса не скрывала того, что глубоко разочарована в муже, но все же надеялась, что возобновление прежней жизни, поскольку все еще испытывала к Гумилеву глубокие чувства.

Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматовой

Это прекрасное лирическое стихотворение было создано Анной Ахматовой в далеком 1912 году, почти на заре ее творчества. На момент написания ей исполнилось всего 23 года, однако она уже выпустила свой первый стихотворный сборник – «Вечер».

Стихотворение «Я научилась просто мудро жить…» — одно из ярчайших произведений автора. Несмотря на юный возраст, в нем уже отражается спокойный и рассудительный след житейской мудрости поэтессы.

Лирическая героиня рассуждает о скоротечности человеческой жизни. Всему придет конец, а за ним – неизвестность.

Однако наряду с этими печальными нотами, явственно звучать и другие – светлые, легкие, по мнению автора, жизнь тленна, но прекрасна.

Душевное состояние героини передается через мир природы, окружающей ее. В строках стихотворения сквозит нежность и любовь поэтессы к родным краям.

И здесь отчетливо соединяются спокойствие и умиротворение (мурлыкающий кот, лесопильни уютный огонь) и нотки задумчивой грусти, которая живет в тонах осени (лопухи, что шуршат в овраге, поникшая гроздь рябины).

Именно осень обнажает перед читателем сердечные тревоги автора.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа «Тоска» (А.П. Чехов) для читательского дневника

Как любая истинно русская душой женщина, Ахматова никогда не умаляла роли Бога в жизни обыкновенного человека. И молитва здесь преподносится как способ успокоения душевных терзаний и лечения сердечных ран. О чем же эти молитвы? Наверное, как и у всех, о семейном счастье и тепле очага.

Об этом нам говорит символ аиста, который слетел на крышу, и об этом же последняя строчка стихотворения. Все это – отголосок непростой семейной ситуации этого периода в отношениях Анны Ахматовой и Николая Гумилева.

Анна понимает, что былых отношений не вернуть и словно предчувствует скорое расставание, и пытается примирить чувства с неизбежным, чтобы забыть свои мечты о простом семейном счастье.

Композиция

Композиция этого стиха трехчастная. В первой строфе-зачине она говорит о своем желании обрести покой как об уже свершившемся факте. Следующие две строфы являются описанием того, какую спокойную жизнь она ведет, прогуливаясь и любуясь осенней природой, а потом возвращаясь к теплому очагу и ласковому коту.

Но окончание стиха показывает ее неуверенность в обретенном покое: она вроде бы забыла свои прошлые переживания и даже готова к тому, что не услышит, когда в ее дверь постучит любимый, но фраза “мне кажется”, использованная в последней строке, завершает последовательно развивающуюся композицию мыслью о том, что ее душевное спокойствие все же зыбко. Это основная идея произведения.

Композиция и жанр

Композиция стихотворения представлена четырьмя строфами. Первые 4 строки — зачин. В нём говорится о том, что героиня обрела покой. Факт представляется свершившимся, хотя в действительности это было не так. Следующие 2 строфы занимает рассказ лирической героини о жизни. Она повествует о том, что делает:

  • прогуливается;
  • любуется красотой природы;
  • возвращается к ласковому коту и уютному очагу.

Последняя строфа подводит итог всему тексту, выражая душевное состояние как персонажа, так и самого автора. Читатель может подумать, будто Ахматова позабыла всё, что тревожило и волновало её раньше. Она даже предполагает, что не заметит, как любимый супруг постучит в дверь.

Но в последней строке сквозит неуверенность, выраженная словами «мне кажется». Таким образом, композиционно текст разделён на 3 части. Мысль развивается логично и последовательно, в завершение у читателя возникает ощущение неопределённости: лирическая героиня не до конца решила для себя, хочет ли она, чтобы любимый вернулся, или ей милее покой и одиночество.

В глубине души рассказчица понимает: обретённое спокойствие ещё не значит, что впредь не придётся испытать потрясений. В этом и заключается основная мысль поэтических строк.

Жанровую принадлежность можно определить как лирическое стихотворение, содержащее элементы описания пейзажей. Если послушать этот стих с музыкальным сопровождением, можно легко понять, что он очень похож на песню. В нём используются средства выразительности нескольких видов. Повествование затрагивает такие аспекты:

  • жизнь и чувства героини (и автора);
  • душевные метания;
  • желание спокойной жизни.

В произведении использована точная рифма, стихотворный размер — пятистопный ямб. Эти особенности помогают точно передать эмоциональный настрой рассказчика и показать противоречивость устремлений.

С одной стороны, героиня смотрит на жизнь философски и как бы безучастно, а с другой — она не уверена, что впредь ей не захочется вернуться к яркому и мятежному прошлому.

Средства выразительности, использованные в тексте:

  1. Инверсия. «Яркий разгорается огонь».
  2. Метафора. «Крик прорезывает тишь», «огонь загорается», «утомить тревогу».
  3. Эпитеты. «Озёрная лесопильня», «пушистый кот», «яркий огонь», «тленная жизнь», «жёлто-красная рябина», «ненужная тревога», «весёлые стихи».

Средства выразительности

В этом стихотворении поэтесса использует разнообразные средства выразительности, которые помогают ей максимально полно передать переживания лирической героини. Это такие классические приемы, как:

  • Эпитеты – “ненужная тревога”, “желто-красная рябина”, “веселые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озерная лесопильня”.
  • Метафоры – “утомить тревогу”, “огонь загорается”, “крик прорезываеть тишь”.
  • Инверсия – “и яркий разгорается огонь на башенке озерной лесопильни“.

Крушение надежд

В момент написания стихотворения Ахматова уже не робкая девочка, которая часами рассматривает облака и с замиранием сердца гадает на кофейной гуще. Она сделала шаг в узы брака, перешла полог таинства венчания и увидела, что в храме совместной жизни нет плюшевых игрушек и мыльных пузырей – там обычная рутина, которая почитателями семейных традиций именуется как жизнь.

Ахматова хочет писать и любить, Гумилёв желает открывать для себя новые страницы жизни. Анна поддерживает костёр семейного очага, Николай не обращает на него внимания, считая это пустой тратой времени. Поэтесса смотрит на небо и молится Богу у окна семейного пристанища. Муж не берёт на себя никаких обязанностей, кроме вечного напоминания жене, что она супруга, а не поэт.

Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу.

Ниточка между Анной и Николаем

В 1912 году Лев единственная паутинка, которая не даёт браку окончательно рассыпаться.

Рождение сына – это ещё один шаг к мудрости, теперь Ахматова может смотреть на мир со спокойствием олимпийца, не строя больше иллюзорных планов счастливого замужества. Уже нет той девичьей надежды, когда весь мир готов покориться желаниям, появляется практичность и мудрость не девицы, но женщины.

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить» подводит черту между Ахматовой и Гумилёвым, делая их супругами только по факту венчания, но уже не по зову сердца. Черта проведена – теперь Николай отец ребёнка, не более.

Мечты о счастье? Полученная за счёт горьких уроков мудрость говорит автору строк, что сейчас ей остаётся жить практичностью и надеждой. Если кладовка счастья в судьбе Ахматовой ещё не пуста, то оно появится на горизонте.

«Я научилась просто мудро жить…» (философские мотивы лирики А. А. Ахматовой)

Философские мотивы в лирике Анны Ахматовой впервые начали звучать еще в раннем периоде творчества. Хотя, тогда это были лишь отдельные нотки. Личностная, больше любовная лирика поэтессы не предусматривала углубления в философский мир, рассмотрения проблем бытия.

Особняком ото всех произведений начального периода стоит стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» Первый раз мы слышим голос мудрой женщины, размышляющей о тленности жизни. Все стихотворение проникнуто грустным, меланхолическим настроением. Тема дороги и одиночества в первом катрене стихотворения напоминает подобные мотивы в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» М. Ю.

Лермонтова. Основной прием описания внутреннего мира героя через окружающую природу также заимствован у Лермонтова. Отличие от философской лирики поэта здесь в том, что все-таки подоплекой переживаний лирической героини является не размышления о смысле жизни и смерти, а любовное чувство.

Это мы понимаем из последней фразы стихотворения: «И если в дверь мою ты постучишь, // Мне кажется, я даже не услышу», в которой появляется еще один герой – «ты», и, скорее всего, это мужчина.

Но все-таки именно в «Я научилась просто, мудро жить…» впервые мы можем говорить о философской тематике: лирическая героиня сочиняет «веселые стихи // О жизни тленной, тленной, тленной и прекрасной». В произведении она как бы задает себе вопрос: «А стоит ли жить?» И отвечает на него положительно.

Стихотворение «Все расхищено, предано, продано…» можно рассматривать как одно из переломных в творчестве Ахматовой. Оно свидетельствует о конкретном переходе от психологического любовного «романа в стихах» к философско-гражданской лирике.

Здесь личная боль и трагедия израненной души сливаются с судьбой и трагедией всего народа и эпохи в целом.

Но здесь указан и выход, путь к возрождению – это вера в бессмертие и в высшую справедливость, христианское всепрощение и надежда на светлое и чудесное в будущем, на вечное обновление жизни и победу духа и красоты над слабостью, смертью и жестокостью.

Начальные строки звучат трагически как на смысловом (благодаря градации «расхищено, предано, продано»), так и на звуковом уровне из-за рыдающих, разрывающих душу «р» («Все расхищено, предано, продано, черной смерти…»).

За общими словами «Все расхищено, предано, продано…» стоят миллионы искореженных судеб, море крови и слез. Как же начать снова жить, где взять силы, на что опереться? Нужно увидеть то светлое, то чудесное, которое подходит уже «так близко». Для лирической героини это уже произошло, уже «стало светло». Она видит и призывает других увидеть чудесное в оживающей природе, в «вишневых дыханьях леса», в «созвездьях новых».

В основе ахматовского восприятия жизни и ее веры в чудесное лежит христианство, а не вера в утопическое светлое будущее. Об этом говорит усиленное повтором отрицание – «никому, никому не известное…».

В философской лирике Анны Ахматовой раскрывается тема вечного и бренного, жизни, непрерывно текущей вперёд. В «Приморском сонете» дорога в иной мир не кажется страшной. Стихотворение умиротворяет своей глубокой, отнюдь не показной верой в вечную жизнь и примиряет с мыслью о смерти.

Лирический герой сонета условен: единственное слово, напрямую связанное с ним, – местоимение «меня». Этим достигается высокий уровень обобщения, в котором присутствует философский подтекст: любой человек рано или поздно задумывается над вечными вопросами.

«Голос вечности» предполагает существование «иного измерения»: созданное в этом «ветхом» мире обретет новую жизнь в «вечности». Лирический герой словно балансирует на грани вечного и настоящего. Без сомнения, между мирами должна существовать какая-то связь.

И действительно, символический образ дороги, уходящей в вечность, возникает перед нами в виде сияния, изливаемого месяцем. Чуть раньше появляется образ «цветущей черешни», связанный с лунной дорожкой. Прилагательное «цветущий» помогает восстановить связь: цветение — это жизнь.

Путь к пониманию своего предназначения, дорога к вечному у каждого человека своя.

Для подтверждения этой мысли Ахматова использует прием умолчания: «Дорога не скажу куда…» Ахматову ее дорога привела к Царскосельскому пруду. Переход от настоящего к будущему в начале сонета и возвращение к Пушкину в финале значительно расширяют художественное время и пространство, создавая впечатление их неразрывности и бесконечности.

Стихотворение «Мне ни к чему одические рати…» состоит из трех строф, из которых вторая стала хрестоматийной формулой ахматовской поэзии. Основная мысль, которую хотела выразить поэтесса с помощью системы метафор, — она не может жить в холодной, безвоздушной среде, создавая торжественные «одические рати», или в мире отвлеченных ценностей, творя прекрасные, «чистые» элегии.

Для творчества ей необходимо чувство земли, воздуха, родной природы. Именно «сор» ежедневности, обыденности всегда питал ее поэзию. В этом стихотворении чувствуется глубина мысли и высота мастерства, за которыми скрывается неразгаданная тайна.

Читайте также:  Нужна ли цель в жизни?

Тайна происхождения, тайна тех почвенных соков, которые существуют под видимым, внешним «сором» и питают возникающее чудо подлинного произведения искусства.

  • Наличие тайны сама Ахматова больше всего ценила в своих и чужих стихах. Возможно, именно эту тайну, которая обыденную прозу превращает в поэзию, неповторимость, которая отличает каждого настоящего поэта, имела в виду Ахматова, когда писала:
  • По мне, в стихах должно быть все некстати,
  • Не так, как у людей.

Ее стихи могут вырасти из мелочей будничной жизни, в которой переплетаются противоречивые чувства, сосуществуют красота и неприглядность, розы и лебеда, песни любви и «сердитый окрик». Но ведь это редкий дар художника – умение зачерпнуть поэзию из обиходности, придать бренной прозе жизни поэтический блеск.

Тема, идея и композиция

Основная тема стихотворения — смутная тоска по идеальной семье и несбывшимся мечтам, некое примирение со сложившейся ситуацией. Идею произведения выражает вновь обретенный смысл жизни: спокойствие, умиротворение, созерцательность.

Композиция стихотворения — трехчастная. В первой строфе лирическая героиня делится своим открытием: она обрела смысл жизни в простоте и неспешности.

В последующих двух строфах читатель узнает подробности этой жизни: прогулки, наблюдения за природой, занятия героини («слагаю я веселые стихи»).

Последняя строфа резюмирует состояние героини: она почти уверена, что прошлое больше не всколыхнет ее душу, но присутствует и некоторое сомнение («мне кажется»).

Эссе по стихотворению А.Ахматовой "Я научилась просто мудро жить"

При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты “серебряного века” в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии.

В бурях века Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и запрещает кому бы то ни было отнимать у человека.

Мужа, Николая Гумилева, расстреляли по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, сына репрессировали, сама подвергалась гонениям и нападкам со стороны не только “литударников”, но и государственных блюстителей партийной идеологии.

И все-таки в огне событий она не потеряла свою царственную осанку, а поэзия ее всегда была исполнена благородства, любви и веры в торжество добра над злом. В ее произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила своей душой, чем она и дорога мне.

«Я научилась просто мудро жить…» Моё знакомство с творчеством Анны Андреевны началось именно с этого стихотворения. Оно является шедевром лирики поэтессы. Потрясающее стихотворение, потрясающая Ахматова! Это поэтическое произведение было создано Анной Ахматовой в 1912 году, почти в самом начале её творчества. Но уже в нем мы можем уловить тонкие ноты философской лирики.

Поэтесса размышляет о жизни, о смерти, о столь драгоценных минутах, которые каждому нужно научиться находить в своей жизни. Стихотворение “Я научилась просто, мудро жить…” – одно из лучших лирических стихотворений автора. Оно находится несколько в стороне от остальных поэтических произведений Ахматовой этого времени, поскольку именно в нём первый раз зазвучали философские ноты.

В своем стихотворении Анна почти впервые размышляет о том, насколько быстротечна наша земная жизнь и, осознав эту негласную истину для самой себя, она учится «просто, мудро жить», успокаивает «ненужную тревогу» и слагает «веселые стихи». Таким образом, она старается уловить каждую минуту, каждое мгновенье этой мимолетной жизни.

Ничто уже не заставит ее вернуться к прежней жизни, наполненной трудностей и «ненужных тревог».

В последних двух стихах можно уловить и ноты любви, возможно, несчастной, если лирическая героиня не хочет возвращаться к чувствам и отказываться от своей «простой, мудрой» жизни. Она и не вернется.

Настолько наполнил ее покой и тихая радость, что «стук» прошлого, зов старых ран уже не тронет струн ее души. Она уже не услышит печальный звон «бывшей» тленной жизни, теперь у нее жизнь другая – наполненная меланхоличной радостью, тихой и мягкой.

Эта радость окутывает ее чувством, что жизнь, несмотря на свою временность, прекрасна и стоит того, чтобы ее прожить правильно и приятно для своей души.

Все свое спокойствие и тихую радость лирическая героиня находит в окружающем ее мире и природе: это и лопухи, что шуршат в овраге, и рябиновые желто-красные грозди, и яркое пламя огня, и пушистый кот.

Лирическая героиня Ахматовой далека от бытовых мелочей и связанных с ними треволнений, не окружённая бытом и сиюминутными тревогами, но бытийная, вечная женщина. В то же время она – обычная смертная женщина.

В стихотворении говорится о тленности жизни: ” жизни тленной, тленной и прекрасной”. Ничего нет вечного, всё приходящее. Но остановись, мгновенье! Посмотрите, как всё кругом прекрасно, божье творение. Часто ли мы это замечаем, задумываемся об этом.

Вот об этом и стихотворение- миниатюра. Прислушайтесь, с каким по-женски добрым настроем звучит стих.

Таким образом, анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…» Анны Ахматовой помогает осознать главное: наша жизнь быстротечна, и ценить нужно каждую минуту, поэтесса сама говорит нам о нашей «жизни тленной, тленной и прекрасной».

То, что наша жизнь тленна, не должно заставлять нас отказываться от нее, отказываться видеть ее яркие краски, прекрасные картины, которые нас окружают. Все наоборот: только лишь оттого, что когда-нибудь мы уйдем из этого мира, мы должны как можно больше внимания и времени посвятить всем тем чудесным вещам, которые есть в нашей жизни.

Только когда мы научимся, как и поэтесса, «просто, мудро жить», только тогда мы и обретем настоящее счастье и покой.

Анализ стихотворения «Я научилась просто мудро жить»

Анна Ахматова — поэтесса Серебряного века, которой удалось показать, что слабый пол способен создавать стихотворения, наполненные искренним чувством и глубоким смыслом. В 1912 году маленьким тиражом издан ее первый сборник «Вечер».

Он принес молодой двадцатитрехлетней поэтессе большую известность, выделил ее как самостоятельную личность.

Теперь ее стали воспринимать как творческого человека, чувства которого гораздо глубже чувств других людей, а не только как безликую тень ее мужа — Николая Гумилева.

Одним из наиболее значимых произведений этого сборника является стихотворение «Я научилась просто мудро жить». Его строки — картина становления характера поэтессы, ее духовного роста.

Время написания стихотворения совпадает с периодом превращения Ахматовой из деревенской девушки Ани в столичную замужнюю даму Анну Андреевну, которая готовится вскоре стать мамой.

Возвышенные идеи и даже занятие поэзией в тот момент уходит назад, ожидая своего возвращения и уступив первое место простым радостям жизни: домашнему уюту, семье и детям.

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Но ее ждало разочарование: ее супруг оказался талантливым поэтом и заядлым путешественником, но никудышным семьянином, которого просто невозможно было застать дома. Молодая женщина в итоге вынуждена была проводить дни и ночи в одиночестве и справляться со всеми проблемами самостоятельно. В один из таких вечеров, проведенных наедине с собой, скорее всего, и было создано данное произведение.

В нем автор заявляет, что ее удел — «смотреть на небо и молиться Богу». Но о чем же она просит Всевышнего? Наверняка, о счастье в семье, о котором мечтает и которое так неважно для ее супруга. Женщина хочет угомонить «ненужную тревогу», наверняка, связанную с отъездом мужа в далекую страну.

Все происходящее рождает в сознании поэтессы странное чувство, в котором смешаны страх, растерянность, решимость. Она понимает, что будущее лежит в ее собственных руках.

Лирическая героиня стихотворения, коей здесь является сама Ахматова, разрывается между стремлением к тихому уюту и абсолютной свободе.

Стихотворение наполнено символами. Прежде всего, выделяются символы, связанные с понятием дома. Это мурлыкающий пушистый кот как символ хранителя дома. Это аист, севший на крышу как символ зарождения новой жизни, появления ребенка в семье. Все эти символы милы и притягательны. Но на их фоне героиня воспринимается еще более грустной и абсолютно одинокой, живущей среди разбитых мечт.

Это одно из немногих стихотворений Ахматовой, где имеет место быть описание природы. Видимо, сказалась жизнь поэтессы в имении супруга посреди просторов русской природы. Эта близость к лесу и бескрайним русским полям, к чистому воздуху и прудам с озерами сильно повлияла на творческую натуру Ахматовой.

Стихотворение условно можно разделить на две части. В первой из них говорится о желании героини найти гармонию с миром. Во второй подведен итог о том, что необходимо не терять себя, не сдаваться, какие бы условия и обстоятельства тебя не окружали.

Природа и вера в Бога даровали героине утешение. Это стихотворение является отличным примером преодоления трудностей жизни. Оно может подвигнуть человека найти в себе силы и справиться с проблемами, а не сдаваться.

Ссылка на основную публикацию