Черты романтизма в романе «Герой нашего времени»

Роман Лермонтова объединен характеристиками неприукрашенного творчества и романтического оттенка. События автором книги поданы с особым подходом, в последовательности ее частей нарушена хронология.

Черты романтизма в романе «Герой нашего времени»

Идейное и художественное направление, а также черты романтизма в романе «Герой нашего времени» после прочтения произведения становятся доступнее и ближе.

Основная мысль

«Герой нашего времени» — литературное произведение о сложном и противоречивом характере главного персонажа. Основной дилеммой романтизма здесь является проблема личности. Герой — простой человек, представитель своей эпохи. Произведение объединяет реализм с романтизмом, которые раскрываются в главах:

  • «Бэла»,
  • «Тамань»,
  • «Княжна Мери».

Романтические сцены

В «Герое нашего времени» романтизм и реализм показаны на одной ступени, ведь все романтичное настроение персонажей описано в реальных событиях. Лирика и любовь — схожие между собой понятия. Нежные отношения между Григорием и дочерью татарского князя вначале миловидны и прекрасны. Прямодушие Бэлы необычайно очаровательно.

Любовью пронизаны сцены, в которых описано желание Печорина завоевать сердце молодой княжны. Их чувства безнадежно убиты, любви больше нет. Любовные сцены и черты романтизма в «Герое нашего времени» в романе читатель наблюдает в главах:

Черты романтизма в романе «Герой нашего времени»

Действия в главе «Тамань» пронизаны реалистическим романтизмом. Персонаж рассказа — дикарка Ундина. Она загадочная и особенная. Незрячий слуга и красивая девушка — разве не лирика? Главный герой в этой части представлен нехладнокровным мужчиной, измученно улыбающимся прелестницам на водах Пятигорска.

«Честный» бандит Янко, сражающийся со стихией, решается на рискованный поступок. Он живет по неписаным правилам, его вольная жизнь похожа на жизнь свободного горца.

Она противопоставлена обществу контрабандистов. Бессмысленность бытия Григория Печорина становится видна на фоне бурлящих страстей между другими героями.

В произведении «Герой нашего времени» реализм и романтизм в сценах проявляются одновременно.

Глава «Княжна Мери» пронизана лирикой, чувствами и природой. Происходит разочарование от встречи с Марией Лиговской. Возникают старые чувства к Вере, она одна из всех женщин, которая поняла главного героя, восприняла его таким, какой он есть, с его недостатками, слабостями и печалями. Именно это оттеняет безысходное одиночество Печорина, когда рядом бушуют новые чувства.

Последняя глава

В главе «Фаталист» описано соперничество между жизнью и смертью, фатумом и долей человека, cтремление к индивидуальному своеобразию, вера в судьбу или рок. Верить в неизбежность событий или не покоряться судьбе — каждый выбирает сам.

Черты романтизма в романе «Герой нашего времени»

Роман написан на основе реальных событий — это случай из жизни самого автора произведения. Главный фаталист — Печорин, предопределивший свою судьбу сам, а не только полковник Вулич.

М. Лермонтов душу центрального персонажа раскрывает постепенно, вырисовывает сложный и экстенсивный образ. В последней главе «Фаталист» автор резюмирует глубокомысленными рассуждениями облик Печорина.

По страницам произведения плечом к плечу идут реальность и романтика — две грани жизни. Если представленную информацию взять за основу личных суждений, будет проще писать сочинение по русскому языку о романтизме романа «Герой нашего времени».

Решу егэ

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа 2
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа,ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа 1
Не названо произведение, и не указан его автор,И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют 4
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искаженаИ/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка 3
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искаженаИ/ИЛИ допущены две фактические ошибки 2
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов)И/ИЛИ допущены три фактические ошибки 1
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного)И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки 2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок 1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)
Максимальный балл 8

__________________________

2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

Михаил Лермонтов «Герой нашего времени»: черты романтизма в романе, характеристика Григория Печорина

Все части романа проходят в разных местах, но их объединяет Кавказ. Вольность природы гор, южного края проникает в события, меняет душу, влияет на настроение человека. Герои действуют, дыша чистым воздухом гор, ароматом растений. Все персонажи разные и природа в их восприятии меняется.

Где-то в сценах любви она красива и заманчива, как чувство к женщине. В сценах дуэли, гибели героя – она обрывиста и опасна. В главе «Тамань» – море схоже с характером контрабандистов, бушующих, выступающих против закона, вырывающих средства для пропитания у других силой своего характера.

Природой любуются не все герои романа, это тоже показательно. Понять окружающий мир тайн могут не все. Для людей, нищих душой, горы, цветы – это фон, нечто обыденное. Для тех, чья душа наполнена страстью, природа – место для отдыха измученной души (Бэла, Максим Максимович). Вдохновение черпает в ней Печорин.

Он мчится в горы от проблем, от совести, ищет в ней возможности выплеснуть желание битвы, активности и излишней эмоциональности.

Душа главного героя ищет бури и находит ее. Романтика выплескивается в описания величественных красот южной части страны.

Природная красота

Все события романа разворачиваются в разных местах, но происходят на фоне кавказской природы — излюбленного места действий произведений М. Ю. Лермонтова и других авторов.

Кавказ не зря выбран эпицентром событий, здесь слились воедино:

  Эрих Мария Ремарк, “Три товарища”: краткое содержание

  • свобода высоких гор;
  • буйство красок;
  • сильная энергия моря.

Погружаясь в произведение, читатель видит, что в романе «Герой нашего времени» реализм и романтизм преобладают над трагедией.

С самых первых глав создается необычная, таинственная атмосфера. Признаки его повсюду. В главе «Тамань» на первый план выходит образ моря, которое задает особый лирический фон.

Постоянно доносится плеск волн о берег, из окна мелькает образ моря, тихого или бушующего, в зависимости от внутреннего состояния героев.

Очень важным моментом является его изображение как буйной, стремительной стихии.

С помощью этого элемента передается характер контрабандистов, неподвластных закону точно так же, как и море не поддается законам природы. Показательным является, что видеть красоту природы могут не все персонажи.

Для опустошенных личностей с нищей душой природа проходит лишь серым обыденным фоном и не несет в себе никакого скрытого смысла и романтизма.

Главный герой видит в природе спасение: он бежит в горы от проблем, ищет в ней место, где можно выплеснуть свою излишнюю эмоциональность, агрессию, желание битвы.

Она выступает не только фоном, но и содержит в себе другие немаловажные функции: характеризует внутренний мир героев через их отношение к окружающей обстановке, готовит читателя к следующей сцене, задает определенное настроение, динамику. Иногда природа выступает в роли отдельно действующего лица, неся в себе важное сюжетное значение.

Романтические сцены

Любовь и романтика – слова-синонимы. Красива любовь Печорина и Бэлы в начале ее проявления. Искренность дикой княжны удивительно привлекательна. Романтизмом наполнены сцены, описывающие стремление Григория покорить сердце девушки. Их роман завершается трагично. Любовь проходит.

В главе «Тамань» вся ситуация наполнена романтизмом. Она необычна и таинственна. Девушка Ундина – героиня истории, сложно представляемой реально. Красивая дикарка и слепой слуга – чем не романтика? Печорин в «Тамани» уже не тот равнодушный мужчина, который устало улыбается красавицам на водах Пятигорска.

Читайте также:  Сочинение: Что такое книга в жизни человека?

Контрабандист Янко, борющийся с морской стихией рискует своей жизнью, как герои, живущие по своим законам. Свободная жизнь контрабандистов напоминает жизнь вольных горцев. Она противопоставляется водяному обществу. Бесцельность жизни Печорина становится реальна на фоне бушующих страстями сердец других героев.

Образ Григория Печорина

Молодой и привлекательный офицер Григорий Печорин стал одним из символов и ярких образов юноши XIX века. Лермонтов вложил в этот образ не только настроение того времени, но и черты характера, которые частично были свойственными и самому поэту.

В произведении отмечена следующая характеристика героя:

  • возраст Григория на момент основных действий романа примерно 25 лет.
  • внешне он был весьма недурен собой, обладал ослепительно белоснежной улыбкой, стан его был тонкий, а плечи широкие и мужественные, весь его образ выражал стать и благородство. Был кареглазым блондином с «улыбающимися» глазами и широкой улыбкой.
  • интеллигентный, богатый и образованный, он мигом влюблял в себя женщин.
  • Печорин вырос в высшем свете, был очень образованным, складно разговаривал, но при этом учёбу и чтение он считал скучными.
  • герою быстро надоедает любое новое дело, он очень непостоянный и ветреный.
  • храбрый и смелый, он при этом признаёт себя абсолютно лишённым нравственности, язвительным и острым на язык.
  • злопамятный и эгоистичный, он живёт разумом, а не чувствами, являясь истинным реалистом. Его сложно назвать романтиком, так как собственную свободу он ценит превыше всего.

Точно нельзя сказать, что Печорин — романтический герой, ведь большинство его поступков, а также отношение и к жизни, и к женщинам, говорит об обратном.

Образ Печорина в произведении «Герой нашего времени» — по сути, характеризует всё поколение того времени. Основной чертой этого поколения являлась скука. Какой была молодёжь можно судить и по высказываниям автора, что «много есть людей, говорящих то же самое» и что «нынче те, которые… скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок».

Печорину невдомёк, что его поступки рушат судьбы других людей, что по его вине погибает и Бэла, и её отец. Он испытывает чувство жалости к девочке, но не раскаивается. Ещё до трагедии он делится с приятелем, что ему с ней скучно. Точно так же он пытался побороть скуку, играя с чувствами княжны Мери.

Герой-романтик

Главный персонаж романа встает перед читателем как человек многоликий и особенный. Он индивидуален во всех своих поступках. Ничего не делает Григорий так, как положено. Реализм для него – это безысходность.

Романтика – основа его побуждений. Черты романтизма в романе «Герой нашего времени» можно найти в любой главе. Печорин выясняет отношения с бывшим приятелем с помощью дуэли.

Он испытывает свою судьбу и судьбу Грушницкого, проверяет его на наличие каких-то остатков совести.

Зная, что ему пытаются подать незаряженное оружие, Печорин ждет от соперника признания. Герой не боится смерти, идет наперекор судьбе, пытаясь найти свое место в этой сложной и непонятной для него жизни.

Романтическая мечтательность погибает под жестокой реальностью, практичностью и апатией. Образ привлекает читателя, становятся понятны многие метания души.

Он настолько реалистичен, насколько мечтателен и индивидуален.

Две грани жизни, романтика и реальность, идут по страницам романа рука об руку. Написать сочинение «Романтизм романа «Герой нашего времени» станет легче, если взять предложенный материал за основу собственных рассуждений.

«Черты романтизма в романе «Герой нашего времени»»

Написанный совсем еще молодым человеком, роман «Герой нашего времени» пропитан духом романтизма. Это сказывается в сюжете, стиле, антураже действия, образе главного героя. Для романтического повествования необходимы необычные деяния, проявления геройства, неразделенная любовь или любовь, встречающая непреодолимые препятствия, остро поставленная проблема свободы личности.

Все это присутствует в романе, хотя и в своеобразной форме. В условиях николаевской России главный герой чувствует себя обделенным свободой, правом действовать. Он ищет недостающего в показном молодечестве, приключениях, мимолетных романах. Самое главное здесь — характерный образ главного героя, Печорина.Центральная задача романа — раскрыть глубину образа Печорина.

Он очень похож на героя «байронического» типа, и тем не менее отнюдь не брат-близнец Чайльд-Гарольда. Из композиции романа (хронологически его эпизоды перепутаны) нам становится видна бесцельность его жизни, непоследовательность его действий.

В повести «Тамань» Лермонтов применил метод реалистической романтики — красота и свобода вольной жизни контрастируют с обыденностью положения проезжего офицера. И в результате проезжим офицером, в сущности равнодушным, как сама судьба, романтический мир контрабандистов оказывается разрушен.

Глубина внутреннего мира, и в то же время отрицательные черты Печорина, мотивы его действии наиболее ярко раскрываются в «Княжне Мери». Здесь приоткрывается предыстория героя. Он влюблен в женщину, которая когда-то вышла замуж и оставила его. Лермонтов не стал описывать это подробнее, так как история обыденна и вполне понятна.

В романтические тона ее окрашивает только чувство главного героя. Возможно, оно и выбрасывает его из жизни, в результате чего он вынужден следовать романтическому канону. Помещая героя в разные условия, в разное окружение, Лермонтов хочет показать, что Печорину они чужды, что ему нет места в жизни в какой бы обстановке он ни оказался.

Порождение общества, Печорин в то же время отщепенец, искатель, лишенный почвы, поэтому он не подчинен ни традициям, ни моральным нормам той среды, откуда он вышел, так и той, в которую попадает. Того, что ни ищет, там нет. Его, подобно лермонтовскому «Парусу», влечет к необычным тревогам и опасностям, так как он полон действенной энергии.

Но он направляет свою активную волю на заурядные обстоятельства, для которых она становится разрушительной. Превознесение своей воли и своих желаний, жажда власти над людьми — это проявление разрыва между его стремлением и жизнью, он ищет выход своей невостребованной энергии. Но «чудный мир тревог и битв», который он ищет, не лежит в будничной жизни, его там нет.

Есть ли у Печорина цель? Да, он ищет счастье, подразумевая под ним «насыщенную гордость». Наверное, он имеет в виду славу, то есть признание обществом его ценности и ценности его действий. Но, как я уже говорила, его дела мелки, а цели случайны и незначительны.

Характерной чертой Печорина является рефлектирующее сознание, которое является следствием разрыва между желаемым и действительным. Наиболее глубоко эта рефлексия проявляется в «Княжне Мери», в дневнике Печорина. Его характер раскрывается в разных настроениях и в разных ситуациях. Печорин осмысляет и осуждает свои действия. Он борется не только с другими, но прежде всего с самим собой.

Но в этой внутренней борьбе также заключено единство личности Печорина, без нее он не был бы таким неординарным характером, борьба — «невостребованная» потребность его талантливой и, возможно, сильной натуры. Печорин — одновременно и дитя своего времени, когда лучшие представители образованного слоя не могли найти своим силам достойного применения, ища их в романтических мечтах, и человек своего возраста. В сущности это подросток, не разрешающий миру одолеть себя совсем. Он бежит пошлости, ищет чистоты и любви. Потому его образ и исторически достоверен и современен.

«Реалистическое или романтическое произведение «Герой нашего времени»»

Поутру ясную погоду, Но красоты их безобразной Люблю песчаный косогор, Эти стихи написаны через десять лет после известных пушкинских строф в «Путешествии Онегина», в которых мы справедливо видим своеобразный манифест критического реализма. Было время, когда Пушкину казались нужны: На небе серенькие тучи,

В конце 30-х годов XIX века романтизм для западноевропейской и русской литературы был пройденным, хотя и очень плодотворным этапом.

Вобрав художественный опыт своих предшественников, намного усложнив и обогатив традиции, накопленные в европейской литературе, Лермонтов создавал свой роман на магистрали развития европейского реалистического романа.

Если бы «Герой нашего времени» был романтическим произведением, этот роман ни в какой мере не был бы новаторским и значительным. Смысл, место, метод и стиль «Героя нашего времени» можно правильно понять только в контексте реального историко-литературного процесса. Под говор пьяных мужичков

Заключительные стихи этой строфы предвосхитили концовку лермонтовской «Родины»: Калитку, сломанный забор. Мой идеал теперь – хозяйка. И безыменные страданья… И бури тайные страстей.

Я скоро таинство постиг, Иные нужны мне картины: Мои желания – покой, Под вечер тихий разговор… В невинности души моей, Желаньям мирным дав простор, Да щей горшок, да сам большой Смотреть до полночи готов Перед гумном соломы кучи, И бури шумные природы, И мне наскучил их несвязный

Отказ от всякой аффектации, от романтической приподнятости вел к подлинной народности, к овладению богатствами родного языка, к простому и правдивому выражению своих мыслей и чувств, своего критического отношения к окружающей действительности. И оглушающий язык.

Перед порогом кабака.

Теперь мила мне балалайка Пустыни, волн края жемчужны, И гордой девы идеал, Да пьяный топот трепака Перед избушкой две рябины, На пляску с топаньем и свистом Да пруд под сенью ив густых, Люблю я больше год от году, …И в праздник, вечером росистым, И моря шум, и груды скал,

Интерес к жизни простого русского человека в его повседневном быту, изображение демократического героя в неразрывной связи с самой природой и историческими судьбами народа, объективно верное раскрытие социальных противоречий действительности и отражение этих противоречий в психике современного передового человека – таковы основные черты, определяющие содержание и проблематику зрелых реалистических произведений Пушкина и Лермонтова. И Лермонтов уверенно продолжает путь к реализму, открытый до него Пушкиным.

Читайте также:  Краткий анализ стихотворения «Родина» (И.А. Бунин)

Спор о методе и стиле романа Лермонтова в значительной мере сводится к тому, был ли «Герой нашего времени» шагом вперед, великим художественным открытием, или его автор не ушел дальше пройденного романтического периода и романтической эстетики.

Кажущаяся новизна не всегда означает приближение к истине.

Исследователи, видящие в романе Лермонтова вершину романтической прозы, по существу, снимают вопрос о новаторстве автора «Героя нашего времени», сводят на нет его достижения в истории развития европейского реалистического психологического романа.

Творчество Лермонтова развивалось от романтизма к реализму, от мятежной лирики и романтических кавказских поэм к «Бородину», «Тамбовской казначейше», «Сашке», «Валерику», «Завещанию», «Родине». Раздолье уток молодых;

Не употребляя термина «реализм», Белинский всегда говорил о «Герое нашего времени» как о произведении, отвечающем на важнейшие вопросы современности, и произведении, верно и по-новому отражающем действительность, т. е. произведении реалистическом.

Достаточно напомнить хотя бы следующее высказывание великого критика: «В основной идее романа, Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнутся все, и потому роман должен возбудить всеобщее внимание, весь интерес нашей публики.

Глубокое чувство действительности, верный инстинкт истины, простота, художественная обрисовка характеров, богатство содержания, неотразимая прелесть изложения, поэтический язык, глубокое знание человеческого сердца и современного общества, широта и смелость кисти, сила и могущество духа, роскошная фантазия, неисчерпаемое обилие эстетической жизни, самобытность и оригинальность вот качества этого произведения, представляющего собою совершенно новый мир искусства…» Любил и я в былые годы,

Против такого понимания развития творчества Лермонтова «От мятежного романтизма к реализму» решительно выступил В. А. Архипов. В частности, опираясь на заключительную строфу приведенного выше стихотворения, вписанного в альбом С. Н.

Карамзиной («Люблю я парадоксы Ваши, и ха-ха-ха, и хи-хи-хи…»), исследователь отказывается признать серьезность заявления поэта об отходе от романтизма в первых трех строфах этого альбомного, но, на наш взгляд, значительного стихотворения.

Но прошли годы, и на смену романтическим мечтаниям пришли иные образы, иные творческие устремления:

Именно в эти зрелые годы, в период от «Бородина» до «Валерика», создан «Герой нашего времени». На первый вгляд, такому пониманию творческого пути Лермонтова противоречит создание «Мцыри» и поздних редакций «Демона» – произведений безусловно романтических.

Но эти произведения завершают давние замыслы, возникшие в романтический период. Создается впечатление сосуществования романтического и реалистического методов.

На самом деле мы видим дописывание того, что давно начато в романтической манере, и возникновение и разработку новых, уже реалистических замыслов.

Овчинникова Оксана | | Журнал «Литература» № 13/2006

Автор этой учебно-исследовательской работы — Оксана ОВЧИННИКОВА, ученица 10-го класса московской школы № 19 им. В.Г. Белинского. Учитель — Марина Ивановна БРАГИНА.

Творчество Лермонтова стало предметом глубокого исследования ещё при жизни поэта. Подтверждение тому — две большие статьи В.Г. Белинского (1840–1841), посвящённые роману «Герой нашего времени» и лирике Лермонтова.

Многие учёные занимались изучением творчества Лермонтова, ему посвящены сотни статей и книг.

Интересно, что с тех пор как Белинский отметил, что в «Герое нашего времени» есть “что-то неразгаданное”, лермонтоведение, несмотря на свою долгую историю, до нашего времени сталкивается с нерешёнными проблемами и даже загадками в судьбе и творчестве поэта.

Одним из неразгаданных до конца стал вопрос о романтизме и реализме Лермонтова. К 1960–1970-м годам определились три основные точки зрения. Большинство литературоведов (а также авторов учебников) пишут о синтезе романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени». Такой позиции придерживаются, например, Б.Т. Удодов, Е.А. Маймин, Ю.М.

 Лотман, В.И. Коровин и многие другие. В научной «Истории русской литературы» отмечено, что в романе объединены романтические средства выразительности и объективное наблюдение действительности1. Есть и две крайние позиции. Так, К.Н. Григорьян определяет «Героя нашего времени» как романтический роман, а В.А. Мануйлов — реалистический2.

Реализм не сменил автоматически романтизм во всей литературе, и в творчестве Лермонтова в том числе. Например, Е.А. Маймин писал, что “в отношении Лермонтова схема поступательного движения от романтизма к реализму оказывается слишком упрощающей”3. Действительно, ведь романтические поэмы Лермонтова «Демон» и «Мцыри» были завершены уже после «Героя нашего времени».

О том, что сам Лермонтов думал о романтизме, можно судить по его стихотворению 1841 года «Журналист, читатель и писатель»4, в котором Писатель смеётся над романтизмом как литературной модой, которая всем надоела.

О чём писать? Восток и юг Давно описаны, воспеты; Толпу ругали все поэты, Хвалили все семейный круг; Все в небеса неслись душою, Взывали с тайною мольбою К N.N., неведомой красе, —

И страшно надоели все.

Но истинный романтизм показан как настоящее творчество.

  • …с отвагою свободной Поэт на будущность глядит, И мир мечтою благородной
  • Пред ним очищен и омыт.

Писатель знает и другой путь творчества — жёсткое обличение пороков. Таким образом, это стихотворение помогает понять творческую эволюцию Лермонтова и предположить, что романтизм приобрёл новые черты в его последних произведениях.

Не будем забывать и того, что Лермонтов не брался за перо с заранее определённым желанием написать романтический, романтико-реалистический или реалистический роман, да и осознание реализма и появление соответствующего термина произойдёт в русской литературе значительно позже, в конце 1840-х годов.

Видимо, Лермонтов предугадывал будущие пути развития русской литературы5, и в его романтизме уже скрывался реализм.

Суждения исследователей и авторов учебников о взаимодействии романтизма и реализма в знаменитом романе Лермонтова представляются наиболее правильными, но не всегда полно объясняющими многие особенности «Героя нашего времени».

Рассмотрим роман «Герой нашего времени» с точки зрения художественного метода, то есть того, как писатель видит, понимает и изображает человека и окружающий его мир.

В предисловии к роману «Герой нашего времени» Лермонтов написал, что его задача — указать на болезнь своего поколения (“нужны горькие лекарства, едкие истины”).

Писатель сравнивается с врачом (по этому пути будет развиваться русский реализм в его социально-критической разновидности), но затем Лермонтов с грустной романтической иронией отмечает, что ему “было весело рисовать современного человека, каким он его понимает”, не стремясь стать “исправителем людских пороков”.

Способ изображения (или диагностирования болезни) — “история души человеческой” — в большей степени характерен для романтизма, но он представлен в романе как суждение молодого офицера, публикующего отрывки из Журнала Печорина.

Одним из главных средств создания образа главного героя, как обычно утверждается, стала композиция, построенная на нарушении хронологии, но логичная с точки зрения психологического анализа и постепенного проникновения в глубины человеческой души. Последовательность повестей в структуре романа такова, что постепенно уменьшается количество рассказчиков (Максим Максимыч и молодой офицер, затем один офицер и наконец — сам главный герой), отпадают чужие точки зрения на характер Печорина.

Лермонтов, как мне кажется, делает акцент не на постепенном приближении героя к читателям и “снятии” завесы тайны с его характера. Писателю важно подчеркнуть как раз противоположное. Экзотичность и экстремальность ситуаций, в которых оказывается Печорин, тоже нередко объясняют как проявление романтического художественного метода.

Можно ли считать, что характер героя раскрыт в типично романтических ситуациях — рискованное столкновение с контрабандистами («Тамань»), любовная интрига в светском кругу и дуэль («Княжна Мери»), поединок с сумасшедшим («Фаталист») — и разгадан через призму дневниковых записей? Нет, нельзя.

Сами эти случаи выбраны, как мы узнаём из предисловия к Журналу, молодым офицером, которому в руки попали тетради Печорина. Кто же их выбрал? Разве сам Печорин? Нет. Можно утверждать, что перед нами Печорин вновь через призму восприятия другого человека, обладающего иными взглядами на мир.

Да и любая из “романтических” ситуаций в каждой из повестей, как показывает автор, всегда может быть истолкована двояко: возвышенно или сниженно.

Начнём с конца, когда данный приём становится наиболее понятным. Печорин после всех волнений сюжетного действия повести «Фаталист» решает поговорить с Максимом Максимычем “насчёт предопределения”.

Реакция доброго и простого штабс-капитана понятна и прямо противоположна заумным рассуждениям Печорина о звёздах и судьбе: “Впрочем, эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны Чёрт же его дёрнул ночью с пьяным разговаривать!..” и т.д.

На этой трагикомической ноте роман завершается, отбрасывая новый отблеск на историю Печорина и Бэлы, на основании которой мы вместе с молодым офицером и Максимом Максимычем уже осуждали героя за бесчувственность.

В конце Лермонтов заставляет читателя сомневаться (по крайней мере задуматься), а действительно ли всё было так, как поведал бесхитростный Максим Максимыч. Автор поселяет в душе читателя сомнение в сделанных выводах и оценках и одновременно уверенность в том, что любое событие, любое душевное движение, любой поступок человека могут быть истолкованы по-разному. В этом также состоит неповторимое своеобразие лермонтовского романтизма.

Рассмотрим в связи с этим известный монолог Печорина, обращённый к княжне Мери и вроде бы объясняющий превращение хорошего человека в “нравственного калеку” под влиянием окружающего общества. В нём нередко видят проявление реалистических принципов создания характера.

Читайте также:  Кратчайшее содержание стихотворения «русь» для читательского дневника (н.а. некрасов)

Но Лермонтов вслед за своим героем не даёт нам возможности до конца поверить ему. Вспомним, в какой ситуации и с какой целью произносил Печорин эти якобы откровенные слова. “Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид” — так Печорин начинает.

А вот итог: “Сострадание — чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в её неопытное сердце”.

Обратимся к другим ярким эпизодам, раскрывающим личность Печорина. Дуэль, бешеная погоня за уехавшей Верой, загнанный конь, ночные страдания и возвращение в город в пять часов утра — нередко именно эти события, подробно описанные Печориным в своём дневнике, считают подтверждением того, что его душа жива, чувства не охладели, что он способен переживать, плакать.

На первый взгляд действительно кажется, что Лермонтов показывает изменение, развитие характера героя, но, вчитавшись в записи Печорина, мы вновь убеждаемся, что это не совсем так. Эти события Печорин описал через полтора месяца после того, как они произошли.

Мы понимаем, что они живы в его памяти, понимаем, что многое его потрясло, но, продолжая свой Журнал после долгого перерыва, он в какой-то степени рисуется сам перед собою, оставаясь таким же, каким и был.

Что же осталось в его памяти? “Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведённая без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок” — в этих словах не только трагизм саморазрушающейся личности эгоиста, но и мрачная романтическая ирония автора.

Какой же смысл в подобном изображении мира человека? Романтизм ли это? Да, но романтические ситуации, которые Лермонтов высмеял в процитированном в начале стихотворении, в романе даны в реалистическом освещении.

Главный принцип Лермонтова в художественном исследовании “болезни” современников — психологизм, внимание к внутреннему миру человека, малейшим оттенкам мыслей, чувств и переживаний.

Психологизм романа в целом строится на изображении психологических “экспериментов”, самоанализа в дневниковой исповеди героя и постоянном сопоставлении Печорина с другими действующими лицами (Максимом Максимычем, Грушницким, Верой, Вернером).

Особенно интересно сопоставление Печорина и Грушницкого, потому что Грушницкий — своеобразная пародия на романтического героя, и это вызывает злобу и раздражение Печорина как собственное отражение в кривом зеркале.

Сила характера, настойчивость, критический склад ума вызывают уважение, но нельзя не увидеть эгоизм и жестокость Печорина, его неспособность любить и дружить.

Трагические противоречия между добром и злом, жестокостью и сочувствием, любовью и ненавистью, активностью и скукой, умом и сердцем Печорин осознаёт, подробно и честно описывая как бы “двух человек”, живущих в нём.

Общение героя с другими, обычными людьми заканчивается трагически (смерть Бэлы, гибель Грушницкого, душевная драма Максима Максимыча, разбитое сердце Мери, несчастья Веры). Неповторимость и притягательность образа Печорина в том, что он похож и на романтического злодея, и на романтического страдальца одновременно.

За счёт “двойной” системы оценок героя и объяснения происходящих событий формируется “двоемирие” романа. Печорин напоминает героев романтических произведений загадочностью, своим несходством с окружающими, трагическим одиночеством и необычайной силой характера.

Этому вполне соответствует и портрет героя, и картины природы, в особенности представленные через восприятие Печорина. Но Лермонтову, как мне кажется, важно было подчеркнуть не столько эти “романтические” черты (романтизм в его обыденном понимании осмеян в Грушницком), но выявить их разрушительное действие и на окружающих и, что ещё страшнее, на самого человека.

При всех силах натуры Печорин показан как человек, растрачивающий себя на мелочные, бессмысленные и жестокие поступки. Откровенная безнравственность, наслаждение своей силой и опытностью, игра с чужими чувствами и судьбами, бесспорно, свойственны Печорину, но роман написан так, что личность героя всё-таки остаётся привлекательной. Видимо, прав Ю.М. Лотман, утверждающий, что “романтический демонизм”, “причастность злу” были необходимы Лермонтову для создания правдивого социально-психологического портрета своего поколения6.

Печорин предстаёт перед нами сложившейся личностью, которая раскрывает те или иные свои черты в необычных обстоятельствах. Известно, что для романтической литературы характерна некоторая статичность характера героя.

Каким он “приходит” к читателю при первом знакомстве, таким и уходит со страниц того или иного произведения. Применительно к Печорину это верно, но только если рассматривать его отдельно от героев других произведений писателя.

А Лермонтовым уже были созданы к этому времени роман «Княгиня Лиговская», драма «Маскарад», в которых он представил портреты своих современников, ещё не закончен «Демон», в котором образ главного героя воплощает в обобщённо-символической форме многие черты Печорина (абсолютное одиночество, презрение ко всему, жестокость и зло). Тип Печорина не мгновенное “озарение” Лермонтова, а начало пути, который нельзя считать законченным, поскольку жизнь писателя прервалась трагически случайно.

Главная истинно романтическая проблема, поставленная Лермонтовым в романе, — проблема свободы. Насколько свободен Печорин? Мы видим, что он независим от самых близких людей, от светского общества, к которому принадлежит по рождению и воспитанию, от общих представлений о нравственности.

Но Лермонтов не даёт окончательного ответа на вопрос, свободен ли его герой от судьбы и от мучительных раздумий о смысле своей жизни. Романтический не значит “возвышенный”, “не от мира сего”. Романтизм лермонтовского романа трагичен и вечен, как вечны противоречия в душе любого умного человека, не находящего в жизни интереса и смысла.

Биографы Лермонтова предполагали, что сам писатель к началу 1840-х годов уже пережил этот период в своей собственной судьбе7.

В связи с этим встаёт ещё один вопрос: насколько похожи автор и его герой? Лермонтов в Предисловии к роману зло посмеялся над публикой, привыкшей видеть в романах или нравоучения, или портреты автора и его знакомых. Обычный, “правильный” романтический герой, однако, всегда близок своему создателю.

Посмотрим с этой точки зрения на Печорина. Понятно, что автор и герой принадлежат к одному поколению с его проблемами и разочарованиями. Прислушиваясь к внутренним монологам Печорина, приходится даже делать усилие, чтобы не отождествлять его полностью с автором. Лермонтов и его герой внутренне близки, но не одинаковы.

Современный литературовед Ю.В. Манн утверждает, что “установка на параллелизм авторской судьбы и судьбы персонажа ощущается и за пределами романтизма”, указывая не только на «Героя нашего времени», но и на «Евгения Онегина» А.С. Пушкина и «Мёртвые души» Н.В. Гоголя8.

Это ещё одна черта романтизма, которая была творчески воспринята реалистической литературой.

Подведём итоги. Печорин — загадка и тайна и для доброго Максима Максимыча, и для более близкого ему по возрасту офицера, и для любящих его женщин. Автор намеренно не разъяснил его, не “разложил по полочкам”.

Но при этом Печорин не иллюстрация к учебнику психологии; задача автора состояла в том, чтобы изобразить романтического героя, но также показать и своё время, своё “больное” поколение, столкнувшееся с неразрешимыми философскими вопросами.

Белинский первым подчеркнул, что Лермонтов, создавая характер Печорина, изобразил действительность как она есть, во всей её противоречивости и двойственности. Печорины — часть этой действительности.

Анализ романа «Герой нашего времени» с точки зрения романтизма и реализма показывает прежде всего схематизм и условность самого принципа разделения авторов и их произведений на романтические и реалистические.

Кроме того, можно сказать, что романтизм и реализм являются не просто двумя периодами в истории русской литературы, а вечными способами изображения мира и человека, причём наибольших художественных вершин достигают именно те авторы, которые идут по пути их соединения и создают философско-психологические произведения с социальной проблематикой.

Таким и стал роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», показывающий, что реализм рождается не как отрицание романтизма, а как сохранение и развитие его достоинств. Видимо, писатель открыл наиболее подходящий для русской жизни и русского характера способ изображения, для которого бы подошло название романтический реализм.

Такие произведения всегда отличаются некоторой неразгаданностью и глубиной. Полное разъяснение авторами поступков и чувств героев, однозначность авторских выводов всегда снижает интерес к чтению, превращает художественное произведение в пункт списка для обязательного чтения.

А объединение двух творческих методов позволяет произведению жить вечно, заставляя каждое новое поколение читателей не просто обсуждать его по-новому, но надеяться на новые открытия и в художественном мире произведения, и в себе самих.

Литература

  • Журавлёва А.И. Лермонтов в русской литературе. М., 2002.
  • Русская литература ХIХ века: Учебник-практикум. М., 2004.
  • Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Воронеж, 1973.

Примечания

Голованова Т.П. М.Ю.Лермонтов // История русской литературы: В 4 т. Л., 1981. Т. 2. С. 459.

Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». Л., 1975; М.Ю. Лермонтов. Вопросы жизни и творчества. Орджоникидзе, 1963.

Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975. С. 133.

4 Об этом стихотворении как о воплощении творческих принципов позднего Лермонтова см.: Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

5 История русской литературы ХIХ века: В 3 ч. Ч. 2 (1840–1860 годы). М., 2005. С. 265.

Лотман Ю.М. Указ. соч. С. 209–213.

7 Такова точка зрения автора наиболее полного и интересного научно-биографического исследования 1891 г. — П.А. Висковатова: Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 2004.

Манн Ю.В. Русская литература ХIХ в. М., 2001. С. 249, 406.

Ссылка на основную публикацию