Кратчайшее содержание стихотворения «русь» для читательского дневника (н.а. некрасов)

3. Краткий пересказ рассказа

Семеро крестьян, недавно ставшие свободными, выясняют, кому в стране лучше всего живется. Не сойдясь во мнении, отправляются по Руси, чтоб расспросить людей о счастье. Повсюду ходят с волшебной скатертью-самобранкой, дающей им водку и хлеб.

Странствуя, встречают людей разных сословий. Больше всего на жизнь жалуются дворяне и священник, а народ по привычке терпит, пьет и не ждет ничего хорошего. Путники где-то помогают в работе, где-то пируют вместе с крестьянами.

«Пьяная ночь» после ярмарки показывает, как много и горько пьет русский народ. На примере судьбы Матрены странники понимают, что среди женщин искать счастливых бессмысленно. Есть лишь один человек, верящий в счастье народа – Гриша Добросклонов.

Этот юноша-семинарист видит силу, скрытую в народе, и готов положить жизнь для служения обществу.

Смотрите более подробный краткий пересказ поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова Н.А.

Реформы и перемены даются обществу нелегко: все сословия тоскуют по прошлому укладу. Теперь крестьянам предстоит взрастить в своем сознании свободу, самосознание, умение распоряжаться своей жизнью.

А помещикам необходимо престать рассчитывать на беспечную жизнь, построенную на угнетении народных масс. Поэма учит тому, что к счастью народ приведут единение и серьезный труд всех слоев общества.

Поэма навевает грустные мысли, так как поиск народного счастья оказывается безуспешным – нет ни одного героя, который жил бы на Руси хорошо.

Но есть и надежда, что эта ситуация изменится: народ начинает осознавать, какие мощные силы в нем заложены, как много русский человек может вынести.

Простой человек, не избалованный счастьем, пока просто мечтает об отсутствии бед и опасностей, но когда-то русский народ станет созидательным, свободным и счастливым.

6. Система образов произведения

✓Главный герой – русский народ, который представлен в образах мужиков-странников (Демьян, Роман, Иван и Митродор Губины, Лука, Пахом, Пров). Персонажи отражают мировосприятие народа.

✓Эпизодические персонажи — играют важную роль, хотя и обрисованы схематично. Они создают широкую картину жизни народа в массовых сценах на ярмарке и во время пира (народный заступник Фомушка, лекарша Евфросинья, холоп Яков, старообрядец, разбойник Кудеяр и др.).

✓Герои с личной историей — более выразительные персонажи, трагическая судьба которых в то же время типична (Матрена Корчагина, богатырь Савелий, староста Ермила Гирин и т.д.) ✓ Образы людей из уходящего прошлого — те, кто противостоит народу (князь Утятин (Последыш), помещик Оболт–Оболдуев, поп и др.) Представлены в комичном, гротескном виде.

7. Словарь незнакомых слов

Дошлый — тот, который дошел, поспел, вызрел. Божба — клятва с упоминанием бога (от слова «божиться»). Офеня — торговец хозяйственными мелочами. Шкалик — маленькая мера для водки (стопка или бутылочка). Сполагоря — просто, без особых препятствий, легко. Никшни — требование замолчать, эквивалент «закрой рот».

* Нет меры хмелю русскому. А горе наше меряли?Работе мера есть?
*Ты и убогая,Ты и обильная,Ты и могучая,

Ты и бессильная, Матушка-Русь!

* Умны крестьяне русские, Одно нехорошо,Что пьют до одурения, Во рвы, в канавы валятся —

Обидно поглядеть!

* Ключи от счастья женского,От нашей вольной волюшкиЗаброшены, потеряны

У Бога самого!

Пишем сочинение

Мне не понравились стихотворения Некрасова, в них нет того, что бы зацепило за живое и заставило перечитывать по нескольку раз. Некрасов писал о назначении поэта и поэзии, о любви, также на тему идеала общественного деятеля. Во многом его считают выразителем общенационального сознания. Поэт много писал о том, что хотел сказать сам народ. Герои стихотворений Некрасова это обычные люди-крестьяне, которые страдают, переживают свои жизненные трудности. Этим он принес новое направление в поэзию. Поэт заставляет читателей по-иному взглянуть на жизнь своих героев, пытается передать всю их боль и несчастье.

Некрасов продолжает традиции Рылеева, Ломоносова, Державина. В каждом его стихотворении есть что-то от этих поэтов. Его же наследие проявилось в стихотворениях Маяковского. «Визитной карточкой» поэта стало его стихотворение «На Волге». Это произведение стало началом пути Некрасова к статусу «народного защитника».

09-06-2014, 14:05:14 | Guest

Мои впечатления о произведениях Некрасова Мне нравятся стихотворения Некрасова, потому что в них он показывает жизнь простого народа такой, какая она есть на самом деле.Его стихотворения действительно заставляют переживать за их героев, волноваться за их судьбу. Он в своей поэзии говорит от имени народа его же языком.

Некрасов пишет о таких темах, как народные страдания, женская судьба, предназначение поэта и поэзии. Его поэзию можно легко отличить от поэзии других поэтов, как, например, поэзии Пушкина или Тютчего. В его стихах нет романтизма, свойственного стихам многих других поэтов.

Он пишет от имени народа и показывает, какова жизнь народа на самом деле, не приукрашивая реальность. “Что не человек – то мученик, что не жизнь – то трагедия” – эти слова Некрасова и являются главной темой его стихотворений.Я считаю, что визитной карточкой поэта стало стихотворение “Железная дорога”.

Читая стихотворения Некрасова мы можем прекрасно представить всю красоту и живописность русской природы. Позже традиции Некрасова продолжил Маяковский. Лиза Е.

25-12-2013, 18:36:03 | Guest

1

Стихи Некрасова задевают меня своей простотой и тонкостью. Поэзию Некрасова можно назвать революционной в своём жанре и революционной по смысловой нагрузке. Смысл строк Некрасова , в основном, заключён в повествование о тяжёлой судьбе народа. Герои произведений Некрасова – простой народ: двое загорелых мужиков в лаптях, девушка, мечтающая о полной и лёгкой жизни, и забытая крепостная деревня. Все герои Некрасова вызывают поток сочувствия. Стоит отметить особенности письма поэта.Некрасов ввёл в свои стихи язык простого народа . В некоторых стихотворениях можно рассмотреть аллюзию на известные произведения : “Выдь на волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовётся- то бурлаки идут бечевой!” Среди любимых моих строк можно выделить: “Барина всё нету..барин всё не едет” “Не страшат тебя громы небесные , А земные ты держишь в руках”.

“Раз я видел, сюда мужики подошли”. Сафонов

  • 25-12-2013, 18:23:18 | Guest
  • Мои впечатления о произведениях Некрасова

К поэзии Некрасова отношусь неоднозначно. Я не могу сказать, что мне нравятся его стихи и произведения. Мне очень легко читать творчество Николая Алексеевича, не возникает никаких сложностей в понимании прочитанных фраз. Все, что он писал довольно воздушное и не нужно выискивать смысл между строк. Но особых впечатлений и эмоций у меня не возникает. Поэзия любви, народная поэзия, вот о чем пишет Некрасов. Поэзия народа, раскрывающая жизнь обычного крестьянина, проблемы сельского народа. «Светильник разума», «Мрак заблуждения» эти выражения, на которых я заострила внимания. Н.А.Некрасов писал о страданиях народа, трагедии крестьянства. В поэзии Николая Алексеевича выразилась тесная, кровная связь поэта с родиной, с её прошлым и настоящим. Вне России он не мыслит ни жизни, ни творчества.

Некрасов внес в русскую поэзию богатство народного языка и начал использовать диалоги, разговоры между героями его стихов и произведений. Ввел разговоры о народе. Он мог сочетать лирические и сатирические мотивы в пределах одного стихотворения. Тому пример стихотворение «Тройка».

Традиции Ломоносова, Державина продолжает Николай Алексеевич. В некоторых произведениях заметно сходство с Жуковским. Традиции Некрасова продолжал товарищ Маяковский, а также участники «некрасовской школы». Визитная карточка, по-моему, мнению, является стих «Тройка».

Из живописных ассоциаций приходят на ум: деревня, лес, речка. Трудовые будни сельчанина. Иванова Оля.

  1. 25-12-2013, 16:06:01 | Guest
  2. Мои впечатления о произведениях Некрасова

Я люблю стихи Некрасова, потому что они просты и понятны любому человеку. Поэт пишет о своём народе, Родине, природе. И делает это честно, без преукрашивания. Сразу становится понятно, что он человек-гражданин: ”Я лиру посвятил народу своему”. Некрасов не боится высмеивать пороки знатных людей. А, обращаясь к простым людям, выражает своё сочувствие, понимает, как им тяжело живётся на Руси. ”Народ! Народ! Люблю тебя, пою твои страданья. ” Некрасов восторгается силой духа русского человека, гордостью, трудолюбием, терпением. Многие строки он посвятил женщинам. “Доля ты русская- долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать”. Некрасов представляет женщину сильной, терпеливой. Она может все выдержать и защитить свою семью. С какой любовью и нежностью Некрасов описывает природу родного края. В стихах он использует слова и обороты из народного фольклора. Не жалеет эпитетов и сравнений.“Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит”. Некрасов воспевает бескрайние леса, горные вершины, степи, неповторимый рассвет и закат. Простые природные явления в его поэзии наполняются жизнью, обретают душу. “ Спят деревья, мои бессловесные братья. Их зеленые руки нежны и легки “. Творчество Некрасова актуально и в наше время. Любовь к Родине, уважение к женщине, бережное отношение к природе – это вечные ценности, которые воспевают поэты уже много-много лет.

Дмитрий Михайлов

25-12-2013, 15:40:02 | Guest

Слово о поэзии Н.А. Некрасова

Поэзию Некрасова я открыла для себя совсем недавно. Мне нравятся его произведения тем, что они написаны простым, народным языком. Его лирика является неистощимым источником жизненной силы и мудрости. Некрасов пишет о народе и его судьбе; о гражданственности; о мужественных и сильных духом людях; о сильных, красивых, страдающих женщинах; а также красоте русской земли. Некрасова можно по праву назвать народным поэтом! Ему удалось воспроизвести самый дух русского народа в своих произведениях. В них сочетаются скорбь и ирония, городской или деревенский пейзаж, в описании которого поэт не стыдится самых безобразных картин унижения, пьянства, разврата, и трагические, но благородные характеры. Некрасов в своем творчестве продолжал развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Лермонтовым, Пушкиным и Гоголем. А его художественное наследие отразилось в творчестве таких поэтов, как Маяковский, Д. Бедный, Есенин, Исаковский, Твардовский и многие другие. Гражданственности, революционный настрой — главное отличие стихотворений Некрасова. Но также для него характерно выражение простых человеческих чувств: дружеской нежности, привязанности, заботы, верности, чувство благодарности.

Леди Ди

25-12-2013, 15:36:24 | Guest

С.Э. Старайтесь не пользоваться ничем, кроме книги и конспекта урока. Интересны только ваши мысли и чувства. И совершенно не интересно то, что вы перепечатываете из Интернета. Это ваше слово о Некрасове. Ничьи другие слова здесь не нужны!

25-12-2013, 14:42:10 | redaktor

Мои впечатления о произведениях Некрасова

Мне нравятся стихи Некрасова, потому что они особенные. Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт-реалист. Высокое чувство гражданственности — такова особенность поэзии Некрасова. Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. В стихотворении “Поэт и гражданин” Некрасов выразил общественный долг поэта. По мнению Некрасова, поэт не может быть равнодушен к несчастью и горю крестьян. Общение с революционерами-демократами сказалось на взглядах Некрасова, он продолжал традиции Рылеева и Лермонтова, а его традиции продолжил Маяковский, и все они были поэтами гражданской лирики. У Николая Некрасова большинство стихотворений о страдание родины и страданий народа. Это можно увидеть в стихотворении «Забытая деревня», а так же в стихотворении «В дороге». Муза Некрасова – сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа. Муза не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе. По словам Достоевского, поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”. В своих стихотворения Некрасов вводит в диалог народ, который высказывает свое мнение обычными, разговорными словами. Поэзия Некрасова — это не только отклик поэта на злободневные проблемы его времени, но и завещание потомкам. Некрасов завершил свой творческий путь неожиданным признанием: «Мне борьба мешала быть поэтом, Песни мне мешали быть бойцом…».

DrDomi

  • 25-12-2013, 14:15:14 | Guest
  • Мои впечатления о произведениях Некрасова

Мне, нравятся стихи Некрасова, потому что в них присутствует некая изюминка. У Некрасова представление о родине координально отличается от других писателей, таких как Фет и Тютчев. Отношение Некрасова К родине близко

лермонтовской «стран­ной любви». Русь Некрасова — «убогая и обильная, могучая и бессильная».

Двойственность чувства определяется тем, что Некрасов с трепетом и восторгом воспринимает природу, красоту родной земли, любуется «разливом гордых рек», «живой степью», «люби­мым лесом», но как мне кажется ненавидит «зрелище бедствий народных», про­извол властей, бесчеловечность крепостного быта.

Народная тема, была вечной темой Некрасова, тому свидетельствует множество написанных поэм о народе, в том числе и знаменитая поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Отдельное слово можно сказать о музе Некрасова: “Муза” – это не волшебница, не “прелестная дева”, а молодая крестьянка, принимающая страдания за народ.

Из всех прочитанных стихотворений мне больше всего понравились:”Княгиня”, “Мать” и “Дума”. Из всего вышесказанного можно сделать вывод:Круг поэтических интересов Некрасова был довольно широк — тема Родины, народной жизни, крестьянского труда, городская тема, назначение поэзии в жизни народа. Доронин Дмитрий

25-12-2013, 14:04:22 | Guest

Краткое содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и отзыв для читательского дневника (Н. А. Некрасов)

Многомудрый Литрекон очень старался до предела сократить пересказ для читательского дневника, но при этом не хотел упускать важные детали, которые наверняка спросят на уроке. Именно поэтому основные события изложены точно, но лаконично, ведь сюжет у Некрасова наполнен разнообразными отступлениями и байками, которые тоже нужно было в сокращении изложить. Приятного прочтения!

Читайте также:  Аргументы на тему: Месть и великодушие в романе «Евгений Онегин» (А. С. Пушкин)

(1328 слов) Семеро крестьян собрались и заспорили, кто на Руси живет счастливо? Версии были таковы: попу, помещику, боярину, купцу, государеву чиновнику или самому царю.

Так и не разобрались герои в этом вопросе, но ночь застала их за спором, поэтому они остались в лесу на ночлег. Там же один из них поднял упавшего из гнезда птенца, и его мать в обмен на жизнь дитя указала мужикам, где найти скатерть-самобранку.

Тогда странники решили, что не вернутся домой, пока не найдут ответ.

Далее перечисляются встречи, в ходе которых герои выясняли правду. Поп оказался несчастным, потому что его благосостояние зависит от прихожан, и если они бедны, то и он небогат.

Почета он тоже не имел, ведь попов всегда не любили в народе, всячески высмеивали и сторонились. Покой ему только снился, потому что люди умотают и рождаются и ночью, и в праздник, а ему нужно поспеть всюду.

Так и ушёл старик, не оправдавший надежд странников.

Пройдя пустое село, прибыли они на ярмарку, где и собрался весь народ. Люди нарядились, развеселились и пошли в пляс. Везде были торговые палатки, балаганчик, кабаки.

Один крестьян Вавила горько жаловался, что все пропил, и теперь ему не на что купить подарки родне. Но особенно его волновало, что внучка окажется без новых сапожек. Не мог ей в глаза посмотреть. Но его выручил один барин, дал денег.

Все его уважали, и мужики узнали, что он со всеми здесь общается, чтобы записывать народные выражения.

Сами мужики решили погулять на ярмарке, посмотреть танцы и веселье, а потом стали свидетелями того, как пьяный народ идёт обратно домой. Люди были безобразно пьяны, некоторые засыпали прямо в ямах. В хмельных песнях они изливали тоску. Несчастные женщины ждали дома пьяниц-мужчин, которые дрались и горланили пахабные куплеты.

Тогда тот самый барин (Павел Веретенников), который дал денег крестьянину на сапоги внучке, стал возмущаться, почему они так много пьют. Тогда один из них ответил, что так работники забывают о своих горестях. Их работа так тяжела и плохо оплачиваема, что им необходимо топить усталость в вине.

Иначе они не выдержат нагрузки и сломаются, а им ещё семьи кормить. Он саркастически добавляет, что господам не приятно смотреть, как люди пьют, зато на их работу, когда мужики проливают кровь и пот, все рады полюбоваться.

Так говорил погорелец, который потерял избу и все сбережения в ходе пожара, потому что спасал не деньги, а любимые картинки, развешанные по стенам.

Видя, как крестьяне идут к семьям, вспомнили мужики, что им надо быстрее найти счастливца. Развернули они скатерть самобранку и начали людям предлагать стопку водки, если они аргументируют свое счастье. Но ответы простого люда говорили не о счастье, а о нищете народа: они считали себя везунчиками, если были живы и сыты, а большой урожай репы воспринимался каким-то чудом.

Напрасно герои извели водку, зато услышали историю про Ермила Гирина. Этот человек однажды решил выкупить мельницу, на которой работал, но купец специально заставил его назвать сумму, которой у него не было при себе (купец хотел выиграть аукцион таким способом). Тут он обратился к народу и попросил, чтобы все ему по копейке дали, и набрал все необходимые деньги.

Потом он честно роздал всю сумму людям. Ему верили, ведь когда-то он занимал важный пост, но не удержался и отправил в рекруты другого человека вместо своего брата. Однако честность взяла верх, он признался всенародно в обмане и исправил свою ошибку. И все же его нельзя было назвать счастливым, несмотря на доверие сограждан.

Теперь он сидел в тюрьме за то, что его обвинили в подстрекательстве к мятежам крестьян.

Потом мужики встретили помещика, который тоже стал жаловаться на судьбу. Старые порядки гарантировали ему богатство и беспрекословное подчинение крестьян. Но после отмены крепостного права он остался ни с чем: преуспевающие хозяйства всюду начали мельчать и разоряться.

А ведь дворяне больше ничего не умеют, их навыки рассчитаны только на паразитирование за счёт работы крепостных. Он сетует на то, что не был готов к подобным переменам, как и большинство помещиков.

Кроме того, он указал на зависимость мужика от барина: если раньше народ был в узде, все споры и проблемы решались хозяином, то теперь люди распоясались, ничто не мотивирует их трудиться и вести себя прилично. Словом, его теперь точно нельзя назвать счастливым, и мужики пошли искать дальше.

Набрели они на село, где крестьяне работали на сенокосе. Их удивило, что они претворяются перед барином, что все еще крепостные.

Оказывается, наследники старого дворянина испугались его гнева после отмены крепостного права и решили разыграть комедию, будто реформу отменили, чтобы старик оставил все свои богатства им. Они подговорили крестьян и обещали им выдать за обман заливные луга.

Теперь у работников было два старосты: Клим (шутник и балагур – перед барином) и Влас (деловой и хозяйственный мужик, которые ведет диалог с путниками).

Перед странниками разыгрался спектакль: люди выстроились перед «хозяином» и его родней, а старый барин начал говорить, что вовек им принадлежать ему, ибо так должно быть. Тут кто-то рассмеялся, и начал старик искать виноватого, чтобы высечь. Выручила кума Клима, бросившись в ноги барину и сказав, что это ее сын-недоумок шалит. Все посмеялись.

Решили герои искать счастливицу среди женщин. Указали им на Матрену Тимофеевну. Оказывается, ее так прозвали, потому что однажды она пошла просить губернатора не брать мужа в рекруты и родила прямо в его доме при его жене. Елена Александровна из жалости выручила ее супруга, и это стало местным воплощением счастья.

История Матрены печальна: она родилась в хорошей семье, но у мужа ее плохо приняли. Работала она как вол, но все домочадцы осыпали ее упреками и даже били. Только дед Савелий жалел ее, ведь когда-то он и его товарищи были в таком же плену ненависти и корысти.

Управляющий их имением довел их до полной нищеты, и они закопали его живьем, за что Савелий получил срок на каторге. Однако и он вскоре ушел из дома в монастырь, ведь недосмотрел за первенцем Матрены, и Демушку съели свиньи. Он пошел отмаливать грех, а женщина с трудом восстановила силы и, в конце концов, простила его.

Потом она стала охранять детей как волчица и даже приняла телесное наказание за второго сына, который упустил овцу (он пожалел волчицу, которой нечем было кормить детей). Когда мужа несправедливо призвали в армию, в его доме ее и детей вовсе перестали кормить, ведь защитника больше не было.

Читайте также:  ОГЭ: аргументы к сочинению 15.3 «Что такое настоящее искусство?»

Поэтому она, отчаявшись, пошла тогда к губернатору (о чем Литрекон уже написал выше).

Пришли мужики обратно в деревню к Власу, где наследники к тому времени уже лишились старого барина и обманули крестьян, не дав им положенной земли. Там решили они все вместе кутнуть. Стали люди говорить о Якове-верном, который хорошо и честно служил одному вздорному барину.

Однажды хозяин, узнав о намерении племянника Якова жениться на местной красавице, отправил парня в рекруты, и Яков затаил обиду, но не мог отказаться от службы, потому что в этом был смысл его жизни. Тогда он привез параличного барина на коляске в лес и повесился.

Так и провел помещик всю ночь возле трупа.

Потом пошла беседа о Кудеяре: был такой разбойник, много убивал и грабил, но раскаялся и пошел замаливать грехи. Сказал ему Бог: когда срубишь ножиком дуб в три охвата, грехи уйдут. Пока герой пилил дерево, приехал еще больший грешник пан Глуховский. Он сказал, что совесть его не мучает. Тогда разозлившийся Кудеяр убил его, и дуб упал.

Затем говорили о крестьянском грехе Глеба, который за деньги предал своих и избавился от завещания адмирала, где говорилось о том, что он всех отпускает на волю. Все загрустили от такой подлости.

Но пришел семинарист Гриша Добросклонов и всех утешил, ведь грех этот ни на ком не отражается, так как был уже давно-давно. Теперь же время честное и свободное, всем волю дали. Все развеселились и продолжили пир, а потом Гриша, его брат Савва и их пьяница-отец пошли домой.

Напоследок автор рассказывает о судьбе Гриши, единственного счастливца на Руси. Жил он в нищете с пьяницей-отцом и семинаристом братом. Если бы не доброта жителей, давно бы от голода умер.

Его мать еле выкормила их и рано ушла в мир иной, оставив в память о себе песню «Голодную». Ее Гриша хотел заменить на новые песни о свободе и счастье. Это он и делал, сочинив песню «Русь», где прозвучала его уверенность в величии и светлом будущем России.

Но странники так и не узнали, что именно он – тот самый счастливец.

Отзыв (213 слов): Поэма «Кому на Руси жить хорошо» произвела на меня сильное впечатление, ведь в ней так красочно описано горе народное, что невольно хочется сопереживать каждому герою. Она заставляет задуматься о том, как важно каждому из нас способствовать формированию правового государства и гражданского общества, где будет невозможна подобная несправедливость.

Главная мысль произведения, по моему мнению, заключается в том, что Россию ждет великое будущее и процветание, если народ осознает, что такое счастье? Когда каждый человек думает лишь о своем благе, страну обуревает смута, неизбежны конфликты угнетателей и угнетенных.

Но если все люди начнут трудиться над всеобщим преуспеянием, тогда Русь заживет, наконец, достойно. В этом и есть счастье – в глобальной и важной для общества работе, которая поможет каждому из нас найти себя в любимом и полезном деле.

Жажда личной наживы, эгоистического потребления ведет в никуда, что вполне доказала нам история нашего государства: вчерашние хозяева жизни в одночасье растеряли свое богатство и стали несчастнее самих крестьян. А все потому, что ни рабы, ни господа не понимали, зачем жить и как познать радость жизни.

Гриша понял, поэтому автор и сделал его счастливым. Его пример учит нас искать смысл бытия в честном труде на общее благо.

Мне очень понравилась эта книга, ее я порекомендовал бы всем людям, которые хотят обрести предназначение и испытать то самое «счастье», о котором пишет автор.

Краткие содержания
в сокращении

Краткое содержание Некрасов Крестьянские дети для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

Будущий писатель родился в простой, небогатой, но уважаемой семье. Ребенком он часто играл со сверстниками. Ребята не воспринимали его как высшего и барина. Некрасов никогда не отказывался от простой жизни.

Ему было интересно познавать новые миры. Поэтому, наверное, он один из первых ввел образ простого человека в высокую поэзию. Именно Некрасов заметил прекрасное в деревенских образах.

Позже его примеру последовали и другие писатели.

Сформировалось движение последователей, которые писали, как Некрасов. «Крестьянские дети» (анализ которого можно провести, основываясь на исторический период, в котором была написана поэма) заметно выделяются из всего творчества поэта. В других произведениях больше горя.

А эти дети полны счастья, хотя автор и не питает больших надежд относительно их светлого будущего. Малышкам нет времени болеть и размышлять над ненужным. Их жизнь полна разноцветья природы, в которой им посчастливилось жить. Они трудолюбивые и по-простому мудрые. Что ни день — то приключение. Вместе с тем дети по крупицам впитывают науку от старших.

Их интересуют легенды и истории, не чураются даже работы столяра, о котором говорится в поэме.

Несмотря на все проблемы, они счастливы в своем уголке рая. Автор говорит, что таких ребят нечего жалеть и ненавидеть, им нужно завидовать, ведь дети богачей не имеют такого колорита и свободы.

“Кому на Руси жить хорошо” – краткое содержание поэмы Н.А. Некрасова

Поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» имеет свою уникальную особенность. Все названия деревень и имена героев ярко отражают сущность происходящего.

В первой главе читатель может познакомиться с семью мужиками из сел «Заплатово», «Дыряево», «Разутово», «Знобишино», «Горелово», «Неелово», «Неурожайко», которые спорят, кому на Руси хорошо живется, и никак не могут прийти к согласию.

  Онлайн чтение книги Человек в футляре Человек в футляре

Никто даже не собирается уступать другому… Так необычно начинается произведение, которое Николай Некрасов задумал для того, чтобы, как он пишет, «изложить в связном рассказе всё, что знает о народе, всё, что привелось услыхать из уст его…»

Это, по замыслу автора, «эпопея современной крестьянской жизни». Но чтобы понять её глубже, нужно ознакомиться с историей создания.

статьи

История создания поэмы

Над своим произведением Николай Некрасов начал работать в начале 1860 годов и закончил первую часть через пять лет. Пролог напечатали в январской книжке журнала «Современник» за 1866 год. Затем начался кропотливый труд над второй частью, которая называлась «Последыш» и была издана в 1972 году.

Третья часть под названием «Крестьянка» увидела свет в 1973 году, а четвертая «Пир – на весь мир» – осенью 1976, то есть через три года. Жаль, автору легендарной эпопеи так и не удалось полностью окончить задуманное – написание поэмы прервала безвременная кончина – в 1877 году.

Однако, и спустя 140 лет это произведение остается важным для людей, его читают и изучают как дети, так и взрослые. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» входит в обязательную школьную программу.

Часть 1. Пролог: кто на Руси самый счастливый

Итак, пролог рассказывает, как семеро мужиков встречаются на столбовой дороге, а затем отправляются в путешествие, чтобы найти счастливого человека. Кому на Руси живется вольно, счастливо и весело – вот главный вопрос любопытных путников.

Каждый, споря с другим, считает, что именно он прав.

Роман кричит, что самая хорошая жизнь у помещика, Демьян утверждает, что замечательно живется чиновнику, Лука доказывает, что все-таки попу, остальные тоже выражают свое мнение: «вельможному боярину», «купчине толстопузому», «министру государеву» или же царю.

Такое разногласие приводит к нелепой драке, которую наблюдают птицы и животные. Интересно читать, как автор отображает их удивление происходящим. Даже корова «пришла к костру, уставила глаза на мужиков, шальных речей послушала и начала, сердечная, мычать, мычать, мычать!..»

Наконец, намяв друг другу бока, мужики образумились. Они увидели крохотного птенчика пеночки, подлетевшего к костру, и Пахом взял его в руки. Путники начали завидовать маленькой пичужке, которая может полететь куда захочет. Рассуждали о том, чего хочется каждому, как вдруг… птица заговорила человеческим голосом, прося отпустить на свободу птенчика и обещая за него большой выкуп.

Птичка показала мужикам дорогу туда, где закопана настоящая скатерть-самобранка. Вот это да! Теперь уж точно можно жить-не тужить. Но сообразительные странники попросили еще и о том, чтобы на них не снашивалась одежда. «И это сделает самобранная скатерть» –сказала пеночка. И выполнила свое обещание.

Началась у мужиков жизнь сытая и веселая. Вот только главный вопрос они пока не разрешили: кому же все-таки хорошо живется на Руси. И решили друзья не возвращаться к семьям, пока не отыщут ответ на него.

Глава 1. Поп

По дороге мужики встретили священника и, поклонившись низко, попросили ответить «по совести, без смеху и без хитрости», действительно хорошо ли ему живется на Руси. То, что рассказал поп, развеяло представления семерых любопытных о его счастливой жизни.

Как бы суровы ни были обстоятельства – глухая осенняя ночь, или лютый мороз, или вешнее половодье – приходится батюшке идти туда, куда его зовут, не споря и не прекословя. Работа не из легких, к тому же стоны отходящих в мир иной людей, плач сирот и рыдание вдов совершенно расстраивают покой души священника.

И только внешне кажется, что поп в почете. На самом деле нередко он – мишень для насмешек простого народа.

Глава 2. Сельская ярмонка

Дальше дорога ведет целеустремленных странников в другие деревни, которые почему-то оказываются пустыми. Причина в том, что весь народ на ярмарке, в селе Кузьминское. И решено отправиться туда, чтобы расспросить людей о счастье.

Быт села вызвал у мужиков не очень приятные чувства: вокруг много пьяных, везде грязно, уныло, неуютно. На ярмарке торгуют и книгами, но низкопробными, Белинского и Гоголя здесь не найти.

Читайте также:  Семьи в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

К вечеру все становятся настолько пьяными, что, кажется, шатается даже церковь с колокольней.

Глава 3. Пьяная ночь

Ночью мужики снова в пути. Они слышат разговоры пьяных людей. Вдруг внимание привлекает Павлуша Веретенников, который делает записи в блокноте. Он собирает крестьянские песни и поговорки, а также их истории.

После того, как все, сказанное запечатлено на бумаге, Веретенников начинает упрекать собравшийся народ за пьянство, на что слышит возражения: «пьет крестьянин в основном потому что у него горе, и поэтому нельзя, даже грех упрекать за это.

Глава 4. Счастливые

Мужики не отступают от своей цели – во что бы то ни стало найти счастливого человека. Они обещают наградить ведром водки того, кто расскажет, что именно ему вольготно и весело живется на Руси. На такое «заманчивое» предложение клюют любители выпить.

Но как ни стараются красочно расписать хмурые житейские будни желающие напиться даром, ничего у них не выходит.

Истории старухи, у которой уродилось до тысячи реп, дьячка, радующегося, когда ему нальют косушечку; разбитого параличом бывший дворового, сорок лет лизавшего у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, отнюдь не впечатляют упорных искателей счастливого на Русской земле.

Глава 5. Помещик

Может, здесь им улыбнется удача – предполагали искатели счастливого русского человека, встретив на дороге помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева. Сначала он испугался, думая, что увидел разбойников, но узнав о необычном желании семерых мужиков, преградивших ему дорогу, успокоился, засмеялся и поведал свою историю.

Может, прежде помещик и считал себя счастливым, но только не теперь. Ведь в былые времена Гавриил Афанасьевич был владельцем всей округи, целого полка прислуги и устраивал праздники с театральными представлениями и танцами.

Даже крестьян молиться в барский дом по праздникам не гнушался приглашать.

Теперь же все изменилось: родовое поместье Оболта-Оболдуева продано за долги, ведь, оставшись без умеющих обрабатывать землю крестьян не привыкший трудиться помещик терпел большие убытки, что и привело к плачевному исходу.

Часть 2. Последыш

На следующий день путешественники вышли на берег Волги, где увидели большой сенокосный луг. Не успели они разговориться с местными жителями, как заметили у причала три лодки. Оказывается, это дворянская семья: два барина с женами, их дети, прислуга и седой старичок-барин по фамилии Утятин.

Все в этой семье, к удивлению путников, происходит по такому сценарию, будто бы и не было отмены крепостного права. Оказывается, Утятин сильно рассердился, когда узнал, что крестьянам дали волю и слег с ударом, пригрозив лишить сыновей наследства.

Чтобы этого не случилось, они придумали хитрый план: подговорили крестьян, чтобы те подыграли помещику, выдавая себя за крепостных. В награду же пообещали после смерти барина лучшие луга.

Утятин, услышав, что крестьяне остаются при нем, воспрянул духом, и началась комедия. Некоторым даже понравилась роль крепостных, а вот Агап Петров не смог смириться с позорной участью и высказал помещику все в лицо.

За это князь приговорил его к порке. Крестьяне и здесь сыграли роль: повели «непокорного» в конюшню, поставили перед ним вино и попросили кричать громче, для видимости.

Увы, Агап не вынес такого унижения, сильно напился и в ту же ночь умер.

Далее Последыш (князь Утятин) устраивает пир, где, едва шевеля языком, произносит речь о преимуществах и пользе крепостного права. После этого он ложится в лодку и испускает дух.

Все рады, что наконец-то избавились от старика-тирана, однако, наследники даже не собираются выполнять свое обещание, данное тем, кто играл роль крепостных.

Надежды крестьян не оправдались: лугов им никто так и не подарил.

Часть 3. Крестьянка

Уже не надеясь найти счастливого человека среди мужчин, странники решили спросить женщин. И из уст крестьянки по имени Корчагина Матрена Тимофеевна слышат очень грустную и, можно сказать, страшную историю.

Только в родительском доме она была счастлива, а дальше, когда вышла замуж за Филиппа, румяного и сильного парня, началась тяжелая жизнь. Любовь длилась недолго, потому что муж уехал на заработки, оставив молодую жену со своей семьей.

Матрена работает не покладая рук и не видит поддержки ни от кого, кроме старика Савелия, который доживает век после каторги, длившейся двадцать лет. Только одна радость появляется в её нелегкой судьбе – сын Демушка.

Но вдруг на женщину обрушилась страшная беда: невозможно даже представить, что случилось с ребенком по причине того, что свекровь не разрешила невестке брать его с собой в поле. По недосмотру деда мальчика съедают свиньи. Какое горе матери! Она все время оплакивает Демушку, хотя в семье родились и другие дети.

Ради них женщина жертвует собой, например, принимает на себя наказание, когда сына Федота хотят выпороть за овцу, которую унесли волки. Когда Матрена носила во чреве еще одного сына, Лидора, её мужа несправедливо забрали в солдаты, и жене пришлось ехать в город, искать правды. Хорошо, что ей помогла тогда губернаторша, Елена Александровна. Кстати, в приемной Матрена и родила сыночка.

Да, нелегкой была жизнь у той, которую в деревне прозвали «счастливицей»: ей постоянно приходилось бороться и за себя, и за детей, и за мужа.

Часть 4. Пир на весь мир

В конце села Валахчина проходил пир, куда были собраны все: и мужики-странники, и Влас-староста, и Клим Яковлевич. Среди празднующих – два семинариста, простые, добрые парни – Саввушка и Гриша Добросклонов. Они поют веселые песни и рассказывают различные истории.

Делают это потому, что так просят простые люди. С пятнадцати лет Гриша твердо знает, что посвятит жизнь счастью русского народа. Он поет песню о великой и могучей стране под названием Русь.

Не это ли тот счастливец, которого так упорно искали путники? Ведь он ясно видит цель своей жизни – в служении обездоленному народу. К сожалению, Николай Алексеевич Некрасов безвременно скончался, не успев дописать поэму до конца (по замыслу автора мужики должны были отправиться в Петербург).

Но размышления семи странников совпадают с мыслью Добросклонова, думающем о том, чтобы вольготно и весело на Руси жилось каждому крестьянину. В этом и был главный замысел автора.

Поэма Николая Алексеевича Некрасова стала легендарной, символом борьбы за счастливые будни простых людей, а также итогом размышлений автора о судьбах крестьянства.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolaj-nekrasov/komu-na-rusi-zhit-horosho.html

Введение в поэму через сюжет

Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» начинается с описания нескольких предыдущих дней. Рассказчик охотился и уставший забрел в сарай, где и заснул. Его разбудило солнце, что пробивалось в щели. Он услышал голоса птиц и узнал голубей и грачей. По тени узнал ворону. В щель на него смотрели глаза разного цвета, в которых были покой, ласка и доброта. Он понял, что это взгляды детей.

Поэт уверен, что такие глаза могут быть только у деток. Они тихо между собой комментировали то, что видели. Один смотрел на бороду и длинные ноги рассказчика, другой на большую собаку. Когда мужчина, вероятно сам Некрасов, открыл глаза, дети бросились прочь, как воробьи. Как только поэт опустил веки, появились снова. Далее заключили, что он не барин, ведь не лежит на печи и ехал с болота.

Краткое содержание Крестьянские дети Некрасова

Читая первоначальные строчки этой поразительной поэтической работы, мы оказываемся в небольшом сарае, куда забрел усталый охотник и прилег отдохнуть.

Он крепко заснул, так как охотился длительное время, и не слышал, как сквозь щели на него глядят несколько пар пытливых детских глаз, которые никак не могут понять, мужчина лежит живой или бездыханный. Наконец он проснулся, и сразу же он услышал переливистое пение птиц.

Ему удалось различить ворону и грача. И вдруг взгляд незнакомца наткнулся на крошечные шустрые глаза. Это были детишки, которые с большим интересом разглядывали незнакомого человека. Они тихо переговаривались между собой, и кидали свои взоры то на амуницию мужчины, то на его собаку.

Когда же детвора заметила, что незнакомец за ними наблюдает, то некоторые из них убежали. А поздним вечером уже было известно, что прибыл к ним в поселение богатый господин.

Поселившись в деревне на летнее время, барин наслаждается красивыми местами и совместно проведенным временем с детьми. Автор многообразно обрисовывает их жизнь, которая наполнена различными играми. И, конечно же, поразительно то, что все занятия сельской ребятни сильно отличаются от досуга городских детей.

Мы видим, как какой-то мальчуган с наслаждением купается в реке, другой нянчится с сестренкой. Озорная девчушка скачет на лошади. Одновременно, ребята помогают взрослым. Так Ваня, пробует свои силы в сборе урожая хлеба, а потом с величественным видом везет его домой. Им некогда болеть и думать о пустых вещах.

Дни пролетают для них моментально и счастливо. И все самое познавательное они узнают от старших. Но Некрасов отмечает и другую сторону их судьбы. У этих детей нет будущего.

Они играют, трудятся с удовольствием, но никто из них не получает образования, и соответственно не станут достойными и почитаемыми людьми в обществе.

В поэме Николай Алексеевич вставил яркий момент, где описывается трудовую деятельность детей. Как-то раз холодной зимой, поэт, видимо охотясь, встречает маленького ребенка, который помогает отцу везти дрова.

Это в такие морозные дни происходит! И он вынужден помогать, так как в их семье всего двое мужчин. Дальше Некрасов вновь возвращает нас в начало поэмы. Отдохнувший охотник стал показывать детям, какой умный у него пес.

Но тут началась гроза, и ребятишки разбежались по домам, а рассказчик пошел дальше охотиться.

Оцените произведение:

Ссылка на основную публикацию