Анализ стихотворения «Пороша» (С. Есенин)

1. История создания

Есенинское стихотворение «Пороша» очень нежное, красивое и мелодичное. Оно считается одним из лучших образцов пейзажной лирики XX века, в которой явно слышны фольклорные интонации.

Автор написал это небольшое произведение в 1914 году и потому оно относится к раннему периоду творчества Есенина.

Молодой поэт в то время находился в Москве. Большой город одновременно нравился и угнетал суетливостью, грязью. Сергей Александрович скучал по родным рязанским просторам, лесам, заснеженным полям. Все эти чувства и вдохновили его на написание стихотворения «Пороша».

2. Литературное направление

Литературное направление – романтизм, но в нем уже очень явно ощущаются черты имажинизма.

3. Род

Родовая принадлежность произведения – лирика.

4. Жанр

Жанр рассматриваемого стихотворения – пейзажная лирика.

5. Проблематика

Как таковых, никаких проблем автор в своем произведении не затрагивает. Он просто рисует картину умиротворенного зимнего леса, передавая всю свою любовь и тоску по малой родине.

6. Тематика

В произведении поднимается тема родины. Автор с любовью рисует прекрасный пейзаж, характерный его любимой деревне, а точнее, лесу за домами.

Бережное отношение, любование природой составляют основную тему стихотворения.

7. Идея

Автор написал это стихотворение, чтобы излить собственную тоску по малой родине, рассказать, как она прекрасна и неповторима.

8. Пафос

Есенин любуется лесными просторами, в каждой строчке чувствуется восхищение и особенно трепетное отношение к родине.

9. Система образов

Стихотворение – удивительный пример олицетворения пейзажа. Тут не просто образы деревьев или природы в целом, а настоящая волшебная сцена.

Перед нами предстают сказочные герои, оживленные воображением автора: заколдованный невидимкой лес, сосна-старушка, опирающаяся на клюку. Благодаря таким сравнениям стихотворение становится похоже на фольклорное произведение.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем произведения становится сама русская природа, заснувшая зимой. Автор олицетворяет все вокруг, и обычные деревья оживают перед восхищенным взором читателя.

Нельзя забывать и о лирическом герое, который тоже предстает как персонаж произведения. Ведь мы видим все происходящее именно его глазами.

11. Лирический герой

От лица лирического героя ведется повествование. Это он едет на лошади и видит разворачивающуюся вокруг чудесную картину.

Лирический герой здесь – художественная проекция самого Есенина, так как нам сообщаются именно его чувства и особенное восприятие окружающего мира.

12. Сюжет

Автор просто описывает картину зимней природы, хоть и олицетворяет ее при этом. Как такового, сюжета нет.

13. Композиция

Формально стихотворение состоит из четырех частей. В каждом катрене рисуется своя маленькая картинка или деталь общего пейзажа.

Повествование развивается спокойно, линейно, без каких-либо явных композиционных точек.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано очень живым и невероятно образным, богатым языком. Причем, автор практически не использует высокой лексики. Вся ткань произведения состоит их простых слов, понятных любому человеку.

В этом заключается необыкновенный талант Есенина: суметь обычными выражениями нарисовать поистине волшебную картину.

15. Размер, рифма, строфика

  • Стихотворный размер – четырехстопный хорей.
  • Рифмовка перекрестная (АБАБ).
  • Стихотворение состоит их четырех строф, написанных катренами.

16. Средства художественной выразительности

  1. Практически все стихотворение – олицетворение природы: «дремлет лес», сосна «понагнулась как старушка», снег «стелет шаль».
  2. Встречаются эпитеты: «серые вороны», «белая косынка», «бесконечная дорога».

  3. Автор использует сравнения, причем как явные, так и скрытые: «словно белою косынкой повязалася сосна», «понагнулась как старушка», «бесконечная дорога убегает лентой вдаль».

  4. Для особой напевности, характерной фольклорным произведениям, в тексте присутствует инверсия: «скачет конь», «валит снег».
  5. Метафоры: «дорога лентой», «сказка сна».

17. Значение произведения

Произведение помогает понять, насколько тонко и необычно Есенин воспринимал мир и как глубоко, искренне любил свою родину. Оно является ярким образцом таланта автора – уметь в простом видеть волшебное и очаровывать читателя рисуемыми образами.

18. Актуальность

Каждый человек любит свою родину, и у каждого из нас есть места, особенно дорогие сердцу. Именно поэтому стихотворение актуально и в наше время.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это произведение своей красотой и невероятными, даже волшебными образами заснеженного леса.

20. Чему учит

Оно учит любить родные края и уметь видеть сказочное в, казалось бы, простых, обыденных пейзажах.

«Пороша» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – эпитеты, метафоры, рифма, лирический герой

  1. Анализ стихов
  2. Есенин
  3. Еду тихо слышны звоны

Природа и человек – две составляющие нашего огромного мира, которые всегда присутствуют на страницах произведений русской литературы. Не является исключением и стихотворение Сергея Есенина «Еду. Тихо. Слышны звоны…», в котором каждое явление окружающего мира, представитель живой природы оживает под пером писателя.

На фоне белоснежных равнин и необыкновенной тишины, характерной для отдаленных лесных массивов необъятного русского края, где «места много», поэт с удовольствием описывает движения птиц, перемещение лошади, скрип снега.

Он не упускает возможности оживить все, что мелькает перед глазами лирического героя: «дремлет лес», «долбит дятел», «скачет конь», «валит снег», «убегает дорога». Благодаря многочисленному использованию глаголов, картина находится в постоянном движении.

Кроме того, они заставляют стихотворение звучать. Звуки, которые описывает автор, характеризуют именно зимний период времени: «звоны на снегу», «валит снег».

В произведении представлено необыкновенное сочетание естественных звуков тишины, которую создают сами обитатели леса («валит снег»), и беспокойных движений («долбит дятел», «слышны звоны»).

Лес у С. Есенина завораживает. Благодаря авторскому мастерству, этот уголок природы становится похожим на сказку («заколдован невидимкой»). Поэт с удовольствием представляет обычное дерево в роли старушки, которая, будто добрая фея, сопровождает проезжих («оперлася на клюку»), не оставляя без внимания и реального представителя мира птиц «долбит дятел».

Благодаря ярким олицетворениям — «дремлет лес», сравнению («понагнулась как старушка»), эпитетам «бесконечная дорога», С. Есенин дает возможность читателю прочувствовать всю стужу, рассмотреть ослепительную красоту зимнего дня в окружении необыкновенного пейзажа, одного из излюбленных мест автора.

Отношение автора этого стихотворения к родным просторам, стране, природе и его обитателям прозрачно. Он, как тонкий наблюдатель явлений окружающего мира, истинный ценитель этой красоты, старается передать свою любовь к природе, показать неравнодушие и уважение к ней.

Торжественность, спокойствие, ощущение счастья – то, что каждый читатель чувствует после прочтения стихотворения.

Неоспоримо и то, что человек и природа сливаются в едино целое, заставляя отвлечься от повседневности и проблем.

Они дополняют друг друга и в звучании, и в цветовой гамме, позволяя на некоторое время ощутить умиротворение вдали от шумных городов и сел, поразмышлять о смысле жизни.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пороша.История создания – Стих написан в 1914 году.

Тема стихотворения – Любовь к природе и малой родине.

Композиция – Композиция условно разделена на 4 части, каждая из которых состоит из одной строфы. Все они объединены общей темой, но в каждой строфе наблюдается развитие своей небольшой темы.

  • Жанр – Пейзажная лирика.
  • Стихотворный размер – Четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.
  • Метафоры – «дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «стелет шаль».
  • Эпитеты – «серые», «белою», «бесконечная».
  • Сравнения – «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой».
  • Олицетворения – «дремлет лес».
  • Инверсия – «повязалася сосна», «скачет конь».

Темы и настроение

Читая это стихотворение, человек ощущает гармонию с природой, в душе его рождается умиротворение и некая светлая тоска по родным краям. Основная тема «Пороши» — любовь к природе и всему живому. Как важно ценить все, что создано вокруг нас и наслаждаться этим.

Наряду с этим тесно переплетается тема ценностей человека, все ли считают окружающий мир ценностью? Лирический герой акцентирует внимание читателя на том, что любому прохожему должна быть понятна его гордость, ведь все сокровища родной земли принадлежат ее обитателям, а потому их необходимо уметь оценить по достоинству.

Еще одной поднятой проблемой является любовь к малой Родине. В лирике Есенина довольно ясно прослеживается мысль, что родные края дают эмоциональную подпитку человеку и заряжают его светлыми чувствами. Однако не все могут прочувствовать это и понять, а потому есть люди, которые всю жизнь обитают в слепоте и мелочной злобе, ведь им не дано получить эмоциональный заряд.

История создания

Произведение принадлежит раннему творчеству Есенина, когда он только искал свой путь в литературе. Стихотворение написано в 1914 году, во время пребывания молодого поэта в Москве. Этот год для него стал знаковым, поскольку именно тогда появились первые публикации его работ.

Шумная, грязная и суетливая Москва разительно отличалась от умиротворенного спокойствия села Константиново, откуда поэт был родом. Он тосковал по природе, по бескрайним полям и лесам, и свою тоску выразил в стихотворении, которое впоследствии стало одним из ярких образцов пейзажной лирики поэта.

Читайте также:  Михаил исаковский - стихи о войне: читать стихотворения исаковского про войну

  Анализ стихотворения «Певец во стане русских воинов»

Особенности раннего творчества поэта

В анализе стихотворения «Пороша» можно рассказать об отличительных особенностях лирических Данное творение, написанное им в 1914 г., относится к этому периоду. Все его строчки дышат чистотой и свежестью.

В этих строчках Есенин стремится запечатлеть дорогие с детства ему картины. В самом начале своего творческого пути поэт обращается к знакомым ему образам и воспоминаниям, потому что они сильно отличались от серой действительности. Москва, с ее суетой и шумом, утомляет поэта, поэтому в своих мыслях он все чаще обращается к образам знакомых с детства пейзажей.

Тема

Центральная тема – любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека. Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать ее.

В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает ее красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.

Однако стихотворение «Пороша» – это стих о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами.

Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт.

В этом и заключается главная мысль произведения – любовь к природе и тонкое ее восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.

Вариант №3

егодня мы будем разбирать одно из самых коротких произведений С. А. Есенина, стихотворение «Пороша».

В данном произведении, написанном для пробуждения в русском человеке любви к Руси, читатели любого возраста могут почувствовать ту лёгкую атмосферу и сказочность, которыми пропитано каждое слово.

В первом четверостишии затягивает своей плавностью, легкостью слова, с начала второго четверостишия уже околдовывает. И внезапно возвращает в реальность фраза: «… долбит дятел на суку. …». После этой строчки читатель вновь полностью находится в реальности, едя по снежной степи, с убегающей вдаль дорогой.

Есенин писал этот стих в основном для детей, хотя правильнее будет сказать для того, чтобы каждый мог почувствовать себя ребёнком. Поэтому в тексте присутствует сравнение сосны с Бабой-Ягой, опирающейся на клюку.

Также много раз используются такие средства художественной выразительности, как эпитеты, метафоры, сравнения. Автор хочет, чтобы читатель проникся атмосферой, почувствовал всю любовь к родине, её бескрайность.

Сам Сергей Александрович, приехавший из села в город в 17 лет, остро ощущал тоску по дому, горячо любимому. Как следствие, он стал выражать эти чувства через такие стихи, как «Пороша». Впрочем, ощущал он и лёгкое недоумение окружающих, их пока неясное неприятие его стиля и поведения, его характера. Всё это, несомненно нашло отклик и в творчестве, в частности, в стихах.

После прочтения данного произведения, своеобразного крика души, в сознании ещё долго может стоять картинка бескрайнего русского зимнего поля, буран, дорога и неясные очертания сказочных существ, охраняющих Великую Русь. Будет ощущаться то чувство морозной свободы, величавого спокойствия, зимнего ветра и тишины, которыми так богата наша родина.

5, 6 класс кратко по плану

Композиция

Стихотворение состоит из четырех строф, которых объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:

В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет верхом. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.

Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.

  Хронологическая таблица жизни и творчества Лермонтова

В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет одинокой старушке. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.

В четвертой строфе передается уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой.

Лирическая составляющая

В анализе стихотворения «Пороша» можно рассказать и о том, что это произведение раскрывает романтическую сторону поэта. Есенин удивительным образом сочетает умиротворение и спокойствие с динамичностью конной езды. Одиноко стоящую сосну он сравнивает с сельской старушкой, которая ожидает приезда родных, подвязавшись белой косынкой.

Зимний лес кажется поэту таинственным царством, тишину в котором нарушает только звон колокольчиков.

Дорога, по которой едет лирический герой, настраивает на философские размышления, позволяя отвлечься от различных мелких забот. Поэт черпал в созерцании природы не только вдохновение, но и умиротворение.

Есенин был готов отказаться от всех благ городской жизни, только бы слышать стук копыт по снегу.

В анализе стихотворения «Пороша» можно сказать и то, что поэт, для придания зимнему пейзажу большей загадочности, использует различные звуки, которые нарушают царственную тишину леса. И даже треск снега под копытами лошадей кажется очень громким — настолько тихо в зимнем царстве.

Лирический герой стихотворения любуется трудами зимы, которую он сравнивает с невидимкой. Эта волшебница, тихо и неслышно, украсила россыпью снега деревья, запорошила все дорожки и лесные тропинки. И весь лес погрузился в зимний сон, и в процессе созерцания этой картины на душе у лирического героя становится спокойно и светло.

Средства выразительности

Для придания своему произведению максимальной выразительности, поэт мастерски использует разнообразные художественные средства. Для создания образа милой и приветливой сосны-старушки применяет такие просторечные формы слов как «повязалася», «понагнулась», «оперлася».

Сравнительные обороты «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой» позволяют явственно представить описываемые поэтом пейзажи.

Эпитеты («серые», «белою», «бесконечная»), олицетворения («вороны раскричались», «дремлет лес»), инверсия («повязалася сосна», «скачет конь») и метафоры («дорога убегает лентой», «заколдован невидимкой», «стелет шаль») придают произведению красочность и образность, с их помощью зимний пейзаж будто «оживает».

Композиционные особенности

Далее в анализе стихотворения «Пороша» следует определить особенности его оформления. Есенин написал свое произведение, использовав кольцевую композицию, с градацией — усилением какого-либо действия или явления. Если в самом начале стихотворения герой просто едет, то уже в конце он стремительно скачет.

В анализе стихотворения Есенина «Пороша» следует отметить, что оно написано четырехстопным хореем. Данный размер придает произведению музыкальность и легкую напевность. В стихотворении сочетаются женская и мужская рифмы. Таким образом, произведение стало еще более выразительным.

Анализ стихотворения Пороша Есенина

В русской поэзии большое количество стихотворений посвящено зиме. Это суровое время года не всегда вызывает ощущение зябкости, желание вернуться в жаркие летние дни. Сергей Есенин видит особую прелесть в заснеженных родных просторах, лесных массивах, скованных морозным воздухом.

В стихотворении «Пороша» само название вызывает ряд ассоциаций, связанных с безветренной погодой, хрустом снега, ровно покрывающим землю.

«Пороша» – анализ стихотворения Сергея Есенина

Время на чтение: 4 минуты

История создания

Стихотворение было написано в 1914 году. В это время Есенин только пробовал себя в творческой деятельности. Поэт искал свой путь в литературе и для этого даже переехал жить в Москву. Он надеялся, что в столице ему будет проще публиковать свои работы.

Но жизнь в большом городе имела свои недостатки. Вокруг было шумно, грязно и не было той красивой природы, которую Есенин видел в родном селе. Поэт тосковал по бескрайним полям, лесам, и поэтому он написал стихотворение. В тексте он описал зимний пейзаж, который часто видел в детстве.

Стих Есенина стал образцом пейзажной лирики. В нем поэт не только описал природу, но и передал ее красоту. Автор поделился своей радостью от созерцания зимнего леса.

Эта работа показывает, насколько прекрасным может быть обычный пейзаж.

Краткое содержание

Лирический герой едет верхом на лошади. Царит тишина, только снег скрипит под копытами. На лугу слышатся крики серых ворон. Лирический герой испытывает умиротворение, и он наслаждается зимним пейзажем.

Ему кажется, что лес дремлет, словно заколдованный. Возможно, некий невидимка сделал это. Сосна же выглядит так, словно старушка, которая подвязала голову платком. Она сгорбилась и оперлась на клюку. На самой макушке дерева дятел долбит ствол клювом. В тишине леса этот звук особенно сильно разносится.

Читайте также:  Мэйти — Поэт на битах

Лошади по такому простору скакать легко. Идет снег, который только придает лесу очарование. Дорога кажется бесконечной, и она уходит в виде ленты вдаль.

Анализ текста

Стихотворение написано в жанре пейзажной лирики. Автор не только описывает природу, но и делится чувствами, переживаниями. Размер текста — четырехстопный хорей. Именно он хорошо передает музыкальность и лиричность.

В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:

  1. Знакомство с лирическим героем.
  2. Описание зимнего леса.
  3. Философские размышления.

Если сделать анализ «Пороши» Есенина, то станет понятен скрытый смысл стихотворения. В последних строчках поэт описывает, как герой увидел бескрайнюю дорогу. Она символизирует не только путь к дому, но и бескрайние возможности в жизни.

Дальняя дорога указывает на то, что человек волен выбирать, чем и как ему заниматься.

При написании стихотворения Есенин использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт описывает ворон серыми, сосну — белой, дорогу — бесконечной;
  • метафоры — автор рассказывает о том, что снег стелется шалью, дорога вьется змеей, а лес заколдован невидимкой;
  • олицетворения — Есенин представляет лес живым, а ворон — способными кричать.

Пороша — это рыхлый снег, который ровно покрывает все поверхности. Поэт талантливо использует лексику природы. Он не только описывает то, как изменился лес после снегопада. Есенин показывает его живым, необычным. Сравнение сосны со старушкой позволяет проникнуться радостью.

Главная идея стихотворения — любить родину и восхищаться ее многогранностью. Пусть идет снег, дождь, наступают морозы или жара. Главное — всегда видеть красоту окружающего мира. В таком настроении можно заметить бескрайние возможности, и любая дорога будет легкой.

Есенин считается признанным мастером пейзажной лирики. Он, как никто другой, прославлял малую родину — село Константиново. Поэт всегда с особой теплотой писал о красоте природы и жизни в деревнях.

Анализ стихотворения С. Есенина "Пороша"

  • Стихотворение «Пороша»
  • – 4 строфы;
  • – четверостишие;
  • – разбор непонятных слов для детей;
  • – Тема: “ Описание зимы”;
  • – Идея: изобразить тихую зимнюю погоду, неморозную;
  • – какой месяц зимы – точно не определить;
  • – время суток – день;
  • – сравнения:
  • Понагнулась, как старушка;
  • Словно белою косынкой подвязалася сосна;
  • Бесконечная дорога убегает лентой вдаль.
  • – Олицетворения: заколдован, дремлет, подвязалась, понагнулась, оперлася на клюку, убегает, стелет.
  • – Метафоры: дремлет, подвязалася, понагнулась, оперлася, стелет, убегает.
  • – Цвет: серые вороны, бело все, дятел – серый с красной шапочкой.
  • Анализ стихотворения.
  • -Какова тема стихотворения?

-О чем говорится в стихотворении? (О зимней дороге. Лирический герой говорит о себе: “еду”. Он едет на коне (“под копытом”) и смотрит вокруг.

-Всё, что он видит, вызывает у него “тихое” (“тихо”) и “звонкое” настроение (“слышны звоны под копытом на снегу”). И этому настроению мешают только вороны своим шумом (“расшумелись на лугу”). Он видит лес, настроение меняется, становится сказочным. Лес – не простой, а “заколдован невидимкой”, “дремлет” “под сказку сна”. Он любуется сказочной картиной. (Строфы 1,2).

Строфа 3: Рассказчик продолжает рассматривать сосну. Сравнивает её с человеком (“понагнулась, как старушка”). Ему сосна нравится, сосна – старушка, а не старуха. А слово “понагнулась” – ласковое, тёплое

Строфа 4: Герой доволен тем, что “скачет конь”, “простору много” вокруг, “валит снег”, а не просто идёт сильный снег. Любуется он и бесконечной дорогой, которая “убегает лентой вдаль”. Недаром же стихотворение называется “Пороша”.

  1. Пороша – снег, идущий в безветрие, а поэтому покрывающий землю ровно, как шалью
  2. Какие выразительные средства использует Есенин, чтобы показать красоту природы? (Эпитеты, олицетворение, метафора, сравнение):
  3. Эпитеты- серые вороны, бесконечная дорога.
  4. Метафоры – заколдован невидимкой, стелет шаль,
  5. Олицетворения – дорога убегает, дремлет лес.

Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира Есенина. Для него природа-это вечный источник красоты и гармонии мира.

Сравнение- белой косынкой подвязалася сосна, понагнулась как старушка.

3) Идея стихотворения – красота природы у рассказчика вызывает чувство любования, но ему и немного грустно от этого простора, бесконечной дороги.  Картины меняются, меняется и настроение самого рассказчика.

– Русская зима  –  самое спокойное и тихое время года, когда вся природа спит, укрывшись белым одеялом мягкого снега.

Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки или путешествия! Если ты отправляешься в путь зимой и дорога твоя лежит через лес, то у тебя есть прекрасная возможность попасть в чудесную сказку.

«Пороша» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – эпитеты, метафоры, рифма, лирический герой

Сергей Александрович Есенин – признанный мастер пейзажной лирики, который в своих произведениях воспевает красоту родного края. Об этом свидетельствует и стихотворение «Пороша» – образное и лирическое произведение о природе.

Предлагаем краткий анализ «Пороша» по плану, который будет полезен при подготовке к уроку литературы в 6 классе.

  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Кучминой Надеждой Владимировной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пороша.История создания – Стихотворение написано в 1914 году.

  Реализм романа Евгений Онегин Пушкина сочинение 9 класс

Тема стихотворения – Любовь к природе и малой родине.

Композиция – Композиция линейная, стихотворение условно можно разделить на 4 части, каждая из которых состоит из одной строфы. Все они объединены общей темой, но в каждой строфе наблюдается развитие своей небольшой темы.

  1. Жанр – Лирическое стихотворение, относится к виду пейзажной лирики.
  2. Стихотворный размер – Четырёхстопный хорей с перекрестной рифмой.
  3. Метафоры – «заколдован невидимкой», «стелет шаль».
  4. Эпитеты – «серые», «белою», «бесконечная».
  5. Сравнения – «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой» «дорога убегает лентой»,.
  6. Олицетворения – «дремлет лес».«оперлася на клюку»
  7. Инверсия – «повязалася сосна», «скачет конь».

Краткое содержание

Лирический герой едет верхом на лошади. Царит тишина, только снег скрипит под копытами. На лугу слышатся крики серых ворон. Лирический герой испытывает умиротворение, и он наслаждается зимним пейзажем.

Ему кажется, что лес дремлет, словно заколдованный. Возможно, некий невидимка сделал это. Сосна же выглядит так, словно старушка, которая подвязала голову платком. Она сгорбилась и оперлась на клюку. На самой макушке дерева дятел долбит ствол клювом. В тишине леса этот звук особенно сильно разносится.

Лошади по такому простору скакать легко. Идет снег, который только придает лесу очарование. Дорога кажется бесконечной, и она уходит в виде ленты вдаль.

История создания

Произведение принадлежит к раннему творчеству Есенина, когда он только искал свой путь в литературе. Стихотворение написано в 1914 году, во время пребывания молодого поэта в Москве. Этот год для него стал знаковым, поскольку именно тогда появились первые публикации его работ.

Шумная, грязная и суетливая Москва разительно отличалась от умиротворенного спокойствия села Константиново, откуда поэт был родом. Он тосковал по природе, по бескрайним полям и лесам и свою тоску выразил в стихотворении, которое впоследствии стало одним из ярких образцов пейзажной лирики поэта.

  МЕДНЫЙ ВСАДНИК – ВСТУПЛЕНИЕ – Пушкин А.С.

История написания

Сергей Александрович написал стихотворение «Пороша» в начале творческого пути. Создание произведения датируется 1914 годом. В этот период молодой человек находился в Москве. Следует отметить, что это знаменательное время в жизни автора: тогда его произведения впервые опубликовали в печатном издании.

Вскоре юношу призвали в армию. Во время несения воинской службы Сергей Александрович создал дебютный цикл стихов «Радуница». Военная атмосфера оставила свой след в жизни автора, научила с особой любовью относиться к природе. Именно поэтому в своем творчестве Есенин много внимания уделял окружающему миру.

Произведение «Пороша» полностью посвящается природе и описанию ее составляющих. Стихотворение отражает ценности автора, для которого каждая мелочь имеет значение: от снегопада до звона копыт.

Тема

Центральная тема – любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека. Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать её.

В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает её красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.

Читайте также:  Мистика, детектив, драма: взболтать и перемешать

Однако стихотворение «Пороша» – это стихотворение о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами.

Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт.

В этом и заключается главная мысль произведения – любовь к природе и тонкое её восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.

Темы и настроение

Читая это стихотворение, человек ощущает гармонию с природой, в душе его рождается умиротворение и некая светлая тоска по родным краям. Основная тема «Пороши» — любовь к природе и всему живому. Как важно ценить все, что создано вокруг нас и наслаждаться этим.

Наряду с этим тесно переплетается тема ценностей человека, все ли считают окружающий мир ценностью? Лирический герой акцентирует внимание читателя на том, что любому прохожему должна быть понятна его гордость, ведь все сокровища родной земли принадлежат ее обитателям, а потому их необходимо уметь оценить по достоинству.

Еще одной поднятой проблемой является любовь к малой Родине. В лирике Есенина довольно ясно прослеживается мысль, что родные края дают эмоциональную подпитку человеку и заряжают его светлыми чувствами. Однако не все могут прочувствовать это и понять, а потому есть люди, которые всю жизнь обитают в слепоте и мелочной злобе, ведь им не дано получить эмоциональный заряд.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф, которые объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:

В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет на коне. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.

Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.

В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет с одинокой старушкой. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.

В четвёртой строфе передаётся уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой. Написан стих четырёхстопным хореем, что придаёт стихотворению особую музыкальность и лиричность. Выразительность усиливается за счёт гармоничного сочетания мужской и женской рифм.

Жанр, направление и размер

Литературный размер данной работы – четырехстопный хорей. При написании поэт использовал перекрестную рифму. Жанровая группа стихотворения – пейзажная лирика, так как в тексте воспевается красота природы.

  Опыт- сын ошибок трудных, а повторение- мать учения!

Поскольку Есенин в тот период времени был откровенным имажинистом, то многие его произведения написаны в этом направлении. Суть имажинизма заключалась в использовании метафор, создающих прямолинейный, ничем не завуалированный образ с единичным значением.

Однако при оценке течения, в русле которого творил автор, нужно понимать, что его самобытность в итоге вычеркнула поэта из всех существующих объединений, и он стал работать над своим индивидуальным, ни на кого не похожим стилем.

Сам он любил называть себя «последним поэтом деревни», и это определение его деятельности очень близко по духу к стихотворению «Пороша».

Средства выразительности

Для придания своему произведению максимальной выразительности поэт мастерски использует разнообразные художественные средства. Для создания образа милой и приветливой сосны-старушки применяет такие просторечные формы слов как «повязалася», «понагнулась», «оперлася».

Сравнительные обороты «дорога убегает лентой », «понагнулась, как старушка », «словно белою косынкой » позволяют явственно представить описываемые поэтом пейзажи.

Эпитеты («серые», «белою», «бесконечная»), олицетворения («вороны раскричались», «дремлет лес»), инверсия («повязалася сосна», «скачет конь») и метафоры («заколдован невидимкой», «стелет шаль») придают произведению красочность и образность, с их помощью зимний пейзаж будто «оживает».

Образы и символы

Как уже говорилось ранее, Есенину не свойственно прятать образы в описании и вводить загадочные символы. В стихотворении «Пороша» центральным образом является природа и все ее проявления, о которых поэт говорит открыто.

Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.

Автор описывает снег как природное явление, уделяет внимание лошади и дятлу как представителям животного мира и любуется просторами окружающего пейзажа.

Каждый образ проникнут любовью и бережным отношением хозяина к своей земле.

Можно предположить, что лирический герой, добрый и тонко чувствующий красоту человек, отправляется в какое-то путешествие и хочет запомнить каждый кусочек родного края.

Подписи к слайдам:

С. А. Есенин 3.10.1895-28.12.1925

Знакмство с биографией С. А. Есенина: Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году. В Рязанской губернии в селе Константинове. Мальчика отдали на воспитание бабушке и дедушке по материнской линии.

Бабушка рассказывала Есенину множество народных песен, стихов, частушек, сказок и преданий, которые и стали «основой» его поэтической природы. .

Образование в биографии Есенина было получено в местном земском училище(1904-1909), затем до 1912 года – в классе церковно-приходской школы.

С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-1912), из которой вышел «учителем школы грамоты». Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке.

Стихи начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16 – 17 лет. Впервые стихотворения Есенина были опубликованы в 1914 году в детском журнале «Мирок». В 1915 году Есенин переехал из Москвы в Петроград. В 1918 вернулся в Москву. Жил он в очень трудное, для нашей страны, время.

На его коротком веку произошло три войны и три революции. И хотя прошло уже более 90 лет со дня его смерти, но стихи его живут до сих пор, они переведены на многие языки, издаются в разных странах. 28 декабря 1925 года Есенина находят повешенным на трубе отопления в своем номере гостиницы « Англетер ».

Также найдена прощальная записка, написанная кровью в виде стихотворения «Прощай мой друг, прощай…». Похоронили Сергея в Москве на Ваганьковском кладбище.

Стихотворение «Пороша» написано в 1914 году. Главные темы этого периода творчества — тема природы и тема родины. Но нельзя говорить о том, что в этом стихотворении автор хотел сделать акцент только лишь на образ природы. Присутствует и внутренний смысл произведения

Сергей Есенин сохранил то единение с природой, которое присуще человеку только в детстве, от того его строки так милы, просты, а сравнения так точны. Многие поэты описывали зиму, великолепные пейзажи вдохновляли их на создание шедевров. Однако Сергей Есенин, один из тех, чьи строки запоминаются и вызывают самые яркие чувства.

Вот и в стихотворении «Пороша» поэт описывает зимнюю дорогу. Герой Есенина милуется зимой в лесу. Он называет зиму невидимкой, которая постаралась и принарядила все в лесу — повязала на сосну косынку, отчего та стала похожа на старушку, превратила дорогу в белую ленту, звенящую под копытами. Зимой в лесу все превратилось в сказку, точнее в сказочный сон.

Дополняют картинку и необычные звуки – сначала, кажется будто тихо, — это первое, что пишет нам поэт о лесе. Однако прислушавшись, автор замечает, что лес шумит от звуков. Там вдали слышен звон копыт и бубенцов, где-то долбит дятел и на верхушке сосны расшумелись вороны. Мы привыкли любить лето, за тепло и яркое солнце. Однако автор предлагает нам полюбить и зиму.

От его строк будто предстает перед глазами и тихий лес, деревья белые от снега.

Анализ стихотворения Тема стихотворения — природа. Есенин часто в своих произведениях воспевает красоту родного края. В стихотворении «пороша» он описывает красоту зимнего леса и пейзажи. автор использует метафоры (заколдован невидимкой), сравнения (словно белою косынкой, понагнулась как старушка), эпитеты (серые вороны, Бесконечная дорога), и парцеляцию (еду. Тихо.

Слышны звоны). Стихотворение построено на синтаксическом параллелизме и развернутых олицетворениях. В восприятии Есенина вся природа – «святая обитель», храм чудес. Здесь и лес, и сосна – живые существа, описанные как люди. Поэт стремится донести до читателей свое восхищение перед зимней природой – в этом идея стихотворения.

Главная мысль – неразрывность природного и человеческого.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Ссылка на основную публикацию