Образ Наташи Ростовой

Главная страница » Русские классики » Лев Толстой

Меню статьи:

Наташа Ростова! На протяжении повести «Война и мир» Льва Николаевича Толстого эта удивительная героиня, дочь богатого графа Ростова, проживает целую жизнь. Она страдает и плачет, смеется и радуется, переживает, временами тоскует, из наивного ребенка превращаясь во взрослую красивую девушку, а затем и в женщину.

  • Образ Наташи Ростовой

  • Так образ Наташи, на долю которой выпало много испытаний, постепенно раскрывается перед читателем.

Подросток Наташа: «уже не ребенок, но еще не девушка»

В первый раз мы видим Наташу тринадцатилетней девочкой-подростком, радующейся своему дню рождения, большому празднику, который отмечали в честь её именин.

«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка» – так характеризует её автор.

Она по-детски непосредственна, весела и это замечают окружающие. Хотя девочку немного балует мать, это не мешает ей оставаться открытой и честной.

Юность Наташи

Внешняя некрасивость Наташи сглаживается её добрым и милым характером. Живя по законам, которые диктует ей сердце, героиня романа остается верной своим принципам, невзирая на мнение людей. Зачастую девушка подчиняется внутренним инстинктам, не задумываясь над тем, что делает.

В пору юности Наташа соприкасается с лживым и притворным светским миром, и он – хорошо, что только на время – заглушает в ней чистые и светлые порывы души, заставляя руководствоваться чужим, навязанным ей мнением.

Так, следуя советам лживой и подлой Элен, Наташа поначалу принимает ухаживания Анатоля Курагина и не может понять, кого любит больше: князя Андрея Болконского (первая встреча с которым произошла в имении Ростовых) или все-таки его.

Образ Наташи Ростовой
Крайне трудно разобраться в чувствах молодой девушке, которая только начинает жизнь, и она совершает ошибку, вследствие которой мучится угрызениями совести и корит себя.

Да, Наташа изменила Андрею, но это было в некоторой степени спровоцировано его поведением. В эту пору единственным утешением для нее стал не кто иной, как Пьер Безухов, человек с детской душой. После пережитого душевного кризиса Наташа вновь полна надежд на будущее.

Образ Наташи Ростовой
На протяжении всего романа «Война и мир» читатель может заметить, насколько склонной к жалости и состраданию является Наташа. Однажды, увидев плачущей близкую подругу Соню, девушка зарыдала тоже, даже не зная причины её слез.

На пути к зрелости

1812 год стал переломным в судьбе Наташи Ростовой. Приближающееся наступление Франции на Россию всколыхнуло в девушке новые чувствования.

Она понимает, что может спасти её Отечество: «Миром, — все вместе, без различий сословий, без вражды, а соединенные братской любовью — будем молиться» – размышляла Наташа Ростова. «Только на молитве она чувствовала себя в силах ясно и спокойно вспоминать и о князе Андрее и об Анатоле, как об людях, к которым чувства ее уничтожались в сравнении с ее чувством страха и благоговения к Богу…»

В это очень тяжелое время некоторые эпизоды подчеркивают жертвенность Наташи Ростовой, её желание помочь пострадавшим. В сложной ситуации девушка не видит иного выхода, как попросить родителей использовать их подводы для транспортировки раненых солдат, и ни в коем случае не оставлять их в Москве на произвол судьбы.

«…Раненые, вот кто! – восклицает Наташа, возмущаясь намерениями родителей. – Маменька, ну что нам-то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе! Маменька! Это не может быть!»

Позже девушка обнаружила, что среди пострадавших находится Андрей Болконский.

Образ Наташи Ростовой

Девушка ухаживала за любимым с присущей ей самоотверженностью, но, к сожалению, это не помогло ему: Андрей скончался. За этим страшным горем последовало другое – смерть на поле боя младшего брата Пети Ростова.

Но это побудило девушку еще к большему самоотречению: Наташа день и ночь ухаживает за больной матерью, которая от ужасного известия слегла в постель.

«Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней.

Предлагаем прочитать произведение Льва Толстого “После бала”, где описана горькая судьба отца, от которого внезапно увезли единственную дочь.

Проснулась любовь, и проснулась жизнь» – описывает автор душевное состояние девушки.

Она мало-помалу взрослеет, и все более в характере заметны такие качества, как усердие, оптимизм, отзывчивость, которые, несомненно, помогут ей при создании собственной семьи.

Наташа Ростова – мать и жена

Разительные перемены, произошедшие в Наташе Ростовой после брака с графом Пьером Безуховым (который, к великой радости Наташи возвратился живым из плена), заметили все окружающие.

Она заметно пополнела, но теперь в женщине привлекало другое: её удивительная любовь к семье, забота о Пьере, уважение его как мужа и отца детей. «Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть.

Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно» – так описывает автор свою любимую героиню Наташу, ставшую женщиной.

Не удивительно, что даже через семь лет супружества он чувствует твердую почву под ногами, ведь видит себя отраженным в жене.

Три дочери, один сын, семейное счастье и благополучие – вот награда за стойкость и мужественность в перенесенных Наташей испытаниях. Теперь она твердо знает, что вместе с мужем они смогут преодолеть все невзгоды, и поэтому счастлива, даже наотрез отказавшись от светских утех.

«Со времени своего замужества Наташа жила с мужем в Москве, в Петербурге, и в подмосковной деревне, и у матери, то есть у Николая. В обществе молодую графиню Безухову видели мало, и те, которые видели, остались ею недовольны…»

Что ж. Всем не угодишь. Главное, что Наташа нашла свое призвание – служить мужу и детям. И делала это так же самоотверженно.

  • Вронский: образ, драма, Анна Каренина
  • Образ и характеристика Долохова в романе “Война и мир”: внешность и характер, описание в цитатах
  • «Хаджи-Мурат»: такой разный Лев Толстой
  • “После бала” – краткое содержание рассказа Л.Н. Толстого
  • Описание второй части эпилога романа Льва Толстого «Война и мир»
  • Описание первой части эпилога романа Л.Н. Толстого «Война и мир» по главам
  • Описание третьей части четвертого тома романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» по главам
  • Описание четвертой части четвертого тома романа «Война и мир» по главам
  • Бородинское сражение и «Война и мир»: исторический контекст
  • Описание второй части четвертого тома романа Льва Толстого «Война и мир» по главам
  • Творчество Льва Толстого и «мысль семейная» в романе «Война и мир»
  • Путешествуя страницами «Ревизора»: характеристика Хлестакова в пьесе Н. В. Гоголя
  • Женские образы в романе «Война и мир»
  • Аустерлицкое сражение в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
  • Война, мир и образ Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
  • Образ Платона Каратаева в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
  • Шенграбенское сражение: по мотивам «Войны и мира» Льва Толстого
  • История создания эпопеи «Война и мир» Льва Толстого
  • Женские образы в романе Льва Толстого «Война и мир»
  • Образы романа Л. Н. Толстого «Война и мир»: Кутузов и Наполеон
  • Мысль народная в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого
  • Духовные искания Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”
  • Описание первой части четвертого тома романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир»
  • Описание третьей части третьего тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир» по главам
  • Описание второй части третьего тома романа Л.Н. Толстого «Война и мир» по главам
  • Первая часть третьего тома романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Описание по главам.
  • Образ и характеристика Николая Болконского в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир»
  • Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Описание по главам. Том 2. Часть 5.
  • Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Описание по главам. Том 2, Часть 4
  • Описание третьей части второго тома романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
  • Анна Павловна Шерер и ее салон в романе “Война и мир”: образ и характеристика, посетители салона Анны Шерер
  • Жизненный путь Пьера Безухова в романе “Война и мир”: духовный путь исканий, история жизни, этапы биографии
  • Описание второй части второго тома романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир»
  • Образ и характеристика Наполеона в романе “Война и мир”: описание внешности и характера, портрет
  • Образ Лизы Болконской в романе “Война и мир”: жена Андрея Болконского (Лиза Мейнен)
  • Краткое содержание первой части 2-го тома романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» по главам
  • Образ и характеристика Сони Ростовой в романе “Война и мир” Толстого (описание, судьба)
  • Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого. 1 том. Описание по частям
  • Краткое содержание повести “Юность” Толстого по главам (краткий пересказ)
  • Тихон Щербатый в романе “Война и мир”: образ и характеристика
  • Образ князя Андрея Болконского в романе “Война и мир” Толстого: описание в цитатах
  • Образ и характеристика Бориса Друбецкого в романе “Война и мир”: описание внешности и характера
  • Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Описание по главам. Том 1. Часть 3.
  • Образ и характеристика Пети Ростова в романе “Война и мир”: описание внешности и характера, гибель Пети Ростова
  • Семья Курагиных в романе “Война и мир”: характеристика и образ семьи Курагиных, описание в цитатах
  • Характеристика героев романа “Война и мир”: образы персонажей
  • «Война и мир». Л.Н. Толстой. 1 том. 2 часть. Описание по главам.
  • Образ и характеристика княжны Марьи Болконской в романе «Война и мир» в цитатах: описание внешности и характера (Мари Болконская)
  • Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Описание по главам. Том 1. Часть 1.
  • Образ и характеристика Анатоля Курагина в романе “Война и мир”: внешность и характер, описание в цитатах
  • Платон Каратаев в романе “Война и мир”: образ и характеристика, описание портрета
  • Образ и характеристика Пьера Безухова в романе Льва Толстого «Война и мир»
  • Семья Болконских в романе “Война и мир”: характеристика и образ героев
  • Николай Ростов в романе “Война и мир”: анализ персонажа
  • Образ и характеристика Николая Ростова в романе «Война и мир»: внешность и характер, описание в цитатах
  • Образ и характеристика Элен Курагиной в романе “Война и мир” (Элен Безухова): описание внешности и характера
  • Образ и характеристика Андрея Болконского в романе “Война и мир”
  • Характеристика и образ членов семьи Ростовых в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
  • “Кто прав?” – краткое содержание рассказа Л.Н. Толстого
  • Краткое содержание повести Льва Толстого “Смерть Ивана Ильича”
  • Краткое содержание “Казаков” Льва Толстого
  • Краткое содержание повести Толстого “Юность”
  • «Семейное счастие» Л.Н. Толстого: краткое содержание и анализ произведения
  • Лев Николаевич Толстой «Отрочество»: краткое содержание
  • «Холстомер» Толстого: краткое содержание произведения
  • Лев Толстой “Метель”: краткое содержание
  • Правда войны в “Севастопольских рассказах” Толстого: краткое содержание
  • Краткое содержание “Детства” Толстого
  • Краткое содержание “Отца Сергия” Льва Толстого
  • Краткое содержание “Крейцеровой сонаты” Льва Толстого
  • “Воскресение” краткое содержание
  • Величие русской души в произведениях Льва Николаевича Толстого
  • Богатство и широта жизни персонажей романа «Война и мир» Л.Н.Толстого
  • Кто написал произведение Анна Каренина.

Наташа Ростова

Образ Наташи Ростовой

Наташа Ростова. Актриса Л. Савельева. Х/ф «Война и Мир». 1967

Наташа Ростова – главная героиня эпопеи «Война и Мир», дочь известного московского графа Ильи Ростова.

Лев Толстой прослеживает эволюцию этой героини на протяжении пятнадцати лет – от простой и естественной тринадцатилетней девочки до зрелой женщины, жены и матери четверых детей.

Прототипами Наташи были как реальные люди, так и персонажи некоторых литературных произведений. Заслуга Толстого состоит в том, что комбинируя черты их характеров, ему удалось сотворить яркий, почти идеальный образ одной из своих самых любимых героинь.

Описание героя

Внешность, поведение

Впервые Наташа появляется в романе в день своих именин. В семье Ростовых этот праздник устраивается сразу для двух Наташ – старшей, графини и ее тринадцатилетней дочки.

Толстой так описывает внешность этой девочки-подростка:     «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках».

Юная Наташа преподносится автором как живая и непосредственная девочка, готовая вот-вот превратиться в девушку. Она игрива и забавна, ей сходит с рук нарушение светских правил, потому что на нее невозможно сердиться.

У нее такое же большое сердце, как у матери, и она утешает кузину Соню, одновременно переживая за брата Николая. Ее непривлекательная внешность теряется на фоне внутреннего обаяния – она активная, веселая, натуральная, безумно любит жизнь, родителей, братьев и сестер.

Именно в день своих именин Наташа впервые целуется с Борисом Друбецким, испытывая к нему первую, робкую влюбленность. Это происходит в прекрасной цветочной оранжерее, и сцена эта проникнута непередаваемой девичьей чистотой и невинностью.

На этом же празднике ее впервые видит граф Пьер Безухов, ее будущий супруг.

Роль семьи в формировании характера героини

Главным фактором, который повлиял на формирование Наташиного характера, явилась ее семья. Девочка выросла атмосфере дружелюбия и высокой нравственности.

Недаром семью Ростовых считали в Москве одной из самых благополучных и гармоничных, доброжелательных и радушных.

Именно в семье Наташе были привиты любовь к культуре, искусству, здесь сформировалась ее духовность, ставшая частью общей духовной культуры русского народа. Наташины поступки всегда исходят из сердца, поэтому лишены фальши или наигранности.

Благодаря опытным педагогам, Наташа получила музыкальное образование, овладела элементами хореографии и вокала. Очень ярко Толстым дано описание душевного состояния Николая, которое он испытал во время пения Наташи.

Музыка вызвала в нем нахлынувшее предвкушение счастья, которое властно вторглось в его внутренний мир. «Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» – подумал он.

И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа».

Как и родители, она очень близка к народным традициям. Она является любимицей для простых людей, которые находят приют в доме Ростовых. Наташа неравнодушна к природе. Она тонко чувствует очарование лунной ночи в Отрадном: «Ах какая прелесть!…Так вот бы села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки…и полетела бы. Вот так!».

Первый бал

Первый бал Наташи можно назвать превращением «гадкого утенка» в «прекрасного лебедя». К своему первому выходу девушка отнеслась очень ответственно. Сколько волнений было пережито всей семьей, пока она готовилась к этому событию! Наконец, наступил долгожданный день.

То, что открылось ей на балу, не могло уместиться в ее сознании: великолепие, роскошь, залитая светом зала и сам император! Все чувства в этот момент отражались на ее лице: «блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе».

Через некоторое время ее глаза уже полны слез: вновь играет музыка, а ее так никто и не приглашает на танец. Она не понимает, почему мужчины не смотрят на нее? Ведь она так хорошо танцует!  Состояние Наташи не укрылось от глаз добряка Пьера.

Он просит Андрея Болконского пригласить девушку и издали наблюдает, как светятся от счастья глаза Наташи. И князь Болконский уже не может оторвать от нее своего взгляда. Он любуется ее юностью, грацией и чувствует себя помолодевшим.

Он влюбился в эту особенную девушку, на которой не было ни грамма светского налета, но от этого она казалась еще прекрасней.

Любовь

Для характера Наташи и для всей ее натуры свойственна потребность постоянно кого-то любить. Это чувство останется главным в ее жизни. Еще совсем девочкой она была влюблена в Бориса Друбецкого и выпросила у него поцелуй.

После этого испытала девичье томление к учителю танцев. В шестнадцать лет она была не прочь стать женой Василия Денисова, который вызывал у нее восхищение.

На самом деле, все эти влюбленности можно рассматривать как подготовку и преддверие большой, настоящей любви.

Глубокое чувство пришло к Наташе после знакомства с князем Болконским. Это чувство было сильным и взаимным, и ей стоило переждать лишь год до полного воссоединения с Андреем.

Но молодая неопытная Наташа не выдержала разлуки и попала в сети обольстительного красавца Анатоля Курагина, лживого и порочного развратника.

Эта связь расторгла помолвку Андрея и Наташи и разрушила отношения между любящими людьми.

Связь с Наташей оказалась для Анатоля очередным приключением. После неудачной попытки ее похищения на следующий день он уже спокойно гулял по Москве. Для нее же это обернулось настоящей трагедией и попыткой суицида.

После этой истории девушка долго не появлялась на публике, от бывшей жизнерадостной Наташи осталась лишь ее печальная тень.

Но поддержка близких и, в первую очередь, Пьера Безухова, помогла ей вновь обрести душевное здоровье и желание жить.

Патриотизм

Семья Ростовых по-настоящему любит родину, не бросаясь при этом пышными фразами. Доблестно борется с врагами старший сын Николай Ростов. Младший Петя также готов сбежать на войну, он всем сердцем рвётся на фронт.

При отъезде семьи из Москвы Наташа освобождает подводы от всего лишнего, чтобы отдать их раненым солдатам, которым необходимо  выбраться из осажденной Москвы.

Она уговаривает отца отдать повозки, взяв с собой только самые необходимые вещи.

Сила характера

Если раньше Наташа создавала впечатление жизнерадостной, беззаботной девушки, то теперь, когда наступили трудные времена и для семьи, и для отечества, перед читателем предстает другая Наташа – сильная духом, способная принимать правильные решения. Она все свои силы отдает на выздоровление матери, которая слегла после гибели Пети.

Своей дочерней любовью и заботой, духовной поддержкой она не дает графине окончательно погибнуть от горя. Взвалив на себя все тяготы ухода за тяжелобольным человеком, она ухаживает за смертельно раненым Болконским. Ее руки нежно обрабатывают его раны, стараясь облегчить боль любимого человека.

Она достойна прощения, потому что заслужила его своим самопожертвованием и любовью.

Наташа и Пьер

В самые трудные периоды своей жизни Наташа «рада была только Пьеру. Нельзя было нежнее, осторожнее и вместе с тем серьезнее обращаться, чем обращался с нею граф Безухов. Наташа бессознательно чувствовала эту нежность обращения и потому находила большое удовольствие в его обществе». Он был единственным, кто приносил хоть немного радости в дом Ростовых.

Когда Наташа изменила Андрею, она не увидела в глазах Пьера ни упрека, ни осуждения. Он все так же продолжал боготворить ее. А она, в свою очередь, боготворила его за одно лишь то, что он – единственное ее утешение и поддержка. «Я вам верю во всем. Вы не знаете, как вы для меня важны и как вы много для меня сделали.

Добрее, великодушнее, лучше вас я не знаю человека».

Пьер всегда скрывал свои чувства к Наташе.

«Представление о ней переносило его мгновенно в другую, светлую область душевной деятельности, в которой не могло быть правого или виноватого, в область красоты и любви, для которой стоило жить».

Наташе необходимо было перенести многие испытания и страдания, чтобы найти свое счастье. Пьер с Наташей преодолели все трудности и сохранили до конца свою любовь.

Семья, которую создали двое этих прекрасных людей, есть, по мнению Толстого, образец идеального союза. Там нет места условностям и наигранности, там царят любовь и счастье, для которых не нужны никакие высокие слова.

Наташа «чувствовала, что те очарования теперь только были смешны в глазах её мужа, она чувствовала, что связь её с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, а чем-то другим, неопределенным, твердым, как связь её собственной души с её телом».

Роль героя в произведении

В образе Наташи Ростовой Толстой воплотил идею о том, что красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды.

Именно от нее исходит энергия обновления, освобождения от всего наносного, ложного, фальшивого. Эта героиня стала идеалом жизни, созданным самим писателем.

Ни положение, ни богатство, ни перипетии судьбы не уничтожили в ней человека, способного пожертвовать собой ради других.

Развитие героя по мере сюжета

Толстой прослеживает жизнь героини на протяжении полутора десятилетий. Читатель видит, как происходит становление ее образа. Из наивной девочки Наташа превращается в прекрасную девушку, а затем в мудрую женщину. В детстве Наташа жила по велению сердца, не подчиняясь мнению людей.

В пору юности ей пришлось столкнуться с лицемерным и лживым светским обществом, которое чуть не погубило в ней все чистое и светлое, что составляло основу самой ее сущности. Наташа совершила большую ошибку, но нашла в себе силы признать ее и продолжать жить дальше.

Преодолев страдания, которые принесла ей история с Анатолем, она пришла к духовному очищению.

Война 1812 года обнажила в героине обостренное чувство любви к родине, которое проявилось в ее патриотизме. Ее жертвенность стала своеобразным актом покаяния перед умирающим Андреем Болконским.

Ее самоотречение ярко проявляется и в уходе за матерью. О душевном состоянии Наташи Толстой говорит так: «Проснулась любовь, и проснулась жизнь».

Постепенно Наташа взрослеет, и в ее характере все более заметными становятся такие качества, как оптимизм, усердие, отзывчивость.

После замужества с Наташей произошли еще большие перемены. Она родила детей, пополнела, но теперь в ней было совсем другое – беззаветная преданность семье, забота о муже, глубокое уважение к нему как к отцу ее детей. Ее благополучие – это награда за ее стойкость во всех испытаниях, которые ей довелось перенести.

Отношение автора к герою

Л.Н. Толстой не скрывал, что для него образ Наташи Ростовой в романе является самым светлым, чистым и положительным. Его симпатия проявилась в том, что в своей героине он видел идеал истинно русской женщины. В ней он воплотил все то, что было ценно для него самого: открытость, дружелюбие, доброту и, самое главное – умение любить.

Традиционно разделяя своих героев на «хороших» и «плохих», он предоставляет первым возможность меняться, направляет их по пути совершенствования и развития. Это читатель и наблюдает на примере Наташи Ростовой, которая из непосредственной девочки превращается в идеальную, с точки зрения автора, женщину, жену, мать, личность.

Прототипы

Многие литературные критики настаивали, что образ Наташи Ростовой Толстой по чуть-чуть «списал» из образов женских героинь литературных произведений.

Некоторые видели в ней пушкинскую Татьяну Ларину, другие находили в ней схожесть с грибоедовской Софьей из «Горя от ума». Но ближе всего соответствует истине тот факт, что Л.Н. Толстой взял в качестве прототипов Наташи двух сестер – Татьяну и Софью Берс.

Причем, Софья была его женой, а Татьяна – свояченицей, которая практически все детство провела в семье писателя.

Сам писатель говорил, что Наташа появилась после того, как он «перетолок Таню с Соней». Юная Наташа – это Татьяна Берс, в ее жизни был точно такой же эпизод с поцелуем куклы. Наташа во взрослом состоянии списана с супруги писателя Софьи. Он передал в образе Наташи преданность своей жены, ее хозяйственность и многодетность.

Экранизации героя

За все время своего существования знаменитый роман Л.Н. Толстого пережил пять экранизаций. Первый фильм производства США вышел на экраны в 1959 году. Роль Наташи в нем исполнила обворожительная Одри Хепберн.

Во второй раз зрители познакомились с экранной версией романа в 1967 году.

Этот четырехсерийный фильм стал классикой советского кинематографа и получил Главный приз Московского международного кинофестиваля, а также удостоился «Оскара».

Режиссер Сергей Бондарчук долго выбирал актрису на роль Наташи Ростовой. В пробах принимали участие Анастасия Вертинская, Наталья Кустинская, Наталья Фатеева – одни из самых красивых и эффектных актрис того времени.

А вот Людмила Савельева сначала совсем не понравилась ему: невыразительная внешность, светлые волосы, вместо карих глаз – голубые, неопытность. Но когда фильм вышел на экраны, он понял, как он ошибался. В его Наташу – Савельеву влюбились зрители всего мира, она была признана лучшей актрисой, воплотившей этот образ.

Ею восхищались Федерико Феллини и Джульетта Мазина, ее портрет украшал обложки зарубежных газет и журналов. В Европе многие мамы называли новорожденных дочерей Наташами.

Литература

  1. Тимрот А.Д. Герои и образы романа «Война и мир».–Тула, 1966
  2. Фойер К.Б. Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.
  3. Долинина Н. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». – Л.: Детская литература, 1978.
  4. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  6. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М Достоевского. – М., 1988.

Образ и характеристика Наташи Ростовой — героини романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Образ Наташи Ростовой в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» описан автором с любовью. В этой героине Толстой показал своё понимание идеальной женщины, воплотившей в себе гармонию телесного и духовного начала.

Портрет: описание внешности, голоса, характеристика речи

В начале романа «Война и мир» читатель знакомится с его главной героиней Наташей Ростовой. Ей всего 13 лет, она носит ещё короткие кисейные юбки и кружевные панталончики. Это «некрасивая, но живая девочка», «черноглазая, с большим ртом», с чёрными кудрями. Наташа весёлая, непосредственная, смеётся она громко и звонко. У неё прекрасный голос, она хорошо поёт. Речь её проста и искренна.

Происхождение, воспитание, занятия

Наташа — дочь не очень богатого графа Ильи Ростова. Семья Ростовых жила в Москве. У героини была старшая сестра Вера, старший брат Николай и младший брат Петя. Наташу воспитывала эмигрантка-француженка.

Девочка была любимицей отца и матери, но графиня делала ей иногда замечания, когда та слишком вольно вела себя при гостях. Наташа, как и Николай, славилась своей музыкальностью. Родители наняли итальянца, чтобы обучать её пению.

Девочка любила петь, с удовольствием училась танцевать, умела плавать и ездить верхом.

Характер

Наташа — девушка весёлая, шустрая, общительная, искренняя. Ей совершенно несвойственна сдержанность, свои эмоции она не считает нужным сдерживать.

Например, когда Николай приехал со службы в отпуск со своим однополчанином Василием Денисовым, Наташа, расцеловав брата, «прыгала, как коза, всё на одном месте и пронзительно визжала».

Мало того, когда Денисов отрекомендовался как друг Николая, она, не помня себя от восторга, взвизгнула: «Голубчик Денисов!» — подскочила и поцеловала его. Все были смущены таким поступком Наташи. В этом эпизоде видна излишняя непосредственность девушки. Сама она ничуть не была смущена.

Наташа очаровательна своей молодостью и обаянием. Толстой отмечает, что она не умна и живёт сердцем, чувствами. Сущность её жизни — любовь. Вернувшийся домой Николай почувствовал счастье под влиянием «жарких лучей любви» сестры, а она не могла сдерживать «радости, выражавшейся смехом».

То, что героиня «не удостаивает быть умной», как сказал о ней Пьер Безухов, означает, что ей не нужны умственные интересы, глубокое образование. Ум у неё не очень развит, но эмоции иногда бьют через край.

Это ведёт иногда к безрассудным, безответственным, легкомысленным поступкам. Она собиралась сбежать из дома с Анатолем Курагиным, не подумав о том, какое горе причинит отцу и матери, которых всё же любила.

Эта искренняя, увлекающаяся девушка считает Соню врагом, так как та пыталась уговорить её не сбегать с Анатолем.

Наташа слишком доверчива была с Элен и Анатолем, интуиция не подсказала ей, что за их красотой и добродушием скрывается безнравственность, бездуховность.

Внутренняя красота Наташи состоит в том, что она отзывчива, добра. Во время наступления Наполеона на Москву она убеждает мать оставить почти все вещи, которые стоят сто тысяч рублей, в доме и взять на подводы раненых.

Когда её мать была раздавлена горем, узнав о гибели младшего сына, Наташа напрягала «все силы своей любви на то, чтобы как-нибудь снять с неё на себя излишек её горя». Две ночи она не отходила от графини и смогла удержать её от безумного отчаяния. Три недели Наташа жила в комнате матери и ухаживала за ней.

Несмотря на то, что девушка была воспитана француженкой, в ней всё же был русский дух, который проявился в её пляске в гостях у дядюшки.

Азарт Наташи проявляется на охоте. Она говорит, что охота на волков — это самое большое её удовольствие. Во время охоты она оживлена, весела, с удовольствием ездит верхом.

Эта девушка одарена «способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц», способна проникнуться чувством другого человека. Тонко чувствует она и красоту природы (вечер в Отрадном — том 2, часть 3, глава 2).

Жизненный путь, духовные искания

Наташа Ростова является центральным женским персонажем романа. Писатель представил духовную эволюцию этой героини на пятнадцатилетнем отрезке её жизненного пути (с 1805 по 1820 год). В начале романа Наташе 13 лет.

Главные черты её характера в этом возрасте — весёлый нрав, неудержимая эмоциональность, легкомыслие. У неё восторженное восприятие жизни, она живёт в состоянии любви ко всему свету, к родным людям.

Любовь — сущность жизни героини, поэтому её духовные искания связаны именно с этим чувством.

Путь духовных исканий Наташи Ростовой:

  • Радостное восприятие жизни, детская любовь к Борису.
  • Кажущееся счастье, когда стала невестой Андрея Болконского.
  • Не смогла выдержать испытания разлукой с женихом, увлеклась Анатолем Курагиным.
  • Разочарование в себе, глубокий духовный кризис после разрыва с князем Андреем.
  • Возрождение к жизни под влиянием необходимости спасения матери от безумия после гибели Пети.
  • Первая осознанная высокая и трагическая любовь к раненому князю Андрею.
  • Постижение своего предназначения быть женой и матерью. Смысл жизни нашла в семье.

Отношение к окружающим

Наташа Ростова — очень чуткая девушка, которая интуитивно понимает суть каждого человека. Она даёт героям точные характеристики. Например, Долохова считает злым человеком, неестественным, неприятным. Но иногда Наташа ошибается: не смогла разглядеть за прекрасной наружностью Элен и Анатоля бездушных, низких людей.

Наташа Ростова и Борис Друбецкой

В 13 лет героиня была по-детски влюблена в Бориса, а затем 4 года не видела его, так как он служил в армии. Когда он приехал к Ростовым с визитом, был удивлён и восхищён тем, как изменилась девочка-шалунья.

Ей же приятно было это восхищение, она кокетничала с Борисом, хотя он был не совсем в её вкусе. Графиня Ростова сказала дочери, что зря она вскружила Борису голову, ведь ей нельзя за него выйти замуж: он ещё молод, беден и, кроме того, он родня.

На все убеждения матери Наташа отвечала: «А если я хочу…», поэтому графине пришлось самой поговорить с Борисом, и он перестал ездить к Ростовым.

Андрей Болконский и Наташа Ростова

Вскоре после этого, 31 декабря 1809 года Наташа приехала на свой первый большой бал. Там она влюбилась в князя Андрея Болконского, князю тоже понравилась эта оживлённая очаровательная девушка, и под её влиянием он вновь поверил в возможность счастья.

Когда князь Андрей сделал ей предложение и сообщил, что свадьба состоится, по воле его отца, только через год, Наташа была в отчаянии, но всё же согласилась.

Она не выдержала испытания разлукой, так как инстинктивное стремление к счастью сделало её эгоистичной, и она увлеклась Анатолем Курагиным.

Узнав после неудачного побега из дома, что Анатоль женат, Наташа испытала стыд, отчаяние, проглотила немного мышьяка, испугалась, сказала об этой Соне, и нужные меры против яда были приняты. Вернувшись из-за границы, князь Андрей не смог простить невесту и разорвал с ней отношения.

Когда во время войны раненый Болконский попал к Ростовым, уезжавшим из Москвы, Наташа стала за ним ухаживать. Она испытывала к князю беспредельную любовь и жалость, сознавала свою вину перед ним. После его смерти у неё был глубокий духовный кризис.

Наташа Ростова и Анатоль Курагин

Стремление Наташи к любви, к тому, чтобы рядом был тот, кто будет восхищаться ею, явилось причиной её измены жениху. Из-за этого страстного стремления быть любимой, она не разглядела в Анатоле низкого, пустого, ничтожного эгоиста.

Пьер Безухов и Наташа Ростова

Наташа всегда относилась к Пьеру хорошо, она чувствовала, что это добрый, чуткий человек. А он всегда восхищался её искренностью и непосредственностью.

Пьер помог девушке преодолеть душевный кризис после её разрыва с князем Андреем. Он понял, что любит её. После смерти князя Андрея и жены Пьера Элен Наташа своим чутким сердцем поняла, что Пьер любит её.

Эта любовь возродила её к жизни, и она тоже полюбила Безухова.

Отношение к семье

Наташа была любящей дочерью, заботливой сестрой. В эпилоге Толстой показал, что тернистый путь ошибок его любимой героини закончился тем, что, выйдя замуж за Пьера Безухова, она поняла, что её высшее предназначение — в любви к мужу и детям. В семействе Безуховых уже четверо детей, и их мать полностью погружена в заботы о них.

Заключение

Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» — это образ девушки искренней, чуткой, близкой к народу. Автор ценит умение своей любимой героини жить сердцем, чувствами и противопоставляет это свойство холодной расчётливости её сестры Веры, Элен и других светских дам.

Характеристика образа Наташи Ростовой, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

Образ Наташи Ростовой в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – самый светлый и самый положительный. Сам писатель никогда не скрывал свои симпатии к этому образу. Он то и дело повторял, что Наташа Ростова для него – идеал настоящей русской женщины. Этот образ действительно очень богат и интересен, рассмотрим его подробнее.

Первый раз мы видим Наташу еще маленькой тринадцатилетней девочкой, когда она уже не ребенок, но еще и не девушка.

Толстой сразу подчеркивает ее непривлекательную внешность, чтобы показать, насколько внутреннее богатство способно осветить человека, внешне обделенного. Маленькая Наташа Ростова – это праздник в семье.

Она все время веселится, ведет себя свободно, но не дерзко. Именно своим поведением и выделяется Наташа среди всех персонажей.

 Она никогда не думает над тем, как повести себя в той или иной ситуации. Все ее поступки природные и идут глубоко от сердца. Она живет не разумом, а чувствами. Пьер Безухов даже сказал о ней, что она не совсем умна.

Тем не менее, это не мешает ей выделяться на фоне высокого общества. Другие же девушки начитаны, имеют всеобщее понятие, как нужно себя вести, и следуют этому стандарту.

Наташа всегда привлекает к себе внимание, она ведет себя не по шаблону.

Молодая Ростова имеет много талантов: она поет, играет на пианино и делает это весьма прекрасно. В одной из сцен романа ее брат Николай возвращается домой с тяжелым сердцем и букетом проблем за спиной.

Но когда он входит в дом в дурном расположении духа, он слышит прекрасный голос сестры. И вдруг все краски с черных превращаются в светлые.

Это пение настолько глубоко оседает в нем, что он не может больше думать ни о чем, кроме прекрасного голоса сестры.

Это говорит о том, что Наташа Ростова не только сама была чиста душей и помыслами, но каким-то невероятным образом очищала и других людей вокруг себя. Вспомним хотя бы то, что князь Андрей, который обычно в обществе угрюм или же достаточно ироничен и закрыт, рядом с Наташей становился улыбчивым и естественным.

В его жизни немного было таких людей, которым он искренне улыбался, юная Ростова была одной из них. Также Пьер Безухов чувствовал особую прелесть души Наташиной. Даже когда девушка переживала трудные времена из-за интрижки с Анатолем Курагиным, и другие осуждали ее, Пьер верил в ее чистоту и невинность.

Его поддержка помогла ей выбраться со своего персонального ада.

Эта девочка нравилась всем, да и сама она считала себя «прелестью». Возможно, с ее уст это звучало несколько эгоистично, но ведь она слышала о себе только хорошее, именно поэтому Наташа тоже думала о себе только в положительном ключе. Позже ей стало очень нравиться, когда кто-то уделял ей излишнее внимание. Она даже пыталась достичь этого любым способом.

Поражает способность Наташи к сочувствию и самоотрешенности. Когда Соня страдает и рыдает, то юная Ростова непроизвольно также начинает плакать только из-за того, что рядом с ней находится несчастная Соня. Она очень тонко чувствует людей.

Ее матушка графиня Ростова очень страдала, когда потеряла своего самого меньшего сына Петеньку на войне, но Наташа всегда была рядом и не давала матери совсем зачахнуть. Именно она возвращает графиню к жизни.

Об ее великодушии свидетельствуют и другие поступки.

Например, когда Ростова увидела раненого князя Андрея, она сама лично заботилась о нем. Наташа оставила все свои дела и сидела у постели больного день и ночь. А она ведь была лишь только хрупкой маленькой девушкой, тем не менее, промывала ему раны, меняла повязки на них, возилась с больным князем, как с родным человеком.

Также одним из самых ярких эпизодов для характеристики этого персонажа является тот, где Наташа отдает все свои подводы для раненых, вместо того, чтобы забрать и увезти в них свое приданое. Все вокруг удивились такому приказу, но она была непоколебима в своем решении: приказала отдать все, а приданое оставить в старом подвале.

Наташа Ростова – это личность, которая не может жить без любви. Все в ней дышит любовью. Еще с детства видно, что эта девушка и дня не может прожить без влюбленности.

Она наивна и мила, в ней столько любви, что даже становится непривычно странно, как же такая маленькая Наташа вмещает в себе так много этого высокого чувства. В детстве Наташа была влюблена в Бориса Трубецкого.

Интересно, что для нее все эти детские теплые отношения были важными и серьезными.

После того как Борис поехал на военную службу, Наташа нашла себе новое увлечение в лице Денисова, с которым ее брат Николай приехал навестить домашних.

Денисова так впечатлила эта юная «прелесть», что тот, поддавшись чувствам, сделал ей предложение.

Ростова же всерьез задумалась над тем, чтобы выйти за него замуж и даже не от великой любви, ведь она была еще ребенком, а от чувства признательности и благодарности за то, что он выбрал ее.

Графиня Ростова только посмеялась с этой ситуации, а Наташа волновалась о том, как сказать Денисову, что она не может стать его женой и одновременно не ударить его больно в сердце. Первым серьезным чувством в жизни Ростовой была любовь к князю Андрею Болконскому.

Да и сам он влюбился в нее всерьез. Этот союз был обречен на провал, ведь они, к сожалению, совсем разные. Наташа живет в мире сердцем и действует в определенных ситуациях так, как подсказывает ей внутренний инстинкт. Князь же воспитан так, что больше всего ценит человеческий разум.

Именно разумом он решает все проблемы.

Возможно, они могли бы испытать каплю счастья, но Наташу настигло иное увлечение. Им оказался Анатоль Курагин. Он чем-то похож с ней. Наверное, своим природным чутьем и обаянием.

Но Анатоль хотел только поиграть с Ростовой, а она влюбилась в него без памяти и наивно верила во все, что он ей говорил. Как видим, Лев Толстой показывает, что нет ни одного идеального человека.

Эта простота и открытость чуть не погубили его героиню.

К сожалению, короткая интрижка с Курагиным привела к расставанию с князем Андреем. Тем не менее, любвеобильная Наташа нашла-таки свою настоящую любовь. Им оказался Пьер Безухов. Именно с этим человеком она смогла построить настоящую крепкую семью и стать хранительницей семейного очага.

Образ Наташи Ростовой – один из самых светлых и положительных в русской литературе. В произведении мы видим ее эволюцию от маленькой «некрасивой» девочки к заботливой жене и матери, от ветреной и влюбчивой к верной и надежной. Наташа – воистину символ настоящей русской женщины, которая имеет глубокий внутренний мир и наделена «разумом» сердца.

Ссылка на основную публикацию