Нравственные уроки в повести «собачье сердце»

  • Сегодня на уроке мы:
  • ·     разберёмся в системе образов повести «Собачье сердце».
  • ·     подумаем, к чему приводят попытки искусственно создать нового человека и новое общество.
  • Что такое система образов произведения и для чего мы её изучаем?

Система образов – это множество художественных образов, которые связаны друг с другом отношениями разного рода и составляют целостное единство.

С помощью системы образов писатель воплощает художественный замысел.

Система образов – это одно из средств воплощения темы и идеи произведения.

В системе образов чаще всего встречаются такие роли. Главный герой – центральный герой произведения. Герои-антиподы – персонажи, противоположные по характеру и убеждениям главному герою. Герои-двойники и второстепенные персонажи.

Нравственные уроки в повести «Собачье сердце»

В повести Булгакова «Собачье сердце» мы видим две противоборствующие стороны. Первая – интеллигенция. Её представители – это профессор Преображенский и его ассистент доктор Борменталь. Вторая сторона – пролетариат.

К пролетариям условно относятся Швондер и Шариков. Противоборство этих двух сторон отражает раскол общества, который был в России 20-х годов.

Примирение здесь невозможно, потому что все идеи и принципы враждующих лагерей абсолютно противоположны.

Профессор Преображенский – типичный интеллигент. Он учёный и врач. В его образе писатель соединил черты нескольких знаменитых докторов, которые занимались научными экспериментами.

Например, один из прообразов − профессор Иван Петрович Павлов, который получил Нобелевскую премию за работу по физиологии.

Ещё одним прототипом считают Сергея Воронова, который занимался пересадкой органов животных людям для омоложения. Помните, то же самое предлагал Преображенский своей пациентке?

В научных медицинских кругах того времени витала идея о создании нового человека.  Согласитесь, идея не менее революционная, чем создание нового государства.

Филиппа Филипповича Преображенского считают выразителем точки зрения автора. Именно Преображенскому принадлежит монолог о разрухе и знаменитая фраза «Разруха не в клозетах, а в головах».

Филипп Филиппович – талантливый врач. И среди его пациентов есть не только богачи, но и люди из партийного руководства. Один из таких пациентов спасает профессора от жилищного уплотнения. Связи выручают Преображенского, когда Шариков пишет на него донос.

У профессора Преображенского приятная внешность. Вот таким его видит бездомный пёс Шарик: «Он умственного труда господин, с культурной остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей».

Нравственные уроки в повести «Собачье сердце»

Филипп Филиппович очень умён, вежлив, наблюдателен. Он любит искусство. После ужина с доктором Борменталем он едет в театр слушать оперу. Преображенский добрый человек. Он помог доктору Борменталю, когда тот был ещё полуголодным студентом. Стал его учителем и другом, сделал Борменталя своим ассистентом. Филипп Филиппович искренне верит, что насилие недопустимо.

«На человека и на животное можно действовать только внушением», –  говорит он. Профессор Преображенский труженик. Его богатый стол и большая квартира с прислугой – результат упорного труда.

Может показаться, что профессор Преображенский – абсолютно положительный герой, но это не так. Посмотрите, как Булгаков описывает его во время операции: «Нож вскочил ему в руки как бы сам собой, после чего лицо Филиппа Филипповича стало страшным. Он оскалил фарфоровые и золотые коронки и одним приёмом навёл на лбу Шарика красный венец».

Нравственные уроки в повести «Собачье сердце»

В этой сцене несколько раз упоминается, что Филипп Филиппович «положительно страшен». Он оглядывается «зверски», рычит, злобно ревёт, а в конце «отваливается, словно сытый вампир».

Характерно, что в этой сцене писатель демонизирует хирурга, а пса очеловечивает. Он использует слово «лицо» вместо «морда», будто речь идёт не о животном, а о человеке. Профессор Преображенский идёт против закона природы. Он совершает кощунство, за которое потом и расплачивается. А пёс здесь – его невинная жертва.

Кроме того, профессор зарабатывает, омолаживая богачей и делая сомнительные операции.

Ассистент профессора Преображенского – доктор Иван Арнольдович Борменталь.

Нравственные уроки в повести «Собачье сердце»

Он верный соратник и преданный друг. Борменталь трудолюбив и внимателен. Он талантливый хирург и учёный. В нём нет высокомерия по отношению к пролетариату. Возможно потому, что он сам голодал.

Борменталь гораздо оптимистичнее профессора Преображенского. Он спокойнее и проще смотрит на вещи, его мышление более гибкое. Но при этом Борменталь может противостоять открытому хамству Шарикова, тогда как его учитель теряется. Можно увидеть, что в каждой опасной ситуации он появляется рядом с профессором. Фактически, он становится ангелом-хранителем своего наставника.

Председатель домкома Швондер – фигура одновременно смешная и страшная.

Нравственные уроки в повести «Собачье сердце»

Страшны его фанатичность и бестолковое стремление воплотить в жизнь идеалы новой власти. Швондер считает себя пролетарием, но на самом деле он типичный бюрократ. Обратите внимание, что его речь полна казённых штампов и лозунгов. «Документ – самая важная вещь на свете», –  заявляет Швондер. Он упивается своей властью и использует любую возможность, чтобы насолить профессору.

Такие как он способны извратить или довести до абсурда любую идею. Например, нести культуру в массы – отличная идея. Но культура не сводится только к хоровому пению! За домом домком не следит: в парадном воруют, на лестнице грязь.

Он не борется с разрухой, а сеет её. Шариков легко попадает под влияние Швондера. По сути Швондер – такой же Шариков. Его ограниченный ум не в силах вместить мысль о научном открытии.

Поэтому Швондер написал статью в газету, где назвал Шарикова незаконным сыном профессора Преображенского.

Фактически, он становится для Шарикова наставником и опекуном, как профессор Преображенский для доктора Борменталя. Швондер проводит идеологическую обработку Шарикова. Выбивает для него документы, устраивает на работу. По сути, благодаря Швондеру Шариков становится полноправным членом общества. Однако Шариков для Швондера – лишь подотчётная единица.

«Я не могу допустить пребывание в доме бездокументного жильца, да ещё не взятого на воинский учёт милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?».

Профессор Преображенский называет Швондера главным дураком: «Он не понимает, что Шариков для него ещё более грозная опасность, чем для меня. Ну, сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки».

Сначала Швондер помог Шарикову написать донос на профессора, а потом Шариков напишет донос на самого Швондера. Круг замкнётся.

Итак, мы видим, что профессор Преображенский и Швондер – главные антиподы. Между ними пропасть как нравственная, так и интеллектуальная. Их ценности противоположны. Но они оба – создатели нового человека. Шарикова.

Профессор на физическом уровне, а Швондер – на духовном. Ещё важная деталь. Они оба идут против закона мироздания. Преображенский насильственно пытается победить природу. А Швондер так же насильственно переустраивает общество.

Получается, что Швондер не только антипод, но и пародийный двойник профессора. Любопытно, не правда ли?

Есть в этой повести и ещё интересная особенность. Это два персонажа в одном. Дворовый пёс Шарик и созданный профессором человек – Полиграф Полиграфович Шариков. Две разные личности в одном теле, которые сменяют друг друга.

Шарик – это дворовый пёс. Хитрый, озорной и обаятельный. Он воспринимает профессора Преображенского как божество. После голодной уличной жизни псу кажется, что он попал в рай.

Нравственные уроки в повести «Собачье сердце»

Именно глазами Шарика читатель видит Москву в начале. С помощью этого приёма писатель решает сразу две задачи.

Во-первых, Булгаков создаёт образ пролетарской Москвы. В ней тяжело жить и собакам, и людям. Шарик рассуждает о болезнях, голоде, гнилой еде в общепите, человеческой жестокости и горе.

Во-вторых, писатель даёт понять, что Шарик – это личность. Он мудр, умеет видеть людей по глазам.

«О, глаза – значительная вещь. Вроде барометра. Все видно у кого великая сушь в душе, кто ни за что, ни про что может ткнуть носком сапога в рёбра, а кто сам всякого боится».

У Шарика есть чувство юмора. Он иронизирует, когда девушка на улице называет его Шариком.

«Какой он к чёрту Шарик! Шарик это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрёт, сын счастливых родителей, а он лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пёс…»

Но самое главное, пёс Шарик гораздо добрее и человечнее человека Шарикова. Булгаков постоянно подчёркивает это, в том числе и на уровне системы образов. Например, с помощью второстепенных персонажей.

Например, в первой главе пёс Шарик сочувствует машинистке, которую встречает в подворотне. Он думает о её бедности, унижениях, о том, что она вынуждена питаться гнильём.

А в 9 главе человек Шариков сам издевается над такой же машинисточкой. Он использует девушку, лжёт ей, отбирает у неё кольцо. А когда она уходит, узнав правду, угрожает сократить её с работы.

Итак, пса Шарика можно назвать положительным персонажем. Но что же  результат эксперимента профессора Преображенского –  Полиграф Полиграфович Шариков?

Получилось ли у профессора создать нового человека? Нет.

Фактически он вернул к жизни Клима Чугункина, чьи железы пересадил дворовому псу. Шариков начал говорить бранными словами. Он играет на балалайке, как и его донор. Привычки, характер и отсутствие воспитания – всё переходит Шарикову от донора.

Он трус, лжец и вор. Быстро учится он только гадостям и подлостям. Потому профессор и говорит, что опаснее всего он для своего учителя – Швондера. «Весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце.

Читайте также:  Анализ произведения С. Есенина «Береза»

И самое паршивое из всех, которые существуют в природе».

С каждым днём Шариков всё больше наглеет и хамит.

Нравственные уроки в повести «Собачье сердце»

Находиться с ним в одной квартире опасно. Боится он только доктора Борменталя, который может с ним справиться физически. Интересно, что с Шариковым теория профессора о том, что «террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло» даёт осечку. Справиться с Шариковым удаётся только при помощи насилия – повторной операции.

Зачем вообще Филипп Филиппович создал такое существо? Профессор сам признаётся, что работал над улучшением человеческой породы. В начале двадцатого века существовала целая наука об этом. Называлась она евгеникой. Однако эксперимент профессора провалился, а его открытие не стоит ломаного гроша.

 «Доктор, человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год, упорно выделяя из массы всякой мрази, создаёт десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

Но в финале повести становится ясно, что профессор не оставляет своих изысканий.

«Пёс видел страшные дела. Руки в скользких перчатках важный человек погружал в сосуд, доставал мозги. Упорный человек, настойчивый, все чего – то добивался в них, резал рассматривал, щурился и пел».

Таким образом, конец повести – отнюдь не идиллия. Финал можно назвать открытым. Ведь профессор всё так же не оставляет своего желания улучшить человеческую природу путём вмешательства в неё извне.

Изучив систему образов повести, мы можем понять основную мысль повести. Насильственные революционные перемены губительны.

Нравственные уроки в повести «Собачье сердце»

Попытки идти против природы и против социальных законов оборачиваются катастрофой. Но эти катастрофы неизбежны. Ведь всегда найдутся те, кто, выражаясь словами профессора Преображенского, «форсирует вопрос».

Мечтателям и бунтарям, приверженцам революций и всем желающим в одночасье что-либо изменить в обществе стоит вспомнить горькие слова профессора Преображенского: «Вот … что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей».

Нравственные уроки в повести «Собачье сердце» | Литерагуру

Краткое сочинение-рассуждение на тему «Собачье сердце: нравственные уроки» по литературе

Повесть «Собачье сердце» написана Булгаковым не для легкомысленного чтения. В ней заложены очень важные нравственные уроки, которые необходимо своевременно получить каждому человеку. В легкой юмористической форме автор рассказывает об очень важных вещах, касающихся морали, духовности и межличностных отношений. Чему же учит Булгаков в повести «Собачье сердце»?

Один из основных нравственный уроков в повести – это этическая невозможность человека придумать новый способ рождения людей. Филипп Филиппович бросил вызов природе, когда пошел против ее законов. Поэтому его творение было ужасным и противоестественным.

Его признали в обществе, как равного, только для того, чтобы использовать его, козырь против «буржуйского» профессора. На самом деле, его воспринимали, как лабораторную крысу, и такие искусственные люди не приживутся в обществе, их всегда будут унижать, недооценивать и использовать в своих целях, пользуясь их легковерностью.

Значит, путем таких операций человечество получит возможность делать себе рабов, неполноценных и угнетенных.

С помощью Шарикова Булгаков показал свое отношение к таким экспериментам: наука не может воссоздавать людей искусственно, ведь за рождением должно последовать воспитание, причем, в рамках главного социального института – семьи.

Творение профессора не может претендовать на статус человека, так как не прошло через важнейший этап формирования личности – воспитание. Последствия  этого упущения мы видим: Шариков ведет себя феноменально безнравственно и бескультурно.

Необходимость семейного воспитания – вот еще один нравственный урок писателя.

Примечательно, что товарищи Шарикова ведут себя не сильно лучше. Это вызвано, опять же, прорехами в воспитании. Их родители круглые сутки работали на заводах, были нищими и бесправными.

Поэтому дети рабочих изначально лишены возможности получить образование и научиться хорошим манерам. Они почти что сироты. Значит, «разруха в головах» — не вина большевиков или последствие губительной революции, даже повальное распространение атеизма тут не при чем.

Это порок дореволюционного общества и несправедливого царского режима. Изувечив родителей, господа получили месть детей, которых некому было учить милосердию и всепрощению. Таким образом, Булгаков учит нас искать причины более глубокие и правдивые, чем лежащие на поверхности.

Также он призывает всех нас думать наперед, ведь последствия наших ошибок могут быть страшными.

Кроме того, Булгаков сурово наказывает возгордившегося человека, который дерзнул заменить Бога. Профессор раскаивается в содеянном и едва ли не платится жизнью за свой аморальный эксперимент.

Он видит, к чему привели его амбиции: Шариков так и не стал человеком, но чувствовал то он, как человек, и жил среди нас. Причем, он и не мог стать все равным, люди бы его не признали.

Значит, профессор обрек свое детище на несчастную и неполноценную жизнь, а обществу дал понять, что воскресить можно, кого угодно, и это создает огромную массу проблем.

Таким образом, Булгаков не просто написал увлекательную повесть, но и вложил в нее очень важные нравственные посылы. Она дает полезную пищу для размышлений и ответы на многие сложные вопросы, которыми мы задаемся всю жизнь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ответы Mail.ru: Каковы нравственные уроки в повести "Собачье сердце"?

Знаменитая повесть “Собачье сердце”, написанная в 1926 году – яркий образец булгаковской сатиры. Она развивает гоголевские традиции, органически соединив в себе два начала: фантастическое и реалистическое. Эта характерная черта сатиры писателя находит воплощение и в таких его произведениях, как “Дьяволиада” и “Роковые яйца”.

Все три сатирические повести содержат предостережение писателя, обращенное к современникам, которое не было ими услышано. Сегодня нас не может не поражать удивительная прозорливость Булгакова, который сумел почувствовать опасность научных открытий, вырвавшихся из-под контроля, призвать людей к максимальной осторожности в обращении с неизведанными силами природы.

В центре повести “Собачье сердце” эксперимент профессора Преображенского, превративший милого, славного пса Шарика в низкорослого мужчину несимпатичной наружности. В этом появившемся в результате научного опыта существе задатки вечно голодного и унижаемого пса соединились с качествами его человеческого донора – алкоголика и уголовника Клима Чугункина.

Такая наследственность весьма затрудняет процесс воспитания Шарикова. С одной стороны, профессор Преображенский и его ассистент доктор Борменталь безуспешно пытаются привить ему правила хорошего тона, развить и образовать его. Но из всей системы культурных мероприятий Шарикову по душе только цирк, ибо театр он называет контрреволюцией, а к книгам не испытывает ни малейшего интереса.

С одной стороны, в процесс воспитания Шарикова вмешивается сама жизнь. Прежде всего в лице председателя домкома Швондера, который стремится как можно скорее превратить вчерашнего Шарика в сознательного строителя социализма, пичкая его пролетарскими лозунгами и книгами типа переписки Энгельса с Каутским.

Многие высказывания Полиграфа Полиграфыча явно заимствованы у его благодетеля Швондера, который сознательно науськивает своего питомца против ненавистного профессора.

Председатель домкома никак не может забыть своего позорного поражения в квартире Преображенского, смириться с тем, что профессор по-прежнему занимает семь комнат и не подлежит никакому уплотнению, ибо от его таланта хирурга зависит жизнь влиятельных начальников. Значит, Швондер видит в Шарикове своего рода орудие мести.

Полиграф Полиграфыч не только быстро запоминает социалистические лозунги, но и неплохо манипулирует ими в разговоре со своими противниками-интеллигентами. В речи Шарикова все чаще мелькают слова и фразы нового революционного лексикона. Например, себя он называет “трудовым элементом”, а Швондера – “защитником революционного интереса”.

В ответ на требование Преображенского и Борменталя вести себя за столом культурно Шариков с иронией отвечает, что так люди мучили себя при царском режиме. Умственная ограниченность, моральное убожество, паразитизм – черты, изначально присущие Шарикову, – получили дальнейшее развитие и логическое завершение благодаря известному революционному лозунгу: “Кто был ничем, тот станет всем”.

Эту мысль Швондер старательно внушает своему питомцу, делая его еще более самоуверенным и наглым. Ориентируясь на низменные качества Шарикова, учитель воспитывает из него по-настоящему агрессивное и жестокое существо.

Уверенный в своей непогрешимости и безнаказанности, ибо его защищает родная пролетарская власть, Полиграф Полиграфыч уже откровенно угрожает Преображенскому и Борменталю, ставит им свои условия. Более того, Шариков теперь внимательно вслушивается в то, о чем говорят его враги, чтобы написать не них донос, в котором он обвиняет профессора в том, что он угрожает убить председателя домкома и произносит контрреволюционные речи. Даже тот факт, что разъяренный профессор велел сжечь в печке “Переписку Энгельса с Каутским”, нашел отражение в пасквиле Шарикова. Донос Полиграфа Полиграфыча написан в лучших традициях этого распространенного в 30-е годы “литературного жанра”. Здесь и доказательство антисоветских взглядов Преображенского, который поднял руку на самого Энгельса,

ЮлияЗнаток (357) 13 лет назад

Гениальный писатель еще в 1926 году предвидит будущую трагедию России, когда убогие, наглые и агрессивные шариковы, расплодившись, станут душить все им непонятное и враждебное, то есть гуманное, честное, благородное. Вчерашний Шарик показан в повести Булгакова как лицо , “социально близкое” новой власти.

Читайте также:  Неромантическое двоемирие в «SNUFF» Пелевина

Недаром он так легко и просто находит место в революционной стране, не обладая ни умом, ни талантом. Но у него есть главное – расположение к нему совслужащего Швондера, который и устраивает Полиграфа Полиграфыча на должность заведующего подотделом очистки города Москвы от бродячих животных.

Да, он действительно нашел себе дело по душе. Его заветная мечта – “душить, душить” котов сбылась и приобрела огромный размах. Автор показывает, как после назначения на начальническую должность изменяются и внешний вид, и его манеры. Теперь он звонит в дверь не боязливо, а уверенно, входит с необычайным достоинством.

Даже в его одежде появились новые говорящие детали: “кожаная куртка с чужого плеча,

ЮлияЗнаток (357) 13 лет назад

Показывая, как происходит эволюция Шарикова, как он постепенно становится все наглее и агрессивнее, Булгаков заставляет читателя, весело смеющегося над комическими ситуациями и остроумными репликами, ощутить страшную опасность шариковщины, этого нового социального явления, которое начало зарождаться в 20-е годы.

Революционная власть поощряет стукачество, доносительство, высвобождая самые низменные инстинкты некультурных и необразованных людей. Она дает им ощущение власти над людьми умными, культурными, интеллигентными. Шариковы, дорвавшиеся до власти, представляют страшную угрозу обществу.

Булгаков касается в своей повести и причины их появления.

Если Шариков возник в результате научного опыта профессора Преображенского, то подобные люди с собачьим сердцем могут появиться в результате того рискованного эксперимента, который именовался в нашей стране строительством социализма, эксперимента, огромного по масштабам и очень опасного. Попытка создать новое справедливое общество, воспитать с

ЮлияЗнаток (357) 13 лет назад

воспитать свободного и сознательного человека революционными, то есть насильственными методами, по мнению писателя, была изначально обречена на неудачу.

Ведь стремление “до основания” разрушить старый мир с его вечными общечеловеческими нравственными ценностями и построить жизнь на принципиально новой основе – это значит насильственно вмешаться в естественный ход вещей. Последствия этого вмешательства будут плачевными.

Это понимает Филипп Филиппович, когда горестно размышляет о том, почему его блестящий научный эксперимент породил настоящего монстра, который стал представлять смертельную опасность для всех окружающих. Это произошло потому, что исследователь нарушил законы природы, а этого делать ни в коем случае нельзя.

Повесть Булгакова “Собачье сердце” и в наши дни сохраняет свою актуальность, ибо открытия и пророчества великого писателя помогут нам разобраться в хаосе и неразберихе сегодняшней жизни, не допустить прежних ошибок, чтобы шариковы не стали страшным знамением времени

Сочинение на тему: Нравственные уроки повести М. Булгакова “Собачье сердце”

Нравственные уроки повести М. Булгакова “Собачье сердце”

Сюжет повести “Собачье сердце” основан на принципах научной фантастики. В то же время это одно из тех произведений, которые осмеливались быть “настоящими” и затрагивать происходящие события. М. А.

Булгаков написал его как отклик на культурно-социальную ситуацию в советской России 1920-х годов.

Автор затрагивает не только вопросы революции, судьбу интеллигенции на ее фоне и развитие новой власти, но также проблему нравственности.

Вопросы добра и зла, преступления

и наказания, ответственность за свои деяние и судьбы людей всегда волновали русских писателей.

В повести “Собачье сердце” сопоставляются разные социальные слои и рассматривается их взаимодействие.

С одной стороны, это интеллигенция в лице Профессора Преображенского, которого доктор Борменталь, без преувеличения называет светилом современной медицины.

А с другой стороны – это “новое общество” в лице председателя домкома Швондера и пройдохи Шарикова, которого сам профессор и породил в ходе ошибочного эксперимента.

Этот эксперимент оказался важным и опасным одновременно. Превратив бродячего Пса в человека с придатками бывшего уголовника, профессор не догадывался, чем это может обернуться.

Со временем новое существо не только научилось говорить, но и влилось в класс пролетариев. Товарищ Швондер, как духовный наставник Шарикова, советует ему читать Энгельса, прописаться и требовать часть квартиры у профессора.

Когда Филипп Филлипович осознает свое фиаско, он начинает размышлять о том, как исправить эту чудовищную ошибку.

Вскоре Полиграф Полиграфович Шариков, бывший бродячий пес Шарик, стал воровать личные вещи профессора, устраивать пьяные дебошы, разбивать стекла соседям, волочиться за кухарками, даже устроился на работу в подотдел по отчистке Москвы от бродячих животных и собирался жениться.

Много проблем и неудобств он принес своему создателю, а профессор, казалось бы, все терпел. Последней каплей стал приход людей в милицейской форме с доносом от Шарикова, Швондера и Пеструхина. Тогда Преображенский решился на еще одну операцию по превращению Шарикова обратно в пса.

До последнего профессор видит недопустимость насильственного решения этой проблемы. Только, осознав, что такие индивиды, как Шариков социально опасны и выступают реальной угрозой для культуры, он решается исправить свою ошибку. Он считает, что “разруха не в клозетах, а в головах” и если допустить к власти субъектов из низших слоев, то последует “разруха”.

По его мнению, нельзя получать власть прежде культуры и образования, иначе будут чудовищные последствия. Ведь таких как Шариков в обществе немало. Они лишь имеют человеческий облик, но сердце у них собачье.

А для того, чтобы быть человеком, недостаточно ходить на двух ногах и уметь говорить слова, нужно иметь и моральные убеждения.

(1 votes, average: 5.00

Нравственная проблематика в повести «Собачье сердце»

В этом произведении автор поднимает множество аспектов, имеющих немалое значение для любого человека, в том числе темы добра и зла, совершения преступления и последующего наказания, ответственности личности не только за свои поступки, но и за судьбы других живых существ.

В центре повести находится крупный ученый Преображенский, весьма увлеченный работой над изменением к лучшему физической природы людей, и эпизод, связанный с бездомным псом, для него является лишь одним из многих этапов в деятельности, направленной на то, чтобы сделать жителей планеты более достойными и счастливыми. 

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Профессор является умным, проницательным и вместе с тем действительно высокоморальным и по-настоящему нравственным индивидуумом. Его глубоко возмущает все, что происходит на территории России сразу после революции. По его мнению, жить следует совершенно иначе, и честный, порядочный человек должен, прежде всего, заниматься своим делом и выполнять его максимально усердно.

В среде интеллигентов и ученых Филипп Филиппович действительно пользуется немалым уважением и авторитетом, но он получает от судьбы значительный урок, заставляющий его впоследствии о многом задуматься. 

Фамилия экспериментатора связана с великим чудом Преображения, и именно перед наступлением Рождества профессор приступает к удивительной операции по пересадке собаке Шарику гипофиза человека.

Он сам твердо уверен в том, что совершает поистине святое дело, но писатель смотрит на ситуацию иначе, и при чтении этого эпизода Преображенский напоминает обыкновенного мясника или разбойника, однако никак не настоящего праведника, которым он себя ощущает.

Операция проходит прекрасно, и Борменталь, ученик профессора, искренне предрекает новому открытию блестящее будущее. 

Далее читатели видят, как Шарик внешне действительно превращается в человека, овладевает речью и даже «вливается в пролетарский класс». Но профессор вскоре понимает, что на самом деле он вовсе не добился своей цели, что он сумел лишь «доброго и милейшего» пса трансформировать в обыкновенную «мразь». 

Преображенскому оказывается не под силу выселить отвратительного Шарикова с собственной жилплощади в связи с тогдашним «квартирным вопросом».

Видя, что он создал подлинное чудовище, ученый немедленно возвращает объекту своего опыта исконный, первоначальный собачий облик, и отныне дает себе слово никогда более не проводить подобных экспериментов, не вмешиваться в естественные законы природы. 

По мнению Булгакова, точно так же и в социальной жизни должна происходить постепенная «великая эволюция», а отнюдь не поспешная ломка всего, что складывалось на протяжении столетий, как случилось после революции.

Представитель новой власти Швондер выглядит просто нелепым, жалким и внушающим неприязнь существом, которому остается лишь присоединять к своим сторонникам новых Шариковых и бороться с такими «несознательными гражданами», как Преображенский, отказывающийся уступать принадлежащие ему квадратные метры. 

Финал повести оказывается благополучным. Шарик возвращается к своему существованию «милого пса», Филипп Филиппович также продолжает заниматься наукой и почти не вспоминает об этой истории. Он никогда не задумывается о том, что и интеллигенция, к числу которой принадлежит и Преображенский, отчасти виновата в создавшейся в стране тяжелейшей ситуации.

Революционеры ставят опыты над обществом, как профессор ранее экспериментировал над «природным созданием».

Но ученому даже не приходит в голову, что он фактически не знает реальной жизни, проводя дни и ночи в своей уютной квартире «за тяжелыми шторами».

Писатель постепенно подводит читателей к мысли о том, что в происходящих в мире переменах нет невиновных, что каждый несет ответственность не только за самого себя, но и за судьбы всего человечества. 

Данное произведение весьма актуально и сегодня. Любой человек должен знать о том, что никого невозможно сделать счастливым насильно, против воли, как пытался поступить Преображенский.

Законы морали и нравственности всегда остаются неизменными и незыблемыми, и каждый, кто позволяет себе их нарушать, отвечает за подобные поступки не только перед собственной совестью, но и перед эпохой, в которую ему доводится жить.

Читайте также:  Краткое содержание 17, 18, 19 глав повести Александра Куприна «Поединок»

Урок литературы в 11-м классе по повести М.Булгакова "Собачье сердце" на тему "Каждый человек ответственен за добро и зло"

Цель:

раскрыть многоплановость проблематики повести Булгакова, выявить принципы соединения бытовой конкретики и фантастики в творчестве писателя, показать актуальность произведения, развить умения и навыки анализа прозаического произведения.

Опережающее домашнее задание:

Индивидуальные исследования:

  • История создания повести.
  • Место действия и прототип профессора Преображенского.
  • Смысл названия произведения.
  • Отобрать материал и подготовиться к характеристике образов:
  • 1ряд – пес Шарик и Шариков; 2 ряд – профессор Преображенский;
  • 3 ряд – Швондер и “товарищи”.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Дайте письменный ответ по теории литературы: сатира и ее виды (у доски).

Сатира – вид комического. Предмет изображения – пороки.

  1. Источник – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.
  2. Виды сатиры:
  • Юмор – добрый смех.
  • Ирония – насмешка.
  • Сарказм – едкая, язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Средства сатиры:

  • Гиперболизм – преувеличение,
  • Гротескность – соединение фантастического и реального,
  • Контраст – противопоставление,
  • Реализация метафоры,
  • Несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием.

На прошлом уроке мы познакомились с биографией и художественным миром М. Булгакова. Какие факты биографии произвели на вас впечатление? Назовите известные вам произведения писателя.

2. Сегодня в центре нашего внимания повесть “Собачье сердце”.

Ответьте на вопросы по произведению (викторина).

Какова история создания повести (инд. сообщение)?

3. Аналитическая беседа.

Чтобы понять “двойное дно” повести: сатирический и философский подтекст используем опыт медленного чтения и пойдем вслед за автором.

Учитель читает строки из “Двенадцати” Блока.

Ветер, ветер, На ногах не стоит человек, Ветер, ветер, На всем божьем свете! От здания к зданию Протянут канат, На канате – плакат: “Вся власть Учредительному собранию!” Впереди – сугроб холодный. -Кто в сугробе – выходи!.. Только нищий пес голодный

Ковыляет позади.

Чьи это строки и зачем я их прочитала?

Какие строки повести перекликаются с блоковскими строками. Прием реминисценции. Зачем?

  • Показать масштаб, глобальность происходящего.
  • Опишите Москву, в которой происходит действие.
  • Хаос, разруха, ненависть.
  • Чьими глазами мы видим Москву?

Глазами собаки. Прием внутреннего монолога. Прием отстранения. Узнать характер наблюдателя через восприятие событий и их оценку, спрятать свою оценку событий. Но она видна в авторской иронии.

Это литературная традиция. В каких произведениях повествование ведется от лица собаки?

Пес Шарик. “У, у…” какие чувства вызывает? Каким он вам представляется?

Неглупое существо, умеет оценивать жизнь улицы, быт, нравы, делает выводы, сочувствует барышне, представляет образ хама-хозяина. Ироничный, любознательный, наблюдательный, чувство юмора.

Что противостоит жизни улицы с ее разрухой? Где происходит действие? Кто является благодетелем Шарика?

Контраст

. Пречистенка. Профессор Преображенский – прототип (инд. исследование)

Как Булгаков относится к профессору?

Уважительно, любовно, воплощение уходящей культуры, духа аристократизма, любуется культурой его быта. Булгаков тоже был аристократом, одно время носил монокль.

Какая проблема связана с образом профессора?

Роль русской интеллигенции. Она является интеллектуальным потенциалом общества и влияет на духовную, нравственную атмосферу жизни страны. Булгаков считал интеллигенцию “лучшим слоем общества, ощущая кровную связь с ней.

Как автор относится к пациентам профессора?

Пренебрежительно с иронией, обличает непманов. Средство: несоответствие высокого и низкого.

Случайна ли фамилия Преображенский?

Превращение, церковная фамилия. Начинается в Сочельник (23 декабря по 6 января) Рождество, заканчивается весной, на Пасху. Реминисценция из Библии. Это сатира, пародия на претензии человека вмешиваться в то, что подвластно богу.

  1. С какой целью приводит Шарика?
  2. Совершить научный эксперимент.
  3. Представлял ли он, к чему приведет эксперимент?
  4. Тема ответственности ученого за свое открытие.
  5. Как Булгаков описывает Преображенского в момент операции?

Экспрессивные детали

показывают сатанинский смысл насилия над природой, античеловеческий смысл.

И вот Шарик превращается в Шарикова. Какие приемы использует автор?

Гротеск. Реализация метафоры

: кто был ничем, тот станет всем. Зачем использует фантастическую ситуацию. Помогает понять абсурдность идеи.

Дайте характеристику Шарикова.

Безобразное примитивное существо, ругань, омерзительная внешность. Гротеск служит созданию типического характера. Шариков – нарицательное, агрессивный тупой невежественный.

Как изменилась жизнь Преображенского с появлением Шарикова?

Дом превращается в АД. Тема дома сквозная у Булгакова. Дом – средоточие человеческой жизни. Большевики уничтожили дом как основу семьи, основу человеческого общества.

“Потоп” грозит уничтожить “Вселенную” профессора.

Какие образы связаны с проблемой социального эксперимента?

Эти “товарищи” представлены в образе Швондера. Дайте характеристику этого персонажа.

Формализм, бюрократия, идеолог, “духовный пастырь” Шарикова, несет не меньшую ответственность за человекообразного монстра, натравливает Шарикова на профессора. Реализация метафоры “спустить собаку”. Передал дух эпохи.

Уравниловка = равенству.

Учитель: Ситуация, описанная в “Собачьем сердце”, имеет глубокий подтекст, показывающий социальный смысл эксперимента. Окружающая послереволюционная действительность оказалась крайне плодотворной средой для быстрого развития негативных свойств характера нового человека.

Предостережения Булгакова были рождены озабоченностью писателя формализмом, который грозили разрушением гуманизма, уничтожением личности.

Писатель последовательно проводил мысль о том, что именно сильное личностное или творческое начало может оказать сопротивление законам тоталитарного государства.

Проведите параллель между социальным экспериментом, описанным в антиутопии Замятина “Мы” и булгаковским социальным экспериментом (инд.исследование).

В каких сценах ярко проявляется характер Шарикова?

“Звездный час” – поступление на службу. “Вчера котов душили, душили” – преследование своих – характерная черта всех шариковых. Уничтожают своих, заметая следы собственного происхождения.

Обманул девушку. Чужды стыд, совесть, мораль. Присуши ненависть, злоба.

Сравните Швондера и Преображенского.

Различное: культура – антикультура. Общее: стремление переделать мир.

Швондер – экспроприация. Преображенский – за хорошие деньги обслуживает аморальных людей.

  • Почему профессор вернул Шарикова в прежнее состояние?
  • Понял, что шариковы, сфабрикованные творцами, сядут им на шею, что природа не терпит надругательства над собой.
  • Что б могло произойти, если бы Шариков не вернулся в прежнее состояние?

Каков же смысл названия произведения (Инд. сообщение)?

Актуально ли произведение сегодня?

Сформулируйте проблему повести, отраженную в следующих афоризмах и прокомментируйте ее

  • Нравственность должна быть путеводной звездой науки. С. Буффле
  • Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед. Аристотель
  • Тому, кто не постиг уроки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Ответственность за свои деяния не только научной интеллигенции, но и каждого человека, к тому же если он наделён властью: духовной, политической, экономической и так далее.

4. Итог урока:

Вспомните Достоевского, который не верил, что в один миг можно сделать человека безгрешным и праведным. Он говорил о возможности “выделаться” в человека.

27.04.2009

Сочинение на тему Нравственная проблематика (по повести Собачье сердце : Булгаков Михаил)

В произведении “Собачье сердце” Булгаков поднимает не только вопросы революции и судьбу интеллигенции, но также нравственности. Вопросы добра и зла, преступления и наказания всегда волновали автора.

В повести “Собачье сердце” сопоставляются разные социальные слои. С одной стороны, интеллигенция в лице профессора Преображенского и доктора Борменталя. С другой стороны, “Новое общество” в лице Швондераи Щарикова, которого профессор в ходе эксперимента создао из собаки.

Профессор Перображенский умный, проницательный, высокоморальный и порядочный. Он выполняет свою работу хорошо. Люди уважают его за это.

Профессору удался очень опасный эксперимент: он пересадил гипофиз человека собаке Шарику. Преображенский шел к этому многие годы. В итоге он из доброгопса получил некультурное безнравственное человекоподобное существо с именем, которое придумало само – Полиграф Полиграфович Шариков.

Получив гипофиз от алкоголика с тремя судимостями Шариков перенял от него все привычки, мнения, лексикон.

В квартире профессора он ворует, плюет на пол, грызет семечки и бросает окурки на ковры. Идеалы стремления Шарикова убогие и примитивные. Он хочет сытой жизни и развлечений. Не испытывает нужды в театре. О театре отзывается следющим образом: “дуракаваляние… контрреволюция одна…”

Все попытки профессора перевоспитать оказываются неудачными. Еще хуже становится, когда Шариков понимает, что ему нравится “Новое общество”.

После политического воспитания Швондера Шариков очень просто думает о построении будущего общества: “Взять все да и поделить, а то один в семи комнатах расселился, штанов у него 40 пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет”. Возомнив себя представителем привилегированного класса, Полиграф к станку не пошел работать, а получил руководящую работу.

После этого захотел жениться на моложенькой машинисточке, еще позже решил, что ему нужна собственная жилплощадь, так что профессору придется “уплотниться”. Одним словом,Шариков чувствовал себя хозяином жизни.

Шариков становился социально опсным и агрессивным. Он опасен для интеллигенции, которую считает врагом новой власти. Зная о незащищенности интеллигенции, подлец строчит донос на профессора и угрожает ему револьвером. Все это могло привести к трагичному исходу.

Профессор Преображенский устает и решает провести обратную операцию и человекоподобное существо Шариков превращается в “милого пса” Шарика.

По убеждению профессора, революция оказала негативное воздействие на общественное сознание. К власти пришли люди, которые прежде не были образованы и кльтурны; хамство, тунеядство, воровство стало нормой,а не исключением. Воспитание человека – это длительный эволюцинный процесс.

Ссылка на основную публикацию