Лирический герой в стихотворениях Есенина

Лирический герой Есенина слит с природой, в ней он ощущает свои корни, корни рода человеческого. Природа, по Есенину, полна мифологических символов, как языческих, так и христианских. Мифологические персонажи у Есенина обитают в реальном мире.

  • «В стихах моих, — писал Есенин в 1924 году, — читатель должен главным образом обратить внимание на лирическое чувствование…» Этим «лирическим чувствованием» проникнуто все творчество поэта.
  • Схимник-ветер шагом осторожным
  • Мнет листву по выступам дорожным
  • И целует на рябиновом кусту
  • Язвы красные незримому Христу.
  • («Осень»)

В поэзии Есенина языческое переплетается с христианским, связывая таким образом целые эпохи. Всякий вселенский предмет, становясь символом, достигает общечеловеческого масштаба.

Так, например, клен у Есенина не просто дерево, а «дерево жизни». Об этом поэт пишет в статье «Ключи Марии». Герой, воспринимая мир через символы, ощущает себя в единении с ним.

«Я» героя растворяется в природе, сливается с ней.

  1. Край любимый! Сердцу снятся
  2. Скирды солнца в водах лонных.
  3. Я хотел бы затеряться
  4. В зеленях твоих стозвонных.

Наверное, в каждом стихотворении Есенина сквозной мотив — мотив родины, Руси. Герой размышляет о судьбе Руси, плывущей в мире, как большой корабль. Русь представляется матерью и часто не просто матерью, а Богородицей.

Идет возлюбленная мати

С пречистым ликом на руках.

«Письмо к матери» — это письмо к родине, которую оставляет герой. Чувства, мысли лирического героя Есенин передает через метафору, цвет, запах, звук. Есенинская хата — это образ деревни, конек на крыше «есть знак устремления». Хата же, таким образом, уподобляется колеснице, появляется движение, развитие.

Есенинские цвета — это, в основном, красный, синий, золотой и их оттенки, то есть цвета иконы. Лирический герой через христианское чувствует вечность. Звук колокола также приближает героя к вечному.

Часто упоминаются церковные праздники, даже запахи свидетельствуют о приближении праздника («Пахнет яблоком и медом…»).

Эта строчка ясно говорит о том, что наступает яблочный Спас, и у читателя создается праздничное настроение.

Отношение лирического героя к реальности выражается также через олицетворение природы: «Пригорюнились девушки-ели», «плачет метель, как цыганская скрипка», черемуха «спит в белой накидке»… Лирический герой тонко чувствует деревенскую природу. Не случайно сказано: «Я последний поэт деревни…»

Но у Есенина Русь не определяется только деревней. Постепенно Русь становится железной, городской. Лирический герой оказывается между городом и деревней. Появляется мотив ухода, усталости.

Да, теперь решено без возврата,

  Рассказ Пришвина Кладовая солнца. Пришвин М.

Я покинул родные поля.

И вот «поэт деревни» становится лишь «захожим богомольцем». Герой уходит, хотя вновь стремится возвратиться. Но полное возвращение невозможно. «Заблудший сын» возвращается на пепелище.

Герой переживает мучительный разлад с миром, который усугубляет наступающая революция. Углубляется конфликт между живым и “железным”.

Герой пытается принять новую родину, переосмыслить для себя значение революции.

Приемлю все. Как есть, все принимаю.

  • Готов идти по выбитым следам.
  • Отдам всю душу Октябрю и маю,
  • Но только лиры милой не отдам.

Поэт не может принять революцию, не может отдать ей самого сокровенного. С одной стороны, революция несет в себе железное, грубое начало, с другой стороны — свежесть. С образом революции связан образ Ленина, и, естественно, есенинский герой обращается к нему. Возникает образ Спасителя, Спаса.

  1. Народ стонал.
  2. И в эту жуть
  3. Страна ждала кого-нибудь.
  4. И он пришел.

Разумом лирический герой понимает, что России нужно обновление, но внутренне он не может согласиться с переменами. «Я» героя как бы раздваивается, разрушается. «Конь стальной победил коня живого». В этом и состоит трагедия, — трагедия дисгармонии с миром.

Путь лирического героя — это во многом путь автора. Поэтические строки часто совпадают со строками из есенинских дневников. Мир героя и мир поэта слиты в единый синтез, в котором мы ощущаем противоречивую, драматичную эпоху первой четверти XX века.

Особенности лирического героя поэзии С.А. Есенина

Поэзия Сергея Есенина вобрала в себя все приметы сложного и противоречивого времени, в которое выпало жить поэту. Она отразила переживания художника, его чувства, мысли, душу. Можно сказать, что в творчестве поэта в полной мере отразилась трагическая судьба Есенина.

Лирический герой поэзии С. Есенина противоречив и неоднозначен. Он менялся, взрослел, разочаровывался и возрождался вместе с поэтом. Поэтому можно сказать, что лирический герой поэзии Есенина во многом автобиографичен.

Какие особенности, яркие черты привлекают наше внимание в герое стихов Есенина? Прежде всего, на мой взгляд, необъятная любовь к Родине, к своему краю. Начиная с самых ранних произведений, лирический герой Есенина признается в любви к «рязанским раздольям». Он чувствует себя частью родной природы, его частицей, жизнь без которой для себя не мыслит:

  • Хорошо и тепло,
  • Как зимой у печки.
  • И березы стоят,
  • Как большие свечки.

Больше того, для лирического героя Есенина красота родной природы сливается с красотой размеренной деревенской жизни. Для него все это едино, все это – его Родина, его корни. Связь с родной землей потерять невозможно. Это все равно, что забыть свою семью, своих родителей. Это влечет за собой неминуемую смерть, гибель души.

Лирический герой Есенина очень эмоционален. Это духовно богатый человек, способный на глубокие и сильные чувства. Любовь в его жизни играет огромную роль. Можно сказать, что она дает герою силы жить и творить. Но часто радость от любви сливается у него с горечью, тоской, тревогой (И пускай со звонами плачут глухари. Есть тоска веселая в алостях зари).

  1. Удивительно, что даже чувство любви к женщине переплетается у лирического героя с чувством любви к родине. И в минуты высшего счастья тоска по Родине не покидает его:
  2. Шаганэ ты моя, Шаганэ!
  3. Там, на севере, девушка тоже,
  4. На тебя она страшно похожа,
  5. Может, думает обо мне…

Герой Есенина не всегда счастлив в любви. Часто это чувство приносит ему боль, разочарование, обиду. Не всегда герой может все расставить по своим местам, попросить прощения у возлюбленной. Тяжесть и раскаяние гнетут его душу. В таком состоянии он часто заливает свою тоску в кабаках, в компании случайных спутников:

  • Сыпь, гармоника. Скука… Скука…
  • Гармонист пальцы льет волной.
  • Пей со мною, паршивая сука,
  • Пей со мной.

Душевная боль героя часто выливается в скандалы, потасовки, драки. У него плохая репутация, его сторонятся «приличные» люди. Но сам герой не долго переживает по этому поводу.

С возрастом, со временем он понимает, что не нужно «разбрасываться», растрачивать себя на всякие пустяки, которые многие люди считают важными вещами.

Лирический герой уверен, что наконец-то «прояснилась омуть в сердце мглистом».

Все чаще и чаще герой начинает задумываться о своей жизни, начинает оглядываться назад. Мысли и чувства его противоречивы. Печально, что негативных среди них намного больше, чем позитивных. Герой не может найти и понять своего места в жизни.

Его ранимой душе нет счастья в городе, но и родная деревня уже не радует, не несет успокоения. События революции 1917 года все перевернули, поставили с ног на голову. «Деревянная Русь» безвозвратно уходит в прошлое.

На деревню железной поступью наступает индустриализация, уничтожая сами основы русского села, изменяя мировоззрение крестьян, их душу. Все это наводит лирического героя на грустные размышления:

  1. Нет любви ни к деревне, ни к городу,
  2. Как же смог я ее донести?
  3. Брошу все. Отпущу себе бороду
  4. И бродягой пойду по Руси.

Но все же, несмотря на все противоречия и душевные метания, лирический герой приходит к некой гармонии. Ему удается справиться со всеми противоречиями, постичь высшие законы, понять смысл человеческой жизни.

Можно сказать, что герой Есенина всегда юн душой, поэтому взросление, зрелость он воспринимает очень болезненно. Возраст заставляет его оглянуться назад, подвести некие итоги. Не сразу, но ему все же удается принять и понять законы Вселенной, оценить себя и свою жизнь, найти, пусть и с примесью печали, свое успокоение:

  • Все мы, все мы в этом мире тленны,
  • Тихо льется с кленов листьев медь…
  • Будь же ты вовек благословенно,
  • Что пришло процвесть и умереть.

Лирический герой поэзии С.А.Есенина

    Сергей Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии. Как свидетельствуют биографы, он рос озорным мальчишкой и мало чем отличался от своих сверстников. Стихи начал писать очень рано, лет с девяти.

Наиболее известно его раннее стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…». Яркие, светлые образы, первые сердечные переживания, описание того родного и близкого, что окружало молодого поэта… И это все не скрыто за туманной вуалью слов и фраз, а выражено прямо и откровенно.

Жизнь еще неизведана, она еще не бьет и не калечит душу и чувства: 

  •     Только мне не плачется – на душе светло.
  •     Одной из отличительных черт характера есенинского лирического героя была открытость. Зачастую она оборачивалась жестокими ударами и незаживающими ранами души для самого поэта: 
  •     Вот такой, какой есть, 

    Никому ни в чем не уважу.     Золотую плету я песнь    А лицо иногда в саже.

    Лирику Есенина отличает автобиографичность. Читая его стихи, можно по крупицам составить представление о жизни поэта. Лирического героя, как и самого Есенина, потрепала жизнь.

Она наносила такие удары, справиться с которыми было практически невозможно.

И тогда, ненавидя себя за свою слабость, презирая окружающую его нечисть, он погружался в глубокую депрессию, заливая боль вином и выплескивая чувства на бумагу: 

    Друг мой, друг мой, 

    Я очень болен    Сам не знаю, откуда взялась эта боль.    То ли ветер свистит    Над пустым и безлюдным полем,    То ль, как рощу в сентябрь,    Осыпает мозги алкоголь. 

    Чувство большой любви связало лирического героя Есенина с родной рязанской землей, не только ставшей его колыбелью, но и подарившей массу поэтических образов: и весенние зори, и плеск волны, и серебристую луну, и шелест тростника, и бешеный рев вьюги, и необъятную небесную синь, и голубую гладь озер, и запах смолистой сосны, и свежие копны, и рыжие стога. Все это составило многоцветный и многозвучный мир, который с раннего детства впитывал в себя будущий поэт: 

Читайте также:  Анализ стихотворения «Невыразимое» (В. Жуковский)

    Я буду воспевать 

    Всем существом в поэте    Шестую часть земли    С названьем кратким     «Русь»

    Лирический герой поэзии Есенина предстает перед читателями верным сыном своей Родины, восхищающимся ее «сказочными» уголками, где «благостно и свято», где «хаты, в ризах образа», а «ивы кроткие монашки».

Есенину дорога Россия в любом ее проявлении: и сверкающая, переливающаяся всеми цветами радуги, и пустынная, одинокая, тусклая и заброшенная.

Герой выражает свое неподдельное чувство любви к родному краю, говоря:

    Черная, потом пропахшая выть,

    Как мне тебя не ласкать, не любить?

    Картины, создаваемые поэтом – это, конечно, утопия, земля мечты. Вот почему уже в стихотворении «Иорданская голубица» так четко звучит мотив потерянности и неопределенности. Есенинский герой ждет перемен, но не знает об их последствиях.

Его терзают сомнения: с одной стороны, находится вера в близкое светлое будущее («слышу в тумане я светлую весть»); с другой – лебедь с грустью в глазах, олицетворяющий «отчалившую» в небе плачущую Русь.

Так безжалостно рушились мечты героя о счастье, вселенском рае и справедливости, доказывая тем самым, что революция не оправдала возложенных на нее надежд, не стала всеобщим спасением и проводником в мир благоденствия. 

    Преображение лирического героя отображено в цикле «Персидские мотивы», где в атмосфере сказочного Востока и пленящей экзотики он стремится обрести утраченную гармонию через великую силу любви. Каждое стихотворение этого периода напоминает исповедь, полную переживаний и раздумий о прошлой жизни, о пережитом. 

    Вне России Сергей Есенин не мыслит себя, но сначала чувство Родины у него было почти неосознанным, детским и безмятежным. Оно было почти животным в своей «неизреченности»:

    Там где капустные грядки

    Красной водой поливает восход,     Кленочек маленький матки    Зеленое вымя сосет.

    Лирический герой Сергея Есенина, ставший двойником, отражением поэта, прошел свой путь в постоянных исканиях и, что самое главное, в постоянных разочарованиях. Сергей Есенин называет себя последним поэтом деревни:

    Я последний поэт деревни,

    Скромен в песнях дощатый мост.    За прощальной стою обедней    Кадящих листвою берез. 

    Есенин не мыслил свою жизнь и без любви. Любовь питала его, давала надежду, являлась движущей силой его таланта. Будучи очень конкретным в описании своих сердечных переживаний, он умел сказать о чувстве так, чтобы даже у нелюбимой женщины защемило сердце:

    Дорогая, сядем рядом, 

    Поглядим в глаза друг другу,    Я хочу под кротким взглядом    Слушать чувственную вьюгу.

    Таким образом, Есенин обращался к разным сторонам жизни. В своих стихотворениях поэт часто неразделим с лирическим героем. Они едины в своем порыве, любви, ненависти, восхищении. Пусть С.Есенин и приходил к разочарованиям, но в своих стихах он всегда оставался оптимистом: 

    Не губить пришли мы в мире, 

    А любить и верить.

Лирический герой Есенина: от инока к хулигану

Лирический герой – это биографически и психологически очерченный носитель переживания, выражаемого в лирике.

Лирическая система Есенина

Впервые термин «лирический герой» был введен в 1921 году Ю. Н. Тыняновым.

Определение 1

Под этим термином понимается художественный двойник автора-поэта, который возникает из текста лирических композиций как жизненная роль, четко очерченная фигура, обладающая индивидуальностью судьбы, определенностью, а также психологической отчетливостью внутреннего мира.

Образ лирического героя в лирической системе Сергея Есенина отличается чрезвычайной эмоциональностью, противоречивостью, ему свойственный нежнейшие, тончайшие движения души, и одновременно с этим – слава хулигана и скандалиста. Лирический герой Есенина близок к самому поэту.

В его творчестве, как в творчестве многих поэтов, он не просто тесно связан с автором мироотношением, духовным и биографическим опытом, манерой речи, но очень часто он оказывается от него неотличимым. Именно это качество является родовой особенностью лирики.

То есть лирика в основном автопсихологична.

Поэзия Сергея Есенина является одной из самых автопсихологичных и автобиографичных в отечественной литературе. Практически все произведения поэта пронизаны автобиографическими мотивами. Об этом говорит и сам Есенин: “Что касается “автобиографических сведений”, – они в моих стихах”

Поэт родился в деревне, там же прошло и все его детство – он рос в мире природы и поэтому все природное ему особенно дорого. Затем он уезжает в город, отрывается от своей «малой родины» и оказывается в «чужом мире».

Яркий, многоцветный мир поэзии Сергея Есенина тускнеет. В поэзии Есенина практически нет городских пейзажей. Поэт не находит себе места в городе и мечтает возвратиться обратно.

Попытка измениться самому, как-то приспособиться к большому и чужому миру приводит к кризису веры.

Все творчество Есенина – это лирический автобиографический роман. Героем этого романа является образ Поэта, причем поэта мира «деревянного», древнего, деревенского. Трагедия Сергея Есенина – это трагедия русского человека, который вобрал в себя и выразил поэтически народные представления об «Инонии», идеальной стране мужицкого счастья.

Но когда обнажился утопический характер этой мечты, наступил кризис веры, и жизнь стала казаться бессмысленной. В стихах Есенина часто звучит мотив смерти, и по мере приближения поэта к трагической развязке его жизни он усиливается.

Можно утверждать, что источник драмы лирического героя Есенина лежит в психологической сфере, «мифотворческой», в то идеальном для поэта образе России, который не сумел выдержать испытания суровой действительностью.

Лирический герой Есенина

Лирический герой поэзии С. Есенина

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Лирический герой в стихотворениях Есенина

Сергей Есенин – это жемчужина русской поэзии. В своих произведениях молодой поэт отражал свои переживания, мысли и чувства.

Многие стихотворения Сергея Александровича автобиографичны, поэтому наполнены не только любовными переживаниями, но и трагизмом. Проводя параллель между взрослением поэта и его стихами, можно заметить, как росло его творчество.

Даже сам Есенин говорил, что его биографию можно изучать по собственным произведениям.

Что привлекает читателя в творчестве Сергея Есенина? Простота и легкость описываемых событий! Лирический герой Есенина – это он сам, любящий окружающую природу, свою деревню и малую родину.

Это образ «скандалиста и хулигана», простого русского человека.

Есенинские стихи подтверждают, что его лирическому герою свойственна эмоциональность и буйство характера, в то же время многие строки раскрывают все нежность и тончайшие нотки души этого образа.

Любовь к рязанской земле, родине поэта, раскрывается во многих стихотворениях, например, «Тихий ветер. Вечер сине-хмурый…». Именно Есенин является основоположником деревенской поэзии. Благодаря описанию простых бытовых вещей герой, в текстах Есенина, оживает, становится реальным и осязаемым. Читатель представляет красивого, голубоглазого юношу, со светлыми кудрявыми волосами.

Помимо этого, многие стихи раскрывают его нежные чувства к своей матери. Самым узнаваемыми считаются «Письмо матери» и «Разбуди меня завтра рано…». Именно в этих произведениях автор показывает лирического героя, как непутевого, но любящего сына. И здесь читатель становится уверен в том, что лирический герой и Сергей Есенин – это одно и то же лицо.

Прослеживая творческий путь поэта, можно заметить, как меняется его лирика с переездом в город. В стихотворении «Я усталым таким еще не был…» герой начинает грустить по рязанским просторам, его не радуют победы и не огорчают неудачи. Лирический герой становится равнодушен к окружающей его городской суете и общественности. Это относится и к самому автору.

  Философская лирика Тютчева

Несмотря на то, что Есенин, человек эмоциональный и способный на сильные чувства, его любовь не всегда прекрасна и имеет счастливый конец. Все свои любовные переживания автор переносит на бумагу – в стихотворения.

Порой, лирический герой Есенина – это беспробудный пьяница, который заливает свою грусть алкоголем и хождением по кабакам.

В стихотворении «Москва», автор четко расставляет приоритеты, вплетая в строки частички своей непутевой жизни (…Но всю ночь напролёт, до зари, / Я читаю стихи проституткам / И с бандитами жарю спирт…).

Лирический герой Есенина, как и сам автор, всегда юн душой. Это заставляет Сергея Александровича не оглядываться назад и не задумываться о собственном будущем.

Вариант 2

«Мне кажется, я пишу стихи для самых близких», «настоящее искусство возникает там, где между читателем и автором образуется сердечное доверие к друг другу», по этим цитатам С. А. Есенина и М. Горького соответственно можно понять , что лирический герой Есенина – сам Есенин.

  • Все, что написано в его стихах имеет прямое отношение к нему самому: любовь, восхищение, напряженность, тревога, жалость, умиление, думы.
  • Ранняя лирика Есенина пропитана любовью к Родине. Детство в деревне на всю жизнь напоило сердце поэта крестьянской песней и крестьянским восприятием жизни:
  • «Зыбко пенились зори за рощей, Как холстины ползли облака, И туманно по быльнице тощей Меж кустов ворковала река.»

Здесь лирический герой с тихим восторгом вспоминает утренний пейзаж природы. Шум реки сравним с воркованием птиц, свет зари с пеной. Предметы и явления крестьянского быта Есенин воспринимает и передает метафорично и образно «…в хворосте белые веки луны», «…оловом светится лужная голь».

Близок сердцу Есенина кроме быта крестьян и пейзажей Родины, мир животных. Животных поэт любил и жалел: «дряхлая, выпали зубы, свиток годов на рогах» пишет так он о корове, у которой отняли «белоного телка» и «не дали матери сына». «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове» это строка категорично выражает отношение поэта к животным.

В период первой мировой войны обостряется социальная позиция поэта. В чувствах героя все заметнее становится неприятие царского режима, отчужденность от монархического строя и горечь о погибающих напрасно на войне:

«Девушка рисует мертвых на поляне, На груди у мертвых – красные цветы. Нежный шелк выводит храброго героя, Тут герой отважный – принц ее души. Он лежит, сраженный, в жаркой схватке боя, И в узорах кровьи смяты камыши.»

Молодая девушка теряет любимого и поэт горюет об этом.

«Видят они поле – Это поле боя, Сына видит в поле – Павшего героя. На груди широкой Запеклася рана, Сжали руки знамя Вражеского стана.»

Читайте также:  Вкусовая палитра прозы хэмингуэя

Сочувствует Есенин и матерям потерявших сыновей.

В период революции Сергей Александрович принимает всем сердцем октябрь и май. Восхваляет в поэме «Товарищ» образ рабочего.

Пишет еще несколько произведений о народном революционном духе, о справедливости восстаний и беспощадности царской России: «Небесный барабанщик», поэма «Пугачев», и «Песнь о великом походе».

Поэт отрекается от старых устоев и стремится к новому «сокройся, сгинь ты, племя смердящих снов и дум! На каменное темя несем мы звездный шум.» .Поэт ставит себя в один ряд с пролетариями, с восстающими против всякого закрепощения и эксплуатирования, готов делать шаг в будущее, в новый мир.

Послереволюционная политика линии НЭПа сначала ввергает поэта в отчаяние и смущение. В это время он возвращается в Константиново, в котором не был 8 лет, и там видит сильно изменившееся родное село. Поэту кажется, что он не на своем месте, что здесь он не нужен.

Но немного погодя Есенин понимает, что это лишь начало новой жизни. Здесь Есенин становится лириком-философом и мыслит социальные и нравственные проблемы в отношениях деревни и города «уж не село, а вся земля им мать».

Воспоминания о прошлом деревни будят в сердце поэта жажду обновления деревни:

  Пейзажная лирика Некрасова

«Мне теперь по душе иное И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной страны.»

Смерть В. И. Ульянова воспринимается поэтом тяжело. Несколько часов проводит он в Колонном зале у гроба вождя.

Зимой 1921-1922 Есенин задумывает поэму, в которой одним из главных лиц должен был быть Ленин.

Есенин хочет написать о масштабности, простоте и человечности Ленина, «капитана, который открыл для мира, наконец, никем невиданную сушу». Так в поэме «Анна Снегина» есть афористичное высказывание:

«Скажи, Кто такое Ленин? Я тихо ответил: Он – вы.»

После, в 1922-1923 годах, сильное влияние на Есенина оказывает поездка за границу. В свободно дышащей Европе Есенин почти ничего не пишет, кроме писем. Там он задумывает пьесу «Страна негодяев» и пишет драматические строки «Москвы кабацкой».

По возвращении поэта охватывает страсть работать, создавать новое и 1924-1925 годы становятся годами, насыщенными творческой работой. Он сочиняет вдвое больше стихотворений нежели за 6 лет до этого.

Есенин утверждает лирику в революционную эпоху, прокладывает путь молодой советской поэзии. Условные образы лирика воспринимались читателем, как выражение свежести чувств.

Три цвета лирики Есенина постоянно фигурируют в его произведениях: «золотые далекие дали», «синий плат небес», «да, мне нравилась девушка белом, но теперь я люблю в голубом».

Лирический герой честен «я сердцем никогда не лгу» сам пишет о себе поэт.

Есенин ушел из жизни преждевременно, но уже в 20-30 е годы его традиции получили развитие в творчестве М. Исаковского, А. Прокофьева, П. Васильева и Б. Корнилова.

Другие сочинения: ← Отзыв о рассказе Срезал Шукшина↑ ДругиеО чем мечтают герои русской литературы? →

Лирическая система Есенина

Впервые термин «лирический герой» был введен в 1921 году Ю. Н. Тыняновым.

Определение 1

Под этим термином понимается художественный двойник автора-поэта, который возникает из текста лирических композиций как жизненная роль, четко очерченная фигура, обладающая индивидуальностью судьбы, определенностью, а также психологической отчетливостью внутреннего мира.

Образ лирического героя в лирической системе Сергея Есенина отличается чрезвычайной эмоциональностью, противоречивостью, ему свойственный нежнейшие, тончайшие движения души, и одновременно с этим – слава хулигана и скандалиста. Лирический герой Есенина близок к самому поэту.

В его творчестве, как в творчестве многих поэтов, он не просто тесно связан с автором мироотношением, духовным и биографическим опытом, манерой речи, но очень часто он оказывается от него неотличимым. Именно это качество является родовой особенностью лирики.

То есть лирика в основном автопсихологична.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Лирический герой Есенина: от инока к хулигану 410 руб.
  • Реферат Лирический герой Есенина: от инока к хулигану 250 руб.
  • Контрольная работа Лирический герой Есенина: от инока к хулигану 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Поэзия Сергея Есенина является одной из самых автопсихологичных и автобиографичных в отечественной литературе. Практически все произведения поэта пронизаны автобиографическими мотивами. Об этом говорит и сам Есенин: «Что касается “автобиографических сведений”, – они в моих стихах»

Поэт родился в деревне, там же прошло и все его детство – он рос в мире природы и поэтому все природное ему особенно дорого. Затем он уезжает в город, отрывается от своей «малой родины» и оказывается в «чужом мире».

Яркий, многоцветный мир поэзии Сергея Есенина тускнеет. В поэзии Есенина практически нет городских пейзажей. Поэт не находит себе места в городе и мечтает возвратиться обратно.

Попытка измениться самому, как-то приспособиться к большому и чужому миру приводит к кризису веры.

Все творчество Есенина – это лирический автобиографический роман. Героем этого романа является образ Поэта, причем поэта мира «деревянного», древнего, деревенского. Трагедия Сергея Есенина – это трагедия русского человека, который вобрал в себя и выразил поэтически народные представления об «Инонии», идеальной стране мужицкого счастья.

Но когда обнажился утопический характер этой мечты, наступил кризис веры, и жизнь стала казаться бессмысленной. В стихах Есенина часто звучит мотив смерти, и по мере приближения поэта к трагической развязке его жизни он усиливается.

Можно утверждать, что источник драмы лирического героя Есенина лежит в психологической сфере, «мифотворческой», в то идеальном для поэта образе России, который не сумел выдержать испытания суровой действительностью.

  1. Лень читать?
  2. Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
  3. Задать вопрос

«Особенности лирического героя поэзии С. А. Есенина»

Поэзия Сергея Есенина вобрала в себя все приметы сложного и противоречивого времени, в которое выпало жить поэту. Она отразила переживания художника, его чувства, мысли, душу. Можно сказать, что в творчестве поэта в полной мере отразилась трагическая судьба Есенина. Лирический герой поэзии С. Есенина противоречив и неоднозначен.

Он менялся, взрослел, разочаровывался и возрождался вместе с поэтом. Поэтому можно сказать, что лирический герой поэзии Есенина во многом автобиографичен. Какие особенности, яркие черты привлекают наше внимание в герое стихов Есенина? Прежде всего, на мой взгляд, необъятная любовь к Родине, к своему краю.

Начиная с самых ранних произведений, лирический герой Есенина признается в любви к «рязанским раздольям». Он чувствует себя частью родной природы, его частицей, жизнь без которой для себя не мыслит: Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки.

Больше того, для лирического героя Есенина красота родной природы сливается с красотой размеренной деревенской жизни. Для него все это едино, все это — его Родина, его корни. Связь с родной землей потерять невозможно. Это все равно, что забыть свою семью, своих родителей. Это влечет за собой неминуемую смерть, гибель души. Лирический герой Есенина очень эмоционален.

Это духовно богатый человек, способный на глубокие и сильные чувства. Любовь в его жизни играет огромную роль. Можно сказать, что она дает герою силы жить и творить. Но часто радость от любви сливается у него с горечью, тоской, тревогой (И пускай со звонами плачут глухари. Есть тоска веселая в алостях зари).

Удивительно, что даже чувство любви к женщине переплетается у лирического героя с чувством любви к родине. И в минуты высшего счастья тоска по Родине не покидает его: Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне… Герой Есенина не всегда счастлив в любви. Часто это чувство приносит ему боль, разочарование, обиду.

Не всегда герой может все расставить по своим местам, попросить прощения у возлюбленной. Тяжесть и раскаяние гнетут его душу. В таком состоянии он часто заливает свою тоску в кабаках, в компании случайных спутников: Сыпь, гармоника. Скука… Скука… Гармонист пальцы льет волной. Пей со мною, паршивая сука, Пей со мной.

Душевная боль героя часто выливается в скандалы, потасовки, драки. У него плохая репутация, его сторонятся «приличные» люди. Но сам герой не долго переживает по этому поводу. С возрастом, со временем он понимает, что не нужно «разбрасываться», растрачивать себя на всякие пустяки, которые многие люди считают важными вещами.

Лирический герой уверен, что наконец-то «прояснилась омуть в сердце мглистом». Все чаще и чаще герой начинает задумываться о своей жизни, начинает оглядываться назад. Мысли и чувства его противоречивы. Печально, что негативных среди них намного больше, чем позитивных. Герой не может найти и понять своего места в жизни.

Его ранимой душе нет счастья в городе, но и родная деревня уже не радует, не несет успокоения. События революции 1917 года все перевернули, поставили с ног на голову. «Деревянная Русь» безвозвратно уходит в прошлое. На деревню железной поступью наступает индустриализация, уничтожая сами основы русского села, изменяя мировоззрение крестьян, их душу.

Все это наводит лирического героя на грустные размышления: Нет любви ни к деревне, ни к городу, Как же смог я ее донести? Брошу все. Отпущу себе бороду И бродягой пойду по Руси. Но все же, несмотря на все противоречия и душевные метания, лирический герой приходит к некой гармонии.

Ему удается справиться со всеми противоречиями, постичь высшие законы, понять смысл человеческой жизни. Можно сказать, что герой Есенина всегда юн душой, поэтому взросление, зрелость он воспринимает очень болезненно. Возраст заставляет его оглянуться назад, подвести некие итоги. Не сразу, но ему все же удается принять и понять законы Вселенной, оценить себя и свою жизнь, найти, пусть и с примесью печали, свое успокоение: Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Читайте также:  Сон Татьяны в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Методическая разработка урока литературы по теме: «Лирический герой Сергея Есенина»

  • ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
  • Государственное автономное образовательное учреждение
  • среднего профессионального образования
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24
  • Методическая разработка урока по литературе
  • Тема: «Лирический герой Сергея Есенина»
  • Преподаватель
  • русского языка и литературы

М.В.Ерко

  1. Москва 2014
  2. План урока
  3. Тема: «Лирический герой Сергея Есенина»
  4. Цель урока:
  1. Рассмотреть способ выражения мыслей и чувств поэта через лирического героя

  2. Познакомить с особенностями творческого метода поэта, показать народность творчества поэта

  3. Развить навык устной речи обучающихся, навык самостоятельного анализа лирического произведения.

  • Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
  • Вид урока: урок – презентация.
  • Ход урока.
  • 1. Оргмомент

На слайде видеоотрывок (начало фильма) и запись стихотворения «Разбуди меня рано, на заре…»

2. Основная часть урока

2.1. Вступительное слово преподавателя.

Уйдя из жизни в тридцать лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. В поэзии Есенина нас покоряет и захватывает в песенный плен удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с эмоциональной душевностью.

На сегодняшнем уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством этого замечательного русского поэта, который несмотря на кажущуюся внешнюю простоту и доступность, наверное, один из самых сложных поэтов ХХ века, потому что он один из самых «русских» поэтов, глубоко укоренных в национальной русской психологии.

2.2. Знакомство с темой и целями урока (обратить внимание на домашнее задание опережающего характера — сочинение-миниатюра «Мой Есенин»)

2.3. Определение термина «лирический герой».

  1. Термин «лирический герой» введен Юрием Николаевичем Тыняновым (русский писатель, литературовед) в 1921 году, и под ним понимается психологически, биографически очерченный носитель переживания, выраженного в лирике.
  2. (показ слайда, запись в тетради) Лирический герой — художественный «двойник» автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики), как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира.
  3. Вопрос: Можно ли сказать, что лирический герой – это воплощение образа автора?

Но нельзя забывать о том, что основной признак художественного текста — образность. И всякое «я» в художественном произведении, в том числе и «авторское я» – образ.

2.4. Лирический герой в стихотворениях о родной природе и родине.

  • Поэзия Есенина — одна автобиографичных и автопсихологичных в русской литературе ХХ века.
  • Есенин сам всегда говорил: «Что касается «автобиографических сведений, – они в моих стихах».
  • Все есенинское творчество представляет собой как бы лирический автобиографический роман, героем которого является образ поэта — поэта мира деревенского.

Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью ибо все в ней — о России. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве»,- писал Есенин.

На слайде цитата и запись стихотворения «Край любимый…»

Кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу, «изумительную по своей красоте».

Чтение стихотворения «Край любимый! Сердцу снятся…»

Вопрос: Каким мы видим лирического героя в этом стихотворении?

Лирический герой Есенина слит с природой, в ней он ощущает свои корни, корни рода человеческого. «В стихах моих, – писал Есенин в 1924 году, – читатель должен главным образом обратить внимание на лирическое чувствование…». Этим лирическим чувствование проникнуто все творчество поэта.

И еще немаловажное условие состояло в способности увидеть необычное в обыденной крестьянской жизни. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии.

Лирический герой Есенина тонко чувствует деревенскую природу. Не случайно им сказано: «Я последний поэт деревни…»

Вопрос: Что является сквозным мотивом в лирике Есенина?

Мотив Родины, Руси. Герой размышляет о судьбе Руси, плывущей в мире как большой корабль. Русь представляется матерью. А родина потому и любима смертною любовью, что оставленная. Мотив покинутого отчего дома — ведущий в лирике Есенина.

На слайде запись стихотворения «Я покинул родимый дом…» цитата Г.Ф.Городецкого: «… Есенин был единственный из современных поэтов, который подчинил всю свою жизнь писанию стихов. Для него не было никаких иных ценностей в жизни, кроме его стихов…»

Чтение стихотворения «Я покинул родимый дом…»

Поэзия Есенина исповедальная, обнаженная. Есенин всю душу выплескивал в слова, стараясь излечить страдающую душу глубокой искренностью.

Все его стихи — это своеобразное послание от Есенина, настолько они доверительны, интимны, личностны и в тоже время общечеловечны. Есенину требовалось быть услышанным, понятым, прочувствованным.

Сергей Есенин укрепил в литературе «эпистолярный жанр» – жанр лирического письма. «Письмо к матери», «Письмо женщине», «Письмо сестре»…

Чтение стихотворения «Письмо к матери»

Вопрос: Какова основная мысль этого стихотворения? Попробуйте дать его интерпретацию.

  1. «Письмо к матери» – это письмо к родине, которую оставляет герой.
  2. Чтение стихотворения «Я усталым таким еще не был…»
  3. Вопрос: Как автор передает отношение лирического героя к реальности?

Разумом лирический герой понимает, что России нужно обновление, но внутренне он не может согласиться с переменами. Лирический герой Есенина отличается противоречивостью и стихийностью в проявлении чувств.

Широта натуры Есенина, предельная открытость перед людьми, щедрость, с какой он расточал себя, разбрасывая пригоршнями сокровища своей души, ставили его в положение полной незащищенности.

Но у Есенина Русь не определяется только деревней. Постепенно Русь становится железной, городской. Лирический герой оказывается между городом и деревней. Появляется мотив усталости и разочарования. Герой пытается принять новую родину, переосмыслить для себя значение перемен в России.

Выплескивая свою душу в слова, поэт словно исповедуется от стиха к стиху. Глубочайший душевный кризис Есенин лечил стихами и любовью к женщине.

2.5. Лирический герой в любовной лирике.

Чтение стихотворения «Кто я…»

В стихотворении чувствуется высокий эмоциональный накал, душевная сверхобнаженность, какая-то безоглядная удаль — отличительные черты есенинской любовной лирики.

В передаче стихии любовного чувства Есенин глубоко индивидуален. Благодарное приятие лирическим героем Есенина жизни проявляется в отношении к женщине, подруге, любимой. Он умеет даже проститься и расстаться светло:

Любимая с другим любимым,

Быть может, вспомнит обо мне

Как о цветке неповторимом…

Есенинские поэтические строки удивительно музыкальны, недаром написано много замечательных, душевных песен на стихи Есенина.

Слайд с записью песни. Исполнение песни на стихи Есенина.

Вопрос: Как, с помощью каких языковых средств автор передает чувства и мысли лирического героя?

Чувства и мысли лирического героя Есенин передает через метафору, цвет, запах, звук. Художественная форма, стилистические средства лучших лирических произведений поэта говорят о народной основе его поэзии, богатстве красок, о силе вложенных в нее чувств.

Тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символам, а к точности и конкретности отличают поэтику Есенина Поэт создает свои оригинальные эпитеты, метафоры, сравнения и образы.

Вопрос: Каково значение цвето-световой палитры в лирике Есенина?

Преобладающие цвета в лирике Есенина — синий, голубой, золотой, серебряный. А красный, синий, золотой и их оттенки – это цвета иконы. Лирический герой через христианское чувствует вечность. Часто краски приглушены, смягчены, а пейзаж словно подернут дымкой:

  • Несказанное, синее, нежное,
  • Тих мой край после бурь, после гроз,
  • И душа моя — поле безбрежное –
  • Дышит запахом меда и роз.
  • Пейзаж Есенина, как правило, не внешний, с точно схваченными деталями, а внутренний — пейзаж души лирического героя.

На слайде специфические черты лирического героя С.Есенина.

Итак, в качестве специфических черт лирического героя можно выделить следующие:

  1. Максимальная приближенность к автору (биография – в основе стихов)

  2. Естественность и исповедальная открытость душевного мира (стихи – «письмо от Есенина»)

  3. Ощущение кровной, смертной связи со всем живым в мире («понятен мне земли глагол»)

  4. Открытость миру, благодарное его принятие, и при этом тоска о «нездешних нивах» и о «той, что в этом мире нет»

2.6. Творческое задание: подобрать подходящие по стилю и смыслу эпитеты с целью создания образа лирического героя.

«Свищет ветер, серебряный ветер…»

Свищет ветер, какой? ветер

В каком? шелесте какого? шума.

  1. В первый раз я в себе заметил:
  2. Так я еще никогда не думал.
  3. Пусть на окошках какая? сырость,
  4. Я не жалею и я не печален,
  5. Мне все равно эта жизнь полюбилась,
  6. Так полюбилась, как будто в начале.
  7. Взгляд ли женщины с какой? улыбкой,
  8. Я уж взволнован: какие плечи!
  9. Тройка ль проскачет дорогой какой?,
  10. Я уже в ней и скачу далече.
  11. О мое счастье и все удачи!
  12. Счастье людское землей любимо.
  13. Тот, кто хоть раз на земле заплачет.
  14. Значит, удача промчалась мимо.

Жить нужно как?, жить нужно как?,

Все принимай, что есть на свете.

Вот почему, как? что сделав?, над рощей

Свищет ветер, какой? ветер.

  1. Выводы. Заключительное слово.

«Судьба» лирического героя Есенина стала отражением судеб, мыслей, чувств, настроений, ожиданий многих и многих его современников.

Путь лирического героя — это во многом путь автора. Поэтические строки часто совпадают со строками из есенинских дневников. Мир героя и мир поэта слиты в единый синтез, в котором мы ощущаем противоречивую, драматичную эпоху первой четверти ХХ века.

«Свищет ветер, серебряный ветер…»

  • Свищет ветер, _______________________ ветер
  • В ______________шелесте ________________ шума.
  • В первый раз я в себе заметил:
  • Так я еще никогда не думал.
  • Пусть на окошках _________________сырость,
  • Я не жалею и я не печален,
  • Мне все равно эта жизнь полюбилась,
  • Так полюбилась, как будто в начале.
  • Взгляд ли женщины с ___________________________ улыбкой,
  • Я уж взволнован: какие плечи!
  • Тройка ль проскачет дорогой __________________________,
  • Я уже в ней и скачу далече.
  • О мое счастье и все удачи!
  • Счастье людское землей любимо.
  • Тот, кто хоть раз на земле заплачет.
  • Значит, удача промчалась мимо.
  • Жить нужно ____________________, жить нужно _______________,
  • Все принимай, что есть на свете.
  • Вот почему, _______________________________ над рощей
  • Свищет ветер, _________________________________ ветер.
Ссылка на основную публикацию