Анализ стихотворения «Невыразимое» (В. Жуковский)

  • Что наш язык земной пред дивною природой?
  • С какой небрежною и легкою свободой
  • Она рассыпала повсюду красоту
  • И разновидное с единством согласила!
  • Но где, какая кисть ее изобразила?
  • Едва-едва одну ее черту
  • С усилием поймать удастся вдохновенью…
  • Но льзя ли в мертвое живое передать?
  • Кто мог создание в словах пересоздать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?..

  1. Святые таинства, лишь сердце знает вас.
  2. Не часто ли в величественный час
  3. Вечернего земли преображенья,
  4. Когда душа смятенная полна
  5. Пророчеством великого виденья
  6. И в беспредельное унесена, —
  7. Спирается в груди болезненное чувство,
  8. Хотим прекрасное в полете удержать,
  9. Ненареченному хотим названье дать —
  10. И обессиленно безмолствует исскуство?
  11. Что видимо очам — сей пламень облаков,
  12. По небу тихому летящих,
  13. Сие дрожанье вод блестящих,
  14. Сии картины берегов
  15. В пожаре пышного заката —
  16. Сии столь яркие черты —
  17. Легко их ловит мысль крылата,
  18. И есть слова для их блестящей красоты.
  19. Но то, что слито с сей блестящей красотою —
  20. Сие столь смутное, волнующее нас,
  21. Сей внемлемый одной душою
  22. Обворожающего глас,
  23. Сие к далекому стремленье,
  24. Сей миновавшего привет
  25. (Как прилетевшее незапно дуновенье
  26. От луга родины, где был когда-то цвет,
  27. Святая молодость, где жило упованье),
  28. Сие шепнувшее душе воспоминанье
  29. О милом радостном и скорбном старины,
  30. Сия сходящая святыня с вышины,
  31. Сие присутствие создателя в созданье —

Какой для них язык?.. Горе? душа летит,

Все необъятное в единый вздох теснятся,

И лишь молчание понятно говорит.

Краткое содержание

Анализ стихотворения «Невыразимое» (В. Жуковский)

С. Грохотова. Соловьиная пора. 2019

Элегия представляет собой монолог лирического героя (поэта). Произведение начинается с риторического вопроса: «Что наш земной язык пред дивною природой?». Задав этот вопрос, романтический герой начинает предаваться рассуждениям перед читателями: «С какой небрежною … свободой Она рассыпала повсюду красоту, и разновидное с единством согласила!».

Затем герой делится с читателями мыслью о том, что любой творец существенно ограничен в своём стремлении выразить словами великолепие природы. Вслед за этой мыслью романтический герой говорит о том, что истинным хранилищем всех ярких и непосредственных впечатлений жизни является душа творца.

В связи с этим поэт сообщает: «Святые таинства, лишь сердце знает вас…». Талантливый художник посредством своего дарования имеет возможность лишь контурно, только внешне обозначить какое-либо  явление, но он не может передать всю глубину его внутренней сути.

Здесь заметны ноты трагизма и беспомощности поэта.

Он уверен: язык, которым общаются люди, не способен сравниться с языком, на котором «говорит» природа. Она всемогуща и абсолютно свободна. Лишь природа одна знает как «рассыпать» красу и привносить ноты гармонии в несовершенный мир людей. Но, при этом, ни одному творцу никогда не понять, кто именно создал саму природу.

Поэт уверяет читателей, что познать природу можно не глазами и не ушами, а только лишь сердцем. В вечернее время, в душе зарождается чувство смятения – это наивная попытка творца «прекрасное в полёте удержать», то есть оставить в своём сердце крупицу природы.

Талантливый поэт способен описать красоту окружающего мира, но он не может передать всю гамму чувств наполняющих сердце в момент её созерцания: каждая душа видит всё по-своему, индивидуально.

В заключительных строках романтический герой делает важный вывод о том, что  природа имеет своего всемогущего творца, создателя. Увидеть его невозможно, но зато можно услышать, находясь в полной тишине.

 История создания

Элегия увидела свет в 1819 г. В год написания этого произведения Жуковский состоял на службе в качестве просветителя при царском дворе и являлся учителем цесаревича Александра Второго.

Столь ответственная должность требовала от поэта способности к глубоким рассуждениям на самые различные темы.

Поэтому практически все произведения, относящиеся к данному временному периоду, были посвящены мировоззренческим вопросам, проблемам природы, искусства, сути поэтического творчества.

Многие специалисты уверены, что история появления данной элегии связана с посланием Жуковского, адресованным самой императрице. Послание это носило говорящее название: «Подробный отчёт о луне».

Оно было написано под заказ, поэтому Жуковский не раз признавался, что писал «Отчёт…» без единого грамма вдохновения. Именно это явилось импульсом к началу размышлений над процессом творчества.

Эти размышления спустя несколько месяцев нашли своё отражение в замечательной элегии «Невыразимое».

Жанр, направление, размер

Данное произведение относится к жанру элегии: в нём поэт предаётся глубоким размышлениям над экзистенциальной проблемой. Мысли его отличаются невероятной плавностью, размеренностью и грустью. Произведение написано в рамках двух литературных направлений: раннего сентиментализма и позднего романтизма.

Поэтический размер – шестистопный и четырёхстопный ямб. Именно ямб придаёт элегическим строкам эмоцию крайней авторской заинтересованности в решении поставленных вопросов. Этот стихотворный размер помогает Жуковскому призвать читателей на «сеанс» совместного раздумья и поиска ответов.

Налицо все виды рифмовок: перекрёстная, параллельная и кольцевая. Имеются рифмы женские/мужские.

Композиция

С композиционной точки зрения, произведение представляет собой цельный монолог романтического героя. С семантической точки зрения, поэтическое «полотно» можно разделить на две части:

  1. Первая часть – повествование о «святых таинствах» окружающего мира.
  2. Вторая часть – размышления лирического героя на тему искусства.

Если подходить с формальной точки зрения, перед нами целостный поэтический текст, не разделённый на четверостишия.

Образы и символы

В элегии автор противопоставляет друг другу два ключевых образа – романтического героя и природы:

  • образ лирического героя полностью идентичен автору. Герой пребывает в смятенном состоянии и отчаянии. Он находится в поиске единственного оптимального способа донести до другого человека всё то, что чувствует и переживает сам. Герой «до краёв» наполнен чувством вдохновения, мысли его стремятся вырваться наружу, но, к сожалению, подходящей для них формы отображения не существует. Такая форма невыразима, ей невозможно «название дать». Мысль об этом не оставляет герою шанса на покой. Автор предпринимает успешную попытку описать состояние вдохновения лирического героя, называя такое состояние «болезненным чувством»;
  • образ природы – природу лирический герой представляет читателям как непревзойдённую и величественную, способную вызывать чувство восторга своим могуществом. Природа демонстрируется во всём своём великолепии – это и прибрежные пейзажи, и закаты, и моря. Лирический герой стремится донести до читателей всю палитру собственных переживаний, которые обрушиваются на него при виде одинокой сосны, припорошенной снегом, либо при совершении прогулки по лужам под летним дождём.

Темы и настроение

В элегии Жуковский поднимает, и приглашает читателей обсудить, две важных темы:

  1. Тема человека и природы – окружающий мир невероятно прекрасен и совершенен во всех своих проявлениях. Люди с самых древних времён пытаются постичь тайну природы, дать ей название исходя из библейского мировоззрения. За многовековую историю человечество смогло найти наименование многому, но не всему. Основная проблема заключается в том, что человеческий язык мертвеет перед истинными красотами живой природы. Именно по этой причине лирический герой становится немым в момент наивысшего творческого вдохновения.
  2. Тема искусства – в элегии лирический герой передаёт весьма трагический взгляд на поэтическое творчество. Искусство представляется ему бессильным: оно «безмолвствует» перед величием окружающего мира. Трагизм заключается, прежде всего, в том, что свой основной «инструмент» в виде слова творец представляет нежизнеспособным, мёртвым. Он спрашивает: «Но льзя ли в мёртвое живое передать?». По мнению поэта, буквально все произведения искусства меркнут перед естественной красотой природы.

Настроенческий пафос элегии проникнут эмоциями меланхолии, светлой грусти, переживаний о невозможности талантливого человека хоть немного приблизиться к величию, пониманию и совершенству природы.

Основная идея

Основная мысль произведения, которую стремится донести до нас Жуковский, заключается в следующем утверждении: всё прекрасное в жизни быстротечно, но оно не уходит бесследно, а продолжает существовать в человеческой памяти.

Одна лишь человеческая душа может уловить «присутствие создателя в созданье». Посредством обычного земного зрения невозможно увидеть «идеальную» суть вещей, гармонию и красоту.

Чтобы это разглядеть, следует обладать особенным мировосприятием – уметь «видеть сердцем».

Средства выразительности

С целью полноценного раскрытия темы и создания образа природы, автор использует следующие выразительные средства:

  • эпитеты – «душа смятенная», «великое видение», «небо тихое»;
  • метафоры – «она рассыпала повсюду красоту», «святые таинства, лишь сердце знает вас…»;
  • сравнение – «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)»;
  • оксюморон – «И лишь молчание понятно говорит»;
  • олицетворения – «И обессиленно безмолвствует искусство?»;
  • инверсия – «Вечернего земли преображенья»;
  • риторические вопросы – «Невыразимое подвластно ль выраженью?»;
  • архаизмы – «льзя», «глас»;
  • аллитерация – использование звука «Л»: «… легко их ловит мысль крылата».

Анализ стихотворения «Невыразимое» Василия Жуковского

Анализ стихотворения «Невыразимое» (В. Жуковский)

Стихотворение «Невыразимое» Василия Жуковского

Летом 1819 года Василий Андреевич Жуковский в своей переписке с Анной Зонтаг упоминал о том, что ему трудно возвращаться к своей поэзии. Однако, примерно в это время появилось одно из его наиболее известных творений – элегия «Невыразимое». Первым произведение услышал Василий Перовский, выразивший свое восхищение стихотворением.

Примечание. В это время Василий Жуковский был просветителем при дворе и наставником Александра ІІ. В силу своей деятельности, которая требовала от поэта умелых рассуждений и разъяснений, Василий Андреевич проявил себя в философской лирике.

Существует мнение, что история появления этой элегии переплетается с посланием Жуковского императрице «Подробный отчет о луне». Поэт признавался, что «Отчет…» был написан на заказ и без вдохновения. Возможно это и стало поводом для размышлений Василия Жуковского над своим творчеством, которые были отражены в «Невыразимом».

Жанр

Произведение написано в жанре элегии. Автор рассуждает о сути мировоздания. В плавных и размеренных рассуждениях поэта чувствуются грустные мотивы. Стихотворение написано четырех- и шестистопным ямбом с использованием всех видов рифмовки: параллельной, кольцевой и перекрестной. В произведении представлена женская и мужская рифмовка.

Тема

Элегия – монолог лирического героя. Автор рассуждает о необыкновенности и красоте природы. Она свободна и способности ее неограниченны. Природа имеет свойства проявлять красоту и вносить гармонию. Но никому неподвластно познать ее создателя.

Постепенно в своих строках поэт переходит к мыслям об искусстве. Жуковский уверен, что, даже с вдохновением, тяжело передать все прелести и необыкновенность природы. Словами передать все невозможно, но познать ее шансы есть, если научиться видеть сердцем.

Жуковский говорит, что описать внешний вид словами реально, но выразить те чувства, которые испытываются во время соития с природой, он неспособен, хотя бы потому, что каждой душой это воспринимается по-своему.

В заключительных строках автор говорит об ощущении создателя в природе. Выразить это словами нереально, ловить присутствие создателя нужно лично в тишине.

Читайте также:  Сочинение: Суть поэмы Александра Пушкина «Медный всадник»

Композиция

Формально композиция представлена целостным текстом, не поделенным строфами. Создано произведение в виде лирического монолога. Смыслом стихотворение поделено на 2 части:

  • первая часть — герой рассказывает о святости окружающего мира;
  • вторая часть — раздумывает об искусстве.

Средства выразительности

Стараясь раскрыть образ природы, Василием Жуковским были использованы такие средства выразительности:

  • метафоры – «но льзя ли в мертвое живое передать», «она рассыпала повсюду красоту», «святые таинства, лишь сердце знает вас»;
  • эпитеты – «душа смятенная», «болезненное чувство», «дивная природа», «небо тихое»;
  • сравнение – «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)»;
  • парономазия – «Невыразимое подвластно ль выраженью?»

26 сентября 2021 в 02:04

«Невыразимое» анализ стихотворения Жуковского по плану кратко – главная мысль, эпитеты, лирический герой – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

В первой половине XIX века многие поэты творили в духе романтизма. Основоположником его в русском словесном искусстве стал В. А. Жуковский. В его стихотворении «Невыразимое», изучаемом в 9 классе, тоже воплотились черты нового направления. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Невыразимое» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Невыразимое.

История создания – произведение было написано в августе 1819 г., в период, когда поэт часто предавался философским раздумьям над проблемой искусства и природы.

Тема стихотворения – совершенство природы, ее непостижимая сущность и ограниченные возможности искусства.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о «святых таинствах» природы, размышления об искусстве.

  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – шестистопный ямб, некоторые строки второй части написаны четырехстопным ямбом, в тексте представлены все виды рифмовки.
  • Метафоры – «она рассыпала повсюду красоту», «но льзя ли в мертвое живое передать», «святые таинства, лишь сердце знает вас», «сии столь яркие черты – легко их ловит мысль крылата».
  • Эпитеты – «дивная природа», «небрежная и легкая свобода», «душа смятенная», «великое видение», болезненное чувство, «небо тихое», «воды блестящие».
  • Сравнения – «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)».

История создания

«Невыразимое» В. А. Жуковский написал в 1819 г. На момент создания стихотворения Василий Андреевич служил при дворе просветителем и был наставником Александра II.

Должность требовала от поэта рассуждать на разные темы и объяснять вечные истины. Это стало одной из причин появления в его творчестве философских мотивов.

Множество произведений того времени было посвящено проблемам природы и искусства, сущности поэзии.

Исследователи считают, что история создания «Невыразимого» связана с посланием В. Жуковского императрице «Подробный отчёт о луне». «Отчёт…» создавался на заказ и В. Жуковский признавался, что писал без вдохновения. Это стало толчком к раздумьям над творческим процессом, которые спустя пару месяцев отобразились в «Невыразимом».

Тема

Поэт оригинально интерпретировал традиционную для литературы тему сущности природы и особенностей воплощения ее в искусстве. Свои размышления Василий Андреевич подал в монологе лирического героя. Герой считает, что человеческий язык никогда не сравниться природа. Природа свободна и всемогуща. Она способна «рассыпать» красу и вносить в мир гармонию: «разновидное с единством согласила».

Однако никто не способен понять, кто создал саму природу.

Постепенно в монологе лирического «Я» появляются размышления об искусстве.

Мужчина утверждает, что вдохновение способно ловить только отдельные черты окружающего мира, но передать все живое в «мертвых» твореньях человеческого искусства невозможно. В ходе этих размышлений В. А.

Жуковский называет природу «невыразимым». Выразить его нереально, но есть шанс познать окружающий мир, если научится слушать его сердцем.

Лирический герой утверждает, что чувство смятения в душе, появляющееся в вечерний час – это попытка человеческого сердца «прекрасное в полете удержать», то есть оставить в себе частицу природы. Искусство в таких случаях бессильно.

Да, поэт может воспроизвести красоту неба, вод, заката в словах, но он неспособен полно передать чувства, которыми наполнено сердце в момент созерцания сей прелести. Дело в том, что каждая душа воспринимает это видение по-своему.

В последних стихах лирический герой приходит к выводу, что в природе присутствует ее создатель. Это присутствие невозможно выразить словами. Услышать его можно только в тишине.

Главная мысль сконцентрирована в нескольких строках, разбросанных по тексту: «Но льзя ли мертвое в живое передать?

», «Все необъятное в единый вздох теснятся и лишь молчание понятно говорит».

Композиция

Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о «святых таинствах» природы, размышления об искусстве. Формальная композиция произведения – целостный текст, неразделенный на строфы.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как автор размышляет над экзистенциальной проблемой. Его мысли плавные, размеренные, иногда в них проскальзывает грусть. Стихотворный размер – шестистопный и четырехстопный ямб. Автор использует все виды рифмовки: перекрестную АВАВ, параллельную ААВВ и кольцевую АВВА. В произведении представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и создания образа природы В. А. Жуковский использовал средства выразительности.

В тексте есть метафоры – «она рассыпала повсюду красоту», «но льзя ли в мертвое живое передать», «святые таинства, лишь сердце знает вас», «сии столь яркие черты – легко их ловит мысль крылата», эпитеты – «дивная природа», «небрежная и легкая свобода», «душа смятенная», «великое видение», болезненное чувство, «небо тихое», «воды блестящие» и сравнение – «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)». Для донесения идеи важную роль играет парономазия: «Кто мог создание в словах пересоздать?», «Невыразимое подвластно ль выраженью?».

ПредыдущаяСледующая

"Невыразимое" – анализ стихотворения В.А. Жуковского

Время на чтение: 12 минут

История создания

В. А. Жуковский первым из поэтов того времени уделил внимание проблеме невыразимости. Её суть в следующем: мысли и чувства, захлёстывающие человека, бывают настолько сильны и глубоки, что слова оказываются менее красноречивыми, чем безмолвие. Впоследствии к этой теме обращались и другие творцы, например:

  1. Н. С. Гумилев;
  2. Ф. И. Тютчев;
  3. А. С. Пушкин.

Стихотворение было написано в 1819 году, в период, когда поэт жил в Павловске. Оно стало первым после продолжительно перерыва.

Автор написал Анне Зонтаг письмо, в котором посетовал на то, что возвращение к творчеству происходит с трудом. Душевные терзания, мучившие В. А.

Жуковского, имели причину: девушка, которую он страстно любит, сочеталась браком с другим. Возлюбленную звали Маша Протасова.

Хотя поэт пребывал в меланхолии, ему удалось создать одно из прекраснейших произведений эпохи романтизма. Повествование, созданное по канонам романтизма, получилось грустным и наполненным философскими размышлениями.

Первым, кто услышал новое творение, стал друг Василия Андреевича — тёзка Перовский. Приятель остался в полном восторге и порекомендовал поэту как можно скорее опубликовать произведение.

Однако Жуковский не внял совету, в результате стих увидел свет лишь спустя много лет после создания.

Работа над поэтическим произведением ознаменовала переходный период, когда на смену боли, вызванной расставанием с любимой, пришли размышления о природе.

Жуковский восхищался красотой всего, что создано не руками человека, и отчётливо понимал: передать её на словах человеку не дано.

Главная мысль стихотворения заключается в том, что все слова, которые есть на свете, способны передать лишь отдельные оттенки естественного великолепия. Природа неповторима, грациозна и величава, а человек способен разве что «едва-едва её черту с усилием поймать».

В истории создания «Невыразимого» Жуковского есть ещё один интересный аспект. В период творческого расцвета он был наставником Александра Второго, выполняя обязанности придворного просветителя. Находясь на такой должности, поэт должен был всё время совершенствоваться и развивать ораторское искусство. Это способствовало поиску новых направлений в творчестве.

Сюжет и композиция

Идея стихотворения «Невыразимое» Жуковского родилась вскоре после того, как императрица Мария Фёдоровна заказала поэтическое послание «Подробный отчёт о луне».

Поэт выполнил заказ, но в самих стихах признался, что способен изобразить не Луну, а только «тень её одну». Возможно, причиной пессимистического настроя стало то, что произведение было заказным, а значит, писалось не от души.

Как признаётся Жуковский, во время работы над посланием он не испытывал вдохновения.

В первых строках автор задаёт вопрос о том, что значит язык по сравнению с «дивною природой». Это главная риторическая фигура в стихотворении «Невыразимое».

Далее, сам же и отвечает с присущими поэту лирической образностью и философской мудростью.

Чтобы показать читателю разницу между нерукотворным и искусственным, автор сначала воспевает природу, говоря о том, с какой величавой небрежностью рассыпана вокруг невообразимая красота.

Затем он сомневается в том, что «мёртвым» (словами) можно выразить «живое», и вопрошает, кто может «пересоздать» таящиеся в сердце «святые таинства». В центральной части произведения поэт рассказывает о «болезненном чувстве» и «пророчестве», которыми полна душа. Волнение томится в груди, но как его выразить до конца, если это неподвластно искусству?

Завершает поэтическое произведение вывод о том, что лишь «молчание понятно говорит». Душа безмолвно стремится ввысь, и поэт замирает в наслаждении, умиротворённый и вдохновлённый. Значимость молчания оказывается выше безуспешных попыток отобразить совершенное в словах.

При прочтении элегии читатель чувствует атмосферу торжественности благодаря тому, что автор употребил нестандартную композицию. Так рифмуются между собой строки:

  1. первая — со второй;
  2. третья — с шестой;
  3. четвёртая — с пятой.

Одно шестистишие начинает произведение, второе — завершает. Центральная часть произведения — четверостишие, в котором соблюдена перекрёстная рифмовка. Тропы, афористические словосочетания и выражения в стихотворении «Невыразимое»:

  • Оксюморон — «молчание говорит».
  • Эпитеты — «небрежною свободой», «небу тихому», «святые таинства», «величественный час».
  • Метафоры. «Пламень облаков», «рассыпала красоту», «в пожаре заката».
  • Олицетворения. «Искусство безмолвствует», «спирается чувство», «мысль ловит».

Жанр и размер

Элегия «Невыразимое» написана шестистопным ямбом, переходящим в центральной части произведения в четырёхстопный. Такой подход обеспечивает торжественность, величавость и динамизм. Ямб лучше других стихотворных размеров позволяет передать все оттенки переживаний автора. Он как бы призывает читателя поразмышлять над вопросами, которыми задаётся творец. Ямб усиливает выразительность отдельных фраз и стиха в целом. Это легко понять, если прочитать любой отрывок элегии.

Жанр стихотворения — элегия. В переводе с греческого elegos означает «жалостливый напев флейты». Эпоха романтизма ознаменовалась востребованностью этого жанра, так как он идеален для передачи грустных размышлений и тяготеет к философской лирике. В данном случае поэта печалит ограниченность средств, с помощью которых в поэзии выражаются возвышенные чувства.

Читайте также:  Аргументы по направлению «мечта и реальность» для итогового сочинения 2018-2019

Определение проблематики произведения позволяет понять следующее: один из вопросов, волнующих поэта, — его место в искусстве. С помощью элегии ему удаётся во всех красках донести переживания до читателя. В 9 классе, когда изучают «Невыразимое», рассмотрение этого вопроса обязательно нужно внести в план сочинения.

Литературное направление

Раннее творчество Жуковского несёт на себе отпечаток дворянского сентиментализма. Поэзия проникнута сетованиями по поводу ушедших времён, тоской по несбывшимся мечтам и грустно-элегической тональностью. К чудесному и таинственному романтизму Василий Андреевич обращается позже — с 1808 года.

На протяжении почти 20 лет поэт творит в этом жанре, и в 1819 году он пишет «Невыразимое». В элегии тесно переплетаются сентиментализм и романтизм. Признаки последнего — идейный подтекст и философская направленность стихотворения. Можно выделить несколько критериев, позволяющих отнести стихотворение В. А. Жуковского к сентиментализму:

  1. Преклонение перед красотой природы. Поэт приводит читателя к мысли, что человек не может соперничать со стихией в создании прекрасных творений. Изобразительные средства языка способны передать лишь тень естественного великолепия.
  2. Акцент на чувственном впечатлении. Поскольку изобразить детали пейзажа так, чтобы передать их великолепие, невозможно, поэт передаёт чувства, пробуждающиеся в душе в моменты любования природной. Не красота, но то впечатление, которое она производит, становится ведущим мотивом стихотворения.

Характеристика персонажей

В стихотворении «Невыразимое» не один главный герой, как может показаться, а 2: человек и природа. Лирический герой преисполнен противоречивых чувств и ищет способ быть услышанным и понятым. Но в душе творится то, чему невозможно подобрать название, как и не удаётся найти форму, в которую можно облечь природное содержание. Это волнует рассказчика и приводит его в смятение, он взывает к читателю и приглашает его разделить внутренний конфликт.

Чтобы передать силу чувств лирического героя, поэт именует их «болезненными». Так читателю проще понять, что томленье, испытываемое рассказчиком, дарит не только наслаждение, но и страдание, причём они тесно переплетены. Это одна из основных тем, которые затрагиваются на уроке, посвящённом элегии.

Природа в стихотворении противопоставлена человеку. Она предстает гениальным творцом, которому по силам примирить «разновидное с единством». В то время как человек испытывает смятение и душевные терзания, природа величаво безмолвствует, заставляя восхищаться и преклоняться перед недостижимым могуществом стихии.

Темы и смысл

Ключевые темы элегии: искусство, природа и человек. Две тесно переплетены, а третья представлена самостоятельнаой сущностью. Отношения человека и природы показаны через контраст. Людям подвластно многое, и отчасти они сумели покорить стихию, однако в их языке не хватает инструментов, позволяющих воспроизвести то, что было создано без людского участия, или хотя бы отдалённо передать природное великолепие. По сравнению с естественной средой человеческий язык выглядит мёртвым, и никакие попытки дать наименование всем природным творениям не могут этого изменить.

Искусство — ещё одна ключевая тема произведения. Автор излагает читателям весьма пессимистичное отношение к возможностям поэзии и искусства в целом. По мнению В. А. Жуковского, самые талантливые произведения меркнут в сравнении с тем, что по-настоящему прекрасно.

Во времена античности, Возрождения и романтизма отношение к искусству было разным. Также отличались средства изобразительного искусства и цели, которых творцы пытались достичь.

В тот период, когда существовали цивилизации Греции и Рима, высоким искусством считалось такое, в основе которого лежало подражание природной стихии. Когда наступила эпоха Возрождения, отношение человека к своим возможностям немного поменялось.

Поэты и художники уже умели изображать реальность во всех её красках, что давало им основание считать себя творцами и даже гениями.

С наступлением романтизма отношение к реальности и искусству перешло на новый уровень.

Поэты и прозаики столкнулись с потребностью описывать не вещи и явления, а чувства, вызываемые ими, и оказалось, что средства языка не позволяют реализовать творческие идеи в полной мере.

Тютчев в стихотворении «Silentium!» (1829) отметил, что «мысль изреченная есть ложь». По сути, это констатация всё той же невозможности передать словами творческий замысел.

Вербальные средства общения не годятся, чтобы выразить невыразимое, и тогда на помощь приходит молчание, потому что оно бывает красноречивее самых витиеватых речей. Такова главная мысль стихотворного произведения «Невыразимое».

«Невыразимое» (В. Жуковский)

Василий Андреевич Жуковский один из основоположников совершенно нового направления в русской литературе — романтизма.

Его первые стихотворения воплощали в себе романтическую идею двоемирия — реального и воображаемого, действительности и мечты. В числе манифестов русского романтизма — стихотворение «Невыразимое».

Уже название этого произведения парадоксально: невозможно выразить невыразимое, но автора интересует именно оно.

  • Литературное направление: романтизм.
  • Литературный жанр: Автор охарактеризовал жанр как «отрывок» (в силу неразрешимости тех вечных вопросов, которые задаются в стихотворении); можно отнести к элегии.
  • Вид лирики: пейзажная; философская.

Тема

Лирический герой утверждает превосходство природы надо всем, что когда-либо создавал человек: природе легко даётся создать невероятную красоту, тогда как человек очень старается, но может отразить «едва-едва одну её черту».

Искусство (продукт человеческой деятельности) Жуковский характеризует как «мёртвое» в сравнении с живым — естественными шедеврами природы.

Автор говорит о том чувстве, когда хочется отразить подлинную красоту, но передать всю её глубину невозможно.

Описывая прекрасный пейзаж, Жуковский говорит, что слова для этих красот есть, но как отразить то, что духовно наполняет природу, делает её большим, чем возможно постичь? Стихотворение заканчивается строчкой «И лишь молчание понятно говорит».

Метрика

Размер: разностопный ямб. Рифма: перекрёстная.

Тропы и фигуры речи

Эпитеты: «небрежною и лёгкою свободой», «дрожанье вод блестящих», «в пожаре пышного заката», «святая молодость».

Метафоры: «Она рассыпала повсюду красоту», «Легко их ловит мысль крылата».

Олицетворения: «И обессиленно безмолвствует искусство?».

Инверсия: «Вечернего земли преображенья».

Анафоры: «Сие дрожанье вод блестящих», «Сии картины берегов…».

Аллитерация: «л» — «легко их ловит мысль крылата».

Архаические слова: льзя, глас.

Риторические вопросы: «Невыразимое подвластно ль выраженью?..»

Оксюморон: «И лишь молчание понятно говорит».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

В романтизме мир представляется разделённым на две части, и эти части противопоставлены друг другу. Найдите в тексте стихотворения примеры такого противопоставления.

Ответ. Мёртвое — живое («Но льзяли в мёртвое живое передать?»); искусство — природа («Она рассыпала повсюду красоту / И разновидное с единством согласила! / Но где, какая кисть её изобразила?»); слово — реальность («Кто мог создание в словах пересоздать?»); называемое — невыразимое («…Ненаречённому хотим названье дать — и обессиленно безмолвствует искусство?»).

К какому литературному направлению можно отнести стихотворение «Невыразимое»?

Ответ. Стихотворение «Невыразимое» можно отнести к романтическому направлению. Мир природы противопоставлен образу главного героя. Человек бессилен выразить свои мысли и чувства: искусство по определению беспомощно перед лицом подлинной жизни.

Поделиться ссылкой

В.А. Жуковский «Невыразимое»: анализ стихотворения

Основоположником русского романтизма считают Жуковского. Он одним из первых начал работу над произведениями в данном направлении. В духе романтизма писатель создает и свое знаменитое стихотворение Невыразимое, чей анализ рассмотрим ниже.

Невыразимое: краткий анализ

Познакомившись со стихотворением Невыразимое, мы замечаем философские рассуждения поэта, который пытается понять насколько точно можно передать словами красоту окружающей природы.

Устами лирического героя, поэт пытается ответить на вопрос, можно ли словом передать красоту природы, и предлагает порассуждать над данной темой читателю. Согласно мнению писателя, словами не всегда удастся выразить настоящую красоту, которая поражает своей многогранностью.

Жуковский удивляется насколько легко удается природе свободно и небрежно рассыпать красоту. Вот только людям не дано ее увидеть до конца, а тем более передать ее словами. Бывает, что кто-то из поэтических натур заприметит прекрасное, и тут же пытается выразить ее словами.

Но разве можно создание пересоздать? Первозданность природы может увидеть только сердце. Только душа человека открыта для того, чтобы впустить очарование окружающего мира, да только разум редко отзывается на душевные порывы.

Проблемы и невзгоды закрывают разум для красоты и тогда сердце молчит, а душа наполняется скорбью. Слова мертвы, и не способны передать всю прелесть природы. Разве невыразимое возможно выразить? Оказывается можно, но все необъятное и невыразимое, что теснится в едином вздохе, и ту красоту, может передать лишь молчание.

Идея и образы

Обращаясь к идее стихотворения Невыразимое, мы видим лишь одно желание поэта. Он хочет донести до читателя невозможность достойно описать волшебство природных пейзажей, ведь достойных слов еще не придумали. Поэт сообщает нам о несовершенстве человеческого языка, который очень беден в эмоциональном плане.

Да и обычные люди не способны узреть всю красоту, и лишь поэту дана возможность узреть чуть больше в минуты, когда душа полна пророческого виденья. Да и тогда сокровенные и переполняющие чувства невозможно выразить до самого донышка. И тогда становится понятно, насколько значимым может быть молчание. Только в молчаливом созерцании дано человеку в полном объеме насладиться природой.

И в этом заключается идея и главная мысль стихотворения Невыразимое.

Жанр и эпитеты

Если говорить о жанре, то сам писатель определяет его, как отрывок, указывая на неразрешенность извечных вопросов, хотя по сюжетной линии и композиции это вполне завершенное произведение.

В целом философское повествование является элегией, где Жуковский, раскрывая тему человека и природы, тему искусства, поэта и поэзии, рассказывает о своих переживаниях, эмоциях, и видении данной проблемы.

А чтобы точнее передать свои мысли и идею, писатель прибегает к таким художественным средствам, как эпитеты. К тому же мы видим здесь и риторические вопросы, и инверсию, и метафоры, и размышления вслух.

В стихотворении Невыразимое лирический герой противопоставляется природе. Мы видим смятение автора, замечаем его отчаяние оттого, что лирический герой не может подобрать подходящие выражения, чтобы изложить мысли. Он переполнен чувствами от увиденной красоты, но слов подобрать не может и поэтому лирический герой переживает внутренний конфликт.

Природа же в стихотворении предстает величественной и непревзойденной, способной вызвать восторг у каждого.

История создания

Свое знаменитое стихотворение Непознанное Жуковский написал в 1819 году. В это время он служит просветителем при дворе и является наставником Александра Второго.

Многие исследователи считают, что толчком к написанию элегии Невыразимое послужил приказ императрицы, которая потребовала от Жуковского подробный отчет о луне.

Этот отчет на заказ создавался без души и вдохновения, заставив поэта впоследствии рассуждать над творческим процессом в целом. Эти мысли и породили в себе идею написания элегии Невыразимое.

Читайте также:  Сочинение на тему: Жизнь Обломова (Гончаров)

«Невыразимое» Жуковского: краткий анализ, основные идеи произведения :: SYL.ru

«Невыразимое» Жуковского относится к позднему периоду его творчества. И здесь читатель имеет возможность наблюдать не духовные искания юной души, преувеличивающей отрицательные стороны жизни, а вполне осознанный ход мысли зрелого человека. Написано произведение было в 1819 году.

«Невыразимое» Жуковского представляет собой одно из философских размышлений поэта-романтика об удивительном совершенстве природы, а также об ограниченности возможностей человеческого искусства. Жанр данного произведения, который обозначил сам поэт – «отрывок». В действительности стихотворение относится к элегии.

Однако определение поэта говорит не только о том, что авторская мысль в нем не была завершена, но и о наличии комплексных смысловых ассоциаций в произведении.

Мысли поэта

«Невыразимое» Жуковского начинается с риторического вопроса:

Что наш язык земной перед дивною природой?

После этого лирический герой начинает разворачивать обозначенный вопрос перед своими читателями:

С какой небрежною и легкою свободой

  М. Ю. Лермонтов “Ангел”: анализ стихотворения

  • Она рассыпала повсюду красоту
  • И разновидное с единством согласила!
  • Затем следует мысль о том, насколько художник оказывается ограничен в своем стремлении передать всю красоту природы. Это показано в отрывке из «Невыразимого» Жуковского:

Едва-едва одну ее чертуС усилием поймать удастся вдохновенью…Но льзя ли в мертвое живое передать?Кто мог создание в словах пересоздать?Невыразимое подвластно ль выраженью?..Святые таинства, лишь сердце знает вас.

Не часто ли в величественный часВечернего земли преображенья,Когда душа смятенная полнаПророчеством великого виденьяИ в беспредельное унесена,Спирается в груди болезненное чувство,Хотим прекрасное в полете удержать,Ненареченному хотим названье дать —И обессиленно безмолвствует искусство?

Вслед за этими словами раскрывается душа художника, являющаяся единственным хранилищем непосредственных впечатлений, живых переживаний. «Святые таинства, лишь сердце знает вас».

Художник при помощи своего таланта может только внешне обозначить то или иное явление, однако не способен передать внутренней его сути. Здесь сравнительно с ранним творчеством поэта возникают трагические ноты.

Феномен «двоемирия» в произведении

В данном произведении отражается понимание мира, присущее романтизму. Оно выражается посредством феномена «двоемирия»: окружающий мир остается недоступным для человеческого понимания.

За внешними явлениями природы, которые представляются вполне понятными, в действительности скрыта таинственная суть. Постижение ее и является смыслом поэтического искусства. Однако этот процесс требует серьезных душевных усилий, и не каждому человеку оказывается по силам.

Именно это понимание удивительного мира природы и лежит в основе философского стихотворения Жуковского «Невыразимое».

Лирический герой совершенно естественным образом приходит к выводу:

Все необъятное в единый вздох теснится,

И лишь молчание понятно говорит

То, что невозможно выразить при помощи слов, является в жизни более значимым, нежели высказывания о самом себе. Ведь именно это и питает душу поэта самыми светлыми чувствами, делая его жизнь светлее и счастливее. В некоторой степени Жуковский в своем произведении предвосхищает идею Тютчева:

Мысль изреченная есть ложь

Однако главное в стихотворении Жуковского – это главенствующее положение духовности в жизни человека, стремления осмыслить все то прекрасное, что приносит жизнь, бережно относиться к миру природы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и создания образа природы В. А. Жуковский использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры

  Анализ стихотворения Лермонтова “Эпитафия

  1. — «она рассыпала повсюду красоту», «но льзя ли в мертвое живое передать», «святые таинства, лишь сердце знает вас», «сии столь яркие черты — легко их ловит мысль крылата»,эпитеты — «дивная природа», «небрежная и легкая свобода», «душа смятенная», «великое видение», болезненное чувство, «небо тихое», «воды блестящие» и
  2. сравнение
  3. парономазия

— «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)» . Для донесения идеи важную роль играет : «Кто мог создание в словах пересоздать?», «Невыразимое подвластно ль выраженью?».

«Невыразимое» (Отрывок) Василий Жуковский

Что наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною и легкою свободой Она рассыпала повсюду красоту И разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила? Едва-едва одну ее черту С усилием поймать удастся вдохновенью… Но льзя ли в мертвое живое передать? Кто мог создание в словах пересоздать? Невыразимое подвластно ль выраженью?..

Святые таинства, лишь сердце знает вас.

Не часто ли в величественный час Вечернего земли преображенья, Когда душа смятенная полна Пророчеством великого виденья И в беспредельное унесена, — Спирается в груди болезненное чувство, Хотим прекрасное в полете удержать, Ненареченному хотим названье дать — И обессиленно безмолствует исскуство? Что видимо очам — сей пламень облаков, По небу тихому летящих, Сие дрожанье вод блестящих, Сии картины берегов В пожаре пышного заката — Сии столь яркие черты — Легко их ловит мысль крылата, И есть слова для их блестящей красоты. Но то, что слито с сей блестящей красотою — Сие столь смутное, волнующее нас, Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас, Сие к далекому стремленье, Сей миновавшего привет (Как прилетевшее незапно дуновенье От луга родины, где был когда-то цвет, Святая молодость, где жило упованье), Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом радостном и скорбном старины, Сия сходящая святыня с вышины, Сие присутствие создателя в созданье — Какой для них язык?.. Горе? душа летит, Все необъятное в единый вздох теснятся, И лишь молчание понятно говорит.

Средства художественной выразительности

В произведении «Невыразимое» Жуковского используются следующие средства художественной выразительности: во-первых, это риторические вопросы, инверсии, размышления вслух.

Также в стихотворении можно найти и эпитеты: «дивною природою», «блестящей красоты». Есть в произведении и метафора: «пламень облаков», «мысль крылата». Жуковский применяет также и оксюморон.

Например, «в мертвое живое передать».

Главный образ в «Невыразимом» Жуковского – это природа. Она показана во всей ее красоте, недоступности для человеческого познания. Это и образ воды, картины морских берегов, закат. Но также читатель встречается и с лирическим героем.

В стихотворении выражено сожаление о потерянном времени, о своей молодости.

Поэт старается донести до читателя те переживания, которые испытывает сам при виде одиноко стоящей сосны, слегка припорошенной снегом, или же шагая по лужам летним дождем.

Средства выразительности

Стараясь раскрыть образ природы, Василием Жуковским были использованы такие средства выразительности:

  • метафоры – «но льзя ли в мертвое живое передать», «она рассыпала повсюду красоту», «святые таинства, лишь сердце знает вас»;
  • эпитеты – «душа смятенная», «болезненное чувство», «дивная природа», «небо тихое»;
  • сравнение – «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)»;
  • парономазия – «Невыразимое подвластно ль выраженью?»

В первой половине XIX века многие поэты творили в духе романтизма. Основоположником его в русском словесном искусстве стал В. А. Жуковский. В его стихотворении «Невыразимое», изучаемом в 9 классе, тоже воплотились черты нового направления. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Невыразимое» по плану.

О чем сожалеет поэт

В своем стихотворении «Невыразимое» Жуковского поэт восхваляет природу, преклоняется перед ее бескрайней и величественной красотой. Пока еще не придумано таких слов, которые могли бы достойно писать таинственные и полные волшебства природные пейзажи. Поэт сокрушается по поводу того, что язык человека несовершенен, беден в эмоциональном отношении.

Василий Андреевич убежден, что люди не способны усмотреть всю красоту природы. Все, что остается человеку – это довольствоваться некоей малой частью. Невозможно составить целостную картину мира из отдельных частей, которые не связаны друг с другом. Только творческий человек может увидеть немного больше, и данное знание позволяет ему слагать стихи.

Анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое». Как передать словами свои чувства?

Василий Андреевич Жуковский принес в русскую литературу новое направление – романтизм, который в начале XIX века был распространен только в Европе. Поэт оценил простоту и очарование стихов этого жанра и сам создал огромное количество произведений в духе романтизма. Одним из них является стихотворение Жуковского «Невыразимое», написанное в форме элегии летом 1819 года.

Василий Андреевич неоднократно прибегал к такому жанру, поскольку считал, что он точнее всего выражает собственные чувства автора и тайные мысли.

Поэт любил в своих произведениях пофилософствовать, подумать над вопросом сути мироздания.

Анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое» показывает, что даже у этого великого писателя, который был чтецом и учителем при императорском дворе, не хватало словарного запаса, чтобы достоверно передать увиденную им картину.

В своем произведении Василий Андреевич восхваляет природу, преклоняется перед ее небрежной красотой.

Не придумали еще таких слов, которыми можно было бы описать природные явления, окружающие пейзажи – именно об этом говорит анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое».

Автор задает вопрос: «Что наш язык земной пред дивною природой?», он сокрушается по поводу несовершенства русского языка, его эмоциональной бедности, недостатка ярких красок.

Василий Андреевич уверен, что человек не в состоянии увидеть всю красоту окружающего мира, он довольствуется лишь малой частью. Невозможно составить полную картину мироздания из отдельных, не связанных между собой образов и черт.

Лишь творческие личности способны увидеть чуть больше обычного человека, и это знание позволяет им слагать стихи, воспевая величие и роскошь матушки-природы.

Анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое» позволяет уловить сожаление поэта о том, что природа не наделила людей способностью ценить каждый миг и замечать, насколько она красивая и совершенная.

  Анализ стихотворения – Приморский сонет

Поэт убежден, что душа каждого из нас готова впустить в себя прелестный образ рек, полей, лесов, а вот разум не в состоянии отозваться на душевные порывы и перевести чувства в слова.

Восприятие окружающего мира во многом зависит и от настроения человека.

Если он не обременен заботами, то будет восхищаться золотым закатом, летящими по небу облаками, журчанием ручья, но если его разум занимается решением каких-либо проблем, то он пройдет мимо, не замечая окружающей красоты.

Анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое» показывает сожаление автора о безвозвратно утерянном времени. Человек начинает что-то ценить, только когда это теряет, сам Василий Андреевич к серьезным потерям причисляет молодость.

Поэт родился и вырос в одной из деревень Тульской губернии, именно там он открыл для себя красоту природы, научился черпать вдохновение в созерцании бескрайних полей и лугов, зеленых рощ и лесов, голубых рек и озер.

Жуковский «Невыразимое» написал, чтобы передать свое сожаление о невозможности выразить на листе бумаги восхищение окружающим миром, передать красоту пейзажей, донести до читателя чувства, которые сам переживает при виде одинокой сосны, припорошенной снегом, или, вышагивая по лужам под летним дождем.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Ссылка на основную публикацию