Конфликт отцов и детей в романе «Отцы и дети» (И. Тургенев)

Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» — это различие взглядов на политическую, культурную и социальную ситуацию в России во второй половине XIX века. Именно о историческом периоде, в котором разворачивается действие романа, стоит сказать в первую очередь. 

События датируются тысяча восемьсот пятьдесят девятым годом. До одного из важнейших событий в истории России остаётся всего пару лет, а пока для него вовсю созревает почва. Гремят крестьянские восстания, создаются всё новые комиссии, открываются женские училища и вечерние школы. Россия открывается многим западным тенденциям.

Появляются новые научные сообщества, открываются новые, индустриальные производства, строятся железные дороги.

Россия готовится к масштабному событию – отмене крепостного права, основой же антагонизма на политической арене становятся либеральные и демократические силы (забавно, что ни тем, ни тем не пришёлся по душе роман Тургенева, так как обе стороны уличили автора в, якобы, иронических и высмеивающих изображениях в свой адрес).

Именно в этом контексте появляется межпоколенческий конфликт в “Отцах и детях”. Как столкновение консерватизма и прогрессивизма, западных ценностей с устоями российскими.

В романе есть одна примечательная деталь. Несмотря на то, что по поводу принадлежности персонажей к лагерю “отцов” и “детей” существуют некоторые споры, абсолютно очевидно, что к последним относится один лишь герой истории – Евгений Васильевич Базаров.

Базаров – личность крайне спорная и конфликтогенная. С самого начала произведения он выделяется своей независимостью, раскованностью, резкостью и прямотой. Герой пренебрежительно относится к старшим, отталкивает любые идеи, противоречащие его собственным.

Нигилист до мозга костей, Базаров отрицает абсолютно всё, где под “всё” подразумеваются человеческие блага и познание природы через личный опыт, эмпирически. Знаменитый девиз Евгения: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник” наиболее ярко отражает его отношение к миру.

Но у нигилизма Базарова есть важная черта – он направлен вовнутрь. То есть Евгению всё равно, поймут его или нет. Он никогда не скрывает своих убеждений, но и проповедовать их не собирается.

Базаров отрицает культуру и искусство как абсолютно бесполезные элементы, говоря о том, что хороший химик многократно полезней любого поэта. Но чего Базарову не хватает – так это подкрепления собственных позиций аргументацией.

Он отрицает искусство чисто инстинктивно, рефлекторно, совершенно не разбираясь в вопросе. Здесь и всплывает важная черта Базарова – его нигилизм, отрицание эмпиризма и искусства и, как следствие, конфликты с лагерем “отцов” происходят из-за отсутствия в молодом человеке эмпатии.

И действительно, Базаров по ходу произведения показывает свою полную неосведомлённость в литературе, отсутствие дружеских чувств и любого любовного опыта.

Примечательно, что когда эмпатия всё же появляется в жизни Базарова в виде любви к Одинцовой и родителям, внутреннее устройство героя вступает в противоречие с самим собой, так что Евгений довольно примечательно реагирует в обеих ситуациях – гневом непонимания в первой и отрицанием с избеганием во второй.

Нередко противоречия встречаются и в обычных позициях Базарова. Он говорит, что не признаёт никаких авторитетов и во всём убеждается сам, но в то же время заявляет, что его учителя – немецкие учёные. В этом противоречии проявляется важная истина – даже мятежному, ищущему ответы самостоятельно, разуму необходимы наставники.

Немалую роль играет утопизм Базарова. Для него идеальный образ жизни – по ощущениям, а не по принципам. Однако Евгений не осознаёт, что это невозможно. Невозможно это было в девятнадцатом веке, невозможным осталось и в наше время.

Но достаточно о Базарове. Другой важный герой произведения – Аркадий Кирсанов. У него крайне примечательный архетип. Являясь в начале произведения соратником Базарова и предателем для Павла Кирсанова, к концу романа Аркадий диаметрально противоположно меняет свои позиции.

Примечательно, что первый конфликт поколений возникает именно у Аркадия с отцом – Николаем Петровичем.

Однако Аркадий не проходит проверку холодной отстранённостью Базарова и родственными связями с, по сути, идеологическим противником и в конце концов присоединяется к лагерю “Отцов”.

Примечательным персонажем является и сам отец молодого человека – Николай Петрович. Он – заядлый либерал, при этом связи с простым народом боится крайне сильно. Его внутренний конфликт – между основными принципами дворянского чина и любовью к простолюдинке Фенечке.

Забавно, что, по сути своей, разрешившись в пользу любви, этот конфликт приносит ощутимых результатов в борьбе против консерватизма пользы чуть ли не больше, чем весь персонаж Базарова.

Однако, покусившись любовью на собственные устои, Николай Петрович в конце концов остаётся несчастным. 

Не стоит забывать и о родителях Базарова. Они – исключительно положительные образы. Мать – милая старушка, сочетающая веру в Бога с народными суевериями.

Отец – человек искренний, уважаемый своими знакомыми, примечательно, что он даже пытался приобщиться ко взглядам сына, но у него ничего не вышло.

Непосредственными участниками конфликта они не выступают, но отлично помогают раскрытию персонажа Базарова.

И, наконец, рассмотрим личность Павла Петровича – главного представителя лагеря “отцов”. Павел Кирсанов – полная противоположность Базарову.

Сын боевого генерала, окончивший пажеский корпус, он имел красивое лицо и юношескую стройность. Павел Петрович аристократичен, смешлив, самоуверен, не упускает возможности себя побаловать.

Через призму восприятия Базарова Павел Петрович предстаёт “сковывающей, леденящей силой прошлого”. 

Со сторонами конфликта всё ясно. Условия конфликта также предельно понятны. Предметом конфликта становятся взгляды и убеждения по поводу социальных, культурных, научных политических и прочих явлений России девятнадцатого века. Можно переходить к анализу развития конфликта.

Наверное, одна из самых примечательных сторон конфликта в том, что он скорее не из черт характера конкретных персонажей, а именно из-за идеологических расхождений.

Базаров и Павел Петрович, по сути своей, собирательные образы эпохи, в которой события происходят.

Революционер-демократ и дворянин-либерал, они символизируют те противостоящие силы, которые стали главными политико-идеологическими противниками во второй половине девятнадцатого века.

Сама суть будущего конфликта явно прослеживается уже в самом начале романа. На вопрос Кирсановых о том, кто такой Базаров, они получают достаточно однозначный для них ответ – нигилист.

Для Павла Петровича этого оказывается достаточно, ведь в его понимании “нигилист” – это человек, который попросту ничего не признаёт и ничего не уважает. Однако же, истинные взгляды Базарова, разумеется, можно было выяснить лишь из прямого с ним диалога.

Как мы видим, Павел Петрович совершает абсолютно типичную ошибку восприятия – стериотипизацию – частую причину конфликтов. 

Дальнейшее радикальное расхождение во взглядах лишь способствует нарастанию конфликта.

Павел Петрович – человек нравственный, действующий во благо своих аристократичных принципов и свято почитающий их, как основной фактор формирования личности.

Базаров же разрушает эту концепцию своими высказываниями о “громких словах”, замечаниями о том, что принципы Кирсанова расходятся с его делами и общей настроенностью на абсолютный рационализм деятельности. 

Важные разногласия возникают у персонажей по поводу отношения к народу и его обычаям. Павла Петровича народные верования смешанные с религией умиляют, что не слишком удивительно – как всякий аристократ он смотрит на простых людей сверху вниз, тешась “неразумным людом”.

Базарову же, наоборот, эта смесь религии и суеверий отвратительна, так как он, как мы помним, встречался с ней на более личном уровне (в своей матери).

Однако антагонизм базаровских суждений оказывается иррациональным, так как никаких попыток просветить людей он не предпринимает. 

Другое фундаментальное разногласие возникает из отношения персонажей к искусству. Павел Петрович наслаждается им, Базаров – отрицает и презирает. Евгений считает, что искусство лишь размягчает душу и разум, отвлекая от настоящего дела. Здесь фанатичный фатализм Базарова вновь не даёт ему увидеть полную картину мира, существование которого без искусства практически невозможно. 

Именно в ходе этих споров становится очевидно, что персонажи представляют собой идеологически. Павел Петрович – консерватор, не способный на изменения, лишь отстаивающий наследие уходящих дней. Базаров же – хаотичная, разрушительная, неостановимая сила будущего, которая, тем не менее, не стремится создавать что-то новое, а лишь разрушает уже существующее.

В этом контексте очень интересен персонаж Аркадия Кирсанова. Он, по сути своей – олицетворение промежуточного звена, между лагерями.

Да, верным будет причислить его к лагерю “отцов”, но совершенно неверна позиция, которая рассматривает его только лишь как персонажа истории. Аркадий, в какой-то мере – нейтральная сила, человек, до конца не определившийся с выбором идеологического направления.

Как молодой человек, он, разумеется, сперва отдаёт предпочтение прогрессу, но по ходу развития возвращается к традициям. Почему так?

Именно здесь Тургенев даёт мастерское предостережение и наставление всем представителям прогрессивных идей.

Базаров, как раз такой представитель, но идеи его, и, что более важно, их подача – ещё не до конца сформированные, не предлагающие должной замены существующим традициям.

Но, при этом, эти идеи саморефлексирующие, замкнутые, а их преподнесение агрессивно и иррационально. Не удивительно, что Базаров не достигает никаких успехов в своих начинаниях – потому что и начинаний никаких нет.

По мере столкновения эти силы всё больше способствуют эскалации конфликта. Кульминацией же выступает дуэль между Павлом Петровичем и Базаровым. Здесь мы вновь отойдём от самих персонажей и обратимся к тому, что они олицетворяют.

Примечательно здесь то, что инициатором дуэли выступает именно Кирсанов. Традиции, в его лице, стараются отстоять своё право на существование и даже подавить инициативу прогресса.

Но на самой дуэли, несмотря на практически смертельные разногласия, противники не стремятся убить друг друга. И это вовсе не из-за моральных устоев – просто гибель одного из них невозможна. Традиции не могут убить прогресс – он неостановим.

Но и прогресс не может уничтожить традиции – ему нечем их заменить. Однако превосходящую роль прогресса Тургенев всё же подчёркивает – через ранение Павла Петровича.

Однако, затем прогресс, в лице Базарова, сам же приходит условно восстанавливать эти самые традиции.

Конфликт же ничем особо не заканчивается. Тургенев вновь делает достаточно мрачное предостережение – в конце романа Кирсановы остаются консервативными, но всё же несчастными. Базаров же, окончательно предоставленный самому себе, наконец направляет всю свою рефлексию прогресса вовнутрь, чем окончательно добивает себя, в итоге погибая.

Читайте также:  Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад»

Вероятно, нам, как конфликтологам, полагается найти способ разрешения конфликта, но это невозможно. Конфликт Базарова и Кирсановых – куда более глубокий, чем противоречия между личностями.

Он – олицетворение идеологий, политических взглядов, двух диаметрально противоположных систем мировоззрения. Такой конфликт – вечен, потому что не встаёт в формально-определённые рамки отдельных взглядов – он абсолютно универсален.

Его можно было наблюдать в античности, в средневековье, его развитие можно отследить в наши дни и спрогнозировать на будущее, но разрешить его – задача невыполнимая.

Конфликт отцов и детей в романе И.С.Тургенева Отцы и дети Школьные сочинения –

Основной проблемой в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является проблема противоречия поколений, взаимоотношений между отцами и детьми. Тургенев рассматривает это противоречие с двух сторон: с социальной (конфликт аристократов и нигилистов) и с философской (непосредственно конфликт отцов и детей).

Социальный конфликт заключается в противостоянии различных слоев общества: дворянского сословия, отстаивающего существующие порядки, и последователей теории нигилизма, отрицающих авторитеты, принципы и ценности. Тургенев раскрывает это противостояние с помощью образов Павла Петровича Кирсанова, представителя аристократии, и Евгения Васильевича Базарова, типичного нигилиста.

Павел Петрович – дворянин, в прошлом блестящий офицер, пользовавшийся огромным успехом в обществе. Все изменила его трагическая любовь к княгине Р.

После её смерти он лишился надежд на счастье и переехал к брату в Марьино, где сохранил «все привычки светского льва» и аристократические манеры, не характерные для сельской местности: чтение по-английски, привычка одеваться по последней моде, тщательный уход за внешностью и пр. Для Павла Петровича большую ценность представляют собой аристократизм, принципы и устои прошлого века, культура – то, что было ценно для предков.

Евгений Базаров – абсолютная противоположность Павлу Петровичу. Он умен, образован, интересуется естественными науками; обладает жаждой деятельности, стремится совершить нечто великое за свою жизнь, способен к развитию.

Но в то же время Евгений – материалист, самолюбив, высокомерен, циничен, пренебрежительно относится к людям, эгоист, безнравственен. Отрицание прошлого опыта, сведение человеческих отношений к физиологическим инстинктам, беспринципность (в соответствии с теорией нигилизма) подчеркивает минусы Базарова и усугубляет их.

Все то духовное, что всегда было важно для человечества: искусство, любовь, дружба, добро, – не имеет для него никакого значения.

Именно из-за различий во взглядах на мир, в ценностях, в идеях и происходят столкновения этих персонажей, а следовательно, аристократов и нигилистов. То, что считается аристократами основой жизни, нигилистами отрицается как отжившее, больше не являющееся верным и мешающее прогрессу.

Под философским конфликтом Тургенев подразумевает непосредственно конфликт поколений, старшего и младшего. В отношениях Аркадия и его отца, Николая Петровича Кирсанова, почти нет существенных противоречий, между ними есть взаимопонимание, теплота.

Хотя в начале романа Аркадий представлен как единомышленник Базарова, по мере развития событий мы видим, что он гораздо больше похож на отца образом мыслей, и его приверженность к нигилизму не более чем попытка казаться взрослее, увереннее и независимее.

Так же как и для Николая Петровича, для Аркадия важны любовь, семья, дружба – то, что делает человека счастливым.

Отношения Базарова с родителями гораздо запутаннее: с одной стороны, Евгений любит их, хоть и нечасто показывает свои чувства; с другой стороны, Базарову скучно с ними, он не может понять и принять их образ жизни.

И отец, и мать Базарова придерживаются традиционного образа жизни. Евгений хотел, чтобы самые близкие люди разделяли его взгляды и мысли, и они действительно старались это сделать, хотя и безуспешно.

Отсюда и возникла проблема непонимания поколениями друг друга.

Таким образом, Тургенев, сам относящийся к поколению «отцов», тем не менее стоит на стороне Базарова. «Тургенев не любил беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною, и внушает каждому читателю невольное уважение», – говорил Д. Писарев.

Конфликт поколений и его разрешение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Главный конфликт романа И. С. Тургенева – противоречия между «отцами» и «детьми». Название романа часто понимается весьма упрощенно: противоречие между поколениями, конфликт между аристократами и разночинцами. Но содержание романа выходит гораздо шире за рамки обозначенных выше проблем. Философские и психологические проблемы также важны для автора.

Конфликт поколений дается Тургеневым как противостояние Николая Петровича Кирсанова и Аркадия, Павла Петровича Кирсанова и Базарова.

Спор между Аркадием и его отцом проходит более мирно. Николай Петрович – семейный человек, его невозможно представить вне семейного круга. Он – отец, который стремится исполнить свой отцовский долг как можно лучше.

Именно на нем, по мнению Тургенева, должна лежать ответственность за связь поколений. Во имя отцовской любви Николай Петрович готов многим поступиться. Николая Петровича отличает чуткость, терпение, мудрость.

Именно эти качества предотвращают разрыв между отцом и сыном.

Павел Петрович, напротив, высокомерен и горд. Базаров тоже не уступает Кирсанову – он также сильная личность. Оба героя способны подчинять себе других, но сами при этом не попадают под чужое влияние. В чем-то схожи и их биографии: у каждого в жизни была неразделенная, несчастливая любовь. Оба они одиноки, у них нет наследников. Оба героя не умеют слышать других.

Базаров критически относятся к старшему поколению и многое отрицает в нем не потому, что оно старо по возрасту, а потому, что оно старо по духу, по своим жизненным принципам и мировоззрению.

Герои ведут полемику, которая начинается легкими перепалками, затем перерастает в спор, а затем противостояние героев приводит их к барьеру. Очень часто участниками спора движет не стремление к истине, а взаимная нетерпимость, раздражение. Поэтому они не могут справедливо оценить своего оппонента, понять его точку зрения.

Базаров отстаивает теорию «нигилизма»: «…мы действуем в силу того, что признаем полезным …В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Базаров подвергает отрицанию все: искусство («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша ломаного не стоит»), природу как предмет для восхищения («природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»), любовь, и даже…

Павел Петрович пытается уточнить, насколько далеко господин нигилист зашел в своих отрицаниях. И Базаров приводит в ужас своим ответом обоих старших Кирсановых:

  • – Мы отрицаем.
  • – Все?
  • – Все.

– Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…

– Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров.

Читатель лишь может догадываться, что стоит за этим категоричным «все», это и религия, и вера, и даже смерть.

Несмотря на категоричность суждений героя (Базарова), нельзя не заметить интереса и симпатии со стороны Тургенева к своему герою. Он, конечно же, не разделяет позиций Базарова, но по-человечески некоторые заблуждения Базарова вызывают скорее сочувствие Тургенева, нежели осуждение.

Со своей стороны Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. Павел Петрович уверен, что без «принсипов» могут жить лишь безнравственные люди. Сам он под принципами понимает, во-первых, конституцию, прогресс, во-вторых, аристократизм на английский манер, в-третьих, Павел Петрович открыто ненавидит материалистические идеи, разделяя точку зрения эстетов и идеалистов.

В своем романе автор пытается разрешить вечный конфликт двух поколений. С одной стороны, это конфликт возникает из-за непонимания мировоззрения одного поколения другим. С другой стороны, героям не хватает просто человеческой мудрости, терпения и доброты, а также внимания и открытости.

Сам Тургенев утверждает, что жизнь сильнее любой теории, никакая теория не может определять течение жизни. И наконец, автор пытается найти выход из возникшего противостоянии: идеал писателя – жизнь, идущая беспрерывно от прошлого в будущее через настоящее. Самая главная ценность в жизни – любовь отцов к детям.

Молодое поколение наследует лучшее от старшего, а старшее более терпимо относится к наследникам. Только в таком случае возможен диалог поколений.

Конфликт поколений и его разрешение в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Конфликт поколений в романе Отцы и дети Тургенева

«Отцы и дети» – роман, созданный И.С.Тургеневым в 1862 году, в котором раскрывает важную проблему конфликта между поколениями.

Этот вопрос является вечным, но он особенно обостряется в моменты, когда молодое поколение решает изменить старые устои. Проблема выражается в самых различных ситуациях на протяжении всего произведения. Представителями родителей являются Кирсановы и родители Базарова.

Их поколение 40-х годов свято чтит традиции предков и пытается сохранить их для следующего поколения.

Но молодые «шестидесятники» не хотят принимать старое мировоззрение, они боролись против помещичества (время действия романа близко к 1861 — году отмены крепостного права), за равенство и прогресс, за свободное саморазвитие. Они являются представителями демократии.

Основным представителем «новых людей» является Евгений Базаров. Он не признаёт искусство, ему важно, чтоб человек был полезен и практичен для общества: «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным». Смысл жизни Базаров видит в непрерывном труде на благо общества.

Это хорошее качество, но отрицание прекрасного напротив играет в минус «детям». Аркадий заинтересован в нигилизме, он восхищается Базаровым, но сам никогда не станет таким. Молодой Кирсанов романтик, чувственный и мягкий, а его увлечение новейшим учением только поверхностно.

Поэтому его можно назвать представителем «отцов»

Павел Петрович постоянно спорит с Базаровым, пытается вывести его на конфликт. Его поражает, как он может жить без принципов, отрицать любовь, чувства, живопись. Два поколения противопоставлены даже во внешности Павла и Евгения.

Кирсанов описан как мужчина средних лет, идеально выбритый, с белыми воротничками и манжетами, розовыми чистыми ногтями. А Базаров, который ходит в балахоне, с щетиной, совершенно не заботится о внешности, о манерах, у него красные руки рабочего человека.

Столкновения между Павлом Кирсановым и Базаровым играют важную роль для раскрытия сути противоречий поколений. В них раскрываются различные стороны жизни, как видят их и отцы, и дети.

Николай Петрович Кирсанов, в отличие от своего брата, не конфликтует с молодыми. Он понимает страсть Аркадия к чему-то новому, неизведанному и даёт ему время, чтоб он сам «нагулялся» и осознал всё. Он не конфликтует даже в момент, когда сын демонстративно забрал отцовский сборник Пушкина и положил вместо него немецкую книгу «Stoff und Kraft».

Частично конфликта проявляется по приезде Базарова к родителям. Для стариков их сын всё тот же маленький Енюша, они горячо любят его, но боятся спугнуть своей любовью, заботой и чувствами. Сам Евгений же держит себя равнодушным, скрывает чувства, в первую очередь перед Аркадием.

Проблема отцов и детей актуальна и по сей день. Решение этой проблемы зависит от всех людей: если предыдущее поколение будет более терпимо к изменениям и идеям нового, будет принимать и пытаться понимать их. А молодые в то же время будут с уважением относиться к старым традициям.

Читайте также:  Нравственные уроки в повести «собачье сердце»

Сочинение Отцы и дети. Конфликт поколений

Жизнь знаменитого русского писателя И.С. Тургенева, проходила во время зарождения нового типа людей – борца с либерально-демократическими взглядами. Образ, воплотивший в себе все черты, писатель отразил в своем романе «Отцы и дети».

Роман «Отцы и дети» — это роман о необходимости любви – любви сыновьей и отцовской, любви человека к своему народу, любви женщины.

Произведение Тургенева «Отцы и дети» четко выделяет насущные проблемы общества во всякое время развития человечества.

Одна из них – это нехватка родственной любви. Автор ярко показывает конфликт двух поколений. Молодой мыслитель-демократ попадает в гнездо феодалов. Все: от одежды до образа жизни раздражает авторитета в нигилистические взглядах Базарова и его друга-последователя Аркадия. Конфликт аристократа и нигилиста вырывает бесконечную пропасть, из-за которой сын не может сказать своему отцу: «я люблю»

Внешние социально-экономические проблемы раздувают огонь революции. И даже в семье назревает противостояние.

Между аккуратным и воспитанным Павлом Кирсановым и грубым, прямым Базаровым разгорается неприменимым спор. И дело не только в положении героев – аристократ и мужик, а в отличии их взглядов. Молодые люди, того времени брали за правило все отрицать, а феодалы преданы величественному патриархальному русскому народу, который не может жить без веры.

В спорах сталкиваются взгляды о прекрасном: мнение Кирсановых по сути отличаются от он базаровых, он предпочитает оставить Пушкина, который «никуда не годится» и отдать себя науке.

Но в каждом герое присутствует, то что они отрицают – любовь. Базаров высказывал презрение к всему романтичному, но любовь к Анне Сергеевне раскрыло истину в душе несчастного. Чистая душа открывается лишь на смертном одре, ведь в каждом человеке живёт желание любить и быть любимым.

Судьба Кирсанова в отношении любви тоже несчастна. Ради любви он бросил все, перечеркнул жизнь, но потерпел крушение в виде духовной гибели.

В романе показана борьба отживающего и рождающегося. Однако, Тургенев подчеркивает главную мысль – нельзя отбрасывать наследие прошлых поколений, необходимо дополнять их, учиться на ошибках, извлекать уроки и двигаться на благо продвижения вперёд.

«Основной конфликт романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»»

Основной конфликт романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» заключается в идейном столкновении двух «поколений» русского общества: дворянского и разночинно-демократического.

Представителем молодого поколения в романе является разночинец Евгений Базаров, проповедующий нигилизм – учение об отрицании всяких принципов, принятых на веру.

Его идейным противником в идеологическом споре являются братья Кирсановы, которые, по мнению самого автора, представляют собой лучшую часть дворянства того времени. С Николаем Петровичем Кирсановым мы встречаемся на первой странице романа.

«Барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах…» – так рисует его автор. Николай Петрович имеет поместье в двести душ, которое он называет «фермой». Помещик из него получился неважный, несмотря на то, что он ведет хозяйство на новый лад и «размежевался с крестьянами».

Он— нежный и любящий отец, искренне радуется приезду сына. «В кои-то веки дождался я Арка-ши… Я со вчерашнего дня и насмотреться на него не успел». Во время жизни с сыном в Петербурге отец старается заводить знакомства с молодыми товарищами, но увлечения Аркадия Базаровым и его идеями он не понимает. «Но отвергать поэзию? – подумал он опять. – Не сочувствовать художеству, природе?»

Николай Петрович любит помечтать, читает Пушкина, играет на виолончели и восторгается природой – одним словом, живет чувствами.

А Базаров высмеивает это: «Удивительное дело… — эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения… ну, равновесие и нарушено».

У Николая Петровича, в отличие от его брата Павла Петровича, мягкий характер, он многое прощает Базарову и даже защищает его: «Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умен и знающ».

Павел Петрович является во многом противоположностью своему брату. Он, бывший светский лев, также живет чувствами. Но если Николаю Петровичу любовь дает счастье и смысл жизни, то в судьбе Павла Петровича любовь к княгине Р. сыграла роковую роль.

Отличают его от брата и такие качества, как высокомерие, самоуверенность и насмешливость. Павел Петрович – аристократ до мозга костей. Он всегда безупречно одет и выбрит, надушен великолепным одеколоном.

Автор так описывает старшего брата Кирсанова:

«…Человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки… На вид ему было лет сорок пять; его красиво остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно привлекательное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной…»

Павел Петрович стоит на славянофильских позициях, но при этом одевается в английский костюм, а при разговоре с мужиками «морщится и нюхает одеколон». В округе его считают гордецом, но уважают за его великолепные манеры.

Павел Петрович дразнит «помещиков старого покроя либеральными выходками» и не сближается с представителями молодого поколения.

В спорах Базаров легко побеждает Кирсановых, которые не могут дать достойный отпор молодому поколению в лице Базарова, энергичному и знающему человеку, который с иронией относится к «старичкам Кирсановым». Дядю Аркадия он считает «архаичным явлением», а Николая Петровича— «отставным человеком».

Взгляды Базарова не выдерживают испытания любовью, он с негодованием чувствует, что отрицаемая им ранее «романтика» берет в нем верх. Герой умирает по глупой случайности, пережив перед этим кризис своего столь прочного прежде мировоззрения.

Кто же победил в споре? За кем пойдет Аркадий, молодой представитель дворянства?

Но он выбрал жизнь, подобную жизни отца. Кровные узы оказались сильнее всякого нигилизма. Он женится, хозяйствует в имении, продолжая дело своего отца.

Тургенев в романе «Отцы и дети» показал, что дворянство перестает быть передовым классом в обществе. В России нарождается новая сила, имя которой нигилизм. Но автор в этой силе не видит ничего позитивного, а только одно разрушение и отрицание, которые ни к чему хорошему не ведут.

При этом Базаров симпатичен и автору, и читателю своей энергией, трудолюбием, целеустремленностью, преданностью своим убеждениям.Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником.

Если Евгений – нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без «прин-сипов» и авторитетов. «Мы, люди старого века, мы полагаем, что без прин-сипов… шагу ступить, дохнуть нельзя», – говорит он. Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму.

Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства – Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения.

Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он «сидит сложа руки», а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность.

Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив.

К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела.

Павел Петрович не соглашается с тем, что «его песенка спета», он убежден в том, что «дети» не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых «этим» и «это» говорит «эфтим» и «эфто». Его речь изобилует выражениями типа «считаю своим долгом», «не соблаговолите ли вы…» и т. д.

Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем «отцов». Он либерал и гордится этим.

«Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел…; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями…» Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение.

Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: «пруды с худыми плотинами», деревеньки с «до половины разметанными крышами», мужички, «обтерханные, на плохих клячонках»… Подслушав слова Базарова о том, что «его песенка спета», Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек.

То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович – человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.

Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.

Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал «сливки» дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных…

Читайте также:  Итоговое сочинение: какие качества должны быть у современного лидера

В чем причины конфликта отцов и детей? («отцы и дети»)

Проблема взаимоотношений между поколениями стоит очень остро. Почти каждый школьник, если его об этом спросить, скажет, что в его семье между взрослыми и детьми есть какое-то недопонимание.

Хорошо, когда мамы и папы стараются уважать мнение ребенка, а сам ребенок лишний раз не провоцирует взрослых на скандал. Но нередки случаи, когда гордость с обеих сторон вынуждает членов одной семьи вступать в серьезный конфликт друг с другом.

Родители не слышат детей, дети не хотят понять родителей. Каковы причины конфликта между представителями разных поколений?

Причин, по которым возникает проблема «отцов и детей» множество. Я же считаю, что главная из них – это различные взгляды на жизнь. Действительно, у каждого поколения свои принципы и идеалы. Это вполне объяснимо.

Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на живущих в именно в этом время. Потому те модные тенденции, что прослеживались пятьдесят лет назад, будут смешны в глазах нынешнего поколения. Об этом даже написано множество книг.

Среди них отдельное место занимает роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Именно в этом произведении наблюдается конфликт отцов и детей на почве различных суждений о мире и взглядах на жизнь. Евгений Базаров и его друг Аркадий Кирсанов – представители младшего поколения. Они преследуют идеи нигилизма, популярного течения среди молодежи тургеневской эпохи.

Нигилизм подразумевает отрицание высших ценностей: любви, дружбы, искусства, силы природы, чувства прекрасного. Разумеется, старшему поколению в лице аристократов братьев Кирсановых не понять эти новомодные идеи молодежи.

Конфликт неизбежен, так как каждый из героев отстаивает свою точку зрения и взгляд на мир.

  «Два обстоятельства творческой истории романа «Обломов»»

Похожая ситуация наблюдается и в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Здесь читатель знакомится с веком минувшим, то есть с Фамусовским обществом во главе с непросвещенным Фамусовым, и веком нынешним, с молодым и образованным человеком Чацким.

Старшее поколение воспитано таким образом, что их высшими ценностями является продвижение по карьерной лестнице, получение хорошего чина и накопление богатства. Самое интересное, что каждый из Фамусовского общества видит в этом цель жизни, но серьезно работать над этим не желает.

Им неинтересны книги и просвещение, не интересна и сама работа.

Они предпочитают отбросить книгу как ненужную вещь, а от работы отлынивать насколько это возможно. Чацкий же сторонник других идей и правил. Он рад служить, но не желает это делать так, как принято старшим поколением.

Чацкий образован, не глуп, и продолжает развиваться дальше, находя в этом великую ценность. Различные взгляды на мир и место в нем разыгрывают конфликт между представителями разных поколений. Но Чацкий один против целого общества.

Ему не победить в этой борьбе мнений.

Таким образом, главной причиной конфликта отцов и детей, являются различные взгляды на жизнь и ценности. Каждому поколению свойственны свои рассуждения, мысли и мнения. Именно из-за этого конфликт между старшими и младшими неизбежен и будет повторяться с каждым новым поколением.

Сочинение Проблема отцов и детей (по роману Тургенева)

В своем романе писатель Тургенев затрагивает очень важную тему взаимоотношений отцов и детей. На протяжении всего произведения идет разностороннее раскрытие данной проблемы.

Сразу в нескольких сюжетных линиях читатель видит развитие  темы. Конфликт отцов и детей, главным образом,  показан через отношения Евгения с родителями и с Павлом Кирсановым.

В глобальном смысле – это конфликт нового и старого образов жизни.

Базарову скучно с родителями, их хлопоты и переживания кажутся ему мелочными и смешными. Они же его безгранично любят и принимают таким как есть. Отец и мать героя далеки  от наук, идей нигилизма и всего того, что ассоциируется с новым поколением. Они, кажется, вовсе не понимают взглядов на жизнь  сына, но это не мешает любить его всем сердцем.

В полной мере конфликт отцов и детей раскрывается во взаимодействии нигилиста Евгения Базарова и потомственного аристократа Павла Петровича Кирсанова.  С эпизода  знакомства читатель начинает догадываться, что эти двое вряд ли смогут найти общий язык. Слишком велика разница их мировоззрений.

Дядя Аркадия, являясь типичным представителем дворянского сословия, придерживается традиционных устоев, отчасти презирает своих крестьян и простой уклад жизни.

Он неравнодушен к искусству, поэзии и философии,  в то время как Базаров из всех наук признает только химию и медицину, поскольку  они, в его понятии,    имеют практическое значение.

Автор показывает, как по ходу романа нагнетаются отношения между этими героями.

Своеобразной точкой невозврата для возможности мирного разрешения конфликта становится момент, когда Павел Петрович стал свидетелем поцелуя Базарова и Фенечки.

Возмущенный этим фактом, он вызывает молодого человека на дуэль. Драматически Тургенев описывает момент поединка. Вот он час истины, когда старая и новая жизнь сошлись в смертельной схватке…

 Исход дуэли снова озадачивает читателя: Кирсанов ранен, но Базаров вовремя оказывает ему медицинскую помощь. Таким образом, автор показывает, что конфликт отцов и детей может быть отчасти разрешен, потому что каждая из точек зрения имеет право на существование.

Само течение истории, в широком смысле слова, показывает, что нельзя длительное время сдерживать перемены, созревшие в обществе. Именно поэтому смысл романа получил еще и политический подтекст, отражая реалии борьбы традиционализма и революционных идей.

В начале произведения мы узнаем о том, что вдовец Николай Петрович Кирсанов уже несколько лет живет с молодой девушкой простого происхождения Фенечкой и у них есть общий ребенок.

В этом факте тоже можно усмотреть конфликт отцов и детей, поскольку дворянину не пристало иметь отношения с простолюдинкой и жить с ней как с женой. Такие связи не одобрялись «старым» обществом.

Но у жизни свои правила, идущие зачастую вразрез с представлениями о том, как должно быть.

Каким бы острым не было противостояние отцов и детей,  влияние  новых идей  неизбежно, также как и неизбежно появление Базаровых, способных в корне изменить привычную жизнь других людей.

Вариант 2

Вопрос отношений младших и старших поколений тревожил, тревожит и будет тревожить людей. Во многих произведениях раскрывалась данная проблема. Писатели и поэты всех времён пытались объяснить причины столкновений между субъектами разных поколений. Несомненно, «Отцы и дети» Тургенева – роман, освещающий вопрос разногласий поколений.

Поколение “отцов”  довольно консервативно, оно не хочет менять то, что нажито годами. “Дети”, напротив, прогрессивнее, стремятся к переустройствам. Они не понимают и не принимают бездействия старших. Представители старшего поколения в романе – это дворяне Кирсановы, младшего – Аркадий и Евгений.

Даже здесь проявляется отличия – Кирсанов-младший и Базаров, следуя за модой, являются нигилистами.

В романе “Отцы и дети” ярыми противниками становятся Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Базаров – выходец из народа. То есть все его достижения, это достижения тяжёлого интеллектуального труда. Кирсанов же – потомственный дворянин, который всю жизнь провёл, не зная слова бедность и неблагополучие. Их социальное происхождение является одной из причин несовместимости взглядов.

Большое значение в раскрытии главных противоречий века имеют споры Базарова с П. П. Кирсановым. Именно по ним можно изучить тенденции, по которым появляются  споры у молодого и старшего поколения.

Базаров, как истинный представитель нигилизма, отвергает авторитеты и принципы, Павел Петрович говорит, что только развращённые люди могут жить так, как живёт Базаров.

Евгений обличает устройство государства и обвиняет представителей аристократизма, или, как он их называет, «аристократишек», в бездействии и брошенных на ветер словах. Павел Петрович игнорирует недостатки в общественном устройстве и, кажется, боится его уничтожения.

 Ещё одним из столкновений между героями является их взгляды на русский народ. Несмотря на то, что Базаров как бы пренебрежительно относится к «низшему» сословию за его «темноту», всё же практически легко находит общий язык с его представителями.

Кирсанов, утверждая, что Евгений не знает русского народа, всё же не может с ним общаться. Простые люди его не принимают, как Базарова, за «своего».

Разногласия между героями довольно значительные. И, как Базарову не понять Павла Петровича, так и Кирсанову никогда не понять Евгения в его отрицании всего. В будущем, это приводит к дуэли между ними.

Таким образом, Тургенев в романе «Отцы и дети» хотел выделить то, насколько важно взаимопонимание и толерантность по отношению к другим.

А проблема «отцов» и «детей» имеет место быть и в наши дни, и состоит в нежелания соглашаться с чем-то новым «отцами» и отрицание сведений и знаний, которые были получены старшими поколениями, «детей».

Её урегулированием будет являться внимание к мнениям, интересам и ценностям других, их принятие и уважение.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Что такое преемственность поколений? (итоговое)
    Я не хочу быть таким, как вы! Вероятно, это то, о чем часто говорит подросток родителям или, по крайней мере, думает. Даже если это не говорится в ярости или желании причинить вред, по крайней мере часть этого обета
  • Образ и характеристика Бирюка главного героя рассказа Бирюк Тургенева сочинение
    Главный герой Бирюк, он же лесник. Тургенев в рассказе старается показать, что жизнь у него не сладкая и проблем хватает на его душу
  • Образ и характеристика Шарля Гранде в романе Евгения Гранде Бальзака сочинение
    Герой романа Оноре де Бальзака “Евгения Гранде” Шарль Гранде – это изнеженный парижанин, молодой денди, живущий в роскоши, бездельник и прожигатель жизни. Но его жизнь радикально меняется, когда он по воле отца приезжает в провинциальный городишко
  • Тема войны в рассказе Судьба человека Шолохова
    Война – ужасное время, когда каждый человек не властен над своей жизнью. Вокруг все рушится, мир никогда не будет таким, каким был прежде. Это серьезное испытание для каждого жителя государства
  • Что такое обломовщина – сочинение
    Образ Ильи Ильича Обломова, созданный И.А. Гончаровым стал хрестоматийным. Обломовыми до сих пор называют людей ленивых, пользующихся трудом других.
Ссылка на основную публикацию