Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад»

Как гласит описание из начала пьесы, Любовь Андреевна Раневская – помещица. У неё есть две дочери: родная – Аня, и приёмная – Варя, а также брат – Гаев Леонид Андреевич. Ну и из этого мы можем сделать вывод, что девичья фамилия Раневской – Гаева.

Предыстория героини

Любовь Андреевна на момент событий пьесы потеряла мужа и сына:

Аня: «Шесть лет тому назад умер отец, через месяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик. Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки»

Мы видим, что Раневская не в силах перенести свалившееся на неё горе выбирает тактику «избегания»: она уезжает из дома за границу – из места, напоминавшем ей о погибших близких; её берегут от встречи с Трофимовым Петром Сергеевичем – учителем погибшего Гриши и живым напоминанием о сыне Любови Андреевны. Помещица страдает, а неспособность примириться с прошлым, а потом и будущим является одним из основных внутренних конфликтов Чеховской героини.

Также Гаев Леонид Андреевич рассказывает, что его сестра – дворянка вышла замуж за присяжного поверенного, чем разозлила родню:

«Тетка очень богата, но нас она не любит. Сестра, во-первых, вышла замуж за присяжного поверенного, а не дворянина»

Можно ли сказать, что Раневская – особа своевольная? С точностью нет, так как Чехов не даёт достаточно информации: было ли это замужество под влиянием сильной любви? Или мотивировано желанием бунта? К сожалению, на эти вопросы у нас нет ответа, а потому закончим с предысторией.

Привычки

Прежде чем мы перейдём к личности Раневской, поговорим о её привычках. Так, она отмечает, что:

«Я привыкла к кофе. Пью его и днём, и ночью»

Кофе же на тот момент был напитком не из дешёвых, что говорит о некогда солидном финансовом состоянии семьи Чеховской героини.

Ещё к привычкам можно отнести реплику Вари о своей приёмной матери:

«Мамочка такая же, как была, нисколько не изменилась. Если бы ей волю, она бы всё раздала»

Здесь мы можем говорить о с одной стороны щедрости Раневской, а с другой о неумении обращаться с деньгами, копить их – о недостатке финансовой грамотности.

Об обращении с деньгами

Продолжим уже начатую тему. Не уверена, что это можно назвать конфликтом, но Любовь Андреевна раз за разом сталкивается с материальным миром и проигрывает ему. Помещица бедна:

«Нет у меня денег, голубчик»

Однако совершенно не потому, что случилось нечто не предвиденное, от неё не зависящее. Напротив, бедность Раневской – следствие её поступков: её излишней доверчивости и неосмотрительности. Ведь не поведись она с шарлатаном за границей, то быть может смогла сохранить и своё имение, и любимый сад.

В то же время Любовь Андреевна прекрасно понимает, что делает что-то не так:

«Вчера было много денег, а сегодня совсем мало. Бедная моя Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох, а я трачу как-то бессмысленно»

Но при этом словно не видит или не желает видеть свою ошибку в распоряжении финансами. Хотя нет, не так. Раневская намеренно не хочет что-либо менять в себе и своей жизни. А потому закрывает глаза на свои излишние и совершенно бесполезные траты. Женщина лишь причитает изредка:

«И музыканты пришли некстати, и бал мы затеяли некстати… Ну, ничего»

Однако здесь интересна не только реплика Чеховской героини, но и небольшое уточнение Антона Павловича: «Садится и тихо напевает», – говоря это. А также ремарка для предыдущих слов: «Уронила портмоне, рассыпала золотые», – и «Ей досадно». Чехов очень тонко обыгрывает душевную отрешенность Раневской через её действия.

У читателя создаётся впечатление, что перед ним человек не из этой реальности, чуждый ей. Таким образом прослеживается ещё один конфликт помещицы: условная духовность против материальности. Невозможность существования Раневской в мире, где необходимо знать цену деньгам, потому что Любовь Андреевна эту ценность не понимает.

Немного позже выскажусь, почему употребила словосочетание «условная духовность».

Последний штрих с финансами. Ещё одним свидетельством несерьёзного отношения помещицы к деньгам является следующая реплика:

«Ну… Тысяч десять-пятнадцать, и на том спасибо»

(говорит она это в ответ на фразу Лопахина: «Сколько она пришлёт? Тысяч сто? Двести?» И что показательно Ермолай Алексеевич тут же выдаёт точнейшую характеристику Раневской:

«Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я ещё не встречал»)

Часть 2

Часть 3

Образ и характеристика Любови Раневской — героини пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»

Любовь Андреевна Раневская — главная героиня комедии Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад». Это обедневшая помещица, владелица имения с прекрасным вишнёвым садом, которому грозит продажа на аукционе за долги хозяев. Характеристика образа Раневской показывает причину того, почему дворянство в конце 19 – начале 20 века потеряло ведущую роль в русском обществе.

Судьба Раневской

Любовь Андреевна — уже немолодая, но, по словам купца Лопахина, «всё такая же великолепная». В начале пьесы она приезжает из Парижа и узнаёт, что её имение с вишнёвым садом в августе будут продавать, потому что в банк не заплачены проценты. Оно не приносит дохода, и его обитатели живут на деньги, взятые в долг.

В молодости Раневская, как говорит её брат Леонид Андреевич Гаев, «вышла замуж за присяжного поверенного, не дворянина» и «вела себя, нельзя сказать, чтобы очень добродетельно». Шесть лет назад умер её муж, злоупотреблявший шампанским, а через месяц в реке утонул её семилетний сын Гриша.

Любовь Андреевна очень переживала. Чтобы не видеть  реки, напоминавшей утончённой даме о гибели её сына, она насовсем уехала за границу, оставив в имении своих дочерей: Аню, которой тогда было только двенадцать лет, и приёмную дочь Варю, которой было девятнадцать лет.

Её не тревожила судьба дочерей, за границей она продолжала сорить деньгами.

Во Франции Раневская купила дачу, чтобы там жил её заболевший любовник, который приехал вслед за ней из России. Три года она ухаживала за больным. Затем дача была за долги продана. Раневская уехала в Париж, и там любовник её обобрал и бросил. Любовь Андреевна пробовала отравиться, затем её, оставшуюся без денег, потянуло на Родину.

Она вспомнила, наконец, о своей младшей дочери, вызвала её в Париж для того, вероятно, чтобы Аня привезла ей деньги на дорогу. Семнадцатилетняя девушка, отправившись с гувернанткой за матерью, тяжело перенесла дальнюю дорогу.

По дороге домой Любовь Андреевна снова сорила деньгами, на вокзалах заказывала самые дорогие блюда, лакеям давала большие чаевые. Аня переживала, чтобы хватило денег доехать до дома. Раневская за дорогу потратила всё до копейки.

Такова история жизни Раневской до начала пьесы, рассказанная ею самой, Гаевым и Аней.

Черты характера, поступки

У Раневской, как и у Лопахина, противоречивый характер, поэтому противоречивы и поступки:

  • Она любил Родину, но пять лет назад уехала во Францию с намерением не возвращаться в Россию.
  • Любит дочерей, но не думает об их будущем, оставляет их без средств, присвоив себе деньги, которые прислала Анина бабушка. Уезжая к любовнику во Францию, она оставляет свою несовершеннолетнюю дочь и, скорее всего, больше не вернётся к ней.
  • Любит вишнёвый сад, но именно её легкомыслие, безалаберность, склонность к транжирству привели к тому, что сад и всё имение продали за долги. Раневская отказывается сдавать имение в аренду дачникам, так как это кажется ей пошлым.
  • Раневская понимает, что грешна, молит Бога простить её за грехи и продолжает грешить, оставляя дочерей без средств.

Противоречивость характера Раневской видна и в том, что она добра, ласкова, но эгоистична и нетактична. Любовь Андреевна спрашивает Петю Трофимова: «Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?»; говорит и Гаеву, и Фирсу, что они постарели.

  • Любовь Андреевна — щедрый человек, но отдаёт последние деньги какому-то пьянице, не думая о старых слугах, которые живут в людской уже впроголодь.
  • Непрактичная, бездеятельная, ленивая Раневская вообще не думает о деньгах и надеется на чудо, которое спасёт вишнёвый сад от продажи за долги.
  • Безрассудность и доверчивость Любови Андреевны позволили любовнику обобрать её, но она не хочет об этом думать и снова едет к нему во Францию.

Отношение к окружающим

Раневская относится к дочерям ласково. Своего брата Гаева она упрекает в том, что он говорит много и всё некстати, а Петю упрекает в том, что он ничего не понимает в любви, неоднократно говорит ему, что он некрасивый.

Лопахина Раневская считает хорошим, интересным человеком, желает, чтобы он женился на Варе.

Отношение окружающих к героине

Конечно, Раневская хороший, «лёгкий, простой человек», как говорит о ней Лопахин, но её легкомыслие, склонность к транжирству стали причиной гибели вишнёвого сада, который она очень любит.

У неё такие «удивительные, трогательные глаза», что окружающие не замечают её эгоизма.

Лопахин относится к Раневской очень хорошо. Он признаётся, что любит её больше, чем родную, и благодарен ей за то, что она когда-то сделала для него много хорошего. Он удивляется её легкомыслию, нежеланию отдать сад и землю в аренду, чтобы спастись от разорения. Когда сад был продан на аукционе за долги, Лопахин жалеет разорившуюся Раневскую.

Жалеет мать и Аня, она её очень любит, не упрекает, что Раневская пять лет назад уехала за границу, оставив дочерей. Аня хочет после окончания учёбы трудиться и помогать матери.

Вывод

Образ Раневской в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» помогает понять, что на рубеже 19–20 веков русское дворянство стало окончательно недееспособно. Время господства этого класса в России прошло. Раневская осознаёт, что разорение, утрата вишнёвого сада — это расплата за грехи и личные, и всего её рода.

Характеристика образа Любови Раневской, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Раневская Любовь Андреевна – характеристика героини из пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад"

Время на чтение: 10 минут

Помещица глазами окружающих

Знакомство читателя с главной героиней происходит после её приезда из Франции, где она прожила 5 лет. Любовь Андреевна Раневская (девичья фамилия — Гаева) встречается с родственниками.

Читайте также:  Нравственные итоги в пьесе «Гроза» (Островский)

Брат чеховской Раневской — Леонид Андреевич Гаев. Также у неё есть двое детей:

  • старшая взрослая дочь Варя, приёмная, ей 24 года;
  • младшая дочь, жившая с матерью в Париже, Аня, ей 17 лет.

У женщины был и сын, но он утонул в раннем возрасте. Тоска по ребёнку и чувство вины заставили героиню искать отвлечения за границей, откуда ей пришлось вернуться из-за денежного вопроса.

Среди домашних она встречает также слуг — гувернантку Шарлотту Ивановну, горничную Дуняшу, старого и молодого лакеев Фирса и Яшу. Кроме того, появляются и старые знакомые — купец Ермолай Алексеевич Лопахин и помещик Борис Борисович Симеонов-Пищик.

Внешние данные

Высказывания окружающих о Раневской дают представление о её внешности. Купец Лопахин называет её «всё такой же великолепной», помещик Симеонов-Пищик вторит, что она даже похорошела. Мужчины обращают внимание, что женщина одета по парижской моде. Это подразумевает под собой её хороший вкус. Ближе к финалу, когда хозяйке придётся навсегда покинуть родной дом, станет понятно, что речь шла о её шляпе и пальто.

Далее Лопахин продолжает делать даме комплименты. Цитата этого персонажа «у вас удивительные, трогательные глаза» говорит читателю о высоком мнении окружающих о внешности Любови Андреевны. Таким образом, можно сделать вывод о ней, как о красивой, хотя и немолодой женщине с тонким чувством прекрасного. Её возраст не озвучивается, но Раневской не менее 40 лет.

Положительные личные качества

Женщина хороша не только внешне. Она любит обеих дочерей, как родную, так и приёмную. Раневская всегда ласкова с ними, как и они с ней. Приветлива она и со слугами. В особенности она внимательна к 87-летнему лакею Фирсу.

Есть в её душе и любовь к отечеству. Её до слёз трогают родные пейзажи, которые она видит из окон поезда.

Люди охотно отзываются о её качествах следующим образом:

  • «хороший, лёгкий и простой человек» говорит о ней Лопахин;
  • за доброту и славность любит Раневскую её брат;
  • о чрезмерной отзывчивости и щедрости сокрушается Варя, когда мать отдаёт прохожему золотой, несмотря на то, что дома людям есть нечего.

Слабые стороны

Проблема, двигающая сюжет, состоит в беспокойстве главной героини и её близких по поводу разорения помещицы. Она полностью растратила имевшееся у неё состояние так, что денег едва хватило на дорогу из Франции до родины. Но несмотря ни на что, привычка сорить деньгами у неё сохраняется. Это отмечают окружающие:

  • Гаев высказывает недовольство тем, что сестра одалживает 240 рублей Симеонову-Пищику;
  • Аня беспокоится, что в дороге мать требовала самые дорогие блюда на обед и давала слишком щедрые чаевые лакеям.

И вот уже читателю открываются слабые стороны героини. Ведь отсутствие экономии вредит не только ей самой, но и окружающим людям. Есть за что осуждать помещицу и другим действующим лицам. Это угадывается в их репликах:

  • легкомысленной, неделовой и странной решается назвать её Лопахин, когда она никак не может понять его мысль о необходимости сдачи имения в аренду;
  • глупость и наивность отмечает студент Трофимов, ведь влюблённая в негодяя помещица не видит, что её просто используют.

Последнее высказывание абсолютно справедливо. Для возлюбленного Любовь Андреевна не жалела ничего, даже брала деньги, предназначенные для младшей дочери. Но роман длился недолго. Мужчина обирал Раневскую, бросал и сходился с другими женщинами, но она всегда возвращалась к нему.

Высказывания о себе

Раневская сама прекрасно осознаёт собственные недостатки и по ходу пьесы неоднократно говорит об этом с окружающим и выражает свои переживания в монологах. Она признаётся брату, что всегда тратится «как сумасшедшая», считает это грехом и глупостью.

Но понимание проблемы не решает её. Раневская понимает, что деньги у неё уходят бессмысленно, тогда как более экономной дочери Варе приходится кормить домочадцев одним только молочным супом и давать старикам на кухне горох.

Но и это не может остановить помещицу.

Критичное отношение к себе ситуацию нисколько не облегчает. Возможно, в этом даже есть некая доля артистизма. Раневская очень легко переключается от одного к другому. Героиня высокопарно провозглашает любовь к родине, но тут же перебивает саму себя обыденным высказыванием о кофе. Женщина рада приезду домой, но больше внимания уделяет своей обстановке, чем судьбам людей, населяющих дом.

Мнение автора

Хотя автор поместил многие характеристики своей героини в уста окружающих её персонажей, не воздерживался он и от личных комментариев по её поводу. Сам он, как можно судить по письмам близким и знакомым, видел Раневскую как пожилую даму, даже старуху. Эта женщина у него добрая, ласковая, приветливая и очень рассеянная. При этом угомонить её может только смерть.

Сам образ Раневской в пьесе «Вишнёвый сад» по сути задумывался как шарж. Примерно так Антон Павлович видел своих независимых современниц. Весь сюжет должен был стать комедией абсурда. Но герои едва ли не зажили своей собственной жизнью. Образ Любови Андреевны неожиданно показался пленительным, сподвиг реальных молодых дворянок бежать из разорённых домов, забыв обо всём.

Место действия

Главным действующим лицом пьесы является Раневская. Однако критики отмечали необыкновенный символизм произведения. Место, в котором происходят все события, являет собой центральный образ, отражение дворянского государства. Об этом прямо говорит афоризм из текста «Вся Россия наш сад».

Принадлежит имение с вишнёвым садом Раневской, но в августе уже назначен аукцион, на котором соберутся богачи. Избежать безвозвратной потери родного дома можно, как считает Лопахин, если сдавать сад и землю в аренду под дачи. Это не только сохранит имение за хозяйкой, но и будет приносить 25 тысяч годового дохода.

Однако это решение совсем непростое. Мало того, что помещица считает сдачу земли в аренду дачникам пошлой, так и в рамках этого проекта придётся снести старые постройки и вырубить деревья. А свой сад Раневская считает самым замечательным и интересным местом во всей губернии, хотя он и запущен. С ним в своих воспоминаниях она соотносит молодость, мечты, счастье и вообще жизнь.

Однако ни принимать предложение, ни искать других решений Раневская и Гаев не торопятся. Они всё надеются на какое-то чудо. Дело закономерно заканчивается продажей дома на торгах. Покупает его Лопахин. Он же без всякой сентиментальности приступает к вырубке вишни.

И вот здесь, казалось бы, купец показал себя главным злодеем. Он не посчитался с чувствами бывших хозяев дома и претворил свою задумку в жизнь. Но с другой стороны, он решительно шёл к цели и знал, чего хотел.

Раневская же привела свою жизнь к такому печальному повороту самостоятельно. Не пытаясь экономить, легкомысленно относясь ко всему и надеясь на чудо, она потеряла возможность что-то исправить. Мягкая, щедрая, добрая — всё это про неё.

Но инертность и нежелание решать собственные проблемы — качества, оказавшиеся роковыми в её судьбе.

Значение пьесы и образа

«Вишнёвый сад» стал последней пьесой Чехова и едва ли не самой известной в его творчестве. Об описанной в ней истории написано множество сочинений, цитатных характеристик, отзывов критиков и рецензий.

По необыкновенно популярному произведению было создано множество театральных постановок. Первая прошла в 1904 году в Московском художественном театре. Затем постановки продолжались в досоветской России, во время СССР и после его развала. Свои адаптации создавали в Англии, США и других странах. По сюжету произведения создано более 30 экранизаций.

В литературной форме фигура Раневской была довольно спорной. Режиссёры привносили в сценарий своё видение, что напрямую влияло на впечатление зрителя. В одних постановках главная героиня заслуживает жалости и сочувствия, в других — вызывает лишь недоумение или даже осуждение. Но в том и сила первоисточника текста Чехова, что он даёт широкий простор для интерпретации персонажей.

Любовь Андреевна Раневская («Вишнёвый сад»)

А. П. Чехов является автором знаменитой пьесы «Вишнёвый сад». Написал он её в 1903 году. Весь сюжет произведения закручен вокруг главной героини, помещицы Любови Андреевны Раневской, которая пытается решить свои финансовые проблемы.

Автор называл своё произведение комедией, только финал пьесы получается весьма трагичным. После выхода книги в печать критики назвали её вершиной творческой карьеры писателя. По прочтению пьесы можно составить характеристику образа Раневской.

  • Судьба Раневской
  • Черты характера
  • Заключение

Судьба Раневской

Главная героиня пьесы Любовь Андреевна Раневская по своему происхождению принадлежит к дворянскому сословию. Будучи молодой она выходит замуж за присяжного поверенного, не дворянина, который быстро проматывает всё состояние семьи. Кроме транжирства у него была ещё одна слабость — пристрастие к спиртному, которое привело его к скорой смерти.

Оставшись с двумя дочерьми и маленьким сыном, Любовь Андреевна находит в себе силы жить дальше. Но через месяц после смерти мужа утонул её семилетний сын Гриша.

Не справившись со свалившимся на неё горем, она уезжает жить в Париж. За ней последовал и любовник.

В имении, кроме слуг, остались дочери Раневской: одиннадцатилетняя Аня и восемнадцатилетняя приёмная дочь Варя. Шесть лет они не  видели матери.

И вот Раневская возвращается на Родину. Суть пьесы в том, что главной героине нужно продать вишнёвый сад. А в чём причина такого решения? Все очень просто — ей нужно рассчитаться с долгами.

Ведь её возлюбленный полностью её разорил и оставил ни с чем. Попав в свой родной дом, Любовь Андреевна смогла бы обрести душевное спокойствие и отойти от любовного разочарования.

Но нужно отдавать долги, а для этого придётся расстаться с вишнёвым садом.

Черты характера

По своему характеру Раневская расточительна, безвольна, но в тоже время очень мягкая, сопереживает людям. В душе Любовь Андреевна все также остаётся дворянским ребёнком, которому позволялось всё. Привыкшая разбрасываться деньгами Раневская не может привыкнуть жить экономно. В одной из сцен показано, что она с лёгкостью отдаёт свой кошелёк с деньгами мужикам, пришедшим прощаться.

Оказавшись в трудной жизненной ситуации, героиня не хочет искать из неё выхода. Ей не хочется продавать сад, но она не делает ничего, чтобы его сохранить.

Читайте также:  Народный характер войны 1812 года

Лопахин  предлагает вырубить сад и на его месте построить дачи, которые можно будет сдавать и от аренды земли получать деньги. Только Любови Андреевне и её брату, Леониду Андреевича Гаеву, эта идея не нравится.

Она не хочет, чтобы сад вырубили ведь он дорог ей, как символ её детства.

Раневская думает, что все проблемы решатся сами собой или же ей помогут родственники. Своим бездействием она доводит имение до полного краха и впоследствии лишается всего.

Варя, приёмная дочь Любови Андреевны Раневской, не знает, чем накормить слуг, так как денег мало. В это время легкомысленная мать устраивает бал, даже не задумавшись чем заплатить музыкантам. Любовь Андреевна пытается выдать Варю замуж за богатого купца Лопахина, но из этой затеи ничего не выходит.

Раневская очень сильно привязана к своему возлюбленному и решает вернуться к нему, не имея никакой надежды на счастье. После торгов, на которых имение Раневской купил Лопахин, Любовь Андреевна уезжает к своему любовнику во Францию. Её не волнует судьба дочерей.

Она забирает деньги, которые прислала из Ярославля бабушка её дочери Ани на покупку имения, говорит, что их ей хватит ненадолго, и уезжает.

Безалаберность Раневской проявилась в том, что она сама не проследила, чтобы старого лакея Фирса отправили в больницу, и он остался один в заколоченном доме, когда все уехали из имения.

После потери имения Варе приходится идти работать экономкой. Аня мечтает, после окончания гимназии пойти работать. Она хочет помогать матери, когда та вернётся в Россию, мечтает читать с ней книги, чтобы открыть перед нею «новый, чудесный мир».

Заключение

Образ  Любови Андреевны Раневской в пьесе символизирует эпоху упадка дворянских имений. Пришли новые времена, когда нужно работать на земле, а не только любоваться прекрасным садом, мечтать и предаваться безделью. В пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» главная героиня является символом прошлого.

Автор винит в гибели вишнёвого сада саму Любовь Андреевну. Если бы не её расточительство, то сад удалось бы сохранить. Но её семнадцатилетняя дочь Аня не жалеет о старом вишнёвом саде, ведь после продажи имения и сада у неё начинается новая жизнь. Это конфликт старого поколения с новым, в котором всё равно победит новое время.

Этим произведением автор символически показал Россию и её будущее.

Сочинение: Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов) | Литрекон

(447 слов) Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» насыщена символизмом и яркими, продуманными образами, и одним из самых интересных является образ хозяйки поместья и главной героини – Любови Андреевны Раневской.

Она – уже немолодая, но все еще красивая женщина, имеющая двух дочерей и покойного сына, прошедшая через неудачный брак и житейские проблемы. Но при всем этом, Раневская – добрый, светлый человек, пусть и не без недостатков.

Главным из ее недостатков является расточительность, она просто не умеет или не считает нужным контролировать свои расходы. Ее небережливость привела в бедственное положение всю ее семью.

Отчасти Любовь Андреевна осознает всю серьезность ситуации, но в то же время ждет волшебного разрешения проблем, не прикладывая для этого никаких усилий, а только сокрушаясь о возможной продаже вишневого сада из-за долгов.

Несмотря на немолодой возраст, Раневская не приспособлена к жизни, ее мечтательность позволяет ей забывать о насущных делах – чем питаются ее дети и слуги, какое будущее ждет ее семью, чем же расплачиваться за привычку к роскоши. Щедрость Раневской не знает границ, она отдает нищему последний золотой.

Любовь Андреевна – возвышенный и благородный человек, она умеет искренне любить и сочувствовать, что вызывает восхищение.  Сам Лопахин вспоминал о том, как она, дворянка, поддержала его — избитого крестьянского мальчика. Однако ее чувства слишком восторженны и легкомысленны, от доброты она переходит к жестокости. Так, она сильно обидела Петю после того, как он совершенно справедливо осудил ее связь с французским авантюристом. 

Вишневый сад для Раневской – это не просто красиво место с длинной аллеей и цветущими деревьями, это скорее неотъемлемая часть ее души – память о детстве, о беззаботных, радостных и счастливых днях: 

«…О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..». 

Раневская наотрез отказывается принимать идею разделения сада под дачные участки, но и альтернативы предложить не может – ее вполне устраивают голословные обещания брата, что он не допустит продажи сада.

Любовь Андреевна в пьесе — представитель «прошлого» времени, дворянских привычек и традиций, слоя общества, который понемногу себя изживает.

Чехов не делит героев на категорично отрицательных или положительных, он строит образ так, что мы в силах обнаружить в персонажах произведения черты, присущие нам самим – писатель не придумывает, он создает живых, настоящих людей.

Несмотря на свою несерьезность и легкомыслие, Раневская остается очень чуткой, сердечной героиней, она сентиментальна и чувствительна, умеет видеть и ценить прекрасное, что дано далеко не каждому. Но вина в гибели вишневого сада лежит на Раневской, ее бездействие и безответственность привели к печальному исходу. 

Как бы ни была нам приятна утонченная и благородная дворянка, ее век прошел, и новые люди будут иными.

Поэтому ее светлый образ уродуют признаки увядания целого сословия: она безнравственна, слаба волей и рассудком, бесполезна для общества и обременительна даже для семьи.

Ее пример может подтолкнуть читателя к самостоятельности и труду, ведь без этого человек становится обузой для самых близких.

Анастасия Ретунская

Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов)

Дорогие читатели, предлагаем вам ознакомиться с одной из самых противоречивых женщин в литературе и углубиться в образ Раневской в пьесе «Вишневый сад».

А.П. Чехов, несомненно, своим творчеством поднял театр на новый, более высокий уровень. Его пьеса «Вишневый сад» стала объектом споров и пересудов, но определенно оставила свой след в истории мирового театра. Главной героиней драматического произведения является Любовь Андреевна Раневская.

Это красивая женщина в возрасте с непростой судьбой. Актрисам, которым выпадало сыграть роль Раневской, всегда было очень непросто, ведь ее образ неоднозначный и противоречивый. Хотя сам Чехов заявлял, что ее роль простая, стоит только правильно начать театральную игру и надолго замереть в том состоянии души.

Почему же этот образ собрал на себе все внимание критики и зрителей?

Чехов всегда славился умело описанными женскими образами, все же Раневская получилась у него особенной. Любовь Андреевна прошла нелегкий жизненный путь. Мы знакомимся с ней в начале пьесы, когда она возвращается с Парижа. Раневская еще в молодом возрасте вышла замуж за простого поверенного, который не имел дворянского происхождения.

Помимо того, что он расточал имущество со скоростью света, он еще имел пристрастие к алкоголю, что привело к его скоропостижной кончине. Раневская осталась с его долгами и детьми. У нее было две дочери, приемная (Варя) и родная (Аня), и маленький сын. Несмотря на все эти события, она нашла себе другого мужчину, который также был не против пожить за ее счет.

Новую идиллию испортил несчастный случай: маленький сын Раневской утонул. Не в силах утолить свою боль в доме, где каждый уголок напоминал ей о сыне, женщина отправилась в Париж, следом за нею подался и любовник. Но в Париже все было иначе, он оставил Раневскую, когда она потратила уже все деньги. Помимо этого ее дом был выставлен на аукцион за долги.

Раневская вернулась из Франции, чтобы решить проблему с продажей дома.

Определенно судьба этой женщины не простая, но давайте рассмотрим ее образ как личность. На первый взгляд это добрая, щедрая, милая женщина. Все, кто ждет ее возвращения, говорят о ней только самые лестные слова. Каждый отмечает ее положительные качества.

Раневская – настоящая дворянка, ей присущи манеры, высоко духовные размышления. Несмотря на всю плачевность ее финансового положения, она никоим образом не выдает себя за бедную, а напротив.

Ее доброе сердце отзывчиво на проблемы других людей, ее память хранит времена, когда она не могла отказать никому в помощи.

Тем не менее, настоящий характер Раневской начинает проявляться в вопросе продажи вишневого сада. Этот сад для нее – укромный уголок далекого и счастливого детства. Это то место, где рождался ее мир, в котором она сейчас живет. Ей совсем не хочется продавать вишневый сад.

Но в то же время она даже и не пытается сделать что-то, чтобы спасти его и свое имение. Лопахин предлагает ей реальный выход из сложившейся ситуации: продать землю под дачи и получать с этого прибыль. Раневская не стала его слушать, ей было жаль свой дом и сад. Тем не менее, жалея свое имение на словах, она ничего не делает, чтобы спасти его.

Это одно из тех негативных качеств, которое скрывается за ее добротой.

Любовь Андреевна осталась дворянским ребенком, которому все позволено. Она привыкла жить в роскоши, разбрасываться деньгами направо и налево, не задумываясь о том, что они имеют свойство заканчиваться. И даже когда ее семья совсем обнищала, она продолжала жить так, как будто у них все в порядке.

Ярким примером является сцена, где прохожий просит денег. Раневская отдает последний золотой. На первый взгляд она кажется глубоко чувствительной женщиной, которой не чуждо чужое горе. С другой стороны, где-то вздыхает ее приемная дочь Варя, которая не знает, чем накормить домашних. И в этом вздохе вся истина.

Еще один пример – организованный праздник с оркестром. Ей хочется легкости бытия, прежних прекрасных времен. Женщина не думает о том, что музыкам нужно заплатить. И это действие происходит в тот момент, когда решается судьба их прекрасного вишневого сада.

Нельзя сказать, что она совсем не волнуется, ее мысли то и дело возвращаются к брату, который отправился вместе с Лопахиным на аукцион пытать своего счастья. Да вот только на одно везение она и надеется. Ее настроение все время изменчиво: то она поет, то снова спрашивает о брате, приехал ли он.

Эта героиня живет в своем только ей понятном безмятежном мире, где нет никаких страшных реалий жизни, долгов и продаж. Иногда она выходит наружу, но, больно обжегшись, возвращается в созданный ею кокон. Тогда все снова видят перед собой ту добрую, нежную, улыбчивую Раневскую, к которой так привыкли.

Сама Любовь Андреевна понимает свои пороки и даже говорит о них. Тем не менее, её понимание не порождает перемен в жизни. Все остается на уровне слов и возвращается на круги своя.

Читайте также:  Анализ романа Льва Толстого «Воскресение»

Стоит отметить главную героиню как мать. Раневская вырастила двух прекрасных дочерей, но и здесь все не так просто. Варя – приемная дочь, Любовь Андреевна относится к ней, как к родной. Но все же не имеет той высшей материнской любви, о которой пишут в книжках и поют в песнях.

Перед отъездом из поместья она хотела поженить свою Варю с Лопахиным и даже подтолкнула его к тому, чтобы он сделал девушке предложение. Но Лопахин помялся и все-таки не смог даже словом обмолвиться. Раневская не настояла на своем и не приютила Варечку.

В конце концов, девушка ушла работать экономкой, хотя могла остаться в родном поместье хозяйкой. То же самое касается и Ани. После продажи вишневого сада Любовь Андреевна забрала деньги, которые прислала им тетушка, и уехала в Париж к своему возлюбленному, бросившему ее пару месяцев назад.

В конце Аня говорит, что как-то матушка проживет на эти деньги, а далей она поможет ей стать на ноги.

Двуличность Раневской проявляется и по отношению к старому служащему лакею Фирсе. Когда ему становиться плохо, она все время спрашивает о его состоянии, доставили ли его в больницу, и потребуется ли какая помощь. Но вскоре она быстро забывает о лакее и просто бросает его, уехав во Францию.

Образ Раневской в пьесе Чехова неоднозначный. Она символизирует эпоху тех людей, которые были высокоинтеллектуальными, имели богатый внутренний мир, жили по велению сердца. Такие люди тоже не были идеальны. Все недостатки героини автор показывает с лихвой.

Но наступили новые времена, где нужно работать на земле и добиваться успеха путем труда. Особенно ярко это видно с того, как ее дочь Аня воспринимает продажу вишневого сада. Она не согласна с тем, что его нужно беречь во имя воспоминаний. Она считает, что вместе с продажей имения заканчивается старая жизнь и начинается новая.

Это вечный конфликт старого человека и нового времени, которое в конце всегда побеждает.

3621. Характеристика и образ Любви Раневской в пьесе Чехова Вишнёвый сад сочинение Русский язык

Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» стала одной из его лучших произведений. Действия разворачиваются в имении помещицы Раневской с прекрасным вишневым садом.

Но из-за нехватки денег и многочисленных долгов, ей советуют продать сад, но помещица не хочет его терять. Ведь именно с этим местом связаны многие её воспоминания из молодости.

Но это решение губит ее, и она теряет и имение, и великолепный вишнёвый сад.

Раневская Любовь Андреевна – главная героиня пьесы. Её характер выражает противоречивые друг другу черты. Сам Чехов говорит, что она – «плохой хороший человек», хотя никогда не разделял героев на плохих и хороших. Ведь в жизни у всех людей присутствуют и те, и те черты.

Любовь Андреевна обладает и расточительностью, и бездумностью, и легкомыслием, и неприспособленностью к жизни, но, тем не менее, в ней присутствуют и хорошие качества. Она очень чувствительна, добра, образована, умеет видеть вокруг себя только прекрасное.

Неоднозначность её характера проявляется в речи, которая наполнена душевностью, манерностью и даже сентиментальностью.

После того, как Раневская вернулась обратно в своё имение, в ней она надеется на продолжение той новой и чистой жизни, которая была у неё в молодости. Но через некоторое время она узнаёт, что это имение приобрёл  купец Лопахин. Для него этот сад означает что-то большее, чем просто объект, который он приобрёл. Он восторгается и восхищается своим новым прекрасным приобретением.

Чехов сочувствует героине, ведь кроме вишневого сада, она теряет свои самые ценные воспоминания о своей молодости. Но автор уверен, что во всём этом виновата лишь только она сама. Раневская хоть и добра, но в ней проявляется эгоизм.

В своей легкомысленной погоне за лучшей жизнью, она ни на что не обращает внимания на своём пути. Она абсолютно не умеет правильно тратить свои деньги, сорит ими на каждом углу и не задумывается о последующем дне.

Например, она заботится о больном Фирсе, но потом забывает его в покинутой усадьбе.

В гибели сада Чехов винит только Раневскую, показывая нам тем самым, что именно люди – кузнецы своего собственного счастья. И поиск лучшей жизни не приведет ни к чему к хорошему, а только к бедам и несчастиям. Главная героиня не хотела трудиться, а только ленилась и отдыхала, не считая труд полезным делом, поэтому она и осталась жить своими прошлыми воспоминаниями.

Вариант 2

Пьеса Чехова Антона Павловича «Вишнёвый сад» – это известнейшая и любимейшая работа автора. Успех этой истории принёс не только её сюжет, но и образы главных героев, одним из которых была Раневская Любовь Андреевна.

Раневская – это главный женский образ произведения «Вишнёвый сад». Любовь Андреевна являлась разорившейся помещицей, у которой совсем не осталось денег.

Несмотря на возраст, Раневская была очень красивой женщиной. У Любовь Андреевны были трогательные и удивительные глаза. Одевалась женщина по парижской моде.

Раневская была очень добрым, лёгким и простым человеком. Любовь Андреевна – это очень образованная женщина с чувством прекрасного. Раневская была способна радоваться красоте.

Любовь Андреевна была очень отзывчивым, славным, хорошим и щедрым человеком. Все окружающие её любили и считали одной из самых великолепных женщин.

Главным недостатком Раневской было её отношение к деньгам. Она абсолютно не умела ими распоряжаться. Любовь Андреевна привыкла пускать деньги на ветер и так и не научилась экономить.

Некоторые считали Раневскую доверчивой, недальновидной и легкомысленной женщиной. И сама Любовь Андреевна порой отзывалась о себе весьма нелестно – глупая и грешная.

Раневская очень любила своих дочерей – Аню и Варю. Она с большой лаской и нежностью относилась к этим девочкам. Также Любовь Андреевна была патриоткой и очень любила Россию.

Раневская была весьма эгоистичной женщиной. Она жила исключительно лишь своими чувствами и желаниями, за что многие даже считали её порочной дамой.

Любовь Андреевна была абсолютно не приспособлена к быту. Она была беспомощна, легкомысленна и нерешительна. Но вместе с тем Раневская была очень внимательна.

Любовь Андреевна любила природу и музыку. Она очень остро переживала всё происходящее в своей жизни, однако иногда казалось, что она лишь драматизирует.

В образе Раневской Антон Павлович Чехов пытался отразить культурное прошлое. Женщина прекрасно понимала, куда приведут её действия, но даже не пыталась ничего исправить.

Для неё Вишнёвый сад был олицетворением её счастья, молодости – всей жизни. Раневская цеплялась за прошлое и до последнего надеялась лишь на чудо.

Раневская Любовь Андреевна – это ключевой образ в пьесе Антона Павловича Чехова. Отношение к героине весьма противоречивое: она вызывает у читателей сочувствие и вместе с тем неприкрытую неприязнь.

Сочинение про помещицу Любовь Раневскую

Последним творческим произведением писателя Антона Павловича Чехова стала пьеса «Вишневый сад», которую он написал в 1904 году. В произведении он попытался дать полную характеристику русских помещиков.

Он описывает их как никчемных и жадных людей, которые сами по себе ничего не могут достичь в своей жизни. На фоне такого слоя общества прислуга характеризуется жалостью и бедностью.

Они не могут устроить свою собственную жизнь.

Главной героиней пьесы «Вишневый сад» является разорившаяся помещица Любовь Андреевна Раневская. В девичестве она носила фамилию Гаева, как у родного брата. У героини имеются две дочери. Анна является родной дочерью, а приемной – Варвара.

Раневская обладала великолепной красотой, которая с годами только хорошела. С интересом следила за парижскими новинками в одежде, и одевалась исключительно в соответствии с представленными там стилями. Выглядела она всегда так почтительно, что ей подавали шляпы и пальто.

Помещица обладала удивительными и трогательными глазами. Госпожа была хорошим, добрым и славным человеком с легким и простым характером. Дочери считали мать отзывчивой и щедрой женщиной, которая способна раздать все, что только имела. Данная положительная черта не всегда была уместна.

Любовь не умела экономить деньги, а зачастую просто сорила ими понапрасну. Она прекрасно понимала, что поступает не разумно, осуждала себя за этот порок, но ничего с собой поделать не могла. Остановиться было ей не под силу.

Осуждая за неправильное поведение, называла себя грешницей и глупой женщиной.

Любовь Андреевна любила всех вокруг. Дочерей, которых постоянно ласкала. Негодяев, которые ее используют. Старого лакея по имени Фирс. Свою родину Россию, которую оплакивает в поезде, она любила очень нежно.

Автор пьесы описывает события, когда в жизни Раневской наступил период разорения. Она неудачно растратила все свое имение и теперь осталась без денег. Имение, в котором располагался вишневый сад выставили на торги за большие долги. Для госпожи сад был местом, который напоминал ей о прожитой жизни, о молодости, о счастье.

Все дорогие и милые ее сердцу воспоминания были связаны с этим местом. Когда купец предлагает ей вырубить сад, а землю сдавать в аренду, она отказывается. Несмотря на то, что это помогла бы ей избавиться от долгов, она против. Ей не хочется прощаться с местом, которое так дорого ее сердцу.

Со своим братом они не принимают никаких попыток решить сложившуюся проблему, надеясь на чудо. В результате они лишаются поместья.

Все сочинения

Ссылка на основную публикацию