Аргументы на тему: Месть и великодушие в романе «Преступление и наказание»

В произведении Достоевского «Преступление и наказание» просто поражает великодушие Сони Мармеладовой. Автор будто решил показать нам две противоположности: добро и зло. Тема мести и великодушия пронизывает произведение от начала до самого конца. Это дает читателю пищу для размышления. 

Если Родион Раскольников со своей местью встречается еще в самом начале произведения, то о Сонечке Мармеладовой изначально читатель узнает только из рассказов ее отца. Лишь по прошествии некоторого времени, автор знакомит нас с таким прекрасным персонажем, которому казалось бы нет места в данном произведении.

Ниже даны готовые сочинения по указанной теме, основанные на аргументах из литературы, а именно на знаменитом произведении великого Фёдора Михайловича Достоевского. 

Сочинение «Великодушие Сони Мармеладовой»

Достоевский превозносит образ Сони до небес, она будто ангел во плоти. Белокурые волосы, бледная кожа, хрупкое телосложение – все это делает ее больше похожей на маленькую девочку, чем на взрослую женщину.

Она настолько самоотверженна, что берется за любую работу лишь бы прокормить семью и спасти больного отца. Соня даже становится проституткой, но это не мешает автору воспевать ее чистоту и непорочность, хоть она и занимается таким грязным делом. Она делает это от безысходности, для блага семьи.

По ходу чтения произведения нередко возникает вопрос. Может Соня так наивна и добра, потому что она полная дура? Но автор тут же спешит опровергнуть данное предположение. Хоть девушка и не имеет достойного образования, она обладает способностью схватывать все налету и даже читает книги, когда предоставляется такая возможность.

Сонечка – это то светлое существо, которое, как воздух, необходимо Раскольникову. Она будто лучик света в его непроглядной тьме, единственная надежда на спасение его порочной души.

Маленькая глупенькая девочка настолько добра, её сердце настолько полно любви, что даже не замечает с какими отвратительными, алчными, грязными людьми свела ее судьба. Получая гроши за свою работу, она практически занимается самопожертвованием. 

И все ради чего, ради кого? Ради людей, которые и мизинца ее недостойны.

Сочинение «Можно ли оправдать месть?»

В романе Достоевского проблема мести занимает центральную позицию. Чувство социальной несправедливости и глубокой обиды за свое жалкое существование толкает Раскольникова на жестокое преступление.

Но убийство старухи-процентщицы не помогло главному герою восстановить справедливость, которой он так долго жаждал.

Во время его долгих раздумий на тему, кто мы – «твари дрожащие или право имеющие», аргументов за совершение преступления оказалось больше, чем против. Так произошло, потому что в тот момент героем овладевали чувства ненависти и презрения к собственному жалкому существованию. 

Он лишь хотел поскорее разрешить свою проблему, избавиться от муки, терзающей его душу. Он был так ослеплен жаждой мести, что даже не подумал о последствиях, которые возникли вскоре после совершения преступления.

На примере Родиона Раскольникова автор показывает, что порой надо перебороть свою ненависть и обиду. Ведь месть не приводит ни к чему хорошему. Она только подталкивает человека на грешный путь, который приводит к саморазрушению. Муки совести каждый день, каждую минуту терзают душу Раскольникова.

Если бы не великодушие и чистота Сонечки, он бы уже давно сбросился с моста, так и не признав свою вину. Но самоубийство не самый лучший выход из ситуации. Ведь убив себя, не удастся искупить вину за содеянное, и наш главный герой это прекрасно понимает.

Таким образом можно сделать вывод, что не надо слепо следовать своим чувствам. Прежде чем совершить что-то, необходимо хорошенько подумать, взвесить все за и против. Но важнее всего осознавать, какие последствия повлечет за собой содеянное деяние: не нанесет ли оно вреда, не станет ли губительным для души, как это случилось с Раскольниковым? 

Ведь убив старуху и ее сестру, Родион убил не двух, а сразу трех людей. Совершив данные убийства, плюсом ко всему он убил еще и самого себя. Ведь человек, жаждущий справедливости, не сможет восстановить ее посредством причинения вреда другому.

Месть и великодушие в романе “Преступление и наказание” – сочинение по теме – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Проблематика романа Достоевского многогранна. Одна из тем классического произведения – месть и великодушие. Где находится граница, которая останавливает мстительность, что может ее сдержать? Ответы находим на страницах романа.

Месть и ее признаки

Рассмотреть понятие «мстительность» можно через положения теории главного героя романа. Раскольников мстит судьбе, он не согласен со своей нищетой. Ему кажется, что богатство изменит жизнь его близких. Оправдывая себя, он идет на преступление. Рядом начинают идти месть и убийство. Автор предупреждает мстить невозможно, не использовав жестокость.

Уже само чувство вызывает низменные желания: зависть, обиду, отчаяние. Стремление добиться справедливости по отношению к себе или к другому человеку приводит к злу. Классик говорит о последствиях. Победа не всегда приносит радость. Чаще такая победа соседствует с горечью. Как отомстить, не причинив боли? Кто-то всегда будет страдать. Чаще это обе стороны. Одни понимают, что совершили.

Другие переживают результат мести.

Радость в таком виде минутная. Раскольников отомстил судьбе, но не сумел даже воспользоваться добытым. Все осталось под камнем, серым и пыльным, такой же стала и душа Родиона.

Великодушие и вера

Другое качество человека – великодушие. Оно отрицает месть, не дает человеку ей поддаться, возвышает его и очищает. Великодушие – качество характера Сони Мармеладовой. Девушка стремится помочь Родиону. Она просит его покаяться, очиститься перед людьми и перед Богом.

Соня знакомит юношу с легендой о Лазаре, его воскрешении. Возрождение жизни дает надежду на новую судьбу, построенную своими руками, силой духа. Девушка учит прощать и просить прощения. Она так великодушна, что ее плохие черты остаются для читателя далеко.

Автор показывает, как душа одного оживляет душу другого. Сила великодушия неизмерима.

Другой пример великодушия – Дуня. Девушка идет на жертву ради семьи. Она верит, что сможет помочь свои поступком матери и брату. О своей жизни с Лужиным Дуня не думает. Родион не позволяет сестре погубить свою жизнь. Он не принимает такое самопожертвование и останавливает Дуню.

Жертвенность и несправедливая месть

Девушка, способная помочь другим, становится жертвой мстительного человека. Мелочный Лужин не знает, как отомстить за то, что потерял невесту, за то, что его Раскольников выгнал из квартиры. Несостоявшийся муж выбирает жертву. Ею становится великодушная Соня. Страшно в поступке Лужина все: место и время злого деяния. Все происходит на похоронах отца.

Мужчина подкладывает в карман опечаленной и погруженной в свои мысли Сони 100 рублевую бумажку. Мармеладову обвиняют в воровстве. Тема мести показана здесь как синоним безнравственности. Соню спасают. Лебезятников исправляет ситуацию. Но автор предупреждает, как легко можно стать жертвой несправедливой мести, направленной не против того, кому мстят.

Важно, чтобы рядом был кто-то более честный.

Месть и справедливость

Если нельзя мстить, то, как добиться справедливости? Классик показывает один из вариантов правильного решения через образ следователя. Порфирий Петрович ведет Родиона к явке с повинной. Он строит свою работу как психолог.

Порфирий великодушен и сострадателен. Он видит и понимает, как тяжело преступнику. Сочувствие к оступившимся – это не признак мягкого характера. Только такие люди способны изменить человечество.

Они помогут поднять и начать все сначала.

Судьба и месть – два философских понятия, на которых строится сюжет романа. Свидригайлов получает месть от судьбы. Она справедлива. Нельзя, чтобы преступления оставались безнаказанными. Итог жизни героя – самоубийство.

Великодушие людей – это качество, на котором строится жизнь. Друзья, близкие, любимые должны быть у человека. Они выручат, помогут, поддержат. Написать сочинение «Месть и великодушие в романе «Преступление и наказание» без рассмотрения судеб героев невозможно. Материал станет хорошим набором информации для раскрытия сложной темы.

ПредыдущаяСледующая

Аргументы к сочинению ЕГЭ из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский

Каковы последствия нарушений законов нравственности?

Ощущение пустоты и бессмысленности окружающей нас жизни – первый признак выхода общества или отдельной личности за грани свода нравственных норм. Ярким подтверждением тому может служить появление в романе Ф. М. Достоевского такого персонажа, как господин Свидригайлов.

Хочется отметить, что в светском восприятии он не выглядит ущербным или потерянным. Герой обладает незаурядным умом, положением в обществе, колоссальным жизненным опытом и полностью материально обеспечен. Он практически свободен от повседневных забот и необходимости обеспечивать свое существование упорным трудом или творческим поиском.

Вот только цель, которую Свидригайлов преследовал всю жизнь – наслаждаться цветами удовольствия, с тем, чтобы потом без сожаления выкинуть их в сточную канаву – привела его к потере смысла жизни и непреодолимой скуке пресыщения.

Кончилось это, как вы помните, весьма печально — Аркадия Ивановича стали посещать души загубленных им девушек, и никакие попытки избавить себя от этого наваждения результата не дали. Свидригайлов застрелился, не выдержав той смертельной пустоты, которая заполнила его целиком.

И причиной его поступка было не раскаяние, а полная и глубокая безысходность. Федор Михайлович настойчиво предупреждает нас о том, что отказ от соблюдения элементарных законов нравственности, неизбежно приводит человека, в начале к духовной деградации, а затем и к физической смерти.

Кумиры и их влияние на поведение и жизнь человека.

Часто человек оправдывает совершенные им поступки историческими параллелями и примером поведения общепризнанных авторитетов. Главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников, вывел теорию допустимости преступления на примере великого полководца Наполеона Бонапарта.

В этот же ряд он с легкостью поставил знаменитых ученых и святых отцов Церкви, объясняя это их гениальностью и избранностью. Его рассуждения сводятся к тому, что личность такого уровня имеет полное право жить вне законов нравственности и морали.

Раскольников уверен, что великий Исаак Ньютон при необходимости мог бы пожертвовать несколькими сотнями жизней своих сограждан, лишь только для того, чтобы облагодетельствовать остальных своими открытиями.

Он также не ставит под сомнение, что для раскрытия своей гениальности, человек имеет право на разрушение старых законов и норм, во имя учреждения новых, и это, по его мнению, является достаточным основанием для полного снятия с него ответственности за совершенные поступки.

К сожалению, в эту теорию не включен вопрос, оправдывает ли результат гениальных свершений и открытий, ту цену, которую пришлось за них заплатить. Себя Родион ставит в один ряд со всеми великими мира сего лишь потому, что он личность, а не «тварь дрожащая». Чтобы доказать свое право на преступление существующих законодательных правил, Раскольников совершает убийство.

Вот только теория незадачливого студента не сработала – он не обладал гениальностью Ньютона и военной беспощадностью Наполеона. Так что проведенный им эксперимент едва не закончился психбольницей. Многие предаются грезам о своем величии, бездумно проецируя поступки великих людей на свои собственные, и лишь потом с недоумением осознают, что их безумные идеи вдребезги разбиваются о скалу норм человеческой нравственности и морали, а за все совершенное, со временем все равно придется платить.

Читайте также:  Важен ли для современного человека опыт предыдущих поколений?

Существует ли цена жизни человека?

Жизнью человека не вправе распоряжаться никто. Эта мысль красной нитью проходит у Достоевского во всех его произведениях.

По теории, исповедуемой главным героем романа «Преступление и наказание», все люди нашей планеты делятся на две категории: гении, созданные для созидания и серая посредственность, предназначение которой ограничивается продолжением рода.

Следуя этим убеждениям, Раскольников легко приходит к мысли, что вторую категорию можно использовать как расходный материал, ради интересов элитарной прослойки человечества.

Смерть старушки – процентщицы рассматривается им, как необходимая жертва, принесенная ради благосостояния своей семьи и тех людей, которые пострадали от ее алчности. Он убежден, что освободив нашу грешную землю от присутствия «гадкой старухи», он принесет миру радость и благоденствие.

Оправдывая свое решение соображениями всеобщего блага, он даже не предполагал насколько глубокие внутренние страдания, граничащие с умственным расстройством, принесет ему смерть презираемого им человека. В конце романа главный герой раскаивается в содеянном и очень ясно осознает, что цена жизни человека не нами установлена, и определять ее по своему усмотрению, а тем более распоряжаться ею, права нам никто не давал.

Проблемы нравственного выбора

Проблемы выбора зачастую находятся в нравственной плоскости. Ф.М. Достоевский ставит эту задачу перед многими своими персонажами. Яркий тому пример, поступок Раскольникова — преступление нравственной грани заканчивается для него убийством человека.

Господин Мармеладов, погрязнув в своих пороках, забывает о семье и фактически предает ее. Сонечка делает выбор в пользу отказа от внутренних нравственных ограничений и предается пороку. Каждому из персонажей писатель дает возможность поступать сообразно своему пониманию нравственности.

И хотя последствия такого выбора для каждого индивидуальны, они все же неизбежно наступают. Пути одних заканчиваются смертью, другие не находят себе места от внутренней опустошенности, а нравственные муки третьих едва не заканчиваются сумасшествием.

Но как бы там не было, нравственный выбор остается личным делом каждого, и человек, столкнувшись с такой необходимостью, вынужден его делать.

В чем может проявляться истинное милосердие?

Милосердие – это отражение внутреннего состояния человека. Поступки, объединенные этим чувством, порой непредсказуемы и необъяснимы. Сонечка Мармеладова, например, нарушая все правила светских приличий, проявляет истинное милосердие по отношению к окончательно запутавшемуся Раскольникову.

Она жертвует своей репутацией и спасает главного героя от неизбежной духовной смерти. Ее решение следовать за Родионом в места отбывания наказания, с трудом вписывается в рамки общепринятых представлений о приличиях.

Оно иллюстрирует глубину ее нравственной организации и лишний раз подтверждает, что любовь к ближнему и страдания во имя этой любви, высшее предназначение любого нормального человека.

Всегда ли цель оправдывает средства?

Высокие цели никогда не могут быть достигнуты низменными средствами. Эту мысль Ф.М. Достоевский красноречиво иллюстрирует трагедией главного героя романа.

Родион Раскольников своей теорией о сверхличности, пытается убедить себя в том, что какие бы поступки он не совершал во имя благой цели, все они будут оправданы полученным результатом.

Последствия совершенного им убийства, должны были принести радость тысячам обездоленных и нуждающихся, но результат этого злодеяния оказался совершенно иным. Смерть старухи – процентщицы начала разрушать личность самого Раскольникова, и не принесла никакой радости окружающим.

Поступок оказался лишь психологическим экспериментом, цель которого заключалась в самоутверждении себя, как сверхличности. Но поскольку главный герой никогда не отличался монолитным цинизмом и беспринципностью, последовавший душевный надлом, едва не привел к гибели его самого.

Чуть позже он начинает понимать, что суперидея, посетившая его неокрепший ум, была всего лишь проявлением гордости ума, и ни на что иное претендовать не могла. Это был вопрос к самому себе: «кто я – тварь дрожащая, или право имею?». Судьба Раскольникова лишний раз доказывает, что любая, самая высокая и справедливая цель, теряет свои свойства, при попытке достичь ее грязными средствами.

Является ли преступлением нарушение нравственного закона? (Последствия любого преступления)

Преступление – это, по сути, выход за рамки установленных норм, и не важно, кем определены эти нормы и что они ограничивают. В нашем мире нет строгого разделения между нарушением правил нравственного поведения, искажением морального облика и нарушением уголовного или административного законодательства.

Все установленные нормы взаимосвязаны и плавно перетекают одна в другую. Персонажи романа Достоевского живут в мире, для которого подобные нарушения стали естественной формой существования, и все происходящее вокруг является лишним тому подтверждением.

Преступление для них уже не нарушение законодательных норм, а утверждение законности собственных поступков.  Мармеладов, к примеру, переступает через жизнь своих жены и детей, а его дочь Сонечка переступает через себя и оказывается вне зоны морали и приличий.

Мать Раскольникова ради благополучия сына, готова переступить через жизнь дочери, а Свидригайлов прекрасно уживается с тем злом, которое он принес окружающим, не испытывая при этом никаких угрызений совести, да и сам Раскольников, который ради собственного самоутверждения решился на убийство невинной старушки и ее сестры – все они участники одного общего преступления. Они нарушили закон, который является неотъемлемой часть любого человека – закон нравственности.

Можно ли ошибаться? Роль ошибок в формировании личности

Ошибка является побудительной причиной приобретения опыта. Горький опыт – это путь к самосовершенствованию.

Судьба Родиона Раскольникова, главного героя романа «Преступление и наказание», является яркой тому иллюстрацией. Попытка определить свое положение в окружающем его социуме, Раскольников совершает роковую ошибку. Совершенные им убийства ложатся на него неподъемным грузом и разрушают изнутри.

Он буквально тает под влиянием мук совести, и уже находясь на пороге наступающего безумства, приходит к раскаянию.

По всей видимости, мера искупления, которая ему предстоит и сам поступок, совершенный им в порыве юношеского безрассудства, позволят ему в дальнейшем изменить образ своих мыслей и отношение к людям, поскольку падать ниже – уже некуда.

Раскольников еще при жизни опустил себя в бездну ада и вынужден через покаяние, скорбь и осознание совершенных им ошибок постепенно возвращаться к себе самому. Это долгий и тернистый путь, но став на него, человек вряд ли оступится вторично.

Что такое муки совести и как с ними жить?

Совесть является внутренним индикатором нравственного состояния человека. Она определяет его поведение и вынуждает к принятию решений, соответствующих его моральным установкам. Человеку свойственно игнорировать советы близких и не реагировать на замечания окружающих, но вот остаться безразличным к укорам совести не удается никому.

Главному герою романа Достоевского «Преступление и наказание» Родиону Раскольникову, не давала покоя мысль: «Кто я есть на самом деле?». Она, собственно, и явилась фундаментом для его безумной теории о сверхчеловеке. Проверка ее достоверности привела к смерти невинных людей.

Преступник не оставил явных улик, указывающих на его причастность к убийству, но совесть не давала ему покоя до тех пор, пока не наступило раскаяние в содеянном. В момент принятия решения о добровольном признании, он испытал такое облегчение, что все предстоящие мытарства и испытания представлялись ему легкой прогулкой.

Совесть работает безукоризненно и четко, ее нельзя усыпить или обмануть. Пока человек прислушивается к своему внутреннему арбитру, он жив и физически и нравственно.

Итоговое сочинение по направлению "Месть и великодушие"

  • >> Все темы цитат >> Война и мир, Вражда, Месть
  • Да восстанет когда-нибудь мститель из наших костей. Вергилий Марон Публий
  • Часто лучше не замечать обиду, чем мстить за нее. Публилий Сир
  • Часто бывает так, что лучше не заметить оскорбления, чем потом мстить за него. Сенека Луций Анней (Младший)

Чем отомстить своему врагу? Стараться делать ему как можно больше добра.

Эпиктет

  Чем БОЛЬШЕ мы даем детям, тем МЕНЬШЕ они умеют и хотят

  1. Месть есть наслаждение души мелкой и низкой. Ювенал Децим Юний
  2. Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него. Марк Аврелий
  3. Чтоб быть справедливым возмездье могло, Лишь злом воздавать подобает за зло.

  4. Фирдоуси
  5. Если хочешь иметь друзей, не будь мстительным. Унсур аль-Маали
  6. Сладка не та месть, которая убивает врага, а та, которая несет жизнь истинному другу. Маргарита Наваррская
  7. Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его.

    Фрэнсис Бэкон

  8. Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. Фрэнсис Бэкон
  9. Лучшая месть — забвение, оно похоронит врага в прахе его ничтожества.

    Бальтасар Грасиан-и-Моралес

  10. На свете найдется немало людей, для которых мертвый враг испускает благовоние и которые в мести находят мускус и янтарь. Томас Браун
  11. Кто свой скрывает гнев, тот лучше мести служит. Пьер Корнель
  12. Месть — это слабых душ наследство, В груди достойного ему не место.

    Карл Теодор Кёрнер

Я не стал бы ничего предпринимать ради мести. Наш народ слишком велик, чтобы мстить. Но ради уверенности в будущем я готов сделать что угодно. Джеймс Абрам Гарфилд

  • Да будет человек избавлен от мести: вот мост, ведущий к высшей надежде, и радужное небо после долгого ненастья. Фридрих Ницше
  • Зачастую самоубийство является попыткой причинить боль родственникам или друзьям и отомстить за реальное или мнимое поражение. Альфред Адлер
  • Будь проклята месть, и даже если их рука убьет моего последнего брата, я не желаю отмщения, я хочу других людей. Элиас Канетти
  • Месть — это удовлетворение чувства чести, как бы извращенно, преступно или болезненно это чувство подчас ни проявлялось. Йохан Хёйзинга
  • Инстинкт мести в конечном счете есть не что иное, как инстинкт самосохранения. Эмиль Дюркгейм
  • Ошибочно думать, что месть представляет только бесполезную жестокость. Эмиль Дюркгейм
  • Благородно мстить лишь равному себе и в равном положении. Фукидид
  • Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев. Аристотель
  • Не отмсти дважды за одно. «Апостольские правила», 25
  • Мстящий — всегда судья в собственном деле, а в этом случае трудно не потребовать больше, чем следует. Мадлен де Пюизье

Многие, ища возмездия за легкие обиды, сами делают их более глубокими для себя. Велик и благороден тот, кто спокойно слушает лай мелких собачонок, как крупный и сильный зверь. Сенека

  1. Человек, поглощенный мыслью о мщении, не дает зарасти своим ранам. Фрэнсис Бэкон
  2. Месть сладка, но не слишком питательна. Мейсон Кули
  3. Я скорее прощу того, кто нанес врагу рану, а не того, кто мечтает посадить ему чирей: тут уже не только злая, но и ничтожно мелкая душонка, Сенека
  4. Успех — лучшая месть. Майкл Дуглас
  5. Самый обидный род мести — признать обидчика недостойным нашей мести. Сенека
  6. Кто не может сам отомстить, перепоручает это Богу. Аркадий Давидович
  7. Нет обиды, которой мы не простили бы, отомстив за нее. Люк де Вовенарг
  8. На старости лет обнаруживаешь, что месть — все-таки самый надежный вид правосудия. Анри Бек
  9. citaty.su

Сочинение

Бывает, что в жизни человека сталкиваются два жизненных порыва это порыв мести или великодушия. В такие моменты очень сильно проявляются все стороны характера. Обычно такое знамение происходит в следствии несправедливо произошедшего, поэтому пытаясь возразить или наказать тех, или иных личностей становится вопрос о правильности мести и необходимости великодушия.

Справедливость это то, чего мы хотим в жизни для себя. Люди хотят справедливое отношение к себе и безопасность жизнедеятельности.

Пока сам индивидуум не окажется в тяжелой и несправедливой ситуации, он не сможет понять насколько она сложна, когда кроме как ответа удар на удар ничего не существует.

В некоторых ситуация месть можно оправдать, но стоит ли она того, чтобы до конца жизни думать о том, что кому-то причинил вред.

Существует огромное количество произведений в которых присутствует насилие над женщинами или детьми. Помимо этого в реальной жизни происходят ситуации и по страшнее, чем в книгах или в кинематографе.

На фоне этих жизненных ситуаций понимаешь, что мужчин, которые надругались над беззащитными девушками, детьми или стариками невозможно простить. Для великодушия здесь нет места. На место этого придет либо самосуд, либо тюрьма.

Никто от этого не застрахован и иногда бывает, что люди, которые добры и чисты сердцем и попадают в такие ситуации. Но иногда из-за социального положения в обществе многие преступники уходят от наказания.

А это значит, что имя человека будет очищено и он сможет совершать еще более ужасные преступления. Бездействие наших органов иногда пугает. Такие ситуации не предугадаешь и не предостережешь, поэтому в таких ситуация месть может быть оправдана.

Как бы не была сложна ситуация иногда приходит осознание того, что людям не на кого рассчитывать, кроме на себя или на свою семью. По библейским законам месть это грех, а умение прощать является одним из самых миролюбивых.

Только высоко духовный человек может отпустить ситуацию, освободить сердце от боли. Человек должен уметь прощать, но когда стоит вопрос о прощении преступника, совершившего насилие или даже убийство, то это не возможно даже представить.

Поэтому что выбрать в жизни месть или великодушие предстоит самому человеку. Потому что наши поступки показывают какая мы личность, а злые поступки всегда вернутся к тому, кто их совершил.

Либо на земле в виде тяжелой болезни или судьбы, или на небе, когда на чаше весов будут сравнивать сотворенные грехи и добрые деяния. Нам неизвестно что нас там ждет, поэтому по возможности необходимо жить по чести.

Итоговое. Декабрьское. 11 класс

Другие сочинения: ← Как происходит становление характера человека?↑ 11 класс и ЕГЭРоль отца в жизни человека →

Афоризмы о мести, возмездии и расплате

Месть — намеренное (умышленное) причинение зла (ущерба) кому-либо с целью отплатить за потери, страдания, обиды и т.д. или получить компенсацию за понесённый ущерб. Месть — одно из редких понятий, не имеющих антонимов.

Слово «возмездие» является гиперонимом слова «месть», т.е., является более общим понятием и включает в себя слово, означающее менее общее понятие. Т.е., месть это частный случай возмездия.

Слово «реванш» хотя и означает «месть» по-французски, однако же не является синонимом мести и имеет несколько другой смысл.

Ад мог быть придуман только людьми и для людей, снедаемых ненавистью и жаждой мести. (Поль Лафарг)

Берегись человека, не ответившего на твой удар: он никогда не простит тебе и не позволит простить себя. (Д.Б. Шоу)

  • Благородно мстить лишь равному себе и в равном положении. (Фукидид) (Это, типа, «кодекс рыцарской чести» )
  • Бог любви неумолим: Он за обиду мстит и губит. (Лопе де Вега)
  • Бойся обидеть кого бы то ни было, ибо человек забывает свои обиды не раньше, чем отомстит за них. (Антуан Экзюпери)
  • Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов: в инстинкте мести. (Ницше)
  • Возмездие преследует каждого, но мало кого догоняет. (Мария Эбнер-Эшенбах)
  • В мести главное не начало, в мести главное — окончание. (Теткоракс)

Всегда замечал я, что супруги, составляющие плохую пару, самые мстительные: они готовы мстить всему миру за то, что уже не могут расстаться. (Ф. Ницше)

Да восстанет когда-нибудь мститель из наших костей! (Публий Вергилий)

Двигайся, не торопясь, и день твоего мщения придёт. (Френк Херберт)

Долголетие — это месть пенсионера обобравшему его государству. (В. Галашев)

Долг платежом красен. (Русская посл.) (Эта пословица относится к мести самым непосредственным образом)

  1. Душа, совершившая предательство, всякую неожиданность воспринимает, как начало возмездия. (Фазиль Искандер)
  2. Если тебе причинили ущерб — примирись, если оскорбили — отомсти. (Хилон)
  3. Если хочешь иметь друзей, не будь мстительным. (Унсур аль Маали)
  4. Зло, точно волна, ударяет о берег и возвращается назад. (Генрик Сенкевич) (В смысле, что «зло порождает зло», в том числе, возвращаясь в виде мести)
  5. Иногда женщина злится на одного мужчину, а мстит всем остальным. (Автор не установлен)
  6. Инстинкт мести в конечном счете есть не что иное, как инстинкт самосохранения. (Эмиль Дюркгейм)

Каждый оскорблённый может обратиться к королю — и он рассудит. Но когда оскорбитель — сам король, нужно обращаться лишь к Богу — и он отомстит. (Александр Дюма (отец)

  • Клевета — это месть трусов. (Сэмюэл Джонсон)
  • Кровью можно смыть всё, но кровь нельзя смыть ничем. (Юзеф Бестер)
  • Кто не может отомстить сам, перепоручает это Богу. (Аркадий Давидович)
  • Кто свой скрывает гнев, тот лучше мести служит. (Пьер Корнель)
  • Лучшая месть — забвение, оно похоронит врага в прахе его ничтожества. (Бальтасар Грасиан)

Лучший способ мстить противнику — это не походить на него. (Марк Аврелий) (Т.е., если он, скажем, обругал тебя последними словами, не походи на него, не обзывай в ответ. Лучше спокойно подойди и просто дай в морду)

Люди благодарны в той степени, в какой они склонны к мести. (Джонатан Свифт)

Люди уродливые обычно мстят за шутку, которую сыграла с ними природа. (Ф. Бэкон)

Людям проще заплатить за зло, чем за добро. Потому что благодарность — это бремя, а месть — удовольствие. (Тацит)

  1. Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев. (Аристотель)
  2. Месть — блюдо несъедобное. (Фредерик Бегбедер)
  3. Месть есть наслаждение души мелкой и низкой. (Ювенал)

Месть любит выступать под флагом справедливости. (Б. Тойшибеков)

Месть, может быть, и некрасивое побуждение, но вполне естественное. (У. Теккерей)

Месть не делает счастливым, она даёт лживые мечты. (Автор в розыске)

Месть — поступок человека, верящего в справедливость, необходимый для восстановления его душевного равновесия. (Автор не установлен)

Месть приходит, когда ты её не ждёшь. (Итальянская посл.)

  • Месть сладка, но не слишком питательна. (Мейсон Кули)
  • Месть слаще самой жизни. (Ювенал)
  • Месть стремится не к справедливости, месть стремится к компенсации. (Теткоракс)
  • Месть существует не для справедливости, месть существует для наказания и удовлетворения. (Теткоракс)

Месть — это блюдо, которое нужно подавать холодным. (Итальянская посл.)

Мне не нужна твоя смерть, мне достаточно, чтобы ты мучился. (Теткоракс)

Многие начинают мстить раньше, чем их успели обидеть. (В. Брудзиньский)

  1. Мстить — едва ли не то же самое, что кусать собаку, которая укусила тебя. (Остин О’Мэлли) (Бешеного пса не кусают, ему рубят голову)
  2. Мстить за обиду — значит, лишать себя удовольствия сетовать на несправедливость. (Чезаре Павезе)
  3. Мстить надо только добрыми делами, от которых враг непременно попадёт в ад. (Теткоракс)
  4. Мстящий — всегда судья в собственном деле, а в этом случае трудно не потребовать больше, чем следует. (Автор не установлен)
  5. Мщение усиливает ненависть и питает её. (Мадлен де Пюизье)
  6. Мы легко прощаем тех, кого не в силах наказать. (Автор не установлен)
  7. (Нет, мы только смиряемся с мыслью, что месть нам недоступна)
  8. Мы ненавидим наших врагов и жаждем отомстить им по слабодушию, а успокаиваемся и забываем о мести из лени. (Лабрюйер)
  9. На старости лет обнаруживаешь, что месть всё-таки самый надежный вид правосудия. (Анри Бек)

  Загадки про Лед для детей с ответами

  • Настоящий способ мстить врагу — это не походить на него. (Марк Аврелий)
  • Наша месть должна быть подобна удару молнии. (Наполеон Бонапарт)
  • Не жди, когда тебя обидят, мсти заранее. (Теткоракс)
  • Ненависть без жажды мести есть семя, упавшее на гранит. (Бальзак)

Ненависть — месть труса за испытанный им страх. (Д.Б. Шоу)

Неспособному мстить остаётся только ненавидеть. (Э. Севрус)

Нет обиды, которой мы не простили бы, отомстив за неё. (Вовенарг)

Никто не отомстит за мужа так, как любовник его жены. (Бальзак) (Поэтому, любовника ей подбирай сам.

Сочинение на тему: «Жертвенность в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова видела, что ее отец Семен Захарович Мармеладов находится в трудном положении. Его семье нечем платить за квартиру, они не имеют средств даже на еду. Поэтому Соня идет на отчаянный шаг: она идет по «желтому билету». Делает это она из-за голода и нищеты.

Однако Соня выбирает такой путь не из-за того, что сама испытывает жизненные трудности, а из-за того, что нуждаются в материальной помощи близкие ей люди: отец и мачеха Катерина Ивановна, которая имела троих детей.

После смерти Семена Захаровича положение Катерины Ивановны усугубилось, и Соня Мармеладова не могла бросить эту бедную женщину, хотя могла это сделать, так как они фактически не являются кровными родственниками.

Сонечка не могла оставаться равнодушной к проблемам Катерины Ивановны, а тем более к проблемам беззащитных детей. Героиня без каких-либо корыстных целей помогает семье своего отца, не жалея ни сил, ни заработанных денег.

Другое качество человека – великодушие. Оно отрицает месть, не дает человеку ей поддаться, возвышает его и очищает. Великодушие – качество характера Сони Мармеладовой. Девушка стремится помочь Родиону. Она просит его покаяться, очиститься перед людьми и перед Богом.

Соня знакомит юношу с легендой о Лазаре, его воскрешении. Возрождение жизни дает надежду на новую судьбу, построенную своими руками, силой духа. Девушка учит прощать и просить прощения. Она так великодушна, что ее плохие черты остаются для читателя далеко.

Автор показывает, как душа одного оживляет душу другого. Сила великодушия неизмерима.

Другой пример великодушия – Дуня. Девушка идет на жертву ради семьи. Она верит, что сможет помочь свои поступком матери и брату. О своей жизни с Лужиным Дуня не думает. Родион не позволяет сестре погубить свою жизнь. Он не принимает такое самопожертвование и останавливает Дуню.

Характеристика полковника на балу и после бала из рассказа Толстого

Доброта Сони («Преступление и наказание») проявилась и в ее отношении к центральному персонажу романа Ф. М. Достоевского. Когда Сонечка Мармеладова узнает о том, что Родион Раскольников является убийцей, она не отказывается от общения с ним, а, наоборот, помогает ему.

Душевные разговоры Сони с Родионом помогают ему понять то, что он заблуждался в своей теории. Влияние Сонечки настолько велико, что в финале произведения Раскольников внутренне очень близок к возрождению души.

Этому поспособствовала Соня, которая не отреклась от Родиона и поехала вместе с ним в Сибирь, где Раскольников находился на каторге. Соня готова идти с Родионом рука об руку, чтобы он понял истину. Девушка хочет, чтобы Раскольников самостоятельно пришел к Богу.

Мармеладова готова простить убийцу, отзывчиво и сердечно героиня относится и к другим обитателям каторги, для которых Соня становится символом очищения и спасения.

Ф. М. Достоевский изображает в романе «Преступление и наказание» жестокость общества, однако не все люди озлоблены на мир. Примером милосердного и отзывчивого отношения к людям является образ Сонечки Мармеладовой. Открывая свою тайну Соне, Раскольников впускает в свою душу светлые начала.

Фактически внутренний мир центрального персонажа романа становится местом борьбы добра и зла. В финале произведения Раскольников близок к нравственному возрождению, поэтому силы добра побеждают злые начала в Родионе, олицетворенные теорией о право имеющих и тварей дрожащих. Ф. М.

Достоевский показывает, что вера в Бога, свойственная Сонечке, благоприятно воздействует на остальных героев произведения.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Доброта Сони Мармеладовой», рассмотрит милосердные поступки героини романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», олицетворяющей божественное начало в человеке.

  1. Антитеза добра и зла в творчестве Достоевского.
  2. Борьба «темного» и «светлого» начала в Родионе Раскольникове.
  3. Мотивы, побудившие Раскольникова к «эксперименту».
  4. «Мертворожденная» теория.
  5. Перерождение Раскольникова.

Нет ничего, созданного на земле, что не имело бы определенного смысла и не вы-полняло бы ту или иную функцию. Проблема Добра и Зла — краеугольный камень философии всех времен и всех народов. Антитеза добра и зла — едва ли не самая древняя и важная нравственная проблема, волнующая человеческие умы с самых истоков цивилизации.

К вопросу противостояния добра и зла обращались все выдающиеся умы, начиная с античных мыслителей и заканчивая современниками. Точнее, не заканчивая, поскольку данная проблема будет волновать в той же степени и наших потомков.

Возможно, в этом и состоит главное предназначение человека: постоянно искать разгадку и пытаться постичь эту тайну жизни.

Величайший русских писатель Ф. М. Достоевский раскрывал данную проблему так глубоко и всесторонне, как мало кому это удавалось и до и после него. Основным мотивом романа «Преступление и наказание» можно назвать мотив преступления, зла и его следствия — наказания.

Писатель задается вопросом: «Что же такое зло?» Русский философ Николай Бердяев писал, что зло — «дитя свободы», такое же, как добро. «Зло необъяснимо без свободы. Зло является на путях свободы».

Таким образом, осмысляя творчество Достоевского, Бердяев объясняет существование зла как неизбежного проявления свободы, без которой невозможно полноценное существование человеческой личности.

«Свобода — есть трагическая судьба человека и мира. Судьба самого Бога, и она лежит в самом центре бытия, как первоначальная его тайна… Достоевский раскрывает онтологические последствия преступления.

И вот оказывается, что свобода, перешедшая в своеволие, ведет ко злу, зло — к преступлению, преступление с внутренней неизбежностью — к наказанию.

Наказание подстерегает человека в самой глубине его собственной природы…».

Раскольников представляет собой, бесспорно, неординарную личность, вопло-тившую в себе многие общечеловеческие черты. Этот персонаж вырисован настолько гениально, что в нем в полной мере олицетворено как самое высокое, так и самое низменное.

Достоевский показывает нам человеческую личность, в которой чрезвычайное интеллектуальное развитие гармонирует с высочайшей духовностью.

Возможно, в иной жизненной ситуации этого человека ожидала бы более светлая и счастливая судьба, однако в жесточайших условиях, в которых она обречена суще-ствовать, эта одаренная натура подвергается губительной трансформации.

В Родионе Раскольникове живут, сосуществуют, борются друг с другом два про-тивоположных начала: темное и светлое. И потому мера страдания, отпущенная этому человеку, неимоверна. Раскольников видит, осознает и точно оценивает все, что происходит с ним и окружающими его людьми.

Он ни на секунду не обманывает себя, ясно видя истоки своего преступного замысла. На протяжении всего романа автор ставит вопрос о том, каковы причины, побудившие Раскольникова к со-вершению преступления. Исследователь Ю.

Бореев обосновывает их целым рядом мотивов: «Прежде всего это бедность… Во-вторых, Раскольников хочет… решить для себя вопрос: кто он — тварь дрожащая или Наполеон.

И, наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью… Стараясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова. Автор все время подменяет один мотив другим…».

Нельзя не согласиться с мнением многих исследователей, что Раскольников — человек идеи-страсти, стремящийся выйти за пределы, ограничивающие человека.

«Раскольников — это живая, мучающаяся жизнь, со своими опасностями и со своими пределами, в которой все связано друг с другом и одно переливается в другое… Раскольников — гениально созданный образ, органическое единство, внутренние противоречия которого стремятся найти разрешение в действии, управляемом поставленной целью», — писал исследователь творчества Достоевского В. Кирпотин. Раскольников действительно чрезвычайно беден. Это постоянно подчеркивается в романе: «Каморка его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру». Не случайно Достоевский заключает эту мятущуюся натуру в тесноту и убогость, где дух еще острее чувствует потребность в свободе, и в полной мере ощущается вся тяжесть, безысходность существования.

Раскольников ясно осознает, насколько слаб, несовершенен человек. Но при этом в нем вместе с презрением к человеку как к отдельно взятой единице, существует искренняя любовь к человечеству вообще. По мысли С. Белова, в образе Раскольникова «столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним».

На протяжении всего повествования невозможно определить, какая из этих идей доминирует в Раскольникове. Не случайно Разумихин говорит о Расколь-никове, что в нем «два противоположных характера поочередно сменяются».

Сам Достоевский пишет о главном герое своего произведения следующее: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу. Деспотизм — его черта». В письме к М. Н.

Каткову Достоевский пишет, что в его «повести» есть «намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он сам его нравственно требует».

На определенном этапе своей жизни Раскольников оказывается перед важнейшей нравственной проблемой: проблемой совершения преступления. Характерно, что герой сделал свой выбор осознанно.

Одной из причин, побудивших Раскольникова к совершению преступления, было желание проверить свою теорию, а также испытать себя, либо, утвердившись во мнении, что он принадлежит к «наполеонам», либо приняв тот факт, что он «тварь дрожащая».

Занося топор над своей жертвой, Раскольников понимал, что в этот момент он безвозвратно губит свою душу, но остановиться не мог, демон оказался сильнее, и все, происходящее в дальнейшем, показывает, как Раскольников борется с этим демоном и в конечном итоге побеждает его.

С. Белов о распадался на две неравные части: преступление и его причины и, вторая, главная часть, — действие преступления на душу преступника… Из шести частей романа одна посвящена преступлению и пять — влиянию этого преступления надушу Раскольникова и постепенному изживанию им своего преступления».

Я думаю, что Раскольников стремится испытать не только собственные возможности, но и возможности человека вообще. Как писал Н. Бердяев, «Раскольников испытывает границы собственной природы, природы вообще. Он считает себя принадлежащим к избранной части человечества, не к обыкновенным людям, а к замечательным людям, призванным облагодетельствовать человечество.

Раскольников молод — ему всего 23 года, он сравнительно недавно вышел из-под родительской опеки и начал самостоятельную жизнь. Его родственные связи все еще крепки, и мать и сестра — самые дорогие для него люди.

Раскольникову сразу же пришлось окунуться в чрезвычайно неблагоприятную среду.

Возможно, если бы не его непримиримая гордость, (видимо, фамильная черта, присущая в немалой степени и его сестре) он без особого труда смог бы приспособиться к этим условиям и даже преуспеть.

Но гордыня не позволяла ему склониться перед жестокими реалиями. Раскольников погибал физически и морально, но не желал умерить свою гордыню.

И во сто крат тяжелее и страшнее ему было оттого, что эта гордость сосуществовала в нем с необычайным великодушием и милосердием.

Об этом явственно говорит его любовь к больной девушке, спасение из огня детей, помощь умирающему сокурснику, и, конечно, участие в жизни семьи Мармеладовых.

  «Обломов- «голубиная душа» или «лишний человек»?»

Раскольников стремился к достижению счастья всего человечества, но при этом хорошо понимал, что такое счастье не достижимо, во всяком случае, на данном этапе человеческого развития. Он осознавал, что всеобщее счастье зависит не столько от достижения цивилизации и прогресса, сколько от процессов, происходящих во внутреннем мире каждого человека.

К чему пришел Раскольников в финале? Для него становится ясным, что его теория «мертворожденная» (как ее называл С. Белов) и что «невозможно строить личное счастье или даже общее благополучие на страданиях другого, хотя бы и ничтожного существа» (Гроссман). Убийство кого бы то ни было недозволенно. Как писал Н.

Бердяев, это с поразительной силой обнаруживается в романе «Преступление и наказание»: «Тут, в имманентно изживаемом опыте показывается, что не все дозволено, потому что природа человеческая сотворена по образу и подобию Божьему, и потому всякий человек имеет безусловное значение.

Своевольное убийство даже самого последнего из людей, самого зловредного из людей, не разрешается духовной природой человека… Всякая человеческая жизнь, всякая человеческая дута, больше стоит, чем облагодетельствование грядущего человечества… Раскольников вместе с ничтожной и зловредной старушонкой уничтожил самого себя… Ничего «великого», «необыкновенного», мирового по своему значению не произошло… Вечный закон вступил в свои права, и он подпал под его власть».

Перерождение Раскольникова связано с его чувством к Соне Мармеладовой. Именно ее любовь стала для него тем последним импульсом, который привел его к единственно возможной для человека истине.

«Вместо диалектики наступила жизнь».

Последние строки романа повествуют о том, что Раскольников «даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим будущим подвигом…

Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомство с новою, совершенно неведомою действительностью».

Ссылка на основную публикацию