Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Еду ли ночью по улице темной…»

«Еду ли ночью по улице тёмной» – одно из самых мрачных и страшных стихотворений классической русской литературы.

Невозможно представить себе, чтобы это произведение появилось во времена Пушкина и Лермонтова. Если бы Пушкин написал такое… Но он такое ни за что бы не написал. Слишком страшно.

Это жизнь с её другой стороны – не светлой и прекрасной, салонной, но злой и ужасной. Бедность, нищета, порок на продажу…

Порок на продажу – это тема стихотворения. Затем тему проституции поднимет Достоевский, и о ней можно будет писать. Зачем женщины идут в проститутки? В те времена их туда толкала страшная бедность. Или отдайся незнакомцу, или умри с голоду.

Как ни крути, а выбирать не приходится. «Еду ли ночью по улице тёмной» рассказывается от лица мужчины – то ли мужа, то ли сожителя главной героини. Он видит конец её нравственности, а затем они расстаются, но герой по-прежнему любит свою бывшую женщину.

Только он её понимает. И её судьбу.

А судьба у неё была недобрая. Отец был злым. Влюбившись в одного, она вышла замуж за другого. И здесь недобрый рок: у этой свиньи был бешеный нрав и тяжёлая рука. А потом ей встретился наш рассказчик, и она сошлась с ним.

У них родился сын. Пожил, правда, ничтожно мало. Долго плакал, а потом умер. Рассказчик мучается с голоду. Она не знает, что делать… нет-нет, она знает, но колеблется. Ступит туда – и возврата к нормальной жизни уже не будет.

Она туда ступила.

И вот у ребёнка есть гробик, а у рассказчика (любимого ли?) – ужин. Он понял, как всё это было добыто. Не зря же она принарядилась, будто к венцу. Угрюмость и злость накатили на него, но он не смеет её винить. Она спасла всю семью.

Общество же это не одобрит. Невежественное, глупое, безвольное общество, единогласное в вынесении приговора: проститутка. Это ещё не самое худшее слово, каким их называют. Но семья спасена – это главное.

Она пожертвовала своим социальным статусом ради семьи. Иначе было никак.

Но героиня не могла оставаться. В стихотворении не указывается почему, может нравы. И она ушла.

Где она, герой не знает и вопрошает неизвестность: может, она умерла от нищеты или она жива, но пошла дорогой порока? В любом случае общество её больше не примет как порядочную женщину.

Та, что спасла семью от голода, теперь не считается порядочной женщиной. Ужасная несправедливость. Только рассказчик понимает её. Он готов выкричать подступающие к горлу проклятья, но они бессильно замирают. Справедливости нет.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Еду ли ночью по улице темной…»

  • Анализ стихотворения Анненского Дремотность
    Стихотворение «Дремотность» написано Иннокентием Федоровичем Анненским в форме сонета. Эта форма стихосложения была очень популярна среди поэтов начала XX века.
  • Анализ стихотворения Маяковского Наш марш
    В. В. Маяковский известен, прежде всего, как «поэт революции». Если для других творческих деятелей того времени революция стала катастрофой, крахом жизни, то В. В. Маяковский считал ее величайшим благом, делом всей жизни, и всячески воспевал ее.
  • Анализ стихотворения Пастернака Сосны
    Стихотворение написано в 1941 году как раз во время Второй мировой войны. Время, когда везде были тяжелые времена, но как оказалось Борис Леонидович, все же нашел среди жестокости красоту природы и написал о ней.
  • Анализ стихотворения Пушкина Поэт 10 класс
    Великий гений Пушкина имеет огромное значение, как для русского языка, так и для русской литературы. Он, можно сказать, стоит у истоков современной литературы. Благодаря ему литература освободилась от сложности слога, приобрела новые формы и образы.
  • Анализ стихотворения Есенина Табун
    В своей песне “Табун” он написал о благородных и преданных животных. Лошади являются символом чистоты и дружелюбия.

Николай Некрасов

Еду ли ночью по улице тёмной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день —
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!
Сердце сожмется мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты — другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжелой рукой;
Не покорилась — ушла ты на волю,

Да не на радость сошлась и со мной…

Помнишь ли день, как больной и голодный
Я унывал, выбивался из сил?
Б комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.

Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки
Ты согревала дыханьем ему.

Он не смолкал — и пронзительно звонок
Был его крик… Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребенок…
Бедная! слез безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Также глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба —

Вместе свезут и положат рядком…

В разных углах мы сидели угрюмо.
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоем совершалась борьба.
Я задремал.

Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребенку и ужин отцу.

Голод мучительный мы утолили,
В комнате темной зажгли огонек,
Сына одели и в гроб положили…
Случай нас выручил? Бог ли помог?
Ты не спешила печальным признаньем,
Я ничего не спросил,
Только мы оба глядели с рыданьем,

Только угрюм и озлоблен я был…

Где ты теперь? С нищетой горемычной
Злая тебя сокрушила борьба?
Или пошла ты дорогой обычной,
И роковая свершится судьба?
Кто ж защитит тебя? Все без изъятья
Именем страшным тебя назовут,
Только во мне шевельнутся проклятья —

И бесполезно замрут!..

Анализ стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной» Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов оставил большое литературное наследие, однако стихотворение «Еду ли ночью по улице темной» занимает в нем особое место. Это произведение потрясло И. Тургенева, В. Белинского, вызвало множество подражаний и интерпретаций.

Стихотворение создано в 1847 году, его автору 26 лет. Пройдя через нужду и лишения после разлада с отцом, поэт в эти годы занялся творческой и издательской деятельностью, возглавил журнал «Современник».

По жанру — сюжетная лирика, городская баллада, по размеру — четырехстопный дактиль с перекрестной рифмой, 4 строфы. Лирический герой — рассказчик, участник событий.

По композиции делится на 3 части: в первой герой вспоминает недолгий эпизод в своей жизни, когда была у него семья, во второй — смерть ребенка и страшный выход из тупика, найденный матерью умершего мальчика, в третьей — вновь воспоминания героя, раскаяние и думы о дальнейшей судьбе женщины, которой в его жизни больше нет.

Восклицания, вопросы без ответа и многоточия довершают безрадостную картину. Лексика разговорная, нейтральная, с вкраплением возвышенной. Неясно, ребенок от первого брака или родился уже в новой семье.

Образ героини традиционно трактуют как образ падшей женщины, однако рассказчик явно дает понять, что подобным ремеслом она не промышляла. Отчаяние толкнуло ее на этот шаг.

Герой обращается к ней не по имени, он дает понять, что она не одна такая: друг беззащитный, больной и бездомный, бедная.

Слова из лексикона народной песни: тяжелая рука, выпал на долю, судьба невзлюбила. Много метафор, аллегорий.

Сердце читателя сжимается от уменьшительных суффиксов в таких словах: положат рядком, гробик ребенку, зажгли огонек. Сгоряча герой говорит о самоубийстве: завтра три гроба вместе свезут.

С горькой издевкой замечает он: принарядившись, как будто к венцу. Эпитеты: именем страшной, мучительной думой.

Заканчивается стихотворение на гневной, но бессильной ноте, в очередной раз повторяется слово «проклятье», герой страшится, но подозревает, что хороший человек по-прежнему в тисках нужды и нищеты, что она из-за голода решилась продавать себя, ее презирают, упрекают. Между прочим, из 1 строфы ясно, что сам рассказчик сумел выкарабкаться из тяжелых обстоятельств.

Социальная тема — главная в поэзии Н. Некрасова. Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной» произвело большое впечатление на современников поэта смелостью выбора темы и сострадательной авторской интонацией.

Читать стих поэта Николай Некрасов — Еду ли ночью по улице тёмной на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Еду ли ночью по улице темной… анализ стихотворения Некрасова

Некрасов — разноплановый поэт, которому удавалось в своих произведениях отражать все сферы, все оттенки жизни русских людей, в том числе он выделял и темные стороны их жизни. Так в стихотворении: «Еду ли ночью по улице темной…» Некрасов затрагивает тему судьбы женщины, которой пришлось продать свое тело, чтобы иметь возможность похоронить единственного ребенка.

Еду ли ночью по улице темной… краткий анализ

Знакомясь с работой Некрасова Еду ли ночью…, что была написана в 1847 году и делая его анализ, понимаешь весь трагизм сюжета.

Автор описал страшные картины жизни людей, которым приходилось существовать в бедности, влачить свое существование в ужасных условиях. Эта жизнь и привела главную героиню к продаже своего тела и осуждать женщину не приходится.

Достаточно только познакомиться с работой автора, чтобы понять, чем именно руководствовалась героиня, когда становилась на путь падшей женщины.

Уже в начале произведения мы видим горькую судьбу женщины, которая жила с бедным и строгим отцом. Потом ее выдали замуж за нелюбимого человека, и словно в насмешку, нелюбимый муж оказывается с дурным нравом и тяжелой рукой. Такой судьбе тяжело покориться и героиня не исключение. Она пытается бороться с судьбой, которая преподносит героине еще одно испытание — болезнь и смерть ее ребенка.

Автор не описывает ту боль, которую чувствует женщина при потере своей кровинки. Да и ни к чему это. Разве было у нее время оплакивать дитя, когда нет денег даже на гроб? Муж ничего не предпринимает и женщина решает продать свое тело, а на полученные деньги хоронит своего малыша и кормит мужа.

Читайте также:  Природа любви в русской литературе на примере повести а.и. куприна «гранатовый браслет»

В итоге муж, который только недавно ел пищу, купленную на деньги, что получила женщина от продажи своего тела, заподозрив жену в измене выгоняет ее из дома. После чего задает порой себе вопросы по поводу дальнейшей судьбы своей жены, но вопросы безответно затихают и умирают в пустоте.

История создания

Если говорить об истории создания этого трагичного стихотворения, то оно было написано в 1847 году, и стало новым витком в творчестве писателя.

Ведь здесь автор использует некое новаторство, выбрав за основу сюжета нищету, голод, социальные проблемы и условия, что приводят к падению женщин.

Все стихотворение пронизано болью, где царят мотивы темноты, враждебности природы по отношению к человеку, раскрывается мотив смерти, злобы и бедности. Поднимается и тема одиночества, затрагивается мотив судьбы.

Создавая свое произведение, Некрасов рушит привычные нормы и каноны. Ведь только так можно было привлечь внимание к поэзии в те самые времена, когда к традиционной поэзии начал падать интерес с огромной скоростью. Вот и появляется работа, написанная в жанре баллады «Еду ли ночью по улице темной…».

Предлагаем послушать стихотворение Некрасова

Анализ стихотворения “Еду ли ночью по улице темной…” Н. А. Некрасова

Стихотворение “Еду ли ночью по улице темной…” Н. А. Некрасова посвящено одной из самых тяжелых тем в русской литературе XIX века – судьбе русской женщины. По жанру это баллада.

Н. А. Некрасов последовательно показывает, какие тяжкие испытания выпадают на долю главной героини произведения: злоба и бедность в родительском доме, брак с нелюбимым мужем, нищета и голод, гибель единственного сына. Затем для того, чтобы похоронить ребенка и накормить мужа, женщина решается на отчаянный шаг: она продает свое тело. Всю ответственность этого

поступка героиня берет на себя. Муж первое время даже не догадывается об ужасном поступке жены. “Случай нас выручил?

Бог ли помог?” – наивно спрашивает себя он. Потом страшная догадка все-таки приходит ему в голову: “Ты не спешила печальным признаньем, Я ничего не спросил, Только мы оба глядели с рыданьем. Только угрюм и озлоблен я был…”.

Муж, ради которого и вместо которого героиня заработала деньги, озлобился. Герои расстались. “Где ты теперь? С нищетой горемычной злая тебя сокрушила борьба?

Или пошла ты дорогой обычной И роковая свершится судьба? Кто ж защитит тебя?” – все эти вопросы, сконцентрированные в последней строфе стихотворения, так и останутся без ответа.

Даже муж, который и должен был защитить свою жену от бедности и унижения, посылает ей бесполезные проклятья, но все равно мучительно вспоминает о ней словами: “Друг беззащитный, больной и бездомный, Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!” Обращение “друг” подчеркивает, что в душе героя все еще есть нежные чувства к любимой женщине.

Созвучные эпитеты “беззащитный, больной и бездомный” усиливают трагическое звучание фразы.

Судьбу героини произведения, к сожалению, можно считать типичной для того времени. Добродетельная Соня Мармеладова из романа Ф. М.

Достоевского “Преступление и наказание” прошла подобный же путь: ради голодных детей своей мачехи она становится проституткой.

В одном из ее разговоров с Родионом Раскольниковым звучит мысль о том, что Полечка в скором времени тоже должна будет повторить печальную судьбу Сонечки.

Обилие отрицаний (“с детства судьба невзлюбила тебя”, “муж тебе выпал недобрый на долю”, “не покорилась”, “да не на радость сошлась и со мной”, “он не смолкал”, “слез безрассудных не лей”, “ты не спешила с печальным признаньем”).

Эти отрицания придают негативную окрашенность художественной атмосфере произведения. Эту же семантическую функцию выполняют в произведении образы мира природы (буря, дождь).

Злоба, угрюмство – вот настроение, которое может породить подобная атмосфера.

В таких условиях для человеческой души не может быть радости. Не случайно основной мотив произведения – беззащитность, безысходность.

Примечательно, что весь сюжет произведения разворачивается в атмосфере полутьмы, полусвета. Темная улица, пасмурный день – все эти художественные детали призваны также подчеркнуть безрадостность существования.

Эту же функцию выполняют заунывные звуки труб, подчеркивая тему тяжести непосильного капиталистического труда.

Н. А. Некрасов показывает, что на отчаянный шаг героиню подталкивает только крайне тяжелое положение.

Не случайно в сюжете произведения моделируется несколько иной вариант развития событий: “С горя да с голоду завтра мы оба Так же глубоко и сладко заснем; Купит хозяин, с проклятьем, три гроба – Вместе свезут и положат рядком…”. Таким образом, ценой личного счастья и супружеской верности героиня стихотворения, по сути, спасает любимому жизнь.

Автор потрясен благородством души русской женщины, ее мужественным, хотя и некрасивым с точки зрения общественной морали поступком. Примечательно, что герой, который не может простить поступок жены, с животным чувством, не раздумывая, утоляет голод, съедая ужин, купленный на принесенные женой деньги. Не случайно смерть в такой ситуации представляется герою сладостным избавлением.

Образы автора и героя то сливаются в стихотворении, то вновь разъединяются. Этот прием взят поэтом из фольклорных источников. Однако всем ходом развития сюжета произведения Н. А.

Некрасов убедительно показывает, что настоящим виновником грехопадения героини является не ее муж, который сам, выбиваясь из сил, пытался прокормить семью, а несправедливость общественного устройства, при котором одни люди могут покупать душу и тело других как товар.

Стихотворение “Иду ли ночью по улице темной…”, обладая высокой обличительной силой, вызвало широкий общественный резонанс: отклики И. С. Тургенева, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева. Социальная тема – главная тема в творчестве Н. А. Некрасова. Это явление было новаторским для поэзии по сути.

Анализ стихотворения Некрасова «Еду ли ночью по улице темной…»

Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…» Н.А. Некрасова посвящено одной из самых тяжелых тем в рус­ской литературе XIX века — судьбе русской женщины. По жанру это баллада.

Н.А. Некрасов последовательно показывает, какие тяжкие испытания выпадают на долю главной героини произведения: злоба и бедность в родительском доме, брак с нелюбимым мужем, нищета и голод, гибель единственного сына. Затем для того, чтобы похоронить ребенка и накормить мужа, женщина решается на отчаянный шаг: она продает свое тело.

Всю от­ветственность этого поступка героиня берет на себя. Муж первое время даже не догадывается об ужасном поступке же­ны. «Случай нас выручил? Бог ли помог?» — наивно спраши­вает себя он. Потом страшная догадка все-таки приходит ему в голову: «Ты не спешила печальным признаньем, Я ничего не спросил, Только мы оба глядели с рыданьем. Только угрюм и озлоблен я был…».

Муж, ради которого и вместо которого героиня заработала деньги, озлобился. Герои расстались. «Где ты теперь? С нищетой горемычной злая тебя сокрушила борь­ба? Или пошла ты дорогой обычной И роковая свершится судьба? Кто ж защитит тебя?» — все эти вопросы, сконцен­трированные в последней строфе стихотворения, так и оста­нутся без ответа.

Даже муж, который и должен был защитить свою жену от бедности и унижения, посылает ей бесполезные проклятья, но все равно мучительно вспоминает о ней слова­ми: «Друг беззащитный, больной и бездомный, Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!» Обращение «друг» подчеркива­ет, что в душе героя все еще есть нежные чувства к любимой женщине.

Созвучные эпитеты «беззащитный, больной и без­домный» усиливают трагическое звучание фразы.

Судьбу героини произведения, к сожалению, можно счи­тать типичной для того времени. Добродетельная Соня Мармеладова из романа Ф.М.

Достоевского «Преступление и на­казание» прошла подобный же путь: ради голодных детей своей мачехи она становится проституткой.

В одном из ее раз­говоров с Родионом Раскольниковым звучит мысль о том, что Полячка в скором времени тоже должна будет повторить пе­чальную судьбу Сонечки.

Обилие отрицаний («с детства судьба невзлюбила тебя», «муж тебе выпал недобрый на долю», «не покорилась», «да не на радость сошлась и со мной», «он не смолкал», «слез безрас­судных не лей», «ты не спешила с печальным признаньем»).

Эти отрицания придают негативную окрашенность художест­венной атмосфере произведения. Эту же семантическую функцию выполняют в произведении образы мира природы (буря, дождь). Злоба, угрюмство — вот настроение, которое может породить подобная атмосфера.

В таких условиях для человеческой души не может быть радости. Не случайно ос­новной мотив произведения — беззащитность, безысходность.

Примечательно, что весь сюжет произведения разворачи­вается в атмосфере полутьмы, полусвета. Темная улица, пас­мурный день — все эти художественные детали призваны также подчеркнуть безрадостность существования. Эту же функцию выполняют заунывные звуки труб, подчеркивая тему тяжести непосильного капиталистического труда.

Н.А. Некрасов показывает, что на отчаянный шаг героиню подталкивает только крайне тяжелое положение.

Не случайно в сюжете произведения моделируется несколько иной вариант развития событий: «С горя да с голоду завтра мы оба Так же глубоко и сладко заснем; Купит хозяин, с проклятьем, три гроба — Вместе свезут и положат рядком…».

Таким образом, ценой личного счастья и супружеской верности героиня сти­хотворения, по сути, спасает любимому жизнь. Автор потря­сен благородством души русской женщины, ее мужествен­ным, хотя и некрасивым с точки зрения общественной морали поступком.

Примечательно, что герой, который не может про­стить поступок жены, с животным чувством, не раздумывая, утоляет голод, съедая ужин, купленный на принесенные же­ной деньги. Не случайно смерть в такой ситуации представля­ется герою сладостным избавлением.

Образы автора и героя то сливаются в стихотворении, то вновь разъединяются. Этот прием взят поэтом из фольклор­ных источников. Однако всем ходом развития сюжета произ­ведения Н.А.

Читайте также:  Почему трусость связывают с бесчестием?

Некрасов убедительно показывает, что настоя­щим виновником грехопадения героини является не ее муж, который сам, выбиваясь из сил, пытался прокормить семью, а несправедливость общественного устройства, при котором одни люди могут покупать душу и тело других как товар.

Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…», обла­дая высокой обличительной силой, вызвало широкий общест­венный резонанс: отклики И.С. Тургенева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева. Социальная тема — глав­ная тема в творчестве Н.А. Некрасова. Это явление было нова­торским для поэзии по сути.

На этой странице искали :

  • еду ли ночью по улице темной анализ
  • анализ стихотворения еду ли ночью по улице темной
  • анализ стихотворения некрасова еду ли ночью по улице темной
  • еду ли ночью по улице темной некрасов анализ
  • некрасов еду ли ночью по улице темной анализ

Сохрани к себе на стену!

Анализ стихотворения Н. Некрасова «Еду ли ночью по улице темной…»

Николай Алексеевич Некрасов — большой и разноплановый поэт. В своем творчестве он сумел отразить все оттенки русской жизни, выделил ее “темные стороны” во всей их драматичности и незаурядности. Некрасов не только “заземлил поэзию любви, но и поэтизировал ее прозу”.

Сколько светлого и доброго Николай Алексеевич сказал о так называемой падшей женщине, предупреждая во многом картины и образы Достоевского. Очень тонко это сделано в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной…”, после которого Н. Г. Чернышевский заявил, что Россия приобретает великого поэта. И. С.

Тургенев, прохладно относившийся к демократической поэзии Некрасова, по поводу этого стихотворения писал В. Г. Белинскому: “…его стихотворение меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я удивительное произведение — и уже наизусть выучил”.

В этом произведении органично слились голоса героя и автора, они плавно перетекают от одного к другому, составляя необыкновенную ткань повествования. Этот художественный прием, хорошо известный в народной лирической песне, естественно вошел и в поэзию Некрасова.

Вначале явственно звучит голос поэта-рассказчика, ощущается его искренняя боль за человека и льется грустная повесть о судьбе героини.

  • С детства судьба невзлюбила тебя: Беден и зол был отец твой угрюмый, Замуж пошла ты — другого любя. Муж тебе выпал недобрый на долю: С бешеным нравом, с тяжелой рукой; Не покорилась — ушла ты на волю,
  • Да не на радость сошлась и со мной.

Изящно, почти неуловимо рассказ переходит к герою, хотя сердечному человеку, но безвольному, не умеющему, да и не желающему видеть реальный мир со всеми его трудностями и печалями.

Ему удобнее “ничего не спросить” у женщины, которая ценой собственной чести достала денег на гробик для сына и еду для самого героя. Как это удобно: делать вид, что ничего не понимаешь, не догадываешься об источниках “благодеяний”, вдруг свалившихся с неба.

Поэт никого открыто не осуждает, но читатель чувствует подспудно его иронию по отношению к герою. Это безмолвный суд, и оттого он еще зримее встает перед читателем.

Случай нас выручил? Бог ли помог? Ты не спешила печальным признаньем, Я ничего не спросил, Только мы оба глядели с рыданьем,

Только угрюм и озлоблен я был…

Не потому ли позднее прозрение и раскаяние героя шевельнулись все же в душе, не позволив осудить ту, которую он уже ранее предал.

Где ты теперь? С нищетой горемычной Злая тебя сокрушила борьба? Или пошла ты дорогой обычной, И роковая свершится судьба? Кто ж защитит тебя? Все без изьятья Именем страшным тебя назовут. Только во мне шевельнутся проклятья —

И бесполезно замрут!..

Небольшое по объему стихотворение вместило трагизм целой судьбы, даже не одной. Такая концентрация событий нужна поэту, чтобы показать истинных виновников “падения” героини: общественную несправедливость, злую судьбу и бездействие ближнего — героя, казалось, взявшего на себя ответственность за любимую женщину, но так и не сумевшего дать ей покоя и счастья.

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Еду ли ночью по улице темной…»

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Еду ли ночью по улице темной…»

Только во мне шевельнутся проклятья —

И бесполезно замрут!..

Н. А. Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов — большой и разноплановый поэт. В своем творчестве он сумел отразить все оттенки русской жизни, выделил ее «темные стороны» во всей их драматичности и незаурядности.

Некрасов не только «заземлил поэзию любви, но и поэтизировал ее прозу».

Сколько светлого и доброго Николай Алексеевич сказал о так называемой падшей женщине, предупреждая во многом картины и образы Достоевского.

Очень тонко это сделано в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…», после которого Н. Г. Чернышевский заявил, что Россия приобретает великого поэта. Тургенев, прохладно относившийся к демократической поэзии Некрасова, по поводу этого стихотворения писал В. Г.

Белинскому: «…его стихотворение меня совершенно с ума свело, денно и нощно твержу я удивительное произведение и уже наизусть выучил».

В этом произведении органично слились голос героя и автора, они плавно перетекают от одного к другому, составляя необыкновенную ткань повествования.

Этот художественный прием, хорошо известный в народной лирической песне, естественно вошел и в поэзию Некрасова. Вначале явственно звучит голос поэта-рассказчика, ощущается его искренняя боль за человека и льется грустная повесть о «судьбе героини». Вдруг предо мной промелькнет твоя тень! Сердце сожмется мучительной думой.

С детства судьба невзлюбила тебя: Беден и зол был отец твой угрюмый, Замуж пошла ты — другого любя: Муж тебе выпал недобрый на долю: С бешеным нравом, с тяжелой рукой; Не покорилась — ушла ты на волю, Да не на радость сошлась и со мной.

Изящно, почти неуловимо рассказ переходит к герою, хотя сердечному человеку, но безвольному, не умеющему да и не желающему видеть реальный мир со всеми его трудностями и печалями.

Ему «удобно» быть «слепым и глухим» даже к горю рядом живущего человека. И лишь позднее раскаяние как-то примиряет читателя с непритязательным героем. Я задремал. Ты ушла молчаливо, Принарядившись, как будто к венцу, И через час принесла торопливо Гробик ребенку и ужин отцу…

Как это удобно, делать вид, что ничего не понимаешь, не догадываешься об источниках «благодеяний», вдруг свалившихся с неба. Поэт никого открыто не осуждает, но читатель чувствует подспудно его иронию над героем. Это безмолвный суд, ц оттого он еще зримее встает перед читателем.

Случай нас выручил? Бог ли помог?

Ты не спешила печальным признаньем,

Я ничего не спросил, Только мы оба глядели с рыданьем,

Только угрюм и озлоблен я был…

  • Не потому ли позднее прозрение и раскаяние героя шевельнулись все же в душе, не позволив осудить ту, которую он уже ранее предал.
  • Где ты теперь? С нищетой горемычной
  • Злая тебя сокрушила борьба?
  • Или пошла ты дорогой обычной,
  • И роковая свершится судьба?
  • Кто ж защитит тебя? Все без изъятья
  • Именем страшным тебя назовут,
  • Только во мне шевельнутся проклятья —
  • И бесполезно замрут!

Небольшое по объему стихотворение вместило трагизм целой судьбы, даже не одной. Такая концентрация событий «нужна» поэту, чтобы показать истинных виновников «падения» героини: общественную несправедливость, злую судьбу и бездействие рядом живущего, казалось, взявшего на себя ответственность за любимую женщину, но так и не сумевшего дать ей покоя и счастья.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Любовная лирика Некрасова. «Еду ли ночью по улице темной…», «В дороге», «О Муза, я у двери гроба…»

Тема урока: «Любовная лирика Некрасова. «Еду ли ночью по улице темной…», «В дороге», «О Муза, я у двери гроба…»

План

  1. Любовная лирика Некрасова.(для ознакомления переходите по ссылке) https://www.youtube.com/watch?v=KXowqO1BtPo

  2. «Еду ли ночью по улице темной…», «В дороге», «О Муза, я у двери гроба…»( https://www.stihi-rus.ru/1/Nekrasov/)

  3. Анализ «Еду ли ночью по улице темной…», «В дороге», «О Муза, я у двери гроба…»

  4. Домашнее задание(написать анализ стихотворений «Еду ли ночью по улице темной…», «В дороге», «О Муза, я у двери гроба…»)

1.Тема любви в лирике Некрасова

Тема любви в лирике Некрасова, и прежде всего знаменитый «панаевский цикл», т.е. цикл, связанный с любовью Некрасова к А.Я.

Панаевой, оказывается неразрывно связанной с другими мотивами лирики Некрасова – мотивами напрасно растраченной молодости, греховности собственной жизни, с драматическим разладом героя и общества. Отношения героев, мучительно противоречивые сами по себе, осложняются этими драматическими переживаниями.

Определяя своеобразие звучания этой темы в лирике Некрасова, исследователи пишут: «…Почти каждое любовное стихотворение – это рассказ о большой человеческой беде.

Бывает порою и так: беда еще не стряслась, герой говорит о разделенной любви, о радости свидания, но его не покидает предчувствие неизбежной и близкой разлуки. Любовь несет с собой не только радость, но и горе, обиды, боль, слезы . Некрасов изображает то, что до него никогда не входило в лирическую поэзию: ссоры, семью, быт », – пишет Б.О. Корман.

Некрасов вносит в звучание этой темы те же мятежность и печаль, что составили столь характерный пафос некрасовской лирики.

«Панаевский цикл» – это драматическая история любви двух людей, горячо любящих и столь же страстно отстаивающих свою правоту.

Как пишут исследователи, поэзия здесь «преодолевает свои границы: «панаевский» цикл – своего рода лирический роман, для которого характерны драматизация, диалогизация». 

Каким же предстает чувство любви в изображении Некрасова? Характерно, что постоянным словом, передающим и суть характеров двух героев, и смысл их переживаний, становится слово «мятежный»: «Если мучимый страстью мятежной», «Да, наша жизнь текла мятежно», «Пока еще кипят во мне мятежно / Ревнивые тревоги и мечты».

Глагол, наиболее точно выражающий чувства героев, – «кипит», «кипим»: «Пока еще кипят во мне мятежно / Ревнивые тревоги и мечты»; «Кипим сильней, последней жажды полны»; герои ощущают «с каждым днем сильней кипевшую любовь».

Этот глагол воплощает крайнюю интенсивность чувств и отношений героев друг другу: накал страстей и гнева, и привязывающих героев друг к другу, и неуклонно разрывающих эти мучительные отношения.

История любви отмечена драматическими коллизиями – «вспышки», «ссоры».

Читайте также:  Вадим шершеневич стихи: читать стихотворения шершеневича

Гнев и ревность, жгучие укоры и негодующие взоры, тревоги сожаленья и слезы раскаянья, сознание неизбежности расставания и сильная искренняя любовь составляют эти мучительные и все же полные счастья отношения двух людей.

Но вспышки гнева и тревоги любви не воспринимаются поэтом как случайные эпизоды, омрачающие счастье двух людей. Это – неизбежная сторона любви, знак полноты и силы чувства, немыслимого без ревности и мучений:

  • Если, мучимый страстью мятежной, Позабылся ревнивый твой друг И в душе твоей, кроткой и нежной, Злое чувство проснулося вдруг –
  • Все, что вызвано словом ревнивым, Все, что подняло бурю в груди, Переполнена гневом правдивым, Беспощадно ему возврати.
  • Отвечай негодующим взором, Оправданья и слезы осмей, Порази его жгучим укором – Всю до капли досаду излей!
  • Лирический герой не жаждет прощения, он ищет – понимания и веры, понимания его ревности, вызванной только сильной любовью, и веры, что ревность сильнее всего терзает того, в чье сердце она проникает.

Герои некрасовской поэзии не знают тихих и безмятежных минут любви, во всяком случае, безмятежное счастье не становится темой некрасовских стихотворений.

Счастье в понимании некрасовского героя – воспоминания о былом страдании, сама любовь, со всеми ее муками («И то, что в нем казалось нам страданьем, –/ И то теперь я счастием зову…»).

Позднее Некрасов даст свое понимание любви как чувства, неотделимого от бурных переживаний и страданий. «Мятежная», горькая любовь будет осознана им как характерная примета времени:

Но, любя, свое сердце готовь Выносить непрестанные грозы, В нашем мире, дитя, где любовь, Там и слезы.

Герои некрасовской лирике находятся не только в противостоянии друг с другом, но и в противостоянии с обществом. В любовной лирике драматизм рождается и через мотив борьбы с «кровными врагами», которую ведут и герой и героиня.

Эта борьба и объединяет героев, и еще более усложняет их и без того нелегкие отношения.

В стихотворении «Тяжелый год – сломил меня недуг» причиной расставания героев становится усталость героини, измученной, «истерзанной борьбой с своими кровными врагами». 

Любовь несет муки и тревоги, обиды и ссоры, но только она дает жизни высокий смысл. Даже не близость любимой, а только ее письма способны внести в душу героя веру в жизнь:

«Женская любящая душа» – это «благословение» Бога человеку в его пути земном. В письме Л.Н. Толстому в 1857 г.

Некрасов так определяет смысл любви, ее роль в человеческой жизни: «Хорошо ли, искренне ли, сердечно ли убеждены Вы, что цель и смысл жизни – любовь? (в широком смысле).

Без нее нет ключа ни к собственному существованию, ни к существованию других, и ею только объясняется, что самоубийства не сделались ежедневным явлением.

Важно отметить, что не только лирический герой Некрасова, но и другие персонажи его поэзии не знают счастливой любви.

Согласие и гармония в отношениях любящих людей возможны только на короткое время, причем неизбежность трагической развязки предрешена: социальным неравенством («Огородник»), разностью характеров и судеб («Прекрасная партия», «В дороге»), тяготами и нищетой («Тройка», «Свадьба» и др.).

Богатство и знатность также не избавляют от несчастливой развязки («Княгиня»). Одно из немногочисленных стихотворений, где воспевается светлая радость любви, – «Любушка» (другое название «Буря»). 

«Мерещится мне всюду драма», – признался Некрасов в одном из своих стихотворений, и это стремление автора видеть и показывать прежде всего драматическую сторону событий во многом определяет звучание темы любви в его творчестве.

  “О Муза! Я у двери гроба!” анализ История создания

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Еду ли ночью по улице темной…»

Одно  из главных  направлений лирики знаменитого русского поэта Н. А. Некрасова — это описание реальной действительности без прикрас, не скрывая ее  пороки и несовершенства.

 Именно в некрасовской поэзии перед читателем раскрывается  невеселая повседневность рядового обывателя, выраженная в стихах.

  Неприглядная картина жизни обычной русской женщины в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной…» характерна для творческого периода Некрасова  тех лет, когда в своих стихах он часто обращается к описанию нелегкой доли униженных и несчастных людей.

История создания произведения

Стихотворное произведение «Еду ли ночью по улице темной…» поэт написал  в 1847 году и напечатал в издании «Современник».  Как описывают биографы поэта, когда Некрасов впервые прочел стихотворение перед широкой публикой, слушатели не могли сдержать слез.

Высокую оценку стихотворению дал  писатель И. С. Тургенев, который в своих письмах критику Белинскому говорил, что оно буквально «свело его с ума». Восторженно отзывался о стихах и Н. Г. Чернышевский. По его мнению, «Еду ли ночью по улице темной…»  одно из тех стихов, «которые долго останутся прекрасным примером  русской лирики».

Однако цензура не разделяла подобных восторгов и упрекала Некрасова в безнравственности за честность и открытость, с которой поэт передал атмосферу крайней нищеты и отчаяния.

Жанр и стихотворный размер

Стихи «Еду ли ночью по улице тёмной…» во второй половине девятнадцатого века были популярны среди студентов и исполнялись как баллада, а в начале двадцатого века печатались во многих песенниках.

Направление стихов «Еду ли ночью по улице темной…», — критический реализм.  Автор в своих лирических произведениях поднимает тему социального неравенства, рассказывая доступным и понятным языком трагическую судьбу несчастной женщины.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем с чередованием женской и мужской рифмы. Некрасов — один из первых поэтов в России, использовавший трехсложный стихотворный размер, сближающий поэтический слог с обычным разговорным стилем.

Композиция стихотворения

По смыслу произведение можно разделить условно на четыре части.

  • В первой строфе главный персонаж предается воспоминаниям о бывшей возлюбленной и  вспоминает ее историю жизни до того момента, как они встретились.
  • Во второй строфе герой ведет повествование об их совместной доле, полной нужды и лишений, а также о смерти сына.
  • В третьей части появляется тема «падшей женщины», когда несчастная «принарядившись, как будто к венцу» принесла домой гроб для мертвого сына и ужин для отца.
  • В заключительной части герой произведения размышляет о том, где сейчас его любимая, как она живет и с кем.

Главная проблема, затронутая автором — это противостояние обычного человека безразличному социуму и причины, по которым жуткие условия существования толкают человека вопреки его взглядам и убеждениям на ужасные поступки, только чтобы выжить.

Образы и символы

Главный герой произведения — добросердечный человек, который в окружающем его благополучии замечает ужасные проявления, присущие современному обществу. Он отзывчив и правдив, и призывает людей проявить гуманизм к тем, кому не посчастливилось появиться на свет в богатой семье и найти сытое место в жизни.

Грустный образ бедной и несчастной женщины, которую нищета и беспросветность вынуждают торговать собой, еще не раз встретится читателям в творчестве отечественных литераторов.

Ненастная погода, полутьма, дождь и пронизывающий холод мрачного Петербурга точно совпадают с трагичным настроением  героев, их глубоким страданием.

Основная тема стихотворения

В стихах  «Еду ли ночью по улице тёмной…»  современники Некрасова, как в зеркале увидели суровое отражение неприглядной действительности. Вот основные темы, затронутые автором.

  • Конечно же, главная тема — это социальная несправедливость и полное равнодушие общество к тем, кого лишения и нужда довели до того, что человек готов переступить через свои моральные принципы, чтобы не умереть от голода.
  • Важная роль отведена и теме самопожертвования. Несчастной матери, у которой на руках только что умер сын, нет денег даже на гроб. Она нашла выход из положения, но не спешит с «печальным признаньем» в своем поступке. Однако герой не осуждает ее. Он понимает, что торговать собой ее заставила лишь крайняя нищета, мучительный голод и желание достойно проводить сына в последний путь.
  • Тема падшей женщины — также одна из ключевых. В этом поступке раскрывается небывалая сила духа, ведь она отрекается от самого сокровенного. Женщина, только что пережившая смерть сына, не может допустить, чтобы ее муж умер голодной смертью, а покойный сын остался без гроба.
  • И еще одна важная тема — это нищета, болезни и голод. Герой и его возлюбленная истощены, измучены болезнями и голодом.  Положение их настолько безнадежно, что герой не видит будущего.

Безысходность положения крестьянского сословия пронизывает все стихотворение Некрасова. Может ли человек вырваться из нищеты и несправедливости? Как в подобных обстоятельствах ему прийти к достойной жизни, а не к жалкому существованию? Автор оставляет эти вопросы без ответа, давая читателю простор для раздумий и выводов.

Основная мысль

Главная задача произведения «Еду ли ночью по улице тёмной…» — правдиво описать тяжелую судьбу людей, оказавшихся в силу обстоятельств на дне общества.

Лирический герой рассказывает нам о несчастной девушке, с детства обреченной на нищету, которой приходилось терпеть пренебрежение и жестокое обращение даже от мужа и родителей.  В довершение всего на плечи беззащитной женщины тяжким грузом ляжет еще и осуждение общества за ее падение.

И хоть лирически герой и порицает несправедливые законы общества, его проклятия бессмысленны, и не способны изменить существующий порядок вещей. Они лишь промелькнут в его голове и «бесполезно замрут».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Еду ли ночью по улице темной…»

Поделиться

Ссылка на основную публикацию