Легко ли сохранить верность долгу в военное время?

Союз Советских Социалистических Республик, созданный в 1922 году и ставший после Победы в Великой Отечественной войне сверхдержавой, сыграл колоссальную роль в освобождении народов Востока и их культурном и хозяйственном развитии.

Образ таджика в СССР ассоциировался не с дворником, а образ узбека – не с мигрантом на стройках капитализма. При этом нельзя сказать, что Советский Союз был вообще лишен межнациональных проблем, свободен от криминала и коррупции.

Однако подобного рода антигосударственная деятельность уверенно вскрывалась и пресекалась правоохранительными органами, в том числе КГБ СССР и комитетами госбезопасности союзных республик.

Легко ли сохранить верность долгу в военное время?

Поэтому вызывает недоумение, что именно на чекистов сегодня многие пытаются свалить вину за развал СССР. Особенно усердствуют в этом левые псевдокоммунистические круги, которые рисуют советскую действительность в виде лубочной картинки и заявляют, что, мол, КГБ не захотел защитить их счастливое детство.

Следует, однако, заметить, что КГБ действовал строго в рамках закона и подчинялся вышестоящим государственным и партийным органам. Он обеспечивал нормальное управление системой, контролировал защиту и слаженное функционирование всех жизненно важных элементов, но не мог влиять на сам курс, выбранный капитаном корабля.

И если у руля появляется авантюрист или идиот, как это и случилось в нашей недавней истории, ничто не спасет корабль от неизбежной катастрофы.

Но даже в этих условиях всеобщей паники и хаоса именно чекисты оставались единственной опорой для поддержания устойчивости и порядка, вставали на пути провокаторов и громил из числа демократов и националистов, пытались защитить остатки государственности на постсоветском пространстве, развести противоборствующие стороны и спасти мирное население от резни. Именно об этом мы вспоминали вместе с почетным сотрудником госбезопасности, генерал-майором Давлатом Мамадризобековым, уроженцем Таджикистана и прекрасным советским человеком, прошедшим трудный путь от оперуполномоченного до заместителя председателя Комитета национальной безопасности Таджикистана.

Легко ли сохранить верность долгу в военное время?

двойной клик – редактировать изображение

В связи с постоянно выдвигающимися против КГБ обвинениями я прямо спросил Давлата Ризобековича, не проморгали ли в свое время чекисты возрождение в таджикском обществе исламского экстремизма, усиление Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), ставшей ведущей силой Объединенной таджикской оппозиции.

– Основателем и лидером ПИВТ был в то время еще малоизвестный Саид Абдулло Нури, – рассказывает Давлат Ризобекович. – В 1973 году в Хатлонской области Таджикистана он создал нелегальную молодежную организацию «Исламское возрождение». Поначалу он как бы пропагандировал лишь идеи «чистого ислама».

Но уже к началу 80-х годов, когда я работал начальником Управления КГБ по Кулябской области, мы стали отмечать активизацию подпольных исламских ячеек. Они приступили к публикации материалов антисоветской направленности, поступающих из-за рубежа, и нелегальному распространению журнал «Правда Ислама».

К середине 80-х годов в их деятельности начали появляться элементы экстремизма и радикализма. Это не была проблемой только органов госбезопасности. Это была проблема государственных органов и общественности того времени.

Со своей стороны, чекисты были в курсе происходивших процессов, и информировал партийные и другие властные структуры с предложениями о порядке реализации имеющихся материалов.

Летом 1986 года в Курган-тюбинской области на основании материалов КГБ за нелегальную экстремистскую деятельность были арестованы несколько активистов партии, в том числе и сам Саид Абдулло Нури. Все они решением суда были осуждены на различные сроки лишения свободы, от трех месяцев до полутора лет.

– Давлат Ризобекович, а что представляли собой эти экстремистские группировки?

– Примерно во второй половине 1986 года к нам тоже стала поступать информация о том, что в городе Кулябе и Дангаринском районе появились нелегальные радикально настроенные группы, которые под видом религиозной деятельности обучают молодежь овладению боевыми видами единоборства.

Проверка этой информации показала, что эти группы поддерживают связь с экстремистскими религиозными организациями Афганистана, Ирана, Саудовской Аравии, Турции и Египта.

Члены и руководители этих групп выезжали для учебы в эти страны, а затем проводили идеологическую обработку молодежи, распространяли литературу экстремистского характера, готовили молодых людей к противостоянию правоохранительным органам и возможному захвату власти по примеру того, как это происходило в Иране в 1979 году.

Оперативными возможностями поименно были установлены члены этих групп, время и места их нелегальных сборов, а также сведения о руководителях этих групп и факты их незаконной деятельности. Они готовились к вооруженному захвату власти в стране, проводили регулярные занятия по «каратэ» и другим видам боевой физической подготовки.

Нами был разработан план реализации имеющихся материалов и направлен на рассмотрение руководству КГБ Таджикской ССР.

Мы предложили провести общепрофилактические мероприятия в Таджикистане с использованием средств массовой информации, рассказать населению о незаконной деятельности организации «Исламское возрождение», а руководителям этих групп объявить официальное предостережение от имени органов безопасности или же привлечь их к уголовной ответственности в соответствие с законами того времени. В начале 1987 года по требованию заместителя председателя КГБ Таджикской ССР генерал-майора Евгения Куликова, курировавшего эту линию работы, все материалы с нашими предложениями по их реализации были направлены для согласования в его адрес. Председателем КГБ Таджикистана был Петкель Владимир Викторович. Однако решение руководства по нашим предложениям затянулось. Время уже было другое. В стране активно шла «перестройка». Мне кажется, что наша информация была тогда недооценена, или на нее просто не реагировали. От органов госбезопасности уже требовали «гуманности» в работе, меньше реагировать на процессы, происходящие в обществе, в том числе и в религиозной среде.

Легко ли сохранить верность долгу в военное время?

двойной клик – редактировать изображение

– Что, очевидно, не могло не сказаться на настроениях в таджикском обществе?

– В обществе нагнеталась нервозность. На волне гласности и открытости активизировались различные политические силы как прогрессивного, так и негативного свойства, в том числе националистические движения и религиозные экстремисты.

Все вместе это и привело к событиям февраля 1990 года в Душанбе, с которых началась предыстория гражданской войны в Таджикистане, ставшей самым кровавым конфликтом на постсоветском пространстве и унесшей, по современным оценкам, до 150 тыс.

жизней.

– Вы не могли бы рассказать об этом подробнее?

– В феврале 1990 года я прибыл в краткосрочный отпуск в Душанбе из Кабула, где был офицером безопасности Посольства России. Незадолго до этого, в январе 1990 года, в Баку прошли армянские погромы, в результате которых 49 армянских семей бежали к своим родственникам в Душанбе.

Спустя несколько дней по городу поползли слухи, что в Душанбе переселили более трех тысяч армян, которым выделены квартиры в новостройках города. А тогда в столице ощущался острый дефицит жилья.

11 февраля перед зданием ЦК Компартии Таджикистана на площади Ленина собралось около тысячи человек, которые требовали навести порядок в вопросах выделения квартир, осуждали действия властей и выкрикивали лозунги «Долой армян!».

К митингующим вышел первый секретарь Компартии Таджикистана Кахор Махкамов, который заявил, что в республику прибыло всего 49 армянских семей. 23 семьи разместились у родственников, остальные размещены на временной основе в нескольких пустующих квартирах. Совместно с представителями митингующих была создана комиссия по проверке ситуации.

Вечером того же дня и утром следующего по радио и телевидению было сообщено о том, что большая часть приехавших армян, оценив ситуацию, заявили, что не хотят быть причиной конфликта, и обещали в ближайшие дни покинуть республику. Однако, несмотря на это, обстановка продолжала накаляться.

В этот день на улицах появились группы молодых людей из числа местных, которые нападали на русских и на девушек таджичек, которые были одеты по-европейски. На следующий день, 12 февраля, на площади собралось около четырех тысяч человек. Они уже были настроены агрессивнее. Лозунг «Долой армян!» сменился требованиями «Долой Махкамова!».

Протестующие перекрыли центральную улицу Ленина. Для охраны правительственного здания прибыли сотрудники милиции и других правоохранительных органов. Моя квартира находилась как раз на улице Ленина, примерно в 50-60 метрах от площади, прямо за домом, где в то время находился центральный книжный магазин «Точиккитоб», и я видел все это своими глазами.

Находясь вне службы, я позвонил дежурному по КГБ Таджикистана и доложил о ситуации на площади. Дежурный узнав меня ответил, что они в курсе обстановки и добавил, что ситуация действительно напряженная, надо быть бдительным, осторожным и следить за обстановкой по месту проживания. Он также сообщил, что не исключены провокации.

В этой связи в школах, институтах и других учебных заведениях детям разрешили идти по домам. После этого я пошел в школу и забрал младшую дочь. Было около 11 часов. На площади продолжала бушевать толпа. Люди были разные.

При входе во двор своего дома я увидел, как несколько молодых людей бежали за одетым в военную форму офицером внутренних войск, по виду русским, окружили его и стали тащить на площадь. Моросил дождь, и у меня в руках был зонт с длиной рукояткой, которым я остановил молодых людей и стал интересоваться причиной.

Они сказали, что кто-то стрелял по людям, и они хотят вести этого офицера к митингующим для разбирательства. Я обратился к военному и спросил, что он тут делает. Он на хорошем таджикском языке объяснил, что идет с дежурства из СИЗО №1 домой. Действительно, это СИЗО находился недалеко от здания ЦК Компартии Таджикистана. Оружия при нем не было.

Я заявил, что знаю его, он душанбинец. Молодые люди не знали, что делать. Но так как я был старше их, да и мой решительный внешний вид видимо повлиял на них. Они согласились и отпустили его, а сами вновь побежали на площадь.

Мы быстро дворами отвели этого офицера на другую улицу и отправили домой, а сам я вместе с соседями вновь вышел на главную улицу, и стали наблюдать за площадью. Примерно через 2-3 минуты с площади вновь прибежали 4-5 человек, которые интересовались этим офицером. Мы объяснили им, что он сразу ушел домой. Они были этим недовольны, но ушли. После этого я вышел на улицу Путовского, чтобы посмотреть, что происходит там. Эта улица тоже была заполнена людьми, которые направлялись к митингующим. Среди них выделялась группа молодых людей спортивного телосложения, которые держались обособленно. В это время улицу переходили двое молодых людей славянской внешности. От группы спортивных парней сразу же отделились двое и, приблизившись к ребятам русской внешности, примерно с расстояния трех метров, в высоком прыжке каратиста, ударами ног уложили их. Я и еще двое взрослых мужчин и одна женщина отогнали «каратистов» и помогли раненым ребятам перейти дорогу, а затем отправили их домой.

Читайте также:  Анализ произведения «Тошнота» (Ж.П. Сартр)

Легко ли сохранить верность долгу в военное время?

двойной клик – редактировать изображение

– Это как-раз к вопросу о «спортивных» секциях каратистов…

– Да, это напомнило мне о той нашей информации 1986-1987 годов, когда в нелегальных школах Куляба и Дангары готовили таких «спортсменов» на особый случай. Думаю, что многие из них в феврале 1990 года проявили себя и участвовали в различных провокациях того периода. В эти дни в Душанбе среди протестующих было много молодых парней из ближайших к Душанбе кишлаков и районов.

Кто стоял за организацией беспорядков я не знаю, но в это время в городе отмечались призывы религиозно-экстремистского и националистического толка, которые подогревали толпу. Митингующие, а за ними толпы молодежи, продолжали двигаться в сторону здания компартии. Ситуация явно выходила из-под контроля.

Толпа гудела и двигалась все ближе к зданию, не обращая внимания на сотрудников правоохранительных органов. Протестующие подожгли автобус, который ранее был остановлен ими на центральной улице, ломали деревья и решетки. Попытки представителей властей успокоить собравшихся не увенчались успехом. Те требовали выйти к ним руководителя Компартии Таджикистана Кахора Махкамова.

К середине дня митинг перерос в массовые беспорядки. Начались стычки митингующих с силами правопорядка. Боевики начали ломиться в здание ЦК Компартии, захватили часть первого этажа, и даже пыталась поджечь его. Были слышны крики и звуки стрельбы. Правоохранительные органы стали применять дубинки, водометы.

К вечеру 12 февраля силам правопорядка вместе с прибывшими из Москвы подразделениями спецназа удалось очистить площадь от митингующих, но часть молодежи оставалась на центральной улице, выкрикивала националистические и антирусские лозунги, громили магазины, разбивали камнями окна и двери.

Когда все закончилось, мы вместе с соседями Фарходом и Фармонбеком прошли по улице Ленина до центрального городского сада и везде видели разбитые окна домов, витрин и разграбленные магазины. Вечером того же дня в городе был введен чрезвычайное положение и комендантский час. Однако беспорядки продолжились также 13 и 14 февраля.

В Душанбе прекратили работу все виды транспорта, закрылись институты и школы, детские сады, магазины, предприятия и банки. Не работали почта и телефонная связь, перестали выходить газеты. Город заполнили преступные группировки, многие молодчики были вооружены арматурой и камнями. После того, как их вытеснили из центра, они продолжили бесчинства в других районах города, выкрикивая националистические лозунги.

– А как реагировало на это население?

– Мирные жители, спасая себя и свои семьи, создавали отряды самообороны, инициаторами которых выступили воины-афганцы, которые охраняли от погромщиков подъезды домов, подходы к своим микрорайонам, организовывали дежурства.

В состав этих отрядов входили таджики, русские, украинцы, узбеки, татары, евреи и представители других национальностей, которые, на мой взгляд, сыграли немаловажную роль в стабилизации обстановки и пресечении попыток религиозных фанатиков и националистов воспользоваться ситуацией.

По различным данным, в результате событий 12-14 февраля 1990 года в Душанбе погибло 25 человек, более 300 было ранено. Жители столицы были удивлены и напуганы такой неадекватной реакцией на прибытие армянских беженцев и всплеском национализма в таком многонациональном и дружелюбном городе, как Душанбе. После этих событий из Душанбе начался отток русскоязычного населения.

– Давлат Ризобекович, а какую роль в разрешении данного конфликта и создании предпосылок для его урегулирования сыграли органы госбезопасности?

– Личный состав Комитета национальной безопасности Таджикистана, несмотря на отток профессиональных кадров, остался на службе и поддерживал законную власть. В условиях общего хаоса чекисты принимали все меры к разведению сторон конфликта, понижению напряженности и продолжали своими возможностями защищать конституционный строй.

Легко ли сохранить верность долгу в военное время?

двойной клик – редактировать изображение

В сентябре 1991 года шаткое равновесие в Таджикистане было резко нарушено августовскими событиями в Москве.

После провала ГКЧП таджикская оппозиция организовала многочисленные митинги с требованиями отставки Президента Таджикистана, бывшего первого секретаря ЦК Компартии Таджикистана Кахора Махкамова, якобы поддержавшего ГКЧП. Митингующие требовали роспуска компартии, и отмены закона о запрете партии исламского возрождения.

31 августа 1991 года на внеочередной сессии Верховного Совета Таджикской ССР депутаты выразили недоверие Махкамову, и он подал в отставку. После его ухода относительно стабильный период развития событий завершился. Начался новый этап по пути к обострению обстановки в республике.

Возник конфликт между несколькими противоборствующими силами. Одни хотели продолжать жить на основе традиций советского периода, другие выступали за демократические преобразования и либеральные ценности.

9 сентября 1991 года Таджикистан был провозглашен независимым государством, и уже 29 октября состоялся учредительный съезд партии ПИВТ, которая получила право на легальную деятельность.

– А кто возглавил страну?

Что значит быть верным долгу?

Рейтинг материала: 0

0 отзывов

Верность — это человеческое качество, иллюстрирующее непоколебимость, неизменность взглядов относительно чего-либо.

Верность бывает разной: себе и своим принципам, любимому человеку, мечте, долгу, Родине.

Я считаю, что именно в военное время человек проверяет себя на прочность, показывает своё истинное лицо; на войне он отстаивает свои взгляды и принципы, защищает свою Родину и выполняет свой долг.

Одним из таких людей является главный герой повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв, семнадцатилетний молодой человек, юный офицер, отправленный родителями на службу в далёкую Белогорскую крепость.

Гринёв не раз был в смертельной опасности, на волоске от смерти, но важным кульминационным моментом является разговор Петруши с лжеПетром Феодоровичем. После захвата крепости Гринёв ищет свою возлюбленную Машу Миронову, но вдруг ему говорят о том, что сам Емельян Пугачёв ожидает его.

Осознавая всю рискованность данной ситуации, он идёт к Пугачёву. Тот, в свою очередь, предлагает молодому офицеру принять присягу, но Гринёв не поддаётся Пугачёву, он честно говорит ему о том, что присягнул императрице, а значит, что он не будет изменять своим словам, не запятнает честь офицера.

Этот эпизод доказывает нам, что Пётр Гринёв остался верен себе, своей Родине, а самое главное заключается в том, что он верен своему долгу, несмотря на смертельную опасность, угрозу жизни.

Иногда, чтобы остаться верным своему долгу, приходится заплатить ценой собственной жизни. Так и поступил партизан Сотников из одноимённого произведения Василия Быкова. Сотников, по своей природе, очень добрый, честный и ответственный человек.

На протяжении всего произведения мы видим, что он, несмотря на болезнь, не бросает своего товарища, не соглашается на его предложение вернуться обратно в лес, к отряду. Главный эпизод, который полно и ярко отображает нам верность советского партизана — это эпизод допроса.

С самого начала Сотников отвечал следователю с иронией, в которой скрывалось презрение, которое чувствовал партизан. Главный герой не выдал никакой информации касаемо партизанского отряда ни во время допроса, ни во время жестоких пыток.

Сотников был слаб физически (тяжело болен и был ранен в ногу), но его моральная и нравственная силы были настолько велики, что он не только выстоял и вытерпел все мучения, не поддался страху смерти, «буйволоподобной детины», боли, но и остался честен перед самим собой, перед своими товарищами, он остался верен своему долгу, заплатив за это своей жизнью.

Люди, сохранившие свою честь и достоинство, верные своему долгу, оставляют свой след — остаются в нашей памяти, в памяти истории навсегда. Но история также хранит и воспоминания о людях, которые не смогли вытерпеть те сложности и испытания, которые им преподнесла жизнь.

Эти люди встали на путь предательства и измен, например, Мазепа, предавший Петра I; Брут, предавший Цезаря; Иуда, предавший Иисуса. В литературе тоже есть свои герои-изменники. Например, Рыбак — главный герой произведения Василия Быкова «Сотников».

Изначально перед нами предстаёт образ физически сильного, подготовленного к войне партизана, который, по сути, может пройти через все испытания. Но в момент допроса следователем в поведении Рыбака явно видна трусость.

Он ответил на вопросы следователя, выдав абсолютно всю информацию относительно отряда, начиная с количества человек и заканчивая местоположением, более того, партизан вступил в ряды полицаев.

Рыбак поддался своему страху перед смертью, страху за свою жизнь, поэтому его физическая сила не помогла ему, так как нравственно и духовно этот человек был опустошён. Не сумев преодолеть свои страхи, вступив в ряды предателей, он изменил не только Родине, но и своему долгу перед ней.

В заключение я хочу сказать, что верность долгу требует невероятных моральных и духовных сил. Если человек не сдаётся при виде какой-либо опасности или трудности, а остаётся верен своему долгу, прилагая все свои силы, то его смело, без каких-либо сомнений можно назвать героем.

Верность воинскому долгу

  • Содержание
  • Вступление
  • Патриотизм, верность воинскому долгу – неотъемлемые качества русского воина, основа героизма
  • Память поколений – дни воинской славы России
  • Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности войск
  • Заключение
  • Список литературы
  • Вступление
  • Боевые традиции российских Вооруженных сил – это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих.
  • Многие государства мира имеют свои боевые традиции, содержание которых складывается в каждой стране с учетом своих исторических особенностей.
  • Боевые традиции определяются общественным и государственным строем, а также характером национальных особенностей и предназначением вооруженных сил.

Свои неповторимые традиции есть у каждого вида и рода войск, у пехотинцев и танкистов, у летчиков и моряков, у каждой части и у каждого подразделения. Как правило, эти традиции связаны с историей данного коллектива или рода войск, его профессиональными особенностями, героическими или другими событиями.

  1. Однако есть много общих традиций для всех Вооруженных сил России.
  2. В героическом прошлом России и ее военных традициях мы черпаем силу и мудрость.
  3. Важнейшими боевыми традициями российских Вооружённых сил являются:
  4. – преданность Родине, уверенность в своих силах, постоянная готовность к ее защите;
  5. – верность Военной присяге, военному долгу, массовый героизм в бою;
  6. – верность Боевому Знамени воинской части, Военно-морскому флагу корабля;
  7. – товарищество;
  8. – неустанное стремление к овладению военно-профессиональными знаниями, совершенствованию воинского мастерства, высокая бдительность, постоянное поддержание боевой готовности своей части, корабля.
  9. Патриотизм, верность воинскому долгу – неотъемлемые качества русского воина, основа героизма
  10. Что такое патриотизм?
  11. Патриотизм (от греческого patris – родина, отечество) – это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре.

Каждый должен уяснить, что под патриотизмом понимается не только и не просто любовь к Родине, а преданность ей, гордость за нее, стремление служить ее интересам, защищать от врагов. Это целенаправленная деятельность по ее прогрессивному развитию и процветанию.

Истинный патриот любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии перед другими народами, а потому, что это его Родина. И поэтому он верен ей в самые тяжелые минуты.

  • Что ж, и смертной тревогой опутан,
  • Не мечтая о лучшей судьбе.
  • Я до самой последней минуты,
  • Буду верен, Отчизна, тебе.
  • Из блокнота, найденного в фашистском концлагере Заксенхаузен.
Читайте также:  Что такое хлестаковщина в пьесе «Ревизор»?

Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами. Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства.

В разные годы немало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехало за границу. Но многие из них так и не приобрели новую Родину, тоскуют по России.

Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее Родиной, несмотря на привыкание к чужому быту и природе.

  1. И ты, великодушная на диво,
  2. казни меня забвеньем, коль солгу.
  3. И без меня ты можешь быть счастливой –
  4. я без тебя, Россия, не могу.
  5. С. Викулов
  6. Верность воинскому долгу

Патриотизм всегда находит свое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретных условии жизни людей, характера их деятельности чувство долга принимает различные формы.

Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защите страны – воинский, к товарищам – товарищеский долг. В каком бы виде чувство долга ни выступало, оно всегда связано с общественными интересами, с нравственными ценностями и поступками.

Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство.

Исполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности. Недаром в народе говорят. «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Из какой бы республики, края, области ни был призван на военную службу юноша, он ответствен за надежную защиту нашей общей земли, народа, культуры, родных, близких, любимых, то есть за все наше Отечество. Безопасность Отечества во многом зависит от глубины и силы патриотических чувств его защитников.

Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах и, прежде всего в верности своему конституционному, воинскому долгу.

Долг – это концентрированное выражение определенных обязанностей человека. Высшим выражением долга выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством.

Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга. Без этого невозможна полноценная жизнь любой организации, коллектива, семьи, да и каждого отдельного человека.

Воинский долг – это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Он определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных сил.

Сегодня, когда наша страна переживает кризис и в духовной и в нравственной сферах, далеко не все правильно осознают свой долг. В погоне за наживой и удовольствиями некоторые граждане думают только о себе. Человеческую порядочность и долг они понимают своеобразно – с точки зрения приоритета своих эгоистических представлений.

Это ведет к росту правонарушений в нашем обществе и моральным перекосам в общественном сознании. Часть молодежи своей главной жизненной целью избирает только деньги и личное благополучие. Некоторые из них делают все, чтобы уклониться от исполнения своего воинского долга. Это пагубно для страны, да и для этих молодых людей.

Каждому важно понять, что воинский долг – не пожелание, а непременное требование российского общества. Служба в армии и на флоте не знает оговорок: «не хочу», «не желаю», «не буду». Свое «хочу» или «не хочу» должно быть подчинено общественному «надо», «должен». Только тот, кто способен переломить себя, свой эгоизм и слабость, может считаться настоящим мужчиной, воином.

Воинский долг в сравнении с другими видами общественного долга включает в себя дополнительные нравственные обязанности, свойственные предназначению Вооруженных сил. Выполнять воинский долг нелегко. Однако он должен быть добросовестно исполнен, несмотря на встречающиеся трудности.

Просто и ясно выразил свое отношение к исполнению долга трижды Герой Советского Союза летчик-ас А.И. Покрышкин: «Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной.

Я не останавливался перед трудностями, если они вставали на моем пути. Не хитрил ни перед своей совестью, ни перед товарищами.

В бою старался как можно лучше выполнить поставленную задачу… нанести врагу как можно больший урон».

Испокон веков о человеке судят по его делам. Сила долга проявляется в практических действиях. Качество практического выполнения долга является одной из нравственных характеристик личности.

Недаром о воине, который умело направляет свои знания, мысли, чувства и волю на выполнение приказа, боевой задачи, требований воинских уставов, говорят, что он сознательный и нравственно зрелый военнослужащий.

Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу? Ответ на этот вопрос очень четко дается в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (1998 г.).

«Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, – отмечается в Законе, – составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

  • – быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
  • – строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
  • – дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
  • – совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • – быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
  • – соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации».
  • Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в своих делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу.
  • Настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу, свой жизненный путь.
  • История войн, которые пришлось вести народам России в защиту Родины, – это история воинской доблести и солдатской славы.

В тяжелые годы для Родины всегда ощущался подъем нравственности россиян. Высокое слово «Отечество» связывалось с такими понятиями, как «присяга», «долг» и «подвиг» во имя его защиты и независимости. В России нарушение присяги, измена Родине всегда не только осуждались, но и жестоко карались.

Одним из ярких примеров массового патриотизма народов России явилась Отечественная война 1812 г. В этот период на защиту Родины встали все – и богатые, и бедные, и пожилые, и молодые, и мужчины, и женщины, то есть все, кому дороги свобода и независимость Родины.

Традиции патриотизма и верности Родине в наибольшей мере проявились в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе страны Отечественная война изобилует тысячами примеров самопожертвования русских людей, когда солдат закрывал грудью амбразуру дзота, подрывал последней гранатой себя и врагов, летчик шел на таран вражеского самолета или направлял горящий самолет на скопление врага, партизан погибал на виселице, но не становился предателем.

За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистов, свыше 11,6 тыс. воинов были удостоены высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза и более 7 млн. человек награждены орденами и медалями.

В настоящее время российские воины, в значительной мере воспитанные на подвигах героев Великой Отечественной войны, чтят и приумножают их славные боевые традиции. Так было в 1969 г. на острове Даманский, в 1978–1989 гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике в 1995–1996 гг. и в конце 90-х.

Казалось бы, годы предательства, лжи и равнодушия должны были вытравить в людях, особенно в молодежи, историческую память самопожертвования, но такого не произошло. Подвиг псковских гвардейцев-десантников явил всему миру, что русские люди и в наше время не утратили готовность отдать свою жизнь «за други своя».

Их было 90. Девяносто десантников, преградивших путь боевикам Басаева и Хаттаба на безымянной высоте у селения Улус-Керт, в Аргунском ущелье Чечни. Девяносто героев, принявших неравный бой с двумя тысячами вооруженных до зубов бандитов.

84 гвардейца геройски погибли, но не пропустили врага Их подвиг можно сравнить с битвой в Фермопильском ущелье трехсот спартанцев против полчищ персов, шедших завоевывать Грецию. Они все погибли, но своим подвигом-примером спасли свою Родину.

Под Улус-Кертом рота псковских гвардейских десантников шагнула в бессмертие, в жизнь вечную. Много было сказано о них красивых слов политиками, маршалами, полами. Но разве могут они сравниться со словами вдовы Героя, Алексея Владимировича Воробьева, Людмилы, прозвучавшие на всю страну: «Я хочу, чтобы Алеша знал, что его сына я воспитаю таким же, как он».

А те, кто любит Россию, всегда будут помнить, что наши ребята гам, на безымянной высоте, стояли насмерть. За нас, за наших детей, за нашу Родину!

"Верность и измена" – аргументы и примеры итоговых сочинений ЕГЭ по литературе

Время на чтение: 14 минут

Большинство людей отвергают изменщиков, считая их предателями. Другие же, наоборот, пытаются оправдать и доказать, что вины неверного в этом нет. На чьей стороне правда? Из литературных произведений мы знаем, что причин, которые способны толкать на коварство, может быть много. Это и корыстолюбие, и страх перед человеком (или его статусом), и трусость героя или слабость характера.

Верность долгу как осознанный выбор

Смысл высказывания «Верность долгу» можно раскрыть в различных значениях. Во вступлении стоит разобрать самые распространённые случаи на примере литературных героев.

Самые известные произведения русской классики, где ключевые идеи перекликаются с темой верности:

  • Л. Н. Толстой «Война и мир».
  • А. И. Куприн «Гранатовый браслет».
  • И. А. Бунин «Тёмные аллеи».
  • А. С. Пушкин «Евгений Онегин».

Однако есть книги, достойные отдельного внимания. В разные времена писатели описывали то, что видели вокруг, использовав свой талант для написания более динамичного сюжета. Такие произведения напоминают нам о том, что необходимо хранить верность не только своему партнёру, но и своим приоритетам, Родине, родителям и любимому делу. Что же это значит?

Военное дело

Говоря о воинском долге, абсолютно точно можно сказать, что это определение способности выполнять личный долг в любую секунду, быть готовым отдать жизнь за Родину, ежели необходимо.

Поступая на службу, такие люди дают присягу быть самоотверженными, бесстрашными и сильными патриотами. В противном случае их ждёт не только человеческое порицание, но и уголовное дело.

Читайте также:  Рецензия на постановку «Маленький принц» в «Новом балете»

Продемонстровать вышесказанное можно с помощью некоторых примеров.

Капитанская дочка

Петр Гринев — главный герой романа, демонстрирует верность долгу, когда Емельян Пугачев со своим отрядом окружили Белогорскую крепость. Всем защитникам замка предложили перейти к бунтовщикам. Иначе их грозились наказать. Творец показывает, как главный герой — Пётр Гринев — не дал согласия на сотрудничество с изменниками и был согласен на смерть, лишь бы не предавать воинскую обязанность. Только счастливая случайность уберегла героя от виселицы.

Спустя некоторое время Пугачев опять призывает Гринева к себе на службу, а Пётр реагирует категоричным отказом.

Когда же Пугачев умоляет его хотя бы не вести вооружённые действия против него, Гринев снова отказывает, указывая на то, что противник сам выбрал свой путь, а у служащих выбора нет.

Главный герой показывает пример верности воинскому долгу: рисковал погибнуть, но отказался от предательства Родины.

Повесть Сотников

Сотников — фамилия партизана, который был пойман полицейскими, но и не мыслил о спасении своей жизни. Он выносит различные издевательства, но не выдает место расположения отряда. Даже по дороге на казнь у него не возникает мыслей об измене воинскому долгу, и он с мужеством выбирает смерть на виселице, а не службу на пользу врагу. До последней секунды он заботился только лишь о своих товарищах и здешних обитателях, которым он помогал. Его действия — блестящий пример верности долгу.

Рассматривая обратную сторону этой медали (измену), нельзя не сказать и об отрицательных героях. Участником тех же событий был и литературный герой с фамилией Рыбак. Попав в руки противников, он без раздумий выдаёт им расположение военного отряда, соглашается служить в полиции и принимает участие в наказании товарища.

Что заставило его так поступить? Ответ прост: слабоволие характера и боязнь за свою жизнь. Он из тех людей, которые стремятся жить хорошо, невзирая на то, что происходит вокруг. Для него это гораздо важнее, чем верность Родине и дружбе. Такой эгоизм часто спасает жизнь одного человека ценой сотни других. Прав он или нет? Каждый решит самостоятельно.

Любовь и честь

Любовь — святое чувство, но только ли радость оно приносит? Люди знакомятся, влюбляются, узнают друг друга всё лучше и лучше. Тут приходит время, как говорят психологи, кризиса.

Начинаются взаимные претензии, люди тщательнее разглядывают недостатки партнёра, и уже он не кажется им таким привлекательным, как во время первой встречи. И без обязательств тут не обойтись.

Главные условия крепкого союза — взаимная верность и доверие между партнёрами.

Бедная Лиза

Молодой дворянин Эраст из книги Н. М. Карамзина — ещё один пример героя-эгоиста. Покорив сердце простой девушки Лизы, он сыплет обещаниями перед уходом в армию. Но удалось ли ему сдержать своё слово? Уходя в армию, он пообещал девушке хранить верность и незыблемость этих чувств. Прошло время, и стало понятно: он покинул её навсегда.

Обольститель и любитель карточных дел Эраст сорвался в долговую яму и решил исправить ситуацию привычным для себя образом — жениться на богатой девушке.

Стоит ли говорить о его отношении к чувствам Лизы? Её ждало разочарование, ведь герой забыл о ней как о ненужной вещи. Узнав о неверности любимого, крестьянка не смогла простить его, не вынесла горести и покончила жизнь самоубийством.

Любовь к деньгам и гордость Эраста — вот что стало причиной такого исхода в отношениях между этими людьми.

Кому на Руси жить хорошо

Матрена Корчагина была предана собственному любимому в различных жизненных ситуациях. Когда ее разлучают с супругом Филиппом, она остается одна в ожидании малыша. Она решила идти к губернаторше за поддержкой в желании отыскать защиту.

И ей улыбнулась удача: когда родился ребёнок, губернаторша не отказалась быть крестной матерью для ее младенца. Она помогла снять обвинения с её мужа и добиться прощения.

Мало девушек, которые способны на такие действия ради любимого мужа, на такую верность венчальной клятве.

Русские женщины

В книге повествуется о княгине Трубецкой. Она последовала за мужем в морозную Сибирь.

Губернатор города Иркутск отговаривает ее, рассуждая о трудностях, с которыми ей придётся справляться: жёсткий биоклимат, проживание в казарме совместно с осуждёнными, некачественная и невкусная пища, будущее лишение прав и привилегий знатной персоны.

Но героиню не останавливают его слова. Трубецкая готова пойти на все ради того, чтобы быть рядом с возлюбленным. Княгиня Трубецкая остаётся преданной и верной возлюбленному даже при таких обстоятельствах.

Пьеса Гроза

В этом произведении автор поднимает проблему супружеского предательства и верности. Катерина Кабанова, главная героиня сюжета, предала своего мужчину, изменив ему с приезжим молодым человеком. Необычный, неординарный, свежий, в отличие от обитателей городка Калинова, Борис в личном партикулярном платье представляется Катерине таким ярким и уникальным, что она впервые в жизни испытала любовь с первого взгляда. Его деликатность и такт, которыми он блистал, цитаты любимых фраз из книг на фоне темных, необразованных, грубых и хамоватых коренных обитателей покоряют героиню.

Катерина, которая никогда не питала нежных чувств к кому-либо, выбирает Бориса как суженого, человека, которого послал Бог. Сделав сознательный выбор, она решает не отступать от него. Измена мужу не считается для неё чем-либо постыдным. Она никогда не любила Бориса, но старалась быть ему преданной.

По мнению героини, измену совершил муж, если посмел оставить её одну в таком враждебном мире. Однако её мучает факт клятвы на венчании. Тихон не воспринимает измену Катерины, она для него любимая жена.

Единственное, что для него было важным — сохранить всё в тайне. И лишь только по совету матушки он наказывает жену. Так измена Катерины стала символом ее веры в Бога и его благословение.

Она решается на суицид лишь для того, чтобы не предавать личные принципы и свою веру.

Верность в различных проявлениях

На тему «Верность и измена» аргументы из литературы можно найти в таких произведениях:

Можно прийти к выводу, что на предательство человека провоцируют различные причины, однако в их основе виноват эгоизм одного из партнёров, забота только лишь о личном комфорте, пренебрежение жизнью остальных людей.

Сохранять ли верность кому-то либо и прощать ли предателя — это решение, которое определяет всё будущее человека. Каждому из нас необходимо самостоятельно определиться, обдумав все плюсы и минусы как со стороны верности, так и со стороны измены.

Быть надёжным и верным человеком — выбор сильных людей. Это трудно, сложно, свято… Как много человек знают о смысле верности и способны её хранить? Это мизерное количество людей.

Это может означать только то, что мы теряем веру в чистую любовь, свои силы, само понятие преданности.

Постепенно забывается точный смысл этого слова и чувства, которые вызывает измена в душе того, кто нас любит больше жизни.

Измена и верность в отношениях — взаимоисключающие понятия, однако в современном обществе никто не придает им особенного значения. Мало кто стремится жить с принципами верности, никто уже не считает её жутким грехом. Границы дозволенного постепенно стираются. Все в людской нравственности, в том, как оценивать совершённые дела и свои, и остальных людей.

Верность и доверие — необходимость для выстраивания прочных, крепких и доверительных отношений с партнёром, собой, друзьями, окружающим миром. Иметь свои принципы и строго им следовать не каждому под силу. Поэтому и качество жизни у людей имеет огромную разницу между теми, кто хранит верность, и теми, кто выбрал направление эгоизма.

Страна — это не абстрактное значение, это люди, это народ. Со своими традициями, своим языком и культурой. И жизнь в правовом государстве позволяет оберегать эти ценности от нападков со стороны недоброжелателей. Поэтому необходимо оставаться надёжным гражданином, который верен своей Родине.

Она — обладательница великой истории, прославляемой в стихах и песнях. Эту историю писали наши бабушки и дедушки, участники боевых действий и истинные патриоты. Каждая семья — это память, каждый из нас — хранитель воспоминаний.

И создать эти воспоминания возможно только благодаря верности и действиям во благо.

Во все времена она стремилась к свободе, независимости, силе и величии. И наши победители никогда не боялись смотреть в лицо врагу, чтобы подарить мирное небо над головами следующего поколения, что и отражали писатели в своих творениях:

  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».
  • И. А. Гончаров «Обломов».
  • В. Г. Распутин «Уроки французского».
  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Ежели необходимо проявить отвагу и разбудить в жилах кровь победителей, то не сто́ит этого стесняться, равно как и поддаваться слабости.

Быть надёжной опорой для своей страны — это не только идти на фронт и воевать.

Нужно оставаться верными каждый день и проявлять верность в ежедневных действиях: поддерживать хорошие отношения с мамой и папой, хранить память об истории своей страны из воспоминания предков.

Стоит упомянуть, что измена и верность — антонимы, это две черты, которые не смогут «ужиться» в одном человеке. Необходимо жить в любви к окружающему миру и самому себе, только так возможно достичь гармонии. Только те, кто понимает, что любой союз — это труд, строят общество в соответствии со справедливостью и равенством.

Верность чему-либо и кому-либо невозможно привить насильственно, она появляется в душе вместе с рождением человека. И весь процесс его мыслей и характер действий расскажут о его верности более красноречиво, чем любые слова.

И ежели задуматься о том, возможно ли обучиться верности, то ответ на него не будет однозначным. С одной стороны, моральный облик человека — это отражение его натуры и мыслей.

С противоположной стороны, основы характера и всяческие задатки закладываются с самого раннего возраста в семье и зависят от воспитания.

С возрастом только лишь большая любовь в силах поселить в душе человека необходимое уважение и готовность к самопожертвованию.

Когда речь идет о патриотизме, о чувствах к другим людям, проявление верности — важнейший критерий важности этих отношений для конкретного человека.

Попробуйте отнять у человека любовь, перехитрить его веру, и вы сразу поймёте, возможно ли требовать от него преданности.

Делая вывод о верности и измене, нужно помнить одно: как бы ни хотелось снять с себя ответственность за проступки, важно понимать, что итоговое решение, быть верным или нет, остаётся за самим человеком.

Ссылка на основную публикацию