Анализ рассказа «Студент» (А. П. Чехов)

Анализ рассказа «Студент» (А. П. Чехов)

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 113.

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 113.

Рассказ А. П. Чехова «Студент» отличается от других произведений писателя глубоким философским смыслом, отсутствием сарказма. Школьники знакомятся с ним в 10 классе. «Студент» поражает мастерским сплетением библейских и повседневных мотивов, колоритными образами.

Сюжет повествует о преобразовании отношения к миру лирического героя: от негативного и мрачного к светлому и счастливому. Настроения героя переданы и через картины окружающей природы.

Предлагаем анализ рассказа, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Студент.

Год написания – неизвестен, вероятно, 1894

История создания – Исследователи считают, что в основе рассказа воспоминания А. П. Чехова о детстве. Антон Павлович работал в церковной лавке отца, пел в церковном хоре.

Тема – В произведении раскрывается традиционная тема смысла жизни, связи между прошлым, настоящим и будущим.

Композиция – Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Сюжет линейный: все его элементы расположены в прямой последовательности. В центре рассказа диалог студента и вдовы. Посредством этого разговора вводятся библейские мотивы.

Жанр – Рассказ, в котором есть признаки проповеди и притчи.

Направление – Реализм.

Год написания «Студента» точно неизвестен. Исследователи предполагают, что произведение появилось в том же году, что и было опубликовано – в 1894. Тогда писатель пребывал в Ялте, писал книгу «Остров Сахалин». В письмах А.

Суворину Антон Павлович рассказывал, что в Крыму писал прозу. Впервые произведение увидело мир в журнале «Русские ведомости». Позже студент вошел в сборник «Повести и рассказы», но перед изданием автор доработал свой рассказ.

Исследователи жизни и творчества писателя предполагают, что толчком к написанию стали воспоминания А. П. Чехова о детстве, проведенном в церковной лавке отца, о пении в церковном хоре.

Анализ рассказа «Студент» следует начинать с характеристики основных мотивов.

Мотив взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего традиционен для русской и мировой литературы. Тем не менее не каждый писатель брался за него, так как дело это не из легких.

Удивляет, насколько оригинально подошёл к раскрытию вечной темы писатель А. П. Чехов.

В проблематике произведения отобразились библейские, философские и повседневные вопросы человеческого бытия.

События рассказа разворачиваются весной в деревне. Сама атмосфера вдохновляет на размышления о вечном. В первых абзацах читатель знакомится со студентом духовной семинарии. Молодой человек возвращается домой. Хмурая погода не радует его, а грусть-тоска усиливается, когда герой вспоминает о бедности своей семьи. Он осознаёт, что так было и будет всегда. Безысходность угнетает героя.

Невесёлые мысли улетучиваются, когда студент замечает на огороде вдову Василису и ее дочь Лукерью. Между героями завязывается разговор. Студент рассказывает женщинам библейскую историю об апостоле Петре. Он замечает, что его рассказ задевает души собеседниц.

В душу студента пробивается лучик светлых мыслей. Молодой человек вдруг осознаёт, что все эпохи связаны одной ниточкой, а он способен прикоснуться и к прошлому, и к настоящему, да ещё и приоткрыть этот занавес другим. В этом и есть, по его мнению, смысл жизни.

В произведении реализуется идея , что все события прошлого и настоящего связаны, память о минувшем может уберечь от многих ошибок.

Основная мысль – каждый из нас должен помнить, что он пришёл в этот мир не просто так, что его жизнь – дар Божий.

Смысловая и формальная организация рассказа А. П. Чехова «Студент» имеет особенности. Сюжет линейный: все его элементы расположены в прямой последовательности. Начинается рассказ пейзажной зарисовкой, которая постепенно подводит читателя к главным проблемам. В центре рассказа диалог студента и вдовы. Посредством этого разговора вводятся библейские мотивы.

Жанр «Студента» – рассказ. В произведении раскрывается одна сюжетная линия, система образов неразветвленная. Исследователи считают, что в произведении есть признаки притчи и проповеди. Автор учит человека помнить о смысле жизни, а делает он это посредством пересказа библейского сюжета. А. П. Чехов был представителем реализма, в этом направлении написан и «Студент».

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 113.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «Отцы и дети»с результатом 15/15

Гость завершил

Тест «Гроза»с результатом 13/19

Гость завершил

Тест Кольчатые червис результатом 10/10

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 18/19

Гость завершил

Тест «Мастер и Маргарита»с результатом 15/16

Гость завершил

Тест «Мастер и Маргарита»с результатом 16/16

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 7/19

Гость завершил

Тест «Биография Бунина»с результатом 11/11

Гость завершил

Тест «Биография Толстого»с результатом 8/10

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 13/19

Гость завершил

Тест Белые ночи (9 класс)с результатом 9/10

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

«Студент» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа

«Студент» – рассказ Антона Павловича Чехова, написанный и опубликованный в 1894 году.

Сам Чехов называл это произведение своим любимым и приводил в доказательство того, что его нельзя назвать писателем-пессимистом. И.А. Бунин, вспоминая Чехова, цитировал его слова:

— А какой я нытик? Какой я «хмурый человек», какая я «холодная кровь», как называют меня критики? Какой я «пессимист»? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ – «Студент».

Содержание

Студент духовной академии Иван Великопольский вечером возвращается с охоты. На календаре Страстная пятница, до Пасхи два дня.

Выйдя к костру, где сидят две женщины, студент рассказывает им, что такой же холодной, наверное, была ночь 19 столетий назад, когда апостол Петр отрекся от Христа. Одна из женщин плачет от проникновенного рассказа.

Иван вдруг остро чувствует связь времен – прошлого и настоящего, и ему становится радостно. Жизнь видится 22-летнему студенту прекрасной и исполненной смысла.

Полный текст и аудиоверсия

Полный текст рассказа «Студент» можно прочитать в «Викитеке».

В формате аудиокниги его можно бесплатно послушать на YouTube:

Вечер Страстной пятницы, раняя весна. Иван Великопольский, сын сельского дьячка и студент духовной академии, возвращается домой с охоты. Холодает, кругом мрачно и темно.

Студент ёжится от холода и думает, что точно так же дул ветер и при князе Рюрике, и при Петре Великом. Что при них царили такие же голод, бедность и безысходность. И так будет еще тысячу лет, грустно размышляет Иван.

Он выходит к костру, где только что закончили ужин две вдовы – старуха-мать Василиса и ее дочь Лукерья. Студент подходит к огню и здоровается.

Так же у костра грелся и апостол Петр в ночь, когда арестовали Иисуса Христа, говорит вдовам студент. Значит, и тогда было холодно, полагает он. Иван вслух размышляет, что, должно быть, творилось в душе Петра в ту страшную ночь, когда от трижды отрекся от своего учителя.

Василиса, слушая размышления будущего священника, начинает плакать. Студент прощается и уходит. Дует по-зимнему холодный ветер, и ему не верится, что уже послезавтра наступит Пасха. Иван думает о слезах Василисы: раз она плакала, значит случившееся тогда с Петром имеет отношение к ней и ко всем ныне живущим людям!

Он остро чувствует связь времен, и ему вдруг становится радостно: настоящее и прошлое связаны непрерывной цепью причин и следствий. Студент ощущает, что дотронулся до одного конца этой цепи и увидел, как дрогнул другой ее конец.

Иван осознает, что века проходят, а главными в мире остаются правда и красота. Студенту всего 22 года, впереди у него вся жизнь, и она кажется Ивану чудесной, восхитительной и полной высокого смысла.

Анализ рассказа «Студент» (А. П. Чехов) Иллюстрация Ивана Симакова

Анализ и смысл произведения

«Студент» относится к позднему, зрелому творчеству Чехова. Этот короткий рассказ называют загадочным, рассуждают о его глубоком религиозно-философском смысле. Например, о том, что в этом произведении Чехов находит ответ на экзистенциальный вопрос об одиночестве и смысле человеческого существования.

«Студент» – рассказ отчасти уникальный. Антон Павлович Чехов был далек от библейских и мифологических сюжетов, отмечал литературовед А.П. Чудаков в книге «Поэтика Чехова». А в этом произведении причудливо соединяются обыденное и возвышенное, библейское: возвращение бедного студента с охоты и мысли о неразрывности времени, смысле жизни.

Элементы антуража в рассказе – костер, холод, ночь – по эмоциональной значимости играют роль не менее важную, чем слова, мысли и действия людей, указывал ученый.

Кроме того, в рассказе показана тесная связь природы с человеческой душой. У Чехова «человек “оприрожен”, природа — очеловечена», объяснял Чудаков.

Можно сказать, что для Чехова характерен именно «библейский» стиль, полагал Александр Чудаков: «Простота и естественность сочетания бытового и высокого, частного и всемирного – те черты общебиблейской поэтики, к которым тяготел Чехов».

При этом композиция рассказа «ближе всего к лирическому стихотворению с его повторением, варьированием тем и мотивов, игрой образов-символов», указывал литературовед.

Рассказ начинается с того, что главный герой ощущает связь времен через холодный ветер и мысль о вечных нищете и горе. Однако к концу рассказа с ним происходит перемена: он видит эту же связь в том, что жизнь удивительна и полна смысла. В этом и есть тот оптимизм, который, по мнению Чехова, мог перевесить пессимизм прочих его произведений.

Анализ рассказа «Студент» (А. П. Чехов) | Литерагуру

«Студент» — один из любимых рассказов А.П. Чехова. Автор находил его жизнеутверждающим и позитивным. Так ли это на самом деле?

Читайте также:  Анализ стихотворения «бородино» (м. ю. лермонтов)

История создания

Известно, что А. П. Чехов жаловался на отсутствие детства в своей жизни. С юных лет ему приходилось работать в лавке отца, а также петь в церковном хоре. Последний факт биографии нашел отражение в нескольких текстах писателя, в том числе в рассказе «Студент».

Первая публикация этого сочинения состоялась в 1894 году в газете «Русские ведомости». Предположительно рассказ написан в Ялте, во время работы над книгой «Остров Сахалин». В первой редакции произведение имело заголовок «Вечером», а также автор внёс некоторые уточнения в текст: о слезах Василисы, о правде и красоте на земле.

Жанр, направление

Бесспорно, «Студент» является рассказом, но это непростое произведение связано и с другими жанрами. Текст близок к жанрам притчи и проповеди. Об этом говорят не только библейские отсылки, но и само повествование: так как Иван Великопольский через обращение к Священному писанию и общение с двумя вдовами обретает надежду и просветление.

«Студент» — не единственное произведение в творчестве Чехова, посвященное духовному поиску. Религиозная тематика присутствует в таких рассказах, как Святой ночью», «Святые горы» и «Архиерий». В русской литературе это направление развивали Л.Н. Толстой («Отец Сергий»), Л. Андреев («Баргамот и Гараська», «Ангел»), И. Бунин («Чистый понедельник»).

Композиция

Композиция «Студента» линейная, повествование движется плавно от экспозиции к развязке. Основная динамика текста – путь молодого человека домой. Это движение весьма символично, оно наполнено не только физической работой, но и духовной.

Начинается рассказ описанием природы. Радостное весеннее настроение сменяется тоской и тревогой, вызванной холодным ветром. Студент Иван Великопольский, возвращаясь домой, замечает костёр. Здесь происходит завязка действия.

Кульминацией становится момент душевного просветления главного героя, когда заплакала Василиса.

Этот эпизод абсолютно меняет состояние и настроение действующего лица, после чего Иван уже с совершенно другими мыслями отправляется домой.

Суть

Холодным вечером страстной пятницы Иван Великопольский возвращается домой после охоты на вальдшнепов. Он полон печальных размышлений и не видит никакой перспективы в своей жизни. Когда студент подходит к вдовьим огородам, он замечает костёр и самих хозяек – Василису и её дочь Лукерью.

Иван рассказывает женщинам историю о Петре, известную всем из Библии. Это повествование находит отклик в душах слушательниц. Продолжая свой путь, студент размышляет над их реакцией. Главный герой понимает, что все события в истории взаимосвязаны. Этот вывод воодушевляет Ивана, наполняет его жизнь смыслом.

Главные герои и их характеристика

Главный герой произведения – Иван Великопольский, студент духовной академии. Юноша происходит из духовного сословия – сын дьячка, — что говорит о бедности его семьи. Надеяться на перемены к лучшему ему не приходится, потому он впадает в отчаяние.

До беседы с вдовами трудно сказать, что Иван счастлив посвятить себя праведной жизни и служению Богу. Великий пост, который особенно строг на страстной неделе, для бедного студента — лишь оправдание голода, связанного с материальным положением семьи.

Библия становится для молодого человека текстом, который он должен хорошо знать и уметь интерпретировать.

Слушательницы героя, Лукерья и Василиса, — простые малообразованные женщины. Казалось бы, что они понимают в непростом тексте Евангелия? Но именно их эмоциональная реакция на библейскую историю заставляет Ивана по-другому взглянуть на мир.

Темы

  1. Историческая память. Связь времён — одна из ключевых тем рассказа. Неизбывность повествования является свойством библейских текстов. Не лишен такой характеристики и «Студент». Ощущение исторической памяти позволяет главному герою чувствовать единение с Христом.

    Иван как бы становится сопричастным к событиям страстной недели.

  2. Религия. Иван Великопольский родился и вырос в религиозной семье. Он прекрасно знает Священное писание и хорошо знаком со всеми православными обрядами.

    Другой вопрос, как такая религиозность влияет на молодого человека? Ведь он в страстную пятницу не молится в храме, а отправляется на охоту.

  3. Вера. Благодаря слезам Василисы, история о Петре для студента становится чем-то большим, чем просто красивое повествование.

    Она становится такой же реальностью, как беседа с женщинами у костра. «Сладкое ожидание счастья» свидетельствует об обретении истиной веры, которая для Ивана гораздо важнее религиозности.

Проблемы

В тексте раскрывается несколько взаимосвязанных проблем. Например, проблема бедности. Она представлена в двух ипостасях. Во-первых, бедность материальная. Семья Великопольских и рада бы провести Великую пятницу в церкви, но нужда препятствует этому.

Отец болен, мать должна одна вести хозяйство, очевидно, охота для Ивана тоже больше, чем развлечение. Во-вторых, малодушие. Оно направляет читателя к другой проблеме – отчаяния. Иван теряет надежду на лучшее, не желает вернуться домой.

Если такая разруха существует со времён Рюрика, то, что может изменить жизнь теперь?

Евангельский Пётр тоже начинает казаться трусом, но всё же студент не желает в это верить. Слово «очнулся» указывает на заблуждение, наваждение, которое предшествовало изложенным событиям. Таким образом, проблематика рассказа богата неоднозначными и острыми вопросами о смысле и ценности бытия.

Главная мысль

Рассказ учит верить и надеяться на спасение. Идея Чехова заключалась в том, чтобы читатель обрёл просветление через его текст так же, как Иван Великопольский через библейскую историю о Петре.

Смысл произведения – человек всегда может найти счастье, даже если находится на пороге бедности, а вокруг царят болезни, холод и невежество.

Автор обрывает повествование о Петре на трагичной ноте, тем самым заставляя читателя вспомнить радостный финал этого библейского эпизода.

Ещё недавно герой не верил, что скоро Пасха, а теперь жизнь кажется ему «восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ рассказа Студент Чехова сочинение

Рассказ «Студент» А. П. Чехов называл своим любимым произведением. Оно относится к позднему периоду творчества автора, когда Чехов отходит от привычной для него саркастичной манеры к философскому изложению.

Исследователи творчества Чехова, полагают, что «Студент» основан на ранних воспоминаниях писателя. Маленький Антон пел в церковном хоре и подрабатывал в церковной лавке.

Поэтому, Чехов уверенно цитирует Священное Писание, умело вплетая его в разговорную речь.

Жанровая принадлежность произведения – это рассказ с элементами притчи. Традиционным литературным направлением для Чехова был реализм, и рассказ «Студент» не изменяет чеховской традиции. По ходу рассказа у главного героя происходит перемена жизненной позиции.

Композиция рассказа линейная, повествование идет постепенно от экспозиции к кульминации и развязке. Композиция делится на три части: исходное настроение Великопольского, диалог меняющий мировосприятие, и новое отношение к действительности.

Библейская история о Петре, рассказанная Иваном, затрагивает души вдов, и студент понимает, что прошлые событий неразрывно связаны с настоящим и будущим. Этот вывод вдохновляет недавно пребывавшего в угнетенном настроении Ивана, и наполняет смыслом его существование – такова суть рассказа.

Главный герой рассказа, бедный студент духовной академии Иван. В жизни Ивана не предвещается перемен к лучшему, ему неуютно и голодно. Студент прекрасно знает библейские тексты и может процитировать их по памяти. Чехов намеренно назвал главного героя фамилией Великопольский, чтобы еще раз подчеркнуть тягу студента к высшему смыслу жизни.

Василиса и Лукерья – обычные неграмотные деревенские вдовы, мать и дочь. Эмоции простых женщин меняют мировоззрение бедного студента. Он ощущает неразрывную связь между тем, что происходило много веков назад и тем, что он переживает сейчас.

Автор поднимает в рассказе несколько тем, среди которых – вера, связь времен, смысл жизни и религия. Главный герой через связь времен ощущает единение с Христом.

Тема религии в рассказе звучит в отношении студента к страстной пятнице, которую он вопреки обычаю проводит не в храме, а занят охотой.

   После плача Василисы, становится понятно, что вера для Великопольского гораздо важнее религиозности.

Проблематика рассказа основана не бедности моральной и бедности духовной – малодушии. Голод заставляет студента пойти на охоту. В это время дома его ждет больной отец и мать, взвалившая на свои плечи все хозяйство.

Когда Иван с отчаянием размышляет о том, как ему сейчас плохо, он не ищет в себе сил жить дальше. Нет никаких надежд на улучшение, ведь так было и во времена Рюрика.

Проблемы смысла и ценности бытия, описанные автором, встают остро и не предполагают однозначного отношения.

Обретение надежды, веры и поиск счастья в трудной ситуации – главные мысли, выраженные автором. Чехов на примере Великопольского воодушевляет читателей на достижение просветления в тяжелых условиях жизни.

2 вариант

“Студент” — произведение известного русского классика А.П.Чехова. Это рассказ об Иване Великопольском – студенте духовного учреждения, который рассказал библейскую историю двум женщинам. В произведении заложен глубокий смысл: автор призывает читателя любить жизнь, совершенствовать свои знания и обогащаться духовно.

Центральный персонаж произведения Иван Великопольский темным вечером возвращается в отчий дом. Иван много размышляет о тяжести положения своей страны: он полагает, что известные правители России привнесли в страну только безысходность и нищету.

Будущее России ему видеться исключительно бесперспективным и мрачным. Ввиду этих мыслей, весь окружающий мир кажется студенту убогим, суровым и в высшей степени негативным.

Иван полагает, что даже через тысячу лет ситуация в России не изменится, и будет все такой же плачевной как при Рюрике, Грозном или Петре.

Главным эпизодом рассказа становится сцена, где Иван встречается с двумя женщинами, дабы погреться у костра и отдохнуть с трудной дороги. Студент рассказывает женщинам новозаветную историю об апостоле Петре, который отрекся от Иисуса. Слушая эпизод из Евангелия, героини проявляют искренние эмоции, потому как история полна трагедии и драмы.

Иван осознает, что история об апостоле Петре произвела глубочайшее впечатление на женщин. Они прониклись рассказом настолько, что не смогли сдержать эмоции. Женщины словно сами пережили драматические события, которые произошли более тысячи лет назад.

Студент приходит к выводу, что события, произошедшие в прошлом, неразрывно связаны с настоящим и имеют влияние на будущее.

Если человек будет помнить о поступках некоторых личностей, совершенных в прошлом, анализировать и переосмысливать их, то ему будет легче жить в настоящем и будущем.

Неожиданно студент понимает, что он способен привнести в мир что-то полезное. Он тот, кто прекрасно разбирается в Библии, он человек, который понимает многие тонкости, и способен говорить людям о смысле жизни. С этого момента Иван Вернопольский решает, что он «луч света» в мрачном и суровом мире российской действительности.

В своем произведении Чехов доносит до читателя глубокие мысли о том, что человеку необходимо знать историю, находить гармонию в суровом мире и развивать свою духовность.

Сочинение по произведению Студент

Рассказ А. П. Чехова “Студент” – это очень краткое и лаконичное произведение. Однако в эти несколько страниц вложено много смысла. Казалось бы, автор описывает обычный вечер обычного студента духовной академии, а точнее его возвращение домой. Но как раз это возвращение и кажется символичным. Оно означает избавление от страха жизни и обращение к духовности.

В начале рассказа сама природа передаёт внутреннее состояние Ивана: холодно, морозной, неуютно, глухо и нелюдимо. Что-то гложет молодого человека изнутри, он представляет себе, что это же состояние переживали люди в разные времена, оно было, есть и будет. И от этих мыслей тоска наказывается на главного героя, он как бы теряет смысл жизни.

По дороге домой Иван встречает двух женщин, которые живут по-соседству. И вот именно в этот момент он видит огонь, который горит с жаром и треском, освещая собой пространство.

Этот огонь тоже является символом- символом прозрения. И студент вспоминает, что в такую же погоду много лет назад грелся у костра апостол Петр.

Иван начинает рассказывать женщинам подробности той самой ночи, когда, согласно Библии, Петр отрекся от Иисуса.

Неожиданно для главного героя. Эта история находит отклик в сердце слушательниц. Одна из них, Василиса, даже расплакалась. Слезы женщины наполнили историю какой-то живостью, она стала шире, чем просто повествование. Она обрела эмоции. И тут Иван понимает, что он не одинок.

Все, что творится у него в душе, понятно не только ему. Главный герой осознает, что прошлое и настоящее неразрывно связаны между собой. И это открытие даёт душевный покой и наполняет существование особым смыслом.

Уже совсем по другому смотрит он на мир, не такой лютой кажется ему непогода и он понимает, что впереди прекрасное будущее.

Главная мысль этого произведения: в каких бы условиях не находился человек в тот или иной отрезок жизни, кто бы его не окружал, какие бы испытания не преподносила судьба, он может найти счастье. Это счастье в душе и в вере. Вере в Бога, в счастье, в себя.Каждый выбирает свою веру сам.

← Анализ рассказа Чехова Человек в футляре
← Анализ рассказа Пари↑ ЧеховАнализ рассказа В аптеке →
Анализ рассказа Тоска →

  • Тема романа Герой нашего времени Лермонтова
    «Герой нашего времени» – произведение сложное и неоднозначное. В каждой его главе раскрывается отдельная небольшая история, вплетённая в общую канву повествования. Поэтому, помимо основных идей романа
  • Основные причины Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов кратко
    Очень тяжёлое экономическое состояние настигло Германию по причине её краха в Первой Мировой Войне. Но к власти приходит Гитлер, проводит ряд реформ, благодаря чему государству удалось вернуть былую военную мощь и восстановить экономику.
  • Сочинение на тему Новогодняя елка
    Мне всегда говорили, что Новый год ассоциируется с подарками, снеговиком, речью президента и веселыми разговорами за общим столом. Конечно же именно так, все это и сопровождает столь чудесный праздник, но знаете, что создает столь сказочную атмосферу? Ель
  • Сочинение Образ запорожской сечи в повести Тарас Бульба
    В повествовании «Тарас Бульба» Николай Васильевич Гоголь описывает происходящие на Украине в период Запорожской Сечи. Этот его интерес, к Украине, закономерно вытекающий из того
  • Сочинение Бородино (5 класс, Лермонтов)
    Лермонтов написал свое самое знаменитое произведение «Бородино» в 1837 году, тогда автор еще не знал, что эта работа прославит его в мире литературы. «Бородино» было актуальным во всех слоях общества

Анализ рассказа А.П.Чехова "Студент" (комментированное чтение в 10 классе), презентация

Анализ рассказа А.П.Чехова «Студент»

Комментированное чтение.

Студент» выделяется своей лаконичностью даже среди небольших по объёму чеховских рассказов. С одной стороны, это делает данное произведение удобным для изучения в средней школе.

С другой стороны, понять рассказ сложно в силу необыкновенной лексико-семантической «насыщенности», «плотности» повествования, содержащего «сгустки» духовных смыслов.

Отметим в этой связи, что при предварительном самостоятельном чтении учащиеся, как правило, не могут проникнуть в глубинный смысл этого произведения, духовное содержание «Студента» остаётся для многих закрытым.

  • Задача: раскрыть духовное содержание рассказа
  • Цели урока:
  • – продолжить формирование умения анализировать текст, акцентируя внимание на лексике, синтаксисе, символике текста
  • – помочь увидеть глубокий смысл рассказа благодаря знакомству с библейским сюжетом и его  толкованием, помочь раскрыть замысел использования его в данном рассказе

 Сегодня наш разговор и наша встреча с А.П. Чеховым особенные. Мы сегодня прикоснёмся к рассказу, который, по воспоминаниям родственников и современников писателя, был его самым любимым.

Рассказ, написанный тридцатичетырехлетним писателем, краток даже по меркам чеховской прозы (“Краткость — сестра таланта”, — сказал он как-то). В рассказе чуть более трех страниц, но он оставляет впечатление художественного совершенства.

До конца понять и объяснить суть прекрасного невозможно, мы можем лишь приблизиться к такому пониманию. После прочтения этого рассказа Л.Н.Толстой скажет о том, что Чехов – это «Пушкин в прозе».

Как Пушкин первым в нашей литературе выработал язык поэзии, которому оказалось доступно все — от тончайших душевных движений до поступи истории и законов мироздания, — так Чехов завершил подобные поиски в языке русской прозы.

– С чего же начинается рассказ?

– Кто его главный герой?

(Главный герой данного произведения — 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым. Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное).

– В каком он находится настроении, из чего это видно?

(Аанализируем пейзаж, находим ключевые слова. Делаем вывод: все мрачное и унылое, темнота пугает. Все окружение: лес, луг, деревня, — буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное)

– Меняется ли его настроение на протяжении рассказа?

( В конце рассказа всё преображается — освещается зарождающимся светом нового дня.  Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского).

– Что же так повлияло на Ивана Великопольского?

– Встреча с  женщинами-вдовами? Евангельский рассказ? Слёзы и смущение женщин?

  1. (Именно  эмоции  женских персонажей в связи с рассказом  студентом библейского сюжета переворачивают всё в душе Ивана)
  2. – Почему Иван рассказывает именно этот сюжет из Библии?
  3. Необходимо задать ряд вопросов-подсказок.

 Где учится студент? Что такое «страстная пятница» и что должны делать верующие люди в этот день?  

Подвести ребят к пониманию того, что Иван совершает грех как будущий священник уже потому, что не участвует в богослужении. Грех уныния и безысходности овладевает им, становится понятно, почему именно этот сюжет так волнует его.

Подготовленный учащийся рассказывает о смысле этого эпизода из Евангелия.

–  Каково значение евангельского эпизода отречения Петра в данном рассказе? Было ли отречение Петра сознательным поступком?

(Иван именно теперь вдруг увидел в Петре усталого, невыспавшегося, измождённого человека, который совершил бессознательное отречение. Пётр отрёкся и не заметил сразу этого, потому что сработал инстинкт самосохранения.

-Какое слово помогает почувствовать и понять это?

( Автор выражает бессознательность, импульсивность действия Петра глаголом «очнулся». Для Чехова важно раскаяние Петра, ибо оно означает спасение, снятие греха. Иван Великопольский, как и Пётр, усомнился, но, усомнившись, тоже  раскаялся).

  • – Реакция женщин на рассказ Ивана?
  •  (Василиса заплакала, Лукерья покраснела. Было видно, что она словно сдерживает сильную боль)
  • – Зачитайте, о чём после этого размышляет Иван.

(Живой, эмоциональный отклик добрых женщин на рассказ о Петре поразил героя, настроил его на мучительные раздумья ( зачитать текст от слов: «Работники возвращались с реки» до слов: «…имеет к ней какое-то отношение».)   Результатом общения Ивана с женщимами стало душевное озарение. Оно происходит не сразу, а чуть позже, уже после того, как Иван расстался с вдовами.

  1. – Что думает студент о Василисе?
  2. Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё происходившее в ту страшную ночь с Петром имеет к ней какое-то отношение.
  3. -Где, по-вашему, кульминация рассказа?

(Момент душевного озарения, просветления героя становится кульминационным в чеховском повествовании. Этот момент связан уже не с внешними обстоятельствами, а с описанием внутреннего состояния персонажа).

– Изменилось ли что-то внешнее вокруг главного героя? Докажите.

  • (Вокруг него ничего внешне  не изменилось).
  • Писатель не случайно вновь возвращается к теме непогоды, ненастья: «Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха»).
  • –  В чём, по-вашему, мастерский замысел автора?

 Чехов подчеркивает тем самым, что переломное событие происходит не в окружающем мире, который по-прежнему пребывает в состоянии дисгармонии, а в душе героя. Обратимся к тексту.

«Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей.

Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а её дочь смутилась, то, очевидно, то, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам, и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям.

Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

– Почему так?  (Есть что-то общее и очень важное для всех людей, независимо от их возраста, социального положения). Обратимся к тексту.

«И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух».

С чем связана его радость?

 Иван Великопольский открыл для себя духовную связь времён. Здесь особое значение приобретает символический образ цепи: «Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого. И ему казалось, что он видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».

– Как вы понимаете, что понял всё-таки Иван и  отчего ему стало очень хорошо?

 Чеховский герой вдруг осознал, почувствовал ту истинную любовь, которая живет в сердцах простых людей, несмотря на всю беспросветность их земной жизни – в прошлом и в настоящем.

Ключевыми понятиями становятся у Чехова правда и красота. Понятно, что речь здесь идёт о правде Христа и о красоте Его жизни и учения, неотделимых от истинной любви: «Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».

  1. –  Где читателю открывается новое, оптимистическое мироощущение героя?
  2. (В последнем фрагменте текста)
  3. «А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только 22 года, – и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
  4. – В чём же обретает смысл жизни наш студент, так разочарованный в ней в начале рассказа?
  5. (В поисках этой самой правды, в красоте человеческой души и красоте человеческих взаимоотношений)
  6. – В чеховском рассказе очень важен мотив света.

-Где мы можем это наблюдать в тексте?  Как вы его понимаете?

(Образ света, огня имеет в произведении символическое значение. Упоминаемый в начале рассказа отдаленный огонь на вдовьих огородах не может рассеять вечернюю мглу.

Он подчеркивает пустынность и мрачность местности, по которой идет студент, оттеняет мрак в душе самого героя. Затем герой подходит к костру. Этот костер напоминает студенту другой костёр, о котором говорится в Евангелии.

Его огонь озарил сознание чеховского персонажа, осветил его душу. А в конце рассказа он уже видит зарю и идёт в этом направлении – к свету…)

– Вернёмся  к тексту последнего фрагмента чеховского рассказа и обратим внимание на две оставшиеся без детали: «…когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору…». Как вы понимаете эти символические детали?

( Гора – это символ восхождения, а река – символ обновления, новой жизни…)

Сообщение подготовленного ученика о преображении на горе Фавор(сюжет из Евангелия).  Восхождение на гору напоминает нам о горе Фавор, куда взошёл Господь со своими учениками и преобразился.

-Что произошло с Иваном  с этой точки зрения?

(Преображением  можно назвать и всё, что произошло с Иваном в этом рассказе).

А теперь обратимся к названию рассказа, которое первоначально звучало «Вечером». Почему автор изменил название?

За вечером наступает ночь, а в рассказе всё иначе. Название студент более глубоко отражает идею произведения. Студент – это вера. Это надежды. Это устремлённость в будущее.

  • Домашнее задание.
  • Ответьте письменно на вопрос:
  • Как вы понимаете процитированные строки из стихотворения Тютчева?
  • .

«Студент», анализ рассказа Чехова

Главный герой данного произведения — 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым.

Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное. Иван думает, что и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре было все то же самое: бедность и безысходность. В голове и душе его только темнота и горечь, ведь «…

все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

К концу произведения мысли и настроения Ивана Великопольского меняются на прямо противоположные. Что же так повлияло на молоденького студента? Может, так на него подействовала встреча с двумя вдовами? Или рассказ из Евангелия? А, возможно, слезы Василисы и смущение Лукерьи?

Встреча с вдовами Василисой и ее дочерью Лукерьей является центральным эпизодом всего рассказа.

Иван подходит к женщинам поздороваться и немного погреться у костра, и в этот момент ему вспоминается эпизод из Евангелия о том, как апостол Петр трижды отрекся от Иисуса.

Он повествует об этом двум женщинам, и этот рассказ вызывает у них слезы и боль. И, наверное, именно эти эмоции переворачивают все в душе у студента.

Он продолжает свой путь и размышляет. Размышляет о том, что Василиса плакала, а Лукерья выглядела смущенной и напряженной потому, что им было жаль Петра, потому что они прониклись его судьбой, и, возможно, она очень близка им и каким-то образом к ним относится.

Событие, произошедшее девятнадцать веков назад, не забыто, и, более того, непрерывно связано с настоящим. Иван осознает, что одно вытекает из другого, настоящее — это продолжение прошлого. И мысли эти наполняют его радостью, заставляют по-новому взглянуть на все окружающее.

Миром управляет правда и красота, а сам он молод и полон сил, а, значит, впереди ждет неведомое счастье.

Возможно, осознание, что он не одинок, что все же не просто песчинка в этом огромном мире, наполняет Ивана Великопольского ощущением счастья. На него снисходит понимание «высокого смысла» бытия. Человек обретает внутреннюю гармонию и гармонию между собой и внешним миром. А гармония приносит умиротворение.

Настроение главного героя А.П. Чехов передает с помощью описания окружающей природы. Читатель видит пейзаж через призму чувств Ивана, и нетрудно заметить, насколько различны эти картины в начале и в конце рассказа. Сперва все мрачное и унылое, темнота пугает.

Все окружение: лес, луг, деревня, — буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное. Зато после окружение преображается — освещается зарождающимся светом нового дня.

Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского.

Рассказ «Студент» сильно отличается от других произведений писателя. Здесь герой обретает гармонию, покой, понимает, что жизнь имеет огромный и великий смысл; сюжет имеет позитивную динамику.

Недаром в свое время критики говорили, что этот рассказ является новым поворотом в творчестве Чехова, а сам писатель утверждал, что это его любимое произведение. Скорее всего, на «Студенте» сказалось влияние отца А.П.

Чехова — человека набожного, заставлявшего своих детей ночью петь в церковном хоре.

«Студент» — это художественное произведение, по направлению больше относящееся к реализму. В этом рассказе автор описывает изменение жизненной позиции человека и призывает каждого последовать примеру главного героя — студента, сына дьячка Ивана Великопольского, даже фамилия которого намекает на обретение им нового духовного статуса…

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение

  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

  • «Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение

  • «О любви», анализ рассказа Чехова

  • «Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова

  • «Хамелеон», анализ рассказа Чехова

  • «Злоумышленник», анализ рассказа Чехова

  • «Вишневый сад», анализ пьесы Чехова

  • «Каштанка», анализ рассказа Чехова

  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?

  • «Хирургия», анализ рассказа Чехова

  • «Палата №6», анализ повести Чехова

  • «Ванька», анализ рассказа Чехова

По писателю: Чехов Антон Павлович

Ссылка на основную публикацию