Сочинение: Русская действительность в рассказе «Старый гений» (Н.С. Лесков)

Сочинение: Русская действительность в рассказе «Старый гений» (Н.С. Лесков)

Н. С. Лесков принадлежит к поколению писателей 60—90-х гг. XIX в., горячо любивших Россию, ее талантливый народ и активно выступавших против угнетения свободы и подавления свободы личности. Им созданы очерки, романы, рассказы о судьбе простых людей, о самобытных исторических личностях, о злоупотреблениях властью, откровенном хищничестве. Иные его рассказы составили циклы. Таковы святочные рассказы, довольно редкий в русской литературе XIX в. жанр. Это «Христос в гостях у лучника», «Штопальщик», «Маленькая ошибка» и др. К ним относится и рассказ «Старый гений», написанный в 1884 г.

Действие в нем происходит в пореформенной России, в Петербурге.

Сюжет рассказа очень прост: обманутая нечестным великосветским франтом старушка-помещица, давшая ему в долг денег и заложившая для этого дом, приезжает в столицу добиться на него управы. Да не тут-то было.

Не могли помочь ей власти, и бедной женщине пришлось воспользоваться услугами неизвестного отчаянного дельца, который оказался порядочным человеком, уладил это трудное дело. Его рассказчик называет «гением».

Эту историю предваряет эпиграф: «Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы». А в этом рассказе «гений» преодолел то, что не смогла сделать государственная власть.

И ведь не о всесильной личности какой-нибудь шла речь, просто о молодом ветреном человеке, принадлежавшем к одной из лучших фамилий, надоевшем властям своей непорядочностью.

Но не смогли судебные органы даже бумагу ему для исполнения вручить.

Повествование об этом автор ведет в простой, как бы сказительной манере, не осуждая явно никого и не высмеивая.

И «адвокат ей встретился участливый и милостивый, и в суде ей решение в начало спора благоприятное», и платы никто с нее не взял, то вдруг оказывается никак, «нельзя было приструнить» этого обманщика из-за каких-то «могущественных связей». Таким образом, Н. С. Лесков сосредоточивает читательское внимание на полном бесправии личности в России.

Но особенность писательского дарования Лескова состоит в том, что он видел и положительные начала русской жизни, изображал богатую одаренность русского человека, его глубину и цельность.

В рассказе «Старый гений» этот свет добра несут сама героиня, «женщина прекрасной честности», «добрая старушка», и рассказчик, выручивший ее необходимыми деньгами, и самый главный «гений мысли» ─ Иван Иванович.

Это загадочная личность, неизвестно почему взявшаяся помогать несчастной женщине и устроившая очень умную ситуацию, при которой должник просто вынужден был расплатиться.

Благоприятный исход истории приходится на Рождество, и это не случайно, так как автор верит в духовное начало человека, в праведников русской жизни.

Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему. В своих произведениях он уделяет особое внимание судьбе простолюдинов.

И хотя героиня рассказа «Старый гений» не крестьянка, а помещица, но она бедная старушка, оказавшаяся в безвыходном положении. Изображается эта женщина с большой авторской симпатией: «по своей сердечной доброте и простоте», «выручила из беды одного великосветского франта, заложив для него свой домик, составлявший все достояние старушки и ее недвижимость».

Потом писатель подчеркнет ее исключительную честность.

Судебное дело, затеянное героиней, решится быстро и благоприятно для нее. Но дальше этого власти не сдвинутся.

Никто не захочет связываться с молодым человеком, ведущим себя откровенно бессовестным образом («он всем нам надоел»), но остающимся безнаказанным, так как «было у него какое-то могущественное родство или свойство».

Поэтому-то даже судебную бумагу не могли ему вручить, советуя старушке бросить добиваться от него уплаты долга, хотя и сочувствовали ей. Вот такая «мелочь жизнь» изображается Н. С. Лесковым.

Нет здесь ни яростного осуждения беспомощных властей, ни бесчестно молодого человека, ни простодушной старушки, верящей людям только потому, что ей «сны снятся» и предчувствие есть. Но за этой ситуацией, так просто и безыскусно переданной, встают серьезные и глубокие выводы автора.

При чтении этого рассказа невольно напрашивается вопрос: если уж такое мелкое разбирательство не просто безответного крестьянина, а помещицы, и не Бог весть с какими значительными лицами, а с молодым франтом из знатной семьи не смогли ни низшие, ни высшие инстанции разрешить, то на что же вообще тогда годятся власти? И каково людям жить при таком бесправии? Рассказ написан о пореформенном времени, и писатель показывает, что сущность государственной системы осталась прежней, что судьбы людей мало заботят чиновников всех рангов, что продолжает управлять жизнью закон «кто богаче, тот и прав». Поэтому и будут страдать от несправедливости простые люди, если не придут им на помощь другие такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, где «гений Иван Иванович» в этом рассказе. А в существование таких людей Н. С. Лесков горячо верил и именно с ними связывал свои надежды на возрождение России, на ее великое будущее.

Материал создан: 28.12.2016

Анализ рассказа «Старый гений» Лескова

Писатель Николай Семёнович Лесков стал известным не только из-за своего писательского таланта и выразительной речи, но и благодаря глубокому пониманию жизни русского народа. Знание нужд и проблем простых людей получило отражение во всех произведениях писателя.

Сочинение: Русская действительность в рассказе «Старый гений» (Н.С. Лесков)Николай Семенович Лесков

Например, в повести «Леди Макбет Мценского уезда» автор описывает судьбу отчаявшейся русской женщины, которая ради своей любви пошла на совершение убийства.

В рассказе «Человек на часах» писатель повествует о том, насколько далеки друг от друга моральные принципы человека и законы, господствующие в обществе. Произведения Н.С.

Лескова имеют различную проблематику, однако ряд затронутых в них вопросов остаётся актуальным даже сейчас. Одной из таких проблем является бюрократия. Именно она занимает ведущее место в рассказе «Старый гений».

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

По сюжету произведения одна старушка оказалась в затруднительном положении. По своей доброте, стремясь помочь деньгами богатому франту из знатной семьи, она заложила собственный дом.

Но франт денег не вернул, и старушке пришлось ехать в Петербург из-за угрозы оказаться на улице с больной дочерью и маленькой внучкой. Но и там справедливость не восторжествовала, так как представители закона не захотели наказывать знатного человека.

В итоге проблему смог решить только «Старый гений», хотя и использовал для этого не совсем законный способ.

Возникает вопрос: кто виноват в произошедшем? Можем ли мы обвинять старушку в наивности? С одной стороны, нет. Доброта и сострадание — высокие человеческие качества, судить за которые никак нельзя. Но с другой — основным поводом симпатии старушки к франту была знатность его происхождения.

Лесков умело высмеивает это качество, присущее русскому народу. Он понимает, что это большая проблема, которую необходимо решить, так как подобные случаи — далеко не редкость. Поэтому и старушка, и чиновники, которые искренне сочувствуют пострадавшей, но ничего не делают, боясь франта, виноваты в данной ситуации. Но также виноват и сам франт.

О нём известно мало: это человек из хорошей семьи, богат, живет в доме жены, ходит в клуб и снимает дорогие комнаты. Но то, как он поступил с помещицей, достойно порицания. Отнять последний кусок хлеба у несчастной семьи, в то время, как у самого есть средства — подло. Такой человек не вызывает симпатии, но добрая старушка увидела в нем что-то хорошее.

Однако почему он стал таким? Ответ прост — виновато общество.

В произведении сказано, что никто не просил его возвращать долги, так как этого человека чрезмерно уважали и боялись.

Возможно, сначала франт был честным, но потом, заметив отношение окружающих, забыл о морали и стал жить исключительно для себя.

Конечно, нельзя не учитывать характер человека и его личные качества, но произведение Лескова сатирические, поэтому большее значение придаётся факторам, влияющим на человека.

Бюрократическое общество не справляется с поставленными задачами. В нём преступные действия бывают более справедливыми, чем закон. Об этом и пишет Лесков в финале своего произведения. Общество порождает либо людей с мышлением подчинённого, которые трепещут перед законом и более высокими чинами, либо тех, кто уверен, что их действия останутся безнаказанными.

Таким образом, основной виновник произошедшего — общество, основанное на бюрократии, так как именно оно стало одной из причин появления таких людей, как франт. И Лескову блестяще удалось это показать.

действительность в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений»

 

Интересно заметить, что Н. С. Лесков принадлежит к поколению писателей 60–90‑х гг. XIX в., горячо любивших Россию, ее талантливый народ и активно выступавших против угнетения свободы и подавления свободы личности. Им созданы очерки, романы, рассказы о судьбе простых людей, о самобытных исторических личностях, о злоупотреблениях властью, откровенном хищничестве.

Иные его рассказы составили циклы. Таковы святочные рассказы, довольно редкий в русской литературе XIX в. жанр. Это «Христос в гостях у лучника», «Штопальщик», «Маленькая ошибка» и др. К ним относится и рассказ «Старый гений», написанный в 1884 г. Итак, действие в нем происходит в пореформенной России, в Петербурге.

Сюжет рассказа очень прост: обманутая нечестным великосветским франтом старушка‑помещица, давшая ему в долг денег и заложившая для этого дом, приезжает в столицу добиться на него управы. Да не тут‑то было. Не могли помочь ей власти, и бедной женщине пришлось воспользоваться услугами неизвестного отчаянного дельца, который оказался порядочным человеком, уладил это трудное дело.

Его рассказчик называет «гением». Интересен факт того, что эту историю предваряет эпиграф: «Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы». А в этом рассказе «гений» преодолел то, что не смогла сделать государственная власть.

И ведь не о всесильной личности какой‑нибудь шла речь, просто о молодом ветреном человеке, принадлежавшем к одной из лучших фамилий, надоевшем властям своей непорядочностью. Но не смогли судебные органы даже бумагу ему для исполнения вручить. Кстати, повествование об этом автор ведет в простой, как бы сказительной манере, не осуждая явно никого и не высмеивая.

И «адвокат ей встретился участливый и милостивый, и в суде ей решение в начало спора благоприятное», и платы никто с нее не взял, то вдруг оказывается никак, «нельзя было приструнить» этого обманщика из‑за каких‑то «могущественных связей». Таким образом, Н. С. Лесков сосредоточивает читательское внимание на полном бесправии личности в России.

Но особенность писательского дарования Лескова состоит в том, что он видел и положительные начала русской жизни, изображал богатую одаренность русского человека, его глубину и цельность.

В рассказе «Старый гений» этот свет добра несут сама героиня, «женщина прекрасной честности», «добрая старушка», и рассказчик, выручивший ее необходимыми деньгами, и самый главный «гений мысли» ─ Иван Иванович. Это загадочная личность, неизвестно почему взявшаяся помогать несчастной женщине и устроившая очень умную ситуацию, при которой должник просто вынужден был расплатиться.

На мой взгляд, благоприятный исход истории приходится на Рождество, и это не случайно, так как автор верит в духовное начало человека, в праведников русской жизни.   Справочный материал для школьника:   Лесков Николай Семенович – известный русский писатель. Годы жизни: 1831-1895.

Наиболее известные труды и произведения: Левша Запечатленный ангел Очарованный странник Несмертельный Голован Поповская чехарда и приходская прихоть Старый гений     Краткое содержание рассказа «Старый гений»:   Гений лет не имеет — он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы.

(Ларошфуко) Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка-помещица, у которой было, по её словам, “вопиющее дело”.

Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского франта, – заложив для него свой домик, составлявший всё достояние старушки и её недвижимой, увечной дочери да внучки» Старушка приехала в Петербург так как великосветский франт отказывается возвращать ей деньги, а срок закладной истекает.

Старушка знавала когда-то мать этого господина и, во имя старой приязни, помогла ему; он благополучно уехал в Питер, а затем, разумеется, началась довольно обыкновенная в подобных случаях игра в кошку и мышку. По приезду помещица обходит все места, в которых ей могли бы помочь.

И вначале все было хорошо, все старушку поняли и обещались ей помочь, «но как дело дошло до исполнения – тут и пошла закорюка…». Дело в том что в.франт никогда не возвращает того, что берет взаймы, да и дома у него своего нет, живет он сейчас у своей жены. Старушка не знает, что делать, ей известно лишь то, что в.франту надо вручить некую расписку, а этого никто не может и не хочет делать.

Читайте также:  Краткое содержание романа «война и мир» по главам: том 2

Старушка в отчаяние. Однажды она встречает одного мужчину по имени Иван Иваныч, который обещается ей помочь, если она заплатит ему пятьсот рублей. Помещица сначала не верит ему, но после она узнает что в.франт собирается с дамою своего сердца за границу «…где наверно пробудет год или два, а может быть, и совсем не вернется, «потому что она очень богатая».

» Тогда старушка одалживает у рассказчика истории эти полтораста рублей и отдает их И. Иванычу. Тот убеждает своего знакомого (сербский сражатель) воплотить в жизнь его замысел, за это И. Иваныч платит ему триста рублей. Все проходит гладко и в.франт подписывает ту самую расписку.       ## Роль композиции в рассказе Л. Н.

Толстого «После бала» в раскрытии его идейно‑художественного содержания ##   Начнём с того, что в рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90‑е гг. XIX в., изображаются 1840‑е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы.

Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе».

Начинается произведение внезапно, с разговора о нравственных ценностях бытия: «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно» и так же завершается внезапно, без выводов. Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком Иваном Васильевичем.

Далее уже он рассказывает слушателям случай из своей жизни, произошедший давно, но отвечающий на вопросы современности. Очевиден тот факт, что эта основная часть произведения состоит из двух картин: бала и сцены наказания, причем главной в раскрытии идейного замысла, судя по названию рассказа, является вторая часть. Эпизод бала и события после бала изображены с помощью антитезы.

Противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев.

К примеру: «бал прекрасный» – «что неестественно», «музыканты знаменитые» – «неприятная, визгливая мелодия», «разрумянившееся с ямочками лицо» – «сморщенное от страдания лицо», «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» – «что‑то большое, черное,… это черные люди», «солдаты в черных мундирах». Последнее противопоставление цветов черного и белого усилено еще и повтором этих слов. На мой взгляд, контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» – и после бала: «Мне было до такой степени стыдно… Вот‑вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Важное место в противопоставленных картинах занимает изображение полковника. В высоком военном в шинели и фуражке, руководящим наказанием, Иван Васильевич не сразу узнает красивого, свежего, с блестящими глазами и радостной улыбкой отца любимой Вареньки, на которого он недавно на балу смотрел с восторженным изумлением. Но это был Петр Владиславович «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами», и той же «своей сильной рукой в замшевой перчатке» он бьет испуганного малорослого слабосильного солдата. Повтором этих деталей Л. Н. Толстой хочет показать искренность полковника в двух различных ситуациях. Нам было бы проще понять его, в случае если бы он где‑то притворялся, пытался скрыть свое истинное лицо. Но нет, он все тот же и в сцене экзекуции. Интересно заметить, что эта искренность полковника, видимо, и привела в тупик Ивана Васильевича, не позволила разобраться до конца в противоречиях жизни, но свой жизненный путь под влиянием произошедшего он изменил. Поэтому и нет в заключение рассказа никаких выводов. Талант Л. Н. Толстого в том и состоит, что он заставляет читателя задуматься над поставленными вопросами всем ходом повествования, композицией произведения.

Справочный материал для школьника:   Толстой Лев Николаевич – один из наиболее уважаемых и заслуженных русских писателей во всём мире. Его произведения переведены множество иностранных языков. Л.Н. Толстой – автор признанного литературного шедевра «Война и мир». Годы жизни: 1828 – 1910. Наиболее известные произведения: Война и мир Воскресение Анна Каренина После бала.

Краткое содержание рассказа «После бала»:   Иван Васильевич — один из главных героев этого произведения. Это человек, который отрицает, что “для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди”.

Он говорит: “Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что дело все в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае”.

В доказательство своих слов он приводит случай из пройденного им жизненного пути, рассказывает об одном дне, который полностью перевернул его жизнь. События разворачиваются в 40-е годы XIX века.

“Всеми уважаемый” Иван Васильевич вспоминает давно происшедшее с ним, изменившее всю его дальнейшую жизнь. Он говорит, что вся его жизнь переменилась из-за одного утра. Иван Васильевич был страстно влюблен в Вареньку Б… Она и сейчас, в пятьдесят лет была красавица, а восемнадцатилетней девушкой была прелестна.

Он был провинциальным студентом, политикой не занимался, любил балы и танцы. Жизнь была прекрасна. На балу они танцевали почти все танцы вместе. Один танец она танцевала с отцом. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий п свежий старик. Лицо его было румяное с белыми усами под царя Николая I. Он был старый служака николаевской выправки.

Отец и дочь танцевали замечательно, все любовались ими”. Иван Васильевич же умилялся. Особенно умиляли его сапоги, не модные, а старые, “очевидно построенные батальонным сапожником”. Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные — думал юноша. Отец запыхался и подвел Вареньку к нему, чтобы они продолжали танец.

Вскоре полковник уехал,но Варенька осталась на балу с матерью. Итн Васильевич был счастлив “и боялся только одного, чтобы что-нибуд! не испортило… счастья”. Вернувшись домой, он не мог усидеть на месте и вышел на улицу. Уже светалэ. Была самая масленичная погода, расстилался туман, насыщенный водой знег таял на дорогах, и со всех крыш капало.

Недалеко от его дома было юле. Когда Иван Васильевич вышел туда, то увидел что-то большое черное и услыхал звуки барабана и флейты. Это была какая-то жесткая, неприятная музыка. Оь стал приглядываться к этому “черному и непонятному” и, пройдя шаговсто, увидел много людей. Он решил, что это учение. Солдаты стояли в две шеренги с ружьями у ноги и не двигались.

“Что они делают?” — спросил И”ан Васильевич у проходившего мимо кузнеца. Тот ответил, что про-гоняюг сквозь строй солдата “за побег”. Приглядевшись, Иван Васильевич увидел оголенного по пояс солдата, привяанного к ружью, которого волокли два солдата. Рядом шел высокий военний, показавшийся Ивану Васильевичу знакомым.

Под ударами спина наказываемого превратилась в сплошное кровавое месиво. Солдат дергался, приостанавливался, но его тащили вперед, все новые удары ложились на его спину А рядом шел отец Вареньки, такой же подтянутый и румяный, как на балу. Наказываемый стонал, просил “помилосердствовать”, но его все били к били.

Вдруг полковник ударил по лицу малорослого солдата, который недостаточно сильно ударил наказываемого. Затем он приказал подать ювых шпицрутенов но, оглянувшись, увидел Ивана Васильевича, и сделал вед, что не узнал его. Вернувшись домой, Иван Васильевич все время представлял себе виденную страшную картину и не мог спать. Но он не осуждал полковника.

Он думал, что, “очевидно, полковник что-то знай1 такое, чего я не знаю. Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня”. Уснул он только к вечеру и только после того, как напился пьян. Изан Васильевич не судил полковника, он хотел и не мог понять “его правд/”. Он не поступил в военную службу, как хотел ранее.

Вообще нигде не служил и оказался, по его словам, “никчемным человеком”. А любовь с этого дня пошла на убыль, так как замечал в улыбке Вареньки черты лица отца. Как только видел ее, сразу вспоминал ее отца на площади во время экзекуции. И любовь так и сошла на нет.

Урок- размышление на тему "Человек и общество" (По рассказу Н.С. Лескова "Старый гений"____________________________________

Цель урока:1) выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и их взаимосвязь с современностью. Воспитание правильного отношения к порокам общества ;       2)привитие интереса к изучению нравственных ценностей; 3)совершенствование навыков пересказа, анализа текста.

Задачи:

— пробудить познавательный интерес у учащихся;— способствовать умению критически осмысливать полученную информацию через анализ текста;

— создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Оборудование: выставка книг Н.С.Лескова,  эпиграф к уроку, плакаты с афоризмами, портрет Н.С.Лескова старого гения, пластинка с музыкой Чайковского «Времена года», для сценки – стол,  накрытый скатертью, чернильница, перо, песочница, миниатюрный портрет Н.С.Лескова.

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя:
  • Друзья мои! Я очень рада        
  •     Войти в приветливый наш класс
  •     И для меня уже награда                      
  •     Вниманье ваших умных глаз.
  •     Я знаю: каждый в   классе  гений,    
  •     Но без труда талант не впрок.
  •     Скрестите шпаги ваших мнений          
  •     И  вместе проведём урок!
  • И начать нашу встречу мне бы хотелось  вот с таких строк:
  •           Мой дар убог, и голос мой негромок,      
  •             Но я живу, и на земле моё
  •             Кому-нибудь любезно бытие:
  •  Его найдёт далёкий мой потомок
  •  В  творениях моих ; как знать?
  •   Душа моя
  •    Окажется с душой его в соединенье,
  •     И как нашёл я друга в поколенье,

    Читателя найду в потомстве я..             Е.А. Боратынский

Эти строки Е.А. Боратынского посвящены каждому из нас. Так как свои произведения писатели и поэты создавали и создают для читателей. И если спустя полтора столетия мы потомки обращаемся к творчеству этих творцов, то значит они не просто писатели, они «великие».

Подобная оценка дарования принадлежит и Николаю Семёновичу Лескову. М. Горький, определяя его место на литературном  «олимпе», поставил его рядом с Толстым и Достоевским. Однако художник, в творчестве которого был слышен голос народной России, всё ещё не обрёл общенародной известности, подобной славе названных писателей – современников.

Да, несомненно, имя Лескова известно современному читателю, но истинного представления о масштабах  его творчества, как правило, не имеет.

На слуху очень небольшое количество произведений писателя, а между тем Лесков оставил нам огромное художественное наследство – и художественное и публицистическое, которое мы по праву называем классическим.

Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остаётся в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.

Вот и мы сегодня попытаемся прикоснуться к творческому наследию Н.С.Лескова. Сегодня у нас урок на тему «Человек и общество»  по рассказу «Старый гений». Наша задача выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе; только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал автор?

НУ , а сейчас мне бы хотелось познакомить вас с некоторыми фактами . связанными с именем Лескова .(Индивидуальное задание)

Ученик: Н.С. Лесков родился в семье мелкого чиновника, в селе Горохово Орловской губернии. В 16 лет поступил писцом в суд. Криминальная сторона жизни, которая открылась ему в суде, потом часто становилась предметом художественного осмысления в повестях и романах писателя. С 1861 г.

– сотрудник московских газет, сначала «Русской речи», а потом «Северной пчелы»…. Презентация (Слайды1 ,2,3) В 60 – е годы 19 века начинается литературная деятельность Лескова  – публициста. Он приходит в литературу уже зрелым тридцатилетним человеком, с громадным жизненным опытом.

Во многом этот период истории (60–е годы 19 века) напоминают мне время, которое мы переживаем сейчас.

Вопрос учителя:

Читайте также:  Сочинение: Образ «маленького человека» в произведении А.Чехова «Человек в футляре»

– Как вы думаете, что общего между 60-годами и современностью?

 (Варианты ответов учеников: 60–е годы 19 века это время радикальных экономических и социальных реформ, время, когда в России впервые появилась гласность. В центре внимания стояли крестьянский вопрос, проблема освобождения личности, защита её прав от посягательств государственного бюрократического аппарата и набирающего силу капитала, борьба за экономическую свободу).

Учитель: Н.С. Лесков – величайший писатель, который написал известные произведения: «Левша», «Старый гений», «Очарованный странник», «Тупейный художник». В большинстве его произведений повествуется о трагической судьбе талантливых людей из народа. Н.С. Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в искусстве, труде, в укладе жизни.

Вопрос: Кто же герои Лескова? Как автор относится к России?

Ученик: у Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью.

Учитель: Ребята, Н.С. Лесков внес значительный вклад в русскую литературу. Его творчество направлено против несправедливости, глупости государственного масштаба.

  1. II. Работа с эпиграфом урока
  2. Учитель: Посмотрите по толковому словарю, что означает слово «гений»?
  3. Ученик: Значение слова «гений»: (Слайд)
  1. Высшая творческая способность.
  2. Человек обладающий такой способностью.
  3. В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, олицетворение добра.

Учитель: Ребята, прочитаем выразительно эпиграф к уроку: Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы.  (Ларошфуко).

Вопрос: Как вы понимаете эпиграф к уроку?

(Я думаю, что гений – это человек, который обладает высшей творческой способностью. Он гений, т.к. берется за дела невозможные.)

III. Анализ произведения

Учитель: Итак, ребята, мы с вами поговорим о рассказе «Старый гений», расскажем о том, почему добрая старушка поехала в Санкт-Петербург.

(У маленькой старушки было «вопиющее дело».  Дело это заключалось в том,  что она по своей доброте выручила из беды великосветского франта,  заложив для него свой дом, а он её обманул).

  • Вопрос: Почему добрая старушка поверила великосветскому франту?
  • (Добрая старушка поверила ему, потому что у него была блестящая карьера, известная фамилия, он получал хорошие доходы с имений.)
  • Учитель: Ответьте на вопрос, есть ли в наше время люди, которые поступают непорядочно?
  • (Мы живем в сложное время, где царит обман, ложь, несправедливость. Для наших дней свойственна фраза: «Деньги решают все»)
  • Вопрос: Ребята, вспомним, какие пословицы, поговорки, высказывания характеризуют этот эпизод?

 «Доверяй, но проверяй», «Добро – изнанка зла», «Зло есть грубейшая форма невежества», «От добра добро не ищут», высказывание из трилогии Л.Н.Толстого «Детство» – «Самый худший человеческий порок – это неблагодарность».

Учитель: Почему слово «хлопотать» Лесков выделяет кавычками?

(Я думаю, что бедная старушка пройдет через огонь и воду, прежде чем добьется правды. Конечно же, правду найти очень сложно, вспоминаются слова Короленко: «Истинную правду найти невозможно, т.к. все в мире относительно».

Учитель: Хлопоты в начале были успешны: адвокат встретился милостивый, выиграл дело, но…

Вопрос: Ребята, мы живем в современном мире, и поэтому каждый из вас должен знать, что означает слово «адвокат».

Ученик: Адвокат – это лицо, которому поручается защита. В 70-е – 80-е годы было такое мнение, что адвокат – абсурд буржуазного суда, а в наше время каждый человек должен знать, как пользоваться услугами адвоката.

Учитель: Прочитайте выразительно по ролям диалог рассказчика и доброй старушки (стр. 16-17).

Вопрос: Почему рассказчик советует доброй старушке не докучать великосветскому франту? Cвой ответ свяжите с современностью.

(Я думаю, что этот человек может сделать неприятность. В наше время много случаев когда люди, которые имеют могущественное родство, много денег, способны на все: на шантаж, могут прогнать с места жительства и даже убить, т.к. многие люди живут по принципу «не имей сто друзей, а имей сто рублей»).

Учитель: Ребята, когда мы прочитали этот рассказ, один из учеников написал письмо этому господину.

Ученик: Государь мой премилостивый! Я прошу Вас, не удивляйтесь! Вам пишет ученик 8 класса…. Я внимательно прочитал рассказ Н.С.Лескова «Старый гений» и решил написать Вам письмо. Я, конечно же, возмущен Вашим поведением! Вы поступили непорядочно по отношению к бедной старушке.

Наша добрая знакомая заложила свой дом, чтобы выручить Вас из беды. Я думаю, она поверила Вам, потому что Вы принадлежали к одной из лучших фамилий. С точки зрения философии, Вы человек из высшего общества, а высшее общество – это пример всем остальным.

Вы должны были помнить, что каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести.

Свое письмо хочу закончить словами великого философа Шопенгауэра: «Чистая совесть есть не что иное, как радость по поводу радости, причиненной другому человеку; нечистая совесть есть не что иное, как страдание и боль по поводу боли, причиненной другому человеку…»….

Вывод:( Ученик прочитал своё письмо) Я думаю, что наш господин, который обманул старушку, поймет свои ошибки, проснется в нем потерянная совесть.

Учитель: Ходила она к высшим властям. Там доступ труднее. Бедной старушке предложили: «Ищите его, поймаете, – это ваше дело. Старушка по провинциальной подозрительности стала шептать слова, а эти слова, ребята, написаны на плакатах: «Сухая ложка рот дерет», «Надо смазать», «В России невозможности нет».

Вопрос: Какой общей темой объединены эти плакаты?

Ученик: Мы живем в сложное и трудное время, когда для разрешения всех дел нужна взятка: поступать учиться – нужны деньги; устраиваться на работу – деньги; на суде прав тот, кто имеет большие деньги. Становится жить страшно, нужны коренные преобразования в стране. Как политические, так и экономические.

Вывод: Да, ребята, я с вами согласна. И хочу вспомнить слова Н.Т.Чернышевского: «Благосостояние общества уменьшается существованием невежественных, безнравственных или ленивых людей в обществе; эти вредные качества могут быть устранены двумя способами: заботою о том, чтобы каждый человек получал надлежащее воспитание, и материальным обеспечением человека».

Учитель: А сейчас вы чтение по ролям (или инсценировка) где добрая старушка ведет беседу о том, почему она выбрала для разрешения проблем старого гения.

(Инсценирование: звучит музыка, беседуют старушка с гением).

Вопрос: Почему добрая старушка доверилась старому гению? Подтвердите данный эпизод текстом.

Ученик (читает): кто хочет – пусть верит нам, потому что я всегда берусь за дела только невозможные; а кто веры не имеет, с тем делать нечего…(стр. 19).

Учитель: Ребята, каким вы представляете старого гения? Для этого мы рассмотрим портрет старого гения и найдем по тексту, как автор описывает своего героя?

  1. Ученик: Он высокого роста с длинной бородой, хмурое лицо, умный взгляд.
  2.  УЧЕНИК читает монолог о том, как старый гений исполнял это дело
  3. Учитель: Какие художественные средства использовал Лесков при описании эпизода выполнения столь трудного дела в этом эпизоде?

Ученик: Я думаю, что юмор. Юмор – смех веселый и доброжелательный.

В этом рассказе есть элементы юмора (стр 22).

IV. Чтении по ролям

ПОСЛУШАЕМ , как разоблачили господина, который обманул старушку (стр. 66).

  • Вопрос: Ребята, как заканчивается рассказ?
  • Ученик: Были побеждены неодолимые затруднения, правда восторжествовала, великосветскому франту вручили повестку.
  • Учитель: Можно ли этого человека, который уладил трудное дело, назвать гением?

Ученик: Человек, который нашел, как уладить столь трудное дело, вполне имеет право считать себя гением. В России невозможного нет! И я согласен с этим мнением! Россия – страна талантов

. Лескову не жаль для “пассажного гения” столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая суть.

Человеческий талант, в чём бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее начало. Потому что связан, по Лескову, с духовной красотой и теплотой человеческого сердца.

  1. Учитель: Ребята, ответили на вопросы, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе?
  2. Ученик: Я считаю, что проблемы общества лесковского времени перекликаются и проблемами нашего времени, – это злоупотребление в высших эшелонах власти, взятки, коррупция.
  3. Учитель: Ребята, вы должны  были подготовить афоризмы по проблемам общества, прочитайте их.

Ученики: В.В.Путин сказал: «Закон должен быть превыше любого должностного лица».

  1. «Законы должны искоренять пороки» (Цицерон)
  2. «Когда страна отступает от закона, тогда много в ней начальников» (Соломон)
  3. «Настоящие люди служат государству своей совестью» (Торо)
  4. «Высшее правосудие – это совесть» (В. Гюго)

V. – Итак, мы завершили изучение рассказа «Старый гений». Я думаю, что все поняли суть рассказа, провели параллель с современностью.

Надеюсь, что сюжет рассказа тоже затронул вас и в ваших душах оставил определенный след, заставил задуматься над проблемами общества. И всем нам горько становится за российскую действительность.

Под сатиристическим изображением чувствуется глубокое сострадание к простым людям, и призыв писателя что-то менять и меняться самим.

И сейчас через полтора столетия мы фактически опять оказались перед теми же проблемами, поэтому так важно воспользоваться опытом мудрого и практичного человека, знавшего Россию вширь и вглубь. На мой взгляд, именно сегодня актуальны слова Л.Н.Толстого: «… время Лескова ещё придёт. Лесков писатель будущего»

 Ни один русский писатель не уделял такого большого внимания проблеме национального характера.

Он многосторонне описал русский национальный характер и попутно сделал очень интересные и тонкие зарисовки национального характера немцев, французов, англичан, поляков, украинцев, татар, евреев.

Сейчас, в эпоху обострения межнациональных отношений, творчество Лескова, проповедовавшего национальную и религиозную терпимость, видевшего прелесть жизни в ярких красках национального быта, различных национальных укладов, обычаев, характеров, очень актуально.

Н. С. Лесков писатель нашего времени!!!

 И в этом нам ещё предстоит убедиться на следующих уроках.

  Н.С. Лесков не пришёлся ко двору ни в царской России, ни в коммунистической, так давайте откроем ему двери в демократической России.

Слово учителя: На этом я заканчиваю нашу встречу. Урока время истекло! Я  благодарю вас за ваши ответы, за умные глаза и неравнодушные лица .Желаю всем  добра и мира, и помните: «Душа по капле собирает свет!»

Дом. задание: НА ПАРТАХ У ВАС КОНВЕРТЫ С ЗАДАНИЯМИ (Выберите для себя одно из предложенных)            Символическая оценка.

  •                                    Взять жетон определенного цвета  
  •                          Жёлтый – не в полной мере себя реализовал (1б).
  •                           Красный- в полной мере себя реализовал (2б).

1.Устно.Подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Кто виноват в страданиях героини?

2. Письменно.Выскажи своё впечатление о прочитанном: что тебе понравилось в произведении? Что удивило, заинтересовало? Что не понравилось? Почему?

Урок- размышление на тему "Человек и общество" (По рассказу Н.С. Лескова "Старый гений") ________________________________________

Урок- размышление на тему “Человек и общество” (По рассказу Н.С. Лескова “Старый гений”)

Цель урока:1) выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и их взаимосвязь с современностью. Воспитание правильного отношения к порокам общества ; 2)привитие интереса к изучению нравственных ценностей; 3)совершенствование навыков пересказа, анализа текста.

  • Задачи:
  • — пробудить познавательный интерес у учащихся;— способствовать умению критически осмысливать полученную информацию через анализ текста;
  • — создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Оборудование: выставка книг Н.С.Лескова, эпиграф к уроку, плакаты с афоризмами, портрет Н.С.Лескова старого гения, пластинка с музыкой Чайковского «Времена года», для сценки – стол, накрытый скатертью, чернильница, перо, песочница, миниатюрный портрет Н.С.Лескова.

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя:

  1. Друзья мои! Я очень рада
  2. Войти в приветливый наш класс
  3. И для меня уже награда
  4. Вниманье ваших умных глаз.
  5. Я знаю: каждый в классе гений,
  6. Но без труда талант не впрок.
  7. Скрестите шпаги ваших мнений
  8. И вместе проведём урок!
  9. И начать нашу встречу мне бы хотелось вот с таких строк:
  10. Мой дар убог, и голос мой негромок,
  11. Но я живу, и на земле моё
  12. Кому-нибудь любезно бытие:
  13. Его найдёт далёкий мой потомок
  14. В творениях моих ; как знать?
  15. Душа моя
  16. Окажется с душой его в соединенье,
  17. И как нашёл я друга в поколенье,

Читателя найду в потомстве я.. Е.А. Боратынский

Эти строки Е.А. Боратынского посвящены каждому из нас. Так как свои произведения писатели и поэты создавали и создают для читателей. И если спустя полтора столетия мы потомки обращаемся к творчеству этих творцов, то значит они не просто писатели, они «великие».

Читайте также:  Может ли честь оказаться дороже жизни

Подобная оценка дарования принадлежит и Николаю Семёновичу Лескову. М. Горький, определяя его место на литературном «олимпе», поставил его рядом с Толстым и Достоевским. Однако художник, в творчестве которого был слышен голос народной России, всё ещё не обрёл общенародной известности, подобной славе названных писателей – современников.

Да, несомненно, имя Лескова известно современному читателю, но истинного представления о масштабах его творчества, как правило, не имеет.

На слуху очень небольшое количество произведений писателя, а между тем Лесков оставил нам огромное художественное наследство – и художественное и публицистическое, которое мы по праву называем классическим.

Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остаётся в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.

Вот и мы сегодня попытаемся прикоснуться к творческому наследию Н.С.Лескова. Сегодня у нас урок на тему «Человек и общество» по рассказу «Старый гений». Наша задача выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе; только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал автор?

НУ , а сейчас мне бы хотелось познакомить вас с некоторыми фактами . связанными с именем Лескова .(Индивидуальное задание)

Ученик: Н.С. Лесков родился в семье мелкого чиновника, в селе Горохово Орловской губернии. В 16 лет поступил писцом в суд. Криминальная сторона жизни, которая открылась ему в суде, потом часто становилась предметом художественного осмысления в повестях и романах писателя. С 1861 г.

– сотрудник московских газет, сначала «Русской речи», а потом «Северной пчелы»…. Презентация (Слайды1 ,2,3) В 60 – е годы 19 века начинается литературная деятельность Лескова – публициста. Он приходит в литературу уже зрелым тридцатилетним человеком, с громадным жизненным опытом.

Во многом этот период истории (60–е годы 19 века) напоминают мне время, которое мы переживаем сейчас.

Вопрос учителя:

– Как вы думаете, что общего между 60-годами и современностью?

(Варианты ответов учеников: 60–е годы 19 века это время радикальных экономических и социальных реформ, время, когда в России впервые появилась гласность. В центре внимания стояли крестьянский вопрос, проблема освобождения личности, защита её прав от посягательств государственного бюрократического аппарата и набирающего силу капитала, борьба за экономическую свободу).

Учитель:Н.С. Лесков – величайший писатель, который написал известные произведения: «Левша», «Старый гений», «Очарованный странник», «Тупейный художник». В большинстве его произведений повествуется о трагической судьбе талантливых людей из народа. Н.С. Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в искусстве, труде, в укладе жизни.

Вопрос: Кто же герои Лескова? Как автор относится к России?

Ученик: у Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью.

Учитель: Ребята, Н.С. Лесков внес значительный вклад в русскую литературу. Его творчество направлено против несправедливости, глупости государственного масштаба.

  • II. Работа с эпиграфом урока
  • Учитель: Посмотрите по толковому словарю, что означает слово «гений»?
  • Ученик: Значение слова «гений»: (Слайд)
  • Высшая творческая способность.
  • Человек обладающий такой способностью.
  • В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, олицетворение добра.

Учитель:Ребята, прочитаем выразительно эпиграф к уроку: Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы.  (Ларошфуко).

Вопрос: Как вы понимаете эпиграф к уроку?

(Я думаю, что гений – это человек, который обладает высшей творческой способностью. Он гений, т.к. берется за дела невозможные.)

III. Анализ произведения

Учитель:Итак, ребята, мы с вами поговорим о рассказе «Старый гений», расскажем о том, почему добрая старушка поехала в Санкт-Петербург.

(У маленькой старушки было «вопиющее дело». Дело это заключалось в том, что она по своей доброте выручила из беды великосветского франта, заложив для него свой дом, а он её обманул).

  1. Вопрос: Почему добрая старушка поверила великосветскому франту?
  2. (Добрая старушка поверила ему, потому что у него была блестящая карьера, известная фамилия, он получал хорошие доходы с имений.)
  3. Учитель:Ответьте на вопрос, есть ли в наше время люди, которые поступают непорядочно?
  4. (Мы живем в сложное время, где царит обман, ложь, несправедливость. Для наших дней свойственна фраза: «Деньги решают все»)
  5. Вопрос: Ребята, вспомним, какие пословицы, поговорки, высказывания характеризуют этот эпизод?

«Доверяй, но проверяй», «Добро – изнанка зла», «Зло есть грубейшая форма невежества», «От добра добро не ищут», высказывание из трилогии Л.Н.Толстого «Детство» – «Самый худший человеческий порок – это неблагодарность».

Учитель:Почему слово «хлопотать» Лесков выделяет кавычками?

(Я думаю, что бедная старушка пройдет через огонь и воду, прежде чем добьется правды. Конечно же, правду найти очень сложно, вспоминаются слова Короленко: «Истинную правду найти невозможно, т.к. все в мире относительно».

Учитель: Хлопоты в начале были успешны: адвокат встретился милостивый, выиграл дело, но…

Вопрос: Ребята, мы живем в современном мире, и поэтому каждый из вас должен знать, что означает слово «адвокат».

Ученик: Адвокат – это лицо, которому поручается защита. В 70-е – 80-е годы было такое мнение, что адвокат – абсурд буржуазного суда, а в наше время каждый человек должен знать, как пользоваться услугами адвоката.

Учитель:Прочитайте выразительно по ролям диалог рассказчика и доброй старушки (стр. 16-17).

Вопрос: Почему рассказчик советует доброй старушке не докучать великосветскому франту? Cвой ответ свяжите с современностью.

(Я думаю, что этот человек может сделать неприятность. В наше время много случаев когда люди, которые имеют могущественное родство, много денег, способны на все: на шантаж, могут прогнать с места жительства и даже убить, т.к. многие люди живут по принципу «не имей сто друзей, а имей сто рублей»).

Учитель:Ребята, когда мы прочитали этот рассказ, один из учеников написал письмо этому господину.

Ученик: Государь мой премилостивый! Я прошу Вас, не удивляйтесь! Вам пишет ученик 8 класса…. Я внимательно прочитал рассказ Н.С.Лескова «Старый гений» и решил написать Вам письмо. Я, конечно же, возмущен Вашим поведением! Вы поступили непорядочно по отношению к бедной старушке.

Наша добрая знакомая заложила свой дом, чтобы выручить Вас из беды. Я думаю, она поверила Вам, потому что Вы принадлежали к одной из лучших фамилий. С точки зрения философии, Вы человек из высшего общества, а высшее общество – это пример всем остальным.

Вы должны были помнить, что каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести.

Свое письмо хочу закончить словами великого философа Шопенгауэра: «Чистая совесть есть не что иное, как радость по поводу радости, причиненной другому человеку; нечистая совесть есть не что иное, как страдание и боль по поводу боли, причиненной другому человеку…»….

Вывод:( Ученик прочитал своё письмо) Я думаю, что наш господин, который обманул старушку, поймет свои ошибки, проснется в нем потерянная совесть.

Учитель: Ходила она к высшим властям. Там доступ труднее. Бедной старушке предложили: «Ищите его, поймаете, – это ваше дело. Старушка по провинциальной подозрительности стала шептать слова, а эти слова, ребята, написаны на плакатах: «Сухая ложка рот дерет», «Надо смазать», «В России невозможности нет».

Вопрос: Какой общей темой объединены эти плакаты?

Ученик: Мы живем в сложное и трудное время, когда для разрешения всех дел нужна взятка: поступать учиться – нужны деньги; устраиваться на работу – деньги; на суде прав тот, кто имеет большие деньги. Становится жить страшно, нужны коренные преобразования в стране. Как политические, так и экономические.

Вывод:Да, ребята, я с вами согласна. И хочу вспомнить слова Н.Т.Чернышевского: «Благосостояние общества уменьшается существованием невежественных, безнравственных или ленивых людей в обществе; эти вредные качества могут быть устранены двумя способами: заботою о том, чтобы каждый человек получал надлежащее воспитание, и материальным обеспечением человека».

Учитель:А сейчас вы чтение по ролям (или инсценировка) где добрая старушка ведет беседу о том, почему она выбрала для разрешения проблем старого гения.

(Инсценирование: звучит музыка, беседуют старушка с гением).

Вопрос: Почему добрая старушка доверилась старому гению? Подтвердите данный эпизод текстом.

Ученик (читает): кто хочет – пусть верит нам, потому что я всегда берусь за дела только невозможные; а кто веры не имеет, с тем делать нечего…(стр. 19).

Учитель:Ребята, каким вы представляете старого гения? Для этого мы рассмотрим портрет старого гения и найдем по тексту, как автор описывает своего героя?

  • Ученик: Он высокого роста с длинной бородой, хмурое лицо, умный взгляд.
  • УЧЕНИК читает монолог о том, как старый гений исполнял это дело
  • Учитель:Какие художественные средства использовал Лесков при описании эпизода выполнения столь трудного дела в этом эпизоде?

Ученик: Я думаю, что юмор. Юмор – смех веселый и доброжелательный.

В этом рассказе есть элементы юмора (стр 22).

IV. Чтении по ролям

ПОСЛУШАЕМ , как разоблачили господина, который обманул старушку (стр. 66).

  1. Вопрос: Ребята, как заканчивается рассказ?
  2. Ученик: Были побеждены неодолимые затруднения, правда восторжествовала, великосветскому франту вручили повестку.
  3. Учитель:Можно ли этого человека, который уладил трудное дело, назвать гением?

Ученик: Человек, который нашел, как уладить столь трудное дело, вполне имеет право считать себя гением. В России невозможного нет! И я согласен с этим мнением! Россия – страна талантов

.Лескову не жаль для “пассажного гения” столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая суть.

Человеческий талант, в чём бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее начало. Потому что связан, по Лескову, с духовной красотой и теплотой человеческого сердца.

  • Учитель:Ребята, ответили на вопросы, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе?
  • Ученик: Я считаю, что проблемы общества лесковского времени перекликаются и проблемами нашего времени, – это злоупотребление в высших эшелонах власти, взятки, коррупция.
  • Учитель:Ребята, вы должны  были подготовить афоризмы по проблемам общества, прочитайте их.

Ученики: В.В.Путин сказал: «Закон должен быть превыше любого должностного лица».

  • «Законы должны искоренять пороки» (Цицерон)
  • «Когда страна отступает от закона, тогда много в ней начальников» (Соломон)
  • «Настоящие люди служат государству своей совестью» (Торо)
  • «Высшее правосудие – это совесть» (В. Гюго)

V. Итак, мы завершили изучение рассказа «Старый гений». Я думаю, что все поняли суть рассказа, провели параллель с современностью.

Надеюсь, что сюжет рассказа тоже затронул вас и в ваших душах оставил определенный след, заставил задуматься над проблемами общества. И всем нам горько становится за российскую действительность.

Под сатиристическим изображением чувствуется глубокое сострадание к простым людям, и призыв писателя что-то менять и меняться самим.

И сейчас через полтора столетия мы фактически опять оказались перед теми же проблемами, поэтому так важно воспользоваться опытом мудрого и практичного человека, знавшего Россию вширь и вглубь. На мой взгляд, именно сегодня актуальны слова Л.Н.Толстого: «… время Лескова ещё придёт. Лесков писатель будущего»

Ни один русский писатель не уделял такого большого внимания проблеме национального характера.

Он многосторонне описал русский национальный характер и попутно сделал очень интересные и тонкие зарисовки национального характера немцев, французов, англичан, поляков, украинцев, татар, евреев.

Сейчас, в эпоху обострения межнациональных отношений, творчество Лескова, проповедовавшего национальную и религиозную терпимость, видевшего прелесть жизни в ярких красках национального быта, различных национальных укладов, обычаев, характеров, очень актуально.

Н. С. Лесков писатель нашего времени!!!

И в этом нам ещё предстоит убедиться на следующих уроках.

Н.С. Лесков не пришёлся ко двору ни в царской России, ни в коммунистической, так давайте откроем ему двери в демократической России.

Слово учителя: На этом я заканчиваю нашу встречу. Урока время истекло! Я благодарю вас за ваши ответы, за умные глаза и неравнодушные лица .Желаю всем добра и мира, и помните: «Душа по капле собирает свет!»

Дом. задание: НА ПАРТАХ У ВАС КОНВЕРТЫ С ЗАДАНИЯМИ (Выберите для себя одно из предложенных) Символическая оценка.

  1. Взять жетон определенного цвета
  2. Жёлтый – не в полной мере себя реализовал (1б).
  3. Красный- в полной мере себя реализовал (2б).

1.Устно.Подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Кто виноват в страданиях героини?

2. Письменно.Выскажи своё впечатление о прочитанном: что тебе понравилось в произведении? Что удивило, заинтересовало? Что не понравилось? Почему?

Ссылка на основную публикацию