Выставка «Милосердие в истории. Русский вклад. От Крымской войны до Великой» открылась 14 октября в музее Марфо-Мариинской обители милосердия (Москва). Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения великой княгини Елизаветы Федоровны и 150-летию подписания Женевской конвенции Красного Креста.
«Замечательно, что в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Марфо-Мариинской обители открылась выставка, посвященная этим датам, — отметил присутствовавший на церемонии открытия епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. – Она показывают, что в нашей жизни соединены трагедия – следствие греха – и любовь».
Организаторы подчеркнули, что, приурочивая выставку в том числе и к 100-летию начала Первой мировой войны, они призывают вспомнить прежде всего не жестокость, а подвиги любви, явленные в то время.
Так, игумения Марфо-Мариинской обители Елисавета отметила: «Возвращение к истокам – православию – дает возможность увидеть, что такое русское самосознание: русский человек не может просто убивать бездумно, в его сердце должно быть милосердие.
Без милосердия это уже не русский человек».
Она подчеркнула, что на выставке представлены материалы, свидетельствующие о проявлении заботы и милосердия даже к врагам, причем с обеих сторон: фотографии зафиксировали, как в русских госпиталях лечили японских и немецких солдат, а немецкие военные помогали русским.
Игумения Марфо-Мариинской обители Елисавета
Экспонаты для выставки предоставили Центральный исторический архив г. Москвы, Государственный архив кинофотодокументов, Музей истории медицины Первого МГМУ им. И.М.
Сеченова, Музей Свято-Димитровского училища сестер милосердия, Православный информационно-библиотечный центр «Рязановский дом» (Екатеринбург), монастырь св. равноап.
Марии Магдалины (Иерусалим), храм Иверской иконы Божией Матери на Большой Полянке, частные коллекционеры, Российское военно-историческое общество.
Красный Крест в Российской империи
С середины XVII века в России начинают заниматься организованной помощью раненым. В XVIII веке немецкие принцессы привносят сюда европейские традиции благотворительности.
Великая княгиня Ольга Александровна
Флоренс Найтингейл, английская сестра милосердия и общественный деятель. Реформировала систему помощи раненым
Вернувшиеся с фронта солдаты рассказывали о Флоренс Найтингейл легенды, называя её «леди со светильником», потому что по ночам с лампой в руках она всегда, как добрый светлый ангел, сама обходила палаты с больными
Из письма Флоренс Найтингейл лорду Раглану, командующему британскими войсками в Крыму: «Выздоровление больных даже не так зависит от квалифицированного хирурга, как от осторожного санитара, и постоянные смены их все время неутрализуют приказы предыдущих последующими…».
Подписание международной Женевской конвенции 1864 года (Женевская конвенция — международно-правовой договор, которым нормируются охрана и облегчение участи больных и раненых воинов на войне – прим.
ред), падает на благодатную почву: в 1867 году создается Общество попечения о больных и раненых воинах под покровительством императрицы Марии Александровны (13 лет спустя его переименовывают в Российское общество красного креста (РОКК)).
Анри Дюнан, инициатор Женевской конвенции
В 1901 году Жан Анри Дюнан стал первым лауреатом Нобелевской премии мира. Его личная судьба тесно переплелась с деятельностью РОКК. В то время, как разоренный, всеми забытый, он переживал труднейшие годы своей жизни, Российский Красный крест пришел ему на помощь: его избрали почетным членом общества и назначили пожизненную пенсию.
В отличие от других стран, РОКК в России помогал людям и в мирное время в случае «народных бедствий» — эпидемий, землетрясений, пожаров, неурожаев, заботилось об инвалидах.
Свидетельство о награждении медалью Красного Креста Штабс-Ротмистра А.П. Коцева
Документы, представленные на выставке, дают представление о том, как строились взаимоотношения государства, общественных организаций и частной инициативы в делах милосердия 100 лет назад.
Схема устройства санитарного вагона
Открытка «Ангел милосердия»
Новой формой духовного подвига и христианской помощи ближнему становится основанная Великой княгиней Елизаветой Федоровной в 1907 году Марфо-Мариинская обитель милосердия. Во время Первой мировой войны помощь сестричества фронту, раненым и увечным воинам, а также их семьям была самой разнообразной.
Насельница Марфо-Мариинской обители
Милосердные сестры
Один из залов выставки полностью посвящен истории общин сестер милосердия, движения Красного Креста в тылу и на фронтах Крымской, Русско-турецкой, Русско-японской и Первой мировой войн. Это было время, когда русские женщины разных сословий шли на подвиг заботы о раненых.
Мария Владимировна Горяинова просит зачислить ее сестрой милосердия в летучий отряд (группа медицинского состава, выделявшаяся на корабле в период Великой Отечественной войны для оказания раненым медицинской помощи непосредственно на боевых постах — прим.ред.) вдействующую армию. За ее плечами – Русско-японская война и война на Балканах.
- Параллельно шло становление женского профессионального образования в России.
Поддержка общества
Благотворительные вечера, концерты, балы, аукционы были частью повседневной жизни во время войны.
Открытки времен Первой мировой войны
Четырехлетний Юра Степанов вместе с матерью собирал пожертвования солдатам на улицах столицы
Военные будни. Зарисовки солдата
Особую роль играли полковые священники.
Панихида по погибшим воинам
Литография «Отец Парфений разговаривает с австрийскими воинами»
Интересный случай произошел во время Первой мировой войны: небольшой отряд русских солдат, с которым был полковой священник отец Парфений, встретился с таким же небольшим отрядом австрийцев.
Взяв в руки икону Спаса Нерукотворного иерей обратился к австрийским солдатам с призывом не устраивать кровопролитие, а сдаться в плен, дабы «и мы, и вы остались живы».
Солдаты, большинство которых были русинами, так и сделали.
Княгиня Шаховская
На выставке представлен редкий портрет княгини Натальи Борисовны Шаховской в форме сестры милосердия.
Наталья Шаховская, урожденная Святополк-Четвертийская, была глубоко верующей русской женщиной (ее духовником был протоиерей Валентин Амфитеатров).
Федор Петрович Гааз, бывший семейным врачом Святополк-Четвертийских, своим примером вдохновил княгиню посвятить себя помощи ближним. Так княгиня вступила в Никольскую общину сестер милосердия.
Просветительский проект, посвященный истории милосердия, будет продолжен в 2014-2017 гг. Планируется провести три выставки, посвященные важнейшим событиям российской истории, связанным с Великой войной и крушением империи, а также сопутствующие конференции и круглые столы.
Выставка «Милосердие в истории. Русский вклад» продлится до 22 февраля.
- Иван Джабир
5 историй о добре и мужестве на войне, которые восхищают и трогают до глубины души
Истории героев войны особенно трогательные, ведь трудно представить, как людям удавалось находить в себе силы для борьбы и при этом не черстветь сердцем.
Их судьбы послужили для всех нас уроком мужества и человеколюбия, примером достоинства и силы духа.
Вторая мировая война стала жестоким опытом для всего человечества, но, как говорил Эрих Мария Ремарк, «в темные времена лучше видно светлых людей».
Собрали для вас истории о героях, которые прошли все тяжести войны, но остались людьми с большой буквы. А в конце статьи вас ждет бонус, который станет своеобразной машиной времени в эпоху Второй мировой.
1. Мужчина спас от смерти сотни детей и почти 50 лет хранил это в тайне
© DontsteptoMaggieSmith/imgur
Николас Уинтон — настоящий герой, который, рискуя жизнью, спас почти 700 детей во время Второй мировой войны. Его тайна так и ушла бы с ним, если бы жена случайно не нашла его тетради с записями и фотографиями спасенных детей. Там же была вся документация о тайном вывозе детей из оккупированной гитлеровской Германией Чехословакии.
Супруга обратилась в телекомпанию ВВС, где развернулась массовая поисковая кампания, и в результате были найдены 80 повзрослевших участников событий. Во время ток-шоу руководство канала пригласило Николаса в студию в качестве зрителя.
Интрига появилась тогда, когда ведущая программы поведала историю о проведенной им эвакуации детей. В конце своего повествования она обратилась непосредственно к спасенным людям и попросила их встать. Николас Уинтон был крайне удивлен и растроган.
Так весь мир узнал о подвиге простого человека.
© aggy007/youtube
Николас Уинтон завоевал большое уважение в обществе и даже получил рыцарский титул. О его жизни сняли фильм и написали книгу.
2. Женщина — воин тела и духа
Можно ли оставаться милосердным на войне? | Литерагуру
(365 слов) Милосердие — это сострадание, понимание к другому человеку. Это чувство, которое способно победить обиду. Милосердный человек может простить все ошибки.
Бывает такое, что людям очень трудно проявлять милосердие, и в нас идет борьба между обидой и прощением. Не каждый человек способен простить причиненную боль и принять все ошибки.
Поэтому милосердие является важнейшим фактором в той или иной ситуации. И тут же возникает вопрос: «А можно ли оставаться милосердным на войне?».
Война для каждого из нас является самым страшным и сложным испытанием, но есть такие герои, которые, несмотря на все трудности и поражения, способны оставаться милосердными даже на войне. Во первых, хочется вспомнить роман Л.Н. Толстого “Война и Мир”.
В эпизоде после решающего сражения между русской и французской армией под командованием Наполеона и Кутузова и оккупации Москвы, Наполеон предает свою армию и отдает в руки противнику, чтобы спасти свою собственную жизнь.
Но Кутузов понимая, что каждый человек имеет право на жизнь и каждый в это мире бесценен, проявляет милосердие. Несмотря на всю сложность и ситуацию того времени, мы видим, что этот герой способен остаться милосердным.
Он понимает, что французы действовали по приказу своего предводителя и не могли пойти против его воли. Мы видим, что многих русских на войне объединяет не только чувство злости и ненависти, но и чувство понимания и сострадания к своему врагу.
Во вторых, можно привести в пример повесть В.А. Закруткина “Матерь человеческая”, в которой главная героиня пережила самые страшные потери своей жизни, потеряв мужа и сына.
Казалось бы, после таких последствий уже не остается места в сердце для сострадания и милосердия, но эта женщина, встретив в погребе немецкого мальчика, не приняла его за врага.
Героиня попыталась найти в нем настоящего человека и не стала убивать, а наоборот, спасла его жизнь и помогла выбраться. Даже после таких печальных событий в сердце Марии находится место для милосердия и понимания к другим людям.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что можно оставаться милосердным даже не войне. Все зависит от человека и его отношения к окружающим людям.
На примере двух произведений мы видим, что нужно ценить жизнь каждого человека и проявлять свою доброту. Даже в самых сложных ситуациях нужно оставаться человеком.
Чем больше милосердных людей будет на свете, тем меньше будет войн и катастроф на планете.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Диакон Владимир Василик. Милосердие на войне / Православие.Ru
Летом 2011 года мне выпало счастье познакомиться с двумя необыкновенными людьми – Кириллом Васильевичем Захаровым и Михаилом Федоровичем Худолеевым, ветеранами войны. Кирилл Васильевич пережил блокаду, затем воевал, освобождал Украину, войну закончил в Берлине. Михаил Федорович во время войны был матросом, участвовал в легендарном Таллиннском переходе, его танкер (№ 12) разбомбили, но ему удалось спастись: два часа он плыл до острова Гогланд.
В их рассказах меня поразило многое. И страшное страдание, пережитое ими вместе с нашим народом во время войны. И их несгибаемое мужество. Но более всего – удивительное милосердие.
У Кирилла Васильевича во время Таллиннского перехода погиб брат – Михаил Васильевич Захаров, служивший на эсминце. Самые страшные месяцы блокады Кирилл Васильевич провел в Ленинграде. Он вспоминает, как был сбит немецкий самолет и упал прямо в Таврический сад; помнит трупы немецких летчиков.
Он рассказывал о голоде, испытанном им осенью-зимой 1942 года. Спасло его то, что он пошел на завод работать. В конце зимы 1942 года его удалось вывезти на Большую землю по льду Ладожского озера.
Он рассказывал, как погрузили их в машины, как отправившаяся перед ними машина попала под немецкую бомбежку и провалилась под лед, как в ледовой каше плавали вещи и люди, пытаясь спастись, но увы…
Все это он помнил: и погибшего брата, и умерших от голода друзей и родственников, и утонувших в Ладоге. И всю войну его жгла одна мысль и желание: он представлял себе, как будет мстить, дойдя до Берлина.
И вот он в Берлине. 20-е числа апреля 1945 года. Идут бои за каждую улицу, каждый дом. Гибнут наши солдаты. В один из дней, когда огонь на время стих, Кирилл Васильевич решил подкрепиться: с утра во рту не было ни крошки – такими напряженными были бои.
Он зашел в подворотню одного дома, развернул свой паек… И вдруг видит, как поднимается крышка канализационного люка, перед ним предстает изможденный от голода пожилой немец и показывает на рот: есть, мол, хочу. И Кирилл Васильевич… отломил кусок от своего пайка и отдал ему.
Потом откуда-то взялся еще один немец, молодой, тоже изнемогавший от голода. Поделился Кирилл Васильевич и с ним. В общем, в этот день он остался без обеда.
Месть не состоялась. И нисколько он об этом не жалеет.
Сейчас, несмотря на весьма преклонные годы, Кирилл Васильевич еще работает. Занимается увековечиванием памяти погибших во время Таллиннского перехода.
В прошлом году стараниями оставшихся в живых участников на стене Фрунзенского военно-морского училища (Санкт-Петербург) была установлена мемориальная доска – на средства ветеранов и родственников погибших: у государства, как часто сейчас бывает, денег на это не нашлось.
В настоящее время Кирилл Васильевич и его сподвижники стремятся установить памятник участникам Таллиннского перехода в Санкт-Петербурге.
Слушая его, я вспоминал слова Л.Н. Толстого из романа «Война и мир»: «Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью».
И таких случаев было очень много. Почему немцы столь ожесточенно сопротивлялись, когда война была уже очевидно проиграна? Они боялись, что наши будут поступать с ними так же, как они обходились с нами.
И как они были потрясены, когда встречали человеческое и милосердное отношение со стороны советских солдат и офицеров, когда после взятия Берлина было приказано кормить всех (на оккупированной территории СССР немцы принципиально кормили только тех, кто на них работал).
И вот ответ на вопрос: почему мы победили? Благодаря воле и вере, силе духа русского народа, укорененного в столетиях православной жизни. Вспоминаются слова Шамиля в письме Александру II: «Государь, ты победил меня не только силой оружия. Ты победил меня своим великодушием и милосердием».
И не случайно Ольга Берггольц говорила о спасенной на войне от смерти человечности. Пройдя тяжелейшие испытания, мы все же остались людьми, внутренне дорожившими православными ценностями, несмотря на их внешний временный запрет. Этот парадокс четко определил Александр Твардовский в своей поэме «Василий Теркин»:
- В бой, вперед, в огонь кромешный, Он идет, святой и грешный,
- Русский чудо-человек.
Есть ли на войне место милосердию и человечности?
Сострадание и милосердие – вечные нравственные категории. В Библии заключены основные требования к человеку верующему: любовь к ближнему, сострадание к страдающему. Есть ли место милосердию и человечности на войне?
Конечно, есть. Солдаты пытались после боя помочь раненым друзьям, бойцы сострадали тем, кто оставался на родной земле после ухода войск, милосердием проникнуто отношение людей к детям, чьи судьбы попали под страшное колесо войны. Но высшим актом милосердия я считаю отношение советских солдат к пленным.
Когда те были в
строю, наши бойцы безжалостно истребляли их, но когда немцы попадали в плен, отношение к ним у большинства солдат менялось. Об этом рассказывается в книгах российских писателей.
Так, в произведении В. Астафьева “Пастух и пастушка” повествуется о том, что обезумевший от горя русский солдат, желая отомстить за погибших односельчан, начинает стрелять по пленным немцам.
И мы, и солдаты, свидетели расправы, понимаем горе мстителя, но и осознаем, что он не вправе был убивать пленных.
Так же считает главный герой рассказа Борис, который, не раздумывая, своим телом закрывает пленного немца и останавливает стрелявшего солдата.
А военврач! Разве он делает различие между ранеными советскими солдатами и немцами? Нет! Он оказывает одинаковую медицинскую помощь и своим бойцам, и пленным немца.
Разве это не гуманизм?!
Потрясает читателя и эпизод из повести В. Тендрякова “Расплата”, рассказывающий о немецком госпитале, который горел вместе с ранеными. Вокруг пожарища стояли наши солдаты и спасшиеся немцы. У всех от беспомощности в глазах было одинаковое выражение боли. Автор говорит, что ” свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой”.
Вот оно, милосердие, проявляемое одновременно бывшими врагами! А когда один из немцев вдруг кинется из толпы в огонь, его бросится спасать солдат-татарин. В этот момент горящие стены обрушатся и похоронят обоих.
Никто в толпе не осудил нашего воина, бросившегося навстречу своей гибели. Не осудил потому, что сам испытывал такое же жгучее желание помочь! Помочь кому?
Врагу? Да, врагу! Но бывшему!
Которого сейчас и пожалеть нужно.
Могу сделать вывод, что и на войне есть место милосердию и человечности. 320 слов.
(1 votes, average: 5.00
Итоговое сочинение: "Можно ли оставаться добрым , в годы вов? "
Война выявляет и оголяет человеческие пороки.
Нигде так ярко не проявляются человеческие качества как в дни величайших народных бедствий. А ВОВ это огромная беда, горе и боль от утрат, которое принесли в нашу страну фашистские захватчики, до сих пор живет в каждой нашей семье.
Многие не дождались своих отцов, мужей, сыновей, родных и близких. Миллионы жизней унесла война. Сколько молодых девчат и ребят не успели познать первую любовь, радость материнства.
Казалось бы, при всем этом сердца людей должны были очерстветь, стать глухими к чужой боли.
- Но это не так.
- Война закалила, но не ожесточила сердца многих.
- Свирепости и зверству, царствующим на войне противостояла доброта, в которой заключается проявлением человеческих, а не животных качеств
Сколько добрых дел было совершено в те годы. Добрые поступки выделялись на фоне военных злодеяний. Запоминались не только солдатам, но и мирным жителям.
Люди умирали, но отдавали свой последний кусок хлеба зачастую даже незнакомым детям. Взять хотя бы страшные блокадные годы.
А сколько людей пригрели и дали кров незнакомым людям? Сколько жизней было спасено? Укрывали евреев, рискуя не только собственными жизнями, но и всей семьи.
Вспомните Василия Теркина. Добрый и милосердный. Перед каждым боем он поддерживает солдат, ободряет их. А ведь для многих необстрелянных солдат такое доброе слово было необходимо в трудные минуты. Василий совершает добрые поступки не за награды, а, чтобы спасти свою Родину.
Доброта проявляется не только к людям. Примером может служить рассказ «Зеленая веточка» Льва Кассиля. Суровый придирчивый интендант, который спуску не давал никому, ухаживает за слабеньким зеленым ростком вяза, невесть как выросшем в темной сырой землянке. Вот так он проявил трогательную заботу. Ведь среди крови и смертей все же есть место жизни.
Меня до глубины души поразил фильм, который я видела в раннем детстве «Среди добрых людей». Простая женщина, найдя маленькую девочку забрала ее себе и не только воспитывала как свою, но скрепя сердце разыскала ее настоящую маму. Даже трудно описать с какими чувствами она отдавала девочку, которую полюбила как родную. Вот она высокая мораль и огромная душевная доброта.
Жительница Киргизии Токтогон Алтыбасарова приняла на свое попечение 150 эвакуированных детей из Ленинграда. Она проявила по отношению к детям настоящий героизм. Благодаря душевной доброте и отзывчивому сердцу.
И таких историй можно приводить бесконечно.
Уместны ли на войне милосердие и сострадание?
Милосердие и сострадание… Это две вечные нравственные категории, над решением которых бились великие классики И.Тургенев и А. Чехов, Ф. Достоевский и М. Горький. Все они разделяли точку зрения Л. Н. Толстого: «Чтобы поверить в добро, люди должны начать делать его». Толстовские слова будут актуальными в годы Великой Отечественной войны.
Миллионы советских людей лишились своих родных, близких, друзей, положили свои жизни на Алтарь Победы.
Несмотря на страшные преступления вражеских захватчиков, советские солдаты по-человечески относились к пленным немцам, к женщинам и детям побежденной Германии, давали им возможность согреться, утолить голод и получить медицинскую помощь. В сердцах бойцов царило милосердие и человечность, самые благородные чувства человека.
Об этом рассказывает В.Астафьев в замечательной повести «Пастух и пастушка», в которой есть яркий эпизод, отражающий разное отношение людей к пленным. Солдат в маскхалате, недавно узнавший о смерти близких ему людей, казненных фашистами, не смог сдержаться. Он в диком гневе начал стрелять по пленным. Горе затмевает человеческий разум.
Одни люди находят выход и продолжают жить дальше, а некоторые гаснут, как свеча, сломленные бедой. Таким и был наш мститель. Главный герой произведения Борис не дал свершиться казни над пленными до конца, потому что считал, что пленные – это побежденные враги, и к ним нужно относиться гуманно.
Так же относится к раненым немцам и доктор, оказывающий помощь солдатам, не разбирая, кто перед ним: советский или немецкий солдат.
А вот в рассказе Вячеслава Дегтева “Выбор” повествуется о другой войне, чеченской кампании, и о солдате, заброшенном в ту бесчеловечную мясорубку. Что привело его в Чечню? Одиночество, безысходность, которые чувствовал Роман после ухода жены, размена квартиры, начавшегося пьянства.
Осознав, что в тихой, спокойной жизни он зачахнет, мужчина и отправляется на войну. Там он встречается с Оксаной, которая работает в полевой пекарне. Ни слова не скажет Роман понравившейся девушке, но его суровая жизнь потихоньку стала скрашиваться ее присутствием.
Однажды, во время обстрела, Оксана была тяжело ранена и лишилась обеих ног. Неизвестно, что станет с ней дальше… Роман, чтобы поддержать девушку, которая еще не знает о постигшем ее горе, предлагает ей выйти за него замуж…
Невероятно милосердие бойца по отношению к пострадавшей… Беззвучно плачет медсестра, наблюдая за этой картиной, плачет потому, что осознала: есть и на войне сострадание!
Таким образом, понимая, что человечность присуща человеку на войне, могу сделать вывод, что именно в дни сражений и боевых будней людям нужно быть хоть чуточку милосерднее друг к другу, стремиться разделить боль другого, утешить и поддержать страдающего.
Вера
Милосердие и сострадание… Это две вечные нравственные категории, над решением которых бились великие классики И.Тургенев и А. Чехов, Ф. Достоевский и М. Горький. Все они разделяли точку зрения Л. Н. Толстого: «Чтобы поверить в добро, люди должны начать делать его». Толстовские слова будут актуальными в годы Великой Отечественной войны.
Миллионы советских людей лишились своих родных, близких, друзей, положили свои жизни на Алтарь Победы.
Несмотря на страшные преступления вражеских захватчиков, советские солдаты по-человечески относились к пленным немцам, к женщинам и детям побежденной Германии, давали им возможность согреться, утолить голод и получить медицинскую помощь. В сердцах бойцов царило милосердие и человечность, самые благородные чувства человека.
Об этом рассказывает В.Астафьев в замечательной повести «Пастух и пастушка», в которой есть яркий эпизод, отражающий разное отношение людей к пленным. Солдат в маскхалате, недавно узнавший о смерти близких ему людей, казненных фашистами, не смог сдержаться. Он в диком гневе начал стрелять по пленным. Горе затмевает человеческий разум.
Одни люди находят выход и продолжают жить дальше, а некоторые гаснут, как свеча, сломленные бедой. Таким и был наш мститель. Главный герой произведения Борис не дал свершиться казни над пленными до конца, потому что считал, что пленные – это побежденные враги, и к ним нужно относиться гуманно.
Так же относится к раненым немцам и доктор, оказывающий помощь солдатам, не разбирая, кто перед ним: советский или немецкий солдат.
А вот в рассказе Вячеслава Дегтева “Выбор” повествуется о другой войне, чеченской кампании, и о солдате, заброшенном в ту бесчеловечную мясорубку. Что привело его в Чечню? Одиночество, безысходность, которые чувствовал Роман после ухода жены, размена квартиры, начавшегося пьянства.
Осознав, что в тихой, спокойной жизни он зачахнет, мужчина и отправляется на войну. Там он встречается с Оксаной, которая работает в полевой пекарне. Ни слова не скажет Роман понравившейся девушке, но его суровая жизнь потихоньку стала скрашиваться ее присутствием.
Однажды, во время обстрела, Оксана была тяжело ранена и лишилась обеих ног. Неизвестно, что станет с ней дальше… Роман, чтобы поддержать девушку, которая еще не знает о постигшем ее горе, предлагает ей выйти за него замуж…
Невероятно милосердие бойца по отношению к пострадавшей… Беззвучно плачет медсестра, наблюдая за этой картиной, плачет потому, что осознала: есть и на войне сострадание!
Таким образом, понимая, что человечность присуща человеку на войне, могу сделать вывод, что именно в дни сражений и боевых будней людям нужно быть хоть чуточку милосерднее друг к другу, стремиться разделить боль другого, утешить и поддержать страдающего.
Вера
Проблема человечности на войне Сочинение № 5161560
(1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.
(2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.
(3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.
— (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас… — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.
(9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу… (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.
— (13)Ложись! – Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.
(14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.
— (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу… (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!
(27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.
— (28)Тихо, друг, тихо!
(29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.
(32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.
(33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.
— (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..
(40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.
(42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.
(45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.
(47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:
— Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал… (51)Ладом!
(52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.
(53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.
(54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».
Проблема проявления благородства в годы войны по тексту В.П. Астафьева. Сочинение ЕГЭ
Великая Отечественная война – историческое событие, оставившее глубокий след в памяти нашего народа. Многие убеждены, что враждебность и ненависть – это единственные чувства, связывающие противников во время войны. Но возможно ли быть гуманным по отношению к врагу? В своём тексте В.П. Астафьев размышляет над проблемой проявления благородства в годы войны.
В качестве примера автор рассматривает один из эпизодов войны. Командующий фронтом приказал похоронить немецкого генерала, погибшего во время боя, «со всеми воинскими почестями: домовину, салют и прочее».
Вроде бы поверженный немец не достоин этого, но командующий видел в погибшем не просто врага, а такого же человека, как и любой другой. В.П. Астафьев отмечает, что как бы ни была война жестока, нужно проявлять благородство по отношению к противнику.
Важно суметь сохранить в себе человечность.
Автор обращает внимание противоположное мнение офицеров и солдат. Услышав приказ похоронить генерала, они сдержанно засмеялась. Солдаты считали, что не нужно устраивать немцу похороны: «Его собакам бы скормить за то, что людей стравил. За то, что Бога забыл».
Они были наполнены ненавистью к противнику, убившему соотечественников, и не желали ему лучшего конца. Этот пример доказывает, что проявить благородство в годы войны не так легко, как кажется.
Внутренняя ненависть, обида, боль затуманивают рассудок, и тогда человек не желает проявлять милосердие к врагу.
Оба примера, противопоставленные друг другу, дают ясно понять, что даже в самые трудные времена – в период военных действий, можно и необходимо проявлять гуманизм и великодушие по отношению к противнику.
Автор считает, что благородство в годы войны проявляется в человеческом отношении ко всем пострадавшим людям, даже к врагам. Поверженный неприятель заслуживает милосердного отношения в исключительных ситуациях. Ведь все мы люди.
Я согласна с мнением автора. К любому человеку можно и необходимо относится уважительно, даже к врагу, и даже во время войны. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть эпизод, где русские люди спасли от смерти офицера Рамбаля и его денщика.
Замерзшие французы сами пришли к вражескому лагерю, они умирали от обморожения и голода. Русские солдаты проявили милосердие: накормили их кашей, налили им согревающей водки, а офицера на руках отнесли в палатку.
Даже в военное время можно оставаться благородным человеком.
Таким образом, благородство во время войны проявлялось в человеческом, милосердном отношении ко всем людям, независимо от того, товарищ перед тобой или враг. Ведь самое главное для человека – сохранить свою человечность.