Аргументы на тему: доброта и жестокость в романе «герой нашего времени» (м. ю. лермонтов)

статьи

школьная программа

Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов)

В статье вы найдете школьное сочинение на тему «В чем главная проблема Печорина?», по роману Лермонтова «Герой нашего времени».

Григорий Александрович Печорин – главный персонаж известного романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Он – богатый молодой дворянин лет двадцати пяти. Печорин – офицер, его военное звание – прапорщик. Он вырос в высшем свете в Петербурге, блестяще образован, хорош собой.

Кроме того, он умен, храбр, проницателен и поэтому нравится женщинам. Однако при всех этих достоинствах герой никак не может найти себе места в жизни: он холоден, рассеян и, судя по всему, не видит смысла в своем существовании.

В чем же причина, что молодой человек, который имел много возможностей реализовать себя, не только не принес пользы обществу, но и причинил немало вреда окружающим?

Для этого нужно проанализировать объяснения, которые по этому поводу дают сам Печорин и другие действующие лица истории. В первой части романа «Бэла» штабс-капитан Максим Максимыч, который был начальником героя во время его службы в кавказской крепости, в разговоре с рассказчиком назвал его «немножко странным».

Однако читатель так и не получает обстоятельного объяснения, в чем же именно заключались «странности» Печорина. Простодушный штабс-капитан таковыми считает резкие перепады настроения, чрезмерную храбрость на охоте и преувеличенный страх перед посторонними звуками.

Но все эти качества никак не могут ни объяснить, ни оправдать предательство Печорина по отношению к Бэле.

Затем он сам объяснил Максиму Максимычу свое поведение. Однако его рассуждения не разрешают проблему и оставляют много вопросов относительно внутреннего мира Печорина.

Герой уверяет, что он испорчен светом, однако никто не заставлял его «наслаждаться… всеми удовольствиями», чтобы они ему потом «опротивели». Разочарование в науках, разумеется, тоже не оправдание его дерзкого поведения.

Печорин утверждает, что его «воображение беспокойное, сердце ненасытное» и ему «все мало». Но к сожалению, герой даже не пытается ввести в свою неуемную жажду жизни и в погоню за впечатлениями хотя бы какие-нибудь рамки. Похищение Бэлы он объясняет тем, что она ему нравится.

Нельзя не признать, что это слова избалованного ребенка, который не считается с правилами и элементарными приличиями. Сиюминутный каприз привел к разрушенным судьбам.

В повести «Княжна Мери» Печорин снова говорит о своих нравственных проблемах. Во всех своих бедах он обвиняет общество. По его словам, он стал «нравственным калекой» под влиянием окружающих людей, которые видели в нем лишь одни дурные наклонности.

Печорин сказал княжне, что из-за холодности и равнодушия света он сам подавил в себе все хорошие качества. В этих словах нет ничего определенного. Это лишь общие рассуждения о морали и проблемах великосветского воспитания.

Печорин не привел ни одного конкретного жизненного примера, который бы объяснил его равнодушие, холодность и пренебрежение к тем, кто его любил. Рассказчик не зря заметил, что среди молодых дворян развилась мода на «скуку», привнесенная англичанами.

Именно поэтому все попытки Печорина объяснить свои «несчастья» выглядят натянутыми и неубедительными.

Я считаю, что источник проблем Печорина – слишком легкая жизнь, то есть, отсутствие тех проблем и трудностей, которые закаляют характер. Все достается ему слишком легко, на его долю совсем не выпало ни страданий, ни душевной боли. Даже любовные драмы обошли его стороной – он нравится женщинам и может завоевать любую.

«Я ничем не жертвовал для тех, кого любил», — говорит он сам. А ведь перенесенное страдание развивает «сострадание» — способность понимать и чувствовать боль других людей, потому что когда-то что-то подобное происходило и с тобой. Сострадание не позволяет совершать плохие поступки по отношению к другим.

Вот это и есть главная проблема Печорина – отсутствие сострадания.

Другие сочинения по роману «Герой нашего времени»:

Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов)

Душа, испорченная светом

Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов)

Действительно ли Печорин — герой своего времени?

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной:

Сочинение по "Герой нашего времени", тема Доброта и жестокость что писать?

А что, “Гарри Поттера” уже в школах проходят? Присоединяюсь к предыдущему ответу – считаю, что он хороший и готового школьного сочинения (точнее, текста для пересказа, каковой пересказ и должен стать школьным сочинением, копировать нельзя – у учителей тоже есть Интернет!) лучше, чем это, я не напишу. Но выскажу некоторые соображения.

Как Гарри рос естественным, не злобным человеком – это в книге хорошо показано. А вот почему озлобился Том Реддл – не показано.

Когда Дамблдор находит его в приюте, Том Реддл уже находит удовольствие в подчинении себе других людей, имеет целую коллекцию игрушек, отобранных у других, и на его репутации пятном лежит эпизод, когда он завел двух приютских детишек в какую-то пещеру и до полусмерти напугал. Спрашивается – почему?

Рискну дать такой ответ: человеку приятно вызывать у других неподдельные эмоции (именно этим, в конце концов, занимаются писатели всех времен и народов, включая и меня многогрешного), а какой самый верный путь к неподдельным эмоциям? Вот, допустим, ты бездарь и не можешь снять фильм “А зори здесь тихие” или “Влюбленный Шекспир”.

И просто бюджета у тебя такого нет. Тогда берешь нож и режешь кому-то горло, а другой дурак снимает на камеру. И готово зашкаливающее место в рейтинге просмотров – пока не удалят. Правда, после этого твою страну бомбят все, кому не лень, но это уже другая история…

Вот примерно так и Волан-де-Морт (я придерживаюсь здесь росмэновской версии имен – Волан-де-Морт и Снегг) самореализовывался – шел по пути наименьшего сопротивления. Напугать проще, чем очаровать. Он уже в детстве обладал магической силой, а когда вырос, стал выдающимся мастером магии – но вот пускал ее по такому упрощенному пути.

То, что ад гораздо проще описать, чем рай, говорили многие мистики. То есть проще словом заставить других сопереживать нечто адское, чем нечто райское.

(В этом смысле символично, что в мире книги “Гарри Поттер” существовало заклятие, мгновенно вводящее в мучения, но не было заклятия, приводящего в блаженство или в любой другой вид счастья.) Вот Темный Лорд это адское и делал.

Тема “Как быть оригинальным” мучит Тома Реддла с детства. Он даже свое обычное имя “Том” не любит – придумал то-что-вы-сами-знает­е. Выступать под псевдонимом – Это само по себе не порок, вопрос, с каким репертуаром.

Классический хороший человек из книги – можно сказать, типичный положительный герой – обычно не занят вопросом, впечатляет он других или нет. Но это частный случай, к которому относится и Гарри Поттер.

Умением впечатлять может обладать и сильный положительный герой. Тот же Дамблдор очаровывает. Правда, умирает он очень просто – желающие очароваться, может, хотели бы спецэффектов, маг все-таки.

Как писал Пастернак:

Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов)

Вот ею Дамблдор и кончил. То есть не совсем уж немотой, Гаррику он вспоминался и тем самым помогал и после смерти, но умер попросту – предавшись заклятию Снегга.

Правда, если бы Реддл знал, что Снегга пришлось на это долго уговаривать, и уговаривал не кто иной, как Дамблдор… что ж, он оценил бы хитроумность замысла.

А еще Дамблдор на Гарри (который в это время был под плащом-невидимкой) парализующие чары наслал, чтобы тот не вмешался. Но выглядело это очень просто.

И вернемся к Гарри. Он простой человек (точнее, простой маг), самое необычное в нем как будто объясняется тем. что он с момента поражения вспышкой в лоб – крестраж Волан-де-Морта.

Интересно, что он тоже (как и тот) не хочет от этого избавляться – предпочитает вмещать в себя ощущения Темного Лорда, а не закрыться от них. В таком “вещем сне” он чувствует, например, что он – змея Нагайна, которая нападает на человека.

Но Гарри, в отличие от Темного Лорда, – полноценный человек, он чувствует, что надо сделать в тот или иной момент, чтобы было хорошо. Даже если для этого надо пожертвовать собой. Он добр.

А у мастера магии номер 2 после Дамблдора, то есть у Волан-де-Морта, вместо способности сопереживать другим и чувствовать ситуацию, стараясь приводить ее в состояние наибольшего блага, – гладкое место. Как отрезано. И потому Гарри побеждает.

Доброта и жестокость: все аргументы к итоговому сочинению. Евгений Онегин. Старуха Изергиль. Герой нашего времени. Преступление и наказание. Девочка со спичками. В аптеке. 1984. Свеча горела. Попрыгунья. Дары волхвов. Преступление и наказание

Влияние жестокого мира на человека.   Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из пьесы “Тень” Е.Л. Шварца.Трагическую судьбу человека, которого ломают жестокие обстоятельства, показывает Е.Л. Шварц в известной пьесе «Тень».

Доктор-человек честный и умный, но неспособный противостоять грубой и безжалостной силе, оказывается перед тяжелым нравственным выбором. Он сердцем хочет помочь Ученому, попавшему в беду, но боится, как бы самому не оказаться в роли жертвы. Вечная борьба между благородными помыслами и трусливой осторожностью разрывает сердце этого человека.

Жестокость как свойство личности, которое проявляется в тяжелых условиях.Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из романа У. Голдинга “Повелитель мух”

В известном романе-притче «Повелитель мух», созданном английским писателем У. Голдингом, повествуется о группе детей, которые в результате авиакатастрофы оказались на пустынном острове.

Пытаясь спастись от страха и одиночества, они поклоняются богу – Повелителю мух, свиной голове, насаженной на кол.

Это страшный символ зла, который гнездится в человеческой душе поэтому нужно ежедневно бороться против зверя в себе, иначе богом человечества станет облепленная мухами свиная голова.

Доброта и жестокость в поведении. Жестокость в словах.Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”  Слово – один из самых грозных видов оружия. Словом можно сделать человека счастливым или убить в нем надежду, растоптать чувства, унизить. Так поступил Евгений Онегин с Татьяной. Когда он получил ее письмо с признанием в любви, то вызвал ее на серьезный разговор, где очень холодно и пренебрежительно дал понять, что не может ответить ей взаимностью. Он говорил с ней цинично и холодно. На слова любви от ответил: «Учитесь властвовать собою». Об этом вспоминает Татьяна спустя несколько лет, когда получает письмо от Евгения. Она рассказывает Евгению, насколько ранили его слова, называет их «колкой бранью», отличающейся отсутствием жалости .Так, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы видим, как неосторожное слово может ранить до глубины души, особенно если человек, к которому это слово обращено, раним.ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕДоброта и жестокость на войне.Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из романа А.Фадеева “Разгром”В романе А.А. Фадеева «Разгром» командир партизанского отряда принимает роковое решение – отравить раненого бойца, чтобы тот не тормозил отступление. Врач дает раненому яд и просит его выпить. Молодой партизан Павел Мечик, слышавший разговор доктора с командиром в ужасе кричит, пытаясь остановить это убийство, но его с ненавистью прогоняют прочь. Этот отчаянный крик – беспомощный протест против жестокой действительности, в которой человеческая жизнь стала разменной монетой.РАЗГРОМ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕРАЗГРОМ АНАЛИЗ

Доброта и жестокость на войне.Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из рассказа И.А. Бабеля «Смерть Долгушова»В рассказе И.А. Бабеля «Смерть Долгушова», который входит в цикл «Конармия», изображена драматическая ситуация: смертельно раненный в бою красноармеец, чтобы не попасть в плен, просит товарища пристрелить его.

Читайте также:  Сочинение: Человек на войне ( по повести В.Быкова «Сотников»)

Но Лютов, воспитанный на принципах гуманизма, не способен убить человека и в страхе пятится назад. «Бежишь, гад!»- презрительно, с ненавистью говорит ему раненый. Человеческая душа корчится от ужаса, в который ее ввергает судьба, когда жестокое убийство становится спасением, когда отвращение к смерти воспринимается как трусливое малодушие.

  КОНАРМИЯ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ    

Доброта и жестокость на войне.Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из рассказа Лескова «Человек на часах»Н.С. Лесков в рассказе «Человек на часах» описывает реальный случай. Солдат, стоявший на посту, услышал крики о помощи: кто-то тонул в реке. После мучительной внутренней борьбы часовой, нарушая устав караульной службы, спасает беднягу. Об этом происшествии узнает командование, и, несмотря на сочувствие некоторых офицеров, провинившегося солдата строго наказывают.Свое отношение к этому поступку втор красноречиво выразил в названии: на часах стоит не просто солдат, а человек, для которого нравственный долг превыше всего.Жестокость к окружающим в повседневных делах.В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» очень точно выведен тип мерзавца, мелкого Иудушки, который ради своих интересов готов совершить любую подлость. Журналист Алоизий Могарыч написал донос на Мастера. Когда соседа арестовали, он переехал в его квартиру, обжился в ней, сделал ремонт, пристроил ванную. Такие внешне добропорядочные люди считают себя всегда правыми, потому что их ожиревшую совесть легко подкупить деньгами, должностью, захваченной квартирой.МАСТЕР И МАРГАРИТА КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Доброта, самопожертвование на благо общества.Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из рассказа М. Горького “Старуха Изергиль”

Яркая, независимая личность всегда вызывала опасливое отношение у серой посредственности. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» раскрывается драматическое противостояние сильной личности, которая жертвует собой ради людей и толпы. Данко ведет свой народ через глухой лес, через топи и тьму.

Люди, измученные долгим путем, готовы растерзать отважного юношу, и тогда Данко вырывает из своей груди пылающее сердце. Когда спаситель вывел людей на залитый солнцем простор и, бездыханный, упал на землю, кто-то раздавил его горящее сердце. Мы видим, что толпу пугает все яркое, пылающее, героическое.

Но видим также и то, что без выдающихся личностей невозможно выйти из густого мрака тусклого существования. СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕСТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ АНАЛИЗ

Доброта как свойство личности, столкновение доброты с жестоким миром.

Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из трагедии Шекспира “Гамлет”

В трагедии Шекспира «Гамлет» раскрывается конфликт личности и эпохи. Благородный юноша, воспитанный в духе гуманизма, призван Призраком мстить за убитого отца. Месть – это не лично дело молодого принца, для людей того времени это мировой закон, требующий восстановить справедливость, в противном случае становишься соучастником убийц. Но Гамлет – человек нового времени, он не желает быть слепым орудием судьбы, поэтому юноша колеблется, сомневается, не решается взять в руки оружие. Однако жизнь не оставляет ему выбора: руки гуманиста обагряются кровью, он гибнет, разорванный противоречиями.ГАМЛЕТ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕПричины жестокости.Аргумент из романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”Эгоизм проявляется, когда человек ставит свои интересы выше интересов других. Можно подумать, что ничего страшного в этом нет. Однако эгоизм, доведенный до абсурда, может причинить не только большой вред окружающим, но и сломать жизнь человеку, взращивающему в себе это чувство. Ярким примером эгоизма является поведение главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин – красивый, образованный, богатый молодой человек своими руками разрушает жизнь. Он не верит в дружбу, манипулируя людьми только в своих интересах, отвергает любовь, боясь потерять свою свободу, не способен прощать, боится быть осмеянным. Вся его жизнь – это поиск удовольствий, удовлетворение своих потребностей. Однако такой путь разрушителен: Печорин ломает судьбы людей, меняет их жизни, делает несчастным самого себя. Таким образом, эгоизм – главная причина, мешающая Григорию обрести любовь и дружбу, и только непонимание этого решения приводит его к печальному финалу. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Разговор с собой

Человек – единственное живое создание, пытающееся осмыслить своё существование. Каждый из нас занимается поиском себя, своей жизненной цели, стремится к полноценному развитию. В этом диалоге важно оставаться верным собственной натуре, а ошибаясь, принимать к сведению полученный опыт. Не менее важно понимать своё предназначение и стремиться к реализации своего потенциала.

Тезис №1: «Что значит быть самим собой?»

По моему мнению, быть самим собой означает в любой ситуации оставаться честным по отношению к себе, думать своей головой, а не идти на поводу у других. Такой человек ведёт себя естественно, старается следовать своим принципам и уважать чужие, он знает свои сильные стороны и при этом умеет признавать ошибки.

Аргумент №1

Герои, стремящиеся во всём оставаться самими собой, встречаются во многих произведениях русской литературы. Прежде всего, стоит вспомнить роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Главный герой Григорий Печорин постоянно анализирует свои и чужие поступки.

Ему не стыдно признаться в своих недостатках, и того же герой ждёт от других – честности по отношению к себе и окружающим. Молодой человек понимает, что он неидеален, что его поступки доставляют другим неприятности. Ему горько осознавать, что он не может применить свою энергию и ум.

Совершая роковые ошибки, Печорин понимает последствия своей деятельности и делает выбор в согласии с собственной натурой, даже если его решения не нравятся остальным.

В главе «Княжна Мери» герой признаётся в своих грехах новой знакомой, что позволяет говорить о нём как о человеке, который всегда остаётся самим собой.

Аргумент №2

Герой, всегда остающийся самим собой, показан и в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В начале произведения Пётр Гринёв, пытаясь казаться взрослым, совершает ряд ошибок: напивается, проигрывает деньги Зурину, не следует совету ямщика и попадает в буран. Позже эти поступки воспринимаются героем как подростковые глупости.

Всё происходящее с Гринёвым говорит о его стремлении в любой жизненной ситуации оставаться верным принципам чести и совести. Когда перед молодым человеком встаёт вопрос о переходе на сторону противника, Гринёв, рискуя жизнью, отказывается от предложения Пугачёва.

Таким образом, всеми своими действиями герой показывает, что означает «быть самим собой».

Вывод

Примеры из вышеуказанных произведений доказывают, что быть собой – значит находиться в состоянии гармонии с собственной личностью, уметь дать объективную оценку своим действиям и стараться во всём руководствоваться собственной головой и сердцем.

Тезис №2: «Чем опасно бессмысленное существование?»

По моему мнению, когда человек не понимает, ради чего живёт, он теряет радость существования. Он не испытывает счастье от приятных событий и равнодушен к трагедиям. Такая личность не способна к созидательной деятельности, ведь она кажется ему напрасной. Страшно, что бессмысленное существование может сделать из человека циника или даже подтолкнуть к самоубийству.

Аргумент №1

Проблему бессмысленного существования затрагивает М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Главный герой Печорин чувствует, что мог бы сделать что-то полезное для этого мира. Однако энергия, душевные силы, растраченные на пустые развлечения, превратили героя в равнодушного эгоиста.

Молодой человек ничем не дорожит, он видит окружающих насквозь и знает последствия каждого своего поступка, из-за чего ему постоянно скучно. Отсутствие жизненной цели толкает героя на поиски приключений. Получив удовольствие от очередной авантюры, Печорин начинает хандрить и снова искать применение своей страстной натуре.

Таким образом, бессмысленное существование лишает героя радости любви, дружбы, общения с другими людьми.

Аргумент №2

Нет никакой жизненной цели и у главного героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Евгений образован, остроумен, обаятелен, однако он не может найти применение жизненным силам. Всю свою энергию юноша растрачивает на светские вечера, мимолётные романы.

В попытке спастись от хандры он пытается читать, заниматься хозяйством, но неспособность к кропотливому труду заставляет его бросить эти затеи. Бессмысленность существования Онегина заставляет его обесценивать чувства окружающих. Герой отказывается ответить взаимностью Татьяне, с холодным сердцем отправляется на дуэль с Ленским, опасаясь за свою репутацию в обществе.

Отсутствие смысла в жизни превращает жизнь умного молодого человека в череду серых будней, где нет места искренним переживаниям и подвигам во имя высоких идей.

Вывод

Примеры из вышеуказанных произведений доказывают, что существование, лишённое цели, становится тягостным для человека. Не видя смысла в жизни, он перестаёт наслаждаться прожитыми мгновениями и нередко доставляет неприятности окружающим своими циничными поступками.

«Добро и зло»: аргументы

11.09.2019

Подборка аргументов для итогового сочинения в 2019-2020 году по направлению «Добро и зло» (для выпускников 11 класса).

Список коротких рассказов по направлению ДОБРО И ЗЛО

Видеоразбор аргументов ДОБРО И ЗЛО

Истинная доброта в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Ярким персонажем, иллюстрирующим безусловное добро в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является Иешуа Га-Ноцри.

Персонаж — бродячий проповедник, главное убеждение которого — человечество создано для счастья, любви и добра, и только жестокость превращает человека в озлобленное существо.

Он думал так даже о тех, кто предал и избил его: об Иуде, палаче. Проповедник готов отправиться на смерть, но не перестать верить в людей и добро в их душах.

Понтий Пилат — абсолютная противоположность Иешуа. Он осознает, что проповедник — вовсе не преступник, стремится помочь ему и сотворить добро, но не готов отказаться от зла: прокуратор склоняется помиловать невиновного Иешуа, но ему приходится вынести приговор из-за угрозы доноса.

Прокуратору недостаточно силы воли на добрый поступок, страх неприятных последствий сделал его жестоким. Совесть заставила страдать Понтия Пилата из-за смерти невиновного Иешуа, он приказал убить Иуду, но не почувствовал облегчения с помощью нового убийства.

Только искреннее раскаяние способно облегчить муки совести Пилата, поскольку насилие не способно порождать добродетель.

Два видеоурока по разбору направления ДОБРО И ЗЛО

Урок 1

Урок 2

Добро в пьесе Горького «На дне»

В этой пьесе 3 персонажа ярко иллюстрируют добро: Лука, Наташа, Васька Пепел.

Лука убежден, что всем необходимо добрее относиться к людям. Он жалеет окружающих, но и не стремится помогать им.

«Добрый, жалостливый», однако он не правдив, позволяет им стремиться к «фантастическому», лжет Актеру о «бесплатной лечебнице», и тем самым фактически обрекает его на погибель, когда выясняется правда.

Все его старания уничтожить зло по сути ничем не подкрепляются, потому что он не предпринимает никаких действий для совершения добра.

Наташа добра, не равнодушна, ей искренне жаль жену Клеща, она предлагает ему стать снисходительнее, в завершении пьесы героини не станет.Васька Пепел — не несет в себе зла, но он недолюбливает Клеща за его озлобленность. Он убежден, что следует проживать свою жизнь достойно, чтобы уважение было к самому себе.

Васька стремится перестать быть вором, ему жаль Наташу, он хочет уехать вместе с ней в Сибирь, чтобы начать жизнь с чистого листа. Он отказался принимать участие в преступном сговоре (убить мужа Василисы). Но мечты Васьки о новой жизни не сбылись, он оказался за решеткой за непреднамеренное убийство Костылева.

Что превращает человека в злого А.И. Солженицын «Матренин двор»

Один из ключевых персонажей произведения А. И. Солженицына «Матренин двор», до глубины души поражающих своей жестокостью — это Фаддей. Он давно любил Матрену, но отправился проходить срочную службу в армии, а затем на войне его объявили без вести пропавшим.

Читайте также:  Примеры из книг на ОГЭ по русскому языку на тему: Детство

С тех пор его семья утратила надежду на то, что сын вернется, а Матрену взяла в качестве супруги младшего сына. Женщина не стала возражать: тяжелые времена заставили согласиться с участью домработницы, поскольку семья в ней нуждалась.

Когда Фаддей вернулся, он не понял ситуации и проявил крайнюю жестокость, обвиняя во всем, что произошло брата и любимую. Время текло, но обида не забывалась. Матрена, которая потеряла всех детей и мужа, именно в этот момент получает от Фаддея на воспитание Киру.

Он и настоял на том, чтобы женщина отдала горницу.

После гибели Матрены Фаддей не смог простить обиду и холодно принял участие в разделении ее имущества. Жестокости героя нет предела и оправдания: Матрена всегда оказывала помощь в трудные времена его семье, только по этой причине она и оказалась ему неверна.

Сила доброты главной героини рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»

Яркий персонаж, который является иллюстрацией идеи добра — это Матрена. Героиня — простая крестьянка, которая готова помочь всем, кто к ней обращается. Женщина с радостью помогает окружающим бескорыстно, ни от кого не требует денег, всегда стремится приносить пользу. Она проживает в скромном доме, из питомцев у нее колченогая кошка и коза.

Невзирая на всю ее доброту, судьба героини оказалась тяжелой. Но она не обозлилась на людей, не стала замкнутой. Лишившись родных детей, Матрена воспитывала приемную девочку (Киру). Она выросла и не привязалась к матери, не выражала ей теплых чувств. Однако и это не обидело, не сделало жестокой Матрену.

Напротив, героиня проявила все добро, которое находилось в ее душе и отдала горницу названной дочери.

Вскоре Матренина судьба трагически завершилась: она тащила груз через ж/д переезд и попала под поезд. И только когда матери уже не стало, Кира скорбела на похоронах. После прочтения произведения А.И. Солженицына нельзя не согласиться с автором: добро даже одного человека определенно меняет мир к лучшему.

Добро и зло в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Крайне остро категории зла и добра поднимаются в трудах о войне, когда очень сложно совершать добро: в условиях войны нет места жалости. Казак Андрий вынужден выбирать.

Юноше трудно, у него горячее сердце и открытая душа, он активно участвует в войне с поляками, но однажды ему становится известно, что погибает его любимая в осажденном им городе. Панночка молила казака о том, чтобы накормить умирающую от голода мать.

Андрий оказывается перед сложным выбором: помочь любимой и проявить доброту и оказать одновременно помощь врагу, проявив тем самым предательство по отношению к боевым товарищам.

Борьба между добром и злом, Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

В великом романе Ф. М. Достоевского присутствует яркий персонаж, душа которого не имеет ни капли жестокости. Она переполнена добром. Автор убежден: сопереживание, сострадание может пробудить человечность в людях.

Сонечка Мармеладова была вынуждена продавать свое тело, чтобы обеспечить пропитание детям собственной мачехи, отцу-пьянице, таким образом она демонстрировала сочувствие. Невзирая на эти трудности, она сохраняет душевную доброту и не становится жестокой.

Сонечка повстречала Раскольникова, героиня разделила его боль, отнеслась к нему со всем добром, и помогла спастись его душе.

Безусловное сострадание и доброта, Ф.М. Достоевский «Идиот»

Добрым по-настоящему можно назвать такого человека, которого заботят интересы других больше, чем свои собственные. Он готов в любой момент помочь тем, кто в этом нуждается и глубоко сопереживает людям. Все эти качества характерны герою произведения Ф.М. Достоевского «Идиот» — князю Льву Николаевичу Мышкину.

Он из знатного рода, осиротел в молодом возрасте, несколько лет находился за границей из-за эпилепсии. Люди называют его странным, но отмечают, что он — очень интересная личность. Он удивляет их внутренней глубиной, неординарностью мыслей, но одновременно поражает крайней прямолинейностью.

Тем не менее, все без исключения считают его открытым и добрым.

Доброта героя начала проявляться буквально сразу после того, как он познакомился с главными персонажами.

Он оказался в центре семейной ссоры: сестра Гани Иволгина была против его свадьбы и в знак этого сделала плевок в его лицо. Мышкин встал на ее защиту, получив пощечину от Гани.

Но князь не разозлился, а пожалел Иволгина. Герой убежден, что Ганя будет искренне раскаиваться из-за этого поступка.

У князя была еще одна важная черта характера — неиссякаемая вера в людей. Однажды он сообщил Настасье Филипповне: она гораздо лучше, нежели показывает окружающим. Его сопереживание людям, притягивает к князю людей. Его полюбила и Аглая, и Настасья Филипповна.

Удивительная особенность Мышкина в его глубоком чувстве сострадания к людям. Однако он не оправдывает отрицательные поступки, но сопереживает и с пониманием относится к боли людей, их совершивших. Полюбив Аглаю, он отказывается жениться на ней из-за того, что ему жаль Настасью Филипповну, он не способен ее бросить.

Лев Мышкин жалеет даже Рогожкина, убившего Настасью. Его сострадание не знает границ и абсолютно безусловно.

Добро или эгоизм, Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В культовом романе Ф. М. Достоевский создал образ героя, который является олицетворением поля битвы  между добром и злом, и душевных терзаний, связанных с этим. Эти категории живут в главном персонаже романа рядом.

Родион Раскольников сам по себе является добрым человеком, искренне любит людей, обожает сестру и свою мать, помогает им, неравнодушен к выпившей девочке, но одновременно демонстрирует невероятный эгоизм, злость и жестокость. Герой создал теорию том, что люди делятся на два разряда.

В соответствии с ней, заранее определено, кто должен жить, а кто умереть.

Родион любил людей, страдал и сопереживал им, но жестоко расправился со старухой-процентщицей, а также ее сестрой Лизаветой. По убеждению героя, он решился на преступления во имя добра.

Появляется парадокс: в основу добра положено зло, и борьба этих противоположных категорий постоянно ведется в его душе.

Автор стремился продемонстрировать читателю на примерах рассуждений героя, насколько тяжело дается преодоление себя, когда стараешься выбрать путь добра, но внутреннее зло этому мешает.

Добрая душа Юшки в рассказе А. Платонова “Юшка”

Яркий герой, который был вынужден мириться с жестокостью людей — помощник кузнеца Юшка. Такое прозвище он получил в народе. Не только взрослые, но даже дети постоянно издевались над Юшкой, били, бросали в него песок, камни.

Герой без обид и злых чувств терпеливо переносил все издевательства. Иногда ребята специально старались позлить Юшку, однако это было бессмысленно, порой им казалось, что он даже не жив.

А герой считал, что все так демонстрируют свое внимание и любовь к нему.

Все деньги, которые зарабатывал Юшка, он никогда не тратил, пил одну воду. Он уезжал куда-то каждое лето в неизвестном направлении, всегда держал это в тайне и называл разные места.

От чахотки Юшке становилось постоянно хуже. И вот в очередное лето ему не удалось отправиться в поездку. Он вынужден был остаться и вечером, когда шел домой с работы жестко ответил на насмешки прохожего. Герой заявил: раз он появился на этом свете, значит нужен миру для чего-то. Задира не ожидал, что Юшка ответит и толкнул его в грудь, от чего наш герой упал и умер.

При прочтении произведения выяснилось, что летом герой навещал приемную дочь, копил деньги для ее содержания в пансионе. Она знала, что названный отец болен, получила профессию врача и пыталась всеми способами ему помочь.

Не сразу ей удалось узнать о том, что отца не стало, когда он не прибыл на очередную встречу — дочь начала поиски.

После того, как девушке стало известно о трагедии, она не перестала оказывать помощь людям и осталась работать там, где жил Юшка, а люди стали ее называть «Юшкиной дочерью». Таким образом, по мнению автора, добро создает добро.

Какие еще произведения можно использовать для аргументации

Русская литература

  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • А.И. Куприн «Олеся»
  • А.Р. Беляев «Голова профессора Доуэля»
  • М.А. Шолохов «Судьба человека»
  • Н.В. Гоголь «Мертвые души»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Б. Васильев «А зори здесь тихие…»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • Л.Н. Толстой «Воскресение»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • М. Горький «На дне»
  • А.И. Куприн «Поединок»
  • В. Каверин «Два капитана»
  • В. Закруткин «Матерь человеческая»
  • А.И. Куприн «Чудесный доктор»
  • А.И. Куприн «Мирное житие»
  • В. Быков «Волчья стая»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»
  • А. Грин «Зелёная лампа»
  • А.П. Чехов «Драма на охоте»
  • Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
  • Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
  • Н.С. Лесков «Левша»

Зарубежная литература

  • М. Твен «Принц и нищий»
  • В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  • У. Шекспир «Отелло»
  • Э. Бронте «Грозовой перевал»
  • М. Митчелл «Унесённые ветром»
  • В. Гюго «Отверженные»

Доброта и жестокость. Аргументы. Список литературы. Тезисы..

1. У. Шекспир «Король Лир» o Порой некоторые проявляют жестокость даже к самым родным людям, не задумываясь о том, с чем они могут столкнуться в ответ.

Нужно ли ставить обиду выше милосердия или правильнее будет закрыть глаза на прошлое и проявить доброту? В своей трагедии «Король Лир» Шекспир пишет о том, как главный герой – король Лир – отрекается от собственной дочери Корделии, потому что та отказалась льстить отцу.

Две другие дочери не упустили такой шанс, ведь таким образом король решал вопрос о разделении королевства. Однако впоследствии король Лир осознает, насколько лицемерны были его дочери, твердившие ему о высокой любви. Лишь Корделия оказалась добра к отцу и приютила его, когда тот был выгнан ее сестрами из королевства.

Уильям Шекспир в своей пьесе показывает, что быть злопамятным и бессердечным в ответ на жестокость – не выход, напротив, нужно отпустить прошлые обиды и проявить доброту. Только так можно разорвать порочный круг взаимных обид.

2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

o Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С. Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости. o Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу. На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения.

Читайте также:  Анализ стихотворения «письмо к матери» (с. есенин)

3. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

o Жестоким человека способна сделать несправедливость. Герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий был добрым и честным малым, но властный отец его насильно женил, выбрав ему в супруги дочь друга Катерину. Сердце же молодого человека принадлежало замужней казачке Аксинье. С любящей Катериной Григорий поступил жестоко, отказавшись от семьи ради личного счастья. Но в данной ситуации девушка должна винить только себя, ведь, выходя замуж, она знала, что чувства не взаимны. Таким образом, жестокость Григория спровоцировали несправедливые обстоятельства. o Черствость и жестокость в душе Григория взрастила война. Уйдя на фронт, молодой казак самоотверженно бьется с врагом, на его руках человеческая кровь и страдания. Но высокие заслуги перед государством за победы в битвах не приносят ему радости. Он видит несправедливость и безразличность политических сил к простому народу Дона. К Григорию приходит понимание своей ошибки: ему не стоило брать в руки оружие, убивать, он не солдат, а простой крестьянин, удел которого – сеять и взращивать хлеб. Жестокостью нельзя добиться добра, но герой осознал это слишком поздно, когда безвозвратно потерял родных и близких.

4. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

o В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» отец воспитывает в сыновьях боевой дух, но упражнений ему было недостаточно. Он захотел организовать реальный бой, где молодые люди проявят свою смелость. Для этого он сместил кошевого и направил казаков на польские земли, где бойцы получили серьезный отпор. После этого они окружили город Дубно, где горожане погибали от голода. Из-за боевого помешательства Бульбы погибли сотни людей. Поэтому читатель не сильно жалеет старого казака, когда его сын уходит из войска и позорит свой род. Андрий выбирает не воинственный дух казачества, а спокойную, мирную, оседлую жизнь в любви и спокойствии. Тарас сам виноват в этом предательстве, ведь жестокостью добра никогда не добиться. o На войне сложно проявить доброту, ведь это очень жестокое время, когда никого не щадят. Но есть исключения, одно из которых описал Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Андрий воевал против поляков в составе казацкого войска. Они решили взять город неприятеля измором, окружив его блокадным кольцом. В ночь юноша не спал и увидел, как к нему пробралась служанка его возлюбленной, с которой он повстречался еще в Киеве. Она горько жаловалась на голод в Дубно и молила казака о снисхождении. Юная панночка хотела накормить умирающую мать. Тогда Андрий взвалил на плечи мешок с хлебом и пошел во вражеский город. Молодой человек не мог отказать в ответ на этот зов. Женщины и дети не воюют, однако умирают от войны. Герой осознал несправедливость этого явления и помог нуждающимся, несмотря на риск.

5. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

o В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал странного героя, который жесток к людям, потому что ему скучно, и он желает развлечься. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил этот «герой времени» с Бэллой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэлла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон – собственные прихоти и желания. Ведь Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры. o Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем.

6. Н.В. Гоголь «Шинель»

o Основной идеей во многих произведениях Н.В.Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» рассказывается история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил «остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто отберёт, ограбит, унизит и оскорбит другого.

7. А.И. Солженицын «Матренин двор»

o Пример истинной доброты – героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» Матрена. Женщина никогда не отказывает односельчанам в помощи, искренне радуется урожаям на огородах других, сама довольствуется малым: тем, что вырастила на собственной грядке. Она даже не жалеет своей избы для воспитанницы Киры, отав ей среди зимы на разборку горницу. Но при перевозке груза через железную дорогу женщина погибает под колесами поезда. Рассказчик отмечает, что теперь селу стало трудно без праведницы Матрены. Ведь простодушная и бескорыстная женщина действительно делала людей, тех, что рядом с ней, лучше. Высшая мера жестокости показана автором рассказа «Матренин двор» А.И. Солженицыным в образе Фаддея. Он не простил обиды Матрене и брату за то, что они сошлись в браке. Девушка считала Фаддея пропавшим без вести, поэтому ответила согласием Ефиму. Но тот вернулся и затаил обиду. На зло он женился на другой девушке по имени Матрена, которую избивал и обижал. Предел жестокости показывает автор, когда Фаддей среди зимы разбирает горницу бывшей возлюбленной, чтобы перевезти ее дочери Кире, и наслаждается зрелищем, как старуха из последних сил помогает ему перетаскивать тяжелые доски. Даже на похоронах он думает не о погибшей под поездом Матрене, а о санях, которые после аварии нужно забрать с железной дороги.

8. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

o Жестокое отношение детей к родителям показано в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Став взрослым, Евгений Базаров редко навещает свою семью. Даже после трехлетнего отсутствия он не желает слушать робкие упреки отца, не обращает внимания на слезы матери. Родители боятся чем-либо огорчить Евгения, стараются в всем угодить. Но для него на первом плане собственные идейные убеждения, не совпадающие со взглядами старшего поколения. К сожалению, молодой человек так и не признал ошибочности своего поведения по отношению к родителям, однако старики сохранили любовь к сыну, и только они одни оплакивали его после смерти. o В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев описывает доброту и жестокость на примере двух братьев Кирсановых. Старший Павел, бывший военный, одинокий холостяк, не признает брак Николая и Фенечки, игнорируя девушку при встрече. При появлении в доме племянника и его друга, не проявляет гостеприимства, ведет себя холодно и грубо. На почве расхождения взглядов, без раздумья устраивает дуэль с Базаровым. Николая Кирсанова автор показывает добрым и порядочным семьянином. Он живет с простой девушкой Фенечкой, от которой у него годовалый сын. Перед другом Аркадия Базаровым пытается оправдать поведение брата, старается сгладить конфликт. Именно благодаря его доброте и пониманию старший сын отказывается от нигилистических идей и возвращается в семью.

9. И.А. Гончаров «Обломов»

o В романе И.А. Гончарова «Обломов» главный герой не отличается трудолюбием и целеустремленностью, зато он добр и доверчив. Его доброжелательность становится маяком, который указывает путь многим людям. Например, его друг детства Штольц всегда находит в обществе Ильи отдых и расслабление. Именно этого человека он посещает десятки лет подряд, и его симпатия не ослабевает от времени. Также доброта Обломова привлекает и покоряет красавицу Ольгу. Внешне Обломов некрасив, состояние у него неважное, да и в разговоре он не блещет остроумием. Но прекрасная и чистая душа мужчины нравится героине гораздо больше всего того, что могут предложить светские щеголи. Илья Ильич – это большой ребенок, который никому не желает зла. Он всегда покоряется друзьям, не ищет выгоды от общения с ними, принимает все удары судьбы спокойно и безропотно. Именно поэтому его так нежно опекала Агафья Пшеницына, так беззаветно любил слуга Захар. Все, кто знали его, ценили горячее и большое сердце героя. Таким образом, доброта всегда будет цениться людьми по заслугам и никогда не устареет. o И.А. Гончаров в книге «Обломов» описывает по-настоящему доброго человека. Это Андрей Штольц, который всегда поддерживает своего беспомощного друга. Андрею досталась нелегкая судьба. Строгий отец отправил его в столицу без протекции и больших денег, сказав, что юноша должен сам добиться высот. В большом городе герой не потерял головы и начал упорно трудиться. Постепенно он нажил капитал на торговых сделках. Казалось бы, борьба за место под солнцем должна была его ожесточить, но он сохранил приветливость, обходительность и доброту. Не раз он бескорыстно выручал ленивого и инфантильного Обломова, не раз он прогонял от него мошенников. В финале герой даже взял на себя обязанность воспитывать сына погибшего Ильи Ильича. Я считаю, что доброта – это бескорыстная деятельность во благо другого человека, и Штольц – хороший тому пример.

10. Оноре де Бальзак «Отец Горио»

o К сожалению, многие люди, бесчеловечно пользуясь мягкостью добрых помощников, относятся к ним жестоко. Ту же ситуацию мы встретим в романе Бальзака «Отец Горио». Дочери главного героя Анастази и Дельфина бросили отца.

Отец Горио очень любил своих дочерей и прощал им их равнодушие и циничность, но девушки абсолютно не ценили доброе сердце своего старика.

Как только они удачно выходят замуж, то словно забывают о своем отце, они даже стыдятся его: ведь они теперь стали крутиться в высших кругах, а Горио был макаронщиком. Анастази и Дельфина не посетили Горио, даже когда он умирал, и на его похороны цинично прислали пустые кареты.

Отец Горио – добрый и великодушный герой, прощающий своим дочерям любую жестокость, но так и не встретивший отзывчивость с их стороны. К сожалению, доброта – вовсе не гарант личного счастья, а иногда даже и условие, при котором счастье недостижимо.

11. Н. С. Лесков «Дурачок»

* Образцом доброты и самопожертвования представит перед нами герой рассказа Н. С. Лескова «Дурачок». Панька говорит, что терпеть не может, когда обижают других, готов вынести горести вместо них, и душа его от этого будет радоваться.

Он всегда рвется всем помогать, за что его считают дурачком. Так, Панька спас Петьку от выпорки розгами, взяв удар на себя; напросился в рекруты, оставив сыновей плачущим матерям.

Это образец истиной добродетели, к которому должен стремиться каждый.

Ссылка на основную публикацию