Аргументы: Человек и общество в пьесе «Гроза»

Тип работы:  Сочинение 
Дата добавления:  04.04.2020

Аргументы: Человек и общество в пьесе «Гроза»
Аргументы: Человек и общество в пьесе «Гроза»

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Аргументы: Человек и общество в пьесе «Гроза» Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

Аргументы: Человек и общество в пьесе «Гроза»

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Аргументы: Человек и общество в пьесе «Гроза»

Как мы знаем, человек является социальным существом, он не может жить вне общества; с другой стороны, благосостояние общества в целом зависит от каждого человека.

Мыслители всех времен задумывались над проблемой этого взаимодействия: философы, историки, социологи….. И, конечно же, это отражено в вымысле.

Для заключительного очерка на тему “Человек и общество” мы выбрали 5 аргументов из пьесы А. Н. Островского “Гроза”.

Семья – это первая и самая важная социальная группа, в которую попадает человек. Катерина, выросшая в атмосфере любви и заботы, после замужества оказывается в семье Кабановых, где царит тирания.

Глава семьи, богатый купец Марфа Игнатьевна, называемый Кабанича, настаивает на безоговорочном послушании своих товарищей и издевается над ними упреками и дразнилами. И если дети Кабанихи, Барбары и Тихона (мужа Катерины) привыкли к этому, то для Катерины жизнь в такой среде невыносима.

В Калинове царит та же атмосфера угнетения и унижения, поэтому человек в этом примере не может вырваться из едкого общества. Отчаяние и одиночество вынуждают бедную женщину предавать, а затем кончать жизнь самоубийством.

Протест Катерины не только против приказа семьи Кабановых. Она сознательно совершает два тяжких греха, которые направлены против нравственных устоев всего общества.

В этом она боится Божьего суда больше, чем человеческого; и кто “бросит в нее камень”, когда все вокруг нее грешники? А когда само общество принимает бедственное положение героини за норму? Таким образом, вопрос о личной вине Катерины, с одной стороны, и влиянии обстоятельств в обществе – с другой, остается открытым.

Однако этот пример ясно показывает, как общество может влиять на личность: спровоцировать бесплодный бунт, довести человека до отчаяния, лишить его морального обоснования, и все это для того, чтобы подчинить себе личность.

Что за общество такое жители Калинова? На примере этого города Островский изображает нравы и обычаи русской мелкой буржуазии. На первый взгляд, ее главная особенность – верность традиционному образу жизни, но на самом деле она превращается в глубокую отсталость (не случайно Н. А.

Добролюбов называет это место “темным царством”). Разговор Дикого с Кулигиным знаменателен в этом отношении: “Как вы думаете, что такое гроза? Скажи это!” Кулигин: “Электричество”.

Дикой (тиснение его ноги): “Какое электричество! Как ты можешь не быть преступником! Гроза послана, чтобы наказать нас…” Самое страшное, что такое общество производит одних и тех же людей, порождает невежество, тормозит развитие каждого человека и всего государства в целом.

Это означает, что общество может не только развиваться, но и возвращать человека в святость и глупость старых путей.

Обратим внимание на социальные позиции, занимаемые главными героями пьесы. Дикой и Кабаниха – типичные представители “темного царства” и его оплота.

Что в них особенного? “Ограбить сирот, родственников, племянников, прибить дом так, чтобы никто не осмелился сказать ни слова о том, что он там делает” – так ведут себя богатые, но их все равно уважают. Бедные люди работают день и ночь, спят по три часа в день.

А как же дети богатых людей? Они, когда молоды, “выходят”, а потом либо продолжают страдать от гнета “дикарей” и “кабанов”, либо отправляются в лучшие места (например, в Варвару и Кудряш). И так получается, что изменить существующий порядок некому, а тираны и самодержцы остаются самыми влиятельными гражданами.

Возможно, отдельные люди могли бы изменить общество, но никто не осмеливается рисковать, потому что каждый ценит свое душевное спокойствие. Даже “одинокое бдение” Катерины ничего не дало, потому что никто не хотел ее поддерживать, и никто не воин в поле.

“Маяк света в темном царстве” можно назвать не только Катериной, но и самоучкой механика Кулигина. Он единственный, кто пытается привнести хотя бы какую-то цивилизацию в одинокую жизнь Калинова: Постановка часов на бульваре, крепление молниеотводов на домах…

. Более того, Кулигин – настоящий альтруист, он не просит никакого вознаграждения за свою работу и даже готов тратить деньги со своих изобретений на благо людей. К сожалению, он не в состоянии преодолеть порядки, которые устанавливались в течение многих лет.

 

Может ли отдельная личность изменить общество? Аргумент А. Н. Островский «Гроза» Итоговое сочинение (декабрьское) –

Человек на протяжении всей жизни непрерывно контактирует с окружающими. Все они представляют собой некоторое общество. Многие люди сталкиваются с непониманием со стороны общества, что вынуждает их смириться и принять верным мнение большинства.

Однако некоторые выбирают путь сопротивления. Они стоят на своем до конца, доказывают правоту своего мнения, пытаются находить единомышленников, но такие люди за редким исключением добиваются успеха и общество «ломает» их вместе с их точкой зрения.

Об этом свидетельствуют многие примеры из литературы.

Александр Николаевич Островский отразил в своем произведении «Гроза» всю силу влияния общества на личность. Катерина, оказавшись в доме семьи Кабановых, начала ежедневно терпеть угнетение и оскорбления со стороны матери Тихона и его самого. В силу слабого характера она, боясь наказания, не осмеливалась перечить и противиться их воле.

Она вечно потакала окружающем и только Варвара была к ней неравнодушна. Через некоторое время главная героиня впадает в отчаяние и видит единственный выход — бежать с Борисом. Однако, Борис отказывается и для Катерины это означало конец всего, и, чтобы не возвращаться обратно в этот мир жестокости, унижения и насмешек, она принимает решение утопиться в Волге.

Мы видим, что круг семьи Кабановых сломал главную героиню и вынудил совершить самоубийство.

Также есть и примеры людей, которые противились мнению большинства. Например, Чацкий из пьесы «Горе от ума». Молодой человек, находящийся в самом центре высшего общества, начинает насмехаться и иронизировать над его представителями. Его юношеские взгляды в корне рознятся со взглядами таких как Фамусов и Скалозуб.

Он не считал, что старшее поколение мудрее и честнее, а также утверждал, что все ими нажитое — результат «падения в ноги» старшим в чинах. По его мнению, в этом обществе находились одни богатые преступники, обладающие большим количеством знакомств.

Большинство лицемерны и алчны, и никогда не подпустят к себе молодые прогрессивные умы. Чацкий предстает революционером в глазах высшего света. Однако все посчитали его безумцем и сторонников он найти себе не смог. Неспособный образумить московское общество, он уезжает.

Мы видим яркое сопротивление, однако оно прекращается из-за отсутствия поддержки со стороны. Чацкий не сломлен, а просто остановлен обстоятельствами.

Таким образом, общество является большой средой, в которой царит единомыслие и иные мнения не приветствуются. Отдельная личность никогда не сможет изменить окружение и его взгляды без должного упорства и поддержки, так как человек слишком мал по сравнению с целым обществом и ему просто не хватит сил противостоять общественности.

Конфликт личности и общества в драме А. Н. Островского “Гроза”

Произвол, с одной стороны, и не-Достаток сознания прав своей личности – с другой; вот осно-Вания, на которых держится все безобразие отношений, развивае-Мых в большей части комедии Островского. Н. Л.

Добролюбов Тема конфликта личности и общества в литературе является одной из вечных. На протяжении XIX-XX веков писатели раскрывают эту проблему в своих произведениях, стараясь довести докаждого читателя ее сущность.

Так, например, в комедии “Горе от ума” Грибоедова и романе “Отцы и дети” Тургенева описывается противостояние “века

минувшего” с “веком нынешним”. В драме Островского “Гроза” тоже прослеживается конфликт личности и общества. Остановимся на ней поближе. В этом произведении автор знакомит нас с несколькими слоями общества в городе Калинове. К первому, к так называемому темному царству, относятся Кабаниха – вдова и Дикой – купец.

Марфа Игнатьевна Кабанова – вдова с двумя детьми: Варварой и Тихоном. Кабаниха во всем опирается на старинные обычаи и пытается привить их молодому поколению. Она груба, ее речь нетороплива и монотонна, движения медленны; живые чувства просыпаются в ней только тогда,

когда разговор касается порядков старины, которые она яростно защищает.

Кабанова является одним из сложных героев. Ее продиктованные требования создаются не из-за прихоти, это лишь старинные устои, которые, по ее мнению, должны выполняться. Так, например, первое же ее появление сопровождается словами: “Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала”.

Кабанова не любит, когда кто-то противостоит ей. Она видит соперницу в Катерине, жене Тихона, и делает все, чтобы осрамить ее: “Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось”. В отличие от самодурства Кабанихи своеволие Дикого уже ничем не укреплено, никакими правилами не оправдано. Нравственные устои в его душе расшатаны.

Он самый богатый и знатный человек в городе, но этот “воин” сам себе не рад, жертва собственного своеволия: “Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!” Деньги дают возможность Дикому унижать бедных и материально зависимых от него людей. “Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? – заявляет он Кулигину.

– Так знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю”. Кабаниху и Дикого связывают многие общие черты: невежество, лицемерие^ ханжество. Эти герои любят властвовать, но “границы их владений” не бесконечны.

Существуют и те, кто противостоит им: Катерина, Кулигин, Варвара, Кудряш, Борис…Все они одинаково ощущают тиранство Дикого и Кабанихи, но по-разному выражают протест против этой силы.

Одной из таких жертв “темного царства” и является Борис, племянник Дикого, прибывший в Калинов по принуждению. Он отличается от всех, живущих в городе: одежду носит иностранную, “обычаев здешних не знает”. Его широкие взгляды на жизнь тоже другие. Так, например, Борис говорит о Кулигине: “Жаль его разочаровывать-то!

Какой хороший человек! Мечтает себе – и счастлив. А мне, видно, так и загубить свою молодость”.

Племянник Дикого умен; понимает, что ему здесь ничего не добиться, это его мир. Именно так, я думаю, и объясняется пассивное восприятие зла у Бориса. Другой жертвой “темного царства” является Варвара – дочь Кабанихи. Эта героиня в драме “Гроза” показана умной, хитрой и веселой. Она привыкла жить в доме Кабановой по своему принципу: “Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”.

Варвара не желает переносить материнского тиранства. Она говорит о ней (“про себя”): “Не уважишь тебя, как же”. У девушки вольнолюбивая душа, которую невозможно раздавить или растоптать. Безоглядная любовь Варвары к Кудряшу только делает ее сильнее против “темного царства”.

Долгое время влюбленная пара не могла набраться храбрости, чтобы бежать, но поступок Катерины подтолкнул их на решительный шаг. Я согласна с мнением А. А. Ревякина о том, что уход Варвары и Кудряша является открытым протестом против Калиновского строя: “При всей своей хитрости, приспособляемости и нравственной примитивности Варвара не смогла выдержать домашнего тиранства.

Читайте также:  Сочинение-отзыв по роману Льва Толстого «Анна Каренина» для читательского дневника

Она бежала из дома своей матери”. Говоря об открытых протестах против “темного царства”, нельзя не упомянуть о Тихоне – муже Катерины.

Кабанов Тихон Иванович – сын Кабанихи. С одной стороны, это добрый, любящий муж, который “уж и прикрикнуть на жену не может”. С другой стороны, он тихий и не может защитить Катерину от напрасной клеветы матери.

Тихону тяжел гнет Кабанихи, но он не может противостоять ей, а иногда даже обвиняет во всем свою жену (о матери): “То все приставала: “Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя на женатого”. А теперь поедом ест, проходу не дает – все за тебя (Катерине)”.

Тихон любил выпить в компании с Диким, а когда уезжал по делам, отгуливался на весь год. Узнав его лучше, Катерина так и не смогла полюбить мужа. Сцена признания Катерины в своих поступках – одна из ключевых в драме “Гроза”. В ней полностью раскрывается характер Тихона.

И снова, как ни старался Кабанов, не смог защитить жену от матери. “Не надо, не надо, не говори!

Что ты! Матушка здесь!” В последнем действии, когда Катерина ушла из жизни, Тихон, обреченный на мучения, впервые открыто заявил о протесте против “темного царства”: “Маменька, вы ее погубили!!! Вы, вы, вы…”

В драме “Гроза” Островского “живет” герой, который выше и нравственно одареннее Варвары или Бориса, – Кулигин. Он является наблюдателем и не входит ни в какое из царств. Кулигин – необычный и диковинный человек. Он “мещанин, часовщик – самоучка, отыскивающий перпетуум-мобил”.

Кулигин – человек мечтательный, но его фантазии неосуществимы. Этот персонаж не является главным, и все же именно он жалеет Бориса, когда узнает о его прошлом, и Тихона, когда тот рассказывает об измене жены. В конце драмы именно Кулигин нашел тело Катерины со словами: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите!

Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!” Я думаю, что эти слова являются выводом из множеств его “наблюдений”. И все же из всех персонажей “Грозы” на первом плане, несомненно, Катерина, “луч света”, как называл ее Добролюбов.

Эта девушка всю жизнь росла среди любви и ласки. Она привыкла к такой обстановке: природа, церковь и свобода. На воле сформировался ее характер: добрая, ласковая, чистая, искренняя, честная, трудолюбивая.

Она с детства привыкла ходить в церковь с матерью. И вот ее отдали замуж за неизвестного человека, такую молодую и такую свободную. Катерина оказалась одна среди жестокого мира. Героиня пытается полюбить мужа, но все напрасно.

Именно тогда ей встречается человек, не похожий на калиновское общество, – Борис. Она влюбляется в него искренне, и если бы не его глупость, то в конце концов Катерина бы уехала с ним, а не умерла.

И все же я думаю, что Катерина своей смертью не проиграла, а наоборот, победила мир Диких и Кабаних. “Луч света” не погас, а остался светить. Я полагаю, что “Гроза” является одним из доказательств высокого мастерства Островского как художника.

Несмотря на всю сложность сюжета, Островский смог реалистически изобразить характеры героев.

Даже в таком образе, как Дикой, есть маленькая положительная черта. Он смог признать свои ошибки. И все благодаря таланту Островского. Конфликт “темного царства” с его “жертвами” в “Грозе” выражен четко и ярко. И “лучом света”, по-моему, была не только Катерина. Каждая из “жертв”: и Варвара, и Кулигин, и Тихон, и Борис – блеснула над “темным царством” хоть немного.

Драма Островского построена таким образом, что противостояние общества и личности находится все время на переднем плане. И поэтому все поступки героев указывают на эту до сих пор существующую проблему.

(1 votes, average: 5.00

Конфликт поколений в драме А.Н. Островского «Гроза» – взаимоотношения эпох

«Луч света в тёмном царстве»

Молодое поколение в пьесе «Гроза» представлено людьми, которые не сказать, чтобы далеко ушли от «отцов».

Они в большинстве своём показаны личностями, которые не просто ужились с правилами ветхого общества, а стали его неотъемлемой частью и уже вряд ли представляют себе другую жизнь.

Эти люди привыкли врать, уклоняться от ответственности, идти по головам и обманывать во благо своим корыстным целям. Такие люди, как, например, Борис, могут вызывать только презрение и отвращение.

Главные действующие лица пьесы принадлежат разным поколениям и разным мирам:

  • Марфа Игнатьевна Кабанова, Кабаниха. Самый яркий представитель старого поколения; является, по сути, главным антагонистом произведения.
  • Катерина. Противоположность Кабановой. Является «лучом света в тёмном царстве».
  • Тихон Кабанов. Муж Катерины, который мог бы быть сторонником взглядов жены, но воспитание и авторитет его матери не позволил этому случиться.
  • Борис. Племянник купца Дикого. Любовник Катерины, который оставил её в самый тяжёлый для неё момент из-за страха потерять деньги дяди.
  • Варвара. Возможно, наиболее близкий человек для Катерины в этом городе. Как и главная героиня, не относится к «тёмному царству», однако и не является его оппозицией, ведь привыкла уживаться в этом мире лживых и мерзких людей.
  • Кулигин. Близок к Катерине по взглядам. Наравне с ней относится к новому поколению, не желающему мириться со старым.

Таким образом, к числу положительных персонажей, можно отнести единицы. По сути, лишь Катерину и Кулигина. А количество представителей «тёмного царства» по-настоящему зашкаливает.

Почти все в пьесе, так или иначе, относятся к старому прогнившему виду людей. Среди них особенно стоит выделить Кабаниху, ее мужа Тихона, купца Савел Прокофьевич Дико́го и его племянника Бориса.

Несложно сделать вывод, что шансов на победу у нового поколения совершенно нет. Катерина и Кулигин не в силах противостоять Кабановой и её свите.

Всё, что остаётся сделать Катерине — это покинуть этот мир, оставшись лишь блёклым «лучом света», который, как бы ни хотел, не может изменить правила и традиции города Калинов.

Катерина неспособна в одиночку сражаться с патриархальным укладом жизни в обществе, из-за чего эта самая борьба оказывается лишь внутри неё, в её душе, где и происходит истинное столкновение «тёмного» и «светлого».

Это столкновение быстро приводит героиню к абсолютной безысходности — она не может бороться с Кабанихой и не может с ней остаться. Единственным выходом остаётся самоубийство, позволяющее наконец-то выбраться из цепких лап этого самого «тёмного царства».

Конфликт между поколениями

В чём заключается противостояние «старого» и «нового»? Если кратко, то в непринятии первого вторым и страх второго перед первым. Старшее поколение по-настоящему боится младшего, так как оно представляет реальную неизбежную угрозу для его положения и влияния; для людей прошлого новые порядки — настоящая проблема, которую не помешало бы решить. А младшее, в свою очередь, просто желает иметь значение, не прятаться в тени «отцов».

В пьесе «Гроза» ситуация в целом похожа, но не идентична. Катерина не хочет быть «главной героиней романа», не стремится быть в первых рядах, оставив позади Кабанову; она только лишь хочет жить как нормальный человек, без постоянного угнетения с самых разных сторон.

Калинов, казалось бы, далёк от «царства», однако это, возможно, не так; этот город весь состоит из тёмных, неприятных, жадных и слабых людей, он собирает в себе всю чернь патриархального общества и ставит во главе этой монархии Кабаниху, вольную за счёт своего величия и авторитета, творить, что ей вздумается с любым, и никто не может пойти против неё: кто-то просто боится её гнева, а кто-то боится искать единомышленников, ведь это уже чревато последствиями, а о том, чтобы протестовать одному, не может идти и речи.

Так или иначе, против Кабанихи никто не пойдёт, и всевластие «тёмного царства» так и не получит для себя какие бы то ни было ограничения.

Единственный человечный герой

«Лучом» образ Катерины стал не потому, что была против Кабанихи и её подопечных, — Варвара тоже была против, но всё равно жила по правилам этого общества — а потому, что была единственным чистым, хорошим, светлым человеком во всём «царстве». Она одна была не способна жить, обманывая; она не смогла переступить через моральные нормы и стать одной из «жителей Калинова».

  • До замужества жизнь Катерины была наполнена красотой, поэзией любовью. Она «жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле».
  • Выйдя замуж, героиня теряет свой внутренний рай. Жизнь в доме Кабановой является для неё ужасными страданиями; она вынуждена покоряться безрассудным указаниям свекрови, слушать её многочисленные упрёки.
  • К мужу Катерина чувствует только жалость, настоящей искренней любви между ними нет.
  • Катерина чиста душой, трепетно относится к Богу и боится греха. Любит детей. Внутренний моральный компас не позволяет ей лгать и притворяться.
  • Измена законному мужу для героини — тяжелейший грех. Но жить в нелюбви девушка неспособна; Борис уезжает и не берёт её с собой в Сибирь. В дом, где её постоянно угнетают она вернуться не может. Всё, что ей остаётся — убить себя.

Она оказалась слишком человечной для этого общества и не смогла с этим справиться. Сильнейшее угнетение старого поколения смогло привести героиню к тяжелейшему решению, к самоубийству. Катерина не нашла поддержки ни в Тихоне, ни тем более в Борисе и осталась одна. Одна среди настоящего ада.

Абсолютно реальная трагедия

Жестокая история Катерины по-настоящему трагична и, к большому сожалению, абсолютно правдива; неизвестно, сколько ещё подобных происшествий было возможно.

Островский прекрасно понимал серьёзность проблемы силы патриархата, он был обеспокоен этим и желал донести свои мысли по этому поводу до читателей при помощи «Грозы» и «луча света в тёмном царстве».

Читайте также:  Алексей гастев стихи: читать все стихотворения, поэмы поэта алексей гастев - поэзия

Именно вразумлению людей посвящено его знаменитое сочинение.

Конфликт поколений в драме представлен без яркого сражения и многочисленных споров, как это было, к примеру, в «Отцах и детях». Однако он никоим образом не теряет своей силы для читателя. Безвыходное положение главной героини отчётливо показывает то, насколько всё-таки глубоко вросло в общество старое время и как сильно люди не хотят терять своего влияния и своих позиций.

Еще материалы по пьесе А.Н. Островского “Гроза”:

Проблема человеческого достоинства в драме Гроза – сочинение

Достоинство — это то, как человек ощущает себя внутренне по отношению к окружающим. Оно неразрывно связано с совестью, честью и ответственностью. Человек, который имеет чувство собственного достоинства не бросает слов на ветер, остается верным себе в трудных ситуациях. А человек, который не может сдержать обещания, в каком-то смысле, не обладает достоинством.

В пьесе “Гроза” А. Н. Островский, по моему мнению, изобразил злобное общество уездного города Калинов, которое живет по своим законам, и противопоставил ему образ девушки, которая не хотела мириться с нормами быта и поведения горожан. Основной проблемой, поднятой в произведении, я считаю проблему человеческого достоинства. Люди из Калинова живут по законам обмана и лицемерия.

Старшее поколение ведет себя деспотично по отношению к родным, а с чужими любезны и почтительны. Кабанова и Дикой – властные и безжалостные, они ничего не знаю о человеческом достоинстве: они не считают подчиненных за людей.

Да и у них самих напрочь отсутствует человеческое достоинство, так как постоянно пытаются самоутвердиться за счет других, их не ценят и не уважают, а лишь боятся и ненавидят.

Находясь под властью матери, Тихон кажется жалким: лишь пьянство доставляет ему удовольствие, он не может искренне чувствовать и не знает, что такое человеческое достоинство. Варвара менее подавлена силой матери: Кабаниха ничего не запрещает дочери, но даже если дело доходит до укоров, у Варвары хватает выдержки не обращать внимание.

Этому обществу противостоит образ Катерины – религиозной девушки из хорошей семьи, которая росла в спокойствии и свободе. После замужества, она оказывается в незнакомой атмосфере, где обман – главное оружие для достижения целей. Кабанова обижает Катерину, превращая ее жизнь в настоящий кошмар. Жестокость Кабанихи унижает ее достоинство, но девушка терпит все оскорбления.

Весь трагизм пьесы, как мне кажется, заключается в неразрешимом конфликте между жителями Калинова и Катериной. Калиновскому обществу незнакомо понятие человеческого достоинства. Катерина не может стать такой, как они, потому что в ней с рождения заложено это чувство. Вследствие этого, не видя выхода, она бросается в реку и только так обретает душевный покой.

2 вариант

Достоинство определяет внутреннего человека, его нельзя компенсировать материальным достатком. Такие люди могут устремлять в сторону других людей любовь, мир и разные добрые поступки. Такое качество нарушается, когда происходят злые дела, а также ущемлении прав и свобод, которые могут не приниматься и не восприниматься полностью.

Это чувство тесно взаимосвязано с совестью и честью. Человек, который обладает достоинством, может сохранять лицо даже в трудных ситуациях, выходить из них мужественно. Несмотря на то, что люби могут отличатся друг от друга по характеру и мировоззрению, они обладают общим взглядом на то, как должен вести себя человек, который обладает достоинством.

А.Н. Островский в пьесе «Гроза» рассказывает о том, как выглядит дикое, достаточно глухое общество, живущее в небольшом уездном городе. Все живут по правилам, установленных в Калинове, при этом автор противопоставляет огромному городу одну девушку, которая не желает жить по установленным правилам.

В центре событий девушка Катерина, которая совершенно другими глазами смотрит на вещи. Главной проблемой, которую Островский поднимает в своем произведении, является само общество, которое полно обмана и лицемерия.

Все общество, описанное Островским делиться на самодуров, готовых устанавливать собственную власть и бороться за нее, и забитых людей, которые бояться противоречить самодурам, осуществляющим власть.

Для Купчихи и Дикого нет такого понятия, как человеческое достоинство, они не готовы идти на уступки, поэтому всегда отстаивают свое мнение и идут до последнего.

А молодежь, которую они постоянно унижают лишаются человеческого достоинства. К одному из них относится Тихон, все решения за него всегда принимала мама, она фактически не давала ему возможности принимать решения.

Обществу, которое лишено человеческого достоинства, противопоставлена Катерина, которая несмотря на то, что была воспитана в купеческой семье и в данном обществе, обладала определенным достоинством. Она хотела бороться за собственное мнение и чувства, которые у нее были.

 Но происходящие события показывают, что ни у кого из героев произведения «Гроза», написанного Островским, кроме Екатерины. Все члены общества стараются полностью унизить ее и показать, что ее достоинство никому не нужно в этом мире. Она не смогла бороться до конца. Но в то же время обладает достаточным человеческим достоинством.

`

Проблема человеческого достоинства в драме Гроза

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Зима Саврасова (3 класс)
    Саврасов был художником весьма одарённым и на его полотнах можно часто увидеть гораздо больше, чем просто какие-либо пейзажи или натюрморты. Он писал свои картины настолько ясно и отчётливо
  • Песня – душа народа – сочинение 6 класс
    Наш народ – народ певучий. У нас такой алфавит, где много гласных. Поэтому, слова можно произносить нараспев. Люди поют и в радости, и в горе, поют на поле и за столом. Поют под музыку и без неё. Поют по одному и хором
  • Сочинение Осенний вечер
    Я помню прошлую осень, в один из дней, ближе к вечеру, я и мои друзья решили выйти погулять на улицу, ибо была прекрасная погода. Когда вечер медленно занял место дня, повеяло приятным прохладным легким ветерком, который гонял опавшие листья

Проблемы человеческого достоинства в пьесе «Гроза» Гроза Островский А. Н

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Островский

Достоинство — это то, как человек ощущает себя внутренне по отношению к окружающим. Оно неразрывно связано с совестью, честью и ответственностью. Человек, который имеет чувство собственного достоинства не бросает слов на ветер, остается верным себе в трудных ситуациях. А человек, который не может сдержать обещания, в каком-то смысле, не обладает достоинством.

В пьесе «Гроза» А. Н. Островский, по моему мнению, изобразил злобное общество уездного города Калинов, которое живет по своим законам, и противопоставил ему образ девушки, которая не хотела мириться с нормами быта и поведения горожан. Основной проблемой, поднятой в произведении, я считаю проблему человеческого достоинства. Люди из Калинова живут по законам обмана и лицемерия.

Старшее поколение ведет себя деспотично по отношению к родным, а с чужими любезны и почтительны. Кабанова и Дикой – властные и безжалостные, они ничего не знаю о человеческом достоинстве: они не считают подчиненных за людей.

Да и у них самих напрочь отсутствует человеческое достоинство, так как постоянно пытаются самоутвердиться за счет других, их не ценят и не уважают, а лишь боятся и ненавидят.

Находясь под властью матери, Тихон кажется жалким: лишь пьянство доставляет ему удовольствие, он не может искренне чувствовать и не знает, что такое человеческое достоинство. Варвара менее подавлена силой матери: Кабаниха ничего не запрещает дочери, но даже если дело доходит до укоров, у Варвары хватает выдержки не обращать внимание.

  Возвращенный рай – Герцик Татьяна Ивановна

Этому обществу противостоит образ Катерины – религиозной девушки из хорошей семьи, которая росла в спокойствии и свободе.

После замужества, она оказывается в незнакомой атмосфере, где обман — главное оружие для достижения целей. Кабанова обижает Катерину, превращая ее жизнь в настоящий кошмар.

Жестокость Кабанихи унижает ее достоинство, но девушка терпит все оскорбления.

Весь трагизм пьесы, как мне кажется, заключается в неразрешимом конфликте между жителями Калинова и Катериной. Калиновскому обществу незнакомо понятие человеческого достоинства. Катерина не может стать такой, как они, потому что в ней с рождения заложено это чувство. Вследствие этого, не видя выхода, она бросается в реку и только так обретает душевный покой.

Популярные сочинения

  • Дни недели рассказывают о себе — сочинение для 5 класса С давних пор люди организовывали свой быт так, чтобы была возможность общения с другими народами. Для ведения торговли пришлось каким-то образом всё устроить, чтобы одновременно собрать людей
  • Тарас Бульба — характер, рожденный временем — сочинение (7 класс) Тарас Бульба — казак с сильным, волевым характером, герой одноименной повести Н.В. Гоголя. Это человек, для которого главное в жизни – свобода, он не может жить в курени спокойно, казак жаждет ратных подвигов.
  • Сочинения по картинам Бакшеева Описание картин Бакшеева

Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза»

На протяжений своего творческого пути А. Н. Островский создал ряд реалистических произведений, в которых изобразил современные ему действительность и жизнь российской провинции. Одно из них — пьеса «Гроза».

В этой драме автор показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам Домостроя, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с кали-новскими нормами быта и поведения.

Одна из наиболее важных проблем, поднятых в произведении, — проблема человеческого достоинства, особенно актуальная в середине XIX века, во время кризиса царивших тогда в провинции устаревших, изживших себя порядков.

Купеческое общество, показанное в пьесе, живет в атмосфере лжи, обмана, лицемерия, двуличия; в стенах своих усадеб представители старшего поколения ругают и поучают домочадцев, а за оградой изображают любезность и благожелательность, надевая милые, улыбающиеся маски. Н. А.

Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» применяет деление героев этого мира на самодуров и «забитых личностей». Самодуры — купчиха Кабанова, Дикой — властные, жестокие, считающие себя вправе оскорблять и унижать тех, кто от них зависит, постоянно терзают своих домашних выговорами и ссорами.

Для них не существует понятия человеческого достоинства: вообще подчиненных они за людей не считают.

Постоянно унижаемые, некоторые представители молодого поколения потеряли чувство собственного достоинства, стали рабски покорными, никогда не спорящими, не возражающими, не имеющими собственного мнения.

Например, Тихон — типичная «забитая личность», человек, у которого с детства мать, Кабаниха, задавила и без того не очень бойкие попытки продемонстрировать характер.

Тихон жалок и ничтожен: его вряд ли можно назвать личностью; пьянство заменяет ему все радости жизни, он не способен на сильные, глубокие чувства, понятие человеческого достоинства для него неведомо и недосягаемо.

Читайте также:  Биография Оноре де Бальзака

Менее «забитые» личности — Варвара и Борис, они обладают большей степенью свободы.

Кабаниха не запрещает Варваре гулять («Гуляй, пока твое время не пришло, — еще насидишься»), но даже если начинаются упреки, у Варвары хватает самообладания и хитрости, чтобы не реагировать; она не дает себя в обиду.

Но опять же, по-моему, ею движет больше гордость, нежели чувство собственного достоинства. Дикой публично ругает Бориса, оскорбляя его, но тем самым, по-моему, принижает себя в глазах окружающих: человек, выносящий семейные склоки и ссоры на всеобщее обозрение, недостоин уважения.

Но сам Дикой и население города Калинова придерживаются другой точки зрения: Дикой ругает племянника — значит, племянник зависит от него, значит, Дикой обладает определенной властью — значит, он достоин уважения.

Кабаниха и Дикой — люди недостойные, самодуры, развращенные неограниченностью своей власти дома, душевно черствые, слепые, нечуткие, и жизнь их тусклая, серая, наполненная бесконечными поучениями и выговорами домашним.

У них нет человеческого достоинства, потому что обладающий им человек знает цену себе и другим и всегда стремится к миру, душевному покою; самодуры же все время пытаются утвердить свою власть над людьми, зачастую душевно более богатыми, чем они сами, провоцируют их на ссоры и изматывают бесполезными дискуссиями. Таких людей не любят и не уважают, их только боятся и ненавидят.

Этому миру противопоставлен образ Катерины — девушки из купеческой семьи, выросшей в атмосфере религиозности, душевной гармонии и свободы. Выйдя замуж за Тихона, она попадает в дом Кабановых, в непривычную для себя среду, где ложь — основное средство добиться чего-либо, а двуличие — в порядке вещей.

Кабанова начинает унижать и оскорблять Катерину, делая ее жизнь невозможной. Катерина — человек душевно ранимый, хрупкий; жестокость и бессердечие Кабанихи больно ранят ее, но она терпит, не отвечая на оскорбления, а Кабанова все провоцирует ее на ссору, каждой репликой укалывая и унижая ее достоинство. Это постоянное издевательство невыносимо.

Даже муж не в состоянии заступиться за девушку. Свобода Катерины резко ограничивается.

«Здесь все как-то из-под неволи», — говорит она Варваре, и протест против оскорбления человеческого достоинства выливается у нее в любовь к Борису — человеку, который в принципе просто воспользовался ее любовью и затем сбежал, а Катерина, не выдержавшая бы дальнейших унижений, покончила жизнь самоубийством.

Никому из представителей калиновского общества неведомо чувство человеческого достоинства, и никто не может понять и оценить его в другом человеке, особенно если это женщина, по домостроевским меркам -— домохозяйка, во всем слушающаяся мужа, который может ее в крайнем случае и побить.

Не заметив в Катерине этой нравственной ценности, Мир города Калинова попытался унизить ее до своего уровня, сделать ее своей частичкой, втянуть ее в паутину лжи и лицемерия, но человеческое достоинство принадлежит к числу врожденных и неискоренимых качеств, отнять его нельзя, вот почему Катерина не может стать подобной этим людям и, не видя другого выхода, бросается в реку, наконец-то обретя на небе, куда она стремилась всю жизнь, долгожданный мир и покой.

Трагизм пьесы «Гроза» — в неразрешимости конфликта между человеком, обладающим чувством собственного достоинства, и обществом, в котором никто не имеет о человеческом достоинстве представления.

«Гроза» — одно из величайших реалистических произведений Островского, в котором драматург показал безнравственность, ханжество и ограниченность, царившие в провинциальном обществе в середине XIX века.

Гроза есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий… В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Н. А. Добролюбов

А. Н.Островский уже после появления своей первой крупной пьесы получил литературное признание. Драматургия Островского стала необходимым элементом культуры его времени, он сохранял положение лучшего драматурга эпохи, главы русской драматической школы, несмотря на то, что одновременно с ним в этом жанре творили А.

В.Сухово-Кобылин, М. Е.Салтыков-Щедрин, А. Ф.Писемский, А. К Толстой и Л. Н. Толстой. Самые популярные критики рассматривали его произведения как верное и глубокое отображение современной действительности. Межуд тем Островский, идя сво-им самобытным творческим путем, нередко ставил в тупик и критиков, и читателей.

Так, пьеса «Гроза» стала неожиданностью для многих. Л. Н.Толстой не принял пьесу. Трагизм этого произведения заставил и критиков пересмотреть свои взгляды на драматургию Островского. Ап.

Григорьев заметил, что в «Грозе» звучит протест против «существующего», который страшен его приверженцам. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» утверждал.

что от образа Катерины в «Грозе» «веет на нас новой жизнью».

Возможно, впервые с такой изобразительной силой были показаны сцены семейной, «частной» жизни, тот произвол и бесправие, что были доселе скрыты за толстыми дверьми особняков и усадеб. И в то же время это не была просто бытовая зарисовка.

Автор показал незавидное положение русской женщины в купеческой семье. Огромную силу трагедии придавала осо бая правдивость, искусность автора, как это верно заметил Д. И.Писарев: «Гроза» — картина с натуры, оттого она и дышит правдой».

Действие трагедии происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги. «Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется», — восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и радостной.

Однако быт и нравы богатого купечества создали «мир тюремного и гробового безмолвия». Савел Дикой и Марфа Кабанова — это олицетворение жестокости и самодурства. Порядки в купеческом доме основаны на изживших себя религиозных догмах Домостроя. Добролюбов говорит о Кабанихе, что жертву свою она «грызет… долго и неотступно».

Свою невестку Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при его отъезде, ругает ее за то, что она «не воет» на людях, провожая супруга.

  Аполлон Николаевич Майков — краткая биография

Кабаниха очень богата, об этом можно судить по тому, что интересы ее дел выходят далеко за пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездит в Москву. Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни — деньги.

Но купчиха понимает, что власть дает также покорность окружения. Она стремится убить в домашних любое проявление, сопротивления ее власти. Кабаниха лицемерна, она лишь прикрывается добродетельностью и набожностью, в семье она — бесчеловечный деспот и тиран. Тихон не противоречит ей ни в чем.

Варвара научилась врать, скрывать и изворачиваться.

Главная героиня пьесы Катерина отмечена сильным характером, она не привыкла к унижению и оскорблениям и потому конфликтует с жестокой старой свекровью. В доме у матери Катерина жила свободно и легко. В Доме Кабановых она чувствует себя будто птица в клетке. Она быстро осознает, что здесь она долго жить не сможет.

Замуж за Тихона Катерина вышла без любви. В доме Кабанихи все трепещет при одном только властном окрике купчихи. Жизнь в этом доме тяжела для молодых. И вот Катерина встречает совсем другого человека и влюбляется. Впервые в жизни она познает глубокое личное чувство. Как-то ночью она идет на свидание к Борису.

На чьей стороне драматург? Он на стороне Катерины, потому что нельзя уничтожить естественных стремлений человека. Жизнь же в семье Кабановых неестественна. И Катерина не принимает наклонностей тех людей, к которым она попала.

Услышав предложение Варвары солгать и притвориться, Катерина отвечает: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу.»

^рямота и искренность Катерины вызывает уважение и у автора, и у читателя, и у зрителя. Она решает, что не может больше быть жертвой бездушной свекрови, не может томиться взаперти. Она свободна! Но выход она увидела только в своей смерти. И с этим можно было бы поспорить. Критики также разошлись во мнении, стоило ли платить Катерине за свободу ценой жизни.

Так, Писарев в отличие от Добролюбова считает поступок Катерины бессмысленным. Он считает, что после самоубийства Катерины все возвратится на круги своя, жизнь пойдет своим чередом, и не стоит «темное царство» такой жертвы. Конечно, до гибели Катерину довела Кабаниха. В результате ее дочь Варвара убегает из дома, а сын Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой.

Интересно, что одним из главных, активных образов этой пьесы является образ самой грозы. Выражая символически идею произведения, это образ непосредственно участвует в действии драмы как реальное явление природы, вступает в действие в его решающие моменты, во многом определяет поступки героини. Этот образ очень многозначен, он освещает почти все стороны драмы.

Так, уже в первом действии над городом Калиновым разразилась гроза. Разразилась, как предвестие трагедии. Уже прозвучало у Катерины: «Я скоро умру», она призналась Варваре в греховной любви.

Уже соединилось в ее представлении предсказание сумасшедшей барыни о том, что гроза даром не проходит, и ощущение собственного греха с реальным ударом грома.

Катерина устремляется домой: «Все-таки лучше, все спокойнее, дома-то я — к образам да богу молиться!».

После этого гроза умолкает ненадолго. Лишь в ворчании Кабанихи слышатся ее отголоски. Не случилось грозы и в ту ночь, когда Катерина впервые после замужества почувствовала себя свободной и счастливой.

Но четвертое, кульминационное действие, начинается словами: «Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?». И после этого мотив грозы уже не смолкает.

Интересен диалог Кулигина и Дикого.

Кулигин говорит о громоотводах («у нас грозы частые») и вызывает гнев Дикого: «Какое еще там электричество? Ну как же ты не разбойник? Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожками какими-то, прости господи, обороняться.

Что ты, татарин, что ли?». А на цитату из Державина, которую в свою защиту приводит Кулигин: «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю», — купец и вовсе не находит что сказать, кроме: «А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!».

Несомненно, в пьесе образ грозы приобретает особое значение: это освежающее, революционное начало. Однако разум осужден в темном царстве, он встретился с непробиваемым невежеством, подкрепленным скупостью.

Но все-таки молнии, прорезавшие небо над Волгой, задели долго молчавшего Тихона, сверкнули над судьбами Варвары и Кудряша. Гроза основательно всех перетряхнула. Бесчеловечным нравам рано. или поздно придет конец. Борьба нового со старым началась и продолжается.

В этом и заключен смысл произведения великого русского драматурга.

Ссылка на основную публикацию