Женские образы в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

Женские образы в творчестве Островского: их общность и различия добавить в закладки

Женские образы в творчестве Островского позволяют прочувствовать всю атмосферу, жизнь представительниц прекрасного пола в девятнадцатом веке. Писатель в семидесятые годы был мировым судьей в Кинешемском уезде. Он внимательно изучал громкие судебные разбирательства, криминальную хронику, вникал в причины преступлений. Это помогло ему сформировать женский образ в своих произведениях. Автор опирался на реальные истории, с которыми сталкивался по долгу службы.

Отдельный класс пьес Александра Николаевича – это произведения «Бесприданница» и «Гроза». Они посвящены проблемам жизни женщин, отношению к ним русского общества. Из многочисленных судебных процессов автор вынес урок, он прочувствовал всю горечь, сложность жизни женщин.

Женские образы в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Женские образы в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

Женские образы в произведениях Островского – характерные черты

Наиболее ярко женскую жизнь иллюстрируют три персонажа Островского:

  1. Катерина. Пьеса «Гроза». Девушка является главной героиней произведения. Она имеет отличный от других персонажей характер: добрый, искренний. Для нее непереносима ложь, фальшивые отношения. Катерина следует своим принципам, живет честно. Автор не случайно подобрал это имя – оно обозначает чистая. Девушку рано выдают замуж, после чего жизнь кардинально меняется. Романтичная, мечтательная натура страдает от жестокой свекрови, деспотичности, властности. Катерина чувствует себя ненужной, непонятой. Светлая душа попадает в темную западню, откуда нет выхода. В конце пьесы девушка прыгает в Волгу.
  2. Лариса. Пьеса «Бесприданница». Главная героиня была ранимой, доброй девушкой с красивой внешностью. Она хочет искренне любить, знакомится с Сергеем Паратовым. Лариса из бедной семьи, у нее нет приданного. Она видит любимого через призму своих чувств, не замечая его истинную сущность. Сергей бросил Ларису, она потеряла веру в светлое чувство, столкнувшись с обманом. Девушка остается одна; чтобы выжить – выбирает деньги. Однако скоро также погибает от руки нелюбимого человека. 
  3. Варвара. Пьеса «Гроза». Кабаниха воспитывает дочь в строгости, но она все равно уходит из дома. Ее задание с детства – избавиться от давления матери. Варвара бесстрашная, не суеверная, постоянно врет деспотичной Марфе, привыкла хитрить. Ее главная цель – найти мужа, чтобы обрести другой дом. Женщина не ищет любви, она успела адаптироваться к условиям жизни. 

Судьба русской женщины в творчестве Островского

Достаточно провести тщательный анализ произведений писателя, чтобы понять всю суть женской жизни в девятнадцатом веке. Автор указывает на наличие масштабного конфликта между личностью и обществом. Женщины не имели прав, были забитыми, полностью подчиненными своим мужьям. Мало кому везло выйти замуж по любви. 

Большинство девушек вынуждены были связывать свою жизнь с мужчиной, выбранным родителями. Писатель первый вник в чувства, эмоции женщин. Он выразил проблему неравноправия в своих пьесах. Суть судьбы русской женщины заключалась в трагедии, несчастьях, подавлении. 

Смотри также: Отношения Кабанихи и Тихона: в чем их особенность, описание

Сочинение Женские образы в пьесе Бесприданница

Пьесу Островского А.Н. «Бесприданница» смело можно назвать самым известным его творением. Долгие 4 года автор работал над ней, но популярность пьеса приобрела лишь после его смерти. Современному читателю произведение известно в первую очередь сложными женскими образами. Героини — глубокие, цельные личности, несомненно достойные того, чтобы им уделили внимания.

Огудалова Лариса. Имя героини, в переводе с греческого, означает «чайка», и оно очень подходит девушке: легкий характер, мечтательность, одаренность, страстность — все это привлекает к красавице внимание.

Влюбленность одаривает ее крыльями, но из-за отсутствия приданного она не может быть вместе со своим избранником. Между тем мать девушки подобрала для нее жениха, и Лариса даже смирилась с браком, но ее вновь тянет к Паратову.

Повторное предательство сильно отразилось на характере девушки, она решается на любовную связь с Кнуровым, но об этом становится известно жениху и в порыве гнева решает убить девушку. Перед смертью девушка просит вложить оружие ей в руку, чтобы все думали, будто она является виновницей трагедии.

Огудалова Харита Игнатьевна, мама Ларисы. Вдова, бедна, хоть и принадлежит к довольно знатному роду. Дама хитра и уверенна, что без этой черты характера прожить попросту нельзя. Для того, чтобы добиться своей цели, она готова притворяться, лгать и унижаться.

Когда дочери пришла пора выходить замуж, Харита основательно подошла к поиску жениха, но перестаралась и смотрины стали больше напоминать цирк.

Огудалова приглашала холостяков в свой дом на вечера, но среди них попадались сомнительные личности, из-за чего пару раз даже вспыхивали скандалы.

Лариса согласилась выйти замуж за Карандышева не по большой любви, мужчина ей не кажется привлекательным. Скорее девушка мечтала покинуть дом матери, так как была вынуждена участвовать в фарсе, который ее мать именовала смотринами.

Но могла ли женщина иметь славный характер будучи бедной и имея дочерей, которым необходимо было найти достойную партию? Возможно будь она другой, выжить Харите попросту бы не удалось.

«Бесприданница» — психологическая драма в которой рассказывается о нелегкой судьбе женщин. Одна героиня измождена бытом, а вторая — жертва обстоятельств, мечты которой о счастливой семейной жизни рядом с любимым человеком разбиваются об амбиции и цинизм ее окружения.

`

Женские образы в пьесе Бесприданница

Популярные сочинения

  • Сочинение Описание картины Утро Яблонской для 6 класса
    На своей картине Утро художница Татьяна Яблонская изобразила свою старшую дочку в собственной киевской квартире. Картина написана в 50-х годах предыдущего века и квартира
  • Сочинение Когда человеку необходимы перемены?
    Для многих людей повседневность, обыденность и спокойствие – это идеал жизни, к которому следует и даже необходимо стремиться. Чаще всего человек, желающий только умиротворения и комфорта – это гражданин
  • Как я однажды опоздал в школу сочинение
    Однажды я опоздал в школу. Тогда я учился еще в 6-м классе, и как обычно дети в эти года очень послушны старшим, для них важно показать старания перед ними, чтобы их заметили и похвалили.

Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову?

Женские образы в пьесах Н. Островского – это собирательный портрет русских женщин, их судеб в контексте времени и положения в обществе. В статье мы проанализируем, что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову – героинь из пьес Н. Островского “Бесприданница” и “Гроза”. Обе героини несчастны, их судьбы завершаются трагически, а чистые души остаются непонятыми и не востребованными.

Прежде всего стоит отметить, что автор подчёркивает внешние данные обеих героинь: они красивы, стройны – этот факт ни раз упоминается в художественных текстах. Кроме того девушки умны, духовно богаты, требовательны и строги к себе.

На долю Екатерины выпала случайное чувство, оно осветило её тёмную, безрадостную жизнь, в которой кроме веры в Бога не было ничего стоящего. Избранник Катерины, как и Паратов из “Бесприданницы” – не в состоянии стать частью будущего той, кто преданно любит его. Оба мужчины не стоят героинь: Паратов лгун и подлец, а Борис бездействует тогда, когда решается судьба любимой женщины.

Несчастная любовь – вот то, что объединяет два образа из различных пьес автора. Лариса Огудалова и Екатерина Кабанова не встретили на своём пути достойного человека, который мог стать равным по своим моральным и духовным качествам.

Лариса испытывает гнёт родни, которая пытается её “продать” как можно выгоднее. Ни заботы, ни понимания не получает героиня от своей родной матери, её взгляды на жизнь и брак – причина, по которой Лариса стыдится её.

Катерина же вовсе одинока, даже родной муж – пустой мягкотелый человек не проявляет к ней заботы и участия, пока не случается трагедия.

Бесприданница также одинока среди своего окружения, как и жертва самодурства – Катерина.

Сравнение Ларисы и Катерины в этом аспекте приводит к выводу, что автор делает особый акцент на бесправие женщины, на зависимость судьбы женщины от своего социального статуса.

Лариса Огудалова в некотором смысле более свободна и независима, в отличие от Катерины. Но ограниченность, обусловленная обществом и временем, давит на неё не меньше. Героини живут в разные временные отрезки, но тяга к свободному выбору, к поиску себя, к верности своему внутреннему миру – сильна у обеих девушек.

И Екатерину и Ларису объединяет безвыходность положения: любовь – оказалась не спасением, а проклятием. Будущее превратилось в тупик, а чувственная натура пришла к пониманию бессмысленности дальнейшего существования. В обоих случаях смерть – спасение и, по-видимому, единственно возможный достойный выход из ситуации в рамках мировосприятия героинь.

Материал статьи будет полезен при подготовке к сочинению “Сравнительная характеристика Ларисы Огудаловой и Катерины Кабановой”.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Гость завершил

Тест на тему “Углеводы”с результатом 1/10

Гость завершил

Тест «Мастер и Маргарита»с результатом 14/16

Гость завершил

Тест Белки (10 класс)с результатом 7/10

Гость завершил

Тест «Бежин луг»с результатом 6/12

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 18/19

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Женские образы в пьесе Гроза Островского

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Женские образы в пьесе Гроза

Все героини произведений Островского далеко не образцовые женщины, они настоящие, со своими недостатками как в жизни. Пьеса «Гроза» не исключение, она буквально пестрит реалистичными женскими образами.

Варвара Кабанова, яркая, немного взбалмошная, умная и хитрая барышня, дочь Марфы Кабанихи. Рьяная противница законов патриархата, навязываемых матерью. Но открыто не протестует, все делает втихую.

Ее главный жизненный принцип: «Делай все, что тебе хочется, но так, чтобы никто не знал». Это она уговаривает сноху Катерину, пойти на встречу с Борисом. После того как мать запирает Варвару на замок, та сбегает из дому.

Марфа Кабанова (Кабаниха), очень яркий образ жестокой, властной, деспотичной женщины, привыкшей всем и всеми управлять. Она презирает и всячески унижает свою невестку Катерину, которая росла в более свободной семье и ей был чужд домострой.

А когда Катерина признается в своей измене мужу, Марфа радуется, что теперь имеет вескую причину унижать невестку, за то, что та осрамила дом и семью. Всячески пресекает желание свободы у родной дочери., руководит жизнью сына.

Насмехается над кумом Диким, считая его самодуром. Сама она не считает себя деспотом, так как ее принцип «Родители строги и бранят своих детей, только от любви к них». Марфа фанатично верит в свои принципы.

По итогу, деспотичная купчиха Кабаниха остается одна, дочь убегает с возлюбленным Кудряшом, сын тоже отворачивается от родной матери.

Катерина Кабанова, ключевой персонаж пьесы. Романтичная, ранимая, глубоко религиозная и очень искренняя в своих чувствах девушка. После свадьбы с Тихоном, сыном Марфы, который находится под властью матери, она попадет в их семью, где даже воздух в доме пропитан злобой и жестокостью Кабанихи.

Будучи натурой очень чувствительной, Катерина испытывает тяжкие душевные муки. Особенно, после встречи с Борисом, на которую ее подбила свояченица Варвара. Катерина влюбилась в Бориса, но будучи замужем за Тихоном не смогла справиться с мучившим ее чувством стыда.

Она заканчивает свою жизнь, утопившись в реке, перед этим прилюдно признается в своей любви к Борису.

Образы различных героинь в литературе всегда имеют очень важный подтекст, именно они показывают всю реальную трудность жизни, закладывают в голову читателя конкретную идею, которая способна повлиять на общество.

Сочинение 10 класс

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» изобилует различными и неповторимыми женскими образами. Через женщин автор решил показать трагичность жизни, которую каждая из героинь воспринимает по-своему. Женщины в произведениях русской классики часто являются носителями определённой идеи, смысл которой открывается читателям по мере знакомства с книгой.

Читайте также:  ОГЭ: аргументы к сочинению «Что такое добро?»

Катерина Кабанова — главная героиня пьесы «Гроза». Катерина вышла замуж не по любви и попала в дом свекрови, которая не упускает момента, чтобы задеть бедную девушку. Катерина влюбляется в Бориса, племянника купца Дикого.

Несчастная любовь доводит девушку до смерти, и она добровольно погибает в водах Волги. Катерина добрая и искренняя героиня. Глубоко религиозная и честная она рассказала мужу об измене и нисколько не сомневалась в своём решении.

Девушка вызывает сочувствие и жалость к её судьбе.

Одной из главных героинь является Марфа Кабанова, Кабаниха. Она вдова и глава в доме. Кабаниха имеет двух детей — Варвару и Тихона. Марфа Кабанова пример консервативной женщины той эпохи, ценящей строгую мораль.

Это довольно жестокая женщина, что проявляется в отношении к её детям и Катерине. У читателя деспотизм в её поведении вызывает только отторжение, которое постепенно перестает в ненависть к персонажу.

Именно Кабаниха доводит Катерину до самоубийства, хотя прекрасно понимает, что девушка, несмотря на свою измену, являет собой пример чистоты и честности.

Кроме того, одной из центральных героинь является Варвара, дочь Кабанихи. Варвара хитрая девушка, которая приспосабливается к жизни в нелюбви матери. В отличие от Катерины она научилась врать Кабанихе и смирилась со своим положением.

Девушка сочувствует и помогает Катерине. Не выдержав, Варвара сбегает со своим возлюбленным из дома Кабанихи. Девушка является противоположностью Катерины, она считает, что добром в жизни ничего не добьёшься.

Островский показал пример реакции на деспотизм с разных сторон.

Таким образом, «Гроза» открывает нам несколько различных типов героинь, которые совершенно по-разному реагируют на жизненные трудности. Островский воплотил в своих персонажах крайнюю степень и честности, и деспотизма, и равнодушия. Все героини пьесы заслуживают сочувствия читателя в той или иной мере, ведь поведение человека складывается с воздействием на него множества различных факторов.

Сочинение по произведению на тему: Женские образы в пьесах Островского

Женский образ в русской литературе многолик и многогранен. Немало выдающихся русских писателей и поэтов почли за честь отобразить течение жизни через призму женской судьбы.

Татьяна Ларина Пушкина и Анна Каренина Толстого, княжна Мери Лермонтова и сестры Прозоровы Чехова – каждая из женских судеб, раскрытых авторами с теплотой и любовью, по-своему отражает течение русской жизни на протяжении нескольких столетий.

Женщины в пьесах Островского зависят от окружающей их социальной среды, Это определяет конфликт в подавляющем большинстве пьес. Конфликт между желаемым и действительным, между тем, что «дозволено» и «не дозволено», определяет многое в построении образа женской судьбы Островским.

Как правило, главную героиню в пьесе непременно окружают героини второго плана. Они представляют собой как бы вариации на основную тему, отвечая на вопрос: «А что было бы, если бы героиня поступила не так, а иначе?» Это позволяет глубже взглянуть на события, происходящие с персонажами пьесы.

В связи с этим замечательны, разнообразны и вместе с тем выступающие как одно целое маменьки Островского, пекущиеся о своих чадах, безраздельно любящие их, но зачастую не понимающие их желаний и возможностей.

Это и матушки Елены Карминой и Липочки Большовой, видящие счастье своих дочерей только и исключительно в замужестве (причем для них неважно, что это будет за муж, главное, чтобы «приличия» были соблюдены, а там уж «стерпится – слюбится»), и Харита Игнатьевна Огудалова – несчастливая мать своих настрадавшихся дочерей, и даже мать Тихона Кабанова – страшная Кабаниха, по-своему безответно любящая своих сына и дочь, желающая им какого-то одного ей понятного счастья.

По-разному складываются судьбы их дочерей. Например, героиня «Женитьбы Белугина» сумела победить в себе мелкодворянское чванство и по-настоящему полюбить «неподходящего» ей по сословию мужа. Елена Кармина – одна из немногих героинь Островского, заслужившая свое женское счастье в полной мере.

У Липочки из пьесы «Банкрот, или Свои люди – сочтемся» другая судьба, как, впрочем, другая и мечта, Замужество для нее – лишь возможность уйти из-под угнетающей родительской опеки, выйти, что называется, «в свет» (при этом она в полной мере дитя своего сурового и нечуткого отца: не видя от него в детстве ласки и родительской доброты, она, естественно, не может ответить ему тем же, хладнокровно отправляя его в долговую яму ради собственного благополучия). За судьбу Липочки, ставшей Олимпиадой Самсоновной, можно не опасаться – такие выживают в любых жизненных перипетиях. Однако самые яркие, наполненные женские образы, созданные Островским, говорят о том, что понятие счастья для женщины несовместимо с понятиями обмана, несправедливости, лжи себе и другим. Ни Катерина, ни Лариса Огудалова не смогли жить в неправде, в обмане самих себя ради внешнего благополучия.

Протестом против подлости и низости, бесхарактерности и пресмыкания звучат и поступки, совершенные Ларисой Огудаловой – как ее отъезд с Паратовым за реку, так и отказ принять «помощь» зарвавшихся купцов – Кнурова и Вожеватова.

Возможность оставаться самой собой – пусть брошенной, но любящей женщиной, не ставшей игрушкой в чужих руках, вполне оплачена Ларисой, ее смертью.

Карандышев, пожалуй, пусть невольно, совершает один из самых честных поступков по отношению к Ларисе: он лишает ее жизни, тем самым не давая ей даже возможности пасть.

Образы женщин в творчестве Островского принадлежат к лучшим образцам русской литературы, знаменуя собой новый этап в драматургии.

Источник

Женские образы в произведениях А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» (Школьные сочинения)

  • Катерина – искренний, открытый и светлый человек, чем резко выделяется на фоне общества, в котором вынуждена жить.
  • Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
  • ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Она воспитана на любви, взаимопонимании и уважении к ближнему, чего не может добиться от своей нынешней семьи по отношению к себе. Катерина не может ужиться в той обстановке, в которой оказалась после замужества, и в конце концов ее неприязнь к собственной супружеской жизни выливается в протест против патриархального уклада.

Все героини произведений Островского далеко не образцовые женщины, они настоящие, со своими недостатками как в жизни. Пьеса «Гроза» не исключение, она буквально пестрит реалистичными женскими образами.

Варвара Кабанова, яркая, немного взбалмошная, умная и хитрая барышня, дочь Марфы Кабанихи. Рьяная противница законов патриархата, навязываемых матерью. Но открыто не протестует, все делает втихую.

Ее главный жизненный принцип: «Делай все, что тебе хочется, но так, чтобы никто не знал». Это она уговаривает сноху Катерину, пойти на встречу с Борисом. После того как мать запирает Варвару на замок, та сбегает из дому.

Марфа Кабанова (Кабаниха), очень яркий образ жестокой, властной, деспотичной женщины, привыкшей всем и всеми управлять. Она презирает и всячески унижает свою невестку Катерину, которая росла в более свободной семье и ей был чужд домострой.

А когда Катерина признается в своей измене мужу, Марфа радуется, что теперь имеет вескую причину унижать невестку, за то, что та осрамила дом и семью. Всячески пресекает желание свободы у родной дочери., руководит жизнью сына.

Насмехается над кумом Диким, считая его самодуром. Сама она не считает себя деспотом, так как ее принцип «Родители строги и бранят своих детей, только от любви к них». Марфа фанатично верит в свои принципы.

По итогу, деспотичная купчиха Кабаниха остается одна, дочь убегает с возлюбленным Кудряшом, сын тоже отворачивается от родной матери.

Женские образы в пьесах А.Н.Островского (Островский А. Н.)

  1. Одним из основных мотивов русской литературы всегда являлось выведение женского образа как главного в произведении.
  2. Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
  3. ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Немало выдающихся русских писателей и поэтов предпочитали изображать течение жизни через призму женских судеб, что, собственно говоря, делает и Александр Николаевич Островский.

В пьесах драматурга можно выделить три женских образа-образ Липочки, Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой. Все девушки разные и схожие одновременно, и каждая из них достойна нашего внимания, поэтому предлагаю рассмотреть характеры героинь более подробно.

Образ Катерины Большовой совершенно противоположен Липочке. Эта девушка нежная, добрая, искренняя, хотела настоящей любви, женского счастья. Однако случилось так, что вышла Катерина замуж за человека, который не мог постоять не только за свою супругу, но и за себя.

Свекровь девушки была чистым воплощением зла, которая постоянно критиковала нашу героиню.

Попав в такую среду, Катерина просто-напросто не смогла ужиться с обществом глупых и пошлых убеждений, оно было чуждо ей, но несмотря на это девушка всеми силами сопротивлялась и пыталась не идти на поводу у этого «темного царства», что, к сожалению, привело к самоубийству главной героини.

Разобравшись в образах главных героинь пьес, мы можем утвердиться в том, что для драматурга судьба женщин была главным в его произведениях.

Я считаю, что все те проблемы, которые описал Александр Николаевич Островский в своих пьесах, актуальны и по сей день.

Ведь, действительно, сейчас деньги превыше искренних чувств, некоторые свекрови поступают подобно Кабанихе из произведения «Гроза» лишь из-за ревности к своему сыну, многие мужчины только притворяются, что любят девушку, тем самым разбивая ей сердце.

Всё это весьма печально осознавать, ведь люди в наше время стали равнодушными, меркантильными, они сами того не замечая уничтожают искренность и добро в сердцах других людей.

  • В заключение хочу сказать, что пьесы Александра Николаевича Островского имеют глубокий смысл, а чтение произведений данного автора поможет нынешнему поколению понять свое отношение к окружающим людям.
  • Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
  • Чтобы вывести это сочинение введите команду /id27664
  • Источник

Вариант 2

Женский образ занимает значительную часть в русской литературе. Именно женщины становятся примером настоящей жизни с переживаниями и трудностями в произведениях великих русских классиков.

Известный не только в 19 веке, но и в современном мире драматург Александр Островский так же уделил особое внимание женскому образу. Все героини в его произведениях разнообразны, с неидеальным характером, ярким поведением и своей индивидуальностью. Хорошо проследить многообразие образов можно в драматическом рассказе «Гроза».

Первым женским образом является образ главной героини Катерины. Героиня представлена искренней, мечтательной и романтичной девушкой. Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в совершенно другой дом, наполненный злобой и ненавистью. Утешение девушка находит в Варваре и новом возлюбленном Борисе. Но Катерина не может совладать со своими чувствами и выбирает путь самоубийства.

Следующим образом выступает Марфа Кабанова или Кабаниха. Этот женский образ Островский противопоставил Катерине. Кабаниха властная и жестокая купчиха, которая находит радость в унижении окружающих. Все живущие в ее доме должны поступать только по наставлениям хозяйки. Марфа Кабанова является символом жестокости, тирании и деспотизма.

Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы — героинь драм А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

Драмы Александра Николаевича Островского «Гроза» (1859 г.) и «Бесприданница» (1878 г.) объединяет тема несчастной любви.

Трагические молодые героини этих пьес, лишённые возможности жить свободно, в согласии со своими чувствами и взглядами на жизнь, отказываются от жизни вообще.

Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы показывает, что за два десятка лет в России мало изменилось отношение к женщинам. Положение их продолжало оставаться бесправным в обществе, где ни во что не ставились их душевные качества.

Значение имён героинь

Главным героиням драмы «Гроза» и драмы «Бесприданница» автор дал значимые имена. Катерина в переводе с греческого означает «чистая», а Лариса имеет два значения: «чайка» (от латинского «ларус») и «приятная, сладкая» (от греческого «ларос»).

Читайте также:  Образы и символы в поэме «Двенадцать» (А. Блок)

Лариса из драмы «Бесприданница» как бы объединяет в себе эти значения своего имени. Богатым людям города Бряхимова, которых её мать, надеясь выгодно отдать дочь замуж, привечает в своём доме, приятно общаться с красивой, умной девушкой.

Например, Кнуров говорит Вожеватову: «Приятно с ней одной почаще видеться, без помехи» (действие 1, явление 2), а Ларисе делает такой комплимент: «Велико наслаждение видеть вас, а ещё больше наслаждения слушать вас» (действие 3, явление 11).

Чайка — свободная птица, которая парит над морем, то вздымая над ним, то резко падая вниз. Так и душа Ларисы из «Бесприданницы» парит над миром, стремится к любви, но разочарование в жизни и людях бросает её вниз.

Происхождение, воспитание, семейное положение

Катерина Кабанова и Лариса Огудалова молоды, красивы, живут в городах на Волге: Катерина в Калинове, а Лариса в Бряхимове.

Катерина родилась в патриархальной семье. Вспоминая своё детство и юность, она не упоминает отца, братьев и сестёр, так что состав её родной семьи неизвестен.

Мать в дочери души не чаяла, работать не принуждала, поэтому Катерина жила привольно, делала, что хотела: выращивала цветы, слушала, как странницы и богомолки, которых привечала мать, рассказывают о своих странствиях по святым местам, о житиях святых.

Катерина выросла набожной, очень любила ходить в церковь. О своём образовании она ничего не сообщает, скорее всего, её выучили только читать и писать.

Катерину рано выдали замуж, своего слабохарактерного мужа Тихона, во всём подчинявшегося своей деспотичной матери, Катерина жалела, но не любила.

Лариса Огудалова родилась в небогатой семье, поэтому считается бесприданницей. Живёт она с матерью, так как отец умер, а две старшие сестры замужем. Ларисе дали приличное воспитание и образование, она начитана, умеет вести себя в обществе, хорошо поёт и играет на музыкальных инструментах.

Её мать задалась целью удачно выдать замуж младшую дочь. Для этого она устраивает в своём доме вечера, приглашает на них местных зажиточных холостых мужчин, заставляет Ларису с ними любезничать, улыбаться. Это угнетает искреннюю девушку, вынужденную по приказу матери лицемерить с гостями.

В этом отношении положение Катерины сходно с положением Ларисы. Молодую женщину деспотичная свекровь заставляет вести себя не искренне, а соблюдая устаревшие домостроевские обычаи.

Черты характеров героинь

Характер Катерины во многом схож с характером Ларисы. Они обе свободолюбивы, но терпеливы, стараются подчиняться старшим в семье: Катерина — свекрови, а Лариса — матери.

Эти героини хотят быть честными и искренними в проявлении своих чувств, но деспотичная свекровь Катерины и меркантильная мать Ларисы заставляют их прятать свои чувства.

У обеих девушек чувствительные натуры, они ждут в любви романтических отношений.

Обе героини решительны: Катерина, когда муж уехал, немного посомневавшись, пошла всё же на свидание с Борисом, а Лариса, бросив нелюбимого жениха, уехала с Паратовым на пикник за Волгу. При этом они не думают о том, что принесут горе мужу и жениху.

Их эгоизм продиктован страстным желанием романтической любви. Обе героини принимают своих любимых, Бориса и Паратова, за порядочных людей, но на самом деле они такими не являются.

Катерина видит слабость характера своего мужа Тихона, Лариса тоже понимает, что её жених Карандышев — ничтожная личность.

Различие в характерах героинь состоит в том, что Катерина скромна и безропотна, а Лариса самолюбива и горда. Катерина не винит Бориса в том, что он воспользовался её страстным и необдуманным порывом и сделал несчастной, не винит, что он не берёт её с собой в Сибирь.

Лариса же после поездки за Волгу решительно требует от Паратова ответа на свой вопрос: «Вы мне скажите только: что я — жена ваша или нет?» (действие 4, явление 7). Узнав, что он обручён, упрекает его: «Что ж вы молчали? Безбожно, безбожно!» (действие 4, явление 7).

Не желая жить под гнётом свекрови и сносить постоянно её упрёки, Катерина бросается в Волгу. Лариса тоже от безысходности хотела сделать так же, но у неё не хватило на это решимости. После того, как Карандышев выстрелил в неё, она просит его положить пистолет рядом с ней на стол и говорит, умирая: «Это я сама… сама» (действие 4, явление 11).

Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы (таблица)

Параметры сравнения Катерина Лариса
Различие
Время действия драмы 50-е годы 19 века. 70-е годы 19 века.
Место действия драмы Город Калинов на берегу Волги. Город Бряхимов на берегу Волги.
Социальное положение, образование Жена купца Тихона Кабанова. Необразованна. Скорее всего, из обедневшей дворянской семьи. «Огудаловы всё-таки фамилия порядочная», — говорит Кнуров (действие 1, явление 2). Образованна, музыкальна, умеет держать себя в обществе.
Образ жизни Ведёт замкнутый образ жизни, во всём подчиняется властной свекрови. Мать держит дом открытым для потенциальных женихов Ларисы, заставляет её любезничать с ними, улыбаться, петь, играть на музыкальных инструментах.
Различные черты характера Скромность, безропотность. Самолюбие, гордость.
Сходство
Сходные черты характера Ранимые, мечтательные, чувствительные натуры с честным, доверчивым и горячим сердцем, они терпеливы, но стремятся к свободе.
Спутники жизни Муж Катерины Тихон Кабанов и жених Ларисы Юлий Карандышев — жалкие, ничтожные личности.
Несчастная любовь Катерину выдали замуж рано, мужа она не любит, но жалеет. Со временем она ощутила тягу к любви романтической, полюбила Бориса, такого же бесхарактерного, как её муж.
После своего публичного признания в измене мужу она не вынесла упрёков свекрови и разлуки с любимым и утопилась в Волге.
Полюбила блестящего барина Паратова, но после двух месяцев их любовных отношений он внезапно уехал. Через год Паратов приехал по делу в Бряхимов, Лариса вновь поверила в его любовь и ради него бросила жениха. Узнав, что Паратов обручён, Лариса решает, что жить ей незачем, хочет броситься в Волгу, но не решается. Когда в неё выстрелил Карандышев, она благодарит его и, умирая, уверяет всех, что это она сама в себя выстрелила.
Вывод Трагедия героинь в том, что они полюбили недостойных людей, которые предали этих доверчивых, искренних девушек. В их окружении автор вообще не показал людей, достойных их любви.

Вывод

В драмах «Гроза» и «Бесприданница» А. Н. Островский осуждает общество, не способное разглядеть внутренний мир человека. Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы показывает, что чувствительные люди не могут ужиться среди грубых, меркантильных, бесчестных людей, что общение с ними ранит их душу и приводит к гибели.

Женские образы в пьесе Островского «Бесприданница» :: сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

1. Особенности творчества Островского. 2. Образ Кабанихи в пьесе «Гроза». 3. Варвара, дочь Кабанихи. 4. Катерина, невестка Кабанихи.

Несколько десятков пьес написал А. Н. Островский за свою жизнь, и во всех этих произведениях, как в зеркале, отразились те или иные стороны жизни, современной автору.

Но только ли о своем времени писал Островский? Несомненно, колорит его пьес принадлежит определенному времени, но характеры людей в своей основе остаются неизменными.

Не потому ли так современно звучат пьесы драматурга и в наши дни? Грозная фигура хозяина-самодура (или хозяйки), возвышающаяся над дрожащими домочадцами, расчет, одинаково царящий и в деловой сфере, и в области чувств, человеческих отношений страдания возвышенной души и терзания мелочного эгоизма… За всем этим вечным мельтешением человеческой жизни наблюдает пристальный взор мастера, сумевшего подчас несколькими штрихами передать особенности того или иного характера.

Немало произведений Островского посвящено жизни купеческого сословия, быт которого драматург воссоздал с удивительной точностью и яркостью. В других пьесах Островский показал жизнь дворянской усадьбы, перипетии актерского существования.

Внимание драматурга привлекало и описание женских судеб — он в своих пьесах показал множество запоминающихся, своеобразных женских характеров. В качестве примера яркого женского образа в творчестве Островского нередко приводят образ Катерины из пьесы «Гроза».

Однако в этой пьесе есть и другие яркие женские образы — это свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна Кабанова, грозная Кабаниха, и дочь Кабанихи, Варвара.

Анализируя эти образы, нужно помнить, что все они — продукты одной и той же среды. Чтобы лучше понять сущность каждого характера, целесообразно осуществить их сравнение. Из текста пьесы явствует, что быт в доме Кабановой и в родительском доме Катерины практически ничем не отличался. Когда Катерина рассказывает о своем детстве, Варвара замечает: «Да ведь и у нас то же самое».

Легко представить, что и сама суровая Кабаниха в юности точно так же, как Катерина, терпела колкости свекрови. Тираническое правление, которое Кабаниха установила в своем доме, оставшись вдовой, став полноправной хозяйкой — это воплощение ее стремления к воле.

Сама Кабаниха скорее всего этого и не подозревает — она искренне убеждена, что печется о счастье сына и невестки, о том, чтобы у них все шло заведенным порядком, как полагается у добрых людей. Кабаниха не лишена положительных черт, когда дело касается общения с людьми, не являющимися членами ее семьи.

Она радушно принимает в своем доме странников и богомольцев, рассудительно беседует с самодуром Диким, которого боятся почти все его домашние. Кабаниху с полным основанием можно назвать цельной натурой — она лишена мучительных внутренних противоречий, напротив, убеждена, что ее способ поведения является единственно правильным.

Казалось бы, жизнь Кабанихи, не встречающей открытого сопротивления своей власти, пользующейся преимуществами богатства и внешними проявлениями уважения и покорности окружающих, можно назвать завидной участью. Но несокрушимую мощь Кабанихи омрачают тени грядущего — апокалиптические призраки неизбежной катастрофы.

Фантастические рассказы странников о кознях нечисти сплетаются в воображении богатой купчихи с явными признаками ослабления домостроевских традиций. Отход от старины, по мысли Кабанихи, — первый шаг к бездне. «А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят», — сокрушается Кабаниха, размышляя о сыне и невестке.

В сущности идея Кабанихи не лишена смысла — жить своим умом тоже не так-то легко, а Тихон, сын Кабанихи, не обладает необходимыми для этого навыками. Зато дочь Варвара оказывается способной самостоятельно принимать значимые решения и осуществлять задуманное.

Варвара, несмотря на молодость, хорошо разобралась в том, как нужно вести себя в родительском доме, чтобы избегать лишних неприятностей: «…Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Рассудительность и практичность Варвары проявляется постоянно.

Она, как и ее мать, натура цельная, и ее реакция на события проявляется в первую очередь в действии, а не в рефлексии. Варвара способна здраво оценивать и окружающих людей, в первую очередь своих близких и их взаимоотношения. Девушка понимает, насколько тяжело живется Катерине, старается на свой лад поддержать ее. сочувствует ей.

Варвара без слов постигла, что Катерина не любит Тихона, «…да и не за что», — беспристрастно отмечает девушка, знающая, что представляет собой ее брат. Варвара очень наблюдательна — по едва уловимым признакам она догадалась, кого любит Катерина.

  Гоголевский смех сквозь слезы в поэме «Мертвые души»

Итак, живое участие, которое Варвара проявляет к Катерине, проявляется деятельным образом.

Интересно отметить: Катерина пытается рассказать девушке о своих сомнениях, но собеседница не воспринимает их слишком серьезно: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся.

Читайте также:  Сочинение на тему: как я провел лето в деревне?

Так какая ж неволя себя мучить-то!» Деятельная натура Варвары быстро изыскивает возможность без помех устраивать свидания — и свои с Кудряшом, и Катерины и Борисом. В практических делах Варвара — незаменимый помощник.

Но что касается внутренних противоречий, раздирающих душу Катерины, здесь Варвара ничем не может помочь просто потому, что сама она подобных колебаний лишена. Определив свою линию поведения, Варвара уверенно следует избранному пути. Ее побег с Кудряшом лишь один из шагов.

Погуляв на «своей воле», они скорее всего поженятся и будут себе жить ладком да мирком. Вполне возможно, что со временем Варвара воспроизведет некоторые формы поведения своей матери. Властный дух Кабанихи уже угадывается в ее дочери. Но Варвара действует иначе: не грубо принуждает, а ловко пользуется человеческими слабостями окружающих — так она заставила Катерину взять ключ от садовой калитки, так завлекла к месту свидания безвольного Бориса.

В характере Варвары соединились различные качества, в ней немало по-настоящему хороших черт. Однако нужно отметить, что фальшивая атмосфера родительского дома навсегда оставила в ее душе свой след. «…Делай что хочешь, только бы шито да крыто было» — вот лицемерная житейская премудрость Варвары, бессознательно заимствованная у матери, которая «по видом благочестия» тиранит свою семью.

Трагедия Катерины, которую вслед за Добролюбовым нередко именуют «лучом света в темном царстве», заключается отнюдь не только в том что она попала под власть свекрови. Главная беда Катерины в том, что она, в отличие от Кабанихи и Варвары, не способна избрать для себя линию поведения, которую она сама считала бы правильной.

Катерина полагает, что должна хранить верность мужу, и не имеет для этого достаточно стойкости, жаждет свидания с Борисом, но вместо радости эти встречи приносят ей новые терзания. Как ни странно, при ближайшем рассмотрении можно обнаружить некоторое сходство между Катериной и Кабанихой в первую очередь в их предчувствиях, полных драматизма.

Но если мрачные предчувствия Кабанихи касаются судьбы мира, направлены вовне, то предчувствия Катерины касаются ее собственной судьбы, направлены внутрь. Мысль материальна: предчувствия Кабанихи воплощаются крушении ценностей «Домостроя» и том «позоре», который Катерина навлекла на семью.

Предчувствия Катерины также сбываются — ведь она сама деятельно способствовала этому.

referat5vip.ru

Будучи во многом переломным для русского общества в целом, XIX век перенес множество кардинальных перемен во все области государственной жизни. Так как этот процесс не мог не быть весьма значительным для русского народа, то возникала необходимость привлечения к нему внимания общественности. Выполнение этой функции взяла на себя литература.

Для поднятия наиболее острых вопросов современности создавалось множество ярких, красочных характеров. Следует отметить, что в произведениях традиционно доминировали мужские образы, отображающие наиболее социально активных представителей общества того времени.

Однако, если обратить внимание на работы многих русских классиков, начиная с Фонвизина и Грибоедова, невозможно не заметить их интерес к изображению женских образов. Александр Николаевич Островский не являлся исключением.

Напротив, он создал целый ряд очень выразительных женских характеров, способных, по словам Гончарова, “думать, говорить и поступать, как они думают, говорят и поступают сами”, каждый из которых глубоко типичен и в то же время индивидуален и самоценен.

Нетрудно отметить, что в целом в творчестве Островского преобладают семейно-бытовые конфликты, в которых доминирующую роль играет не мужчина, а именно женщина. Основополагающим мотивом здесь зачастую является противостояние старого и нового.

Обычно оно выражено конфликтом между сильной, деспотичной женщиной старшего поколения и юной, социально беспомощной девушкой (своеобразный мотив взаимоотношений между “палачом и жертвой”). Такой расклад характерен как для комедии Островского “Лес”, так и для его драмы “Гроза”.

Следует акцентировать внимание на том, что в комедии “Лес” этот конфликт раскрывается в более упрощенном (по сравнению с “Грозой”) виде. Старшее поколение здесь представлено в лице Гурмыжской. Островский создает очень колоритный образ богатой помещицы, некогда блиставшей в свете, теперь живущей в провинции.

В качестве одной из наиболее красноречивых характеристик автор приводит ее мнимую склонность к благотворительности. По ее словам, она только “конторщица у своих денег, а хозяин им всякий бедный, всякий несчастный”. Гурмыжская — характерный тип героини, представляющий собой дворянский вариант “самодурного” начала, так полно раскрытого Островским в “Грозе”.

В комедии “Лес” этот мотив выражен не столь ярко. Гурмыжская живет знаниями своей прежней жизни и не желает с ними расставаться. Для этого она выписывает из Петербурга недоучившегося гимназиста Буланова. Островский очень четко рисует гротескно-комедийный образ карьериста и “приживальца”.

Гурмыжская влюбляется в него, и ее “противницей” становится Аксюша, по словам Страхова, “честно и душевно сильная девушка”, но во многом уступающая Катерине из “Грозы”, несмотря на то что параллели в построении образа явно прослеживаются.

К примеру, она так же живет под покровительством сильной, властной женщины, так же влюбляется в молодого человека, находящегося под начальством отца и целиком и полностью зависящего от него (трудно не вспомнить Бориса и Дикого из “Грозы”) наконец, она так же стремится к личной свободе, к независимому самоопределению.

Однако, несмотря на отдельные глубокие по своей смысловой нагрузке психологические зарисовки (например, ее разговор с Петром, в котором она признается: “Слез у меня нет, и тоски большой нет, а вот, говорю я тебе, пусто тут у сердца”), образ гораздо более упрощенный, лишенный глубокого психологического анализа, свойственного Островскому в “Грозе”. Н. А.

Добролюбов указывает на то, что “он не карает ни злодея, ни жертву”. Действительно, ни Гурмыжская с Булановым, ни Аксюша с Петром и прочие герои не получают жесткой оценки: Островский обращает внимание читателей не на конкретных героев, а на те социальные типы, которые они представляют.

Та же ситуация прослеживается и в “Грозе”, однако здесь очевидно гораздо более развернутое построение психологического портрета. Поместное дворянство уступает в этом случае место купечеству. Роль Гурмыжской играет Кабаниха, “типичный самодур русской жизни”.

Это очень колоритная фигура, символизирующая собой одну из наиболее значительных частей “темного царства” и говорящая от имени патриархальных принципов. Она являет собой безличное “мы”, старый порядок, обреченный на гибель даже в таком “захолустном” городе Калинове, где он все еще имеет достаточную силу.

Новое время пугает Кабаниху, она ощущает перемены, замечает, что “не очень-то нынче старших уважают”, и пытается всеми способами поддержать Свой авторитет.

Островский подчеркивает, что делает она это не со зла, что ее беда в том, что она искренне верит в то, что молодые “ничего-то не знают, никакого порядку” и что “хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы”.

Так же как и у Гурмыжской, у Кабанихи сильно развит мотив мнимой благотворительности, она привечает “странниц, оказывает им милости”, прислушивается к их словам, одновременно держа в строгости и повиновении домашних. В таких условиях оказывается главная героиня “Грозы” Катерина. Это несравненно более сложный (по сравнению с Аксюшей) образ, вызывающий массу споров в русской критике.

Ввиду его глубокой внутренней противоречивости, современные критики склонны выделять “светлую и темную стороны души” Катерины. К “светлой стороне” относят ее поэтичность и романтизм, искреннюю религиозность, а также ее “полную противоположность всяким самодурным началам”. Островский рисует образец “женского энергичного характера”.

Не отличаясь особой образованностью и стремлением к высоким идеалам, Катерина обладает сильным чувством внутренней свободы. Всякие попытки навязать ей какие-либо ограничения обращают всю ее силу и энергию в протест. И здесь открывается “темная сторона” ее души, указывающая на ее связь с “темным царством”.

Хотя, по словам Добролюбова, “Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда недовольным, любящим разрушать во что бы то ни стало”, она становится-таки рабой своих эмоций. На передний план всплывают ее уязвленная гордость и оскорбленное самомнение, толкая ее на греховный путь прелюбодеяния.

Следует отметить, что, несмотря на свою большую социальную зависимость, у Островского именно женщина играет ведущую роль в любовном треугольнике, причем возлюбленный не всегда соответствует глубокой внутренней порядочности героини. Эта ситуация наблюдается как в “Грозе”, так и в “Лесе”.

Собственно, любовь Катерины к Борису является частью протеста против нарастающего гнета “темного царства”, кратковременным утешением для нее. Однако, окончательно запутавшись в сложившейся ситуации, она остро ощущает необходимость освобождения и, будучи в душе идеалисткой, видит его только в смерти.

Островский ставит акцент на том, что это единственный выход в данном случае, подчеркивая это словами Бориса: “Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!”, и также краткой, но выразительной репликой Тихона, произнесенной над мертвой Катериной: “Хорошо тебе, Катя!” Говоря об образе Катерины, нельзя не упомянуть о фигуре Варвары, выполняющей здесь функцию беззаботной, ветреной субретки. Островский сознательно подталкивает читателя к сопоставлению этих двух образов, еще сильнее акцентирует внимание на положительных чертах главной героини. “Ты какая-то мудреная, Бог с тобой!” — говорит Варвара, выгодно оттеняя эту “мудреность” своей легкомысленностью и хоть и практической, но поверхностной “хваткой”. Если обратиться к комедии “Лес”, то здесь роль субретки выполняет Улита, ключница Турмыжской, однако она является отнюдь не антиподом, а, наоборот, двойником своей пылкой и влюбчивой хозяйки, ею также овладевают мечты (“Так иногда найдет вроде как облако”, — признается). Любовная связь Гурмыжской с Булановым подчеркивается влюбленностью Улиты в Счастливцева. Немало женских образов носят у Островского сатирический, гротескный характер. В комедии “Лес”, согласно законам жанра, это распространяется на всех персонажей; что касается “Грозы”, то здесь именно сатирические женские образы явились одним из выражений комедийного начала. Сюда можно отнести странницу Феклушу и “девку” Глашу. Оба образа можно смело назвать гротескно-комедийными. Феклуша представляется сказительницей народных преданий и легенд, ублажающей окружающих своими рассказами о том, как “сал-таны землей правят” и “что ни судят они, все неправильно”, да о землях, “где все люди с песьими головами”. Глаша же является типичным отражением простых “калиновцев”, с благоговением слушающих таких Феклуш, уверенных в том, что “еще хорошо, что добрые люди есть; нет-нет да и услышишь, что на белом свете делается, а то бы так дураками и померли”. И Феклуша, и Глаша принадлежат к “темному царству”, деля этот мир на “свой” и “чужой”, на патриархальную “добродетель”, где все “прохладно и благочинно”, и на внешнюю суету, от которой старые порядки и время начинают “в умаление приходить”. Этими персонажами Островский вводит проблему абсурдного невежества и непросвещенности старого консервативного уклада жизни, его несоответствия с современными тенденциями. Таким образом, подводя черту подо всем вышесказанным, следует подчеркнуть, что, твердо осознавая все перемены и течения в обществе, Островский тем не менее был настроен против идей насильственных преобразований и видел свою просветительскую деятельность в достаточно традиционном аспекте: в нравственном перевоспитании, разоблачении порока, открытии добродетели простых и вечных жизненных ценностей. И немаловажную роль в раскрытии этой темы сыграли столь точно подобранные и “выписанные” им персонажи, в том числе и женского пола, как доминирующие во многих его пьесах, включая “Грозу” и “Лес”. Именно их присутствие сделало возможным такие сюжетные ходы, как конфликт между старым и новым поколением, противостояние или, напротив, союз сильной, глубокомысленной личности и беззаботного, но практичного персонала, введение комедийно-гротескных образов и многое другое, в конечном счете обеспечившее выполнение поставленной задачи и сделавшее Островского одним из наиболее выдающихся русских драматургов XIX века.

Ссылка на основную публикацию