Образы и символы в поэме «Двенадцать» (А. Блок)

Исторические темы всегда интересовали литераторов. Писатели двадцатого века особенно откликались на происшествия столетия, ведь это был век глобальных потрясений: две Революции в стране, две мировые войны. Каждый по-своему относился к тем или иным историческим событиям. Однако не все позиции однозначны. Александр Блок в поэме «Двенадцать» показал свой взгляд на революцию 1917 года.

История создания

Образы и символы в поэме «Двенадцать» (А. Блок)

Замысел поэмы «Двенадцать» зародился спонтанно. Александр Блок начал писать поэму лишь спустя пару месяцев после Октябрьской революции. К тому времени уже почти год прошёл после кровавых событий февральской революции, которые привели к краху монархии. Поэт писал поэму «в согласии со стихией», он был весь поглощён революционной песней. Произведение нельзя считать революционными стихами, это строки, наполненные жизнью, передающие внутренний мир автора, его чувства, которые он испытывал в те вьюжные дни. Это подтверждают и рекордно сжатые сроки: Блоку потребовался всего лишь месяц, чтобы создать и подкорректировать поэму.

Произведение было опубликовано 3 марта, по новому стилю, в газете «Знамя труда», в редколлегию которой входили левые эсеры.

Интересные факты о создании поэмы «Двенадцать»:

  • После написания поэмы «12» автор признал, что это было лучшее его творение. В своих дневниках он даже назвал себя гением.
  • Однако творческая история поэмы «Двенадцать» была такой же революционной, как и само ее содержание. Хвалу революции не приняли ни коммунисты, ни тем более окружение Блока. Как же он, интеллигентный дворянин, мог воспеть красную чуму, да еще и образ Христа замарать? Разумеется, со всех сторон посыпались критические замечания и резкие выпады. Сами же революционеры не приняли похвал и увидели в поэме гнусный поклеп на идейных борцов за справедливость. Словом, музыка революции была понята только самим поэтом.
  • Но к концу жизни он и сам перестал ее слышать. Пребывая в эмиграции, невозвращенец и «буржуй» Блок проклял свое же творение и даже пожелал перед смертью уничтожить все имеющиеся экземпляры поэмы «Двенадцать». Он горячо раскаивался в написанном, но, как известно, рукописи не горят.

Образы и символы в поэме «Двенадцать» (А. Блок)

Жанр, направление, размер

Произведение Александра Блока «Двенадцать» принято считать поэмой. Отличительными чертами этого жанра можно назвать стихотворную форму произведения, наличие ярких героев, исторических реалий. В основе повествования лежит одно значительное событие — резолюция. Также важной чертой поэмы является наличие авторского мнения.

Произведение Блока включает в себя несколько форм народного эпоса. В него входят и частушки, и марш, что отражается на размере стихотворных строк. Поэма написана неоднородно: в пределах одной строфы можно увидеть и анапест, и хорей.

Нельзя однозначно определить и направление, в рамках которое было написано произведение. В поэме присутствуют как черты реализма (изображение реальных исторических событий), так и символизма (через цвета передаётся резкое настроение поэмы — присутствует белый, красный, чёрный).

Зато понятно, что Блок был коренным и неисправимым модернистом, то есть стремился выработать новые формы и отрешиться от творческого наследия предков. Ему это удалось: стиль не похож ни на возвышенный слог Пушкина, ни на правду-матушку Некрасова, ни на «чистое искусство» Фета или Тютчева.

Блок создал новаторскую и уникальную работу.

Из-за неоднозначности во всем у современников возникал вопрос: «Это сатира на революцию или слава ей?». Блок одновременно изобразил и жестокость красноармейцев, и надежду на счастливое будущее с новыми вождями.

Видя полнейшее непонимание со всех сторон, автор вынужден был дать обширный комментарий и сказал, что лишь отдался стихии, никак не оценивая ее порывы.

Подробнее об этом Вы можете прочитать в разделе «Идея» и «Критика».

Смысл названия

Смысл заглавия поэмы Блока «Двенадцать» можно интерпретировать по-разному. Прежде всего, число двенадцать связано с количеством красноармейцев, которые патрулировали революционный Петроград. По воспоминаниям современника тех событий — иностранного журналиста Джона Рида — можно убедиться, что по переулкам города действительно «бродили» именно двенадцать красногвардейцев.

Образы и символы в поэме «Двенадцать» (А. Блок)

Также название может быть связано с поэмой Некрасова, где главными героями были двенадцать разбойников. С этой точки зрения Блок сравнивает красную армию с нечестными, мстительными персонажами, которые сеяли вокруг лишь разрушение.

Однако их главарь Кудеяр позже встал на путь истинный и был прощен Богом за все грехи, когда убил пана Глуховского — душителя народа, который не раскаялся в злодеяниях.

Возможно, отряд из двенадцати — это и есть потомки Кудеяра, которые сбросили ярмо рабства и получили от Бога своеобразную индульгенцию, а потому ведет их Иисус Христос.

Однако в названии также проявилась неоднозначная позиция Блока. «Двенадцать» означает не только количество разбойников и число красноармейцев, но и дюжину апостолов из Библии.

В конце поэмы появляется религиозный образ — Иисус Христос, «в белом венчике из роз». По мнению автора, революция приведёт к воскресению России, к ее духовному преображению. Но и розы не без шипов, поэтому «крови еще будет».

Таково символическое значение названия поэмы «Двенадцать».

Композиция

В поэме можно выделить следующие композиционные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог.

Экспозиция происходит в первой главе — автор рисует читателям обстановку послереволюционного Петрограда, заснеженного, морозного.

Вокруг разносятся крики, проклятья, убийство в этом городе — обыкновенное дело. Все объято атмосферой страха, ужаса. Это время, когда стёрлись границы добра и зла, брат пошёл на брата.

В экспозиции мы знакомимся с главными героями произведения — с двенадцатью красноармейцами.

Образы и символы в поэме «Двенадцать» (А. Блок)

Во второй главе воплощается завязка. Красноармейцы вспоминают Катьку — бывшую девушку одного из них, и предателя-Ваньку, который ушел за сытой жизнью в жандармы. Они считают их изменниками, жаждут совершить расправу.

Далее — развитие конфликта. После этого читатель узнает историю красноармейцев, вникает в суть их общей цели. Они хлебнули горюшка, но теперь хотят расплатиться с кашеварами сполна.

В шестой главе происходит кульминация. Отряд красных встречает Катьку и Ваньку и открывает огонь. Бедная девушка погибает, парень спасается бегством. Блок показал в этой главе все сумасшествие того времени — люди спокойно могут убивать других, желая отомстить.

В развязке представлены переживания героя Петрухи, который совершил выстрел. Он решил посвятить свою жизнь революционной борьбе, поэтому ему приходится идти против моральных ценностей прошлого.

В эпилоге появляется образ Христа, который становится «вожаком» двенадцати красноармейцев. Он ведёт разбойников в новый мир, к новым ценностям.

Суть: о чем поэма?

В морозном Петрограде, разоренном революцией, неспокойно, поэтому улицы патрулируют 12 человек. По пути они видят представителей всех прежних сословий: старую бабку, которой жалко полотнища на знамена, купчиху, разоренного буржуя, жандарма, содержанку и т.д. С каждым из них они обходятся нелюбезно, ведь пришло их время чинить расправу над виновниками прежнего беззакония.

Кульминацией является встреча отряда с бывшим другом, ставшим жандармом, и Катькой, его любовницей. Девушка становится жертвой убийства, а ее бывший любовник Петруха сожалеет о содеянном. Но товарищи напоминают ему о неуместности сожалений, и он вновь вступает в строй.

Впереди отряда виднеется Иисус Христос, ведущий людей к новым горизонтам, а позади остается шелудивый пес — систол старого времени.

Образы и символы в поэме «Двенадцать» (А. Блок)

Суть поэмы Блока заключается в неоднозначности революции. Нельзя сказать, что она повлекла за собой только смерть, кровь и разочарование. На обломках прошлого может образоваться прекрасное будущее страны, все ещё может измениться в лучшую сторону. И автор верит в это.

Образы

Несмотря на то, что жанр произведения — поэма, в нем не так много героев. Однако образ каждого героя важен для раскрытия смысла произведения «12», для более глубокого понимания авторской позиции.

Система образов в поэме «Двенадцать» опирается на образы-символы: есть представители старого времени (буржуй, шелудивый пес, купчиха и т.д.) и новые люди нового строя (красноармейцы, Иисус). Между ними и происходит основной конфликт: вчера и завтра, прошлого и будущего.

Темы

Тематика поэмы «Двенадцать» отражает все наиболее дискуссионные вопросы революционного времени.

Основная тема произведения — революция 1917 года. Поэт с разных сторон показывает стихию революции. Это и разрушительная сила, и приятная мелодия. Революция полностью перевернула страну, заставила людей сменить ценности, по-иному относиться друг к другу. Не все приняли эти новшества, но большинство однозначно поддержало долгожданную справедливость.

Образы и символы в поэме «Двенадцать» (А. Блок)

Тема религии — другой важный пласт произведения. По мнению Блока, только с Божьей помощью происходят все изменения в стране. Неслучайно «двенадцать» готовы идти на «мировую революцию», прося благословение. В конце произведения Иисус Христос ведёт красноармейцев под своей опекой.

Однако вера являлась опорой прежней власти, поэтому народ показательно отрекается от нее, срывает крест как символ мученичества, а терновый венец становится венчиком из роз.

Все это говорит о том, что вера остается, но приобретает иную форму: люди верят в себя и свое светлое будущее, а не в идолов старого мира.

В произведении также звучит тема мести. Месть становится разрушительной силой, которая приводит к гибели. Так, Петруха решается поднять ружьё на свою бывшую девушку Катьку. Он убивает героиню, стремясь осуществить возмездие за то, что та ушла от него.

Тема смены ориентиров неотделима от темы революции. Она воплощается на примере Петрухи. Герою пришлось изменить своё мировоззрение, чтобы «подходить» под эпоху. Парень ожесточился, чтобы не казаться трусом на глазах у своих товарищей. Революция — время глобальных перемен, как в стране, так и в душе отдельного человека. Это период разрушения старого и сооружения нового.

Тема любви тоже заняла свое место в поэме. Если раньше люди были вынуждены продавать свою любовь ради хлеба насущного, то в новом мире нет места низкому расчету и пороку. В то же время ради перемен необходимо отказаться от того, что раньше было любимым и почитаемым. В образе Катьки проглядывает сама «толстозадая» лубочная Русь, которую нужно убить ради ее же блага.

Тема народа раскрывается со всех сторон: у Блока это не единый каркас страны, а разрозненные притоки одной реки. Какие-то из них совсем уже пересохли и скоро перестанут существовать, а какие-то наполнились свежей силой. Будущее есть у простого трудового человека, а вот у его угнетателя больше нет. Жертвой перемен станут и те, кто обслуживал элиту.

Проблемы

Проблематика в поэме «Двенадцать» образует запутанный клубок неразрешимых противоречий.

Образы и символы в поэме «Двенадцать» (А. Блок)

На передний план выходит основная проблема жестокости. Двенадцать равнодушно убивают Катьку, Петроград дымится в огне угроз, жертв, всех людей окутал страх. Чтобы добиться своих целей, революционеры идут на самые крайние меры — убийство. Им все равны, им всё равно. Ради мировой революции они готовы сеять всюду хаос.

Проблема разрушения прежних ценностей также находится в центре. В «новый мир» проходят лишь те, кто готов поступиться собственными ориентирами ради построения социалистического общества. Люди забывают о моральных принципах, о нравственности. Они идут с ружьём на своего бывшего товарища.

Нищета страны также отражена в произведении. Блок описывает Россию как запущенный, грязный уголок, внутри которого разруха. Зимой царят суровые морозы, вьюга все сметает на своём пути.

Читайте также:  Чем можно пожертвовать ради победы?

Социальная несправедливость в произведении отражена в своих ужасающих последствиях: люди, задавленные бедностью и бесправием, восстали и готовы утопить прежних хозяев в крови.

Проблема нигилизма* столь же остро острит в поэме. Герои лишились авторитетов и принципов, но новые не создали, поэтому их жизнь напоминает распутицу и вьюгу. Ничего не видно, ничего не понятно, ноги скользят. Люди не хотят идти, куда шли, но не знают, куда податься.

Основная идея

Главная мысль поэмы Блока «Двенадцать» — детальное отражение действительности революционной эпохи с помощью символики. Автор показал ту атмосферу, которой был объят город спустя несколько месяцев после октябрьских событий.

Также в поэме Блок выразил свой взгляд на переломный момент страны, стараясь детально изобразить стихию революции. Автор особое внимание уделял речи героев, именно поэтому в тексте можно увидеть много разговорной лексики того периода.

Образы и символы в поэме «Двенадцать» (А. Блок)

Смысл поэмы «Двенадцать» прокомментировал сам автор в ответ на обвинения в попытках «прислуживаться» большевикам.

В январе 1918-го года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе девятьсот седьмого или в марте девятьсот четырнадцатого.

Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией, например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно шум от крушения старого мира).

Поэтому те, кто видит в Двенадцати политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой,— будь они враги или друзья моей поэмы.

Критика

Признать, что поэму «Двенадцать» написал Блок, можно, лишь увидя подпись автора. Такой стиль совершенно не характерен для Блока (первым необычную интонацию заметил Шкловский, стиль поэмы он определил как «блатной»), поэтому произведение вызвало настоящую полемику среди литераторов, политиков, общественных деятелей. Многие из них высказывали своё мнение относительно прочитанной поэмы.

Так, гениальность Блока признавала О.Д. Каменева. Она говорила, что «Двенадцать» — талантливое «изображение действительности», однако признавала, что строки резкие, даже опасные, но изумительно верные и точные. А вот белый генерал и претендент на престол Колчак обещал повесить автора поэмы «12».

Из близкого круга Блока приняли поэму лишь немногие: Мейерхольд, Ольденбург, Есенин. Но даже они читали произведение с испугом, вставляя местами резкие замечания, а иной раз предостерегали автора от «левого уклона».

Андрей Белый прямо говорил поэту о его чрезмерной неосторожности. Он удивлялся «отвагой и мужеством» Блока, но в то же время советовал быть «мудрее».

Но были и те друзья, которые отреклись от знакомства с поэтом и горько сетовали на его предательство.

Так, на одном из митингов против красного террора Анна Ахматова, Ольга Судейкина, Артур Лурье и другие литераторы поддержали скандирование лозунга «Блок — изменник».

Ахматова даже отказывалась выступать с коллегой на одной площадке, а ее муж, поэт Гумилев, сказал, что Блок, написав «12», «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя». Именно он осуждал Блока за финал его поэмы. Сам автор отпарировал в духе символизма:

Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос.

В предательстве его обвиняли и З. Гиппиус, и И. Бунин. Последний с холодной иронией высмеял отступничество коллеги:

«Блок перешел к большевикам, стал личным секретарем Луначарского, после чего написал брошюру «Интеллигенция и Революция», стал требовать: «Слушайте, слушайте музыку революции!» и сочинил «Двенадцать», написав в своем дневнике для потомства очень жалкую выдумку: будто он сочинял «Двенадцать» как бы в трансе, «все время слыша какие-то шумы — шумы падения старого мира».

К слову, Луначарский действительно оказал Блоку большую услугу в 1919 году, когда поэта арестовали и обвинили в контрреволюционном заговоре. Ему грозила высшая мера, но товарищ Луначарский лично ходатайствовал об освобождении поэта, припоминая ему былые заслуги. С его же помощью он выехал из страны.

После написания своего труда Блоку ещё долго придётся доказывать, что его поэма лишена политической направленности. Как одно из последствий — «творческое молчание» литератора.

Мнение критиков о поэме «Двенадцать» убедило автора в том, что быть услышанным — не значит быть понятым, и широкое распространение его произведение сыграло с автором злую шутку.

Когда он захотел его уничтожить, оно уже было вне досягаемости.

Источник.

Образы и символы в поэме «Двенадцать» (А. Блок)

Анализ произведения «12» Блока + сочинения

Поэма «12» Блока была написана в январе 1918 года. Произведение стало откликом писателя на события Октябрьской революции. Это произведение является одним из самых ярких в русской литературе эпохи символизма.

Образы и символы в поэме «Двенадцать» (А. Блок)

Анализ поэмы «12»

События поэмы “Двенадцать” разворачиваются в революционном Петербурге зимой 1917–1918 гг. При этом сам город в произведении является олицетворением всей России.

Краткий анализ

  • Год написания – январь 1918 года.
  • История создания – толчком к написанию поэмы послужили революционные события.
  • Тема – революция.

Композиция – зеркальная. Поэма делится на 12 глав, представляющие собой экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог.

Жанр – поэма с элементами других жанров, указывающих на динамичность и стихийность событий.

Направление – символизм с реалистическими чертами.

Полный анализ

История создания

А. А. Блок начал работу над поэмой «Двенадцать» в процессе революционных событий. Именно они стали поводом для написания произведения. А. А. Блок работал интенсивно: всего за несколько дней была написана целая поэма, а редактировалась она около одного месяца.

18 февраля 1918 года поэма «Двенадцать» была напечатана в газете «Знамя труда», а уже в мае была издана отдельной книгой.

Тема

В поэме А. А. Блока «Двенадцать» отчетливо звучит тема революции. Все образы связаны с противопоставлением нового мира и мира старого, которому больше нет места на земле.

Композиция

Поэма «Двенадцать» содержит в себе 12 глав. Композиционно произведение имеет экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог. С помощью экспозиции читатель помещается в атмосферу революционного времени.

Во второй главе, являющейся завязкой, читатели знакомятся с основными героями поэмы, судьбы которых узнаются в следующих главах. Кульминацией является шестая глава, в которой происходит убийство Катьки.

Особенность композиции «Двенадцати» заключается в ее зеркальности. Идет перекличка по главам как сюжетно, так и образно.

Жанр

Сам А. А. Блок кратко определяет свое произведение как поэму. Однако в нем есть признаки и других жанров, что помогает раскрыть авторский замысел: подчеркивается стихийность событий, их хаотичность, противоречия революции.

В поэме «Двенадцать» наблюдаются жанры романсов, песен, маршей, декламаций, частушек, лозунгов, молитв. Сочетание религиозных, народных и революционных жанров позволяет говорить о том, что жанровое своеобразие заключается в стилистическом приеме оксюморона.

Направление

Анализ поэмы «Двенадцать» невозможен без понимания такого литературного направления, как символизм. В произведении А. А. Блока ярко отразились основные черты данного направления: использование большого количества образов-символов, олицетворяющих как революцию в целом (метель, ветер, вьюга, ураган), так и новый мир (красноармейцы, плакаты) со старым миром (буржуи, «пес паршивый»).

Прослеживаются в поэме и черты реалистического направления, так как автор изображает события исторического характера.

Вывод

В поэме «Двенадцать» Блок противопоставляет отряд из двенадцати красногвардейцев другим  встречающимся на улицах города персонажам – старушке, буржую, барыне, товарищу попу и остальным. Они являются частью «старого мира».

Отряд из двенадцати – представители «нового мира», за которыми плетется, скаля зубы, «старый мир» в образе пса. Фигура Христа в поэме неоднозначна – даже сам Блок не мог до конца объяснить сложную символику этого образа.

О чем поэма «12» Блока – сюжет

Действие в поэме А. Блока «Двенадцать» происходит в 1917 – 18 г.г. В центре изображения революционный Петроград, где человеческая трагедия достигла космических масштабов. Блок как яркий представитель символизма использовал художественные средства, характерные для этого направления.

Природа отражает всеобщую сумятицу. Холодно, темно, ветер сбивает с ног, скользкие дороги. Революции и война влияют на человека так же: привычный ход жизни нарушен, люди не знают, что теперь делать, куда идти, как «устоять на ногах».

По городу идет отряд из 12 человек. Цифра выбрана не случайно: Блок проводит параллель между отрядом большевиков и апостолами Христа.

В отличие от апостолов этим 12 больше подошел бы бубновый туз на спину, эти люди далеки от святых, они преступники. Диалог защитников революции раскрывает их сущность.

Они обсуждают жизнь Ваньки, который гуляет по кабакам, вспоминают любовницу Петрухи. Как лозунг звучат слова: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи». Они отказались от Бога и погрязли в грехах.

В завершающей 12 главе появляется два символичных образа. За отрядом увязался шелудивый пес, символизирующий старый мир. Перед отрядом смутно виднеется фигура Христа, символ надежды на возрождение России.

Поэма «12» сочинение

Для полного восприятия творчества Блока необходимо погрузится во время, в котором жил автор. Между 1917 и 1918 годами Блок во многом переосмыслил свою жизнь и естественно это заметно в его работах. Поэт хотел передать все качества и пороки людей тех времен. Произведение писалось легко и автор утверждает, что это лучшая его работа.

Поэма очень хорошо передает реальность тех лет. Сюжет, по сути, незамысловат. 12 красноармейцев контролируют соблюдение порядка в город. Солдаты входят в состав патруля. Простота сюжета, благодаря деталям перерастает вполне четкую передачу постреволюционного времени.

Поэма берет свое начало со строк, в которых автор возносит ветер. Ветреная стихия легко разносит препятствия и преграды, которые попадаются на пути. Немного позже становится ясно, что ветер это революция. Автор пытается сказать, что старый режим и правила уходят. Приход нового порядка тесно связан с образами красноармейцев.

Блок описывает их довольно суровыми и темными личностями. Оружие с черными ремнями, картуз и сигарета в зубах. Также автор подчеркивает, что на их спине должен быть туз бубновый. Эти строки можно понять так, что жизнь до революции у красноармейцев была темная, но все же они несут надежды на новое будущее.

Основой произведения является контраст. Автор красит ветер в черный цвет, а снег соответственно в белый. Роль ветра упомянутого в начале поэмы это разрушить грань между двумя образами.

Мир до революции автор показывает светлым тоном, а вот новый порядок ассоциируется с темнотой и злобой.  Но эта злоба не просто пришла с революцией, она зародилась до нее. Люди устали от рабства и издевательства над собой.

Блок показывает, что будущее у того народа, который идет вперед и без всяких запретов. Нет больше ничего святого. Бога нет для людей. Но вот в конце автор вводит совершенно неожиданный образ Иисуса Христа.

Ни один критик и специалист творчества Блока не может понять и объяснить, почему автор ввел в поэму данный образ. С одной стороны, если Блок хотел придать революции черты светлого и святого, то это невозможно исходя из смысла поэмы. А с другой стороны ставить бога в вершине преступников тоже неверно.

Каждый должен лично расценить идею данного произведения. Ведь кто-то верующий, а для кого закона нет и бога нет. Литература является бессмертной, поэтому наверно каждое поколение расценит по- своему данную поэму.

Читайте также:  Сочинение: Почему роман Льва Толстого «Война и мир» является эпопеей?

Сочинение о стихотворении Блока

Поэма «Двенадцать» — это поистине великое и уникальное произведение, оно является апогеем творчества А.А. Блока. Многие считают, что поэма посвящена переменам, коренным переломам, происходившим в стране, что это некий реквием по государству, по его устоям.

Поэма очень интересна по своей композиции, она представляет собой кольцо. Также неоднозначно и необычно толкуется название поэмы. В произведении есть религиозный подтекст, число 12 использовано не просто так, идет отсылка к 12 апостолам.

Блок пытается донести до читателя простую мысль, революция в России – это начало освобождения всех угнетенных и рабов по всему миру, как Христос пришел когда-то со своими учениками, так и здесь красноармейцы идут давать свободу, уничтожать старый строй и наконец водворять царствие Божие.

В произведении всего 12 глав, каждая из них является важным звеном из всей цепочки, без которого не сложится полная картина того времени.

Автор обезличивает героев, по отдельности они – ничто, а вот вместе они настоящая сила, разрушительная, но в тоже время объединяющая народ, который также поднялся во имя свободы. Таким образом, Блок изображает единство, которое охватило страну.

Нужно отметить и многообразие тем и проблем, которые подняты в произведении. Конечно же, это тема революции.

По мнению автора любой переворот обладает сильной разрушительной силой, именно поэтому показаны в произведении образы вьюги и ветра, представители всего старого не знают куда деваться, им нет места в новом мире. «Буржуй» здесь равен бездомному псу, он также никому не нужен.

Тема смены нравственных установок также обсуждается автором. В произведении описываются сборища проституток, которые собираются установить единогласные расценки на обслуживание своих клиентов.

В русской литературе такие темы вообще запретны, а здесь Блок даже не осуждает это. Автор поражает своей честностью, новый мир – новые правила, оковы сняты, нет цензуре.

В поэме религия – это старая традиция, которой нет места в будущем, поэтому она и подлежит уничтожению. А с другой стороны, существует версия, что народ воспринимал Христа вне церкви, поддерживающей царизм, т.е. его учение было изуродовано и направлено против людей. А теперь Христос пришел снова, чтобы уже сделать мир справедливым.

Поэма А.А. Блока – это поистине грандиозное произведение, поражающее своим реализмом, сюда вкраплены песни, разговоры, агитационные речи, образы и картины. С первых строк читателей поражает хаотичность действующего миропорядка, контрасты, но также воодушевление и сила простого народа.

Эссе по поэме Двенадцать

Александр Блок – величайший писатель и поэт, крупнейший представитель символизма, творивший в XX веке. Его работы были наполнены трагизмом, свойственным для того опасного времени, назревания будущей революции.

Изначально же, до смутных времен, А. Блок писал стихи о своей Прекрасной Даме, в которую был по-настоящему влюблен. Однако времена начали меняться. Менялось и творчество Блока.

Основой произведения является конфликт самой революции, противостояние старых устоев с обновленными. Исход этого противостояния ясен.

Непримиримость сторон отлично показана автором, стороны очень контрастны. Каждая из них стоит на своем, однако общее в них то, что они не готовы смириться со своей участью и не готовы принять перемены, которым революция подвергает общество.

Поэма хорошо сочетает в себе реализм с нотками романтизма. Произведение имеет говорящее название, являющееся отсылкой к 12 апостолам-ученикам Иисуса Христа. Однако более реалистичное объяснение название таково: это красногвардейцы, чей отряд состоял из как раз таки 12 человек.

Сюжет является последовательным, в нем присутствуют психологические нотки, нежели фабульные. Двенадцать — являются врагами старого мира, его старинных устоев, хотя они сами являются его частью.

Автор пытается это показать символически, называя старый народ “псом безродным”, который все же не отстает от молодых, следуя за ними. В нем чувствуется что-то темное, опасное.

Сила созидания не была описана Блоком четко. Однако он отмечает, что борьба придает героям силы, они начинаю осознавать свое место и предназначение в этом мире. Она очистила их мысли от всего лишнего и помогает сконцентрироваться на своем долге родине.

Поэма “Двенадцать” показала настоящее значение революции в русской литературе, подчеркнула ее масштабы. Это событие оказало огромное влияние на людей, разбудило их светлые стороны, пробудило в них способность любить, и А. Блок смог это показать.

В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать масштаб социального противостояния, описать его с помощью драматических и контрастных образов.

Можно утверждать, что “Двенадцать” — один из самых реалистичных, сложных и поучительных шедевров русской литературы начала XX века.

Образы героев поэмы «Двенадцать»

В поэме А. Блока «12», написанной по впечатлениям от революции, использованы яркие образы и символы. Они помогают нарисовать картину революционного Петрограда, понять авторское восприятие революции.

Образы двенадцати красноармейцев вызывают ассоциации с апостолами Христа. Красноармейцы выступают апостолами революции. Они защищают дело революции без креста. Им больше подходит бубновый туз на спину, потому что они проливают кровь, совершая убийства.

Блок раскрывает тему вседозволенности, хаоса революции. Поэт проводит мысль, что революция невозможна без насилия.

Особенно выделяется образ Петрухи, который убил Катьку. Злодейство совершается походя и быстро забывается. Революционные события следуют своим чередом, человеческие страсти, чувства руководят поступками человека.

С помощью второстепенных образов Блок показывает отношение разных слоев населения к историческому события. Для бабки политика не имеет значения, она не хотела перемен, боится революции, обращаясь за помощью к божьей матушке. Поп и буржуй переживают за свою судьбу.

Образ Христа в конце поэмы выражает надежду Блока на благоразумие людей, веру в лучшие человеческие начала. Христос сопровождает людей в этот нелегкий период.

Ночь исцеления – сочинения и анализ рассказа Екимова.

В своем произведении Блок применяет символы и принципы контраста. Чтобы усилить восприятие событий, он даёт сравнительные характеристики своим героям.

Блок верит в созидание, и не зря в последней главе появляется образ Христа. Этим автор подчёркивает святость и справедливость революции. Идут вперёд «державным шагом» двенадцать апостолов – красногвардейцев … «И в белом венчике из роз, впереди Иисус Христос».

Поэт считает, что у русского народа хватит сил и мудрости преодолеть разрушения и возродить Россию.

Тема России в лирике А. Блока, — читать школьное сочинение на УкрЛибе

Тема родины, России занимала в творчестве А. Блока особенное место. Россия народная, природная, с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом, давала мужество поэту и надежду на будущее. В декабре 1908 года А. Блок напишет К. Станиславскому: “…стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь”.

Образ России в лирике А. Блока многомерен. Так, в раннем стихотворении “Русь” она выглядит таинственной, сказочной и прекрасной страной:

  • Ты и во сне необычайна,
  • Твоей одежды не коснусь.
  • Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь…

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна.

Ощущение завороженности, заколдованности России, неоднократно возникающее в лирике А. Блока, — не только отголосок старинных преданий, но и продолжение гоголевской традиции: “Россия, как Катерина в “Страшной мести”, находится во власти колдуна”.

Но не только непонятной, зачарованной, застывшей рисуется родина. Это вполне реальная “нищая” страна с “утлым” жильем и ветром в голых прутьях.

В деталях пейзажа можно узнать картины средней полосы России, Подмосковья. “Шахматовские просторы и стали колыбелью любви поэта к родине… Эти дороги, деревни, дали Александр Блок получил словно бы в наследство с детства”, — писала М. Бекетова, биограф поэта, в книге “Шахматово. Семейная хроника”.

Третья сторона облика России — простор и воля. Неоглядные дали и свободолюбие, вольность людей, живущих на этой земле. Поэтому Россия— “дикой вольности сестра”, краса ее “разбойная”, ей свойственны порыв к мятежу, бунту:

  1. Эй, встань, и загорись, и жги!
  2. Эй, подними свой верный молот,
  3. Чтоб молнией живой расколот
  4. Был мрак, где не видать ни зги!

Тема России в лирике А. Блока связана непосредственно с представлением поэта об историческом процессе. В цикле “На поле Куликовом” звучит мысль о том, что родина, ее история, ее народ могут научить поэта “быть светлым”, выбрать мужественную позицию и понять, что “настал твой час”.

Любовь к родине в этом цикле — самое заветное, самое глубокое чувство:

О Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь.

Жена — самый близкий человек, “половина”, которая дается на всю жизнь, какой бы трудной и порой мучительной она ни была. С Россией, как и с любимой, у А. Блока связано все — “жизнь или смерть”, “счастье или погибель”. Образ ее одухотворен, высок — “…в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда”.

Блоковское понимание России, ее прошлого, настоящего и будущего — трагическое и очень личное, лирическое. Необъятные просторы, “песни ветровые”, дальние дороги — такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия.

Урок по литературе: А. А. Блок "Двенадцать". Образы – символы. 11 класс

Тема урока:
А. А. Блок «Двенадцать». Образы – символы.

Цель:
закончить чтение поэмы, раскрывая ассоциативные связи, заключенные в образах –
символах, определить их роль в идейно-эстетическом содержании поэмы; выявить
взаимность образной системы и авторской концепции в изображении революции и
человека; совершенствование навыков учащихся выразительного чтения и
осмысленного пересказа; воспитать у учащихся эстетический вкус.

Межпредметная связь:
история. Революция 1914 – 1917 гг.

Теория литературы:
символ.

Оборудование:
портрет А. А. Блока, учебник Русский язык и литература.

Ход урока.

1. Организационный момент.

  • Эпиграф урока: «Символ только тогда
    истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении. Он
    многолик, многомыслен…»
  • Вячеслав
    Иванов
  • 2.Проверка домашнего задания
  • Выступления учащихся.
  • Историческая справка о поэме «Двенадцать»

Поэма «Двенадцать» принадлежит чрезвычайно
короткой и яркой эпохе истории: последние месяцы 1917 и январь 1918 г.

были
неделями апокалипсическими – Брестский мир, красный террор, начало Гражданской
войны, обстрел Кремля, погромы и самосуды, поджоги усадеб и убийство в больнице
министров временного правительства Шингарева и Кокошкина, которых А.

Блок
хорошо знал. По свидетельству писателя А. М. Ремизова, известие об этом
убийстве стало толчком к началу работы над поэмой «Двенадцать».

Поэма, написанная менее чем за месяц, на
высшем взлете творческих сил, остается памятником кратчайшей эпохи первых недель
революции 1917 года. Закончив ее, А. Блок сказал: «Сегодня я – гений».

  1. Далее учащиеся задают вопросы по
    прочитанному друг другу.
  2. 3. Новая тема
  3. А) Вступительное слово.
  4. Б) Теория литературы
Читайте также:  Анализ стихотворения «Век» (О. Мандельштам)

Символ – (от греч. Symbolon
– знак) – образ, воплощающий какую – нибудь идею; его нельзя выразить
однозначной словесной формулой; основная эстетическая категория символизма;
трактуется более масштабно как «окно в бесконечность».

  • (Запись в тетрадях)
  • В) Словарная работа
  • Оторопеть – растеряться, прийти в
    замешательство.
  • Завел шарманку – заладил одно и то же.
  • Мерный шаг – четкий, ритмичный,
    неторопливый шаг.
  • Г) Чтение поэмы «Двенадцать» до конца.
  • Д) Самостоятельная работа
  • Выписать из прочитанного образы – символы.
  • Е) Алгоритм работы над поэмой:
  • – Какие образы вы встретили в поэме?
  • Образ стихии – вьюги, метели.
    (Ответы учащихся)

Образ метели, вьюги – традиционный в
русской классической литературе. Достаточно вспомнить повесть «Метель» А. С.

Пушкина, его «Капитанскую дочку»… Метель определила судьбу главных героев
вопреки их желаниям, замела все старое, знакомые пути и дороги, свела Гринева с
Пугачевым, Марью Ивановну – с Бурминым. Таким образом, метель – символ промысла
божьего, судьбы рока.

Эта же метель кружит героев по черному городу между
сугробов и снеговых столбов. Она символ стихии революции, уничтожающей все
старое.

Образ цвета.
(Ответ учащихся)

Символика цвета у А. Блока философская.

В
поэме два цвета: черный и белый – этот контраст не столько воспроизводит
картину ночного Петербурга, сколько выражает классовый смысл революции, расстановку
сил истории и одновременно соотношение добра и зла, света и тьмы. Преобладает
черный цвет: Россия погружена в злобное сатаническое – черное. Белый
употребляется только три раза: в начале поэмы и в конце – венец Христа.

Образ – символ пса.
(Ответ учащихся)

Пес, по замыслу А. Блока, воплощение
старого мира. Он сам говорит «Старый мир, как пес безродный…» Вместе с тем, пес
в мировой классической литературе символ и воплощение сатанинских сил.
Вспомним, что в произведении Гете «Фауст» Мефистофель появляется из пса, до
этого преследующего фауста в образе пуделя.

  1. Что это, сказка или боль?
  2. И все разбухает ввысь и вширь,
  3. Он может до потолка достать.
  4. Нет, это не собачья стать!
  5. Я нечисть ввел себе под свод!
  6. Раскрыла пасть, как бегемот,
  7. Огнем глазищи налиты-
  8. Тварь из бесовской мелкоты.
  9. Назовите 1 – 3 смысловые ряды образа пса
  10. К концу поэмы, следуя за патрулем, он
    превращается в волка: «Скалит зубы волк голодный»… Не исчезает, не становится
    слабее.
Старый пес Собака – животное, хорошо поддающееся дрессировке. Символ старого мира «Старый пес» – «старый мир» – «старый свет» – Европа, испугавшаяся последствий своих действий и прячущаяся за их генератор. Хорошо выдрессированное человечество, не способное менять своих ошибочных воззрений даже в критических ситуациях и предпочитающее прятаться за старым злом, столь привычным,  что уже и за зло не считаемым. Сегодня этот старый сторожевой пес постоянно «брешет» в сторону России, как только любая из ее социальных сфер начинает выходить из области, угодной хозяину пса.

Образ двенадцати.
(Ответ учащихся)

Двенадцать – магическое число, оно
пронизывает всю поэму. Реалистическая деталь: патрули тогда действительно
состояли из Двенадцати человек. В поэме Двенадцать глав.

Возникает ассоциация с
Двенадцать апостолами – учениками Христа, которые появляются в конце поэмы.

Я
думаю, в поисках исторических аналогий, А Блок мог сравнить падение царизма с
падением Римской империи, а провозвестником падения Рима он считал учение
Христа.

Назовите 1 – 3 смысловые ряды образа

двенадцать Двенадцать вооруженных мужчин бандитского вида, из тех, кто сидел по политическим статьям. Особо агрессивная часть толпы, революционеры – мстители, чьими руками была сделана революция. Подобные апостолам, носители новой идеологии, насаждающие веру в ее истинность. Как и христианство в Х веке на Руси, проповедуют огнем и мечом. Осуществление «стихийного» радикального вмешательства в политику, о плодах которого будет оговорено позднее.

Образ Христа. Назовите 1 – 3 смысловые
ряды образа Христа.

Христос Бог, Спаситель. Не Бог, а образ – прикрытые одного из средств бесструктурного управления (см. пункт ветер) и главу 12 Олицетворение того, что на самом деле движетдвенадцатью революционерами – апостолами ХХ века. Об истиных мотивах христианских иерархий будет сказано ниже. Ныне используется темже образом и для тех же целей, что и в поэме Блока.

– Кого же ведет Иисус?

– Какой эпитет любимый Блоком звучит
дважды?

Вывод учителя: приходится повториться,
какой бы ни хотел Блок видеть революцию, изобразил он ее объективно, следуя
своему призыву «всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию».
Он услышан ее в январе 1917 и в январе же понял ее и… замолчал.

Лишь однажды
еще, 11 февраля 1921 года прозвучали его новые стихи «Пушкинскому дому – стихи
тому, кто был для Блока воплощением России духа ее народа». «Нет.

Пушкина убила
пуля Дантеса, – скажет Блок, – его убило отсутствие воздуха, у него отняли
тайную свободу»

Заключительное слово учителя: этим
поклоном поэту, сказавшему пророческие слова: «Не дай вам Бог видеть русский
бунт, бессмысленный и беспощадный», – На этом мы и закончим наш урок.

Домашнее задание:
Рассказ об образах поэмы. Подготовить пересказ.

Символы в поэме А.Блока «Двенадцать»

feniks.help – Скорая помощь студентам

Блок писал поэму, вдохновляясь прогулками по Петрограду, пропитанному атмосферой революции и торжествующей новой власти. Поэма была написана за несколько дней.

В ней показан по большей части не процесс анализа и рассуждений, а эмоциональное впечатление автора, так и не определившегося, как относиться к революционным переменам в городе.

Непонятно и то, как расценивать и понимать это читателю: как высмеивание событий или как прославление революционного переворота?

На тот момент 1918 года, когда вышла поэма, А. Блок был поглощен революцией. Позже поэт будет разочарован в пришедшей власти, но не отречется от своего произведения, так как радость от происходящего была стихийной и одурманивающей, и не связанной с политическими играми.

Примечание

Блок хоть и поддерживал идеи переворота, но не обходил негативных черт революции — так была создана цельная картина событий.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Символы в поэме

Так как А. Блоку близок символизм в творчестве, в поэме употребляется множество символов, через которые передан весь глубокий смысл и масштаб революции. Основные из них — цвета, ветер и число 12.

Примечание

Цветовая гамма находится в пределах белого, черного и красного: белый снег, черные ремни, красный флаг.

Цвета

Противостояние черного и белого

В поэме черный и белый цвет выступает в качестве противопоставления старого мира и нового:

  • Черный цвет — это не только зло, но и хаос в человеке.
  • Белый цвет — духовность миссии, надежда на светлое будущее.

Также, черно-белая картина мира может означать состояние души самого автора, находящегося, как и многие, под гнетом неопределенности.

Красный, как выражение сопротивления

Красный цвет в поэме имеет несколько интерпретаций:

  • революции;
  • крови;
  • «мирового пожара»;
  • «красной гвардии».

Люди, вставшие на сторону революционеров, сопротивляются действующей власти, что сопровождается кровавыми последствиями, без этого невозможно изменить мир. Блок показывает возможность перерождения человека в очистительном революционном огне, заставляя читателя задуматься о том, можно ли вообще переродиться в хаосе и насколько это правильно.

Ветер

Основное значение

С одной стороны, ветер создает неприятную атмосферу холода, порождающего у читателя страх и немощность перед стихией. Со стороны символизма, сильный ветер и ураган — это знак разрушительной революционной силы, что является основной трактовкой в поэме.

Действие ветра в поэме

Ветер не ломает деревья и не гнет кусты, как принято, а наносит вред именно человеку: «Ветер, ветер! На ногах не стоит человек!».

Автор указывает на то, что ветер бушуем не только в городе или стране, но и по всему миру, что говорит о масштабах последствий революции. Образ ветра неразрывно связан со льдом и «снежком». На заснеженном льде можно поскользнуться, как и на идеях революции.  

Число 12

Число 12 имеет несколько трактовок в поэме:

  1. Название поэмы перекликается с количеством красноармейцев в отряде, который устраивал революционный суд на улицах города.
  2. Из черновиков Блока было понятно, что название связано не с одним пылающим Петроградом, но также с двенадцатью разбойниками из поэмы Некрасова. Преемственность поколений, борющихся за свободу всеми возможными способами, стало вдохновением для автора.
  3. Символическая трактовка названия связана с религией, с двенадцатью апостолами Иисуса Христа. Таким образом, Блок ассоциирует вновь пришедшего Иисуса «в белом венчике из роз» и дюжиной последователей с мировой революцией, которая установит Божие царствие, уничтожив старый рабский мир.

Образы, их роль в раскрытие смысла

Красногвардейцы

Двенадцать — это и есть красногвардейцы, выходцы из бедных семей, которых использовали на производстве как дешевую рабочую силу. Обезличивание здесь играет роль символа.

Это не люди, а стихия революции, заполонившая целую Россию. Одинаковость красногвардейцев, привыкших находиться в строю, выполнять рутинную работу говорит об отсутствии индивидуальности, выгодном правителям рабов.

Но «Голотьба» восстала против рабского режима и для мести своим угнетателям.

Образ и значение Христа в поэме

Религию христианства в поэме Блок относит к исчерпавшей себя культуре, которую следует уничтожить в русском обществе.

Герои поэмы без почтения, и даже с высмеиванием относятся к традициям, догмам учения и заповедям старой веры. Но поэма завершается строками о двенадцати людях, идущих «без святого имени» под началом Иисуса.

Такая противоречивость воспринимается по-разному, поэтому существует две версии. 

  1. Поэт так показал антихриста, намекая на ошибочный, далекий от истины выбор людей, посчитавших дьявольскую силу миссией. Не признавая веру, человечество отрицало себя. Антихрист является вестником апокалипсиса, погибели человеческой души и тела, а революция уничтожает мир посредством братоубийства. Но, несмотря на отношение Блока к ситуации, фактом оставались охватившие Петроград атеистические взгляды.
  2. Иисуса не воспринимали с церковью как единое целое, а отделяли от ее лицемерия в поддержании царского режима. Учение Христа было искажено во вред людям, и он вернулся, чтобы построить новый и справедливый мир. Как и религии, нового мира невозможно добиться без жертв, поэтому дюжина человек стали инквизиторами, ведь без насильственных действий не изменить мир, как и не обратить всех в христианство. Новоизбранные апостолы возлагают на себя крест, чтобы трансформировать старый мир в тот, который они считают лучшим для своего народа.

Насколько полезной была для вас статья?

Ссылка на основную публикацию