Сочинение: Тема Москвы в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого

(484 слова) Л.Н.Толстой писал: «Всякий русский человек, глядя на Москву, чувствует, что она мать…». Этот город сыграл большую роль в жизни писателя, в судьбе России, а также на страницах произведений Толстого. Так, в романе-эпопее «Война и мир» Москва стала не только одним из композиционных центров, но и полноправным участником происходящих событий.

Москва в романе имеет свой дух, своё лицо. Это хлебосольная, простая и весёлая купчиха, с распростертыми объятиями встречающая своих гостей.

Именно в этом городе на улице Поварской находится особняк Ростовых. Они – типичные москвичи, олицетворяющие собой национальный менталитет, широту русской души.

Толстой симпатизирует их семейству, поэтому поселяет своих героев в Москву, а не в холодную столицу империи.

В Санкт-Петербурге живёт семья Курагиных и весь высший свет, так негативно представленный в романе. Для них есть только выгода, лесть и внешнее соблюдение правил приличия. Курагины представляют собой людей, живущих наслаждениями, ненастоящими чувствами, ведущими аморальный образ жизни. Таков весь высший свет, который сосредоточен в Северной столице.

Ему, как совершенно иному полюсу русской жизни, противопоставлена простая, настоящая, патриархальная жизнь москвичей с вечерами, именинами, и балами, заседаниями Английского клуба и охотой. Ростовы живут на широкую ногу, не экономя и собирая у себя в доме «самых разнообразных лиц».

Так, Толстой противопоставляет на личностном уровне два семейства, а на социальном — два города.

Подробно автор описывает события, происходящие в Москве перед захватом города французской армией. Основная часть москвичей решила покинуть город:

«Они (москвичи) ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего».

Однако поведение горожан в этот критический момент разное. Например, граф Ростов обещает «пожертвовать всем» для народного ополчения. Его семья, покидая дом на Поварской, на своих повозках увозит раненых солдат.

Многие же в то время заботятся лишь о личной выгоде, скупая имущество по дешёвке и увозя из города ценные вещи. Недостойно ведёт себя и градоначальник Растопчин. Поддавшись панике, он призывает жителей оборонять Москву «с топором» и «с рогатиной».

Растопчин становится виновником жестокой расправы над купцом Верещагиным, действуя скорее как преступник, а не блюститель закона и порядка.

О массовом бегстве москвичей не подозревал Наполеон, мечтающий на Поклонной горе получить ключи от города из рук бояр. Французский император уверен, что захват восточной древней столицы станет для него победой во всей войне. Стоя на поклонной горе, Наполеон любуется неизвестной и прекрасной «восточной красавицей», он считает Москву сердцем России, поэтому не идёт в поход на Санкт-Петербург.

  Сказки про овощиматериал (подготовительная группа)

Огромное значение Москва имеет и в народном сознании. Перед Бородинским сражением каждый из солдат думает, что отступать некуда, за ними осталась Москва.

Нежелание сдавать древнюю столицу стало важной причиной героической стойкости русских во время сражения. Толстой подводит читателей к выводу, что именно сдача Москвы стала тем событием, после которого поражение Наполеона стало неизбежно.

После этого на французскую армию пала «дубина народной войны».

Таким образом, Москва в романе «Война и мир» несёт важное историческое и смысловое значение. Это город добрых и щедрых Ростовых, старая столица, являющаяся олицетворением народного сознания и русской истории.

Ксения Яблокова

Большой Бейсуг

Москва для Толстого — не просто город, в котором он часто бывал и подолгу жил. Москва стала героем его произведений, она связана с важнейшими этапами его жизни.

Отношение писателя к древней столице менялось на протяжении жизни, детское восхищение величием древнего города сменялось неприятием светской пустоты. Но над всем этим всегда вставал образ Москвы, созданный в романе «Война и мир»: «Всякий русский человек, глядя на Москву, чувствует, что она мать…»

Работая над «Войной и миром», Толстой неоднократно приезжал в Москву. В этом романе вымышленные и реально существовавшие персонажи оказываются на улицах и площадях столицы. дом Ростовых — известный особняк на Поварской, 52, Английский клуб находится у Петровских ворот, дом князя Волконского — на Воздвиженке.

Упоминаются в романе и Арбат, и Сокольники, и Маросейка, и Лубянка. Противопоставление Москвы и Петербурга — одно из основных в композиции романа. Первые сцены показывают нам северную столицу.

Мы попадаем в петербургские гостиные большого света и знакомимся со «сливками» этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. Толстой срывает покровы внешнего блеска, утонченных манер с этих людей, и перед читателем предстает их духовное убожество, нравственная низость.

В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне А. П. Шерер. Все живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Контрастирует с описанием петербургского салона картина именин в доме Ростовых в Москве.

Хозяин дома — граф Илья Андреевич, типичный патриархальный барин, добродушный и хлебосольный, завсегдатай Английского клуба, восторженный устроитель праздничных обедов на великое множество персон. В доме Ростовых всегда звучит музыка, отношения между родителями и детьми доверительны и просты.

Ростовы — настоящие москвичи, не думающие о том, что разоряют сами себя, беззаботные, но веселые и гостеприимные. И противоположность им — петербуржцы Курагины, семья, в которой отношения между людьми строятся на расчете.

Петербург для Толстого — это источник искушения и всяческих бед. Жизнь светского Петербурга пагубным образом влияет на Пьера. Он пускается во все тяжкие: пьет, устраивает несуразные кутежи и хулиганства наподобие случая с медведем, ведет праздный, бессмысленный образ жизни.

Читайте также:  Стихи о подруге: красивые стихотворения о женской дружбе, подружках читать

Князь Андрей также признается другу: «Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне». Зато как меняется настроение любимых героев Толстого, стоит им оказаться в Москве. Здесь иначе дышится, иначе думается, в душе героев воцаряется мир.

Неудивительно, что Наташа совершает свою роковую ошибку, задумав убежать с Курагиным, именно в Петербурге, а излечивается в Москве с ее церквами и соборами.

В историческом плане Толстого интересует решающий эпизод войны 1812 года — Бородинское сражение и уход жителей из Москвы. Писатель показывает, насколько по-разному ведут себя москвичи в этот трагический момент.

Граф Растопчин, московский генерал-губернатор, думает лишь о своей карьере да об опасности появления «нового Пугачева», а потому препятствует формированию народного ополчения. Он с радостью играет роль «руководителя народного чувства», но не имеет ни малейшего понятия о народе, которым решил управлять.

Берг радуется тому, что появилась возможность за бесценок скупать имущество москвичей, бросающих свои дома. Но все же таких людей немного Толстой подчеркивает, что «большое количество москвичей» надели мундиры и проповедовали патриотизм.

Охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона и «прекратить несчастья всей Европы». Граф Ростов плачет, слыша манифест императора, и обещает: «…мы всем пожертвуем, ничего не пожалеем».

Наташа не только распоряжается разместить на половине дома раненых, но и убеждает родителей в необходимости отдать подводы на которых можно было вывезти семейное «богатство, которому многие завидовали и за которое Ростовым предлагали огромные деньги».

Великое значение Москвы для всех русских людей становится очевидным после прочтения строк, в которых описывается настроение русского войска перед Бородинским сражением. «Всем народом навалиться хотят; одно слово — Москва. Один конец сделать хотят», — говорит Пьеру простой солдат.

По мнению писателя, исход сражения зависит от того чувства, которое живет во всех участниках битвы. И это чувство народный патриотизм, необъятный подъем которого в день Бородина убеждает Болконского в том, что русские непременно победят.

«Завтра, что бы там ни было, — говорит он, — мы обязательно выиграем сражение!» И с ним совершенно согласен Тимохин, который знает, что солдаты даже отказались пить перед боем водку, потому что это «не такой день».

Писатель не сомневается, что именно сдача Москвы Наполеону должна была стать той последней каплей, которая сделала неизбежным конец блистательной военной кампании Наполеона, того самого, кому Москва долгое время не давала покоя.

Стоящий на Поклонной горе Наполеон называет древнюю русскую столицу святой, видит ее красоту и величественность. Но он хотел сделать Москву лишь сценой для очередного спектакля, а город обманул его, показал все свое презрение и ненависть.

Жители европейских столиц, завоеванных Наполеоном, не думали покидать свои дома, они сидели за одними столами с французами, но москвичи ощущали неизбежную необходимость уйти из города, занятого Наполеоном.

И в этом поступке был залог скорой победы России.

Л. Н. Толстой гордится подвигом Москвы в войне 1812 года. Сожженная столица становится для него символом вечно живого сердца страны. «Все было разрушено, — пишет он о Москве, лежащей в развалинах, — кроме чего-то невещественного, но могущественного и неразрушимого…»

похожие материалы

  • Образы Москвы и Петербурга в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Москва для Толстого — не просто город, в котором он часто бывал и подолгу жил. Москва стала героем его произведений, она связана с важнейшими этапами его жизни. Отношение писателя к древней столице менялось на протяжении жизни, детское восхищение величием древнего города сменялось неприятием светской пустоты.

Но над всем этим всегда вставал образ Москвы, созданный в романе «Война и мир»: «Всякий русский человек, глядя на Москву, чувствует, что она мать…» Работая над «Войной и миром», Толстой неоднократно приезжал в Москву. В этом романе вымышленные и реально существовавшие персонажи оказываются на улицах и площадях столицы.

Дом Ростовых — известный особняк на Поварской, 52, Английский клуб находится у Петровских ворот, дом князя Болконского — на Воздвиженке. Упоминаются в романе и Арбат, и Сокольники, и Маросейка, и Лубянка. Противопоставление Москвы и Петербурга — одно из основных в композиции романа. Первые сцены показывают нам северную столицу.

Мы попадаем в петербургские гостиные большого света и знакомимся со «сливками» этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. Толстой срывает покровы внешнего блеска, утонченных манер с этих людей, и перед читателем предстает их духовное убожество, нравственная низость.

В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне А. П. Шерер. Все живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Контрастирует с описанием петербургского салона картина именин в доме Ростовых в Москве.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа Антона Чехова «Каштанка» с отзывом для читательского дневника

Хозяин дома — граф Илья Андреевич, типичный патриархальный барин, добродушный и хлебосольный, завсегдатай Английского клуба, восторженный устроитель праздничных обедов на великое множество персон. В доме Ростовых всегда звучит музыка, отношения между родителями и детьми доверительны и просты.

Ростовы — настоящие москвичи, не думающие о том, что разоряют сами себя, беззаботные, но веселые и гостеприимные. И противоположность им — петербуржцы Курагины, семья, в которой отношения между людьми строятся на расчете. Петербург для Толстого — это источник искушения и всяческих бед. Жизнь светского Петербурга пагубным образом влияет на Пьера.

Он пускается во все тяжкие: пьет, устраивает несуразные кутежи и хулиганства наподобие случая с медведем, ведет праздный, бессмысленный образ жизни. Князь Андрей также признается другу: «Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне». Зато как меняется настроение любимых героев Толстого, стоит им оказаться в Москве.

Здесь иначе дышится, иначе думается, в душе героев воцаряется мир.

Неудивительно, что Наташа совершает свою роковую ошибку, задумав убежать с Курагиным, именно в Петербурге, а излечивается в Москве с ее церквами и соборами. В историческом плане Толстого интересует решающий эпизод войны 1812 года — Бородинское сражение и уход жителей из Москвы. Писатель показывает, насколько по-разному ведут себя москвичи в этот трагический момент. Граф Растопчин, московский генерал-губернатор, думает лишь о своей карьере да об опасности появления «нового Пугачева», а потому препятствует формированию народного ополчения.

Он с радостью играет роль «руководителя народного чувства», но не имеет ни малейшего понятия о народе, которым решил управлять.

Берг радуется тому, что появилась возможность за бесценок скупать имущество москвичей, бросающих свои дома. Но все же таких людей немного. Толстой подчеркивает, что «большое количество москвичей» надели мундиры и проповедовали патриотизм. Охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона и «прекратить несчастья всей Европы». Граф Ростов плачет, слыша манифест императора, и обещает: «…мы всем пожертвуем, ничего не пожалеем».

Наташа не только распоряжается разместить на половине дома раненых, но и убеждает родителей в необходимости отдать подводы, на которых можно было вывезти семейное «богатство, которому многие завидовали и за которое Ростовым предлагали огромные деньги».

Великое значение Москвы для всех русских людей становится очевидным после прочтения строк, в которых описывается настроение русского войска перед Бородинским сражением. «Всем народом навалиться хотят; одно слово — Москва. Один конец сделать хотят», — говорит Пьеру простой солдат. По мнению писателя, исход сражения зависит от того чувства, которое живет во всех участниках битвы.

И это чувство — народный патриотизм, необъятный подъем которого в день Бородина убеждает Болконского в том, что русские непременно победят. «Завтра, что бы там ни было, — говорит он, — мы обязательно выиграем сражение!» И с ним совершенно согласен Тимохин, который знает, что солдаты даже отказались пить перед боем водку, потому что это «не такой день».

Писатель не сомневается, что именно сдача Москвы Наполеону должна была стать той последней каплей, которая сделала неизбежным конец блистательной военной кампании Наполеона, того самого, кому Москва долгое время не давала покоя. Стоящий на Поклонной горе Наполеон называет древнюю русскую столицу святой, видит ее красоту и величественность. Но он хотел сделать Москву лишь сценой для очередного спектакля, а город обманул его, показал все свое презрение и ненависть. Жители европейских столиц, завоеванных Наполеоном, не думали покидать свои дома, они сидели за одними столами с французами, но москвичи ощущали неизбежную необходимость уйти из города, занятого Наполеоном.

И в этом поступке был залог скорой победы России. Л. Н. Толстой гордится подвигом Москвы в войне 1812 года. Сожженная столица становится для него символом вечно живого сердца страны. «Все было разрушено, — пишет он о Москве, лежащей в развалинах, — кроме чего-то невещественного, но могущественного и неразрушимого…»

Москва и Петербург в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” – сочинение по “Война и мир” Толстой Л. Н

Лев Николаевич Толстой является одним из самых выдающихся русских писателей. Его творчество представляет собой настоящий кладезь мудрости. Глубина и сила его мысли признаны во всем мире.

Красной нитью во всех его произведениях сквозит тема нравственности, гуманизма; читателей привлекает трудный, но честный постоянный поиск смысла жизни.

Я думаю, многих подкупает то, что Лев Толстой очень хорошо, до тонкостей изучил природу человека, прежде всего в самом себе.

Это чувствуется в его трилогии «Детство. Отрочество. Юность».

Писатель помогает разобраться в себе, в своих чувствах и малейших движениях души. Он помогает оформить некоторые мысли, до которых некоторым трудно дойти самим. Это очень ценно для всех людей, и потому его творчество остается актуальным и в настоящее время. Мне кажется, что своими произведениями Толстой будет давать пищу для размышлений еще многим поколениям.

Конечно же, самой драгоценной жемчужиной его творчества являлся роман «Война и мир». В своем романеэпопее Толстой поднимает вопросы, которые не давали ему покоя всю жизнь.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах» по главам 

Это произведение несет в себе многогранный смысл, в роман вложено много душевной работы, волнений.

Ведя свою непрерывную во всей жизни работу по изучению характера отдельного человека и общества, Толстой выбрал наиболее сложную историческую ситуацию, которая обнажает и подчеркивает пороки и достоинства групп людей и отдельных личностей, иногда даже неожиданно.

В романе подчеркивается различное отношение к происходящему у разных слоев населения России. Все действующие лица произведения условно делятся на два лагеря. Для одних война является бедствием, горем, требующим от них величайшего напряжения духа, благородства, храбрости и самоотверженности. Символично эту наибольшую группу героев романаэпопеи олицетворяет собой Москва.

Автор восхищен патриотизмом и благородством семьи графа Ростова. Граф Ростов, будучи уже в преклонном возрасте, озабочен судьбой России. Также очень симпатична его дочь Наташа.

Она еще очень молода, очаровательна; вполне понятно, что ее головка держит в себе всякие светские глупости и суету, но экстремальная ситуация выявляет и в ней патриотические порывы. Нам очень жаль юного Петю, погибшего в сражении. Москва предана огню, чтобы не достаться французам.

Покидая горящую Москву, семья Ростовых бросают часть своих вещей, чтобы помочь спасти раненых. Война вскрывает многие благородные черты офицеров, которые обычно привыкли вести себя грубо и цинично. Князь Болконский мог бы сделать хорошую карьеру, используя войну, но его не интересует вся эта пошлая суета. В Итоге он погибает, спасая Россию.

Автор высоко оценивает деятельность партизан, явивших собой для французов настоящую «дубину народной войны». Вся Россия объединилась в едином порыве вместе с высшими и низшими классами, защищая Родину. Пошлым контрастом протекает жизнь в столице — Петербурге. Там люди, хотя и находятся в высших слоях общества, нищие духом, ведут безнравственный образ жизни. Венный образ жизни.

Жизнь их наполнена пустыми сплетнями, корыстными помыслами, завистью. Красавица Элен для читателей является лишь холодной, красивой вещью потому, что если углубляться в ее душу, то станет еще грустнее. Так же безнравственен и опасен Анатоль Курагин. Многие офицеры и генералы стремятся использовать любое сражение для получения лишнего крестика и продвижения вверх по служебной лестнице.

Их не волнуют трагические судьбы тысяч простых солдат. Смешны также в своем пошлом подражании Вера с мужем. Толстой постоянно подчеркивает, что в трудное для страны время происходит разделение пороков и благородных чувств. Творчество Толстого проникнуто любовью к людям, стремлением к совершенствованию себя, мечтой о красивом.

За это его любят во всем мире.

TESTSOCH.RU

Все материалы с раздела: Сочинения по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

         То, как много значила Москва для Льва Толстого, становится понятно из фразы из романа «Война и мир»: «Всякий русский человек, глядя на Москву, чувствует, что она мать». Писатель часто приезжал в Москву во время написания романа, чтобы проникнуться её духом, впечатлениями от неё. Своих главных героев, реально существовавших и вымышленных, он поселил на знаменитых улицах города.

        Москва изображена в «Войне и мире» радушным, хлебосольным, истинно русским городом. В частности, это показывается на примере семьи Ростовых. Они были гостеприимными хозяевами, их дом всегда был полон людей, играла музыка. Также Москва важна для писателя как арена боевых действий. Толстой изображает, насколько патриотичны и преданны своему городу и своей вере москвичи.

        Они не пожелали даже остаться в одном городе с французами, в отличие от европейцев, которые не гнушались делить кров и стол с завоевателями. Покинув сожженную Москву, люди продемонстрировали Наполеону, что его планы потерпели крах.

        Москва в романе символизирует всю Россию, именно она желанна для захватчика. Завладев ею, он получил бы власть и над другими городами. Москвичи в тяжелое военное время были готовы поделиться последним с нуждающимися.

Например, Наташа готова предоставить дом раненным солдатам, а Пьер Безухов подготовил большое количество ополченцев на свои средства.

Встречались среди горожан и те, кто думал лишь о своих проблемах и богатстве, но таких было весьма мало.

        Полную противоположность душевной и открытой Москве представляет собой Петербург. Действие романа начинается в салоне Анны Павловны Шерер, где властвует тщеславие, гордыня, лицемерие. Сценой в салоне А. Шерер автор как бы символизирует весь город.

У богатых и знаменитых господ и светских дам изысканные манеры, но сколько убожества за ними скрывается! Эти люди пусты, заботятся лишь о внешнем лоске и финансовом состоянии. Ярким примером тому является семья Курагиных, для которых нет ничего святого.

        В Петербурге даже положительные персонажи — Андрей Болконский, Наташа, Пьер — совершают ошибки и попусту тратят время. Князь Андрей признавался: «Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне».

        Предпочтение Москвы Петербургу и огромную разницу между этими двумя городами Лев Толстой выражает таким высказыванием: «Все было разрушено, кроме чего-то невещественного, но могущественного и неразрушимого».

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: Сочинения по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
Ссылка на основную публикацию