Сочинение: Причины возникновения конфликтных ситуаций

Сочинение: Причины возникновения конфликтных ситуаций

  • Вы узнаете о том, какие существуют группы причин появления конфликтов и чем они отличаются друг от друга, а также о том, каковы основные этапы и стадии их развития и что представляет собой их динамика.
  • Содержание:
  • И первым вопросом на повестке дня будут причины конфликтов.

Причины возникновения конфликтов

Всего можно выделить четыре основные группы, на которые делятся причины конфликтов:

  • Объективные причины
  • Организационно-управленческие причины
  • Социально-психологические причины
  • Личностные причины

Поговорим о каждой группе в отдельности.

1

Объективные причины конфликтов – это причины, обуславливающие формирование предконфликтной обстановки. В некоторых случаях они могут являться реальными, а в некоторых – мнимыми, представляя собой лишь искусственно выдуманный человеком повод.

К наиболее распространённым объективным причинам относятся следующие:

  • Происходящее в процессе жизнедеятельности в естественном ритме столкновение духовных и материальных интересов людей.

ПРИМЕР: Два человека спорят в магазине о том, кому достанется понравившийся им товар, оставшийся в единственном экземпляре.

  • Недостаточно разработанные правовые нормы, которые регулируют конфликтное решение проблем.

ПРИМЕР: Руководитель часто оскорбляет своего подчинённого. Подчинённый, защищая своё достоинство, вынужден прибегать к конфликтному поведению.

В наше время ещё не разработано каких-либо эффективных способов защиты от произвола руководителей интересов подчинённых. Подчинённый, конечно, может подать жалобу в соответствующие инстанции, но, скорее всего, это не даст результата.

Отсюда и получается, что в подобных ситуациях подчинённым приходится либо идти на уступки, либо вступать в конфликт.

  • Недостаточное количество духовных и материальных благ, необходимых для нормальной жизни и деятельности.

ПРИМЕР: В наше время в обществе можно наблюдать всевозможные дефициты различных благ, что непременно сказывается как на жизни людей, так и на особенностях конфликтов между ними.

Несколько человек могут претендовать на одну и ту же перспективную и хорошо оплачиваемую должность.

Это способствует возникновению конфликтов между людьми, и объективной причиной конфликта здесь будет выступать распределение материальных ресурсов.

2

Организационно-управленческие причины – это вторая группа причин возникновения конфликтов. В некоторой степени эти причины можно назвать более субъективными, нежели объективными. Организационно-управленческие причины взаимосвязаны с такими процессами, как создание различных организаций, групп, коллективов, а также с их функционированием.

Основными организационно-управленческими причинами являются:

  • Структурно-организационные причины – их смысл заключается в том, что структура организации не соответствует тем требованиям, которые выдвигает ей деятельность, которой она занимается. Структуру организации должны определять задачи, которые она  решает или планирует решать, другими словами, структура должна быть адаптирована под них. Но загвоздка в том, что привести структуру к соответствию задачам очень проблематично, отсюда и возникают конфликты.

ПРИМЕР: При проектировании организации, а также в прогнозировании её задач были допущены ошибки; в процессе деятельности организации постоянно меняются стоящие перед ней задачи.

  • Функционально-организационные причины – как правило, вызываются отсутствием оптимальности в связях между организацией и внешней средой, различными подразделениями организации или отдельными сотрудниками.

ПРИМЕР: Конфликты могут возникать по причине несоответствия прав работника и его обязанностей; несоответствие оплаты труда качеству и количеству проделанной работы; несоответствие между материально-техническим обеспечением и объёмом и особенностями поставленных задач.

  • Личностно-функциональные причины – обусловлены недостаточным соответствием сотрудника, исходя из профессиональных, нравственных и других качеств, которых требует занимаемая им должность.

ПРИМЕР: Если работник не обладает требуемыми организацией качествами, могут возникнуть конфликтные отношения между ним и вышестоящим руководством, коллегами и т.д., т.к. допускаемые им ошибки могут затрагивать интересы всех, с кем происходит его взаимодействие.

  • Ситуативно-управленческие причины – являются следствием ошибок, допускаемых руководителями и их подчинёнными в процессе решения поставленных перед ними задач (управленческих, организационных и т.п.).
  1. ПРИМЕР: Если принято неверное управленческое решение, может возникнуть конфликт между его исполнителями и авторами; подобные ситуации возникают и тогда, когда работник не выполнил поставленную перед ним задачу или сделал это ненадлежащим образом.
  2. 3
  3. Социально-психологические причины конфликтов основываются на социально-психологических предпосылках, заложенных в межличностных взаимоотношениях. Они также подразделяются на несколько видов:
  • Неблагоприятный социально-психологический климат – обстановка, в которой нет ценностно-ориентационного единства и низкий уровень сплочённости людей.

ПРИМЕР: В организации или какой-либо группе людей преобладает отрицательная атмосфера, подавленность, негативное отношение людей друг к другу, пессимизм, агрессия, антипатия и т.п.

  • Аномия социальных норм – это рассогласованность социальных норм, принятых в организации или социуме. Она может порождать двойные стандарты – ситуации, когда один человек требует от других того, чему не следует сам.

ПРИМЕР: В организации есть человек, которому всё сходит с рук, а от другого требуется выполнять немыслимые задачи и нести ответ за каждое действие.

  • Расхождение социальных ожиданий с реализацией социальных ролей и выполнением функционала – появляется по причине того, что у одного человека могут быть уже сформировавшиеся ожидания, а другой человек может даже не подозревать об этом.

ПРИМЕР: Руководитель ожидает от подчинённого, что он будет выполнять свои обязанности конкретным образом, но не ввел его в курс дела. Подчинённый выполняет работу так, как это должно происходить в его понимании. В итоге ожидания руководителя не оправдываются, что и служит причиной возникновения конфликта.

  • Конфликт поколений – как правило, связан с различными манерами поведения людей и разницей в их жизненном опыте.

ПРИМЕР: Пожилой человек считает, что молодёжь должна вести себя определённым образом, соответствующим тому представлению, которое закреплено в его сознании. Молодые люди, в свою очередь, ведут себя так, как правильно с их точки зрения. Вследствие этого несоответствия может возникнуть конфликт.

  • Коммуникационные барьеры – другими словами, непонимание между людьми, которое может возникнуть как неосознанно, вследствие неумения эффективно общаться и концентрации лишь на своих интересах, так и преднамеренно, чтобы затруднить партнёру процесс коммуникации.

ПРИМЕР: угрозы, поучения, команды, приказы, обвинения, унижения, нравоучения, логические аргументации, критика, несогласия, допросы, выяснения, отвлечение внимания, намеренный увод от проблемы и всё то, что может нарушить ход мыслей другого человека, заставить его доказывать свою позицию.

  • Территориальность – относится к области экологической психологии. Под территориальностью подразумевается занятие одним человеком или группой людей конкретного пространства и взятие его и всего, что находится в нём, под свой контроль.

ПРИМЕР:Группа молодых людей приходит в парк и желает занять скамейку, на которой уже сидят люди. Они требуют уступить им место, что и может послужить причиной конфликта, т.к.

другие могут место не уступить.

Другим примером может послужить ввод войск на территорию какой-либо страны с целью занять там определённые позиции, подчинить её своему контролю, установить свои порядки.

  • Наличие деструктивного лидера в неформальной структуре – если в неформальной организации присутствует деструктивный лидер, он, намереваясь достичь личных целей, может организовать группу людей, которая будет подчиняться его указаниям, а не указаниям формального лидера.

ПРИМЕР: Можно вспомнить кинофильм «Повелитель мух» – по сюжету произошла следующая ситуация: группа мальчиков, оказавшихся на необитаемом острове, выбрала конкретным лидером одного из ребят.

Вначале все его слушали и выполняли его распоряжения. Однако впоследствии один из ребят посчитал, что лидер ведёт себя неэффективно.

Впоследствии он становится неформальным лидером и переманивает ребят на свою сторону, в результате чего мальчик, бывший формальным лидером, теряет всякий авторитет и власть.

  • Трудности социально-психологической адаптации новых членов коллектива – возникают во множестве случаев, когда в организацию, компанию или любую другую группу людей приходит новый человек. В таких ситуациях нарушается стабильность коллектива, из-за чего он становится подвержен негативному воздействию как изнутри, так и снаружи.

ПРИМЕР: В сформировавшийся коллектив отдела организации приходит новый человек, обладающий своими особенностями и качествами. Люди начинают присматриваться, адаптироваться, проверять друг друга, устраивать всевозможные «тесты». В процессе такого взаимодействия могут возникать конфликтные ситуации разного рода.

  • Респондентная агрессия – свойственна, главным образом, слабым и беззащитным людям. Проявляется в том, что возмущение человека направляется им не на его источник, а на окружающих его людей: родственников, друзей, коллег и т.д.

ПРИМЕР: Молодой человек работает менеджером в компании. Но в силу своего характера и особенностей личности, над ним все подшучивают, «подкалывают» его, иногда не совсем дружелюбно.

Но он не может никому ответить, т.к. по натуре слаб. Его возмущение сублимируется в агрессию, которую он вымещает, приходя домой, на своих родных – кричит на них, ругается с ними, затевает ссоры и т.п.

  • Психологическая несовместимость – ситуация, когда люди несовместимы друг с другом по каким-либо психологическим критериям: характеру, темпераменту и т.п.

ПРИМЕР: Семейные ссоры и скандалы, разводы, насилие на бытовой почве, негативная атмосфера в коллективе и т.д.  

4

Личностные причины конфликтов находятся в тесной взаимосвязи с психологическими особенностями участвующих в нём людей. Как правило, обуславливаются спецификой происходящих в психике человека процессов во время его взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми.

К представленному типу причин можно отнести следующие:

  • Оценка человеком поведения другого как недопустимого – характер поведения каждого человека зависит от его личностных и психологических особенностей, а также его психического состояния, отношения к другому человеку или ситуации. Поведение человека и его общение могут расцениваться партнёром либо как допустимые и желательные, либо как недопустимые и нежелательные.

ПРИМЕР: Два человека встретились в новой компании. Один из них привык общаться в сугубо грубой форме, к чему остальные члены компании уже относятся нормально, для другого же такое поведение недопустимо, вследствие чего он выражает своё негодование по этому поводу. Люди вступают в конфронтацию – возникает конфликтная ситуация.

  • Низкий уровень социально-психологической компетентности – проявляется в ситуациях, когда человек не подготовлен к эффективным действиям в конфликтных ситуациях или не имеет никакого представления о том, что для выхода из предконфликтной ситуации можно использовать множество бесконфликтных способов.

ПРИМЕР: Между двумя мужчинами возникает ожесточённый спор на какую-либо острую тему.

Но в том время, как из них может привести аргументы в свою пользу и разрешить спор словесно и без агрессии, другой привык решать все вопросы с помощью кулаков.

Как только ситуация начинает накаляться один прибегает к физическому контакту – возникает конфликтная ситуация, хотя до этого её можно было охарактеризовать как предконфликтную и применить к ней массу способов, чтобы обойти «острые углы».

  • Недостаточная психологическая устойчивость – даёт о себе знать тогда, когда человек не способен адекватно реагировать на воздействие стрессовых факторов при социальном взаимодействии.

ПРИМЕР: Причиной конфликта здесь может стать даже банальная «толкучка» с утра в транспорте – один человек нечаянно наступил другому на ногу, второй в ответ начинает возмущаться и оскорблять первого.

  • Недостаточно развитая способность к эмпатии – служит причиной конфликта в том случае, когда один человек не способен понять эмоциональное состояние другого, сопереживать ему.

ПРИМЕР: Жена приходит с работы домой в удручённом состоянии, она чем-то расстроена, огорчена, ей необходимо выговориться, поделиться своими переживаниями. Муж не обращает на это никакого внимания, продолжает смотреть телевизор или читать газету. Жена, не ощущая никакого внимания, начинает негодовать по этому поводу и начинается семейная ссора.

Каковы причины возникновения конфликтов между людьми? — сочинение

Итоговое сочинение на тему «Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?»

К сожалению, время от времени в жизни каждого человека случаются конфликтные ситуации, которые могут происходить на фоне абсолютно разных случаев. В нашем мире, на мой взгляд, сложно найти человека, мысли и интересы которого были бы аналогичны вашим.

Именно из-за этого происходит множество непониманий и ссор. Многие тяжело переживают подобное и не знают, как правильно себя вести в данных обстоятельствах. Так каковы же могут быть причины этих сложных ситуаций? Я думаю, что стоит помнить о том, что существует два типа конфликтов: внутренние и внешние.

Как известно, внутренний конфликт происходит у человека с самим собой, на фоне принятия какого-либо сложного решения или, например, в те моменты, когда человеку необходимо пересилить себя ради благородной цели.

Внешний же происходит на фоне обоюдного непонимания идей участников конфликта, противоречий между ними. Аргументирую свои мысли примером из читательского опыта.

Читайте также:  Тема поэта и поэзии в стихах русских авторов

А.Н. Островский, великий русский драматург, в своей пьесе «Гроза» довольно четко показал суть и причину внутреннего конфликта Катерины. К сожалению, девушка несчастлива в браке, к тому же, она понимает, что влюбилась в другого человека – в Бориса.

Героиня счастлива находиться рядом с мужчиной, которому она небезразлична, но Катерина понимает, что ее чувства неправильны, ведь у нее есть Тихон. Но девушка не может противиться своим чувствам, ведь она влюблена, а это ничто не изменит.

Но героиня слишком честна для таких ситуаций, она не может обманывать окружающих и саму себя, в ее душе селится конфликт, разрешить который в силах только она сама. И борьба этих противоречивых чувств и мыслей настолько сильна, что, к сожалению, приводит девушку к гибели.

На основе прочитанного произведения мы можем сделать вывод, что внутренний конфликт — ситуация, в которой человек пытается преодолеть собственную слабость и прийти к единственному верному решению путем долгих размышлений и доводов.

Внешний конфликт в произведениях литературы происходит лишь при наличии антагониста и протагониста, которые по каким-либо причинам не сходятся во мнении.

Зачастую человек ставит свои интересы превыше других и даже не хочет смиряться с тем, что кто-то мыслит иначе, такое происходит часто и в наших жизнях.

Данный тип конфликта мы можем увидеть во многих произведениях отечественной литературы, где главные герои отстаивают свои права и идеи. Аргументирую свое мнение примером из творчества И. С. Тургенева.

В своем известном романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев раскрыл миру одну из популярных и поныне проблем. Великий писатель показал столкновение интересов двух разных поколений, которые не хотят друг друга слышать. Мы видим ситуацию, произошедшую между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым.

Кирсанов старший – человек своего времени, придерживающийся либеральных взглядов. Он аристократичен, любит рассуждать о красоте и искусстве, а его соперник, Базаров, полностью отрицает эти «мелочи» и порицает устои сего времени, являясь нигилистом.

Важно, что каждый из соперников напрочь уверен в своей правоте, когда разгорается настоящий спор. Оба, не желая проиграть в этом столкновении, даже начинают переходить на личности.

Как мы видим, внешний конфликт может произойти на фоне непонимания, когда оба человека не могут пересилить свой эгоизм и цинизм в погоне за единственной верной точкой зрения, которая будет отвечать интересам обеих сторон.

На основе прочитанных произведений я могу сделать вывод, что конфликты – неотъемлемая часть жизни каждого из нас. К сожалению, они неизбежны в любых возрастах и взаимоотношениях.

Проблемные ситуации могут затрагивать любые стороны жизни, будь то любовь, дружба, работа или финансовые трудности. Важно уметь находить выход из конфликтной ситуации и оставаться мудрым и терпимым человеком.

Хочется верить, что люди станут терпимее, а проблемных ситуаций в наших жизнях станет меньше, ведь необходимо ценить и уважать свое окружение.

Итоговое сочинение: Каковы причины возникновения конфликтов между людьми? (3 варианта)

(446 слов) Причины возникновения конфликтов между людьми бывают разными. Кто-то ссорится из-за материальных и бытовых разногласий, кого-то затягивают этнические, религиозные и национальные противостояния. Даже разница в возрасте становится яблоком раздора. Примеры всех этих поводов для столкновения мы можем найти в классической литературе.

Так, И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» показал противостояние, главной причиной которого была разница в возрасте. Молодежи свойственно бунтовать против устоявшихся порядков и мнений. А старшее поколение уверено в своей непогрешимости и авторитетности. Оно консервативно и не желает перемен.

Поэтому в доме Кирсановых разгорелся конфликт между Евгением Базаровым, его другом Аркадием и Кирсановыми-старшими. Молодые люди привезли из столицы прогрессивные идеи, совершенно не понятные отцу и дяде Аркадия. Юноши были нигилистами и отрицали опыт предыдущих поколений.

Они сомневались в авторитетах, принципах, общепринятых ценностях. Даже искусству и любви они предпочитали науку. А вот Павел Петрович Кирсанов и его брат были традиционными помещиками. Николай Петрович любил природу, читал стихи Пушкина, обожал музыку и больше всего ценил семью.

Павел Петрович имел систему аристократических «принсипов» и вел образ жизни столичного денди, но в деревне: красиво одевался, читал либеральные книги, ухаживал за собой. Оба брата разделяли общепринятые ценности и моральные ориентиры.

Нечего и удивляться, что между двумя поколениями людей стали возникать ссоры и недопонимание. Но такое явление типично даже для нашего времени, ведь его причина заключается в разнице мировоззрений у «отцов» и «детей».

Однако разные взгляды могут быть не только у представителей разных поколений. Бывает и такое, что люди одного возраста отличаются друг от друга и стремятся доказать свою правоту оппоненту. Такой пример мы находим в произведении А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Ивана Петровича Берестова все в округе любили, хотя и почитали гордым.

Для этого были основания: он был преуспевающим барином с традиционным укладом мыслей. Он любил охоту, ничего не читал, кроме «Сенатских ведомостей», зато прекрасно управлялся с большим имением и развил свое хозяйство, самостоятельно разбираясь в расчетах и тонкостях суконного производства. Не любил его только сосед — Григорий Иванович Муромский.

Он, напротив, предпочитал все новое и прогрессивное, был расточительным и «проказливым». Вместо суконной фабрики он сделал английский сад и одел всех лакеев в ливреи. Он называл соседа «провинциалом» и «медведем», а тот шутил: «Куда нам по-английски разоряться! Были бы мы по-русски хоть сыты».

Между этими двумя людьми одного сословия и поколения были разногласия, потому что они сильно отличались друг от друга в мировоззрении, подходу к жизни и поведении. Герои не хотели признавать то, что было им чуждо.

Таким образом, причины конфликтов между людьми всегда были связаны с тем или иным разногласием. Все мы отличаемся друг от друга и порой не можем понять того, чьи убеждения противоречат нашим. Непонимание перерастает в столкновение при первой же возможности, поэтому каждому из нас нужно научиться толерантности и терпимости.

С примерами из литературы

Без преувеличения можно сказать, что в жизни каждого человека случались конфликтные ситуации. Их появление могло быть совершенно неожиданным или, наоборот, вполне предсказуемым, а также могло быть преднамеренным событием. Причины возникновения конфликтов неприязнь враждебно настроенных людей друг к другу, сложные взаимоотношения между влюблёнными или родственниками и т.д.

При одних обстоятельствах спорные моменты решаются общим примирением, банальным прощением или искренними извинениями, признанием своих или чужих ошибок. При других условиях конфликт может перерасти в расставание когда-то близких друзей, во вражду, в желание непременно отомстить и т.п.

Последствия конфронтации бывают достаточно неприятные, тяжелые или даже трагические для всех участников.

  Характеристика героев повести Капитанская дочка Пушкина

Роман «Анна Каренина» писателя Л.Н. Толстого — яркий тому пример. В нем видно, как главная героиня с головой погружается в любовный круговорот и переживает сразу два конфликта.

Первый — разлука с сыном и отказ бывшего мужа дать согласие на развод. Эти обстоятельства угнетают и сжигают её изнутри. Второй конфликт – это чрезмерная опека и ревность к графу Вронскому. Мысли о том, что он увлечется другой особой или вообще уйдет, просто отравляюще действуют на рассудок Анны.

Не справившись с навалившимся эмоциональным грузом обстоятельств, она решается на самоубийство и бросается под поезд.

Не менее серьезный конфликт описывает писатель Н.В Гоголь в своей повести «Тарас Бульба». Страшно влюблённый в панночку Андрий, пошел на предательство. Свои чувства к ней он ставит выше норм казацкой морали, выше отцовских чувств. Андрий переходит на сторону поляков и сражается с ними против своих товарищей.

Тарас Бульба не может простить этот поступок сыну и обещает убить его своими руками.

В жестоком бою под Дубной, когда отряд поляков из города пытается отбить осаду, отцу с тридцатью казаками удается заманить Андрия к лесу. Там Тарас Бульба настигает и обвиняет его в предательстве к себе, к родине и товарищам, после чего стреляет в него в упор. Жизнь младшего сына трагически заканчивается. Последними его словами было имя любимой им панночки.

Еще многие русские писатели в своих произведениях описывают разные конфликты, происходящие вследствие разных причин. Почти всегда эти ситуации заканчиваются весьма печальным образом для участников противоборствующих сторон. А ведь если бы был найден компромисс, многих из них можно было избежать или решить мирным путем.

Вот к примеру, как в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» описывается ситуация, когда находившиеся в давней ссоре стороны примирились. Повлиял на это событие случайный повод.

Муромский решил осмотреть свои владения, сел на лошадь и тронулся в путь. В этот день и в это же время Берестов отправился на охоту, взяв с собой ружье и собак. Где то на границе имений они повстречались. Внезапно появившийся заяц привлек внимание Берестова и он выстрелил.

Испуганная лошадь сбросила с себя ошеломлённого Муромского, который сильно ударился об землю. Заметив это, охотник поспешил на помощь и довез пострадавшего до своего имения. В благодарность потерпевший пригласил Берестовых к себе на обед. После этого у них завязывается дружба.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что конфликт без компромисса становится взрывоопасной силой, сметающей все на своём пути.

Вариант 2

(452 слова) Причиной любого конфликта между людьми является непонимание. К сожалению, многие из нас невежественны и агрессивны, поэтому любое отклонение от весьма посредственной нормы провоцирует столкновение. Мы не в силах понять и принять тех, кто в чем-то отличается от нас, и эта проблема вечна. Ее отразили многие авторы-классики.

Например, в пьесе А.Н. Островского «Гроза» мы видим классический пример конфликта в семье: свекровь тиранит невестку, а сын ничего не может сделать, потому что боится матери. Кабаниха слишком глупа и жестока, а потому не видит ничего дурного в том, чтобы оскорбить или унизить того, кто не может ответить тем же.

Ее самодурство прочно основывается на устаревших законах «Домостроя», которые оправдывают ее суеверия, предрассудки и архаичные традиции. Она не дает молодоженам строить свою жизнь и вмешивается в каждый разговор. Почему Марфа Игнатьевна провоцирует конфликт? По всей видимости, героиня даже не осознает, что делает.

Она искренне считает, что семья держится на страхе и угнетении: «Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?». Поэтому в ее системе ценностей постоянные конфликты с домочадцами являются профилактикой «беспорядков» и необходимым атрибутом жизни.

Героиня давно не развивается духовно и интеллектуально, так что не понимает ничего, что выходит за рамки ее скудного представления о мире. Это и есть основная причина столкновений в доме Кабановых.

Иногда от невежества и жестокости страдают целые сообщества людей, поэтому в них конфликты становятся нормой жизни. Такой пример мы видим в произведении А. Платонова «Юшка». Главный герой стал «мальчиком для битья» в городе, где многие жители были агрессивными и необразованными.

Читайте также:  Сочинение: Тема времени в поэме «Реквием»

Они вымещали всю свою злобу на Юшке, потому что он не давал сдачи и вел себя совсем не так, как все. Он не пил чая с сахаром, всегда ходил в одном и том же, жил очень бедно, а летом куда-то ходил и, видимо, тратил сэкономленные деньги.

Но самым удивительным его качеством была безобидность: он никогда не отвечал на побои и грубость детей и взрослых. Такое странное поведение провоцировало окружение Юшки на насилие и хамство. В конце концов, герой умер от горлового кровотечения после очередного незаслуженного удара незнакомца.

На этот раз он возразил человеку, что живет не напрасно и имеет право на место в мире. Но его возражения лишь ожесточили прохожего. Этот конфликт был порожден отсутствием культуры поведения и узостью мышления большинства жителей города.

Они не могли понять значения сдержанности, доброжелательности, терпимости в обществе, где все друг от друга отличаются. Это понимание приходит вместе с расширением кругозора и этическим воспитанием.

Таким образом, люди конфликтуют из-за того, что им не хватает ума и такта этого не делать. Все разногласия и противоречия можно разрешить мирным способом, без ссор и драк, если человек владеет собой и осознает необходимость диалога вместо спора.

Сочинение «Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?»

Все люди постоянно попадают в конфликты: дома, на работе, и даже там, где конфликта вообще не должно быть. Так почему конфликты возникают и можно ли их избежать?

Для начала разберемся, что такое конфликт. Конфликт — это столкновение двух противоречащих друг другу идей, но если углубится в эту тему, то на самом деле это очень сложный процесс. Сами конфликты очень важны для общества, ведь на их основе строятся небоскребы, создаются нужные для общества блага.

Обобщая написанное выше, можно сказать, что конфликты – это двигатель прогресса, ведь когда между двумя людьми возникают противоречия по поводу того как лучше, например, организовать мероприятие, то каждый из них будет в процессе спора предлагать идеи всё лучше и лучше. Итак, мы выяснили, что такое конфликт и почему он важен, теперь разберем причины.

А конфликты могут возникнуть из-за всего абсолютно. Это могут быть какие-то конфликты в профессиональной деятельности или в семье по поводу невымытой посуды.

Выделяют несколько основных причин возникновения конфликтов: разные цели, различные ценности и представления о поведении в обществе, плохое общение, различия в уровне образования, неправильное распределение ответственности в группе, где предстоит выполнить коллективное задание.

О причинах появления конфликтов между людьми можно узнать из многих произведений великих писателей, так А.Н. Островский в драме «Гроза» показывает яркий конфликт, который возник между главной героиней Катериной и матерью ее супруга Кабанихой.

Причинами появления и разрастания конфликта стал деспотизм и тирания Кабанихи, которую не устраивает то, как живёт Катерина, по мнению Кабанихи жить положено совсем не так. Катерина сама не спешит вступать в конфликт с Кабанихой, но конфликт тем не менее становится всё ярче, потому что Кабаниха давит на главную героиню все в большей и большей степени.

Катерина всячески старается смириться с принципами, в соответствии с которыми живет Кабаниха, однако у нее ничего не выходит.

Конфликт между этими двумя персонажами со временем перерастает в конфликт между отдельной личностью и целым обществом, предпосылкой к появлению которого становится различное отношение людей к окружающим несправедливостям: если обитатели Калинова мирятся с «жестокими нравами», то Катерина принять их не способна. В данном случае конфликт заканчивается смертью главной героини.

Популярной причиной появления конфликтов является недопонимание. Такой пример мы видим в повести А.И. Куприна «Олеся». Обитатели Полесья довольно невежественны и фанатичны. Они от всей души не понимают, что способности Олеси к врачеванию никак не обосновывают ее связи с сатаной.

Абсолютно любую прихоть природы они с охотой приписывают двум «ведьмам»: винят их в неурожаях, граде, ветре, дождике — всём, что хоть как-то мешает им жить. За инфернальные выходки крестьяне часто торопятся наказать «колдуний», по этой причине бабушка Олеси была вынуждена переселиться в лес и воспитала внучку вдалеке от агрессивных людей.

Данная обособленность еще более убедила обитателей Полесья в виновности во всех несчастьях Мануйлихи и ее внучки. А Олеся, выросшая в изоляции, не знала ни ментальности, ни традиций крестьян.

По этой причине столкновение героини с прихожанками церкви легко объяснимо: они не понимали и опасались Олесю из-за собственных суеверий, а она была далека от верований и устоев крестьян. Здесь конфликт также закончился плачевно.

Избежать конфликта между людьми невозможно, если мы живем в обществе, но всё же нужно учиться быть толерантными по отношению друг к другу. Все люди имеют право на то, чтобы быть собой, делать то, что хочется, если это не противоречит закону. И нужно научиться это принимать.

  • Вместе со статьёй «Сочинение «Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?» читают:
  • Итоговое сочинение «Как понять другого человека?»
  • Итоговое сочинение «Какова роль дружбы в жизни человека?»
  • Итоговое сочинение «Почему важно быть толерантным?»

Сочинение по направлению "Я и другие"

Сочинение по направлению “Я и другие”

Тема: Каковы причины возникновения конфликтов?

Человек живёт в обществе и не может быть свободен от него. Между людьми в процессе общения возникают межличностные конфликты.

Причины противостояния отдельных субъектов заключаются в противоположных политических взглядах, в различном мировоззрении и в столкновении личных интересов. Крайне противоположные точки зрения приводят к спорам, борьбе мнений.

Люди перестают понимать друг друга вследствие неспособности прислушаться к чужим высказываниям, принять другую позицию, из-за отсутствия стремления понять друг друга и прийти к общему знаменателю.

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума тесно переплетаются два конфликта – общественный и любовный. Александр Андреевич Чацкий, представитель нового девятнадцатого века, вступает в конфликт с фамусовским обществом, сплотившимся вокруг защитника «века минувшего» – века Екатерины – Фамусова. Чацкий стремится к свободе, отстаивает право человека самому решать, чем ему заняться – наукой, искусством, считает, что государственная служба не обязательна: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Фамусов же, начальник присутственного места, проповедует иные ценности. Он уважает тех, кто достиг положения в обществе пусть даже ценой раболепия, кто богат: «Богат и на богатой был женат».
Таким образом, противоположные взгляды на жизненные цели и ценности приводят Чацкого к конфликту с обществом, которое объявляет его сумасшедшим. Герой сломлен количеством старой силы, но не отказывается от своих убеждений, покидая Москву, которая приняла его так неласково.
Драма Чацкого и «мильон терзаний» передового человека связаны ещё и с тем, что любимая девушка Софья Фамусова предпочла ему секретаря отца Молчалина, ошибочно приняв бывшего тверского жителя за «праведника», не видя его фальши, лицемерия, карьеризма, корыстолюбия и чинопочитания.

Итак, причины конфликта Чацкого и фамусовского общества кроются в противоположных взглядах на место человека в обществе, в политических разногласиях.

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» наиболее острый конфликт возникает между Павлом Петровичем Кирсановым, аристократом и либералом, и Евгением Васильевичем Базаровым, разночинцем и нигилистом.
Кирсанов живёт в имении у своего брата, ничем не занимается, кроме своей внешности, видя в этом самоуважение. Базаров появляется в этом имении по приглашению своего друга Аркадия, племянника Павла Петровича. Идейные противники сразу же почувствовали антипатию друг к другу. Аристократа отталкивает небрежный внешний вид «волосатого» нигилиста. Базарову же кажутся смешными накрахмаленные воротнички и длинные ногти старшего Кирсанова. Их споры не приводят к единой позиции, они даже не пытаются прислушаться к чужому мнению. Противостояние героев заканчивается дуэлью, но причина их поединка не в идейных разногласиях, а в женщине. Павел Петрович тайно влюблён в Фенечку и видел, как Базаров поцеловал её. Этого он не мог простить нигилисту, считая, что защищает честь своего брата.

Таким образом, конфликт героев романа И. С. Тургенева тесно связан с их противоположными взглядами, разными жизненными позициями.

В заключение хочу подчеркнуть, что общество состоит из разных личностей, которые отличаются своим мировоззрением, жизненными интересами. Устойчивость общества, его стабильность, гармоничность взаимоотношений зависят от умения понять иную позицию, найти в ней рациональное зерно и точки сближения.

Итоговое сочинение: Каковы причины возникновения конфликтов между людьми? (3 варианта)

  • Сочинения
  • 11 класс ЕГЭ
  • Всегда ли нужно избегать конфликтов

Человек взаимодействует с окружающими на протяжении всей жизни. Мы общаемся с друзьями, наставниками и случайными прохожими.

С некоторыми людьми легко найти общий язык, и этот аспект рождает крепкую дружбу. Другие же имеют совершенно противоположные взгляды на мир, что провоцирует недопонимание. Оба варианта являются нормой, так как все мы разные.

Спорные ситуации могут привести к конфликтам. В большинстве случаев, каждый из оппонентов считает себя правым, пренебрегая мнением соперника. Согласно определению, конфликтом называется наиболее активное разрешение противоречий в каком — либо вопросе.

В процессе общения стороны могут вести себя агрессивно, но такое поведение не приведет к эффективному результату. Для нахождения компромисса оба участника конфликта должны научиться слушать друг друга, управляя эмоциями.

Я думаю, что адекватное взаимодействие оппонентов полезно для коллектива, что подтверждается народной мудростью «в споре рождается истина».

Мы сталкиваемся с конфликтами в повседневной жизни. Они могут возникнуть как спонтанно, так и в результате длительного сокрытия имеющихся проблем. В литературе есть произведения, наглядно иллюстрирующие эту тему. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой дружил Владимиром Ленский.

Молодые люди, несмотря на различия в характере, проводили много времени вместе. «Лед и пламень» не смогли разрешить конфликтную ситуацию, и их знакомство кончилось дуэлью. Онегин не захотел усмирить гордость, а Ленский был ослеплен ревностью. Конфликты не всегда возникают между людьми. Иногда человек борется с самим собой.

Ярким примером такого противостояния становится Раскольников из произведения Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Испытывая неприязнь к окружающим, главный герой чувствует уколы совести за совершенное злодейство. Его мысли становились все запутаннее, мужчина был на грани потери рассудка.

Только помощь близкого человека помогла ему обрести покой.

Конфликтные ситуации часто сопровождаются негативными эмоциями со стороны обоих участников. Многие люди, боясь столкновений, предпочитают отмалчиваться и не выражать собственное мнение в случае его несовпадении с оппонентами.

Я считаю, что такая позиция неправильная. Нужно быть готовым отстоять свою точку зрения, приводя в споре значимые доводы.

Умение разрешать конфликты делает человека развитой и сильной личностью, а окружающие начинают уважать его за данное качество.

Вариант 1

(446 слов) Причины возникновения конфликтов между людьми бывают разными. Кто-то ссорится из-за материальных и бытовых разногласий, кого-то затягивают этнические, религиозные и национальные противостояния. Даже разница в возрасте становится яблоком раздора. Примеры всех этих поводов для столкновения мы можем найти в классической литературе.

Так, И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» показал противостояние, главной причиной которого была разница в возрасте. Молодежи свойственно бунтовать против устоявшихся порядков и мнений. А старшее поколение уверено в своей непогрешимости и авторитетности. Оно консервативно и не желает перемен.

Поэтому в доме Кирсановых разгорелся конфликт между Евгением Базаровым, его другом Аркадием и Кирсановыми-старшими. Молодые люди привезли из столицы прогрессивные идеи, совершенно не понятные отцу и дяде Аркадия. Юноши были нигилистами и отрицали опыт предыдущих поколений.

Читайте также:  Сочинение: Женские образы в творчестве И. Бунина

Они сомневались в авторитетах, принципах, общепринятых ценностях. Даже искусству и любви они предпочитали науку. А вот Павел Петрович Кирсанов и его брат были традиционными помещиками. Николай Петрович любил природу, читал стихи Пушкина, обожал музыку и больше всего ценил семью.

Павел Петрович имел систему аристократических «принсипов» и вел образ жизни столичного денди, но в деревне: красиво одевался, читал либеральные книги, ухаживал за собой. Оба брата разделяли общепринятые ценности и моральные ориентиры.

Нечего и удивляться, что между двумя поколениями людей стали возникать ссоры и недопонимание. Но такое явление типично даже для нашего времени, ведь его причина заключается в разнице мировоззрений у «отцов» и «детей».

Однако разные взгляды могут быть не только у представителей разных поколений. Бывает и такое, что люди одного возраста отличаются друг от друга и стремятся доказать свою правоту оппоненту. Такой пример мы находим в произведении А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Ивана Петровича Берестова все в округе любили, хотя и почитали гордым.

Для этого были основания: он был преуспевающим барином с традиционным укладом мыслей. Он любил охоту, ничего не читал, кроме «Сенатских ведомостей», зато прекрасно управлялся с большим имением и развил свое хозяйство, самостоятельно разбираясь в расчетах и тонкостях суконного производства. Не любил его только сосед — Григорий Иванович Муромский.

Он, напротив, предпочитал все новое и прогрессивное, был расточительным и «проказливым». Вместо суконной фабрики он сделал английский сад и одел всех лакеев в ливреи. Он называл соседа «провинциалом» и «медведем», а тот шутил: «Куда нам по-английски разоряться! Были бы мы по-русски хоть сыты».

Между этими двумя людьми одного сословия и поколения были разногласия, потому что они сильно отличались друг от друга в мировоззрении, подходу к жизни и поведении. Герои не хотели признавать то, что было им чуждо.

Таким образом, причины конфликтов между людьми всегда были связаны с тем или иным разногласием. Все мы отличаемся друг от друга и порой не можем понять того, чьи убеждения противоречат нашим. Непонимание перерастает в столкновение при первой же возможности, поэтому каждому из нас нужно научиться толерантности и терпимости.

Индивидуальные информационные модели конфликта

Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп.

Обостренные противоречия порождают конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.

Каждый участник конфликта имеет свою информационную модель конфликта, которой он руководствуется в действиях по отношению к оппонентам.

Информационные модели конфликтной ситуации

– это субъективные представления участников конфликта друг о друге, предмете и целях конфликта, конфликтной ситуации в целом. Они являются своеобразным опосредствующим звеном между характеристиками участников конфликта, условиями его протекания, и поведением участников конфликта.

Информационные модели конфликтной ситуации включают следующие представления участников конфликта: — о себе, своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.;- о противоположной стороне (о его потребностях, возможностях, целях, ценностях и т.п.

);- о том, как его воспринимает оппонент;- о среде и условиях, в которых протекает конфликт;- о необходимых и возможных действиях, поведении по отношению к оппоненту для достижения цели конфликта;- о предмете, цели и возможных вариантах решения конфликта.Степень расхождения образа и реальной картины ситуации бывает различной.

Например, конфликтная ситуация может существовать, но не осознаваться сторонами как таковая или наоборот. Представления участников конфликта имеют большое значение для их взаимоотношений в процессе решения проблемы, которая является предметом конфликта, и влияют на результат конфликта.

Внешнее воздействие на участников конфликта позволяет изменить их субъективные информационные модели. Это является реальным и эффективным средством влияния на ход конфликта и выбор варианта его разрешения.

Вариант 2

(452 слова) Причиной любого конфликта между людьми является непонимание. К сожалению, многие из нас невежественны и агрессивны, поэтому любое отклонение от весьма посредственной нормы провоцирует столкновение. Мы не в силах понять и принять тех, кто в чем-то отличается от нас, и эта проблема вечна. Ее отразили многие авторы-классики.

Например, в пьесе А.Н. Островского «Гроза» мы видим классический пример конфликта в семье: свекровь тиранит невестку, а сын ничего не может сделать, потому что боится матери. Кабаниха слишком глупа и жестока, а потому не видит ничего дурного в том, чтобы оскорбить или унизить того, кто не может ответить тем же.

Ее самодурство прочно основывается на устаревших законах «Домостроя», которые оправдывают ее суеверия, предрассудки и архаичные традиции. Она не дает молодоженам строить свою жизнь и вмешивается в каждый разговор. Почему Марфа Игнатьевна провоцирует конфликт? По всей видимости, героиня даже не осознает, что делает.

Она искренне считает, что семья держится на страхе и угнетении: «Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?». Поэтому в ее системе ценностей постоянные конфликты с домочадцами являются профилактикой «беспорядков» и необходимым атрибутом жизни.

Героиня давно не развивается духовно и интеллектуально, так что не понимает ничего, что выходит за рамки ее скудного представления о мире. Это и есть основная причина столкновений в доме Кабановых.

Иногда от невежества и жестокости страдают целые сообщества людей, поэтому в них конфликты становятся нормой жизни. Такой пример мы видим в произведении А. Платонова «Юшка». Главный герой стал «мальчиком для битья» в городе, где многие жители были агрессивными и необразованными.

Они вымещали всю свою злобу на Юшке, потому что он не давал сдачи и вел себя совсем не так, как все. Он не пил чая с сахаром, всегда ходил в одном и том же, жил очень бедно, а летом куда-то ходил и, видимо, тратил сэкономленные деньги.

Но самым удивительным его качеством была безобидность: он никогда не отвечал на побои и грубость детей и взрослых. Такое странное поведение провоцировало окружение Юшки на насилие и хамство. В конце концов, герой умер от горлового кровотечения после очередного незаслуженного удара незнакомца.

На этот раз он возразил человеку, что живет не напрасно и имеет право на место в мире. Но его возражения лишь ожесточили прохожего. Этот конфликт был порожден отсутствием культуры поведения и узостью мышления большинства жителей города.

Они не могли понять значения сдержанности, доброжелательности, терпимости в обществе, где все друг от друга отличаются. Это понимание приходит вместе с расширением кругозора и этическим воспитанием.

Таким образом, люди конфликтуют из-за того, что им не хватает ума и такта этого не делать. Все разногласия и противоречия можно разрешить мирным способом, без ссор и драк, если человек владеет собой и осознает необходимость диалога вместо спора.

Вариант 3

(425 слов) Почему люди враждую друг с другом? Существует множество причин. Межличностные конфликты, как правило, основаны на мелких поводах бытового характера, а вот социальные столкновения в масштабах всего общества происходят из-за идеологических разногласий. Примеры и того, и другого рода можно найти в художественной литературе.

Так, бытовой конфликт «по мелочам» описал А.С. Пушкин в романе «Дубровский». Два друга жили по соседству, но имели разные доходы. Владелец Кистеновки по меркам дворян был беден, а хозяин Покровского — богат. Но оба героя были гордецами и упрямцами, что, впрочем, не мешало им дружить много лет.

И все же даже этой дружбе пришел конец, когда один сосед сильно обиделся на другого. Однажды Дубровский был в гостях у Троекурова и отметил, что его собаки живут лучше крепостных крестьян. Слуга богача решил выслужиться и отпарировал, что иные помещики могли бы почитать за честь обитать в таких условиях.

Гость вспыхнул и ушел, ведь хозяин не выполнил его требование о наказании псаря. Так началась долгоиграющая ссора: один сосед вредил другому, пока Троекуров не подкупил чиновников и не отнял имение друга. Дубровский скончался от нервного потрясения.

Причиной его конфликта с Троекуровым было столкновение темпераментов: один дворянин считал бесчестьем уступить другому и закончить бессмысленные препирательства. Гордость породила обиды и жажду мщения. Такие явления часто портят семейные и дружеские отношения.

Совершенно другие причины порождают конфликт общества и личности. Например, А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» изобразил столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Главный герой получил фундаментальное образование в Европе и спешил поделиться своими открытиями и результатами с соотечественниками.

Но фамусовское общество было консервативно настроено и не отличалось высоким уровнем интеллекта или широким кругозором. Московские дворяне мечтали сжечь все книги и жить по-старому — паразитировать на крепостных крестьянах и доставать выгодные должности с помощью лести, лицемерия и «связей».

Они не были заинтересованы в переменах, потому что и так хорошо жили, не видя проблем и не зная об их существовании. Александр же был честен и принципиален, прогрессивен и умен. В его речах сквозило осуждение существующих порядков. Он хотел доказать свою правоту и помочь стране развиваться.

Однако все его попытки обернулись скандалом: Чацкого единодушно признали сумасшедшим и вынудили покинуть бал у Фамусова. Причина конфликта в данном случае — это идеологические разногласия. Александр хотел перемен, а его окружение — нет.

Таким образом, люди враждуют друг с другом по разным причинам. Мелкие бытовые поводы, столкновение характеров, гордость и предубеждение — все это провоцирует стычки между домочадцами, друзьями, коллегами.

А вот общество или страна идет на конфликт из-за разницы мировоззрений и мироощущений.

Как правило, масштабное столкновение влечет за собой ужасные последствия, поэтому человечеству нужно научиться находить в спорах истину, а не повод для войны.

Психологические барьеры в конфликте

Психологические барьеры присутствуют в общении и взаимодействии людей в подавляющем большинстве ситуаций их жизнедеятельности.

Человек отвергает, считает для себя ненужной какую-то информацию, испытывает страх, различные опасения, чувство неуверенности, вступая в общение с другим человеком, ему мешают свободно выражать свои мысли, чувства, свое отношение к происходящему какие-то особенности личности или поведения другого человека и многое, многое другое.

В психологии понятие психологический барьер

в широком смысле слова обозначает препятствие в общении и взаимодействии с другими людьми. В конфликтных ситуациях в качестве психологических барьеров часто выступают негативные эмоции и чувства людей, участвующих в конфликте.

Развитие конфликта обычно сопровождается негативными эмоциями его участников такими, как антипатия, раздражение, гнев, презрение, обида и др.

Как правило, именно эмоции выступают в качестве первого и существенного препятствия на пути разумного и рационального разрешения конфликтной ситуации.

Под влиянием негативных эмоций происходит искажение восприятия и понимания информации личности партнера по общению и ситуация идет в направлении увеличения отрицательных характеристик во всем, все воспринимается «в черных тонах».

Негативные эмоции и отношения людей могут выступать в качестве значимого фактора конфликтного поведения людей. В исследованиях М.З.

Неймарк был изучен «эффект неадекватности», который представляет собой психологический механизм влияния негативной, не соответствующей оценки ситуации и других людей на поведение личности в конфликтной ситуации.

Этот эффект возникает при столкновении высокой самооценки личности и страха не оправдать ее, не подтвердить своих притязаний. В данном случае срабатывает механизм психологической защиты от нарушений внутреннего равновесия.

Ссылка на основную публикацию