Тема поэта и поэзии в стихах русских авторов

Настал черед обратиться к поэзии: если ученики 9 класса на ГИА могут выбирать между прозой и поэзией (анализ или прозаического, или поэтического текста), то одиннадцатиклассникам необходимо хорошо ориентироваться во всех родах литературы (напомню, что их всего четыре: эпос, лирика, лироэпос и драма).

Итак, когда мы говорим о поэзии, то необходимо помнить такие понятия, как темы или мотивы лирики.

Вот некоторые из них: свободолюбивая (вольнолюбивая) лирика, любовная лирика, пейзажная лирика, тема дружбы, тема Родины, гражданская лирика, философская лирика, тема поэта и поэзии и т.д.

Некоторые мотивы можно найти у всех-всех поэтов (об этом чуть ниже), другие же — только у отдельных представителей (например, тема одиночества у Лермонтова).

Сегодня мы поговорим о теме поэта и поэзии.

Это важный мотив лирики, так как каждый поэт — рано или поздно — задумывается: для чего я пишу? кому это нужно? нужно ли это мне самому? для кого я пишу? почему я не могу не писать?..

То есть все те вопросы, которые задает себе любой творческий человек. Каждый поэт решает эту проблему самостоятельно, но, безусловно, мы можем найти некоторое сходство между их выводами.

1. “Пророк” А.С. Пушкина

М.А. Врубель “Шестикрылый серафим”М.А. Врубель “Шестикрылый серафим”

Несколько тяжелое для восприятия современным человеком стихотворение, специально “напичканное” Пушкиным большим количеством старославянизмов.

И жало мудрыя змеиВ уста замершие моиВложил десницею кровавой.

Во времена поэта оно тоже выглядело не очень “современно”. Для чего Александр Сергеевич это сделал? Он сравнил поэта с пророком — посредником между Богом и людьми, поэтому всё повествование строится в архаичной манере, с отсылкой к Библии.

В самом начале стихотворения мы видим лирического героя, который “томится духовной жаждою”, то есть ему чего-то не хватает, он задается вопросами, на которые нет ответа. Этот лирический герой — наш с вами Поэт. В этот момент ему является “шестикрылый серафим” (ангел) и начинает преображение: обычный человек должен стать настоящим Поэтом. Что для этого нужно?

“Перстами легкими как сон / Моих зениц коснулся он” — пальцами серафим касается глаз человека, после чего они стали зоркими, как у орла.Затем ангел дотрагивается до ушей человека: “И внял я неба содроганье, / И горний ангелов полет, / И гад морских подводный ход, / И дольней лозы прозябанье”. То есть будущий Поэт стал слышать звуки, недоступные уху обычного смертного.Затем серафим вырывает у человека “празднословный и лукавый” язык, а вместо него “десницею кровавой” (то есть испачканной в крови правой рукой) вкладывает жало змеи. Это говорит нам о том, что Поэт имеет способность язвить, жалить, колоть, когда говорит о нелицеприятных вещах.И он мне грудь рассек мечом,И сердце трепетное вынул,И угль, пылающий огнем,Во грудь отверстую водвинул.Ну тут всё понятно: обычное человеческое сердце не сможет выдержать всего того, что предстоит выдержать Поэту. Именно поэтому живой орган заменяется на тлеющий уголь — жесткий, но горячий.После таких метаморфоз ни один смертный не выживет — вот и наш лирический герой лежит в пустыне, “как труп”. Но тут совершается последнее дело: “И бога глас ко мне воззвал”. Пушкин показывает, что без божьей искры, без того самого озарения, вдохновения, таланта или гения (можно называть по-разному, но смысл остается примерно один — нечто, посланное свыше, причем далеко не всем) невозможно стать настоящим Поэтом. И Бог обозначает миссию Поэта — “глаголом жечь сердца людей”. “Глагол” значит “слово”, то есть цель поэзии заключается в том, чтобы донести свои мысли до сердец посредством слов (стихотворений).

Пушкин показывает, что миссия поэта — служить людям, “зажигать” их сердца добрыми словами, которые поэт-пророк узнал от Бога. Стихотворение, начинающееся довольно депрессивно, заканчивается оптимистично, с надеждой на будущее.

2. “Пророк” М.Ю. Лермонтова

И.Е. Репин “Пророк”

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова носит такое же название и является своеобразным “продолжением” произведения Пушкина:

С тех пор как вечный судияМне дал всеведенье пророка…

То есть наш поэт-пророк предстает перед нами уже после произошедших с ним трансформаций (он уже осознал свою миссию), однако жизнь его оказывается вовсе не такая радужная, как можно было представить.

Во-первых, Поэт замечает в окружающих его людях “злобу и порок”. Когда он пытается “провозглашать любви и правды чистые ученья”, они бросают в него камни.

  • Во-вторых, ту самую радость поэт-пророк может почувствовать только в одиночестве (любимый мотив Лермонтова), наедине с собой — и с природой: “И звезды слушают меня, / Лучами радостно играя”.
  • В-третьих, Поэту все-таки иной раз приходится возвращаться в город, к людям, но он старается как можно быстрее и незаметнее проскользнуть мимо этих ужасных и жестоких сердец, которые не понимают его и не принимают его слов:
  • “Смотрите: вот пример для вас!
  • Он горд был, не ужился с нами:
  • Глупец, хотел уверить нас,
  • Что бог гласит его устами!”

То есть Лермонтов показывает, что для него Поэт — несчастный одинокий человек, который знает о своей божественной миссии, однако не может ее исполнить из-за невежественной толпы, которая не верит ему и презирает его.

Стихотворение пронизано отчаянием и болью: тяжела ноша Поэта.

Сюда как нельзя более кстати подходит поговорка: “Нет пророка в своем Отечестве” — эта фраза взята из Евангелия и означает скептическое отношение к талантливым людям в своей стране, городе или даже семье (в то время как чужое может высоко цениться).

3. “Поэт и гражданин” Н.А. Некрасова

Л.О. Пастернак “Страсти создания”Л.О. Пастернак “Страсти создания”

Совершенно противоположную позицию занимает Некрасов. Здесь о Боге нет уже и речи: миссия Поэта — служение народу, толпе. Николай Алексеевич иллюстрирует две точки зрения на поэзию в своем стихотворении “Поэт и гражданин”: Поэт, поклонник и последователь Пушкина, ничего не пишет, ждет вдохновения, хандрит — Гражданин же считает, что нужно, “служа искусству, для блага ближнего жить”, то есть писать и творить даже через “не могу и не хочу”.

А ты, поэт! избранник неба,Глашатай истин вековых,Не верь, что не имущий хлебаНе стоит вещих струн твоих!Не верь, чтоб вовсе пали люди…То есть бедные и несчастные люди (простой русский народ) достойны того, чтобы о них писали поэты.

Им это необходимо, потому что Поэт должен стать “гласом народа”, выражать его мысли, говорить о его проблемах, искать решения.

Мы видим, что, в отличие от Пушкина и Лермонтова, которые считали, что Поэт является проводником сверху вниз, Некрасов выстраивает обратную линию: Поэт должен нести идею снизу вверх.

Когда некрасовский Поэт из стихотворения “Поэт и гражданин” приводит в пример поэзию Александра Сергеевича Пушкина и спрашивает у Гражданина: “Так я, по-твоему, — великий, / Повыше Пушкина поэт?” — Гражданин честно отвечает:Нет, ты не Пушкин. Но покуда,Не видно солнца ниоткуда,С твоим талантом стыдно спать.

И подытоживает ставшими крылатыми словами: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан“. Таким образом, для Некрасова Поэт — это не мастер красивых речей, выверенного слога, добрых слов, нашептанных ему Богом, а гражданин, то есть человек, который во главу угла ставит интересы народа, служит ему так, как умеет, является выразителем народных идей.

Тема поэта и поэзии в русской литературе. Тема «назначение поэта и поэзии» – одна из ведущих в мировой литературе. Сегодня мы обратимся к переводам оды. – презентация

1 Тема поэта и поэзии в русской литературе

2 Тема «назначение поэта и поэзии» – одна из ведущих в мировой литературе. Сегодня мы обратимся к переводам оды Горация – древнеримского поэта – «К Мельпомене», известного как «Памятник». В русской литературе известно 9 переводов 30–й оды Горация. В зависимости от того, какую цель преследовали поэты, тексты можно разделить на две группы: переводы и подражания.

Переводы, в свою очередь, также делятся на две группы: выполненные с академической целью и выполненные с художественной целью. Академическим переводом называют передачу на другом языке содержания оригинала с максимальным содержанием его формы.

Художественным переводом называют передачу на другом языке содержания оригинала в форме, наиболее соответствующей эстетическим представлениям переводчика. Подражаниями же называют текст, сохраняющий поэтическую идею оригинала, но передающий личное мировоззрение создателя подражания.

Прочно бытует мнение, что переводчик прозы является рабом переводимого автора, а переводчик стихов – его соперником. Действительно, стихотворные переводы порой превосходят оригиналы по своей художественной значимости и мастерству.

3 Ода стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то великий человек или событие.

4 Гораций – выдающийся поэт времён Августа (65– 8 гг. до н.э.) родился в Венузии на юге Италии. Лучшие стихи Горация посвящены прославлению поэзии, дарующей поэту бессмертие и любовь Богов.

Заключительное стихотворение 2–й книги од говорит о бесконечности бытия поэзии в пространстве («Лебедь»); заключительное стихотворение 3–ей книги и всего 1–ого сборника од – о бесконечности поэзии во времени («Памятник»).

Девиз Горация: Стиль оборачивай чаще Не желай удивленья толпы, а пиши для немногих.

5 Quintus Horatius Flaccus Ad Melpomenen Exegi monument(um) aere perennius Regalique situ pyramid(um) altius Quod non imber edax, non Aquil(o) impotens Possit diruer(e) aut innumerabilis Annorum series et fuga temporum.

Non omnis moriar, multaque pars mei Vitabit Libitin(am): usqu(e) ego posreta Creascam laude recens, dum Capitolium Scandet cum tacita virgane pontifex. Dicar, qua violens obstrepit Aufidus Et qua pauper aquae Daunus agrestium Regnavit populor(um), ex humili potens Princeps Aeoleum carmen ad Italos Deduxisse modos.

Sume superbiam Quasitam meritis et mihi Delphica Lauro cinge volens, Melpomene, comam. Я создал памятник долговечнее меди, Выше царского здания пирамид, Который ни едкий ливень, ни бессильный северный ветер, Не сможет разрушить или неисчислимый Ряд годов и быстрый бег времени.

Весь я не умру, большая часть меня Избежит Либитины: беспрерывно в будущем Будет увеличиваться неувядаемая слава, пока на Капитолий Будет подниматься понтифик с молчаливой девой.

Скажут, что я рожден там, где шумит бурный Ауфид, И где бедный водой Давн сельскими Правил народами, что, будучи из незнатного рода, Первым Эолийскую песню на Италийский Перевести смог. Исполнись гордостью Заслуженно приобретенной и мне Дельфийским Лавром обвей благосклонно, Мельпомена, волосы. (Подстрочный перевод с латыни)

Читайте также:  Характеристика семей в романе Шолохова «Тихий Дон»

6 Апулия – родина Горация. Аквилон – бог северного моря; поэтическое наименование сильного северного ветра. Ауфид – главная река в Апулии. Давнус – мифический царь северной Апулии. Эол – бог ветра, повелитель ветров. Алцей – стихотворец. Мельпомена – муза трагедии

7 Либитина -богиня смерти и похорон; здесь – сама смерть. Капиолий –холм в Риме с расположенными на нем священными храмами Понтифик (верховный жрец)- главный церковный служитель в древнем Риме

8 Ломоносов Михаил Васильевич – первый русский учёный- естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Крупнейший русский поэт- просветитель 18 в., один из основоположников силлабо- тонического стихосложения. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания.

9 В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык. Прочитайте переложение оды Горация К Мельпомене (Памятник), созданное М.В. Ломоносовым. Определите тему и главную мысль стихотворения. Какие средства выразительности придают стихам торжественность и чеканность? ?

10 Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный аквилон смотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру; но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь с кончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне без знатный род препятством не был, Чтоб внести в Италию стихи эольски И первому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром. Тема оды – роль творчества, поэзии в жизни людей.

Главная мысль стихотворения – созданное поэтом делает его бессмертным Двусложный размер – ямб – придает нерифмованным строчкам стихотворения четкость, чеканность. Торжественность звучанию придают слова высокого стиля: воздвигну, превыше, возрастать, отечество, препятство и др.

, много слов и выражений греко-римского происхождения, из истории и мифологии: аквилон, Авфид, стихи эольски, муза, дельфийский лавр и т.д.).

11 аквилон Авфид стихи эольски Алцейской лирой муза Дельфийским лавром – северо-восточный ветер; – река в Италии на родине Горация; – образцовые, древнегреческие; –лирой Алцея=Алкея, одного из лучших древнегреческих поэтов; – богиня, покровительница наук и искусства; – в городе Дельфы находился храм Аполлона, предводителя муз. Лавр считался священным деревом

12 В 1796 году Г.Р. Державин обращается к данной теме, пишет стихотворение Памятник – это вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далекого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию.

13 Прочитайте стихотворение Державина Памятник. Определите его тему и основную мысль. Каким размером написано стихотворение, какие в нем рифмы? Какие средства художественной изобразительности использовал поэт (эпитеты, олицетворение, сравнение, гиперболы)? ?

14 Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так! весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенная будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал, Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай Тема – бессмертие поэта в его творениях, в памяти людей о создателе знаменитых произведений. Свое творчество он уподобляет чудесному, вечному памятнику.

Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан. Основную свою заслугу видит поэт в том, что мог истину царям с улыбкой говорить, беседовать о боге, дерзнул рассказать о добродетелях Екатерины II не высоким, а простым слогом.

В каждом четверостишии первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой, т.е. перекрестная рифма. Неторопливый, торжественный ритм стиха (стихотворение написано шестистопным ямбом) соответствует важности темы.

15 Чтобы придать торжественность стихотворной речи, поэт использует слова высокого стиля – чело, возгордись, возгласить, дерзнул, неисчетных и т.д.; эпитеты – неторопливою рукой, сердечной простоте, заслугой справедливой, памятник чудесный, вечный, гром быстротечный.

Гипербола и сравнение одновременно – металлов выше он и тверже пирамид. Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом явно фигуральное, т.е. подразумевающее переносный смысл.

Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений ?

16 За год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, осмысливая собственный творческий путь, А.С. Пушкин написал стихотворение Памятник (1836 г.). По своей теме и построению стихотворение А.С. Пушкина близко к одноименному стихотворению Державина, однако Пушкин отступил от прежних образов.

17 Выразительно прочитайте стихотворение Пушкина Памятник. Определите тему и основную мысль. Какова жанровая специфика стихотворения? Назовите средства поэтической выразительности в оде Пушкина. Найдите в стихотворении Пушкина славянизмы. Какую тональность они придают стихотворению? ?

18 Тема поэта и поэзии, проблема поэтической славы, поэтического бессмертия: преодоление смерти через славу Жанр – ода, это продиктовано традицией: стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина, которое, как мы уже говорили, является переделкой оды Горация, известной русскому читателю по переводу Ломоносова.

Эпиграф Пушкин заимствовал у Горация Я воздвиг памятник… Эпитеты: памятник нерукотворный, душа в заветной лире, в мой жестокий век, главою непокорной; Метонимия: Что чувства добрые я лирой пробуждал… Синекдоха: И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян и финн, и ныне дикой Тунгус и друг степей калмык.

Олицетворение: Веленью Божию, о муза, будь послушна… Подбор слов, интонация отличаются торжественностью, возвышенностью, благодаря славянизмам: воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий в ней язык (т.е. народ), велению и другие.

По интонации Памятник представляет собой торжественную речь народного поэта- гражданина, утверждающего свое право на историческое бессмертие. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца. 1836

19 Сравним стихотворения Горация, Державина и Пушкина по строфам. Что общего в композиции этих стихотворений? 1 строфа. Как характеризует свой Памятник Державин? Какой новый, по сравнению со стихотворением Державина, смысл возникает со словами Пушкина памятник нерукотворный, с упоминанием о народной тропе и сравнением с Александрийским столпом? ?

20 2 -3 строфа. С какими фактами и явлениями общественной жизни связывает мысль о длительности своей славы каждый из поэтов? 4 строфа. Какими заслугами своего творчества каждый из поэтов обусловливал свое право на славу? 5 строфа. У всех трех поэтов стихотворение заключается обращением к музе. Что нового появляется в пушкинских строках по сравнению с державинскими?

21 «Гораций говорит: «Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи»; Державин заменяет это другим: «Я считаю себя достойным славы за то, что говорил правду и народу и царям»,Пушкин «за то, что я благодетельно действовал на общество и защищал страдальцев». Н.Г. Чернышевский

22 Первая группа анализирует Я знак бессмертия себе воздвигнул… М.В. Ломоносова, вторая группа – Памятник Г.Р. Державина, третья группа – Я памятник себе воздвиг нерукотворный… А.С. Пушкина. План анализа (единый для всех групп) 1.

Выразительно прочитайте стихотворение. 2. Какие черты биографии поэта нашли отражение в стихотворении? 3. Какими видит поэт границы собственного творческого бессмертия? 4.

С какими словами обращается творец к Музе? Каковы отношения между ними? ?

23 Вопросы для сравнения М.В.ЛомоносовГ.Р.ДержавинА.С.Пушкин Черты биографии Мне без знатный род препятством не был. …первый я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить.

…чувства добрые я лирой пробуждал… в мой жестокий век восславил я Свободу // И милость к падшим призывал. Границы творческого бессмертия Поэт будет жить, пока живо его Отечество. Доколь славянов род вселенная будет чтить. …доколь в подлунном мире // Жив будет хоть один пиит. Каковы отношения у поэта с музой Муза – высокая покровительница.

Муза – верная подруга поэта. Муза – соратник на великом поприще поэзии.

24 Вопросы для сравнения Гораций (подстрочник) М.В.ЛомоносовГ.Р.ДержавинА.С.

Пушкин Каково название оды? « К Мельпомене»« Я знак бессмертия себе воздвигнул…» «Памятник» Что воздвиг себе поэт? памятникзнак бессмертия Памятник нерукотворный Что сказано о прочности памятника? Выше царского здания пирамид, Превыше пирамид и крепче меди Металлов тверже он и выше пирамид Какие разрушающие силы не страшны для него? ни едкий ливень, ни бессильный северный ветер, Не сможет разрушить или неисчислимый Ряд годов и быстрый бег времени. Бурный Аквилон смотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность

Читайте также:  Авторский стиль платонова на примере повести «котлован»

25 Вопросы для сравнения Гораций (подстрочник) М.В.ЛомоносовГ.Р.ДержавинА.С.

Пушкин Каково отношение поэта к смерти? Весь я не умру, большая часть меня Избежит Либитины Не вовсе я умру: но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь с кончаю Весь я не умру, но часть меня большая, от тлена убежав по смерти станет жить Как долго будет жить слава поэта? Будет увеличиваться неувядаемая слава, пока на Капитолий Будет подниматься понтифик с молчаливой девой. Я буду возрастать повсюду славой, пока великий Рим владеет светом Ислава возрастет моя не увядая, доколь славянов род вселенная будет чтить Как широко распространитьс я слава о поэте? там, где шумит бурный Ауфид, И где бедный водой Давн сельскими Правил народами Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;

26 Вопросы для сравнения Гораций (подстрочник) М.В.ЛомоносовГ.Р.ДержавинА.С.Пушкин В чем поэт видит свои заслуги? что, будучи из незнатного рода, Первым Эолийскую песню на Италийский Перевести смог.

мне без знатный род препятством не был, Чтоб внести в Италию стихи эольски И первому звенеть Алцейской лирой. первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить.

О чем поэт просит музу? Исполнись гордостью Заслуженно приобретенной и мне Дельфийским Лавром обвей благосклонно, Мельпомена, волосы. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу дельфийским лавром.

возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай.

27 Заполните таблицу. Сделайте выводы о степени близости переложений оригиналу. Кто еще из русских поэтов переводил Горация? Чего больше сходства или различия с Горацием? Выучить наизусть на выбор Прочитать повесть «Бедная Лиза» Карамзина Н. М.

28 Аполлон (или Феб) был одним из сыновей Зевса. Аполлон считался богом света. Это был бог -целитель, прорицатель и покровитель искусств. Этого бога древние греки всегда изображали прекрасным юношей (совсем не похожим на наши рисунки :-))), в руках у которого были лук или кифара(музыкальный инструмент).

Согласно мифам, Аполлон с венком на голове появлялся на горе Парнас. Он играл на на золотой кифаре в окружении хоровода из муз. Дело в том, что Аполлон, кроме того, был еще и богом муз (то есть старшим среди них:-). Всего муз, как мы уже сказали, было девять.

И каждая из них имела свой отличительный признак и свое назначение.

29 Каллиопа (старшая из всех) – муза эпической поэзии Эвтерпа – муза лирической поэзии Терпсихора – муза танцев Эрато – муза любовных песен Мельпомена – муза трагедии Талия – муза комедии Клио – муза истории Полигимния – муза священных гимнов Урания – муза астрономии

30 literatura literatura

Реферат: Тема поэта и поэзии в русской литературе начала XX века. Скачать бесплатно и без регистрации

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

  • Реферат
    по теме:
  • «Поэзия
    о поэзии: Золотой и Серебряный века
    русской культуры»

  • Поэзия
    о поэзии: Золотой и Серебряный века
    русской культуры

  • План
  • Тема поэзии в творчестве некоторых авторов:
    • Александр Сергеевич Пушкин
    • Валерий Брюсов
    • Михаил Юрьевич Лермонтов
    • Анна Ахматова
    • Владимир Соловьев
    • Владимир Владимирович Маяковский


Disclaimer
(Отречение)

Вообще,
я считаю любой анализ
литературного произведения, в том числе
(и тем более!) стихотворения есть
разрушение, огрубление изначального
образного содержания, не только не
помогающее почувствовать того, что
вложил автор, но, наоборот, мешающее это
сделать.

Такие методы больше подходят
для истории, а литературу надо ощущать…
Это, конечно, лишь мое мнение, но все же
в этой работе я постараюсь сделать так,
чтобы анализа­
было как можно меньше, а были бы сами
стихи, стихи, еще раз стихи и немного
моих околоисторических и окололитературных
комментариев.


  1. Введение.
    Две эпохи
  2. Исследование
    и сравнение поэзии двух разных эпох
    немыслимо без связи с историей – с теми
    событиями, которые повлияли, порой,
    решительным образом, на судьбы и
    мировоззрения поэтов.
  3. Итак,
    Золотой и Серебряный века, два «русских
    ренессанса», две вспышки света среди
    тысячелетий тьмы и серости.…

Девятнадцатый
век – это, конечно, Отечественная война
1812 года, которую можно было бы назвать
«нулевой мировой войной», Бородинское
сражение, противостояние западников и
славянофилов, восстание Декабристов,
реформы Александра II,
отмена крепостного права, Крымская
война, оборона Севастополя, народничество…
Это имена Пушкина, Лермонтова, Некрасова,
Гоголя, Толстого, Тургенева, Достоевского,
Толстого, Соловьева…

Совсем
другой, но столь же противоречивый век
двадцатый, вернее, его начало. Основные
события здесь: две революции, перевернувшие
всю Россию, которые можно сравнить даже
не с бурей, а с падением огромного
метеорита или кометы.

Возникают множество
направлений в литературе, и в первую
очередь – в поэзии: от символизма, многое
взявшего из Золотого века, до футуризма,
требующего «Бросить Пушкина, Достоевского,
Толстого и проч. и проч.

с Парохода
Современности» (из альманаха «Пощечина
общественному вкусу»).

  • Разные
    существовали направления и школы, во
    многом они отличались, но некоторые
    темы привлекали внимание всех поэтов.
    Одна из них – о цели творчества, да и
    жизни самого Поэта… Можно сказать,
    поэзия о поэзии…

  • Александр
    Сергеевич Пушкин

    (1799
    1836)
  • Пожалуй,
    наиболее ярко отношение Пушкина к нашей
    теме можно проследить по его стихотворениям
    «Эхо», «Пророк» и «Памятник». Не
    придерживаясь хронологии, начнем с
    «Эха»:

  • Эхо
  • Ревет
    ли зверь в лесу глухом,Трубит
    ли рог, гремит ли гром,Поет
    ли дева за холмом, – На
    всякий звук…Свой
    отклик в воздухе пустом
  • Родишь
    ты вдруг
  • Ты
    внемлешь грохоту громов,И
    гласу бури и валов,И
    крику сельских пастухов – И
    шлешь ответ;Тебе
    ж нет отзыва… Таков
  • И
    ты, поэт!
  • 1831
  • Здесь
    идет речь о «технической» стороне
    вопроса: задача поэта – отражать этот
    мир, со всей его красотой и безобразием,
    со всеми его парадоксами и противоречиями,
    ничего не выдумывая, а лишь преломляя
    через себя действительность. Есть некий
    намек на трагичность судьбы поэта: эта
    тема, затем развитая Лермонтовым,
    представлена всего одной строчкой:
    «Тебе ж нет отзыва…»
  • О
    социальной значимости искусства здесь
    нет ни слова… Эта тема появится позже,
    в «Памятнике», но об этом немного ниже.
    Сейчас мне хотелось бы вспомнить близкое
    «Эху» по идее стихотворение «Пророк»:

  • Пророк

Духовной
жаждою томим,В
пустыне мрачной я влачился, –И
шестирукий серафимНа
перепутьи мне явился.Перстами
легкими, как сон,Моих
зениц коснулся он.Отверзлись
вещие зеницы,Как
у испуганной орлицы.

Моих
ушей коснулся он, –И
их наполнил шум и звон:И
внял я неба содроганье,И
горний ангелов полет,И
гад морских подводный ход,И
дальней лозы прозябанье,И
он к устам моим приникИ
вырвал грешный мой язык,И
празднословный, и лукавый,И
жало мудрыя змеиВ
уста замершие моиВложил
десницею кровавой.

И
он мне грудь рассек мечом,И
сердце трепетное вынулИ
угль, пылающий огнем,Во
грудь отверстую водвинул.Как
труп, в пустыне я лежал.И
бога глас ко мне воззвал:«Восстань,
пророк, и виждь, и внемли,Исполнись
волею моейИ,
обходя моря и земли,

  1. Глаголом
    жги сердца людей
  2. 1826

Отождествление
поэта с пророком несколько меняет
классические представления: нет музы,
но есть «бога глас», призывающий
«глаголом» жечь «сердца людей», источник
вдохновенья – Бог, и поэт отвечает
только перед Богом. Еще одно ощущение:
болезненность, невероятная сложность
становления Поэта также очень характерно
для этой темы.

  • Стихотворение
    «Памятник» занимает особое место и в
    творчестве Пушкина, и вообще в теме
    «поэт и поэзия»

  • Памятник
  • Exegi
    monumentum
  • Я
    памятник себе воздвиг нерукотворный,К
    нему не зарастет народная тропа,Вознесся
    выше он главою непокорной
  • Александрийского столпа.
  • Нет,
    весь я не умру – душа в заветной лиреМой
    прах переживет и тленья убежит –И
    славен буду я, доколь в подлунном
    мире
  • Жив
    будет хоть один пиит.
  • Слух
    обо мне пройдет по всей Руси великой,И
    назовет меня всяк сущий в ней язык,И
    гордый внук славян, и финн, и ныне
    дикий
  • Тунгуз,
    и друг степей калмык.
  • И
    долго буду тем любезен я народу,Что
    чувства добрые я лирой пробуждал,Что
    в мой жестокий век восславил я свободу
  • И
    милость к падшим призывал.
  • Веленью
    божию, о муза, будь послушна,Обиды
    не страшась, не требуя венца,Хвалу
    и клевету приемли равнодушно,
  • И
    не оспаривай глупца
  • 1836

Почему
это стихотворение заслуживает нашего
особого внимания? По нескольким причинам:
во-первых, оно было написано в 1836-ом году
и, фактически, подводит итог всей
жизни
поэта.

Здесь говорится о многом: о
бессмертии искусства, о его целях («И
долго буду тем любезен я народу / Что
чувства добрые
я лирой пробуждал…»), повторяется тема
Божественного дара, затронутая в
«Пророке» («Веленью божию, о муза, будь
послушна») и не только это.

Во-вторых,
это один
из

переводов “Ad
Melpomena”
(«К Мельпомене») Горация, поэтому в
русской литературе найдется немало
подобных стихотворений, и на их примере
можно легко производить сравнение.
Итак, перекинув «Памятник» как мостик
(прошу прощения за каламбур), переходим
к Серебряному веку: Валерий Брюсов.


  1. Валерий
    Брюсов

    (1873–1924)

  2. Памятник
  3. Мой
    памятник стоит, из строф созвучных
    сложен.

Уже
с первой строчки чувствуется отличие
от стихотворения Пушкина: здесь памятник
«из строф созвучных сложен» – это
наследие поэта, его стихи. Пушкин был
ближе к исходному значению этого слова:
у него памятник
– это память
о заслугах поэта, то есть о следствии
его стихов, а не сами стихи.

Читайте также:  Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок?

Кричите,
буйствуйте, — его вам не свалить!

Нотка
борьбы, противодействия чему-то, как мы
позже увидим, является очень характерной
для Серебряного века. Это неудивительно
– хоть Пушкин писал о своем времени как
о «жестоком», по неспокойности его
нельзя сравнить с рубежом 19-20 веков.
Видимо, уже тогда чувствовалась атмосфера
«несвободы слова», когда поэт – самая
опасная профессия человека…

  • Характерны
    для символизма следующие строки:
  • И
    станов всех бойцы, и люди разных вкусов,В
    каморке бедняка и во дворце царя,
  • Здесь
    идет речь о том, что стихи (будут/должны
    быть) понятны всем людям, вне зависимости
    от национальности, социального положения
    и прочих искусственных атрибутов.
  • Ликуя,
    назовут меня – Валерий Брюсов,О
    дружбе с другом говоря.
  • Персонификация,
    индивидуальность, выраженная в прямом
    упоминании имени автора также свойственна
    символизму.
  • Вот
    еще одно стихотворение Брюсова,
    характерное для его времени:

  • Юному
    поэту
  • Юноша
    бледный со взором горящим,Ныне
    даю я тебе три завета:Первый
    прими: не живи настоящим,
  • Только
    грядущее – область поэта.
  • Помни
    второй: никому не сочувствуй,Сам
    же себя полюби беспредельно.Третий
    храни: поклоняйся искусству
  • Только
    ему, безраздумно, бесцельно.
  • Юноша
    бледный со взором смущенным!Если
    ты примешь моих три завета,Молча
    паду я бойцом побежденным,
  • Зная,
    что в мире оставлю поэта.
  • 1896

Несколько
странные, на первый взгляд (?), утверждения:
«не живи настоящим», «никому не
сочувствуй», «сам… себя полюби
беспредельно»… Более логичным выглядит
третий завет, о поклонении искусству
(может быть, Истине? Тогда «никому не
сочувствуй» – будь беспристрастен, но
в любом случае, лишь догадка…). Последние
две строчки: «Молча паду я бойцом
побежденным / Зная, что в мире оставлю
поэта.» проводят параллель между
искусством и… войной, как это ни странно
звучит…

Попробую
пояснить первый «завет», насколько я
его понимаю: время Серебряного века не
случайно породило столько великих
людей.

Дело в том, что в этот момент
решалась судьба России, ее будущее, и
любое воздействие, любое возмущение
могло изменить его в ту или иную сторону.

Такое воздействие и должен оказывать
Поэт, стараясь направлять процесс
естественного развития, именно из-за
этого он должен «не жить настоящим» и
именно поэтому в такой точке бифуркации,
излома, как начало двадцатого века и
произошел поэтический всплеск.

Очень
непростое время, в чем-то схожее со
временем Брюсова, описывал Лермонтов.
К нему и перейдем…


Михаил
Юрьевич Лермонтов (1814–1841)

И
жизнь, и творчество Лермонтова пронизаны
трагизмом. Достаточно взять хотя бы
одно его стихотворение, и мы увидим там
боль, муку, страдание. Не составляют
исключения и стихи о поэзии. К примеру,
«Пророк»:


  1. Пророк
  2. С
    тех пор, как вечный судияМне
    дал всеведение пророка,В
    очах людей читаю я
  3. Страницы
    злобы и порока.
  4. Провозглашать
    я стал любвиИ
    правды чистые ученья:В
    меня все ближние мои
  5. Бросали
    бешено каменья.
  6. Посыпал
    пеплом я главу,Из
    городов бежал я нищий,И
    вот, в пустыне я живу,
  7. Как
    птицы, даром божьей пищи;
  8. Завет
    предвечного храняМне
    тварь покорна там земная;И
    звезды слушают меня,
  9. Лучами
    радостно играя.
  10. Когда
    же через шумный градЯ
    пробираюсь торопливо,То
    старцы детям говорят
  11. С
    улыбкою самолюбивой:
  12. «Смотрите:
    вот пример для вас!Он
    горд был, не ужился с нами:Глупец,
    хотел уверить нас,
  13. Что
    бог гласит его устами!
  14. Смотрите
    ж, дети, на него:Как
    он угрюм и худ и бледен!Смотрите,
    как он наг и беден,
  15. Как
    презирают все его!»

Судя
по названию и началу («С тех пор, как
вечный судия /Мне
дал всеведение пророка…»), это
стихотворение является продолжением
«Пророка» Пушкина, но тема здесь совсем
другая, чисто лермонтовская: пушкинское
отсутствие отклика у читателя («Тебе ж нет отзыва…») здесь переходит в открытую
неприязнь, презрение, даже ненависть.

Увы, видимо, действительно таким было
время Лермонтова. Но не это главное,
проблема отсутствия Читателя, способного
понять творчество, была, скорее всего,
у всех Поэтов: самое страшное, что если
Пушкин и Брюсов могли попытаться что-то
изменить, изменить свое время своим же
творчеством, и мы видим это по их стихам,
то у Лермонтова этого нет.

Наверное, его
миссия была перенести искусство через
эту тьму, передать культурное наследие
дальше, чтобы впоследствии появились
стихи Тютчева, Фета и потом – Соловьева,
Ахматовой, даже футуристов: хоть они и
призывали отречься от классики, но
стояли, так или иначе, на ее фундаменте.

(Может возникнуть вопрос: а что, если бы
не было Лермонтова, то до Ахматовой не
дошли бы стихи Пушкина? Нет, дошли бы,
но… Дело в том, что искусство не может
существовать только в виде книг или,
скажем, картин.

Более того, искусство к
книгам не имеет вообще никакого отношения!
Искусство – это люди, а книга – лишь
средство связи между ними, позволяющее
нам общаться с теми, кто жил за 2 столетия
(а то и тысячелетия) до нас, а им – с нами.
К тому же, искусство не может стоять на
месте, его нельзя «заморозить» – оно
должно жить и развиваться, иначе, оно
умрет…)

Ну,
раз уж мы вспомнили об Ахматовой, об
этой великой поэтессе…


Анна
Андреевна Ахматова (1889–1966)

Продолжая
выбранную тему нельзя не упомянуть о
творчестве Ахматовой. Несмотря на то,
что задача поэзии не является центральной
в ее творчестве, она привнесла и сюда
что-то новое. К примеру:


Творчество

о поэзии

Арист! и ты в толпе служителей Парнаса!
Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;
За лаврами спешишь опасною стезей

И с строгой критикой вступаешь смело в бой!

Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы,
Забудь ручьи, леса, унылые могилы,
В холодных песенках любовью не пылай;
Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай!
Довольно без тебя поэтов есть и будет;
Их напечатают – и целый свет забудет.

Быть может, и теперь, от шума удалясь
И с глупой музою навек соединясь,
Под сенью мирною Минервиной эгиды
Сокрыт другой отец второй «Телемахиды».
Страшися участи бессмысленных певцов,
Нас убивающих громадою стихов!
Потомков поздных дань поэтам справедлива;
На Пинде лавры есть, но есть там и крапива.

Страшись бесславия! – Что, если Аполлон,
Услышав, что и ты полез на Геликон,
С презреньем покачав кудрявой головою,
Твой гений наградит – спасительной лозою?
Но что? ты хмуришься и отвечать готов;
«Пожалуй, – скажешь мне, – не трать излишних слов;
Когда на что решусь, уж я не отступаю,
И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.
Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,

Сердись, кричи, бранись, – а я таки поэт».

Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать,
Как Витгенштеину французов побеждать.

Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов,
Певцы бессмертные, и честь и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас,
Сколь много гибнет книг, на свет едва родясь!
Творенья громкие Рифматова, Графова
С тяжелым Бибрусом гниют у Глазунова;
Никто не вспомнит их, не станет вздор читать,

И Фебова на них проклятия печать.

Положим, что, на Пинд взобравшися счастливо,
Поэтом можешь ты назваться справедливо:
Все с удовольствием тогда тебя прочтут.

Но мнишь ли, что к тебе рекой уже текут
За то, что ты поэт, несметные богатства,
Что ты уже берешь на откуп государства,
В железных сундуках червонцы хоронишь
И, лежа на боку, покойно ешь и спишь?
Не так, любезный друг, писатели богаты;
Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набиты сундуки:
Лачужка под землей, высоки чердаки –
Вот пышны их дворцы, великолепны залы.
Поэтов – хвалят все, питают – лишь журналы;
Катится мимо их Фортуны колесо;
Родился наг и наг ступает в гроб Руссо;
Камоэнс с нищими постелю разделяет;
Костров на чердаке безвестно умирает,
Руками чуждыми могиле предан он:

Их жизнь – ряд горестей, гремяща слава – сон.

Ты, кажется, теперь задумался немного.
«Да что же, – говоришь, – судя о всех так строго,
Перебирая все, как новый Ювенал,
Ты о поэзии со мною толковал;
А сам, поссорившись с парнасскими сестрами,
Мне проповедовать пришел сюда стихами?
Что сделалось с тобой? В уме ли ты, иль нет?»

Арист, без дальных слов, вот мой тебе ответ:

В деревне, помнится, с мирянами простыми,
Священник пожилой и с кудрями седыми,
В миру с соседями, в чести, довольстве жил
И первым мудрецом у всех издавна слыл.

Однажды, осушив бутылки и стаканы,
Со свадьбы, под вечер, он шел немного пьяный;
Попалися ему навстречу мужики.

«Послушай, батюшка, – сказали простяки, –
Настави грешных нас – ты пить ведь запрещаешь,
Быть трезвым всякому всегда повелеваешь,
И верим мы тебе; да что ж сегодня сам…»
«Послушайте, – сказал священник мужикам, –
Как в церкви вас учу, так вы и поступайте,

  • Живите хорошо, а мне – не подражайте».
  • И мне то самое пришлося отвечать;
    Я не хочу себя нимало оправдать:
    Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты,
    Проводит тихий век без горя, без заботы,
    Своими одами журналы не тягчит
    И над экспромтами недели не сидит!
    Не любит он гулять по высотам Парнаса,
    Не ищет чистых муз, ни пылкого Пегаса;
    Его с пером в руке Рамаков не страшит;

Спокоен, весел он. Арист, он – не пиит.

Но полно рассуждать – боюсь тебе наскучить
И сатирическим пером тебя замучить.
Теперь, любезный друг, я дал тебе совет,
Оставишь ли свирель, умолкнешь или нет?..
Подумай обо всем и выбери любое:

  1. Быть славным – хорошо, спокойным – лучше вдвое.
  2. 1814
Ссылка на основную публикацию