Почему, вкусив воздуха свободы, Мцыри должен был умереть?

Гибель Мцыри была предрешена не столько авторской идеей, сколько законами романтического жанра, в котором написана поэма. Главный герой поэмы по духу близок ее автору – Михаилу Лермонтову. Отчасти поэтому его мысли и чувства изображены столь выпукло и ярко. В образ Мцыри Лермонтов вложил свои переживания.

Мцыри в монастыре

Маленьким мальчиком Мцыри попадает в монастырь. Смерть уже тогда витала над ним, когда его, тяжело больного, некий русский генерал оставил на попечении сердобольных монахов.

Божьими молитвами и народными средствами ребенка выходили и поставили на ноги. У Мцыри никогда не было друзей.

Ребенок, за исключением времени, посвященному ежедневным монастырским обязанностям и молитвам, был предоставлен самому себе.

Он жил воспоминаниями о родных и мечтами снова оказаться в родном ауле и в кругу близких ему людей. Из монастыря он бежал накануне пострижения в монахи. Он понимал, что не готов дать клятву Богу, пусть даже и чуждому вере его предков.

Причины гибели

Почему, вкусив воздуха свободы, Мцыри должен был умереть?

С медицинской точки зрения тоже можно объяснить смерть Мцыри. Он упал на землю без сознания от нервного и физического истощения. Три дня он почти ничего не ел, попал под ливень, и наверняка был простужен. Раны, нанесенные барсом, тоже воспалились. Сколько времени он пролежал на земле, не известно. Но это обстоятельство тоже не прибавило ему ни сил, ни здоровья.

Нашедшие его монахи принесли его в монастырь, однако Мцыри все равно погибает. Юноша пришел в себя, но простуда, отягощенная нервным потрясением, делала свое дело. Мцыри не был готов бороться за свою жизнь, он не хотел жить, потому что в монастыре он чувствовал себя, как в тюрьме. Душа его жаждала:

  • любви к женщинам,
  • борьбы с врагами,
  • общения с дорогими людьми, с родственниками, друзьями.

Раньше он только мечтал о свободе, но вкусив ее однажды, он оказался не готовым вернуться к прежней монастырской жизни.

Духовное родство поэта и его героя

В этих устремлениях Мцыри был духовно близок Лермонтову. Как бы ни любил поэт Кавказ, как бы ни восторгался красотою гор и мужеством кавказских народов, он был не свободен в своем выборе. Он так же, как и Мцыри, в детстве мечтал общаться с отцом, но был лишен этого. Он хотел жить в России, подумывал об отставке, но должен был служить на Кавказе.

Когда Лермонтов вернулся с Кавказа в Петербург, то успел поссориться с сыном французского посла Эрнестом Барантом. Дело кончилось дуэлью, светским скандалом, о котором стало известно императору Николаю Павловичу и ссылкой Лермонтова с требованием посылать его на передовые боевые участки.

Император Николай I недолюбливал Лермонтова, не мог простить ему гневного стихотворения «На смерть поэта», и в глубине души мечтал избавиться от неугодного литератора.
Лермонтов, как будто не дорожил своей жизнью. В боевых операциях он был храбр до безрассудства.

В истории с Мартыновым, судя по воспоминаниям участников тех событий, инициатором ссоры был именно Лермонтов. Он словно нарывался на конфликт, жаждал ссоры и дуэли. Не жалел жизни, и в то же время строил литературные планы, мечтал выйти в отставку, чтобы творить. Даже в этом он был не свободен. Бабушка была против.

Она хотела, чтобы внук сделал блестящую карьеру, добился высокого положения в свете.

  • Меня могила не страшит:
  • Там, говорят, страданье спит
  • В холодной вечной тишине;
  • Но с жизнью жаль расстаться мне.
  • Я молод, молод…

Презентация на тему: Почему должен погибнуть Мцыри?

Почему, вкусив воздуха свободы, Мцыри должен был умереть? Описание слайда:

Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю. (14 гл. 1-ой Книги Царств) Тема исследования«Почему должен погибнуть Мцыри?» Боронина Света,учащаяся 8 класса «А» Учитель: Мордакина П.Е.,учитель русского языка и литературы МОУ Жердевской СОШ №2

Описание слайда:

Гипотеза:Если человек находится в неволе, то он должен смириться со своим положением, беспрекословно подчиняться авторитетам и забыть о свободе.

Описание слайда:

Цель: сравнение библейской легенды с темой и идеей произведения, выяснение причины побега Мцыри из монастыря и его гибели.

Задачи:- рассмотреть образ главного героя в библейски- христианском аспекте;- через поступки понять духовный мир Мцыри;- выяснить, что значит для Мцыри свобода и что она ему дала;- определить собственную жизненную позицию пообщественно значимым вопросам, поднятым в поэме.

Описание слайда:

Ход исследования: 1. Посетили читальный зал детской библиотеки, изучили критичес- кую литературу, провели соцопрос читателей библиотеки.2. Выявили проблемы, условия жизни, созданные в России во времена правления Николая I.3.

Выяснили, какое впечатление произвел Мцыри на современников М.Ю.Лермонтова, и сравнили с отзывами учащихся о главном герое поэмы.4. Посмотрели литературно-театральный урок.5. Провели конкурс рисунков на тему «Три блаженных дня» в жизниМцыри».6.

Провели социологический опрос «Мцыри – победитель или побеж-денный?».7. Сделали выводы.

Описание слайда:

В библиотеке мы познакомились с произведением М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Описание слайда:

и иллюстрациями, сделанными к поэме.

Описание слайда:

Конкурс рисунков на тему «Три блаженных дня» в жизни Мцыри».

Описание слайда:

Социологический опрос «Мцыри – победитель или побежденный?»

Описание слайда:

Связь библейских легенд с темой и идеей литературного произведения.Эпиграфом к поэме Лермонтов взял цитату из 14 гл. 1-ой Книги Царств. Данный ветхозаветный текст библейский относится сегодня к числу устойчивых выражений традиционно – книжного происхождения, обогативших собою фонд “крылатых слов” русского языка.

В указанной главе рассказывается о борьбе в ХI в.до н.э. главы первого объединенного палестинского государства Саула с враждебными племенами филистимлян, вторгшихся в пределы восточного побережья Средиземного моря.

После одного из сражений у Ефремовой горы воины Саула были весьма утомлены, и Саул “сотворил безумие великое”, т.е. дал народу заклятие, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим. И никто из народа не вкушал пищи. И пошел 10-тысячный отряд во главе с сыном Саула Ионафаном в лес.

И был там на поляне мед. Но никто не протянул руки своей к меду, ибо народ боялся заклятия. Ионафан же не слышал о заклятии и протянул конец палки, бывшей в руке его, обмакнул ее в медовый сот и обратил к устам своим, и просветлели глаза его.

Когда кто-то сказал ему о заклятии отца, Ионафан ответил осуждением, сказав, что поражение филистимлян было бы еще большим, если бы народ “поел от добычи”. Узнав о нарушении заклятия, Саул счел это тягчайшим грехом.

Описание слайда:

Он обратился к Богу с вопросом: преследовать ли ему своих воинов, но ответа не было. Тогда Саул дал распоряжение собраться всем старейшинам народа, чтобы определить, на ком именно лежит грех нарушения заклятия. Жребий упал на Ионафана.

И сказал Саул Ионафану: расскажи мне, что сделал ты, и тот рассказал: “Я отведал концом палки немного меду, и вот я должен умереть”. Но народ, жалея и уважая Ионафана, который способствовал победе над врагами, единодушно вступился перед царем в защиту его сына. Ионафан был оправдан и избежал казни. Последние слова юноши и стали эпиграфом.

Рассчитывая на восприятие читателей, которым были хорошо известны библейские тексты, Лермонтов не только сравнивает героя своей свободолюбивой поэмы с вызывающим сочувствие образом юноши Ионафана, но, возможно, противопоставляет своего героя библейскому: ведь Ионафану народ не дал погибнуть, юноша избежал казни за нарушение безрассудного обета.

Не мог ли и Лермонтов этим эпиграфом поэмы “Мцыри”, обращенным к знающему Библию читателю, напомнить ему о “мнении народном”, которое расходится с жестоким судом власть имущих и не может не оправдать свободолюбивые порывы героя?!Да, Мцыри – это нарушитель запрета, обреченный смерти за невоздержную любовь к жизни и свободе.

Но вместо оправдательной интонации Ионафана: “Я отведал… немного меду”, – у Лермонтова слышится горький упрек: “мало”, «так мало» меда.

Описание слайда:

Современники М.Ю.Лермонтова о поэме«Мцыри» и его герое. Поэма Лермонтова ставила пред читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Поэма приводила к мысли о необходимос-ти изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какою она открывалась Мцыри, когда он вырвался из «келий душных».

Появление поэмы в условии реакции говорило о решительном протесте Лермонтова и других передовых людей того времени против условий жизни, созданных в России. Монастырь, где томился Мцыри, воспринимался как символ России времен Николая I. Поэму многие заучивали наизусть. Близко стоявшие к Лермонтову люди, как А.П.Хан-Гирей и А.Н.

Муравьев, лично знавшие творческую историю поэмы «Мцыри», признавали, что никогда никакое произведение не производило на них столь сильного впечатления, как «Мцыри». Сильно увлекся поэмой В.Г.Белинский. Мцыри по его словам, стал «люби- мым идеалом автора, это герой, наиболее ярко воплотивший романтические черты других персонажей Лермонтова.

«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» – писал Белинский.

Описание слайда:

Сравнение с гипотезой Наше предположение неверно.Каждый человек волен распоряжаться собой, своей жизнью, имеет право на независимость, свободу, даже если она несет гибель.

Описание слайда:

Выводы Истоки трагедии Мцыри – в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, наложили на него печать, сделав «цветком темничным», и обусловили гибель героя.

Его последнее желание – быть похороненным вне монастырских стен, еще раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать примирением с судьбой и поражением героя. Такое поражение в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром.

Поэтому гибель его при всей трагичности вызывает у читателя гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья.

Описание слайда:

Источники информации: 1. Беленький Г.И., Хренова О.М. Читаем, думаем, спорим… 8 класс. – М.: Просвещение, 2003.2. Белинский В.Г. Литературная критика. В 2-х т. – Л .: Худож. лит., 1981.Каплан И.Е., Пустовойт П.Г. Русская литература XIX века.

I половина. – М.: Просвещение, 1987.4.Кузьмин А.И. Героическая тема в русской литературе.- М., «Просвещение», 1974.5. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. В 4-х т. – М., 1976.6. Сайт «Учимся вместе». Allbest.ru 7. Ульяшов П.С. Загадка гения. – М.

: Знание, 1989.

Михаил Лермонтов ~ Мцыри (Поэма) (+ Анализ 3 варианта)

  • Почему, вкусив воздуха свободы, Мцыри должен был умереть?
  • МЦЫРИ
  • Поэма

Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю.Первая Книга Царств

Краткое содержание поэмы Михаила Лермонтова «Мцыри»

1

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.

Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.

Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой – и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,

Вручал России свой народ.

  1. ________
    И божья благодать сошла
    На Грузию! Она цвела
    С тех пор в тени своих садов,
    Не опасаяся врагов,
  2. За гранью дружеских штыков.
  3. 2

Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребёнка пленного он вёз.
Тот занемог, не перенёс
Трудов далекого пути;
Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нём мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов.

Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасён.

Но, чужд ребяческих утех,
Сначала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Гоним неясною тоской
По стороне своей родной.

Но после к плену он привык,
Стал понимать чужой язык,
Был окрещён святым отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет,
Как вдруг однажды он исчез
Осенней ночью. Тёмный лес
Тянулся по горам кругом.

Три дня все поиски по нем
Напрасны были, но потом
Его в степи без чувств нашли
И вновь в обитель принесли.
Он страшно бледен был и худ
И слаб, как будто долгий труд,
Болезнь иль голод испытал.
Он на допрос не отвечал
И с каждым днём приметно вял.
И близок стал его конец;
Тогда пришел к нему чернец
С увещеваньем и мольбой;
И, гордо выслушав, больной
Привстал, собрав остаток сил,

И долго так он говорил:

3

«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришёл, благодарю.
Всё лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.

Читайте также:  Сочинение: направления, течения и общая характеристика искусства серебряного века

Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Её пред небом и землей
Я ныне громко признаю

И о прощенье не молю.

4

Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас –
Зачем?.. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имён, –
Напрасно: звук их был рождён
Со мной.

И видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – могил!
Тогда, пустых не тратя слёз,
В душе я клятву произнёс:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.

Увы! теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я как жил, в земле чужой

Умру рабом и сиротой.

5

Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.

Я молод, молод… Знал ли ты
Разгульной юности мечты?
Или не знал, или забыл,
Как ненавидел и любил;
Как сердце билося живей
При виде солнца и полей
С высокой башни угловой,
Где воздух свеж и где порой
В глубокой скважине стены,
Дитя неведомой страны,
Прижавшись, голубь молодой
Сидит, испуганный грозой?
Пускай теперь прекрасный свет
Тебе постыл; ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык.
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,

Ты жил, – я также мог бы жить!

6

Ты хочешь знать, что видел я
На воле? – Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды тёмных скал,
Когда поток их разделял.

И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Простёрты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг;
Но дни бегут, бегут года –
Им не сойтиться никогда!
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег –
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей

Прошедшее ясней, ясней…

7

И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул;
Мне слышался вечерний гул
Домой бегущих табунов
И дальний лай знакомых псов.

Я помнил смуглых стариков,
При свете лунных вечеров
Против отцовского крыльца
Сидевших с важностью лица;
И блеск оправленных ножон
Кинжалов длинных… и как сон
Всё это смутной чередой
Вдруг пробегало предо мной.

А мой отец? он как живой
В своей одежде боевой
Являлся мне, и помнил я
Кольчуги звон, и блеск ружья,
И гордый непреклонный взор,
И молодых моих сестёр…
Лучи их сладостных очей
И звук их песен и речей
Над колыбелию моей…
В ущелье там бежал поток.

Он шумен был, но неглубок;
К нему, на золотой песок,
Играть я в полдень уходил
И взором ласточек следил,
Когда они перед дождём
Волны касалися крылом.
И вспомнил я наш мирный дом
И пред вечерним очагом
Рассказы долгие о том,
Как жили люди прежних дней,

Когда был мир ещё пышней.

8

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трёх блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.

И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…
Скажи мне, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен
Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?..

9

Бежал я долго – где, куда?
Не знаю! ни одна звезда
Не озаряла трудный путь.
Мне было весело вдохнуть
В мою измученную грудь
Ночную свежесть тех лесов,
И только! Много я часов
Бежал, и наконец, устав,
Прилёг между высоких трав;
Прислушался: погони нет.
Гроза утихла.

Бледный свет
Тянулся длинной полосой
Меж тёмным небом и землей,
И различал я, как узор,
На ней зубцы далеких гор;
Недвижим, молча я лежал,
Порой в ущелии шакал
Кричал и плакал, как дитя,
И, гладкой чешуей блестя,
Змея скользила меж камней;
Но страх не сжал души моей:
Я сам, как зверь, был чужд людей

И полз и прятался, как змей.

10

17.Почему, вкусив воздуха свободы, Мцыри должен был умереть?

  В своей поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтов не дает прямого ответа на столь интересный вопрос. Поэтому читателю остается лишь, разобравшись в сути повествования и как бы «прочитав» душу главного героя, самому ответить на него.

Изначально, стоит вспомнить историю появления Мцыри в монастыре.  Мальчика лишили свободы еще в детстве: сначала русский генерал увез его из родных краев, а потом монахи с благими намерениями приютили в монастыре.

То есть  «могучий дух» будущего мужчины, достойного воина и представителя своего народа, еще в юном возрасте обрекли блекнуть и никнуть в неволе.

Несомненно, о сильном характере героя говорит его поведение в плену у русских: 

  •  Без жалоб он
  • Томился – даже слабый стон
  • Из детских губ не вылетал,
  • Он знаком пищу отвергал,
  • И тихо, гордо умирал.
  • Такая же гордость видится и в том, что монастырская жизнь изначально была чужда ему:
  • Сначала бегал он от всех,
  • Бродил безмолвен, одинок…

На мой взгляд, уже тогда в душе Мцыри зарождалась та «пламенная» страсть,  которая потом за долгие годы «изгрызла» и «сожгла» его сердце. Казалось бы, герой приспособился к быту святой обители, но эти чувства, жажда свободы и желание вернуться на Родину, каждый день увеличивая свою власть, устремляя  мечты юноши в «чудный мир тревог и битв», все же заставили его сбежать из монастыря.

  1. О дальнейших событиях читатель узнает уже из уст самого героя, и это позволяет ему дать более точный ответ на поставленный вопрос, так как читатель буквально оказывается на месте Мцыри, видит мир его глазами и испытывает те же эмоции и переживания.  
  2. И тут сразу же выявляется первая причина неудачного побега: пленник был юн и неопытен, не приспособлен к жизни на воле («я мало жил, и жил в плену»). Герой сам осознает причину своей несостоятельности:
  3. … угрюм и одинок,
  4. Грозой оторванный листок,
  5. Я вырос в сумрачных стенах,
  6. Душой дитя, судьбой монах.

Второй причиной стало то, что Мцыри, разрываемый сильными чувствами, в силу своего незнания реального мира и всех его опасностей не мог осознать одной простой истины: в монастыре он был в безопасности.

Но он считал обитель  тюрьмой, пленом, а монахов – надзирателями, лишающими его свободы, а на самом деле «в стенах хранительных» жили люди, которые «искусством дружеским» спасли ему жизнь в детстве и позже поборются за нее.  Но Мцыри, не замечая этого, рвется на свободу. И суровая реальность вместе с природой готовят ему горькое разочарование.

«Божий сад» сначала сулил счастье и даже помогал покинуть монастырь. Вспомните, герой бежал именно «в час ночной, ужасный час», когда гроза пугала жителей храма. Тогда он буквально воссоединился со стихией:

  • …О, я как брат
  • Обняться с бурей был бы рад!
  • Глазами тучи я следил,
  • Рукою молнию ловил…

Только вот потом начались сплошные трудности. Во-первых, «ни одна звезда не озаряла трудный путь» юноши, а с утра «злой дух», шагающий по просторам «грозящей бездны», испугал героя.

Во-вторых, лес, который, по его мнению, должен был вывести его в родные края, встретил Мцыри колючим терновником, запутанным плющом и кромешной тьмой. Непроходимая чаща запутала героя и свела с могучим барсом, бой с которым обессилил его.

    Уже в последние минуты жизни Мцыри осознал коварность внешнего мира:

  1. И, вновь собрав остаток сил,
  2. Побрел я в глубине лесной…
  3. Но тщетно спорил я с судьбой:
  4. Она смеялась надо мной!
  5. Смеялась так, что вновь привела его под стены монастыря.

А третья и самая главная причина – это невообразимая, можно сказать нереальная тяга к свободе.

И вроде бы простые, понятные многим желания: произнести не в пустоту священные слова «отец» и «мать», обрести «отчизну, дом, друзей, родных» и когда-нибудь свою «пылающую грудь» прижать к другой, «хоть незнакомой, но родной».

Он был готов «рай и вечность» променять на «несколько минут» другой жизни.  Но Мцыри настолько идеализировал у себя в голове этот мир, что его мечты просто не могли сбыться и в итоге разбились об суровые реалии внешнего мира. 

Таким образом, вкусив воздуха свободы, Мцыри умирает потому, что мечты человека, выросшего вдали от реального мира, не знающего его и неготового к жизни вне монастыря, не выдержали столкновения с действительностью.

Ксюша

Почему, вкусив воздуха свободы, Мцыри должен был умереть? (Сочинение)

Тип работы: Сочинение
Язык: Русский
Дата добавления: 21.03.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы найдёте много готовых сочинений на любые темы:

Много готовых тем для сочинений

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Среди множества тем, освещаемых в стихах «Мцыри», одной из важнейших является тема свободы человека. Образ «Мцыри» олицетворяет трагедию неудачной жизни.

Мальчик шести лет, которого русский генерал привел в монастырь, сначала был диким и мрачным, никого не впускал, гордо отказывался от еды и питья.

Со временем он привык к вечному заключению и, казалось, был готов прожить там всю свою жизнь, но горячая кровь его отцов вскочила, и он решил сбежать.

Когда беглец найден, к нему приходит человек, который впоследствии станет слушателем мятежного Мцыри. Из первых строк истории главного героя мы видим бремя, предназначенное для выживания неудавшегося монаха. Он был лишен родительской привязанности:

«Я не могу никому сказать

Священные слова “папа” и “мама”

«… я видел других

  • Родина, дом, друзья, семья,
  • Я не нашел его дома
  • Не как сладкие души – могилы! »
  • Чужая воля монахов лишает все.

Все в мире стремится разрушить его индивидуальность. В этой работе монастырь является символом несвободы, плена, тюрьмы, которая разрушает мечты. Чтобы усилить этот образ, автор использует многочисленные эпитеты: «душные клетки», «мрачные стены», «глухие стены».

Перед героем стоит выбор: быть монахом до конца жизни или, вкусив свободу, умереть? Пользуясь случаем, он решает второй. Убежав оттуда, он видит «сад Божий», то есть природу своей родины, к которой он стремился все годы, проведенные в тюрьме. Описание трех дней, проведенных Мцыри на свободе, занимает большую часть работы.

Только в эти дни он называет блаженство. Именно эти дни являются символом человеческой жизни.

«… Вы хотите знать, что я делал в дикой природе? Он жил … “

Однако жизненные силы Мцыри подрываются неторопливыми и чуждыми всем страстям жизни в монастыре, сильные страсти оказывают на него разрушительное воздействие, встреча с природой убивает героя. Когда беглец возвращается в монастырь, он решает, что лучше умереть, чем мечтать о свободе всю свою жизнь.

Таким образом, Лермонтов стремился донести до нас, как мало в нашей жизни того времени, когда мы действительно живем. Прожив три дня в дикой природе, герой понимает, что он не может вынести день взаперти. Смерть для него предпочтительнее, чем жизнь, полная страданий.

Зачем Мцыри совершил побег ? Анализ глав 4- 7, поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

М.Ю.Лермонтов. Мцыри. Глава 6.М.Ю.Лермонтов. Мцыри. Глава 6.

Главы 4- 7- начало предсмертной речи Мцыри, в которой он объясняет свою мечту и главные мотивы своего трехдневного побега.

Глава 4.

Мцыри начинает свое обращение к старику вопросом, зачем тот спас ему жизнь?

Зачем? … угрюм и одинок,Грозой оторванный листок,Я вырос в сумрачных стенах (…)

«Грозой оторванный листок» – реминисценция на эту строчку прозвучит немного позднее в стихотворении Лермонтова «Чинара» (1841 год), в котором «дубовый листок оторвался от ветки родимой».

Читайте также:  Биография Оскара Уайльда: жизнь и творчество

Мцыри открывает свою мечту, свою давнюю клятву, которая, увы, не смогла осуществиться:

В душе я клятву произнес:Хотя на миг когда-нибудьМою пылающую грудьПрижать с тоской к груди другой,Хоть незнакомой, но родной.

В этой клятве героя звучит тот самый мотив братского объятия, который мы упоминали, говоря о слиянии двух рек в первой главе. Мы еще встретим этот мотив в изображении двух разделенных скал и в других эпизодах поэмы.

Мцыри суждено умереть чужаком, он понимает это лишь теперь, после своей отчаянной попытки найти свою родину. Не жестокость плена его тяготит (в монастыре его любят и не относятся как к рабу).

Тяготит именно душевное одиночество, сознание своей чуждости по отношению к тем, кто о нем заботится.

Монастырь не проявляет к герою никакой агрессии: это и забавы в детстве (за ним не только ухаживают, но и пытаются с ним играть, развеселить), и лечение, спасение его жизни как в начале, так и в конце поэмы.

Но герой не чувствует большой признательности, потому что так и не смог полюбить здешних людей. “Дикость” Мцыри неистребима – в главе 18 он признается, что он чувствует себя принадлежащим семейству «барсов и волков». А волк – символ гордой привязанности к родному логову и непримиримости с любым пленом.

Итак, в 4 главе мы понимаем, что горе Мцыри – это не смерть сама по себе, а смерть рабом, чужаком, сиротой.

Глава 5

Здесь Мцыри говорит о том, что не сама могила страшит его, но ему «с жизнью жаль расстаться». Этот отрывок – гимн молодости и жизни, желанию героя жить, которое так сильно проявилось вдруг именно сейчас.

Если мы сопоставим с началом поэмы, то вспомним, что, будучи пленным ребенком, он не хотел жить. Теперь же, познав свободу, Мцыри испытывает острую жажду жизни.

Свобода – этот самый сладкий запретный мед, который он «вкусил» (как гласит эпиграф ко всей поэме) и теряет жизнь именно по этой причине.

Он не жалел бы о своей жизни, если бы не увидел во время побега иную землю, не глотнул бы воздуха свободы. Жизнь для него – это то, что он увидел за стеной монастыря. А до этого было все равно что смерть.

Глава 6

Здесь начинается рассказ Мцыри о том, «что видел он на воле». Возникает впервые тема природы. Пожирая глазами образы дикой земли, беглец постигал душой смысл всего, что представало его освобожденному взору.

Все природные объекты наделены душой в его восприятии: деревья как братья в пляске круговой, скалы как влюбленные. В изображении разделенных скал таится аллюзия на судьбу самого героя и на несбыточность его мечты, ведь и ему, как мы скоро узнаем, никогда не сойтись с родной стороной:

Я видел груды темных скал,Когда поток их разделял,И думы их я угадал:Мне было свыше то дано!Простерты в воздухе давноОбъятья каменные их,И жаждут встречи каждый миг;

Вспомним здесь его клятву из главы 4: “Хотя на миг когда-нибудь Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной”.

Итак, в образах природы герою видится его собственное душевное переживание. Судьба скал окажется подобна его собственной:

«Но дни бегут, бегут года —Им не сойтися никогда!»

Так мы понимаем, почему попросит похоронить себя Мцыри в конце поэмы между двух кустов акации. Они для него тоже символизируют разделенных братьев.

Увидев живую природу, Мцыри оживает и сам, и вместе с освобождением сердца (“И было сердцу моему Легко, не знаю почему”) впервые пробуждается его сознание, мышление, память:

Мне тайный голос говорил,Что некогда и я там жил,И стало в памяти моейПрошедшее ясней, ясней.

Темой пробуждения далеких образов детства заканчивается глава.

Глава 7

Здесь Мцыри внезапно вспоминает то, что считал давно забытым: отчий дом в ауле, расположенном в ущелье. Образ отца полон доблести:

Кольчуги звон, и блеск ружья,И гордый непреклонный взор

Сестры же с детства давали ему нежность. Мать отчего-то не упоминается.

Лучи их сладостных очейИ звук их песен и речейНад колыбелию моей…

Итак, у Мцыри были отец и сестры, но не было матери и братьев. Таким образом, русский генерал, забрав ребенка в плен, вероятно, лишил отца единственного наследника. В его семье все жили в мире и согласии:

И вспомнил я наш мирный домИ пред вечерним очагомРассказы долгие о том,Как жили люди прежних дней (…)

Этой главой заканчиваются воспоминания и предваряющие сам рассказ мысли и общие впечатления героя, и начиная с главы 8 мы узнаем о событиях, которые с героем произошли за эти три прекрасных и одновременно роковых дня.

https://www.youtube.com/watch?v=GmHZouBd4Dg

Анализ следующих глав 8-11 читайте здесь.

Сочинение: Свобода в поэме «Мцыри» (М.Ю. Лермонтов)

Литеровед предлагает вниманию читателей краткое сочинение на тему «Свобода в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри», в котором раскрываются особенности образа Мцыри как романтического персонажа.

В поэме «Мцыри» Лермонтов реализовался как поэт-романтик. Одной из центральных тем романтизма является конфликт свободного человека с обществом.

Поэма рассказывает о судьбе юноши, волей судьбы оказавшегося в стенах монастыря. Автор помещает героя в необычные обстоятельства, в чуждую для него среду. Он живет как послушник, в будущем его ждет судьба монаха. Произведение представляет собой исповедь юноши перед монахом, который заменил ему отца. Он вспоминает день, когда попал в монастырь, размышляет о том, как ему здесь жилось.

Он сравнивает монастырь с тюрьмой, которая отняла у него силы, жизнь, родных. Юноша говорит своему спасителю, что у него была когда-то свобода выбора, и он предпочел уйти от мира и стать монахом. У Мцыри такого выбора не было, он никогда бы не постригся в монахи по своей воле. Все годы, проведенные здесь, он жил мечтой о родине, где «люди вольны, как орлы». Жизнь в монастыре не для него.

Когда Мцыри был еще ребенком, его взял в плен русский генерал. В дороге мальчик заболел, и генерал вынужден был оставить его в грузинском монастыре. Старец выходил его, и юноша вырос «душой – дитя, судьбой – монах».

Мцыри не может смириться с тем, что его разлучили с родиной, с семьей. Мечта о свободе предельно обострена. Юноша предпочитает смерть жизни в монастыре. Он готов две монашеские жизни поменять на одну короткую, наполненную битвами и тревогами.

Рожденный в вольном краю свободным человеком Мцыри обладает пламенной душой, горячим сердцем.

Он не смиряется со своей долей, пытается бежать из монастыря на родину. Мцыри три дня блуждает на воле, где видит красивую девушку, борется с барсом. Он был счастлив эти три дня.

Оказавшись на свободе, он вспомнил родной дом, аул, где прошло его детство, отца, сестер. Недалеко от дома в ущелье бежала река, где он любил играть.

Когда же он спустя три дня снова оказался у стен монастыря, то испытал жгучее разочарование.

Главное в образе Мцыри – стремление к свободе. Жизнь в монастыре лишила его сил, заставила забыть родину, но не смогла отнять любовь к вольной жизни, впитанную с молоком матери.

Все годы, проведенные здесь, он не оставлял мысли вырваться когда-нибудь отсюда. Он сравнивает себя с конем, который всегда находит дорогу домой.

Мцыри, выросший в неволе, не справился с этой простой задачей и не смог этого сделать.

В предсмертной речи он не сожалеет о побеге. Эти дни Мцыри жил надеждой увидеть родной дом, обнять родных.  Он не смог найти дороги домой, но он вкусил дух свободы.

Послушник признается монаху, что без дней, проведенных на воле, его жизнь «была б печальней и мрачней», чем жизнь старика. В этих словах содержится суть всей поэмы. Лучше три дня на воле, чем долгая жизнь в плену.

В этом история послушника сходна с калмыцкой сказкой, рассказанной Пугачевым в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

В характере юноши сохранились жизнелюбие и бунтарский дух его предков. Несмотря на то, что он был воспитан монахами, его вольнолюбивая натура взяла свое. В его характере преобладают мужество, гордость. Он ощущает свою близость с дикой природой, которая дарит ему настоящее счастье.

Когда герой вырвался из монастыря, перед ним открылся чудесный величественный мир. Он видит красоты природы и ощущает себя ее частью. Он подобен барсу и орлу, которые не могут жить взаперти, в клетке. Мцыри необходимы горные вершины, стремительные реки, простор, воздух.

Они питают его жизненную энергию. Он слишком долго жил в плену и, вырвавшись на волю, погибает, подобно цветку, который рос в тени и был вынесен на солнцепек. Его нежные листья сгорают на солнце. Так же и Мцыри сгорает от впечатлений, полученных на воле.

Его слабая психика не выдержала такого количества эмоций.

Герой, вкусив дух свободы, уже не может жить по-прежнему. Ему остается только одно – умереть. Могила его не страшит. Он просит старца вынести его в сад, откуда виден Кавказ. Перед смертью Мцыри еще раз хотел бы его увидеть. Он радуется тому, что его страдания закончатся. Лишенный родины и свободы, он словно рыба без воды, птица без полета, погибает.

Мцыри – это воплощение мечты о сильном свободном человеке, который никогда не смирится со своей участью. Такого человека не пугают трудности и препятствия. Он всегда будет стремиться к своей мечте.

Сочинение Тема свободы в поэме Мцыри Лермонтова 8 класс

Эпиграф сосредотачивает в себе главную идею произведения. Так, в своей поэме «Мцыри» Лермонтов выбрал строчку из Библии, которая звучит следующим образом: «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю». Произведение известно своим трагичным финалом, к которому привело одно-единственное желание главного героя — свобода. Стоит разобраться, в чём же смысл эпиграфа в «Мцыри».

Свобода в произведении Мцыри

Михаил Юрьевич Лермонтов написал замечательную поэму «Мцыри», которая завоевала любовь и доверие большого количества читателей не только ушедшей эпохи, но и нынешней. Сюжет произведения очень прост и романтичен. Любой сможет понять в чём заключается суть вечного бегства мальчика.

Всю свою сознательную, да и не особо сознательную жизнь мальчик провёл в плену, но всегда хотел вырваться из оков. И понятно, ведь любой человек хочет быть свободным. Никому не нравится быть невольной птицей в клетке.

Всё начинается с того, что мальчик попал в плен к русскому офицеру, но ему помог монах, которой в дальнейшем и приютил мальчика. Вроде бы всё шло хорошо, но вдруг по наступлению юношеского возраста Мцыри сбежал из монастыря.

Конечно, его нашли спустя некоторое время умирающим. Но вопрос остаётся вопросом « Почему имея все необходимое для жизни он сбежал?» Видимо, для Мцыри понятие свобода не такое, как у других людей.

Он хотел быть свободным и независимым человеком.

  Верный четвероногий друг: 11 лучших пород собак для детей

Однако, мальчик поведал наставнику, причину побега. Мцыри сказал, что монастырь так и не стал ему домом, что родных душ здесь нет и это всё кажется добровольным пленом. Мальчик хотел увидеть место, где родился.

Мальчик видел горы, безмятежное небо, солнце, реки,.Он хотел увидеть вольную жизнь и увидел, но это стоило ему жизни. В схватке с барсом парень получил смертельные раны, которые ничем нельзя залечить.

Всё-таки человек рождённый на воле, на свободных просторах становится диким, даже если он прожил достаточное время в социальном обществе. Это ощущение свободы невозможно купить или продать. Никакие деньги не смогут вернуть её. Мцыри умирает непобеждённым и это его главная заслуга.

Быть стойким, целеустремлённым, верным, отважным, быть приверженцем одной идеологии и никогда не сдаваться.

Так же жаль что он умирает, а его мечта так и не сбывается. Для Мцыри свобода была всем. Ради неё он не побоялся рискнуть собственной жизнью. Это так похоже на Лермонтова, который на протяжении всей жизни боролся с бесправием, чем и заслужил нелюбовь высшего света.

Автор сам всегда мечтал стать свободным человеком, поэтому не только боролся в жизни за неё, но и на книжных страницах создавая неповторимые шедевры.

Он был свободным на деле, но всегда существовали и существуют предрассудки, преграды, барьеры, которые придумали сами люди. И чем дальше идут года, тем больше барьеров становятся.

Это в буквальном смысле сковывает человеческие действия, загоняя в определённые, ненужные рамки.

Подводя итог, можно сказать, что для Мцыри быть свободным и независимым было дороже, чем собственная жизнь. Свобода — это клад, который имеет не каждый человек, но каждый может иметь её, если только захочет. Сами люди определяют степень свободы для самих себя.

8 класс

Как раскрывается тема свободы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

М. Лермонтов написанием поэмы «Мцыри» завершил линию в собственном творчестве, связанную с духом романтизма. В произведении затрагиваются важные темы, в число которых вошла и тема свободы. Центральной фигурой повествования стал образ юноши, которого в возрасте шести лет взял в плен русский генерал.

Один монах, встретившийся на пути следования мальчика из Тифлиса, «призрел» его, выходил и вырастил. Мцыри всё равно не испытывает чувства благодарности по отношению к церковнику. По каким причинам герою произведения его приют в «святой обители» не приглянулся? Существует непосредственная связь между ответом на этот вопрос и ключевой темой поэмы.

Читайте также:  Женские образы в романе «Капитанская дочка» (А. С. Пушкин)

Для Мцыри нет иной жизни, как свобода на просторах Родины. Больше всего, герою не хотелось, бы жить на чужой земле, или умереть «рабом и сиротой». Жизнь в монастыре подразумевает физическое рабство и духовный плен, так как Мцыри не обладал правом на выбор во время пребывания в стенах обители. Герой «во свете лет» должен был «изречь монашеский обет».

Персонаж в душе ощущал себя ребенком, хотя он «судьбой монах». Из-за духовного заточения герой лишается прелестей «разгульной юности», следовательно, он не имеет возможности полноценно жить.

Мцыри упрекает Монаха в том, что тот свою жизнь прожил на собственное усмотрение: Тебе есть …что забыть, …я также мог бы жить! Стремление покинуть плен безволия становится толчком к совершению Мцыри отчаянного поступка: побега. Он хотел попасть к людям, которые «вольны, как орлы».

В поэме, как и подобает романтическому произведению, мечта о свободе разбивается о реалии жизни. Герой вынуждено возвращается в обитель, хотя не испытывает сожаления по поводу своего побега. Он уверенно утверждает, что его жизнь без этих дней, когда он сумел ощутить вкус свободы, была бы печальной и мрачной.

Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» представлен романтический конфликт мечты и действительности?

Мечта и действительность оказались слишком противоречивыми понятиями для персонажа с трагической судьбой — семнадцатилетнего юноши по имени Мцыри. Его рассматривают в качестве символа свободы в произведениях русской литературы. О нём В. Белинский написал такие строки: »огненная душа… могучий дух…!».

В монастыре Мцыри оказался, будучи еще мальчиком, и поэтому ему пришлось испытать всю тяжесть одиночества (‘Я …не мог сказать …слов ‘отец’ … ‘мать’), но в голове его всё время роились мысли, связанные с родиной, где он рос. Само понятие Родина для Мцыри стало олицетворением свободы и жизни, для которой была предназначена его душа.

В идеале он видит среду для своего существования: «где люди вольны». Не дожидаясь события своего посвящения в монахи, парень принимает решение о побеге из стен монастыря с целью воплощения собственных грёз в жизнь.

Композиционно поэма выстроена таким образом, что небольшому промежутку времени, на протяжении которого Мцыри пребывает в бегах (3 дня), отведено всё содержание произведения. Ему удалось успеть ощутить вкус свободы, единение с природой, по его мнению, говорящей на одном языке с ним. Он даже влюбился в девушку.

Хотя настоящая его мечта, связанная с возвращением на родину, не сбылась: ведь всё в природе намного сложнее. В реальности персонаж становится участником конфликта с действительностью: во время схватки с барсом Мцыри получает ранение, но одерживает победу над ним. Покинув лес, он видит монастырь — свою тюрьму, из которой сбежал.

Парню ничего не остается делать, и он обессиленный остаётся лежать под жгучим солнцем. У Мцыри душа романтика, поэтому ему свойственно идеализировать жизнь на воле. Возможно герою удалось смириться с собственным роком. Три дня проведённые на свободе, для него стали более значимыми, чем вся его прошлая жизнь. Это означает, что в определенной мере мечта его была исполнена.

Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

М. Лермонтов написанием поэмы «Мцыри» стремился идеализировать стойкость, решительность человека, обладающего способностью к ведению борьбы за свою свободу. Жестокой реальностью герой был обречен на страдание из-за тоски по родной земле. В его жизни отсутствовал всякий смысл, так как герой произведения находился далеко от отчего дома, к тому же, ещё и в неволе.

Монастырь, в котором жил Мцыри, превратился тюрьму для него. Только мечтая, он мог радоваться и надеяться на светлое будущее. Грёзы помогали преодолевать парню чувство невыносимой горести по родному краю, которая жгла его «пламенную грудь». Обладая невероятной смелостью, желанием вести борьбу за свободу и воцарение гармонии в душе, юноша решается на побег из стен монастыря.

Мятежная натура Мцыри не могла смириться с унылым монастырским существованием. Его не пугает устрашающий, могучий пейзаж грозы, или буря, — только бы оказаться на воле. Страшнее всего для героя оставаться пленником этих четырех монастырских стен: «Обняться с бурей …рад». Свобода ему подарила три чудесных дня, которые он провёл наедине с природой.

Именно она стала источником обретения собственного «Я» для Мцыри, которое он мечтал отыскать. Стремление его жизни и причина бегства заключались в том, чтобы «Прийти в родную страну». Фантазии парня были воплощены в реальность столкновением мечты с действительностью. Мцыри ждала схватка с барсом. Герой выжил, и понял, что наделен такой силой, которой обладали его предки.

Это стало доказательством того, что душа персонажа живет на родине, а тело пребывает от неё вдали. Событие стимулировало героя к продолжению пути к заветной цели – воплощению мечты в жизнь. И не важно, что ожидает парня впереди — голод, жажда или смертельные раны. Мцыри пришлось вернуться назад – в тюрьму, отнявшую у него когда-то свободу.

Там он умирает, и жалеет лишь об одном, что похоронят его не на территории родной земли. По мнению Лермонтова, нужно вести борьбу за духовную свободу.

Ряд аналогий в произведении

Мёд в поэме представляет собой вкус независимости. Свобода — это то, к чему стремился главный герой на протяжении всего произведения. Ощутив её полной грудью и «испробовав» на вкус, он, как и библейский герой, принял свою смерть с большим достоинством и наслаждением. Для Мцыри смерть является освобождением из плена, которым был монастырь.

Схожесть Мцыри и Лермонтова в определённых моментах неоспорима. Если посмотреть ещё чуть глубже в произведение, то можно заметить одну деталь.

Три самых счастливых дня главного героя, его блуждания в природе, поиск родины и своего дома равнозначен тому, как писатель ищет себя и своё творческое «я».

Это поиск истинного пути, на котором также встречаются различные трудности, например, такие, как схватка с барсом.

Теперь становится более ясно то, как эпиграф связан с идеей произведения «Мцыри». Важно понимать, что произведение Лермонтова до нынешнего времени до конца не изучено, ведь с каждым повторным прочтением можно открывать и подмечать всё новые и интересные детали.

Поэма открывает перед читателями важность свободы физической и духовной. Каждая глава здесь играет важную роль. В первой части рассказывается история юноши в монастыре, затем описана трогательная часть с его откровениями о свободе.

С одной стороны, значение эпиграфа «Мцыри» объяснить достаточно легко, но с другой стороны — невероятно сложно. Каков же истинный смысл поэмы, знал лишь Лермонтов.

Жизнь человека должна заключаться в стремлении к свободе — как физической, так и духовной. Эта независимость возможна лишь тогда, когда будет найден истинный путь, ведь это знание способно предпослать к жизни в гармонии с самим собой.

Образ и характеристика Мцыри с цитатами

М.Ю. Лермонтов любил тему Кавказа. Его приводили в восхищение виды и красоты этих краев. В произведение он постарался вложить и передать любовь к этим местам, а романтическое начало внесло в поэму особый колорит.

Образ и характеристика Мцыри является ключевым и сюжетообразующим. Одиночество главного героя и тоска по родным местам, толкают его на побег. Рискуя жизнью, он покидает стены монастыря с единственной целью – вернуться домой. Мцыри воплощение человеческого достоинства.

Пример настоящего мужества и беззаветной отваги.

Лучшая рецензия на книгу

Сел за рецензию «Мцыри» и понял, что не помню ничего из поэмы. Читал её в школе, остались смутные ощущения свежего отзвука бунта, но что я мог понимать тогда, в самом начале средней школы? В общем, пришлось перечитать. Стало понятно, что отзвук, доносившийся из прекрасного далеко, сохранил персонально для меня суть смысла поэмы.

Уже тогда находились вещи, имеющие отклик для только-только возникающему мировоззрению, восприятию несправедливости мира, которое вскоре проявило себя в полном цвете пубертата. Впрочем, сама поэма. М.Ю.

Лермонтов, вдохновленный гордым духом горцев Кавказа, с одной стороны, и чувствующий угнетение имперской гегемонией с другой, в 1839 году пишет поэму «Мцыри» о пленном грузинском юноше, вкусившим несколько часов свободы. Его только что расцветшая жизнь уже видит свой закат.

Сюжет прост и умещается на нескольких страницах, но в этой простоте и краткости гений поэта умудряется затронуть важнейшие темы, которые нашли отражение в сердцах пробудившейся интеллигенции. Собственно, критика империализма сквозит через всю поэму от первой до последней строки.

Империя — чудовище, которая заполняет собой все незанятое пространство, сметает на своем пути небольшие препятствия и порабощает неспособные сопротивляться народы. Такая форма государства пожирает больше, чем способно переварить. Служа своему чреву, империя питается свободой и страданиями простых людей, ломает и перемалывает в пыль их судьбы. В этих условиях закономерно рождается вопрос — а для чего создан человек? Рожден ли он свободным?

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней . Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

Приведем пример викторины:

  • Где расположен монастырь?

«Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь».

  • Откуда взят эпиграф к поэме?
  • Какую клятву дал себе Мцыри в детстве? «Хотя на миг когда-нибудь Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной»
  • В каком возрасте мальчик попал в монастырь? «Он был, казалось, лет шести…»
  • Что является символом свободы в поэме?
  • Какие воспоминания посетили Мцыри во время его пребывания на свободе?
  • Почему Мцыри оставляют в монастыре?
  • Кого после своего побега вспоминает Мцыри?

Количество этих заданий меньше, чем на первом уровне, и их необязательно выполнять всем учащимся.

Но будет эффективнее в методическом отношении, если первое и второе задание будут предложены сильным учащимся в качестве индивидуального.

Относительно третьего задания замечание такое – все компоненты учебно-методического комплекса должны быть взаимосвязаны и взаимозадействованы в учебном процессе.

Помимо учебника, хрестоматии и методического руководства, в УМК входит и Рабочая тетрадь, в которой учащиеся могут работать как самостоятельно, так и под руководством учителя.

Приведем примерный ответ учащихся на первый вопрос:

Пейзаж в поэме можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична – «горные хребты, причудливые, как мечты», по берегам горной речки – «груды темных скал», снежные вершину гор скрываются в облаках. Главные художественные приемы в поэме – олицетворение и сравнение. Пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства.

Кругом меня цвел божий сад; Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев Прозрачной зеленью листов; И грозды полные на них, Серег подобье дорогих, Висели пышно, и порой К ним птиц слетал пугливый рой.

Этот пейзаж необыкновенно красив, для героя вдвойне, потому что для Мцыри это первое утро на воле. Все краски для него приобретают другие оттенки – яркие и необычные. Синева небес, белоснежность горных вершин, зелень листьев и трав воспринимаются юношей как «рай и вечность. Мы видим романтического героя в необыкновенных обстоятельствах.

Библейская легенда

Чтобы перейти к определению связи между эпиграфом и поэмой, нужно до конца понять значение использованной писателем фразы. Эпиграф к поэме «Мцыри» взят из Библии, которая является первоисточником, использованным Лермонтовым, — «Первая книга Царств».

По одной из библейских легенд некий герой, царь Саул, запретил своим верным воинам притрагиваться к еде до того момента, пока враг не будет полностью разгромлен.

Ионафан, сын царя, не услышал этот указ и пошёл испробовать мёд. В наказание отец приказал лишить юношу головы. И перед своей смертью молодой человек произнёс эти роковые слова. Да, он не был согласен с решением отца, ведь после его вкушания Ионафан стал сильнее и выносливее.

Важным символом в легенде является мёд. Он словно некий соблазн, счастье и роковая сладость, которая может привести к смерти. Но сын царя готов принять смерть гордо и достойно.

Приведем примерный ответ учащихся на пятый вопрос:

В эпизоде «Бой с барсом» Мцыри предстает необыкновенным человеком. Жажда подвига, удаль, отвага придают смелости юноше, и он безоружный вступает в смертельную схватку с хищным зверем.

Автор постоянно подчеркивает, его герой чужой среди людей, поэтому он и бежит из монастыря. Но в мире дикой природы он свой, где встречает такого же дикого зверя, вольного и свободного, каким хочет стать сам.

Хотя смертная битва заканчивается победой Мцыри, сам он понимает, что ему недолго осталось жить на свете, что он никогда не обретет свободы.

Задания повышенного уровня:

При помощи каких изобразительных средств языка Лермонтов рисует картины природы Кавказа? Как «вписывается» Мцыри в природу Кавказа?

Как вы думаете, почему финал поэмы трагичен и не обозначает ли он поражение романтического героя?

Проверьте свое знание текста по вопросам литературной викторины в Рабочей тетради.

Ссылка на основную публикацию