Особенности драматургии Чехова

  • Сегодня на уроке мы:
  • –     Поговорим о том, какое место в жизни
    Антона Павловича Чехова занимал театр.
  • –     Обозначим особенности чеховской
    драматургии.
  • –     Узнаем, почему драматическому театру
    конца XIX века были
    необходимы перемены.

 Для русского читателя Антон Павлович Чехов прежде всего
непревзойдённый мастер короткого рассказа. Но в мировой литературе Чехова знают
в первую очередь как одного из величайших драматургов XX века.

Многие зарубежные писатели
называли Антона Павловича Чехова своим учителем, говорили о влиянии Чехова на
мировую литературу и театр.

Например, англичанин Бернард Шоу назвал Чехова звездой
первой величины в плеяде европейских драматургов.

Особенности драматургии Чехова

Более того, о своей пьесе «Дом, где разбиваются сердца» он
говорил как о «русской фантазии на английскую тему».

Что же особенного в чеховской драматургии? Каким образом
писатель изменил мировую драматургию вообще и русский театр в частности? И
нужно ли было менять русский театр в принципе?
Давайте разбираться.

И начнём, пожалуй, с реформы русского сценического искусства.
Зачем в принципе нужно было менять русский театр, если в середине XIX века
его уже изменил Александр Николаевич Островский, которого называют
создателем русского театра?

Перемены действительно были необходимы! И вот почему.
Во-первых, искусство должно развиваться. Без развития оно погибает. Во-вторых,
после смерти Островского русский театр начал приходить в упадок. 

Историк русского театра Борис Васильевич Варнеке отмечал, что
в 80-е–90-е годы XIX века между театром и литературой пролегла целая пропасть.

Как такое может быть? Дело в том, что основной репертуар
театров составляли переводные пьесы сомнительной литературной ценности. С
русскими пьесами дела обстояли не лучше.

Их писали драматурги-ремесленники,
которых интересовали внешние эффекты, а не важные проблемы времени, психологизм
и острые темы. Сюжеты, герои, ситуации и драматические приёмы были шаблонными.
Они кочевали из одной пьесы в другую.

Возникла особая профессия писателей для
сцены. Их пьесы не появлялись на страницах литературных журналов.

Упадок русского театра тяжело переживал Антон Павлович Чехов.
«Современный театр – это сыпь, дурная болезнь городов», – негодовал
Чехов в одном из писем. – «… теперешний театр не выше толпы, а, наоборот,
жизнь толпы выше и умнее театра; значит, он не школа, а что-то другое».

Театр в жизни Чехова был всегда. Любовь к театру всем своим
детям с ранних лет прививала мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова. А первые
драматические произведения Антон Павлович Чехов написал ещё в классической
гимназии города Таганрога. К сожалению, эти пьесы не сохранились.

Если задать вопрос о чеховских пьесах, вероятнее всего в
ответ прозвучат четыре названия: «Три сестры», «Вишнёвый сад», «Дядя Ваня» и
«Чайка»
. Это своего рода визитные карточки Чехова-драматурга, самые
известные и важные его
творения. Все эти пьесы Антона Павловича Чехова были поставлены еще при его
жизни на сцене Малого Художественного театра.

Но на самом деле драматургическое наследие писателя гораздо
больше. Чехов писал и водевили, и драмы, и комедии. В творчестве писателя есть
драматические этюды и «шутка в одном действии».

Первые пьесы Антона Павловича Чехова, написанные им ещё в
студенческие годы, к постановке на сцене не допустила цензура. Так что
театральным дебютом писателя стала пьеса «Иванов», которую Чехов написал
в октябре 1887 года. А уже в ноябре того же года состоялась премьера спектакля
в Русском драматическом театре Корша.

Вот как писал о реакции зрителей после премьеры пьесы брат
Антона Павловича Чехова Михаил: «Успех оказался пёстрым: одни шикали,
другие, которых было большинство, шумно аплодировали и вызывали автора, но в
общем „Иванова“ не поняли…»

«Пёстрый успех» – это всё-таки успех, пусть даже пьесу
и не поняли. А вот премьеру второй пьесы Антона Павловича Чехова ждал
грандиозный провал. Поставленную на сцене Александринского театра пьесу «Чайка»
в 1896 году публика освистала.

Почему пьесы, которые до сих пор считаются гениальными и с
успехом идут на сценах всего мира, были так плохо приняты современниками?

Всё дело новаторстве драматургии Чехова, которая разрушала
все каноны классического театра. Именно это послужило главной причиной провала
«Чайки». В замешательстве были не только зрители, но и актёры, и режиссёры.

В чеховских пьесах актёры стремились по привычке играть
классические амплуа, например, злодей, герой-любовник и так далее. Но Чехов
отказался от системы амплуа. Актёры пытались играть сюжетную интригу, выделяя
голосом ключевые реплики, – тоже не получалось. Для реализации чеховских идей
требовался совсем другой, новый подход к сценическому искусству.

Человеком, сумевшим вместе с Чеховым совершить революцию на
театральной сцене, оказался режиссёр Владимир Иванович Немирович-Данченко. После грандиозного успеха
«Чайки» на сцене Малого Художественного театра Антон Павлович Чехов подарил
режиссёру медальон с надписью: «Ты дал моей “Чайке” жизнь. Спасибо!».

Антон Павлович Чехов выступил в своих пьесах как реформатор
классического театра.

Что же нового он привнёс в драматургию?

Во-первых, в пьесах Антона Павловича Чехова отсутствует
деление персонажей на положительных и отрицательных. И, как мы уже говорили,
нет классических устоявшихся типов персонажей – амплуа. Герои чеховских пьес,
как и герои его рассказов, – обычные люди со своими недостатками, проблемами и
неразрешимыми вопросами.

Вот как писал Антон Павлович Чехов о своей пьесе «Иванов»:

«Современные драматурги начиняют свои пьесы исключительно
ангелами, подлецами и шутами
пойди-ка найди сии элементы во всей
России! Найти-то найдешь, да не в таких крайних видах, какие нужны
драматургам… Я хотел соригинальничать: не вывел ни одного злодея, ни одного
ангела… никого не обвинил, никого не оправдал…»

Кроме того, Чехов отказался от внешнего конфликта и прямого
столкновения героев. То есть, всего того, на чём строится сюжет классической
драмы. Также мы не найдём
в чеховских пьесах привычной модели «завязка – развитие действия –
кульминация – развязка»
.

Что же было предложено взамен? Новый тип конфликта и взаимодействия персонажей.
Это внутренний конфликт персонажа и
множество перекрещивающихся драматических линий.

Характеры чеховских персонажей сложны и противоречивы. Антон
Павлович Чехов показывает драматический конфликт внутри каждого человека. У
каждого героя своя драматическая линия, которая пересекается с линиями других
персонажей. Чеховские пьесы, как и романы Достоевского, полифоничны.

Литературоведы отмечают необыкновенный лиризм драматургии
Антона Павловича Чехова при всей обыденности происходящего на сцене. Основной
приём чеховской драматургии получил образное название «подводное течение».

Суть
этого приёма состоит в том, что смысл пьес Антона Павловича Чехова не подаётся
прямо, а раскрывается в подтексте.

Который создаётся с помощью деталей, символов,
случайных реплик персонажей, многозначительных пауз и жестов.

Очень важная роль в создании подтекста отдана ремаркам,
которые теперь передают настроение пьесы. До Чехова драматурги использовали
ремарки вполне утилитарно. Например, чтобы показать, что должен делать актёр в
определённый момент. Или точно указать эмоциональную окраску конкретной
реплики.

У Чехова ремарки создают смысловые акценты. Паузы, бой часов,
фоновые звуки – всё это средства раскрытия основной мысли произведения и
характеров персонажей, а также создание эмоционального фона. Например, первое
действие драмы «Три сестры» открывается такими словами: «В доме
Прозоровых. Гостиная с колоннами, за которыми виден большой зал. Полдень; на
дворе солнечно, весело».

Если говорить об эмоциональном звучании чеховских пьес, нужно
отметить его сложность. Для драматургии Антона Павловича Чехова характерно
сочетание драматического и комического, а иногда и трагического. Например, «Вишнёвый
сад»
по определению автора является комедией.

Особенности драматургии Чехова

Действительно, там есть и нелепые ситуации, и смешные
моменты. Но вместе с тем поднимаются слишком серьёзные и сложные для комедии
темы. А в финале пьесы и вовсе умирающего старика забывают в запертом доме.

И
последняя ремарка явно не добавляет веселья. «Слышится отдаленный звук,
точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и
только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

В пьесах Антона Павловича Чехова воедино сливается комическое
и драматическое, лирическое и трагическое. Именно поэтому литературоведы до сих
пор спорят о жанровой принадлежности чеховских пьес. И поэтому одно и то же
чеховское произведение допускает массу режиссёрских трактовок. В этом кроется один
из секретов долгой жизни чеховских пьес на театральной сцене.

Ещё один секрет популярности драматургии Антона Павловича
Чехова заключается в социальной и философской проблематике пьес. Конфликт
человека с окружающей средой, трагическая неустойчивость мира, непонимание и
разобщённость людей, жажда перемен, суть свободы и счастья, предназначение
человека – эти темы волновали и будут волновать читателя и зрителя во все
времена.

Внимание к деталям и их важность для раскрытия смысла
произведения – это яркая черта и прозы Антона Павловича Чехова, и его
драматургии. За это некоторые литературоведы называют творческий метод Чехова «мелким
символическим натурализмом»
.

Это определение интересно тем, что указывает не только на
любовь писателя к повышенной детализации. Оно указывает на реализм и даже
натурализм чеховской драматургии.

«Пусть на сцене всё будет так же сложно и так же вместе с
тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время
слагается их счастье и разбиваются их жизни»,
– писал драматург.

Ещё одна черта чеховских драм – открытый финал.
История героев Чехова не заканчивается, как не заканчивается сама жизнь.
Помните, об этом же мы говорили, когда обсуждали рассказ «Дама с собачкой»? Мы
можем только догадываться о будущем героев. И при этом у каждого читателя или
зрителя будет свой взгляд на это будущее.

Обратите внимание, что чеховский «мелкий натурализм» в этом
определении назван ещё и символическим. Что это значит?

Пьесам Антона Павловича Чехова присуще сочетание реализма с
символизмом и импрессионизмом. Например, символичны глухие звуки топора в
финале пьесы «Вишнёвый сад». Они символизируют гибель вишнёвого сада и старого
дворянского уклада жизни.

Да и за самим образом вишнёвого сада многие
литературоведы видят образ России. Страны, о будущем которой размышляют герои.
Символом может стать звук, символы возникают из недосказанностей или часто
повторяющихся фраз.

Многомерность символов тоже является яркой чертой
чеховского творчества.

Влияние Антона Павловича Чехова на театральное искусство
неоспоримо. Это признавали и признают ведущие драматурги всего мира.

Особенности драматургии Чехова

Знаменитый французский писатель Арман Лану так оценивал вклад
Антона Павловича Чехова в мировую литературу: «Большая часть нашей
драматургии обязана ему / Чехову / своим эмоциональным своеобразием,
неожиданным звучанием, своей особой, сложной и вместе с тем уверенной манерой
проникновения во внутренний мир персонажей».

Новаторство Чехова как драматурга: краткий ответ на вопрос

Новаторство Чехова как драматурга: краткий ответ на вопрос добавить в закладки

Пьесы Антона Павловича вызывали большой интерес среди литературоведов, критиков. Современники видели в них нечто новое, необычное. Вскоре были сформулированы определенные критерии, выделяющие новаторство драматургии Чехова. Писатель смог четко передать обстановку, сложившуюся в России в девятнадцатом веке. Большинство трудов написано не просто в стиле реализма. Автор указывает на кризисные моменты, отражающиеся на внутреннем мире людей. 

Читайте также:  Когда реальность разрушает мечту?

Особенности драматургии Чехова Антон Павлович Чехов

Характерная черта драматургии писателя – частые отступления от основного смысла. Он переводит внимание читателя с поверхностных фактов на глубинный смысл. Многослойная реальность позволяет изучить бытие человека в определенных условиях. Автор повествует про повседневную жизнь обычных людей, стараясь определить главную суть человеческой жизни.

Особенности драматургии Чехова

Новаторство Чехова-драматурга – основные принципы

Произведение Чехова – это совокупность внутренних переживаний, ассоциаций, методов художественной выразительности. Писатель часто применял различные литературные приемы, чтобы подчеркнуть важные детали. В чем заключается новаторство Антона Павловича:

  • Система образов. В большинстве пьес речь шла о положительных и отрицательных героях. Литераторы давали понять, какие герои олицетворяют зло или добро. Чехов – первый драматург, не использующий данную структуру. В его повестях отсутствуют идеальные персонажи, негативные личности. Он не обвиняет героев, не дает им оправданий. Задание писателя – не столкнуть действующих лиц, а добраться до глубинного смысла жизни;
  • Внесценический герой. Он практически всегда присутствует в произведениях автора, незримо принимает участие в действе. Это помогает писателю показать скрытые мотивы, объяснить поступки персонажей;
  • Нравственные вопросы. В основе пьесы всегда присутствует нравственный подтекст. Он касается глобальных проблем человека – внутреннего мира, смысла жизни, гармонии души;
  • Открытые вопросы. Чехов говорил о своем желании показать в произведениях естественную, реальную жизнь. Он не приукрашивал, не добавлял темных красок в описания людей, ситуаций. Большинство вопросов остаются открытыми для читателя, позволяя ему принимать решения самостоятельно;
  • Отсутствие драматического конфликта. Классическая драматургия девятнадцатого века выделяет основной спор между характерами героев, ситуацией и персонажем. Антон Павлович не использует стандартный подход. Пьеса строится на анализе внутреннего состояния действующего лица. Действо происходит на базе рассуждений, терзаний, раздумий персонажей. 

Писатель определял свои пьесы как способ глубже познать реальные проблемы людей. Для него класс личностных переживаний, радостей важнее конфликтного сюжета. 

В чем заключается новаторство чехова-драматурга – кратко

Новаторство Чехова в пьесе «Вишневый сад» проявляется в полной мере. Это последнее произведение Антона Павловича, ставшее самым нестандартным. Обедневшая дворянская семья, Раневский, Гаев, другие персонажи символизируют русскую жизнь в период кризиса. Пьеса говорит о том, как разрушается вишневый сад. Писатель подразумевает крах всего государства под влиянием событий 1917 года. 

Название пьесы уже стало новаторским решением. Писатели классической драматургии использовали имена главных персонажей, тематику или конфликт в заглавии. Вишневый сад – это место, где происходят события.

В пьесе отсутствует внешняя конфликтная ситуация. Персонажи рассуждают о судьбе любимого сада, отсутствует агрессия, негативные отношения между героями.

Выделим основные признаки новаторства Антона Павловича, которые он первым внес в русскую литературу:

  • Частое использование ремарок;
  • Символические образы;
  • Выдержанные паузы;
  • Неоднозначные персонажи;
  • Драматический конфликт заменяет психологическая, лирическая основа;
  • Обыденные события.

Смотри также: Смысл названия пьесы «Вишневый сад»: сад как участник действа

Особенности драматургии А. П. Чехова. Уроки литературы в 10 классе

Урок 94. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Трилогия «Человек в футляре»,
«Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни

Урок 95. А. П. Чехов. Проблематика и поэтика рассказов 1890-х годов
«Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка»

Урок 96. А. П. Чехов «Ионыч». Душевная деградация человека

Урок 97. Особенности драматургии А. П. Чехова

Урок 98. А. П. Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда

Урок 99. А. П. Чехов «Вишнёвый сад». Место вишнёвого сада в системе образов пьесы. Символический смысл названия

УРОК 97
ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ А. П. ЧЕХОВА

Цель:


ознакомить учащихся с особенностями драматургии А. П. Чехова; помочь осмыслить художественное своеобразие и мастерство драматурга; показать новаторский характер пьес
А. П. Чехова; расширять и углублять предметную компетенцию; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

  • Оборудование:
  • Тип урока: комбинированный; урок-лекция с элементами беседы.
  • Прогнозируемые результаты:

учебник, раздаточный и иллюстративный материал.

учащиеся имеют представление об особенностях драматургии А. П. Чехова; осмысляют художественное своеобразие
и мастерство драматурга; раскрывают новаторский характер пьес А. П. Чехова; составляют тезисы лекции учителя; участвуют в беседе.

ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний

  1. 1. Слушание нескольких творческих работ
  2. 2. Постановка и решение проблемного вопроса

(см. домашнее задание предыдущего урока) • Что губит человека и что возвращает его к подлинной жизни (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Чехов-драматург формировался в конкретных исторических условиях, его путь к созданию новой драматургии проходил через определённые социальные формации, которые должны были отразиться на характере и тенденциях, на тематике и строе его драм. Ключ к пониманию своеобразия чеховской драматургии и истоков его художественных образов лежит в той исторической эпохе и в той социальной среде, которая выдвинула Чехова и предопределила его классовое сознание. Для всего драматического пути Чехова характерны две черты: стремление выразить в форме драматического произведения большое социальное содержание эпохи, создать на основе критического усвоения окружающей писателя действительности социальную драму,— и стремление претворить материал своих
наблюдений в предельно правдивых образах, в точных реалистических формах искусства. Чехов создал серию драматических произведений, которые являются правдивыми социально-историческими картинами эпохи реакционного мрака 1880-х гг. и эпохи предреволюционного рассвета 1890-х гг., и Чехов нашёл
для этих синтетических картин те художественные приёмы письма, которые сделали их необычайно убеждающими и влиятельными. Вот это двустороннее
проявление критического реализма Чехова и породило произведения, имеющие огромное познавательное и культурное значение для наших дней. Наша задача — раскрыть это значение пьес Чехова, показать конкретный процесс появления и изменения социальной тематики и драматического стиля драматурга-новатора, обусловленных общим изменением социально-политических установок его эпохи.

IV. Работа над темой урока 1. Лекция учителя о становлении Чехова-драматурга.


  • Заслушивание «Литературных визиток» заранее подготовленных учащихся
  • У ч и т е л ь.
  • Заслушивание «Литературной визитки» о пьесе «Чайка»

  • У ч и т е л ь.
  • Заслушивание «Литературной визитки» о сюжете, развитии
    драматического конфликта в пьесе «Дядя Ваня»

  • У ч и т е л ь.
  • Заслушивание «Литературной визитки» о сюжете, развитии
    драматического конфликта в пьесе «Три сестры»

  • У ч и т е л ь.
  • 2. Самостоятельная работа учащихся с теоретическим материалом
    учебника по теме урока
    (в группах)
  • Комментарий.
  • Предполагаемые записи групп

  • 1-я группа. Общая характеристика «новой драмы»
  • 2-я группа. Исторические истоки «новой драмы»
  • 3-я группа. Особенности поэтики «новой драмы»

(Учащиеся составляют тезисы.)
А. П. Чехов весьма рано стал увлекаться театром. Будучи гимназистом, он участвовал в домашних спектаклях, выступая в собственных импровизациях, часто посещал таганрогский театр, интересуясь наравне с классическим репертуаром переводными французскими мелодрамами и водевилями. Степень влияния театральной формы на раннее литературное творчество Чехова видна из первых его литературных опытов. По свидетельству биографов писателя, первыми его литературными произведениями
были водевиль «Недаром курица пела», до нас не дошедший, и драма «Безотцовщина». Однако в силу литературной неопытности начинающего писателя
первая большая пьеса Чехова не была им напечатана и не была поставлена на сцене. Свою драматургическую деятельность Чехов начал с писания юмористических одноактных пьесок-водевилей, или, как их называли в те годы,— шуток,
сцен. Эта малая форма драматургических произведений тесно примыкает к обширному циклу мелких рассказов и очерков Чехова того же времени. В конце 1880-х гг., в пору усилившегося после разгрома народовольцев самодержавно-полицейского режима и вызванного им общественного угнетения, Чехов выступил с пьесой «Иванов», в которой поставил задачей, как он сам определил,— суммировать образ интеллигента, подавленного тяжёлыми условиями
политического строя. Пьеса со своими центральными для эпохи темами, будучи поставленной на московской сцене, явилась поводом для необычайно оживлённого и страстного обсуждения её современными критиками. В сезон 1889 г. «Иванов» был поставлен в Петербурге на сцене Александринского театра и имел
исключительный успех. Успех дебюта Чехова на сцене побудил его к писанию вслед за первой драмой — пьесы «Леший». Новая пьеса ставила иные задачи: на первый план была
выдвинута моральная тема, вытекающая из обрисовки общей бытовой картины жизни интеллигентного круга лиц. Нарушение моральной нормы объясняло,
по замыслу Чехова, противоречия социальной жизни и все трудности человеческих взаимоотношений. Основная направленность пьесы — протест против подозрительного отношения к людям, против желания наложить на человека тот или иной ярлык, протест против среды, которая в каждом человеке «ищет народника, психопата, фразёра — всё, что угодно, но только не человека!» В пьесе дана галерея «нудных, эпизодических лиц», ряд «сонных физиономий, скучных, постылых разговоров», показана среда, в которой главный герой Хрущов, по его словам, чувствует, что с каждым днём «становится всё глупее, мелочнее и бездарнее». «Леший» отразил характерную для жизни разночинной интеллигенции конца 1880-х гг. растерянность перед суровой социальной действительностью, её метанья в поисках какого-то выхода из тисков этой действительности и её неспособность правильно определить основное направление общего потока жизни. Создание А. П. Чеховым пьесы «Чайка» приходится уже на середину 1890-х годов, на время, когда в театр проникали с разных сторон и упорно утверждались в нём новые веяния. Ведущей темой пьесы является показ обывательского перерождения интеллигенции, тех её представителей, которые отходя от активной общественной жизни и уходя в область чистого искусства, приходят к личному краху.
В середине 1890-х гг. — ко времени написания А. П. Чеховым пьесы «Дядя Ваня» — окончательно определилась художественная позиция
художника, как выразителя дум и исканий передовых слоёв мелкобуржуазной интеллигенции времени 1880-х годов и закончилось формирование его художественного стиля. В пьесе «Дядя Ваня» А. П. Чехов дал объективную картину социально-политического бытия мелкобуржуазной интеллигенции. Мастерство
драматурга получило здесь полное и гармоничное разрешение.
Пьеса «Три сестры» по своей теме является как бы продолжением пьесы «Дядя Ваня», обрисовывая судьбы того же интеллигентного слоя провинциальной России. Перед нами проходят представители буржуазной и военной интеллигенции, не имеющие осмысленной жизни в настоящем, лишённые идейных перспектив в будущем. Тематическая ткань пьесы, тонко обработанная реалистическими и психологическими приёмами, пронизана ярко выраженной пессимистической лиричностью.

В последней пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» звучит новая тема. Тема эта — крупнейшие общественные сдвиги, изменение дворянского
строя общества с его некогда устоявшейся, некогда крепкой типовой жизнью, смена распадающегося, уходящего помещичье-дворянского хозяйственного
уклада укладом буржуазно-капиталистическим. Имя Чехова-драматурга неразрывно связано с Московским Художественным театром, который первый дал подлинную сценическую жизнь его пьесам.
Чеховские пьесы часто называют драмами настроения. Как писал К. С. Станиславский: «Их прелесть в том, что не передаётся словами, а скрыто под ними
или в паузах, или во взглядах актёров, в излучении их внутреннего чувства». Как и в чеховской прозе, жизнь в его пьесах предстаёт многомерной, не поддающейся упрощённому толкованию. Чеховские «Чайка», «Дядя Ваня», «Три
сестры», «Вишнёвый сад» не сходят с театральных подмостков и по сей день.

Читайте также:  Топ-10 сказок на ночь для детей до 7 лет, советуем прочитать

Каждая группа получает тему и задание: кратко записать основные положения статьи по этой теме.
Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия. В них нет счастливых людей. У писателя особое ощущение драматизма жизни. Зло в его пьесах как бы измельчается, проникая в будни, растворяясь в повседневности. Возникает ощущение, что в нескладице отношений между людьми в той или иной степени повинен каждый герой в отдельности и все вместе. Всеобщее неблагополучие усиливается ощущениями всеобщего одиночества. Конфликт приглушён, поэтому нет деления на положительных и отрицательных героев.
Драма Чехова выражает общественное пробуждение в период наступления нового столетия и нового общественного подъёма: • Недовольство существующей жизнью охватывает всю интеллигенцию; • идёт неуклонное нарастание этого недовольства; • освободительные порывы становятся достоянием не только отдельных личностей, но и каждого здравомыслящего человека; • беспокойность становится фактом повседневного существования людей. На этой исторической почве и вырастает чеховская драма.
• Нет ключевого события, судьбы героев сливаются в единую судьбу, формируется общее настроение; • нет главного героя, нет деления на положительных и отрицательных, главных и второстепенных. Каждый ведёт свою партию, а целое, как в хоре без
солиста, рождается в созвучии множества равноправных и подголосков (полифонизм); • новый подход в раскрытии человеческого характера: пафос действия сменяется пафосом раздумья. Герой показан не в борьбе за достижение целей,
а в переживании противоречий бытия. Слова героев имеют скрытый душевный подтекст; • речевая индивидуализация героев стушёвана. Речь их напевна, мелодична, поэтически напряжена, чтобы создать общее настроение драмы; • события в драмах даны как репетиция, идёт накопление сил, к решительным поединкам герои ещё не готовы; • каждая пьеса состоит из четырёх актов.

3. «Учимся дискутировать»: мини-дискуссия: «Куда уходит жизнь?»

(по пьесам А. П. Чехова «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня»)

4. Составление обобщающей схемы «Структура пьес А. П. Чехова»

(Запись на доске и в тетрадях.)

Особенности драматургии Чехова

V. Рефлексия. Подведение итогов урока


  1. 1. Обобщающая беседа
  2. 2. Обобщающее слово учителя
  3. VI. Домашнее задание

• Какие события в жизни России подготовили возникновение новой драмы? • Каковы различия театра А. П. Чехова и театра А. Н. Островского? • В чём заключаются основные особенности чеховской драматургии? • Почему в драмах А. П. Чехова отсутствует деление на положительных и отрицательных героев? • В чём состоит двойственность конфликта в драмах А. П. Чехова? • Как вы понимаете выражение «подводное течение»? Кому принадлежат эти слова? • Каково строение драм А. П. Чехова?
— А. П. Чехова иногда называют Шекспиром XX в. И это действительно так. Его драматургия, подобно шекспировской, сыграла в истории мировой драмы
поворотную роль. Уже при жизни писателя его творчество получило широкое признание в России и за рубежом, а в течение XX в. слава А. П. Чехова (прежде всего как драматурга) стала всемирной. Его пьесы ставили все ведущие режиссёры, о влиянии А. П. Чехова на своё творчество говорили многие писатели
и драматурги, по его произведениям снято более 300 кинофильмов, а число постановок чеховских пьес в мире уступает только числу постановок пьес Шекспира. Его драматические произведения, переведённые на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.

Прочитать пьесу А. П. Чехова «Вишнёвый сад» (на сайте “К уроку литературы”).

Следующий урок: А. П. Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

Основные особенности драматургии Чехова и эпического театра – Чехов А.П. Литература 19 века

Творческая практика Чехова предопределила развитие эпического театра и выявила его основные черты. Основные особенности драматургии Чехова следующие.

  1. Автор сосредотачивает внимание не на конфликте, а на сущности и исключительности человеческой жизни, поэтому в пьесе важно не событие, а впечатление и переживание этого события.
  2. Действие не имеет завязки или развязки. Текучие мгновения бытия — основа чеховских пьес, «жизнь ровная, обыкновенная», хотя в этой обыкновенности и заключен весь трагизм: «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни» (А.П. Чехов).
  3. Персонажи до такой степени неактивны, слабовольны и нерешительны, что даже попытка самоубийства или протеста ничем не завершается, а если и удается герою прекратить свой поединок с жизнью, то его смерть ни для кого не имеет значения.
  4. Герои много говорят и не пытаются услышать друг друга. Возникает проблема понимания, слова утрачивают смысл. Так выражается разобщенность человечества, опустошение души. Даже в самых драматических ситуациях герои не пытаются понять друг друга. В «Вишневом саде» перед торгами Лопахин, измученный бездеятельностью Раневской и Гаева, спрашивает хозяйку сада: «Согласны вы отдать землю под дачи или нет? Ответьте одно слово: да или нет? Только одно слово!» Кажется, не ответить нельзя и диалог должен состояться. Однако Любовь Андреевна неожиданно спрашивает: «Кто это здесь курит отвратительные сигары…»
  5. В пьесах много внесценических персонажей. Они нужны не только для того, чтобы дополнить основные образы какими-нибудь смысловыми оттенками, они расширяют эпическое пространство, часто являются чуть ли не главными, в значении активности их действий (как, например, Протопопов в «Трех сестрах» или парижский любовник Раневской в «Вишневом саде»).
  6. Ожидание чего-то важного превращается в бессмысленность существования.
  7. Отказ от явлений — появление очередного героя не вносит в конфликт новых перипетий.

В пьесах Чехова принято выделять лирическое начало, хотя сам автор многие драматические произведения назвал комедиями («Чайка». «Вишневый сад»).

Лирическая драматургия — своеобразное явление в новой литературе XX века, это своеобразная «поэзия в драме», ей свойственна эмоциональная напряженность, поэтичность монологов, насыщенность метафорами, мелодичность, повышенный интерес к внутренней, а не к внешней жизни героев.

В любом драматическом произведении герой — категория очень важная, но в лирической драме нет главного героя. Каждый персонаж важен автору для того, чтобы выразить все оттенки настроения пьесы, показать всю многомерность человеческой психики.

Герой лирической драмы всегда находится в состоянии поиска, пытается уйти от вопросов, которые задает ему совесть. В такого рода пьесах незначительные жизненные факты становятся основой сюжета, но даже они не столь интересны автору.

Внимание драматурга сконцентрировано на том, как передать зрителю определенные чувства, эмоциональную заразительность, яркий диалог характеров.

Чехов не использует в драме самого важного приема — действие в пьесах не вызывается событиями. Как писал Б. Зингерман, «драматург компрометирует событие», считает его лишь случайностью.

На самом деле событий в пьесах очень много: герои Чехова переживают любовные драмы, соперничают в любви, стреляются на дуэлях, покушаются на самоубийство, разоряются, запутываются в долгах, обстоятельства гонят их из дома, но все это не главное.

Особенность концепции театрального действия у Чехова состоит не в отсутствии событий, а в их оценке на протяжении всей человеческой жизни.

Действие в его пьесах возникает из монотонности и в монотонности гаснет, накаляя скрытый драматизм. Автор уделял большое внимание ремаркам, в которых отмечались те полутона настроений, которые можно выразить звуком или светом.

“Почувствовать грустную, монотонную жизнь”, — писал автор «Вишневого сада», — значит, понять пьесу”. Финалы “Иванова”, “Чайки”, “Трех сестер” драматичны, даже трагичны — самоубийства и убийства, но это не событийная развязка — это проявление случайности.

Смерть героя в финале произведений не задерживает на себе нашего внимания, как это было в классическом театре, мы понимаем, что все еще впереди и у других героев, и у нас.

Настроение в пьесах Чехова создается не только внешними изобразительными приемами (с помощью пейзажа, звуков и пауз), но и в репликах актеров, на первый взгляд абсурдных, но значимых для понимания вечности. Такую роль художественного подтекста выполняет звук лопнувшей струны в “Вишневом саде”. Этот звук возвращает героев к настоящему, стирает границы времени, дает возможность осознать, что жизнь однообразна и скучна.

Действие во всех чеховских пьесах происходит в усадьбе, даже городской дом Прозоровых («Три сестры») ее напоминает, и это не случайно.

Время и пространство соотнесены как мгновение и вечность. Разрушаются русские дворянские гнезда, но вечна природа.

Ее красоту очень тонко чувствовал Чехов, и поэтому в ремарках ко всем пьесам он дает выразительный образ природы, делает ее чуть ли не главным образом.

Весна выражает тему радостного ожидания счастья, а лето — период томления и разочарования, осенью герои ощущают неизбежность старости и того, что все проходит. Действие «Вишневого сада» начинается в мае, а заканчивается осенью, но сад остается цветущим и чистым.

Через восприятие природы проявляет себя эмоциональная жизнь действующих лиц. Словно сама природа переключает жизненную драму героев на лирический лад и вместе с тем придает ей эпический, надличностный характер.

Пейзаж возвышает и поэтизирует обыденную жизнь.

Таковы основные особенности драматургии Чехова, пьесы которого известны во всем мире.

Источник: В мире литературы. 11 класс / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Художественное своеобразие драматургии А.П. Чехова

Многие русские классики обладали уникальной способностью сочетать в себе несколько профессий и уметь верно преобразовывать свои знания в литературное произведение.

Так, Александр Грибоедов был знаменитым дипломатом, Николай Чернышевский — педагогом, а Лев Толстой носил военный мундир и имел офицерское звание. Антон Павлович Чехов долгое время занимался медициной и уже со студенческой скамьи был полностью погружён во врачебную профессию.

Лишился мир гениального врача, так и не известно, но он точно приобрёл выдающегося прозаика и драматурга, который оставил свой неизгладимый след на теле мировой литературы.

Новая драма Чехова

Первые театральные попытки Чехова воспринимались его современниками достаточно критично. Маститые драматурги полагали, что всё из-за банального неумения Антона Павловича следовать «драматическому движению» пьесы. Его работы называли «растянутыми», в них недоставало действий, было мало «сценичности».

Особенность его драматургии заключалась в любви к детализации, что было вовсе не свойственно театральной драматургии, которая в первую очередь была нацелена на действие и описание перипетий. Чехов считал, что люди, в действительности не всё время стреляются, демонстрируют сердечный пыл и участвуют в кровавых битвах.

По большей части они ходят в гости, беседуют о природе, пьют чай, а философские изречения не выстреливают из первого попавшегося офицера или случайно попавшейся на глаза посудомойки. На подмостках должна загораться и пленять зрителя настоящая жизнь, такая же простая и сложная одновременно.

Люди спокойно кушают свой обед, и в то же время вершится их судьба, идет мерным шагом история или разрушаются заветные надежды.

Читайте также:  Отзыв о романе «герой нашего времени» для читательского дневника (м. ю. лермонтов)

Метод работ Чехова многие обуславливают как «мелкий символический натурализм». Это определение говорит о его любви к повышенной детализации, эту особенность мы рассмотрим чуть позже. Ещё одной особенностью новой драмы «по-чеховски» является намеренное использование «случайных» реплик героев.

Когда персонаж отвлекается на какую-то мелочь или вспоминает старый анекдот. В такой ситуации диалог прерывается и петляет в каких-то нелепых мелочах, как заячий след в лесной чаще.

Этот столь не любимый современниками Чехова приём в сценическом контексте определяет настроение, какое в данный момент автор хочет передать через данного персонажа.

Станиславский и Немирович-Данченко заметили новаторскую закономерность развития театрального конфликта, назвав ее «подводное течение». Благодаря их глубокому анализу современный зритель смог верно трактовать многие детали, которые автор внедрял в свои произведения. За неприглядными вещами скрывается внутренний интимно-лирический поток всех персонажей пьесы.

Особенности драматического метода А. П. Чехова

Новаторство пьес А. П. Чехова, так сильно поразившее современников, нашло отклик и в сердцах критиков. Именно критики сформулировали главные принципы драматического метода писателя.

Критики в первую очередь в драматургии Чехова отмечали то, что в ей отразились черты кризиса реализма конца 19 века.

часто «чеховская драма» отходит от точного реалистического изображения действующих лиц для того, что как можно глубже проникнуть в их внутренний мир.

Чехов предлагает для своих зрителей многослойную реальность с наличием разного рода «подводных течений» и отступлением от основной темы. Трагичность человеческого существования растворяется в обыденности, в стремлении драматурга постичь его смысл.

Главное в диалогах персонажей чеховской драмы – не буквальное значение слов, а внутренний контекст, их тайный смысл. Часто при этом персонажи, произнося слова и обращаясь к своему собеседнику, друг друга не слышат, понимают лишь собственную позицию.

В произведениях Чехова нередко отсутствует явно выраженный конфликт, в них нет исключительно положительных или исключительно отрицательных героев.

Сами пьесы Чехова часто написаны в рамках так называемого «открытого финала», что позволяет зрителям самим додумывать окончание сюжета.

Таким образом, драматургия А.П. Чехова – это уникальное явление в русской литературе. Произведения писателя стремятся помочь человеку найти смысл жизни, пойти по пути нравственного совершенствования.

Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Художественные особенности

Одна из самых явных художественных особенностей Чеховских пьес — детализация. Она позволяет полностью погрузится в характер и жизнь всех действующих персонажей истории. Гаев, один из центральных героев пьесы «Вишнёвый сад», помешан на детском лакомстве. Он говорит, что всё своё состояние проел на леденцах.

В том же произведении мы можем увидеть следующую художественную особенность, присущую произведениям в жанре классицизма, — это символы.

Главный герой произведения- это сам вишнёвый сад, многие критики утверждают, что это образ России, которую оплакивают расточительные люди вроде Раневской и срубают на корню решительные Лопахины.

Символика используется на всём протяжении пьесы: смысловая «речевая» символика в диалогах героев, как монолог Гаева со шкафом, внешний облик персонажей, поступки людей, их манеры поведения, тоже становится одним большим символом картины.

В пьесе «Три сестры» Чехов использует один из своих любимых художественных приёмов- «разговор глухих».

В пьесе встречаются действительно глухие персонажи, такие как сторож Ферапонт, но классик заложил в этом особенную идею, которую Берковский в будущем опишет как «упрощённая физическая модель разговора и с теми, у кого глухота иная». Также можно заметить, что почти все Чеховские персонажи разговаривают монологами.

Такой вид взаимодействия даёт каждому персонажу должным образом раскрыться перед зрителем. Когда один герой произносит свою финальную фразу, это становится неким сигналом для следующего монолога его оппонента.

В пьесе «Чайка» можно заметить следующий Чеховский приём, который автор намеренно использовал при создании произведения. Это отношение ко времени внутри истории. Действия в «Чайке» часто повторяются, сцены замедляются и растягиваются. Таким образом, создаётся особенный, исключительный ритм произведения.

Что касается прошедшего времени, а пьеса — это действие здесь и сейчас, то драматург выводит его на передний план. Теперь время в роли судьи, что предаёт ему особенный драматический смысл.

Герои постоянно мечтают, думают о грядущем дне, тем самым они перманентно прибывают в мистическом отношении с законами времени.

«Подводное течение»

В своих произведениях Антон Павлович полностью отказывается от некоторых театральных приемов. Например, исключает объемные монологи, так как люди в обыденной жизни их не произносят. Особенности драматургии Чехова в рассказе «Вишневый сад» наглядно демонстрируют это.

Вместо нарочитых реплик «в сторону» автор применяет особый психологический прием, который Немирович-Данченко и окрестил подтекстом или «подводным течением». Прежде всего, это «двойное звучание» каждого персонажа, то есть многозначность его характера. Примером такого «звучания» может послужить предложенное выше описание характера Лопахина.

Кроме того, Чехов по-особенному выстраивает диалог своих героев, то есть делает так, чтобы зрители могли понять, о чем думают персонажи во время обсуждения бытовых вопросов. Разговор Лопахина и Вари в четвертом действии – образец такого неоднозначного объяснения. Им хочется говорить о своих чувствах друг к другу, однако они беседуют о посторонних вещах.

Варя разыскивает какой-то предмет, а Лопахин делится планами на грядущую зиму. В результате объяснения в любви между героями так и не происходит.

Новаторство драматургии Чехова

Чехов стал первооткрывателем модернистского театра, за что его часто ругали коллеги и рецензенты. Во-первых, он «сломал» основу драматических основ — конфликт. В его пьесах люди живут. Персонажи на сцене «проигрывают» свой отрезок «жизни», который прописал автор, не делая из своего быта «театральное действо».

Эра «дочеховской» драматургии была завязана на действии, на конфликте между героями, всегда было белое и чёрное, холодное и горячее, на чём и строился сюжет.

Чехов отменил этот закон, позволив персонажам жить и развиваться на подмостках в бытовых условиях, не заставляя их бесконечно признаваться в любви, рвать на себе последнюю рубаху и бросать перчатку в лицо соперника в конце каждого акта.

В трагикомедии «Дядя Ваня» мы видим, что автор может позволить себе отринуть накалы страстей и бури эмоций, выраженные в бесконечных драматических сценах. В его работах есть много не оконченных действий, а самые смачные поступки героев совершаются «за сценой». Подобное решение было невозможно до новаторства Чехова, иначе бы весь сюжет просто потерял смысл.

Самой структурой своих произведений писатель хочет показать неустойчивость мира в целом, а уж тем более мира стереотипов. Творчество само по себе – революция, создание абсолютной новизны, которой без человеческого таланта не было бы на свете.

Чехов даже не ищет компромиссов со сложившейся системой организации театрального действа, он всеми силами демонстрирует ее неестественность, нарочитую искусственность, которые уничтожают даже намек на художественную правду, искомую зрителем и читателем.

Драматические произведения нового жанра

Особенности чеховской драматургии заключаются в том, что все пьесы, написанные им после «Чайки», еще глубже погружали зрителя в мир человеческих переживаний и чувств. Причем эти переживания от пьесы к пьесе становились все более трагическими.

Такой является пьеса «Дядя Ваня», написанная в 1897 году. В ней речь идет о судьбе провинциального дворянина, который создал себе кумира в лице своего родственника профессора Серебрякова.

  Однодум   ::   Лесков Николай Семенович

Дядя Ваня воспитывает свою племянницу, дочь профессора, Соню, помогает своему родственнику материально и морально и считает, что его жизнь наполнена самым высоким смыслом. Но когда Серебряков приезжает к нему погостить со своей второй женой, дядя Ваня понимает, что он глубоко ошибался. Войницкий не смог перенести этого разочарования.

Замечание 2

Свое понимание смысла человеческой жизни автор выражает в словах доктора Астрова, в которого безнадежно влюблена Соня: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Главные героини пьесы «Три сестры» тоже находятся в поиске смысла жизни и не находят его в мире потребительства и мещанских интересов. Девушки верят в чистые, светлые мечты, но с годами эта вера постепенно угасает.

Новаторство драматургии А. П. Чехова особенно проявилось в его самой необычной пьесе «Вишневый сад», которая стала самой последней пьесой драматурга. Она лишь внешне рассказывает о судьбе одной обедневшей дворянской семьи. На самом же деле в пьесе представлен слепок всей русской жизни той эпохи, а разрушение вишневого сада – это словно предчувствие драматурга разрушения царской России.

Своеобразие

Чехов всегда выставлял на всеобщее обозрение всю сложность обычных жизненных явлений, что и отразилось в открытых и неоднозначных финалах его трагикомедий. Точки нет не сцене, как и в жизни. Мы ведь, например, только догадываемся, что произошло с вишнёвым садом.

На его месте воздвигли новый дом со счастливой семьёй или он остался пустырём, который никому больше не нужен.

Мы остаемся в неведении, счастливы ли героини «Трёх сестёр»? Когда мы с ними расстались, Маша была погружена в мечтания, Ирина в одиночестве покинула отчий дом, а Ольга стоически замечает, что «…страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благославят тех, кто живёт теперь».

Творчество Чехова начала 20 века красноречиво говорит о неизбежности революции. Для него и его героев — это способ обновления.

Он воспринимает перемены как нечто светлое и радостное, что приведёт его потомков к долгожданной счастливой жизни, полной созидательного труда.

Его пьесы рождают жажду нравственного преображения в сердце зрителя и воспитывают его, как сознательного и деятельного человека, способного изменить к лучшему не только себя, но и других людей.

Писателю удаётся запечатлеть внутри своего театрального мира вечные темы, которые насквозь пронизывают судьбы главные персонажей. Тема гражданского долга, судьбы отечества, истинного счастья, настоящего человека- всем этим живут герои Чеховских произведений. Темы внутренних терзаний автор показывает через психологизм героя, его манеру речи, детали интерьера и одежды, диалоги.

Ссылка на основную публикацию