Мифология в поэме «Илиада»

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс — Вигасин А.А. Оглавление

§ 26. Поэма Гомера «Илиада»

1. Гомер и две его поэмы. Мифы о последнем, десятом годе Троянской войны лежат в основе знаменитой греческой поэмы «Илиада». Её название произошло от слова Илион — таково другое имя города Троя. По преданию, поэму создал величайший поэт Гомер.

Древние греки глубоко чтили Гомера, помнили наизусть тысячи строк из «Илиады» и другой созданной им поэмы — «Одиссеи». Но осталась загадкой вся жизнь поэта: сами греки не знали, когда он родился и умер, где бывал. Семь городов спорили между собой за честь называться родиной Гомера. Существовала легенда, что поэт был слепым.

В наши дни учёные считают, что поэмы были созданы в VIII (8-м) веке до н. э.

2. Гнев Ахиллеса. Прославленным героем мифов о Троянской войне был грек Ахиллес. Предводитель греков под Троей микенский царь Агамемнон отобрал у него пленницу-рабыню. Оскорблённый юноша, любивший девушку, поклялся, что ни он, ни его воины не станут больше сражаться с троянцами. «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…» — так начинается «Илиада».

Бесстрашный Гектор — военный вождь троянцев — был сыном престарелого царя Трои Приама. Узнав о раздорах в греческом войске, повёл Гектор своих воинов на вражеский лагерь. Огромным камнем разбил он ворота, и внутрь лагеря хлынули троянцы. Яростно защищались греки, прижатые к самому морю. Изнемогали они в борьбе. Но Ахиллес и его воины не участвовали в грозном сражении.

Мифология в поэме «Илиада»

Гомер. Древнегреческий бюст.

Мифология в поэме «Илиада»

Богиня Гера. Древнегреческая скульптура.

Как Одиссей — царь острова Итака — не хотел идти на войну

На Итаку приплыли послы звать царя на войну с Троей. Они увидели, как Одиссей пашет. В плуг он почему-то запряг осла с быком, а в землю вместо зёрен бросает соль.

Да он безумен! Нет проку от такого на войне! Но один из послов догадался, что царь хитрит: он не желает оставлять красавицу жену и грудного сына. Посол взял на руки младенца и положил на борозду перед упряжкой.

Пришлось Одиссею признаться в притворстве.

Мифология в поэме «Илиада»

Богиня Афина. Древнегреческая статуя.

  • Тогда обратился к Ахиллесу любимый друг его Патрокл:
  • Дай позволение мне облачиться в доспех1 твой прекрасный.
  • Может быть, в битве меня за тебя принимая, троянцы Бой прекратят…

Обида мешала Ахиллесу выйти на бой. Но Патроклу в его просьбе он не отказал.

Мифология в поэме «Илиада»

Богиня Афродита с яблоком в руке. Древнегреческая статуя.

  1. Начал тотчас же Патрокл облекаться сияющей медью…
  2. Мощную голову шлемом покрыл, сработанным прочно…
  3. Следом за этим и грудь облачил себе крепкой бронёю.

Вовремя привёл Патрокл свежее подкрепление. Воспрянули духом греки и выбили троянцев из лагеря. Испугались троянцы, «стали они озираться, куда убежать им от смерти». Один лишь Гектор понял, что перед ним не Ахиллес.

  • Гектор, едва лишь увидел Патрокла, великого духом…
  • Близко к нему подошёл сквозь ряды и ударил с размаха
  • Пикою в низ живота и насквозь пронзил его медью.
  • Зарыдал Ахиллес, узнав горестную весть.

1 Доспехи — снаряжение воина (шлем, панцирь, щит и т. п.).

Мифология в поэме «Илиада»

Ахиллес с телом Гектора. Рисунок на вазе.

«Друга не мог защитить я! Далёко от родины милой Пал он, — и в этой беде я на помощь ему не явился!

Им, как своей головой, дорожил. И его погубил я!»

Решил Ахиллес отомстить Гектору. Новое оружие взамен захваченного Гектором выковал для него бог-кузнец Гефест (одни боги помогали грекам, другие — троянцам).

3. Поединок Ахиллеса с Гектором. Могучий Гектор, защитник Трои, вернулся ненадолго в свой город, «чтобы увидеть домашних, жену дорогую и сына».

Ахиллесова пята

Ахиллесу было предсказано, что он совершит множество подвигов, но погибнет молодым и домой из-под Трои не вернётся. Мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, пыталась уберечь сына от преждевременной смерти, когда тот был ещё младенцем.

Она знала, что река, текущая в подземном «царстве мёртвых», обладает чудодейственной силой. В её водах Фетида выкупала мальчика и сделала неуязвимым. Отныне Ахиллеса нельзя было поразить ни копьём, ни мечом.

Единственным уязвимым местом осталась пятка, за которую богиня, окуная сына в воду, держала его.

Мать не хотела отпускать Ахиллеса в поход на Трою. Она переодела его в женскую одежду и спрятала у царя одного острова. Но туда под видом купца прибыл Одиссей. Он разложил во дворце женские украшения и оружие. Вдруг его воины затрубили тревогу. Ахиллес схватился за оружие и выдал себя.

Ахиллес стал участником Троянской войны. Он прославил себя подвигами, но незадолго до падения Трои погиб. Пущенная Парисом стрела поразила Ахиллеса в пятку.

  1. Там подбежала навстречу ему Андромаха супруга… Стиснула руку, и слово сказала, и так говорила:
  2. «Сжалься над нами и в бой не иди, оставайся на башне, Чтоб сиротою не сделать ребёнка, вдовою — супругу!»
  3. Ей, отвечая, сказал шлемоблещущий Гектор великий:
  4. «Я бы стыдился троянцев и длинноодеждных троянок, Если б вдали оставался, как трус, уклоняясь от боя!»

У неприступных стен Трои сошлись два могучих героя. «Гектор! Убивши Патрокла, ты жить собирался остаться?» — вскричал Ахиллес и метнул копьё. Увернулся Гектор, и копьё пронеслось мимо. «Берегись и ты!» — отвечал он врагу.

Брошенное Гектором копьё попало в щит Ахиллеса, но отскочило в сторону. Никому не дано было пробить щит, выкованный Гефестом! Тем временем следившая за поединком богиня Афина подала Ахиллесу его копьё. А Гектору вернуть копьё было некому. Нанёс ему Ахиллес смертельный удар.

Привязал он за ноги мёртвое тело к колеснице и погнал коней.

  • Чёрная, мрачная ночь покрыла глаза Андромахи…
  • На стену быстро взошла и, взглянув, увидала: по полю Гектора прочь волокли от стены быстролётные кони.
  • Сказание о троянском коне

После гибели Гектора трудно стало троянцам защищать город. Но и греки не могли силой овладеть им. Тогда Одиссей предложил действовать хитростью.

Однажды троянцы увидали, как греки сели на корабли и отплыли от берега. Двинулись троянцы к покинутому лагерю, радуясь, что долгая осада кончилась. Лагерь был пуст… Только огромный деревянный конь стоял посредине. Почему враги бросили его? Не вернутся ли назад? Тут подвели пленного грека.

— Меня возненавидел Одиссей, — сказал он, — вот почему я спрятался и ждал отплытия наших кораблей… Знайте — этот конь посвящён самой богине Афине. Втащите его в Трою, он принесёт вам счастье и удачу.

Поверили троянцы лжи пленника и потащили коня канатами в город. Громадина не пролезала в ворота — пришлось разобрать часть стены. Ночью же, когда весь город спал, открылась дверца в брюхе коня. Внутри его прятался отряд во главе с Одиссеем.

Той же ночью на кораблях вернулось греческое войско. Через пролом в стене оно проникло в город. И запылала Троя, перебиты были её защитники, погиб старый Приам, обращены в рабство женщины и дети. Так на десятый год войны пала могучая Троя.

Мифология в поэме «Илиада»

Троянский конь. Древнее изображение.

4. Похороны Гектора. Никто не мог удержать старого царя Приама. Отправился он во вражеский лагерь, бросился в ноги Ахиллесу, умоляя его отдать для похорон тело Гектора. Вспомнил Ахиллес свою судьбу, предсказанную ему раннюю смерть под стенами Трои.

С кресла стремительно встал он и за руку поднял Приама,

Тронутый белой его бородой и седой головою:

«О, злополучный! Как много ты горестей сердцем изведал!

Так овладей же собой, без конца не круши себя скорбью…»

Отдал Ахиллес престарелому Приаму убитого сына. На время похорон заключили перемирие. Тело отважного Гектора сожгли троянцы на большом костре. Кости его уложили в могилу и насыпали холм.

«Так погребали они конеборного Гектора тело» — этим стихом заканчивается поэма Гомера «Илиада».

Проверьте себя. 1. С чего начинается «Илиада»? Чем заканчивается? 2. Что вы знаете о героях «Илиады» Агамемноне, Ахиллесе, Патрокле, Приаме, Гекторе. Андромахе?

Подготовьте сообщение. Крылатые выражения «ахиллесова пята» и «троянский конь». В каких случаях их можно сейчас употребить? Подумайте. Справедливы ли упрёки троянцев, утверждавших, что Парис навлёк на Трою большую беду. Поясните ответ.

  1. Оглавление
  2. § 25. Микены и Троя
  3. § 26. Поэма Гомера «Илиада»
  4. § 27. Поэма Гомера «Одиссея»

Билет 7. Образы богов и способы их характеристики в "Илиаде"

Предыдущий вопрос Список вопросов Следующий вопрос

Образы богов и способы их характеристики в “Илиаде”.

Олимпийские и доолимпийские боги были для древнего грека мифом.Каждое существо имело свою священную биографию,свое развернутое магическое имя, силой которого оно повелевало и совершало чудеса. Миф оказывался чудом и реальным предметом веры.Таковы были Зевс и Гера, Деметра и Посейдон, Афина и Гефест, Аполлон и Артемида.

Греческие мифы рассказывают, что Земля, отягощенная разросшимся населением, просила Зевса пощадить ее и уменьшить число людей, живущих на ней. Ради просьбы Земли по воле Зевса и начинается Троянская война.Земной причиной этой войны было похищение царицы Елены троянским царевичем Парисом.

Однако это похищение обосновывалось чисто мифологически. Один из греческих царей ,Пелей, женился на морской царевне Фетиде, дочери морского царя Нерея. На свадьбе присутствовали все боги, кроме Эриды, богини раздора, замыслившей поэтому отомстить богам и бросившей богиням золотое яблоко с надписью “Прекраснейшей”.

Миф повествовал, что претендентами на обладание этим яблоком явились Гера(супруга Зевса), Афина(дочь Зевса и богиня войны и ремесел) и Афродита(дочь Зевса,богиня любви и красоты).И когда спор богинь дошел до Зевса, он приказал разрешить его Парису,сыну троянского царя Приама.Эти мифологические мотивы весьма позднего происхождения.

Все три богини имели долгую мифологическу историю и представлялись в древности суровыми существами.Человек уже считает себя настолько сильным и мудрым, что может даже творить суд над богами.

Дальнейшее развитие данного мифа только усугубляет этот мотив относительного бесстрашия человека перед богами и демонами : Парис присуждает яблоко Афродите, и та помогает ему похитить спартанскую царицу Елену.

Читайте также:  Цитаты и афоризмы по направлению «Разговор с собой»

Хочу привести мнение А.Ф. Лосева о мифологии в “Илиаде” и “Одиссее” : “можно сказать, у Гомера нет никакой мифологии.Правда, вера в богов и демонов здесь не отрицается, но они даны в такой форме, которая имеет мало общего и с примитивной народной религией.

Гера, Кирка и Калипсо – это женщины в роскошных одеждах, утопающие в наслаждениях, ….Привлечение образов богов ничем не отличается от использования им всех прочих ресурсов.

Это совершенно такие же персонажи его художественного произведения, как и самые обыкновенные герои и люди.”

и анархических, иногда просто звериных, а зачастую дисгармонических(керы, гарпии, эринии, доолимпийские божества ).

Героическая мифология, наоборот, оперирует уже с образами чисто человеческими, более или менее уравновешенными или гармоническими, содержащими в себе установку на определенные принципы и мораль.

Олимпийские боги являются скорее героическими, но и хтоническое начало сильно в большинстве из них.

будут терпеть поражения,пока не загладят обиду,нанесенную ее сыну.Исполняя это обещание,Зевс посылает Агамемнону обманчивый сон, предвещающий близкое падение Трои, и Агамемнон решается дать бой троянцам.Далее боги постоянно вмешиваются в жизнь героев.

Когда Менелай уже почти оказывается победителем,но покровительствующая Парису Афродита похищает его с поля боя, Афина наущает союзника троянцев Пандара пустить стрелу в Менелая.В пятой книге Диомед ранит Ареса и Афродиту,следовательно, иногда люди и боги показаны сражающимися как равные.

От “Илиады” вторая гомеровская поэма отличается обилием авантюрных и фантастических,сказочных мотивов.

В обеих поэмах много религиозно – мифологических противоречий.Зевс – верховный бог, но он многого не знает, что творится в его царстве, его легко обмануть; в решительные моменты он не знает, как поступить; и в конце концов невозможно понять, кого он защищает, греков или троянцев.

Вокруг него ведется постоянная интрига, причем часто совсем не принципиального характера, какие-то домашние и семейные ссоры. Зевс – весьма колеблющийся правитель мира,иногда даже глуповатый.

В “Илиаде” Зевс в прямой речи посылает Аполлона привести в сознание Гектора, лежащего на поле сражения в бессрзнательном состоянии, а далее сам поэт говорит, что Гектора пробудил разум Зевса. По мнению Гектора, Зевс собирается помочь троянцам овладеть кораблями ; однако, из картины, рисуемой здесь самим поэтом этого не видно.

Зевс предлагает богам сражаться по их собственному выбору, потому что иначе Ахилл сразу победит всех троянцев, но река Ксанф направляет Ахилла на бой с троянцами в предположении, что Зевс уже решил вопрос о поражении троянцев Ахиллом.

Боги постоянно вздорят между собой, вредят друг другу, обманывают друг друга; одни из них почему-то стоят за троянцев, другие за греков. Не видно, чтобы Зевс имел какой-либо моральный авторитет.

Внешний облик богов изображается также противоречиво.

Афина в пятой песни “Илиады” такая огромная, что от нее трещит колесница Диомеда, на которую она вступила, а в “Одиссее” это какая-то заботливая тетушка для Одиссея, с которой он сам обращается без особого почтения.

В изображении общего хода действий, в сцеплении эпизодов и отдельных сцен огромную роль играет “божественное вмешательство”. Сюжетное движение определяется необходимостью , лежащей вне характера изображаемых героев,волею богов, “судьбою”.

Мифологический момент создает то единство в картине мира, которое эпос не в состоянии охватить рационально.

Для гомеровской трактовки богов характерны два обстоятельства : боги Гомера гораздо более очеловечены,чем это имело место в действительной греческой религии,где еще сохранялся культ фетишей, почитание животным и.т.д.

; им полностью приписан не только человеческий облик , но и человеческие страсти, и эпос индивидуализирует божественные характеры так же ярко, как человеческие.Затем, боги наделены – особенно в “Илиаде” – многочисленными отрицательными чертами : они мелочны, капризны, жестоки, несправедливы.

В обращении между собой боги зачастую даже грубы : на Олимпе происходит постоянная перебранка, и Зевс нередко угрожает побоями Гере и прочим строптивым богам. Никаким иллюзий “благости” божественного управления миром “Илиада” не создает. Иначе в “Одиссее” : там,наряду с чертами,напоминающими богов “Илиады” , встречается и концепция богов как блюстителей справедливости и нравственности.

Предыдущий вопрос Список вопросов Следующий вопрос

Роль богов и героев в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея»

19 февраля 2014 • 39 802 смотр.

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Очередной фрагмент статьи профессора Тахо-Годи, написанной в виде вступления к изданию книг Гомера «Илиада» и «Одиссея». В отрывке показана роль богов в мифологии, в Троянской войне и жизни главных персонажей, героев книг Гомера. Начало статьи см. здесь.

Правда, героям гомеровских поэм помогают олимпийские боги, ибо Олимп и земля живут в единении. В поэмах Гомера в мифологическом виде мир предстает как единая родовая община во главе с Зевсом.

Ведь поколения героев ведут свой род от Зевса (недаром он именуется у Гомера «отцом людей и богов») или его родичей, поэтому боги озабочены судьбой героев, а смертные люди со вздохами и мольбами обращаются к своим бессмертным покровителям. Так, богиня мудрости и войны Афина побуждает к решительным действиям воина Диомеда.

Она стоит рядом с ним на колеснице и бросает его против ненавистных ей богов — Ареса и Афродиты. Гера и Афина спасают Ахилла от разгневанных волн Скамандра, посылая на помощь огонь Гефеста. Сам бог-кузнец по просьбе Фетиды выковывает Ахиллу великолепные доспехи. Чтобы помочь ахейцам, Гера, супруга Зевса, хитроумно усыпляет своего мужа на горе Иде. Аполлон помогает Гектору сразить Патрокла.

По решению олимпийцев бог Гермес сопровождает Приама в стан Ахилла.

В «Одиссее» мудрая богиня Афина и мудрый герой Одиссей — неразлучны. Богиня незаметно следит за ним и всегда вовремя попадается ему на пути — и на острове феаков, принимая образ прекрасной девы, и на Итаке в виде юного пастуха.

Она помогает Одиссею и Телемаку спрятать оружие; она наблюдает за побоищем женихов, обратившись в ласточку и сидя на потолочной балке; она устанавливает мир на Итаке.

И это она, многомудрая дочь Зевса, на совете богов решительно вступается за Одиссея.

Боги «вкладывают» в сердце человека печаль, «вбрасывают» в него мысль, «вынимают» у него разум, «отнимают» страх, так что множество психических актов представлены у Гомера веществспно-физически.

Иной раз зависимость поступка человека от воли божества рисуется поэтом удивительно зримо.

Так, в I песне «Илиады» в сцене ссоры Ахилла и Агамемнона разгневанный Ахилл уже готов вытащить меч из ножен и напасть на противника, но в этот момент стоящая за спиной героя богиня Афина сильно дергает его за русые кудри и он мгновенно меняет свое намерение.

Но эта непосредственная связь с божеством отнюдь не мешает гомеровскому человеку действовать самостоятельно и творить своими руками жизнь. Более того, в ряде случаев даже боги колеблются, принимая важное решение, так как им неведомо слово судьбы, от которой зависят и смертные и бессмертные.

Тогда Зевс достает золотые весы и на них взвешивает жребии героев, как это происходит, например, перед поединком Ахилла и Гектора. Чаша весов с жребием Гектора склоняется к Аиду, т. е. к смерти.

Таким образом участь его становится известной Зевсу — Гектор должен погибнуть, а богиня Афина готова прийти на помощь Ахиллу, получив на это милостивое соизволение Зевса. «Священные весы Зевса», т. е. решение Зевса, вспоминается Гектору, когда он в битве поворачивает вспять от Патрокла.

Но это временное отступление, так как Патрокла боги уже призвали к смерти и он вскоре будет убит Гектором.

Иной раз самостоятельность человека вселяет страх в богов. Поэтому, когда боги советуются о будущности Одиссея, Зевс произносит примечательные слова о том, что люди напрасно во всем обвиняют богов.

Люди сами на себя навлекают несчастья, поступая вопреки судьбе. Именно на этом основании олимпийцы прекращают скитания Одиссея и помогают ему вернуться домой.

Иначе они не могут поступить, так как Одиссей, проявляя свою независимость, тогда сам, против воли богов, вернется на Итаку.

Отчаянная храбрость героев Гомера рисуется в «Илиаде». Диомед ранит своим копьем богиню Афродиту и бога Ареса. В ярости Диомед бросается на троянца Энея, хотя знает, что за ним стоит сам могучий бог Аполлон.

Диомед не страшится даже его и трижды ударяет копьем в щит, которым божество прикрывает Энея.

Только в четвертый раз, когда Диомед, сам похожий на бога, устремился к цели, дальновержец Аполлон загремел страшным голосом, приказывая герою образумиться, не равняться с богами и немедленно отступить.

В «Одиссее», в сцене морской бури, когда плот Одиссея разбит, герой борется за свою жизнь, вступает в поединок не столько с бушующими волнами, сколько с самим богом морской стихии Посейдоном. Одиссей настолько силен, что Посейдону не стыдно с ним тягаться и он считает этого героя своим личным врагом.

Героев Гомера отличает особое, исполненное творческой радости, отношение к жизни. Ни война, ни бесчисленные смерти не могут поколебать в них желания насладиться дружеской беседой, прекрасной песнью, вкусной едой, роскошным одеянием, великолепным оружием.

И вся эта красота зависит от человека, делается с помощью его рук, одинаково умелых и в ремесле, и в искусстве, причем наставниками людей зачастую являются боги, такие, как кузнец Гефест или знаменитая в ткацком мастерстве Афина, и даже нежная нимфа Калипсо, ткацкий станок которой стоит среди деревьев на лужайке, покрытой фиалками.

продолжение следует

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Мифы и реалии войны

О характерных особенностях зарождавшегося военного искусства данного периода можно составить себе представление по героической поэме древнегреческого поэта Гомера “Илиада”, в которой он описывает один из эпизодов Троянской войны, происходившей между ахейцами (греками) и троянцами в XII веке до н. э.

Однако при этом следует учесть, что поэма была создана в середине IX века до н. э., т. е. спустя 300 лет после Троянской войны. Следовательно, “Илиада” создавалась по преданиям.

Читайте также:  Сочинение: Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Кроме того, как правильно отмечал греческий историк Фукидид, Гомер преувеличил значение этой войны и приукрасил ее, а поэтому к сведениям поэта надо относиться очень осторожно. (См. Приложение 2)

Город Троя был расположен в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданельский пролив). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена.

Видимо, троянцы мешали торговле греков, это заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей. Но троянцев поддерживали многочисленные союзники (Ликия, Мисия и др.

), вследствие чего война приняла затяжной характер и продолжалась более девяти лет.

Город Троя (теперь на его месте находится турецкое местечко Гиссарлык) был обнесен высокой каменной стеной с зубцами. Ахейцы не решались штурмовать город и не блокировали его.

Боевые действия происходили на ровном поле между городом и лагерем ахейцев, который располагался на берегу Геллеспонта.

Троянцы иногда врывались в лагерь противника, пытаясь зажечь греческие корабли, вытащенные на берег.

Гомер подробно перечислил корабли ахейцев и насчитал 1186 судов, на которых было перевезено стотысячное войско. Несомненно, что число кораблей и число воинов преувеличены. Кроме того, надо учесть, что эти корабли были просто большими лодками, так как их легко вытаскивали на берег и довольно быстро спускали на воду. Такой корабль не мог поднять 100 человек.

Поэтому вернее будет предположить, что у ахейцев было несколько тысяч воинов. Возглавлял это войско Агамемнон, царь “многозлатых Микен”. Во главе воинов каждого племени стоял свой вождь.

Главным оружием греческих воинов было копье для метания с медным наконечником, поэтому ахейцев Гомер называет “копьеборными”.

Кроме того, воин имел медный меч и хорошее защитное вооружение: поножи, панцирь на груди, шлем с конской гривой и большой, окованный медью щит. Племенные вожди сражались на боевых колесницах или спешившись.

Рядовые воины были вооружены хуже: они имели копья, пращи, “секиры двуострые”, топоры, луки со стрелами, щиты и являлись опорой для своих вождей, которые сами вступали в единоборство с лучшими воинами Трои. Из описаний Гомера можно представить обстановку, в которой проходило единоборство.

Противники располагались недалеко друг от друга.Боевые колесницы выстраивались в ряд; воины снимали свои доспехи и складывали их рядом с колесницами, затем усаживались на землю и наблюдали за единоборством своих вождей. Единоборствующие сначала метали копья, затем бились медными мечами, которые скоро приходили в негодность.

Лишившись меча, сражавшийся укрывался в рядах своего племени или же ему подавали новое оружие для продолжения борьбы. С убитого победитель снимал доспехи и забирал его оружие.

Для ведения боя боевые колесницы и пехота размещались в определенном порядке. Боевые колесницы выстраивались впереди пехоты в линии с сохранением равнения, “чтобы никто, на искусство и силу свою полагаясь, против троян впереди остальных в одиночку не бился, чтоб и обратно не правил”.

За боевыми колесницами, прикрываясь “выпуклобляшными” щитами, строились пешие воины, вооруженные копьями с медными наконечниками. Пехота строилась в несколько шеренг, которые Гомер называет “густыми фалангами”.

Вожди выстраивали пехоту, загоняя трусливых воинов в середину, “чтоб и тому, кто не хочет, сражаться пришлось поневоле”.

В бой сначала вступали боевые колесницы, а затем “непрерывно одна за другой фаланги ахейцев двигались в бой на троянцев”, “молча шагали, вождей опасаясь своих”.

Пехота сначала наносила удар копьями, а затем рубилась мечами. С боевыми колесницами пехота боролась при помощи копий. Участвовали в бою и лучники, но стрела считалась малонадежным средством даже в руках отличного лучника.

Исход борьбы решали физическая сила и искусство владения оружием. Примитивное оружие часто отказывало: медные наконечники копий гнулись, а мечи от сильных ударов ломались. Маневр на поле боя еще не применялся, но уже появились зачатки организации взаимодействия боевых колесниц и пеших воинов.

Обычно бой продолжался до наступления ночи. Ночью, если достигалось соглашение, сжигались трупы.

Если же соглашения не было, противники выставляли стражу, организуя охрану войска, находившегося в поле, и оборонительных сооружений (крепостной стены и укреплений лагеря — рва, заостренных кольев и стены с башнями). Стража, состоявшая обычно из нескольких отрядов, размещалась позади рва.

Ночью высылалась разведка в стан врага с целью захвата пленных и выяснения намерений противника, проводились собрания племенных вождей, на которых решался вопрос о дальнейших действиях. Утром бой возобновлялся.

Троянцы, добившись успеха в бою, отбросили ахейцев к их укрепленному лагерю. Затем они перебрались через ров и начали штурмовать стену с башнями, но были отброшены. Однако вскоре им удалось разбить камнями ворота и ворваться в лагерь ахейцев. Завязался бой у кораблей. До этого времени некоторые воины не участвовали в бою, вследствие межплеменной розни.

Опасность заставила ахейцев сплотиться, в результате чего у кораблей троянцы встретили свежие силы противника. Это был плотный строй сомкнутых щитов “пика близ пики, щит у щита, заходя под соседний”. Воины выстроились в несколько шеренг, вследствие чего “в смелых колеблясь руках, слоями тянулись копья”.

В этом строю ахейцы отразили троянцев, контратакой — “ударами острых мечей и пик двуконечных” — отбросили их.

Описывая ход боя у ахейских кораблей, Гомер показал некоторые моменты тактического порядка.

Он упоминает о засадах, в которых, по его словам, больше всего проявляется доблесть воинов, говорит о выборе подоспевшими на помощь ахейцами места для нанесения удара: “Где, Девкалид, ты намерен напасть на троянское войско? С правого ль хочешь ударить крыла на врагов, в середине ль, с левого ль?”. Было решено удар нанести с левого крыла.

Многодневный бой не решил исхода войны. В конечном итоге Троя была взята хитростью.

Читать

Евгений Жаринов

Лекции о зарубежной литературе. От Гомера до Данте

© Жаринов Е.В., Жаринов С.Е., текст, 2018

© ООО «Издательство АСТ», 2018

* * *

Часть I. Античная литература. Греция и Рим

Что такое миф?

Прежде, чем мы начнём говорить о самой античной литературе, мы должны с вами разобраться с такой проблемой, как миф. Миф в переводе с греческого означает слово или рассказ. Если так, то миф является одной из существеннейших сторон человеческой природы.

Можно сказать, что мы отличаемся от животных именно тем, что обладаем очень сложным языком. Мы общаемся друг с другом не с помощью звуков, а с помощью слов.

Эти слова складываются в предложения, предложения – в большие, сложные тексты, которые потом человечество начинает записывать, тем самым создавая память, без которой просто нет самого понятия цивилизации.

Дело в том, что проблемой мифа наука занимается серьёзно уже на протяжении последних ста лет. Даже появилась такая дисциплина – «Мифология», предметом изучения которой стал именно миф. В эпоху позитивизма миф воспринимался так, как это было отражено в знаменитой работе Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

В этой работе классик марксизма утверждает, что миф умер и был полностью заменён пришедшей ему на смену наукой. Мол, миф – это результат отсутствия достоверных научных знаний, когда человек пытался объяснить непонятные ему явления психической жизни, жизни общественной и явлений природы заодно через механизм так называемого олицетворения, то есть очеловечивания.

По этой причине Зевс будет зваться громовержцем, Нептун, его брат, будет отвечать за океан и моря, а также за землетрясения, Афродита и Эрос за соответствующие чувства, а бог войны Арес вместе с богиней Победы Никой примет непосредственное участие во всех военных конфликтах. Есть такие боги, как Морфей, который ответственен за сон человека.

Богиня Обида, дочь самого громовержца, будет ослеплять людей гневом, а богиня раздора станет причиной знаменитой Троянской войны. Даже Гнев не совсем будет принадлежать человеку. Это будет, скорее, некий демон, вселяющийся в тело героя. Именно такой демон гнева и станет своеобразной завязкой поэмы Гомера «Илиада». Но позитивистский подход к мифу в XX веке отошёл на второй план.

В связи с развитием науки антропологии, в связи с появлением психоанализа и учения Карла Густава Юнга о коллективном бессознательном, о шести архетипах, напрямую связанных с мировой мифологией, а также в связи с общим европейским кризисом рациональности и постмодернистской концепцией деконструктивизма и прочее миф стал восприниматься как особое явление культуры, явление, которое не исчезло с развитием науки, а, наоборот, стало приобретать новые и, порой, самые неожиданные формы.

Антропология Леви Стросса оправдала древний мир, показав, как он может по-прежнему уживаться с современным научным мышлением. Работа Ролана Барта «Мифологии» смогла связать древние мифы с современными СМИ и даже рекламой.

Знаменитая книга А.Ф. Лосева «Диалектика мифа» показала, что синоним сказки, выдумки, лжи никак не подходит к этому непростому и противоречивому явлению. А если учесть философию языка Витгенштейна, то станет ясно, что языковая природа мифа (напомним, что в переводе с греческого миф означает слово или рассказ) приобретает особую философскую актуальность.

Современные западные историки науки неожиданно открыли для себя, что даже так называемая ньютоно-кортезианская парадигма является ничем иным, как интерпретацией древних мифов и напрямую связана с так называемыми герметическими знаниями, инициированными богом Гермесом Трисмегистом, покровителем алхимиков.

До этого казалось, что у мифа нет никакой логики, что он подчёркнуто алогичен. Отечественный исследователь мифологии Голосовкер доказал, что эта логика есть и что она функционирует путем противопоставления двух взаимоисключающих начал.

И, наконец, проблема мифа и символа показала учёным, что символы напрямую связаны с древними фантастическими сказаниями.

Это оказалось особенно актуальным в связи с семиотикой, современной областью познания мира с помощью дешифровки различных знаковых систем, а знак и символ, как известно, явления очень близкие.

Иными словами, именно миф и новый подход к этой проблеме становятся очень важными животрепещущими проблемами во всей культуре XX века.

Да и в XXI веке мы ещё продолжаем жить по схожей парадигме, в которой миф играет огромную роль. И в ближайшей перспективе актуальность этой проблемы никуда не исчезнет.

Читайте также:  Краткое содержание повести «Детство» (Л.Н. Толстой)

Именно мифологи разных направлений пришли к выводу, что существует неразрывная связь между самой природой человека и мифом.

Эта неиссякаемая актуальность мифа и позволяет нам увидеть и почувствовать всю важность древних сказаний тех же греков и римлян, это и делает изучение античной литературы необходимым. По большому счёту мы никуда от них не ушли и многое нас продолжает объединять, как это не покажется странным.

В мифе действительно очень много сказочного, и эта сказочность сразу заметна. Обыватель ведётся, что ли, на эту сказочность. Но здесь надо учитывать то, что А.Ф. Лосев назвал диалектикой мифа.

Напомню, суть диалектики заключается в снятии противоречия между двумя взаимоисключающими понятиями, в результате чего устанавливается, по Гегелю, некое «единство и борьба противоположностей».

Это единство достигается механизмом «перехода количества в качество», а затем «отрицанием отрицания», то есть когда и снимается само видимое противоречие и устанавливается некоторое внутреннее единство.

Так и в диалектике мифа между сказкой и выдумкой, которые сразу бросаются в глаза при первом знакомстве с мифом, и правдой, истиной, оказывается, противоречие может быть «снято». То есть в результате этой самой диалектики миф вполне может быть правдивым, истинным.

Приведём конкретный пример из истории. Известный археолог-любитель Генрих Шлиман с детства был увлечён сказаниями о Трое. До Шлимана было принято считать, что это плод коллективного воображения древних эллинов.

Но вот, проведя необходимые изыскания, Шлиман пришёл к выводу, что Троя действительно существовала и находилась в центральной Азии в районе города Гиссарлык.

Начались раскопки, которые поначалу больше походили на авантюру, но через некоторое время Троя буквально всплыла на поверхность подобно затонувшей Атлантиде, и это открытие перевернуло все прежние представления о знаменитой поэме Гомера, с которой, практически, и начинается вся история литературы Западной Европы.

Нечто подобное произошло и с открытием мифологического лабиринта Минотавра на острове Крит во дворце царя Миноса. Это открытие совершил английский археолог-любитель Эванс.

Впервые раскопки Кносского дворца начал в 1878 году критский собиратель древностей и купец Минос Калокеринос, однако раскопки были прерваны турецким правительством.

О наличии развалин в Кноссе было известно уже Генриху Шлиману (из писем обнаружившего их Миноса Калокериноса).

Шлиман планировал раскопки в Кноссе, но из-за натянутых отношений с турецкими властями и скандала с незаконным вывозом золотых сокровищ этим планам не было суждено осуществиться.

Систематические раскопки территории были начаты 16 марта 1900 года английским археологом Артуром Эвансом, который скупил земли, на которых стоял дворец. Хочу отметить, что именно Артур Эванс открыл существование целой минойской цивилизации, которая необычайным образом повлияла на всю цивилизацию древних греков.

Я привёл эти факты только лишь для того, чтобы было яснее утверждение о диалектической природе мифа. Сказка – бесспорно, фантастика, само собой, но это нисколько не умоляет и присутствие истины. В мифе может быть зафиксирована историческая память.

Например, всем вам хорошо известно ещё со школьной скамьи сказание о таком греческом герое, как Тесей, который отправился на бой с Минотавром. Минотавр (др. – греч.

Μῑνώταυρος, бык Миноса) – критское чудовище, человек с головой быка, живший в Лабиринте и убитый Тесеем.

Илиада характеристика образов Зевса и олимпийских богов

Зевс – верховный бог древнегреческого пантеона. Все события, описанные в “Илиаде”, определяются “волей Зевса”. Из всех олимпийских богов только 3. открыто будущее: ему известно все, что произойдет в ходе затянувшейся на много лет осады Трои.

Таким образом, 3. в поэме символизирует абсолютную предопределенность событий человеческой истории и выступает воплощением высшего знания, недоступного прочим олимпийским богам и смертным. В стане богов происходит своего рода раскол: все небожители так или иначе обнаруживают личные симпатии

к греческим либо к троянским героям. Афина покровительствует Ахиллу, Аполлон – Гектору, Афродита – Парису.

Конфликт между небожителями приводит даже к “битве богов”, описанной в 20-й и 21-й песнях поэмы. Один лишь 3. остается беспристрастным наблюдателем осады Трои. Он ревностно следит за тем, чтобы в воздаянии героям была строго соблюдена справедливость.

У 3. нет симпатий и антипатий: оказывая временную поддержку то одним, то другим, а также неукоснительно исполняя обещания, данные им другим богам, 3. олицетворяет в поэме идею равновесия, которое сохраняет устои миропорядка. Символом божественной справедливости Гомер делает весы, на которых 3.

взвешивает жребии Ахилла и Гектора. Несмотря на то, что смертные находятся в полной зависимости от воли богов, которые способны погубить их или, напротив, отвратить от них гибель, Гомер далек от того, чтобы показать людей беспомощными игрушками в руках всесильных богов.

Между миром небожителей и миром смертных немало общего.

По сути, они отличаются лишь тем, что у богов гораздо больше возможностей и знаний, недоступных людям, но и богам, как и людям, свойственны всевозможные пороки и заблуждения.

По мысли Гомера, основная характерная черта мира людей – невежество, которое является главной причиной безрассудных и постыдных поступков. 3.

отзывается о людях с иронией: люди убеждены, говорит он, что все беды происходят от злой воли богов, тогда как зачастую сами смертные “гибель судьбе вопреки на себя навлекают безумством”.

(1 votes, average: 5.00

«Илиада» (Гомер)

Цитата: «Кто бессмертным покорен, тому и бессмертные внемлют» (пер. Н. И. Гнедича).

Язык оригинала: греческий.

Основные переводы: Н. И. Гнедича, В. В. Вересаева.

  • Проблематика: трагические последствия конфликта Ахилла и Агамемнона.
  • Смысл названия: «Илиада» — поэма об Илионе (другое название Трои).
  • Литературный жанр: эпическая поэма.

Жанровые особенности: «Илиада» написана шестистопным гекзаметром. Художественное время у Гомера специфическое: автор никогда не рассказывает о событиях как о происходящих одновременно (используя формулу «А в это время…» или любую другую аналогичную) — Гомер нанизывает одно событие на другое, отчего иногда читателю сложно разобраться, что в каком порядке происходило.

Время и место действия: Описана Троянская война, происходившая на рубеже XIII-XII вв. до н. э.

Действующие лица

В поэме описана война между троянцами и греками (в тексте называются также данайцами и ахейцами).

Троянцы:

  • Гектор — глава осаждённой Трои, военачальник, сын царя Трои Приама.
  • Парис — брат Гектора, сын царя Трои. Именно из-за Париса разразилась эта великая битва: он украл Елену, жену спартанского царя.
  • Эней — герой-странник (подобно Одиссею).
  • Антенор — самый мудрый старейшина Трои.

Греки:

  • Менелай — царь Спарты, супруг Елены Прекрасной, которую украл Парис.
  • Агамемнон — брат Менелая, глава греческой армии.
  • Ахилл — герой, сын нимфы и царя Пелея (полубог). Славится своей неуязвимостью.
  • Патрокл — друг Ахилла.

Краткое содержание

Эта великая война началась с обычного женского спора о красоте. Правда, спорили тогда три богини — Афина (богиня войны), Афродита (богиня любви) и Гера (богиня семьи). Спорящие решили, что справедливым для них судьёй станет Парис, молодой царевич Трои. В знак победы Парис должен был вручить одной из богинь яблоко.

Гера предлагала Парису сделать его властелином мира, Афина предложила царевичу сделаться мудрым и храбрым. Но Парис выбрал дар Афродиты: он захотел в жёны самую красивую женщину на свете.

И так уж случилось, что красивейшей оказалась Елена, жена спартанского царя Менелая. Менелай собрал войска и двинулся к Трое забирать неверную жену. 10 лет длилась эта битва за женщину.

Даже боги перессорились, ведь одни из них принимали сторону греков, а другие — троянцев. Например, богиня Гера поддерживала греков, поэтому отвлекла и усыпила Зевса, сторонника троянцев. Она всерьёз опасается гнева Зевса, но верховный бог неожиданно сообщает Гере: будет по-твоему (греки одержат победу), но не раньше, чем примется воевать Ахилл.

Ахилл пока что не вступает в военные действия. Он ограничивается тем, что припугивает троянцев, обрядив в собственные доспехи Патрокла, друга Ахилла. Но Гектор убивает Патрокла, и Патрокл клянётся, что за него отомстит Ахилл.

Гектор сам надевает доспехи Ахилла. Без этих доспехов Ахилл не может воевать, и он кричит от гнева и бессилия. Мать Ахилла просит бога Гефеста сковать её сыну новые доспехи. Ахилл собирает армию, призывая даже Агамемнона, с которым у него прежде были очень натянутые отношения.

Происходит главная битва этой войны, и в бою встречаются Ахилл и Гектор. Гектор чувствует, что ему не победить, и просит Ахилла не измываться над его мёртвым телом.

Но Ахилл говорит, что за Патрокла готов растерзать Гектора на куски. Тело Гектора, привязанное к лошадям, протаскивают вокруг Трои. Но ночью к Ахиллу приходит просить о достойных похоронах для сына царь Приам.

Сердце Ахилла тает. «Илиада» оканчивается похоронами всех погибших.

Мифы свидетельствуют, что это был ещё не конец Троянской войны. Ахилл напал на Трою, но погиб от коварной стрелы Париса, угодившей в единственное уязвимое место на теле Ахилла — в пятку. Ради победы греки схитрили: изготовили огромного деревянного коня и подарили троянцам. Надо ли говорить, что греческие воины сидели внутри этого коня. Так Троя пала.

Экранизация

«Троя» (США, Мальта, Великобритания, 2004, в роли Ахилла — Брэд Питт, в роли Менелая — Брендан Глисон, в роли Елены — Диана Крюгер).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Вставьте пропущенное словосочетание « — это переносное выражение, означающее слабое место».

Ответ. Ахиллесова пята.

Из-за чего произошла Троянская война?

Ответ. Сын царя Трои Парис похитил жену царя Спарты Елену. Царь Спарты Менелай собрал воинов и отправился в поход на Трою. 10 лет спартанцы осаждали Трою, пока им не удалось обмануть троянцев. Воины Спарты изготовили гигантского деревянного коня и спрятались внутри него. Ночью они выбрались из коня и взяли город.

Поделиться ссылкой

Ссылка на основную публикацию